Каких героев не было в сказке мороз иванович


Предмет: Литература,


автор: Аноним

Каких героев не было в сказке «Мороз Иванович»? яблочки, петух Ленивица, Рукодельница Мороз Иванович, нянюшка Мышка, Бабушка

Ответы

Автор ответа: Kukirukuk





0

Ответ:

нянюшка Мышка

Объяснение:

Автор ответа: 2112noob





1

Ответ:

нянюшка Мышка

Объяснение:

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Математика,
автор: angarazak

Что такое квадратный корень в математике? Помогите пожалуйста!!!!​

3 года назад

Предмет: Українська мова,
автор: xx45

Аноніми записано в рядку, Вечір-день

3 года назад

Предмет: Химия,
автор: Khamidjanov95best

Определите соль и её массу, образующуюся при добавлении 14,7 г фосфорной кислоты в раствор, содержащий 16,8 г гидроксида калия

3 года назад

Предмет: География,
автор: dokololo

Помогите 1-2 вопрос
Этнографический диктант

6 лет назад

Предмет: Математика,
автор: kroys9374

Упростить и вычислить выражения.
Если а=26, n=73, b=58, x=10, y=17.

(n+99) — (38x-5) =

6 лет назад

«Мороз Иванович» главные герои сказки являются противоположностями. Характеристика героев — Мороза Ивановича, Рукодельницы и Ленивицы поможет определить их черты характера и дать описание персонажей сказки Одоевского.

Содержание

  1. Главные герои сказки «Мороз Иванович»
  2. Характеристика героев сказки «Мороз Иванович»
  3. Характеристика Мороза Ивановича
  4. Характеристика Ленивицы из сказки «Мороз Иванович»
  5. Характеристика Рукодельницы из сказки «Мороз Иванович»

Главные герои сказки «Мороз Иванович»

  • Рукодельница — добрая, трудолюбивая и скромная девочка. Она делала всю работу по дому, а оказавшись у колодце выполняла все задания Мороза Ивановича, за что и была вознаграждена.
  • Ленивица — ленивая девочка, которая спит до обеда, потом считает мух и жалуется на скуку. Мороз Иванович за лень и бездействие отблагодарил девочку льдышками.
  • Мороз Иванович — добрый и справедливый волшебник, обитает в колодце, нанимает на службу каждую из девочек.
  • Прасковья — строгая нянюшка, которая живёт с обеими девочками.

Характеристика героев сказки «Мороз Иванович»

Характеристика Мороза Ивановича

Мороз Иванович — добрый волшебник, повелитель морозов и снегов, живший в колодце. Мудрый и справедливый к трудолюбивым, суровый к ленивым. Внешне похож на дедушку с большой бородой. Любит сидеть на ледяной скамейке, пожевывая ледяные комочки. Старичок живет в ледяном доме, а спать предпочитает на мягкой перине из снега. Мороз Иванович следит за сном природы зимой и заботится об будущем урожае.

Справедливость является одним из главных качеств старичка — он щедро одаривает добрую и безотказную Рукодельницу и наказывает Ленивицу, девочку ленивую и завистливую.

Мудрый Мороз Иванович — вежливый, доброжелательный, справедливый волшебник.

Характеристика Ленивицы из сказки «Мороз Иванович»

Ленивица — одна из героинь сказки. Девочка эта ленивая, невоспитанная, злая, вредная. Она была неблагодарной, самонадеянной, невнимательной, капризной и грубой девочкой. Ленивица не привыкла работать, она только и делала, что спала до обеда, требовала потом себе еды, да мух считала.  Ленивица совсем не выполняет просьбы нянюшки, ей даже очень лень вытащить пирожки из печи, ей трудно нарвать яблок.

Она думала, что все должный ей, а она может при этом никого не уважать и советов ничьих не слушать.

Мороз Иванович дал ей такие подарки, какие она заслужила. Эти подарки на солнце растаяли и их не стало.

Характеристика Рукодельницы из сказки «Мороз Иванович»

Рукодельница добрая, трудолюбивая, вежливая, чистоплотная и отзывчивая. Она всегда выполняла сама работу по дому: печет хлеб, воду из колодца носит, одежду чинит, шьет и кроет, постель взбивает, одевается самостоятельно, в отличие от сестры. Любит интересоваться людьми, мила в общении, спешит исполнить просьбы. Отзывчивая девочка помогла печке с яблонькой, когда те ее о помощи попросили, причем сделала это ласково и не грубо.

