Каким настроением окрашен рассказ о сборах войска в поход

Требования основного минимума содержания литератур­ного образования: «Слово о полку Игореве» как литератур­ный памятник Древней Руси. История открытия «Слова…». Историческая основа памятника. Особенности жанра, сюжет и композиция. Образы русских князей. Авторская позиция в «Слове…». Особенности языка произведения.

Основные понятия: Эпос. Лирика. Жанр. Тема, идея. Фольклорная традиция. Сравнение, олицетворение, метафо­ра, постоянные эпитеты. Параллелизм, антитеза, повтор, ин­версия, риторический вопрос и т. д. Воинская повесть. Лири­ческие отступления.

Приступая к работе над «Словом…», необходимо вспом­нить сюжет, основных героев, композиционные особенности произведения. Имеет смысл поработать со средствами ху­дожественной изобразительности, так как это поможет вам глубже усвоить тему и идею произведения. Необходимо по­нять, какова идейно-эстетическая позиция Автора «Слова.», в чем особенности композиционного строения памятника, его художественное своеобразие, осознать тесную связь с фоль­клорной традицией.

Тренировочные задания

Проанализируйте фрагмент текста «Слова о полку Игореве», опира­ясь на предложенные к нему вопросы.

.Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дру­жине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней,

Поглядим на синий Дон!» Запала князю дума Дона велико­го отведать и знамение небесное ему заслонила. «Хочу, — сказал, — копье преломить у степи половецкой с вами, ру­сичи! Хочу голову свою сложить, либо испить шеломом из Дону». Вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный под­нялся; <…>А половцы дорогами непроторенными побежа­ли к Дону великому; скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди распуганные.

Игорь к Дону воинов ведет. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клеко­том на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червленые щиты.

О Русская земля, ты уже за холмом!

Долго ночь меркнет. Но вот заря свет запалила, туман поля покрыл; уснул щекот соловьиный, говор галок пробу­дился. Русичи широкие поля червлеными щитами перего­родили, себе ища чести, а князю славы. Утром в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. Ортмами, япончицами и кожухами стали мосты мостить по болотам и топким местам — и всяким узорочьем половецким. Чер­вленый стяг, белая хоругвь, червленый бунчук, серебряное древко — храброму Святославичу!

— Какой эпизод «Слова о полку Игореве» стал главной те­мой фрагмента, предлагаемого для анализа?

— Каким настроением окрашен рассказ о сборах войска в поход?

— Какие черты характера героя, с точки зрения Автора, являются ведущими? С какой целью Игорь ведет войско на половцев?

— Каковы особенности композиционного строения этого фрагмента?

— Какие особенности народной поэтики можно отметить в данном фрагменте текста (образность, ритмика, звукопись и др.)?

— Можно ли говорить о тесной связи этого фрагмента с традициями русского фольклора? (Обоснуйте свой ответ.)

— Какие художественные приемы использует Автор «Сло­ва о полку Игореве», наделяя явления природы чувствами и переживаниями живых существ?

— Почему Автор «Слова о полку Игореве» считает важным начать рассказ о походе Игоря на половцев с этого эпизода?

— Есть ли в «Слове о полку Игореве» другие эпизоды, свя­занные с описанием сражений? В чем сходство этих эпизодов и в чем различия?

Часть В

При выполнении заданий части В запишите ваш ответ в виде слова или сочетания слов.

1. О каком герое «Слова о полку Игореве» Автор пишет: «Ку­да, тур, поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие! Рассечены сабля­ми калеными шеломы оварские тобою, ярый тур…»?

Ответ:.

2. Кому из героев «Слова…» принадлежит высказывание: «Братие и дружина! Лучше же убитым быть, чем пленен­ным; сядем же, братья, на своих борзых коней да посмот­рим на синий Дон»?

Ответ:.

3. Какой князь обращается в «Слове о полку Игореве» к сво­ей дружине со следующими словами: «Хочу копье пре­ломить у степи Половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить, либо испить шеломом из Дону»?

Ответ:.

4. О ком из князей древности вспоминает Автор «Слова о пол­ку Игореве», говоря, что «тот ведь. мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Тогда .засевались и прорастали усобицы, погибала жизнь Даждьбожьих внуков; в княжь­их крамолах жизни человеческие сокращались»?

5. Чей сон воспроизводит Автор «Слова о полку Игореве» в монологическом фрагменте: «Всю ночь с вечера одевают меня, — речет,— черною паполомою на кровати тисовой; черпают мне синее вино с горем смешанное, сыплют мне…крупный жемчуг на лоно… Уж доски без кнеса в моем тереме златоверхом»?

Ответ:.

6. Какая героиня «Слова о полку Игореве» скорбит о павших воинах князя Игоря: «Светлое и тресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем. простерло горячие свои лу­чи на воинов лады моего? В поле безводном жаждою им луки связало, горем им колчаны затворило»?

Ответ:.

7. Какой художественный прием использует Автор «Слова о полку Игореве», называя половцев выводком гепардов («.По Русской земле прострошася Половцы, аки Пар — дужье гнездо.»)?

Ответ:.

8. Какой стилистический прием, заключающийся в повто­рении однородных звуков, усиливающий звуковую и ин­тонационную выразительность фразы (стиха), использует Автор «Слова о полку Игореве», создавая образную кар­тину половецкого нашествия: «ПОроси ПОля ПОкрываюТ, СтЯзи глаголюТ: ПОловцы идуТ ОТ Дона, и оТ Моря, и оТ Всех СтОрон…»?

Ответ:.

9. Укажите название стилистического приема, заключаю­щегося в повторении однородных звуков, которым Автор «Слова о полку Игореве» пользуется, чтобы усилить зву­ковую выразительность рассказа о битве русской дружи­ны с половцами: «Со зарания во ПЯТОк ПОТОПтАша ПОганые ПОЛКи ПОЛОвецкие..».

Ответ:.

10. Как называется художественный прием преувеличения, которым Автор «Слова о полку Игореве» пользуется для создания образов русских князей: Всеволод Суздальский может «Дон шеломами вычерпать», а «Волгу веслами рас­плескать», воины Рюрика и Давыда «По крови плавали»?

11. Укажите термин, которым литературоведение определяет средство художественной выразительности, представля­ющее собой устойчивое сочетание слов: «Черный ворон», «Серый волк», «Синее море» и т. д., часто встречающееся в «Слове о полку Игореве».

Ответ:.

12. Какое средство художественной выразительности, харак­терное для русского фольклора и представляющее собой устойчивое сочетание слов, часто встречается в тексте «Слова о полку Игореве»: «Борзой конь», «Зелена трава» «Красные девки» и т. д.?

Ответ:.

13. Впишите название художественного приема, с помощью которого Автор передает читателям ощущение ускоряю­щегося движения, располагая глаголы по возрастающей значимости: «Побежал, поскакал, полетел…»?

Ответ:.

14. Назовите стилистический прием, заключающийся в сход­ном построении смежных предложений данного фрагмен­та текста:

Игорь спит.

Игорь бдит.

Игорь мыслию поля мерит.

Ответ:.

15. Назовите художественный троп, основанный на уподо­блении одних предметов или явлений другим, использует Автор «Слова о полку Игореве»:

И Поскакал Игорь-князь Горностаем — К тростникам, Белым гоголем — На воду.

Полетел соколом Под облаками.

Часть C

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните зада­ния С1-С2.

В полночь море взбушевало — Идут смерчи мглами.

Игорю-князю бог путь указывает

Из земли Половецкой

В землю Русскую, К отчему золотому столу. Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит От великого Дона до малого Донца. Коней в полуночи Овлур свистнул за рекою — Велит князю разуметь: «Князю Игорю — пора!» Кликнул, Стукнул оземь.

Зашумела трава.

Кибитки половецкие отдалились, И поскакал Игорь-князь Горностаем — к тростникам, Белым гоголем — на воду.

Вскочил на борзого коня, Соскочил с него серым волком И побежал к излучине Донца, Полетел соколом под облаками…

При выполнении заданий С1-С2 запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 — 10 предложе­ний.

C1. Какую роль в дальнейшем развитии действия и в судьбах героев «Слова о полку Игореве» играет этот эпизод?

С2. Как Автор «Слова о полку Игореве» относится к свое­му герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного взгляда на героев или события?

Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните зада­ния С1-С2.

На Дунае Ярославнин голос слышится, Кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны На израненном его теле».

Ярославна рано плачет

В Путивле на забороле, приговаривая: «О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мечешь половецкие стрелы

На своих легких крыльях

На воинов моего лады?

Разве мало тебе было под облаками веять, Лелея корабли на синем море?

Зачем, господин, мое веселие По ковылю ты развеял?»…

При выполнении заданий С1-С2 запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.

