Каким образом можно решить проблемы речевой культуры в современном российском обществе сочинение

Обновлено: 09.01.2023

Причин, по которым снижается уровень речевой культуры, довольно много. Современные люди, по сравнению с другими поколениями, менее обращают внимание на красоту и правильность речи. Для людей теряет актуальность вопрос о том, какими средствами передать информацию, им важно просто передать информацию, не задумываясь о правильности и красоте речи. Современные люди ленятся учить языковые нормы, они уверены, что могут существовать и без них. Под влиянием сверстников, окружающих людей, социальных сетей и даже СМИ представители современного поколения упрощают собственную речь до минимума, используя при этом жаргонные и сленговые слова, а также заимствованные слова, без которых речь вполне возможна. Современному обществу свойственна вульгаризация речи, когда становится допустимым и частотным использование стилистически сниженной, нелитературной лексики и даже нецензурной брани.

Задуматься о том, почему уровень речевой культуры в нынешнем обществе снижается, заставляют многие художественные и публицистические произведения классиков и современных авторов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что одними из многочисленных причин снижения уровня речевой культуры являются наличие лени по отношению к изучению языковых норм, равнодушное отношение к красоте и правильности речи, вульгаризация речи, частота использования нелитературной и бранной лексики, необъяснимое использование иноязычных слов в повседневной жизни, без которых речь вполне возможна.

В каждый конкретный исторический момент наша речь как живой организм откликается на все значимые события, происходящие в обществе.

Но без знания языка, знания риторики невозможно грамотное и полноправное общение. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. А ведь именно речевая культура человека играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.

Мне кажется, что сегодня все те составные социологизации, которые участвуют в формировании молодёжи как достойной части российского народа, должны принимать активное участие в борьбе за чистоту речи. И должен этот процесс начинаться в семье: если ребёнок с детства будет приучаться к уважительному отношению членов семьи друг к другу, то впоследствии ему вряд ли придёт желание выражать свои чувства с помощью нецензурщины.

Ещё один немаловажный социальный институт, который должен помочь избавиться от сленгов, жаргонов — это образовательные учреждения. Ведь мы поневоле, но берём во многом пример со своих педагогов: если замечаем уважение к нам как к личности, то стараемся вести себя должным образом. Если же чувствуем пренебрежительное к себе отношение, то возникает внутренний протест, который может вылиться в агрессивную речь.

Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что некоторые подростки в силу определённых личностных факторов, страдают психическими отклонениями. Состояние речевой культуры тесно связано с мыслительным процессом, который по-разному протекает у разных людей. Поэтому следует быть очень внимательными друг к другу, относиться не только с уважением, но и с пониманием к той или иной ситуации.

Очень хочется надеяться, что наступит время, когда хамство и грубость исчезнут из нашего словаря, когда молодые люди не будут изощряться друг перед другом в виртуозности использования сленга и ненормативной лексики. Мы должны гордиться своим родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности. Ведь культура речи воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, ненормативная лексика, друг, родной язык, современный язык.

На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи.

Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.

Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного

настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру.

Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.

Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны.

Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком.

Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга.

Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.

Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и четко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь.

Многократные повторения (тавтология) – все это оставляет не очень хорошие впечатления.

Стоит запомнить золотое правильно – “Сначала подумай, потом скажи”. Так же стоит очистить свой лексикон от “мусора”, “слов паразитов”. Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на “вы”, что указывало на высокое уважение к близким людям.

Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием.

Сочинение рассуждение Культура речи

Любой современный язык – это достояние народа. Чистота и ясность языка напрямую зависит от тех, кто на нем говорит. Если мы будем относиться равнодушно к нашему родному языку, не соблюдать его нормы, то каким образом мы сможем передать это достояние последующим поколениям.

Язык постепенно начнет исчезать, а за ним уже целый народ. Поэтому очень важно обращать внимание на культуру речи.

