Какие сочинения входили в репертуар шереметьевского театра

Текст совместно с druidinka

В России XVIII века частный театр нередко соперничал по своей пышности с государственным. Многие оперы, комедии, пышные аллегорические представления шли на театральных сценах в имениях знатных вельмож, поставленные силами крепостных актёров, музыкантов и мастеров сцены. Значение такого театра выходило за рамки домашнего развлечения и становилось явлением в культурной жизни российского государства. Нередко на представлениях присутствовали приглашённые хозяином труппы знатные сановники и даже царственные особы.
На территории современной Москвы сохранился лишь один из таких частных крепостных театров – Шереметевский театр в знаменитой усадьбе Останкино, в архитектурном отношении образующий основу всего усадебного ансамбля. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий и принадлежал разным владельцам. Но настоящий расцвет и известность Останкино получило при блистательном любителе театра — графе Николае Петровиче Шереметеве, воздвигнувшем подмостки и зрительские места в отдельном зале прекрасного дворца и разбившем вокруг здания прекрасный парк.


Шереметьевский дворец в Останкино

В конце 1787 г., после смерти Петра Борисовича Шереметева, владение перешло к его сыну – Николаю Петровичу Шереметеву, европейски образованному человеку, любителю искусств и организатору лучшего в Москве крепостного театра. Николай Шереметев не захотел пойти по стопам предков и делать военную карьеру. Хорошо зная театральное дало и литературу, увлекаясь музыкой, граф решает организовать у себя в имении профессиональный театр. В качестве актёров он использует собственных крепостных, предварительно обучив их сценическому искусству.
Еще при жизни отца он выстроил в Кускове небольшой европейски оборудованный театр. Но осуществление его обширных замыслов было невозможно рядом с законченным и притом выдержанным в стиле прошлой эпохи — барокко и раннего классицизма — ансамблем Кускова.
В 1790 г., появился проект театра для сравнительно необжитого тогда Останкина, выполненный неким Ф. Казье, мало известным в качестве архитектора (он считался инженером, а также работал в качестве воспитателя детей в семье Голицыных). Этот проект так и остался неосуществленным, однако уже в начале 1792 г. здесь было сооружено двухэтажное деревянное театральное здание, включавшее только сценическую коробку и зрительный зал.
Сейчас мы уже не может в точности назвать имя архитектора, чьё участие оказалось решающим при постройки уникального останкинского дворца – и это несмотря на обилие документов и графических изображений. Строительными работами постоянно и очень деспотично руководил сам владелец. Различным архитекторам заказывались проекты не только отдельных частей здания, но и небольших фрагментов интерьера, а некоторые детали закупались готовыми. Дворец строился с 1791 по 1799 года, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Общая композиция была создана в два приема, в течение года с небольшим: с весны 1792 г. до лета 1793 г. Одним из основных авторов проекта дворца был Иван Евгеньевич Старов, много работавший для Шереметева в Петербурге, а также Виктор Францевич Бренна. Однако затем почти каждая от-дельная часть изменялась и расширялась. При этом уничтожалась и только что выполненная сложнейшая отделка: искусственный мрамор, золоченая деревянная резьба и ее имитация в тисне-ной бумаге, лепка, росписи, штофная обивка и “бумажки” — расписные обои. Проекты перестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, который работал здесь над важнейшей проблемой театральных зданий — оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. Они и завершили работу. Таким образом, одни решения накладывались на другие, а от домашней артели крепостных зодчих, столяров, резчиков и других требовалось точнейшее и беспрекословное исполнение каждой детали. Поэтому в архитектурном образе дворца специалисты видят некоторую эклектичность, впрочем, не разрушающая единства здания: строгая нормативность классического стиля сочетается с высоким мастерством всех отдельных элементов.
В архитектурном наследии России трудно найти другое здание, в котором бы дерево было использовано так необычно, всесторонне и талантливо. В руках останкинских мастеров оно приобретало вид мрамора и металла, алебастра и гипса.


Потолок театрального зала

Главные достопримечательности дворца – театральный и машинный залы, артистические уборные, созданные по чертежам крепостного мастера. Оригинальной особенностью Останкинского театра стала возможность его быстрой трансформации в бальный зал, «воксал», в виде которого он и дошел до нас. Это сценическое оборудование было создано крепостным мастером Иваном Пряхиным. Оборудование машинного зала позволяло менять тяжёлые и объёмные декорации за 2-3 минуты, создавать сценический эффект. А зрительный зал мог за 20 минут превратиться в бальную залу: специальные механизмы убирали кресла и бутафорские колонны, опускали люстры.
Театральный зал в Останкине был спроектирован по образцам лучших европейских театров XVIII века. Зрительный зал в форме подковы обеспечивал хорошую видимость со всех мест и превосходную акустику. Небольшой, уютный, оформленный в голубых и розовых тонах, он мог вместить до 250 зрителей. Сцена получила в глубину 22 метра (при ширине 17 м) и стала одной из самых больших в России того времени. Ее обслуживали нижнее машинное отделение и верхнее, двухъярусное, частично сохранившее свое оборудование до наших дней.
В театре Шереметева выступала крепостная труппа из 200 талантливых актеров, певцов, музыкантов, танцовщиц. Имена многих крепостных Шереметевых вошли в историю русского искусства. Это композитор-капельмейстер Степан Дегтярёв (чья жизнь после роспуска труппы кончилась трагически: он умер от пьянства), инструментальный мастер Иван Батов, актриса Татьяна Шлыкова-Гранатова, режиссер и драматург Василий Вороблевский — и среди них Прасковья Ивановна Ковалева (Параша Жемчугова), обладавшая драматическим талантом, редким по красоте и выразительности голосом, а кроме того незаурядными композиторскими способностями.
Когда граф Николай Петрович Шереметев увидел Парашу, он был так поражен её красотой и голосом, что не мог не познакомился с этой женщиной поближе. Шереметев встретил в актрисе действительно редкую и высокую душу, и любовь его скоро сделалась страстью постоянной и единственной. Для того чтобы жениться на ней, граф придумал легенду, что Прасковья – дочь дворянина, которая после смерти родителей была принята в крестьянскую семью. За огромные деньги были сфабрикованы необходимые документы, но, несмотря на это, брак крепостной актрисы и дворянина был официально признан только после смерти Прасковьи Ковалёвой. В завещании сыну он писал, что в сердце жены он нашёл разум, искренность, человеколюбие, постоянство и верность, которые заставили его отказаться от светских предубеждений и жениться на дочери кузнеца.
Для Прасковьи Ковалёвой — Жемчуговой и был построен дворец-театр в Останкино.
В репертуар театра Шереметева входило свыше сотни произведений – опер, балетов, комедий. При открытии театра 22 июля 1795 года давали оперу Ивана Козловского на слова Павла Потемкина «Взятие Измаила, или Зельмира и Смелон» (к сожалению, музыка этой оперы ныне утрачена). На представлении в ещё недостроенном театре присутствовали ветераны русско-турецкой войны.
У Шереметьева представлялись оперы выдающихся музыкантов 18 столетия – немца Xристофа Виллибальда Глюка («Эхо и Нарцисс»), француза Анри Эрнеста Гретри («Самнитские браки», «Земира и Азор», «Люсиль»), популярных в России итальянцев Джованни Паизиелло («Инфанта Заморы», «Притворная любовница»), Никколо Пиччини («Атис», «Дидона», «Роланд»), Джузеппе Сарти («Ринальдо»), а также русских композиторов — Е. Фомина («Анюта», «Новогородский богатырь Боеславич»), В. Пашкевича («Санктпетербургский гостиный двор», «Февей»). Пышные оперные спектакли давались для именитых гостей: в день праздника, устроенного Шереметевым в 1797 году в честь императора Павла I, была поставлена опера Гретри «Самнитские браки»; она же была повторена чуть позже для польского короля Станислава Августа Понятовского. В театре давались концерты: исполнялись сонаты известного петербургского виртуоза Ивана Хандошкина, хоровые концерты капельмейстера Дегтярева. Ставились комедии Александра Сумарокова и его последователей — Якова Княжнина, Николая Николева, Василия Вороблевского.
Декорации писали выдающиеся декораторы того времени: Пьетро Гонзаго, Валезини, Гильфердинг, Гатфильд, Бибиена и другие, а также талантливые крепостные живописцы Г. Мухин, К. Фунтусов, С. Калинин.
Гостей усадьбы сначала ошеломляли масштабом и красотой парка, роскошью парадных залов, чтобы потом изумить феерическим спектаклем на сцене театрального зала. Театр в останкинском дворце являл собой чудо сценической техники того времени. Зрительный зал связан с помещениями дворца: из партера публика могла пройти в фойе, чтобы в антракте посетить Картинную галерею, Итальянский или Египетский павильон. Первый предназначался для торжественных приемов, а во втором устраивались банкеты, танцы и музыкальные вечера. В Египетском павильоне дворца был концертный зал, Итальянский павильон был отведен под галерею скульптуры. Зал Египетского павильона один из самых прекрасных залов дворца; лучшие стороны архитектуры русского классицизма нашли в нем гармонически ясное выражение.
Необычность замысла Шереметева заключались не только в том, что театр занимал во дворце центральное место. Театрально было во дворце всё. Театральность была и в оформлении парадного двора, напоминавшего сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, в постепенном развертывании интерьеров, сменяющих друг друга как картины в спектакле, в выборе активных ярких цветов и изобилия зеркал и позолоты в интерьерах строго классицистического на вид здания, в соседстве подлинной роскоши с бутафорией, в реальной и иллюзорной трансформации пространства. Из Вестибюля к театру ведут два пути. Левые сенцы вводили гостей в нижнее фойе — фойе партера. Оно занимало западное крыло дворца, главную часть которого составлял Итальянский павильон. Гармоничное соединение в планировке павильона парадности и уединенности очаровывало гостей, а обилие мраморной скульптуры на изысканном голубовато-зеленоватом фоне стен напоминало о парке. Через Правые сенцы гости поднимались в верхнее фойе.
Сменяя друг друга залы его образуют анфиладу бельэтажа, в которой контрастные цвета, чередование объемов, игра света и тени, многочисленные «кунштюки» представляют самобытную театрализованную версию интерьера классицизма. Заканчивается фойе Картинной галереей, яркие образы сюжетной живописи в которой предваряли красочность театральных постановок.


Бельэтаж

Расцвет Останкино был ярок, но краток. В 1801 году состоялся последний при жизни Н.П.Шереметева праздник в честь императора Александра I. Вскоре труппа была распущена, а усадьба надолго оставлена владельцами. Шереметевы, владевшие Останкиным до 1917 года, деятельности театра не возобновляли. Не произошло это и в 1918 году, когда Останкинский дворец стал музеем. Театр продолжал безмолвствовать. Только в 1988 году вновь начались спектакли: музей попытался хотя бы отчасти восстановить репертуар Шереметевского театра.
В настоящее время Останкино — единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Некогда обладавший возможностью трансформации, театр дошел до нас в виде бального зала «воксала». Исчезла оркестровая яма, которая до сих пор не восстановлена в первоначальных формах. Тем не менее, зал время от время используется для постановки старинных опер и проведения камерных концертов. Однако всё это – лишь отзвуки былого величия: театральная сцена, которая могла бы стать главной оплотом аутентичного музицирования в Москве, нуждается в полноценной, грамотной и всесторонней реставрации.


Cцена Шереметьевского театра в Останкино

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Татьяна САПОЖНИКОВА,
учитель школы № 235, методист ЦНХО

Крепостной театр графа Шереметева
в усадьбе Останкино

Задумав строить село мое Останкино,
мечтал я оставить в нем свое знание
искусств для будущих поколений.
Н.П. Шереметев

История крепостного театра графа Н.П.
Шереметева (1751–1809) заинтересует детей разного
возраста, а впервые познакомить с ней можно уже в
3-м классе. Останкино — это и памятник
архитектуры, который является достоянием народа
(II четверть, «Искусство на улицах твоего города»);
и уникальный театр с декорациями, занавесом и
сценической техникой (III четверть, «Художник и
зрелище»); и удивительный дворец-музей (IV
четверть, «Художник и музей»), без которого
невозможно представить себе Москву.
Останкинский дворец представляет интерес еще и
тем, что он является единственным в России и
одним из немногих в Европе театральным зданием
XVIII века, сохранившим и театральный зал с его
первоначальной планировкой и декором и
акустикой, и помещения фойе.

Для выполнения творческой работы по
программе «Изобразительное искусство и
художественный труд» учитель дает детям
необходимую информацию. В 7-м классе беседа может
продолжаться целый урок, однако учитель,
ориентируясь на уровень подготовки детей, сам
должен решить, какой объем информации
предоставить на уроке, а какую часть оставить для
дополнительных занятий.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ БЕСЕДЫ

В 1743 г. имение Останкино перешло в
качестве приданого княжны Варвары Алексеевны
Черкасской к графу Петру Борисовичу Шереметеву
(1)
, сыну знаменитого соратника Петра Великого
фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Петр
Борисович славился умением принимать гостей, а
неотъемлемой частью праздников, которые
устраивались в доме, стал театр, где
разыгрывались комедии и комические оперы.

(1)

В середине XVIII в. парадной резиденцией
Шереметевых было Кусково, а в Останкине
существовало большое оранжерейное хозяйство с
экзотическими растениями (лимонные, оливковые
деревья, гранаты, ананасы), плодовым садом и
парком. 36-летний Николай Петрович Шереметев (2)
унаследовал в 1788 г. усадьбу Останкино и все
огромное состояние Шереметевых. По словам его
внука, историка Сергея Дмитриевича Шереметева,
Николай Петрович был «мечтатель, увлекающийся,
страстный, музыкально настроенный».

(2)

Крепостной театр

Последнюю треть XVIII в. называют золотым
веком российского дворянства. Это время
считается временем становления русского театра.
В 1762 г. дворяне были освобождены от обязательной
службы, поэтому изменился весь их жизненный
уклад. Они стали уделять больше времени
образованию, литературе и искусству, заграничным
путешествиям, многие увлеклись собиранием
библиотек, строительством загородных усадеб,
коллекционированием произведений искусства,
устройством пышных праздников, занятиями
музыкой и театром.

Частью дворянского быта и модной
забавой со второй половины XVIII в. становятся домашние
крепостные театры
. К концу века насчитывалось
пятьдесят три крепостных театра. Зимой спектакли
проходили в городских домах, а летом — в
загородных усадьбах, где строили для театра
специальное здание. Репертуар театров
составляли в основном французские и итальянские
комические оперы, поэтому появилась потребность
в крепостных, наделенных творческими
способностями, и наряду с поварами, портными,
конюхами в усадьбах работали крепостные
художники, архитекторы, резчики, позолотчики,
паркетчики, актеры и музыканты.

Граф Н.П. Шереметев являлся знатоком
театрального искусства, любил окружать себя
артистами, художниками, музыкантами, а в детстве
участвовал в домашних спектаклях в доме отца и
при «малом» дворе молодого великого князя Павла
Петровича, посещал спектакли петербургского
придворного театра. Во время заграничных
путешествий в Германию, Голландию, Швейцарию,
Англию, Францию Николай Петрович знакомился с
театральной жизнью Европы. И когда его отец, Петр
Борисович Шереметев, основал собственный
крепостной театр, то его руководство было
передано Николаю Петровичу.

Труппа

Среди дворовых и вотчинных крестьян
был проведен новый набор музыкантов и актеров.
Чтобы отобрать артистов, из многочисленных
вотчин свозили крестьянских детей от семи до
шестнадцати лет, следуя правилу: «мальчиков,
несмотря на лицо, если голос хорош, то оставлять,
а девочек, у которых хотя и голосу хорошего нет,
да вид лица хороший, то таковых в актрисы
оставить можно». Крепостных актеров труппы
Шереметева обучали лучшие мастера: балетному
искусству — французские и итальянские
балетмейстеры, пению — итальянцы, игре на
музыкальных инструментах — немцы.

Сценическому искусству крепостных
обучали лучшие русские актеры, но и сам Николай
Петрович любил заниматься с труппой. «Я устремил
все мои старания угодить родителю моему, часто в
свободные часы занимался наблюдениями,
репетициями, доводя сколько можно до лучшего
совершенства необработанность назначенных к
тому людей, и могу сказать, что видел по
возможности плоды моих стараний. Сей маленький
домашний театр в состоянии был напоследок давать
оперы и аллегорические балеты».

Каждый день актеров состоял из
репетиций и занятий с учителями, а за «леность,
нерадение и неперенимание в учении» наказывали,
сажая на хлеб и воду, или ставили на колени.
Служившие в доме гувернантки-француженки и
учителя пения итальянцы обучали крепостных
актеров иностранным языкам. Эти знания были
необходимы для исполнения в концертах
виртуозных партий на языке оригинала.

Зимой театр размещался в московском
доме Шереметевых на Никольской улице, а летом
спектакли разыгрывались в здании закрытого
летнего театра подмосковной усадьбы Кусково. В
этом театре 29 июня 1779 года на сцену впервые вышла
одиннадцатилетняя Прасковья Ковалева, а 5 ноября
1780 года в опере итальянского композитора А.
Саккини «Колония, или Новое селение» она уже
исполнила главную партию. В спектакле Прасковья
Ковалева выступала под новой фамилией —
Жемчугова.

В крепостном театре была традиция —
давать артистам новые сценические имена по
названию драгоценных камней. В спектаклях
принимали участие танцоры Татьяна
Шлыкова-Гранатова, Фекла Урусова-Бирюзова,
Кузьма Деулин-Сердоликов, певица Анна
Буянова-Изумрудова.

Прасковья Ивановна
Ковалева-Жемчугова, талантливая актриса и
певица, прекрасно воспитанная, образованная,
умная и обаятельная девушка, была взята в дом
Шереметевых семилетней девочкой и стала ведущей
актрисой театра Шереметева.

Репертуар

Театральный репертуар позволяет
понять, что интересовало и волновало зрителя в
XVIII веке. Репертуар крепостного театра
Шереметевых не уступал репертуару
профессиональных театров и знакомил зрителей с
лучшими достижениями европейского и русского
музыкального и драматического искусства.
Иностранные оперы и комедии переводились на
русский язык, ставились комедии и балеты,
специально написанные для театра Шереметева.
Многие выдающиеся театральные сочинения шли в
России только в театре Шереметевых или были в нем
впервые поставлены. Основу репертуара
составляли французские, итальянские, русские
комические оперы, комедии, лирическая трагедия и
балет-пантомима.

Для Николая Петровича театр стал
частью личной жизни, и темы любви между
представителями разных сословий и неравного
брака, характерные для драматургии того времени,
приобрели в его театре личную окраску. Любовь к
актрисе П.И. Ковалевой-Жемчуговой, превращение
недавней крепостной в графиню, ее ранняя смерть
— все это было похоже на сюжеты пьес,
разыгрывавшихся на сцене крепостного театра.

Декорации и костюмы

Подробное описание декораций и
театральных костюмов поможет детям составить
интересную самостоятельную композицию на
выбранную тему, а изучение особенностей костюма
XVIII в. позволит больше узнать о людях ушедшей
эпохи.

В первом действии оперы «Беглый
солдат», поставленной в 1781 г. на сцене
Кусковского театра, декорация представляла
собой поле, за которым была видна гора и деревня;
во втором — тюремную камеру, а в третьем действии
сцена представляла собой большую площадь, через
которую проходили полки. Летом того же года на
сцене «Воздушного театра» была представлена
«пастушья опера» «Тщетная ревность, или
Перевозчик кусковский». Декорации изображали
тот же пейзаж, который зрители могли видеть
вокруг себя, — луг, берег пруда, рощу, деревню за
деревьями, а на другом берегу пруда — село
Кусково.

Николая Петровича Шереметева
привлекали оперы и комедии со
сказочно-фантастическим и мифологическим
сюжетами. В опере «Инфанта Заморы» действие
происходило то в ночном лесу, то в таинственном
замке, а на сцене появлялись призраки, духи и
волшебники. Действие комической оперы
«Прекрасная Арсена» начиналось в заоблачном
царстве волшебницы Алины, где по сказочному саду
гуляли феи, нимфы и ожившие мраморные статуи.
Затем действие переносилось в мрачную пустыню,
окруженную дикими скалами и лесом, а завершалось
в волшебном дворце.

В конце 1780-х в театре Шереметева на
сюжеты, взятые из жизни крестьян, были поставлены
одноактные комические балеты «Аннета и Любен» и
«Нинетта при дворе». Действие балетов начиналось
на фоне сельского пейзажа, а танцоры были одеты в
красочные крестьянские костюмы: на Татьяне
Гранатовой, исполнявшей роль Аннеты, был надет
корсет и юбка бурого цвета, украшенная по подолу
розовой лентой, а сверху — более короткая
широкая розовая юбка, обшитая по подолу в два
ряда зеленой лентой. На Василии Воробьеве,
исполнявшем роль Любена, был кафтан дикого
(серого, стального) цвета, украшенный по швам
розовой лентой, и розовые жилет и штаны,
украшенные зеленой лентой.

В балете «Маврин», названном по имени
исполнительницы главной роли Мавры Бирюзовой,
принимали участие шесть пар танцоров. Девушки
были одеты в розовые корсеты и юбки, украшенные
зелеными бантами, а мужчины — в зеленые кафтаны,
розовые фуфайки и белые штаны с зеленым
орнаментом. На Николае Мраморове были
бело-розовые кафтан и штаны, голубая фуфайка и
белая шляпа, в руках он держал флейту и корзину с
хлебом, а на Мавре Бирюзовой — белый корсет с
белой дымчатой юбкой, в руках — корзина с
фруктами. Действие балета развивалось на фоне
сельского пейзажа.

Статья опубликована при поддержке компании WorkShow, основными направлениями деятельности которой являются предоставление в аренду медиа-оборудования, а также организация и техническое сопровождение различных мероприятий. Юбилей со множеством гостей, корпоративная вечеринка, детский или спортивный праздник на открытом воздухе, свадебное торжество – сценическое, акустическое, светотехническое оборудование для любого из подобных мероприятий вам готовы предоставить в аренду в компании WorkShow. На интернет-странице сайта по адресу http://arenda-zvuka-spb.ru/stage.html представлены варианты разборных сцен, которые можно не только взять в аренду, но и заказать их доставку и монтаж непосредственно на месте, где планируется провести мероприятие.

Новый дворец-театр

Шереметева привлекали яркие,
зрелищные спектакли с быстрой сменой декораций и
сценическими эффектами: наводнениями,
кораблекрушениями, полетами и пожарами. Размеры
и оборудование сцены не позволяли осуществлять
сложные постановки, и в 1787 г. в Кускове был
выстроен новый театр с пышным оформлением зала,
напоминавшем театр Версаля. Однако и этот театр
имел недостатки, не позволявшие постановку
больших опер, к тому же слава Кускова была
связана с именем Петра Борисовича Шереметева, а
Николай Петрович стремился создать свой
уникальный театр-дворец.

Постройка такого «большого и
красивого дома» на Никольской улице не была
осуществлена, так как требовала значительных
вложений, и в 1792 г. Николай Петрович начал в
Останкине строительство не каменного, а
деревянного театра-дворца. Деревянные
сооружения были более дешевыми и обладали
лучшими акустическими свойствами.

С.Д. Шереметев писал: «Николай Петрович
с жаром стал заниматься Останкином сам, только
при помощи своих домашних людей, руководствуясь
советами опытных в архитектурном искусстве
людей, он приступил к постройке большого дома.
Сам составляя планы, он постоянно наблюдал за
производством работ и проводил в Останкине целые
месяцы».

Дворец строился в несколько этапов. В
его создании принимали участие итальянский
архитектор Франческо Кампорези, создавший
первоначальный проект; крепостной архитектор
Алексей Федорович Миронов; выдающийся русский
архитектор Иван Егорович Старов;
художник-декоратор и архитектор Винченцо Бренна;
крепостной архитектор графа Шереметева Павел
Иванович Аргунов.

Зрительный зал, как это было принято в
западноевропейских театрах XVIII века, был
выстроен в форме подковы (3) и вмещал около 250
зрителей. На наклонной плоскости пола были
установлены шесть рядов партера и три ряда
амфитеатра, что обеспечило хорошую видимость
сцены со всех мест. В. Бренна создал
универсальный зал, способный после спектакля
быстро, меньше чем за час, превращаться в бальный
зал — «воксал», как это происходило в больших
театрах Парижа.

(3)

По периметру подковообразной верхней
части зрительного зала располагался так
называемый парадиз — помещение для создания во
время представления дополнительных музыкальных
эффектов. Помещение было снабжено системой из
пятнадцати открытых в сторону зала и сцены
овальных акустических окон — люкарн, благодаря
которым образовывалось многократное
пересечение и отражение звуковых волн и
получался непередаваемый акустический эффект.

Останкинская сцена отвечала
требованиям, сформулированным итальянским
живописцем, театральным декоратором и
архитектором Пьетро ди Готтардо Гонзаго:
«Пространство или планировка сцены должны
способствовать целям искусства и игре артистов,
помогать свободе функционирования театральных
машин и способствовать иллюзии видимостей».

Сцена имела глубину 22 метра и была
одной из самых больших в России того времени (4).
Николай Петрович писал: «Я хочу иметь залу для
спектаклей достаточно большую, чтобы в ней
разместить три-четыре сотни персон». К началу
спектакля бутафорская колоннада, обрамляющая
сцену, передвигалась за кулисы, а живописный
плафон (потолок) над сценой разбирался.

(4)

Спектакль обслуживали специальные
театральные машины. По свидетельству
современников, театр Н.П. Шереметева обладал
театральным оборудованием, не только не
уступавшим техническому оснащению европейских
театров, но и превосходившим его по некоторым
техническим характеристикам. Театральная
машинерия, которая обеспечивала быструю и
надежную работу, частично сохранилась до нашего
времени. Создателем ее был крепостной столяр и
механик Федор Иванович Пряхин.

Театр обслуживали два машинных
отделения, а рабочие сцены заслуживали не
меньшей похвалы, чем певцы и танцоры. Рабочие
сцены буквально в считаные минуты могли
переместить декорации (эскиз декорации К.
Фунтусова) (5), смонтировать их для следующего
действия и разместить в карманах сцены те
элементы декораций, которые не участвовали в
следующем действии. В люке размещалась машина
ветра (6). В деревянном колодце, находившемся в
стене, в шахматном порядке были укреплены
металлические лопасти, а сыпавшаяся на них
сверху дробь создавала иллюзию шума дождя (7).

(5)

(6)

(7)

Над авансценой находилась машина
грома (8), сконструированная из пустого
ящика-резонатора и двух зубчатых колес, которые
при вращении ударяли по ящику и создавали звук,
напоминающий удары грома. Рабочий сцены,
упираясь руками в горизонтальный вал, приводил в
круговое движение колесную пару. Машина грома
была необходима в театре не только для создания
эффекта грозы, но и в связи с тем, что в спектаклях
достаточно часто участвовал бог-громовержец.

(8)

До нашего времени сохранились детали
механизмов, позволявших актерам летать над
сценой, и механизмы, передвигающие по сцене
различные предметы, например плывущий корабль
(9)
.

(9)

Николай Петрович Шереметев
запланировал распространить театральное
представление и за пределы дворца-театра — в
зеленое пространство парка. Для посетителей
усадьбы театральное действие перемещалось из
зрительного зала в Увеселительный сад, с
дорожками, фонтанами, клумбами, скульптурой,
«руинами», скамейками и беседками. В восточной
части сада были возведены деревянные беседки —
«Беседка-храм» и «Беседка на горке «Парнас» (10),
которые, так же как и скульптура, не только
украшали аллеи, но своими архитектурными формами
и названием приобщали посетителей к античной
тематике. (Беседка на горке «Парнас» была
восстановлена и открыта в торжественной
обстановке летом 2001 года.)

(10)

Особенно ярко эта идея проявлялась в
дни торжественных праздников, которые граф
устраивал в честь коронованных особ. Выходивших
из дворца гостей встречали освещенные огнями и
фейерверками аллеи парка, а в дни спектаклей и
концертов Увеселительный сад служил местом
прогулки публики во время антрактов.

На открытии Останкинского театра,
состоявшемся 22 июля 1795 г. была показана
лирическая драма «Зельмира и Смелон, или Взятие
Измаила», посвященная взятию русской армией в 1790
г. неприступной турецкой крепости. На премьеру
были приглашены участники штурма. Драма давала
Шереметеву возможность показать все достоинства
нового театра.

В первом действии на сцене возник
турецкий город с воротами; во втором — комната в
доме турецкого военачальника; в третьем —
крепость с высокими стенами и башнями. Декорации
были устроены таким образом, что в сцене штурма
стены крепости разрушались на глазах у зрителей,
палили пушки и сверкали молнии.

Постановка была очень красочной,
актеры были одеты и в русские национальные
костюмы, и в малиновые, расшитые позументом
гусарские шубки, и в турецкие костюмы (оранжевые
платья и желтые шаровары с голубыми кушаками,
алые чалмы с «петушиными» султанами). В массовых
сценах: шествиях русских и турецких воинов,
финальных плясках победителей и побежденных –
на сцену выходили до семидесяти актеров. В конце
спектакля русские солдаты со знаменами
проходили по сцене победным маршем.

Партию турчанки в драме исполняла
Прасковья Жемчугова, которая к тому времени уже
стала опытной певицей.

В 1792 г. в театре Шереметева был
поставлен трагический балет «Медея и Язон». В
финале спектакля Медея появлялась на сцене на
колеснице, запряженной драконом, а на зрителей
большое впечатление производили демонические
фурии с развевающимися волосами и огненный
дождь-фейерверк, зажигающийся прямо на сцене.

В 1797 г. Шереметеву пришлось переехать в
Петербург, так как этого требовала служба при
дворе Павла I. Лучшие актеры и музыканты
крепостного театра были выписаны в Петербург, и в
Останкинском театре стало не с кем проводить
репетиции и ставить спектакли. В 1799 г. графу
пришлось дать повеление о роспуске труппы, а
актрисы и актеры превратились в служащих при
графе.

Последний раз прием гостей в
Останкинском театре-дворце состоялся в 1801 г.,
когда оставшиеся в труппе танцоры приехали,
чтобы дать представление в честь нового
императора Александра I.

Прасковья Жемчугова

Прекрасному голосу и артистическому
таланту П.И. Ковалевой-Жемчуговой шереметевский
театр был обязан своим процветанием. Последний
раз она вышла на сцену останкинского театра в
опере А.Э. Гретри «Браки самнитян», показанной в
1797 г. для императора Павла I. Ковалева-Жемчугова в
этом спектакле исполняла роль храброй девушки
Элианы, ради любимого юноши Парменона
переодевшейся воином и спасшей в бою
военачальника. В костюме Элианы Жемчугову
изобразил неизвестный художник (11).

(11)

В 1798 г. граф Шереметев дал Жемчуговой
вольную, а в 1801 г. тайно обвенчался со своей
бывшей крепостной актрисой в Москве, в церкви
Симеона Столпника (на Поварской).
Ковалева-Жемчугова стала графиней Шереметевой,
но огласить свой брак граф не решился, и на людях
Николай Петрович и Параша себя мужем и женой не
называли. В «Поверенности сыну моему графу
Дмитрию о его рождении» граф Н.П. Шереметев
объясняет, почему он полюбил крепостную актрису:
«Прасковья Ивановна Ковалева была одарена
остротою ума, скромностью нрава и
привлекательными свойствами душевных
расположений. Склонность ее к музыке и
превосходнейший дар пения привлекали приятное
удивление моих друзей».

В 1803 г. в Петербурге в Фонтанном доме
тридцатипятилетняя графиня П.И.Шереметева
умерла через три недели после рождения сына
Дмитрия. Похоронили ее в Александро-Невской
лавре в усыпальнице Шереметевых. В Останкино,
напоминавшее графу о Параше Жемчуговой, Николай
Петрович больше не возвращался. Он пережил жену
на шесть лет и остаток жизни посвятил
благотворительности. Памятником Прасковье
Ивановне стало строительство в Москве
Странноприимного дома графа Шереметева (сейчас
— Институт скорой помощи им. Н.В.Склифосовского),
в котором размещались богадельня на пятьдесят
человек и больница на пятьдесят коек.
Принимались в дом «совершенно бесплатно лица
обоего пола и всякого звания неимущие и увечные».

Практическая работа

Романтическая история графа
Шереметева и Параши Жемчуговой никого из детей
не оставляет равнодушным, но для создания
композиции на заданную тему недостаточно только
знания сюжета. Чтобы выполнить сложную работу на
историческую тему, на уроках изобразительного
искусства необходимо познакомиться и с тем, как
выглядели люди, жившие в XVIII веке, и с тем, как они
двигались. Рассказать об этом смогут выдающиеся
живописцы и скульпторы: во Франции – Ватто,
Шарден, Буше, Фальконе, Гудон; в Англии — Томас
Гейнсборо; русские портретисты Ф.С.Рокотов и
Д.Г.Левицкий, создавшие блестящую галерею
портретов своих современников, а также портреты
из Останкинского дворца-музея (Н.И.Аргунов.
Портрет И.Ф.Баратова) (12).

(12)

XVIII век оказал влияние на многих
художников, живших в XX веке. Желательно
познакомить детей с творчеством мирискусников
А.Н. Бенуа (1870–1960) (13) и К.А. Сомова (1869–1939),
которые были поклонниками эпохи галантных
празднеств и создали изысканные по колориту и
театральности композиции. Ребят заинтересуют и
фантастические образы художника А.Г. Тышлера
(1898–1980), напоминающие давно ушедших в прошлое дам
XVIII века.

(13)

Учитель может помочь детям в создании
творческих работ: определить тему; подобрать
наглядный материал (фотографии и зарисовки
архитектуры и интерьера, исторических костюмов),
музыку. При выполнении композиции на
историческую тему особое внимание следует
уделить деталям, так как именно они позволят
ученикам более точно представить себе
изображаемую эпоху.

Разделим выполнение работы на
несколько этапов (по усмотрению педагога). Каждый
этап следует начинать с небольшой беседы, и на
каждом уроке подробно объяснять детям
последовательность работы.
Например: на
первом уроке обсуждается тема практической
работы и выполняются эскизы композиций; затем
изображается пейзаж или интерьер; потом
врисовываются фигуры в движении; изучается и
изображается исторический костюм; работа
дополняется мелкими деталями.

Композиция может быть графической
или живописной
. Подготовительным этапом
должно стать выполнение набросков в движении
(14)
. Фигуры, выполненные на подготовительных
уроках, затем будут врисованы в интерьер или
пейзаж.

(14)

Количество уроков, необходимое для
выполнения практической работы, указывается
приблизительно
.

Живописная композиция

Выполняется на листе формата А3 гуашью.

1. Дети изображают интерьер или
пейзаж. Необходимо обратить внимание детей на
детали интерьера (2 урока) (15, 16).

2. Врисовываются простым
карандашом фигуры в движении (1 урок).

Рассказать о театральных постановках
того времени и увидеть в движении мир XVIII века
поможет серия портретов Д. Левицкого, изображающих
воспитанниц Смольного института.

На сцене институтского театра в
танцевальных костюмах показаны Наталья Борщова
и Александра Левшина (17), а одетая в костюм
пастушки Екатерина Нелидова, Е.Н. Хрущева в
мужском костюме в роли кавалера и Е.Н. Хованская в
юбке с фижмами в образе прекрасной поселянки
исполняют пасторальные сцены. (Для сравнения
можно показать ученикам похожую по композиции
картину французского художника Лоренца Пажа
«Танцующие дети», написанную в 1760 г.) (18).

3. Изображается простым
карандашом исторический костюм без мелких
деталей (детали затем будут дорисованы тонкой
кистью) (1 урок).

4. Фигуры изображаются в цвете
начиная с лица и рук (1 урок).

5. Дорабатываются мелкие детали (1
урок).

На дополнительных занятиях по
изобразительному искусству можно выполнить коллективную
работу
. Тема крепостного театра в усадьбе
Останкино может заинтересовать даже детей, не
знакомых с историей России XVIII века.

20 ноября в московской школе № 235,
находящейся на улице Щепкина, состоялся
театральный праздник, посвященный великому
русскому актеру М.С. Щепкину (1788–1863). Так же как и
актеры труппы Шереметева, Щепкин был крепостным
и лишь в 1822 г. был освобожден вместе с семьей от
крепостной зависимости. К этому празднику
ученики 5-го класса выполнили коллективную
работу.

Этапы выполнения коллективной работы

1. Гуашью изображаются фигуры в
движении (предварительно выполняется рисунок
простым карандашом).

2. Пишется гуашью фон на листе
ватмана.

3. Вырезанные фигуры наклеиваются
на фон.

4. Дорисовываются зрители и детали
интерьера.

Графическая композиция

Выполняется черной гелевой ручкой или
черной тушью, можно акварелью и тушью.

1. Простым карандашом тонко
намечается интерьер или пейзаж (без
подробностей), врисовываются фигуры в движении (1
урок).

2. Черной ручкой изображается
костюм (2 урока).

3. Дорабатываются детали
композиции (1 урок).

Графическая композиция может быть
выполнена и в технике силуэта. Детям
силуэт рисовать проще, так как нет необходимости
прорисовывать мелкие детали, поэтому такая
техника подходит и ребятам с хорошей
подготовкой, и тем, кто только начинает рисовать.
Поскольку фигуры не врисовываются, а вырезаются,
их можно двигать по листу, пока не будет найдена
удачная композиция, а интерьер или пейзаж в
работе можно показать условно. Выполнить
композицию помогут силуэты К.Сомова и А.Бенуа.

