Какие средства языка употреблены в отрывке из рассказа тургенева бежин луг какова их роль

Министерство образования и науки РФ МОУ СОШ № 3

Исследовательская работа по литературе

« Роль изобразительно-выразительных средств в произведении

Тургенева И.С. «Бежин луг»

Выполнила: Есаян Карина, обучающаяся 7 класса Руководитель работы: учитель литературы Зилова Марина Юрьевна

Ржев 2010 год

Содержание

Введение:

а).        Обоснование выбора темы.

б).        Цели и задачи исследовательской работы.

Анализ эпитетов, цветовых прилагательных, сравнений, олицетворений, метафор в рассказе Тургенева И.С. «Бежим луг» из сборника «Записки охотника»:

а). Тургенев И.С. -мастер слова.

б). Особенности употребления тропов в рассказе «Бежин

луг».

в). Использование средств изобразительности при описании природы, животных, детей, сказочных существ (русалки, лешего), их роль в рассказе.

Теория вопроса:

а).        История эпитета.

б).        Разные подходы к понятию «эпитет».

в).«Словарь        эпитетов русского литературного языка». (Особенности словаря, информация о содержании, образец словарной статьи).

г). Три типа эпитетов: общеязыковые, народно — поэтические, индивидуально — авторские.

д).Метафора        как один из основных тропов художественной

речи.

е).Олицетворение        как стилистическая фигура.

ж).Сравнение        как средство выразительности.

Выводы.        Могучее оружие писателя — слово!

Тема моей исследовательской работы —

«Роль изобразительно-выразительных средств в произведении Тургенева И.С. «Бежин луг».

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь наша, — но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

А.Н. Радищев

В прошлом учебном году я работала над темой «Роль эпитетов в произведении Тургенева И.С. «Бежин луг». Углубившись в это произведение, я поняла, что ограничиться только рассмотрением в нём эпитета невозможно, и решила написать работу на тему: «Роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении». Причём, на примере того же рассказа Тургенева «Бежин луг». Выбор этой темы обоснован моим личным интересом.

Искусству художественного слова нас учат русские писатели. Читая их произведения, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением героев и. подчас забываем, что литература — это искусство слова.

В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление, она достигается благодаря использованию средств художественной выразительности. Доказывать это я буду, рассматривая роль изобразительно — выразительных средств в художественном произведении.

Я считаю эту тему актуальной, так как овладение приёмами        и

средствами выразительности и изобразительности обогащает нашу речь        и

готовит нас к сдаче ЕГЭ, на котором проверяются умения распознавать        и применять эти средства.

Если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили.

Заинтересовавшись тропами, я решила изучить эту тему подробнее и провести наблюдения над прозаическим текстом, определив роль тропов в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цель моей работы:

Изучить        изобразительно-выразительные средства языка.

Наблюдая        и исследуя, определить роль тропов в художественном произведении.

Мои задачи:

Рассмотреть и изучить тропы на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».

Определить, с помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко и красочно изобразить природу.

Определить, какому виду тропов автор отдает предпочтение для изображения картин природы и чем определяется отбор автором тех или иных средств языка.

Методы исследования:

аналитическое чтение литературы и контекстуальный анализ текста,

поисковый        метод,

3 Дифференциация по признаку.

Художественное своеобразие тургеневского пейзажа.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов; изображение пейзажа насыщено тропами.

В чем же художественное своеобразие тургеневского пейзажа? В чем его неповторимость и прелесть? Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…»

Величавая тургеневская ночь пронизана разными звуками: «Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушиваешься — и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».

А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: «Все зашевелилось, проснулось, запело, словно… обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще неравнодушен. Описывая летний день в «Бежином луге», он замечает: «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости».

Изображая ночь, писатель говорит и о ее особом запахе: «Темное, чистое небо торжественно и необъятно — высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах — запах русской летней ночи».

Картины природы в рассказе «Бежин луг» даны

В красках

В звуках

В запахах

«…алые, потом красные, золотые

потоки молодого горячего света…»

«…с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной…» «Одни огоньки

«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не

тихонько        потрескивали».

«Вдруг, где-то в отдалении раздался        протяжный,

звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушиваешься — и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке». «Все зашевелилось, проснулось, запело, словно… обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

чувствуете сырости». «Темное, чистое        небо

торжественно и необъятно — высоко стояло над нами со всем        своим

таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах — запах русской летней ночи».

Изучение литературы и изучение языка связаны между собой теснейшим образом. Известно, что сам Тургенев превосходно владел несколькими языками, но предпочтение он всегда отдавал русскому языку.

Тургенев использует в произведении разнообразные Языковы средства, и в первую очередь эпитеты, цветовые части речи, метафоры, олицетворения, сравнения.

Описанием прекрасного июльского утра начинается его рассказ «Бежин луг». «С самого раннего утра небо ясно… Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…»        Тургенев показывает, как в течение суток

меняются краски и звуки природы. Я занималась музыкой (играла на фортепиано) и увлекаюсь живописью (посещаю кружок ИЗО), поэтому мне интересно наблюдать за тем, как писатель художественным словом рисует картины природы. Она великолепна, оптимистична. На читателя обрушивается каскад красок, лавина звуков; но они не утомляют, не раздражают, а создают чувство спокойствия, радости. В чём секрет гармонии звуков и красок? Ярок, богат, полон жизни, движения мир природы. Для изображения этого писатель привлекает олицетворения (к ночи «вздымался угрюмый мрак», «странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг);

глагольные метафоры («…тонкий язык света лизнёт голые сучья лозняка…»), эпитеты («стальные отблески воды», «бесчисленные золотые звёзды»); цветовые части речи: имена существительные («…то уже была синева ночи»): глаголы («ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке»), деепричастия («его /холма/ громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты»); причастия («.. .по зазеленевшим лугам.. .по сверкающим, обагрённым кустам и по реке, стыдливо синевшей из — под редеющего тумана, — полились… потоки молодого, горячего света»), прилагательные («облака… ложатся розовыми клубами», «красным пламенем горели.. .два огонька»).

