Каких подробностей не бывает в сказках 4 класс садко былина

Аккаунты и игровая валюта

Ответы к стр. 66 — 71

? с. 70
Чем эта былина похожа на волшебную сказку? Какое число управляет повествованием: сколько раз Садко не звали на пиры? Сколько раз купцы новгородские забрасывали невод в озеро?

Один из героев — Водяной царя, — определенно сказочного происхождения, указывает на сходство этой былины с волшебной сказкой. Умение Водяного царя предвидеть будущее (он предсказывает Садко и будущий пир, и конкретные события, которые произойдут во время пира), а также его волшебный дар, рыбины с золотыми перьями — всё это подтверждение сказочного мотива в былине. Также в былине есть и магическое, волшебное число «3», которое встречается во многих сказках. («Сивка-бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морской царь и Василиса Премудрая».) «Не зовут Садка на почестен пир, // Не зовут его и день, и другой, // Не зовут его и на третий день!»; «Закидывали они тоню в Ильмень-озеро // И рыбу тут добыли — перья золотые все; // Закинули другую тоню во Ильмень-озеро // И добыли другую рыбину — // И опять перья золотые все; // Закинули третью тоню во Ильмень во озеро // И опять добыли рыбинку — перья золотые все!»

А каких подробностей не бывает в сказках? Перечисли сведения, которые роднят былину с историческим повествованием.
Что же отличает это повествование от сказки, почему мы называем его былиной?

Обратите внимание на достоверные географические названия мест, упоминаемые в былине, — Новгород, озера Ильмень и Ладожское, реки Волхов и Нева, государство Золотая Орда. Обратите внимание на писание пира, на котором Садко спорит с купцами; затем — каким образом Садко разбогател и какие корабли построил, а также описание того великого барыша (прибыли), что получил Садко при торговле с Золотой Ордой. Такие детали могут многое рассказать о настоящем быте жителей Древнего Новгорода. Для сказки они не характерны.

Какие особенности текста подтверждают, что это именно былина: есть ли приметы того, что эта былина пелась?

Чтобы уловить напевный, былинный характер этого текста, надо прочесть первые девять строк (повторение слов и целых фраз, частицы, связывающие повествование, — всё это придаёт ему плавный, песенный характер былины):
Как во славном городе во Новгороде
Ай как был Садко да гусельщик;
Как ходил он по честным пирам,
Спотешал он да купцов, бояр,
Веселил он их на честных пирах,
И как тут с Садком да случилося:
Не зовут Садка на почестен пир,
Не зовут его и день, и другой,
Не зовут его и на третий день!

В тексте множество подобных повторений. При желании можно привести и другие примеры из былины.
Троекратность повторов целых эпизодов в былине — одна из примет песенности. В песнях часто есть припев, особенность которого в том, что он повторяется. Песенность былины подчёркивается и повторами зачинов — слов, с которых начинаются строчки:
Как опять тут с ним да случилося:
Не зовут Садка на почестен пир,
Как другой день не зовут и на третий день,
И опять Садку да соскучилось,
И пошел Садко да к Ильмень-озеру,
Как садился он на синь горюч камень,
Как он начал играть во гусли во яровчаты,
Как опять он играл с утра до вечера,
А волна уж в озере расходилася,
А вода с песком да сомутилася!
Иногда это повторы глаголов:
Стал ездить Садко да по всем местам,
По другим городам да он по дальним,
Стал получать барыши да он великие!

Но чаще всего это повторы союзов или союзных слов. Это очень важная особенность русского эпоса. Троекратная повторяемость слов внутри стиха:
А потом построил тридцать кораблей –
Тридцать кораблей, тридцать червлёных,
Как свалил он товары новгородские
На те на червлёные кораблики,
И поехал торговать купец богатый новгородский
На своих на червлёных корабликах…

? с. 71
— Пребывание героя в подводном царстве снова показывает связь этой былины с волшебной сказкой, — сказала Евдокия Васильевна. — Может быть, вы догадаетесь с какой?
Ты можешь назвать эту сказку?