Техника силуэта имеет
непосредственное отношение к XVIII веку. Сам термин
«силуэт» происходит от фамилии французского
министра финансов Этьена Силуэта, на которого в
1759 г. была сделана карикатура в виде теневого
профиля. Этьен Силуэт увлекался вырезанием
фигурок из черной бумаги и был известен своей
бережливостью, за что над ним смеялось все
парижское общество. Словом «силуэт» стали
называть все дешевое, в том числе и портреты,
выполненные из черной бумаги, которые по
сравнению с живописными портретами многим
казались скучными. Однако со временем у этого
искусства появились почитатели и во Франции, где
силуэты вошли в моду, и в других странах.

1. На обратной стороне черной
бумаги изображаются фигуры в движении (1 урок).

2. Фигуры вырезаются и наклеиваются
на белый лист формата А3. На фоне дорисовываются
или доклеиваются детали интерьера или пейзажа
(1–2 урока).

Женя Калашникова, Ира
Глухарева.
Театр в Останкине

Маша Чугринова

Люба Котлярова

Коллективная работа
учащихся 3-го класса

Чтобы рисунки не получились
одинаковыми у всего класса, учитель может
предложить детям примерные темы для
композиции
:

1. Представление на сцене
останкинского театра (опера или балет).

2. Зрители в зрительном зале.

3. Зрители, гуляющие в фойе театра.

4. Гости, гуляющие в дворцовом саду
(фейерверк).

5. Танцы в «воксале».

6. Параша Жемчугова, идущая по коридору
на сцену театра.

7. В гримерной актрис.

8. Машинерия, смена декораций,
работа рабочих сцены.


Провинциальные
крепостные театры.

К
концу 18 в. стали появляться крепостные
театры и в провинциальных городах и
имениях, порой очень удаленных от центра,
в том числе на Урале и в Сибири. Уровень
их был очень разный: от примитивных
доморощенных представлений на наскоро
сколоченных подмостках с размалеванной
простыней вместо занавеса до прекрасно
организованных спектаклей в специально
выстроенных театрах с хорошо оборудованной
сценой. Пример первого — театр князя
Г. А. Грузинского в селе Лысково; второго
— театр князя Н. Г. Шаховского в селе
Юсупово, а затем в Нижнем Новгороде;
театр И. И. Есипова в Казани; С. М. Каменского
в Орле; С. Г. Зорича в Шклове.

Крепостной
театр Зорича.

В
1780-х годах фаворит Екатерины II, С. Г.
Зорич, в своем имении Шклове Могилевской
губернии устроил театр, который, по
свидетельствам современников, был
«преогромный». В репертуар входили
драмы, комедии, комические оперы и
балеты. В драматических спектаклях,
кроме крепостных, участвовали кадеты
Шкловского кадетского корпуса (заведенного
Зоричем) и дворяне-любители, среди
которых славился князь П. В. Мещерский
— его игру высоко ценил М. С. Щепкин. В
балетах, которые «были весьма хороши»,
танцевали только крепостные танцовщицы.
После смерти Зорича его балетная труппа
в 1800 была куплена казной для петербургской
императорской сцены.

В
царствование Елизаветы Петровны
музыкальное и театральное дело очень
выросло, никогда до тех пор Петербург
не представлял собой такого изобилия
и разнообразия зрелищ. Наряду с
иностранными труппами профессиональных
артистов и музыкантов, образовался
театр в Шляхетском корпусе кадетов, где
в 1749 г. впервые поставлена была первая
трагедия Сумарокова «Хорев». В Ярославле
организовалась труппа Ф. Г. Волкова,
которая в 1752 г. дебютировала в Петербурге.
И лишь в 1756 г. состоялся указ об учреждении
русского театра в Петербурге. В состав
труппы вступили и ярославцы.

Екатерина
II придавала театру высокое
воспитательно-образовательное значение,
но это сознание в ее время было только
теоретическим; на самом деле театр
оставался благонравным развлечением,
в котором балеты, оперы и драматические
представления играли совершенно
одинаковую роль. При Екатерине II было
три придворных труппы: итальянская
оперная, балетная и русская драматическая;
в качестве вольной имела разрешение на
представления и немецкая труппа. В 1762
г. была образована французская
драматическая труппа. В 1783 г. впервые
были установлены «пробы» (дебюты) для
артистов. Тогда же стали давать платные
спектакли для публики в городских
театрах. Важной мерою была отмена
казенной театральной монополии и
установление свободы предпринимательства
в области зрелищ и увеселений.

В
Москве становление театра началось в
1757 г., когда открылась итальянская опера
известного Локателли. В 1776 г. князю П.
В. Урусову была выдана 10-летняя привилегия
на содержание театра в Москве, с
обязательством выстроить новый каменный
театр; князь Урусов передал свои права
Медоксу, который построил огромное
здание театра на Петровке, он сгорел в
1805 г. И уже в следующем году в Москве был
открыт Императорский театр. Кроме
спектаклей постоянных придворных трупп,
при дворе Екатерины II были довольно
часты любительские спектакли в Эрмитажном
театре, большое распространение получили
спектакли любителей из лиц высшего
общества. В придворных спектаклях
нередко принимали участие пажи, кадеты
и воспитанницы вновь учрежденного
Новодевичьего монастыря.

Виды
крепостных театров.

Крепостные
театры, которых было около двухсот,
отличались множеством существенных
нюансов: в одних играли только сами
дворяне, часто титулованные и
высокопоставленные, или их дети — такой
театр обычно называют дворянским
любительским; в других — рядом с
дворянами-любителями выступали «домовые»,
то есть крепостные актеры; в третьих —
на главные роли приглашались «вольные»
артисты публичной императорской сцены
или частной профессиональной антрепризы,
а остальная труппа бывала из своих
«доморощенных»; в четвертых — «вольные»
знаменитости, российские и иностранные,
фигурировали только как руководители
оркестра, балетмейстеры и театральные
педагоги, а исполнителями были в основном
«собственные» актеры; существовали
также помещичьи театры, которые
превращались в публичные с платой за
вход.

Особенности
крепостного театра.

Любой такой крепостной
театр, интимный домашний или публичный,
создавался по прихоти помещика, на его
средства, благодаря труду его собственных
крепостных людей, используемых в качестве
или актеров, или музыкантов оркестра,
или обслуживающего персонала сценического
действия, которое происходило чаще
всего в своем (иногда арендованном)
доме, где владелец был полновластным
хозяином на сцене, за кулисами и в
зрительном зале, то есть определял
художественный и эстетический уровень
спектаклей, формировал направление
(драматическое или музыкальное), выбирал
репертуар, распределял роли и т. п.,
размещал по своему усмотрению зрителей,
а также определял нравственное лицо
театра.

Распространение
крепостных театров.

Поначалу
крепостные театры устраивались в
городских усадьбах обеих столиц, особенно
в Москве, где только в 1780-90-е годы их
существовало более двадцати. Зимой
домашние театры функционировали в
городе, а на лето вместе со своими
хозяевами переезжали в загородные
имения. Так, в Москве в конце 18 — начале
19 в. действовали театры: С. С. Апраксина,
Г. И. Бибикова, И. Я. Блудова, Н. А. и В. А.
Всеволожских, П. М. Волконского, И. А.
Гагарина, А. И. Давыдова, Н. И. Демидова,
И. А Дурасова, И. К. Замятина, Л. К. Нарышкина,
Н. И. Одоевского, В. Г. Орлова, С. М. и Г. П.
Ржевских, Д. Е. и А. Е. Столыпиных, А. С.
Степанова, П. А. Познякова, Д. И. и Н. Н.
Трубецких, П. Б. Шереметева и Н. П.
Шереметева, Н. Г. и Б. Г. Шаховских, Н. Б.
Юсупова и др. В Петербурге особенно
известны были домашние театры: Д. П.
Барятинской, П. А. Голицыной, Е. Ф.
Долгорукой, А. А. и Л. А. Нарышкиных, А. Н.
Нелидинской, А. С. Строганова, И. Г.
Чернышева, наследника престола Павла
Петровича, и др.

Театр
графов Шереметевых.

Одним
из первых и самых выдающихся был театр
графов Шереметевых. Он начал свою
деятельность в Петербурге в 1765 как
дворянский любительский и окончательно
оформился к концу 1770-х годов в Москве
(на Большой Никольской улице). Из сотен
тысяч своих крепостных Шереметевы
тщательно отбирали и обучали разнообразных
мастеров, принимавших участие в создании
театра (архитекторы Ф. С. Аргунов, А.
Миронов, Г. Диушин; художники И. П. и Н.
И. Аргуновы, К. Вунтусов, Г. Мухин, С.
Калинин; машинист Ф. Пряхин; музыканты
П. Калмыков, С. Дегтярев, Г. Ломакин и
др.). Они работали под руководством и
рядом с прославленными европейскими и
русскими мастерами.

В
подмосковной усадьбе Шереметевых,
Кусково, были сооружены театры: «воздушный»
(на открытом воздухе), Малый и Большой.
В состав труппы входили крепостные
актеры, музыканты, танцовщики, декораторы
и др. (более двухсот человек), среди них
— выдающаяся актриса и певица Жемчугова
(П. И. Ковалева). Артистам полагалось
жалованье деньгами и продуктами.
Руководил труппой и надзирал за ее
обучением крепостной «библиотекарь
его сиятельства» Б. Г. Вроблевский,
получивший образование в
Славяно-греко-латинской академии и
побывавший вместе с Н. П. Шереметевым в
начале 1770-х годов за границей. Вроблевский
переводил пьесы, одновременно их
переделывая. В репертуаре театра было
более ста пьес, в основном комические
оперы, а также комедии, оперы и балеты.

