Какие сочинения родились из фортепианных импровизаций шуберта

Версия для слабовидящих

Фортепианные произведения Шуберта

 Фортепианные произведения Шуберта

Эта область творчества также принадлежит к числу крупнейших достижений композитора. Он создал для фортепиано огромное количество произведений, но в них так и не приблизился к современному ему концертному пианизму. Это было связано с тем, что он не любил бравурную виртуозность. Кстати, М.И.Глинка называл такое виртуозное исполнение «котлетной игрой». Фортепианные же миниатюры Шуберта писались именно для души. Они очень просты, выразительны, напевны. Рассчитаны они были для домашнего музицирования, и большинство фортепианных произведений композитора появились из импровизаций Шуберта на балах, «шубертиадах», где он услаждал слух своих друзей. Эти импровизации он потом записывал. Так появилось огромное количество сочинений: около 250 вальсов, около 50 маршей, 15 сонат и 7 незаконченных сонат, 8 «Экспромтов», 6 «Музыкальных моментов», фантазии… Если продолжить перечислять, получится огромный список. Все эти произведения стали новым словом в истории фортепианной музыки. Это новое прежде всего проявилось в танцах Шуберта – особенно вальсах, лендлерах и маршах. Вальс был завезен в Вену ансамблями деревенских музыкантов, игравших на публичных перекрестках, в ресторанах или танцевальных залах. Конечно, вальсы Шуберта близки бытовым танцам, но они возвышаются над этой развлекательной музыкой. У Шуберта вальс – камерная миниатюра, настоящая поэма, так много в нем лирики, обаяния, неповторимости, тонких красок. Ярким примером может быть знаменитый  Вальс си минор Шуберта. Марш использовался Шубертом большей частью в произведениях для фортепиано в четыре руки. Ни один крупный композитор не уделял столько внимания четырехручной литературе, как Шуберт. Причем для такого ансамбля композитор писал марши, полонезы, рондо, бытовые миниатюры и крупные формы. Наиболее известен и любим Военный марш ре мажор, который был переложен для сольного исполнения и стал не менее известен, чем многие песни Шуберта. К концу творческого пути Шуберт создал жанр романической фортепиано миниатюры. Это восемь Экспромтов и шесть Музыкальных моментов . Эти новые для того времени названия, которые композитор впервые ввел в музыку, выражали определенную авторскую идею. Каждая пьеса должна была запечатлеть один миг все время меняющейся внутренней жизни художника. Палитра настроений этих «мгновений» очень широка – от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. Наиболее известны Музыкальный момент фа минор и Экспромт ми бемоль мажор Шуберта. Если говорить о фортепианном творчестве Шуберта в целом, он во многом близко его песням. Здесь та же  красота, выразительность, изящество, стройность. Как и песни, многие миниатюры написаны в трехчастной форме с контрастной средней частью. Эта форма потом получит большое распространение в творчестве других композиторов-романтиков.

Форма обратной связи

Композитор

Жанр

Страна

Австрия

Франц Шуберт / Franz Schubert

К числу крупнейших достижений Шуберта относятся его одночастные фортепианные пьесы, которые, подобно песне, выросли на основе бытового домашнего музицирования.

Шуберт так и не приблизился к современному концертному пианизму. Основной причиной этому была его вполне осознанная антипатия к бравурной виртуозности. «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу», — писал он. Напомним, что М. И. Глинка называл подобное исполнение «котлетной игрой».

Но всю жизнь Шуберт ощущал потребность в сочинении для фортепиано. Его фортепианная музыка, выросшая большей частью из импровизации, почти всецело принадлежит к камерному направлению.

Истоки шубертовского фортепианного стиля многообразны. На него могли оказать воздействие «Багатели» Бетховена, предшествовавшие одночастным фортепианным миниатюрам Шуберта. Очевидно влияние чешской школы (Томашек, Воржишек). Заметные следы оставила и бытовая танцевальная музыка Вены. Но всё же главную роль в формировании шубертовского фортепианного стиля сыграла песня с ее лирическими образами и — шире — принцип песенности в целом, равно как и некоторые черты балладной изобразительности.

Новое в фортепианной музыке Шуберта прежде всего обнаруживается в его танцах — преимущественно вальсах (в том числе лендлерах) и маршах.

Проникновение вальса в фортепианную литературу является ярким показателем демократизации музыки у Шуберта. Этот танец был завезен в Вену ансамблями деревенских музыкантов, игравших на уличных перекрестках, в пригородных ресторанах или танцевальных залах. Шубертовские вальсы (их около 250) — подлинные камерные миниатюры. Несмотря на свою явную связь с бытовым танцем, они неизмеримо возвышаются над увеселительно-развлекательной музыкой. У Шуберта вальс превращается в поэму — так много в нем лирики, так неповторима и обаятельна мелодия, столько тонких красок в сопровождении. При этом в полной мере сохpаняются жизнерадостность и непосредственность бытового танца.

Вальс заметно повлиял на облик сонатно-симфонических произведений Шуберта. Иногда он появляется там и под видом традиционного менуэта или скерцо. Таковы, например, трио из Девятой симфонии или трио из квартета G-dur. Чаще, однако, отдельные жанровые признаки вальса проникают в сонатно-симфонические темы (плавная трехдольность, акцент на первой и последней доле, характерная фразировка, ассоциирующаяся с вальсовой пластикой, иногда фактура фортепианного сопровождения),которые не связываются непосредственно с танцевальными образами (см., например, побочную партию финала сонаты A-dur op. 120):

Марш разработан Шубертом преимущественно в фортепианных дуэтах (всего около 50).

Ни один выдающийся композитор не уделял так много внимания четырёхручной фортепианной литературе, как Шуберт.

Превосходные образцы клавирных дуэтов содержатся в моцартовском наследии, и все же именно Шуберта следует считать создателем этого жанра, предназначенного, для домашнего любительского исполнения.

В дальнейшем развитии фортепианной музыки XIX столетия четырехручная литература была оттеснена на второй план. По этой причине и достижения Шуберта оказались отброшенными в тень.

А между тем фортепианные дуэты образуют интересную область его творчества и содержат высокие художественные ценности. Четырехручная литература, созданная Шубертом, охватывает широчайший художественный диапазон (марши, полонезы, рондо, дивертисменты, вариации, сонаты, фантазии, увертюры). На одном его полюсе — бытовые миниатюры, на другом — крупные формы вплоть до сочинения, которое, как предполагал Шуман, было эскизом симфонии. Все эти произведения отличаются поэтическим обаянием и великолепной законченностью стиля.