В современном мире начала набирать обороты тенденция разговаривать различными словами из разных иностранных языков. Англо-франко-русская речь чаще звучит из уст людей, которые как бы не отстают от моды, подобная речь – очень странная, некрасивая и порой бывает непонятная. Таких примеров огромное количество: сингл (single) – вместо “музыкальная композиция”, чарт (chart) – вместо “рейтинг, популярность”, плэй-оф (play-off) – вместо “вне игры”, баттл (battle) – вместо “борьба, конкурс” и многое другое.

Чаще всего взаимствование слов происходит в музыкальной и спортивной сфере. Казалось бы, что это не несет в себе какую-либо опасность. Но именно этими сферами больше всего увлечена молодежь, привыкнув так разговаривать, такая речь быстро распространиться и следующему поколению.

Возможно, что бывают моменты, когда не находится более точного подходящего слова, но любой язык достаточно богат, чтобы найти слово для того или иного предмета, понятия и явления.

Культура речи – это нее только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Культура речи в современном обществе.

В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного и грамотного общения существует специальный предмет, как русский язык и культура речи. Постигнув эту дисциплину, человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид-личность.

Язык со временем становится все более развитым и обширным в литературе, а значит культурнее. В культурной речи существует сохранение и более развитое совершенствование литературного языка. С помощью литературного языка люди накапливают знания и двигаются дальше. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми, как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения своей цели (коммуникативных задач).

Культура речи в современном Мире

Развитие языка никогда не стоит на месте, язык всегда эволюционирует. Появляются новые слова, понятия, термины. Язык как живой организм всегда реагирует на все происходящие события в обществе. В язык добавляются новые слова с каждым поколением людей. Мы живем в постиндустриальном обществе — где самую ценную роль играет информация. Кто владеет информацией тот владеет миром и разумом людей. Именно поэтому один из важнейших вопросов, которые мы можем задать этому обществу — Что будет дальше?

Большинство молодежи деградирует. Они не просто не развивают культуру, они уничтожают ее. лексика речь сленговый разговорный

Большинство людей в возрасте от 12 до 16 лет не гуляют на улице, замкнуты в себе, выбирают уединение. Культура умрет, если умрет общение между людьми. Ребенок перестает стремится к открытию чего-то нового, он погружается в виртуальный мир. Происходит обескультуривание личности — это самая главная проблема современной культуры.

В последние 10-15 лет речевой профессионализм, культура речи, любовь к языку стали не популярны. Телевидение и радио культивируют просторечие. Жанр художественного и литературного чтения увядает. Реклама безумствует. Нормативная речь как образец — за редчайшим исключением отсутствует.

Все эти процессы, происходящие с языком и активно его меняющие, необходимо исследовать, анализировать и в результате пытаться сохранить (с учётом новых преобразований) языковые традиции.

Совсем уходит практика работы со словарями, энциклопедиями, умение использовать огромный опыт и знания, накопленные многими поколениями учёных. Не все понимают, что речь является не только средством общения, но и выражением душевного и интеллектуального богатства.

Одной из самых распространённых речевых ошибок является неадекватность, а порой незнание точного толкования слова (иллюзия понятности).

Слова и их истинные значения в современном молодёжном языке часто не совпадают, а приобретают иной, вымышленный смысл. Однако повсеместное неверное использование таких слов, в какой-то мере закрепляет их право на существование, делая их общеупотребляемыми.

Каким из перечисленных словарей будет пользоваться (если он будет им пользоваться), молодой человек, определяется, вероятно, речевым и образовательным уровнем его семьи, а так же его любознательностью. Массовость последнего варианта словоупотребления, речевые иллюзии представителей младшего поколения в свою очередь делают забавными устойчивые фразеологические обороты· (крутой кипяток, крутое яйцо, крутой обрыв, крутая крыша). Из этого следует, что одно и то же высказывание может иметь два различных смысла и употребляться представителями различных социальных и возрастных групп совершенно по- разному.

Однако надо признать, что некоторые сленговые понятия являются чрезвычайно ёмкими, логичными и понятными.

Какие из приведённых выше слов и конструкций останутся в языке? Какие из них самостоятельно отпадут, не пройдя проверку временем? На эти вопросы можно будет ответить лишь через несколько десятков лет.

