Какие зарубки на сердце оставил рассказ телеграмма


13

какие зарубки на сердце оставил рассказ телеграмма,(Паустовский)ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА .

1 ответ:



0



0

Зарубки оставляют чёрствость Насти к матери,её отношение к единственному близкому человеку,её отсутствие рядом с мамой,когда матери  была нужна лишь поддержка ,помощь дочери,но той казались важными другие ценности.Откупиться от матери и не заботиться физически и морально о ней-это низконравственный поступок.
  Рассказ Паустовского  заставляет нас задуматься ,что нельзя быть равнодушным к своим родителям.Матери ждут нас всегда,ждут новостей от нас,они просто ждут.Героиня рассказа «Телеграмма» Настя,жила в Ленинграде и уделяла много времени чужим проблемам.Она была добрая,отзывчивая,помогала всем,но для матери у неё не находилось времени.Старушка Катерина Петровна не хотела тревожить дочь,она она жила в деревне и ей помогали совсем чужие люди,а дочь три года ни разу не навестила мать.Она присылала деньги маме,раз в два-три месяца и считала,что этого достаточно.Когда ей пришла телеграмма,что мать умирает,только тогда собралась в дорогу.Она не успела,мать похоронили без Насти и только тогда дочь пожалела,что её не было рядом с мамой,единственно близким человеком,когда она была так ей нужна.Слишком поздно пришло понимание,сожаление и раскаяние,о чём и пытается сказать нам автор:берегите своих близких,любите их,заботьтесь и них,иначе будет поздно.

Читайте также

Жилин и Костылин жили вонючай яме у них там очень воняло и можно было подниматься из ямы только по толстой веревки есть им давали только хлеб и воду

Макар Чудра рассказал писателю быль о любви цыганской, советуя ему бояться любви, потому человек, который любит, часто теряет волю над собой и своими чувствами. Красавица Радда была своенравна и отказывала всем, кто кидал ей в ноги любые деньги и звал ее замуж. Когда ее впервые увидел Зобара, который красиво играл на скрипке, он был поражен ее красотой и подивился ее острому языку. Весь табор любил его, кроме Радды, и цыгане говорили про них, что <span>«коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».
</span>Наконец, Зобар попросил у отца Радды ее руки, отец согласился, но девушка обвила кнутом ноги Зобара, дернула, и он упал. Это был большой позор для цыгана.  Потом Радда пришла к нему и сказала, что любит его и выйдет за него замуж, если он при всех поклонится ей и поцелует ее правую руку. Это был еще больший позор для цыганского мужчины. Зобар выполнил ее условие, сказал при всем таборе, что в его сердце живет только Радда, но, не успели люди табора опомниться, как он воткнул ей нож в самое сердце. А отец Радды убил влюбленного Зобара.
Такова цена любви цыганской.
Главные персонажи: <span>Макар Чудра, </span><span>Лойко Зобар и Радда.</span>
Второстепенные персонажи: автор, Данило, цыгане табора

Мне кажется, что почти все задумываются о непонятной смерти Моцарта. Многие думают, что его убил Сальери (отравил), но может быть это не совсем так. Вот это и есть вечный вопрос, ведь никогда не станет ясно, как же умер великий композитор тех времён…

Понятно и красиво написать.