С1. Что является главной темой приведенного выше фрагмен­та «Слова о полку Игореве»?

С2. Какие художественные особенности указывают на тесную связь «Слова о полку Игореве» с народной поэзией и в ка­ких произведениях русской классики присутствуют эле­менты образности русского фольклора?

Задания С5

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литера­турные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

1. Почему «Слово о полку Игореве» называют «золотым сло­вом русской литературы»?

2. В чем, по-вашему, выражается патриотизм Автора «Сло­ва о полку Игореве»?

3. С какой целью Автор «Слова,…» включает в эпическое по­вествование о воинском походе лирические фрагменты?

4. Почему центральным художественным образом «Слова о полку Игореве» стал образ «земли Русской», а не образы князей и дружины?

5. Каким вам видится образ самого Автора «Слова о полку Игореве»?

6. Одобряет или осуждает Автор «Слова о полку Игореве» главного героя своего произведения?

Ответы
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
4
3
2
2
3
4
1
4
1,2,3
В1
эпитет
В2
сравнение
В3
аллитерация

^
Анализ текстов художественных произведений

Вариант 1

Тогда Игорь взглянул

на светлое солнце и увидел воинов своих

тьмою от него прикрытых. И сказал Игорь-князь

дружине своей:

«О дружина моя и братья!

Лучше ведь убитым быть,

чем пленным быть; так уж сядем, братья,

на борзых коней да посмотрим хоть

на синий Дон».

Ум склонился князя

перед желанием,

и охота отведать Дон великий

заслонила ему знамение.

«Хочу, — сказал, — копье преломить

в начале поля Половецкого;

с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,

а либо шлемом испить из Дону».

1. Какова композиционная роль данного эпизода и почему именно с него автор начинает рассказ о походе Игоря?

2. Почему Игорь решился идти в поход на половцев? Назовите основные мотивы, приведшие его к этому решению.

3. Каким настроением окрашен рассказ о сборах войска в поход?

4. Какие черты характера Игоря проявляются в этом эпизоде?

5. Какова авторская позиция, проявленная в данном эпизоде?

6. Как этот эпизод связан с нравственной проблематикой произведения?
Вариант 2

На Дунае Ярославнин голос слышится,

кукушкою безвестною рано кукует:

«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю,

омочу бобровый рукав в Каяле-реке,

утру князю кровавые его раны

на могучем его теле».

Ярославна рано плачет

в Путивле на забрале, приговаривая:

«О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мечешь половецкие стрелы

на своих легких крыльицах

на воинов моего милого?

Разве мало тебе было под облаками веять,

лелея корабли на синем море?

Зачем, господин, мое веселие

по ковылю ты развеял?»

Ярославна рано плачет

в Путивле-городе на забрале, приговаривая:

«О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

сквозь землю Половецкую.

Ты лелеял на себе Святославовы ладьи

до сражения с Кобяком.

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

чтоб не слала я к нему слез

на море рано».

Ярославна рано плачет

в Путивле на забрале, приговаривая:

«Светлое и трижды светлое солнце!

Для всех ты тепло и прекрасно:

Зачем, господин, простерло ты горячие свои лучи

на воинов моего милого?

В поле безводном жаждою им луки согнуло,

горем им колчаны заткнуло?»

1. Каковы особенности композиционного строения плача Ярославны?

2. Как связан данный фрагмент с фольклорной традицией?

3. Выделите главную тему приведенного фрагмента.

4. Какие черты характера героини, с точки зрения автора, являются ведущими, определяющими ее внутренний облик?

5. Почему именно этот эпизод предшествует рассказу о бегстве Игоря из половецкого плена?

6. С какой целью автор «Слова…» включает в эпическое повествование о воинском походе лирические фрагменты?

Подготовка к ГИА

Вариант 1 (группа 1)

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1. – 1.1.4.

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем мое веселье

В ковылях навек развеял ты?»
На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан?»

(«Слово о полку Игореве», перевод Н.А.Заболоцкого)
Дайте на каждый вопрос развернутый связный ответ (объем 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.
1.1.1. Почему Ярославна обращается со своим горем к природе?

1.1.2. В чём смысл сравнения героини с кукушкой?

1.1.3. Какое значение имеет плач Ярославны для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»?
Дайте развернутый связный ответ (объем – 5-8 предложений). Найдите основания для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.4. Сопоставьте плач Ярославны из «Слова о полку Игореве» с фрагментом баллады В.А.Жуковского «Светлана». К Каким выводам привело вас это сопоставление?

