Какие уровни языка выделяются в русском языке и как они связаны сочинение в научном стиле

Научный стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая применяется в сфере науки с использованием терминов, абстрактных слов и сложных синтаксических конструкций.

Узнаем, что такое научный стиль в русском языке, определим его задачу, стилевые черты, жанры и языковые средства. Приведем примеры текстов научного стиля речи.

Что такое научный стиль?

Определение

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Научный стиль является одной из разновидностей книжных стилей русского языка. Он принадлежит сфере научных исследований и формулированию их результатов. Эта разновидность литературного языка используется в трудах учёных и исследователей в какой-либо области знаний.

Задача научного стиля

Основная задача научного стиля — сообщить точные сведения, проанализировать их, объяснить причинно-следственные связи, обобщить результаты исследований.

Обычная форма реализации исследуемого стиля — это монолог.

Научный стиль речи

Языку науки характерны следующие стилевые черты:

  • объективность изложения;
  • подчёркнутая логичность;
  • точность формулировок;
  • доказательность.

Пример научного стиля речи

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

В научной литературе широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Жанры научного стиля

Научный стиль реализуется в следующих жанрах:

  • диссертация
  • научный доклад, статья;
  • монография
  • аннотация
  • тезисы
  • лекция
  • курсовые и дипломные работы студентов;
  • энциклопедия, учебник, справочник и пр.

Языковые средства научного стиля

Для этого книжного стиля характерно предварительное обдумывание излагаемого материала, строгий отбор языковых средств, соблюдение лексических, морфологических и синтаксических норм русского языка. С этой точки зрения научный стиль — это нормативный язык науки.

Языковые особенности научного стиля

Языковые средства Примеры
Уровень языка: лексика
Термины – точное название какого-либо понятия из об­ласти науки, техники, искус­ства, общественной жизни и т. д. (однословные и словосочетания).

Общенаучная лексика, а также книжная (но не вы­сокая) лексика абстрактного значения.

Медицина: диагноз, наркоз, отоларингология, рецепт.

Философия: агностицизм, ба­зис, диалектика, материя.

Число, система, функция, про­цесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться.

Уровень языка: морфология

Преобладание имени существительного над другими частями речи. Основу проблематики социальной лингвистики составляет исследование влияния общества на язык и языка на общество.
Частотность существительных в И. п. и Р. п. Социальная лингвистика – наука об общественном харак­тере возникновения, развития и функционирования языка.
Широкое использование абстрактных сущ. ср. рода Движение, количество, явление, отношение, образование, изменение.
Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени. Среди стилистически окрашен­ных средств выделяются такие, которые довольно регулярно ис­пользуются в определенных функциональных стилях.
Отсутствие форм глагола 2-го л. ед. и мн. ч.; использо­вание формы 1-го л. мн. ч. при указании на автора. Со­ответственно использование местоимения мы вместо ме­стоимения я. Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложе­нии определителя по элементам какого-нибудь столбца.
Употребление указательных местоимений. В данном случае, этот процесс
Употребление причастий и деепричастий. Варианты – разновидности од­ной и той же языковой едини­цы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобра­зие стилистических категорий.

Уровень языка: синтаксис

Грамматически полные предложения, повествова­тельные невосклицательные предложения с прямым по­рядком слов. Стилистическая норма относит­ся к общеязыковой как частное к общему.
Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями) и безличные предложения. К деловым текстам предъявля­ются те же требования, что и к текстам других функцио­нальных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обо­значить эту функцию также через ХУ.
Языковые средства Примеры
Предложения, осложненные однородными, обособленны­ми членами, вводными сло­вами и конструкциями; сложные предложения. В социальной лингвистике изу­чаются дифференциация языка, вызванная социальной неодно­родностью общества, формы существования языка, сферы и среды его использования, социально-исторические типы языков (язык-диалект племени, язык народности, националь­ный язык), языковая ситуация, разные виды двуязычия и ди­глоссии (использование двух форм существования одного и того же языка), социальный характер речевого акта.
Вводные и вставные конструкции. По мнению автора; как отмеча­ет автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой сто­роны; например; напротив; итак; таким образом.
Разнообразные средства связи отдельных абзацев в одно композиционное единство. Вначале попытаемся…; сказан­ное, разумеется, не означает…; как мы уже знаем…; как было подчеркнуто…

Синтаксис научного стиля

Рассмотрим подробнее особенности средств научного стиля на разных уровнях языка.

