Какие слова повторяются дважды в рассказе воробей и почему

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 4 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 3-7.

УКМ «Школа России»

Раздел «Хорошо того учить, кто хочет всё знать». Проверочная работа.

1. Прочитай рассказ Тургенева «Воробей» про себя. Определи сколько времени тебе потребовалось для чтения.

Среднее время чтения для этого рассказа 2-2.5 минуты.

2. Назови героев произведения. Запиши, кто они.

Героями рассказа являются:

  1. Автор-рассказчик, охотник.
  2. Его собака Трезор.
  3. Старый воробей.
  4. Молодой воробей.

3. Какое реальное событие легло в основу произведения?

В основу рассказа лёг случай, который произошёл с автором, когда он возвращался с охоты.

4. Почему именно это событие было интересно рассказчику?

На него произвели большое впечатление самоотверженность старого воробья и его храбрость.

5. Перечитай текст и определи, сколько в нём частей. Составь план к данному повествованию.

Я бы разделила рассказ на шесть частей.

План к рассказу Тургенева «Воробей»

  1. Возвращение с охоты.
  2. Упавший воробей.
  3. Неожиданный защитник.
  4. Страшное чудовище собака.
  5. Отступление Трезора.
  6. Восхищение автора.

6. Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты, которые помогают его представить.

Выпишем: молодого, желтизной, беспомощно, едва прораставшие.

7. Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.

Он вызывает жалость и сочувствие.

8. Составь текст-описание о нём, используя слова автора.

Это был совсем ещё молодой воробей. Вокруг его клюва была желтизна. Он был совсем беспомощным, ведь его крылья едва проросли, но ещё не окрепли.

9. Сравни поведение собаки и воробья. Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения?

Собака: начала красться, остановился, попятился, признал.

Воробей: ринулся спасать, заслонил, трепетало, одичал, охрип, замирал, жертвовал.

10. Какие эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты.

Авторские эпитеты: старый черногрудый, взъерошенный, искажённый, отчаянным, жалким, маленькое.

Мои эпитеты: крошечный, бесстрашный, героический, самоотверженный.

11. Почему произведение называется «Воробей»? Придумайте другое название.

Главным героем рассказа является воробей. Оно названо по главному герою. Так часто называют произведения.

Можно придумать название произведению по его главной мысли или по его теме.

Например: «Любовью держится жизнь», «Собака и воробей», «Случай на аллее».

12. Отметьте в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает?

Главным оказывается прыжок на землю старого воробья, для защиты молодого. Он начинается со слов: «Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг…».

Этот момент вызывает страх за воробья, желание помочь, защитить его от собаки.

13. Как описан поединок воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?

Поединок описан с помощью противопоставления образов героев. С одной стороны «маленькое тельце» воробья, с другой — «громадное чудовище» собака.

Этот поединок состоялся, несмотря на то, что драки не было. Но собака признала своё поражение и мужество защитника. Она отступила.

Воробей вышел победителем.

14. Какие слова и почему повторяются дважды?

Дважды повторяется слово «Благоговея». Так автор подчеркивал своё отношение к поступку воробья и пытался убедить читателя в справедливости своего чувства.

15. Определи главную мысль произведения. Запиши её, используя слова из текста.

Главная мысль рассказа «Воробей»: любовью держится и движется жизнь.

16. Как ты понимаешь слова автора «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти»?

Настоящая любовь заставляет человека презреть страх перед смертью, забыть о себе, чтобы спасти того, кого любишь.


0

Тургенев «Воробей» какие слова повторяются дважды, почему повторяются?

Цитаты из рассказа Тургенева «Воробей» с повтором слово, писатель повторяет эти слова дважды, потому что

1 ответ:



1



0

В самом начале автор повторяет слово «вдруг». Сначала это наречие используется при описании поведения собаки, учуявшей где-то близко дичь:

ODBNyVaZTiSoioXhaymX4bb4Coqjo8.png

Когда собака начала медленно подступать к упавшему на землю маленькому беззащитному воробышку, автор повторно использует это же наречие:

5bsFtVsW6sd1hTD1LWnM8jcxDwMmigc.png

Повторное употребление наречия «вдруг», имеющего значение «внезапно, неожиданно», характеризует резкую смену обстановки: собака, неожиданно почуявшая добычу, осторожно подбиралась в птенцу, а старый воробей бросился на защиту своего детёныша быстро, резко, не раздумывая, понимая всю опасность положения беззащитного воробышка.