Особое внимание надо уделить темпо-ритму речи. Её необоснованное ускорение обусловлено общей активизацией жизни и внедрением новых технологий. Быстрая, рваная, лишённая точной, чёткой информации, не очень логичная речь напоминает музыкальные клипы звёзд шоу бизнеса. Такая форма речи не только мешает человеку сосредоточиться на одном предмете, но и способствует распылению его внимания. Желание успеть всё в кратчайший временной промежуток порождает поверхностность впечатлений и рассуждений, и только большой интерес или чёткость взглядом может приостановить этот процесс.

Наблюдения показывают, что применительно к подростковой речи можно ввести понятие речевой эклектики: уникально наколол (обманул), ваще (вообще). Культура традиции и культура новизны не рождают в речи подростков новое качество речи, а соединяются механически и порождают речевую эклектику.

Соединение различных стилей речи иногда производит впечатление ироничного подтекста, а чаще всего элементарной неграмотности и неадекватности.

К сожалению, в семье, на улице, в СМИ непечатные выражения встречаются очень часто. Отсутствие каких-либо запрещающих или хотя бы критикующих факторов вызывает у подростков уверенность в правильности словоупотребления, чувство ложного самоутверждения и безнаказанности. Да и что греха таить, часто, услышав нецензурную брань из уст детей, мы не только не останавливаем их, но зачастую не обращаем внимания.

А на самом деле он потому и использует циничные выражения и насмешливые прозвища, что не уверен в себе.

К сожалению, нет у нас закона, наказывающего за порчу родного языка, а в обществе не сформировано критическое отношение к людям, использующим непечатные выражения. Нарушение норм речевой культуры, культуры общения приводит к нарушению человеческих норм, а как следствие — и закона.

Наш век — век электроники и компьютеризации. Дети мало интересуются литературой и искусством. Это тоже одна из причин падения речевой культуры. В связи с этим школьники предлагают выделить больше часов на уроки развития речи, на уроки русского языка не только в средних, но и в старших классах. Но пока, к сожалению, наблюдается обратный процесс.

Интересно, как понимают ребята термин нейтральная лексика. 60% опрошенных понимают его так: это слова, которые не имеют эмоциональной окраски. Примерно 70% опрошенных считают, что нейтральных слов в русском языке не много. 42% опрошенных считают, что нейтральная лексика может употребляться во всех стилях речи, а также во всех жанрах художественной литературы и публицистики.

К сожалению, нашлись и такие, кто абсолютно ничего не знает о стилистически нейтральной лексике.

Проанализировав ответы респондентов, можно сказать, что понятие экспрессивной лексики известно 90% опрошенных. Практически все ученики используют экспрессивную лексику повседневно. 42% старается употреблять такого рода лексику только среди друзей и знакомых. 37% считают себя очень эмоциональными и потому обходиться без нее не могут. 10% даже не задумывались об этом. Треть опрошенных считают, что без экспрессивной лексики не обходится ни один стиль речи, а больше половины школьников сферой употребления такой лексики называют разговорный стиль. Все участники опроса встречали в произведениях художественной литературы экспрессивно окрашенные слова и понимают, что автор использует ее для лучшей передачи характера персонажа и колорита эпохи.

На вопрос об использовании экспрессивной лексики в СМИ ответы разделились примерно поровну.

33% полагают, что многое зависит от издания, в котором она используется. Например, в молодежном журнале эмоционально окрашенный текст вполне уместен.

30% затрудняются ответить.

Говоря о речевой культуре современного человека, следует отметить, что речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры об каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.

Таким образом, постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм, которые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Владимир Даль Толковый словарь живого великорусского языка.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.

3. Матюшенко, Е.Е. Современный молодѐжный сленг как атрибут молодежной субкультуры / Е.Е. Матюшенко // Вестник СНО. 19 / сост. О.В. Иванковская. — Волгоград: Перемена, 2003

4. Никитина Т.Г. Толковый словарь молодежного сленга. — М.: АСТ, 2003.

5. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974.

6. Ушакова Д.Н. Толковый словарь под редакцией (издание 1939 г.).

7. Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне. Активные языковые процессы конца XX века. – М.: Либрис. 2000.