В какой сказке главный герой оказывается в подводном царстве, где встречает свою суженую невесту? (Это сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».) Помните эту сказку? Каким образом Иван-царевич попал в подводное царство? Кто помог ему сбежать из плена и вновь оказаться на земле, в привычном мире?
«Садко»: «…сквозь воду печёт красно солнышко, // Увидал возле себя палаты белокаменны».

А помните, как выглядело морское дно в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»? Точно так же, как и на земле: «и там свет такой же, как у нас, и там поля, и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет». Именно наличие солнца на морском дне придаёт повествованию повседневный, нестрашный характер.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

Урок лит.чтения в 4 классе (21.10.16 г)

Тема: Былина «Садко».

Планируемые результаты:

Предметные: научить выделять отличительные особенности былины (наличие реальных исторических деталей, позволяющих сделать выводы о времени возникновения былины, присутствие черт сказочного жанра); читать былины.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД: научить обучающихся осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности,

пользоваться библиотекой, дополнительной литературой; сравнивать богатырей и сказочных героев, давать характеристику былинным героям.

Коммуникативне УУД: участие в учебном диалоге, творческое выражение своих мыслей на основе прочитанного

Познавательные УУД: научить отличать новое знание от уже известного, формулирование выводов.

Личностные УУД: соблюдение правил поведения в процессе коммуникации с другими.

Ход урока:

Орг. момент.

Актуализация знаний. Мотивация.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

— О чем идет речь в стихотворении? О каких преданиях говорится? (о фольклоре)

— Изучение какого раздела мы начали на предыдущих уроках? (Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре).

— На прошлом уроке, мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

— Что такое былина и что отличает ее от других жанров литературы? (Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения).

(слайд № 2)

— Какой вывод можно сделать ? Докажите это примерами из учебника. (Черты истории – географические названия: Киев-град, Чернигов, село Карачарово, Муром, реальные события.

Преувеличение – это то, что случилось с природой от Соловьиного посвиста «Как все травушки – муравушки заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися». Преувеличена сила богатыря Ильи. …Соловей – разбойник чудо-юдо, получеловек, полуптица).

— Какое домашнее задание вам было задано?

— Кто хочет нам кратко рассказать о том, с какой былиной он познакомился?

Целеполагание.

 Скажите, а легко ли нам было читать былину? Почему? (Былину читать трудно, потому что былины раньше пели, их надо читать распевно, в них непривычные сочетания слов).

— Попробуйте определить цель сегодняшнего урока. (Познакомиться с новой былиной; совершенствовать умение читать текст былины; научиться выделять отличительные особенности былины).

Действия для достижения поставленной цели.

 Внимательно прочитайте стихотворение на доске.

Сели в ряд богатыри на честном пиру,

Ай один стоит-то на приступочке.

Для кого взял во крепки руки гусельки?

Кому славу петь? Кого величать?

Он расскажет нам о морском царе, да о Новгороде.

— Это строки с секретом. Догадайтесь, о каком былинном герое пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться? (Садко)

(слайд № 4)

— Откройте учебник на стр. 66, рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен Садко. Поделитесь своими впечатлениями. (Садко не богатырь, он гусляр).

— Садко жил в богатом торговом городе Новгороде. Вспомните, какой город был столицей Руси во времена славных подвигов богатыря Ильи Муромца? (Киев)

— Как создавались былины? Давайте прочитаем объяснение Сергея Александровича в учебнике на стр. 65.

— Какой вывод можно сделать? (Былины о ратных подвигах богатырей были киевскими. Они воспевали мужественных воинов, рассказывали о событиях при княжеском дворе Владимира Красное Солнышко. Эти былины создавались не простым народом, а дружинниками, поэтому в них много подробных и достоверных описаний воинского снаряжения, ратных подвигов, упоминание исторических мест.