В конце рассказа дважды используется глагол (и деепричастие, как форма этого же глагола) — «благоговеть».

mzqaI0xb8zbJuaW3nwmkZ5tdmInc2l3.png

И слова «любовь» и «смерть» повторяются в этом коротеньком произведении:

OocygYMy7vVG1AYIJ44apPHQA1vm5jo.png

Что передают повторы слов, какие чувства?

Главное — это удивление поведением и собаки (ведь она отошла, как будто почувствовала беззащитность малыша), и старого мудрого воробья, который героически бросился чуть ли не в пасть страшному зверя, спасая своё дитя, и самого автора — свидетеля этой картины, которая натолкнула его (а с ним и читателя) на мысли и раздумья о жертвенности родителей.

«Воробей» — это стихотворение в прозе, именно этим жанром и вызвано использование повторов в произведении.

Читайте также

«Испытание любовью» в моем понимание, иначе можно определить как «проверка на прочность чувств людей». Если любовь настоящая, крепкая и искренняя, то влюбленные преодолеют все трудности и невзгоды, выпавшие на их долю.

В повести «Ася» Тургенева то самое испытание любовью раскрывает чувственную и глубокую натуру Аси, а также сущность господина Н.Н.

OxIMIr2yR1tFnqSQNqpAuOOxx87z7p.png

Будучи влюбленным, он остается верен себе. А Ася, напротив, отдается чувству целиком, мечтает о возвышенности и крепости чувств. К сожалению, Н.Н. совсем не оправдывает ее ожиданий.

Скорее всего он боялся ответственности, ведь Ася так юна.

Безусловно, господин Н.Н. испытания любовью не прошел. А повесть заставляет задуматься читателя о том, что изменить в себе, чтобы не попасть в подобную ситуацию, в какой оказались главные герои. Как пройти испытание любовью, если жизнь подкинет трудности?

Наверно, можно назвать глухонемой Татьяну, которой симпатизировал Герасим.Безгласная, всему покорная, не способная защитить себя- такой мы видим ее в произведении.Ее судьба еще более трагична, чем судьба Герасима, который все-таки проявил характер после гибели Муму. Можно сказать, что в образе Герасима Тургенев хотел представить русский народ вообще- с его богатырской мощью, прекрасной душой и долготерпением,рабск­<wbr />ой покорностью. Да, весь народ -немой, по Тургеневу, потому что не может защитить себя.

Но по-настоящему глухонемой можно назвать жестокую барыню. Здесь имеется в виду глухость души, ее черствость. Да и была ли у той барыни душа? Глуха она была к боли, страданиям, вообще к чувствам других людей. И слова доброго никому не сказала, не поддержала, не утешила никого никогда.Да и лучше было бы ей вообще молчать! Здесь особая немота — разрушительная для других людей, и глухота тоже разрушительная. Это явление более страшное, нежели физический недуг отдельного человека, который чаще всего только ему самому и самым близким его приносит неудобства. Вообще немыми частично можно назвать и всех других людей, которые не понимали Герасима и не стремились к этому, могли заступиться за него, но не заступились, например дворецкий Гаврила.

Насколько я знаю рассказ Тургенева «Бежин луг» был опубликован впервые в 1851 году в в те времена популярном журнале «Современник».

Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника».

Рассказ относится к литературному направлению в стиле реализм, но в нем также присутствуют и черты романтизма. Особенно впечатляют яркие описания природы, легенды и поверья.

Иван Тургенев собственно не скрывал, что эта повесть по сути является автобиографичной, где все действие произведения написаны на основе своих личных детских воспоминаний.

Тургенев, как и главный персонаж, был еще фактически ребенком, когда влюбился в молодую женщину, у которой был роман с его отцом-ловеласом и любителем женщин.

Конечно в повести все персонажи имеют другие имена, а в жизни, первой юношеской любовью Тургенева была оперная певица Полина Виардо, ради которой, писатель фактически оставил Россию и стал фактически стал членом семьи знаменитой певицы.

Эта повесть, основана на личных переживаниях писателя и поэтому не случайно он называл это произведение своим любимым.

Как в дальнейшем написал Иван Сергеевич:

wuDS4PhRH8GyTSX9F5X90o8JiFtAr.png

Я бы взяла самый трагический отрывок из рассказа «Муму «, когда Герасим вынужден избавится от своего лучшего и преданного друга, но до этого, стоит рассказать о том, как эти двое были счастливы вместе.

План.

  • Как Муму оказалась у Герасима.
  • Взаимоотношение Герасима с собачкой.
  • Трагическая гибель Мумуни.

Герасим выловил маленького щенка из воды. Крохотное, дрожащее, беззащитное и слабое существо, впервые за многие дни вызвало у него улыбку. Было радостно читать, как этот большой человек возится с собачкой и как потом, уже сама Муму относилась к своему хозяину. Такой добротой и искренностью автор передал тихое счастье и самого Герасима и его любимой Муму. Собачка была умной и ласковой со всеми, но была предана только хозяину. А ведь он никогда ласкового слова ей не сказал. Значит, она чувствовала его отношение к себе. Муму будила его по утрам, приводила лошадь, которая возила воду, охраняла инвентарь дворника и сторожила дом. А Герасиму только с Муму и было хорошо. Он понимал, что его любят.

Со слезами на глазах читала, как Герасим прощался со своим единственным другом. Лишь по воле вздорной барыни, гусыня такая вредная.Его горе, такое искреннее, по настоящему расстраивает. Могучий и сильный он плакал над Мумуней в трактире и потом ещё долго обнимал её в лодке, а она до самого конца верила ему… Как хотелось, чтобы автор придумал другой конец. Забрал бы Герасим Муму с собой в деревню и жили бы они там вместе!

Ответы к стр. 3 — 7

Проверочная работа

  • Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

  • Ответь на вопросы, выполни задания.
  • Назови героев произведения. Запиши, кто они.

Охотник — автор произведения, его собака Трезор, старый черногрудый воробей и его детище — молодой воробей.

  • Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.

Возвращаясь с охоты, автор увидел, как его собака приближалась к выпавшему из гнезда воробью, а взрослый воробей кинулся спасать своё детище, заслонив его собой.

  • Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.

Автор преклоняется перед самоотверженной любовью.

  • Перечитай текст и определи, сколько в нём частей. Составь план к данному повествованию.

1. Случай на аллее.
2. Опасность близко.
3. Старый воробей заслонил своё детище.
4. Трезор отступил.
5. Только любовью движется жизнь.

  • Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить.

Молодой,с желтизной около клюва и пухом на голове, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

  • Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.

Жалость, сострадание, сопереживание.

  • Составь текст-описание о нём, используя слова автора.

На аллее сидел молодой воробей с желтизной около клюва и пухом на голове. Он казался совершенно неподвижным, застывшим. Воробьишка ещё не научился летать. Едва прораставшие крылышки беспомощно растопырились от страха.

  • Сравни поведение собаки (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собою своё детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою). Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запиши их.

Собака: уменьшила, начала красться, приближалась, остановился, попятился, признал.
Воробей: сорвался, упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, трепетало, одичал, охрип, замирал, жертвовал.

  • Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.

(Старый, черногрудый, взъерошенный, искажённый, отчаянный, жалкий, одичавший и охрипший, маленький, трепещущий).

Храбрый, смелый, отчаянный, решительный, самоотверженный, молниеносный.

  • Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.

Воробей — главный герой произведения.

«Самоотверженный поступок», «Любовь сильнее смерти», «Отважное сердце», «Сила любви».

  • Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Восхищение, благаговение, сильнейшее уважение.

  • Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?

Поединок описан, как самый напряжённый момент в рассказе. Поединок, конечно, состоялся. Победителем вышел воробей. Сила любви сломила напор Трезора. Любовь одолела страх.

  • Какие слова и почему повторяются дважды? 

«Любовь» и «смерть». Автор заостряет наше внимание на том, что любовь сильнее всего на свете!

  • Определи главную мысль произведения. Запиши её, используя слова из текста.

«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.»

  • Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.»? Запиши свои мысли.

Любовь сильнее всего на свете. Настоящая любовь всегда самоотверженна.

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Проверочная работа, с. 3 – 7

4.2 (84.36%) от 491 голосующих

Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.

Я прочитала этот небольшой рассказ замечательного русского писателя всего за 1 минуту.

Назови героев произведения. Запиши, кто они.

В рассказе Тургенева «Воробей» мы читаем о нескольких главных героях.

В начале рассказа нас знакомят с охотником (повествователем) и его верным псом Трезором.

После этого мы узнаём о главном герое — черногрудом воробье, а также о его подопечном — маленьком желторотом воробье.

Всего 4 героя произведения «Воробей» Тургенева.

Охотник, пёс Трезор, черногрудый воробей и желторотый воробей.

Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.

Краткое описание реального события в рассказе «Воробей» для 4 класса.

Охотник вышел со своим псом на охоту.

Неожиданно перед ними с дерева упал выпавший из гнезда птенец воробья.

Следом за птенцом с ветки прыгнул большой воробей.

Он закрыл своей грудью птенца от подошедшей собаки.

Охотник поразился храбрости воробья, забрал свою собаку и ушёл.

Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.

Это событие было интересно тем, что любовь может совершать чудеса.

Именно любовь к своему птенцу из слабой птицы сделала храброго воробья, который бросился на защиту своего детёныша, не испугавшись огромную собаку.

Перечитай текст и определи, сколько в нём частей. Составь план к данному повествованию.

Я бы разделила этот рассказ на 8 частей.

План рассказа Тургенева «Воробей» для 4 класса.

  1. Охотник возвращается с охоты.
  2. Собака учуяла дичь.
  3. Молодой воробушек, выпавший из гнезда.
  4. Храбрый черногрудый воробей — защитник.
  5. Защита слабого придаёт силу воробью.
  6. Собака отступает перед силой воробья.
  7. Охотник и собака уходят.
  8. Любовь сильнее страха смерти.

Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить

В описании воробья мы читаем, что он был с чёрной грудкой (черногрудый), искажённый от ужаса перед огромной собакой, взъерошенный и отчаянный, но жалко пищащий.

Автор также называет воробья маленькой, героической птицей.

Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.

Этот храбрый воробей вызывает чувство восхищения силой Духа и чувство жалости к маленькому созданию.

А также желание помочь ему защитить себя и своего птенца.

Составь текст — описание о нём, используя слова автора.

Текст — описание воробья из рассказа «Воробей» Тургенева.

Черногрудый воробушек, ринувшийся камнем с ветки на защиту желторотого птенца.

Он взъерошился и с жалким, но отчаянным писком решительно стал наступать на большую собаку.

Ему было очень страшно, он шёл на смерть, принося свою жизнь в жертву ради маленького птенца.

Сила духа этого воробья поразила охотничьего пса и он отступил.

Сравни поведение собаки и воробья. Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запиши их.

Если сравнивать поведение воробья и собаки, то можно увидеть, что собака по привычке охотилась на всё, что казалось ей дичью.

А вот воробей шёл сознательно на смерть, чтобы защитить своего птенца.

Глаголы, описывающие поведение воробья: сорвавшись, упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, трепетал, одичал и охрип, замирал, жертвовал.

Поведение собаки описывают глаголы: уменьшила, красться, приближалась, остановился, попятился, признал.

Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.

Автор рассказа «Воробей» для описания образа воробья выбрал такие эпитеты, как маленькая, героическая птица, искажённый, взъерошенный, старый черногрудый воробей.

Я бы дополнила их такими эпитетами: замечательный, любящий, храбрый, растрёпанный, безрассудный, самоотверженный и сильный Духом.

Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.

Автор назвал свой рассказ «Воробей» в честь главного героя, храброго воробья, спасающего от смерти своего птенца.

Так как сам воробей рисковал своей жизнью, то я бы такой рассказ могла назвать «Храброе сердце» или «Сила родительской любви».

Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.

Главным моментом в развитии действия может считаться — отступление собаки при виде храбрости воробья.

Читая этот момент, я почувствовала восхищение храбростью воробья и благоговение перед силой любви родителей к своим детям.

Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?

Поединок воробья и собаки описан как наступление воробья на собаку и отступление Трезора.

Этот бой можно считать состоявшимся, так как собака отошла, отказавшись от него.

Победителем боя стал воробей, ну и, конечно, его родительская любовь, которая придала ему силы.

Какие слова и почему повторяются дважды?

Такие слова как «смерть» и «Любовь» повторяются несколько раз для того, чтобы показать читателю, каким храбрым был поступок воробушка.

Определи главную мысль произведения. Запиши её, используя слова из текста.

Главную мысль рассказа «Воробей» Тургенева мы читаем в конце.

Автор говорит «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Это и есть то, что хотел донести автор до своего читателя, на примере этого храброго воробушка.

Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти»? Запиши свои мысли.

Слова Тургенева в произведении «Воробей» я понимаю так: любовь к своим детям, своим родителям и вообще к дорогим и близким людям сильнее самого сильного страха смерти.