Богатая фактура, насыщенное звучание, красота и полнота тембров связаны со своеобразием четырехручного исполнения. Шуберт придал этому бытовому жанру небывалое художественное значение, сохранив его специфику как искусства любителя.

Над всеми дуэтами Шуберта возвышается фа-минорная фантазия, написанная в последний год жизни. Это бесспорно лучшая из фортепианных фантазий композитора. Крупное одночастное произведение, оно включает четыре ясных раздела, напоминающих последование частей в сонатно-симфоническом цикле. Первая, лирическая фа-минорная тема, окрашенная венгерским колоритом, постепенно развивается в сторону драматизма и патетики:

Великолепное Largo напоминает по своему интонационному складу героические арии итальянской оперы и генделевских ораторий.

В третьем эпизоде, Allegro vivace (по существу — менуэт и трио), предстает Шуберт — лирик и миниатюрист. Последний раздел представляет собой свободную репризу начального эпизода. Напряженная полифоническая разработка приводит к огромному драматическому нарастанию в конце.

«Большой дуэт» (1824) — наиболее оригинальное произведение Шуберта для фортепиано в четыре руки. Задуманное в крупном плане, оркестровое по фактуре, оно еще более напоминает симфонический цикл. По интонационному строю музыка этого дуэта также гораздо ближе симфоническим или камерно-инструментальным темам позднего Шуберта, чем привычным оборотам фортепианной музыки.

Среди фортепианных дуэтов Шуберта особый интерес представляет «Венгерский дивертисмент» (1824), написанный Шубертом под впечатлением пребывания в Венгрии и даже, по свидетельству современников, на материале слышанных им в Целесе песен. Это произведение построено свободно, рапсодийно и во многом предвосхищает «Венгерские рапсодии» Листа. Шуберт не ограничивается теми общими «унгаризмами», которые довольно часто «окрашивали» венские инструментальные произведения (Например, «Венгерское рондо» из трио Гайдна, венгерские элементы в финале Третьей симфонии Бетховена, финал струнного квинтета Шуберта и другие. Следует указать, однако, на то, что впоследствии «Венгерскому дивертисменту» приписывали не столько чисто венгерские, сколько венгерско-цыганские черты.), а делает попытку воспроизвести подлинный народный колорит венгерской музыки. Своеобразный лад (так называемый «венгерский», g-moll) и синкопированные, тяжело акцентированные ритмы сближают шубертовское произведение с венгерским национальным стилем, известным под названием «вербункош».

Характерные «страстные» tremoli и украшения в импровизированной манере воспроизводят стиль народного исполнения. Преувеличенная патетика этой музыки, совершенно чуждая шубертовскому стилю, также восходит к венгерско-цыганским традициям. Венгерец Лист был настолько восхищен шубертовским четырехручным дивертисментом, что переложил его для сольного исполнения, а один из эпизодов — «Марш» — инструментовал для симфонического состава.

Наиболее типичная черта шубертовских четырехручных миниатюр — «насыщенность» маршами и маршевыми ритмами («Военные марши», «Характерные марши», «Детский марш», «Дивертисмент в форме марша», «Героический марш», «Похоронный марш» и другие). Жанр марша получил распространение в героической атмосфере Французской революции. Бетховен, первый композитор, открывший доступ маршу в симфоническую сферу, всегда трактовал его в возвышенном духе. Военной атмосфере начала XIX века мы обязаны тем, что в шубертовское время марш стал одним из наиболее распространенных видов музыки. У Шуберта к бетховенской трактовке прибавился военный марш национально-австрийского склада — подвижный, легкий, близкий к складу бытовой танцевальной музыки. К ним относится знаменитый D-dur’ный «Военный марш» («Marche militaire»). Завоевавший широчайшую популярность в переложении Таугиза для сольного исполнения, он соперничает в наше время с наиболее излюбленными песнями Шуберта.

Некоторые свои «Характерные марши» Шуберт трактовал в скерцозном плане. Эти произведения поражают неожиданностью, оригинальностью смелых гармонических сдвигов, ритмической остротой, стремительностью темпа.

Маршевые темы, подобно вальсовым, часто проникают в сонатно-симфонические произведения Шуберта, придавая им иногда танцевально-бытовой, иногда героический оттенок. Таковы, например, темы из Andante Es-dur’ного трио, из первой части a-moll’ной фортепианной сонаты ор. 42, из побочной партии струнного квинтета, из Andante Девятой симфонии C-dur:

К концу творческого пути Шуберт создал жанр романтической фортепианной миниатюры. Это восемь «Экспромтов» (ор. 142, ор. 90, 1827) и шесть «Музыкальных моментов» (ор. 94, 1827).

Своеобразные, новые для того времени названия, которые Шуберт выбрал для фортепианных произведений, призваны выразить определенную авторскую идею. Каждый «Музыкальный момент», каждый «Экспромт» должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника. Настроения этих «моментов» простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. В большинстве пьес господствует определенный ритмический рисунок, часто связанный с бытовым танцем (полька, вальс, марш, экосез); Шуберт нашел и определенный «фортепианно-этюдный» прием, который проходит через все произведение или крупный раздел его. Подобный «технический» прием имеет свой художественно-выразительный смысл:

Как и в песнях, свобода и непосредственность выражения сочетаются здесь со стройностью формы. Многие из фортепианных пьес Шуберта трехчастны с ярко контрастирующей средней частью (например, «Музыкальный момент» cis-moll, «Экспромты» Es-dur или As-dur). Эта форма впоследствии получила большое распространение в фортепианной музыке композиторов романтиков последующих поколений.

Почти все фортепианные пьесы Шуберта построены на основе классицистcкой периодической структуры. Импровизированные приемы изложения им не свойственны.

Возникшие под непосредственным впечатлением от «Экспромтов» Я. X. Воржишека (1822), они воспроизводят и некоторые черты чешской музыки, вроде неожиданной игры ритмов, резкой смены настроений. Иногда в мелодиях слышатся чешские национальные обороты.

Среди одночастных фортепианных пьес Шуберта выделяется С-dur’ная фантазия «Скиталец», написанная в один год с «Неоконченной симфонией». Фортепианные сонаты Шуберта (из них 15 законченных), которые он сочинял начиная с 1815 года, отличаются изумительным образным богатством.

