Какие события этапы севастопольской обороны отразились в рассказах л н толстого

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Бизина А.А. 1


1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа «19» города Кандалакша

Решетова Е.Е. 1


1МАОУ ООШ №19


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Где – то там далеко расцветают сады,

Где – то там далеко и любовь и улыбки.

Лишь у нас только стоны и крики,

Только тут не хватает воды.

Валентин Кондратов

«История войн – не только история красивых сражений, побед и героизма. Это ещё и история боли раненых солдат, история ужаса и слёз, пережитых мирным населением»[1]. Оборона Севастополя как ключевое событие Крымской войны 1853 – 1856 годов является этому ярким примером.

Изучение истории Крымского полуострова представляет интерес в связи с тем, что этот регион совсем недавно снова стал частью Российской Федерации. Данное событие повлекло за собой обострение международной обстановки, введение санкций и ухудшение отношений между государствами. Анализируя современную ситуацию в сфере международных отношений, можно сделать вывод о том, что человечество не учится на ошибках прошлого, в разных уголках планеты постоянно вспыхивают всё новые конфликты.

Вместе с тем, любое историческое событие находит отражение не только в политической жизни, но и в исторических источниках, а затем и в памятниках культуры: архитектуре, живописи, музыке. Наиболее ярко передают факты и переживания участников событий художественные произведения. Но насколько могут быть достоверны эти источники информации?

История человечества – это история войн. Россия XIX века не стала в этом смысле исключением. Одним из важнейших военно-политических событий стала Крымская война 1853-1856 гг. Показанный недавно на «Первом канале» документальный фильм «Нулевая мировая» подтверждает, что интерес к событиям Крымской войны актуален. Этот военный конфликт стал причиной не только политических изменений, но и нашёл отражение в культурной жизни страны. Одним из ключевы х художественных произведений, посвящённых Крымской войне, а именно обороне Севастополя, являются «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого.

В ходе исследования мы предположили, что «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого являются историческим источником о событиях обороны Севастополя.

Цель: выяснение достоверности фактов об обороне Севастополя, изложенных в литературном произведении Л.Н. Толстого, через сопоставление информации из различных источников.

Поставленная цель определила задачи: 1. Изучить события обороны Севастополя 1854-1855 гг. 2. Проанализировать «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого для выяснения исторических фактов обороны города. 3. Сопоставить литературное произведение с исторической действительностью. 4. Обобщить полученные данные и сделать вывод о достоверности изложения исторической информации в художественном произведении.

Предмет исследования — оборона Севастополя периода 1854–1855 г.г.; объект исследования – «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и различные источники информации.

Методы: анализ литературы. В ходе работы над исследованием мы познакомились с существующей литературой по данной теме. Так, например, интерес представляет сборник писем Л. Толстого к сестре и братьям[2]. Сборник включает более 400 писем семьи Толстых. Эти письма не только воссоздают атмосферу любви, дружбы, преданности и откровенности в семье Толстых, но и рассказывают о причинах приезда Толстого в действующую армию и появление такого произведения, как «Севастопольские рассказы». Статья Н.Ж. Ветшевой «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого: хронотоп великой эпопеи» дает подробный литературоведческий анализ произведения, указывая на его разножанровость [3].

Сравнительный анализ: в своём исследовании мы сравнили различные источники информации с «Севастопольскими рассказами» Л.Н. Толстого.

Обработка полученных данных: после проведенного исследования мы сделали выводы по поставленной проблеме.

Глава 1. Крымская война в биографии Л.Н.Толстого

Крымская война – это военные действия между Российской Империей и Британской, Французской, Османской империями, продолжавшиеся с 1853 по 1856 годы. Наибольшее напряжение война достигла именно в Крыму, в честь которого и была названа. Сам конфликт возник по причине религиозного спора между католической Францией и православной Россией о правах на святые места в Палестине, которая тогда была частью Османской Империи. Турецкий султан Абдул-Меджид I, опираясь на поддержку Англии и Франции, отказал России гарантировать её права. В ответ на это Николай I ввёл свои войска в Дунайские княжества.

На протяжении четырёх лет шла ожесточённая борьба между войсками России и коалицией государств во главе с Турцией. Военные действия развернулись одновременно на нескольких театрах: Балтийском, Дунайском, Кавказском и Крымском. Просчёты Николая I во внешнеполитическом курсе, военно-техническая отсталость российской армии привели к тому, что для России это была очень тяжёлая война, сопровождающаяся колоссальными материальными потерями и глобальными человеческими жертвами. С осени 1854 года, основные бои развернулись на Крымском полуострове. Русский флот, который уступал кораблям союзников, был блокирован в бухте Севастополя. Оборона Севастополя 1854-1855гг., гарнизоном которого руководили В.А.Корнилов и адмирал П.С.Нахимов, длилась 349 дней.

События Крымской войны связаны с подвигами легендарных исторических личностей, снискавших себе славу национальных героев (см. Приложение 1).

Специально для участников обороны Севастополя, в том числе сестёр милосердия, были учреждены награды (см. Приложение 2), например, медаль «За защиту Севастополя», которая была первой российской медалью не за победу, а за оборону.

Данные события нашли отражение во многих произведениях литературы: «Герои Малахова Кургана» Л.Буссенара, «Севастопольская Страда» С.Н.Сергеева–Ценского, «Беллона» А.Брусникина, и т.д. Однако, наибольший общественный резонанс вызвало произведение Льва Николаевича Толстого «Севастопольские рассказы», состоящее из трёх частей: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».

Когда началась Крымская война, Толстой, охваченный патриотическими чувствами, перевелся из Кавказской армии в Дунайскую, чтобы стать участником военных действий. В начале 1854 года Толстой отправился в командировку в Севастополь, однако, остаться там у писателя не вышло – его отправили на Бельбекские позиции, находившиеся недалеко от осаждённого города. С Бельбекских позиций Толстой регулярно ездил в город, а позднее добровольцем участвовал в боях за Малахов курган. В начале апреля 1855 года 3-й бастион, в котором служил Толстой, перевели на Язоновский редут.

По воспоминаниям современников, мысль о защите родной земли воодушевляла Толстого. Прибыв в Севастополь, он написал брату: «Дух в войсках выше всякого описания… Только наше войско может стоять и побеждать (мы ещё победим, в этом я убеждён) при таких условиях»[2].

Практически сразу после публикации рассказы Толстого были высоко оценены современниками. По мнению Николая Некрасова, «достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная наблюдательность, глубокое проникновение в сущность вещей и характеров, строгая, ни перед чем не отступающая правда…Не в этом ли кроется секрет неослабевающей популярности рассказов Толстого, полных патриотического пафоса и, несмотря ни на что, великого призыва к миру, отрицания войны, как убийства».[4]

Глава 2. Исторические факты и художественное произведение:

Сравнительный анализ

Для подтверждения гипотезы мы провели сравнительный анализ различных источников информации с текстом произведения Л.Н. Толстого. Среди источников информации –исторические монографии, воспоминания современников, участников боевых действий, справочные издания.