Особого
расцвета театр достиг в середине 1780-х
годов, когда его владельцем стал Н. П.
Шереметев-сын — просвещенный вельможа,
талантливый музыкант и самозабвенный
любитель театрального искусства,
отстроивший в начале 1790-х годов
великолепный театр-дворец в селе
Останкино.

Явившись
на первых порах забавою двора, театр
тогда же получил распространение и
среди близко стоявшего ко двору боярства,
уже при Алексее Михайловиче боярин
Матвеев устроил театр в своем доме. В
Петербурге во времена Елизаветы
существовали театры в доме Ягужинского
и Шереметева. Этот обычай богатых вельмож
заводить у себя постоянные домашние
театры сохранялся очень долго. Так при
Екатерине II славились театры Румянцева,
Волконского, у графа Шереметева было
целых четыре театра (в Петербурге, Москве
и имениях Кусково и Останкино).

Источники
и литература:

Штелин
Я. Музыка и балет в России 18 века. – Спб.,
2002.

Русская
драматургия 18 века. – М., 1987.

Кравченко
Т.Ю. Очерки русской культуры 18 века. В 4
ч. Ч 2 – 3. – М., 1988.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Текст совместно с druidinka

В России XVIII века частный театр нередко соперничал по своей пышности с государственным. Многие оперы, комедии, пышные аллегорические представления шли на театральных сценах в имениях знатных вельмож, поставленные силами крепостных актёров, музыкантов и мастеров сцены. Значение такого театра выходило за рамки домашнего развлечения и становилось явлением в культурной жизни российского государства. Нередко на представлениях присутствовали приглашённые хозяином труппы знатные сановники и даже царственные особы.
На территории современной Москвы сохранился лишь один из таких частных крепостных театров – Шереметевский театр в знаменитой усадьбе Останкино, в архитектурном отношении образующий основу всего усадебного ансамбля. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий и принадлежал разным владельцам. Но настоящий расцвет и известность Останкино получило при блистательном любителе театра — графе Николае Петровиче Шереметеве, воздвигнувшем подмостки и зрительские места в отдельном зале прекрасного дворца и разбившем вокруг здания прекрасный парк.


Шереметьевский дворец в Останкино

В конце 1787 г., после смерти Петра Борисовича Шереметева, владение перешло к его сыну – Николаю Петровичу Шереметеву, европейски образованному человеку, любителю искусств и организатору лучшего в Москве крепостного театра. Николай Шереметев не захотел пойти по стопам предков и делать военную карьеру. Хорошо зная театральное дало и литературу, увлекаясь музыкой, граф решает организовать у себя в имении профессиональный театр. В качестве актёров он использует собственных крепостных, предварительно обучив их сценическому искусству.
Еще при жизни отца он выстроил в Кускове небольшой европейски оборудованный театр. Но осуществление его обширных замыслов было невозможно рядом с законченным и притом выдержанным в стиле прошлой эпохи — барокко и раннего классицизма — ансамблем Кускова.
В 1790 г., появился проект театра для сравнительно необжитого тогда Останкина, выполненный неким Ф. Казье, мало известным в качестве архитектора (он считался инженером, а также работал в качестве воспитателя детей в семье Голицыных). Этот проект так и остался неосуществленным, однако уже в начале 1792 г. здесь было сооружено двухэтажное деревянное театральное здание, включавшее только сценическую коробку и зрительный зал.
Сейчас мы уже не может в точности назвать имя архитектора, чьё участие оказалось решающим при постройки уникального останкинского дворца – и это несмотря на обилие документов и графических изображений. Строительными работами постоянно и очень деспотично руководил сам владелец. Различным архитекторам заказывались проекты не только отдельных частей здания, но и небольших фрагментов интерьера, а некоторые детали закупались готовыми. Дворец строился с 1791 по 1799 года, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Общая композиция была создана в два приема, в течение года с небольшим: с весны 1792 г. до лета 1793 г. Одним из основных авторов проекта дворца был Иван Евгеньевич Старов, много работавший для Шереметева в Петербурге, а также Виктор Францевич Бренна. Однако затем почти каждая от-дельная часть изменялась и расширялась. При этом уничтожалась и только что выполненная сложнейшая отделка: искусственный мрамор, золоченая деревянная резьба и ее имитация в тисне-ной бумаге, лепка, росписи, штофная обивка и “бумажки” — расписные обои. Проекты перестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, который работал здесь над важнейшей проблемой театральных зданий — оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. Они и завершили работу. Таким образом, одни решения накладывались на другие, а от домашней артели крепостных зодчих, столяров, резчиков и других требовалось точнейшее и беспрекословное исполнение каждой детали. Поэтому в архитектурном образе дворца специалисты видят некоторую эклектичность, впрочем, не разрушающая единства здания: строгая нормативность классического стиля сочетается с высоким мастерством всех отдельных элементов.
В архитектурном наследии России трудно найти другое здание, в котором бы дерево было использовано так необычно, всесторонне и талантливо. В руках останкинских мастеров оно приобретало вид мрамора и металла, алебастра и гипса.


Потолок театрального зала

Главные достопримечательности дворца – театральный и машинный залы, артистические уборные, созданные по чертежам крепостного мастера. Оригинальной особенностью Останкинского театра стала возможность его быстрой трансформации в бальный зал, «воксал», в виде которого он и дошел до нас. Это сценическое оборудование было создано крепостным мастером Иваном Пряхиным. Оборудование машинного зала позволяло менять тяжёлые и объёмные декорации за 2-3 минуты, создавать сценический эффект. А зрительный зал мог за 20 минут превратиться в бальную залу: специальные механизмы убирали кресла и бутафорские колонны, опускали люстры.
Театральный зал в Останкине был спроектирован по образцам лучших европейских театров XVIII века. Зрительный зал в форме подковы обеспечивал хорошую видимость со всех мест и превосходную акустику. Небольшой, уютный, оформленный в голубых и розовых тонах, он мог вместить до 250 зрителей. Сцена получила в глубину 22 метра (при ширине 17 м) и стала одной из самых больших в России того времени. Ее обслуживали нижнее машинное отделение и верхнее, двухъярусное, частично сохранившее свое оборудование до наших дней.
В театре Шереметева выступала крепостная труппа из 200 талантливых актеров, певцов, музыкантов, танцовщиц. Имена многих крепостных Шереметевых вошли в историю русского искусства. Это композитор-капельмейстер Степан Дегтярёв (чья жизнь после роспуска труппы кончилась трагически: он умер от пьянства), инструментальный мастер Иван Батов, актриса Татьяна Шлыкова-Гранатова, режиссер и драматург Василий Вороблевский — и среди них Прасковья Ивановна Ковалева (Параша Жемчугова), обладавшая драматическим талантом, редким по красоте и выразительности голосом, а кроме того незаурядными композиторскими способностями.
Когда граф Николай Петрович Шереметев увидел Парашу, он был так поражен её красотой и голосом, что не мог не познакомился с этой женщиной поближе. Шереметев встретил в актрисе действительно редкую и высокую душу, и любовь его скоро сделалась страстью постоянной и единственной. Для того чтобы жениться на ней, граф придумал легенду, что Прасковья – дочь дворянина, которая после смерти родителей была принята в крестьянскую семью. За огромные деньги были сфабрикованы необходимые документы, но, несмотря на это, брак крепостной актрисы и дворянина был официально признан только после смерти Прасковьи Ковалёвой. В завещании сыну он писал, что в сердце жены он нашёл разум, искренность, человеколюбие, постоянство и верность, которые заставили его отказаться от светских предубеждений и жениться на дочери кузнеца.
Для Прасковьи Ковалёвой — Жемчуговой и был построен дворец-театр в Останкино.
В репертуар театра Шереметева входило свыше сотни произведений – опер, балетов, комедий. При открытии театра 22 июля 1795 года в присутствии ветеранов русско-турецкой войны давали оперу Ивана Козловского на слова Павла Потемкина «Взятие Измаила, или Зельмира и Смелон» (к сожалению, музыка этой оперы ныне утрачена). На представлении в ещё недостроенном театре присутствовали ветераны русско-турецкой войны.
У Шереметьева представлялись оперы выдающихся музыкантов 18 столетия – немца Xристофа Виллибальда Глюка («Эхо и Нарцисс»), француза Анри Эрнеста Гретри («Самнитские браки», «Земира и Азор», «Люсиль»), популярных в России итальянцев Джованни Паизиелло («Инфанта Заморы», «Притворная любовница»), Никколо Пиччини («Атис», «Дидона», «Роланд»), Джузеппе Сарти («Ринальдо»), а также русских композиторов — Е. Фомина («Анюта», «Новогородский богатырь Боеславич»), В. Пашкевича («Санктпетербургский гостиный двор», «Февей»). Пышные оперные спектакли давались для именитых гостей: в день праздника, устроенного Шереметевым в 1797 году в честь императора Павла I, была поставлена опера Гретри «Самнитские браки»; она же была повторена чуть позже для польского короля Станислава Августа Понятовского. В театре давались концерты: исполнялись сонаты известного петербургского виртуоза Ивана Хандошкина, хоровые концерты капельмейстера Дегтярева. Ставились комедии Александра Сумарокова и его последователей — Якова Княжнина, Николая Николева, Василия Вороблевского.
Декорации писали выдающиеся декораторы того времени: Пьетро Гонзаго, Валезини, Гильфердинг, Гатфильд, Бибиена и другие, а также талантливые крепостные живописцы Г. Мухин, К. Фунтусов, С. Калинин.
Гостей усадьбы сначала ошеломляли масштабом и красотой парка, роскошью парадных залов, чтобы потом изумить феерическим спектаклем на сцене театрального зала. Театр в останкинском дворце являл собой чудо сценической техники того времени. Зрительный зал связан с помещениями дворца: из партера публика могла пройти в фойе, чтобы в антракте посетить Картинную галерею, Итальянский или Египетский павильон. Первый предназначался для торжественных приемов, а во втором устраивались банкеты, танцы и музыкальные вечера. В Египетском павильоне дворца был концертный зал, Итальянский павильон был отведен под галерею скульптуры. Зал Египетского павильона один из самых прекрасных залов дворца; лучшие стороны архитектуры русского классицизма нашли в нем гармонически ясное выражение.
Необычность замысла Шереметева заключались не только в том, что театр занимал во дворце центральное место. Театрально было во дворце всё. Театральность была и в оформлении парадного двора, напоминавшего сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, в постепенном развертывании интерьеров, сменяющих друг друга как картины в спектакле, в выборе активных ярких цветов и изобилия зеркал и позолоты в интерьерах строго классицистического на вид здания, в соседстве подлинной роскоши с бутафорией, в реальной и иллюзорной трансформации пространства. Из Вестибюля к театру ведут два пути. Левые сенцы вводили гостей в нижнее фойе — фойе партера. Оно занимало западное крыло дворца, главную часть которого составлял Итальянский павильон. Гармоничное соединение в планировке павильона парадности и уединенности очаровывало гостей, а обилие мраморной скульптуры на изысканном голубовато-зеленоватом фоне стен напоминало о парке. Через Правые сенцы гости поднимались в верхнее фойе.
Сменяя друг друга залы его образуют анфиладу бельэтажа, в которой контрастные цвета, чередование объемов, игра света и тени, многочисленные «кунштюки» представляют самобытную театрализованную версию интерьера классицизма. Заканчивается фойе Картинной галереей, яркие образы сюжетной живописи в которой предваряли красочность театральных постановок.


