Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке вяленая вобла

«Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин написал «Вяленую воблу» в 1884 году. Впервые она была опубликована в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста Н. Щедрина», который вышел в 1886 году в Женеве.

В России произведение при жизни автора легально не печаталось. Причиной тому были препятствия со стороны цензуры, которая требовала от Салтыкова-Щедрина внесения смягчающих правок.

В итоге в первоначальной редакции «Вяленая вобла» вышла на родине писателя лишь в 1937 году.

Главная героиня

Произведение представляет собой остросатирическую сказку в форме животного эпоса. Главная героиня – вяленая вобла. В самом начале она предстает перед читателями висящей на солнце с вычищенными внутренностями.

Вобла такому положению очень рада, ведь у нее больше нет «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести». По ее мнению, жить отныне станет гораздо легче. Кстати, еще будучи свободной, вобла только слышала о том, что «бывают на свете лишние мысли, лишняя совесть, лишние чувства».

Сама она от рождения была рыбой «степенной», которая старалась держаться подальше от неблагонадежных компаний и не лезть не в свое дело.

Обратите внимание

Став вяленой, вобла начала проповедовать собственные взгляды на жизнь. Ее теория хорошо описывается одной фразой: «Уши выше лба не растут». Из этой формулы она выводит простой принцип: «Ты никого не тронешь, и тебя никто не тронет».

Несмотря на то, что вобла всеми силами старалась вести себя осторожно и быть аккуратной, финал для нее получился трагическим. «Из торжествующей она превратилась в заподозренную, из благонамеренной – в либералку».

В итоге «один из самых рьяных клеветников» съел ее у всех на виду.

Объекты сатиры

В «Вяленой вобле» сатира Салтыкова-Щедрина обрушивается главным образом на либералов 1880-х годов. Это сближает произведение с некоторыми другими сказками писателя. В частности, речь идет о «Либерале» (1885).

Здесь важно уточнить, что в середине XIX столетия либералами стали называть постепенцев, которые стремились прийти к компромиссу с властями и считались не революционерами, но реформаторами.

Именно к таким людям и относился крайне негативно Салтыков-Щедрин.

По сути своей все речи «воблушки» – пустая болтовня, от которой на практике нет проку, так как плана действий у воблы нет, какое нужно дело делать, она не знает. Зато ей хорошо удается оправдывать существование трусов, старающихся лишний раз не высовываться, – этаких «премудрых пескарей».

У разглагольствований воблы нашлось немало почитателей. Так получилось из-за того, что общество, поучаемое воблой, «не представляло особенной устойчивости». Конечно, «убежденные люди» в нем присутствовали, но было их слишком мало.

Значительно преобладали те, кто не мог похвастаться собственными твердыми убеждениями. За счет них и возвысилась на время вобла. Салтыков-Щедрин выступает не только против либералов с их бесполезными речами, но и против обывателей, которые подобной болтовне готовы внимать.

«Вяленая вобла» – яркая демонстрация процесса «омертвления и оподления душ, покорившихся злу и насилию».

Художественное своеобразие

В числе приемов и средств, использованных Салтыковым-Щедриным в «Вяленой вобле», – эзопов язык, ирония, гротеск. Эзопов язык был необходим для обхода цензурных препятствий. Иносказание позволяет писателю откровенно выражать свои мысли.

Впрочем, в случае с «Вяленой воблой» оно не слишком помогло, – как уже говорилось выше, с цензурой у сказки были серьезные проблемы.

Что касается иронии, ярчайший пример ее использования – когда автор называет воблу ласково воблушкой, хотя понятно – теплых чувств он к ней не испытывает.

Важно

Как известно, в гротеске глубокое художественное обобщение важных жизненных явлений кроется за фантастичностью.

В самом начале «Вяленой воблы» Салтыков-Щедрин сталкивает читателей с неправдоподобием – вобла «стала жить да поживать» после того, как сделалась вяленой, то есть фактически умерла.

При этом в сказке присутствует художественное обобщение важных для жизни России 1880-х годов явлений (пустая либеральная болтовня, трусость и приспособленчество обывателей).

Благодаря сказке Салтыкова-Щедрина словосочетание вяленая вобла стало часто использоваться в разговорной речи в переносном значении. Так и сегодня принято называть человека апатичного, бездеятельного, у которого отсутствует собственное мнение и нет твердых убеждений.

  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ

  • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

  • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина

  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина

  • «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография

По произведению: «Вяленая вобла»

По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

Источник: https://goldlit.ru/saltykov-shchedrin/1276-vyalenaia-vobla-analiz

Сочинение Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина (Идея, тема, суть и смысл)

В духе писателя Салтыкова-Щедрина было создание рассказов на злободневные темы в духе сатирического гротеска. При жизни автора некоторые подобные произведения не могли быть опубликованы – критики действующего в то время режима отказывались пропускать в печать подобные едкие и ироничные произведения.

Некоторые из подобных произведений, перед тем, как попасть в печать, подвергались жесткой правке и корректировке со стороны их автора. Потому что в первозданном виде их совершенно невозможно было опубликовать – произведения считались слишком бунтарскими.

Поэтому, чтобы добиться их публикации, Салтыкову-Щедрину приходилось их править, смягчать, убирать из них некоторые слишком острые моменты. Однако одно из произведений автора, едкая и ироничная сказка «Вяленая вобла», так и не смогла преодолеть предвзятость и боязнь критиков.

При жизни писателя сказка «Вяленая вобла» так и не прошла цензуру и не была прочитана широким кругом современников.

Что же такого запретного было в этой, странной на первый взгляд, сказке? Сказка «Вяленая вобла» действительно странная, если бездумно ее читать и не вникать в детали.

Для детского восприятия это, на мой взгляд, довольно сложное произведение. Описывается вяленая вобла, безынициативная, вычищенная и высушенная, лишенная всех чувств рыба.

Но разве рыбу имеет в виду автор, описывая жизненные принципы воблы?

В своем произведении «Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин высмеивает жизненные принципы некоторых своих современников, потерявших честь и не имеющих совести.

Совет

Героиня сказки навязывает другим свой презренный образ жизни и ей даже начинают внимать некоторые недалекие оппоненты. Вобла пропагандирует жизнь в пьяном угаре, ни во что не вникая и не предаваясь рассуждениям о жизненных ценностях.

Слушатели воблы перестают видеть плохое в освобождении от лишних мыслей, а заодно и в утрате чести и совести.

Однако «воблушкина доктрина» не проходит даром для самой ораторствующей героини. Используя приемы сатирического гротеска автор изобретает убийственный для воблы поучительный финал – ей откусывают голову. Несмотря на все свои старания вобла со своими выветренными мозгами превращается из благонамеренной ораторши в опасную либералку, заподозренную в измене.

Под личиной воблы автор показывает трусость и краснобайство либералов, маскирующими под громкими словами свое духовное омертвение.

← Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Здравомысленный заяц
← Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве)↑ ДругиеМорозка в романе Фадеева Разгром →
Мужик в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил (образ и характеристика) →

  • Анализ трагедии Скупой рыцарь Пушкина сочинение
    Трагическая пьеса «Скупой рыцарь» была задумана автором в 1826 г., а закончена в 1830 г. Впервые данное произведение было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г.
  • Сочинение на тему Лень рассуждение
    Лень – это современный враг людей. Из-за неё в жизни появляются проблемы. Из-за лени талантливые люди упускаю возможность раскрыть свои способности. Люди готовы расставаться со своими мечтами
  • Сочинение по роману Шолохова Тихий Дон рассуждение
    Страшное время изобразил в своем романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов. Хотя действие романа начинается еще в мирном 1912, все же в Российской империи далеко не спокойно
  • Сочинение по картине Первый снег Попова 7 класс
    Широкая улица медленно, но уверенно покрывается чистым первым снегом. Уже и крыши, и дома, и деревья укутались в белое покрывало. Хотя снег и первый, но его довольно много: хватит и чтобы снеговика слепить
  • Сочинение Анализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
    Причиной возникновения конфликтной ситуации, которую описывает автор, послужила вина бедного зайца. Трусливое, слабое животное, по мнению волка, посмело как-то ослушаться приказа более сильного

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-vyalenaya-vobla-ideya-tema-sut-i-smysl

Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина сочинение

Основным персонажем произведения является вобла, представленная писателем в образе вычищенной, выветренной, вывяленной рыбы, лишенной из-за этого процесса разумной нормальной мыслительной деятельности, проявления каких-либо чувств, в том числе и совести.

Вобла представляет, что в обществе присутствует некая разумность, а также истинные человеческие чувства, однако она данными излишками не обладает и ничуть в этом не смущается, сторонясь и не желая знать о тех, кто интересуется политическими вопросами.

Героиня придерживается своего единственного жизненного принципа, состоящего в возможности каждого ничего не знать, ни о чем не подозревать, ничего не понимать, а жить в вечном пьяном угаре, не стремясь иметь ум, который выше лба.

Свою позицию вобла пытается донести до каждого слушателя, радостно наблюдая, как ее жизненные принципы в форме пошлых призывов влияют на слушателей, начинающих их придерживаться и перестающих что-либо делать как с собственной жизнью, так и с общественной, утративших собственный гражданский долг и не заду мающихся о будущем.

Используя в сказке художественные приемы сатирического гротеска и иронического сарказма, писатель демонстрирует убийственную насмешку в виде финального окончания произведения, в котором вобле откусывают голову, и героиня оказывается полностью съеденной.

Тем самым автор изображает трусливых представителей либерального класса, маскирующих за кричащими словами собственную жалость и душевное омертвление, распоясавшихся в приспособленчестве, угодничестве и заподозренных в неприкрытом подхалимстве.

На примере героини сказки писатель описывает в виде лукавых изворотов и метаморфоз сущность либеральной политики, не желающей задумываться о судьбе простого русского народа, беспокоясь лишь о собственной выгоде и благосостоянии, тем самым обличая процессы, происходящие в обществе, призывая к серьезному осознанию интересов своего государства и народа.

Обратите внимание

Произведение отражает писательскую позицию, изложенную в виде сатирической сказки из-за жестких цензурных барьеров, о безыдейности, духовной бедности, ограниченности правящей власти, нуждающейся в покорных, трусливых, преданных по-собачьи согражданах, погрязших в раболепстве не имеющих собственных мыслей, чувств и совести. Именно поэтому произведение несет в себе глубокую социальную критику существующего общественного порядка современного царизма, жестко разоблачая негативные черты угнетения русского народа.

Идея, тема, суть и смысл

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-skazki-vyalenaya-vobla-saltykova-shchedrina

2. «Вяленая вобла»

Вопросы:

1) С чего начинается
сказка? (Все
высушено, и мозги тоже, все выветрилось.)

2) Как же жила вобла?
Как объясняет свой ум-разум? (Умна,
что вовремя провялили, лишили мыслей,
чувств, совести. Как рефрен звучат слова:
«Уши выше лба не растут».)

3) Какие явления
современной действительности высмеивает
сатирик в этой сказке? (Проповедью
идеала аккуратности и умеренности во
имя самосохранения, своими спасительными
речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких «премудрых пискарей». Процесс
«вяления», омертвения и оподления душ
показывает сатирик.

Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим
гражданское достоинство, «жить», ни о
чем не думая, не заглядывая в будущее.)

3. «Медведь на воеводстве» (1884)

Вопросы:

1) Каковы впечатления
от прочитанной сказки?

2) Как автор называет
Топтыгина I?

3) Расскажите о
судьбе Топтыгиных. Чего же им надо?
(«Кровопролитиев»
– вот что нужно. Судьба Топтыгина I –
«погорел на ерунде, хоть потом все
погромил – был отчислен. Топтыгин II
– распоясался, все уничтожил, но мужиков
«взорвало», они и проучили его рогатиной.
Топтыгин III выбрал золотую середину:
ничего не делал, но и его «постигла
участь всех пушных зверей».)

Политический смысл сказки был понятен современникам писателя. (Сказка была написана спустя
три года после убийства Александра II.)
По требованию цензуры произведение
Щедрина было изъято из журнала
«Отечественные записки».

4) Какие же явления
современной действительности высмеял
сатирик? Против кого направлена сказка?
(М. Е.
Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки
злободневные политические мотивы,
раскрывает сложные проблемы современности.
Медведь под пером сатирика приобретает
черты мракобеса – администратора,
который притесняет народ, истребляет
крамолу, уничтожает просвещение.)

V. Объяснение нового материала

Рассказ
учителя.

Художественное своеобразие сказок

Сказки Салтыкова-Щедрина
– политические сказки-сатиры, но они
связаны с устным народным творчеством.
Писатель использует традиционные
сказочные образы, сказочные формулы и
зачины, а также пословицы и поговорки.

Будучи
писателем-реалистом, Щедрин создал в
сказках множество типических образов,
художественных обобщений. В сказках
сочетается реальное и фантастическое,
сказочное. Писатель мастерски пользовался
эзоповской манерой письма («эзопов
язык»), прибегал к заострению образов
с помощью гипербол, гротеска, иронии.

Домашнее задание.

1. Прочитать сказки
«Коняга», «Верный Трезор», «Карась-идеалист».

2. Проанализировать
(письменно) одну из сказок, прочитанных
самостоятельно.

Уроки 105–106 Встреча с ф. М. Достоевским, мыслителем, художником и человеком (Очерк жизни и творчества)

Цели:
углубить представление учащихся о
Достоевском, мыслителе, писателе и
человеке; пробудить интерес к его
творчеству; выяснить, чем вызван громадный
интерес к романам Достоевского в наше
время.

Наглядные
пособия:
портрет писателя, альбом Ф. М. Достоевского.

Ход уроков

Эпиграф
к урокам:

Я скажу вам про себя, что я – дитя века,
дитя неверия и сомнения. Каких страшных
мучений стоило и стоит теперь эта жажда
верить.

Ф. М. Достоевский

Источник: https://StudFiles.net/preview/3002911/page:99/

Краткое содержание «Вяленая вобла» Салтыкова-Щедрина Помощь по литературе

Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на веревочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у нее теперь «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести».

Рассказчику неизвестно, «что именно разумела вяленая вобла под названием «лишних» мыслей и чувств», но он не может не согласиться, что в жизни, действительно завелось много лишнего.

Сущности этого лишнего никто еще не называл по имени, но всякий смутно чувствует, что куда ни обернись — везде какой-то привесок выглядывает.

И каждый такой привесок надо «или в расчет принять, или так его обойти, чтобы он и не подумал, что его надувают», и порождает это одно только беспокойство.

Провялившись хорошенько, вобла убеждается, что в ней ничего, кроме молок не осталось, взбадривается и потихоньку начинает «гнуть свою линию». Становится она еще солиднее и благонадежнее, мысли у нее появляются «резонные, чувства — никого не задевающие, совести — на медный пятак». День-деньской вобла «резонно об резонных делах калякает».