Анализируя это произведение, мы пришли к выводу, что Л.Н.Толстой мастерски показывает несколько аспектов обороны Севастополя 1854–1855 годов: военные действия, жизнь и быт осаждённого города и его защитников, участие сестёр милосердия в оборонительных действиях. В своём исследовании мы затронем тему военных действий как наиболее значимую в историческом плане.

Одной из самых трагических страниц обороны Севастополя являлась его еженедельная бомбардировка. Красной нитью в произведениях Толстого проходит упоминание о постоянных бомбёжках города. Л.Н. Толстой постоянно обращается к этой теме через разговоры и переживания солдат и офицеров, описание разрушенных улиц. Герои Толстого ощущают свою беззащитность и страх перед натиском врага. Это не является художественным вымыслом и преувеличением писателя. Об интенсивности бомбёжек свидетельствуют многочисленные источники: энциклопедии, исторические монографии и статьи. Например, в «Школьной энциклопедии. История России 18-19 век» говорится: «… в августе союзники в пятый и шестой разы бомбили Севастополь, по городу выпустили 150 тыс. снарядов. Ядрами были буквально срыты укрепления Малахова кургана и 2-го бастиона. Защитники города гибли по 2-3 тыс. человек в день» [5, с.555].

По словам Е.В. Тарле, «в первые дни этой августовской бомбардировки таких огромных ежедневных потерь ещё не было, но укрепления уничтожались одно за другим. С ночи на 24 августа бомбардировка не слыхано усилилась. В среднем, каждые сутки, погибало до 2500 и более защитников города» [6, с.450].

Ежедневные бомбардировки Севастополя влекли массовую гибель как военных, так и мирного населения. Для оказания медицинской помощи была привлечена община сестёр милосердия под руководством великого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Вместе с Н. И. Пироговым, прибывшим из мирного Петербурга в ноябре 1954 г., приехали также несколько его коллег-хирургов и отделение сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины — первой в России группы сестёр милосердия. Сёстры милосердия тех лет — незамужние и вдовы дворянского происхождения в возрасте от 20 до 40 лет. Стать сестрой милосердия Крестовоздвиженской общины можно было только после двухлетнего испытательного срока по уходу за больными. Затем женщины проходили обучение в специальных медицинских учреждениях. Работа была безвозмездной, в качестве оплаты тяжёлого труда по уходу за больными и помощи при операциях выступали питание и одежда.

Участие сестёр милосердия в военных событиях нашло отражение в «Севастопольских рассказах», например, в рассказе «Севастополь в августе 1855 года». Герои рассказа, два брата Козельцовы, навещают раненого товарища: «Войдя в первую комнату, …пропитанную этим тяжёлым, отвратительно-ужасным гошпитальным запахом, они встретили двух сестёр милосердия…» [7, с.320]. Описывая женщин, Толстой говорит об их манере держаться, нежности лиц и знании французского языка. Это описание свидетельствует о дворянском происхождении сестёр милосердия.

В очерке «Севастополь в декабре месяце» Толстой описывает помещения дома севастопольского Собрания, отданные для медицинских целей. Писатель не только изображает раненных солдат и медицинский персонал – врачей, фельдшеров и сестёр милосердия, но и показывает условия, в которых работали медики: «тяжёлый запах мёртвого тела сильнее поражает вас»; «ежели нервы ваши крепки, пройдите в дверь налево: в той комнате делают перевязки и операции»; «увидите войну в настоящем её поражении – в крови, в страдании, в смерти…» [7, с.241-243]. Эти описания не только художественно-реалистичны, но и подтверждены историческими исследованиями. Так, в монографии российского и советского историка, академика АН СССР Е.В. Тарле говорится о трудностях оказания медицинской помощи: «…врачи и сестры могли помогать не иначе, как стоя на коленях в грязи».[6, с. 460]

О тяжёлых условиях труда сестёр милосердия говорится и в статье М.М.Шитовой: «Привыкшие к чистоте и уюту; воспитанные, хорошо образованные дворянки, столкнулись с суровыми условиями военного времени: грязь, кровь; острый недостаток питьевой воды, еды, медикаментов, мест для размещения раненых и больных в лазаретах; тяжелая работа… Это было тяжелым психологическим испытанием для каждой из медсестер, попавшей на войну. Женщины рисковали своей жизнью ради жизни других, работая под вражескими пулями и ядрами» [8, с.253, 254].

Описание труда медиков можно найти и в рассказе «Севастополь в мае»: «лужи крови, видные на местах незанятых, горячечное дыхание нескольких сотен человек и испарения рабочих с носилками производили какой-то особенный, тяжелый, густой, вонючий смрад… Говор разнообразных стонов, вздохов, хрипений, прерываемый иногда пронзительным криком, носился по всей комнате. Сёстры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слёзного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами» [7, с. 273].

Это описание почти полностью совпадает с воспоминаниями одной из сестёр милосердия в письме к родным: «Вся операционная комната была уложена этими страдальцами; весь пол был залит кровью, и мы стояли в крови… мы были так заняты и увлечены, что не обращали внимания на сильную бомбардировку… Обязанность сестёр поить раненых чаем, ставить рожки, помогать при операциях…» [9, с. 123]. Таким образом, участие сестёр милосердия стало одной из героических страниц обороны Севастополя.

Несмотря на ожесточённое сопротивление русских солдат, их мужество, в конце августа 1855 начался штурм Севастополя. Толстой в рассказе «Севастополь в августе 1855» так описывает это трагическое событие: «Пули свистели не по одной, как штуцерные, а роями, как стадо осенних птичек пролетает над головами… французы бежали к бастиону по чистому полю и как толпы их с блестящими на солнце штыками шевелились в ближайших траншеях».[7, с.352, 354]

Подтверждение этому описанию мы находим в монографии Е.В. Тарле: «В полдень грянули разом три залпа из всех неприятельских орудий, и французы внезапно, выйдя из траншей, беглым шагом устремились на Малахов курган… Как бы густо не летели пули, но обыкновенно слышится некоторая раздельность свиста одной из них от свиста другой. Здесь же слышалось сплошное шипение; казалось, что поток пуль как бы струится; ощущалось какое-то течение свинца.» [6, с. 459]

В результате штурма ключевая позиция, Малахов курган, была взята 8 сентября 1855 г., и российское командование приняло решение покинуть город и перейти на Северный берег Севастопольской бухты. Последние оставшиеся на рейде боевые корабли были затоплены русскими моряками.

Л.В. Толстой в своём рассказе «Севастополь в августе 1855 года» пишет: «При свете зарева пожаров видны были мачты наших утопающих кораблей, которые медленно, глубже и глубже, уходили в воду» [7, с.356]. Подтверждение этому факту мы находим в монографии академика Е.В. Тарле: «В ночь с 27 на 28 августа русские потопили шесть кораблей – «Париж», «Храбрый», «Константин», «Мария», «Чесма», «Иегудиил» и фрегат «Кулевичи»» [6, с.465].

