Каким может быть столкновение мечты и реальности сочинение невский проспект

Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает. Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.
Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву  — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.

Образ Невского проспекта

Невский проспект олицетворяет всю столицу в целом. Свое отношение к городу автор раскрывает читателю далеко не сразу. Книга начинается с предложения: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». В ходе дальнейших событий читатель понимает, что улица не так проста, что отчасти именно она обвела вокруг пальца доверчивого Пискарева. Прекрасная дорога, которую описывает рассказчик во вступлении — на самом деле, всего лишь красивая оболочка порочного города. Она как будто бы участвует в «обмане», это сам город обманывает Пискунова; как будто бы именно по вине проспекта художник решает преследовать незнакомку. В его образе появляется что-то мистическое, загадочное и таинственное. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — так резюмирует Гоголь в финале повести.

Идея в «Невском проспекте»

Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.
Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить. Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека. И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.
Автор: Дарья Хапилова

Главная>Сочинения по произведению Невский проспект

Конфликт мечты и действительности

30 предложений/ 369 слов

Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект» (1835) — это одно из уникальных произведений русской литературы, поскольку в нем главным героем выступает не человек, а город. Эта книга написана о Петербурге и о его главной улице — Невском проспекте.

Петербург у автора бесцветен, «беден на гулянья» и меркантилен, как сама жизнь. Невский же, напротив, очень романтичен и окутан сладкой тайной. Сюда люди приходят в поисках приключений, в погоне за мечтой. Но эта мечта не способна выйти за пределы улицы, потому что там она неизбежно сталкивается с реальностью, разбиваясь об нее. Таким образом, конфликт между мечтой и действительностью стал центральным в повести.

Именно безудержная мечта довела художника Пискарева до самоубийства. Зародившись на «всемогущем Невском проспекте», в обманчивом свете вечерних фонарей, она увлекла героя за собой, заставив отречься от реальности.

В образе мечты для романтичного мужчины предстала юная красавица-брюнетка, которая казалась художнику настоящей богиней. Девушка заманила следовавшего за ней поклонника вглубь города и там, зайдя в странную грязную квартиру, сбросила с себя все маски, оказавшись обыкновенной жрицей любви.

Но Пискарев не смог смириться с этой реальностью. «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» — думал он, забываясь сладким сном под воздействием опиума. И во сне ему вновь являлась его богиня, которая там была чиста и невинна. В мечтах Пискарева она стала его женой. Мужчина видел, как «она сидела возле него, облокотившись прелестным локотком своим на спинку его стула, и смотрела на его работу».

Этот сон так вдохновил героя, что тот решил действительно предложить возлюбленной руку и сердце, но был бесцеремонно отвергнуть. Только в этот момент Пискарев осознал, как он обманывался все это время. И жестокий Петербург взял свое — художник наложил на себя руки.

По мнению автора, любая мечта — это самообман, поскольку мы никогда не получаем того, чего хотим. Но можно жить реальной жизнью, так как это делал приятель Пискарева — поручик Пирогов и многие другие петербуржцы. Для этого героя даже перенесенное им физическое оскорбление стало делом незначительной важности.

Но для натур робких, творческих и романтических все совсем иначе. Они не способны справиться с реальностью. Такие люди, как Пирогов, представляют собой «странное явление». Их очень сложно причислить к «гражданам Петербурга», потому что они существуют в иной реальности. В мире грез и фантазий, не имеющей ничего общего с серой жестокой действительностью.

см. также:
Другие сочинения по произведению Невский проспект, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Невский проспект, Гоголь

Краткое содержание Невский проспект, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Как написать сочинение Мечта и реальность: Когда реальность разрушает мечту по повести Гоголя Невский проспект?

Какие аргументы для сочинения Мечта и реальность: Когда реальность разрушает мечту по повести Гоголя Невский проспект?

Что такое мечта?

Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?

Что общего между мечтой и реальностью?

Чем отличается желание от мечты?