О том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь — людей насмешишь и т. п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут.

Люди ходят сонные, ни за что взяться не умеют, ничто их не радует и не огорчает, а вобла успокоительно в уши им шепчет: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…».

Важно

Затесавшись в ряды бюрократии, вобла на канцелярской тайне и на пустопорожних словах настаивает, «чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные!». И все с ней соглашаются. А уж без пустых слов никаких следов… не заметешь.

Никогда не нужно настоящих слов говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. А ты пустопорожнее слово возьми и начинай ими кружить… Тогда изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда.

Забирается вобла и в ряды выбранных на общественную должность, которые раз и навсегда постановили: «Коли спрашивают — повергать! а не спрашивают — сидеть и получать присвоенное содержание».

В обществе, которому предназначены поучения воблы, есть и убежденные люди, но преобладают пестрые, совесть свою до дыр износившие, побывавшие за свою жизнь и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, и социалистами. Убежденные люди мучаются, мечутся, вопрошают и, вместо ответа, видят перед собой запертую дверь. А пестрые люди рады-радехоньки слушать отрезвляющие слова вяленой воблы.

Поголовное освобождение от лишних мыслей, чувств и совести умиляет даже клеветников и человеконенавистников.

[/su_quote]

Простая вобла, с провяленными молоками и выветрившимся мозгом, совершила такие чудеса консерватизма, о которых они и гадать не смели.

Утешает человеконенавистников лишь то, что именно их призывы помогают вобле успешно проводить свою мирно-возродительную пропаганду.

Чем старательнее выводятся логические последствия, вытекающие из воблушкиной доктрины, тем чаще возникает вопрос: «А дальше что?». Хоть и провялили воблу, и внутренности вычистили, и мозг выветрили, но, в конце концов, ей приходится из торжествующей превратиться в заподозренную, из благонамеренной — в опасную либералку.

Совет

И вот однажды свершается неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников хватает вяленую воблу под жабры, откусывает у нее голову, сдирает шкуру и у всех на виду съедает. Пестрые люди смотрят, рукоплещут и вопят: «Да здравствуют ежовые рукавицы!». Но История глядит на эту историю иначе и втайне решает: «Годиков через сто я непременно все это тисну!».

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/1394_kratkoe_soderzhanie_171_vyalenaya_vobla_187_saltykova-schedrina.htm

Вяленая вобла — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина — Библиотека для детей

Поймали как-то воблу, вычистили у нее изнутри все лишнее, одни лишь молоки оставили для размножения. И повесили на веревочке на солнце. Висит вобла, сохнет. Вот уже и кожа на брюхе поморщилась, и голова высохла, и мозг, какой в голове имелся, тоже выветрился и почти исчез.

И стала вобла радоваться тому, что с ней случилось. Не было теперь ни мыслей лишних, ни эмоций, ни совести. Впрочем, и в былой жизни не гналась она за такими качествами, прячась на дне, как только услышит разговоры о конституциях.

Стала вобла солидной и благонадежной, с резонными мыслями и никого не задевающими чувствами, и с совестью на медный пятак. Нищему грош подаст, только если свидетели этого деяния будут, а нет – так кивнет головой да прочь направит. Увидит кого и сразу же в разговор вступит, высказывая свое мнение. А мнение это сплошь состоит из присказок, которые всем и без того надоели ужасно.

Сторонятся вначале поучений воблы, а как время проходит, то вспоминают умные ее мысли. И хвалить начинают, диву даются, откуда такой разум в ней поселился. А та только и хвалится: дескать, разум от рождения был такой дан, а во время вяления выветрился мозг и можно теперь умом пораскидывать.

Любимой присказкой воблы стало «Уши выше головы не растут». С этим девизом затесалась она в бюрократические ряды, а потом и вовсе в ряды «излюбленных».

Частенько спорили «излюбленные», пытаясь умом своим блеснуть, как лучше умные мысли свои к стопам повергнуть, и все рвутся куда-то, будто дороги им везде открыты.

Но тут вобла вмешается, дескать, повергать нужно только когда спрашивают. А если не спрашивают, то надо помнить присказку про уши и лоб.

Обратите внимание

И от тех слов все разом дивились уму-разуму ее. Вобла слушала похвалы и объясняла, что стала такой умной, поскольку ее своевременно провялили.
Но больше всего любила вобла распространять в обществе здравые мысли. Все те же, «Не расти ушам выше лба».

И прониклось общество идеями воблы, отбросив лишнюю совесть и мысли. Клеветники и завистники утверждали, что с их помощью удалось посеять такое среди людей – вряд ли бы привились идеи воблы, если бы не грозили клеветники эти ежовыми рукавицами и сворачиванием в бараний рог.

Смута росла, охватывая ума и сердца и в конце концов воблу назвали либералкой и обвинили в пропаганде. Вскоре один из клеветников ее съел, а люди прославляли ежовые рукавицы.

Другие сказки Салтыкова-Щедрина кратко
Читать полный текст сказок Салтыкова-Щедрина

Источник: https://skazkii.ru/archives/19851

Краткое содержание “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина

Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на веревочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у нее теперь “ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести”.

Рассказчику неизвестно, “что именно разумела вяленая вобла под названием “лишних” мыслей и чувств”, но он не может не согласиться, что в жизни, действительно завелось много лишнего.

Сущности этого лишнего никто еще не называл по имени, но всякий смутно чувствует, что куда ни обернись – везде какой-то привесок выглядывает.

И каждый такой привесок надо “или в расчет принять, или так его обойти, чтобы он и не подумал, что его надувают”, и порождает это одно только беспокойство.

Провялившись хорошенько, вобла убеждается, что в ней ничего, кроме молок не осталось, взбадривается и потихоньку начинает “гнуть свою линию”. Становится она еще солиднее и благонадежнее, мысли у нее появляются “резонные, чувства – никого не задевающие, совести – на медный пятак”. День-деньской вобла “резонно об резонных делах калякает”.

О том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь – людей насмешишь и т. п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут.

Люди ходят сонные, ни за что взяться не умеют, ничто их не радует и не огорчает, а вобла успокоительно в уши им шепчет: “Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…”.

Важно

Затесавшись в ряды бюрократии, вобла на канцелярской тайне и на пустопорожних словах настаивает, “чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные!”. И все с ней соглашаются. А уж без пустых слов никаких следов не заметешь.

Никогда не нужно настоящих слов говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. А ты пустопорожнее слово возьми и начинай ими кружить… Тогда изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда.

Забирается вобла и в ряды выбранных на общественную должность, которые раз и навсегда постановили: “Коли спрашивают – повергать! а не спрашивают – сидеть и получать присвоенное содержание”.

В обществе, которому предназначены поучения воблы, есть и убежденные люди, но преобладают пестрые, совесть свою до дыр износившие, побывавшие за свою жизнь и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, и социалистами. Убежденные люди мучаются, мечутся, вопрошают и, вместо ответа, видят перед собой запертую дверь. А пестрые люди рады-радехоньки слушать отрезвляющие слова вяленой воблы.

Поголовное освобождение от лишних мыслей, чувств и совести умиляет даже клеветников и человеконенавистников.

[/su_quote]

Простая вобла, с провяленными молоками и выветрившимся мозгом, совершила такие чудеса консерватизма, о которых они и гадать не смели.