У Л.Н.Толстого находим описание того, как «севастопольское войско» [7, с.357] покидало осаждённый город: «… на пароходе, наполненном солдатами, пушками, лошадьми и ранеными, переправлялся на Северную. … чувство самосохранения и желания выбраться как можно скорее из этого страшного места смерти присутствовала в душе каждого. … Но за эти чувством было другое… как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». [7, с.355-358].

Такое же описание напряжённой психологической обстановки мы находим в строках Е.В.Тарле: «Последние отряды переходили на Северную сторону… Тихо, без шума и толкотни шла вся эта масса: до того сильно было впечатление переживаемого. Как много величественного и поражаемого своим внутренним трагизмом было в этой картине. Солдаты угрюмо и молча покидали Севастополь» [6, с.464].

Заключение

Таким образом, проанализировав художественное произведение, исторические источники и справочные издания, мы подтвердили гипотезу о достоверности исторических фактов, изложенных в произведении Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы».

Наше исследование имеет практическую значимость: материалы исследования можно применять не только учителям на уроках литературы, истории, обществознании, внеурочных занятиях, но и библиотекарям при проведении мероприятий, посвящённых творчеству Л.Н.Толстого.

Изучение произведений Толстого с точки зрения достоверности изложения исторических событий может стать одной из тем дальнейших исследований.

Нельзя не согласиться со словами литературного критика XIX века А. В. Дружинина, который утверждал, что ни одна из воюющих сторон «не имела у себя хроникёра осады, который мог бы соперничать с Толстым» [10].

Список использованных источников

  1. Энциклопедия для детей. [Т.32] История войн/Редколлегия М.Аксёнова и др. – М., 2009.-640с.: ил., карты.

  2. Толстой, Л.Н. Переписка с сестрой и братьями / Редкол.: В. Вацуро. — М.: Худож. лит., 1990.- 543 с.

  3. Ветшева, Н.Ж. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого: хронотоп великой эпопеи / Н.Ж.Ветшева. — Томск: Изд-во Томского университета, 2010. – С.114-121.

  4. Электронный ресурс. — URL: http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/trk/trk-088-.htm. (дата обращения 05.01.2017)

  5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003. – 736с., ил.

  6. Тарле, Е.В. Собрание сочинений. Том IX/Е.В. Тарле.-М.:Изд – во Академии наук СССР, 1959.-625 с.

  7. Толстой, Л.Н. Избранные произведения / Сост., предисл. и пояснит. статьи К.Н.Ломунова. – М.: Дет.лит., 1985. – 766 с.

  8. Шитова, М.М. Участие сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины в обороне Севастополя / М.М.Шитова // ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре. – С.251-258.

  9. «Не могу описать этой ужасной картины…» // Родина. – 1995. — № 3/4. – С.123-124.

  10. Электронный ресурс. – URL: http://tolstoy.ru/creativity/journalismguide/12.php. (дата обращения 15.02.2017)

Приложение 1

Исторические личности, принимавшие участие в Крымской войне 1853-1856 годов

 

Корнилов Владимир Алексеевич (1806 -1854)

Вице-адмирал, участник Наваринского сражения 1827 г. и Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. С 1849 г. начальник штаба, с 1851 г. фактический командующий Черноморским флотом. Выступал за перевооружение кораблей и замену парусного флота паровым. В Крымскую войну один из руководителей Севастопольской обороны. Владимир Алексеевич был смертельно ранен в голову на Малаховом кургане. «Отстаивайте же Севастополь», — были его последние слова.

Похоронен в склепе Морского собора святого Владимира рядом со своим учителем — адмиралом Лазаревым.

Источник: http://jenskiymir.com/eto-interesno/unikalnye-mesta/980-geroicheskaya-istoriya-sevastopolya-zaschitniki-svyatogo-goroda.html

 

Нахимов Павел Степанович (1802 -1855)

В 1845 г. Нахимов был произведен в контр-адмиралы, и стал командовать 1-й бригадой 4-й флотской дивизии. С декабря 1853 г. Нахимов командовал судами на рейде и в бухтах Севастополя. 28 июня 1855 при очередном приступе осаждавших Севастополь англо-французских войск Нахимов был смертельно ранен пулей в висок и через два дня умер, не приходя в сознание. Погребен в Севастополе рядом с Лазаревым, Корниловым, Истоминым.

Источник: http://jenskiymir.com/eto-interesno/unikalnye-mesta/980-geroicheskaya-istoriya-sevastopolya-zaschitniki-svyatogo-goroda.html

 

Истомин Владимир Иванович (1809-1855)

Контр-адмирал, герой Крымской войны и защиты Севастополя происходил из дворянского рода. Ещё гардемарином на линейном корабле «Азов» под командованием М. П. Лазарева, Истомин отличился в Наваринском сражении 1827г. и во время русско-турецкой войны 1828-1829, участвовал в Синайском морском сражении 1853г. За доблесть при Синопе 28 ноября 1853 г. Истомин был произведен в контр-адмиралы. С 1854г. и до дня смерти он ни на день не покинул бастион. Истомин погиб 7 марта 1855 г. на Малаховом кургане.

Источник: http://jenskiymir.com/eto-interesno/unikalnye-mesta/980-geroicheskaya-istoriya-sevastopolya-zaschitniki-svyatogo-goroda.html

 

Тотлебен Эдуард Иванович (1818 -1884)

Известнейший российский военный инженер-генерал, потомок древнего дворянского рода Тюрингии германского происхождения. В 1854-1855 во время Крымской войны Тотлебен проявил выдающийся инженерный талант при строительстве укреплений, не позволивших взять город атакой и заставивших противника перейти к осаде. Малахов курган — главный объект атак противника. Попытки взорвать севастопольские укрепления натолкнулись на подготовленные Тотлебеном сети минных галерей.

Источник: http://jenskiymir.com/eto-interesno/unikalnye-mesta/980-geroicheskaya-istoriya-sevastopolya-zaschitniki-svyatogo-goroda.html

 

Пирогов Николай Иванович (1810-1881)

В 1828 г. окончил медицинский факультет Московского университета. Российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии. Участник Севастопольской обороны 1854-1855, франко-прусской 1870-1871 и русско-турецких 1877-1878 войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя в 1847г, ввёл неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций, открыл новый способ бальзамирования. До наших дней в церкви села Вишни Подольской губернии хранится тело самого Пирогова набальзамированное этим способом.

Источник: http://jenskiymir.com/eto-interesno/unikalnye-mesta/980-geroicheskaya-istoriya-sevastopolya-zaschitniki-svyatogo-goroda.html

 

Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова) (1836 — 1910)

Дочь матроса 10-го ластового экипажа Лаврентия Михайлова, убитого при Синопском сражении) — сестра милосердия, героиня обороны Севастополя в Крымскую войну. Даша спасала людей не по долгу медика, а по велению сердца, движимая милосердием. Именно отсюда и появилось в русской речи устойчивое словосочетание «сестра милосердия». Гражданским подвигом дочери матроса был потрясен сам император Николай I, который пожаловал ей золотую медаль с надписью «За усердие».