Картины природы в изобразительных средствах языка.

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Эпитет

«Ночь

«с вышины

лилась

«На дне ее

«вздымался

приближалась и

темнота»; «с

каждым

(лощины)

угрюмый

росла, как

мгновением надвигаясь,

торчало стоймя

мрак»;

грозовая туча»;

громадными

клубами

несколько

«кроткий

«кусты словно

вздымался

угрюмый

больших белых

румянец

вставали вдруг

мрак»; «сердце у меня

камней,

зари»; «Солнце

из земли перед

сжалось»…

Бледно-

казалось, одни

— не огнистое,

самым моим

серое небо

светлело,

сползались туда

…но светлое и

носом»…

холодело,

синело;

для тайного

приветно —

звезды то

мигали

совещания»

лучезарное»…

слабым светом, то

«Свежая струя

исчезали,

отсырела

пробежала по

земля,

запотели

моему лицу»;

листья»; «полились

«еще нигде не

кругом меня.

.. сперва

румянилась

алые, потом

красные,

заря»; «и жидкий

золотые

потоки

ранний ветерок

молодого,

горячего

уже пошел

света»;

«всюду

бродить и

лучистыми

алмазами

порхать над

зарделись

крупные

землею»; «все

капли росы»..

зашевелилось,

проснулось,

запело,

зашумело,

заговорило»…

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра ко дню, от дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным

изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Значение природы в рассказе «Бежин луг»

Служит фоном жизни героев рассказа — крестьянских детей

Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном        

Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку

Тургенев для создания картин природы использует прежде всего эмоциональные эпитеты, главное содержание которых — чувство, а не образ: кроткий румянец зари, голубоватые полосы, лиловый туман … Эти прилагательные помогают писателю, изображая природу, показать постоянные проявления её полнокровной жизни.

Обилие цветовых прилагательных делает пейзаж Тургенева ощутимым, видимым. «Заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло — багровое, как перед бурей, но светлое и приветно — лучезарное». Тургенев И.С. изображает природу правдиво. На основе выбора писателем цветовых прилагательных, эпитетов читатель может определить, какое время суток изображено.

Для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетам, потому что ставит перед собой цель показать богатство красок озарённой солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления.

При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств совсем иные, потому, что автор ставит уже совсем другие цели: писателю важно показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство нарастающей тревоги, которое возникло в нём в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Отпадает необходимость использования яркого изобразительного эпитета. Тургенев, как опытный художник слова, пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом в сочетании со сравнением, метафорой, олицетворением. «Ночь, как грозовая туча», «вздымался угрюмый мрак». Картина надвигающейся ночи • раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно убедился, что заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы. Когда охотник выходит на дорогу и видит крестьянских детей, он успокаивается и видит во всём великолепии «тёмное, чистое небо», «бесчисленные звёзды», вдыхает «запах русской летней ночи».

Цветовые прилагательные помогают читателю узнать и время года. Описание лета даётся ярко и красочно. Преобладают прилагательные — «лазурный, лучезарный, золотой, алый, белый, розовый, голубоватый, лиловый, красивый». Они создают тёплый летний фон рассказа.

Цветовые прилагательные в рассказе связаны со всеми сторонами жизни. Есть прилагательные, характеризующие представителей животного мира. Например, лошадь — «впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой — нибудь рыжий космач. с репейником в спутанной гриве». Собака Дианка — английская жёлто — пегая. Карась — «белесоватый, серебряный».

Прилагательные со значением цвета характеризуют людей, называя отдельные детали портретов детей: указывают цвет волос, глаз, бровей. «Это был стройный мальчик… с кудрявыми, белокурыми волосами. светлыми глазами»; «он… выставлял из — под неё (рогожи) свою русую кудрявую головку» (о Ване). «У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные. глаза серые….лиио бледное, рябое»: «но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза». «Его /Илюши/ жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами…». Давая портретную характеристику мальчиков, Тургенев описывает детали их одежды, где тоже прибегает к цветовым прилагательным. «На нём /Феде/ была пёстрая ситцевая рубаха, с жёлтой каёмкой…на голубом поясе висел гребешок». «На нём /Илюше/ были новые лапти и онучи; толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку».

Писатель характеризует детей по одному и тому же плану: отмечает возраст, изображает внешность, передаёт их разговор у костра, выражает своё отношение к ним. Ребятишки автору симпатичны. Несмотря на их невежество, автор изображает их даровитыми, способными, каждый наделён своим характером. Это объясняет употребление автором цветовых прилагательных, вызывающих положительные эмоции. Нет ни одного прилагательного, характеризующего ребятишек отрицательно.

В сказочном нереальном плане цветовые прилагательные характеризуют русалку (нереальное существо) — «Вот зовёт она /русалка/ его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке…». «Она плачет, братцы мои, глаза волосами утирает, а волосы у неё зелёные, что твоя конопля». Лешего — «…такой стоит большой, большой, тёмный. скутанный…»

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Даже отбор изобразительных средств, служащих для описания природы, у него, как мы убедились, внутренне обоснован. Так, для описания летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением

ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой; и олицетворением:

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе… Я отчаянно устремился вперед… и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Писатель в данном случае не столько стремится изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном, а своими загадочными звуками порождала самое чувство страха. Так, после рассказа Кости о русалке, вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься — и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули…

В рассказе Тургенева «Бежин луг» автором использованы эпитеты трёх групп.

Народно — поэтические эпитеты представлены единичными примерами: «небо ясно», «облоно лазурны», «жар…силён». На принадлежность эпитетов к этой группе указывает их краткая форма, инверсия определяемого и определяющего слов и постоянство сочетания определяемого и определяющего слов.

Есть в рассказе несколько примеров авторских эпитетов: «на смутно — ясном небе», «вихри — круговороты», «приветно-лучезарное».

Самыми распространёнными в тексте эпитетами являются эпитеты общеязыковые: «начинали густеть и разливаться холодные тени», «лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге» и другие.

И. С. Тургенев придавал большое значение признакам предметов, роли определений при передаче внутреннего состояния героев. Когда речь идёт об обычных человеческих эмоциях и их оттенках, Тургенев избегает резких, кричащих эпитетов. Любовь к народу неразрывно связана у писателя с проникновенной любовью к природе. Тургенев никогда не стремился искусственно прикрашивать описания природы: он понимал прелесть и своеобразие русского пейзажа, для изображений которого нужны были точность и строгая простота. Этому он учился у своих предшественников Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Пейзажные зарисовки писателя ясные, залитые солнечным светом, полные радостного утверждения красоты жизни.

Каждый писатель стремится к тому, чтобы его эпитеты производили свежее

опйи^тпоимр Ллгтмгартго атл ппмпо лилм гплгл^илгтил г!мгатопа □ м hotl т^ uto ли

LMI4» IU UI4.I 1МС< |M|WV I Г11 иС I V/ I %J I W I        VI IUUV/VI IVW I UIV i inwu I V/ I/I LS Г||Цс I U IV/; 4 I W vil

описывает, как бы заново. Он словно поворачивает к читателю изображаемый предмет необычной стороной, заставляет заметить в нём то, чего не замечали раньше. Чтобы увидеть и передать красоту природы, нужны не семь цветов школьной палитры, а тона, полутона, движения и переходы цвета, света, очертаний. Обратим внимание на то, как это сделано в описании природы на страницах рассказа Тургенева. «Солнце — не тускло — багровое…,но приветно — лучезарное…». «Облаков золотисто — серых…», «цвет небосклона… бледно — лиловый», «Бледно — серое небо светлело…».

Даже свет, и тот обретает мгновенно меняющуюся окраску: «полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света…». «Летучие мыши уже носились…,кружась и дрожа, на смутно — ясном небе». Тургенев использует конструкции с двойными эпитетами, где последний эпитет усиливает предыдущий, уточняет смысл, способствует созданию ритма повествования («солнце…приветно — лучезарное»).

Итак, мы видим, что эпитет и многие цветовые прилагательные обозначают субъективное, временное, нужное автору в данный момент свойство предмета. Эпитеты могут быть привычными, взятыми как бы напрокат у предшественников, а могут быть новонайденными, свежими.

По словам Фёдора Ивановича Буслаева, Тургенев И.С., верный ученик Пушкина A.C., «наследовал от него ту же чуткость, ту же пламенную любовь к родному слову». Глубокое уважение и любовь к родному языку были привиты Тургеневу с детства. Эту любовь к «великому, могучему, правдивому и свободному» русскому языку он нёс в своём сердце всю жизнь.

Исследуя рассказ «Бежин луг», я убедилась в мастерстве писателя, в его чуткости к слову. Я поняла, что такое простое, на первый взгляд, средство изобразительности, как эпитет, действительно, может творить чудеса. Роль эпитетов и цветовых прилагательных в рассказе Тургенева велика, даже уникальна. На них строится всё описание.

История эпитета

Рассуждения о роли эпитетов, их назначении встречаются ещё в работах учёных и мыслителей античности. Выяснение природы эпитетов занимало умы многих выдающихся филологов 19 — начала 20 веков: Буслаева Ф.И., Веселовского А.Н., Потебни A.A. и других исследователей языка и поэтики. В более позднее время к изучению эпитетов обращались видные лингвисты и языковеды: Жирмунский В.М., Томашевский Б.В., Евгеньева А.П. и другие.

Я прочитала, что существует немало специальных работ, в которых рассматривается употребление эпитетов классиками русской литературы — Гоголем Н.В., Лермонтовым М.Ю., Тютчевым Ф.И., Тургеневым, И.О., Есениным С.А., Блоком A.A. и что эпитет как традиционный приём стилистики издавна занял прочное место в различных исследованиях художественной речи. Интересно, что не только поэты, но и прозаики обращаются к этому образному определению и активно используют его возможности.

Законченного и общепринятого определения эпитета пока не существует. В науке нет единого взгляда на само понятие «эпитет». Термин этот используется в разных смыслах. Одни исследователи придерживаются узкого понимания термина «эпитет», относя его к явлениям чисто стилистического порядка. Эпитеты, по их мнению, г определяющие слова, обладающие особой художественной выразительностью, выражающие чувства автора к изображаемому предмету, создающие живое представление о предмете и т.п. Значит, перед нами не просто определение, а художественное определение — яркое, выразительное, нужное только в этом случае. Такое определение называется эпитетом. Он живёт на страницах художественных произведений, в художественном тексте и в устной художественной речи, помогает ярче представить героя, событие.

