Какие события происходят в сказке журавль и цапля фантастические реальные из реальной жизни

Предметные

 Знает
содержание, жанровые особенности бытовых сказок, понимает соотношение
реальности и вымысла в сказке.

Метапредметные

Регулятивные: принимает и
сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает
информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
использует знаково-символические средства для решения различных учебных
задач.

Коммуникативные: умеет
моделировать монологическое высказывание, аргументирует свою позицию, осуществляет
совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных
учебно-познавательных задач.

Личностные

Испытывает желание
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном
процессе; осознает себя как индивидуальность и в то же время как член
общества.

5. Организация
познавательной деятельности.

1. Аналитическая беседа.

      Сказки о животных — самые древние сказки. Они занимают
приблизи­тельно 1/10 часть сказочной тематики. В сказках о животных человек
обычно не появляется. Вместо людей действуют домашние и дикие животные,
наделенные не только человеческой речью, но и человеческими качествами. В этих
сказках животным приписываются  способности думать, говорить, разумно действовать.
Каждое животное наделя­ется своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в
сказках глуповат, волка в сказке тоже легко обмануть.                                                                                                                                            
— Какой предстаёт перед нами лиса?                                                                                                                                      
— Каков заяц?

2.
Лексическая работа.

Присказка – короткий смешной рассказик, обычно
предисловие к сказке.

Семь
верст болото месил
 (выражение
свойственно народной речи)

Ноги долги – длинные ноги.                                                                                                                                       
Худо летать – плохо летать.                                                                                                                                                      Долговязый
высокий.                                                                                                
                                                        
Несолоно хлебавши – то есть не получив удовлетворения, ничего не
добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим
и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же
признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в
богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась
несоленая пища.
                                                                     
                                                    3. Выразительное чтение
сказки «Журавль и цапля» (по ролям).                                                                                      
4. Анализ произведения. Работа  по вопросам и заданиям – стр. 40,
41.                                                                        
— Кто герои сказки?


Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней
повторы, постоя ные эпитеты, народные выражения?


Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.


Могла ли эта история произойти с людьми?


Чему учит нас эта история?

    
«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она со смешной присказки,
главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое
(лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они
до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке
есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже
прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо
точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль,
не пойду я за тебя замуж…» Неизменных эпитетов в притче нет. Народные
выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи:
«семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал».

    Вывод:
Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут
договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг
другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое
поведение.

—————————————————————————————————————————————                                                                             

Физкультминутка

————————————————————————————————————————————-

5. Лексическая
работа.
                                                                                                                                        
Бытовые сказки – это сказки, в которых отражается народный быт
и повседневная жизнь.

Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.

6.
Ознакомление со сказкой «Солдатская шинель». (Выразительное чтение сказки
учителем.)

7. Анализ произведения. Работа  по вопросам и заданиям – стр. 43
—  44.                                                                                       
— Чем прочитанная вами бытовая
сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
                      (Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой,
так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и
глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над пай-барином.
Предмет, который становится предпосылкой торга меж
солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так
постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но
притча не только лишь об этом умении бойца.)
                                                                                                    
                                                                           
— Кто главные герои этой сказки? (Главные герои
этой сказки барин и солдат.)
                                 — Как хвалил солдат свою шинель? (Мы
узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной,
что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться
тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него
служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени
для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило
время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели,
изготовленной из шинели.
Барин жил в совсем
других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке,
укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой
разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии
рассказчика на стороне бойца
                                           — Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он
о ней говорит.
                                                      
— Получилось ли у барина заснуть на
шинели? Почему? (У барина не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как
правильно ее использовать)
                                                                                                   
— Как вы думаете, обманул ли солдат
барина? (Солдат не обманул барина.)
                                               — Как же солдат использовал шинель? (Солдат
расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся)
                                                                                                                                                                                                    
       
— Чему учит сказка? (Если человек не работает, ничего не делает, он не
сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает —
заснет и на шинели.)

       
Вывод: Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных,
— люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном
мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче
всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.

     
Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно
не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не
заснет!» Она похожа на пословицу.
В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена
кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда
прочно дремлет.

20
мин.

Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Цель урока: формирование навыков анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; нахождение нравственной проблемы в произведении;

формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

Тип урока комбинированный

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

  2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

— К каким жанрам принадлежать эти произведения?/ сказкам

— Исходя из темы нашего урока, определите цель урока. / учиться анализировать сказки, сравнивать, делать выводы.