<span>В местности недальней, где август с ливнями,
подрастали братья с простой фамилией.
Старший был упрямый – во всём в отца он вышел,
младший вышел в маму – помягче и потише.
Братовья любили родимое село.
А ещё любили во всём согласие.</span><span>Скажет старший брат: – Ступай домой!
Младший, хоть бы что: – Пожалуйста.
Старший: – Я Чапай, ты Петька мой!
Младший, как всегда: – Пожалуйста.</span><span>Годы за годами, как ливни скорые.
Время бы жениться, да вот история:
братьям неразлучным (ведь надо ж так случиться!)
довелось без спросу в одни глаза влюбиться.
И сошлись в решенье бесповоротные
у одной калитки два брата рОдные.</span><span>Старший брат сказал: – Будь другом, брат!
Младший брат вздохнул: – Пожалуйста.
Старший брат сказал: – Вернись назад.
Младший прошептал: – Пожалуйста.</span><span>Расщепило бомбой отцову яблоню.
Братья воевали с врагами яростно.
Раз, когда атака была к земле прижата,
вдруг да не послушал младшой старшого брата:
– У тебя невеста, погодь, пожалуйста.
Пуля бессловесна. Поди, пожалуйся…</span><span>Старший брат просил: – Ещё чуток!
Младший брат стонал: – Пожалуйста.
Старший укорял: – Ну как ты мог!
Оживи, браток!! Пожалуйста!!!</span><span>В городке российском над тихой Старицей
белокурый парень живёт, не старится.
Только не ерошат ему ветра беспечно
каменные кудри – сегодня и навечно.
Приезжал на праздник к младшому брат старшой.
С синеглазым внуком, с печалью за душой.</span><span>Старший брат сказал: – Проснись, браток.
Младший брат сказал: –
Старший брат сказал: – Прости, солдат.
Младший брат сказал: –</span><span>“Младший брат сказал: – ”. И это уже навсегда.
ты живи, браток. Пожалуйста.</span>

  • какие зарубки на сердце оставил рассказ телеграмма,(Паустовский)

    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА .

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      julieandrews648

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • informatika
    Информатика

    50 секунд назад

    Решите информатику пожалуйста

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    58 секунд назад

    Литература 7 класс.Помогите срочно!

  • himiya
    Химия

    7 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • literatura
    Литература

    11 минут назад

    Сочинение на тему что такое слава ?
    Как можно прославиться ?

  • geometriya
    Геометрия

    12 минут назад

    Помогите сделать, пожалуйста

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

«Зарубки на сердце»

(Урок — размышление над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Форма проведения: урок – размышление

Цели урока:

1.Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;

2. Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);

3.Определить авторскую позицию и средства ее выражения;

4. Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.

Эпиграф

Чти отца твоего и мать твою,

Да благо ти будет, и долголетен

Будеши на земле.

Пятая заповедь Божия

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II Вступительное слово учителя.

— Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, — душа человека.

-Я хочу, чтобы ваша душа была зрячей, умной, открытой и большой.

-Мне хотелось бы, чтобы вы задумались над вопросами:

— Какой я сын или дочь?

— Настоящая доброта… Какая она?

— Любовь к матери – долг или веление сердца?

— Материнская любовь – святая и бескорыстная…

— Нет ничего страшнее одиночества…

– А теперь послушаем стихи ставропольских поэтов, которые были предложены для заучивания наизусть.

Забываем все-таки про мам.
А они скучают вечерами,
Изредка названивая нам
И всегда интересуясь нами.

Времени у нас, обычно, нет —
Мы живем серьезными делами,
Забывая часто, что в ответ
Позвонить мы обещали маме.

И. Кащпуров.

Одинокая

Ей глаза обессилело горе, 
Время отняло силы давно. 
А пурга заметает подворье, 
И тяжелый сугроб по окно. 
Ну, а годы уходят, уходят. 
Не догнать уж – гонись, не гонись…
Ах, как долго светает сегодня, 
Ах, как медленно тянется жизнь.

Сергей Овсянников

Мама

Дорог мной пройдено не мало.

В далекой тундре и в тайге,

Передохнув накоротке,

Тебя лишь вспоминал я, мама.

В метели, в лютые морозы,

Теряя зыбкий след тропы,

Когда из глаз просились слезы,

С тобой я в мыслях рядом был.

В моей превратной, злой судьбе

Сияла ты звездой единственной,

С которой я не огрубел

И с верного пути не сбился.

 Мама, я звоню тебе, когда

На душе осенние печали.
Чтоб, как в те — далекие года
Слушали меня и понимали.

Хорошо, что есть куда звонить,
Хорошо, что есть кому ответить.
Пусть не рвется долго эта нить,
Может быть, главнейшая на свете!

Как они, что их волнует там?
Далеко, а может, близко где-то…
Забываем мы про наших мам.
И легко себе прощаем это.

1. Ребята, о чем эти стихотворения? Какие чувства в ней выражены?

— ответы-

2. Как вы думаете, почему мы начали урок с чтения этих стихотворений? Как она связана с темой прошлого урока?

(На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.)

— «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным.

Чтение случая из жизни Дитрих.