Почему люди убегают от реальности?

Чем отличается мечта от цели?

Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?

Почему люди предают мечту?

Нужно ли быть верным своей мечте?

Может ли осуществление мечты принести разочарование?

Может ли целеустремленный человек мечтать?

Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?

Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?

Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?

Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?

Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?

Что такое бегство от реальности?

Все ли мечты должны сбываться?

Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?

Как связаны между собой мечта и реальность?

Почему мечты не всегда становятся реальностью?

Что означает высокая мечта?

Когда реальность разрушает мечту?

Почему не все мечты сбываются?

В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?

Когда мечта превращается в цель?

Можно ли убежать от реальности?

Может ли реальность порождать мечту?

Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?

Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?

Для чего нужны мечты?

Реальность часто разрушает мечту, мы и в реальной жизни часто это видим, и в повести Гоголя это показано очень ярко. Художник Пискарев мечтатель и идеалист, таким людям сложно жить на свете, особенно в моменты, когда реальность разбивает их мечты. Он, как и все люди, судит других по себе, считает людей непорочными, идеализирует их. Встретив и полюбив девушку на Невском проспекте, Пискарев уверен, что его любовь сможет исправить ее, но этого разумеется не происходит. Обычный бы человек расстроился бы, но не стал бы, конечно, делать того, что сделал Пискарев — он совершил самоубийство. Реальность в данном случае разрушила не только мечту но и саму жизнь человека.

В произведениях Н.В. Гоголя просматривается линия негативного отношения к мечте. Автор считал, что мечта приносит человеку существенный вред. В повести «Невский проспект» присутствую два главных героя романтичный художник Пискарев и прагматик майор Пирогов. Приведем пример, когда суровая реальность разрушила мечту художника.Жестокая реальность жизни колеблет мечты Пискарева о человеческом счастье. Он болезненно принимает противоречие идеала и действительности. Он хочет спасти падшую девушку, пытаясь убедить её в том, что совместный труд принесет им счастье. Однако у Пискарева ничего не выходит. Предыдущая жизнь, окружающая обстановка нравственно искалечили его возлюбленную. Она с отвращением говорит, что не готова работать. Кроме мечты о независимой трудовой жизни, Пискарев ничего не может противопоставить суровой действительности. Гоголь показывает в произведении, что Пискарев в большей степени раздумывает и страдает, а не действует, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Не в состоянии изменить реальность, художник уходит в мир грёз, сновидений, погружаясь в него так глубоко, что сон становится для него более реальным и желанным, чем действительность. Итог – в один из дней он принимает решение окончательно расстаться с этим миром, лишая себя жизни. Жизни, которую не приняла его душа.

На чтение 6 мин. Опубликовано 30.03.2020

Произведение «Невский проспект» было написано Гоголем в 1834 году. Жизнь в Петербурге наложила отпечаток на творчество писателя. Там он создал несколько работ, в которых описывал существование человека в огромном городе. Сочинение по повести «Невский проспект» позволит раскрыть нравственную проблематику произведения, описать противоречие между иллюзиями и действительностью, столкновение души с обманом.

Содержание

  1. Анализ произведения
  2. Краткий пересказ
  3. Темы и проблемы
  4. Примеры работ
  5. Первый вариант
  6. Другой образец

Анализ произведения

Книга входит в цикл «Петербургские повести». К своему произведению автор сделал художественные наброски города.

Краткий пересказ

По Невскому проспекту гуляли друзья, один из них — художник Пискарев, а другой — поручик Пирогов. В толпе первый мужчина замечает брюнетку, а второй — блондинку. Друзья прощаются друг с другом, и каждый направляется к понравившейся девушке.

Сочинение невский проспект

Пискарев стал идти за брюнеткой, оказался рядом с публичным домом. В этот момент он понял, что его выбор пал на девушку легкого поведения. Эта новость повергла в шок мужчину, он решил спасти даму и вытащить ее из мира разврата.