В. Конен

  • Фантазия «Скиталец» →
  • Фортепианные сонаты →

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Подразделы:

Экспромты Шуберта

Фортепианное творчество Шуберта явилось первым значительным этапом в истории романтической фортепианной музыки. Оно отличается большим жанровым разнообразием, включает как классические жанры – фортепианные сонаты (22, некоторые неокончены) и вариации (5), так и романтические — фортепианные миниатюры (8 экспромтов, 6 муз. моментов) и крупные одночастные композиции (самая известная из них – фантазия «Скиталец»), а также обилие танцев, маршей и 4-ручных пьес.

Танцы Шуберт создавал всю жизнь, огромное их количество было сымпровизиро­вано на дружеских вечерах («шубертиадах»). Господствующее место среди них, бесспорно, занимает вальс – «танец века» и, что чрезвычайно важно для Шуберта, танец Вены, вобравший в себя неповторимый местный колорит. В шубертовском вальсе отразилась связь композитора с венским бытом, вместе с тем он неизмеримо возвышается над развлекательной музыкой, наполняясь лирическим содержа­нием (подобная поэтизация жанра предвосхищает вальсы Шумана и Шопена).

Поразительно, что при огромном количестве шубертовских вальсов (250) практически невозможно выделить какие-то определенные типы – каждый неповторим и индивидуален (и это – один из главных признаков романтической миниатюры). Вальс заметно повлиял на облик с.-с. произведений Шуберта; порой он появляется там под видом менуэта или скерцо (как, например, в трио из 9 симфонии).

В отличие от крупных инструментальных произведений, вальсы Шуберта сравнительно лег­ко попадали в печать. Они издавались сериями, 12,15,17 пьес в каждой. Это очень небольшие пьески в простой 2х-частной форме. Очень известен – вальс h-moll.

Наряду с вальсом Шуберт охотно сочинял марши. Подавляющее большин­ство шубертовских маршей предназначено для ф-но в 4 руки. Целеустремленности дви­жения в крайних частях репризной 3х-частной формы здесь противопоставляется песенное трио.

Достижения Шуберта в области малых инструментальных форм подытожили его знамени­тые экспромты и «музыкальные моменты», сочиненные в поздний период творчества. (Названия эти были даны редактором при издании. Сам композитор свои поздние фортепианные пьесы никак не озаглавил).

Экспромты Шуберта

Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации. Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, принципы фор­мы здесь создаются каждый раз заново вместе с индивидуальным замыслом. Например, в экспромте Es-dur два ярко контрастных образа настолько равнозначительны, что композитор отказался от традиционной трехчастности и дважды повторил контрастное сопоставление по схеме АBАВ.

Большей уравновешенностью отличается экспромт As-dur, написанный в сложной 3х-частной форме. В нем три ярко контрастные темы. 1-я строится на арпеджированных фигурациях, то сумрачных, то радостно-оживленных (при переходе в мажор). 2-я тема – песенно-лирическая, она вплетается в фигурацию в середине первой части пьесы. 3-я тема появляется в трио. Это ариозно-декламационная мелодия с бурным, возбужденным аккордовым сопровождением.

Экспромт D-dur представляет собой тему с вариациями.

Наиболее значительные по содержанию и внешним масштабам экспромты (f-moll, c-moll) написаны в свободно трактованной сонатной форме.

«Музыкальные моменты» проще по форме, меньше по масштабам. Это небольшие пьесы, выдержанные, в большинстве случаев, в одном настроении. На всем протяжении произведения сохраняется определенный пианистический прием[1] и единый ритмический рисунок, который часто связан с конкретным бытовым жанром – вальсом, маршем, экосезом. Самый популярный «Музыкальный момент» f-moll – это образец опоэтизированной польки.

Совершенно особое место в творчестве Шуберта занимает жанр фортепианной сонаты. Начиная с 1815 года, работа композитора в этой области протекала непрерывно до самого последнего года его жизни, когда были созданы 3 большие сонаты.

В большинстве шубертовских сонат раскрывается лирическое содержание. Но это не обобщенная лирика венских классиков. Подобно другим романтикам, Шуберт индивидуализирует лирические образы, насыщает их тонким психологизмом. Его герой – поэт и мечтатель с богатым и сложным внутренним миром, с частой сменой настроений.

Шубертовская соната стоит особняком как по отношению к большинству сонат Бетховена, так и в сравнении с произведениями более поздних романтиков. Это соната лирико-жанровая, с преобладающим повествовательным характером развития и песенным тематизмом. Сонатный жанр приобретает характерные для творчества Шуберта особенности:

  • если в классической сонате традиционным был контраст активной главной темы с более лирической побочной. У Шуберта эти темы значительно сближаются, не столько контрастируя, сколько взаимодополняя друг друга. Главная тема тоже становится лирической, более мягкой, песенно закругленной и неторопливой (Аllegro moderato, Moderato);
  • в результате иным становится и соотношение частей сонатного цикла. Вместо традиционного классического контраста быстрой, энергичной 1-й части и медленной лирической 2-й, дается сочетание двух лирических частей в умеренном движении;
  • в сонатных разработках господствует не борьба конфликтных начал с мотивным развитием отдельных элементов тем, а прием варьирования. Основные темы экспозиции в разработках сохраняют свою цельность, редко дробятся на отдельные мотивы. Характерна тональная устойчивость довольно крупных разделов;
  • сонатные репризы у Шуберта редко содержат значительные изменения;
  • оригинальная особенность шубертовских менуэтов и скерцо – их одинаковая близость к вальсу.
  • финалы сонат обычно носят лирический или лирико-жанровый характер;
  • порядок следования частей в сонатах Шуберта более традиционен, чем у Бетховена. На втором месте всегда медленная часть, за которой следуют менуэт или скерцо (в 4х-частных циклах) и затем финал. В отличие от Бетховена, Шуберт никогда не писал 2х-частных сонат.

Ярким примером шубертовской сонаты является соната Adur ор.120, возникшая, вероятно, летом 1819 года, когда Шуберт вместе с Фоглем совершил поездку в Верхнюю Австрию. Это одно из наиболее жизнерадостных, поэтичных сочинений композитора: во всех частях господствует светлое настроение.


[1] Это станет впоследствии характерным для прелюдий и этюдов Шопена.