Источник: http://jenskiymir.com/eto-interesno/unikalnye-mesta/980-geroicheskaya-istoriya-sevastopolya-zaschitniki-svyatogo-goroda.html

 

Кошка Петр Маркович (1828 — 1882)

Русский матрос, герой Севастопольской обороны 1854 — 1855гг. Родился в семье крепостного крестьянина. Помещик, заподозрив Кошку в связях с участниками восстания крестьян на Подолии, отдал его в матросы. Отличался выдающейся храбростью, военной сметкой на вылазках, при разведке во вражеском тылу, захвате языков, разрушении неприятельских траншей. В исторической литературе имя Кошки олицетворяет подвиги тысяч безвестных героев — русских солдат и матросов, участников обороны Севастополя. На памятнике адмиралу Корнилову в Севастополе Кошка изображен выбрасывающим из окопа попавшую туда бомбу.

Источник: http://jenskiymir.com/eto-interesno/unikalnye-mesta/980-geroicheskaya-istoriya-sevastopolya-zaschitniki-svyatogo-goroda.html

Приложение 2.

Награды для участников обороны Севастополя

 

Несмотря на поражение в войне, героизм защитников Севастополя был отмечен установлением медали не «за победу», не «за взятие», а впервые в истории России – «за защиту». Через полтора месяца после окончания войны рисунок медали выполнили медальеры Санкт-Петербургского монетного двора А.П. Лялин и В.В. Алексеев. А еще через две недели, 26 ноября 1856 года, император Александр II учредил медаль «За защиту Севастополя», и Монетному двору заказали исполнить 100 000 экземпляров серебряных медалей.

Медалью «За защиту Севастополя» награждались генералы, офицеры и солдаты (в том числе и нестроевые), составлявшие севастопольский гарнизон, и жители, принимавшие участие в обороне города. Даже крепостные слуги офицеров получили эту награду, которая носилась на Георгиевской ленте. На лицевой стороне медали (диаметром 28 мм) рядом изображены два вензеля – императоров Николая I и Александра II, увенчанных коронами. На оборотной стороне медали, под лучезарным «Всевидящим Оком», сделана четырехстрочная надпись: СЪ 13 СЕНТЯБРЯ – 1854 – АВГУСТА – 1855. Ее окружает надпись, сделанная более крупным шрифтом вдоль края медали: ЗА ЗАЩИТУ СЕВАСТОПОЛЯ.

Источник: http://bakunina-fond.ru/?p=3464/

 

По повелению вдовствующей императрицы Александры Федоровны в начале 1856 г. академик А.П. Лялин выполнил эскизы медалей для сестёр милосердия, находившихся в Крыму во время боевых действий. Ими награждались не только сестры милосердия Крестовоздвиженской женской общины и Севастополя, но и сестры «Общины сердобольных вдов». К началу августа 1856 г. было уложено в футляры 6 золотых и 200 серебряных медалей.

На лицевой стороне медали диаметром 39 мм, под императорской короной, изображён вензель императрицы — «А. Ф.», его окружает разделённая «растительным орнаментом» надпись: вверху, над короной — «Крым», справа — «1854», внизу — «1855» и слева — «1856». На оборотной стороне, под сиянием, исходящим от «всевидящего ока», пятистрочная надпись, выполненная славянской вязью: «Аминь глаголю вам понеже сотвористе единому сих братий моих меньших мне сотвористе», под надписью, внизу — восьмиконечный крестик.

Источник: http://bakunina-fond.ru/?p=3464/

Просмотров работы: 4957

На протяжении всей жизни Толстой был очень чуток к движению истории. Военная служба на Кавказе и участие в обороне Севастополя отодвинули ряд замыслов и привели к созданию цикла военных рассказов, ниспровергнувших традиционность военных описаний и впервые в русской литературе отобразивших реальную картину войны. Вместе с тем исходная и кардинальная толстовская мысль о “человеческом единении” столкнулась в условиях войны, по мнению писателя, с самым глубоким и трагическим противоречием исторической жизни человечества.

Именно поэтому в центре внимания Толстого оказалась психология войны, прежде всего проблемы патриотизма (истинного и мнимого), храбрости (настоящей ж ложной). К самой же попытке осмысления военных событий в широком философско-историческом плане восходит по существу основной круг вопросов идейно художественной проблематики “Войны и мира”.

“Набег” (1852) – первый из рассказов этого цикла. Набег как активное военное действие занимает в этом произведении достаточно ограниченное место и слагается из двух сопоставленных и противопоставленных актов – нападения и защиты. И то и другое как бы вводится в основную тему рассказа – картину жизни природы от восхода солнца первого дня до его заката в итоге второго дня.

Само понятие “набег” обозначает нечто вторгающееся извне в процесс жизни и разбивающее его. В толстовском сюжете анализ первого акта набега – нападения (захват горного татарского аула) – обнажает бессмысленность действия, несостоятельность людей, его определивших или рвавшихся к его осуществлению (прапорщик Аланин, поручик Розенкранц). В анализе защиты (где действие нравственно оправдано) исследуется понятие храбрости, этическая неоднородность которой остановила на себе внимание Толстого еще в юности при чтении “Характеров” Лабрюйера.

Истинная храбрость – понимание того, чего “нужно бояться” ж “чего не нужно бояться”, – неотъемлемое достояние народа, олицетворяющего в рассказе универсально-идеальную человече скую душу, в которой не должно быть “чувства злобы, мщения или страсти истребления себе подобных”.

“Севастопольские рассказы” (1855), приближающиеся по жанру к публицистическим очеркам, тематически связаны. Но общий сюжет – оборона города, окончившаяся капитуляцией, – отражает ее разные временные периоды. Осмысление Толстым войны и оценка русской текущей действительности были связаны с этим процессом движения к трагическому финалу.

Этим процессом объяснялся и переход от апофеоза героизма и веры в победу “Севастополя в декабре” к скепсису и резкому критицизму “Севастополя в мае” и к обличению неподготовленности России к делу национальной обороны в “Севастополе в августе”.

Оборона Севастополя – нравственно оправданное и справедливое военное действие в масштабе страны – позволяла Толстому увидеть полное и объективное проявление человеческих характеров в пределах от высшего офицерского до рядового состава. Русский простой народ раскрылся перед Толстым как та главная сила, которая прежде всего и породила героический дух общей атмосферы осажденного города, ставший главной темой “Севастопольских рассказов”.

В первом рассказе – “Севастополь в декабре” – этот героический дух делается коллективным действующим лицом, которое призвано перевести зрителя, читателя и человека вообще на иную, более высокую студень восприятия и осмысления исторически значимых явлений.

Собирательное “Вы”, обращенное к “не участнику” событий,- другое действующее лицо рассказа. Ему предложено путешествие – путь на 4-й бастион, сердцевину севастопольской обороны. Этот путь краток по времени, но максимально динамичен: впечатления, связанные с дорогой на 4-й бастион, радикально меняют “устоявшиеся” нравственные критерии героя – “не участника” событий. Работа сознания героя-зрителя обусловливается контактом с мироощущением участников обороны, которое отражалось в их “глазах, речах, приемах” и именовалось “духом защитников Севастополя”, совершавших подвиг как обычное и будничное дело.

