Каким бывает снег иванов читать рассказ

  • Ожерелье сказок
  • Сказка на сладкое
  • Непридуманная история
  • У нас в гостях поэт
  • Знаешь ли ты?
  • Великие сказочники
  • Из жизни ученых
  • С копьем и мечом
  • Давай играть!
  • Умные руки
  • Задачка на прощание

Каким бывает снег

Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаился по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем.
Иной раз выйдешь из лесу, глянешь на него – как оно лежит на пологом склоне противоположного холма. И поймёшь: всё кругом спит, а это поле и верно освещено – солнцем жизни.

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей – он и сломает её!
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синё, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель.
Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото… Ворона натужно тянет по замёрзшему льдистому небу: «Ой, холодно! Ой, долго ещё до тепла!»

 Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни – и вот оно… Но не поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает тебя, так и гонит, словно бумажного.
Злится февральский снег, лютует – лупит путника по шапке, по ватной спине… Лупи, лупи! Недолго тебе осталось… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!
И вдруг остановишься: «Боже ты мой, куда ж это я забрёл? Куда ж это он меня затащил? О-ё-ёй! Лишь бы до дому добраться!»

Самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин.
Апрельский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты – кочки и те голову начинают подымать. Вылезет из-под снега – рыжая, непричёсанная: «А вот она и я!»
В березняке снегу ещё немало, но весь он в мелких оспинках берёзовых семян-самолётиков. Лыжи скользят плохо… Я стою среди берёзового царства. Берёзы уже белее снега. Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана.
Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.

Сергей Иванов
Художник: П. Григорьев
01.01.2009

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу editor@cofe.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области»

Утверждаю

____________ /С. В. Моргунова/

МДОУ «Детский сад № 12 «Звездочка»

г. Ртищево Саратовской области»

конспект НОД по речевому развитию

«Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»

(художественная литература)

подготовительная группа

воспитатель: Л. В. Звягина

2015г.

г. Ртищево

Цели: 

познакомить с произведением С. Иванова «Каким бывает снег»;                               учить анализировать, сравнивать, высказывать  свои  умозаключения; формировать умения озаглавливать текст и подготовка к пересказу;

обогащать словарный запас и развивать речь детей;

развитие  интереса к чтению художественной литературы через беседу о красоте  природы;

пробуждать  видеть  красоту природы;

воспитывать  интерес  к родной природе, к Родине;

развитие личностных качеств: самооценка, самостоятельность, умение   выслушивать ответы товарищей.

Оборудование:

музыка П. И. Чайковского «Времена года»; 

презентация;

портрет С. Иванова.

выставка книг с произведениями о зиме.

Ход занятия

1.

— Отгадайте загадку.

Он летает белой стаей и  сверкает на свету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною – голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, назови его, ответь!  (снег)

— Какие слова  – сравнения  помогли  вам  догадаться? (ответы детей)

— Что вы можете рассказать про снег?

— Какой он?

— Где больше всего снега?

— Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

— Давайте же отправимся в путешествие в снежное царство и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий глаз — художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя. Послушайте рассказ, который написал Сергей Иванов

Рассмотреть портрет писателя.

2.

Чтение рассказа, беседа по прочитанным частям.

— О каком снеге говорится в первой части произведения?

                                                                         (самый первый — октябрьский)

— В каком месяце выпал самый первый снег?

— Скажите предложением из текста.

— Что узнали о первом снеге? Какой он?

                                        (робок и тих; ложится для красоты; белый и лёгкий)

— Что значит  «озимое поле»?

— Как описывает автор небо и поле.

                                                                                  (Небо серое, а поле сияет)

— О каком снеге говорится во второй части произведения?

— Как описывает автор январский снег?

                                          (силен и спокоен, тяжелым одеялом; гнет деревья)

— С чем автор сравнивает солнце? (с лампочкой)

— Снег? (с одеялом)

— Поле? (с болотом)

— Обычно про январский снег в солнечный день говорят «Снег блестит». Подберите синонимы к слову «блестеть»

(блистать, искриться, переливаться, всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять)

— О каком снеге говорится в этой части?

— Февральский снег самый: злой и колючий, злой и свирепый, сильный и мокрый.

— Небо кажется (очень низко, очень высоко, очень далеко)

— Человек в такую метель чувствуют себя пушинкой, бумажкой, тряпкой.

— В этом месяце очень часты метели и грозы.

— Так какой же февральский снег?

— Что значит «лупит путника по шапке, по спине»?

— Какой снег в последней части рассказа?

