Какие жанры сказок вам известны 7 класс

Сказки бывают народные и авторские. По жанрам делятся на сатирические, волшебные, бытовые, новеллистические, небылицы и сказки о животных. Какие виды …

Сложно представить себе детство без сказок. В любое, даже самое трудное время, в каждой стране матери обязательно рассказывают своим детям легенды, предания и вымышленные истории. Следует отметить, что как раз в самых бедных странах сказочный фольклор наиболее распространен.

Сказки помогают не только скоротать время. Они развивают фантазию ребенка и моделируют ситуации, которые могут происходить в реальной жизни. Именно из этих, порой незатейливых, историй мы впервые узнаем о добре и зле, учимся чувствовать и сопереживать, постепенно готовясь к вступлению во взрослую жизнь.

Какие бывают сказки?

Литераторы выделяют 2 основных вида: народные и авторские. Фольклор передавался из уст в уста и пришел к нам из древности. А вот авторская сказка — это полноценное литературное произведение, написанное определенным человеком. Такие сказки относительно молоды. Тем не менее, часто они основываются на народном творчестве. Рассмотрим данные течения более подробно.

Народная сказка

Издревле сказания были способом отвлечься от тяжелых трудовых будней, скрасить долгий зимний вечер или монотонную работу, выразить свое отношение к жизни. Передаваясь из уст в уста, сказки трансформировались, обогащаясь новыми сюжетными линиями и героями.

Знакомясь с народным творчеством, можно заметить отчаянное желание справедливости. Здесь правда всегда победит кривду, разум одержит верх над глупостью, мужество и трудолюбие подчеркнуто превосходят лень и трусость. Древний фольклор позволяет полноценно ощутить связь с предками, приобщившись к истокам культуры.

Народные сказки бывают трех видов:

  • сказки про животных.

Это те самые сказки, которые следует читать самыми первыми (до 5-6 лет). В них задействованы постоянные персонажи (медведь, волк, лиса, заяц, еж и др.). В основном указываются постоянные признаки животных (лиса – хитрая, медведь – сильный, кот – умный, заяц – боязливый и т.д.). Из этих сказок выделяются ковулятивные – подобранные по принципу сюжетной связи («Репка», «Колобок», «Теремок»). Многие из них — с детским языковым оттенком (мышка-норушка, котик – беленький животик);

  • бытовые сказки.

В них идет показ реальной жизни, социальное содержание, высмеивание отрицательных человеческих качеств. Высокие моральные качества принадлежат не богачам и людям высокого ранга, а представителям из народа (солдат, старик). Побеждают не деньги и сила, а ум и умения. Даются острые отрицательные характеристики барину, попу, царю и другим. Такие сказки появлялись, когда возникало стремление изменить социальный строй, и выражали они демократический настрой народа (автора). В социально-бытовых сказках широко применяются каламбуры, юмор, перевертыши, смех, сатира.;

  • волшебные сказки.

В них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Обязательны для этой сказки: образ положительного героя + помощники + волшебные предметы. Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро. Для них характерен богатый язык, цветные определения, отрицательные персонажи – фантастические (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Змей-Горыныч). Что касается строения волшебных сказок, то здесь обязательны сказочные зачин (жили-были), середина (утро вечера мудренее, долго ли – коротко) и концовка (и я там был, мед – пиво пил);

Животные испокон веков были неотъемлемой частью жизни человека.

Именно благодаря животным человечество выживает на протяжении своей многотысячной истории. Поэтому не удивительно, что четвероногие и пернатые очень часто встречаются в народных сказках. Звери могут являться единственными персонажами сказки, а могут соседствовать с человеком, причем на равных. Отличительной чертой является то, что действие происходит в реальном мире.

Волшебной называется сказка, действие которой перенесено в вымышленный мир.

Там действуют свои законы, отличные от земных. Такая небылица изобилует волшебными событиями и приключениями.  

Особенностью бытовой сказки является попытка отразить суть обыденной жизни и повседневного народного быта. Здесь обычно поднимаются социальные проблемы и осуждаются отрицательные человеческие качества. Тем не менее, в этих историях могут присутствовать элементы волшебной сказки. Как правило, здесь высмеиваются жадные попы, а в качестве героя выступает мужик или солдат, который обязательно выйдет победителем из всех передряг.

Литературная сказка

Что же такое авторская сказка? Это художественное произведение, написанное в прозаической или стихотворной форме. Сюжет может быть оригинальным, а может заимствоваться из фольклора.

Литературные сказки более разнообразны по сюжету, повествование более насыщено.

По жанрам литературные сказки:

  • сказка о животных;
  • волшебная сказка;
  • новеллистическая сказка;
  • анекдотическая сказка;
  • небылица.

Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, Х.К. Андерсен, братья Гримм, Е. Шварц, В. Бианки, Дж.Р.Р.Толкиен и многие другие замечательных авторы-сказочники.