Это мироощущение дано в рассказе как нечто единое по сути, связующее людей я вытекающее из трагического и высокого творческого действия – защиты отечества. Утверждающим испытанием этого мироощущения являлась “война в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти”.

Коллективный образ защитников города, активно воздействующий на перестройку сознания героя-зрителя, выступает в рассказе как своеобразный действенный фон, организующий движение сюжета. Вместе с тем осмысление защиты отечества как звена в цепи причин и следствий общественно-исторического порядка, а участников защиты как разных социально-психологических индивидуальностей обусловливает дальнейший анализ Толстого: в двух последующих севастопольских рассказах предметом этого анализа становится мироощущение самих участников обороны, тематически к этим рассказам примыкает и “Рубка леса” (1855), кавказская проблематика которой органично смыкается с севастопольскими впечатлениями Толстого.

Сюжет “Севастополя в мае” слагается из двух эпизодов перемирия, обрамляющих момент военных действий. Эпизоды “мира” в ходе войны призваны показать однозначность самовыявления офицеров, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Причина этой однозначности – в единстве мотива ложного самоутверждения: в тщеславии.

Толстой вскрывает его истоки, обнажает разновидности, степени (зависящие от удаленности или близости к народу) и формы выявления.

Этическая дискредитация офицерского состава (которому противостоит социально и нравственно однородная народная масса) связана в очерке с трагическим ощущением надвигавшейся катастрофы поражения. Вместе с тем толстовский анализ идет дальше. Люди, нравственная несостоятельность которых столь очевидна, гибнут (или могут погибнуть в любой момент), выполняя свой человеческий и гражданский долг.

Подвергая тщеславие испытанию войной и смертью (реальной или возможной), Толстой стремится отыскать тот внутренний человеческий резерв, который способен тщеславию противостоять и сделать восприятие человеком себя и других более глубоким.

Таким источником во втором севастопольском рассказе выступает “диалектика души”, которая именно с этого рассказа перестает быть достоянием автобиографического героя Толстого и утверждается писателем как всеобщая форма внутренней жизни, могущая “быть обнаруженной в каждом”. Именно “диалектика души” заставляет капитана Михайлова критически посмотреть на собственное поведение, покраснеть князя Гальцына.

Если в первом севастопольском рассказе внутреннее движение героя, знакомящегося с жизнью осажденного города, обусловлено его контактом с добром (в его общественно-историческом наполнении), то прозрение младшего Козельцова, участника событий в рассказе, завершающем цикл, – результат столкновений героя со злом (в его социально-нравственном и историческом проявлении). В отличие от нарастания чувства общности и единения с другими людьми в первом рассказе, во втором – рождение и углубление ощущения одиночества. Самый факт осознанной Володей Козельцовым возможности непонимания людьми друг друга рождается как итог “впечатлений дня”, предпоследнего дня обороны города. “Беспорядочное состояние души” воспринимается героем и как собственная несостоятельность – следствие восприятия жизни лишь во внешних ее проявлениях. Привычные нормы мироощущения рушатся.

Общая трагедия защитников Севастополя переводит сознание героя на новый, более высокий уровень.

Loading…

Автор статьи

Наталья Викторовна Степура

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

«Севастопольские рассказы» — это цикл из трёх рассказов об обороне Севастополя, написанных Л. Н. Толстым в 1855 году.

Изображение войны в «Севастопольских рассказах»

Л.Н. Толстой, находясь на службе, мучительно думал о войне – о том, что такое война, для чего и для кого она нужна. Эти вопросы перед писателем встали перед началом его литературной деятельности и интересовали его на протяжении всей жизни. Писатель бескомпромиссно осуждает войну. Осенью 1853 года началась война между Россией и Турцией. Л.Н. Толстому было разрешено перевестись в Севастополь.

Замечание 1

Толстой, оказавшись в осажденном городе, был потрясен героическим духом армии и населения. В своем письме брату Сергею он писал: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства».

Свой первый рассказ о героической обороне Севастополя Толстой начал писать под грохот орудий четвертого бастиона. Всего Толстой написал три рассказа о Севастополе:

  • «Севастополь в декабре месяце»;
  • «Севастополь в мае»;
  • «Севастополь в августе 1855 года».

В этих произведениях о трех этапах Крымской эпопеи писатель показал войну в настоящем ее выражении – в страдании, в крови и в смерти, а не в «правильном, красивом и блестящем строе». Под пером Толстого воскресает героическая оборона города. Писатель берет только три момента, показывает лишь три картины из той неравной, отчаянной битвы, почти год не утихавшей под Севастополем. Но эти картины дают так много. «Севастопольские рассказы» — это не только выдающееся художественное произведение, это – правдивый исторический документ, показание участника событий, столь драгоценное для историков.

В первом рассказе говорится о Севастополе в декабре 1854 года, в момент некоторого ослабления военных действий, в небольшой промежуток между кровавыми битвами под Инкерманом и Евпаторией. Но если полевая русская армия, стоявшая в окрестностях города, могла немного передохнуть, оправиться, то сам Севастополь и его гарнизон передышки не знали. Матросы и солдаты, истерзанные, полуголодные, трудились под проливным дождем и снегом.

«Особенности изображения смерти и войны в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого » 👇

Писатель рассказывает о матросе, которому оторвало ногу. Его несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп батареи. Солдаты и матросы спокойно, деловито говорили о своей завтрашней или послезавтрашней смерти. Женщины, верные подруги своих мужей, безропотно переносили все испытания.

Второй рассказ относится к маю 1855 года, но помечен он 26 июня 1855 года. В мае 1855 года произошла кровопролитная битва гарнизона против армии, осаждающей город. Противник желал любой ценой овладеть тремя передовыми укреплениями. Писатель не описывает эти кровопролитные сражения, но читатель понимает, что совсем недавно произошли значимые события.

Толстой показывает, как солдаты используют короткое перемирие для того, чтобы убрать убитых и захоронить их. Неужели враги, которые только что в яростной борьбе кололи и резали друг друга, могут разговаривать так дружелюбно, и так предупредительно и любезно относиться друг к другу? Толстой и здесь, как и везде, предельно правдив и искренен. Он очевидец, и нет необходимости ему придумывать и домысливать, ведь действительность богаче фантазии.

В третьем рассказе речь идет о Севастополе в августе 1855 года. Август – самый последний и самый страшный месяц осады, месяц жесточайших, непрерывных, не утихающих ни днем, ни ночью бомбардировок. Август – это месяц падения Севастополя. Толстой показывает героизм людей, которые привыкли к повседневным обстрелам. Эти люди выполняют свой долг и не считают себя героями. Буднично, без громких фраз они вершат историю. Толстой показывает, что лишь превосходство союзников Турции в материальных ресурсах и военной технике физически сломило русских героев.

Писатель разоблачает войну и утверждает моральное величие, силу русских людей, который мужественно восприняли отступление русской армии.

Новаторство Толстого в изображении войны, художественные достоинства и реализм «Севастопольских рассказов» были высоко оценены современниками.

