- Ожерелье сказок
- Сказка на сладкое
- Непридуманная история
- У нас в гостях поэт
- Знаешь ли ты?
- Великие сказочники
- Из жизни ученых
- С копьем и мечом
- Давай играть!
- Умные руки
- Задачка на прощание
Каким бывает снег
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаился по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем.
Иной раз выйдешь из лесу, глянешь на него – как оно лежит на пологом склоне противоположного холма. И поймёшь: всё кругом спит, а это поле и верно освещено – солнцем жизни.
Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей – он и сломает её!
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синё, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель.
Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото… Ворона натужно тянет по замёрзшему льдистому небу: «Ой, холодно! Ой, долго ещё до тепла!»
Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни – и вот оно… Но не поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает тебя, так и гонит, словно бумажного.
Злится февральский снег, лютует – лупит путника по шапке, по ватной спине… Лупи, лупи! Недолго тебе осталось… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!
И вдруг остановишься: «Боже ты мой, куда ж это я забрёл? Куда ж это он меня затащил? О-ё-ёй! Лишь бы до дому добраться!»
Самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин.
Апрельский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты – кочки и те голову начинают подымать. Вылезет из-под снега – рыжая, непричёсанная: «А вот она и я!»
В березняке снегу ещё немало, но весь он в мелких оспинках берёзовых семян-самолётиков. Лыжи скользят плохо… Я стою среди берёзового царства. Берёзы уже белее снега. Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана.
Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
- Сергей Иванов
- Художник: П. Григорьев
- 01.01.2009
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу editor@cofe.ru
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области»
Утверждаю
____________ /С. В. Моргунова/
МДОУ «Детский сад № 12 «Звездочка»
г. Ртищево Саратовской области»
конспект НОД по речевому развитию
«Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»
(художественная литература)
подготовительная группа
воспитатель: Л. В. Звягина
2015г.
г. Ртищево
Цели:
познакомить с произведением С. Иванова «Каким бывает снег»; учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; формировать умения озаглавливать текст и подготовка к пересказу;
обогащать словарный запас и развивать речь детей;
развитие интереса к чтению художественной литературы через беседу о красоте природы;
пробуждать видеть красоту природы;
воспитывать интерес к родной природе, к Родине;
развитие личностных качеств: самооценка, самостоятельность, умение выслушивать ответы товарищей.
Оборудование:
музыка П. И. Чайковского «Времена года»;
презентация;
портрет С. Иванова.
выставка книг с произведениями о зиме.
Ход занятия
1.
— Отгадайте загадку.
Он летает белой стаей и сверкает на свету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною – голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, назови его, ответь! (снег)
— Какие слова – сравнения помогли вам догадаться? (ответы детей)
— Что вы можете рассказать про снег?
— Какой он?
— Где больше всего снега?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?
— Давайте же отправимся в путешествие в снежное царство и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий глаз — художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя. Послушайте рассказ, который написал Сергей Иванов
Рассмотреть портрет писателя.
2.
Чтение рассказа, беседа по прочитанным частям.
— О каком снеге говорится в первой части произведения?
(самый первый — октябрьский)
— В каком месяце выпал самый первый снег?
— Скажите предложением из текста.
— Что узнали о первом снеге? Какой он?
(робок и тих; ложится для красоты; белый и лёгкий)
— Что значит «озимое поле»?
— Как описывает автор небо и поле.
(Небо серое, а поле сияет)
— О каком снеге говорится во второй части произведения?
— Как описывает автор январский снег?
(силен и спокоен, тяжелым одеялом; гнет деревья)
— С чем автор сравнивает солнце? (с лампочкой)
— Снег? (с одеялом)
— Поле? (с болотом)
— Обычно про январский снег в солнечный день говорят «Снег блестит». Подберите синонимы к слову «блестеть»
(блистать, искриться, переливаться, всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять)
— О каком снеге говорится в этой части?
— Февральский снег самый: злой и колючий, злой и свирепый, сильный и мокрый.
— Небо кажется (очень низко, очень высоко, очень далеко)
— Человек в такую метель чувствуют себя пушинкой, бумажкой, тряпкой.
— В этом месяце очень часты метели и грозы.
— Так какой же февральский снег?
— Что значит «лупит путника по шапке, по спине»?