Независимо от вида и жанра сказок, все они имеют объединяющее начало – добро. Поэтому читайте детям сказки, даже если вам кажется, что они уже давно вышли из этого возраста.

Каждый
сказочный жанр отличается своеобразием
художе­ственного
вымысла и повествовательной формы,
оригинален по происхождению,
характеризуется особыми, только ему
прису­щими
типами героев и самостоятельным кругом
сюжетов.

3.1. Сказки о животных

Сказки
о животных (или животный эпос) выделяются
по тому основному
признаку, что их главные герои —
животные. Осо­бенно
популярны были сказки «Лиса крадет
рыбу с воза (са­ней)»,
«Звери в яме», «Кот, петух и лиса»,
«Кот и дикие живот­ные»,
«Волк-дурень», «Коза луплена».

В
мировом фольклоре известно около 140
сюжетов животно­го
эпоса, в русском — 119. Значительная их
часть оригинальна. Так,
у других народов не встречаются сказки
«Лиса-повитуха», «Кот,
петух и лиса», «Волк в гостях у
собаки», «Терем мухи». Самобытность
и свежесть восточнославянского животного
эпо­са
отмечалась не раз. Однако в составе
репертуара всех сказок он
занимает только около 10% сюжетов и
относительно мало распространен
(лишь немногие сказки записаны более
10 раз).

В
сказках о животных сохранились следы
того периода при­митивного
ведения хозяйства, когда человек мог
только присва­ивать
продукты природы, но еще не научился
их воспроизво­дить.
Основным источником жизни людей в то
время была охо­та,
а хитрость, умение обмануть зверя играло
важную роль в борьбе
за выживание. Поэтому заметным
композиционным при­емом
животного эпоса является обман в его
разных видах: ко­варный совет,
неожиданный испуг, изменение голоса и
другие притворства.
С опытом древних охотников связана
постоянно упоминаемая
загонная яма1.
Умеющий перехитрить, обмануть —
побеждает и получает выгоду для себя.
Русская сказка закрепила это
качество за одним из своих центральных
персонажей — ли­сой.

В
сказках часто фигурируют представители
дикой фауны. Это обитатели
лесов, полей, степей: лиса, медведь,
волк, дикий ка­бан,
заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно
представлены пти­цы:
ворон, воробей, цапля, журавль, дятел,
тетерев, сова. Встре­чаются
насекомые: муха, комар, пчела, муравей,
паук; реже — рыбы:
щука, окунь.

По
мере исторического развития стали
возникать сказки и о прирученных
домашних животных и птицах. Славян
повседнев­но
окружали и сделались персонажами их
сказок вол, лошадь, баран,
овца, собака, кот, петух, утка, гусь. В
сказки вошел и сам человек
как равноправный участник событий.
Поскольку jth
сказки
уже очень давно предназначались в
основном для ми «рнь-ких
слушателей, то и действующие в них люди
приобрел м’-зацию, понятную детям: дед,
баба, внук, внучка. Ум человека и

дружба,
взаимопомощь домашних животных стали
противопос-‘
тавляться грубой силе и хитрости
обитателей дикой природы.

Наиболее
архаичный сюжетный пласт животного
эпоса от­носится
к доземледельческому периоду. В этих
сказках в основ­ном
отражен реальный древний быт, а не
мировоззрение людей, которое
тогда было в зачаточном состоянии.
Прямые отзвуки верований,
обожествления зверя, обнаруживаются
в единствен­ной
сказке — «Медведь на липовой ноге»
(СУС 161 А*). Поверья восточных
славян о медведе, разнообразные сведения
фолькло­ра,
этнографии и археологии свидетельствуют
о том, что здесь, как
и у многих других народов, медведь
действительно был обо­жествлен.
Сказка «Медведь на липовой ноге»
напоминает о су­ществовавшем некогда
запрете наносить ему вред. Во всех
ос­тальных
сказках медведь одурачен и высмеян.

Например:
«Жила-была баушка. Поехала в лес по
хворост. Вдруг слышит:
в болоте хряснуло, в лядине стукнуло —
медведь иде.

— Бабка, бабка,
съем я кобылку.

— Не ешь, такой-сякой,
дам тебе теплушку».

В
другой раз она пообещала медведю
крепушку,
а в
третий
по-томболку.
Но
когда зверь пришел за этим в деревню,
то оказалось, что теплушка
это
теплая
печушка-запечушка,
на
которой лежит ба­бушка; крепушка
крепко
запертые ворота; потомбалка
— «в лес не едет да дров не везет»
(«Медведь
и старуха»)1.

Здесь
можно назвать многие сюжеты: «Кот и
дикие животные», «Медведь учится
играть на скрипке (или плотничать)»,
«Мужик, мед­ведь
и лиса». Глупее медведя оказывается,
пожалуй, лишь волк.

