Требования основного минимума содержания литературного образования: «Слово о полку Игореве» как литературный памятник Древней Руси. История открытия «Слова…». Историческая основа памятника. Особенности жанра, сюжет и композиция. Образы русских князей. Авторская позиция в «Слове…». Особенности языка произведения.
Основные понятия: Эпос. Лирика. Жанр. Тема, идея. Фольклорная традиция. Сравнение, олицетворение, метафора, постоянные эпитеты. Параллелизм, антитеза, повтор, инверсия, риторический вопрос и т. д. Воинская повесть. Лирические отступления.
Приступая к работе над «Словом…», необходимо вспомнить сюжет, основных героев, композиционные особенности произведения. Имеет смысл поработать со средствами художественной изобразительности, так как это поможет вам глубже усвоить тему и идею произведения. Необходимо понять, какова идейно-эстетическая позиция Автора «Слова.», в чем особенности композиционного строения памятника, его художественное своеобразие, осознать тесную связь с фольклорной традицией.
Тренировочные задания
Проанализируйте фрагмент текста «Слова о полку Игореве», опираясь на предложенные к нему вопросы.
.Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней,
Поглядим на синий Дон!» Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. «Хочу, — сказал, — копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить, либо испить шеломом из Дону». Вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся; <…>А половцы дорогами непроторенными побежали к Дону великому; скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди распуганные.
Игорь к Дону воинов ведет. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червленые щиты.
О Русская земля, ты уже за холмом!
Долго ночь меркнет. Но вот заря свет запалила, туман поля покрыл; уснул щекот соловьиный, говор галок пробудился. Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, себе ища чести, а князю славы. Утром в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. Ортмами, япончицами и кожухами стали мосты мостить по болотам и топким местам — и всяким узорочьем половецким. Червленый стяг, белая хоругвь, червленый бунчук, серебряное древко — храброму Святославичу!
— Какой эпизод «Слова о полку Игореве» стал главной темой фрагмента, предлагаемого для анализа?
— Каким настроением окрашен рассказ о сборах войска в поход?
— Какие черты характера героя, с точки зрения Автора, являются ведущими? С какой целью Игорь ведет войско на половцев?
— Каковы особенности композиционного строения этого фрагмента?
— Какие особенности народной поэтики можно отметить в данном фрагменте текста (образность, ритмика, звукопись и др.)?
— Можно ли говорить о тесной связи этого фрагмента с традициями русского фольклора? (Обоснуйте свой ответ.)
— Какие художественные приемы использует Автор «Слова о полку Игореве», наделяя явления природы чувствами и переживаниями живых существ?
— Почему Автор «Слова о полку Игореве» считает важным начать рассказ о походе Игоря на половцев с этого эпизода?
— Есть ли в «Слове о полку Игореве» другие эпизоды, связанные с описанием сражений? В чем сходство этих эпизодов и в чем различия?
Часть В
При выполнении заданий части В запишите ваш ответ в виде слова или сочетания слов.
1. О каком герое «Слова о полку Игореве» Автор пишет: «Куда, тур, поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие! Рассечены саблями калеными шеломы оварские тобою, ярый тур…»?
Ответ:.
2. Кому из героев «Слова…» принадлежит высказывание: «Братие и дружина! Лучше же убитым быть, чем плененным; сядем же, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон»?
Ответ:.
3. Какой князь обращается в «Слове о полку Игореве» к своей дружине со следующими словами: «Хочу копье преломить у степи Половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить, либо испить шеломом из Дону»?
Ответ:.
4. О ком из князей древности вспоминает Автор «Слова о полку Игореве», говоря, что «тот ведь. мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Тогда .засевались и прорастали усобицы, погибала жизнь Даждьбожьих внуков; в княжьих крамолах жизни человеческие сокращались»?
5. Чей сон воспроизводит Автор «Слова о полку Игореве» в монологическом фрагменте: «Всю ночь с вечера одевают меня, — речет,— черною паполомою на кровати тисовой; черпают мне синее вино с горем смешанное, сыплют мне…крупный жемчуг на лоно… Уж доски без кнеса в моем тереме златоверхом»?
Ответ:.
6. Какая героиня «Слова о полку Игореве» скорбит о павших воинах князя Игоря: «Светлое и тресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем. простерло горячие свои лучи на воинов лады моего? В поле безводном жаждою им луки связало, горем им колчаны затворило»?
