Олимпиада школьников по русскому языку
школьный этап 2017-2018 учебный год
5 класс.
1.Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с]?
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а просьбу слышно там
2.Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие:
груба, дубить, обрызгать.
3. Расставьте ударения в словах.
Щавель, начала (глагол), балуешься, звонит, красивее, форзац, шофер, кухонный, повторишь.
4.Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте свой ответ.
Дочка, почка, внучка, штучка, печка.
5.Отгадайте загадки.
Я у человека, животного, у плодов растений; могу быть гусиной; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, старясь кому-либо угодить.
Он в слове «мать», и в слове «дочь»,
И в тихом лунном слове «ночь».
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить:
Отрежь – отрежьте!
Поешь – поешьте!
В каких словах из данного стихотворения он действительно обозначает мягкость предыдущего согласного. Почему Вы так думаете?
6.Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
7. В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Перепишите текст.
Шли мы как-то в Инд…ю на большом к..рабле. Погода была отлич(?)ная. Но, когда мы ст…яли на як…ре у какого-то остр…ва поднялся ураган. Буря нал…тела с такой силой, что вырв…ла на остр…ве несколько тыс…ч(?) д…ревьев и пон…сла их прямо к обл…кам.
Огромные деревья, весивш…е сотни пудов, л…тели так высоко над землёй, что (с)низу к…зались какими-то пёрышками.
А чуть только буря конч(?)илась каждое дерево упало на своё преж(?)нее место и сразу пустило корни так что на остр…ве не осталось никаких сл…дов ур…гана. Уд…вительные д…ревья, не правда ли?
8. Ответьте на вопрос по тексту из предыдущего задания.
Какие слова в русском языке исторически происходят от упоминаемого в рассказе имени собственного?
Школьный этап
олимпиады школьников по русскому языку
2017-2018 учебный год
Ответы и критерии к заданиям для 5 класса.
1. 5 раз: через (с), лесок, голосок, скажешь, слышно. В «здесь» — (с’), подаётся – (ца), просьбу – (з’). Всего 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.
2. крупа (2 балла), тупить (2 балла), опрыскать (3 балла). Всего 7 баллов.
3. За каждое слово по 1 баллу, кроме форзац, за форзац – 5 баллов. Всего 13 баллов.
Щавель, начала (глагол), балуешься, звонит, красивее, форзац, шофер, кухонный, повторишь.
4. Почка (3), т.к. все остальные слова состоят из корня, суффикса –к- и окончания: доч-к-а, внуч-к-а, штуч-к-а, печ-к-а, а в слове почка корень почк- и окончание –а (2). Всего 5 баллов.
5. 1) Кожа (3 балла); 2) Мягкий знак (2 балл). Он означает мягкость предыдущего согласного в словах мать, огорчить, смягчить (5 баллов), т.к. в словах дочь, ночь, отрежь, отрежьте, поешь, поешьте он стоит после шипящих (ч’), (ж), (ш), а они постоянно твёрдые или постоянно мягкие, не имеют пар по твёрдости-мягкости (10 баллов). Всего 20 баллов.
6. Витязь – храбрый воин, богатырь (5 баллов). Четами – парами (5 баллов). Седины- седые волосы (2 балла). Град – город (2 балла). Всего 14 баллов.
7. Шли мы как-то в Индию на большом корабле. Погода была отличная. Но, когда мы стояли на якоре у какого-то острова, поднялся ураган. Буря налетела с такой силой, что вырвала на острове несколько тысяч деревьев и понесла их прямо к облакам.
Огромные деревья, весившие сотни пудов, летели так высоко над землёй, что снизу казались какими-то пёрышками.
А чуть только буря кончилась, каждое дерево упало на своё прежнее место и сразу пустило корни, так что на острове не осталось никаких следов урагана. Удивительные деревья, не правда ли?
Максимальная оценка – 5 баллов, выставляется в соответствии со следующими нормами: «5» — 0/0, «4» -1/1, «3» — 3/3, «2» — 4/4, далее 0 баллов.
8. Имя собственное – Индия, от него происходят индиец, индеец, индейка, индианка, индийский, индейский (за каждое названное слово 1 балл). Всего 6 баллов.
Максимально – 75 баллов.
Задания будут полезны учителям средней школы, готовящим учащихся к олимпиадам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«рус яз 5 кл»
Просмотр содержимого документа
«рус яз 7 кл ответы»
Просмотр содержимого документа
«рус яз 8 кл ответы»
Просмотр содержимого документа
«рус яз 8 кл»
Просмотр содержимого документа
«рус яз 9 кл ответы»
Просмотр содержимого документа
«рус яз 9 кл»
Просмотр содержимого документа
«рус. яз 5 кл. ответы»
Просмотр содержимого документа
«рус. яз 6 кл.»