Герои «Севастопольских рассказов»

Толстой в «Севастопольских рассказах» заглядывает и на поле сражения, и в траншеи, и в лазарет, и в квартиру к офицеру, и на бульвар, где гуляют жители осажденного Севастополя. Писатель заглядывает в души разных людей, рисует их настроения в разные моменты жизни города – во время боя, во время отдыха. И всегда показывает, что они думают и ощущают, как веселятся в свободную минуту, как шутят под свистящими пулями, как иногда мучительно боятся, как отдаются тщеславным чувствам, мечтам о славе, о наградах, как просто и спокойно совершают подвиги великодушия и мужества.

Толстой не боится «истины», какой бы она не была. И эта «истина» становится лучшим помощником писателя в доказательстве того, что война – это величайшее зло.

В первом рассказе писатель показывает жизнь города в начале осады, когда его жители и защитники верили, что им удастся отстоять Севастополь. Поэтому в настроении масс еще нет ощущения опасности, жизнь людей разнообразна, по-прежнему обыденна и довольно пошла.

Во втором рассказе картина уже меняется. Настроение у всех приподнятое, но все чувствуют опасность. В этом рассказе перед читателем проносится целый ряд живых, разнообразных образов, и в них без труда можно прочесть мелкие и крупные страсти людей, светлые и темные стороны их души.

На первом плане оказывается штабс-капитан Михайлов. Толстой, помня о том, что «все хороши и все дурны», в своем герое рисует человека хорошего, но имеющего и дурные качества. Михайлов – храбрый, честный слуга родины, порядочный, послушный, способный на самопожертвование. Но в то же время он глупо тщеславен и мелочно честолюбив. Идя умирать за родину, он мечтает о крестах.

Наряду с офицерами, которые даже смерти в глаза не могут смотреть «без задней мысли», Толстой выводит в своих рассказах солдат, которые сражаются и умирают без рисовки. В их храбрости нет ничего эффектного, и писатель преклоняется перед их простотой. В душах солдат и матросов он видит величие, «молчаливое и бессознательное». Толстой рисует их спокойно-мужественными на поле битвы, терпеливо умирающими в лазаретах и добродушно беседующими с врагами во время короткого перемирия.

В третьем рассказе Толстой представляет последние минуты Севастополя. Дух жителей и защитников уже иной. Сознание важности момента вносит определенную долю торжественности вих настроения. Прежнюю беспечность сменяет некоторая растерянность и одновременно с этим готовность умереть. В третьем рассказе центральными героями становятся братья Козельцовы. Старший брат – спокойный человек, живущий без особых душевных тревог и порывов, серьезно и просто смотрит смерти в глаза и делает свое дело без задних мыслей и шумихи. Это простая и цельная натура. Его младший брат Володя – романтически настроенный, восторженный юноша-мечтатель, живущий благородным порывом патриотизма. Он впечатлителен и чувствителен, болезненно переживает все впечатления, полученные от знакомства с «обратной» стороной войны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

«Севастопольские рассказы» Толстого

История создания и цель сборника

Лев Николаевич Толстой присутствовал при обороне Севастополя и выступал очевидцем событий, поэтому он смог подробно рассказать о происходящем в городе. Когда началась Крымская война, писатель находился на службе. Ему разрешили перевестись в Севастополь и год он жил в окрестностях города.

Лев Николаевич Толстой Крымской войне

Находясь в осаде, литератор был поражен героизмом простых людей, тогда и началась история создания «Севастопольских рассказов» Толстого. Первый очерк на эту тему он стал писать под шум орудий. Лев Николаевич считал, что русские солдаты и обычный народ, и есть та движущая сила, зарождающая героический дух.

Основная идея произведения — показать четкое различие между простыми солдатами и честолюбивыми, высокомерными офицерами, которые были способны на убийства ради получения звездочек и очередных званий. Тщеславие и лицемерие — ключевые моменты в проблематике произведения.

«Севастопольские рассказы» повлияли на формирование Толстого как автора. Писатель впервые начал говорить о простых людях, как о защитниках Родины. Лев Николаевич рассказал о войне без прикрас, читатели поняли, какие ужасные события происходили в реальной жизни.

События в декабре

Сборник начинается с рассказа «Севастополь в декабре». В нем автор описывает следующие события:

В госпитале раненные

  1. Прохладное, красивое утро, словно на картинке. Заря, похожая на рисунок художника. Тишину нарушают лишь выстрелы. В городе происходят боевые действия, но повседневная жизнь не прерывается. На улицах суетится народ, продавцы торгуют хлебом. Люди как будто бы не замечают выстрелов и не видят проблемы.
  2. В госпитале происходят страшные действия. Раненые участники войны ждут, когда им помогут доктора и с ужасом смотрят, как врачи ампутируют людям ноги и руки. В этом месте сосредоточен весь кошмар происходящего. Смерть, страдания и кровавые картины сопровождают Севастополь в декабре. Месяц главные герои боятся возможной кончины, но не цепляются за жизнь перед лицом опасности.
  3. Молодой офицер с четвертого бастиона беспокоится не о боевых действиях, а о грязи вокруг. Работает защитный механизм, юноша еще неопытен и ведет себя излишне легкомысленно. По пути в четвертый бастион все чаще встречаются носилки с ранеными людьми. Офицер выглядит непринужденным, он рассказывает, как в землянке оказалась бомба и сразу не стало 11 человек. На лицах солдат отражены исконно русские черты — упрямство и простота.

Продолжая анализ произведения «Севастопольские рассказы», стоит кратко заметить, что именно в первом цикле истории бросается в глаза, как сильно автор стремится показать героизм простого народа. Толстой дает понять, что у врагов нет шансов поколебать силу духа русских людей.

Происходящее в мае

Прошло 6 месяцев после осады города. Дипломатам не удается прийти к соглашению. Офицер Михайлов гуляет по Севастополю и вспоминает цитаты из письма товарища. Тот рассказал, что его супруга читает о событиях, происходящих в городе и сильно гордится своим мужем. Михайлов подумал, что ему очень недостает такой поддержки. Он мечтает быть награжденным, и чтобы все газеты рассказывали об этом. Тщеславие — основное качество в его характеристике.

Происходящее в мае в Севастополе

Офицер не заметил, как дошел до павильона с музыкой, ему захотелось поговорить с аристократами, но он не решился подойти к ним. Михайлов мечтает о повышении, но ему не нравится общаться с обычными людьми и солдатами. Наконец, офицер осмеливается подойти к аристократам, они проявляют отзывчивость и даже соглашаются вместе прогуляться. Мужчина чувствует себя счастливым.

Один из аристократов — Праскухин, не хочет попадать под обстрел. Михайлов руководит ротой на передовой, а у Праскухина требуют передать сообщение о перемещении. После того как батальон перемещается, оба офицера стремятся произвести впечатление. Праскухин погибает, а Михайлов получает ранение в голову, но отказывается от лазарета, потому что мечтает выделиться.

На следующий день аристократы гуляют по тротуару и описывают друг другу свои боевые подвиги. Объявляется перемирие. Русские бойцы и вражеские солдаты спокойно общаются, без ненависти и злости, но когда снимают белый флаг — обстановка вновь накаляется.