Франц Шуберт вошел в историю музыки как композитор, уделивший огромное внимание жанру песни. Пристрастие к миниатюре было типично для романтиков с их пристальным вниманием к тончайшим движениям человеческой души, но наряду с миниатюрой вокальной – песней – немалую роль в творчестве Шуберта сыграла миниатюра инструментальная, фортепианная. Предшественником его в этой области был Людвиг ван Бетховен, создававший «Багатели». Определенное влияние оказали на его фортепианный стиль чешские композиторы – Вацлав Ян Томашек и Ян Вацлав Воржишек. Но одним из наиболее важных интонационных истоков фортепианного стиля Шуберта было песенное начало, проникающее в инструментальную музыку и насыщающее ее лиризмом.

Среди фортепианных миниатюр, созданных Шубертом, весьма богато представлены танцевальные пьесы. Они зачастую рождались из импровизаций на «шубертиадах» – музыкальных вечерах, где нередко устраивались танцы. Композитор не участвовал в них, а импровизировал на фортепиано различные танцевальные мелодии. Варианты, которые казались ему наиболее удачными, Шуберт записывал. В начале XIX в., когда жил и творил Шуберт, вальс недавно вошел в моду – еще недавно его играли уличные музыканты на перекрестках, и некоторые вальсы Шуберта напоминают такие незамысловатые крестьянские танцы, но есть и иные вальсы, где проявляется изящество танца, которые скоро полюбит вся Европа.

Шубертом создано немало вальсов – количество их приближается к двум с половиной сотням – но выделить какие-либо типы весьма затруднительно, настолько яркой индивидуальностью обладает каждая из пьес. Вальс у Шуберта выходит за рамки бытовой развлекательной музыки – он опоэтизирован, насыщен лиризмом, мелодия каждого вальса неповторима и исключительно обаятельна. Следует заметить, что шубертовские вальсы, будучи небольшими пьесами в простой двухчастной форме, попадали в печать гораздо легче, чем крупные его произведения.

Уделил Шуберт внимание и другому бытовому жанру – маршу, который воплощен в  его творчестве преимущественно в виде фортепианного дуэта: «Характерные марши», «Детский марш», «Похоронный марш», «Дивертисмент в виде марша», «Военные марши». Но для четырехручного ансамбля композитор создавал не только марши, но и полонезы, вариации, фантазии. Учитывая такое разнообразие фортепианных дуэтов, можно сказать, что честь создания этого жанра, предназначенного в первую очередь для домашнего музицирования, принадлежит именно Францу Шуберту, хотя клавирные дуэты встречаются и в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта. Композитор сполна использует все возможности, которые предоставляет фортепианный дуэт – насыщенность фактуры, тембровое богатство. Примечательно, что некоторые из «Характерных маршей» наделены чертами скерциозности.

Особое место среди фортепианных миниатюр Шуберта занимают шесть «Музыкальных моментов» и восемь «Экспромтов», созданных в 1827 г. Если шубертовские «Экспромты» создавались под впечатлением «Экспромтов» Воржишека, то название «Музыкальный момент» было новым для своего времени. Используя его, композитор подчеркивал, что каждая пьеса – это некий «момент» душевной жизни, мимолетное настроение, зафиксированное в музыке. То же относится и к экспромтам – это слово обозначает пьесу в духе свободной импровизации.

Каждый из экспромтов Шуберта индивидуален по форме. Например, Экспромт ля-бемоль мажор написан в сложной трехчастной форме с контрастными разделами: первая тема основывается на арпеджированных фигурациях, вторая носит лирический, песенный характер, тема ариозно-декламационного склада возникает в трио. Контрастные темы в Экспромте ми-бемоль мажор проводятся два раза, сопоставляясь по схеме АВАВ. В экспромтах возникают даже черты крупной формы – тема с вариациями в Экспромте ре-мажор, весьма свободно трактуемая сонатная в Экспромтах до минор и фа минор.

Меньшим масштабом и более простой формой отличаются «Музыкальные моменты» Шуберта. Каждая из этих пьес строится на определенном ритмическом рисунке и пианистическом приеме. Образно-эмоциональное содержание «Музыкальных моментов» исключительно разнообразно – от бурных страстей до полной безмятежности. Немалую роль играют в них и маршевые, и танцевальные ритмы, играя роль ритмической основы – и с этой точки зрения в «Музыкальных моментах» можно наблюдать такую же поэтизацию бытовых жанров, как и в шубертовских вальсах. Этот танцевальный ритм тоже присутствует в «Музыкальных моментах», но не только он – встречается и марш, и экосез, а Музыкальный момент фа-минор, который приобрел особую популярность, являет собою замечательный пример поэтизации польки.

Фортепианные пьесы занимают в творчестве Шуберта не менее значительное место, чем песни. Подобно его песням, они отличаются стройностью формы, яркой индивидуальностью мелодий, они тоже генетически связаны с бытовым музицированием, но далеко выходят за его рамки.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

Сонаты для фортепиано Шуберта

Сонаты для фортепиано Шуберта

Франц Шуберт — известный австрийский композитор, являющийся основоположником романтизма в музыке. Главное место в его творческой карьере заняли песенные мотивы, которые ранее считались второстепенным жанром. Его музыка удивительным образом отражает мироощущение людей той эпохи. Лирика Шуберта, несмотря на свою тонкость и изящество, удивительно проста и понятна для слушателя. Напряженность, трепетность, эмоциональная глубина произведений музыканта прекрасно сочетается с душевным равновесием.

Историю создания Сонат Шуберта, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Принцип создания легендарных шубертовских сонат был воссоздан по уцелевшим черновикам. Сонаты писались в две ступени – начальный вариант и итоговая версия.

Сонаты Ля минор, Ре мажор и Соль мажор, созданные в период 1825–1826 гг., доказали, что музыкант идеально разбирается в сонатном принципе. В произведениях маэстро смог соединить танцевальную и песенную форму с классическими музыкальными приемами.  В трех последних сонатах Шуберт представил танцевально-песенные части в высокопарном духовном виде. Эмоциональная составляющая поздних опусов стала намного богаче и насыщеннее, чем в его ранних работах.  В последней сонате си-бемоль мажор ярко чувствуется, что автор как следует поработал над тематикой и формой цикла.