Насмешка
над зверем указывает на разложение
тотемного культа.
Не случайно у восточных славян была
распространена «медвежья
потеха» — драматизированное
увеселение, гротеск­ное
глумление над обрядами прошлого. По
отношению к основ­ному
сюжетному корпусу русского животного
эпоса мы вправе говорить
не о следах тотемизма, а только о
фантастическом при­еме
наделения зверей человеческой речью
и разумом, т. е. о чисто
художественной условности этих образов.

Русские
сказки о животных связаны со смехом и
даже с нату­ралистическими подробностями,
которые, по наблюдениям В. А. Бахтиной,
«воспринимаются как фантастические
и носят глубо­кий
содержательный характер. Эта смеховая
народная фантастика,

обыгрывающая
телесный низ, физиологический акт
голо­да,
еды и нечистот, служит одним из средств
характеристики персонажа…»2.
В животном эпосе сохранились следы
профес­сионального
искусства скоморохов — бродячих
артистов-увесе­лителей,
разыгрывавших обычно и «медвежью
потеху». Не слу­чайно
часть репертуара сказок о животных
оказалась прямо про­тивоположной
задачам народной педагогики. По своему
грубо­му, хотя и остроумному эротическому
содержанию такие сказки стали
предназначаться исключительно для
мужской аудитории, примкнув
к определенной группе анекдотических
сказок (СУС 36,
-36′, -ИЗ С», -152 С и др.).

Позже
под влиянием литературы (в частности,
с проникнове­нием
в Россию в XVIII
в. переводов басен Эзопа) в русском
животном
эпосе заметно усилилась сатирическая
струя, появилась тема
социального обличения, подсказываемая
самой жизнью.

К
примеру, сказка о лисе, вознамерившейся
«исповедать» петуха, под­верглась
ряду литературных переделок в рукописных,
печатных сборни­ках и в лубке. В
результате в народное исполнение этой
сказки проникли элементы
книжного стиля, сатирически имитирующие
речь церковнослу­жителей1.

Сатира,
а также натуралистическая эротика
нашли свое даль­нейшее
развитие в устном анекдоте с
персонажами-животными. В
целом сказки о животных широко отражают
человеческую жизнь.
В них запечатлен крестьянский быт,
богатая гамма люд­ских
качеств, человеческие идеалы. Сказки
образно обобщили трудовой и жизненный
опыт людей. Выполняя важную
дидак-тико-познавательную задачу, они
передавали знания от взрос­лых
к детям.

Сказки
о животных существенно отличаются от
литератур­ной
басни. В баснях аллегория рождается
умозрительно, дедук­тивным
путем, поэтому всегда однонаправленна
и абстрактна. Сказки
же идут от жизненной конкретности,
сохраняя при всей условности
своих персонажей их живое обаяние,
наивное прав­доподобие.
Сказки соединяют в образах животных
человеческое и
звериное с помощью юмора, веселья. Как
бы играя словом, забавляясь, сказочники
наблюдательно и метко воссоздавали
черты реальных обитателей родной фауны.
В процесс слово­творчества
вовлекался и ребенок-слушатель, для
которого зна-

комство
с окружающим миром и обучение речи
превращалось в увлекательную
игру.

А.
М. Смирнов провел сопоставление вариантов
сказки «Терем мухи». «Весь
художественный смысл ее, — писал
исследователь, — дать по возможности
меткое обозначение, ярко изобразить
предмет, в одном-двух
словах подчеркнуть его характерную
сущность»2.
В поэтической речи сказочника новые
слова часто возникали под действием
аллитерации, риф­мы,
ритма — ради словесной игры. Вместе с
тем сказка «Терем мухи» содержит
многочисленные примеры смыслового
происхождения новых слов: каждое
животное вызывало свой ряд впечатлений,
и это разрабатывалось в
вариантах сказки ее разными исполнителями.

Прозвища
лягушки связывались со звуками,
производимыми ею в воде:
на
воде рахотуха, жабка-скрякотушка,
лягушка-квакушка, на
воде
балагта.
Зайчик
возбуждал зрительные впечатления:
зайка-белян­ка
Иванов сын, зайчик-побегайчик,
зайчик-лапанчик, зайка-поплутайка.
Медведь
и волк сопровождались прозвищами
моторного характера: при
берлоге
валень, лесной гнет, всем подгнетыш,
всех-давишь, «Миша
корчин
— пришел вас корчить».
Лиса
получала оценочные характерис­тики:
лиса-краса,
лисица-красавица, лиса-кумушка,
лисичка-сестрич­
ка,
при беседе красота, «я лисиця, масляна
губиид, дивья красовиця, малинов цвет»;
а
также: лиса
лукава, лиса — ласковые словеса. Лиса
Патрикеевна.
А
вот какими прозвищами наделяли сказки
столь извест­ного
им кота: котинька,
коток, кот-коток — серенький лобок,
мур~ лышко, кот Васька, Котофей Иванович,
серый кот, шкодливый кот, могучий кот,
котюга.