8. Шмидт Р. Искусство общения. — М., 1992.

9. Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина. Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. Ч. 1. – М.: РАСТ. 1991.

Читайте также:

      

  • Сочинение по обществознанию экономика
  •   

  • Гатчина любимый город мой сочинение
  •   

  • Мне в детстве повезло очень повезло сочинение егэ
  •   

  • Сочинение по картине билибина сказка о царе салтане 3 класс
  •   

  • Человек и животное сочинение

Библиографическое описание:


Петровская, Л. Ю. Проблема культуры речи в современном обществе / Л. Ю. Петровская, Георгий Никифор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.2 (116.2). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31501/ (дата обращения: 10.01.2023).



В каждый конкретный исторический момент наша речь как живой организм откликается на все значимые события, происходящие в обществе.

В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д.Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни. Именно молодые люди чувствительно откликаются на те перемены, которые происходят в нашем обществе. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодёжный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходившие в российском обществе за последние двадцать пять лет. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. Жаргон теснит культурную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Но нельзя забывать о том, что «культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [1].

В наше время под влиянием «вульгаризации» общественной жизни пропасть между правильной, грамотной речью и сленгом с каждым днем всё больше углубляется [2].

Емкие, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной «шелухой», за которой нет содержания. Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; «вторая жизнь»). Потребность подростка в ненормативной лексике объясняется психологией возраста. Ему хочется казаться взрослым, независимым от социального контроля. В результате возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые способствуют стиранию межиндивидуальных дистанции между общающимися, а также в краткой форме выражают философию жизни молодёжи.

Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?! Ведь, как ни странно, но даже представители таких, казалось бы, несовместимых с ненормативной лексикой профессий как писатели, артисты, режиссёры предлагают признать на официальном уровне именно эту лексику. «Ругательства, «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений, и, что самое страшное, с экрана телевизора, со сцены театра. Появились словари, содержащие не только жаргонные, но и нецензурные слова. Это объясняется тем, что язык сленга пользуется спросом. Его использование в печатных изданиях повышает спрос на них» [3].

Но без знания языка, знания риторики невозможно грамотное и полноправное общение. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. А ведь именно речевая культура человека играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.

Мне кажется, что сегодня все те составные социологизации, которые участвуют в формировании молодёжи как достойной части российского народа, должны принимать активное участие в борьбе за чистоту речи. И должен этот процесс начинаться в семье: если ребёнок с детства будет приучаться к уважительному отношению членов семьи друг к другу, то впоследствии ему вряд ли придёт желание выражать свои чувства с помощью нецензурщины.

Ещё один немаловажный социальный институт, который должен помочь избавиться от сленгов, жаргонов — это образовательные учреждения. Ведь мы поневоле, но берём во многом пример со своих педагогов: если замечаем уважение к нам как к личности, то стараемся вести себя должным образом. Если же чувствуем пренебрежительное к себе отношение, то возникает внутренний протест, который может вылиться в агрессивную речь.

Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что некоторые подростки в силу определённых личностных факторов, страдают психическими отклонениями. Состояние речевой культуры тесно связано с мыслительным процессом, который по-разному протекает у разных людей. Поэтому следует быть очень внимательными друг к другу, относиться не только с уважением, но и с пониманием к той или иной ситуации.

Очень хочется надеяться, что наступит время, когда хамство и грубость исчезнут из нашего словаря, когда молодые люди не будут изощряться друг перед другом в виртуозности использования сленга и ненормативной лексики. Мы должны гордиться своим родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности. Ведь культура речи воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Литература:

  1. Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, 2012.
  2. Кравченко А. И. Обществознание. Учебник. М., 2014.
  3. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995. С. 9–10)
  4. http://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-yazik-i-literatura/all/2015/02/20/problema-kultury-rechi-sredi-podrostkov
  5. http://www.studviles.ru/pveviw/3816813/page:u

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, ненормативная лексика, друг, родной язык, современный язык.

Похожие статьи

Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления

Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например

Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка.

Способы устранения ненормативной лексики из речи детей…

Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Словари и речевая культура | «Молодой

Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др.

Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова.

Повышение языковой культуры будущих инженеров…

Решением данной проблемы видится введение курса «Русский язык и культура речи» в

Как переводчики они начинают осознавать роль родного языка в их будущей профессии, поэтому

Как показывает практика, современный студент (вчерашний школьник) всё меньше и меньше…

Разговорная и ненормативная лексика в фильме Антона…

Закрыть гермодвери со стороны станции «Парк культуры». (разг. гермодвери — герметичные

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, ненормативная лексика, разговорная лексика, слово, стилистическая

Заимствованная лексика в удинском языке.

Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу…

Снижается уровень культуры речи современной молодежи. Процесс освоения русскоязычных слов, пришедших из других языков, сложный и длительный.

[1] Общаются друг с другом на лексике жаргона, привыкая воспринимать ее, как нормативную речь, обыденную.

Молодежный сленг и разговорная речь в современной лингвистике

Значительный интерес современной лингвистики к проблемам молодежной речи, роли разговорного языка в коммуникативных

Сленг сам по себе проникает в повседневную лексику и приспосабливается к любым переменам, становится родным для языка.

Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления

Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например

Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка.

Способы устранения ненормативной лексики из речи детей…

Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Словари и речевая культура | «Молодой

Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др.

Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова.

Повышение языковой культуры будущих инженеров…

Решением данной проблемы видится введение курса «Русский язык и культура речи» в

Как переводчики они начинают осознавать роль родного языка в их будущей профессии, поэтому

Как показывает практика, современный студент (вчерашний школьник) всё меньше и меньше…

Разговорная и ненормативная лексика в фильме Антона…

Закрыть гермодвери со стороны станции «Парк культуры». (разг. гермодвери — герметичные

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, ненормативная лексика, разговорная лексика, слово, стилистическая

Заимствованная лексика в удинском языке.

Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу…

Снижается уровень культуры речи современной молодежи. Процесс освоения русскоязычных слов, пришедших из других языков, сложный и длительный.

[1] Общаются друг с другом на лексике жаргона, привыкая воспринимать ее, как нормативную речь, обыденную.

Молодежный сленг и разговорная речь в современной лингвистике

Значительный интерес современной лингвистики к проблемам молодежной речи, роли разговорного языка в коммуникативных

Сленг сам по себе проникает в повседневную лексику и приспосабливается к любым переменам, становится родным для языка.

Похожие статьи

Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления

Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например

Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка.

Способы устранения ненормативной лексики из речи детей…

Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Словари и речевая культура | «Молодой

Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др.

Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова.

Повышение языковой культуры будущих инженеров…

Решением данной проблемы видится введение курса «Русский язык и культура речи» в

Как переводчики они начинают осознавать роль родного языка в их будущей профессии, поэтому

Как показывает практика, современный студент (вчерашний школьник) всё меньше и меньше…

Разговорная и ненормативная лексика в фильме Антона…

Закрыть гермодвери со стороны станции «Парк культуры». (разг. гермодвери — герметичные

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, ненормативная лексика, разговорная лексика, слово, стилистическая

Заимствованная лексика в удинском языке.

Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу…

Снижается уровень культуры речи современной молодежи. Процесс освоения русскоязычных слов, пришедших из других языков, сложный и длительный.

[1] Общаются друг с другом на лексике жаргона, привыкая воспринимать ее, как нормативную речь, обыденную.

Молодежный сленг и разговорная речь в современной лингвистике

Значительный интерес современной лингвистики к проблемам молодежной речи, роли разговорного языка в коммуникативных

Сленг сам по себе проникает в повседневную лексику и приспосабливается к любым переменам, становится родным для языка.

Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления

Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например

Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка.

Способы устранения ненормативной лексики из речи детей…

Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Словари и речевая культура | «Молодой

Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др.

Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова.

Повышение языковой культуры будущих инженеров…

Решением данной проблемы видится введение курса «Русский язык и культура речи» в

Как переводчики они начинают осознавать роль родного языка в их будущей профессии, поэтому

Как показывает практика, современный студент (вчерашний школьник) всё меньше и меньше…

Разговорная и ненормативная лексика в фильме Антона…

Закрыть гермодвери со стороны станции «Парк культуры». (разг. гермодвери — герметичные

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, ненормативная лексика, разговорная лексика, слово, стилистическая

Заимствованная лексика в удинском языке.

Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу…

Снижается уровень культуры речи современной молодежи. Процесс освоения русскоязычных слов, пришедших из других языков, сложный и длительный.

[1] Общаются друг с другом на лексике жаргона, привыкая воспринимать ее, как нормативную речь, обыденную.

Молодежный сленг и разговорная речь в современной лингвистике

Значительный интерес современной лингвистики к проблемам молодежной речи, роли разговорного языка в коммуникативных

Сленг сам по себе проникает в повседневную лексику и приспосабливается к любым переменам, становится родным для языка.

Проблемы культуры речи

Культура речи — распространённое в советской и российской лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.

В культуру речи, помимо нормативной стилистики, включается регулирование «тех речевых явлений и сфер, которые ещё не входят в канон литературной речи и систему литературных норм» — то есть всего повседневного письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, различного рода жаргоны и т. п.

Проблема культуры речи в ее широком смысле – это проблема литературного языка. При рассмотрении культуры речи на современном этапе, на первый план выступают такие проблемы, как национальная речевая культура, речевая культура конкретного национального общества определенной (современной) эпохи, социальных групп, общностей, сообществ, культура речи отдельного человека (индивида) – члена общества.

Нарушение национальной специфики русского языка и русской речевой культуры обусловлено низким уровнем культуры речи специалистов СМИ. В телевизионной речи это проявляется в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов, несоблюдении тележурналистами культурно-речевых и этических норм, различными отклонениями от орфоэпических норм. По мнению ученых, это обусловлено рядом причин: демократизация вещания, преодоление тоталитарного прошлого и пр.

За прошедшие десятилетия облик русского литературного языка изменился. Перемены произошли в таких его разновидностях, как язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации. Мы видим, что речью средств массовой информации во многом создается современное общественное настроение, формируется массовое сознание, современная речевая культура и отношение к самой речи. Существенное влияние средства массовой информации оказывают также на формирование «языкового» вкуса и языкового идеала.

В связи с демократизацией СМИ, существует серьезная проблема эталонной речи. То, что звучит с экранов телевизоров, из радиоэфиров, обнаруживается в речи некоторых писателей, и порой на театральных подмостках, вряд ли можно считать образцом.

Проблемы речевой культуры в современном обществе.

          Самая значительная проблема в том, что большая часть говорящих на русском языке утратила ощущение нормы.

         Сейчас наша речь в хаотическом состоянии, потому что правила речевого общения усваивать неоткуда. Они, к сожалению, не исходят из семьи, школы и т. д. «Образцы» речевого поведения мы получаем со страниц бульварных газет, с экранов телевидения, где телеведущие самых популярных ток-шоу не стесняются в выражениях. Для многих нормой речевого общения стала жаргонная лексика, которая все больше пополняется тюремным жаргоном. Читать стало немодным. Кинофильмы по телевидению преимущественно нероссийского производства. А их переводы просто не выдерживают никакой критики. Складывается такое ощущение, что подрастающий человек, к сожалению, не может найти ориентиров в мире русской речи — ему не хватает образцов. Отсюда – отсутствие языкового чутья и вкуса.

Очень часто можно слышать вокруг нецензурную, бранную, т. е. негативную лексику. Одни относятся к подобной лексике негативно, с определенной долей критики, другие — равнодушны к речевому поведению окружающих, третьи — считают такую лексику вполне нормальной, т.е, уже привыкли.

Полезно видеть разницу между культурой самого языка и культурой речевого поведения. Культура языка учит пользоваться правильным нормативным языком. Что значит владеть культурой языка? Уметь склонять числительные, знать, что нужно говорить звонит, есть, а не кушать, помнить, что глаголы одеть и надеть имеют разные оттенки значения, что предлог благодаря управляет не родительным, а дательным падежом, что нужно быть в ладах с орфографией и многое-многое другое. Это основа основ, поэтому надо владеть культурой языка — основой культуры речевого поведения.