Особенности средств научного стиля

Научный стиль требует точности в изложении материала, поэтому слова употребляются в прямом значении. Для научного стиля речи характерно использование множества терминов и однозначных слов.

В текстах преобладают абстрактные имена существительные. В соответствии с областью применения (математика, медицина, психология, лингвистика и пр.) отметим существенные отличия в терминологии текстов научного стиля, но основные стилевые черты остаются неизменными.

Разговорная лексика отсутствует.  Эмоционально окрашенные и экспрессивные слова употребляются редко.

Уже доказано, что лекарственные свойства золотого уса обусловлены содержанием в нем витаминов, флавоноидов, стероидов и ряда микроэлементов (железа, хрома, меди). Эти вещества оказывают антибактериальное и общеукрепляющее действие, поэтому препараты из золотого уса полезно принимать не только для лечения, но и для профилактики заболеваний. Например, прием отвара каллизии в осенне-зимний период помогает уберечься от простудных заболеваний и гриппа.

Пример научного стиля

В области морфологии научного стиля речи отметим следующие характерные черты:

  • использование единственного числа имен существительных в значении множественного при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков.

Ель европейская — это вечнозеленое хвойное дерево из семейства сосновых. В благоприятных условиях ель вырастает в высоту до 50 м. Продолжительность жизни ели составляет триста-четыреста лет.

  • вещественные имена существительные приобретают форму множественного числа (высокопрочные стали, смазочные масла);
  • употребление глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени (считается, полагают, утверждают);
  • причастия и деепричастия;
  • составные предлоги и союзы (в связи с, из-за того что, ввиду того что, благодаря тому что).

Отметим такую немаловажную особенность, что в научной литературе предпочтителен выбор большого количества имен существительных и прилагательных, уточняющих и расширяющих их значение, чем глаголов.

Для синтаксиса научного стиля характерны признаки:

  • прямой порядок слов в предложении;
  • преобладание сложных предложений;
  • использование вводных слов и конструкций.

Подстили научного стиля

В зависимости от задач текста различают следующие разновидности научного стиля:

  • научно-популярный
  • научно-деловой
  • научно-технический
  • научно-публицистический
  • учебно-научный.

Видео «Научный стиль (10 класс)»

Научно-популярный стиль

Эта разновидность научного стиля используется для популяризации научных открытий и достижений. Авторы научно-популярного стиля в увлекательной и занимательной форме повествуют о космосе и загадочных планетах, о жизни животных и растений, о тайнах морей и океанов, то есть обо всём, что интересует любознательных читателей.

Научно-популярный стиль сохраняет основные особенности научного стиля. В нем используются термины, отвлеченные существительные. У глаголов преобладают формы третьего лица единственного числа. Но в отличие от других видов научного стиля в тексте употребляется разговорная и эмоционально-экспрессивная лексика. Для оживления повествования используются образные средства (эпитеты, сравнения, различные виды повторов), а монолог иногда приобретает черты диалога.

