Какие события можно считать значимыми итоговое сочинение

   Мировая история полна событиями, без которых современный мир был бы совсем не таким, каким является. Наша страна чрезвычайно богата подобными событиями. То ли в силу русского характера, впитавшего в себя широту и вольность родных просторов с их изменчивым климатом, то ли потому, что кровь русского человека – это крутой замес генов множества народностей, но в истории России моментов, о которых можно сказать «ключевые», «важнейшие» и т.п., вероятно, больше, чем времён относительно спокойных, мирных, гармоничных. Действительно, нашему народу пришлось пройти через невероятные трудности, чтобы прийти к тому, что мы имеем сейчас.

   И всегда, буквально всегда перед людьми встаёт проблема памяти. Что стоит помнить, а что следовало бы забыть, похоронить навеки в кажущемся безмолвии времени? Над этим размышлял Дмитрий Сергеевич Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном», говоря, что память о прошлом прежде всего светла, поэтична, она воспитывает эстетическое чувство, что каждое возвращение к прошлому обогащает современность. Из чего выходит, что забывать ничего нельзя, невозможно, ведь это будет предательством по отношению к тем людям, которые жили и умирали для того, чтобы передать нам хотя бы частицу своего опыта.

   Для меня самыми значимыми моментами хроники нашей державы являются, пожалуй, Октябрьская революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война, а также Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Это и понятно: данные события по историческим меркам не так далеки от нас, а отголоски Отечественной войны мы вообще слышим практически каждый день. Будь то наши ветераны или регулярные мероприятия, направленные на сохранение памяти о катастрофе, произошедшей в середине XX века.

   Все исторические события нашей страны так или иначе находили отражение в произведениях художественной литературы. В своём сочинение я хочу показать, какими предстали Октябрьская революция 1917 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в творчестве нобелевского лауреата Бориса Пастернака и Анатолия Приставкина, замечательного советского писателя, известного своими произведениями о войне. А также хочу поделиться мыслями, почему именно эти произведения о событиях нашей истории так близки и дороги мне.

%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%

(именно их мне хотелось бы взять для анализа) по праву принадлежат к «золотому наследию» нашей литературы. Их сближает то, что события в них не идеализированы, не причёсаны, как говорится, под «правильную гребёнку». «Доктор Живаго» – это субъективный взгляд на события начала XXвека, где они, эти самые события, предмет не изображения, а оценки. В своей поздней переписке Б. Пастернак признавался, что он уже стар и скоро, может быть, умрёт, поэтому не может больше откладывать выражение своих истинных, сокровенных мыслей. Революция, показанная глазами главного героя романа Юрия Живаго – дворянина, врача, символа русского интеллигента, не парадная, не официальная. В произведении даны не столько сами события до и после революции, сколько впечатления от них. Поначалу может показаться, что роман – это просто история нескольких людей, живших в определённое время в определённом месте и поэтому так или иначе затронутых историческими событиями, но, читая, постепенно понимаешь, что судьбы этих людей и есть судьба нашей страны, чистая её проекция со всеми катастрофами и счастьем, рождением и смертью. Так, Юрию Живаго, пытавшемуся идти путём невмешательства, всё же пришлось повоевать на стороне красных, когда он был захвачен партизанами и взят в «Лесное братство» врачом. Особенно мне запомнился момент, когда главный герой находит у раненого белогвардейца отпечатанную на ткани молитву 90-го псалма, по народным поверьям спасающего от пуль, и точно такую же молитву у убитого партизана, ружьё которого Юрию пришлось взять в руки и отстреливаться. Сцена эта показывает, как наивно заблуждение, что можно остаться в стороне от исторических событий, и то (а это особенно важно), насколько ужасна война, тем более война братоубийственная. На примере Юрия Живаго и близких ему людей ярко и убедительно показана история великого переворота, произошедшего в России в начале XX века: смерть близких или вечная разлука с ними, голод, лишения, ужасы гражданской войны, моральная деградация людей и в то же время огромная любовь к своей родине, величайшее возвышение над мирским, суетным, где человек уже не просто человек, но частица единого процесса, преображающего старый мир, тяжёлого, кровавого процесса, в котором, несмотря ни на что, есть место любви, милосердию, прощению, возрождению. Вероятно, именно поэтому произведение не оставляет тягостного «послевкусия» безысходности, хотя финал романа трагичен (Юрий Живаго умирает, будучи ещё совсем нестарым человеком, перед этим потеряв свою первую жену Тоню и их сына, а затем и возлюбленную Ларису Антипову, в конце жизни он даже не имеет возможности работать по профессии и вынужден кормиться случайными заработками).

%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%

это рассказ о трагедии, произошедшей с двумя одиннадцатилетними братьями Сашкой и Колькой Кузьмиными во время войны 1941-1945 гг. Их маленькие жизни оказались втянуты в круговорот страшных событий, происходящих в нашей стране в это время. Воспитанники детского дома, мальчики едут на Кавказ, который кажется им вершиной счастья после мёрзлой картошки и хлеба вперемешку с травой. Ещё по дороге на одной из станций они встречают странный поезд, откуда из зарешёченных вагонов к ним протягиваются смуглые руки и слышна непонятная речь. Это чеченцы и ингуши, которых депортировали из мест их постоянного проживания, оттуда, куда сейчас везут голодных детдомовских детей. И это ещё одна трагедия большой страны, борющейся тогда с фашизмом и в то же время видящей опасность в людях своей страны. Анатолий Приставкин был одним из первых писателей, кто заговорил об этой проблеме, показав, как сложна и противоречива зачастую жизнь. Мне повесть нравится именно за её искренность, понятность, за то, что за трагедией (от рук местного населения на Кавказе погибает Сашка) писатель видит свет. Это произведение о тяжёлых испытаниях, которые пришлось пережить нашему народу, о ненависти, которую главные герои ещё не понимают, и одновременно это гимн милосердию, дружбе, духовному единству (Колька, потеряв брата, сближается с чеченским мальчиком Алхузором и называет его братом, а Алхузор спасает Кольку от чеченской пули).

   В рассмотренных произведениях показаны события, которые особенно значимы для меня как гражданина своей страны. Октябрьский переворот 1917 года и Великая Отечественная война – громадные вехи в истории России. И писателям, на мой взгляд, удалось правдиво и в то же время глубоко художественно показать это.

На чтение 7 мин Просмотров 69.5к.
Обновлено 3 октября, 2020

Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения по литературе на тему «Как исторические события влияют на судьбу человека?». В них взгляд на эту проблему рассматривается на примере произведений литературы 19 и 20 веков.

Содержание

  1. Вариант 1
  2. Вариант 2
  3. Дополнительные аргументы

Вариант 1

История и человек. Как они связаны друг с другом? Что является первичным? Исторические ли события влияют на человека или наоборот человек творит историю? Наверное, правильно будет сказать, что это влияние взаимное. Одни люди становятся инициаторами исторических событий, другие вынуждены подчиняться движению истории, становясь активными участниками или свидетелями происходящего. Чем дальше человек находится от управления процессом, тем более чувствительным оказывается влияние истории на его жизнь.