3. Работа по теме урока

3.1. Работа с понятиями

Сказки о животных – это  сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера. 

Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.

Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.

1. Викторина по сказкам. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

1. Сказка «Журавль и цапля» относятся … сказкам.

а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.

2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?

а) фантастические; б) реальные; в) из реальной жизни.

3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?

а) высмеять поведение героев; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.

4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:

а) цапля; б) сова; в) журавль.

5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.

а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.

6. В сказке «Солдатская шинель» есть:

а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.

7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова «Кто пора

ботает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!»:

а) солдату; б) барину; в) самому себе.

2. Лексическая работа.

Определение знаний слов и выражений присказка, семь верст месил, несолоно хлебавши

Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке

Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи)

Несолоно хлебавши – То есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.

3. Выразительное чтение сказки «Журавль и цапля»

4.Беседа по содержанию сказки.

— Кто герои сказки?

— Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоя ные эпитеты, народные выражения?

— Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

— Могла ли эта история произойти с людьми?

— Чему учит нас эта история?

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с смешной присказки, главные персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…» Неизменных эпитетов в притче нет. Народные выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал».

5.Заполнение таблицы «Нравственные качества и поступки героев сказки «Журавль и цапля»

Герои сказки

Желание героя

Действие героя

Результат

Журавль

Хочет жениться, потому что скучно жить одному

Сватается

Остаётся одиноким, страдает

Цапля

Хочет выйти замуж, потому что скучно жить одной

Просит взять в жёны

Остаётся одинокой, страдает

Вывод: Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.

В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

6. Беседа по сказке «Солдатская шинель»

— Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращиванием пай-барином.

Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца.

-Кто главные герои этой сказки? -Главные герои этой сказки барин и солдат.

-Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.

Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.

Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца

-Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.

-Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему? У барина не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как правильно ее использовать

-Как вы думаете, обманул ли солдат барина? Солдат не обманул барина.

-Как же солдат использовал шинель? Солдат расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся

-Чему учит сказка? Найдите в тексте.

-Как вы понимаете эти слова?

-Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает — заснет и на шинели

7.Заполнение таблицы

Нравственные качества и поступки героев сказки «Солдатская шинель»

Герои сказки

Желание героя

Действие героя

Результат

Барин (богатство)

Спать на мягкой постели

Покупает у солдата шинель за 25 рублей

Шинель жёсткая, для постели не годится

Жена барина

Жить богато

Ругает мужа за покупку шинели

Убедилась в том, что была права

Солдат (бедность)

Похвастаться тем, что может обходиться малым

Хвалит свою шинель

Остаётся одинокой, страдает

Полковой командир

Разобраться, кто прав, а кто виноват

Выслушал солдата

Наградил солдата

Вывод: Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, — люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.

Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.

В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.

8.Итог урока. Рефлексия

9. Домашнее задание

Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на вопросы

1) Чем сказки похожи? 2) чем они отличаются друг от друга.


1



2


Сказка В.И. Даля «Журавль и цапля» (русская народная сказка)


3


1 этап Вид сказки ВолшебныеБытовые ? Главный герой Человек + несуществу ющие герои Человек + человек (иногда животные) СобытияФантастические Из реальной жизни Задача жанра Показать, что добро побеждает зло Высмеять недостатки героя


4


2 этап


5


3 этап Далее ученикам предлагаются ученикам такие вопросы – задания: Кто является главными героями сказки? Какое событие описывается в сказке? Какую задачу выполняет сказка? К какому виду вы отнесете эту сказку? Почему?


6


Главные героиЖуравльЦапля Описание поведения героя 1)«Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает…». 2)«…ноги да хвост так и вязнут; вот он упрется клювом — хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит — хвост увязнет…» 3)«Думал, думал журавль да опять пожалел…» 1)«…сидит долгоносая- долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает…». 2)«Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке…» 3)«…цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет». Один герой говорит о другом герое Цапля о журавле 1)«… про себя посмеивается’. «Ведь уродился же неуклюжий какой» 2)«… на тебе и платье ко­ роткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!» Журавль о цапле 1)«…она в наш род пош­ ла: и клюв наш, и на ногах высока». 2)«сударушка-цапля». 3)«Он хорошего роду, зо­ вут его щегольком, ходит с хохолком». 4)«Этакая нравная…» Выводы о героях Журавль показан глуповатым, смешным, долговязым, упрямым, обидчивым, несговорчивым. Он, не подумав, сразу же отказывает цапле, а потом начинает жалеть Цапля глупая. Своенравная, кокетливая, придирчивая, несговорчивая, капризная. Она, как и журавль, отказывается выйти замуж за него, а потом жалеет. 3 этап


