Опубликовано 3 года назад по предмету
Литература
от ksushendiaaaa
Назовите все устаревшие слова из повести Толстого «Детство»
-
Ответ
Ответ дан
minaeva1977зипун гривна алтын царь жупан граф камзол дворянин урядник пищаль.
-
Ответ
Ответ дан
enesiaтесьма
дрожки
коляска
кушак
Не тот ответ, который вам нужен?
Найди нужный
Самые новые вопросы
Математика — 2 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?
Задай вопрос
Все предметы
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Право
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
МХК
ОБЖ
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
-
все устаревшие слова в повести детство Л.Н.ТОЛСТОЙ
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
davinpetersen775
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык1 минута назад
Что такое утверждение?
-
Физика1 минута назад
ПОМОГИТЕ пожалуйста скиньте работу по физике 7 класс Астахова тетрадь для лабораторных работ
-
Алгебра1 минута назад
Помогите решить пример по алгебре!!
-
География1 минута назад
8 класс, География России
-
Математика19 минут назад
Вычислете: а) 7/13+1/13 б) 3/10+1/7 в) 9/25+2/5 г) 1/25+3/35 д) 5/7-2/7л) 5/7+4/5-23/35
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Русский язык31 минут назад
В каких наречиях есть дефис между частями слова
Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:
видимо(невидимо)
точь(в)точь
бок(о)бок
крепко(накрепко)
(благо)получно
(в)перемежку
-
Обществознание38 минут назад
главные вопросы, которые решает каждый производитель
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2725
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: английский.docx, .doc, Рекомендации по охране здоровья в христианстве.docx, Хабибуллина Олеся работа.docx, dnevnik-2.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Презентация по русскому языку на тему _Какие слова мы называем _, иностранные слова.docx, Картотека дидактических игр по автоматизации звуков в словах.doc, Идеограф словари.docx, 11 ЛК Словари в python.pptx, Презентация по русскому языку на тему _Буквы О-Ё после шипящих в, 1 тапсырма словарь.docx, Найди слова.docx, Исторический словарь.docx, [SLIV.ONE] Слова для продажи в группах.rtf
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лопатинская основная общеобразовательная школа»
Образовательно-исследовательский проект
«В простоте слова-самая великая мудрость…»
Номинация:
«Горьковский словарь»
«Устаревшие слова и диалектизмы в повести
М. Горького «Детство»
Выполнила: обучающаяся 7 класса
Колосова Анастасия
Руководитель:
Османова Равиля Абдулловна,
учитель русского языка и литературы
с. Лопатино, 2022 г.
Содержание
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность темы…………………………………………………………с.3
1.2. Цель и задачи исследования……………………………………………….с.4
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Историзмы ……………………………………………………………………..с.5-6
Архаизмы ……………………………………………….. ……………….……с.6-7
Диалектизмы…………………………………………………………………….с.7
Устаревшая лексика и диалектизмы в повести М. Горького «Детство»….с.8-10
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с.10-11
Список используемой литературы …………………………………………….с.11
2
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность темы
Максим Горький – один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Для нас личность Горького особенно значима. Ведь писатель родился в Нижнем Новгороде, здесь прошли его детство и юность, здесь он сделал свои первые шаги к мировой славе. А мы тоже родились и живем в Нижегородской области, значит он наш земляк!
Совсем скоро на уроках литературы мы будем изучать произведение М.Горького «Детство». Я его прочитала еще летом. Повесть, главным героем которого является Алеша Пешков, несет автобиографический характер. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Дедушка и бабушка, как могли, старались воспитать достойным человеком. Мать, к сожалению, мало занималась воспитанием своего сына. Были и знакомые, которые посещали злосчастную семью. Они тоже внесли определенный вклад в развитие личности Алеши. Читая повесть, мы видим, каким было тяжелым и суровым детство мальчика. С ранних лет он учился выживать. В дальнейшем, собственный дедушка отказался от воспитания парня и выгнал из дому. Алексею пришлось вкусить горькую пилюлю взрослой жизни и зарабатывать на жизнь самостоятельно в столь юном возрасте.
Гениальность писателя-творца заключается в умении отобрать из богатейшего нашего словаря самые точные, самые сильные и ясные слова для изображения героев повести. А. М. Горький писал: «…Слова необходимо употреблять с точностью самой строгой». Он восхищался своими предшественниками, великими писателями- классиками, которые умело пользовались богатством народного языка. Он считал, что ценность литературы в том, что наши классики отобрали из речевого хаоса наиболее
3
точные, яркие, веские слова и создали «великий прекрасный язык».
При чтении повести я восхищалась мастерством писателя. Я выделила в тексте немало устаревшей лексики и диалектизмов. Иногда мне приходилось обращаться к словарям, чтобы выяснить значение некоторых слов. У меня также возникло много вопросов. Почему так странно говорят некоторые герои? И главное, зачем М.Горький использовал устаревшие слова и диалектизмы в своем произведении? Таким образом, мною была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи данной работы.