Войны являются глобальными событиями в жизни страны, не позволяя быть сторонним наблюдателем. В романе-эпопее Л. Н. Толстого описывается эпоха начала 19 века. Это было время серьезных перемен в общественной жизни. Огромное влияние на настроения в обществе, умы и нравы оказала Франция. Пришедший к власти Наполеон был у всех на устах. В начале его правления он вызывал разноречивые толки. Пьер Безухов был восхищен молодым французским императором. Он говорит о величии его души, его смелости. Наступает 1812 год, и Наполеон пытается захватить Россию. Отношение Пьера к императору меняется на диаметрально противоположное. Он готов убить Наполеона. Герой оказывается в центре событий. Он побывал на поле битвы, вокруг него свистели пули, взрывались снаряды. Оказавшись в плену, он получает возможность ближе познакомиться с простым народом. Толстой возвышает Пьера над остальными героями. Отношение к народу является мерилом величия человеческой души для писателя. Общение с солдатами приблизило Пьера к пониманию Бога. Он делает открытие: человек беден, пока боится смерти. Страдания, по его мнению, помогают обрести себя. Толстой дарит своему любимому герою встречу с народным философом Платоном Каратаевым. Тот научил Пьера простоте и правде, на которой держится жизнь. война изменила внутренний мир Пьера, изменила его отношение к жизни. Герой понял, что его жизнь как жизнь отдельного человека. Она значима только как часть общей жизни, как «часть целого». Война – это горе для всей страны, но если бы не она, Пьер не пришел бы к этому мудрому пониманию мира.

Исторические события влияют не только на внутренний мир человека, они меняют все его существование. Жизнь героя рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» делится на две половины: до войны и после. В молодости Андрей Соколов жил, как и большинство других людей. Он был сирота, родители его умерли от голода. Соколов прошел Гражданскую войну, женился на хорошей девушке. Детки родились. Он сел работать на грузовик. Домишко построили, но тут грянула Великая Отечественная война. Соколов в плен попал, но выжил, а вот семья его погибла. После войны не смог вернуться в родной город и поехал в Урюпинск к другу. Однажды возле чайной увидел он парнишку, привязался к нему сердцем. Осиротила их обоих война, лишила семьи. Шолохов показывает, что за годы войны не зачерствело сердце Соколова. Пожалел он мальчика, сказал, что он его пропавший отец. Автор сравнивает отца и сына с двумя песчинками, которые военный ураган занес в чужие края. У Соколова война отняла все, что было ему дорого. Ему пришлось начинать жизнь с чистого листа.

Эти два примера рассказывают о влиянии войны на жизнь человека. Герой Толстого по-новому начинает смотреть на жизнь, а у героя Шолохова и вовсе вся жизнь начинается заново.

Подводя итог, можно сказать, что исторические события не проходят бесследно. Они оказывают большое влияние на судьбу человека независимо от его социального положения. Каким оно будет, зависит от самого человека, его действий, помыслов, душевной организации.

Вариант 2

Каждому человеку выпадает жребий жить в определенную эпоху. Иногда задумываешься над тем, как бы сложилась жизнь, если бы ты родился лет на пятьдесят, сто раньше. Кем бы ты был, каким бы ты был? Характер человека, его духовное развитие во многом зависит от исторических событий, свидетелем которых он становится.

Герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого Андрей Болконский живет в начале 19 века. Он молод, полон нажежд, мечтает о славе. Его восхищает судьба Наполеона. Он отправляется на войну, чтобы найти свой Тулон. Ему предоставляется такая возможность. Во время боя под Аустерлицем солдат охватывает паника, и они бегут с поля боя. Болконский подхватывает знамя убитого знаменосца и бросается вперед, увлекая за собой содат. Казалось бы, вот она минута славы. В этот момент князя настигает вражеская пуля, и он падает без чувств. Когда Болконский приходит в себя, то первое, что он видит, это высокое бесконечное небо. Он понимает всю ничтожность своих стремлений. Он видит, насколько мелок Наполеон по сравнению с этим небом. С войны князь андрей вернулся другим человеком. Ему еще многое предстоит понять, но эта военная кампания не прошла для него бесследно. Она стала первой ступенью на пути Болконского к небу. Он еще не понял, в чем смысл жизни, но встал на путь духовного совершенствования. Автор разделяет мысли и чувства героя. Он показывает, как умирает тот человек, который ушел на войну, и как рождается новый князь Андрей, стремящийся не к славе, но к Богу.

Подобным путем духовного возрождения идет герой романа Б.Пастернака Юрий Андреевич Живаго. Он родился через сто лет после князя Андрея. Начало следующего века снова потрясает Россию чередой катаклизмов. Решающую роль в судьбе Живаго играет революция 1917 года. Сначала он принимает ее восторженно. Герой видит в ней что-то «евангельское», его охватывает чувство освобождения. Потом оказывается, что радость была преждевременна. Революция от красивых лозунгов перешла к насилию. Власть получают диктаторы, но признающие ни свободы, ни равенства. Пастернак дает понять, что в создании образа доктора Живаго важны не столько события, сколько то, какое действие они оказывают на его духовное развитие. Жизнь героя и его близких разрушена стихией революции. Революционные события вступили в противоречие с жизнью. Идея живого противопоставлена неживому, искусственному. Фамилия героя произошла от прилагательного в родительном падеже, которое взято из церковного текста «сын бога живаго». Его жизнь с самого начала связана с богом, благодаря дяде священнику. Живаго сохраняет верность своим идеалам. Он не является сторонним наблюдателем, но не примыкает ни к красным, ни к белым. Как врач он спасает и тех, и других. Он молится за спасение их душ. Высшими ценностями для него становятся любовь, природа, поэзия и вера в бога. Он умирает, но обретает бессмертие в стихах.

Герои этих двух произведений представляют элиту общества. Они не являются пассивными наблюдателями исторических событий. Участвуя в них, они понимают всю тщетность своих усилий. Человек может принимать или не принимать ход событий в душе, но изменить или остановить историю невозможно. Все течет, все изменяется, вечен только бог. К таким мыслям приходят герои двух произведений, написанных с разницей в сто лет.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что глобальные исторические события оказывают перерождающее действие на внутренний мир человека. Они запускают в душе некий механизм, который ведет к осмыслению себя, своего места в мире и пониманию вечных жизненных ценностей.

Дополнительные аргументы

В работе над итоговым сочинением пригодятся аргументы https://literoved.ru/bank-argumentov/argumenty-po-napravleniyu-zabveniyu-ne-podlezhit-dlya-itogovogo-sochineniya.html по направлению «Забвению не подлежит», размещенные в журнале.

Тезисы

  • Как правило, исторические события негативно влияют на судьбу человека, потому что резко и кардинально меняют его жизненный уклад и вынуждают его подстраиваться под обстоятельства.
  • Исторические события формируют основные правила нашей жизни и отражаются на ментальности народа.
  • Роль исторических событий в судьбе человека сложно переоценить: они делают нашу жизнь такой, какой мы привыкли ее видеть. Мы подстраиваемся под их обстоятельства и последствия.
  • Исторические события определяют путь человечества и судьбу конкретного человека. Они могут и уничтожить, и вознести его на Олимп.
  • Влияние исторических событий на судьбы людей неоспоримо, ведь именно они определяют правила игры, в которой задействованы все фигуры: что короли, что пешки.
  • История может и возвысить, и опустить человека по прихоти случайности. 
  • Каждый из нас ощущает на себе давление исторического контекста и не может выйти за его рамки. Всю нашу жизнь направляют масштабные исторические события.
  • Как волна играет раковиной, так и история играет судьбой человека, то вознося ее до небес, то разбивая о скалы.
  • Исторические события всегда отражаются на судьбе человека, ведь они не были бы «историческими», если бы не влияли на жизненный путь цивилизации. Оценку их воздействию могут дать только далекие потомки, ведь, как писал С.А. Есенин, «лицом к лицу лица не увидать».
  • Роль исторических событий в судьбе человека нельзя преуменьшать, ведь именно глобальные явления тасуют карты судьбы, выпадающие на руки людям.