Девочка была скромная, заботливая и ласковаяОна не считала, что за ее заботу ей кто-то что-то должен, а просто делала, то что нужно.

Ей совсем не сиделось на месте, она всегда находила себе занятие. Оказавшись в доме Мороза Ивановича она также помогает старичку, несмотря на то, что руки ее мерзнут. Героиня любознательна и у неё имеется стремление к постижению новых знаний. Она не стесняется задавать Морозу Ивановичу вопросы и внимательно слушает его ответы. Добрый старик оценил ее душевную чистоту и благородство, подарил ей хорошие подарки. А скромная девочка, не стала этим хвастать, а просто их в дом принесла для всех.

Сказка «Мороз Иванович» Владимира Одоевского

Жанр: литературная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Владимира Одоевского:
«Червячок»
«Сказка о четырех глухих»

Об авторе:
Владимир Одоевский
Известный русский писатель 19 века, музыкальный критик. Наиболее известные его произведения — сказки .»Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «Бедный Гнедко».
В своих произведениях Одоевский не просто создавал сказочный мир, но знакомил детей с интересными научными фактами.

Главные герои сказки «Мороз Иванович» и их характеристики

1. Рукодельница, умная девочка, которая отличалась большим трудолюбием. Он всегда вставала самой первой, сама одевалась и выполняла всю работу по дому.
2. Ленивица, сестра Рукодельницы, девочка, которая ничего не любила делать и предпочитала проводить время считая мух.
3. Мороз Иванович, повелитель морозов и снегов, живший в колодце, справедливый и добрый к трудолюбивым, суровый к ленивым.

Другие персонажи сказки:
Нянюшка Прасковья, строгая и иногда сердитая.
Петух, который любил Рукодельницу
Пирожок и Яблоня в колодце.

План пересказа сказки «Мороз Иванович»

  1. Две девочки
  2. Упавшее ведерко
  3. Яблоня и печька
  4. Перина Мороза
  5. Рукодельница у Мороза Ивановича
  6. Награда Рукодельнице
  7. Ленивца спускается в колодец
  8. Проказы Ленивицы
  9. Лед и сосулька

Кратчайшее содержание сказки «Мороз Иванович» в 5 предложений для читательского дневника

  1. Рукодельница роняет ведро и отправляется в колодец
  2. Она встречает Мороза Ивановича и угощает его яблоками и пирожками
  3. Рукодельница три дня работает на Мороза Ивановича и возвращается домой с богатыми дарами
  4. Нянька отправляет в колодец Ленивицу
  5. Ленивица ничего не делает у Мороза Ивановича и тот награждает ее сосульками и льдом.

Главная мысль сказки «Мороз Иванович»
Как будешь трудится, так тебя и привечать станут, такой тебе и награда выйдет.

Чему учит сказка «Мороз Иванович»
В жизни нельзя быть ленивым, потому что ленивых никто не любит и не уважает. И только своим собственным трудом человек может добиться чего-то в жизни. Счастье нужно заработать.

Отзыв на сказку «Мороз Иванович»:
Сказка Одоевского «Мороз Иванович» мне очень понравилась, Ведь у этой сказки не только увлекательный сюжет, но также в ней нет злых героев, даже Ленивице мы сочувствуем, хотя и понимаем, что Мороз Иванович с ней поступил по совести. Зато из этой сказки мы узнаем, как растет трава под снегом и зачем Мороз стучит в окна.

Пословицы к сказке «Мороз Иванович»
Без труда чести не получишь.
Лень до добра не доведет.
Труд человека кормит, а лень портит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Мороз Иванович»
Жили две девочки, одна была трудолюбивой и звали ее Рукодельница, вторая ленивая и звали ее Ленивица.
Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец и нянька велела ей достать ведерко. Рукодельница спустилась в колодец и увидела в печки пирожок. Она взяла пирожок и пошла дальше. Тут ей встретилась яблоня. Рукодельница взяла и яблок.
Идет Рукодельница дальше и приходит к дому Мороза Ивановича. Угостила девочка старика пирожком и яблоками, а тот обязал девочку три дня служить, чтобы ведерко назад получить.
Стала Рукодельница работать у Мороза Ивановича. Перину ему снеговую перетрясла, на травку зеленую полюбовалась. Обед сварила, белье починила.
Остался доволен Мороз Иванович и, отпуская, подарил Рукодельнице горсть серебряных пятачков и бриллиантик.
Увидела это нянька и Ленивицу посылает к Морозу Ивановичу — на приданное заработать. Полезла Ленивица в колодец, пирожок не взяла, яблочек не насыпала.
Опять оставил ее Мороз Иванович на три дня работать. А Ленивица ничего не делает, белье не зашивает, перину не трясет, обед сварила все в кастрюлю накидав. Осерчал Мороз Иванович и вместо награды, вместо серебра, льда ей насыпал, да сосульку подарил.