7


Вид сказки о животных Вид сказки о животных Главный герой журавль и цапля – Главный герой журавль и цапля – птицы птицы События реальная жизнь События реальная жизнь Задача жанра высмеять поведение Задача жанра высмеять поведение героев, которые так и не героев, которые так и не смогли договориться смогли договориться


8


Присказка Экспозиция Завязка Развязка


9


5 этап Язык сказки Незнакомые и непонятные слова Устаревшие слова Сказочные повторы


10


6 этап Выразительное чтение сказки Чтение по ролям Инсценирование


11


7 этап Заключительный (исследования – новый творческий выход)


12



13



14


Шаг 1: сделать пометки V – уже знал + — новое — — думал иначе ? – не понял, есть вопросы Шаг 2: заполнить таблицу


15


Плюс ( + ) – что в этом хорошего? Минус ( — ) – что в этом плохого? Интересно ( ? ) – что в этом интересного?


16


З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать


17


Линия сравнени я млекоп итающ ие насек омые Земново д ные пресмыка ющиеся птицы Тело Конечнос ти Передви жение Питание


18



19



20


  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Журавль и цапля

Вздумал как-то одинокий журавль к цапле посвататься. А жила цапля далеко – на другом конце болота. Долго пришлось ему к ней топать. Пока дотопал – всю грязь болотную перемесил. Приходит он к цапле, и, едва поздоровавшись, сразу к делу приступает: выходи, мол, цапля, за меня замуж. А цапля – вредина! – уперлась – и ни в какую! Все ей в журавле не так: и ноги-то ей его длинные не нравятся, и одеться-то он не умеет, и добытчик-то с него никакой – жену ни за что не прокормит. На том журавль и пошел восвояси, а цапля тут и спохватилась: плохо ведь ей живется одной, так зачем же тогда она журавлю отказала?

Подумала так цапля – и вот уже сама она к дому журавля путь держит. Приходит – и сразу речь о свадьбе ведет: возьми, мол, журавль, ее в жены. Да не тут-то было, красавица: пропала у журавля охота жениться! Без долгих объяснений журавль цаплю выпроваживает. Расплакалась обиженная цапля и ушла. Только она за порог – журавль начинает жалеть, думать, что зря он ее прогнал: скука его давно ведь заела.

И все повторяется: приходит журавль к цапле, зовет ее замуж, а цапля не соглашается. После ухода неудачливого жениха цапля думает: «Зачем я ему отказала? Одной жить тоскливо. Надо было соглашаться», – и отправляется к журавлю. Приходит к нему, сватается, а тот уже снова передумал.

И нет конца у этой истории, так и будет она продолжаеться вечно. Ходят журавль и цапля по очереди друг к другу свататься, а пожениться не могут.

Сказка учит: легко, конечно, рассуждать со стороны, но все-таки: чтобы не попадать в подобные ситуации, желательно принимать важные решения взвешенно, а принятые решения исполнять.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет

С присказкой разобрались. Как видим, она может быть бесконечной. Теперь посмотрим, с чего начинается сказка «Журавль и цапля». В первую очередь повествование знакомит читателя с главными героями.
Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.

Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.

После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.

Кто автор сказки

Журавль и Цапля – народная русская сказка. Но существует также интересная обработка сказки писателем Алексеем Толстым.

Герои сказки живут на одном болоте. Пошел Журавль свататься к Цапле. Чтобы до избушки Цапли добраться, «месил семь верст». Но привередливая невеста отказала, да еще высмеяла жениха. Посидела Цапля, подумала, решила, что лучше будет, если она выйдет замуж за Журавля. Пошла она к Журавлю свататься. Но теперь Журавль отравил Цаплю ни с чем. По очереди друг к другу свататься они ходили еще несколько раз. Так по сей день ходят, не поженятся никак. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Мораль

Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» – сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.

Чему учит сказка «Журавль и цапля»?

Это сказка, в которой рассказывается о неудачном сватовстве журавля и цапли, учит людей думать, прежде чем идти свататься к другому человеку.
Надо не только критиковать недостатки другого человека, но и посмотреть на свои недостатки, поняв, что с недостатками жить веселее, чем коротать век в гордом одиночестве.