Мне кажется, это самый используемый писателями приём. Иногда одним удачным определением автор развёртывает перед читателем целую картину.

Таким образом, эпитет в этом понимании — только красочное, образное определение, возникающее обычно на основе переносного значения слова. С этой точки зрения, например, прилагательные голубой, серый, синий и т.п. в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; ими служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т.п.

Другие учёные рассматривают термин «эпитет» в широком смысле. При этом учитывается, что эпитеты свойственны не только поэзии, но и прозаической, даже обиходно — разговорной речи. Нелегко провести чёткую грань между художественным и нехудожественным определением, потому что экспрессивно — образную функцию могут выполнять и нейтральные, обычные слова.

Так что же такое эпитет?

В справочнике лингвистических терминов Розенталя Д.Э. и Теленковой МЛ. (М. «Просвещение» 1972г.) даётся следующее определение:

Эпитет ( от греч. — приложение). Художественное, образное определение, вид тропа. При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное (чёрная тоска), но и существительное — приложение (бродяга — ветер, Мороз — воевода, старик океан), а также наречие, метафорически определяющее глагол («Гордо реет Буревестник» Горький М.).

В «Школьном поэтическом словаре» Квятковского Александра Павловича (М. «Дрофа». 2000г.) читаем:

«Эпитет — в собственном смысле образная характеристика какого — либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного»… всегда прилагательного. Автор Словаря не соглашается с теоретиками литературы, которые придают эпитету расширительное значение стилистической фигуры, выражаемой разными частями речи. Но отмечается, что иногда роль эпитетов играют эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого — либо состояния (Ведь были ж схватки боевые,// да говорят ещё какие!)

Эпитет в школьной программе рассматривается как художественное определение, обычно выраженное прилагательным или сочетанием слов, которое воздействует на наше чувство, наше воображение, нашу мысль. Эпитеты всегда окрашены чувством самого автора, показывают его отношение к тому предмету или понятию, о котором идёт речь.

«Словарь эпитетов русского литературного языка»

Я работала со «Словарём эпитетов русского литературного языка», его автор — Горбачевич Кирилл Сергеевич. (Санк — Петербург. «Норинт. 2001 .)Словарь содержит около 600 словарных статей, объединяющих около 50 000 эпитетов. Словарь Российской Академии наук Института лингвистических исследований рассчитан на широкий круг читателей.

Словарь сохраняет преемственность в названии и структуре Словаря Горбачевича К.С. И Хабло Е.П. (Ленинград. 1979 год). В словарь введены около 200 новых, опорных слов и несколько тысяч ранее не зарегистрированных эпитетов. Основными источниками Словаря эпитетов явились художественные и общественно — публицистические произведения русской литературы — от Пушкина до наших дней. Кроме того были

использованы различные словари и справочники: «Словарь синонимов русского языка», «Эпитеты литературной русской речи» Зеленецкого А. (М. 1913 г.), Толковый словарь живого великорусского языка» Даля В.И. (СПб., М., 1880 — 1882), «Словарь языка Пушкина» (М., 1978) и др.

Словарь состоит из Предисловия, в котором сообщаются общие сведения о словаре, построении словарной статьи, даются стилистические и грамматические пометы (нар.- поэт., устар., истор. и др.).

Словарная статья Словаря эпитетов открывается заголовочным словом — существительным в именительном падеже единственного числа. Если заголовочное слово употребляется только или как правило во множественном числе (это в особенности относится к парным существительным), то в этой форме оно и приводится в словарной статье. Например: Брови. Губы. Плечи.

Отбор заголовочных слов осуществляется на основе учёта двух основных принципов:

Употребляемость слова;

Обилие и разнообразие эпитетов для данного слова;

При составлении списка заголовочных слов использованы толковые и частотные словари современного русского языка и специально составленная для данного словаря картотека, позволяющая судить о количестве эпитетов для того или иного существительного. Некоторые включённые в Словарь существительные не являются сейчас активно употребляемыми словами (например, очи, уста). Помещение таких слов в словарь мотивировано их особой ролью в поэтической речи и своеобразием набора эпитетов по сравнению с их общеупотребительными синонимами.

Образец словарной статьи.

Эпитет. Банальный, бесцветный, бранный, броский, верный, витиеватый, восторженный, выпуклый, выразительный, вычурный, громкий, ёмкий, живописный, заезженный, замысловатый, затасканный, затейливый, избитый, изысканный, изящный, индивидуальный, истасканный, картинный, колоритный, красочный, кричащий, кудрявый, ласкательный, лестный, меткий, модный, неожиданный, неповторимый, образный, опошленный, оригинальный, площадной, подходящий, позорный, постыдный, причудливый, пышный, редкий, редкостный (разг.), рельефный, самобытный, своеобразный, своеобычный, смелый, сочный, справедливый, стандартный, стереотипный, стёртый, точный, трафаретный, тривиальный, тусклый, удачный, хвалебный, цветистый, шаблонный, штампованный, энергичный, эффектный, язвительный, яркий.

Сокрушительный, щегольской,

Античный, индивидуально — авторский, классический, окказиональный, постоянный, поэтический, пояснительный, реалистический, романтический, синкретический, тавтологический, усилительный, уточнительный и т.п.

Условные знаки:

• (звёздочка) — звёздочка предшествует рубрике, включающей редкие, индивидуально — авторские, эпитеты. ❖ (чёрный ромб) — чёрный ромб предшествует перечню так называемых логических (терминологических, бытовых и пр.) определений.