Бельэтаж

Расцвет Останкино был ярок, но краток. В 1801 году состоялся последний при жизни Н.П.Шереметева праздник в честь императора Александра I. Вскоре труппа была распущена, а усадьба надолго оставлена владельцами. Шереметевы, владевшие Останкиным до 1917 года, деятельности театра не возобновляли. Не произошло это и в 1918 году, когда Останкинский дворец стал музеем. Театр продолжал безмолвствовать. Только в 1988 году вновь начались спектакли: музей попытался хотя бы отчасти восстановить репертуар Шереметевского театра.
В настоящее время Останкино — единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Некогда обладавший возможностью трансформации, театр дошел до нас в виде бального зала «воксала». Исчезла оркестровая яма, которая до сих пор не восстановлена в первоначальных формах. Тем не менее, зал время от время используется для постановки старинных опер и проведения камерных концертов. Однако всё это – лишь отзвуки былого величия: театральная сцена, которая могла бы стать главной оплотом аутентичного музицирования в Москве, нуждается в полноценной, грамотной и всесторонней реставрации.


Cцена Шереметьевского театра в Останкино

История театрального костюма с Анной Пахомовой

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

Древний род Шереметьевых – один из самых богатых и
знатных в России. Сфера деятельности его представителей весьма широка:
строительство храмов, меценатство и благотворительность в различных областях –
помощь бедным, больным, поддержка национального искусства, музыки, архитектуры.
У графов Шереметьевых был домашний театр, который по праву считался одним из
лучших России XVIIIв. и конкурировал с императорским придворным театром.
Слава об этом уникальном театре гремела по всем поместьям. В Кусково, где
находился один из четырех театров Шереметьевых, съезжался весь свет. Те же,
кому не посчастливилось побывать на спектакле, довольствовались красочными
рассказами очевидцев, увидевших новую постановку, и сокрушаться в душе, что не
смогли присутствовать на прекрасном представлении. Действительно, их можно
понять. Шереметьевы не жалели средств на свой театр – он был страстным
увлечением этой русской дворянской семьи. К каждому спектаклю создавались
прекрасные декорации, шились изумительные костюмы. Сам театр был оборудован по
последнему слову техники. Это новаторство было присуще Николаю Петровичу
Шереметьеву, который в молодые годы путешествовал по Европе, повышая образование
и по влечению души, изучавшего историю театра и все, что связано с театральной
деятельностью (театральное оборудование и прочее). По возвращении домой стал
внедрять революционные по тем временам идеи в области акустики, театрального и других
 искусств в свой театр.

В. Боровиковский. Портрет Н.Шереметьева

О том, насколько хороши были театры Шереметьевых, мы
можем судить и сами. В Останкино есть один из четырех их театров. Это
единственный в России театр XVIII века, в котором
сохранилась сцена, зрительный зал, гримировочные комнаты и частично машинное
отделение. Театр дошел до нас в виде бального зала «воксала» и используется для
постановок старинных опер. Также в нем проводят концерты камерной музыки.

Николай Петрович руководил театром вместе со своим
отцом Петром Борисовичем, который, собственно, и был основателем и владельцем.
После ухода из жизни П.Б. Шереметьева (30 октября 1788 г.), его сын становится
полноправным хозяином театра.

История театра Шереметьевых описана в различных трудах
довольно подробно. Мне же хочется остановиться буквально на нескольких
интересных моментах.

В XVIII веке артистов набирали
из крепостных, соответственно и обращение с ними было как с рабами. Вспомним
хотя бы повесть Н.С. Лескова «Тупейный художник». Совсем иначе обстояло дело в Шереметьевском
театре. Ко всем актерам театра обращались на «Вы» и по имени отчеству, им
запрещался физический труд, кормили их тем же, что и господ, а если кто-то
заболевал – привозили из города лучших докторов. Это, конечно по тем временам
было неслыханно и поражало.

Н.Аргунов. Портрет Прасковьи Ивановны Жемчуговой (1803 г.) и Жемчугова в костюме Элианы в опере «Свадьба самнитян»(справа)

Артистов этого театра отличала от других
профессиональная подготовка. С ними занимались вокалом, актерским мастерством,
игрой на музыкальных инструментах, грамотой, иностранными языками, литературой,
некоторыми общими наукам. Петр Борисович и Николай Петрович считали, что
артистов надо обучать с раннего возраста. Именно такое образование получила
дочка крепостного кузнеца Параша Ковалева. В восьмилетнем возрасте она попала в
графское именье. Способности девочки были настолько явны, что ее сразу отдали
на воспитание и обучение княгине М.М. Долгорукой.  С девочкой усердно занимались, приглашали
лучших мастеров. Она получила прекрасное образование, великолепно играла на
арфе и клавесине, прекрасно говорила по-французски и по-итальянски. Позже,
глядя на нее, никто не мог поверить, что Прасковья Ивановна – крепостная
крестьянка. Девочка дебютировала в опере Гретри «Опыт дружбы», ей досталась
роль служанки. Чудное сопрано юной исполнительницы покорило всех. После этого
дебюта граф Николай Шереметьев отдает все главные партии этой уникальной
молодой актрисе. Тогда же он дает звезде своего театра, и, как все мы знаем,
своей жизни, псевдоним «Жемчугова».

Эскизы театральных костюмов Марианны Карцингер

В течение двух десятилетий Шереметьев
поставил порядка ста опер, балетов и комедий. В труппе было около 200 актеров (труппу
театра в Кусково составляли 95 актеров). Также театр обладал прекрасным
оркестром и большим хором. Предпочитая ставить в своем театре итальянских и
французских композиторов (Гретри, Монсиньи, Далейрака, Дуни), он не обошел
вниманием и произведения ранней русской комической оперы. Крепостной театр Шереметьевых – яркое явление в истории
русской театральной культуры. Многие выдающиеся театральные сочинения шли в
России только в театре Шереметьевых.

Опера А.Э. Гретри «Браки самнитян» была поставлена в
крепостном театре Н.П. Шереметьева в 1785 г. в Москве. В 1787 г. в Кусково, а в
1797 г. спектакль дважды был показан в Останкино. В основе сюжета – борьба
небольшого древнего племени самнитян с римлянами. Оперой восторгалась императрица
Екатерина II, князь Г.А. Потемкин, о ней писал в своих мемуарах король
Польши С. Понятовский, зрителем Останкинского театра был император Павел I,
посетивший представление оперы во время празднеств по случаю своей коронации. В
представлении участвовали около трехсот актеров. Одну из главных ролей – Элиану
– исполняла П.И. Ковалева-Жемчугова, ставшая в последствии графиней
Шереметьевой. К этому спектаклю Шереметьевского театра сохранились рисунки  французских художников, по которым мы можем
составить себе представление о декорациях и костюмах. Прекрасный портрет
Прасковьи Жемчуговой в костюме главной героини позволяет представить всю
роскошь постановки, которая отличалась большой пышностью. Эскизы декораций и
костюмов были выполнены в Париже французскими художниками, для изготовления
гардероба использовали самые дорогостоящие материалы, а платья актрис украшали
натуральные драгоценные камни.

Эскизы театральных костюмов Марианны Карцингер

Театральный музей им. А.А.Бахрушина обладает уникальными
экспонатами – эскизами французской художницы Марианны Кирцингер (1730-1809
гг.). Она выполнила эти работы для Шереметьевского крепостного театра по Заказу
графа Николая Петровича. По ним шились костюмы для актеров его знаменитого
театра. Ранее мы уже говорили, что владелец театра стремился блеснуть
всевозможными сценическими эффектами и превращениями, создавая пышные и
зрелищные постановки. Роскошью и техническим совершенством этот театр
превосходил все крепостные театры своего времени. Не удивительно, что и
костюмы, по замыслу графа, должны были изумлять публику.