Педагогической
направленности сказок о животных
соответ­ствуют
и другие их особенности. Игровое
исполнение сочета­лось
с ясной, дидактически обнаженной идеей
сюжета, художе­ственной
простотой формы. Сказки имеют небольшой
объем и отчетливую
композицию, универсальным приемом
которой яв­ляется встреча персонажей
и драматизированно разыгрываемый
диалог.
Писатель и фольклорист Д. М. Балашов
отметил, что в детских
сказках «медведь говорит низким,
грубым голосом, баб­ка
— тоненьким голоском, и т. п. Такая
манера не свойственна при
рассказывании «взрослых» сказок»1.

В повествование
часто включаются песенки.

Например,
песенка колобка конкретно и образно
изображает процесс его приготовления.
В другой сказке песенка обнаруживает
грубый голос волка, прикинувшегося
матерью козлят. Волк заставляет кузнеца
«пере­ковать»
ему горло и снова повторяет песенку
козы, но уже тонким голос­ком.
А сказка «Кот, петух и лиса»
превращается в своеобразное творчес­кое
состязание между коварной лисой и
преданным другом — котиком. В природе
самым «певучим» среди этих животных
является петушок, но сказка отводит
ему только роль обольщенного лестью
доверчивого слу­шателя
лисьих песен, которого лиса и уносит.
Однако в конце концов она сама становится
жертвой подобного обмана, так как
очарована артистиз­мом
котика:

«…Не
найдя своего товарища, унесенного
злодейкою лисою, кот пого­ревал,
погоревал и пошел выручать его из беды.
Он купил себе кафтан, красные сапожки,
шапочку, сумку, саблю и гусли; нарядился
гусляром, пришел
к лисициной избе и поет:

Трень-брень,
гусельки,

Золотые струнушки!

Дома ли Лисафья

Со
своими со детками…»2

Благодаря
диалогам и песенкам исполнение каждой
сказки превращалось в маленький
спектакль.

В
структурном отношении произведения
животного эпоса разнообразны. Встречаются
одномотивные сказки («Волк и свинья»,
«Лиса топит кувшин»), но они редки, так
как очень развит принцип повторяемости.
Прежде всего он проявляется в кумулятивных
сюжетах разного вида. Среди них –
троекратный повтор встречи («Лубяная
и ледяная хата»). Известны сюжеты с
многократной линией повторяемости
(«Волк-дурень»), которые иногда могут
претендовать на развитие в дурную
бесконечность («Журавль и цапля»). Но
чаще всего кумулятивные сюжеты
представлены как многократно (до 7 раз)
возрастающая или убывающая повторяемость.
Разрешающую возможность имеет последнее
звено. Так, только последняя из всех и
самая маленькая – мышка – помогает
выдернуть большую-пребольшую репку, а
«терем мухи» существует до тех пор,
пока не приходит последний и самый
большой из зверей – медведь.

Для
композиции сказок о животных большое
значение имеет контаминация. Лишь в
небольшой своей части эти сказки
представляют устойчивые сюжеты, в
основном же в указателе отражены не
сюжеты, а только мотивы. Мотивы соединяются
друг с

другом
в процессе рассказывания, но почти
никогда не испол­няются отдельно.
Контаминации этих мотивов могут быть
как свободными,
так и закрепленными традицией,
устойчивыми. Например,
мотивы «Лиса крадет рыбу с воза»
и «Волк у прору­би» всегда
рассказываются вместе.

Соседние файлы в папке Spasatelny_krug

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :

1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);

2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

1. Дикие животные.

— Лиса.

— Другие дикие животные.

2. Дикие и домашние животные

3. Человек и дикие животные.

4. Домашние животные.

5. Птицы и рыбы.

6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.

2. Волшебная сказка о животных

3. Басня (аполог)

4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных

2. Волшебная сказка о животных

3. Кумулятивная сказка о животных

4. Новеллистическая сказка о животных

5. Аполог (басня)

6. Анекдот.

7. Сатирическая сказка о животных

8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.

— Сказки рассказанные для детей.

— Сказки рассказанные детьми.

2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:

— Докучные сказки типа «Про белого бычка».

— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).

2. С Конечным повторением:

— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.

— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),

• дарителя

• помощника

• царевны или её отца

• отправителя

• героя

• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

  • Какие жанры рассказов бывают в литературе
  • Какие жанры народных сказок бывают
  • Какие жанры ближе всего стоят к рассказу запишите черты которые объединяют рассказ и сказку
  • Какие жанровые особенности сказок выделяются во время работы с ними
  • Какие жанровые особенности сказки можно выделить