Ответ:.
7. Какой художественный прием использует Автор «Слова о полку Игореве», называя половцев выводком гепардов («.По Русской земле прострошася Половцы, аки Пар — дужье гнездо.»)?
Ответ:.
8. Какой стилистический прием, заключающийся в повторении однородных звуков, усиливающий звуковую и интонационную выразительность фразы (стиха), использует Автор «Слова о полку Игореве», создавая образную картину половецкого нашествия: «ПОроси ПОля ПОкрываюТ, СтЯзи глаголюТ: ПОловцы идуТ ОТ Дона, и оТ Моря, и оТ Всех СтОрон…»?
Ответ:.
9. Укажите название стилистического приема, заключающегося в повторении однородных звуков, которым Автор «Слова о полку Игореве» пользуется, чтобы усилить звуковую выразительность рассказа о битве русской дружины с половцами: «Со зарания во ПЯТОк ПОТОПтАша ПОганые ПОЛКи ПОЛОвецкие..».
Ответ:.
10. Как называется художественный прием преувеличения, которым Автор «Слова о полку Игореве» пользуется для создания образов русских князей: Всеволод Суздальский может «Дон шеломами вычерпать», а «Волгу веслами расплескать», воины Рюрика и Давыда «По крови плавали»?
11. Укажите термин, которым литературоведение определяет средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое сочетание слов: «Черный ворон», «Серый волк», «Синее море» и т. д., часто встречающееся в «Слове о полку Игореве».
Ответ:.
12. Какое средство художественной выразительности, характерное для русского фольклора и представляющее собой устойчивое сочетание слов, часто встречается в тексте «Слова о полку Игореве»: «Борзой конь», «Зелена трава» «Красные девки» и т. д.?
Ответ:.
13. Впишите название художественного приема, с помощью которого Автор передает читателям ощущение ускоряющегося движения, располагая глаголы по возрастающей значимости: «Побежал, поскакал, полетел…»?
Ответ:.
14. Назовите стилистический прием, заключающийся в сходном построении смежных предложений данного фрагмента текста:
Игорь спит.
Игорь бдит.
Игорь мыслию поля мерит.
Ответ:.
15. Назовите художественный троп, основанный на уподоблении одних предметов или явлений другим, использует Автор «Слова о полку Игореве»:
И Поскакал Игорь-князь Горностаем — К тростникам, Белым гоголем — На воду.
Полетел соколом Под облаками.
Часть C
Вариант 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания С1-С2.
В полночь море взбушевало — Идут смерчи мглами.
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой
В землю Русскую, К отчему золотому столу. Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит От великого Дона до малого Донца. Коней в полуночи Овлур свистнул за рекою — Велит князю разуметь: «Князю Игорю — пора!» Кликнул, Стукнул оземь.
Зашумела трава.
Кибитки половецкие отдалились, И поскакал Игорь-князь Горностаем — к тростникам, Белым гоголем — на воду.
Вскочил на борзого коня, Соскочил с него серым волком И побежал к излучине Донца, Полетел соколом под облаками…
При выполнении заданий С1-С2 запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 — 10 предложений.
C1. Какую роль в дальнейшем развитии действия и в судьбах героев «Слова о полку Игореве» играет этот эпизод?
С2. Как Автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного взгляда на героев или события?
Вариант 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания С1-С2.
На Дунае Ярославнин голос слышится, Кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны На израненном его теле».
Ярославна рано плачет
В Путивле на забороле, приговаривая: «О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мечешь половецкие стрелы
На своих легких крыльях
На воинов моего лады?
Разве мало тебе было под облаками веять, Лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, мое веселие По ковылю ты развеял?»…
При выполнении заданий С1-С2 запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.
С1. Что является главной темой приведенного выше фрагмента «Слова о полку Игореве»?
С2. Какие художественные особенности указывают на тесную связь «Слова о полку Игореве» с народной поэзией и в каких произведениях русской классики присутствуют элементы образности русского фольклора?
Задания С5
Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
1. Почему «Слово о полку Игореве» называют «золотым словом русской литературы»?
2. В чем, по-вашему, выражается патриотизм Автора «Слова о полку Игореве»?
3. С какой целью Автор «Слова,…» включает в эпическое повествование о воинском походе лирические фрагменты?