Пример научно-популярного стиля

Понаблюдаем, как в популярном изложении объясняется, что все растет из корня,  в «Занимательной грамматике» Н. Ф. Александрович:

«Зри в корень!» — гласит известный афоризм Козьмы Пруткова. Это шутливое, но очень верное изречение. И если оно годится для всех случаев жизни, когда мы хотим отыскать первопричину какого-либо явления, то особенно важно помнить, когда нам нужно разобрать слово по его составу. Тут уж действительно надо «зреть», то есть смотреть, остальные части слова, понять его и написать без ошибок. Недаром среди учащихся ходит поговорка:

Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Как ствол и ветки дерева растут из корня, так и родственные слова появились из одного корня. Это родство иногда обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни запрятаны, как глубоко бывают скрыты под землёй и корни дерева. Поэтому приходится другой раз основательно «покопаться», чтобы обнаружить такой притаившийся корень.

«Копаясь» среди корней, можно узнать много интересного. Мы узнаем, что медведь не простое слово, а сложное, и составлено оно из двух корней: мёд и ведать. Так назвали зверя потому, что он любит лакомиться мёдом (отведывать мёд).

Из каких уровней состоит русский язык как система

Русский язык представляет собой четырехуровневую систему, в которую входят разделы: фонетика, морфология, лексикология и синтаксис. Все элементы системы находятся в тесной взаимосвязи. Составляющие уровня пониже в определенной совокупности образуют единицы вышестоящего уровня.

Система русского языка

На данном уровне выделяется мельчайшая неделимая единица языка – фонема. Это самый первый кирпичик, из которого исходят все последующие уровни. Фонема изучается такими разделами языкознания, как фонология и фонетика. Фонетика исследует то, как образуются звуки, их артикуляционные особенности. Фонология же, связанная с именем языковеда Трубецкого, изучает поведение звуков в различных словах и морфемах. Именно в фонологии выделяются такие дифференцирующие признаки звуков, как твердость-мягкость, глухость-звонкость. Каждая фонема включает в себя индивидуальный набор признаков.

На более высоком уровне находится такая единица языка, как морфема. В отличие от фонемы, морфема является элементарной единицей языка, несущей в себе определенное значение. Несмотря на то что морфемы представляют собой значимые единицы языка, они могут употребляться лишь в связи с другими морфемами. Лексическое значение создается лишь совокупностью взаимосвязанных морфем, среди которых основная роль отводится корню. Префикс, суффикс, окончание и постфикс несут лишь добавочную семантику. Особенностью морфем является чередование в них отдельных звуков с сохранением значения. Наука, изучающая систему морфем, их классификации и сложные взаимосвязи, называется морфемикой.

Слово, по сравнению с фонемой и морфемой, является более сложной единицей языка и обладает определенной самостоятельностью. В его задачу входит наименование различных предметов, состояний, процессов. Строительным материалом слова являются морфемы. Существующие классификации слов имеют различные основания: частота употребления в речи, экспрессивность, стилизация и т.д.

Лексикология представляет собой довольно обширный раздел системы языкознания. Благодаря словотворчеству лексический запас языка постоянно пополняется новыми словами.

На данном уровне основными элементами являются словосочетание и предложение. Здесь речь идет не о лексическом значении отдельного слова, а о смысловой связи между несколькими словами и общем значении, которое рождается в результате этой связи.

Словосочетания характеризуются наличием в них главного и подчиненных слов. Они служат строительным материалом для более сложной синтаксической единицы – предложения, характеризующегося информативностью. Предложение, как единица высшего уровня языковой системы, обладает коммуникативной функцией.

  1. Уровни языка и их единицы. (Понятие «уровень языка». Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения. Характеристика основных уровней и их единиц.)

О
понятии «уровень языка»

Для
характеристики устройства системы
языка в работах по языкознанию широко
используется понятие «уровня» (level).
С помощью этого термина характеризуют
различные подсистемы, а также и различные
этапы и фазы исследований языка. Наряду
с термином «уровень» в том же значении
используется термин «ярус». Уровень
языка характеризуется совокупностью
относительно однородных единиц и набором
правил, регулирующих их использование.
Можно выделить следующие основные
уровни языка:

  • Фонетико-фонологический
    (основная
    единица – фонема);

  • Морфемно-морфологический
    (основная
    единица – морфема);

  • Лексико-семантический
    (основная
    единица – слово);

  • Синтаксический
    (основная
    единица – предложение).

Сами
единицы языка различаются по степени
сложности и по своему назначению: фонемы
образуют звуковую сторону морфем и
слов, сочетания морфем образуют слова.
Слова же образуют в соответствии с
правилами свободные речевые единицы –
конкретные словосочетания и предложения.
Свойства всех единиц языка проявляются
в их отношениях с другими единицами
языка. Отношения эти можно свести к трем
видам: синтагматическим, парадигматическим
и иерархическим.

Синтагматические
отношения

это
отношения сочетаемости единиц одного
уровня в линейной последовательности.
При этом единицы языка могут быть связаны
между собой непосредственно (контактные)
либо опосредованно (дистантные).
Синтагматические отношения особенно
распространены в синтаксисе (ср.:
синтагма, словосочетание, предложение).

Парадигматические
(ассоциативные) отношения


это отношения взаимосвязи, противопоставления
и обусловленности между единицами
одного уровня, объединяющие эти единицы
в определенные классы (парадигмы),
например, синонимия слов. И хотя эти
отношения наблюдаются у всех единиц
языка, на каждом уровне они имеют
особенности, вследствие своеобразия
природы этих единиц. Парадигматические
отношения отражают внутренне заложенные,
исторически выработанные свойства
языковой единицы (например, в морфологии
были развиты системы спряжения глаголов,
типы склонения имен существительных
или прилагательных, формальные и
вещественные разряды слов разных частей
речи и др.; парадигматические отношения
в лексике: полисемия, синонимия,
гиперонимия, гипонимия и др.).

Иерархические
отношения


это отношения подчинения и включения
между языковыми единицами разных
уровней, т.е. отношения «вхождения»
менее сложных единиц в более сложные.
Иерархические отношения могут быть
определены в терминах «входит в …» или
«состоит из …». Так, фонемы могут
образовывать классы и сочетаться в
речевой цепи только с фонемами, морфемы
в парадигматике и синтагматике сочетаются
только с морфемами, слова – только со
словами. В то же время фонемы входят в
звуковые оболочки морфем, морфемы – в
слова, слова – в предложения, и, наоборот,
предложения состоят из слов, слова –
из морфем и т.д.

Уровни
языка – это не изолированные друг от
друга «участки» языка. Они в силу
иерархических отношений теснейшим
образом связаны и характеризуют
объективное устройство языковой системы.

Единицы
языка комбинируются в речевой цепи,
образуя единицы речи. Однако фонемы и
морфемы не могут быть единицами речи
подобно словам, которые могут быть как
единицами языка, так и единицами речи,
т.к. не воспроизводятся, а производятся
по определенным моделям. Комбинаторика
единиц языка регулируется грамматическими
правилами.

Фонема
как основная единица фонетико-фонологического
уровня

Единицей
фонетико-фонологического уровня является
фонема,
кратчайшая, далее неделимая звуковая
единица языка. Фонема как абстракция
существует в своих вариантах (так
называемых аллофонемах),
как общее существует в отдельном.

Конкретные
экземпляры реализации фонемы (и ее
вариантов), экземпляры звуков, употребленные
в миллионах и миллиардах высказываниях
тысячами или миллионами носителей
соответствующего языка называют фонами.

Морфема
как основная единица морфемно-морфологического
уровня

Морфема
рассматривается
как «мельчайшая единица языка» (Л.
Блумфильд), «мельчайшая значимая часть
слова» (И.А. Бодуэн де Куртене),
грамматическое средство, «выражающее
отношения между идеями» (Ж. Вандриес).
Морфема – это минимальная двусторонняя
единица языка, т.е. такая единица, «в
которой 1) за определенным экспонентом
закреплено то или иное содержание и
которая 2) неделима на более простые
единицы, обладающие тем же свойством»
[9, с.131].

Когда
мы говорим о морфематическом уровне
языка, мы сталкиваемся с такими понятиями
как «морф», «морфема», «алломорф»,
«словоформа». В словах ленинград-ец
и
ленинград-ц-а
различные
морфы -ец
и

представляют
одну и ту же суффиксальную морфему.
Таким образом, морфема
это
обобщенная единица, тогда как морфы
это,
конкретные представители морфемы,
обнаруживаемые при членении слова.
Функции морфемы – словообразующая
(образует новые слова) и формообразующая
(образует грамматическую форму слова).

Классификация
морфем

По
роли в слове морфемы делятся на корневые
и аффиксальные, а по роли в структуре
языка – на словообразовательные и
формообразовательные (словоизменительные).
Аффиксальные морфемы, в свою очередь,
делятся на префиксальные, суффиксальные,
флексийные, интерфиксальные и
постфиксальные. Флексийными
морфами
в русском языке являются такие морфы,
взаимозамена которых в словоформах
приводит к изменению рода, числа, падежа,
лица, например: стен-а,
стен-ы,
стен-е.
Флексийные морфы обычно занимают место
в конце словоформы; после них в словоформах
могут выступать только морфы: -ся,
-съ, -те,
называемые
постфиксалъными.
Интерфиксалъными
(соединительными)
называются морфемы, находящиеся между
двумя корневыми морфами, например:
молок-о-воз.
Аффиксальные
морфы,
находящиеся в составе основы перед
корневым морфом, называются префиксальными,
а находящиеся между корневым и флексийным
морфами – суффиксальными.

Слово
как центральная единица лексико-семантического
уровня языка

Слово
это
основная структурно-семантическая
единица языка, служащая для именования
предметов и их свойств, явлений, отношений
действительности, обладающая совокупностью
семантических, фонетических, грамматических
признаков, специфичных для каждого
языка. Характерные признаки слова –
цельность, выделимость и свободная
воспроизводимость в речи. В слове
различаются следующие структуры:
фонетическая (организованная совокупность
звуковых явлений, образующих звуковую
оболочку слова), морфологическая
(совокупность морфем), семантическая
(совокупность значений слова). Различаются
лексическое
значение
и
грамматическое
значение
слова
(соответственно значащая и формальная
его часть). Совокупность грамматических
значений, выраженных определенными
языковыми средствами, образует
грамматическую форму слова. В плане
выражения в слове выделяется лексема,
в плане содержания – семантема (семема).
В слове выделяется основная и производная
формы (например, именительный и косвенные
падежи у существительных), основные и
производные значения, связанные
определенными отношениями. Слово –
носитель комплекса значений разной
степени обобщенности, принадлежащих
разным уровням языка. На основании своих
семантических и грамматических признаков
слово относится к определенной части
речи, выражает в своем составе
предопределенные системой данного
языка грамматические значения (например,
прилагательные русского языка выражают
значение рода, числа, падежа). В значении
слова закрепляются результаты
познавательной деятельности людей. В
структурном отношении слово может
состоять из ряда морфем. Слово представляет
собой строительный материал для
предложения, в отличие от которого, не
выражает сообщения.

По
способу номинации

различаются четыре типа слов:
самостоятельные,
служебные,
местоименные
,
междометия.

Слова
дифференцируются по исторической
перспективе (неологизмы, архаизмы), по
сфере использования (термины,
профессионализмы, поэтизмы). По
словообразовательным связям выделяются
однокоренные слова, по семантической
соотносительности – антонимы, синонимы,
гиперонимы и гипонимы, по звуковому и
семантическому признаку – паронимы.

Синтаксический
уровень. Предложение

Синтаксический
уровень языка характеризуется набором
своих единиц, к которым относятся
словосочетание и предложение.

«Словосочетание
– это соединение двух или более
знаменательных слов, связанных по смыслу
и грамматически, и представляющих собой
сложные наименования явления объективной
действительности, например: студенческое
собрание, человек среднего роста, читать
вслух. Являясь наряду со словом элементом
построения предложения, словосочетание
выступает в качестве одной из основных
синтаксических единиц» [4, c.
209].