Аргументы

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Исторические события часто тасуют карты судьбы и меняют людей местами. Например, Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал ситуацию, когда богатейший дворянин в стране оказался в плену с простыми солдатами. Пьер Безухов, который владел обширными землями и огромными капиталами, не захотел покидать Москву, осажденную врагом. Он хотел встретить Наполеона и убить его, чтобы разом прекратить все битвы и кровопролития. Но по пути к цели Пьер решил помочь другим людям, и его задержали французы. Из-за простого наряда его приняли за обычного человека из народа и заключили в тюрьму вместе с солдатами. Там Пьер, который до этого страдал от неопределенности собственного жизненного пути и от невозможности превозмочь соблазны и пороки, познал мудрость и смирение русского люда. Он познакомился с Платоном Каратаевым — рекрутом из крестьян. Тот рассказал ему о том, как он избавил брата от рекрутского набора и пожертвовал собой, чтобы его семья не умерла от голода без кормильца. Такими сильными и духовно богатыми были многие люди «из низов» общества. Именно с них Безухов решил брать пример. И тогда все стало проще в его глазах. Он научился лучше понимать окружающих и изменил свой подход к жизни. Историческое событие заставило его пересмотреть свои ориентиры и направило его по жизненному пути, который больше соответствовал его натуре. Это влияние можно назвать положительным.

М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Чаще всего исторические события негативно влияют на судьбы людей. Они радикально меняют условия жизни и заставляют человека подстраиваться под новые реалии, и он не успевает за изменениями. Такой пример описал М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». Революция и Гражданская война разделили единый народ на несколько враждующих лагерей. Казачество стало либо белым, либо красным. И обе стороны ожесточенно истребляли друг друга, воюя ради мира и не достигая своей цели. Вражда расколола и семью Мелеховых. Пантелей и Петр поддерживали белую власть, а Григорий симпатизировал красным и даже воевал в их стане. Если бы ни война, то братья никогда не пошли бы друг против друга. Если бы ни революция и ее последствия, не было бы столько жертв и смертей. Петр Мелехов погиб в бою с красными, Пантелей Мелехов заболел тифом и не дождался своевременной помощи. Григорий Мелехов запутался во враждующих сторонах и потерял ориентиры. В финале он сдался властям, устав прятаться и скитаться. Эти люди могли бы дожить до старости и поднять детей, но исторические события затянули их в водоворот страстей и погубили.

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Исторические события создают социо-культурный контекст, из которого состоит наша общественная жизнь. От него никуда не деться. Это доказывает пример из романа «Мастер и Маргарита». Иешуа был проповедником и путешествовал по городам со своими выступлениями. Его действия не были противозаконными и никому не мешали, но именно в Ершалаиме он был арестован и обвинен в призывах к насильственному свержению власти. Почему его слова о приоритете небесных сил над земными владыками и светлом будущем без неравенства вызвали такую странную реакцию у прокуратора? Всему виной исторические события, произошедшие в этом месте. Римская империя захватила этот город, поработила его население. Римские чиновники были там на правах захватчиков, их не любили. Город наводнили злонамеренные агитаторы, религиозные фанатики и бандиты, которые подстрекали обитателей оккупированных земель к бунту. Поэтому римские чиновники очень чутко реагировали на высказывания против кесаря. Иешуа стал жертвой исторического контекста своего времени, когда любые намеки на неправедность мирской власти были равносильны крамоле. Вот так глобальные события влияют на судьбы людей, пусть и не напрямую.

А.А. Блок, «12». Автор поэмы «12» показал, как исторические события влияют на судьбы людей из разных сословий. Революция возвеличила тех, кто раньше обитал на социальном дне и обслуживал интересы правящей элиты. А вот привилегированным слоям общества пришлось трудно, ведь материальное преуспеяние в одночасье превратилось в клеймо. «Буржуй», который раньше был хозяином положения, сравнивается с шелудивым псом, ведь оба они — изгнанники в новых реалиях. Жандарма, представителя власти, пытаются убить прямо на улице. Кто занял его место? Вернувшиеся с фронтов дезертиры, несостоявшиеся в жизни люди, которые обрели оружие и идеологию. Те, кто был наверху, оказались внизу, а те, кто терпел обиды, получил шанс отомстить и забрать свое. Революция все поставила вверх дном, и каждая судьба изменилась. И нельзя однозначно сказать, плохо или хорошо историческое событие повлияло на жизненные пути людей: каждый случай нужно рассматривать отдельно.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Исторические события вырывают людей из зоны комфорта и показывают другую сторону бытия, которую они никогда бы не увидели в спокойной обстановке. Этот процесс подробно описал автор произведения «Капитанская дочка». Главный герой попал в эпицентр крестьянского бунта и лично познакомился с его предводителем. В другие времена барин и беглый казак не могли бы занять такие роли и узнать друг друга поближе. Пугачев стал хозяином положения, с ним вынуждены были считаться даже дворяне. Поэтому Петру выпал шанс увидеть другую сторону России и народа — темную сторону, вопиющую о возмездии. Гринев взглянул и вглубь себя, когда оказался на плахе и перед выбором между честью и жизнью. Петр выбрал честь, проверил свои убеждения на прочность и убедился в правильности своей позиции, когда Пугачев признал в нем равного по силе духа и отпустил его. Гринев и сам не мог не признать исключительных достоинств этого человека и справедливости его намерений. Исторические события, которые затянули героя, отразились на его судьбе: ему не было и двадцати лет, когда он прошел полноценную школу жизни, а потому в дальнейшем ему удалось не только сберечь честь, но и многое осмыслить, понять, узнать о России и той ее стороне, которая обычно скрыта от дворян.

Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Исторические события во многом определяют судьбы людей, ведь моделируют обстоятельства и условия нашей жизни. Подтверждение этому мы находим в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Отмена крепостного права отразилась на участи каждого члена общества. «Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!» — пишет автор. Помещики вроде Оболта-Оболдуева пострадали от внезапного удара и не смогли перестроить свое хозяйство на новый лад. Их экономическая модель эффективна только при условии подневольного и бесплатного труда. Духовенство стало получать меньше податей, ведь деревни стали приходить в упадок, и больше не было расточительных господ и преуспевающих в неволе мужиков. Новые условия потребовали и от крестьян слишком многого. Они не были готовы к самостоятельности и становились жертвами мошенничества со стороны господ, которые более грамотны и влиятельны. Земельных наделов люди не получили, и зависимость от помещика все-таки осталась. Землепашцы тоже не смогли сразу наладить работу так, чтобы получить прибыль и развить хозяйство. Таким образом, даже такое позитивное историческое событие, как крестьянская реформа, негативно отразилось на судьбах людей, ведь поставило их перед необходимостью менять все, не зная ничего.