4. Почему центральным художественным образом «Слова о полку Игореве» стал образ «земли Русской», а не образы князей и дружины?
5. Каким вам видится образ самого Автора «Слова о полку Игореве»?
6. Одобряет или осуждает Автор «Слова о полку Игореве» главного героя своего произведения?
Ответы
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
1 |
4 |
1,2,3 |
|
В1 |
эпитет |
В2 |
сравнение |
В3 |
аллитерация |
^
Анализ текстов художественных произведений
Вариант 1
Тогда Игорь взглянул
на светлое солнце и увидел воинов своих
тьмою от него прикрытых. И сказал Игорь-князь
дружине своей:
«О дружина моя и братья!
Лучше ведь убитым быть,
чем пленным быть; так уж сядем, братья,
на борзых коней да посмотрим хоть
на синий Дон».
Ум склонился князя
перед желанием,
и охота отведать Дон великий
заслонила ему знамение.
«Хочу, — сказал, — копье преломить
в начале поля Половецкого;
с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
а либо шлемом испить из Дону».
1. Какова композиционная роль данного эпизода и почему именно с него автор начинает рассказ о походе Игоря?
2. Почему Игорь решился идти в поход на половцев? Назовите основные мотивы, приведшие его к этому решению.
3. Каким настроением окрашен рассказ о сборах войска в поход?
4. Какие черты характера Игоря проявляются в этом эпизоде?
5. Какова авторская позиция, проявленная в данном эпизоде?
6. Как этот эпизод связан с нравственной проблематикой произведения?
Вариант 2
На Дунае Ярославнин голос слышится,
кукушкою безвестною рано кукует:
«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю,
омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
утру князю кровавые его раны
на могучем его теле».
Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
«О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мечешь половецкие стрелы
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого?
Разве мало тебе было под облаками веять,
лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, мое веселие
по ковылю ты развеял?»
Ярославна рано плачет
в Путивле-городе на забрале, приговаривая:
«О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
сквозь землю Половецкую.
Ты лелеял на себе Святославовы ладьи
до сражения с Кобяком.
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
чтоб не слала я к нему слез
на море рано».
Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
«Светлое и трижды светлое солнце!
Для всех ты тепло и прекрасно:
Зачем, господин, простерло ты горячие свои лучи
на воинов моего милого?
В поле безводном жаждою им луки согнуло,
горем им колчаны заткнуло?»
1. Каковы особенности композиционного строения плача Ярославны?
2. Как связан данный фрагмент с фольклорной традицией?
3. Выделите главную тему приведенного фрагмента.
4. Какие черты характера героини, с точки зрения автора, являются ведущими, определяющими ее внутренний облик?
5. Почему именно этот эпизод предшествует рассказу о бегстве Игоря из половецкого плена?
6. С какой целью автор «Слова…» включает в эпическое повествование о воинском походе лирические фрагменты?
Подготовка к ГИА
Вариант 1 (группа 1)
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1. – 1.1.4.
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»
(«Слово о полку Игореве», перевод Н.А.Заболоцкого)
Дайте на каждый вопрос развернутый связный ответ (объем 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.
1.1.1. Почему Ярославна обращается со своим горем к природе?
1.1.2. В чём смысл сравнения героини с кукушкой?
1.1.3. Какое значение имеет плач Ярославны для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»?
Дайте развернутый связный ответ (объем – 5-8 предложений). Найдите основания для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.
1.1.4. Сопоставьте плач Ярославны из «Слова о полку Игореве» с фрагментом баллады В.А.Жуковского «Светлана». К Каким выводам привело вас это сопоставление?
Тускло светится луна
В сумраке тумана –
^
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Вариант 2 (группа 1)
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1. – 1.1.4.