Не стоит унижать другого, пришедшего свататься, перечисляя не самые лучшие его стороны, а лучше посмотреть на его достоинства, которые, несомненно, тоже есть в нём.

Ведь жизнь человека теряет всякий смысл, если живёт он одиноко (исключение составляют святые старцы, общающиеся напрямую с самим Создателем жизни, либо люди, утратившие близких по независящим от них причинам).

Сказка «Журавль и Цапля» повествует о неудачном сватовстве двух болотных птиц, которым скучно было жить одним, но когда они приходили друг к другу посвататься, из-за резкой взаимной критики ругались и расходились каждый к себе домой.

Сказка учит тому, что не стоит обижать друг друга обидными словами, искать в других недостатки. Прежде чем что-то сказать, сначала надо подумать, не обидят ли твои слова другого человека, иначе можно так и остаться одному. Кроме того, сказка учит тому, что если ты решился что-либо сделать ( к примеру, пойти на такой ответственный шаг, как женитьба), сначала нужно хорошенько обдумать, действительно ли оно тебе надо.

Замечательная сказка «Журавль и Цапля» повествует о двух одиноких болотных птицах, которым жить было скучновато. Вот и начали они ходить к другу другу в гости, пытаясь соединить свои судьбы вместе. Но ничего у них не получалось, а все потому, что оба героя искали идеального супруга, не желая мириться с отрицательными качествами друг друга.

В сказке улавливается главная мысль о том, что несговорчивость и неготовность идти на компромисс никогда не приведет к гармонии в совместной жизни. Только продуманные решения с учетом всех особенностей потенциального супруга могут стать основой будущих серьезных отношений.

Сказка учит читателей принимать правильные решения, основываясь на реальных, а не на идеальных особенностях каждого. Обиды и разногласия, сомнения и нерешительность никогда не приведут к взаимопониманию.

Источник

Цели урока:

Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.

Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них?

Сказка складом, песня ладом красна.

Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю.

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”).

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” — “тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке. Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

V. Домашнее задание.

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

“Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)

“Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).

“Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)

“Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).

“Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

ЦЕЛЬ: *ПОВТОРИТЬ О ………

Цель урока: повторить изученное о сказках (признаки видов сказок, построение сказки); учиться анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать речь.

IV
Работа с новым произведением.
Чтение учителем сказки вслух.

Беседа после первичного восприятия произведения.

Какие непонятные слова встретились в тексте? (ответы детей)

Определим значение этих слов.

Что вы заметили необычного в этой сказке? (начинается по-другому)

Вывод (мое мнение)

Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.

Учебный предмет: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Раздел программы: «
Сказки о животных»
Тема урока:

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

2 класc

Разработала Головешкина Светлана Алексеевна

Тема урока:

«Журавль и цапля», русская народная сказка.

Задачи урока:

формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок;

формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать

обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с

новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения

формирование действий контроля и оценки;

формирование межличностных отношений учащихся в групповой

воспитание познавательной активности.

Оборудование: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение.2 класс», схемы к обложке

сказок, карточки для групповой работы, цветные карандаши.

ХОД УРОКА.

I
Вводная беседа.

    Назовите как можно больше произведений, соответствующих любой из этих моделей.
    Чем похожи эти модели? (по жанру – сказка, есть название)

    На какие группы можно еще разделить сказки? (народные и авторские)

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

вид сказки Сказки о животных Волшебные сказки Бытовые сказки
Кто являются главными героями сказки? животные человек и несуществующие герои человек и животное (человек и человек)
Какие события происходят в сказке? из реальной жизни фантастические реальные
Какова задача сказки? высмеять поведение героев показать, что добро побеждает зло высмеять недостатки героев

II
Формулирование детьми темы и цели урока.

    Откройте учебник на странице 21.

    С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? (русская сказка «Журавль и цапля»)
    (Учитель тему урока записывает на доске)
    Попробуйте определить жанр и тему произведения. (по жанру это произведение- сказка; тема произведения- сказка о животных)

    Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Какие события происходят в рассказе гриша чехов
  • Какие события повторяются три раза в сказке сестрица аленушка и братец иванушка
  • Какие события повторяются три раза в сказке иван царевич и серый волк
  • Какие события повторяются 3 раза в сказке иван царевич и серый волк 3 класс
  • Какие события описывает толстой о чем он вспоминает 4 класс в рассказе детство

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии