Какие зрительные литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 8 класс>>Зримая музыка

                                                              Зримая  музыка

Слушатели  всего  мира  знают  и любят  шедевры  музыкальной  классики  —  «Времена  года»  —  цикл  концертов  итальянского  композитора  XVIII в.  Антонио  Вивальди  (1678—1741)  и цикл  фортепианных  пьес  русского композитора  XIX  в.  Петра  Ильича Чайковского  (1840—1893).  Оба  сочинения  относятся  к  программной  музыке:  имеют  названия  и  сопровождаются  поэтическими  строками  —  сонетами  самого  композитора  в  концертах  Вивальди  и  стихами  русских поэтов  к  каждой  из  12  пьес  цикла Чайковского.

В  русских  пейзажах-настроениях  — стихотворных,  живописных  и  музыкальных — образы природы, благодаря удивительной  песенности  интонаций, мелодий,  длящихся  как  бесконечная песнь,  как напев жаворонка, передают лирическое  стремление  души  человека  к  красоте,  помогают  людям  глубже понять  поэтичное  содержание  зарисовок  природы.

Вот  какими  словами  описал  свои впечатления  от  картины  И. Левитана «Весна.  Большая  вода»  знаток  русской живописи М.  Алпатов:

Тонкие,  как  свечки,  по-девичьи  стройные березки  выглядят,  как  те  самые,  которые  искони  воспевались  в  русских  песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет  их  продолжение,  их  отголосок, мелодическое  эхо,  они  растворяются  в  воде своими  корнями, их розовые  ветви  сливаются  с  голубизной  неба.  Контуры  этих  гнутых березок  звучат  подобно  нежной  и  грустно-жалобной  свирели, из  этого  хора вырываются  отдельные  голоса  более  могучих  стволов, всем  им  противопоставлен  высокий  ствол сосны  и  густая  зелень  ели.

ЛЕВИТАН. Весна. Большая вода

Высказывание Левитана о пейзаже России

ЛЕВИТАН. Над вечным покоем

«Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?»                                                                                                                                                                                                        П. Чайковский

•  Обратите  внимание  на  эпитеты  в  описании  картины.  Почему  автор  использовал  именно музыкальные  сравнения?

•  Что  привлекает  композиторов  и  художников  в  русской  природе?

•  Послушайте  фрагменты  программных  произведений  А. Вивальди  и  П. Чайковского.  Какие чувства  вызывает  у  вас  эта  музыка?

•  Найдите  в  них  сходные  и  различные  черты,  выразительные  средства,  которыми  передано отношение  композиторов  к  природе.  Что  отличает  русскую  музыку  от  итальянской?

•  Какие  зрительные,  литературные  ассоциации  появляются  у  вас  под  впечатлением  от  этих сочинений?  Подберите  стихи  к  прозвучавшей  музыке.

• Послушайте  современные  обработки  классических  произведений,  рисующих  природу.  Что нового  вносят  современные  исполнители  в  интерпретацию  знакомых  вам  мелодий?

Художественно-творческое задание

Подберите  репродукции  картин-пейзажей.  Напишите  в  творческой  тетради  небольшой  рассказ  об  одной  из  картин,  найдите  к  нему  музыкальные  и  литературные  примеры.

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Планирование по искусству, учебники и книги онлайн, курсы и задачи по искусству для 8 класса скачать

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка — Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

Тема : Пейзаж – поэтичная и зримая живопись. Зримая музыка.

Цели:

  1. Дать представление о жанре пейзажа в разных видах искусства (живопись, музыка).
  2. Формирование умений и навыков в анализе художественных произведений.
  3. Развитие зрительской компетентности учащихся на основе произведений живописи, музыки.
  4. Воспитание интереса к видам искусства.

Тип урока: урок — усвоения новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проэктор, призентация по теме, базовый учебник:      Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова,  Е. Д. Критская. Искусство, 8-9 кл., М: Просвещение, 2009.                                       

                                                                             Ход урока.

  1. Огр.момент.
  2. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.

Слушатели  всего  мира  знают  и любят  шедевры  музыкальной  классики  —  «Времена  года»  —  цикл  концертов  итальянского  композитора  XVIII в.  Антонио  Вивальди  (1678—1741)  и цикл  фортепианных  пьес  русского композитора  XIX  в.  Петра  Ильича Чайковского  (1840—1893).  Оба  сочинения  относятся  к  программной  музыке:  имеют  названия  и  сопровождаются  поэтическими  строками  —  сонетами  самого  композитора  в  концертах  Вивальди  и  стихами  русских поэтов  к  каждой  из  12  пьес  цикла Чайковского.

В  русских  пейзажах-настроениях  — стихотворных,  живописных  и  музыкальных — образы природы, благодаря удивительной  песенности  интонаций, мелодий,  длящихся  как  бесконечная песнь,  как напев жаворонка, передают лирическое  стремление  души  человека  к  красоте,  помогают  людям  глубже понять  поэтичное  содержание  зарисовок  природы.

Вот  какими  словами  описал  свои впечатления  от  картины  И. Левитана «Весна.  Большая  вода»  знаток  русской живописи М.  Алпатов:

Тонкие,  как  свечки,  по-девичьи  стройные березки  выглядят,  как  те  самые,  которые  искони  воспевались  в  русских  песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет  их  продолжение,  их  отголосок, мелодическое  эхо,  они  растворяются  в  воде своими  корнями, их розовые  ветви  сливаются  с  голубизной  неба.  Контуры  этих  гнутых березок  звучат  подобно  нежной  и  грустно-жалобной  свирели, из  этого  хора вырываются  отдельные  голоса  более  могучих  стволов, всем  им  противопоставлен  высокий  ствол сосны  и  густая  зелень  ели. 

«Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?»                                                                                                                                                                                                        П. Чайковский•  Обратите  внимание  на  эпитеты  в  описании  картины.  Почему  автор  использовал  именно музыкальные  сравнения?

•  Что  привлекает  композиторов  и  художников  в  русской  природе?

•  Послушайте  фрагменты  программных  произведений  А. Вивальди  и  П. Чайковского.  Какие чувства  вызывает  у  вас  эта  музыка?

•  Найдите  в  них  сходные  и  различные  черты,  выразительные  средства,  которыми  передано отношение  композиторов  к  природе.  Что  отличает  русскую  музыку  от  итальянской?

•  Какие  зрительные,  литературные  ассоциации  появляются  у  вас  под  впечатлением  от  этих сочинений?  Подберите  стихи  к  прозвучавшей  музыке.

• Послушайте  современные  обработки  классических  произведений,  рисующих  природу.  Что нового  вносят  современные  исполнители  в  интерпретацию  знакомых  вам  мелодий?

  1. Формирование новых знаний.

Давайте вспомним с вами, что же такое пейзаж? (изображение природы).

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.)

Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным,и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни

Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето». Какое лето вы себе представили? (ответы уч-ся). С помощью каких музыкальных средств автор изобразил лето (интонация, ритм, форма и т.д.). Сопоставим музыкальное произведение и картины Левитана  «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т.д.)?

А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство 20 века: появление направления «импрессионизм» Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840—1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили,

что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно,

в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Давайте рассмотрим пейзажи художников-импрессионистов. Скажите мне, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах. (ответы уч-ся).

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Посмотрев художественные произведения и послушав музыкальный фрагмент о лете, скажите в чем суть жанра пейзажа?( ответы уч-ся)

Разучивание песни Ю.Антонова

«Живет повсюду красота»

Живёт повсюду красота:
Живёт ни где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
А-а-а…

Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она наверно неспроста.

 Итог урока:  в русских пейзажах-настроениях —стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

   «Искусство  открывает новые  грани  мира»

А. Пушкин

  называл  искусство  «магическим  кристаллом»,  сквозь  грани которого  по-новому  видны  окружающие  нас  люди,  предметы  и  явления привычной  жизни.

Во  все  времена  живописцы,  композиторы  и  писатели  воплощают  в своих произведениях различные явления  природы,  волновавшие  их.  Через чувства  и  переживания,  которые  возникают  у  них  при  восприятии  величественного  моря  или  таинственных звезд,  бескрайних  равнин  или  плавного  изгиба  реки,  они  передают  свое видение  мира.

Благодаря  произведениям  искусства — литературным, музыкальным, живописным — 

природа

 предстает перед читателями,  слушателями,  зрителями всегда  разной:  величественной,  грустной,  нежной,  ликующей,  скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать  человека,  затрагивая  тончайшие  струны  его  души,  помогают прикоснуться  к неповторимой  красоте  родной  природы,  увидеть  необычное  в  том,  что  привычно  и  буднично, дают  возможность  каждому  развивать в  себе  чувство  сопричастности  к  родному  краю,  к  отчему  дому. 

Пейзаж  (франц.  paysage  —  вид,  изоб-
ражение  какой-либо  местности)  —  это 
жанр,  посвященный  изображению  при-
роды.  В  европейском  искусстве  в  ка-
честве  самостоятельного  жанра  пейзаж 
выделился  в  XVII  в.

• Рассмотрите репродукции пейзажей на  этом развороте  учебника. Придумайте  свои названия к  этим  полотнам. Совпадают  ли  они  с  авторскими? 

Определите  средства  художественной выразительности,  с  помощью  которых  созданы  эти  образы  природы.

•  Объясните  смысл  высказывания  французского  писателя  А. де  Сент Экзюпери:  «Самого  главного  глазами  не  увидишь,  зорко  одно  лишь  сердце».

•  Запишите  в  творческую  тетрадь  в  прозаической  или  поэтической форме  впечатления  от  какого-либо  природного  явления,  которое  поразило  вас  своей  красотой.

•  Подберите  музыкальные  произведения,  созвучные  картинам  русских  художников.  Какие художественные  ассоциации  возникают  в  вашем  воображении?

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Книги, учебники искусству скачать, конспект на помощь учителю и ученикам, учиться онлайн

Содержание урока

конспект урока

опорный каркас

презентация урока

акселеративные методы

интерактивные технологии

Пейзаж  —  поэтичная и  музыкальная  живопись

Незатейливая  

красота

  среднерусской  полосы долгое  время  не  привлекала  внимания  художников. Скучные,  однообразные  равнинные  пейзажи,  серое небо,  весенняя  распутица  или  пожухлая  от  жары летняя  трава…  Что  в  этом  поэтичного?

Русские  художники  XIX  в.  А.  Саврасов,  И.  Левитан, И. Шишкин  и  др.  открыли  красоту  родной  земли.  Люди,  словно  впервые  увидели  на  их  картинах и  прозрачный  весенний  воздух,  и  наполненные  весенним  соком,  оживающие  березы;  услышали  веселый, исполненный надежды, радостный гомон 

птиц

. И небо не кажется  таким  уж  серым и безрадостным, и весенняя  грязь  тешит, радует взор. Вот, оказывается,  какая  она  русская  природа  —  нежная,  задумчивая,  трогательная!  Именно  благодаря  картине  Алексея  Кондратьевича  Саврасова  (1830—1897)  «Грачи прилетели»  русские  художники  ощутили песенность русской  природы,  а  русские  композиторы  почувcтвовали  пейзажность  русской народной  песни.

В XX в. в зарубежном изобразительном  искусстве  возникло  направление, которое  получило  название  «импрессионизм» (от франц.  impression — впечатление).  Художники-импрессионисты  старались  зафиксировать  в  своих картинах мимолетные  впечатления  от реально  существующего  мира.

Поучительная  и  даже  забавная  история  произошла  с  живописной  работой  «Вестминстерское  аббатство» французского  художника-импрессиониста  Клода  Моне (1840—1926).

Привыкшие  к  туману  лондонцы точно  знали  его  

цвет

  —  серый.  И  как же  они  были  изумлены  и  даже  возмущены,  когда  на  выставке  увидели  картину  Моне.  На  ней  они  обнаружили, что  туман,  размывающий  очертания замка,  имеет  багровый  оттенок!  Когда же  люди  вышли на  улицу,  то,  к  своему удивлению, обнаружили,  что  туман на самом  деле  багровый!  Действительно, в  зависимости  от  погоды,  времени суток,  преломления  солнечных  лучей 

туман

  может  приобретать  самую  различную  

окраску

. Но  заметил и  открыл для  всех  эту  особенность  именно  художник.

•  Рассмотрите  живописные  пейзажи.  Объясните,  как  особенности  цвета,  

колорита

,  ритма, 

композиции

  помогают  создавать  различные  образы  природы,  запечатленные  на  этих  полотнах.

•  Как  вы  понимаете  слова  русского  поэта И.  Бунина?

                                               Нет,  не  пейзаж  влечет  меня, 
                                               Не  краски  жадный  взор  подметит,
 
                                               А  то,  что  в  этих  красках  светит:
 
                                               Любовь  и  радость  бытия.
 


•  Подберите  живописные,  литературные и  музыкальные  произведения,  раскрывающие 
эмоциональное  богатство  мира,  и  подготовьте беседу  с  младшими  школьниками  о  красоте  и гармонии  окружающей  природы.


•  Посмотрите  фильм —  экранизацию  одного из произведений  русской  классики. Какую  роль 
в  фильме  играет  пейзаж?

Художественно-творческое задание
Напишите  этюды  (литературные  или живописные),  в  которых  вы  изобразите  природу  в  разных  эмоциональных  состояниях  (в  разное время  

суток

  или  в  разное  время  года).

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Искусство для 8 класса онлайн

Содержание урока

конспект урока

опорный каркас

презентация урока

акселеративные методы

интерактивные технологии

   Литературные  страницы

•  Прочитайте  вслух  два  литературных  сочинения,  написанные  в  XX  в.

Найдите  нужные  

интонации

,  темп,  динамику  голоса  для  передачи  эмоционального  состояния, отраженного  в  этих  произведениях.

                                                                 Все  в  тающей  дымке

                                                                 Все  в  тающей  дымке:
                                                                 Холмы,  перелески.
                                                                 Здесь  краски  не  ярки
                                                                 И  звуки  не  резки.
                                                                 Здесь  медленны  реки,
                                                                 Туманны  озера,
                                                                 И  все  ускользает
                                                                 От  беглого  взора.
                                                                 Здесь  мало  увидеть,
                                                                 Здесь  нужно  всмотреться,
                                                                 Чтоб  ясной  

любовью

                                                                 Наполнилось  сердце.
                                                                 Здесь  мало  услышать,
                                                                 Здесь  вслушаться  нужно,
                                                                 Чтоб  в  душу  созвучья
                                                                 Нахлынули  дружно.
                                                                 Чтоб  вдруг  отразили
                                                                 Прозрачные  

воды

                                                                 Всю  прелесть  застенчивой 
                                                                 Русской  

природы


                                                                               Н.  Рыленков

                                                                            Неведомому  другу

Солнечно-росистое  это  утро,  как  неоткрытая  земля,  неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал,  ничего  никто  не  видел,  и  ты  сам  видишь  впервые. Допевают  свои  весенние  песни  соловьи,  еще  сохранились  в затишных местах  одуванчики, и, может  быть,  в  сырости  черной  тени  белеет  ландыш. Соловьям помогать  взялись  бойкие летние  птички.  Всюду  беспокойная  трескотня  дроздов,  и дятел  очень  устал  искать  живой  корм  для  своих  маленьких, присел  вдали  от  них  на  суку просто  отдохнуть.

Вставай же,  друг мой! Собери  в пучок  лучи  своего  счастья, будь  смелей,  начинай  борьбу,  помогай  солнцу!  Вот  слушай, и  кукушка  взялась  тебе  помогать.  Гляди,  лунь проплывает над  водой:  это  же  не  простой  лунь,  в  это  утро  он  первый  и единственный,  и  вот  сороки,  сверкая  росой,  вышли  на  дорожку  .  Это  утро  единственное,  ни  один  человек  его  еще не  видел на  всем  земном шаре:  только  видишь  ты и  твой неведомый  друг.

И  десятки  тысяч  лет жили на  земле  люди,  копили, передавая  друг  другу,  радость,  чтобы  ты  пришел,  поднял  ее,  собрал в  пучки  ее  стрелы  и  обрадовался.  Смелей  же, смелей!

И  опять  расширится  душа:  елки,  березки,  —  и  не  могу оторвать  своих  глаз  от  зеленых  свечей  на  соснах  и  от  молодых  красных  шишек  на  елках.  Елки,  березки,  до  чего  хорошо!
М.  Пришвин

•  Какие  мысли  поэта  и  писателя,  раскрывающие  тайны  родной  русской  природы,  помогают почувствовать  ее  

красоту

?  Выделите  в  этих  текстах  важные  для  вас  ключевые  слова.

•  Какие  произведения  живописи  ассоциируются  у  вас  с  этими  литературными  образами? 
Подберите  репродукции  пейзажей  русских  художников,  созвучные  им.

Художественно-творческие задания
Подготовьте  компьютерную  презентацию  на  тему  «Пейзаж  в  литературе,  музыке живописи». Обоснуйте  свой  выбор  художественных  произведений.

Представьте  себя  звукорежиссером,  подберите  знакомые  вам  музыкальные  сочинения, которыми  можно  озвучить  представленные  выше  литературные  произведения.  Прочитайте  их  под эту  музыку. 

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Материалы по искусству за 8 класс скачать, конспект по искусству, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн

Содержание урока

конспект урока

опорный каркас

презентация урока

акселеративные методы

интерактивные технологии

Практика

задачи и упражнения

самопроверка

практикумы, тренинги, кейсы, квесты

домашние задания

дискуссионные вопросы

риторические вопросы от учеников

 Зримая  музыка

Слушатели  всего  мира  знают  и любят  шедевры  музыкальной  классики  —  «Времена  года»  —  цикл  концертов  итальянского  композитора  XVIII в.  Антонио  Вивальди  (1678—1741)  и цикл  фортепианных  пьес  русского композитора  XIX  в.  Петра  Ильича Чайковского  (1840—1893).  Оба  сочинения  относятся  к  программной  

музыке

:  имеют  названия  и  сопровождаются  поэтическими  строками  —  сонетами  самого  композитора  в  концертах  Вивальди  и  стихами  русских поэтов  к  каждой  из  12  пьес  цикла Чайковского.

В  русских  пейзажах-настроениях  — стихотворных,  живописных  и  музыкальных — образы природы, благодаря удивительной  песенности интонаций, мелодий,  длящихся  как  бесконечная песнь,  как напев жаворонка, передают лирическое  стремление  души  человека  к  красоте,  помогают  людям  глубже понять  поэтичное  содержание  зарисовок  природы.

Вот  какими  словами  описал  свои впечатления  от  картины  И. Левитана «Весна.  Большая  вода»  знаток  русской живописи М.  Алпатов:

Тонкие,  как  свечки,  по-девичьи  стройные березки  выглядят,  как  те  самые,  которые  искони  воспевались  в  русских  песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет  их  продолжение,  их  отголосок, мелодическое  эхо,  они  растворяются  в  воде своими  корнями, их розовые  ветви  сливаются  с  голубизной  неба.  Контуры  этих  гнутых березок  звучат  подобно  нежной  и  грустно-жалобной  свирели, из  этого  хора вырываются  отдельные  голоса  более  могучих  стволов, всем  им  противопоставлен  высокий  ствол сосны  и  густая  зелень  ели. 


«Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в 

России

, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?»                                                                                                                                                                                                        П. Чайковский

•  Обратите  внимание  на  эпитеты  в  описании  картины.  Почему  автор  использовал  именно музыкальные  сравнения?

•  Что  привлекает  композиторов  и  художников  в  русской  природе?

•  Послушайте  фрагменты  программных  произведений  А. Вивальди  и  П. Чайковского.  Какие чувства  вызывает  у  вас  эта  музыка?

•  Найдите  в  них  сходные  и  различные  черты,  выразительные  средства,  которыми  передано отношение  композиторов  к  природе.  Что  отличает  русскую  музыку  от  итальянской?

•  Какие  зрительные,  литературные  ассоциации  появляются  у  вас  под  впечатлением  от  этих сочинений?  Подберите  стихи  к  прозвучавшей  музыке.

Послушайте  современные  обработки  классических  произведений,  рисующих  природу.  Что нового  вносят  современные  исполнители  в  интерпретацию  знакомых  вам  мелодий?

Художественно-творческое задание
Подберите  репродукции  картин-пейзажей.  Напишите  в  творческой  тетради  небольшой  рассказ  об  одной  из  картин,  найдите  к  нему  музыкальные  и  литературные  примеры.

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Планирование по искусству, учебники и книги онлайн, курсы и задачи по искусству для 8 класса скачать

Содержание урока

конспект урока

опорный каркас

презентация урока

акселеративные методы

интерактивные технологии

 Человек  в  зеркале  искусства: жанр  портрета

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик,  но  и  понять  его  сущность,  характер,  настроение  и  др.  Портрет  почти всегда  реалистичен.  Ведь  его  главная цель  —  узнаваемость  изображенного на  нем  человека.  Однако  обычно  задачей  художника  является  не  точное копирование  внешних  черт  модели, не  подражание  природе,  а  «живописное  пересоздание»  образа  человека. Не  случайно  возникает  желание  не просто  узнать  в  портрете  себя,  а  может  быть,  даже  открыть  что-то  новое в  себе.

Зрителю невольно передается отношение  художника  к  модели.  Важным является  все  то, что  выражает  эмоции, отношение  к жизни,  к  людям: мимика изображенного  лица,  выражение  глазлиния  губ,  поворот  головы,  осанка, жест.

Нередко  мы  толкуем  произведение с  позиции  человека  сегодняшнего дня,  приписываем  персонажу  черты, совершенно  не  свойственные  его  времени,  т.  е.  стремимся  понять  неизвестное  через  известное.

Религиозные  представления  в Древнем  Египте,  связанные  с  культом мертвых,  определили стремление  к  передаче  портретного  сходства  в  скульптурном  изображении  человека:  душа умершего  должна  была  найти  свое вместилище.  В  начале  XX  в.  археологи  открыли  всему  миру  замечательное  портретное  изображение  царицы Нефертити.  Созданный  в  IV  в.  до  н.  э., этот  образ  поражает  плавностью  линий  профиля,  изяществом  гибкой  шеи, воздушной  легкостью  и  текучими  переходами  неправильных,  но  прелестных черт женского  лица.

В искусстве Древней  Греции особое место  занимают  обобщенные, идеализированные  образы  героев  или  богов. В  слиянии  духовного  и  физического художники  и  скульпторы  видели воплощение красоты  и  гармонии  человека. 

Портрет  (франц.  portrait)  —  изображение  определенного  человека  или  группы  людей. Жанр  портрета  получил  распространение  в  глубокой  древности  в скульптуре,  а  затем  в  живописи  и  графике.  Различают  парадный  и  камерный портреты.  Бывают  портреты  парные  и групповые.  Они  предназначаются  и  для украшения  парадных  зал,  и  для  восхваления  определенных  персон,  и  для  сохранения  памяти  о  людях,  объединенных  профессиональными,  духовными, семейными  узами.  Особую  категорию составляет  автопортрет,  на  котором художник  изображает  самого  себя. 
Любой  из  портретов  можно  отнести или  к  психологическому  портрету,  или к  портрету-характеру,  или  к  портрету-биографии.

В  своем  знаменитом  «Дискоболе»  скульптор V  в.  до  н.  э  Мирон  стремится  в  первую очередь передать ощущение движения при устойчивости  и  монументальности  линий  тела,  не заостряя  внимания  зрителей  на  особенностях лица.