Утешает человеконенавистников лишь то, что именно их призывы помогают вобле успешно проводить свою мирно-возродительную пропаганду.

Чем старательнее выводятся логические последствия, вытекающие из воблушкиной доктрины, тем чаще возникает вопрос: “А дальше что?”. Хоть и провялили воблу, и внутренности вычистили, и мозг выветрили, но, в конце концов, ей приходится из торжествующей превратиться в заподозренную, из благонамеренной – в опасную либералку.

Совет

И вот однажды свершается неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников хватает вяленую воблу под жабры, откусывает у нее голову, сдирает шкуру и у всех на виду съедает. Пестрые люди смотрят, рукоплещут и вопят: “Да здравствуют ежовые рукавицы!”. Но История глядит на эту историю иначе и втайне решает: “Годиков через сто я непременно все это тисну!”.

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-vyalenaya-vobla-saltykova-shhedrina/

Краткое содержание Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина для читательского дневника

Вяленая вобла – это произведение Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина, русского писателя с великим сатирическим талантом.

Выловили как-то воблу, выпотрошили ее, убрали все внутренности и повесили на веревку вялиться на солнце. Висит рыбешка, подсыхает, вот и кожа на брюхе высохла и голова тоже, мозг оставшийся вообще испарился.

Вобла радуется, что ее выпотрошили и вялят, благодаря этой процедуре она освободилась от лишних мыслей и дум, совесть, которая у нее была, тоже куда – то пропала.

Вообще – то, она и раньше мало о чем думала, проводя свою жизнь на дне, а теперь и вовсе хорошо стало, легко.

Теперь стала рыба разумной, с нужными мыслями и идеями, никому не мешающими. Совесть у нее появилась на пятак меди. Каждый день рыба умничает, просящему монету подаст, только если сие действо свидетелями зафиксировано будет, а если нет, то просто мимо отправит.

Увидит кого-нибудь, рыба, и сразу беседы ведет, свои мысли по этому поводу высказывает. А мысли то ее, все присказки, которые уже опостылели окружающим. Не принимают всерьез учений воблы, а как время наступает, то всплывают в головах людей умные мысли воблы. Они ее славить начинают, поражаясь, почему она такая умная.

А вобла и довольна, говорит, что еще с рождения умная была, а как завялилась, так вовсе ум обострился.

«Уши выше головы не растут» – любила говорить вобла. С этим самым лозунгом попала она в ряды демократические. Частенько люди спорили, пытаясь понять смысл высказывания вяленой рыбы, применить их на деле. В обществе, где пропагандируются учения воблы, есть разные люди.

Обратите внимание

Одни убежденные, но больше всего пестрых – совести у которых совсем нет. Убежденные страдают, мечутся и остаются совсем без ответа, а пестрые радуются, слушая высказывания мудрой воблы. Нравоучения рыбы на них отрезвляюще на них действуют. Послушают воблу и ничего не делают.

Всеобщее освобождение от лишних мыслей, угрызений совести, по нраву даже человеконенавистникам. Прониклись все идеями воблы. Простая рыбешка, провяленная на солнце, с отсутствующими мозгами, творила консервативные чудеса, о которых они даже не думали.

Чем больше получается последствий от воблиного учения, тем больше возникает вопросов, как дальше жить. В конце концов, из умного советника, превратилась рыбешка в либералку, несущую опасность своими пропагандистскими нравоучениями. И вот однажды, происходит неожиданное злодейство.

Самый ярый человеконенавистник схватил вяленую воблу, откусил ей голову, а потом и вовсе, всю съел, на глазах у изумленной публики.

Сказка учит не зацикливаться на себе, не быть эгоистами, следует постоянно идти вперед и развиваться духовно. Еще, судя из повествования, не следует совать нос, в не свои дела, ни к чему хорошему это не приведет.

В этой сказке, Салтыков – Щедрин завуалировано высмеял либерализм и трусость русской интеллигенции того времени, их безыдейность и ограниченность.

Сам писатель, на протяжении всей своей жизни являлся патриотом своей страны и своего народа.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/saltykov-shchedrin/vyalenaya-vobla-kratko

Уроки 103–104 «СКАЗКИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА)» | Поурочные планы по русской литературе 10 класс | Русская литература

Уроки 103–104 «СКАЗКИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА)» 30.03.2013
13548 0

Уроки
103–104
«Сказки (для детей изрядного возраста)»

Цели: выяснить причины обращения писателя к сказкам; какие
возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок,
их идейную направленность; в чем художественное своеобразие сказок.

Ход уроков

Эпиграф к урокам:

Сказки
могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому
ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

Сказки Салтыкова-Щедрина

Сказочный жанр привлекал
внимание Салтыкова-Щедрина. Еще  в 1869
г. он написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

В 80-е годы XIX века
Салтыков-Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова
до сих пор полна… между прочим, сказками. Надобно отказаться от этой книги,
которая не повредила бы мне…» – писал сатирик.

Важно

80-е годы – «разгул»
реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его
словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам
нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные
возможности сказок.

Сказки были напечатаны с
многозначительным подзаголовком: «для детей изрядного возраста». Один из
цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает
своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая… направленная против
общественного и политического нашего устройства».

Многие сказки так и не
появились в печати при жизни писателя.

II. Определение основных тем сказок.

1. Народ и
самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Сказка о ретивом
начальнике».)

2. Народ и господствующие
классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Коняга».)

3. Народ и буржуазная
обывательская интеллигенция. («Премудрый пискарь», «Либерал»,
«Карась-идеалист», «Вяленая вобла».)

III. Работа над литературными терминами.

Вопросы:

1. Вспомните,
что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных произведений
Щедрина.

2. Как вы понимаете смысл
слов «сатира», «эзопов язык» или «эзопова речь»?

3. Что такое «фантастика»,
«пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?

(Фантастика
несуществующее в действительности, выдуманное.

Пародия
произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их
осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала.

Ирония
отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект
в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события
замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что
подразумевается.

Сарказм
едкая язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
Сарказм – разновидность иронии.

Литота
это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное
преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.)

IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.

1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)

Время написания и
публикация сказки – трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков-Щедрин:
«Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают
недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.

Вопросы:

1) Как вы
понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет
«премудрый»?

2) Какие
советы дает своему сыну старый пискарь?

Совет

3) Как связаны
у Щедрина разные повествовательные планы: исторический, конкретно-бытовой,
фантастический?

4) Какова
жизненная позиция пискаря?

5) Итог жизни
пискаря. Что за мысли «посещают» его перед смертью?

6) Почему, на
ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу,
наделенную обывательскими чертами?

М. Е.
Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто
лет. Все дрожал, все дрожал.

Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к
нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!»
Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную
норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покорясь инстинкту
самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов.
Салтыков-Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбешке человеческие черты и вместе с
тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.

Писатель напомнил
современникам о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом
достоинстве, о мужестве и чести.

2. «Вяленая вобла»

Вопросы:

1) С чего
начинается сказка? (Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.)

2) Как же жила вобла? Как
объясняет свой ум-разум? (Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей,
чувств, совести. Как рефрен звучат слова: «Уши выше лба не растут».)

3) Какие явления
современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке? (Проповедью
идеала аккуратности и умеренности во имя самосохранения, своими спасительными
речами вобла оправдывает и прославляет 
низменное  существование  трусливых 
и  жалких  «премудрых пискарей». Процесс «вяления»,
омертвения и оподления душ показывает сатирик.