Франц Шуберт

К сожалению, из большого количества фортепианных циклов при жизни Шуберта было напечатано только три. Творения композитора по глубине и смыслу уступают разве что сонатам Бетховена. Шесть сонат, которые Шуберт написал в юности, популярны они только в узких кругах, остальные же известны во всем мире.

Многие музыкальные критики XIX века высоко оценили мастерство композитора, однако, шубертовские сонаты долгое время были заброшены. Только в следующем столетии слушателя заинтересовало творчество музыканта, чему поспособствовало исполнение сочинений популярными пианистами. В дальнейшем заинтересованность к фортепианным произведениям Шуберта росла день ото дня, а в конце XX века они стали классикой репертуара и часто исполнялись на концертах.

Фортепьянные пьесы, состоящие из импровизаций, по праву считаются величайшими творениями композитора. Хотя Шуберт так и не приблизился к концертному пианизму, он всю жизнь пылал страстью к сочинениям для фортепиано. Его фортепьянную музыку сравнивают с бесконечной и неповторимой импровизацией.

На неповторимый музыкальный стиль композитора большое влияние оказали работы Бетховена, чешская школа и бытовые танцевальные мотивы из Вены. Но главную роль в фортепьянном творчестве композитора сыграла лирическая песня и правила песенности в целом.

Людвиг ван Бетховен

Шуберт всегда старался демократизировать музыку, ярким примером этого является вальс. За свою карьеру Шуберт написал около 250 вальсов, каждый из которых является признанной камерной миниатюрой. Шубертовские вальсы — это истинные лирические поэмы с неподражаемой и пленительной мелодией, которые при этом не лишены простоты и непосредственности.

До Шуберта ни один великий композитор не уделял столько сил и внимания четырёхручной фортепианной литературе. Потрясающие клавирные дуэты сочинял Моцарт, но именно Шуберт создал жанр, который прекрасно подходил для семейного непрофессионального исполнения.

Фа-минорная фантазия композитора, которую он написал незадолго до смерти, возносит творчество Франца на новый уровень. Она безусловно является лучшей фортепианной фантазией музыканта. Композиция включает в себя четыре части, очень похожие на последовательность разделов сонатно-симфонического цикла.

Композитор подбирал для своих творений непривычные неординарные названия, которые полностью отражали идею автора. Музыкальные моменты произведений очень разнообразны: от умиротворенной лирики до трагических мелодий.

Интересные факты

  • Композитор создавал по 5-8 сочинений в день. Многие критики до сих пор недоумевают, как он находил столько времени для работы.
  • Шуберт начал сочинять фортепианные сонаты с 1815 года. 15 из них были закончены полностью и получили широкую известность в музыкальном мире.
  • Франц родился в небогатой семье школьного учителя. Его родители обожали музыку и часто устраивали тематические вечера, поэтому с самого детства мальчика учили игре на музыкальных инструментах.
  • Произведения композитора отличались от классической фортепианной музыки XIX века, поэтому они долгое время были не имели особую популярность и даже были забыты.
  • В 1928 году, после 100 лет со дня смерти музыканта, пианист Артур Шнабель исполнил на концерте практически все его фортепианные творения. Гениальный русский музыкант Сергей Рахманинов в этом же году сделал заявление, что ранее не был знаком с работами Шуберта.

Сергей Рахманинов

  • Композитор был очень робким, застенчивым и непритязательным человеком, не умел просить о помощи и не желал унижаться перед влиятельными лицами. Именно поэтому из-за материальных трудностей гений часто не имел возможности издавать свои шедевры.
  • Шуберт оставил после смерти множество неизданных произведений (мессы, симфонии, оперы и прочее). Многие рукописи долгое время находились у его родственников, друзей и издателей.
  • Гениальный композитор при жизни бы вынужден жить в ограниченных средствах, хотя с 13 лет писал невероятное количество музыкальных произведений.
  • У Шуберта была интересная привычка подписывать на нотах дату начала написания сочинения и дату окончания работы над ним.
  • За свою 32-летнюю жизнь мужчина так и не женился. В 1814 году он сделал предложение Терезе Гром, которая пела в церковном хоре. Однако, мать девушки была против небогатого жениха, и помолвка была разорвана.
  • Известность пришла к Шуберту только в 1821 году. Тогда композитор был желанным гостем на встречах Бидермейеровской Вены, где он пел и играл на фортепиано.
  • В год смерти композитора друзья смогли организовать для него единственный при жизни сольный концерт. Выступление имело большой успех, и Франц был невероятно счастлив.
  • Музыкант имел невысокий рост и плотное телосложение, страдал близорукость. При этом он был невероятно обаятельным, застенчивым и добрым человеком. Нежный цвет лица и волнистые каштановые локоны делали мужчину особенно привлекательным.
  • Шуберт одним из первых стал использовать фортепианные дуэты и смог привнести в этот бытовой жанр характерные художественные элементы.

Величайшее достижение композитора – три последние сонаты

В последние годы своей жизни Шуберт усердно трудился над тремя потрясающими сонатами, которые даже объединяют в трилогию. Первые эскизы были написаны композитором в середине 1828 года. Наброски состоят из разных элементов, которые беспорядочно разбросано на одном листе. Это говорит о том, что два финальных сочинения создавались одновременно. Прощальную сонату автор закончил в конце сентября, уже через пару дней она была исполнена на концерте в Вене.

В то же время Шуберт написал издателю Пробсту письмо с просьбой опубликовать свежие творения. Однако, мужчина проигнорировал эту просьбу, а 19 ноября композитор умирает от кишечной инфекции, так и не дождавшись публикации сонат. Через год брат гения продает рукописи другому издательству, но опубликованы они будут только спустя десятилетие, в 1839 году.

По признанию Шуберта, он мечтал посвятить свои работы композитору и пианисту Иоганну Гуммелю (ученик Моцарта), которым искренне восхищался.  Но сонаты были выпущены Антоном Диабелли, когда Гуммеля уже не было в живых, поэтому издатель посвятил сонаты Шуману, который не раз восхвалял талант композитора. Интересно, что Шуману сонаты не понравились, он посчитал их излишне простыми и абсолютно несовременными. Впрочем, это не помешало ему восторгаться их звучанием, передающим тончайшие чувства. Брамс и Рубинштейн также были очарованы мелодичностью сонат.