— Совсем другие былины новгородские, они сказочные. В новгородских былинах известны два героя – Василий Буслаев и Садко-гусляр. Эти былины рассказывают о приключениях купцов, гусляров).

— Как вы думаете, манера исполнения этих былин будет разная? (нет)

— В тексте нам встретятся незнакомые слова, давайте попробуем объяснить их смысл.

(слайд № 5)

Чтение учителем первой части былины – показ напевного прочтения.

— Поделитесь вашими впечатлениями. Какие картины вы представили ярче всего?

Физкультминутка

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Тонут в воде корабли.

Русалки по волнам плывут.

Танцуют, кружат и поют.

— Прочитайте вторую часть басни самостоятельно, используя прием «птичьего базара».

Чтение детьми второй части – прием «птичий базар».

— Назовите характерные черты волшебной сказки (Морской царь – герой волшебных сказок. Он предсказал Садко будущий пир и события на нем. Волшебный дар от Морского царя – рыбина с золотыми перьями. Магическое число «3»).

— Получилось у вас читать былину нараспев?

Чтение детьми вслух «по цепочке» по одному предложению третьей части былины.

Подведение итогов урока.

— На какую из известных нам сказок похожа былина «Садко»? («Морской царь и Василиса Премудрая»)

 В чем вы увидели сходство былины «Илья Мурмец и Соловей разбойник» от былины «Садко»? (указываются географические объекты – города).

— В чем отличие? (в первой был герой-богатырь, а во второй герой-гусляр)

— Кто определит, каким был нам в былине представлен чужой мир? (подводное царство) А свой мир? (город Новгород).

— Дома вы прочитаете былину «Садко» целиком и узнаете о чудесном пребывании Садко в подводном царстве, где он и женился. Узнаете, как ему удалось выбраться, и кто ему помог.

Рефлексия.

— Какие умения сегодня мы отрабатывались на уроке?

— Где они вам могут пригодиться в жизни?

— Мы наблюдали красоту и богатство устного народного творчества в сказках и былинах, на следующем уроке мы посмотрим, как это используется авторами в литературе.

— Удалось ли нам решить на уроке поставленные цели?

— Оцените свои умения, полученным сегодня на уроке по шкале в Дневнике читателя: насколько вы научились находить отличия былины от волшебных сказок, научились читать их.

7. Домашнее задание:

стр. 66-70 читать, нарисовать рисунок к одной из прочитанных былин,

придумать интересный вопрос для игры «Ты –мне, я – тебе» по былинам.


0

Какие элементы сказки в былине «Садко»?

Какие реальные события в былине «Садко», а какие сказочные

1 ответ:



2



0

Былина «Садко» включает сказочные мотивы, разберем детально, какие события могли произойти в реальности, а какие события в былине «Садко отностся к вымышленным

Когда Садко пришел играть на гуслях в третий день, его игра разбудила царя морского. Это элемент сказки, царь морской волшебный персонаж. Далее Садко хвастается, что видел в Ильмень-озере рыбу с золотыми перьями, Садко приукрашивает действительность, рыбки, по цвету похожие на золото бывают, но рыбы с перьями не существует

По возвращении домой Садко попадает в бурю и его корабль останавливается среди волн, такого в жизни не бывает.

Садко попадает на дно морское, также элемент сказки.

Читайте также

Садко относится к северным былинам. Входит в Новгородский цикл. Академик Лихачев предполагает что былина говорит во первых о жизни купечества и о торговле (в противовес военным былинам Киева), а во вторых под видом морского царя и подводного мира подразумевается мир иной, потусторонний.

Попробуйте скачать «оперные либретто», двухтомник. Там есть содержание оперы Римского-Корсакова. Вполне сносный вариант прочтения былины.

Есть либретто как содержание, есть либретто как текст используемый в опере, как вам угодно.