А.А. Ахматова, «Реквием». Историческое событие никогда не проходит для людей бесследно. Кого-то оно возносит, но большинство страдает от кардинальных перемен и сдвигов в системе. Это доказывает пример из поэмы Ахматовой «Реквием». Казалось бы, пролетарская революция должна была оправдать лозунг «Свобода, равенство и братство!». Но на деле революционный подъем сменился реакцией. Новая власть стремилась не дать свободу угнетенным, а отнять ее у всех, чтобы стабилизировать свое положение и заставить недовольных замолчать. Аресты и безосновательные обвинения захлестнули страну. Автор пишет о своей личной трагедии: сына Ахматовой и Гумилева репрессировали и приговорили к десяти годам тюрьмы. Лирическая героиня произведения — мать, которая не знает ничего о судьбе своего сына и никак не может ему помочь. Все, что она видит, это бесконечные очереди в застенки, где стоят сотни и тысячи женщин с такой же проблемой, с таким же отчаянием. Большинство заключенных ни в чем не виновато, но доказать это невозможно. Против репрессивной машины оружия нет. Бедная мать мечется из очереди в очередь, но добивается лишь оглашения приговора: десять лет тюрьмы без вины, суда и следствия. Вот так исторические события ломают судьбы людей и топчут даже тех, кто не имеет к ним прямого отношения.

А. Платонов, «Возвращение». Как правило, исторические события коверкают и мнут судьбы людей, ведь глобальные явления всегда не были бы таковыми, если бы не затрагивали всех и не оставались бы в памяти ударом, жертвой, подвигом. Подтверждение этому мы находим в рассказе «Возвращение». Семья Ивановых раскололась на все четыре года войны и многое пережила. Капитан Иванов рисковал собой, чтобы спасти Родину, и отвык от семейной жизни в деревне. Роднее ему стали за это время товарищи, незатейливый быт казарм, обед по расписанию. Даже с попутчицей Машей, которая тоже прошла войну, у него больше общего, чем с далекой женой и детьми. А с чем столкнулись они в годы войны? Мать работала за двоих, чтобы прокормить детей и помочь отчизне своим трудом. Старший сын стал в доме за главного, его военное положение лишило детства. Он убирался, готовил, следил за сестрой. Дети не шалили и мало играли, ведь выживание требовало много усилий. Они почти не помнили отца и уже отвыкли от него. Героям пришлось начать новую жизнь и выйти из зоны комфорта. Историческое событие негативно отразилось на их жизненном пути, ведь потребовало слишком много жертв и труда.

М.А. Шолохов, «Судьба человека». Люди часто попадают в жернова истории и не могут выбраться оттуда без потерь. Мало кого масштабные события возносят и награждают. Большинство из нас становятся жертвами кардинальных перемен. Это подтверждает пример из рассказа «Судьба человека». Война изменила все в жизни Андрея Соколова. Он пошел на фронт добровольцем, но не ожидал, что Родина призовет и его сына, что смерть призовет его жену и дочерей. Получив контузию, герой попал в плен и долгие годы не имел связи с близкими. Несколько раз он пытался бежать, несколько раз едва не погибал в застенках трудовых лагерей. Но ему все же удалось совершить подвиг и привезти важного вражеского инженера в качестве заложника. Андрея не заподозрили в предательстве и отпустили домой. Но от дома уже ничего не осталось: погибли дети и жена, сгорели родные стены. Даже сын его погиб в День Победы, когда штурмовал Берлин. Соколов остался совершенно один, хотя до войны был многодетным отцом. Война полностью изменила судьбу героя и лишила его всего, что он так любил. Этот пример учит нас тому, что многие исторические события негативно сказываются на жизненном пути человека.

М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Исторические события порождают резонанс такой силы, что их отголоски десятилетиями влияют на судьбы людей. Зачастую это влияние негативное, ведь человеческая память лучше всего фиксирует трагические явления. Подтверждение этому мы находим в поэме «Мцыри». Главный герой был насильно разлучен с семьей и вывезен из страны. Генерал вез его в Россию, но гордый пленник стал отказываться от еды и едва не умер от голода. Несмотря на протест, его не вернули обратно, а просто оставили в монастыре, ведь никто уже не верил, что он выживет. Но Мцыри поправился и стал исполнять роль послушника. Война вырвала его из родных просторов, лишила его семьи и определила жалкий удел. Чужие обычаи, чужая вера не трогали сердца юноши. Он мечтал о воле, чтобы вернуться туда, где он должен был быть. Мцыри объявил войну судьбе и решил ее исправить. Но его побег был обречен на неудачу: герой не знал, куда бежать, и остался на прежнем месте. Он умер от истощения сил и отчаяния, ведь война исковеркала его жизненный путь окончательно и бесповоротно. Он не мог исправить своего положения, как ни старался. Таково разрушительное влияние исторических событий на судьбы людей.

Революции, Гражданские войны, народные восстания — все эти события оказывают воздействие на дальнейшую судьбу человечества, ведь человек является неотъемлемой частью истории. Ни одно великое свершение не смогло бы произойти без участия людей. Однако, на мой взгляд, больше всего на судьбу человека влияет война, страшная, кровавая и жестокая. Война — это сложнейшее испытание на человечность, только на поле боя определяется, кто трус и предатель, а кто — смельчак и герой. В мировой художественной литературе, в том числе и русской, написано немало произведений, отвечающих на вопрос: «Какие исторические события влияют на судьбу человека?» Предлагаю обратиться к некоторым из них. (94 слова)

Невозможно забыть войну, она остаётся в истории и памяти человека навсегда, разделяя жизнь человека на до и после. В Отечественной литературе ярким образом человека, на чью судьбу повлияла череда исторических событий, принято считать главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» — Андрея Соколова. Герой часто оказывался в ситуации выбора. Попав в плен во время Великой Отечественной войны, каждый день просыпался с мыслями о побеге, потому что не собирался служить врагу, хотя мог стать предателем и тем самым улучшить условия своей жизни. Однажды он открыто совершил нравственный выбор с врагом, отказавшись выпить за победу немецкого оружия.  Комендант лагеря назвал Соколова настоящим русским солдатом, дал целую буханку хлеба и сала. Герой поделился ими со всеми пленными, а не приберёг для себя. Лучшие качества характера, убеждение, что настоящий мужчина должен всё преодолеть, если его зовёт Родина, позволили Соколову пройти главное испытание – остаться человеком. (139 слов)

Этот же вопрос рассматривается и в другом произведении, «Прощай, оружие», чьим автором является американский писатель Э. М. Хемингуэй. Действие романа происходит на итало-австрийском фронте в 1917 году, в разгар Первой Мировой войны. В уютном итальянском городке на горе, в котором пока затишье, встречаются герои произведения, американский доброволец в армию Фредерик Генри и английская медсестра Кэтрин Баркли, у которых впоследствии возникает любовь. Так, будучи в чужой стране, под влиянием начавшихся боевых действий определяется судьба персонажей – быть вместе. Впоследствии Генри и Кэтрин отчаянно пытаются противостоять войне – пара то укрывается от сражений в миланской больнице, то бежит от погони на швейцарской границе. С одной стороны, борьба героев оправдана, ведь они, как и любой человек в то время, хотели спастись, остаться живыми и жить счастливо. С другой стороны, Генри бросил товарищей, оставил их на поле боя, забыв о таких понятиях, как честь, достоинство и долг, а Кэтрин из-за своей любви к главному герою была готова на всё, в том числе и бросить десятки раненых солдат. Можно прийти к выводу, что герои предают страну, в которую были отправлены, пытаясь найти спасение в соседнем государстве. (179 слов)

Таким образом, мы убедились, что такое историческое событие, как война, затрагивает жизнь каждого участника, влияет на судьбу отдельно взятой личности; она обличает человека, позволяя понять, для кого понятия «долг», «любовь к Родине и ближнему» остаются верными, а для кого обман и предательство товарищей становятся правильными. Далеко не каждый способен пройти это испытание, поэтому мы должны чтить память тех героев, кто остался верен Родине. (63 слова)

475 слов

Добрый день, Тёма. Свою работу вы посвятили поиску ответа на вопрос, какие исторические события влияют на судьбу человека. В соответствии с критериями проверки итогового сочинения  ваша работа оценивается следующим образом.

