Какие жанровые особенности сказок выделяются во время работы с ними

План

1. Ознакомление
школьников со сказкой как жанром.

2. Особенности
методики изучения сказок различных
типов.

2.1. Сказки о животных

2.2.Бытовая
сказка.

2.3. Волшебная
сказка

Литература

1. Бибко Н.С.Сказка
приходит на урок. // НШ – 1996 — №9 – с. 31-34

2. Бибко Н.С. Обучение
первоклассников умению читать сказки.//НШ
– 1986 — №4 – с.17-20 (чудесного типа).

3. Бибко Н.С. Изучение
сказок, помещенных в разделе «Устное
народное творчество».//НШ — 1987 — №5 –
с.25-28 (условного типа).

4. Бибко Н.С. Изучение
сказок смешанного типа.//НШ — 1990 — №3 –
с. 29-33

5. Бибко Н.С. Работа
над выразительностью речи и чтения при
формировании умения читать сказки //НШ
– 1991 — №12 – с.20

1. Ознакомление
школьников со сказкой как жанром.

В чтении младших
школьников большое место занимает
сказка.

Сказка
— один из видов повествовательной
литературы, произведение в прозе или
в стихах, в котором речь идет о вымышленных
событиях, иногда фантастического
характера. Сказки
имеют большое воспитательное значение.

1. Они педагогичны,
так как содержат народную мудрость.

2. Они подкупают
своей идейной направленностью: добрые
силы всегда побеждают.

3. Сильной стороной
сказок является их направленность на
победу, на торжество правды.

4. Велико значение
сказки как средства развития речи. Язык
сказки богатый образными выражениями,
обогащает речь учащихся.

Это прекрасный
материал для формирования навыков
связной речи.

5. Сказки развивают
воображение младших школьников,
пробуждает творческие интересы.

В начальной школе
согласно программе, учащиеся лишь
практически знакомятся с особенностями
сказки как жанра фольклора. Отмечаются
две существенные особенности
сказки: наличие вымысла и композиционное
своеобразие (зачин, повторы, концовка).
В сказке обычно повторяется один основной
эпизод. При этом в последний раз после
повторяющегося эпизода, как правило,
совершается контрастное событие и
следует развязка. Повторы происходят
чаще всего потому, что в сказке появляются
все новые и новые действующие лица или
вносятся новые детали. В каждой сказке
есть своя композиционная особенность.
Поэтому только по повтору учащимся
нельзя делать вывод о том, сказка перед
ними или нет. Важно учить школьников
при распознавании жанра произведения
учитывать совокупность его признаков.

Таким образом,
сказка имеет следующие жанровые
признаки.

  1. Сказка занимательна,
    необычна, с отчетливо выраженной идеей
    торжества добра над злом, жизни над
    смертью, правды над ложью. Все события
    в ней доведены до конца, незавершенность
    не свойственна сказочному сюжету.

  2. Назначение сказки:
    на материале сказки решается
    образовательная, развивающая и
    воспитательная задача.

  3. Сказка восходит
    к действительности, породившей ее
    эпохи, отражает события той эпохи, в
    которую она бытует, но это не прямой
    перенос в сказочный сюжет реальных
    факторов.

  4. Сказочный дидактизм
    пронизывает всю сказочную структуру,
    достигая особого эффекта резким
    противопоставлением положительного
    и отрицательного. В сказках всегда
    торжествует нравственная и социальная
    правда.

  5. Как явление
    фольклора, сказка всегда сохраняет все
    общефольклорные признаки: коллективность,
    устность бытования.

  6. Каждый рассказчик
    предлагает свой вариант сказки. В них
    совпадает идея, сюжет, повторяются
    общие мотивы. Жизнь сказки – непрерывный
    творческий процесс. В каждую новую
    эпоху происходит частичное обновление
    сказочного сюжета.

  7. Важнейший признак
    сказки – особая форма ее построения,
    особая поэтика.

  8. Что же касается
    героев сказки, то ими становятся не
    только мифические персонажи, но и
    обездоленные люди: сироты, нищие и т.
    д. В сказках можно найти мифологические
    элементы.