        Необходимо также помнить, что вежливость и благожелательность – основа культуры речевого поведения. Именно они сейчас преданы полному забвению и нуждаются во всенародном обсуждении, или, как сейчас принято говорить, референдуме. Здесь надо говорить о несоответствии, которое навязано нам всеми обстоятельствами нашего бытия. То есть о таком соответствии общечеловеческим нормам вежливости, доброты, этикета, которое необходимо для общества.

        В последнее время обществом часто обсуждаются проблемы, связанные с падением уровня культуры, разрушением нравственных ценностей. Эти негативные процессы отражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. Необходимость серьезного подхода к культуре речи и ее изучению осознается сегодня не только лингвистами, но и людьми самых разных профессий. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Русский язык переживает в настоящий момент кризис, причем очень глубокий. Жаргонизация, многочисленные американизмы, употребление ненормативной лексики вследствие снижения культуры — таково современное состояние нашего языка. Огромное влияние на развитие языка в наше время оказывают средства массовой информации. Телевидение, газеты и радио каждый день выдают огромное количество информации, порой не самой качественной и неграмотно оформленной. Многочисленные грамматические ошибки, даже в речи высокопоставленных лиц, — не это ли показатель того, что язык нужно спасать? Современная музыка, как поп, так и рок, не отличается грамотностью. Мат, который льется со сцены на молодые умы, наивные песенки о «счастливой любви» — не только показатель бездуховности нашего общества, но и олицетворение бедности его языка.  Язык — явление постоянно меняющееся, но, одновременно, сохраняющее свою основу, свой стержень. И современное состояние языка — лишь один из этапов его развития, пусть и кризисного, но все-таки развития. Наша задача состоит лишь в том, чтобы не допустить полного опошления языка, его тотальной варваризации и жаргонизации.

         Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении.

Список используемой литературы

Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. — 1991. — № 4.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М.: Высшая школа, 1988.

Голуб И. Стилистика русского языка. — М.: Рольф, 2001.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

Гольдин В. Е. Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1997.

Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Слова, с которыми мы все встречались. Толковый словарь русского общего жаргона. – М., 1999.

Культура русской речи / под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 2001.

Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.:Рус.яз., 1990.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М., 2001.

Русский язык и культура речи / под ред. Черняк В.Д. – М., 2002.

Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. – М., 2000.

Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. — 1991. — № 4.

Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. – М., 1991. Ч. 1.

Сапунов, Б. Русский язык и этика экрана Текст. / Б. Сапунов // Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С.97

Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений за речевой практикой масс-медиа / В.Г. Костомаров. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Златоуст, 1999. – 319с.

Эссе 3 л.

Проблемы языковой культуры в современном российском обществе

Русский язык в современном мире – сложный и многообразный организм, в котором элементы литературного языка уживаются с просторечием и жаргоном, диалектами и заимствованиями. Процесс глобализации плачевно сказывается на целостности и полноте русского языка, порождая унификацию и интеграцию. Современные специалисты всерьез озадачены состоянием национального языка. Обусловливается это потерей ценностей и других нравственных ориентиров обществом и нацией. А это значит, что теряется язык как ориентацию в поле смыслов и стилей, что является угрозой для целостности нации и национальной безопасности страны. Всё это подтверждает актуальность имеющихся проблем и необходимость поиска путей их решения.

В последнее время можно наблюдать за изменениями, произошедшими в русском литературном языке. Ощутимые изменения претерпели следующие элементы: язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации. Средства массовой информации оказывают огромное влияние на общественное настроение, массовое сознание. СМИ формируют у людей новые речевые привычки, воздействуют на отношение людей к родной речи и речевой культуре вообще. Из-за демократизации СМИ, возникла проблема эталонной речи. К сожалению, то, что мы можем слышать по радио, то, что доносится с экранов телевизоров, со сцены театра, зачастую нельзя считать эталоном, образцом.