К1(соответствие теме)+1 балл

К2(наличие литературного аргумента) +1 балл
Вы привели два аргумента, хотя достаточно и одного. Если вы можете  аргументировать свой тезис на примере одного произведения, то именно так и надо делать.

К3(логика и композиция)+1 балл

Композиционно сочинение построено верно, есть логические переходы от вступления к основной  части, от неё-к заключению, НО: в последнем  предложении вступления  вы предлагаете обратиться к  конкретным произведениям, в которых рассказывается о влиянии исторических событий на судьбу человека, а сами продолжаете  рассуждать о том, что невозможно забыть войну и т.д. Этого делать не следовало, надо было сразу приступить к  анализу названного произведения. И ещё вопрос: зачем вы подсчитываете количество слов и пишете это в сочинении? Это можно делать только в черновике.

К4(речь)+1 балл

Революции, Гражданские войны, народные восстания — все эти события оказывают воздействие на дальнейшую судьбу человечества, ведь человек является неотъемлемой частью истории.

Выделенную часть предложения заменим на ВЛИЯЮТ НА СУДЬБУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА; человек является частью истории- логически не совсем верное утверждение, надо: ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ ИСТОРИИ.

Невозможно забыть войну, она остаётся в истории и памяти человека навсегда, разделяя жизнь человека на до и после.

Повтор слова -ошибка, надо  вместо первого слова ЧЕЛОВЕКА использовать ЛЮДЕЙ, а вместо второго слова ЧЕЛОВЕКА   -разделяя ИХ жизнь на «до» и «после».

Невозможно забыть войну, она остаётся в истории и памяти человека навсегда, разделяя жизнь человека на до и после. В Отечественной литературе ярким образом человека, на чью судьбу повлияла череда исторических событий, принято считать главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» — Андрея Соколова.

Кроме неоправданного повтора слова,  о чём уже было сказано,  второе предложение  этого блока требует корректировки:  Самым ярким литературным  персонажем, на чью жизнь  повлияла война, считается Андрей Соколов, главный герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

Попав в плен во время Великой Отечественной войны, каждый день просыпался с мыслями о побеге, потому что не собирался служить врагу,

После деепричастного оборота нужно  местоимение   ОН КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРОСЫПАЛСЯ….

, потому что не собирался служить врагу, хотя мог стать предателем и тем самым улучшить условия своей жизни.

тем самым улучшить- звучит не совсем правильно, надо: И ТАКИМ СПОСОБОМ ИЗМЕНИТЬ УСЛОВИЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ.

Однажды он открыто совершил нравственный выбор с врагом, отказавшись выпить за победу немецкого оружия.  Комендант лагеря назвал Соколова настоящим русским солдатом, дал целую буханку хлеба и сала. Герой поделился ими со всеми пленными, а не приберёг для себя. Лучшие качества характера, убеждение, что настоящий мужчина должен всё преодолеть, если его зовёт Родина, позволили Соколову пройти главное испытание – остаться человеком.

Выражение ОТКРЫТО СОВЕРШИЛ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР С ВРАГОМ  непонятно по смыслу: что вы имели в виду? Зная произведение, конечно, понимаю, что герой был на волосок от смерти, когда немецкий офицер готов был расстрелять Соколова за  открыто высказанное  недовольство. Но что значит-нравственный выбор?  Предложения следует строить так, чтобы  и смысл был понятен, и структура его была верна. …  буханку хлеба И КУСОК САЛА;  герой не съел  это в одиночку, а принёс в барак, где пленные поделили всё поровну; мужчина должен всё преодолеть(если его зовёт Родина-это лишнее, так как  мужчина в любой ситуации должен всё преодолеть); в последней части предложения вместо тире надо написать так: пройти главное испытание на звание человека.  ОДНАЖДЫ ОН ОТКРЫТО СДЕЛАЛ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ПЕРЕД ВРАГОМ…так можно было начать первое предложение из этого блока.
Вариант  последней части предложения: позволили Соколову ВЫДЕРЖАТЬ главное испытание — остаться человеком.

Этот же вопрос рассматривается и в другом произведении, «Прощай, оружие», чьим автором является американский писатель Э. М. Хемингуэй. Действие романа происходит на итало-австрийском фронте в 1917 году, в разгар Первой Мировой войны. В уютном итальянском городке на горе, в котором пока затишье, встречаются герои произведения, американский доброволец в армию Фредерик Генри и английская медсестра Кэтрин Баркли, у которых впоследствии возникает любовь.

Выделенное  предложение  стоит очень далеко от названия темы, поэтому следовало начать его не с указательного местоимения ЭТОТ ЖЕ (какой именно вопрос?), вариант: Вопрос о влиянии исторических событий на судьбу человека рассматривается в романе американского писателя Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!» В уютном итальянском городке на горе, в котором пока затишье…(придаточное со словом  В КОТОРОМ относится к слову ГОРОДКЕ, но стоит после слова НА ГОРЕ, В КОТОРОМ…получается несоответствие, надо учитывать, что союзное слово КОТОРЫЙ  обычно относится к последнему слову в главной части); доброволец в армию  — правильно так: доброволец из США(без определения АМЕРИКАНСКИЙ), лейтенант итальянских санитарных войск; лучше сказать не английская медсестра, а  медсестра-англичанка; последняя часть предложения должна звучать так: между которыми  возникает чувство любви.
Перестройте предложение так:  Вопрос о влиянии исторических  событий рассматривается и в романе «Прощай, оружие», автором которого является…( слово И В ДРУГОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ  не нужно).

Так, будучи в чужой стране, под влиянием начавшихся боевых действий определяется судьба персонажей – быть вместе.

будучи в чужой стране …определяется судьба персонажей( неправильно), вариант: Так в чужой стране во время войны определилась судьба героев — быть вместе.

С одной стороны, борьба героев оправдана, ведь они, как и любой человек в то время, хотели спастись, остаться живыми и жить счастливо.

Почему В ТО ВРЕМЯ? Люди в ЛЮБОЕ ВРЕМЯ хотят спастись; живыми и жить-тавтология (однокоренные слова), вместо  ЖИТЬ  СЧАСТЛИВО надо БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ.

Можно прийти к выводу, что герои предают страну, в которую были отправлены, пытаясь найти спасение в соседнем государстве.

В первое придаточное с союзом ЧТО включено второе с союзным словом В КОТОРУЮ, при этом от первого оторван деепричастный оборот, соедините их, и вы поймёте, что смысл первого придаточного предложения получился не совсем понятным.

Таким образом, мы убедились, что такое историческое событие, как война, затрагивает жизнь каждого участника, влияет на судьбу отдельно взятой личности; она обличает человека, позволяя понять, для кого понятия «долг», «любовь к Родине и ближнему» остаются верными, а для кого обман и предательство товарищей становятся правильными. Далеко не каждый способен пройти это испытание, поэтому мы должны чтить память тех героев, кто остался верен Родине. (63 слова)

Выделенное чёрным шрифтом исправляем:  ВЛИЯЕТ НА ЖИЗНЬ КАЖДОГО ЕЁ УЧАСТНИКА( ….на судьбу отдельно взятой личности — это повторение того, что вы уже сказали, надо просто убрать);она обличает человека-неправильно, обличать во лжи-так мы говорим, а здесь лучше сказать: она(война) раскрывает характер человека, показывая, кто верен Родине, а кто предатель.( Идейный замысел автора не в том, чтобы назвать главных героев предателями, а в том, чтобы показать бессмысленность войны: оба они хотят жить и испытывать простое  человеческое счастье, тем более что война идёт на территории чужого государства). Отмечу, что речевых ошибок и недочётов у вас очень много, некоторые предложения вы  чрезмерно усложняете всякими конструкциями, что делает их смысл непонятным.