Рассмотрим
структуру урока работы над сказкой

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего
    задания

  3. Вступительная
    беседа

А) сведения об
авторе сказки, работа с выставкой книг,
проведение викторины;

Б) Жанровые
особенности сказки

  1. Словарная работа

А) язык сказки
(изобразительно-выразительные средства)

Б) объяснение
непонятных слов

  1. Первичное восприятие
    текста сказки с установкой (рассказывание,
    использование фонохрестоматии)

  2. Проверка первичного
    восприятия текста

  3. Чтение по частям
    и анализ прочитанного текста

  4. Составление плана
    прочитанного.

  5. Пересказ

  6. Подготовка к
    чтению по ролям.

  7. Чтение по ролям

  8. Проведение
    различных видов творческих работ.

  9. Обобщающая беседа

  10. Домашнее задание

При анализе сказок
разных типов учитываются некоторые
особенности. На этом вопросе мы
остановимся, рассматривая методику
работы над сказками разных типов.

По сложившейся в
литературоведении традиции сказки
делятся на три группы: сказки
о животных, волшебные и бытовые
новеллистические
.

2. Рассмотрим
особенности методику изучения сказок
различных типов.

2.1. Самый
распространенный вид сказок, который
рано становится известным ребенку, –
сказки о
животных
.
Главные его герои – звери, птицы. Они
ведут себя как люди: строят жилье, делают
на зиму запасы, ходят друг к другу в
гости, разговаривают.

Сказка о животных
по своему характеру похожа на бытовую
сказку. Она доказывает самые прописные
истины: нужно слушаться старших, не
нарушать запреты. Сказки учат ценить
ум выше физической силы, приучают
дорожить дружбой, осуждают предательство.
В сказках этого вида самые элементарные
и в то же время самые важные представления
– об уме и глупости, о доброте и жадности
– ложатся в сознании и определяют для
ребенка нормы поведения.

Сюжет сказок о
животных очень прост. Как справедливо
подметил Ю.М.Соколов, в сюжете сказок о
животных очень широко применяется прием
встреч. С одной стороны, посредством
встреч передаются какие-то элементы
реального. С другой стороны этот прием
дает возможность столкнуть в сюжете
любых животных, наградив их соответствующими
качествами и поступками, передать
фантастическое.

Методика анализа
сказок о животных существенно не
отличается от анализа реалистических
рассказов.

Вначале сказка
анализируется как реалистический
рассказ и все направлено на то, чтобы
учащиеся восприняли конкретное
содержание, правильно представили себе
развитие сюжета, мотивы поведения
действующих лиц, их взаимоотношения.
Только на последнем этапе работы над
сказкой учитель ставит детей в условия
«переноса» вывода сказки на аналогичные
случаи в жизни. Этого вполне достаточно,
чтобы, с одной стороны, сказка для
учащихся осталась сказкой, а с другой
– они обогатили себя знанием определенных
явлений жизни.

Из всего сказанного
можно сделать следующий вывод:

  1. Специфику сказок
    определяет вымысел. Он возникает в
    результате соединения противоположностей
    – человеческого и животного мира – в
    одном пространстве, в одной сфере (петух
    и кот живут вместе).

  2. В сказках о животных
    нет идеализированного героя. Во всех
    сказках ум противопоставлен физической
    силе. Но единого носителя этого качества
    нет. В сказках о домашних и диких животных
    победа всегда за домашними животными.
    Торжествует ум, а не сила (волк боится
    козы и барана).

  3. Не во всех сказках
    о животных благополучный конец, но
    трагедийного звучания в сказке нет.
    Это своеобразное доказательство от
    противного основной идеи (лиса обманула
    старика, потому что он глуп).

  4. Сказки о животных
    обладают потенциальной иносказательной
    возможностью, в них легко угадываются
    человеческие бытовые ситуации (лиса
    угощает журавля кашей на тарелке).

  5. Сюжет в сказках
    о животных не сложен. Чаще всего в них
    разрабатывается мотив встречи.