Особой  нежностью  и  теплотой  веет  от  статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в  IV в. до н.э. для  храма  на  острове  Крит.  В  этом изображении нет божественного  величия, образ  дышит удивительным  покоем  и  целомудрием.

Римский  портрет  связан  с  культом  предков,  со  стремлением  сохранить  их  облик  для потомков.  Это  способствовало  развитию  реалистического портрета. Его отличают индивидуальные  характеристики  человека:  величие, сдержанность  или  жестокость  и  деспотизм, одухотворенность  или  высокомерие.

В  

Средние  века

  чувственно-пластический  язык  скульптуры  отвечает идее  отвлеченности  образа,  его  связи с  божественным  духом.  Несмотря  на ограничение  религиозного  искусства нормами  и  правилами,  появляются образы,  полные  волнующей  красоты и  глубокого  человеческого  

чувства

.

Портретное  искусство  эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы  Античности  и  Средневековья. В  нем  снова  звучит  торжественный гимн  могучему  человеку  с  его  неповторимым физическим обликом, духовным  миром,  индивидуальными  чертами  характера  и  темперамента.

В  «Автопортрете» Альбрехта Дюрера (1471–1528)  угадывается  стремление художника  найти  идеализированного героя.  Образы  универсальных  гениев  XVI  в.,  мастеров  эпохи  Высокого Возрождения —  Леонардо  да  Винчи  и Рафаэля  Санти  —  олицетворяют  идеального  человека  того  времени.

В  XVII  в.  главным  критерием  художественности  становится  материальный  мир,  воспринимаемый  через чувства.  Подражание  действительности  заменило  в  портрете  непонятность и  необъяснимость  психических  проявлений  человека,  его  многообразных  душевных  порывов.  Очарование мягкого  бархата  и  воздушного  шелка, пушистого  меха  и  хрупкого  стекла, нежной,  матовой  кожи  и  сверкающего  жесткого  металла  передается  в это время  с  высочайшим  мастерством.

Среди  известных  портретных  шедевров  того  времени  «Лютнист»  Микеланджело  да Караваджо  (1573—1610),  в  котором  художник  развивает  мотив,  взятый из  реальной  повседневной жизни.

На  закате  XVI  столетия  в  творчестве  испанского  художника  Эль  Греко (1541—1614)  возникает  новый  тип портрета,  в  котором  передается  необычная  внутренняя  сосредоточенность  человека,  интенсивность  его духовной  жизни,  погруженность  в собственный  внутренний  мир.  Для этого  художник  использует  резкие контрасты  освещения,  оригинальный 

колорит

,  порывистые  движения  или застывшие  позы.  

Одухотворенностью и неповторимой 

красотой

 отличаются запечатленные им бледные  вытянутые лица  с  огромными  темными,  словно бездонными,  глазами. 

Портреты  великого  голландца Рембрандта  (1606—1669)  не  без  основания  считаются  вершиной  портретного  искусства.  Они  по  праву получили  название  портретов-биографий. Рембрандта  называли  поэтом  страдания  и  сострадания.  Люди скромные,  нуждающиеся,  всеми  забытые  ему  близки  и  дороги.  Художник с  особой  любовью  относится  к  «униженным  и  оскорбленным».  По  характеру  творчества  его  сравнивают  с  

Ф. Достоевским

.  В  его  портретах-биографиях  отражены  сложные,  полные тягот  и  лишений  судьбы  простых  людей,  которые  несмотря  на  выпавшие на  их  долю  суровые  испытания, не утратили  человеческого  достоинства и  душевной  теплоты.

Едва переступив порог, отделяющий XVII  в.  от  XVIII,  увидим  на  портретах другую  породу  людей,  отличающуюся  от  предшественников.  Придворно-аристократическая культура вывела на первый  план  стиль  рококо  с  его  утонченно-обольстительными,  задумчиво-томными,  мечтательно-рассеянными образами.  

Рисунок  портретов  художников  Антуана Ватто  (1684—1721), Франсуа  Буше  (1703—1770) и  др. легкий,  подвижный,  их  колорит  полон  изящных  переливов,  для него  характерно  сочетание изысканных полутонов.

Поиски  героического,  значительного,  монументального  в  искусстве  связаны  в  XVIII  в.  со  временем  революционных перемен. Одним из гениальных скульптурных  портретов мирового  искусства  является  памятник Петру I  французского  скульптора  Этьенна  Мориса Фальконе  (1716—1791),  воздвигнутый  в  Петербурге  в 1765—1782  гг.  Он  задуман  как  образ  гения  и  созидателя.  Неукротимая  энергия,  подчеркнутая  стремительным  движением  коня  и  всадника,  выражается  во  властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице,  на  котором  бесстрашие,  

воля

,  ясность  духа.

XIX в.  привнес  в  искусство  портрета  изменчивость художественных  вкусов, относительность понятия  красоты.  Новаторские  искания  в  живописи  обращены  теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости  образов.