Иоганнес Брамс

В последнем творении Шуберта – Сонате Си бемоль мажор четко видны три основные идеи: молитва, песня и игра, которые свойственны для всего фортепианного творчества композитора. Начальные мелодии сонаты воистину удивительны, абсолютно просты и легко запоминаются. Песня словно живет внутри слушателя, освящая его душу теплым светом. Она похожи на молитвы, которые наполнены благодарностью к Господу, при этом через всю их благодать проглядывается трагизм, словно обратная сторона добра.

Главные партии выражают абсолютно другие эмоции, автор словно осознал масштаб вселенской скорби, которая живет в каждом человеке. Большинство критиков считают, что таким образом Франц пытался передать печаль от своей болезни, которая непоколебимо вела его в мир иной.

В самом конце мелодия звучит так светло и ослепительно, что ее можно сравнить с появившимся из-за туч солнцем. Этот прием называют знаменитой шубертовской игрой, которая заключается в дивном юморе и детской наивности музыки. Удивительно, что в теме финала зашифрованы знаки музыканта: S (es – ми-бемоль), с – до, h – си (три начальные буквы его фамилии).  Монограмма выступает как фирменная печать, которой композитор обозначает свое творение.

Работая над последними сонатами Шуберт уже знал, что его в скором времени ждет смерть. Ужасные ожидания оправдались – мужчина скончался спустя пару месяцев после окончания последней работы. Благодаря своим последним величайшим произведениям Шуберт стал уважаемым представителем мировой музыкальной классики, наряду с другими гениальными композиторами.

Шуберт создал фантастические фортепианные циклы, которые не могут оставить равнодушным ни одного слушателя. Его сонаты абсолютно не похожи на сонаты Бетховена, в которых главенствует напряжение между частями. Произведения Шуберта отличаются непрерывным движением вперед, все внимание композитора сосредоточено на индивидуальных элементах, а не на цельной архитектурной форме.

Фортепианные сонаты композитора отличаются невероятным богатством образов. Каждый цикл отличается от другого, и в каждом из них присутствуют вдохновляющие поэтичные эпизоды.  Композитор открыл слушателю мир великолепных лирических тем, которые наполняют душу светом и невероятными эмоциями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепианная соната Шуберта

ВВЕДЕНИЕ.

Более двух столетий отделяют нас от эпохи, в
которую жил и творил Франц Шуберт (1979-1828). 210-летие
со дня его рождения, отмеченное в 2007 году,
стимулировало новое развитие исполнительской и
исследовательской шубертианы. Не только
вокальная и симфоническая, но и
камерно-инструментальная, и фортепианная музыка
Шуберта все более активно входят в концертный
репертуар.

Творчество Шуберта, как известно, обозначило в
музыке границу классической и романтической
эпох.Романтическое по идейной направленности,
образам и колориту, творчество Шуберта правдиво
передает душевное состояния человека. Его музыка
отличается широко обобщенным, социально
значимым характером. В искусстве Шуберта
отражено мироощущение лучших людей его
поколения. При всей тонкости, лирика Шуберта
лишена изысканности. В ней нет нервозности,
душевного надлома или сверхчувствительной
рефлексии. Драматизм, взволнованность,
эмоциональная глубина сочетаются с
замечательным душевным равновесием, а
многообразие оттенков чувств — с удивительной
простотой.

Шуберту присуща, писал академик Б.Асафьев,
«редкая способность: быть лириком, но не
замыкаться в свой личный мир, а ощущать и
передавать радости и скорби жизни, как их
чувствуют и хотели бы передать большинство
людей, если бы обладали дарованием Шуберта…
музыка его была его пением про все, но не лично
про себя».

Творчество художника не протекает вне
человеческого общества и независимо от него.
Часто Шуберта любили сравнивать, в том числе и в
кругу друзей, со «шпильманом» (средневековые
бродячие народные музыканты, преимущественно
инструменталисты). Это сравнение правильно и
метко. Оно, прежде всего, подчеркивает две
существенные черты творчества композитора: его
неисчерпаемое богатство и его неразрывную связь
с народной музыкой. Однако стоит отметить, что
обе эти черты обуславливают одна другую. Именно
связь с народной музыкой является неисчерпаемым
источником творческого богатства шпильмана.

В произведениях Шуберта, вплоть до самых
последних, ощутимо родство с многообразными
национальными истоками бытовой музыки.
Бесспорно, господствующая струя в его творчестве
— австро-немецкая. Будучи австрийским
композитором, Шуберт много взял и от немецкой
музыкальной культуры. Но на этом фоне особенно
устойчиво и рельефно проявляются черты
славянского и венгерского фольклора.

Творчество Шуберта характеризуется отходом от
общественной сферы. Его стихией была шубертиада
в кругу близких друзей.

Шуберт выступаеткак продолжатель
классицистских традиций в новой исторической
обстановке. Раскрыв в музыке богатство сердечных
чувств во всем многообразии поэтических
оттенков, Шуберт ответил на идейные запросы
передовых людей своего поколения. Как лирик он
достиг идейной глубины и художественной силы,
достойных образцов творчества венских
классиков. Шубертом начинается
лирико-романтическая эпоха в музыке.

Фортепианное творчество Шуберта.

Всю жизнь Шуберт ощущал потребность в
сочинении для фортепиано. Его фортепианная
музыка, выросшая большей частью из импровизации,
почти всецело принадлежит к камерному
направлению.

К числу крупнейших достижений Шуберта
относятся его одночастные фортепианные пьесы,
которые, подобно песне, выросли на основе
бытового домашнего музицирования.

Шуберт так и не приблизился к современному
концертному пианизму. Основной причиной этому
была его вполне осознанная антипатия к бравурной
виртуозности. «Я терпеть не могу проклятую
стукотню, которая свойственна и прекрасным
пианистам и которая не доставляет никакого
удовольствия ни уму, ни сердцу», — писал он (Г.
Гольдшмидт).

Истоки шубертовского фортепианного стиля
многообразны. На него могли оказать воздействие
«Багатели» Бетховена, предшествовавшие
одночастным фортепианным миниатюрам Шуберта.
Очевидно влияние чешской школы (Томашек,
Воржишек). Заметные следы оставила и бытовая
танцевальная музыка Вены. Но всё же главную роль
в формировании шубертовского фортепианного
стиля сыграла песня с ее лирическими образами и
— шире — принцип песенности в целом.

Новое в фортепианной музыке Шуберта прежде
всего обнаруживается в его танцах —
преимущественно вальсах (в том числе лендлерах) и
маршах.