  6. В конце сказки
    всегда подводится итог, выраженный или
    пословицей, или обобщающей фразой («как
    аукнется, так и откликнется»)

  7. В сказках о животных
    в процессе повествования используются
    традиционные сказочные формулы («и
    теперь живут, хлеб-соль жуют»).

2.2. Рассмотрим
особенности бытовой
сказки
.

Конфликт в бытовой
сказки разрешается в бытовой сфере,
поэтому в отличие от волшебной сказки
вымысел в них не носит ярко выраженного
сверхъестественного характера. Действия
героя и его врага в бытовой сказке
протекает в одном времени и пространстве,
воспринимаются слушателями как
повседневная реальность. Степень вымысла
возрастает в зависимости от нарушения
привычных бытовых пропорций.

В бытовой сказке
социально-бытовые мотивы – основа
сюжета. Они не могут оставаться
неизменными.

Герой бытовой
сказки – фигура активная, он действует
без чудесных помощников. Бытовая сказка
поэтизирует ум, ловкость, смелость,
находчивость. Она стремится к снижению
чудесного.

У бытовой и волшебной
сказки совпадают представления об
идеалах добра и справедливости,
конфликтные коллизии, есть ряд общих
мотивов, но бытовые сказки имеют особую
структуру.

Действие в бытовых
сказках происходит в обычной обстановке.
Однако в них нет героев-животных. А если
животные попадут в такую сказку, то
только в своем реальном виде, не обладая
никакими качествами и признаками
человека. Героями в таких сказках
являются мужик, солдат, работник, а также
предметы, окружающие нас в быту.

Главные темы
бытовых сказок – это или семейные
отношения, или отношения социально-бытовые.

Условия жизни в
бытовых сказках рисуются довольно
реально, конфликты решаются правдивые.
Удивительное в таких сказках то, что в
них вполне реальные персонажи получают
необычную сюжетную реализацию. Таким
образом, бытовая сказка имеет следующие
особенности:

  1. Конфликт разрешается
    благодаря активности самого героя;
    сказка делает героя хозяином своей
    судьбы.

  2. Сказочное
    пространство и время в бытовой сказке
    приближено к слушателю и рассказчику,
    в них важную роль играют моменты
    сопереживания.

  3. Вымысел в бытовых
    сказках строится на алогизме. До
    определенного момента сказка
    воспринимается как бытовой, вполне
    правдоподобный рассказ. Алогизм
    достигается гиперболичным изображением
    каких-либо качеств отрицательного
    героя: глупости, жадности.

  4. Бытовые сказки
    могут иметь различную композицию:
    новеллистические и авантюрные –
    многоэпизодные, комические и сатирические
    чаще всего разрабатывают один эпизод.

2.3. Рассмотрим
особенности
волшебной
сказки

Волшебная сказка
– это художественное произведение с
четко выраженной идеей победы человека
над темными силами зла, с идеализированным
героем, который, выдержав предварительные
испытания, при помощи волшебного средства
достигает желаемого: получает царство,
невесту или то и другое сразу.

Волшебные
сказки
характеризуются всевозможными
превращениями. Характерным механизмом
преобразования сказочных образов
является гиперболизация,
различная по форме. Такова гиперболизация
изменений во времени (например,
герой-ребенок необыкновенно быстро
растет). Другая форма гиперболизации в
пространстве (герои быстро перемещаются);
гиперболизация качеств, присущих
персонажу сказки (например, ковер-самолет).

В волшебной сказке
характеры персонажей, действующие лица
от начала и до конца бывают наделены
определенными добродетелями или пороками

В волшебных сказках
отрицательные персонажи дурны и злы,
положительные наделены комплексом
особенно ценных качеств ума, чувства,
характера. Оба типа персонажей в сказках
этого вида представлены в контрастном
противопоставлении. Герои сказок всегда
остаются верны своим характерам, что
бы с ними не случилось. Функции животных
– в решающий момент они приходят на
помощь герою.

В волшебных сказках
герои прибегают к помощи предметов или
живых существ, обладающих волшебной
силой.