Просмотр содержимого документа
«рус. яз 7 кл»
Олимпиада по русскому языку
6 класс
1.В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена
расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Шли мы как—то в Инд..ю на большом к..рабле. Погода была отлич(?)ная.
Но, когда мы ст..яли на як..ре у какого—то остр..ва подн..лся ур..ган. Буря
нал..тела с такой силой что вырв..ла на остр..ве несколько тыс..ч(?) д..ревьев
и пон..сла из прямо к обл..кам.
Огромные д..ревья, весивш..е сотни пудов, л..тели так высоко над землёй,
что снизу к..зались какими—то пёрышками.
А чуть только буря кон(?)чилась каждое дерево упало на своё преж(?)нее
место и сразу пустило корни так что на остр..ве не осталось никаких сл..дов
ур..гана. Уд..вительные д..ревья, не правда ли?
2.Ответьте на вопросы по тексту из предыдущего задания:
А. Какие слова в русском языке исторически происходят от упоминаемого в
рассказе имени собственного? Что вы можете рассказать об истории
появления этих слов?
Б. Почему автор говорит «шли на корабле», а не «плыли»?
В. Какое слово из этого текста сам барон Мюнхгаузен никак не мог
употребить: оно принадлежит пересказчику – К. И. Чуковскому? Что оно
значит?
3.Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба,
сгибать?
4. Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе
Салтане» А.С. Пушкина.
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
5.Понедельник, вторник, среда и т.д. Раньше такие семь дней
назывались «седмица». Позже на смену «седмице» пришла «неделя». Но
почему именно «неделя»? Каким образом возникло это слово»?
6.Даны грамматические характеристики трёх имён прилагательных.
Найдите в одной из них ошибку:
А. Имя прилагательное ж.р., ед. ч., В.п.
Б. Имя прилагательное ср.р., ед. ч., П.п.
В. Имя прилагательное м.р., мн. ч., И.п.
7.Из евангельской причти о зарытых и неиспользованных деньгах
произошло крылатое выражение. Вспомните это выражение,
расскажите, что оно обозначает. И составьте с ним предложение.
8.Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте
синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.
Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.
9.Какие из этих слов не существуют в русском языке:
Лосю, оси, сыри, баках, луке?
10.На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» — дочка ответила четырьмя
местоимениями. Что именно она сказала?
Ответы и критерии оценивания
Олимпиада по русскому языку 6 класс
1.Шли мы как—то в Индию на большом корабле. Погода была отличная. Но,
когда мы стояли на якоре у какого—то острова, поднялся ураган. Буря
налетела с такой силой, что вырвала на острове несколько тысяч деревьев и
понесла из прямо к облакам.
Огромные деревья, весившие сотни пудов, летели так высоко над землёй,
что снизу казались какими—то пёрышками.
А чуть только буря кончилась, каждое дерево упало на своё прежнее место
и сразу пустило корни, так что на острове не осталось никаких следов
урагана. Удивительные деревья, не правда ли?
В тексте пропущено 26 орфограмм и 4 пунктограммы. За каждую правильно
вставленную орфограмму и пунктограмму – 0, 5 балла. Максимальное
количество баллов – 15. В случае, если при списывании были допущены
другие ошибки или был неверно поставлен знак препинания, то
соответственно нужно вычитать по 0,5 балла за каждую ошибку.
2.А. Индия – индийский; индиец, индианка (жители Индии); индуизм, индус,
индуска (исповедующие индуизм); индеец, индианка (Колумб, открыв
америку, был уверен, что нашёл новый путь в Индию, поэтому коренное
население Америки назвали индейцами), индейский; индейка (была впервые
обнаружена европейцами в Америке, которую считали Индией). Индюк
(произошёл от индейки, сначала назывался индейский петух), индюшка;
индоевропейский.
Б.Это профессиональное выражение моряков.
В.Пуд – это русская мера веса (16 кг), в Европе не употребляемая. В других
переводах употребляется слово центнер.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 3 балла.
3.Озвончение глухих согласных. – 1 балл за правильный ответ.
4.Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами, ко граду –
к городу.
За каждый правильный ответ – 0, 5 балла. Всего 2 балла.
5.Неделей называлось первоначально воскресенье, день отдыха, когда не
делают никакой работы. День после недели назывался по—недельником.
Позже название дня, венчающего седмицу, перешло на весь период в семь
дней.
1 балл за правильный ответ.
6.Неверна характеристика п.В – во множественном числе прилагательные не
имеют рода.
1 балл за правильный ответ.
7.Зарыть талант в землю – означает губить свои способности, не используя и
не развивая их.
1 балл за правильный ответ.
8.Сурепая – прил., определение, рашка – сущ., подлежащее, зажугила –
глагол, сказуемое, квинячий — прил., определение, торщ – сущ., дополнение.