­­Как ты думаешь, почему Одоевский назвал свою сказку «Мороз Иванович»?

Писатель озаглавил своё произведения в честь одного из главных героев.
Добавив к имени «Мороз» отчество «Иванович».
Мне кажется так он хотел подчеркнуть значительность героя.
Придать ему статус самого главного персонажа в этой сказке.
Ведь именно от него зависела судьба остальных.
Он награждал и поучал.
Видимо, это и стало причиной такого решения автора.


Сравни главных героинь сказки.

В этом тебе помогут вопросы.

а) Как проводила свой день каждая из девочек?


Рукодельница целый день работала-трудилась, а Ленивица — валялась в кровати, ела, пила да ленилась.

б) Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница уронила в колодец ведёрко, и её злая нянюшка заставила доставать его, а Ленивица специально прыгнула в колодец, чтобы получить богатые дары от Мороза Ивановича, как и Рукодельница.

в) Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Попав в волшебную страну Мороза Ивановича, Рукодельница всем помогала, выполняла даже самые трудные поручения, а Ленивица ничего не умела делать, да и не хотела никому помогать и работать.

В итоге Рукодельница получила богатые дары от Мороза Ивановича, а Ленивица вместо драгоценных камней и золота получила замороженный кусок ртути.

г) Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Да, Рукодельница и Ленивица очень разные девочки и их поведение полностью различается.


Какие подарки получили героини? Почему?

Работящая девочка, которую автор назвал Рукодельницей, постоянно занималась какой-то работой, не сидела без дела.

Ленивица же, наоборот, – не хотела вставать с кровати, любила лишь есть и пить.

Первая девочка оказалась у Мороза Ивановича из-за того, что пыталась достать ведёрко, которое ранее уронила в колодец.

Ленивица целенаправленно отправилась к Морозу Ивановичу, чтоб получить ценные дары.

Рукодельница всегда проявляла трудолюбие, бережность, учтивость, в том числе при встрече с печкой и яблоней.

А Ленивица была способна лишь на грубость.

Встреча с Морозом Ивановичем её не изменила, она продолжала лениться.

Поэтому поведения героинь значительно различались.

Трудолюбивая героиня за старательность, бережность и добродушие, была награждена драгоценными подарками, а Ленивица за свою невоспитанность – ртутью.


Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница?
Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

Да, их несколько: перина, пирожок, яблока.

Для Рукодельницы они стали помощниками, ведь она была воспитанной, добродушной, отзывчивой и трудолюбивой.

А вторая героиня не заслужила помощи из-за своего скверного характера.

Расскажи о Рукодельнице и Ленивице, используя опорные слова: трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, равнодушная, грубая, невнимательная, неблагодарная.

Рукодельница никогда не сидела без дела – была трудолюбивой.

Она ко всем проявляла заботу, была доброй и отзывчивой.

Ленивица выступает противоположностью.

Она была равнодушна ко всему и всем вокруг, проявляла грубость.

А также ей присуща невнимательность, самонадеянность и неблагодарность.

Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

К трудолюбивой девочке писатель относится с теплом, любовью и уважением.

Ведь она заслужила это своей добротой и воспитанностью.

К её сестре у Владимира Фёдоровича противоположное отношение.

Он осуждает девочку за её скверный характер.

Он показывает читателям, что подобные черты не сулят ничего хорошего.

Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку?
Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

«Нам даром, без труда ничего не даётся, — недаром исстари пословица ведётся».

Это значит, что достичь чего-то можно только трудом, честным способом.

Заполучить что-то даром не получится.

Наградой за безделье может быть только вещь бесполезная.

Так трудолюбивая героиня была награждена ценными дарами, а её ленивая сестра – ртутью.

Благодаря первым строкам, мы сразу понимаем, что речь будет идти о труде.

Как ты понимаешь выражения:

«Жить и служить — разница»;


Это выражение указывает на то, что жизнь может быть беззаботной, не требующей усилий, а служба – дело ответственное и требует определённых сил, навыков.

«Работа работе рознь»;
Это говорит о том, что работа бывает разной: лёгкой и трудной, быстровыполнимой и нет, хорошо проделанной и неправильно.

«Какова работа, такова и награда!»?
Суть третьего выражения: за хороший труд, правильно проделанную работу получают ценные награды, а плохая работа и лень сулят лишь наказание.

Каким обращением к детям заканчивается сказка?
Как бы ты ответил на вопросы: «Что правда, а что неправда»? Что сказано «шутки ради», а что «в наставленье»?

«А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…».

Правда: характеры девочек, их привычки. Ведь и в реальной жизни есть трудолюбивые и ленивые люди.

Неправда: приключения девочек в гостях Мороза Ивановича.

Шутка: забавная ситуация с наградой Ленивицы.

Наставление: обращения автора к читателям; суть сложившихся ситуаций – работящие получают высокие награды, а ленивые наоборот.

Сравни русскую народную сказку «Морозко» со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга?
Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Эти произведения очень сложи: сюжетом, типажами героев, наличием волшебства.

Разница в том, что «Морозко» — народное творение.

Эта сказка передавалась из поколения в поколение.

А «Мороз Иванович» написана одним автором – Одоевским.

Она содержит авторский стиль, имеет особую подачу, герои наделены более современными чертами.

Автор добавил мудрых выражений, чётко выделил вывод.


Раздели сказку на части, озаглавь их.

1. Жизнь двух сестёр
2. Утеряно ведёрко
3. В гостях у Мороза Ивановича
4. Ценные дары
5. Завистливая сестра
6. Похождения Ленивицы
7. Ртуть


Читательский дневник по сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского

Характеристика главных героев:

Мороз — строгий, величественный, но добрый.

Справедливый и мудрый.

Рукодельница — простая и работящая.

Добрая, отзывчивая и любознательная.

Помогла старику и получила награду.

Ленивица — злая, грубая и ленивая.

Получила урок за свои капризы.

Характеристика второстепенных героев:

Нянюшка — строгая и сердитая.

Краткое содержание сказки «Мороз Иванович»

Жили две совершенно разные сёстры: одна ленивая, а вторая работящая.
Так их и звали — Ленивица и Рукодельница.
Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец, и нянюшка велела ей его достать.
Спустилась девочка в колодец, а там печка с пирогами и яблоня с плодами.
Рукодельница пироги перевернула, печка ей с собой дала.
Яблоню обтрясла, дерево ей плодов дала.
Пришла Рукодельница к Морозу, угостила старика и работать у него стала.
Всё что старик не прикажет — сделает. И всё у неё хорошо получалось.
Доволен остался Мороз, наградил девочку серебряными пятаками и бриллиантом.
Завидно стало Ленивице, тоже в колодец спустилась.
Пироги не тронула, яблоки не обтрясла.
Пришла к Морозу, а тот её работать заставляет.
Всё делала Ленивица плохо, и остался Мороз недоволен.
Подарил девочке бриллиант, а тот в сосульку превратился.
Подарил серебряный слиток, а тот растаял.

План сказки:

  • Разные сёстры.
  • Потеря ведёрка.
  • Подколодезный мир.
  • Знакомство с

    И всё у неё хорошо получалось.
    Доволен остался Мороз, наградил девочку серебряными пятаками и бриллиантом.
    Завидно стало Ленивице, тоже в колодец спустилась.
    Пироги не тронула, яблоки не обтрясла.
    Пришла к Морозу, а тот её работать заставляет.
    Всё делала Ленивица плохо, и остался Мороз недоволен.
    Подарил девочке бриллиант, а тот в сосульку превратился.
    Подарил серебряный слиток, а тот растаял.

    План сказки:

    • Разные сёстры.
    • Потеря ведёрка.
    • Подколодезный мир.
    • Знакомство с Морозом.
    • Три дня у Мороза.
    • Щедрые дары.
    • Зависть.
    • Безделье Ленивицы.
    • Ледяная сосулька.