Рассказ об августе

Третьим и последним рассказом в цикле является «Севастополь в августе». Очерк отличается естественностью языка. В нем автор не пытается использовать литературные приемы и описывать интриги. Он просто показывает быт защитников Севастополя, рассказывает, что обычные люди не рискуют своей жизнью ради тщеславия, но и не берегут ее в критические моменты. В третьей части рассказывается следующая история:

Русские переходят через бухту на Северную сторону

  1. У офицера Володи Козелкова есть только один страх — струсить. Утром 27 августа парень снова погружается в свои мысли, боится, что его одолеет чувство страха и он станет предателем. Юноше очень не хочется умирать, ведь впереди у него вся жизнь.
  2. В конце августа офицер встречается со своим братом Михаилом, который уже давно являлся защитником города, но находился в отпуске из-за ранения.
  3. Володя приехал в Севастополь вместе с братом. Козельцов пребывает в ужасном настроении, в голове у него возникает странная картина. Ему видится, что брат погибает на поле боя, а он бросается отомстить за его кончину и умирает рядом с ним. Скоро мысли Володи станут реальностью. Его брата действительно ранят и он погибает во время перевязки. Козельцов же умирает на мортирной батарее.
  4. Повествование завершается тем, что русские переходят через бухту на Северную сторону.

Боевые действия велись практически год, но Толстой описал только три истории. Однако они позволяют понять полную картину происходящего. Читая краткое содержание и проводя анализ, стоит отметить, что от рассказа к рассказу все больше усиливается критический пафос, Лев Николаевич обличает героев произведения. Он все сильнее проводит черту между простыми, искренними солдатами и тщеславными офицерами.

«Севастопольские рассказы» изучают в старших классах и пишут по ним конспекты, поскольку истории содержат в себе множество ценных уроков. Произведение заложило основу реалистичному изображению войны. Писатель описывает события глазами простых людей. Этот опыт пригодился Толстому для написания романа «Война и мир». Можно с уверенностью сказать, что литератор всегда интересовался внутренним миром людей, попавших на войну, и стремился показать правдивую картину происходящего.

Конспект урока литературы в 10 в классе

Тема урока: Образ героического города  в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

Цель урока: на материале «Севастопольских рассказов» показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя в ходе Крымской войны, познакомить обучающихся с исторической обстановкой в России во время обороны Севастополя, совершенствовать навыки работы с художественным текстом, формировать способность обучающихся пользоваться различными источниками для получения информации, воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.

 Оборудование: текст «Севастопольских рассказов», иллюстративный материал, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: на материале «Севастопольских рассказов» обучающиеся понимают  истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя в ходе Крымской войны, знакомятся  с исторической обстановкой в России во время обороны Севастополя, совершенствуют навыки работы с художественным текстом, выполняют аналитическую беседу в группах, участвуют в беседе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа над темой урока.

Предварительная работа:

1) прочитать «Севастопольские рассказы»,

2) индивидуальные задания отдельным учащимся («биографы» Л.Толстого рассказывают об участии Л.Толстого в военных действиях в Крымской войне),

«историки» подготовили справку о Крымской войне,

«художники» — об отражении темы обороны Севастополя в картинах.

Учитель

Ученики

Добрый день. Сегодня 19 марта. Вчера был день выборов президента, значимое событие в нашей жизни. Но в этот день произошло еще одно памятное событие. Какое?

Воссоединение Крыма с Россией.

Тема нашего урока «Образ героического Севастополя». Начать урок хотелось бы с гимна этого города. Думаю, он позволит нам проникнуться нужным для работы настроением.

(презентация №1)

Когда впервые Крым вошел в состав России и кто заложил город Севастополь на руинах древнего Хермсонеса?

8 апреля  1783. Манифест Екатерины II о присоединении Крыма. Город возводился под руководством Григория Потемкина.

Какое впечатление произвели рассказы на читателей?

«1. Историки» По свидетельству А.В Дружинина, «вся читающая Россия восхищалась «Севастопольскими рассказами».

(высказывания на слайдах презентации №2)

Когда и в связи с чем были написаны «Севастопольские рассказы»?

«Биографы»: 7 ноября 1854 года Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу уже 2 месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость, писатель бродил лабиринтами бастионов, беседовал с солдатами, офицерами. И все, что он услышал и увидел, говорило о том, что стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Чудное время!»

Молодому офицеру-артиллеристу долго не удается побыть в деле. Почти 2 месяца его держали на тыловых позициях под Симферополем.

В последних числах марта 1855 года батарею Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города – на 4 бастион. Переезд совпал с мартовско-апрельским штурмом Севастополя. На 4 бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Однако бастион жил и не допускал врага в город. Его защитники с честью выдержали все испытания.

За храбрость и стойкость, проявленные на бастионе, Толстой досрочно получил чин поручика и был награжден орденом. Находясь там, он пишет рассказ «Севастополь в декабре месяце», который публикуется в «Современнике». В основу рассказа положены впечатления Толстого от первого знакомства с обороняющимся городом и его защитниками и картины, которые он наблюдал в декабре 1854. Главная мысль рассказа заключена в словах, что каждый, кто побывал в осажденном городе, мог вынести «убеждение в невозможности взять Севастополь» и что это убеждение видели «в глазах, речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя».

Участвовал писатель и в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка, образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на 4 бастионе послужили основой для второго рассказа – «Севастополь в мае».

В последние дни боев Толстой снова был переведен на городские позиции и огнем своей батареи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону. Он оставил город одним из последних. Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, он отразил в рассказе «Севастополь в августе 1855 года».

В июле 1855 года, в самый разгар Крымской войны, когда все переживали за судьбу героического Севастополя,  в журнале «Современник» стали появляться рассказы Л.Толстого об обороне Севастополя.

Какое событие описано в рассказах? Что послужило поводом к войне?

«2. Историки»:   Причины Крымской войны

Главными причинами  Крымской войны стало столкновение политических интересов Англии, России, Австрии и Франции на Балканах и Ближнем Востоке.

Проводом к началу боевых действия послужил пересмотр в Лондонской конвенции правового режима пересечения российских судов пролива Босфор, что вызвало негодование со стороны Российской Империи, так как она значительно ущемлялась в правах.

Еще одной причиной стала передача ключей от Вифлеемского храма в руки католиков, что вызвало протест Николая I, который в форме ультиматума потребовал их возвращение православному духовенству.

Чтобы не допустить усиления влияния России, в 1853 году Францией и Англией был заключен тайный договор, с целью  противостояния интересам России и  дипломатической блокаде. Россия разорвала все дипломатические отношения с Турцией, в начале октября 1853 года начались боевые действия. 

В первые месяцы военных действий эскадра адмирала Нахимова фактически полностью уничтожила турецкий флот, не позволили захватить Закавказье.

Опасаясь захвата Россией  Османской Империи, в войну вступили Франция и Англия, направив свою флотилию на Одессу и Петропавловск – на – Камчатке, однако их план не увенчался успехом. 

В сентябре 1854 году английские войска сделали попытку захватить Севастополь. В конце сентября началась героическая оборона города, которая продолжалась целый год.