Предложение
одна
из основных грамматических категорий
синтаксиса, противопоставленная в его
системе слову и словосочетанию по
формам, значениям и функциям. Предложение
может быть простым или сложным.

Основными
характеристиками простого предложения
являются: его синтаксическая структура,
семантическая структура, порядок слов
и интонация по законам данного языка,
члены предложения.

Специфическая
функция предложения – коммуникативная
(служит для общения, установления связи
между явлениями и передачи информации).

В
зависимости от цели сообщения предложения
могут быть повествовательными,
вопросительными или побудительными.

Сложное
предложение

это
объединение двух (или более) простых
предложений средствами союзов, союзных
слов или союзных частиц в некое новое
синтаксическое образование, части
которого вступают друг с другом в
определенные синтаксические отношения.
Они делятся на сложносочиненные (с
формально независимыми друг от друга
частями) и сложноподчиненные (с главной
и придаточной частью).

  1. Словосочетание
    (Синтагмы и синтаксические отношения.
    Порядок слов и интонация как средства
    синтаксической связи. Модели
    словосочетания. Виды синтаксических
    отношений. Внешняя и внутренняя
    синтагма.)

Синтагмы
и синтаксические отношения.

Синтагма
— совокупность нескольких слов,
объединённых по принципу
семантико-грамматической сочетаемости,
единица синтагматики. Объём конкретной
синтагмы определяется не только реальным
употреблением слов в связке, но и самой
возможностью объединения предметов,
признаков и процессов окружающей
действительности. Минимальной длиной
синтагмы следует считать простые
словосочетания. Отсюда видно, что понятие
«синтагма» и «словосочетание» не всегда
совпадают. Кроме того, несколько другое
понимание термина обнаруживается в
фонетике, где синтагмой именуется
относительно законченный по смыслу
отрезок речевой цепи, границы которого
определяются только просодическими
средствами.

Интонация.

Напомним,
что интонация — это система
ритмнко-мелоднческнх средств, включающая
мелодику (повышение и понижение тона),
длительность, интенсивность, темп,
тембр. Вместе с ударением интонация
составляет просодическую систему
языка. Интонация является одним из
важных средств синтаксиса. По-настоящему
научный подход к интонации разработан
Е.А. Брызгуновой. которая выделила и
определила особую интонационную единицу
— интонационную конструкцию (ИК) н типы
интонационных конструкции в русском
языке. ИК — это формальная единица, не
имеющая значения сама по себе, но
использующаяся для выражения различных
значений во взаимодействии с синтаксической
структурой и лексическим составом
высказывания. Рассмотрим синтаксические
функции интонации. Коммуникативно-синтаксические
функции.

1)
Интонация оформляет высказывание как
единое целое, одновременно расчленяя
его на ритмические группы, синтагмы.

2)
Оформляет коммуникативные типы
высказываний: повествовательные,
вопросительные, побудительные и др.
Например: Я забыл, какой сегодня день.
(ИК-1), Какой сегодня день? (ИК-3), Какой
сегодня день! (ИК-5).

3)
Различает части высказывания по смысловой
значимости, выражает актуальное членение:
В октябре (ИК-3 тема) он уезжает в
командировку (ИК-1 рема). В октябре (ИК-2
рема) он уезжает в командировку? (ИК-3
тема).

Кроме
названных коммуникативно-синтаксических
функций, интонация выполняет функции
речевые, коммуникативно-прагматические
— выражает отношения к ситуации, к
адресату и др. Например: Сдал зачет? —
Сдал! (радость), или: Сда-ал…(неудовольствие,
самоирония).

Конструктивно-синтаксические
функции.