    Основная мысль произведения «Мороз Иванович»:
    Главная мысль сказки в том, что как трудишься, такую награду и получаешь.
    Основная идея сказки в том, что слава и богатство трудом зарабатываются.

    Чему учит сказка:
    Сказка учит любить труд, быть вежливыми и с уважением относиться к старшим.
    Учит не лениться и не бездельничать.

    Краткий отзыв по сказке «Мороз Иванович»:

    Прочитав эту сказку, я подумала о том, что лень никогда не станет источником дохода и богатства.

    От неё одни убытки.

    Вот трудолюбивая Рукодельница не ленилась, тщательно выполняла все задания и получила достойную награду.

    А её ленивая сестра ничего не делала как следует, но хотела тоже получить награду.

    И получила, но такую, какую в карман не положишь.

    Это очень интересная, волшебная сказка, в которой рассказывается о пользе мороза и снега.

    Автору удалось не только написать поучительную историю о пользе труда, но и в популярной форме рассказать, почему не вымерзает трава во время зимних холодов.

    Откуда берётся угарный газ, и зачем нужен мороз.

    Мне очень понравилась рукодельница, милая, добрая и отзывчивая.

    Она никогда не ленилась, а потому заслуженно получила награду.

    Мне не понравилась Ленивица, от которой не было никакой пользы.

    Да и сама она целыми днями скучала.

    Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что ленивому день кажется скучным, а трудолюбивому весёлым и быстрым.

    А значит не надо лениться, лучше потрудиться.

    Пословицы к сказке:

    Какова работа, такова и награда.
    Труд всегда даёт, а лень только берёт.
    Кто ленится, тот не ценится.
    По заслугам и почёт.

    Словарь неизвестных слов:

    Горемычная — неудачница, несчастная.
    Диковинки — чудеса.
    Студёная — холодная.
    Горница — комната в крестьянском доме.
    Почивать — спать.

    Отрывок, поразивший меня больше всего:

    — А зачем ты,— спросила Рукодельница,— зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

    — А я затем в окошки стучусь,— отвечал Мороз,— чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать;

    а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя,

    когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает,

    голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно.

Сюжет — краткое содержание

  1. Рукодельница роняет ведро в колодец, и нянька велит ей спуститься вниз и достать ведро.
  2. Рукодельница спускается в колодец, рвет яблоки и берет из печи пирожки.
  3. Она угощает Мороза Ивановича, взбивает его перину, и возвращается с богатыми дарами.
  4. Ленивица бросает ведро в колодец и отправляется за ним.
  5. Она отказывается от яблок и пирогов, кормит Мороза Иванович помоями и ничего не делает.
  6. Ленивица получает в дар ведро со льдинками и сосульку на нос.

Композиция книги

Построение сказания Одоевского близко к устному народному эпосу. Такое повествование задевает самые потайные уголки души. Вот из каких частей состоит «Мороз Иванович»:

Ленивица

  1. Присказка. В её качестве используется добрая и поучительная пословица. Автор говорит своим читателям, что «даром в жизни без труда ничего не даётся».
  2. Зачин. Говорится о двух девочках, Рукодельнице и Ленивице, которые живут с нянюшкой. Эта часть показывает читателям события, уже произошедшие. За основу повествования взято противопоставление двух девушек.
  3. Завязка. Рукодельница спускается по верёвке на дно колодца и видит удивительный мир. Преодолев все испытания, она встречается с Морозом Ивановичем. Она хорошо ему служила, за что получила хорошее вознаграждение.
  4. Кульминация. В дивное царство отправилась Ленивица.
  5. Развязка. Ленивица не справилась с испытаниями и вернулась домой со смешными подарками.

Пословицы к произведению

Лень до добра не доводит.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Второстепенные герои сказки

Второстепенные герои сказки “Мороз Иванович” немногочисленны. К ним можно отнести нянюшку Прасковью, женщину строгую и сердитую. Она хозяйственна, рассудительна. Но душевного тепла в этой женщине не ощущается. Няня рассердилась, когда Рукодельница нечаянно уронила ведро, и направила девочку его доставать. Очевидно, что такую жесткую принципиальность можно было не применять в данной ситуации.