Волшебные сказки
отличает особый характер вымысла. В них
всегда действуют сверхестественные
силы – то добрые, то злые. Они творят
чудеса: воскрешают из мертвых, обращают
человека в зверя или птицу. Здесь и
страшные чудовища: Баба Яга, Змей Горыныч,
и чудесные приметы: ковер-самолет,
шапка-невидимка. Поэтому при анализе
таких сказок специфичным будет выяснение
направленности волшебных сил (кому
помогают и почему, как это характеризует
героев сказки). В остальном анализ сказки
будет осуществляться так же, как и анализ
рассказа.

Специфика
волшебных сказок:

1. Конфликт в
волшебной сказке разрешается всегда
при помощи волшебных сил, чудесных
помощников, при относительной пассивности
героя.

2. В волшебной
сказке действия развертываются в двух
пространственно-временных планах.

3. В волшебных
сказках два типа героев.

Один тип – это
«положительный герой», наделенный от
рождения положительными качествами.
Второй тип – «отрицательный герой». В
конце сказки обездоленный получает
свои права, бедный становится богатым.

4. В волшебной
сказке описание заменяют поэтические
формулы. Обязательный признак формулы
– повторяемость в ряде сказок. Различают
начальную формулу (присказка),
повествовательную, конечную (концовка).

Рассмотрим
методические
рекомендации

к изучению сказок.

При чтении сказок
рекомендуется:

1. Работу над сказкой
вести как над реалистическим рассказом.
Не надо снижать заинтересованность
детей, растолковывав им, что «так в жизни
не бывает», что это вымысел. Дети сами
не верят в существование Бабы Яги и
говорящей рыбки, но детскому воображению
свойственно яркое видение мира,
показанного в сказке, и это приносит им
радость, учит мечтать.

2. Использовать
сказки для составления элементарных
характеристик и оценок, так как персонажи
сказок обычно являются выразителями
каких-то характерных черт, ярко
раскрывающихся в их поступках. Ставятся
такие вопросы: «Почему же яблонька,
печка, река сначала не захотели помочь
девочке, а теперь спасают ее?» — спрашиваем
мы. В ответах дается оценка поведения
девочки, делается вывод о значении
вежливости и скромности

3. Не переводить
мораль сказки в область человеческих
характеров и взаимоотношений. Дидактизм
сказки настолько силен, ярок, что дети
сами делают выводы: «Не послушался
Иванушка сестры — стал козленочком:
надо было потерпеть, выдержать характер».

Если дети придут
к подобным заключениям, то, значит,
чтение сказки достигло цели.

4. Учитывать
специфику произведения необходимо и
при выборе приема для первичного
восприятия. Так, народную сказку как
фольклорный жанр следует детям
рассказывать, в то время как литературная
авторская сказка должна быть прочитана
по книге.

Специфика фольклорной
сказки в том, что она создавалась для
рассказывания. И композиция, и язык
сказки рассчитаны на сказовую манеру
передачи. Поэтому прозаические сказки
пересказываются, и как можно ближе к
тексту.

Рассказывание
сказки проводится на разных этапах
урока. Иногда первичное знакомство со
сказкой идет через выразительное
рассказывание ее учителем. Полезно
использование фонохрестоматии, где
сказки даны в артистическом исполнении.

Сказка детьми
пересказывается и по картинкам, заменяющим
собой план. Своеобразным пересказом
является словесное иллюстрирование
сказки (Д. Мамин-Сибиряк. «Храбрый заяц»;
М. Горький. «Воробьишко»). Обязателен и
подробный пересказ. Хорошим приемом
подготовки к подробному пересказу
является чтение сказки в лицах.

Небольшие сказки
можно драматизировать, разыгрывать в
лицах. Инсценировка сказок во внеклассное
время помогает выражать сказочные
характеры, развивает речь и творческие
способности детей.

5. Сказка используется
и для обучающих работ по составлению
плана, так как она отчетливо членится
на сцены — части плана, а заголовки
легко отыскиваются в тексте сказки. Уже
во II классе дети охотно рисуют картинный
план.

6. Обычно чтение
сказки о животных не требует никакой
подготовки. Но иногда следует напомнить
в беседе о нравах и повадках животных,
с показом чучела или изображения на
картине и припоминанием уже известных
сказок о них. Если читается сказка о
природе, близкой детям, то используется
материал экскурсии, записи в календарях
природы, т. е. наблюдения и жизненный
опыт детей.