На концерте на сцену ЦДЛ вышел с поздравлениями и комплиментами большой начальник из и любезно спросил Дитрих: «Что бы вы хотели еще увидеть в Москве? Кремль, Большой театр, мавзолей?» И эта как бы недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!» Сказать, что присутствующие были ошарашены, — значит не сказать ничего. Мировая звезда — и какой-то Паустовский?! Что за бред?! Все зашептались — что-то тут не то! Начальник, тоже обалдевший поначалу, опомнился первым, дошло: с жиру звезда бесится. Ничего, и не такие причуды полоумных звезд пережили!
И всех мигом — на ноги! И к вечеру этого самого Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. И вот пришлось — с непривычки неумело — умолять. Умолили…
И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик.А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, гордая валькирия, подруга Ремарка и Хемингуэя, — и вдруг, не сказав ни единого слова, молча грохнулась перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и замер, как в параличе. И только потом вдруг — медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! — начал вставать. И встали все. И чей-то женский голос вдруг негромко выкрикнул что-то потрясенно-невнятное, и зал сразу прорвало просто бешеным водопадом рукоплесканий! А потом, когда замершего от страха Паустовского усадили в старое кресло и блестящий от слез зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг как бы немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского «Телеграмма», который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству.И, быстро утерев последнюю, совсем уж бриллиантовую слезу, Марлен сказала — очень просто: «С тех пор я чувствовала как бы некий долг — поцеловать руку писателя, который это написал. И вот — сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо вам всем — и спасибо России!

AutoShape 6AutoShape 4AutoShape 2AutoShape 8

AutoShape 6AutoShape 4AutoShape 2AutoShape 8

Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.

-ответы-

— Я поняла, что рассказ растревожил ваши души, сегодня мы продолжим размышлять над прочитанным.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

1. — Как вы понимаете слово «зарубки»?

ЗАРУБКИ → (см. словарь) ЗАРУБКА -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь

2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго

2. В каком значении употреблено это слово в теме урока?

— отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения.

Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

— Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский?

— одинокой старости

— материнской любви

— милосердия

— взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы

Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.

— Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе,

она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке?

— ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми.

— Проблема «отцов и детей» — одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.

Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили.

Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений детей и родителей на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе.

И еще: подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма».

III. Осмысление содержания рассказа.

— Итак, обратимся к тексту, медленно, вдумчиво, с остановками перечитаем начало рассказа.

Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

(Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

-В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом”.

— Возвращаясь, Катерина Петровна сталкивается с кленом. Перечитаем этот эпизод.

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом,и она написала письмо дочери : “Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”.

-Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).

-Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”.

Сцена (получение письма Настей и её действия).

Релаксация. (Звучит песня «Мама»)

-Сядьте поудобнее, закройте глаза, послушайте песню «Мама», вспомните самые светлые, самые счастливые моменты, связанные с вашими мамами. Задумайтесь над вопросами, которые были поставлены в начале урока: Какой я сын или дочь?», «Настоящая доброта… Какая она?» “Поступок, за который я себя осуждаю”.

Зажжём свечу, которая будет как бы символом нашей негасимой любви к матери.

Продолжим урок

Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: “Не будь пустельгой”. Что значит “пустельгой”? «Пустельга – хищная птица…»

Сторож Тихон — рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

Что мы узнаем о Насте из 1-ой части? Как мы к ней относимся?

— Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей. Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: «« У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.

— Настя – черствый человек, беззаботна, равнодушна, бессердечна

— Но можно ли говорить о равнодушии, о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки?

— Настойчива, требовательна.

— Как оценили деятельность Насти художники? Как они ее называли?

— Сольвейг – солнечный путь или луч. Но была она им для матери? Для чужих людей?

— На какую деталь портрета Насти сразу обратили внимание?

— Холодные глаза.

— Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза?

— У людей бесчувственных, черствых душой, равнодушных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.

— Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом связывает писатель это слово?

— одинокий – холодный

— Есть подтверждение этой связи в истории Насти? « Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». На что же обрекла себя Настя?

на одиночество.

— И еще одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе»…

Что подчеркивает автор в этой фразе?