Позже художник встретил эту особу, предложил ей пожениться и зарабатывать честным трудом. Но девушка отказала ему, так как ее разгульный образ жизни вполне устраивает. Из-за этого Пискарев покончил жизнь самоубийством.

Поручик пытался познакомиться с блондинкой. Она оказалась замужней немкой. Ее муж — мастер-жестянщик Шиллер, а Пирогов был его клиентом. Мужчина стал приставать к девушке. Сначала мастер закрывал на это глаза, но не выдержал и вышвырнул поручика из дома. Оскорбленный и обиженный Пирогов собрался пожаловаться на немца генералу, но вечером уже забыл о своей обиде.

Гоголь в конце повести советует никогда не верить Невскому проспекту. Ведь все, что на нем происходит — мечта и обман, а реальность разрушает мечтания.

Темы и проблемы

Произведение небогато на события. Но при этом автор затрагивает и показывает важные и актуальные проблемы. Они раскрываются в образах и характеристиках героев. В повести описаны следующие темы:

Невский проспект кратко

  1. Несовместимость мечты и реальности. Судьба художника тому пример. Пискарев имел романтическую натуру, поэтому не может найти способ справиться с наплывом чувств и эмоций. У этого персонажа даже фамилия говорящая, словно он «пищит» от своей беспомощности в огромном мире. В образе Пискарева Гоголь показал проблему большинства творческих людей, а именно: неприспособленность к жизни.
  2. Духовное обнищание. Мещанская крайность представлена в портрете Пирогова. Позор, разлука с возлюбленной, удар по репутации не повлияли на него. Ему все равно. Он не готов на решительные и смелые поступки. Самое главное для него — его физическое состояние. Танцы, еда и веселье — все, что интересует героя. Именно образ Пирогова характеризует тему бездуховности и нравственного падения.
  3. Проблема одиночества в большом городе. Например, эпизод похорон художника. Даже его друг не пришел на них. Одиночество привело к смерти, так как некому было помочь Пискареву, справиться с душевным кризисом. Несмотря на огромное количество людей в городе, всем наплевать друг на друга.
  4. Нравственность. Гоголь показывает внешнюю красоту, но при этом внутреннюю черноту. Примером этого является брюнетка. Она красива, но ведет аморальный образ жизни. Это порочная и черствая женщина. Автор показывает на ее образе, что внешность обманчива, следует проникать вглубь вещей, а не поддаваться иллюзиям.
  5. Любовь. Это чувство в произведении выступает роковым и трагическим, оно приводит к гибели героя.

Примеры работ

Сочинение на тему «Невский проспект» по литературе для 10 класса должно состоять из вступления, основной и заключительной частей. В работе необходимо писать тезисы, аргументы и выводы. Перед началом нужно составить план, по которому следует писать сочинение.

Первый вариант

Произведение начинается с описания проспекта в разное время суток. Этому уделяется много внимания. Дается восторженное описание улицы со всеми ее контрастами. Она представляет собой место встреч, свиданий, дорогу на работу и объединяет совершенно разных людей.

Повесть невский проспект

В повести описаны два персонажа — поручик и художник. Они следят за девушками, которые им понравились. Пискарев проследил за брюнеткой, понял, что она пришла в публичный дом. Художник не ожидал такого поворота событий, в отчаянии убежал. Девушка снилась ему, во снах герой представлял, что они вместе. Но, увы, чувства персонажа привели только к самоубийству.

Пирогов же узнал, что понравившаяся ему особа замужем. Он не побоялся мужа и стал ухлестывать за девушкой. Такой поступок привел к тому, что мужчину высекли пьяные и разгневанные ремесленники.

Гоголь показывает, что знакомства на Невском проспекте не привели ни к чему хорошему. Разница между героями наблюдается в следующем:

Кратко повесть невский проспект

  • Пискарева погубила безответная любовь.
  • Пирогов был унижен, но расстроился по этому поводу только на короткое время, ему достаточно было съесть пирожок и сплясать мазурку.