Литература для школьников
Главная |
Анненский И.Ф. |
Ахматова А.А. |
Блок А.А. |
Булгаков М.А. |
Бунин И.А. |
Гоголь Н.В. |
Горький А.М. |
Грибоедов А.С. |
Гумилев Н.С. |
Державин Г.Р. |
Достоевский Ф.М. |
Есенин С.А. |
Жуковский В.А. |
Зощенко М.М. |
Каменский В.В. |
Карамзин Н.М. |
Крылов И.А. |
Лермонтов М.Ю. |
Маяковский В.В. |
Некрасов Н.А. |
Островский А.Н. |
Пушкин А.С. |
Салтыков-Щедрин М.Е. |
Твардовский А.Т. |
Толстой А.К. |
Толстой Л.Н. |
Тургенев И.С. |
Тютчев Ф.И. |
Фонвизин Д.И. |
Чехов А.П. |
Шолохов М.А. |
Фольклор. |
Слово о полку Игореве |
События русской истории, предшествовавшие походу Игоря Святославича Новгород-Северского |
Список произведений, |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Слово о полку Игореве» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф. Литература в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2012. – стр. 69-76. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слово о полку Игореве |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в начало страницы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биографии |
Читальный |
Тогда игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою от него прикрытых. и сказал игорь -князь дружине своей: «о дружина моя и братья! лучше ведь убитым быт, чем пленным быть; так уж сядем, братья на борзых коней да посмотрим хоть на синий дон». ум склонился князя перед желанием, и охота отведать дон великий заслонила ему знамение. «хочу , -сказал, — копьё преломить в начале поля половецкого; с вами русичи, хочу либо голову свою сложить а либо шлемом испить из дону».
вопросы по отрывку:
1. какова композиционная роль данного эпизода и почему с него автор начинает рассказ о походе игоря?
2. почему игорь решился идти в поход на половцев? назовите основные мотивы, его к этому решению.
3. каким настроением окрашен рассказ о сборах войска в поход?
4. какие черты характера игоря проявляются в этом эпизоде?
5. какова авторская позиция, проявленная в данном эпизоде?
6. как этот эпизод связан с нравственной проблематикой произведения?
Похожие вопросы:
Литература, 28.02.2019 15:50
.(Мне задали сделать анализ стихотворения н. а. некрасова «меж высоких хлебов » , . меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. горе горькое по свету шлялося и на нас невзначай набрело. ой, беда приключилася страшная! мы
такой не знавали вовек: как у нас — голова бесшабашная — застрелился чужой человек! суд — тошнехонько! догадались деньжонок собрать: осмотрел его лекарь скорехонько и велел где-нибудь закопать. и пришлось нам
нежданно-негаданно хоронить молодого стрелка, без церковного пенья, без ладана, без всего, чем могила без только солнышко знойное, вместо ярого воску свечи, на лицо непробудно-спокойное не скупясь наводило лучи; да высокая
рожь колыхалася, да пестрели в долине цветы; птичка божья на гроб опускалася и, чирикнув, летела в кусты.).
Ответов: 2
Литература, 04.03.2019 06:50
Почему рассказ назван старый гений? (лесков)
Ответов: 2
Литература, 06.03.2019 18:00
Пишно розвалився, мов великий пан, ловиш гави, не байдикувати, швиденько схаменутись — добрати синоніми
Ответов: 3
Литература, 07.03.2019 21:20
Написать сочинение на тему в чём был прав и в чём митраша
Ответов: 4
Литература, 08.03.2019 03:40
Мне написать сочинение на тему каа я написал свое первое сочинение
Ответов: 4
Литература, 08.03.2019 08:50
Какие произведения, содержание которых напоминает пословицы: «у страха глаза велики»,»волков бояться-в лес не ходить»,напишите их названия
Ответов: 3
Литература, 08.03.2019 14:30
Нащупать слабые места взрослых — смысл выражения
Ответов: 3
Литература, 08.03.2019 16:10
Придумать рассказ ..давайте искать весну ..
Ответов: 2
Литература, 08.03.2019 21:32
Чему учат нас рассказы носова живое пламя и кукла? ?
Ответов: 2
Литература, 09.03.2019 01:50
Какие произведения джона чиарди вы читали в 3 классе?
Ответов: 3
Литература, 09.03.2019 02:40
Мне нужно написать сочинение до пятницы. можно ли быть одиноким среди людей? (по повести в. короленко» в дурном обществе»)
Ответов: 3
Литература, 09.03.2019 06:00
Написаць свабодны верш па беларускай литаратуры
Ответов: 3
Вопросы по другим предметам:
Английский язык, 26.04.2020 15:28
Биология, 26.04.2020 15:28
История, 26.04.2020 15:28
История, 26.04.2020 15:28
Английский язык, 26.04.2020 15:28
История, 26.04.2020 15:28
Алгебра, 26.04.2020 15:28
Геометрия, 26.04.2020 15:28