Тускло светится луна

В сумраке тумана –

^

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далёко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался — вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель».
Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Вариант 2 (группа 1)

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1. – 1.1.4.

Литература для школьников

 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 

Фольклор.
Народное искусство слова

 

Слово о полку Игореве

 

События русской истории, предшествовавшие походу Игоря Святославича Новгород-Северского

 
 

Список произведений,
необходимых при подготовке
к   ОГЭ-9  по литературе

 
 
 
 
 

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Слово о полку Игореве»
в таблицах
[1]

 
«Слово о полку Игореве» (1185)

Полное название – «Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова»

 

История публикования и изучения

В начале 1790-х гг. коллекционер древнерусских памятников А. И. Мусин-Пушкин приобрел у Иолия Быковского, архимандрита Спасо-Ярославского монастыря, рукописную книгу под названием «Хронограф», в конце которой находился текст «Слова»

Первые сообщения о «Слове о полку Игореве» были сделаны М. М. Херасковым и Н. М. Карамзиным в 1797 г.

С рукописи «Слова» были сняты копии, одна из которых, принадлежавшая Екатерине II, дошла до нас

В 1800 г. Мусин-Пушкин в сотрудничестве с другими учеными (в частности, с Н. М. Карамзиным) издает «Слово о полку Игореве»

В 1812 г., во время пожара в Москве, сборник, включающий текст «Слова», а также большая часть экземпляров первого издания сгорели

Гибель рукописи «Слова» затруднила его изучение, издателями были допущены неточности в передаче текста «Слова»

Некоторые исследователи усомнились в аутентичности «Слова», приняв его за более поздний текст. Такая точка зрения существует до сих пор, несмотря на доказательства подлинности «Слова»

Время написания

Это не повествование об историческом
прошлом, это отклик на недавние события

«Слово» было написано вскоре после похода князя Игоря Святославовича Новгород-Северского на половцев в 1185 г.

Автор «Слова» обращается к современникам, которым описываемые события были хорошо известны,
в тексте множество напоминаний и намеков на еще живые в памяти события

В 1196 г. умер «буй тур» Всеволод

Важные исторические события после 1196 г. не упоминаются в тексте «Слова»

В 1198 г. Игорь Святославович сел на княжение в Чернигове

«Слово» заканчивается славой князьям, в том числе и Владимиру Игоревичу, сыну князя Игоря, который вернулся из плена только в 1187 г.

Таким образом, «Слово» не могло быть написано ранее 1187 г.

В 1187 г. умер князь Ярослав Галицкий, к которому автор слова обращается как к живому, призывая «стрелять» в Кончака «за землю русскую, за раны Игоревы»

В связи с этим делается предположение, что «Слово» было написано именно в 1187 г. Однако однозначно это утверждать нельзя, так как автор «Слова» обращается и к другим князьям, умершим ко времени похода Игоря

«Слово о полку Игореве» было написано между 1187 и 1196 гг., предположительно в 1187 г.

 

Сюжет и композиция

Вступление

Автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна

Отдав должное манере Бояна, автор все же отказывается следовать его поэтическим приемам: повествование будет вестись «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню»

Определяются хронологические рамки повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»)

Рассказывается о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону»

 

Поход Игоря

Встреча с братом Буй Туром Всеволодом

Описание встречи,
сборов в поход дано в радостных тонах: братья полны решимости победить половцев

Знамения

Грозные предзнаменования (солнечное затмение и зловещие звуки в тишине, тревожное поведение зверей, «клик» Дива)
контрастируют с настроением воинов и предвещают трагический исход похода. Нежелание Игоря считаться с этими знаками говорит о его честолюбии и самоуверенности, за что впоследствии он поплатится

Победа войска Игоря в первом сражении

Несмотря на успех в первом столкновении с половцами, вновь появляются грозные предзнаменования грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ…»)

Вторая битва, в которой Игорь терпит поражение

Описание боя прерывается авторским отступлением — воспоминанием о временах Олега Святославовича. Этот исторический экскурс поднимает важнейшую тему «Слова» – тему губительных междоусобиц, из-за которых страдают все «Даждьбожи внуки». Хотя битва происходит в далекой половецкой степи, но последствия поражения Игоря скажутся на Руси: «тугою
(горем) взыдоша по Руской земли». Сама природа скорбит о поражении Игоря. Таким образом расширяется хронотоп повествования, события «Слова» приобретают глобальное значение. В еще одном отступлении автор противопоставляет Игорю Святослава Киевского, когда-то разгромившего половцев