Гипотеза. Язык повести «Детство» М. Горького по своей конкретности, богатству, смене тона в описании отдельных персонажей, мудрой сдержанности в накоплении выразительных средств ставит повесть на одно из первых мест среди других произведений А. М. Горького.
1.2. Цель и задачи исследования
Объект исследования: повесть М. Горького «Детство»
Предмет исследования: диалектизмы, архаизмы, историзмы, содержащиеся в произведении М. Горького «Детство».
Цели:
- дать общее понятие об историзмах, архаизмах и диалектизмах;
- научиться разграничивать данные типы устаревших слов;
- находить и определять их роль в тексте;
- развить логическое мышление;
- воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.
Задачи:
- перечитать повесть М. Горького «Детство», выписать из нее устаревшие слова и классифицировать их.
- собрать материал по данной теме;
- постараться выяснить, с какой целью эти слова были использованы в
4
произведении;
- узнать об употреблении устаревших слов в новом значении;
- поделиться информацией со всеми желающими узнать об историзмах и архаизмах.
Методы исследования:
- сбор информации;
- лингвистический эксперимент;
- анализ;
- обобщение результатов.
Теоретическая значимость проекта:
Изучены устаревшие слов и диалектизмы в повести М. Горького «Детство»
Практическая значимость проекта:
Создан словарь устаревших слов по повести.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Историзмы и архаизмы.
В 6 классе, изучая раздел «Лексика» на уроках русского языка, мы узнали, что такое устаревшие слова и диалектизмы. Устаревшие слова — это особая группа слов, которые вследствие тех или иных причин не употребляются в современной речи. Они разделяются на две категории — историзмы и архаизмы. Обе эти группы похожи между собой, но всё же имеют несколько существенных различий.
Историзмы. К ним относятся слова, обозначающие особые вещи, должности, явления, которые перестали существовать в современном мире, но имели место раньше. Пример таких слов – боярин, воевода, сенная девушка, поместье. Они не имеют синонимов в современном языке, а узнать их значение можно только из толкового словаря. В основном такие устаревшие слова относятся к описанию быта, культуры, экономики, иерархии, военных и
5
политических отношений давних лет. Так, например, воевода — это военачальник, правитель у славянских народов. Сенная девушка — это служанка, живущая в сенях, т.е. в помещении перед внутренними комнатами.
Больше всего устаревшие слова-историзмы встречаются среди названий, связанных с военной тематикой, а также имеющих отношение к хозяйственным предметам и одежде: кольчуга, забрало, сорочин, армяк, камзол.
Устаревшие слова прекрасно передают характерную историчность, делают литературный текст колоритным и ярким. Историзмы используются в художественной литературе для изображения реальной действительности прошлых столетий. Авторы художественных произведений с помощью историзмов описывают картины прошлого, изображают жизнь и быт людей.
Другую группу устаревших слов составляют архаизмы.
Архаизмы – слова, отдельные значения, словосочетания, а также некоторые грамматические формы и синтаксические конструкции, устаревшие и вышедшие из активного употребления. Обычно, архаизмы уступают свое место другим словам с тем же исходным значением. Архаизм — лексическая единица, вышедшая из употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия (устаревшие слова, вытесненные или замененные современными синонимами). Причина появления архаизмов — в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие.
Вот примеры архаизмов: ланиты, персты, чупрун. Соответственно, их
современные аналоги – щёки, пальцы, чуб.
В художественной литературе архаизмы широко используются как стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи, а также в сатирических целях. Также архаизмы используются для речевой характеристики персонажей, например, при передаче речи лиц духовного звания.
6
Кроме устаревших слов в нашем языке продолжают употребляться и диалектизмы.
Диалектизмы — это слова и их языковые свойства, которое есть только у определённого диалекта. А диалект — это говор (способ произносить слова, разговаривать) или местная, локальная речь, которая присуща какой-то территории.
Диалектизмы — это не только слова, которые используются на определённой территории. Это ещё и манера произносить звуки, по-особенному склонять или спрягать слова и использовать словосочетания, которые другим народам могут показаться непонятными.
Они отличаются от литературного языка и либо непривычны многим, либо даже незнакомы. Например:
- делюга — так в Нижегородской области называют делового, трудолюбивого человека;
- взадь — в Архангельской и Свердловской областях используют это слово, когда хотят сказать «назад, обратно»;
- угры — это веснушки на лице (используют в низовье реки Печоры);
- алачики — так в Сибири называют домашние красивые замшевые сапоги, украшенные шёлком.
Диалектные слова зависят не только от местности, но и от времени. Бывает, что эти слова и выражения использовали в прошлом, а сейчас так никто не говорит. Но наряду с устаревшими словами диалектизмы часто употребляются в художественных произведениях.
В языке художественной литературы диалектизмы обычно используют с особыми стилистическими целями: автор стремится дать более выразительную речевую характеристику героя, вызвать более яркие представления о месте, где развивается действие. Диалектные слова призваны сделать речь героев литературных произведений яркой, образной и, самое главное, самобытной.