К5(грамотность)+1 балл

Ошибки

Орфография

Революции, Гражданские войны, народные восстания

Если вы говорите о конкретной Гражданской войне(например, в России), то название войны пишем с заглавной буквы, но у вас речь идёт вообще о войнах в любом гражданском обществе, здесь пишем со строчной буквы.

В Отечественной литературе ярким образом человека, на чью судьбу повлияла череда исторических событий,

Это слово пишется с маленькой буквы( подразумевается — в нашей, родной, русской литературе).

в разгар Первой Мировой войны

в разгар Первой мировой войны(так правильно).

С одной стороны, борьба героев оправдана, ведь они, как и любой человек в то время, хотели спастись, остаться живыми и жить счастливо.

ОПРАВДАННА-здесь это слово является кратким прилагательным, а не кратким причастием, поэтому НН, как и в полном отглагольном прилагательном.

Пунктуация

В мировой художественной литературе, в том числе и русской, написано немало произведений, отвечающих на вопрос: «Какие исторические события влияют на судьбу человека?» Предлагаю обратиться к некоторым из них.

Здесь лучше  было написать вопрос в косвенной форме:…отвечающих на вопрос, какие исторические события влияют на судьбу человека.

Этот же вопрос рассматривается и в другом произведении, «Прощай, оружие», чьим автором является американский писатель Э. М. Хемингуэй.

Название произведения не следует обособлять, то есть запятые не нужны, надо перед названием поставить тире.

В уютном итальянском городке на горе, в котором пока затишье, встречаются герои произведения, американский доброволец в армию Фредерик Генри и английская медсестра Кэтрин Баркли, у которых впоследствии возникает любовь.

Перед выделенной частью предложения нужна НЕ ЗАПЯТАЯ, А ТИРЕ.

Впоследствии Генри и Кэтрин отчаянно пытаются противостоять войне – пара то укрывается от сражений в миланской больнице, то бежит от погони на швейцарской границе.

Вместо тире надо поставить двоеточие, так как дальше идёт пояснение, как они противостоят войне.

Грамматические

Однажды он открыто совершил нравственный выбор с врагом, отказавшись выпить за победу немецкого оружия.

ВЫБОР ПЕРЕД ВРАГОМ

Итак, общее количество ошибок у вас  9, что не превышает допустимый порог. Таким образом, ваше сочинение оценивается на «зачёт», но вам надо учесть все замечания и работать над повышением грамотности, особенно речевой. Успехов вам!

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

→ Направления ИС.
→ Примерные темы.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Итоговое декабрьское сочинение 2022-2023 на тему №409 в чём ценность исторического опыта? Структура сочинения: вступление, аргументы из литературы, вывод.

Данное сочинение относится к разделу «Семья, общество, отечество в жизни человека» и служит как пример для 11 классов, которым нужно написать сочинение для допуска ЕГЭ. Сочинение должно соответствовать всем критериям для зачёта.

Пример итогового сочинения ЕГЭ

В чём же заключается ценность исторического опыта ? На мой взгляд ценность заключается в том , что мы не должны забывать об историческом опыте наших предков . Исторический опыт позволяет нам учиться на ошибках наших предков , показывает как , несмотря на все трудности и невзгоды наши предки были верны своим ценностям и идеалам. Нынешнее поколение должно понимать , что не стоит жить в ссорах и разногласиях , так как это может привести к таким страшным последствиям как война .

Доказать мою точку зрения поможет пример из литературного произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Стихотворение Лермонтова сопровождается монологами , в которых ветеран войны , обычный солдат рассказывает о том , как важно сохранять свои духовные и нравственные позиции, быть верным своей стране , несмотря ни на что . Забыв о личном , они, не задумываясь жертвовали собой ради общего дела. Но он сожалел , что пришлось отдать Москву , видя в этом «Господню волю». Этот пример показывает , насколько люди были верны своим принципам . Оставались неподвластны обстоятельствам они смогли сохранить те значимые качества настоящего человека.

Ещё одним ярким примером может послужить произведение М.А. Шолохова «Судьба человека» Главный герой- Андрей Соколов пережил не мало тягостных моментов . На войне он был ранен , потерял жену и двух дочерей . Попав в плен , он не пал духом , а искал способы выбраться , позже ему всё же удалось сбежать . Андрей Соколов жил одной лишь надеждой встреться со своим сыном , который тоже был на фронте , но 9 мая 1945 года Анатолий был убит . Андрей Соколов был полностью опустошён , он не видел смысла больше ни в чем . Но ,уехав после войны из родного города , главный герой устроился работать шофёром . Проезжая мимо станции он увидел мальчика сироту Ванюшку . Забрав его с собой , Андрей Соколов сказал , что является его отцом . Пройдя через огромное количество трудностей и потерь , Андрей Соколов смог сохранить в себе главные качества: доброту , сочувствие и сострадание . Он дал шанс не только себе , но и Ванюшке обрести то , чего ему так нахватало- семью . Рассказ показывает нам, как война может ломать людей и насколько тяжело сохранить свою личность и остаться собой в ее условиях. Но если человек силен духовно, то он всегда сможет найти для себя надежду.

Таким образом , подводя итоги , можно сказать , что важность исторического опыта несомненно важна. Ведь именно так , пройдя через уроки войны , люди смогли не опустить руки , морально выдержать все испытания и сохранить в себе , без сомнений важные человеческие качества: милосердие ,доброту , веру в справедливость и свой патриотизм .

Пример декабрьского сочинения 2022-2023

Исторический опыт я понимаю как масштабные исторические события прошлого, которые сохранены в человеческой памяти. Он дает возможность предположить последствия тех или иных событий. Исторический опыт наделяет человечество знаниями, помогающими избежать ошибок. Часто, чтобы понять и осмыслить то, что происходит в настоящем, люди обращаются к прошлому. Попытки найти выход их той ситуации, в которой оказались в настоящий момент, приводят мыслящих людей к событиям многовековой давности. Эту мысль можно подтвердить примерами из художественной литературы.

В начале 20 века в России происходит ряд трагических событий. Страна ввязалась в Первую мировую войну, затем последовали одна за другой две революции. Хаос, неразбериха, бессмысленное кровопролитие – отличительные черты эпохи. Люди пытаются понять, что происходит, где выход. Многие обращаются к прошлому, чтобы найти ответы на вопросы, которые поставила перед ними современность.

В произведении «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков пытается провести параллели между событиями, произошедшими два тысячелетия назад, и тем, что происходит в современной ему действительности. Иршалаимские главы перемежаются в романе с московскими. Автор дает понять, что за две тысячи лет люди не изменились. Слова Воланда это подтверждают: «Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их…». Его представление в варьете напоминает сцену вынесения приговора Иешуа Га-Ноцри. Толпа отправила его на крест за то, что он был слишком добр и их считал добрыми людьми. Люди не делают выводов из своих ошибок. Они продолжают их совершать. Вар-равван, спасенный толпой, собирается организовать мятеж. В России времен Булгакова произошла революция, которая привела к смене власти. Власть сменилась, а люди остались те же. Иешуа призывал измениться самим, а не менять власть. Только это может привести к большим переменам в жизни. Люди же и две тысячи лет назад, и сейчас ждут, что придет хороший правитель, и жизнь станет лучше. Это самообман. Исторический опыт это доказал многократно.