Обратившись к Словарю эпитетов, знакомимся с тремя типами эпитетов: общеязыковыми, народно — поэтическими и редкими, индивидуально — авторскими.

Общеязыковые эпитеты — это наиболее многочисленная группа слов. У некоторых существительных (например, лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) зафиксированы сотни характеризующих определений. Среди них прилагательные и со свободным значением, и со связанным. В числе общеязыковых эпитетов есть слова, употреблённые в прямом и переносном значении, стилистически нейтральные и с яркой стилистической окрашенностью. Сравним: полная тишина и могильная (перен.) тишина; тёмный дуб и черноголовый (перен.) дуб; нестерпимая боль и жуткая (разг.) боль; сильный мороз и ядрёный (простореч.) мороз. Характерными признаками общеязыковых эпитетов служат относительная устойчивость связи между определяющим и определяемым словами, воспроизводимость подобных словосочетаний, неоднократность употребления их в литературном языке.

Народно — поэтические эпитеты пришли в литературный язык из устного народного творчества. Их основная черта — постоянство и ограниченность сочетаний определяющего с определяемым словом. Типичными примерами служат словосочетания: чистое поле, синее море, буйный ветер, красное солнце, горькое горе, серый волк и т.п. Многим народно — поэтическим эпитетам свойственны следующие особенности:

Употребление прилагательного в краткой форме ( сыра земля, чисто поле);

Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);

Инверсия определяющего и определяемого слов (ветры буйные, ноги резвые, горе горькое).

Третий тип — это редкие, индивидуально — авторские, эпитеты. В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации, поэтому они обычно не воспроизводимы, их употребление носит окказиональный характер. Однако при определённых условиях (авторитет писателя, яркость, свежесть образа и т.д.) эти эпитеты могут перейти в разряд общеязыковых. Такий образом, граница между общеязыковыми и индивидуально — авторскими эпитетами условна и подвижна. В словаре приводятся примеры из произведений русских писателей: «голубое настроение», «голубая радость» (Куприн А.И.), «мармеладное настроение», «матыльковая красота», «слезливое утро» (Чехов А.П.), «картонная любовь» (Гоголь Н.В.), «овечья любовь» (Тургенев И.С.), «цветастая радость» (Шукшин В.М.) и другие.

В статье к словарю я узнала, что значительное место среди редких эпитетов занимают сочетания противоположных, контрастных, несочетаемых понятий — оксюмороны. Алогичность соединения слов создает психологический эффект, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приёмом антитезы. Как пример в Словаре эпитетов читаем: «седая юность» (Герцен А.И.); «радостная печаль» (Короленко В.Г.), «ненавидящая любовь» (Шолохов М.А.); «грустная радость» (Есенин С.А.); «тоскливая радость» (Горький М.); «сладкая грусть (Куприн А.И.). Включение индивидуально — авторских эпитетов в Словарь обогащает читательское представление о возможностях образного употребления слова, показывает яркие писательские находки.

Словарей метафор, олицетворений, сравнений не существует, поэтому вопрос об этих тропах я рассматривала в справочнике по современному русскому языку и школьном поэтическом словаре Квятковского А.П. Информация, представленная о них значительно скромнее.

Метафора

Метафора — переносное значение слова, основанное на употреблении названия одного предмета, явления, процесса вместо другого по сходству каких-то признаков; скрытое сравнение.

Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а переносном значении. Метафорические состояния или действия выражаются в форме глагола, существительного, прилагательного.

Метафорическое выражение, раскрывающееся на протяжении большого отрезка, называется развёрнутой метафорой.

С точки зрения стилистической окраски и использования в языке метафоры делятся на 3 группы:

Метафоры, утратившие образность, которая была при переносе названия (ушко иголки; корень слова; часы идут).

Метафоры, сохраняющие в языке образность (солнечные ванны; бисерный почерк; надёргать цитат).

Авторские, индивидуально-стилистические метафоры («Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»)

Олицетворение

Олицетворение — разновидность метафоры, в которой неодушевлённые предметы, явления наделяются свойствами живых существ, человеческими чувствами, мыслями, речью.

Сравнение

Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий и состояний, обладающих общим признаком. Эта стилистическая фигура помогает образно представить сравниваемые предметы.

Формы сравнения многообразны:

Сравнительный оборот с союзами как, словно, будто, что, чем и другими.

Фразеологические обороты.

Существительное в роли именного сказуемого с сравнительными союзами.

Сравнение при помощи родительного падежа.

Существительное в дательном падеже со словом подобно.

Существительное в форме творительного падежа.

Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения с союзами как, словно, будто.

И некоторые другие формы.

Выводы

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Даже отбор изобразительных средств, служащих для описания природы, у него, как мы убедились, внутренне обоснован.

Иван Сергеевич учит не только любить родную природу, но и видеть её, своими описаниями он как бы заставляет читателя раскрыть глаза на то, мимо чего скользил его взгляд.

Любовь к народу неразрывно связана у писателя с проникновенной любовью к природе. Тургенев никогда не стремился искусственно прикрашивать описания природы: он понимал прелесть и своеобразие русского пейзажа, для изображений которого нужны были точность и строгая простота. Этому он учился у своих предшественников Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Пейзажные зарисовки писателя ясные, залитые солнечным светом, полные радостного утверждения красоты жизни.