7. В связи с чтением
сказки возможно изготовление кукол,
декораций для кукольного театра, фигурок
зверей и людей для теневого театра (на
уроках труда).

8. Следует вести
элементарные наблюдения над особенностями
композиции сказки, так как эти наблюдения
повышают сознательность восприятия
сказки детьми. Уже во II классе дети
встречаются со сказочным приемом
троекратного повтора и замечают, что
это помогает запомнить сказку. В III
классе возможна более углубленная
работа над композицией сказки.

При
работе со сказкой используются те же
самые формы
и приемы

работы с текстом, что и при работе с
рассказом: выборочное чтение, ответы
на вопросы и постановка вопросов
учащимися, словесное и графическое
рисование, составление плана, все виды
пересказа, добавляются такие виды работ
как составление сказки по аналогии с
прочитанной и составление сказка
наоборот.

Тесты и задания
к лекции №10 «Методика работы над
сказкой».

1. Назвать жанровые
признаки сказки (по 1 баллу за правильно
названный признак. Всего 8 баллов).

11. Назвать особенности
сказки о животных (8 баллов), бытовой (4
балла), волшебной сказки (5 баллов)

Доклад на тему:

«Жанровые особенности русской народной сказки»

 Народная сказка — одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получили на ярких примерах народной сказки. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. В свое время русский педагог К. Д. Ушинский высоко ценил народную сказку, считая её рассказывание замечательным методом воздействия на ребёнка: » Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь  был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».  Сказка — устное народное произведение, возникшее в устах талантливых сказителей в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название своё она получила от слова «сказывать». В течение долгого времени сказка, передавалась из уст в уста, из поколения в поколение,  приобрела традиционные, устойчивые формы композиции и выразительность языка. Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать ребёнку. Какие же жанры сказок нам известны? Существуют сказки волшебные, о животных и бытовые.

Самый распространённый вид сказок, который рано становится известным ребёнку, -сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идёт петух в сапогах, несёт на плече  косу и кричит во всё горло о том, чтобы шла лиса вон из заячьей избушки, иначе быть лисе зарубленной. Волк ловит рыбу — опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! ( » Лиса и волк «). Лиса извещает тетерева о новом » указе» —  тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит ( «Лиса и тетерев»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано , чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребёнок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей  занимает сама история: будет ли изгнана лиса из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные

представления — об уме и глупости , о хитрости  и   прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для  ребёнка нормы поведения.

Сказки   утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка — тянут — потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернётся к нему многими гранями. Ребёнку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку.

«Курочка — ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А. Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох — от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара,  мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришёл медведь — не стало теремка (» Теремок»). В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребёнку, ведь он должен определять свое место в жизни, усваивать морально — этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще  и ребёнку.  Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, — петух проглотил зерно и подавился, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы. В конце  концов курица принесла маслица, петух спасён, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко»). Ирония сказки понятна ребёнку, ему нравится и то, что сколько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребёнка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство

реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки  знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы  от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребёнка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет  заяц у порога своей избушки. Его выгнала лиса. Петух прогнал лису — радости зайца нет конца. Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребёнка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух — герой, лиса — хитрая обманщица, волк — жадный, медведь — глупый. Это не примитивность, а та необходимая простота,  которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. Запав в память, сказки становится неотделимой частью детского сознания.  

Теперь можно рассмотреть волшебные сказки. Детям дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда – и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьет недругов; мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей; взмывает в небо ковер-самолет; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действия в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась – и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры – напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и по ступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда

делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.  