Попытку предположить, чем закончатся события, предпринял в романе «Петр I» А. Н. Толстой. Толстой находил много общего в эпохе Петра Великого и современной ему действительности. Петр Великий пытался свергнуть все старые порядки и установить новые. То же самое происходило в постреволюционной России начала 20 века. Во времена петровских реформ было много недовольных. Люди не хотели принимать европейские обычаи. Петр жестоко подавлял любые недовольства. Он довольно жестко насаждал новые порядки. Как и в любом деле имели место перегибы. Например, стрижка боярских бород, на мой взгляд, не была делом государственной важности. Правление Петра принесло и много положительного в российскую жизнь. Был создан российский флот, который не уступал иноземному. Морской путь в Европу расширил возможности торговли. Развитие получило российское образование. Толстой восхищается сильным, волевым характером Петра, его радением о судьбе родины. Конечной целью петровских преобразований была сильная, образованная, культурная страна. Толстой надеялся, что преобразования современной ему новой власти, которая так же жестоко насаждала новые порядки, не уступят достижениям эпохи Петра I.

Таким образом, ценность исторического опыта заключается в том, что можно предполагать результаты событий современности. Выстраивая параллели с прошлыми веками, человек начинает лучше понимать настоящее, делать выводы. Исторический опыт помогает смягчить степень ошибок государственного масштаба.

Пример №3 итогового сочинения ЕГЭ с аргументами

Ценность исторического опыта заключается в том, что он позволяет человечеству двигаться дальше, минуя ошибки прошлых поколений людей. Если мы помним, в чем были неправы наши предки, то не повторим их просчетов и сможем сделать шаг навстречу эволюции. Об этом писали многие авторы, некоторые произведения которых мы разберем в качестве примеров.

Так, Анна Ахматова в поэме «Реквием» описала чудовищные репрессии советской власти, которые были после революции 1917 года и победы большевиков в Гражданской войне. Это произведение автобиографично и основано на реальных событиях: сама Ахматова носила передачки и стояла в километровых очередях, чтобы узнать хоть что-то о родном сыне, заточенном в тюрьме. Его арестовали лишь на том основании, что его отец был контрреволюционером и открыто выступил против социалистов. Поэтесса прочувствовала все горе тех миллионов женщин, которые также стояли в очереди и никак не могли помочь своим близким, пострадавшим без вины. Самое ужасное в их положении — это неизвестность. Никто не мог сказать, какая участь ждет их родственников и друзей. Никто не мог защитить их и вырвать из лап несправедливой репрессивной машины. В финале этой поэмы автор просит нас воздвигнуть памятник возле тюремных стен, чтобы люди нового времени не совершили эту страшную ошибку вновь и не повторили ее печального пути. Для нас этот урок не имеет цены, ведь его мы можем использовать в качестве аргумента против доводов в пользу тирании.

Рассмотрим и другой пример. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» описывается восстание Емельяна Пугачева во всех ужасающих подробностях: мятежники калечили, убивали, унижали, грабили людей, прикрываясь идеями о справедливости и равенстве. Автор много времени провел за изучением исторических хроник и документов, чтобы представить себе и изобразить для нас полноценную картину событий. Образ главаря бунтовщиков очень реалистичен и неоднозначен, как будто перед нами предстал реальный человек. Емельян действительно стремится к изменениям, необходимым в крепостнической России того времени. Однако он выбирает для благородных целей низкие средства, которые ведут его совсем в другом направлении. Вместо справедливости и благоденствия крестьяне получают новую войну и все связанные с нею тяготы и потери. Страдают и невинные люди, которые жили не лучше самого трудового народа. Так, сиротой становится Марья Миронова, которую при новой власти в Белогорской крепости морят голодом и принуждают к браку. А ведь она не эксплуатировала крестьян и сама была бесприданницей из глубинки. Это значит, что «правосудие» мятежа било вслепую и поражало главным образом тех, кто не мог дать сдачи и спастись. Этот исторический опыт весьма полезен для нас, ведь позволяет понять, что мир войной не построить, а народ бунтом не осчастливить. Нужны конструктивные меры и реформы на высшем уровне, а не слепая месть власть имущим.

Таким образом, исторические уроки помогают человечеству накапливать мудрость и эволюционировать. Если бы их не было, мы бы из поколения в поколение совершали одни и те же ошибки, которые не давали бы нам возможности двигаться вперед и развиваться. Поэтому важно знать свою историю и уметь ее использовать.

Пример №4 итогового сочинения ЕГЭ с аргументами

Люди рождаются и умирают, а события постоянно сменяют друг друга. Череда же подобных «взлетов» и «падений» записывается в истории, которая может быть историей жизни одного человека, страны или всего мира. Зачем и самое главное кому понадобилось записывать, а потом и печатать ошибки и открытия? В чем ценность исторического опыта?

Учебники и пособия по истории рассказывают нам не только о войнах, царях и императорах. Они раскрывают нам основы правления, причинно-следственные связи между событиями. Каждая страница – это не просто черный текст, а основа, рецепт для будущего поколения. Вся ценность исторического опыта заключается в том, чтобы показать потомкам как, когда и почему возникала война, перевороты и т.д. Используя же эти знания, мы должны предотвращать негативные события, преумножать позитивные.

Обращаясь к литературе, достаточно вспомнить произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор, направляясь в столицу, отмечет не только быт и уклад жизни просто русского человека, он также анализирует, сравнивает действительность с прошлым. Радищев неоднократно подмечает, что императрице следовало бы обратиться к опыту правления Петра Первого, не допускать ошибок, насилия над человеческой душой. По сути, для исторический опыт – возможность избежать издевательств для крестьян, которые подвластны своему господину или госпоже.

Литературный пример можно найти и в бессмертном творении Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов любуется панорамой Москвы: «Вот она, эта столица… Одно моё слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…». Наполеон же счастливо въезжает в карете в горящую Москву, которая спешно была покинута жителями. Он не понимает хитрости русского генерала, не хочет осознавать, что русский народ может оставить все, но только для того, чтобы позже вернуться и отвоевать территорию и свободу. Исторический опыт, который Наполеон мог бы подчерпнуть из литературы и книг, помог русской армии. Враг был повержен, хотя и большими усилиями.

Я считаю, что нельзя считать или пытаться просчитывать ценность исторического опыта, ведь он неосязаем. Его неосязаемость, нематериальность обесценивают его. Связано это в первую очередь с тем, что человеку не подвластно время, у нас нет машины времени или волшебной пилюли, которая позволяет вернуться в прошлое и исправить ошибки. Мы должны учиться на историческом опыте, анализировать все причины и следствия. Только это позволит нам избежать ненужных смертей, загубленных жизней.