Проникновение вальса(их около 250) в
фортепианную литературу является ярким
показателем демократизации музыки у Шуберта.
Этот танец был завезен в Вену ансамблями
деревенских музыкантов, игравших на уличных
перекрестках, в пригородных ресторанах или
танцевальных залах. Несмотря на свою явную связь
с бытовым танцем, они неизмеримо возвышаются над
увеселительно-развлекательной музыкой. У
Шуберта вальс превращается в поэму — так много в
нем лирики, так неповторима и обаятельна мелодия,
столько тонких красок в сопровождении. При этом в
полной мере сохpаняются жизнерадостность и
непосредственность бытового танца.

Вальс заметно повлиял на облик
сонатно-симфонических произведений Шуберта.
Иногда он появляется там и под видом
традиционного менуэта или скерцо. Чаще, однако,
отдельные жанровые признаки вальса проникают в
сонатно-симфонические темы, которые не
связываются непосредственно с танцевальными
образами (например, побочная партия финала
сонаты A-durop. 120).

Ни один выдающийся композитор не уделял так
много внимания четырёхручной фортепианной
литературе, как Шуберт. Фортепианные дуэты
образуют интересную область его творчества и
содержат высокие художественные ценности.
Четырехручная литература, созданная Шубертом,
охватывает широчайший художественный диапазон
(марши, полонезы, рондо, дивертисменты, вариации,
сонаты, фантазии, увертюры). На одном его полюсе —
бытовые миниатюры, на другом — крупные формы. Все
эти произведения отличаются поэтическим
обаянием и законченностью стиля.

Богатая фактура, насыщенное звучание, красота и
полнота тембров связаны со своеобразием
четырехручного исполнения. Шуберт придал этому
бытовому жанру особое художественное значение,
сохранив его специфику как искусства любителя.

Над всеми дуэтами Шуберта возвышается
фа-минорная фантазия, написанная в последний год
жизни. Это бесспорно лучшая из фортепианных
фантазий композитора. Крупное одночастное
произведение, оно включает четыре ясных раздела,
напоминающих последование частей в
сонатно-симфоническом цикле. Первая, лирическая
фа-минорная тема, окрашенная венгерским
колоритом, постепенно развивается в сторону
драматизма и патетики.

Largo напоминает по своему интонационному складу
героические арии итальянской оперы и
генделевских ораторий.

В третьем эпизоде, Allegrovivace (по существу — менуэт
и трио), предстает Шуберт — лирик и миниатюрист.
Последний раздел представляет собой свободную
репризу начального эпизода. Напряженная
полифоническая разработка приводит к огромному
драматическому нарастанию в конце.

«Большой дуэт» (1824) — наиболее оригинальное
произведение Шуберта для фортепиано в четыре
руки. Задуманное в крупном плане, оркестровое по
фактуре, оно еще более напоминает симфонический
цикл. По интонационному строю музыка этого дуэта
также гораздо ближе симфоническим или
камерно-инструментальным темам позднего
Шуберта, чем привычным оборотам фортепианной
музыки.

Среди фортепианных дуэтов Шуберта особый
интерес представляет «Венгерский
дивертисмент» (1824), написанный Шубертом под
впечатлением пребывания в Венгрии и даже, по
свидетельству современников, на материале
слышанных им в Желизе песен. Это произведение
построено свободно, рапсодийно. Шуберт не
ограничивается теми общими «унгаризмами»,
которые довольно часто «окрашивали» венские
инструментальные произведения, а делает попытку
воспроизвести подлинный народный колорит
венгерской музыки. Своеобразный лад (так
называемый «венгерский», g-moll) и
синкопированные, тяжело акцентированные ритмы
сближают шубертовское произведение с венгерским
национальным стилем, известным под названием
«вербункош». Следует все же указать на то, что
впоследствии «Венгерскому дивертисменту»
приписывали не столько чисто венгерские, сколько
венгерско-цыганские черты.

Характерные «страстные» tremoli и украшения в
импровизированной манере воспроизводят стиль
народного исполнения. Преувеличенная патетика
этой музыки, совершенно чуждая шубертовскому
стилю, также восходит к венгерско-цыганским
традициям. Венгерец Лист был настолько восхищен
шубертовским четырехручным дивертисментом, что
переложил его для сольного исполнения, а один из
эпизодов — «Марш» — инструментовал для
симфонического состава.

Наиболее типичная черта шубертовских
четырехручных миниатюр — «насыщенность»
маршами и маршевыми ритмами («Военные марши»,
«Характерные марши», «Детский марш»,
«Дивертисмент в форме марша», «Героический
марш», «Похоронный марш» и другие). Жанр марша
получил распространение в героической атмосфере
Французской революции. Бетховен, первый
композитор, открывший доступ маршу в
симфоническую сферу, всегда трактовал его в
возвышенном духе. Военной атмосфере начала XIX
века мы обязаны тем, что в шубертовское время
марш стал одним из наиболее распространенных
видов музыки. У Шуберта к бетховенской трактовке
прибавился военный марш
национально-австрийского склада — подвижный,
легкий, близкий к складу бытовой танцевальной
музыки. К ним относится знаменитый D-dur’ный
«Военный марш» («Marchemilitaire»). Некоторые свои
«Характерные марши» Шуберт трактовал в
скерцозном плане. Эти произведения поражают
неожиданностью, оригинальностью смелых
гармонических сдвигов, ритмической остротой,
стремительностью темпа.

Маршевые темы, подобно вальсовым, часто
проникают в сонатно-симфонические произведения
Шуберта, придавая им иногда танцевально-бытовой,
иногда героический оттенок. Например, тема из
первой части a-moll’ной фортепианной сонаты ор. 42.

К концу творческого пути Шуберт создал жанр
романтической фортепианной миниатюры. Это
восемь «Экспромтов» (ор. 142, ор. 90, 1827) и шесть
«Музыкальных моментов» (ор. 94, 1827).

Своеобразные, новые для того времени названия,
которые Шуберт выбрал для фортепианных
произведений, призваны выразить определенную
авторскую идею. Каждый «Музыкальный момент»,
каждый «Экспромт» должен запечатлеть один миг
из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной
внутренней жизни художника. Настроения этих
«моментов» простираются от безмятежной лирики
до бурных драматических взрывов. В большинстве
пьес господствует определенный ритмический
рисунок, часто связанный с бытовым танцем
(полька, вальс, марш, экосез). Шуберт нашел и
определенный «фортепианно-этюдный» прием,
который проходит через все произведение или
крупный раздел его. Подобный «технический»
прием имеет свой художественно-выразительный
смысл.