Эскизы театральных костюмов Марианны Карцингер

Каждый эскиз, несомненно, является уникальным произведением
изобразительного искусства. В этих работах есть изящество и одухотворенность.
Не часто театральные художники передают в своих работах эмоциональное
напряжение, обычно ограничиваются просто рисунком костюма, а здесь каждый эскиз
– мизансцена. По тому многообразию образов, выполненных М.Кирцингер – тут и
тема античности, и Древний Рим, и средневековье – можно представить богатейшую
палитру костюмного оформления шереметьевских спектаклей.

О самой художнице, к сожалению, почти ничего не известно.
Вот скудные данные о ней: годы жизни 1730-1809, обучалась живописи в Мюнхене, в
мастерской гравера Якоба Дорнера. Возникает вполне резонный вопрос: «Откуда
русский граф  узнал о французской
художнице?». У исследователей есть предположение, что их познакомил Ивар –
музыкант французской королевской оперы, у которого Николай Петрович в годы
обучения в Европе брал уроки игры на виолончели.

Эскизы театральных костюмов Марианны Карцингер

Заказ Н.П. Шереметьева Марианна Кирцингер выполняла уже
будучи зрелым мастером в 1780-е гг. Эти прекрасные эскизы, несомненно, могут послужить
прекрасным образцом для современных театральных художников.

06.11.2009

Чем знаменит Шереметевский театр в Останкино?

В России XVIII века частный театр нередко соперничал по своей пышности с государственным. Многие оперы, комедии, пышные аллегорические представления шли на театральных сценах в имениях знатных вельмож, поставленные силами крепостных актёров, музыкантов и мастеров сцены. Значение такого театра выходило за рамки домашнего развлечения и становилось явлением в культурной жизни российского государства. Нередко на представлениях присутствовали приглашённые хозяином труппы знатные сановники и даже царственные особы.

На территории современной Москвы сохранился лишь один из таких частных крепостных театров – Шереметевский театр в знаменитой усадьбе Останкино, в архитектурном отношении образующий основу всего усадебного ансамбля. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий и принадлежал разным владельцам. Но настоящий расцвет и известность Останкино получило при блистательном любителе театра – графе Николае Петровиче Шереметеве.

В конце 1787 г., после смерти Петра Борисовича Шереметева, владение перешло к его сыну – Николаю Петровичу Шереметеву, который не захотел пойти по стопам предков и делать военную карьеру. Хорошо зная театральное дало и литературу, увлекаясь музыкой, граф решает организовать у себя в имении профессиональный театр. В качестве актёров он использует собственных крепостных, предварительно обучив их сценическому искусству.

Еще при жизни отца он выстроил в Кускове небольшой европейски оборудованный театр. Но осуществление его обширных замыслов было невозможно рядом с законченным и притом выдержанным в стиле прошлой эпохи – барокко и раннего классицизма – ансамблем Кускова. В 1790 г., появился проект театра для сравнительно необжитого тогда Останкина, выполненный неким Ф. Казье, мало известным в качестве архитектора (он считался инженером, а также работал в качестве воспитателя детей в семье Голицыных). Этот проект так и остался неосуществленным, однако уже в начале 1792 г. здесь было сооружено двухэтажное деревянное театральное здание, включавшее только сценическую коробку и зрительный зал.

Сейчас мы уже не может в точности назвать имя архитектора, чьё участие оказалось решающим при постройки уникального останкинского дворца – и это несмотря на обилие документов и графических изображений. Строительными работами постоянно и очень деспотично руководил сам владелец. Различным архитекторам заказывались проекты не только отдельных частей здания, но и небольших фрагментов интерьера, а некоторые детали закупались готовыми.

Дворец строился с 1791 по 1799 года, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Общая композиция была создана в два приема, в течение года с небольшим: с весны 1792 г. до лета 1793 г. Одним из основных авторов проекта дворца был Иван Евгеньевич Старов, много работавший для Шереметева в Петербурге, а также Виктор Францевич Бренна. Однако затем почти каждая отдельная часть изменялась и расширялась. При этом уничтожалась и только что выполненная сложнейшая отделка: искусственный мрамор, золоченая деревянная резьба и ее имитация в тисненой бумаге, лепка, росписи, штофная обивка и «бумажки» – расписные обои. Проекты перестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, который работал здесь над важнейшей проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В архитектурном наследии России трудно найти другое здание, в котором бы дерево было использовано так необычно, всесторонне и талантливо. В руках останкинских мастеров оно приобретало вид мрамора и металла, алебастра и гипса.

Главные достопримечательности дворца – театральный и машинный залы, артистические уборные, созданные по чертежам крепостного мастера. Оригинальной особенностью Останкинского театра стала возможность его быстрой трансформации в бальный зал, «воксал», в виде которого он и дошел до нас. Это сценическое оборудование было создано крепостным мастером Иваном Пряхиным. Оборудование машинного зала позволяло менять тяжёлые и объёмные декорации за 2-3 минуты, создавать сценический эффект. А зрительный зал мог за 20 минут превратиться в бальную залу: специальные механизмы убирали кресла и бутафорские колонны, опускали люстры. Театральный зал в Останкине мог вместить до 250 зрителей. Сцена получила в глубину 22 метра (при ширине 17 м) и стала одной из самых больших в России того времени.

В театре Шереметева выступала крепостная труппа из 200 талантливых актеров, певцов, музыкантов, танцовщиц. Имена многих крепостных Шереметевых вошли в историю русского искусства. Это композитор-капельмейстер Степан Дегтярёв (чья жизнь после роспуска труппы кончилась трагически: он умер от пьянства), инструментальный мастер Иван Батов, актриса Татьяна Шлыкова-Гранатова, режиссер и драматург Василий Вороблевский – и среди них Прасковья Ивановна Ковалева (Параша Жемчугова), обладавшая драматическим талантом, редким по красоте и выразительности голосом, а кроме того незаурядными композиторскими способностями.

Когда граф Николай Петрович Шереметев увидел Парашу, он был так поражен её красотой и голосом, что не мог не познакомился с этой женщиной поближе. Шереметев встретил в актрисе действительно редкую и высокую душу, и любовь его скоро сделалась страстью постоянной и единственной. Для того чтобы жениться на ней, граф придумал легенду, что Прасковья – дочь дворянина, которая после смерти родителей была принята в крестьянскую семью. За огромные деньги были сфабрикованы необходимые документы, но, несмотря на это, брак крепостной актрисы и дворянина был официально признан только после смерти Прасковьи Ковалёвой. Для Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой и был построен дворец-театр в Останкино.

В репертуар театра Шереметева входило свыше сотни произведений – опер, балетов, комедий. При открытии театра 22 июля 1795 года давали оперу Ивана Козловского на слова Павла Потемкина «Взятие Измаила, или Зельмира и Смелон» (к сожалению, музыка этой оперы ныне утрачена). На представлении в ещё недостроенном театре присутствовали ветераны русско-турецкой войны.

У Шереметьева представлялись оперы выдающихся музыкантов 18 столетия – немца Xристофа Виллибальда Глюка («Эхо и Нарцисс»), француза Анри Эрнеста Гретри («Самнитские браки», «Земира и Азор», «Люсиль»), популярных в России итальянцев Джованни Паизиелло («Инфанта Заморы», «Притворная любовница»), Никколо Пиччини («Атис», «Дидона», «Роланд»), Джузеппе Сарти («Ринальдо»), а также русских композиторов – Евстигнея Фомина («Анюта», «Новогородский богатырь Боеславич»), Василия Пашкевича («Санктпетербургский гостиный двор», «Февей»). Пышные оперные спектакли давались для именитых гостей: в день праздника, устроенного Шереметевым в 1797 году в честь императора Павла I, была поставлена опера Гретри «Самнитские браки»; она же была повторена чуть позже для польского короля Станислава Августа Понятовского.

В театре давались концерты: исполнялись сонаты известного петербургского виртуоза Ивана Хандошкина, хоровые концерты капельмейстера Дегтярева. Ставились комедии Александра Сумарокова и его последователей – Якова Княжнина, Николая Николева, Василия Вороблевского. Декорации писали выдающиеся декораторы того времени: Пьетро Гонзаго, Валезини, Гильфердинг, Гатфильд, Бибиена и другие, а также талантливые крепостные живописцы Г. Мухин, К. Фунтусов, С. Калинин.

Расцвет Останкино был ярок, но краток. В 1801 году состоялся последний при жизни Н.П.Шереметева праздник в честь императора Александра I. Вскоре труппа была распущена, а усадьба надолго оставлена владельцами. Шереметевы, владевшие Останкиным до 1917 года, деятельности театра не возобновляли. Не произошло это и в 1918 году, когда Останкинский дворец стал музеем. Театр продолжал безмолвствовать. Только в 1988 году вновь начались спектакли: музей попытался хотя бы отчасти восстановить репертуар Шереметевского театра. В настоящее время Останкино – единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Некогда обладавший возможностью трансформации, театр дошел до нас в виде бального зала «воксала». Исчезла оркестровая яма, которая до сих пор не восстановлена в первоначальных формах. Тем не менее, зал время от время используется для постановки старинных опер и проведения камерных концертов. Однако всё это – лишь отзвуки былого величия: театральная сцена, которая могла бы стать главной оплотом аутентичного музицирования в Москве, нуждается в полноценной, грамотной и всесторонней реставрации.

Виктор Симаков

  • Какие социальные пороки влияют на общество на жизнь людей сочинение на дне
  • Какие социальные пороки влияют на общество на жизнь людей итоговое сочинение аргументы
  • Какие события этапы севастопольской обороны отразились в рассказах л н толстого
  • Какие события тревожат память человека сочинение
  • Какие события сказки пушкина сближают ее с народными сказками