Пример №5 итогового сочинения

Под историческим опытом можно понимать знания о том, что происходило в прошлом, как жили наши предки, какие происходили свершения и какие были совершены ошибки. Исторический опыт имеет огромное значение для развития общества. Человек живет настоящим, думая о будущем, однако он не должен забывать прошлое, поскольку знания о нем заставляют о многом задуматься, из прошлого общество извлекает важные уроки. Если общество будет жить одним днем, не вспоминая события прошлого, то уже произошедшие негативные события могут повториться вновь. Опираясь на опыт прошлого, общество находит собственное место в исторической цепи, осознает, к чему нужно стремиться и что нужно исправить для лучшей жизни, анализирует ошибки предков, предотвращая их повторение.

Проблема ценности исторического опыта поднимается во многих художественных произведениях отечественных писателей.

В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» выражается мысль о том, что «новые люди», к числу которых можно отнести Веру Павловну Розальскую, Дмитрия Лопухова, Александра Кирсанова, появились не просто так, из ниоткуда, такое явление связано с желанием некоторых представителей молодого поколения отличаться от своих предков. В романе ярко показано, что Вера Розальская противится тем жизненным принципам, которым ее пытается учить мать Марья Алексеевна. Анализируя жизнь «старых людей», которых устраивает их костный образ жизни, видя их отношение к любви и браку, к труду, к правам, «новые люди» осознают необходимость общественных изменений. Получается, что появление «новых людей» было бы невозможно без «старых людей» и без знаний об их жизни и об их отношении к окружающему миру. Автор утверждает: «Новые люди произрастают не в теплицах; они вырастают среди окружающей их пошлости». Знания прошлого заставляют «новых людей» задуматься над тем, что нужно изменить в обществе для того, чтобы прийти к «светлому и прекрасному» будущему.

Проблема ценности исторического опыта находит отражение и в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Обращаясь к реальному историческому опыту, автор описывает «страшные годы ежовщины», с которыми пришлось столкнуться многим представителям советского народа. Через собственную историю ссылки мужа и сына А.А. Ахматова демонстрирует реалии того времени. Неслучайно лирическая героиня в поэме называет себя голосом, «которым кричит стомильонный народ». А.А. Ахматова показывает весь ужас сталинских репрессий, преподавая дальнейшим поколениям важные уроки, касающиеся не одного человека, а целого народа и даже общества в целом. В поэме видна авторская надежда на то, что последующие поколения будут учиться на трагическом опыте, с которым пришлось столкнуться ей и ее соотечественникам.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что исторический опыт имеет огромную ценность, поскольку он помогает в развитии общества, преподавая многие уроки, предостерегая от многих ошибок, давая возможность осознать, к чему нужно стремиться.

Пример №6 итогового сочинения

Что такое исторический опыт? Как ни странно, сложно сразу ответить на этот вопрос. Все понимают, что представляет собой история и что такое опыт. История — это рассказ о жизни и действие всех людей в течение многих столетий, в то время как опытом мы называем что-то пережитое или сделанное нами. Но если соединить эти два слова, то на первый взгляд они противоречивы. Как же можно почувствовать то, что произошло много лет назад, и главное, зачем? Нужно ли человечеству помнить о прошлом?

Я считаю, что исторический опыт весьма ценен для современных людей, ведь это рассказ о наших ошибках и победах, о неудачах и достижениях.

Он учит нас тому, как правильно жить, даёт нам ценные и неисчерпаемые знания, которые каждому пригождаются в жизни. Эти идеи необходимо сохранять и передавать последующим поколениям. Исторический опыт очень важен, он позволяет нам учиться на ошибках наших предков, чтобы в будущем их не совершать. В том числе это касается и войны, она ведь тоже является опытом для нас. Нынешние и будущие поколения должны понимать, что означает настоящая верность и любовь к своему народу. Патриотизм является неотъемной частью нашей истории и литературы.

О военном опыте писали многие знаменитые писатели и поэты. В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» восстание Пугачёва является основой сюжета. С выбором воевать ли на стороне бунтовщиков или на стороне государства сталкивается и главный герой Пётр Гринёв. Он принимает решение оставаться верным присяге, несмотря на то что это может стоить ему жизни. Офицер спокойно говорит Пугачёву, что он, если будет освобождён, присоединится к правительственным войскам и будет сражаться до последнего вдоха. Верность Гринёва даёт важный урок молодому поколению, не всегда понимающие ценность этого примера. Но военный опыт не только показывает важность верности к родине, но и цену, которую многие платят, для защиты своей страны.

Именно об этом писал М. Ю. Лермонтов в своём знаменитом стихотворении «Бородино». Поэт описывает не только храбрость солдат, но и последствия. «Бородино» напоминает читателю, что на войне бывают как победы, так и смерть. Солдаты отправляются на поле, не зная, вернутся ли они обратно. Но, несмотря на это, они борются со всей силой. Полковник, зная, что его слова могут быть последними, подбадривает солдат. Мы, как молодое поколение, не видавшие подобной боли и не сталкивавшиеся с такими сложными жизненными ситуациями, должны понимать, ценить и помнить опыт прошлых поколений. Только продолжая познавать прошлое, сможем мы принимать необходимые шаги, для того, подобные ситуации не повторялись.

Пример №7 итогового сочинения

Ценность исторического опыта заключается в том, что он позволяет нам учиться на ошибках предшественников, помогает понять, к чему могут привести те или иные действия, показывает, как преодолевать тяготы и невзгоды.

В качестве примера можно привести памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» неизвестного автора. В данном произведении рассказывается о периоде раздробленности на Руси, когда князья враждовали между собой, и каждый стремился добиться славы и влияния поодиночке. Именно это повлияло на главного героя, молодого князя Игоря Святославовича. Он стремился к славе: «Нашу славу силой мы возьмем, А за ней поделим и былую», и решился совершить поход на половцев, не обговорив это с остальными князьями и не объединившись ни с кем кроме своего брата Всеволода против общего врага, что, в конце концов, привело к смерти многих воинов и тотальному поражению.

Главная цель этого произведения — показать, что нельзя существовать поодиночке, нельзя победить общего врага не объединившись, слава не так важна, как мир между людьми, что, несомненно, является важным историческим опытом из далекой Древней Руси.

Также исторический опыт можно извлечь из событий более близкого к нам 18 века. В качестве второго примера можно привести роман А. С. Пушкина Капитанская дочка», в котором напрямую затронута тема верности и предательства по отношению к родине. События романа происходят во времена жестокого Пугачёвского восстания, и главный герой, Пётр Гринёв, становится свидетелем захвата Белогорской крепости бунтовщиками. После её взятия Петра ведут клясться в верности Пугачёву, и если он этого не сделает, то его казнят. В отличие от своего сослуживца Швабрина, Гринёв смело отказывается присягать самозванцу, потому что он не хочет предавать родину и себя: «Я глядел смело на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина». Данный пример иллюстрирует истинную преданность и любовь к отечеству, которые проявляются в том, что человек готов пожертвовать многим ради него, и даже расстаться с жизнью, но оставаясь верным родине, в этом и заключается исторический опыт переданный произведением «Капитанская дочка».

Исторический опыт, несомненно, ценен для людей тем, что предупреждает об ошибках прошлого, помогает избежать расприй между людьми, защитить себя и сделать жизнь лучше.

Варианты в формате ЕГЭ 2023 по русскому языку 11 класс

16 ноября русский язык 11 класс ЕГЭ 2023 статград варианты РЯ2210301 РЯ2210302 с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

  • Какие смыслы заключены в заглавии рассказа м а шолохова судьба человека
  • Какие смысловые значения имеют частицы как пишутся
  • Какие слова характеризуют падчерицу из сказки морозко
  • Какие слова помогают представить героев в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • Какие слова повторяются дважды в рассказе воробей и почему