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подводя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот событий к исходному положению – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то не стало. В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными добродетелями или пороками. Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. С тремя змеями бьется Иван-царевич, и каждый новый его противник сильнее предыдущего: трехглавого сменяет шестиглавый, а шестиглавого – девятиглавый или двенадцатиглавый; три трудных задачи задает Морской царь Ивану-царевичу – и каждая новая все труднее и труднее;  трижды разгоняет своего верного коня герой с намерением доскочить до верхнего окошка, в котором сидит царевна, и только на третий раз добивается своего. Причем троекратного повторения имеет особенной смысл в каждом конкретном случае. В сказке о сивке-бурке трижды повторяющееся скакание на коне мимо терема царевны свидетельствует о необыкновенной трудности в достижении цели. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым. Волшебные сказки живо передают подробности человеческих переживаний и тем волнуют воображение слушателей. «Старшие ушли,- говорится в сказке «Гуси-лебеди»,- а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась-загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету! Кликала заливаясь слезами, причитывала, что худо будет от  отца и матери, — братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле: метнулись вдалеке гуси-лебеди и

пропали за темным лесом». Беззаботная игра  девочки передана словами: «заигралась-загулялась»,а затем внезапное, словно сердце упало: «Глядь – братца нету!» Испуг, затем поиски с постепенно пропадающей надеждой найти брата и, наконец, горькое отчаяние: «Кликала, заливаясь слезами, причитывала… братец не откликнулся!»

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях,- это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говорится так: «налетели», «подхватили», «унесли», «метнулись», пропали» и т.д. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки. Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома – всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках – темная, солнце – красное, море – синее, лебеди – белые, луга – зеленые. Это все густые, глубокие цвета, не полутона. Меч у героя – острый, дворцы – белокаменные, камни – самоцветные, столы – дубовые, пироги – пшеничные и т.д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

Ну а теперь обсудим ещё одну разновидность сказок – бытовые. Их характерная особенность кроится в их названии. Все эти сказки про обыденную жизнь. Эти сказки чаще всего являются сатирой, в них высмеиваются недостатки человека. Интересны они тем, что у них, больше чем у других сказок, связи с действительностью. Здесь смекалка берёт верх над глупостью, доброта побеждает зависть и злобу. Самый известный персонаж в бытовых сказках – это Иванушка. Он вроде бы и простоват, и глуповат, но имеет доброе сердце и бескорыстные помыслы, и как результат, ему достается счастье как награда. Например, сказка «Конёк-Горбунок». Добрый Иванушка в конце не сварился в молоке, а сам омолодился и получил жёны – красавицу принцессу. Бытовые сказки очень поучительны. В них осуждается жадность, злоба, зависть, корысть. Все эти пороки не могут противостоять доброте, бескорыстию, радости, веселью. Вот мы и рассмотрели три разновидности сказок. Что их объединят? Может быть то, что мир сказок необыкновенно живой, яркий, чудесный. Его населяют необыкновенные животные, диковинные птицы, разновидные растения, фантастические превращения. А самое главное – сказка рассказывается так, как будто её события произошли на самом деле.

раскрытая книга
Сказка: Unsplash

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.

Сказка как литературный жанр

Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.

Что такое сказка?

Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

Спящая царевна

«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:

  • Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак, Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Кащей Бессмертный

«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

фонарь

Сказка как литературный жанр: Unsplash

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

  • волшебные сказки;
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки.

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

  • животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк);
  • предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки);
  • стихии.

Царевна-лягушка

«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов

У такой сказки есть и стилистические особенности:

  • особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»);
  • троичность (три испытания, три сына, три дороги).

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Что такое сказка о животных?

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:

  • «Лиса и Волк»;
  • «Волк и козлята»;
  • «Звери в яме».

Есть и казахские сказки:

  • «Лисица и Обезьяна»;
  • «Мечта голодного волка»;
  • «Ласточка и Богомол».

лиса, олень и волк

Сказка о животных: Unsplash

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

  • «Каша из топора»;
  • «Ямщик и купец»;
  • «Шел солдат домой» и пр.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1823337-skazka—eto-cto-takoe-osobennosti-zanra/

  • Какие жанровые особенности сказки можно выделить
  • Какие еще традиционные для русских народных сказок выражения использованы в прочитанных фрагментах
  • Какие есть юмористические рассказы
  • Какие есть удмуртские сказки для детей
  • Какие есть типы сказок