О второстепенных персонажах — говорящих пирожках да яблочках — мы уже упоминали…

Впрочем, есть еще один герой сказки — домашний петушок, которого Рукодельница прикормила.

Он с радостью триумфально приветствует свою благодетельницу, счастливую и награжденную за добросовестную службу у Мороза Ивановича. А вот в адрес Ленивицы петушок иронизирует, ведь ее растаявшие “дары” от Повелителя Зимы — эквивалент осуждения.

Девочка Ленивица

Ленивица из сказки «Мороз Иванович» предстает перед читателями в диаметрально противоположном свете. Она — лежебока и предпочитает проводить время в постельке. Ей даже лень самостоятельно одеваться. Нянюшка завязывает шнурки на ее ботинках, надевает чулочки. Одоевский предельно иронично повествует о ее обычном времяпровождении: сидеть у окна и считать мух. С его легкой руки афоризм «мух считать» стал общепринятой характеристикой бездельника.

Ленивица, в отличие от Работницы, следует к Морозу Ивановичу исключительно по меркантильным соображениям. Ее манят серебряные пятаки и бриллиантик-заколка. По дороге к старику девочка игнорирует просьбы наливных яблочек и пирожков «с пылу, с жару». Она не желает «себя утомлять”, бросив их в свою котомку.

Соответственно, ленивой девочке нечем угостить дедушку Мороза, сидящего на скамеечке, при встрече. Незлобливый и справедливый Мороз Иванович ставит перед ней абсолютно те же задания, что и перед Рукодельницей. Однако даже жадность не может превозмочь ее лень:

— она не выполнила просьбу старика: взбить его снежную перину;

— вместо кушаний приготовила варево из плохо почищенных мяса, рыбы, зелени, горчицы и кваса;

— с непривычки уколов палец, не починила платье и не заштопала белье.

Получилось так, что Мороз Иванович прислуживал Ленивице, а не она ему. Именно так цитатный план сказки «Мороз Иванович» охарактеризовал пребывание этой бездельницы в ледяном доме Властелина Зимы. Об этом дедушка сперва деликатно и сообщил ей. Другая девочка, более скромная, на ее месте извинилась бы. Однако злая и неуважительная Ленивица стала высокомерно требовать у Мороза Ивановича такой же награды, которой тот одарил ее сестру.

Тот сперва опешил, а потом решил проучить лентяйку, преподнеся ей два «дара»: псевдобриллиант изо льда и псевдосеребрянный слиток из замерзшей ртути. Те, конечно же, растаяли, и Ленивица осталась ни с чем.

Сравнительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

Для того, чтобы осуществлять квалифицированную читательскую деятельность, необходимо обладать умением вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности. Как методически грамотно провести сравнительный анализ хрестоматийных текстов в начальной школе?

Такую работу целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом. Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть и специфику литературной сказки.

Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:

  • сильнее выражена изобразительность
  • образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры
  • ярко выражена авторская позиция
  • в сравнительно-сопоставительном анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность.

Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
  2. Развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме.
  3. Совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Ход работы

Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми.

Народная сказка «Морозко» В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

В начале урока дети делятся впечатлениями о народной сказке. После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает: Почему названия сказок размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

Сказки о животных

«Иван-царевич и серый волк»

«Как мужик гусей делил»

Далее педагог задает вопрос, обобщающий представления учащихся о признаках народной волшебной сказки: Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

  • волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
  • волшебное место действия («В тридевятом царстве..», вподводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
  • волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
  • волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.).

После этого обсуждается сказка «Морозко» по следующим вопросам.

К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? Учащиеся называют признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.

Как заканчивается сказка «Морозко»? Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

Почему так трагически заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

Перед чтением сказки «Мороз Иванович» учитель дает задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть» (прием антиципации). Предварительное обсуждение этого вопроса.

Далее следует комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. После чтения – проверка первичного восприятия.

Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:

  • чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
  • сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
  • волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Краткий пересказ

В одной семье проживали две сестры вместе с няней. Одну звали Рукодельница, а вторую — Ленивица. Первая дочка любила трудиться и проявляла смекалку. Она рано вставала, топила печку, месила тесто, подметала избу, кормила петуха и носила воду из колодца. Ленивица же ничего не делала, только просиживала у окошка и считала мух.