— Какой снег в последней части рассказа?
— Почему автор, говоря об апрельском снеге, подобрал слово «дырявый»?
3.
Интерактивная физминутка
4.
Подумайте и скажите, как называется этот рассказ?
— Теперь вы знаете, чем отличается снег в разные зимние периоды.
— Посмотрите на эти картины и скажите, какой снег на них изображен?
— Прослушайте фрагмент из произведения П. И. Чайковского и подумайте, к какой бы части рассказа вы ее отнесли и почему?
5.
— О чем сегодня мы с вами говорили?
— Вам понравилось?
— Что нового для себя вы узнали?
Природа — не слепок,
Не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык!
Будь наблюдательней немножко,
И сам тогда увидишь ты,
Как много в мире красоты.
— Перед вами небольшая выставка произведений о зиме разных авторов.
Кого заинтересовали эти книги, можно взять и рассмотреть иллюстрации.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели: формировать умение работать с текстом
произведения; обогащать читательский опыт детей;
формировать читательские умения; знакомить с
литературоведческими понятиями; обогащать речь
обучающихся выразительными средствами языка
(эпитеты, сравнения), расширять словарный запас
детей; пробуждать видение красоты природы.
Оборудование: карточки со словами,
музыкальные фрагменты из произведений М. П.
Мусоргского, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, фрагмент
из кинофильма “Морозко”, телевизор, магнитофон,
учебник: Литературное чтение. 2 класс.
Авт.-сост.Л.А. Ефросинина
Ход урока
I. Организационный момент:
Весело звенит звонок,
Начинаем наш урок.
II. Проверка домашнего задания:
— Ребята, давайте послушаем стихотворение З.
Александровой “Зима”, которое вы учили наизусть
(опрос 3 учеников).
III. Постановка целей:
Ребята, отгадайте мою загадку:
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
— Правильно это снег. А какие слова, сравнения
вам помогли отгадать загадку.
— Посмотрите, как по–разному можно сказать о
снеге. Мы можем увидеть снег на картине, в кино, на
улице. И каждый раз нас восхищает красота снега,
его неповторимость. Давайте посмотрим отрывок из
фильма “Морозко”, и полюбуемся красотой зимнего
леса.
— Оказывается снег можно не только нарисовать
или увидеть, его можно представить, слушая
произведения писателей и поэтов, настолько яркие
картины возникнут перед вашими глазами.
— И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с
произведением С. Иванова и узнаем много
интересных сравнений и эпитетов, о том каким
бывает снег. Постарайтесь запомнить их, и тогда
ваша речь станет богаче и ярче.
IV. Изучение нового материала.
1) Первичное восприятие:
— С. Иванов. Каким бывает снег (читает учитель).
— Понравился ли вам рассказ?
— О чём рассказал нам автор?
— Одинаково ли автор описывает снег в октябре,
январе, феврале и апреле?
2) Работа над первой частью.
— Давайте начнём знакомиться с описанием снега
в первой части, но перед этим узнаем значение
нескольких слов.
- Словарно-лексическая работа:
поверхности, проведённые каким – либо предметом.
Притаился
– спрятался и притих.
Свежо сверкает – чистый, новый ярко блестит,
сияет.
Озимое поле – поле, засеянное осенью зерновыми.
- Чтение текста по цепочке.
- Беседа после чтения:
— О каком снеге идёт речь в первой части? (О
первом снеге, об октябрьском).
— Как автор говорит о первом снеге? Найдите
ответы в тексте. (Он робок и тих, извиняется, белый
и лёгкий, для красоты)
- Слушание музыкального фрагмента
— Прослушайте музыкальный фрагмент, который как
бы подчёркивает робость и лёгкость, невесомость
первого снега. (Звучит первый фрагмент: П. И.
Чайковский Рождество)
— Увидели ли вы первый снег, представили его.
— В этой части мы встречаем такое выражение
поле, освещённое солнцем жизни. Это образное
выражение. Как вы думаете, что за жизнь светит,
сияет в этом поле. ( Это молодые ростки)
— Как бы вы назвали первую часть.
- На доске появляется название 1 части, эпитеты и
сравнения.
3) Работа над второй частью.
— А теперь мы повстречаемся с другим снегом.
Давайте вновь узнаем секреты слов.
что-нибудь.
Бездонно – не имеющее дна,
чрезвычайно глубокое.