 

Сон Святослава

Символы сна: черный покров, «вино, с горечью смешанное», жемчуг из пустых половецких колчанов, крик ворон

Бояре истолковывают сон: «два солнца померкоста» – Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену

 

«Золотое слово» Святослава

Святослав упрекает князей за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход. «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать»

По мысли Святослава, необдуманный поход северских князей принес родине великое горе

Автор «Слова», продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей с призывом вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Автор вспоминает князя Всеслава Полоцкого, который также не добился победы, несмотря на временные успехи и выдающиеся качества, так как пренебрегал помощью других князей

«Золотое слово» Святослава и обращение к князьям с призывом единения – идейный центр произведения

 

«Плач Ярославны»

Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться из плена

«Плачем Ярославны» в поэму вводится тема личной судьбы Игоря

Построенный по образцу народного причитания, «плач Ярославны» является лирическим центром «Слова»

В «плаче» звучат и общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка

 

Побег Игоря из плена. Заключение

Природа помогает Игорю: беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать местонахождение беглеца, дятлы указывают путь, соловьи приветствуют его песнями

Описание побега тесно связано с «плачем Ярославны», оно насыщено символами, фольклорными образами
Ханы Кончак и Гзак спорят о том, как поступить с плененным сыном Игоря Владимиром: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича»

«Слово» заканчивается «славой» князьям и дружине

 

Особенности композиции

Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц повествования к другим

Место действия переносится от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, из Киева – в Путивль, затем – в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь в Киев

Особо выделяются три части: Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава и «Плач Ярославны». Они способствуют раскрытию авторского замысла

Каждая часть «Слова» самостоятельна по теме и окрашена своим особым чувством: формируется музыкальная композиция

Все темы в «Слове» подчинены одной общей теме родины, все чувства – любви к родине

Идейное содержание

Самоуверенность князей, из-за славы и богатства отправляющихся в поход, губительна для всей Руси

Незначительный эпизод русско-половецких войн рассматривается как событие общерусского масштаба

Для победы над степняками необходимо единство всех князей

Автор обращается с призывом помочь Игорю не только к князьям, чьи уделы могли пострадать от половцев, но и к владимиро-суздальскому князю Всеволоду

Залогом единения князей является подчинение великому князю киевскому

В «Слове» прославляются победы Святослава Киевского. Автор укоряет Игоря и Всеволода, которые отправились «себе славы искати», с горечью порицает «княжеское непособие». Сам Святослав назван в тексте «отцом» Игоря и Всеволода

Исторические экскурсы свидетельствуют о том, что феодальные распри всегда губительно сказывались на благоденствии Руси

Олег Святославович, «ковавший крамолы», назван в «Слове» Гориславичем. Автор призывает брать пример с тех князей, которые стремились объединить Русь (Владимир Святославович)

Особое значение призыв к единению приобретает в связи с тем, что оно было написано перед монголо-татарским нашествием

Авторские определения жанра

Слово – жанр ораторской прозы, а именно «учительского», дидактического красноречия, предназначенный для устного воспроизведения перед аудиторией:

«Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова»

Историческая повесть как жанр древнерусской литературы – текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях:

«Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!»

Песня – жанр фольклора, ритмизированный текст, исполняется под музыку:

«Начати же ся той песни по былинамъ сего времени…»

Вопрос об авторе

«Слово о полку Игореве» является анонимным произведением, как и многие другие произведения древнерусской литературы

Выдвигались различные предположения о личности автора: приближенный князя Игоря или киевского князя Святослава, один из близкого окружения галицкого князя Ярослава Осмомысла, участник похода 1185 г., придворный поэт черниговских князей, бродячий народный певец, один из киевских летописцев и т. д.

Вопрос об авторе «Слова» остается открытым

Влияние на русскую литературу

В древнерусской литературе

Параллели в «Задонщине» – поэтическом произведении начала XV в. о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле

К «Слову» обращались переписчик «Апостола» пскович Диомид (Домид), переписчик «Повести об Акире Премудром»

В новое время

Образы и мотивы «Слова» обнаруживаются в творчестве А. Н. Радищева, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, А. Н. Островского А. А. Блока, В. Я. Брюсова, И. А. Бунина и др.