По словам Фёдора Ивановича Буслаева, Тургенев И.С., верный ученик Пушкина A.C., «наследовал от него ту же чуткость, ту же пламенную любовь к родному слову». Глубокое уважение и любовь к родному языку были привиты Тургеневу с детства. Эту любовь к «великому, могучему, правдивому и свободному» русскому языку он нёс в своём сердце всю жизнь.

Исследуя рассказ «Бежин луг», я убедилась в мастерстве писателя, в его чуткости к слову.

«Где сказом, а где показом» — была такая поговорка на старой Руси. Невольно вспоминаешь её, когда задумываешься о работе писателя над словом. Могучее оружие получил вместе с речью человек! Слово способно не только передавать мысль во всех её оттенках, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова — великое подспорье для поэта. Живой «показ» всегда убедительнее отвлечённых рассуждений.

Использованная литература.

«Краткий справочник по современному русскому языку» под редакцией Леканта П.А. (М. «Высшая школа» 1995).

«Справочник лингвистических терминов». Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. (М. «Просвещение» 1972).

«Школьный поэтический словарь». Квятковский А.П, (М. «Дрофа» 2000).

«Словарь эпитетов русского языка». Горбачевич К.С. (СПб. «Норинт» 2001)

«Читая Пушкина» .Рождественский В. А. (Л. «Детская литература» 1962).

«Записки охотника». Тургенев И.С. (М. «Детская литература» 1954).

«Записки охотника» Тургенева И.С.» статья Дубовикова А. ( Вступительная статья к сборнику)


3

Какие средства языка употреблены в отрывке из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»? Какова их роль?

1 ответ:



0



0

Эпитеты и олицетворения. Они придают красочность картине, наполняя её красотой и нежностью

Читайте также

Тринадцатилетний подросток Васютка Шадрин пошёл в тайгу за кедровыми орешками. В кедровнике он подстрелил глухаря и, преследуя раненую птицу, заблудился. Почти 5 дней мальчик проплутал по тайге. Были у него минуты отчаяния и страха, но он всё-таки не пал духом и выбрался из тайги к Енисею, где его подобрали рыбаки. Спасло мальчика то, что он взял с собой ружьё и спички. Разведя костёр, он грелся, сушил одежду и запекал птиц, подстреленных из ружья: глухаря, уток, гусей. Но самое главное, что помогло Васютке выбраться из тайги, —это смекалка, знания, полученные из рассказов охотников и рыбаков, наблюдательность и стойкий характер. Васютка помнил слова своего дедушки Афанасия и отца, которые всегда говорили: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» А ещё Васютка вспомнил, что в хвойной тайге нужно искать лиственные деревья и кустарники, который растут вдоль ручьёв и рек. А речка может вывести к Енисею, где всегда есть люди. К исходу второго дня мальчик нашёл такую лесополосу и вышел по ней к озеру. В нём было много речной белой рыбы. Васютка понял, что озеро проточное и из него вытекает речка не только по этой примете, но и потому, что застреленную вечером на озере и не выловленную им утку, к утру течением отнесло к протоке. Обойдя озеро, мальчик нашел речку и по её берегу вышел к Енисею, где его подобрали рыбаки с бота дяди Коляды. Конечно, Васютка подробно рассказал о своих приключениях и показал взрослым найденное им озеро, раньше неизвестное и не обозначенное на картах. А поскольку богатое рыбой озеро первым нашёл Васютка, так уж повелось с самого начала, что его начали называть именем мальчика — Васюткино озеро. 

Литературная визитка — это мероприятие из кратких характеристик.

Характеризует илью как смелого , решительного , мужественного человека

Я считаю, что зло в мире людей куда страшнее. Человек — это венец природы, носитель разума. 
Человеческий организм — это одна из наивысших самоорганизованных и саморегулирующихся биосистем в природе. Он способен адаптироваться и выживать в самых невероятно суровых и, на первый взгляд, совершенно непригодных для его жизни условиях окружающей среды. Он способен на многое: от изобретения лекарства от всех болезней, до использования ядерного оружия в неблагих целях с чудовищными последствиями.

<span>В 6 кассе  литература  очень сильно изменила мои взгляды на мир. Мы прочитали множество  комедий и ужасов, плакали и смеялись, переживали вместе с героями, и радовались. Так же изучили творчество многих поэтов, авторов мировой литературной классики. Многие прочитанные истории учат нас быть милосердными, добрыми всегда идти к поставленной цели и не сдаваться на половине пройденного пути. Как говорят «Ученье и труд все перетрут!»</span>

Цели:

  • формирование навыков извлечения из текста
    авторской мысли, развитие речи, умения
    анализировать художественный текст, находить в
    нем выразительные средства языка;
  • закрепление навыков выражения собственных
    мыслей;
  • воспитание у учащихся чувства прекрасного,
    чувства любви к русскому языку, к родной природе.

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • слайды,
  • музыка Э. Грига,
  • раздаточный материал (текст И.С.Тургенева)

Эпиграф:

Природа — вечный образец искусства.
В.Г.Белинский

Ход урока

I. Сообщение целей и задач урока.

II. Работа с текстом.

1. Чтение текста учителем.

