Каким пейзажем начинается рассказ гранатовый браслет какова его роль

какого роль пейзажа в рассказе Гранатовый брослет?

Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. По точному замечанию Штильмана С., «Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и в особенности – запахов…Пейзаж у Куприна в высшей степени эмоционален и не похож ни на чей другой». Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой. ». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи.
Пейзаж у Куприна в высшей степени эмоционален и не похож ни на чей другой. Только у автора «Гранатового браслета» можно встретить такое описание: “На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина”.

Мало у кого из писателей герои обладают таким уникальным обонянием. Вот, например, что говорит своей сестре Вере Анна Николаевна Фриессе: “В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделала изумительное открытие. Знаешь, чем пахнет морская вода во время прибоя? Представь себе — резедой”.

Впрочем, Бог и природа наделили Анну Николаевну и уникальным зрением. Вот продолжение её разговора с сестрой: “Я помню также раз, надо мной все смеялись, когда я сказала, что в лунном свете есть какой-то розовый оттенок. А на днях художник Борицкий согласился, что я была права и что художники об этом давно знают”.
А вообще пейзаж в «Гранатовом браслете» столь же разный, как настроение героев и события, о которых говорится в повести. Так, природные неистовства, о которых шла речь чуть выше, в той же первой главе сменяются совершенно иными картинами: “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья”. Элементы пейзажа включены автором в прямую речь героев. И этот, и другие монологи Анны Николаевны Фриессе обнаруживают в ней художественное чутьё, умение делать точные сравнения, способность рисовать словесные пейзажи.

Интересно сопоставить восторженный монолог Анны с дивным описанием моря, данным Куприным в той же третьей главе: “Глубоко-глубоко под ними покоилось море. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше усиливалось. Вода была ласково-спокойна и весело-синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах их течения и переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте”.

Кстати сказать, и Вера наделена даром видеть, понимать и ощущать прелесть окружающего мира. Вот что она говорит сестре: “…Я только думаю, что нам, северянам, никогда не понять прелести моря. Я люблю лес. Помнишь лес у нас в Егоровском. Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны. А какие мхи. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером. Тишина такая… прохлада”.

Смысловая нагрузка, которую несут описания природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора; они же служат своеобразным обрамлением в начале и в конце произведения, позволяют нам с

Источник

Символы в повести Куприна Гранатовый браслет

1)Погода —
середина августа; густой туман мелкий непрерывный дождик, густая грязь, свирепый ураган («жалко, грустно и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя. «). Как предвестник чего-то мрачного, несчастья, беды. Настраивает читателя на определенный лад. Олицетворение скучной, однообразной жизни княгини Веры Николаевны Шеиной, где «изорванные клумбы», «желтые листья» — яркие, единственные моменты чего-то стоящего, настоящего.

2)Футляр с серьгами из грушевидных жемчужин:
жемчуг считается самой несчастливой драгоценностью, это — слезы ангелов, к тому же грушевидной формы — формы капли, слезы.

3)Подарок Анны, записная книжка
«в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости». В ней кощунственно заменены страницы, прежде заполненные божественными писаниями. Она сделана из древнего молитвенника.

4)Рыба «морской петух».
«Ее чешуя отливала золотом, плавники были ярко-красного цвета, а от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, как веер, длинных крыла. Морской петух был еще жив и усиленно работал жабрами». Как символ чего-то уходящего, безвозвратно утерянного; возможно, смерти, как человека, так и его внутреннего мира или его отношений с другим человеком.

5)Генерал Аносов
настоящий, не фальшивый, как остальные гости, живой, нравственный, по-детски чистый, всеми обожаемый, романтичный человек. Верящий в любовь.

6)Число гостей —
тринадцать — мистическое, тревожное число, предвестник беды.

7)Футляр с золотым браслетом.
«Точно кровь!» — подумала с тревогой Вера.»
«По старинному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».

8)Домашний юмористический альбом с собственными иллюстрациями к сатирическим рассказам князя Василия.
Пародированная история умирающего от любви телеграфиста, завещавшего Вере «две телеграфные пуговицы» — еще одно мистифицированное предупреждение о приближении трагедии.

9)Место жительства Желткова:
«комната была очень низка, но очень широка и длинна. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода». Мебели мало: узенькая кровать, большой диван, истрепанный ковер и по-середине — стол со скатертью.

10)Фамилия Желткова, и сам персонаж.
Что-то неприятное, больное, склизкое, словно желток у яйца, убогое и не имеющее твердого внутреннего стержня.
Желтков — образ «маленького человека».

11)Красная роза —
символ любви, несчастливой и безнадежной, глубокой, но не имеющей развития в будущем.

12)Соната Бетховена.
Вера просит подругу Женни сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что сыграно будет «то самое место из второй сонаты, о которой просил. Желтков».
«И душа ее как будто раздвоилась. Она одновременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».