«Слово» переведено на многие языки мира.

Лучшие переводы: В. А. Жуковского (положительно оценил А. С. Пушкин), М. Д. Деларю, А. Н. Майкова, Л. Мея.

В начале XX в. стихи по мотивам «Слова» создает А. А. Блок, переводит «Слово» К. Д. Бальмонт

Имя «Боян» стало нарицательным (древнерусский певец, гусляр), а выражение «растекаться мыслью по древу» – фразеологизмом

Источник: Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф. Литература в схемах и
таблицах. – М.: Эксмо, 2012. – стр. 69-76.
 

Слово о полку Игореве
В переложении Н.А.Заболоцкого

 

в начало страницы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биографии
писателей

 

Читальный
зал

 
   

Тогда игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою от него прикрытых. и сказал игорь -князь дружине своей: «о дружина моя и братья! лучше ведь убитым быт, чем пленным быть; так уж сядем, братья на борзых коней да посмотрим хоть на синий дон». ум склонился князя перед желанием, и охота отведать дон великий заслонила ему знамение. «хочу , -сказал, — копьё преломить в начале поля половецкого; с вами русичи, хочу либо голову свою сложить а либо шлемом испить из дону».
вопросы по отрывку:
1. какова композиционная роль данного эпизода и почему с него автор начинает рассказ о походе игоря?
2. почему игорь решился идти в поход на половцев? назовите основные мотивы, его к этому решению.
3. каким настроением окрашен рассказ о сборах войска в поход?
4. какие черты характера игоря проявляются в этом эпизоде?
5. какова авторская позиция, проявленная в данном эпизоде?
6. как этот эпизод связан с нравственной проблематикой произведения? ​

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 28.02.2019 15:50

.(Мне задали сделать анализ стихотворения н. а. некрасова «меж высоких хлебов » , . меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. горе горькое по свету шлялося и на нас невзначай набрело. ой, беда приключилася страшная! мы
такой не знавали вовек: как у нас — голова бесшабашная — застрелился чужой человек! суд — тошнехонько! догадались деньжонок собрать: осмотрел его лекарь скорехонько и велел где-нибудь закопать. и пришлось нам
нежданно-негаданно хоронить молодого стрелка, без церковного пенья, без ладана, без всего, чем могила без только солнышко знойное, вместо ярого воску свечи, на лицо непробудно-спокойное не скупясь наводило лучи; да высокая
рожь колыхалася, да пестрели в долине цветы; птичка божья на гроб опускалася и, чирикнув, летела в кусты.).

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 06:50

Почему рассказ назван старый гений? (лесков)

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 06.03.2019 18:00

Пишно розвалився, мов великий пан, ловиш гави, не байдикувати, швиденько схаменутись — добрати синоніми

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 07.03.2019 21:20

Написать сочинение на тему в чём был прав и в чём митраша

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 03:40

Мне написать сочинение на тему каа я написал свое первое сочинение

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 08:50

Какие произведения, содержание которых напоминает пословицы: «у страха глаза велики»,»волков бояться-в лес не ходить»,напишите их названия

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 14:30

Нащупать слабые места взрослых — смысл выражения

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 16:10

Придумать рассказ ..давайте искать весну ..

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 21:32

Чему учат нас рассказы носова живое пламя и кукла? ?

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 01:50

Какие произведения джона чиарди вы читали в 3 классе?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 02:40

Мне нужно написать сочинение до пятницы. можно ли быть одиноким среди людей? (по повести в. короленко» в дурном обществе»)

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 06:00

Написаць свабодны верш па беларускай литаратуры

Ответов: 3

Вопросы по другим предметам:

Категория

Английский язык, 26.04.2020 15:28

Категория

Биология, 26.04.2020 15:28

Категория

Категория

История, 26.04.2020 15:28

Категория

История, 26.04.2020 15:28

Категория

Категория

Английский язык, 26.04.2020 15:28

Категория

История, 26.04.2020 15:28

Категория

Алгебра, 26.04.2020 15:28

Категория

Геометрия, 26.04.2020 15:28

  • Каким был остров буян в сказке о царе салтане
  • Каким был мальчик вася из рассказа л н толстого котенок
  • Каким был иван царевич в сказке царевна лягушка
  • Каким был герасим из рассказа муму
  • Каким был гвидон в сказке о царе салтане