Дух захватывает – испытывать волнение
(фразеологизм)
Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и
легко рассыпающееся, сыплющееся.
Натужно (тянет) – напрячь все силы, медленно и
протяжно
- Чтение по абзацам.
- Беседа после чтения.
— О каком снеге рассказал С. Иванов во второй
части? (О январском)
— Каким изображён январский снег? Найдите в
тексте. (Силён и спокоен, гнёт, сломает, сыпучий)
— Что говорится о солнце? (Выглянет утром и
загорится, как лампочка: светит и не греет)
— Какое небо в январе? (Синее и бездонное)
— Почему автор сравнивает январский снег с
сыпучим болотом? (Потому что в нём можно
провалиться как на болоте)
— Ещё раз прочитайте, как автор описал январский
снег. (На доске)
— А сейчас послушайте и почувствуйте в музыке
мощь и силу январского снега. ( Музыкальный
фрагмент П. И. Чайковского Бородино)
— Так как же мы назовём вторую часть.
- На доске появляется название 2 части, эпитеты и
сравнения
V. Физминутка.
Снегурочка – подпрыгнули, снежки – лепим,
снеговик – присели, снежинки – кружимся.
VI. Изучение нового произведения.
1) Работа над третьей частью.
— Продолжим раскрывать описание снега в
рассказе С. Иванова “Каким бывает снег”. И
перейдём к третьей части.
- Словарно-лексическая работа.
— Познакомимся с некоторыми словами.
колоть.
Метель – сильный ветер со снегом.
Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо.
Нахлобучив – надвинув низко на лоб.
Лютует – быть злым, свирепым, беспощадным,
причиняющим мучения
- Чтение про себя.
- Беседа после чтения
— Какой снег описывает автор в третьей части?
(Февральский)
— Какие слова, выражения, эпитеты нашёл С. Иванов
для февральского снега? (Злой, колючий, злодей,
ведьмин сын, колдун)
— Почему люди идут, нахлобучив шапку на лоб?
(Снег не даёт поднять голову)
— Автор олицетворяет февральский снег, наделяя
его человеческими чертами характера: лупит,
злиться.
— И читать эту часть надо напряжённо, жестко,
отрывистыми фразами, передавая настроение
путника и характер снега. Но чтобы ещё лучше
понять интонацию чтения давайте послушаем
музыкальный фрагмент. (Музыкальный фрагмент М.
Мусоргского “Избушка на курьих ножках”)
- Интонационное чтение
— А теперь давайте вместе хором попробуем
прочитать третью часть и передать характер
февральского снега. (Интонационное чтение)
— Как можно озаглавить третью часть?
(Февральский снег)
- На доске появляется название 3 части, эпитеты и
сравнения
2) Работа над четвёртой частью.
— Итак, мы подошли к последней четвёртой части и
снова обратимся к словарику.
- Словарно-лексическая работа.
Оспинки – неровности в виде маленьких
углублений.
- Чтение по цепочке.
- Беседа после чтения.
— О каком снеге мы прочитали? (О апрельском)
— Какой апрельский снег? (Он плотный и липкий,
словно белый пластилин, дырявый)
— Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет,
берёзы уже белее снега)
— Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах
дырявый)
Прочитайте последнее предложение. Что автор
хотел нам сказать? (Что закончилась зима, и скоро
исчезнет весь снег)
— Ещё раз прочитаем какой же апрельский снег.
— Как озаглавим четвёртую часть. (Апрельский
снег)
- На доске появляется название 4 части, эпитеты и
сравнения
VII. Обобщение
— О чём мы сегодня говорили? ( О том, какой бывает
снег)
— Какой же первый снег?
— Какой снег в январе, феврале, апреле? Назовите
сравнения, эпитеты.
— Выполните задание в литературной тетради на
странице 57 №1.
— Какой же вывод мы можем с вами сделать, о том
какой бывает снег? ( Он разный в разные месяцы и
для него подходят разные описания и сравнения)
- Выставление оценок.
- Задание на дом.
— Дома подготовьте пересказ близко к тексту
одной понравившейся части.
— Сложите альбомный лист бумаги 2 раза, разделив
его на 4 части. Подпишите каждую часть по названию
снега в произведении и зарисуйте, попытайтесь
передать при помощи карандаша характер снега.