Пошлые  речи 
и  призывы  воблы 
помогали  людям,  утратившим гражданское достоинство, «жить»,
ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.)

3. «Медведь на воеводстве» (1884)

Вопросы:

1) Каковы
впечатления от прочитанной сказки?

2) Как автор
называет Топтыгина I?

3) Расскажите
о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? («Кровопролитиев» – вот что нужно.
Судьба Топтыгина I – «погорел на ерунде, хоть потом все погромил – был
отчислен. Топтыгин II – распоясался, все уничтожил, но мужиков «взорвало»,
они и проучили его рогатиной. Топтыгин III выбрал золотую середину: ничего не
делал, но и его «постигла участь всех пушных зверей».)

Обратите внимание

Политический  смысл 
сказки  был  понятен 
современникам  писателя. (Сказка
была написана спустя три года после убийства Александра II.) По требованию
цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».

4) Какие же
явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена
сказка? (М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические
мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика
приобретает черты мракобеса – администратора, который притесняет народ,
истребляет крамолу, уничтожает просвещение.)

V. Объяснение нового материала.

Рассказ учителя.

Художественное своеобразие сказок

Сказки Салтыкова-Щедрина –
политические сказки-сатиры, но они связаны с устным народным творчеством.
Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины,
а также пословицы и поговорки.

Будучи
писателем-реалистом, Щедрин создал в сказках множество типических образов,
художественных обобщений. В сказках сочетается реальное и фантастическое,
сказочное. Писатель мастерски пользовался эзоповской манерой письма («эзопов
язык»), прибегал к заострению образов с помощью гипербол, гротеска, иронии.

Домашнее задание.

1. Прочитать
сказки «Коняга», «Верный Трезор», «Карась-идеалист».

2. Проанализировать
(письменно) одну из сказок, прочитанных самостоятельно.

русская литература, поурочный план, 10 класс

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/256-1-0-3987

Вяленая вобла

Очень кратко Вяленная вобла, лишённая мыслей, чувств и совести, проникает во все сферы человеческой жизни и внушает людям свою философию, затем становится либералкой и обедом рьяного клеветника.

Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на верёвочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у неё теперь «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести».

Рассказчику неизвестно, «что именно разумела вяленая вобла под названием „лишних“ мыслей и чувств», но он не может не согласиться, что в жизни, действительно завелось много лишнего.

Сущности этого лишнего никто ещё не называл по имени, но всякий смутно чувствует, что куда ни обернись — везде какой-то привесок выглядывает.

И каждый такой привесок надо «или в расчёт принять, или так его обойти, чтобы он и не подумал, что его надувают», и порождает это одно только беспокойство.

Провялившись хорошенько, вобла убеждается, что в ней ничего, кроме молок не осталось, взбадривается и потихоньку начинает «гнуть свою линию». Становится она ещё солиднее и благонадёжнее, мысли у неё появляются «резонные, чувства — никого не задевающие, совести — на медный пятак». День-деньской вобла «резонно об резонных делах калякает».

О том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь — людей насмешишь и т. п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут.

Продолжение после рекламы:

Люди ходят сонные, ни за что взяться не умеют, ничто их не радует и не огорчает, а вобла успокоительно в уши им шепчет: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…».

Важно

Затесавшись в ряды бюрократии, вобла на канцелярской тайне и на пустопорожних словах настаивает, «чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные!». И все с ней соглашаются. А уж без пустых слов никаких следов не заметёшь.

Никогда не нужно настоящих слов говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. А ты пустопорожнее слово возьми и начинай ими кружить …

Тогда изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда.

Забирается вобла и в ряды выбранных на общественную должность, которые раз и навсегда постановили: «Коли спрашивают — повергать! а не спрашивают — сидеть и получать присвоенное содержание».

В обществе, которому предназначены поучения воблы, есть и убеждённые люди, но преобладают пёстрые, совесть свою до дыр износившие, побывавшие за свою жизнь и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, и социалистами. Убеждённые люди мучаются, мечутся, вопрошают и, вместо ответа, видят перед собой запертую дверь. А пёстрые люди рады-радёхоньки слушать отрезвляющие слова вяленой воблы.

Поголовное освобождение от лишних мыслей, чувств и совести умиляет даже клеветников и человеконенавистников.

Простая вобла, с провяленными молоками и выветрившимся мозгом, совершила такие чудеса консерватизма, о которых они и гадать не смели.

Утешает человеконенавистников лишь то, что именно их призывы помогают вобле успешно проводить свою мирно-возродительную пропаганду.

Чем старательнее выводятся логические последствия, вытекающие из воблушкиной доктрины, тем чаще возникает вопрос: «А дальше что?». Хоть и провялили воблу, и внутренности вычистили, и мозг выветрили, но, в конце концов, ей приходится из торжествующей превратиться в заподозренную, из благонамеренной — в опасную либералку.

И вот однажды свершается неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников хватает вяленую воблу под жабры, откусывает у неё голову, сдирает шкуру и у всех на виду съедает. Пёстрые люди смотрят, рукоплещут и вопят: «Да здравствуют ежовые рукавицы!». Но История глядит на эту историю иначе и втайне решает: «Годиков через сто я непременно всё это тисну!».

Источник: https://briefly.ru/saltykov-cshedrin/vialenaia_vobla/

Оформление: портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, на доске записан эпиграф; отзывы современников о сатирике; выставка популярный изданий щедринских произведений.

Цели урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки.

Предварительное домашнее задание

1. Из биографии Салтыков-Щедрина. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?
2. Прочитать сказки «Премудрый пискарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве».
3. Написать отзыв на одну из прочитанных сказок (по выбору).
4. К инсценированию подготовиться: учащимся-исполнителям роли 2 генералов из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»; ученику-исполнителю роли дикого помещика из сказки «Дикий помещик».
5. Сделать костюмы Гриневу, Молчалину, Чичикову; попросить их ответить на вопрос: какие советы давали своим детям (Гриневу, Молчалину, Чичикову) их отцы?

Эпиграф к уроку:

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.
А. В. Луначарский

Ход урока

I. Опрос по вопросам домашнего задания

1. Обратимся к портрету Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И. Н. Крамским в 1887 г.).

♦ Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты.

♦ А. В. Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие глаза судьи!.. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника!»

♦ А вот отзыв Н. К. Михайловского (современника, лично знавшего писателя): «Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски-добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью».

2. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?

♦ Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».

♦ На мировоззрение писателя оказала влияние учеба, а учился Салтыков-Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получал знания великий Пушкин. Но за двадцать один год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещенные преподаватели были изгнаны из лицея. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», — вспоминал писатель-сатирик об учебе в лицее.

Но, тем не менее, лицеисты жили напряженной духовной жизнью: читали запрещенную литературу, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.

♦ Необходимо сказать, что уже первые произведения (повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) затронули тему социального неравенства. Писатель выступил с критикой существующего строя. Естественно, прогрессивные идеи в первых произведениях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в повестях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».

По решению Николая I Салтыков был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет! После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов.

♦ Впервые псевдонимом Николай Щедрин были подписаны «Губернские очерки», вышедшие в журнале «Русский вестник».

На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…» (см. по теме Литература №4) Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков-Щедрин ушел в отставку. («Я — писатель, в этом мое призвание».)

♦ Знакомство с Некрасовым, работа в «Современнике» и «Отечественных записках» (журнальной деятельности Щедрин отдал все свои силы, знания и талант).

