Какие события сказки пушкина сближают ее с народными сказками

ГБОУ ЛНР

«БЕЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ «КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ»

ИМЕНИ НИКОЛАЯ РУДЕНКО ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»

Исследовательская
работа на тему:

Что сближает сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане» с народной
волшебной сказкой.

                                                                 
Подготовил

                                                                 
ученик 3 – Б класса

                                                                 
Саевич Максим

                                                                  Руководитель

                                                       
Ярута Галина Владимировна

                                              
2017

         Содержание

І.  Введение 

ІІ. Основная
часть

1.                
Какие
бывают сказки?

2.                
Кто мог
сочинить волшебные сказки ?              

3.                
Чем
отличается фантастическая сказка от других сказок?

4.                
Сравнение
сказки А.С.Пушкина и русских народных сказок.

5.                
Путешествие
в бочке.

6.                
Пословицы
к тексту.

ІІІ. Заключение                                                                                    

ІV.Литература

                                               
Введение

Мне нравится сказка
А.С.Пушкина  «Сказка  о  царе  Салтане,  о 
сыне  его  славном  и  могучем  богатыре 
князе  Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной 
Царевне  Лебеди». Поэтому я решил больше узнать о ней. Меня
заинтересовало, насколько она похожа на русские народные сказки и может ли
существовать такой остров и где он находится.

Актуальность работы:

 проводить параллель между сказками Пушкина и
русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина

Цель работы : узнать, что сближает сказку Пушкина с народной
сказкой.

Задачи исследования:

1.                
Изучить
биографию А.С.Пушкина.

2.                
Собрать
информацию о фантастических сказках.

3.                
Сопоставить
народные сказки и сказку Пушкина.

4.                
Проследить
предполагаемый маршрут бочки.

5.                
Подобрать
пословицы к сказке.

Методы работы:

Ещё
раз, более внимательно перечитать художественное произведение;       

Найти
информацию в библиотеке и в Интернете.

Практическая
значимость 

Собранный материал
может быть использован на уроках литературного чтения.

Основная
часть

1.     Какие бывают сказки?

 Сначала
мы с мамой изучили биографию А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 6
июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым,
неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика
занимались две женщины: его бабушка — Мария Александровна Ганнибал и няня —
отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна. Они рассказывали ему сказки,
познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил
слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением
мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам, французскому,
арифметике, истории и другим наукам. Ещё на уроках литературного чтения я
узнал, что сказки бывают народные и  авторские.
Сказка о царе Салтане авторская и  конечно волшебная,

фантастическая
.

2.      Кто же мог сочинить волшебную сказку?

 В далеком прошлом это были те люди, которые
много путешествовали, а потому немало повидали и услышали. Они сказывали о том,
что нового узнали. Затем эти рассказы постепенно видоизменялись, привносился
дух фантастичности. Со временем их повествования становились сказками для
детей. То, что прадеды считали былью, превращалось в легенду.

3.    
Чем отличается
фантастическая сказка от других сказок ?

В фантастической
сказке действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают
тьму, зло и ложь. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный.
 Он преодолевает все препятствия на своем
пути, одерживает победу.

Положительному герою
всегда помогают другие сказочные персонажи. ды, завоевывает свое счастье.

Рядом с основными
героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники:
Серый
волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др.

Противники
положительных героев – темные силы, страшные чудовища.

Они жестоки, коварны
и алчны.
Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей
Горыныч.

В волшебных сказках
троекратно повторяются эпизоды. (Загадывают три загадки, задают три задания)
Обязательным  элементом  народной  сказки  является 
необычная  концовка.  Шуточная  или 
ироническая она  подчеркивает  условность 
рассказываемого  и  возвращает  слушателя  в 
реальность:  «Я  там  был,  мед-пиво  пил, 
по  усам  текло,  да  в  рот  не 
попадало»,  «Сказка  вся,  больше  врать 
нельзя»  и  т.п. 

4.    
Похожи
ли народные сказки и сказки Пушкина.

В сказке А.С.Пушкина
тоже есть положительные персонажи.

Это: князь 
Гвидон. царица,  Царевна  Лебедь.

Чудесные помощники:
тридцать три богатыря, белка с изумрудными орешками.

Противники
положительных героев: ткачиха,  повариха,  сватья  баба 

Бабариха, коршун.

Волшебство тоже
происходит. Князь Гвидон разговаривает с волной и она его слушается, Лебедь
превращает князя в комара, муху, шмеля, подводой живут тридцать три  богатыря.

Троекратно
повторяются эпизоды.

Три раза купцы
проезжали мимо острова Буяна, трижды князь Гвидон превращался в насекомое.


 А вот концовка сказки отличается от народной.  Царь  Салтан 
помиловал  повариху,  ткачиху  и  сватью  бабу
Бабариху. 

Он  не   стал 
их  наказывать.

(Царь для радости
такой
Отпустил всех трех домой.)

5.    
Предполагаемый
маршрут бочки.