В  период  романтизма  портрет  воспринимается  как изображение  внутреннего  «я» человека,  наделенного свободой  воли.  Настоящий  романтический  пафос  выступает  в  портрете  Ф.  Шопена  кисти  французского художника-романтика  Эжена  Делакруа  (1798—1863). Перед  нами  настоящий  психологический  портрет,  передающий страстность, пылкость натуры композитора, его  внутреннюю  суть.  Картина  наполнена  стремительным,  драматичным  движением.  

Этот эффект  достигается  поворотом  фигуры Шопена,  напряженным  колоритом картины,  контрастными  светотенями, быстрыми,  интенсивными  мазками, столкновением  теплых  и  холодных тонов.

Художественному  строю  портрета  Делакруа  созвучна  

музыка

  Этюда ми  мажор  для  фортепиано  Шопена. За  ней  стоит  реальный  образ  —  образ  Родины.  Ведь  однажды,  когда  его любимый  ученик  играл  этот  этюд, Шопен  поднял  вверх  руки  с  восклицанием:  «О,  моя 

Родина

!» 

Мелодия  Шопена,  неподдельная и  могущественная,  была  главным средством  выражения,  его  языком. Могущество  его  мелодии  —  в  силе  ее воздействия  на  слушателя.  Она  как развивающаяся  мысль,  которая  подобна развертыванию сюжета повести или  содержанию  исторически  важного  сообщения.

В портретном искусстве ХХ—XXI  вв. условно  можно  выделить  два  направления.  Одно  из  них  продолжает  классические  традиции  реалистического искусства,  воспевая  красоту и  величие Человека,  другое  —  ищет  новые  абстрактные  

формы

  и  способы  выражения  его  внутреннего  мира. 

•  Найдите  на  разворотах  учебника  те  портреты, о  которых идет речь  в  тексте. Сравните их между  собой,  определите  сходные  и  различные черты.  Дайте  собственную  трактовку  их  образов.

•  Какие  портреты  вы  отнесете  к  традиционному  классическому  направлению,  а  какие —  к абстрактному  искусству.  Аргументируйте  свое мнение.

•  Сопоставьте  язык  различных  направлений  портретной  живописи.  Определите  выразительность  линий,  цвета,  колорита,  ритма,композиции  каждого  из  них.

•  Послушайте  музыкальные  сочинения. Подберите  к  портретам  те  произведения,  которые  созвучны  образам,  запечатленным  на  них.

Художественно-творческое задание
Подготовьте альбом, газету, альманах, компьютерную  презентацию  (по  выбору)  на  тему «Жанр  портрета  в  культуре  разных  времен».

Включите  в  них  информацию  о  художниках,  скульпторах,  графиках,  а  также  стихи,  отрывки  прозы,  фрагменты  музыкальных  произведений, созвучные образам вашей портретной галереи. 

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по искусству, рефераты и конспекты уроков по искусству для 8 класса скачать

Содержание урока

конспект урока

опорный каркас

презентация урока

акселеративные методы

интерактивные технологии

Практика

задачи и упражнения

самопроверка

практикумы, тренинги, кейсы, квесты

домашние задания

дискуссионные вопросы

риторические вопросы от учеников

 Портрет  в  искусстве России

Считается,  что  портрет  —  самое  бесспорное  достижение нашей  национальной школы,  именно  благодаря  ему  русская 

живопись

  достигла  уровня  европейской.  ХVIII  в.  в  

России

 называют  веком  портрета.  В жанре  портрета  писали  лучшие русские  художники: Ф.  Рокотов,  Д. Левицкий, О. Кипренский, К.  Брюллов,  И.  Репин, М.  Врубель  и  др.

В  середине  ХVIII  в.  портрет  становится  частью  быта,  связанной  с  архитектурой,  мебелью,  утварью,  самими  обитателями  жилища,  их  костюмами,  привычками.

Благодаря  «портретным  гармониям»  русского  художника Федора  Степановича  Рокотова  (1735—1808)  образовался особый  эмоциональный  словарь  для  выражения  впечатлений зрителя:  «полумерцание, полугорение красок»,  «зыбкость, воздушность»,  «загадочность  и  таинственность»,  «вибрация света  и  цвета»,  «поэтическая  хрупкость  чувств», «затаенность душевных  проявлений»  и  т. п.  Кроме  технических  живописных  новшеств,  художник  открывает  новые  возможности  камерного  интимного  портрета  в  выражении  душевного  мира человека  как  главного  критерия  его  достоинства.  Нередко считают,  что  Рокотов  наделял  модели  своей  собственной одухотворенностью.

Особое  место  в  творчестве  художника  занимает  портрет А. Струйской  (1772).  Он  является  ярким  примером  поэтизации  образа  средствами  живописи.  Воздушная,  прозрачная манера  письма  создает  ощущение  легкости  тканей  и  бездонности  фона.  С  помощью  света  Рокотов  мастерски  выделяет лицо  и  одновременно  объединяет  всю  композицию  портрета  в  единое целое. Не случайно  этот портрет часто называют «русской  Джокондой».