7
Устаревшие слова и диалектизмы в произведении М. Горького «Детство»
В рамках данного проекта я исследовала диалектизмы, архаизмы и историзмы, содержащиеся в произведении М.Горького «Детство»: выписала, определила лексическое значение и классифицировала их..
В первую группу я выделила историзмы. В повести их достаточно много, в данной работе я привела только некоторые их них. Например:
Гребень –продолговатая пластинка с частым рядом зубьев с одной стороны, обычно служащая для расчесывания волос и украшения женской прически.
Лохань– емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Выбор этих пород для клепок объяснялся их легкостью и влагостойкостью. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками».
Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.
Верста — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 метра)
Бурлак –наемный рабочий в России наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу,тянул при помощи бечевы речное судно против течения.
Желвак -твердая шишкообразная опухоль на теле.
Семишник— две копейки — традиционный номинал русской денежной системы.
Во вторую группу устаревших слов я выделила архаизмы – слова, вышедшие из употребления, но имеющие синонимы в языке. К таким словам я отнесла следующие:
8
Слобода́ — вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины
Се́ни — входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций.
Влаз –вход, отверстие для входа.
Потатчица (заступница) – кто потакает кому-либо, чему-либо.
Симбирский– ульяновски.
Каба́к — питейное заведение в Российской империи с розничной продажей алкоголя и других акцизных товаров (игральных карт, табака).
Рукомойник – умывальник.
Кунавино – Канавино.
В особую группу устаревших слов я выделила слова, относящиеся к церковной лексике, которые также часто встречаются в повести. Это:
Лампа́да — светильник, используемый в христианском богослужении.
Всенощная —богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.
Псалтирь – священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных царем Давидом по внушению Духа Святаго.
Обедня – русское народное название литургии; церковная служба у христиан, совершаемая в первую половину дня, то есть до обеда.
Дьячок – церковнослужитель низшего разряда, не имеющий степени священства; дьяк, псаломщик, причётник.
В повести устаревшая лексика часто встречается как в речи самого автора, так и речи героев повести. Например, в предложении «Неловко повернувшись на печи, я свалил утюг; загремев по ступеням влаза, он шлепнулся в лохань с помоями» встречаются сразу два устаревших слова: влаз
9
и лохань. А речь деда Каширина буквально пестрит такими словами:
«Ну, зато, Олеша, на привале, на отдыхе, летним вечером в Жигулях, где-нибудь, под зеленой горой, поразложим, бывалоче, костры — кашицу варить, да как заведет горевой бурлак сердечную песню, да как вступится, грянет вся артель, — аж мороз по коже дернет, и будто Волга вся быстрей пойдет, — так бы, чай, конем и встала на дыбы, до самых облаков!» (Это слова: Олеша, поразложим, бывалоче, горевой бурлак, артель, аж).
Многие русские писатели мастерски использовали в своих произведениях диалектизмы с целью создания своеобразной речевой характеристики героев. На этот счет А.М. Горький имел свое мнение. Он писал: «У нас в совершенно каждой губернии и даже в подавляющем числе уездов есть свои слова, свои «говоры», но литератору нужно писать по-русски, а не по-вятски, не по-балахонски».
Но несмотря на это, в повести «Детство» использованы немало диалектных слов и выражений. Чаще всего они встречаются в речи деда и бабушки Алеши. Это такие слова, как: ино, яко, эдакая, бывалоче, езуит, поразложим, издыхай, досюдова, коли, вдругорядь, супротив, ежели, хошь, пороть, хворать и т.д.
Особым образом герои повести произносят некоторые имена собственные. Например: Ванятка, Олеша, Лексей Максимыч. Такое употребление имен собственных, на мой взгляд, тоже можно отнести к диалектным.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего исследования я убедилась, что в повести М. Горького встречается довольно много устаревших слов и диалектных выражений. Они помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Наблюдения над стилем автобиографической повести «Детство» показывают, что «подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически
10
ощутимо».
Произведение М. Горького «Детство» – это лаконичное сочетание современной и устаревшей лексики, ценный вклад в русскую литературу. Повесть показывает нам неразрывную связь прошлого и настоящего. В ней сохранились элементы, дающие самое яркое представление о национальном характере русского народа: детали быта, одежды, пейзаж, имена, характеры и социальное положение героев, описание жизненного уклада, особенности лексического строя языка.
Устаревшие слова встречаются в произведениях многих известных русских писателей, в исторических рассказах. Поэтому мы должны знать значения устаревших слов, чтобы понимать смысл прочитанных произведений.
Более того, устаревшие слова — это часть нашего языка, нашей культуры, они связующая нить с историей нашей страны, историей нашего народа.
Список используемой литературы:
1. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Часть 2. Автор-составитель — В.Я.Коровина. М. «Просвещение» 2016
2. Русский язык. 6 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва. Просвещение. 2010.
3. Сказки для чтения малышам. М., Издательство АСТ. 2017.
4. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. М.
Русский язык.– Медиа. 2007.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: ООО «ИТИ технологии», 2005
6. Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы. Составитель: Ткаченко Н.Г. и др.
11