— Самолюбование

— Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в ее сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше трех лет? Обратимся к тексту.(Читает Алиса)

Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты». Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. «Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!» Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. «Поздно! Маму я уже не увижу», — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — «мама». Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. «Что ж это, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

— И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери?

— Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку.

— Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Обратимся к тексту

Выборочное чтение.

Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника?

— Отсутствие Насти в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей, только для чужих людей, приятно слушать похвалы в свой адрес.

Давайте выберем из этого эпизода слова, отражающие действия Насти в момент, когда она узнает, что мама умирает.

Почему Настя боялась поднять голову?

— Боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все.

На каком фоне все это делает Настя?

— На фоне похвалы в ее адрес.

— Обратите внимание на резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

— Перечитаем еще один эпизод. Это внутренний монолог Насти.

— Какие предложения по интонации и по цели высказывания использует автор? Почему?

— Вопросительные и восклицательные предложения передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (многое поняла). Слово «мама» звучит как пропуск.

— А в это время в Заборье умирала Катерина Ивановна. Снова перенесемся в старинный заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

Героине помогают Тихон, Манюшка, почтарь Василий.

Как Тихон, зная о близкой смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни ее жизни?

— Сам написал телеграмму от имени Насти.

— «За добро плати добром, не будь пустельгой, — говорит Тихон Манюшке. Как вы поняли смысл этой фразы?

— ПУСТЕЛЬГА — 1. Хищная птица сем. соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.)

Такой пустельгой оказалась Настя.

— С чем осталась Настя?

— Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди.

Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

-Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

— Можно ли употребить слово «пустельга» к Насте?

— Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души вечной занятостью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

(Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил ее).

— Какой мы видим Настю после смерти матери?

— Она изменилась?

(Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз).

А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку» покойной.)

— А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Чтение эпилога

— Прочитайте эпилог, чем важна эта часть? ( холод души растоплен слезами боли и раскаяния).

— Настя в переводе с греческого – «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить ее страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям — Как вы поняли, что такое зарубки?

(Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый).

— У вас остались «зарубки» на сердце? Какие?

Рефлексия

— Урок помог задуматься…

( о том, как страшно потерять маму;

об одиночестве, доброте и милосердии

о человечности, об отношении к маме

о моих родных

о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм

почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме.)

Стук в дверь. Приносят телеграмму.

    1. Заповеди Паустовского

— Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте, не скупитесь на ласковые слова, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни.

— Что я услышал(а) в телеграмме Паустовского?

— ( нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя

— нужно заботиться о маме

— я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя

— старые люди нуждаются в нашей поддержке

— я очень люблю свою маму и боюсь её потерять

— нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно

— я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой»)

Валентина Кушмар

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.

Тягостны бессонницы ночей:

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте!

У кого есть мамы.

Приезжайте к ним без телеграмм!

Петр Давыдов

Не забывайте Матерей!
Они печалятся в разлуке,
И нет для них страшнее муки —
Молчанье собственных детей.
Не забывайте Матерей!
Они ни в чём не виноваты.
Как прежде их сердца объяты,
Тревогой за своих детей.
Пишите письма Матерям,
Звоните им по телефону!
Они так радуются вам.
Любому вашему поклону.
Не забывайте Матерей!
Ведь для молчанья нет причины.
И глубже с каждым днём морщины,
От равнодушия детей.
Средь суеты и праздных дней
Услышьте Господа и Дамы
Болит душа у вашей МАМЫ!
Не забывайте Матерей!
Пишите письма Матерям!
Звоните им по телефону,
Они так радуются вам,
Любому вашему поклону.

— Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, иначе может оказаться поздно.

Мне бы хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте это сделать уже сегодня. Я думаю, что у вас есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность. Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений. Чтобы никогда не забывали о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

Домашнее задание:

Написать сочинение –рассуждение на тему: «Материнская любовь» по материалам ОГЭ

11

  • Какие законы нельзя переступать сочинение
  • Какие задачи помогает решать методика родительское сочинение
  • Какие задачи должна была решить церковная реформа петра 1 составьте рассказ в котором обязательно
  • Какие задачи должна была решать церковная реформа петра 1 составьте рассказ
  • Какие жители не встречались элли в сказке волкова волшебник изумрудного города