Писатель хотел сказать, что не город ломает человека и меняет его судьбу, а сами люди. Только сила духа поможет выжить в большом городе, не забывая при этом нравственные ценности.

Другой образец

Гоголь представляет собой загадочного писателя, который написал несколько мистических произведений. «Невский проспект» одно из них. Автор показывает события, которые произошли с героями в самом необычном месте Петербурга.

Невский проспект

В рассказе представлены два главных действующих лица. Они повстречали прекрасных дам, но, к сожалению, последствия привели не к тому результату, которого они ожидали. Художник влюбился в девушку легкого поведения. Он хотел спасти ее, жениться. Но дама не желала менять свою жизнь, ее все устраивало. Здесь можно увидеть прекрасный внешне образ, но черный внутри. Красота контрастирует в аморальным поведением, падением духовной нравственности.

Художник убегает от реальных событий. Он не видит то, что происходит на самом деле. Безответная любовь разрушила мужчину, привела к самоубийству. Побег Пискарева от действительной реальности показывает его внутреннюю слабость. Творческие люди порой не могут приспособиться к жизни, им нужна помощь, вот почему они убегают от реальной жизни. Но в огромном городе не оказалось людей, которые смогли бы ему помочь.

В другом персонаже можно увидеть конфликт нравственности и бездуховности. Поручика волнуют только физические составляющие жизни, внутренний мир его не интересует. Складывается такое впечатление, что ему на все наплевать. Поел, станцевал, забыл все печали, неудачи, разочарования жизни.

Петербург в повести создает некий контраст. Там живут люди разных сословий, с различными взглядами. Нерешительному человеку будет сложно выжить в этом городе, особенно если он живет в иллюзиях. Автор показывает, что стены Петербурга не так уж и приветливы по отношению к мечтателям. Город пропитан цинизмом, меркантильностью. Такому гражданину, как Пискарев сложно выжить в нем, у него единственный выход — самоубийство (по мнению Гоголя).

В сочинении-рассуждении «Невский проспект» можно увидеть, что писатель показал реальность и мечту, правду и обман. А несоответствие действительности и мира иллюзий принесет только разрушение в жизнь человека.

Все, что есть лучшего на свете, все
достается или камер-юнкерам, или
генералам. Найдешь себе бедное
бо­гатство, думаешь достать его рукою, —
срывает у тебя камер-юнкер или ге­нерал.
Н. В. Гоголь

Осенью 1833 года был написан пушкинский «Медный всадник». Поэма имела подзаголовок: «петербургская по­весть». И в это же время начинал создавать свои петер­бургские повести Гоголь.

Пушкин и Гоголь одновременно в поэзии и в прозе начинали освещать большую петер­бургскую тему в нашей литературе, продолженную за ними Некрасовым, Достоевским, Блоком. Эта тема от­крыла у наших писателей особый жанр «петербургских» произведений. В русской литературе северная столица показана фантастическим городом: в нем совмещались и переходили друг в друга до крайности противоположные облики — величие и ничтожество, бюрократическая ма­хина императорской власти и темная, мелкая жизнь «петербургских углов». «Город пышный, город бед­ный…» — так Пушкин в одной стихотворной строке и в простых словах объединил контрастные петербургские «лица». Мы видим, читая повести Гоголя, как это про­тиворечие разрастается у него в непомерных гиперболах, в колоссальном размахе гоголевского смеха и в лиричес­ком напряжении скорби.

В каждой из петербургских повестей есть кто-то один — «существо вне гражданства столицы», кто ощущает себя исключительным, кто пропадает и гибнет. Эту судьбу оди­наково разделяют и петербургский художник, и самый мелкий чиновник. Художник был любимой фигурой у писателей-романтиков как человек не от мира сего, во всем отличный от обычных людей. Но петербургские художники в «Невском проспекте» — добрый, кроткий, очень робкий народ, звезда и толстый эполет приводят их в замешательство, они отвечают несвязно и невпопад. Словом, у мечтателя Пискарева и убогого Акакия Ака­киевича Башмачкина оказывается много общего. Это сход­ство проливает свет на них обоих: в Пискареве становит­ся лучше заметна его человеческая простота и демокра­тизм, а Башмачкин оказывается своего рода мечтателем и «романтиком». Обычное и необыкновенное очень тесно соединяются в их судьбе.