1.Свежая струя проб..жала по моему лицу. 2. Я
открыл глаза: утро зачиналось. 3. Еще н..где не
румянилась з..ря, но уже заб..лелось на в..стоке. 4.
Бледно(серое) небо св..тлело, хл..дело, с..нело;
звезды то м..гали слабым светом, то и..чезали;
отсырела з..мля, зап..тели листья, (кое)где стали
ра..д..ват..ся ж..вые звуки, г..лоса, и жи..кий,
ра(н,нн)ий в..терок уже пош..л бр..дить и п..рхать над
з..млею. 5. Я проворно встал и подош..л к мальчикам.
6. Они все спали как убитые в..круг тлеющего
к..стра:7. Я пош..л восвояси вдоль задымившейся
р..ки. 8.(Не)успел я отойти двух верст, как уже
пол..лись:сперва алые, потом красные, з..лотые
п..токи м..лодого, г..рячего света:9. Все
заш..велилось, проснулось, запело, зашумело,
заг..ворило. 10. Всюду лучистыми алмазами
зарделись крупные капли р..сы; мне (на) встречу ,
чистые и ясные, словно тоже обмытые утре(н,нн)ей
прохладой, прин..слись звуки кол..кола, и вдруг
мимо меня, пог..няемый знакомыми мальчиками,
промчался отд..хнувший табун:(По И.С.Тургеневу).

— Какой тип речи преобладает в тексте?
(Описание).

— О чем этот текст? (О наступлении утра,
пробуждении природы).

— Определите главную мысль текста. (Художник
ярко выразил чувство любви к своей родине, ее
природе).

2. Разминка.

а) фонетическая разминка

  • 1 вариант: в предложении 1 найдите слова, в
    которых звуков больше, чем букв (свежая, струя,
    моему)
  • 2 вариант: в предложении 4 найдите слова, в
    которых букв больше, чем звуков (раздаваться,
    бродить, порхать).

б) словообразовательная разминка

  • 1 вариант: найдите в предложении 9 слово,
    образованное приставочно-суффиксальным
    способом (навстречу);
  • 2 вариант: найдите в предложении 5 слово,
    образованное суффиксальным способом (проворно);

в) орфографическая разминка (работа проводится
с использованием интерактивной доски «по
цепочке»)

Вставьте пропущенные орфограммы и
пунктограммы, объясните их графически;

(учащиеся работают с раздаточным материалом и
на интерактивной доске);

3. Анализ лексических особенностей текста.

1. Работа в «малых группах».

Сейчас нам предстоит выяснить, каковы языковые
особенности стиля писателя, и провести набольшую
исследовательскую работу.

1-я группа: выписывает в тетрадь имена
прилагательные и проводит анализ, какую функцию
выполняют они в данном тексте:

  • свежая струя
  • бледно-серое небо
  • живые звуки
  • золотые потоки
  • молодой, горячий свет;
  • жидкий, ранний ветерок

Вывод: прилагательные имеют оценочное значение
в большинстве случаев, вносят оттенок
экспрессивности, выразительности, придавая
картинам природы осязаемость, яркость, зримость.

2-я группа: выписывает в тетрадь глаголы и
проводит анализ, какую функцию выполняют они в
данном тексте:

  • утро зачиналось
  • забелелось на востоке
  • запотели листья
  • все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело,
    заговорило
  • зарделись капли росы

Вывод: автор использует много глаголов с
приставкой за-, которая имеет значение начала
действия, тщательно выписывает каждую деталь
пробуждения и оживления природы — ничто не
ускользает от внимательного взгляда художника.

3-я группа: выписывает в тетрадь лексику со
значением цвета, определяет, для чего автор
использует цветопись:

  • румянилась заря
  • забелелось на востоке
  • бледно-серое небо светлело синело
  • алые, красные, золотые потоки

Вывод: цветопись тургеневского пейзажа — это
отражение того, что происходит в природе.
Интересно наблюдать за тем, как с наступлением
утра меняются краски. В описании встречается
много выражений, связанных с цветами. Они легко
делятся на группы:

  • 1 группа — это белый, бледно-серый, светлый,
    ясный;
  • 2 группа — румяный, рдяной, алый, красный;
  • 3 группа — синий, сизый.

Символика утреннего света — это начало,
пробуждение, жизнь. Создается физическое
впечатление естественной смены ночи и дня. Это
движение можно проследить по нарастающей: от
слов забелелось и бледно-серое до алого,
золотого, горячего.

Понятие цвета передают слова не одной части
речи, а разные: бледно-серое, алые, красные,
золотые (имена прилагательные), синело,
забелелось, зарделись (глаголы), смутно (наречие).
Использованная в тексте цветопись создает
радостное, приподнятое настроение от картины
утренней природы.

2. Какие еще лексические особенности данного
текста вы отметили?

  • фразеологизм «как убитые» обозначает «крепко
    спящие»
  • «восвояси», «зачиналось» — просторечные
    слова, подчеркивающие близость писателя к
    народным корням.
  • Что значит » восвояси»? — отправиться домой.

4. Анализ синтаксических особенностей текста.

Учащиеся отмечают обилие рядов однородных
членов, которые служат для детального описания
картины раннего утра:

  • небо светлело, холодело, синело
  • то мигали, то исчезали
  • алые, потом красные, золотые потоки
  • чистые и ясные
  • молодого, горячего света

Отсутствие союзов в предложении 9
подчеркивает динамизм, одновременность
действий, происходящих в природе:

все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело,
заговорило.

III. Работа над художественно-изобразительными
средствами в описании.

— Что помогает И.С.Тургеневу сделать описание
более ярким и выразительным?

(Писатель создаёт описание с помощью красочных
эпитетов, метафор, олицетворений.)

а) Повторим, что такое эпитет.

Эпитет — это художественное определение,
придающее выражению образность и
эмоциональность (золотые потоки, живые звуки,
чистые и ясные звуки, задымившаяся река).

б) Дайте определение метафоры.