В руках СМИ огромная власть – формирование личности, предпочтений, ценностей, а также языкового «вкуса» и идеала. Нередко искаженный язык пропагандируется не только средствами массовой информации, но и известными, публичными людьми, высокопоставленными чиновниками. Они допускают множество речевых ошибок, не придавая этому значения, пренебрегая ролью языка в жизни общества. Тексты современных русских музыкальных произведений так же не могут похвастаться грамотностью. Но при этом именно на эту музыку ориентируется подрастающее поколение, бессмысленный и незамысловатый набор слов, присущий многим песням, укореняется в умах подростков и становится элементом их общения. Не менее опасной проблемой русского языка можно назвать бедность словаря, тогда как основным показателем качества и богатства языка считается его словарный запас, или лексикон. К сожалению, из нашей речи уходят поговорки и пословицы, крылатые выражения и фразеологизмы, передающие нашему языку неповторимую живость и красочность. Такими темпами словарный запас людей может достигнуть минимума и содержать в себе жаргонизмы и нецензурную брань.

Еще одной проблемой является молодежный сленг. Сленг – часть устной речи, письменно не фиксируемый. Проявляясь во всех сферах языка, сленг придает экспрессию и своеобразие кино и литературе, но, самое главное – сленг становится неотъемлемой частью повседневного общения. Зачастую, неверное применение просторечной и жаргонной лексики может оскорбить собеседника и нарушить коммуникацию.

В дискуссиях, посвященных развитию современной речевой культуры, особое место занимает проблема иноязычных заимствований. Именно заимствованная лексика в настоящее время является источником пополнения словарного запаса. Данная ситуация имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, русский язык обогащается новыми словами, становится более интересным и насыщенным, способным идти в ногу со временем, вступать в диалог культур. С другой стороны, применение иноязычных слов засоряет нашу родную речь, приводит к оскудению русского слова. Неверное употребление заимствованных слов может привести к десемантизации и неверному пониманию означаемого. Неосознанное использование заимствованных слов ведет к варваризации.

Проникновение новой лексики в русскую речь происходит несколькими путями. Экономическая сфера подарила нам целый ряд новых слов, таких как «бартер», «чартер», «маркетинг», «ипотека» и т.д. Через телевидение и музыку проникли слова: «рейтинг», «ток-шоу», «диджей», «саундтрек». Интернет послужил полем для заимствования бесcчетного количества зарубежных терминов и жаргонизмов. Заимствования можно поделить на две категории: необходимые, нужные заимствования; и заимствования, не нужные, без которых легко обойтись. Естественно, что появление интернета и усиление информационных потоков, унификация культуры, развитие единого мирового рынка, инновационных технологий – все это поспособствовало вхождению в наш язык новых слов. Нецензурное выражение и сквернословие – одна из главных проблем современного русского языка. Сквернословие, как правило, показывает скудность словарного запаса говорящего, неуверенность в себе, неумение правильно проявлять себя в моменты эмоционального подъема (радости или гнева).

В настоящее время борьба со сквернословием и ненормативной лексикой является одним из приоритетных направлений, выступающих за чистоту национального языка. Еще одной проблемой является засорение русского языка жаргонизмами. Отрицательной чертой современного языка является массовая безграмотность. Развитие информационных технологий, доступ к быстрой передаче информации уменьшили потребность в грамотном выражении своих мыслей. Можно наблюдать ошибки в написании, произношении слов, а также ошибки стилистические, синтаксические, лексические.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что создавшиеся проблемы ставят под угрозу сохранение русского языка как целостной системы, обладающей характерными чертами и особенностями. Возрождение и развитие культурных традиций, грамотное использование слов в речи – важные меры необходимые для сохранения национального языка. Таким образом, современному российскому обществу необходимо задуматься над проблемой культуры языка, так как постоянное развитие языка ведёт к изменению литературных норм.

  • Каким образом выражена авторская позиция в рассказе и а бунина господин из сан франциско сочинение
  • Каким образом в рассказе бунина господин из сан франциско показаны полное ничтожество и безликость
  • Каким образом в рассказе бунина господин из сан франциско показаны полное ничтожество главного героя
  • Каким образом в поэме слово о полку игореве выражена мысль о единении руси сочинение
  • Каким настроением пропитан финал рассказа гранатовый браслет