Особую
роль приобретает интонация в бессоюзных
построениях простого и сложного
предложения (однородные члены предложения
без союзов, обособленные члены предложения,
бессоюзные сложные предложения). Приведем
примеры:

Успокоенная
сестра ушла. — Успокоенная, сестра ушла.
Чем эти предложения различаются?
Отсутствием или наличием обособления,
интонационного выделения компонента
«успокоенная». Что это значит? При
обособлении, интонационном выделении,
меняются синтаксические связи и
синтаксическая роль словоформы
«успокоенная»: она приобретает двойную
связь (с существительным-подлежащим и
глаголом-сказуемым) и выполняет функцию
полупредикативного члена предложения.
Синтаксические различия выражаются
интонацией: в первом предложении ИК-1
(одна синтагма), во втором предложении
ИК-3, ИК-1 (две синтагмы)

Виды
синтаксической связи в словосочетании

Такая
связь реализуется тремя основными
способами: согласованием, управлением
и примыканием.

Согласование

это вид подчинительной связи, при котором
формы рода, числа и падежа зависимого
слова предопределяются (согласуются
с) формами рода, числа и падежа слова
подчиняющего. При согласовании всегда
устанавливаются определительные
отношения. Согласование может быть
полным:
зеленая трава, маленький мальчик,
деревянное изделие (согласование в
роде, числе и падеже) или неполным:
наша врач, бывшая секретарь (согласование
в числе и падеже); озеро Байкал, на озере
Байкал (согласование в числе); на семи
ветрах, девятью мальчиками (согласование
в падеже).

Управление
— это такой вид подчинительной связи,
при котором подчиненное слово принимает
форму того или иного падежа в зависимости
от грамматических возможностей
господствующего слова и выражаемого
им значения. При управлении устанавливаются
отношения объектные (писать письмо,
любовь к родине), субъектные (приезд
брата), комплетивные (четыре сына, ножка
стула). Словосочетания, построенные по
типу управления, всегда выражают
соотношение с предметом.

В
качестве господствующего слова при
управлении может выступать глагол, имя
и наречие; по этому признаку различается
управление приглагольное — купить книгу,
подъехать к дому; приименное — стакан
молока, пять братьев, вид спорта, ненависть
к врагу, покорный судьбе; принаречное
— украдкой от родителей, наедине с братом,
вниз головой. В зависимости от наличия
или отсутствия предлога в управляемой
форме может быть управление предложное
— любовь к родине, уехать на родину и
беспредложное — послать письмо, понятный
всякому, полный надежды, ломоть хлеба.

При
управлении, в отличие от согласования,
зависимая форма не меняется при изменении
грамматической формы господствующего
слова. Например: любить жизнь, люблю
жизнь, любит жизнь, любя жизнь, любящий
жизнь.

Примыкание
— это такой вид подчинительной связи,
при котором подчиненное слово, будучи
неизменяемой частью речи или словоформой,
изолированной от системы падежей, свою
зависимость от господствующего слова
выражает только местоположением и
смыслом. В словосочетаниях со связью
примыкания выражаются отношения
информативного восполнения,
обстоятельственные и — реже — определительные.

Примыкают
наречия (или функционально близкие к
ним словоформы), деепричастия, инфинитив.
Такие слова не располагают грамматически
изменяемыми формами выражения
синтаксических отношений, и формальным
признаком примыкания оказывается
неизменяемость. Например: читать вслух,
приехать поздно, гулять днем, работать
вдвоем, находиться неподалеку; сидеть
согнувшись; ехать быстрее; хотеть
учиться, предложить приехать; очень
хороший, непривычно веселый; совсем
рядом, сегодня днем; возможность
отдохнуть, причина приехать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Какие трудности могут встретиться на пути к осуществлению мечты сочинение
  • Какие требования характерны для этического рассказа
  • Какие традиционные элементы сказок встречаются в произведении руслан и людмила
  • Какие традиции предков живут в вашей семье сочинение 4 класс родной язык
  • Какие традиции есть в вашей семье сочинение