За каждое слово по 0.5 балла. Всего 2, 5 балла
9.Не существует слова сыри. Все остальные имена существительные в
косвенных падежах.
1 балл за правильный ответ.
10.Дочка сказала: «Они вы—мы—ты»
1 балл за правильный ответ.
Максимальное количество баллов – 28,5
Список использованной литературы:
1.Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе». – Ростов—на
–Дону: Феникс, 2008.
2. Камчатнов А.М., Львова С.И. и др. Русский язык. Всероссийские
олимпиады. – М: Просвещение, 2009.
3. Косивцова Л.И. Предметные недели. Русский язык и литература. –
Волгоград: «Учитель», 2008.
4. Курушина Т.А., Басистая В.А. и другие. Русский язык. 5—9 классы.
Познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний. — Волгоград:
«Учитель», 2009.
5.Львова С.И. Уроки словесности. 5—9 классы. – М: «Дрофа», 2000.
Бегония — названа в честь французского дворянина Мишеля Бегона (1638-1710), интенданта французских колоний в Карибском море, организовавшего научную экспедицию на Антильские острова для сбора растений.
Бойкот — по имени британского управляющего в Ирландии Чарльза Бойкотта (1832–1897), землю которого ирландцы отказались обрабатывать и начали кампанию по изоляции Бойкотта в местном обществе.
Кардиган — получил название в честь генерала Джеймса Томаса Браднелла, седьмого главы графства Кардиган, которому приписывают изобретение данного предмета одежды с целью утепления форменного мундира.
Шовинизм — Николя Шовен, полумифический французский солдат, пафосно и простонародно выражавший в своих речах любовь к Франции и к Наполеону Бонапарту в частности.
Ватман — белая плотная бумага высокого качества получила свое название в честь английского бумажного фабриканта Джеймса Ватмана, который в середине 1750-х годов ввел новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.
Галифе — название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе (1830–1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями, а еще позже вошли в мужскую и женскую моду.
Гуппи — английский священник и учёный Роберт Джон Лемчер Гуппи, который в 1886 году сделал доклад перед членами Королевского общества, в котором рассказал о рыбках, не мечущих икру, а рожающих живых детенышей. После этого он был поднят на смех.
Толстовка — по имени великого Льва Николаевича Толстого назвали этот популярный вид одежды, хотя сам писатель носил рубашку несколько иного кроя.
Гильотина — орудие казни названо по имени французского врача Жозефа-Игнаса Гийотена, который хоть и не изобрел его, но в 1789 году впервые предложил отрубать головы с помощью этого механизма, что считалось «более гуманным».
Гобелен — слово возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура Гобеленов, продукция которой была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества.
Оливье — свое название знаменитый салат получил в честь своего создателя, шеф-повара Люсьена Оливье, державшего в Москве в начале 60-х годов XIX века ресторан парижской кухни «Эрмитаж».
Мазохизм — термин произошел от имени австрийского писателя Леопольд фон Захер-Мазоха (1836–1895), в романах которого «Разведённая женщина» и «Венера в мехах» деспотические женщины издевались над слабыми мужчинами.
Меценат — название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Августе.
Ловелас — Сэр Роберт Ловелас является персонажем романа Сэмюэла Ричардсона «Кларисса» , написанного в 1748 году, по сюжету которого красавец-аристократ коварно соблазняет 16-летнюю главную героиню.
Саксофон — инструмент назван по имени Адольфа Сакса (1814–1894), бельгийского изобретателя музыкальных инструментов. Сакс умер в бедности, потому что джаза тогда еще не было.
Сэндвич — назван по имени Джона Монтегю, 4-го графа Сэндвичского (1718–1792), лондонского министра и игрока, который, по легенде, изобрёл его во время игры в криббедж. Игра длилась уже несколько часов, а министр не нашёл времени поесть. Джон Монтегю попросил, чтобы ему подали еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям-игрокам понравился такой способ еды без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».
Силуэт — Этьен де Силуэт (1709–1767) будучи генеральным контролером финансов во Франции при Людовике XV обложил налогами внешние признаки богатства (двери и окна, фермы, предметы роскоши, прислугу, прибыль). Пробыл на своем посту всего 8 месяцев. Его имя связали с «дешевой живописью» — вместо дорогого портрета дешевле и быстрее обвести тень человека.
Мавзолей — погребальное сооружение названо по пышной гробнице карийского царя Мавсола в городе Галикарнас на территории современной Турции.
Мансарда — слово произошло от фамилии французского архитектора XVII века Мансарда, придумавшего дешевые чердачные помещения.
Макинтош (плащ) — фамилия шотландского технолога, который изобрел способ, как делать ткань непромокаемой, пропитывая ее раствором резины.