Какие слова в русском языке исторически происходят от упоминаемого в рассказе имени собственного

Олимпиада школьников по русскому языку

школьный этап 2017-2018 учебный год

5 класс.

1.Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с]?

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а просьбу слышно там

2.Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие:

груба, дубить, обрызгать.

3. Расставьте ударения в словах.

Щавель, начала (глагол), балуешься, звонит, красивее, форзац, шофер, кухонный, повторишь.

4.Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте свой ответ.

Дочка, почка, внучка, штучка, печка.

5.Отгадайте загадки.

Я у человека, животного, у плодов растений; могу быть гусиной; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, старясь кому-либо угодить.

Он в слове «мать», и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить:

Отрежь – отрежьте!

Поешь – поешьте!

В каких словах из данного стихотворения он действительно обозначает мягкость предыдущего согласного. Почему Вы так думаете?

6.Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

7. В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Перепишите текст.

Шли мы как-то в Инд…ю на большом к..рабле. Погода была отлич(?)ная. Но, когда мы ст…яли на як…ре у какого-то остр…ва поднялся ураган. Буря нал…тела с такой силой, что вырв…ла на остр…ве несколько тыс…ч(?) д…ревьев и пон…сла их прямо к обл…кам.

Огромные деревья, весивш…е сотни пудов, л…тели так высоко над землёй, что (с)низу к…зались какими-то пёрышками.

А чуть только буря конч(?)илась каждое дерево упало на своё преж(?)нее место и сразу пустило корни так что на остр…ве не осталось никаких сл…дов ур…гана. Уд…вительные д…ревья, не правда ли?

8. Ответьте на вопрос по тексту из предыдущего задания.

Какие слова в русском языке исторически происходят от упоминаемого в рассказе имени собственного?

Школьный этап

олимпиады школьников по русскому языку

2017-2018 учебный год

Ответы и критерии к заданиям для 5 класса.

1. 5 раз: через (с), лесок, голосок, скажешь, слышно. В «здесь» — (с’), подаётся – (ца), просьбу – (з’). Всего 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.

2. крупа (2 балла), тупить (2 балла), опрыскать (3 балла). Всего 7 баллов.

3. За каждое слово по 1 баллу, кроме форзац, за форзац – 5 баллов. Всего 13 баллов.

Щавель, начала (глагол), балуешься, звонит, красивее, форзац, шофер, кухонный, повторишь.

4. Почка (3), т.к. все остальные слова состоят из корня, суффикса –к- и окончания: доч-к-а, внуч-к-а, штуч-к-а, печ-к-а, а в слове почка корень почк- и окончание –а (2). Всего 5 баллов.

5. 1) Кожа (3 балла); 2) Мягкий знак (2 балл). Он означает мягкость предыдущего согласного в словах мать, огорчить, смягчить (5 баллов), т.к. в словах дочь, ночь, отрежь, отрежьте, поешь, поешьте он стоит после шипящих (ч’), (ж), (ш), а они постоянно твёрдые или постоянно мягкие, не имеют пар по твёрдости-мягкости (10 баллов). Всего 20 баллов.

6. Витязь – храбрый воин, богатырь (5 баллов). Четами – парами (5 баллов). Седины- седые волосы (2 балла). Град – город (2 балла). Всего 14 баллов.

7. Шли мы как-то в Индию на большом корабле. Погода была отличная. Но, когда мы стояли на якоре у какого-то острова, поднялся ураган. Буря налетела с такой силой, что вырвала на острове несколько тысяч деревьев и понесла их прямо к облакам.

Огромные деревья, весившие сотни пудов, летели так высоко над землёй, что снизу казались какими-то пёрышками.

А чуть только буря кончилась, каждое дерево упало на своё прежнее место и сразу пустило корни, так что на острове не осталось никаких следов урагана. Удивительные деревья, не правда ли?

Максимальная оценка – 5 баллов, выставляется в соответствии со следующими нормами: «5» — 0/0, «4» -1/1, «3» — 3/3, «2» — 4/4, далее 0 баллов.

8. Имя собственное – Индия, от него происходят индиец, индеец, индейка, индианка, индийский, индейский (за каждое названное слово 1 балл). Всего 6 баллов.

Максимально – 75 баллов.

Задания будут полезны учителям средней школы, готовящим учащихся к олимпиадам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«рус яз 5 кл»

Просмотр содержимого документа

«рус яз 7 кл ответы»

Просмотр содержимого документа

«рус яз 8 кл ответы»

Просмотр содержимого документа

«рус яз 8 кл»

Просмотр содержимого документа

«рус яз 9 кл ответы»

Просмотр содержимого документа

«рус яз 9 кл»

Просмотр содержимого документа

«рус. яз 5 кл. ответы»

Просмотр содержимого документа

«рус. яз 6 кл.»