Европейцы имели значительное преимущественно перед Россией, они имели  паровые суда, в то время как русский флот был представлен парусниками. В битвах за Севастополь участвовали знаменитый хирург Н. И. Пирогов и писатель Л.Н. Толстой.

Несмотря на героизм русской армии, Севастополь она отстоять не смогла. Войска Российской империи вынуждены были покинуть город. 

Последствия Крымской войны

В марте 1856 года  Россия подписала Парижский мирный договор с европейскими странами и Турцией, в результате которого потеряла свое влияние на Черном море, оно было признано нейтральным. Крымская война нанесла огромный ущерб экономике страны.

Просчет Николая I заключался в том, что Россия  на тот момент не имела шансов победить сильные европейские страны, которые имели значительные технические преимущества.

«Художники»: Презентация №3

Защитники Севастополя не могли не восхитить своим героизмом и преданностью городу. 11 месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущества в вооружении, стояли у стен Севастополя.

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячной англо-французской армии.

Россия в разные периоды истории оказывалась втянутой в войны. Вспомним фрагменты из  хорошо известных вам произведений.

В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. 

http://2.bp.blogspot.com/_XV45BHRq4Qo/TDi6UYOz5LI/AAAAAAAAALw/OyzR2cr8dXI/s1600/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B1%D0%BE%D0%B9.jpg

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала 
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!…

http://3.bp.blogspot.com/_XV45BHRq4Qo/TIZjWKzwwpI/AAAAAAAAAPY/uZJSimamJNM/s1600/ermolov09l.jpg

О каких войнах идет речь в поэтических текстах? Какое впечатление они оставляют у читателя? Назовите автора и название произведения.

10 июля 1709 года была Полтавская битва — крупнейшее сражение Северной войны между войском Петра I и шведской армией Карла XII. 

Поэма  «Полтава» А.С.Пушкин

8 сентября 1812 г- Бородинское сражение под командованием М.И. Кутузова.

Стихотворение «Бородино» М. Лермонтов

Какие чувства вызывают эти строки?

В этих произведениях показана героика войны. Они вызывают чувство гордости за русских солдат.

Можно ли эти строки применить для описания битвы за Севастополь?

Да

Насколько похожи эти героические сцены с описанным в «Севастопольских рассказах»? Почему?

Не похожи вообще. А.Пушкин и М.Лермонтов, будучи патриотами своей страны,  в своих произведениях показали славное прошлое России, его героических защитников в Полтавской битве и Бородинском сражении. Толстой же ставил иную цель – показать ужас и бессмысленность войны. А еще он писал по личным впечатлениям от увиденного и пережитого. Первым в русской литературе Толстой занялся трезвым  анализом боевой жизни. Он низвел воинскую доблесть с пьедестала сплошного «геройства», но и возвеличил ее как никто. Он показал человека без прикрас, потому что на войне сложно скрыть трусость, подлость, мелочность, если они имеются в характере. Разрушая идеализированное представление воинской доблести, он выставил на вид величие геройства простого, не лезущего вперед, делающего только то, что надо: если надо — так прятатьсяесли надо — так умирать.  Бесконечно полюбил за это Толстой  под Севастополем простого солдата и в его лице весь вообще русский народ

Обратимся к тексту «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце» 

От чьего лица ведется повествование?

Дайте характеристику рассказчику.

Почему такую форму повествования выбирает Толстой? Он первый военный корреспондент.

С чего начинается рассказ «Севастополь в декабре месяце»? (с описания пейзажа)

Какими красками описан пейзаж? Несет ли начало рассказа тревогу? Боль? (Нет).

Когда впервые мы видим, что перед нами передовая, что в городе идет война?

Какие сцены вызывают удивление, неприятие, ужас?

Как Толстой создает неприукрашенный облик военных будней?

Какими показаны защитники Севастополя?

Что движет простыми матросами и солдатами, почему они спокойно идут на смерть?

Каковы художественные особенности этого рассказа?

Л.Толстой говорил: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».

Как можем объяснить эти слова? Относятся ли они только к «Севастопольским рассказам»?

Вспомните эпизоды романа «Война и мир», в которых видим подобные сцены.

Толстой с натуралистической точностью описывает раненых и умирающих. Зачем? (Чтобы показать, что война не несет ничего, кроме ужаса и смерти. Жестокость нельзя оправдать ничем. Война не разбирает, кто перед ней: солдат или женщина, старик или  ребенок).

Только ли смерть и страдание показывает Толстой? (Нет, героизм простых людей, защитников Севастополя)

Какие сцены говорят об этом?

Чем закончилась оборона Севастополя?(сдачей города врагу).

Ради чего писались «Севастопольские рассказы»?

В рассказах были выражены очень важные политические истины, поставлены серьезные социальные вопросы. Писатель отразил настроение общества, показал глубокую, трезвую правду. Правду о патриотическом подъеме и героизме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат, о тех чувствах, которые были близки русскому обществу. А еще показал правду о несостоятельности царизма в войне, об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхушкой.

Новаторство Толстого в том, что в центре батальных сцен он поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир, мотивировал действия и поступки его  сокровенными мыслями и чувствами. Человек из народа своим ратным трудом, неприметным подвигом решает судьбу отечества, а персонажи освещаются с позиции той великой цели, которой вдохновлен народ.  

Какова была цель Толстого при написании рассказов? Можно ли его обвинить в отсутствии патриотизма, ведь его  рассказы показали обреченность защитников и сдачу города?

Главное желание и цель Толстого – рассказать не просто правду о войне, но всю правду, правду до конца. «Вы увидите, — обращался автор к читателям, — войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» В рассказе «Севастополь в мае» он пишет: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красе его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Заключительно слово учителя:

Что такое война в понимании писателя? Кто истинный герой рассказов Л.Толстого?

В рассказах Толстого впервые в русской и мировой классической литературе традиционная батальная живопись была очеловечена, обращена правдивыми описаниями тончайших чувств и переживаний человека – участника баталии, дана сквозь призму его сознания. Война со всеми ее ужасами и величием показана изнутри, посредством раскрытия внутреннего отношения к ней рядовых ее участников, а сами участники охарактеризованы в зависимости от их места во всенародной борьбе – вот в чем новаторство Толстого.

От «Севастопольских рассказов» прямой путь к «Войне и миру». Б.М.Эйхенбаум назвал рассказы этюдами к роману: «Здесь подготовлены и отдельные детали, и некоторые лица, и разнообразные «тональности», и даже сплетение батального жанра с семейным».

Война – зло, народ – истинный герой, мужественный защитник, готовый пожертвовать жизнью во имя спасения родной земли.

Д/з: 1. Написать эссе Актуальны ли  произведения Л.Толстого  в наше время?

2.составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя во время Крымской войны в форме письма с фронта.

  • Какие события тревожат память человека сочинение
  • Какие события сказки пушкина сближают ее с народными сказками
  • Какие события происходят в сказке журавль и цапля фантастические реальные из реальной жизни
  • Какие события происходят в рассказе гриша чехов
  • Какие события повторяются три раза в сказке сестрица аленушка и братец иванушка