Однажды Рукодельница пошла к колодцу за водой. Как вдруг верёвка оборвалась, и ведёрко упало на дно. Девочка расплакалась и вернулась ни с чем. Рассерженная няня отправила её обратно и приказала без ведра не возвращаться.

Прыгнула девушка в колодец и упала на самое дно. Прошлась она немножко и увидела чудо-печь, а в ней пирожок. Он заговорил с Рукодельницей и попросил взять с собой. Так девочка и сделала.

Дальше на пути она увидела яблоню с золотыми яблоками. Та попросила девушку потрусить её. Просьба была выполнена. Вдруг она встретила Мороза Ивановича. Старик сказал, что вернёт ведро, если Рукодельница потрудится у него. Она охотно согласилась. Девочка должна была убираться в избе, готовить еду, штопать бельё, гладить одежду. Всё исправно выполняла труженица и через три дня получила обратно ведро. Только набито оно было серебряными пятаками и бриллиантами. С такими подарками вернулась Рукодельница домой.

Позавидовала Ленивица сестре и тоже бросилась в колодец. Только по дороге девочка отказалась помочь печке и яблоне. В хоромах Мороза она тоже не трудилась как следует. В награду она получила от хозяина серебряный слиток и большой бриллиант. Вернулась она домой счастливая. Вдруг серебро превратилось во ртуть, а от камня вообще ничего не осталось.

Заплакала ленивая девушка, только в жизни добро всегда оплачивается добром, а лень и злые поступки вознаграждаются той же монетой.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Автор: Одоевский Федор

Название: “Мороз Иванович”

Жанр: литературная сказка

Тема произведения: волшебство

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристика

  1. Рукодельница. Работящая, трудолюбивая, робкая и
    тихая девушка.
  2. Ленивица. Ленивая, грубая, не вежливая девушка.
  3. Мороз Иванович. Справедливый, суровый, добрый.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Нянька отправляет Рукодельницу в колодец за ведром, но Мороз Иванович вознаграждает добрую и вежливую девушку. А вот грубую Ленивицу наказывает по заслугам.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Рукодельница роняет ведро в колодец, и нянька
    велит ей спуститься вниз и достать ведро.
  2. Рукодельница спускается в колодец, рвет яблоки и
    берет из печи пирожки.
  3. Она угощает Мороза Ивановича, взбивает его
    перину, и возвращается с богатыми дарами.
  4. Ленивица бросает ведро в колодец и отправляется
    за ним.
  5. Она отказывается от яблок и пирогов, кормит
    Мороза Иванович помоями и ничего не делает.
  6. Ленивица получает в дар ведро со льдинками и
    сосульку на нос.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод с периной Мороза Ивановича. Когда
Рукодельница приподняла перину, она увидела зеленую травку. Оказывается, Мороз
Иванович так защищает молодую траву от мороза, чтобы весной она быстро пошла в
рост.

План произведения для пересказа

  1. Две девочки;
  2. Оброненное ведро;
  3. Рукодельница в колодце;
  4. Яблоня и печь;
  5. В гостях у Мороза Ивановича;
  6. Вознаграждение;
  7. Ленивица в колодце;
  8. Ленивица у Мороза Ивановича;
  9. Наказание.

Главная мысль

Вежливость и трудолюбие всегда будут вознаграждены, а лень и
грубость наказаны.

Чему учит эта книга

Сказка учит трудолюбию, вежливости, спокойствию, терпению.
Учит наказывать зло и вознаграждать добро. Учит тому, что ничто не дается человеку
просто так. Учит не лениться и не грубить старшим.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта замечательная сказка. Я была очень
рада за добрую и трудолюбивую Рукодельницу, которая получила щедрые дары. И мне
кажется справедливым наказание, которое понесла Ленивица.

Новые слова и выражения

Колодезь — колодец.

Горемычная — бедная, несчастная.

Платки рубить — подшивать края.

Диковинки — чудеса.

Пословицы к произведению

Лень до добра не доводит.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Назад к содержанию

  • Каких героев народных сказок напоминает петрушка чем
  • Каких вещей в сказке цветик семицветик было по 7 штук
  • Какими я увидел жителей архангельской деревушки из сказки морожены песни ответ на вопрос
  • Какими я увидел жителей архангельской деревушки в сказке с г писахова морожены песни
  • Какими я вижу жителей деревни архангельское из сказки мороженные песни