Салтыков-Щедрин стал примером для своих товарищей по журналам. (Некрасов: «Журнальное дело у нас всегда шло трудно… Салтыков нес его не только мужественно, но и доблестно, и мы тянулись за ним, как могли».) Происходило как бы взаимное влияние (Салтыков-Щедрин — товарищи по журналу).

3. Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик, критик и публицист?

♦ Салтыков-Щедрин — человек необычайной работоспособности. Работа для него — непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого… он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку — другую», сколько мог» (С. Н. Кривенко).

♦ Салтыков-Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером». Щедрин — создатель сатирических произведений.

4. Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально-классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих характерах и отношениях.)

Физиолог И. М. Сеченов называет Салтыкова-Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».

II. Слово учителя

М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства.

Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

Инсценирование

1. Эпизод из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в исполнении 2 учащихся — двух генералов.

(Со слов «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, — вижу, будто живу я на необитаемом острове…» до слов «С нами крестная сила! Ведь этак мы друг дуга съедим! И как мы попали сюда! Кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!».)

2. Эпизод из сказки «Дикий помещик». Ученик в роли «одичавшего помещика».

«Кши… — бросился он на мышонка…»

«Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин… от принципов отступил!»

Учитель. Вот вы и вспомнили героев щедринских сказок.

В 80-е годы ХIХ века Салтыков-Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказаться от этой книги, которая не повредила бы мне…» — писал сатирик.

80-е годы — «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок.

Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки — та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.

Запись в тетрадях:

«Сказки (для детей изрядного возраста)» — итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова-Щедрина, итог его творческого пути.

IV. Основные темы сказок

(Запись на доске.)

  1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».)
  2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга».)
  3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла».)

V. Работа над литературным терминами

Вопросы:

  1. Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных произведений Щедрина.
  2. Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык» или «эзопова речь»?
  3. Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?

Фантастика — несуществующее в действительности, выдуманное. Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.

Пародия (от греч. parodiaперепев, противопеснь) — произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала, сведении его «высокого», серьезного образного языка в низкий смешной план.

Ирония (от греч. eironeia— притворство, насмешка) — отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.

Сарказм(от греч. sarkasmas— издевательство) — едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм — разновидность иронии. В сарказме – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.

Литота (от греч. litotes— простота) — это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.

Эзопов языквынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

VI. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина

1. «Премудрый пискарь» (1882-1883)

Время написания и публикации сказки — трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков-Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.

Вопросы:

— Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (Учащиеся зачитывают написанные дома свои впечатления о сказке.)

— Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним — умный, рассудительный. Антоним — глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)

Какие советы дает своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба…»)

А какие заветы оставляют своим детям другие отцы — герои классических произведений русской литературы?

Чичиков (ученик в костюме): «Копи копейку, копейка не выдаст».

Молчалин (ученик в роли); «Угождать всем людям без изъятья…»

Петр Гринёв (ученик в роли): «Береги платье снову, а честь смолоду».

Чичиков, Молчалин и Гринев (ученики), поклонившись, уходят.

— К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (Жизненная позиция пискаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева.)

Какова жизненная позиция пискаря? (См. цитату в тексте.) Итог жизни пискаря? Что за мысли «посещают» его перед смертью?

— Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?

Выводы (записать в тетради):

М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков-Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

(«Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть».)

2. «Вяленая вобла» (1884)

Сказка была написана для февральского журнала «Отечественные записки» за 1884 год, но была изъята по требованию цензуры. Писатель трижды (без успеха) пытался напечатать сказку в России. Удалось это сделать лишь в 1906 г. в смягченной редакции под заглавием «Мала рыбка, а лучше большого таракана».

Вопросы:

— С чего начинается сказка? (Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.)

Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум? (Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей, чувств, совести. «Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести ничего такого не будет!» Как рефрен звучат слова: «Уши выше лба не растут».)

Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?

Проповедью идеала аккуратности и умеренности во имя сохранения, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких «премудрых пискарей». Процесс «вяления», омертвения и оподления душ показывает сатирик.

Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, «жить», ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.

3. «Медведь на воеводстве» (1884)

Вопросы:

— Каковы впечатления от прочитанной сказки? Зачитайте.

— Как автор называет Топтыгина I? («Гнилой чурбан», «негодяй» и т. д. Но предварительно сатирик «превратил» царского сановника в медведя.)

Расскажите о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? («Кровопролитиев» вот что нужно. Судьба Топтыгина I— «погорел на ерунде», хоть потом все погромил был отчислен. Топтыгин II -распоясался, все уничтожил, но мужиков «взорвало», они и проучили его рогатиной. Толпыгин III выбрал золотую средину: ничего не делал, но и его «настигла участь всех пушных зверей».)

Учитель. Политический смысл сказки был понятен современникам писателя. Сказка была написана спустя три года после убийства Александра II. По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».

— Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка?

Выводы. М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение.

VII. Художественное своеобразие сказок

(Доклад ученика или сообщение.)

♦ Сказки Салтыкова-Щедрина — политические сказки-сатиры, но они связаны с устным народным творчеством. Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, а также пословицы и поговорки.

♦ Будучи писателем-реалистом, Щедрин создал множество типических образов, художественных обобщений. В сказках сочетается реальное и фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма («эзопов язык»), прибегает к «заострению образов» с помощью гипербол, гротеска, иронии.

Домашнее задание

1. Прочитать сказки «Верный Трезор», «Коняга», «Карась-идеалист».
2. Письменно проанализировать одну из прочитанных сказок.

Литература

1. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 8. М: Правда, 1988.
2. Бушмин А. С. Сказки Салтыкова-Щедрина. 2-е изд. Л.: Ху-дож. лит., 1976.
3. Лебедев Ю. В. Литература: Учеб. пособие для уч-ся 10 кл. сред, школы. Ч. 2. М: Просвещение, 1996.
4. Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. Л.: Просвещение: Ленинград, 1989.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Вяленая вобла (Идея, тема, суть и смысл)

Сочинение Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина (Идея, тема, суть и смысл)

В духе писателя Салтыкова-Щедрина было создание рассказов на злободневные темы в духе сатирического гротеска. При жизни автора некоторые подобные произведения не могли быть опубликованы — критики действующего в то время режима отказывались пропускать в печать подобные едкие и ироничные произведения.

Некоторые из подобных произведений, перед тем, как попасть в печать, подвергались жесткой правке и корректировке со стороны их автора. Потому что в первозданном виде их совершенно невозможно было опубликовать — произведения считались слишком бунтарскими. Поэтому, чтобы добиться их публикации, Салтыкову-Щедрину приходилось их править, смягчать, убирать из них некоторые слишком острые моменты. Однако одно из произведений автора, едкая и ироничная сказка «Вяленая вобла», так и не смогла преодолеть предвзятость и боязнь критиков. При жизни писателя сказка «Вяленая вобла» так и не прошла цензуру и не была прочитана широким кругом современников.

Что же такого запретного было в этой, странной на первый взгляд, сказке? Сказка «Вяленая вобла» действительно странная, если бездумно ее читать и не вникать в детали. Для детского восприятия это, на мой взгляд, довольно сложное произведение. Описывается вяленая вобла, безынициативная, вычищенная и высушенная, лишенная всех чувств рыба. Но разве рыбу имеет в виду автор, описывая жизненные принципы воблы?