Повесть «Портрет» рассказывает о художнике, усту­пившем соблазнам богатства и славы, сменявшем свой дар на деньги, продавшем дьяволу душу. Искусство — это не легкая способность, а подвиг трудного постижения жизни. Поэтому для искусства мало только умения: если бы — читаем мы о Чарткове — он был знаток человеческой природы, он много прочел бы в лице молоденькой девуш­ки, которую он рисовал на заказ; но художник видел только нежность и почти фарфоровую прозрачность лица, кото­рую силилось передать его искусство. Очень важно, что «соблазнило» Чарткова тоже произведение живописи — необычайный портрет с живыми глазами. «Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого порт­рета». Загадка портрета приводит в повести к размыш­лению о природе искусства, о различии в нем создания, где природа является «в каком-то свету», и копии, где «однако же натура, эта живая натура», но она вызывает в зрителе какое-то болезненнее, томительнее чувство — как эти глаза на портрете, как будто вырезанные из живого человека. «Живость» изображения у художника-копииста для Гоголя — это не просто поверхностное искусство: это орудие мирового зла и его конкретного социального воп­лощения — денежной власти: с портрета глядят живые глаза ростовщика. Это отвращает искусство от глубины, которую оно призвано раскрывать в явлениях жизни.

Гоголь называл Петербург городом «кипящей меркан­тильности», потому наряду с конкретными социальными мотивировками, которые у писателя очень ясны, в пове­сти основную роль получает мотив дьявольского соблаз­на. В чем значение этого мотива? Автор рассказывает, что у благочестивого живописца, создавшего странный портрет с живыми глазами, вдруг без всякой причины переменился характер: он стал тщеславен и завистлив. Но такие же необъяснимые факты случаются в жизни повсеместно: «Там честный, трезвый человек сделался пьяницей… там извозчик, возивший несколько лет чест­но, за грош зарезал седока». Вскоре после Гоголя, и Дос­тоевский будет изображать подобные прозаические, рас­пространенные факты как чрезвычайные, фантастичес­кие. Там, где нет видимых причин для происходящих на глазах превращений, — там бессильно простое наблюдение и описание, «копия», там нужна проникающая сила во­ображения художника, которому в этих случаях может помочь фантастический образ.

После серьезной фантастики «Портрета», события в повести «Нос» кажутся чепухой совершенной. Заметим, что так удивляется происходящему и сам автор повести, который вместе со своими персонажами тоже не знает, что и подумать обо всем этом. Каждому, кто упрекнет его в полном неправдоподобии, рассказчик заранее говорит: «Да, чепуха совершенная, никакого правдоподобия». Автор заранее отказывается объяснять, как это может быть, что нос майора Ковалева оказался запечен в тесте, был брошен в Неву, но в то же время разъезжал по Пе­тербургу в ранге статского советника, а потом возвра­тился на законное место — «между двух щек майора Ковалева». В тех местах, где обрывки даже такого невоз­можного сюжета могли бы все-таки как-то связаться, Го­голь вдруг заявляет: «Но здесь прошествие совершенно закрывается туманом, и что далее произошло, решитель­но ничего не известно».

Автор будто говорит нам, что и не надо искать прав­доподобия, суть дела как раз не в нем, в «правдоподобных» границах никак не сойдутся конец и начало рассказа. В итоге, рассматривая с точки зрения правдоподобия сю­жет повести, он идет на компромисс, решая трудный воп­рос таким образом, что подобные происшествия «редко, но бывают».