Изучив в интернете
немало статей я решил, если А.С.Пушкин русский поэт, то и описывает события
происходившие в России. Так как царица с ребёнком в бочке не замёрзла,  я
исключил северные моря. Я предполагаю, что  бочку с царицей и ребёнком
выбросили в Азовское мое. Она проплыла через Керчь и попала в Чёрное море. 
Проплыла через Феодосию и её выбросило в Судаке. Вывод: остров Буян находится
где-то в Чёрном море.

6.    
Какие
пословицы подходят к сказке?

Где счастье
плодится, там и зависть родится.
Завистливый своих двух глаз не пожалеет.
Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет.

Заключение

Изучив  сказку
А.С.Пушкина «Сказка о  царе  Салтане,  о 
сыне его  славном  и  могучем  богатыре 
князе  Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной 
Царевне  Лебеди»  я пришёл к выводу, что она очень похожа по
строению  на  русскую народную сказку. Я думаю что похожие сказки рассказывала
Пушкину его няня.  А то что в своей сказке Пушкин решил никого не наказывать
это желание автора. Я думаю что главный
смысл «Сказки о царе Салтане» состоит в том, что правда всегда открывается,
рано или поздно. А добро торжествует над злом и черной завистью. Сказка учит
быть находчивым, целеустремленным и, вместе с тем, добрым и отзывчивым.

                                      Литература

Интернет источники

1.      https://deti-online.com/skazki/skazki-pushkina/skazka-o-care-saltane/

2.     
https://sibac.info/shcoolconf/science/xix/43072

3.     
https://znanija.com › 1 — 4 классы ›
Литература

4.      https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка_о_царе_Салтане

5.     
https://www.proza.ru/2013/06/16/1417

Почему сказки Пушкина ближе к народным

Александр Сергеевич Пушкин воспитывался любимой няней – крепостной крестьянкой, воспитанной в исконно народных традициях.

Арина Родионовна знала огромное количество фольклорных сказок, которые частенько рассказывала маленькому Сашеньке перед сном.

Великий поэт вырос с волшебными сюжетами, полностью захватывающими живое воображение ребенка. Он впитал их с малых лет, полюбил всем сердцем и уже став взрослым, сохранил этот ребячий, искренний восторг перед богатой мудростью русского народа.

Конечно, создавая собственные литературные сказки, он не мог не опираться на фольклор.

Более того, его творения невероятно близки к народным, настолько, что пытаться отделить их просто невозможно: они выросли на этой благодатной почве.

Читая любую пушкинскую сказку, мы легко находим знакомые мотивы, узнаем сюжеты.

И хотя они написаны непревзойденным, мастерским поэтическим языком, в котором сразу ощущается талант автора, народные корни настолько прочны, что вырвать никак не получится. Почему же?

Во-первых, Пушкин часто использует традиционные фольклорные приемы.

Помним, что он вырос на русских народных сказках, поэтому стилизовать свои творения для великого поэта не составляло никакого труда.

Зачины, повторяющиеся действия, логично развивающийся сюжет, в котором зло всегда оказывается наказанным, а добро непременно вознаграждается, характерны именно устному народному творчеству.

Например, «Сказка о золотом петушке» начинается очень уж знакомой конструкцией:

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.

Вспомните, сколько еще фольклорных произведений начинаются точно так же. Огромное количество!

Во-вторых, создавая авторские волшебные истории, Пушкин использовал сакральные числа, характерные народному творчеству.

Например, три: три раза Гвидон обращается в разных насекомых и прилетает к отцу на корабль, три девицы плетут под окном, рассуждая о будущем, трижды собирает свою рать царь Дадон.

Не менее важно число тридцать три, но оно больше былинное. Илье Муромцу было именно столько лет, когда он, благодаря чудесному исцелению, сумел встать с печи и стал богатырем.

И опять же, тридцать три года прожил старик со своей старухой на берегу синего моря, пока однажды, такой же волею судеб, им не попалась золотая рыбка.

В-третьих, Пушкин часто использовал речевые обороты, конструкции, заклинательные формы, взятые тоже из фольклора.

Например, на просьбу скопца отдать ему Шамаханскую царицу, Дадон ответил так:

Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего!»

Не правда ли, узнаваемая сказочная формула: «полцарства и коня в придачу»?

Наконец, в пушкинских текстах часто встречаются фольклорные существа, знакомые нам с детства.

Ту есть злобная мачеха, безвольный отец, волшебные помощники (царевна Лебедь, бесенок, ветер, подсказывающий Елисею, где искать спящую невесту), богатыри, ведьмы.

Читая авторские сказки, мы погружаемся в народный мир, в ту атмосферу, которую передают произведения устного творчества.

Почему так происходит, ответить очень легко.

Пушкин вырос на сказках Арины Родионовны, с детства впитал красоту волшебного мира, выдуманного русским народом.

Начав творить сказочные произведения, он взял за основу сюжеты и формы, так восхищавшие поэта с детства.

И эта невероятная любовь вместе с талантом помогли создать удивительные, многоплановые и пропитанные русским духом сказочные истории.

Страница 5 из 35

Вопросы и задания

1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найдите в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

В сказке происходят превращения, описывается сказочное появление богатырей, волшебная белка. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки, будучи замурованным и брошенным в море. Вырос ребенок тоже сказочно быстро.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

1. Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за её спасение от злого коршуна.

2. Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна превращает князя в комара, и он летит к отцу.

3. Чтобы удивить царя Салтана, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка, которая грызла золотые орешки с изумрудными ядрами. Царевна исполнила его желание.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.

4. Лебедь дарит Гвидону своих братьев  —  тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Каждое утро они выходят из пучины морской и обходят границы княжества.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами к отцу.

5. Последним даром царевны князю является девушка неописуемой красоты, в которую превращается сама царевна Лебедь. Она становится женой князя.

2. Какими вы представляете себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по её велению?

Царевна Лебедь сначала была белым лебедем, грациозным и красивым. В конце сказки она превратилась в девушки, красоты неописуемой. 

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.»

Братья-богатыри — сильные, отважные и могучие.

«В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»

Город белокаменный, с высокими стенами, белыми церквями с золотыми куполами.

«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»

3. Выразительно прочитайте строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

«Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

4. Как царевна Лебедь обращается к Гвидону? Выучите эти строки наизусть.

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай». 

5. Сравните окончание сказки А. Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходство и различия.

Сказка заканчивается победой добра над злом, как и многие народные сказки. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат
«Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.»

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

В методических указаниях для учителя предлагается сравнить сказку Пушкина с народной сказкой «По колена ноги в золоте, по локоть в серебре» из сборника народных сказок Афанасьева. Сравним.

Событие Русская народная сказка Сказка о царе Салтане
Исходная ситуация Выбор невесты Выбор невесты
Временная отлучка Отлучка героя в связи со смертью родителей Отлучка героя на войну
Запрет и нарушение запрета
Уход героя из дома Героиню бросили в море вместе с единственным сыном Героиню бросили в море вместе с единственным сыном
Встреча с героем-дарителем Царевна Лебедь
Испытание героя 2 раза нищие рассказывают царю о чуде 3 раза герой получает подарки от царевны Лебеди. Об этих чудесных подарках 3 раза рассказывается царю.
Волшебные помощники Царевна Лебедь
Торжество настоящего героя Воссоединение главных героев Воссоединение главных героев

6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения. Запишите его в тетрадь.

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

7. Найдите в тексте и перескажите эпизоды с чудом:
• о белочке;
• о тридцати трёх богатырях.
Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.

Когда гости приехали к Салтану и рассказали о чудесном дворце, Повариха вспомнила про другое чудо — белку. Гвидон в образе комара разозлился на нее и ужалил в глаз. Гвидон рассказал о чуде царевне Лебеди и она сделала так, что белка оказалась у него.

«Уж диковинка, ну право,
—Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит,
—Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз…
            и до слов
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счёт орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

Тридцать-три богатыря, о которых рассказала ткачиха, оказались братьями царевны Лебеди, и она попросила их обходить с дозоров дворец князя Гвидона.

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе , как жар горя,
Тридцать три богатыря…
            и до слов
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.

Третье чудо — превращение царевны Лебеди в прекрасную девушку. Об этом чуде рассказала Бабариха. Гвидон, обращенный в шмеля, укусил ее со злости в нос. Дома он рассказал о чуде царевне Лебеди. Оказалось, что это она и есть.

В свете есть такие ль дива?
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
            и до слов
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Главные действующие лица — царь Салтан, Гвидон, царевна Лебедь. Они проявляют доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. 
Ткачиха, Повариха и Бабариха проявляют зависть, злость и жестокость.

9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры. Обсудите с друзьями.

Причиной несчастий стала зависть окружающих. 
Я стараюсь ответстенно выполнять домашнее задание, а мой друг вместо этого предпочитал подольше поиграть в компьютерные игры. Когда мне ставили хорошую оценку, а ему плохую, он завидовал. Мы из-за этого поссорились.

10. Какие признаки сближают сказку А. Пушкина с народной? Обратите внимание на:
• зачин;
• концовку;
• повторяемость событий;
• волшебных помощников;
• народные словосочетания и выражения.

В сказке Пушкина, как и в народной сказке, есть зачин (Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком.), концовка (Я там был; мед-пиво пил —/ И усы лишь обмочил.), повторяемость событий (Гвидон 3 раза превращался в насекомое, 3 чуда), волшебне помощники (царевна Лебедь), народные словосочетания и выражения (кабы, красная девица, сени, честные гости, на добра коня…).

11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.

12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Найдите информацию в энциклопедии.

Иллюстрация — в переводе с английского языка означает «освещение, наглядное изображение». Назначение иллюстрации — помочь понять, пояснить или дополнить содержание текста.

К сказкам А. Пушкина было сделано много замечательных иллюстраций, в частности, такими художниками-иллюстраторами как Татьяна Маврина, Владимир Конашевич, Иван Билибин, Борис Дехтерев, Нина Носкович.

  • Какие события происходят в рассказе гриша чехов
  • Какие события повторяются три раза в сказке сестрица аленушка и братец иванушка
  • Какие события повторяются три раза в сказке иван царевич и серый волк
  • Какие события повторяются 3 раза в сказке иван царевич и серый волк 3 класс
  • Какие события описывает толстой о чем он вспоминает 4 класс в рассказе детство