— Почему автор, говоря об апрельском снеге, подобрал слово «дырявый»?

3.

Интерактивная физминутка

4.

Подумайте и скажите, как называется этот рассказ?

— Теперь вы знаете, чем отличается снег в разные зимние периоды.

— Посмотрите на эти картины и скажите, какой снег на них изображен?

— Прослушайте фрагмент из произведения П. И. Чайковского и подумайте, к какой бы части рассказа вы ее отнесли и почему?

5.

— О чем сегодня мы с вами говорили?

— Вам понравилось?

— Что нового для себя вы узнали?

Природа — не слепок,

Не бездушный лик.

В ней есть душа,

В ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык!

Будь наблюдательней немножко,

И сам тогда увидишь ты,

Как много в мире красоты.

— Перед вами небольшая выставка произведений о зиме разных авторов.

Кого заинтересовали эти книги, можно взять и рассмотреть иллюстрации.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели: формировать умение работать с текстом
произведения; обогащать читательский опыт детей;
формировать читательские умения; знакомить с
литературоведческими понятиями; обогащать речь
обучающихся выразительными средствами языка
(эпитеты, сравнения), расширять словарный запас
детей; пробуждать видение красоты природы.

Оборудование: карточки со словами,
музыкальные фрагменты из произведений М. П.
Мусоргского, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, фрагмент
из кинофильма “Морозко”, телевизор, магнитофон,
учебник: Литературное чтение. 2 класс.
Авт.-сост.Л.А. Ефросинина

Ход урока

I. Организационный момент:

Весело звенит звонок,

Начинаем наш урок.

II. Проверка домашнего задания:

— Ребята, давайте послушаем стихотворение З.
Александровой “Зима”, которое вы учили наизусть
(опрос 3 учеников).

III. Постановка целей:

Ребята, отгадайте мою загадку:
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!

— Правильно это снег. А какие слова, сравнения
вам помогли отгадать загадку.

— Посмотрите, как по–разному можно сказать о
снеге. Мы можем увидеть снег на картине, в кино, на
улице. И каждый раз нас восхищает красота снега,
его неповторимость. Давайте посмотрим отрывок из
фильма “Морозко”, и полюбуемся красотой зимнего
леса.

— Оказывается снег можно не только нарисовать
или увидеть, его можно представить, слушая
произведения писателей и поэтов, настолько яркие
картины возникнут перед вашими глазами.

— И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с
произведением С. Иванова и узнаем много
интересных сравнений и эпитетов, о том каким
бывает снег. Постарайтесь запомнить их, и тогда
ваша речь станет богаче и ярче.

IV. Изучение нового материала.

1) Первичное восприятие:

— С. Иванов. Каким бывает снег (читает учитель).

— Понравился ли вам рассказ?

— О чём рассказал нам автор?

— Одинаково ли автор описывает снег в октябре,
январе, феврале и апреле?

2) Работа над первой частью.

— Давайте начнём знакомиться с описанием снега
в первой части, но перед этим узнаем значение
нескольких слов.

  • Словарно-лексическая работа:
Бороздки – канавки, на какой-либо
поверхности, проведённые каким – либо предметом.

Притаился
– спрятался и притих.

Свежо сверкает – чистый, новый ярко блестит,
сияет.

Озимое поле – поле, засеянное осенью зерновыми.

  • Чтение текста по цепочке.
  • Беседа после чтения:

— О каком снеге идёт речь в первой части? (О
первом снеге, об октябрьском).

— Как автор говорит о первом снеге? Найдите
ответы в тексте. (Он робок и тих, извиняется, белый
и лёгкий, для красоты)

  • Слушание музыкального фрагмента

— Прослушайте музыкальный фрагмент, который как
бы подчёркивает робость и лёгкость, невесомость
первого снега. (Звучит первый фрагмент: П. И.
Чайковский Рождество)

— Увидели ли вы первый снег, представили его.

— В этой части мы встречаем такое выражение
поле, освещённое солнцем жизни. Это образное
выражение. Как вы думаете, что за жизнь светит,
сияет в этом поле. ( Это молодые ростки)

— Как бы вы назвали первую часть.

  • На доске появляется название 1 части, эпитеты и
    сравнения. 

3) Работа над второй частью.

— А теперь мы повстречаемся с другим снегом.
Давайте вновь узнаем секреты слов.

Гнёт – тяжесть, груз, давящий на
что-нибудь.

Бездонно – не имеющее дна,
чрезвычайно глубокое.