Подсказка:

  • Краткая биография Ивана Тургенева для презентации

_______

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      mauricecole892

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    1 минута назад

    Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов

  • matematika
    Математика

    2 минуты назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • matematika
    Математика

    2 минуты назад

    3/6 Килограмма это сколько граммов?

  • algebra
    Алгебра

    6 минут назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    11 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    2 минуты назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    31 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.
Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала
красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого
воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер
сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва
прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему,
как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал
перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким
писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое
детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип,
он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему
казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной
ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…
Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и
удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той
маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха
смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Пометка для родителей: В рассказе 197 слов. Считается, что в начале 4 класса скорость чтения до 74 слов в минуту соответствует оценке «3», 75-84 – оценке «4», свыше 85 слов в минуту – оценке «5». Это ориентировочные цифры можно использовать для самооценки скорости чтения. Если на чтение текста ушло более 3 минут– ориентировочно это оценка «3», текст прочитан за 2 минуты 40 секунд – до 3 минут – оценка «4», менее 2 минут 40 секунд – оценка «5».

Ответь на вопросы, выполни задания.

Назови героев произведения. Запиши, кто они.

Автор – охотник,
собака охотника Трезор, птенец — молодой воробей, выпавший из гнезда, старый
воробей – отец птенца.

Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.

Тургенев шел с со
своей охотничьей собакой по аллее сада и увидел, как воробей защищает своего
выпавшего из гнезда птенца от собаки.

Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.

Тургенева поразила
самоотверженность маленькой птицы, ее любовь к своему потомству оказалась
сильнее страха перед огромным псом, сильнее инстинкта самосохранения и страха
смерти.

Перечитай текст и определи, сколько в нем частей. Составь план к данному повествованию.

В рассказе И. Тургенева
3 части.

План:

1. Охотник и
собака встречают молодого воробья, выпавшего из гнезда.

2. Старый воробей
бросается спасать птенца.

3. Автор отгоняет собаку
и восхищается смелым поступком воробья.

Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить.

Молодой, едва
прораставшие крылышки.

Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробей.

Мне очень жалко
маленького воробьишку, мне он нравится, я боюсь, что пес растерзает его, мне
хочется его защитить, отогнать собаку.

Составь текст-описание о нем, используя слова автора.

Молодой воробей —
птенец был еще с пухом на голове, с желтизной около клюва. Воробей был испуган
сильным ветром и своим падением. Он сидел неподвижно и не знал, что делать.
Беспомощный птенец растопырил свои маленькие едва прораставшие крылышки, еще не
способные ко взрослому полету.

Сравни поведение собаки (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собой свое детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою). Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запишите их.

Собака начала
красться…. попятился. Старый воробей: упал камнем, трепетало от ужаса, охрип,
замирал.

Какие эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.

Старый черногрудый
воробей — взъерошенный, искаженный, отчаянный и жалкий, маленький, героический.

Воробей испуганный,
охрипший, замирающий, трепещущий, смелый, отчаянный, самоотверженный.

Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.

Название «Воробей»
выражает главную мысль рассказа: маленький воробей совершил героический
поступок, спасая птенца. Другое название: «Смелость».

Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.

Главный момент в
рассказе – воробей заслонил собой птенца. Стало страшно за птенца и воробья,
жалко их, хочется защитить и отогнать собаку, возникло чувство восхищения
поступком воробья.

Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?

Поединок
состоялся: воробей показал свою смелость и решительность, а пес Трезор попятился
и смутился, признал силу воробья. Победитель – храбрый воробей.

Какие слова и почему повторяются дважды?

Сила, смерть и
любовь. Эти слова повторяются, чтобы поднять их значимость, сконцентрировать
внимание читателей на их значении, в них кроется основной смысл рассказа:
любовь сильнее смерти.

Определи главную мысль произведения. Запиши ее, используя слова из текста.

Главная мысль
рассказа «Воробей»: любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только
любовью держится и движется жизнь.

Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти»? Запиши свои мысли.

Любовь, страх за жизнь близкого, желание помочь – эти чувства заставляют забыть о своем благополучии, о страхах за свою жизнь. Любовь – главное чувство в жизнь, оно перекрывает страх смерти, благодаря ему совершаются добрые поступки, «держится и движется жизнь».

Назад к содержанию

  • Какие слова пишутся не так как произносятся
  • Какие слова о муже главной героини рассказа кавказ оказываются правдой
  • Какие слова нужно употреблять в сочинении
  • Какие сказки чему учат
  • Какие слова нельзя использовать в итоговом сочинении