Интересно, что в первоначальной редакции повести происшествие в конце концов оказывалось сном Ковале­ва. Но в опубликованном тексте Гоголь исключил эту мотивировку, и все описанное стало происходить в дей­ствительности, хотя и вправду как будто во сне. Надо сказать, что повесть много бы потеряла в своем комичес­ком эффекте и в серьезном значении, если бы оказалось, что это все-таки сон, где всякая фантастическая логика в порядке вещей. Другое дело — действительное событие, происходящее «как во сяе>. Здесь герою приходится не­сколько раз ущипнуть себя и убедиться, что это не сон. Вся странность «Носа» в том, что показана реальная жизнь, в которой невиданное событие происходит в са­мой обычной, будничной обстановке.

В повестях западноевропейских романтиков рассказы­валось о том, как человек потерял свою тень или отра­жение в зеркале; это знаменовало потерю личности. Го­голевский майор потерял нос со своего лица.

Однако для самого майора случившееся имеет тот же смысл утраты всей личности: пропало «все что ни есть*, без чего нельзя ни жениться, ни получить место, и на людях приходиться закрываться платком. Ковалев «по­терял лицо» и очутился вне общества, «вне гражданства столицы *, подобно другим отверженным и действительно гибнущим героям петербургских повестей.

Гоголь в одном письме шутил насчет человеческого носа, «что он нюхает все без разбору, и затем он выбе­жал на середину лица». Именно это особое, выдающееся, центральное положение носа на лице «играет» в гоголев­ском сюжете. Ковалев так и объясняет в газете, что ему никак нельзя без такой заметной части тела. Нос — это некое средоточие, «пик» внешнего достоинства, в кото­ром и заключается все существование майора. Заметим для сравнения, что в трагическом «Портрете» роковую роль играли живые глаза.

Итак, чепуха «Носа» имеет свою логику. Речь идет оказывается, о важных для человека вещах: как «сохра­нить лицо», «не потерять себя»; речь идет о человечес­кой личности и «собственном месте в обществе». Чепуха происходит от превращения этих понятий в какие-то са­модостаточные внешние вещи. Нос как видная часть ста­новится в центре этих превращений: из части тела — в целого господина, из вещи — в лицо.

Вокруг тех же самых вопросов о личности и ее досто­инстве кружатся «Записки сумасшедшего». В творчестве Гоголя это единственное произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Поприщин ведет свой внутренний монолог, говорит «сам в себе», во внешней же жизни, перед генералом и его дочкой, он и хотел бы много сказать и спросить, но у него язык не поворачива­ется. Это противоречие внешнего положения и внутрен­него самосознания пронизывает его записки, оно и сво­дит его с ума.

В первой петербургской повести Гоголя на Невском про­спекте самостоятельно выступают усы и бакенбарды. Ге­рой «Записок сумасшедшего» открывает, что его дирек­тор департамента — «пробка, а не директор… Вот кото­рою закупоривают бутылки». Мы понимаем, что в его бе­зумном сознании происходит реализация сравнения. В нео­существленном замысле комедии «Владимир III степени» герой себя самого воображал этим орденом. Художнику Пискареву грезится в сновидении какой-то чиновник, ко­торый в то же время чиновник и фагот. Художественный мир Гоголя полон подобными превращениями человечес­кого образа во что-то внешнее, неодушевленное, веществен­ное. Но если в этих уподоблениях, в сновидениях и сумас­шествиях кроется действительная правда, то возникает она как сигнал на какой-то разлад в реальности, на несо­ответствие ее каким-то внутренним законам. И в этом — сила писательского таланта Гоголя.

< Предыдущая   Следующая >

  • Каким может быть наказание за преступление сочинение
  • Каким может быть жизненный путь человека сочинение старуха изергиль
  • Каким может быть алгоритм нахождения аргументов к сочинению на лингвистическую тему
  • Каким мне представляется пугачев после прочтения повести капитанская дочка сочинение
  • Каким мастером мог стать ваня из рассказа семьсот семьдесят семь мастеров