Метафора — это слово или выражение,
употреблённое в переносном значении, основанном
на сходстве (лучистыми алмазами зарделись
крупные капли росы, полились потоки света).

в) Что такое олицетворение?

Олицетворение — это одушевление неживой
природы (струя пробежала, запотели листья,
ветерок пошел бродить и порхать, принеслись
звуки колокола).

Учащиеся выписывают в тетради эпитеты,
метафоры, олицетворения из текста.

(1 ряд — эпитеты, 2 ряд — метафоры, 3 ряд —
олицетворения).

г) Какие еще средства выразительности вы
отметили?

Инверсия — нарушение прямого порядка слов
(отсырела земля, запотели листья, полились
потоки, зарделись капли).

Сравнение, выраженное существительным в
творительном падеже (косвенное): лучистыми алмазами
зарделись капли росы.

Градация — алые, потом красные, золотые
потоки.

— Какие стилистические особенности присущи
анализируемому тексту?

Ученики работают в группах и приходят к
следующим выводам:

И. С. Тургенев — признанный мастер пейзажных
зарисовок. В рассказе «Бежин луг» их несколько.
Все они, в том числе и анализируемый нами отрывок
— описание наступления утра, одухотворены.
Природа в изображении Тургенева дышит, живет
своей собственной жизнью, что передается
многочисленными олицетворениями и метафорами.
Возвышенное отношение к природе выражено
множеством оценочных эпитетов. Художник умеет
увидеть и передать красоту в самом обычном
необычными, яркими, сочными образами. Мы словно
видим и запотевшие листья, и росу, сверкающую, как
алмазы, и постепенную смену красок наступающего
дня. Малейшие оттенки, изменения состояния
природы точно и необыкновенно выразительно
переданы художником слова с помощью бессоюзных
предложений, рядов однородных членов. Инверсии и
благозвучие (эвфония) обеспечивают легкое для
восприятия звучание текста. Гармоничное
сочетание смысла и звучания обладает огромной
силой воздействия. Поэтичность описания
сближает его с лирической миниатюрой. Так
передает И.С.Тургенев свое восхищение гармонией
и красотой природы.

IV. Слово учителя.

Страстно любивший природу, И.С. Тургенев широко
пользовался в «Записках охотника» описаниями
природы, которые составляют ярчайшие страницы в
истории русского литературного пейзажа. Пейзаж у
Тургенева всегда подробен и верен. Писатель
смотрит на природу не просто взглядом
наблюдателя, но знающего человека. В то же время
тургеневские пейзажи не просто натуралистически
верны и подробны, но они также всегда
психологичны и несут определенную эмоциональную
нагрузку. Природа — важная и безусловная
жизненная ценность, поэтому пейзажи писателя
поразительно конкретны. В рассказе «Бежин луг»
использован подлинно поэтический, даже
символический прием: заблудиться, чтобы
открыть
… Рассказчик-охотник сбился с пути и за
речкой, на лугу, набрел на мальчиков у костра в
ночном. И открыл для себя богатый, полный
фантастики и мудрости мир народных поверий,
сказок, примет, неразрывно связанный с миром
природы. Речь автора, насыщена яркими,
запоминающимися эпитетами. Тургенев часто
употребляет и такие художественные средства, как
сравнение, метафора и другие формы переноса
значения слов, чтобы передать всю красоту
природы. С особым трогательным чувством
нарисована картина пробуждения и оживления
природы. Мощным аккордом звучит
жизнеутверждающий гимн наступающему дню как
символ победы света над мраком ночи.

А теперь создадим свои словесные пейзажные
зарисовки утра. В вашем описании всё должно быть
гармонично и красиво. А поможет вам в этом музыка.
Сейчас мы будем слушать музыкальное
произведение Эдварда Грига, которое так и
называется «Утро». Позже вы убедитесь, что всё
творчество И. Тургенева неотделимо от
музыкальной культуры. Музыкой наслаждаются его
герои, а сам писатель не знал наслаждения выше.
Послушаем произведение Э. Грига «Утро»,
постараемся представить себе то, что при помощи
звуков передал в этом произведении композитор, и
попробуем описать восход солнца, пробуждение
природы так, как каждый из вас себе его
представит.

Представьте себе, что все в природе спит. Спит
лес, спит речка, тоненький ручеек тихонечко
журчит между камушками, как будто боится
нарушить тишину. Спят звери и птицы.. А небо —
синее-синее. А звезды большие, яркие, на небе
большая луна, а на речке от нее лунная дорожка. И
вот на горизонте, там, где, кажется, небо сходится
с землей, показалась светлая полоска. Она растет,
ширится, а звезды начинают бледнеть и одна за
другой угасать. На востоке разгорается заря, и
вода кажется розовой. Под пение бесчисленных
птиц поднимается над землею солнце. Множеством
блесков сверкает растянутая в лесу паутина
(звучание музыки усиливается). И вот за стволами
старых лип огромный пылающий шар поднимается над
землею. Он увеличивается, сияет радостным светом,
играет, улыбается. Начинается новый день.

(Ученики под музыку Эдварда Грига пишут
черновые варианты сочинений).

Презентация.

V. Домашнее задание. Закончить
сочинение-миниатюру «Утро».

  • Какие средства художественной выразительности использует пушкин в сказке о мертвой царевне
  • Какие средства художественной выразительности использует поэт в сказке о царе салтане
  • Какие средства художественной выразительности использовал пушкин в сказке о мертвой царевне
  • Какие средства художественной выразительности использовал поэт в сказке о мертвой царевне
  • Какие средства художественной выразительности есть в сказке о царе салтане