Напишем сочинение о былинном герое Садко по плану:

Сам текст былины мы можем разделить на три части. В первой — Садко простой купец из Новгорода, который любит пировать, любит гулять, любит играть на гуслях на берегу озера. Именно там он знакомится с морским царем.

Во второй части Садко разбогател, не без помощи морского царя. Золото испортило Садко, он возгордился, стал считать себя богаче всех и следовательно лучше. В своей гордыне он пожелал скупить весь товар в Новгороде, но не смог этого сделать и осознал свои ошибки.

В третьей части Садко попадает на дно к морскому царю и играет для него на гуслях.

Садко разбогател, когда на спор поймал в озере три рыбы с золотыми перьями. За это купцы ему дали по три лавки товара каждый.

Волшебными элементами в былине является Морской царь и подводная одиссея Садко. Это важный момент былины, который собственно и делает из Садко богатыря, человека, способного вернуться даже со дна морского.

Кульминационными моментами можно назвать эпизод с ловлей чудесных рыб в Ильмень-озере, эпизод с попыткой скупить весь товар в Новгороде, эпизод со жребием, когда Садко выпало идти к морскому царю, и эпизод с пляской морского царя, когда вокруг бушевал шторм.

В былине много средств художественной выразительности, которые создают особый, ни с чем не сравнимый поэтичный язык былины. Ведь былина — это произведение, которое изначально пелось.

<hr />

Средства художественной выразительности в былине «Садко»

Эпитеты: Гусельки яровчаты, палата белокаменная, бел-горюч камень, дружина хоробрая.

Сравнения: корабли как черные вороны, голова как куча сенная

Метафоры: золотые перья (чешуя), худые товары и добрые, корабли бегут.

Гиперболы: Бессчетная золотая казна;

qURaGuci7ymE2SJ1lB2YnzPf6O6wr1H.png

Повторы:

LiZoknJWuE5kjTzrlhe4fF96pS43OMSj.png

По моему мнению, подвиг Садко состоит в том, что он проявил самоотречение и самопожертвование во благо других людей. Когда он был в море шторм не прекращался долгое время. Садко сначала решил одариться от Морского Царя богатством, бросая в море злато и серебро. Это не помогло. И Садко, понимая, что шторм вызван по его вине, бросается в море, чтобы оставить моряков в живых.

Также мы видим в былине честный и независтливый характер садко, пример для подражания. Даже вмиг разбогатев, он не теряет своего истинного благородства и чистоты души.

Думаю, подвиг Садко в этом — быть самим собой, жертвуя собой ради других людей.

Выразительные средства в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Устаревшие слова — отрок, плошка, струпья, вотчина, самодержец, блаженный, благоверный, вельможи, распря, домочадцы, преподобная, наречённая, осенил, уповаю, покои, лукавый, авось, блуд.

Ключевые слова — любовь и верность.

В Повести О Петре и Февронии Муромских признаки сказки — зачин, есть сказочный герой, есть загадки, добро побеждает зло, волшебные помощники. Постоянные эпитеты лукавый змей, мудрая дева.

Сказочные элементы в Повести о Петре и Февронии Муромских

ooBgIwD52iZ5hEilpKeJlRACqMbC1iAp.png

Эпитеты , описывающие Петра

A3GqSJnCCyHWWkiZGsP5wBYZtG5k1AlM.png

Эпитеты , описывающие Февронию

ll5JLxHzVmOSJIM1QfIo5721t1NzZGTN.png

Признаки жития и повести смотрите в таблице

УМК «Перспективная начальная школа». Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок 20.  Былина «Садко»

Цели деятельности учителя

 Создать условия для формирования полноценного восприятия былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствование навыка чтения.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать значение понятия «тотем»; знать особенности литературного жанра былина; характерные черты героев былин.

Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; коммуникативные – оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Личностные: понимать то, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организа

ционный момент

Приветствие в игровой форме

Приветствие учеников

Приветствие учителя

Фронтальная

II. Актуализация опорных знаний

Словарная разминка в игровой форме

«Богатырский словарь»

Учитель показывает карточки — иллюстрации

Колчан – футляр для стрел

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец.

Палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщенным концом.

Ножны – футляр для меча или кинжала

Шлем – воинский доспех, защищающий голову

Сбруя – принадлежность для упряжи

Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел.

Выполняют словарную разминку

Фронтальная

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Устные ответы

III. Мотивация познавательной деятельности

Определение целей урока. Составление плана работы.

Предлагает сформулировать учебную задачу урока и составить план её решения

Формулируют учебную задачу

Фронтальная

Регулятивные: определяют тему и цель урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

Устные ответы

IV.Организация познавательной деятельности

Комментированное чтение отрывка из былины «Садко»

Беседа по вопросам учебника (с.66 – 71)

Слушание рассказа учителя о торговых путях на Руси.

Знакомит учащихся с былиной «Садко», обращает внимание на манеру чтения былины, акцентируя внимание на её особенности как жанра УНТ

Разъясняет смысл устаревших слов и диалектных выражений, отдельных образов и картин, даёт исторические справки.

Предлагает прочитать задание на с.66 – 71 учебника.

— Назовите характерные черты  волшебной сказки.

— Какие события повторяются трижды?

— Назовите сказки, в которых встречается это магическое число.

— на какую из перечисленных сказок больше всего похожа былина «Садко»?

— Перечитайте описание подводного царства. Почему на самом дне совсем не страшно?

Предлагает послушать устный рассказ о торговых путях на Руси

— Прочитайте, что об этом говорится в былине

Физминутка

Самостоятельное чтение(слежение, слушание) произведения.

Работа с толковым словарём.

Соотнесение  своих высказанных предполо

жений с про

читанным произведением

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием

Познавательные: работают с дополнительной литературой; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполняют оценку своего задания по параметрам.

Коммуникативные: участвуют в диалоге.

Устные ответы

V. Синтетическая (обобщающая работа с текстом)

Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи.

Предлагает самостоятельно перечитать былину и решить задачу.

— Перечитайте самостоятельно былину и найдите все исторические факты, которые упоминаются в ней.

Самостоятельное чтение былины. Аргументируют свою точку зрения.

Фронтальная индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, находят нужную информацию в учебнике

Регулятивные: корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания.

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Самостоятельное чтение.  Устные ответы.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обобщение по теме урока. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

— Что мы сегодня исследовали? С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является?  Что вам понравилось?

 — Оцените свое настроение на уроке.

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлек

сию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат.

Учащиеся ставят знаки: +, -, ?

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения;  выполняют оценку результатов работы.

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Учитель объясняет выполнение домашнего задания 

— Подготовить выразительное чтение былины.

— Сделать рисунок  к понравившемуся отрывку былины «Садко»

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение

Урок 21 (2)   Былина «Садко»

Цели деятельности учителя

 Создать условия для формирования полноценного восприятия былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствование навыка чтения.

Тип урока

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать значение понятия «тотем»; знать особенности литературного жанра былина; характерные черты героев былин. Уметь видеть в былинах отображение исторического развития государства;  находить в былинах средства художественной выразительности ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (гипербола), приметы народного юмора.

Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; коммуникативные – оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Личностные: понимать то, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организа

ционный момент

Приветствие в игровой форме

Приветствие учеников

Приветствие учителя

Фронтальная

II. Актуализация опорных знаний

Викторина

Викторина «Богатырские доспехи»

1.Как назывался головной убор богатыря? (шлем).

2.При создании, какого военного головного убора 20 века за основу был взят богатырский шлем? (Буденовка)

3.Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (Кольчуга).

4.Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.)

5.Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).

6.Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело.(Щит).

7.Этот боевой предмет самостоятельно изготовил герой сказки А.С. Пушкина князь Гвидон. Для этого он отломил у дерева кривой сучок и натянул шнурок. Что за оружие получилось? Благодаря ему князь Гвидон спас царевну Лебедь. (Лук.)

8. Это колющее оружие на длинном древке. Из – за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика).

Выполняют словарную разминку

Фронтальная

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Устные ответы

III. Мотивация познавательной деятельности

Определение целей урока. Составление плана работы.

Предлагает сформулировать учебную задачу урока и составить план её решения

Формулируют учебную задачу

Фронтальная

Регулятивные: определяют тему и цель урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

Устные ответы

IV.Организация познавательной деятельности

Выразительное чтение былины «Садко»

Работа в группах

Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи.

Обращает внимание на манеру чтения былины, акцентируя внимание на её особенности как жанра УНТ

Физминутка

Организует работу в группах

—  Былины прошли сквозь всю историю Руси вплоть до XX века. Они рассказывали обо всех событиях, происходивших в государстве, впитывали в себя особенности народной речи и национального быта.

Это творчество многих поколений, и мы, изучая былины, как будто разговариваем со своими дальними предками и живем их чувствами. И главное из этих чувств – любовь к Родине, патриотизм. Былинные богатыри, побеждая лютых врагов, зарившихся на наши богатства, помогали жителям Руси собирать свои силы в трудные моменты истории, ощущать себя единым великим народом.

Пусть же и вас сплотят былинные сказания в крепкие дружины, наполнят чувством патриотизма и единения ваши души.

1. Задание для  групп

  1. Родной город Садко? (Новгород)
  2. Из какого села родом Илья Муромец? (Карачарово)
  3. Куда ранил Илья Соловья? (в право око со косицею)
  4. Сообщите отчество Ильи Муромца (Илья Иванович)
  5. Что было основным оружием Соловья-разбойника?
    (свист)
  6. Кто написал картину «Три богатыря»
    (Виктор Васнецов)
  7. Какой Великий князь киевский построил в Киеве каменный храм св. Софии?
    (Ярослав Мудрый)
  8. За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым)

2. Задания для групп

—  Восстановите последовательность событий, описанных в былине Садко!

 1. Седой старичок дал Садко два ценных совета

 2.Решил царь морской отблагодарить Садко,  а прекрасную музыку

3.Пришел Садко к Ильмен-озеру, стал играть  на гуслях

Выразительное чтение(слежение, слушание) произведения.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием

Познавательные: умеют выразительно читать, передавая его жанровые особенности.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполняют оценку своего задания по параметрам.

Коммуникативные: участвуют в диалоге.

Чтение по цепочке

V. Синтетическая (обобщающая работа с текстом)

Коллективная проверка

Организует  коллективную проверку учащихся в группах

Аргументируют свою точку зрения.

Фронтальная индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, находят нужную информацию в учебнике

Регулятивные: корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания.

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Устные ответы.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обобщение по теме урока. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

— Что мы сегодня исследовали? С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является?  Что вам понравилось?

— Поставленная вами в начале урока цель достигнута?

— Кто на ваш взгляд хорошо работал на уроке? В группе?(взаимооценка в группах).

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлек

сию.

Сопоставляют достигнутые  результаты с целью урока, делают выводы,  оценивают достигнутые результаты своей (индивидуальной) деятельности на уроке, деятельности отдельных участников группы и в целом всей группы, класса.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения;  выполняют оценку результатов работы.

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Учитель объясняет выполнение домашнего задания 

— Подготовить выразительное чтение понравившейся былины

— Сделать рисунок  к понравившемуся отрывку былины «Садко»

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение

  • Каких людей народ делает героями своих сказок
  • Каких животных лечил айболит в сказке
  • Каких героев предпочитают авторы юмористических рассказов и почему
  • Каких героев не было в сказке мороз иванович
  • Каких героев народных сказок напоминает петрушка чем