Как и в песнях, свобода и непосредственность
выражения сочетаются здесь со стройностью формы.
Многие из фортепианных пьес Шуберта трехчастны с
ярко контрастирующей средней частью (например,
«Музыкальный момент» cis-moll, «Экспромты» Es-dur или
As-dur).

Почти все фортепианные пьесы Шуберта построены
на основе классицистcкой периодической
структуры. Импровизированные приемы изложения
им не свойственны.

Возникшие под непосредственным впечатлением
от «Экспромтов» Я. X. Воржишека (1822), они
воспроизводят и некоторые черты чешской музыки,
вроде неожиданной игры ритмов, резкой смены
настроений. Иногда в мелодиях слышатся чешские
национальные обороты.

Среди фортепианных пьес Шуберта выделяется
С-dur’ная фантазия «Скиталец», написанная в один
год с «Неоконченной симфонией».Можно сказать,
что полная энергии и жизненных сил фантазия
«Скиталец» является дополнением к трагической
«Неоконченной». Виртуозный облик фантазии и ее
грандиозная форма уникальны среди
сосредоточенно-лирических миниатюр Шуберта.
Композитор придал эстрадному произведению новое
и смелое толкование, которое не имело ничего
общего со стилем концертных фантазий-парафраз. В
качестве центрального эпизода фантазии Шуберт
использовал одну из тем своей песни «Скиталец».
Этот романс, вышедший в свет в 1821 году, произвел
сильное впечатление своим байронически мрачным
настроением. Шуберт не побоялся сделать
трагическое Adagio эмоциональным центром
виртуозной фантазии. Совершенно лишенная
драматургического пафоса, тема песни определила
углубленный характер всего эпизода.

Фантазия насыщена многообразным тематическим
материалом, и Шуберт разрешил в ней по-новому
проблему единства формы. Обычно, используя темы
своих песен в инструментальном произведении,
Шуберт развивал их в классицистских традициях.
Но фантазия «Скиталец» написана не в простой
вариационной форме; в ней мало связи и со стилем
клавирных «импровизационных» фантазий XVIII века.
«Скиталец» во многом предвосхитил
сформировавшийся уже в послешубертовское время
жанр симфонической поэмы. Это родство ощущается
в эмоционально-психологической программности
фантазии, в ее одночастной форме, сочетающей в
себе черты сонатности и вариационности, а также в
большой роли красочно-гармонических элементов.

Особенной красотой отличаются эпизоды,
написанные в шубертовской лирической манере: это
— вариации на тему песни, образующие
художественный центр всего произведения, где
потрясающий эмоциональный эффект достигается
при помощи модуляций, и очаровательные скерцо и
трио. Однако и блестящим крайним эпизодам
присуще большое художественное обаяние.

Фортепианные сонаты Шуберта (всего 23, из них 15
законченных), которые он сочинял начиная с 1815
года, отличаются изумительным образным
богатством. Подобно бетховенским сонатам или
песням самого Шуберта, каждый фортепианный цикл
ярко индивидуален. Все они изобилуют
вдохновеннейшими лирическими эпизодами.
Неожиданные вспышки драматизма чередуются в них
с моментами сосредоточенного созерцания,
жанровые эпизоды — с экстатическими озарениями.
Остро выразительный тематизм, отличающийся
огромной непосредственной красотой, присущ
почти всем шубертовским сонатам. В них много
великолепных песенных тем, гармонических и
тембровых находок.

И тем не менее, при всех громадных музыкальных
достоинствах, шубертовские сонаты с трудом
пробивали себе путь на концертную эстраду. Среди
произведений современного репертуара они также
не занимают такого места, как сонаты Бетховена,
Шопена, Листа. Отчасти это могло быть вызвано тем,
что по своему фортепианному стилю они не
совпадали с виртуозно-концертной музыкой XIX
столетия.

В этом отношении сонаты Шуберта далеки и от
современного ему концертного искусства, и от
произведений композиторов-романтиков
следующего поколения. Кроме того, в судьбе
шубертовских сонат могло сыграть роль их
импровизационное происхождение. Свободное
изложение с частыми отступлениями от основной
линии развития, господство песенных лирических
тем, преобладание красочно вариационного
развития ставят перед исполнителем особенно
трудные задачи. Сонаты Шуберта часто производят
впечатление растянутости или рыхлости (это
относится преимущественно к сонатным allegro),
однако их художественная ценность не вызывает
сомнения.

ЗАКЛЮЧНИЕ.

Грандиозность масштабов и глубина творчества
Шуберта давно признана и по достоинству оценена
потомками. Одним из важнейших факторов,
определяющих специфику его творчества, является
рубежное положение его творчества между двумя
эпохами — венской классики и романтизма.

Фортепианное творчество Шуберта представляет
собой богатый материал как для
пианистов-исполнителей, так и для
исследователей-музыковедов. Создав на основе
достижений предшественников свой собственный
стиль фортепианного изложения, Шуберт вывел
жанры, считавшиеся до этого бытовыми, на новую
ступень развития.

Список литературы:


  1. Алексеев А. История фортепианного искусства:
    Учебник. В 3-х т. Т.1, 2. М.,1988.
  2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.
  3. Вульфиус П. Классические и романтические
    тенденции в творчестве Шуберта.М., 1974.
  4. Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и
    творчества. М, Музыка. 1983.
  5. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. М., 1968.
  6. Грубер Р. Музыка Австрии и Германии XIX века. В 3х
    томах: Шуберт. Вебер. Мендельсон, Шуман. Брамс.
    Вагнер, Брукнер. Уч. Пособие. Т.1. М.,1975, 512 стр.
  7. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции.
    М., 1982.
  8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.,
    1958.
  9. Хохлов Ю. Франц Шуберт. Жизнь и творчество в
    материалах и документах. М., 1978.

  • Какие сочинения пишут в 5 классе по русскому языку по программе ладыженская
  • Какие сочинения называют программной музыкой
  • Какие сочинения входили в репертуар шереметьевского театра
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам сочинение
  • Какие социальные пороки влияют на общество на жизнь людей сочинение на дне