Дух захватывает – испытывать волнение
(фразеологизм)

Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и
легко рассыпающееся, сыплющееся.

Натужно (тянет) – напрячь все силы, медленно и
протяжно

  • Чтение по абзацам.
  • Беседа после чтения.

— О каком снеге рассказал С. Иванов во второй
части? (О январском)

— Каким изображён январский снег? Найдите в
тексте. (Силён и спокоен, гнёт, сломает, сыпучий)

— Что говорится о солнце? (Выглянет утром и
загорится, как лампочка: светит и не греет)

— Какое небо в январе? (Синее и бездонное)

— Почему автор сравнивает январский снег с
сыпучим болотом? (Потому что в нём можно
провалиться как на болоте)

— Ещё раз прочитайте, как автор описал январский
снег. (На доске)

— А сейчас послушайте и почувствуйте в музыке
мощь и силу январского снега. ( Музыкальный
фрагмент П. И. Чайковского Бородино)

— Так как же мы назовём вторую часть.

  • На доске появляется название 2 части, эпитеты и
    сравнения

V. Физминутка.

Снегурочка – подпрыгнули, снежки – лепим,
снеговик – присели, снежинки – кружимся.

VI. Изучение нового произведения.

1) Работа над третьей частью.

— Продолжим раскрывать описание снега в
рассказе С. Иванова “Каким бывает снег”. И
перейдём к третьей части.

  • Словарно-лексическая работа.

— Познакомимся с некоторыми словами.

Колючий – имеющий колючки, способный
колоть.

Метель – сильный ветер со снегом.

Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо.

Нахлобучив – надвинув низко на лоб.

Лютует – быть злым, свирепым, беспощадным,
причиняющим мучения

  • Чтение про себя.
  • Беседа после чтения

— Какой снег описывает автор в третьей части?
(Февральский)

— Какие слова, выражения, эпитеты нашёл С. Иванов
для февральского снега? (Злой, колючий, злодей,
ведьмин сын, колдун)

— Почему люди идут, нахлобучив шапку на лоб?
(Снег не даёт поднять голову)

— Автор олицетворяет февральский снег, наделяя
его человеческими чертами характера: лупит,
злиться.

— И читать эту часть надо напряжённо, жестко,
отрывистыми фразами, передавая настроение
путника и характер снега. Но чтобы ещё лучше
понять интонацию чтения давайте послушаем
музыкальный фрагмент. (Музыкальный фрагмент М.
Мусоргского “Избушка на курьих ножках”)

  • Интонационное чтение

— А теперь давайте вместе хором попробуем
прочитать третью часть и передать характер
февральского снега. (Интонационное чтение)

— Как можно озаглавить третью часть?
(Февральский снег)

  • На доске появляется название 3 части, эпитеты и
    сравнения

2) Работа над четвёртой частью.

— Итак, мы подошли к последней четвёртой части и
снова обратимся к словарику.

  • Словарно-лексическая работа.

Оспинки – неровности в виде маленьких
углублений.

  • Чтение по цепочке.
  • Беседа после чтения.

— О каком снеге мы прочитали? (О апрельском)

— Какой апрельский снег? (Он плотный и липкий,
словно белый пластилин, дырявый)

— Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет,
берёзы уже белее снега)

— Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах
дырявый)

Прочитайте последнее предложение. Что автор
хотел нам сказать? (Что закончилась зима, и скоро
исчезнет весь снег)

— Ещё раз прочитаем какой же апрельский снег.

— Как озаглавим четвёртую часть. (Апрельский
снег)

  • На доске появляется название 4 части, эпитеты и
    сравнения

VII. Обобщение

— О чём мы сегодня говорили? ( О том, какой бывает
снег)

— Какой же первый снег?

— Какой снег в январе, феврале, апреле? Назовите
сравнения, эпитеты.

— Выполните задание в литературной тетради на
странице 57 №1.

— Какой же вывод мы можем с вами сделать, о том
какой бывает снег? ( Он разный в разные месяцы и
для него подходят разные описания и сравнения)

  • Выставление оценок.
  • Задание на дом.

— Дома подготовьте пересказ близко к тексту
одной понравившейся части.

— Сложите альбомный лист бумаги 2 раза, разделив
его на 4 части. Подпишите каждую часть по названию
снега в произведении и зарисуйте, попытайтесь
передать при помощи карандаша характер снега.

  • Каким бы я был учителем сочинение
  • Каким будет мир через 50 лет сочинение
  • Какиенибуть как пишется правильно
  • Какие языки преподавал беликов в рассказе человек в футляре
  • Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке вяленая вобла