Просмотр содержимого документа

«рус. яз 7 кл»

Олимпиада по русскому языку

6 класс

1.В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена

расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Шли мы както в Инд..ю на большом к..рабле. Погода была отлич(?)ная.

Но, когда мы ст..яли на як..ре у какогото остр..ва подн..лся ур..ган. Буря

нал..тела с такой силой что вырв..ла на остр..ве несколько тыс..ч(?) д..ревьев

и пон..сла из прямо к обл..кам.

Огромные д..ревья, весивш..е сотни пудов, л..тели так высоко над землёй,

что снизу к..зались какимито пёрышками.

А чуть только буря кон(?)чилась каждое дерево упало на своё преж(?)нее

место и сразу пустило корни так что на остр..ве не осталось никаких сл..дов

ур..гана. Уд..вительные д..ревья, не правда ли?

2.Ответьте на вопросы по тексту из предыдущего задания:

А. Какие слова в русском языке исторически происходят от упоминаемого в

рассказе имени собственного? Что вы можете рассказать об истории

появления этих слов?

Б. Почему автор говорит «шли на корабле», а не «плыли»?

В. Какое слово из этого текста сам барон Мюнхгаузен никак не мог

употребить: оно принадлежит пересказчику К. И. Чуковскому? Что оно

значит?

3.Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба,

сгибать?

4. Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе

Салтане» А.С. Пушкина.

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

5.Понедельник, вторник, среда и т.д. Раньше такие семь дней

назывались «седмица». Позже на смену «седмице» пришла «неделя». Но

почему именно «неделя»? Каким образом возникло это слово»?

6.Даны грамматические характеристики трёх имён прилагательных.

Найдите в одной из них ошибку:

А. Имя прилагательное ж.р., ед. ч., В.п.

Б. Имя прилагательное ср.р., ед. ч., П.п.

В. Имя прилагательное м.р., мн. ч., И.п.

7.Из евангельской причти о зарытых и неиспользованных деньгах

произошло крылатое выражение. Вспомните это выражение,

расскажите, что оно обозначает. И составьте с ним предложение.

8.Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте

синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.

9.Какие из этих слов не существуют в русском языке:

Лосю, оси, сыри, баках, луке?

10.На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» дочка ответила четырьмя

местоимениями. Что именно она сказала?

Ответы и критерии оценивания

Олимпиада по русскому языку 6 класс

1.Шли мы както в Индию на большом корабле. Погода была отличная. Но,

когда мы стояли на якоре у какогото острова, поднялся ураган. Буря

налетела с такой силой, что вырвала на острове несколько тысяч деревьев и

понесла из прямо к облакам.

Огромные деревья, весившие сотни пудов, летели так высоко над землёй,

что снизу казались какимито пёрышками.

А чуть только буря кончилась, каждое дерево упало на своё прежнее место

и сразу пустило корни, так что на острове не осталось никаких следов

урагана. Удивительные деревья, не правда ли?

В тексте пропущено 26 орфограмм и 4 пунктограммы. За каждую правильно

вставленную орфограмму и пунктограмму 0, 5 балла. Максимальное

количество баллов 15. В случае, если при списывании были допущены

другие ошибки или был неверно поставлен знак препинания, то

соответственно нужно вычитать по 0,5 балла за каждую ошибку.

2.А. Индия индийский; индиец, индианка (жители Индии); индуизм, индус,

индуска (исповедующие индуизм); индеец, индианка (Колумб, открыв

америку, был уверен, что нашёл новый путь в Индию, поэтому коренное

население Америки назвали индейцами), индейский; индейка (была впервые

обнаружена европейцами в Америке, которую считали Индией). Индюк

(произошёл от индейки, сначала назывался индейский петух), индюшка;

индоевропейский.

Б.Это профессиональное выражение моряков.

В.Пуд это русская мера веса (16 кг), в Европе не употребляемая. В других

переводах употребляется слово центнер.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 3 балла.

3.Озвончение глухих согласных. – 1 балл за правильный ответ.

4.Витязи – воины, четами парами, сединами седыми волосами, ко граду

к городу.

За каждый правильный ответ – 0, 5 балла. Всего 2 балла.

5.Неделей называлось первоначально воскресенье, день отдыха, когда не

делают никакой работы. День после недели назывался понедельником.

Позже название дня, венчающего седмицу, перешло на весь период в семь

дней.

1 балл за правильный ответ.

6.Неверна характеристика п.В во множественном числе прилагательные не

имеют рода.

1 балл за правильный ответ.

7.Зарыть талант в землю означает губить свои способности, не используя и

не развивая их.

1 балл за правильный ответ.

8.Сурепая прил., определение, рашка сущ., подлежащее, зажугила

глагол, сказуемое, квинячий прил., определение, торщ – сущ., дополнение.

За каждое слово по 0.5 балла. Всего 2, 5 балла

9.Не существует слова сыри. Все остальные имена существительные в

косвенных падежах.

1 балл за правильный ответ.