В своем произведении «Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин высмеивает жизненные принципы некоторых своих современников, потерявших честь и не имеющих совести. Героиня сказки навязывает другим свой презренный образ жизни и ей даже начинают внимать некоторые недалекие оппоненты. Вобла пропагандирует жизнь в пьяном угаре, ни во что не вникая и не предаваясь рассуждениям о жизненных ценностях. Слушатели воблы перестают видеть плохое в освобождении от лишних мыслей, а заодно и в утрате чести и совести.

Однако «воблушкина доктрина» не проходит даром для самой ораторствующей героини. Используя приемы сатирического гротеска автор изобретает убийственный для воблы поучительный финал — ей откусывают голову. Несмотря на все свои старания вобла со своими выветренными мозгами превращается из благонамеренной ораторши в опасную либералку, заподозренную в измене.

Под личиной воблы автор показывает трусость и краснобайство либералов, маскирующими под громкими словами свое духовное омертвение.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Вяленая вобла (Идея, тема, суть и смысл)

Анализ сказки Вяленая вобла (Идея, тема, суть и смысл)

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Архитектурный памятник (описание)

    Собор Василия Блаженного один из величайших архитектурных памятников. В каждом городе нашей необъятной страны наши предки возводили множество зданий

  • Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч Чехова) сочинение

    На примере главного героя рассказа «Ионыч», доктора Дмитрия Старцева, Антон Павлович Чехов демонстрирует читателям печальный пример моральной деградации человека и его полнейшего духовного опустошения

  • Кто виноват в трагедии рассказа Кавказ Бунина? сочинение

    И.А. Бунин не только прекрасный писатель, но и певец трагической и беспощадной любви. В этом автору нет равных. Каждый его рассказ пронизан множеством смыслов и глубиной.

  • Анализ сказки Чей нос лучше Бианки

    В рассказе описано, как каждая из птиц хвалилась своим клювом. А началось всё с того, что мухоловка пожаловалась на то, что её маленьким клювом много еды не добудешь. М

  • Главное герои повести Собачье сердце Булгакова (характеристика)

    Повесть «Собачье сердце», написанная в жанре научной фантастики, в 1925 году, русским писателем Михаилом Булгаковым, не принимавшим революцию, и не понимавшим понятия «разруха».

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина сочинение

Основным персонажем произведения является вобла, представленная писателем в образе вычищенной, выветренной, вывяленной рыбы, лишенной из-за этого процесса разумной нормальной мыслительной деятельности, проявления каких-либо чувств, в том числе и совести.

Вобла представляет, что в обществе присутствует некая разумность, а также истинные человеческие чувства, однако она данными излишками не обладает и ничуть в этом не смущается, сторонясь и не желая знать о тех, кто интересуется политическими вопросами.

Героиня придерживается своего единственного жизненного принципа, состоящего в возможности каждого ничего не знать, ни о чем не подозревать, ничего не понимать, а жить в вечном пьяном угаре, не стремясь иметь ум, который выше лба. Свою позицию вобла пытается донести до каждого слушателя, радостно наблюдая, как ее жизненные принципы в форме пошлых призывов влияют на слушателей, начинающих их придерживаться и перестающих что-либо делать как с собственной жизнью, так и с общественной, утративших собственный гражданский долг и не заду мающихся о будущем.

Используя в сказке художественные приемы сатирического гротеска и иронического сарказма, писатель демонстрирует убийственную насмешку в виде финального окончания произведения, в котором вобле откусывают голову, и героиня оказывается полностью съеденной.

Тем самым автор изображает трусливых представителей либерального класса, маскирующих за кричащими словами собственную жалость и душевное омертвление, распоясавшихся в приспособленчестве, угодничестве и заподозренных в неприкрытом подхалимстве.

На примере героини сказки писатель описывает в виде лукавых изворотов и метаморфоз сущность либеральной политики, не желающей задумываться о судьбе простого русского народа, беспокоясь лишь о собственной выгоде и благосостоянии, тем самым обличая процессы, происходящие в обществе, призывая к серьезному осознанию интересов своего государства и народа.

Произведение отражает писательскую позицию, изложенную в виде сатирической сказки из-за жестких цензурных барьеров, о безыдейности, духовной бедности, ограниченности правящей власти, нуждающейся в покорных, трусливых, преданных по-собачьи согражданах, погрязших в раболепстве не имеющих собственных мыслей, чувств и совести. Именно поэтому произведение несет в себе глубокую социальную критику существующего общественного порядка современного царизма, жестко разоблачая негативные черты угнетения русского народа.

Идея, тема, суть и смысл

Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои произведения Мещанин во дворянстве Мольера

    Одним из главных героев является глуповатый мужчина с простой душой. У него достаточное количество денег, но он стесняется своего простого происхождения и мечтает стать аристократом

  • Книга — источник знаний сочинение для 5, 7, 8, 9 класс

    С самого рождения начинается обучение человека. У кого-то оно длится до конца жизни. Есть разные способы обучения, но часто для этого мы используем книги. Ведь книга – это наш главный источник знаний.

  • Кого можно назвать обывателем? Итоговое сочинение

    Кто такой обыватель? Сложно ответить на поставленный вопрос, но попытаемся разобраться. Во-первых, слово не повседневное и вспомнить его непростая задача. Ранее это слово имело одно значение, сейчас – другое.

  • Сочинение Как я хочу провести лето

    Сегодня хочется поделиться своими мыслями относительно того, как я хочу провести лето. Здесь я поделюсь своими мыслями и желаниями на этот счет.

  • Образ и характеристика Бирюка главного героя рассказа Бирюк Тургенева сочинение

    Главный герой Бирюк, он же лесник. Тургенев в рассказе старается показать, что жизнь у него не сладкая и проблем хватает на его душу

В духе писателя Салтыкова-Щедрина было создание рассказов на злободневные темы в духе сатирического гротеска. При жизни автора некоторые подобные произведения не могли быть опубликованы — критики действующего в то время режима отказывались пропускать в печать подобные едкие и ироничные произведения.

Некоторые из подобных произведений, перед тем, как попасть в печать, подвергались жесткой правке и корректировке со стороны их автора. Потому что в первозданном виде их совершенно невозможно было опубликовать — произведения считались слишком бунтарскими. Поэтому, чтобы добиться их публикации, Салтыкову-Щедрину приходилось их править, смягчать, убирать из них некоторые слишком острые моменты. Однако одно из произведений автора, едкая и ироничная сказка «Вяленая вобла», так и не смогла преодолеть предвзятость и боязнь критиков. При жизни писателя сказка «Вяленая вобла» так и не прошла цензуру и не была прочитана широким кругом современников.

Что же такого запретного было в этой, странной на первый взгляд, сказке? Сказка «Вяленая вобла» действительно странная, если бездумно ее читать и не вникать в детали. Для детского восприятия это, на мой взгляд, довольно сложное произведение. Описывается вяленая вобла, безынициативная, вычищенная и высушенная, лишенная всех чувств рыба. Но разве рыбу имеет в виду автор, описывая жизненные принципы воблы?

В своем произведении «Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин высмеивает жизненные принципы некоторых своих современников, потерявших честь и не имеющих совести. Героиня сказки навязывает другим свой презренный образ жизни и ей даже начинают внимать некоторые недалекие оппоненты. Вобла пропагандирует жизнь в пьяном угаре, ни во что не вникая и не предаваясь рассуждениям о жизненных ценностях. Слушатели воблы перестают видеть плохое в освобождении от лишних мыслей, а заодно и в утрате чести и совести.