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819—1898)  увидел  у  своих  знакомых  портрет  Марии  Лопухиной, написанный  русским  художником  Владимиром  Лукичом Боровиковским  (1787—1825).  Портрету  к  тому  времени  тоже было  почти  сто  лет.  Поэт долго  оставался  в  задумчивости перед  небольшим  холстом.  Он  практически  ничего  не  знал об  этой  женщине.  Знал  только,  что  жизнь  ее  отчего-то  сложилась  несчастливо  и  что  умерла  она  совсем  молодой. Поэт думал:  «Какое  чудо  —  живопись!  Все давным-давно  забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца. . .»

И  в  голове  его  начали  складываться  стихи:

                                                          Она  давно  прошла —  и  нет  уже  тех  глаз
                                                          И  той  улыбки  нет,  что  молча  выражали
                                                          Страданье —  тень  любви  и  мысли —  тень  печали.
                                                          Но  красоту  ее  Боровиковский  спас.
                                                          Так,  часть  души  ее  от  нас  не  улетела.
                                                          И  будет  этот  взгляд  и  эта  прелесть  тела
                                                          К  ней  равнодушное  потомство  привлекать, 
                                                          Уча  его  любить,  страдать,  прощать,  мечтать. . . 

Мы  потому  и  помним  Лопухину, что  ее написал Боровиковский. А  если бы  мы  не  знали,  кто  изображен  на портрете, разве бы он меньше нравился  или  меньше  трогал?  Конечно,  нет! Оттого  и  будет  вечно  волновать  этот портрет,  что  художник  создал  прекрасный  образ 

женщины

  печальной и  светлой  красоты,  чистой  и  нежной души.

                                                            Любите  живопись,  поэты!
                                                            Лишь  ей,  единственной,  дано
                                                            Души  изменчивой  приметы
                                                            Переносить  на  полотно.

                                                            Ты  помнишь,  как  из  тьмы  былого,
                                                            Едва  закутана  в  атлас,
                                                            С  портрета  Рокотова  снова
                                                            Смотрела  Струйская  на  нас?

                                                            Ее  глаза —  как  два  тумана,
                                                            Полуулыбка,  полуплач,
                                                            Ее  глаза —  как  два  обмана,
                                                            Покрытых  мглою  неудач.

                                                            Соединенье  двух  загадок,
                                                            Полувосторг,  полуиспуг,
                                                            Безумной  нежности  припадок,
                                                            Предвосхищенье  смертных  мук.

                                                            Когда  потемки  наступают
                                                            И  приближается  гроза,
                                                            Со  дна  души  моей  мерцают
                                                            Ее  прекрасные  

глаза

.

                                                            Н.  Заболоцкий

•  Поделитесь  своими  впечатлениями  от женских  портретов,  написанных  русскими  художниками.

Подберите музыкальные произведения русских  композиторов  (романсы,  камерно-инструментальная  музыка),  которые  можно  использовать  как фон,  способствующий более  глубокому восприятию  портретной  живописи.

•  Сравните  художественные  особенности портретов  Рокотова  и  Боровиковского  с  особенностями  знаменитого  портрета  Леонардо да  Винчи  «Джоконда».  Что  их  роднит,  что  различает?

•  Найдите  в  тексте  стихотворения  эпитеты, 

метафоры

,  сравнения.  Каким  образом  они  усиливают  восприятие  образа  А. Струйской?

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Сборник конспектов уроков по искусству скачать, календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн

Содержание урока

конспект урока

опорный каркас

презентация урока

акселеративные методы

интерактивные технологии

Практика

задачи и упражнения

самопроверка

практикумы, тренинги, кейсы, квесты

домашние задания

дискуссионные вопросы

риторические вопросы от учеников

Иллюстрации

аудио-, видеоклипы и мультимедиа

фотографии, картинки

графики, таблицы, схемы

юмор, анекдоты, приколы, комиксы

притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения

рефераты

статьи

фишки для любознательных

шпаргалки

учебники основные и дополнительные

словарь терминов

прочие

Совершенствование учебников и уроков

исправление ошибок в учебнике

обновление фрагмента в учебнике

элементы новаторства на уроке

замена устаревших знаний новыми

Только для учителей

идеальные уроки

календарный план на год

методические рекомендации

программы

обсуждения

  • Какие знаки больше и меньше в математике как пишутся
  • Какие зарубки на сердце оставил рассказ телеграмма
  • Какие законы нельзя переступать сочинение
  • Какие задачи помогает решать методика родительское сочинение
  • Какие задачи должна была решить церковная реформа петра 1 составьте рассказ в котором обязательно