10.Дочка сказала: «Они вымыты»

1 балл за правильный ответ.

Максимальное количество баллов – 28,5

Список использованной литературы:

1.Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе». – Ростовна

–Дону: Феникс, 2008.

2. Камчатнов А.М., Львова С.И. и др. Русский язык. Всероссийские

олимпиады. – М: Просвещение, 2009.

3. Косивцова Л.И. Предметные недели. Русский язык и литература. –

Волгоград: «Учитель», 2008.

4. Курушина Т.А., Басистая В.А. и другие. Русский язык. 59 классы.

Познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний. Волгоград:

«Учитель», 2009.

5.Львова С.И. Уроки словесности. 59 классы. – М: «Дрофа», 2000.

Бегония — названа в честь французского дворянина Мишеля Бегона (1638-1710), интенданта французских колоний в Карибском море, организовавшего научную экспедицию на Антильские острова для сбора растений.

Бойкот — по имени британского управляющего в Ирландии Чарльза Бойкотта (1832–1897), землю которого ирландцы отказались обрабатывать и начали кампанию по изоляции Бойкотта в местном обществе.

Кардиган — получил название в честь генерала Джеймса Томаса Браднелла, седьмого главы графства Кардиган, которому приписывают изобретение данного предмета одежды с целью утепления форменного мундира.

Шовинизм — Николя Шовен, полумифический французский солдат, пафосно и простонародно выражавший в своих речах любовь к Франции и к Наполеону Бонапарту в частности.

Ватман — белая плотная бумага высокого качества получила свое название в честь английского бумажного фабриканта Джеймса Ватмана, который в середине 1750-х годов ввел новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.

Галифе — название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе (1830–1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями, а еще позже вошли в мужскую и женскую моду.

Гуппи — английский священник и учёный Роберт Джон Лемчер Гуппи, который в 1886 году сделал доклад перед членами Королевского общества, в котором рассказал о рыбках, не мечущих икру, а рожающих живых детенышей. После этого он был поднят на смех.

Толстовка — по имени великого Льва Николаевича Толстого назвали этот популярный вид одежды, хотя сам писатель носил рубашку несколько иного кроя.

Гильотина — орудие казни названо по имени французского врача Жозефа-Игнаса Гийотена, который хоть и не изобрел его, но в 1789 году впервые предложил отрубать головы с помощью этого механизма, что считалось «более гуманным».

Гобелен — слово возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура Гобеленов, продукция которой была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества.

Оливье — свое название знаменитый салат получил в честь своего создателя, шеф-повара Люсьена Оливье, державшего в Москве в начале 60-х годов XIX века ресторан парижской кухни «Эрмитаж».

Мазохизм — термин произошел от имени австрийского писателя Леопольд фон Захер-Мазоха (1836–1895), в романах которого «Разведённая женщина» и «Венера в мехах» деспотические женщины издевались над слабыми мужчинами.

Меценат — название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Августе.

Ловелас — Сэр Роберт Ловелас является персонажем романа Сэмюэла Ричардсона «Кларисса» , написанного в 1748 году, по сюжету которого красавец-аристократ коварно соблазняет 16-летнюю главную героиню.

Саксофон — инструмент назван по имени Адольфа Сакса (1814–1894), бельгийского изобретателя музыкальных инструментов. Сакс умер в бедности, потому что джаза тогда еще не было.

Сэндвич — назван по имени Джона Монтегю, 4-го графа Сэндвичского (1718–1792), лондонского министра и игрока, который, по легенде, изобрёл его во время игры в криббедж. Игра длилась уже несколько часов, а министр не нашёл времени поесть. Джон Монтегю попросил, чтобы ему подали еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям-игрокам понравился такой способ еды без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».

Силуэт — Этьен де Силуэт (1709–1767) будучи генеральным контролером финансов во Франции при Людовике XV обложил налогами внешние признаки богатства (двери и окна, фермы, предметы роскоши, прислугу, прибыль). Пробыл на своем посту всего 8 месяцев. Его имя связали с «дешевой живописью» — вместо дорогого портрета дешевле и быстрее обвести тень человека.

Мавзолей — погребальное сооружение названо по пышной гробнице карийского царя Мавсола в городе Галикарнас на территории современной Турции.

Мансарда — слово произошло от фамилии французского архитектора XVII века Мансарда, придумавшего дешевые чердачные помещения.

Макинтош (плащ) — фамилия шотландского технолога, который изобрел способ, как делать ткань непромокаемой, пропитывая ее раствором резины.

  • Какие сказки сутеева изучали в первом классе
  • Какие следы помогли никите вывести ребят из леса к жилью в рассказе пермяка знакомые следы
  • Какие сказки спрятаны в лукоморье
  • Какие скорлупки имели орешки которые грызла белочка в сказке о царе салтане
  • Какие сказки сочинил александр сергеевич пушкин