Однако «воблушкина доктрина» не проходит даром для самой ораторствующей героини. Используя приемы сатирического гротеска автор изобретает убийственный для воблы поучительный финал — ей откусывают голову. Несмотря на все свои старания вобла со своими выветренными мозгами превращается из благонамеренной ораторши в опасную либералку, заподозренную в измене.

Под личиной воблы автор показывает трусость и краснобайство либералов, маскирующими под громкими словами свое духовное омертвение.

Картинка к сочинению Анализ сказки Вяленая вобла (Идея, тема, суть и смысл)

Предыдущая

СочиненияГалерея помещиков в поэме Мертвые души сочинение

Следующая

СочиненияСочинение по творчеству Пушкина

Сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла»

Краткое содержание

Однажды выловили воблу, вычистили внутренности и повесили на верёвку подсыхать. Процедура пошла рыбёшке на пользу, ведь после неё она ощутила необыкновенную лёгкость. Исчезли лишние думы, совесть куда-то пропала. Рыбка и раньше редко когда о чём-то размышляла, проводя жизнь на дне, а теперь её совсем ничего не тревожило. Её выпотрошили, кожа высохла, от мозга не осталось и следа.

Теперь рыбка стала умной, в её голове возникли новые идеи. Она подаёт просящему монету, только если рядом есть свидетели, которые способны зафиксировать это действо. Если рыбёшка кого-то видит, то сразу начинает умничать, вести философские беседы, делиться своими мыслями. К сожалению, никто не принимает всерьёз её учения, всем опостылели эти присказки.

Повесили на верёвку подсыхать воблу

Умные мысли главной героини вспоминаются лишь через время, когда наступает нужный момент. Тогда люди начинают её славить, искренне не понимая, как она может быть такой умной. Тогда рыбёшка радуется, она отвечает, что является такой от природы, а после того как её высушили, она ещё лучше соображает.

Вобла часто повторяет, что уши выше головы не растут. Именно с этим лозунгом она оказывается в демократических рядах. Люди нередко вступают в спор, стремясь постичь смысл этого высказывания и желая использовать его на практике.

В социуме, где пропагандируют учения рыбки, можно встретить людей с очень разными взглядами. Одни — убеждённые, они никогда не получают ответов на свои вопросы. Другие — пёстрые, их больше всего. Они не имеют совести и радуются, когда слышат высказывания благоразумной рыбки. Её нравоучения оказывают на них отрезвляющее воздействие. Они слушают, что говорит вобла, но не предпринимают никаких действий.

Всеобщее освобождение от ненужных мыслей и мук совести нравится даже тем, кто считает себя человеконенавистниками. Все проникаются идеями обычной рыбки, провяленной на солнышке. Невзирая на отсутствие мозга, она способна творить истинные чудеса, о которых никто даже не подозревал. Чем больше последствий имеют высказывания главной героини, тем больше появляется людей с вопросами о том, как им жить дальше. В итоге рыбёшку уже воспринимают не как мудрого советника, а как опасную либералку. Однажды самый злостный клеветник хватает бедняжку и у всех на глазах откусывает ей голову, сдирает шкуру и съедает.

Анализ сказки

«Вяленая вобла» — сказка в форме животного эпоса. Вначале рыбёшка предстаёт висящей на солнце с вычищенными внутренностями. Она рада, так как теперь не страдает:

  • от лишних чувств;
  • мыслей;
  • совести.

Она уверена, что теперь ей будет проще жить. Нужно сказать, что от природы вобла — «степенная» рыба, она сторонится плохих компаний и старается не лезть не в своё дело. Став сушёной, она проповедует свои взгляды на жизнь. Фраза «уши выше лба не растут» ёмко описывает всю её теорию. Так, рыбка решает, что если она никому не причинит зла, то и ей ничего не будет угрожать. Невзирая на то, что рыбёшка искренне старалась быть аккуратной в своём поведении, её жизнь окончилась трагически. В ней стали видеть угрозу и однажды съели на виду у удивлённой публики.

Либералы 80-х годов 19 века

Сатира автора в произведении «Вяленая вобла» прежде всего обрушивается на либералов 80-х годов. Это сближает сказку Салтыкова-Щедрина с некоторыми другими его произведениями. Нужно сказать, что в середине XIX века либералами называли постепенцев, желающих прийти к компромиссу с представителями власти. Таких людей хоть и не относили к революционерам, но всё же считали их реформаторами. Отношение автора сказки к таким персонажам отрицательное.

По большому счёту, все поучения рыбки — сплошная болтовня, не имеющая никакого смысла. Рыбёшка не имеет плана действий, она не понимает, что именно нужно предпринимать. Ей прекрасно удаётся оправдывать трусов, так называемых премудрых пескарей, которые лишний раз боятся высунуться.

У мудрой воблы появляется множество почитателей, это легко можно объяснить тем, что поучаемое общество позволяет вобле ненадолго возвыситься.

Художественное своеобразие произведения

Салтыков-Щедрин

Автор сказки не только не поддерживает либералов с их пустой болтовнёй, но и выступает против обывателей, готовых внимать этим бесполезным речам. В своей сказке он наглядно демонстрирует, как умирают покорившиеся насилию и злу души.

Салтыков-Щедрин задействует следующие художественные средства:

  • ирония;
  • Эзопов язык (позволяет обойти цензурные препятствия и откровенно выразить собственные мысли);
  • гротеск.

Писатель называет главную героиню «воблушкой», это один из ярких примеров задействования иронии. Ведь ясно, что он не питает к ней никаких тёплых чувств.

Что касается гротеска, то здесь, как известно, глубокое художественное обобщение немаловажных жизненных явлений кроется за неправдоподобием. В начале сказки автор сталкивает читателей с фантастичностью, повествуя о том, что рыбина «стала жить да поживать» после того, как её умертвили, выпотрошили и высушили. Одновременно с этим стоит отметить, что в произведении наблюдается художественное обобщение важнейших для жизни страны 80-х годов явлений (бесполезная болтовня либералов, приспособленчество и трусость людей, не имеющих твёрдых убеждений).

Благодаря этому произведению, словосочетание «вяленая вобла» вошло в разговорную речь. Сегодня так называют человека, который:

  • бездействует;
  • выглядит апатичным;
  • является духовно бедным;
  • не имеет своей точки зрения.

Сказка несёт в себе глубокую социальную критику общественного порядка современного царизма, в ней писатель разоблачает отрицательные черты угнетения россиян. Правящей власти необходимы трусливые и покорные люди, не имеющие собственных мыслей.

Учитель читает книгу детям

Таким образом, в «Вяленой вобле» автор показал особенности социального уклада второй половины XIX столетия. Он завуалировано высмеял безыдейность либерализма, призывавшего жить одним днём, не думая о завтрашнем дне, и отрицавшего гражданскую позицию. Всю свою жизнь Салтыков-Щедрин был патриотом России.

Произведение учит не быть эгоистами и не зацикливаться на себе, развиваться духовно и идти вперёд. Также не следует лезть не в своё дело, это всегда имеет негативные последствия.

Если необходимо написать сочинение или пересказать произведение, рекомендуется читать краткое содержание «Вяленой воблы», это даст возможность сэкономить время и выполнить необходимые задания.

  • Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в сказке медведь на воеводстве
  • Какие явления меняют жизнь людей сочинение
  • Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно рассказ дубровский
  • Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно дубровский сочинение
  • Какие эпизоды рассказа у вас вызывают смех специалист аверченко