Источник

Развернутый ответ по теме: Какую роль играет описание пейзажа в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»?

Описания природы в рассказе «Гранатовый браслет» огромную смысловую нагрузку, в этом произведении, огромна. Например, не­настье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации. А.И. Куприн передаёт состояние природы с помощью разных художественных средств: эпитетов («глинистые дороги», «отвратительные погоды», «свирепый ураган», «разбитые стекла», «изуродованные клумбы»), метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), олице­творений («сад покорно засыпал: звёзды дрожали»).

Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности — запахов. Например: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также лев­кой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой. Зато пышно цвели своей хо­лодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, рас­пространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».

Кроме того, пейзаж в «Гранатовом браслете» изменчив, как и настроение героев. Например: «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставля­ется скучная будничная жизнь аристократов сильному чувству бед­ного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.

Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отно­шение к ним автора.

Развернутые ответы на вопросы

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (787)

Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (896)

Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (619)

Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (776)

Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (735)

Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (637)

Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (821)

Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (629)

Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (570)

Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад». В момент схватки с.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (631)

Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.

Источник

Художественные особенности «Гранатовый браслет»

Художественные особенности. Обращение к символам — один из излюбленных художественных приемов Куприна. Так, перемена погоды — символ изменений в жизни, число 13 — символ беды, брас­лет — символ любви. Например, в начале рассказа указывается, что в середине августа «вдруг наступила отвратительная погода», потом произошли изменения в лучшую сторону. Тем самым автор подводит читателя к предчувствию грядущих перемен в жизни героев рассказа. В доме Веры Николаевны собирается 13 гостей, что невольно начина­ет тревожить хозяйку. За столом заходит разговор о любви. Генерал Аносов рассказывает о своей жене и рассуждает о том, «что из совре­менной жизни ушла любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды». Это как бы подводит читателя к главному событию рассказа — приносят письмо и браслет от неизвестного поклонника. Так в повествование входит тема любви как трагедии.

Большое место в рассказе занимают музыка и природа. Осенний пейзаж придает повествованию прощальное настроение: «деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья». Музыка выступает в рассказе как сила, помогающая человеку прозреть. Слушая сонату Бетховена, любимое произведение Желткова, Вера Николаевна слышит голос влюбленного в нее человека и понимает, что любовь, «о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

Важную роль в своих произведениях Куприн уделял деталям. Д.Н. Мамин-Сибиряк по этому поводу писал: «Почему он большой пи­сатель? Да потому, что он живой… в каждой мелочи живой». В расска­зе «Гранатовый браслет» автор неоднократно обращается к описанию деталей. Когда Вера Николаевна пришла проститься с Желтковым, она поразилась «умиротворенному выражению его лица», как будто перед смертью он узнал «какую-то глубокую и сладкую тайну, и вспомнила, что подобное выражение она видела на посмертных мас­ках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Таким образом, одной деталью писатель возвысил своего героя до уровня «великих».

Необыкновенно богат язык писателя. И. Бунин говорил, что луч­шим рассказам Куприна присущи «свобода, сила, яркость повествова­ния, мягкий и без излишеств язык». Искусно используя изобразитель­ные средства языка, через описание природы, речевую и портретную характеристики, автор изобразил героев «Гранатового браслета», их мысли и чувства. Так, состояние природы автор передает с помощью метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как во­дяная пыль, дождик»), эпитетов («ласковому соленому ветерку»). К.Паустовский отмечал безошибочный вкус Куприна, включившего рассказ о трагической любви в обстановку южной приморской осени.

Мастерское использование ярких и выразительных художест­венных средств языка делает произведение Куприна «Гранатовый браслет» необыкновенно красивым.

Источник

Предложения интернет-магазинов

Развернутый ответ по теме: Какую роль играет описание пейзажа в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»?

  • Категория: Развернутые ответы на вопросы

Описания природы в рассказе «Гранатовый браслет» огромную смысловую нагрузку, в этом произведении, огромна. Например, не­настье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации. А.И. Куприн передаёт состояние природы с помощью разных художественных средств: эпитетов («глинистые дороги», «отвратительные погоды», «свирепый ураган», «разбитые стекла», «изуродованные клумбы»), метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), олице­творений («сад покорно засыпал: звёзды дрожали»).

Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности — запахов. Например: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также лев­кой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой… Зато пышно цвели своей хо­лодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, рас­пространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».

Кроме того, пейзаж в «Гранатовом браслете» изменчив, как и настроение героев. Например: «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставля­ется скучная будничная жизнь аристократов сильному чувству бед­ного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.

Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отно­шение к ним автора.

  • Развернутые ответы на вопросы

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания
      (888)

      Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности.
      Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности…

      Подробнее…

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора
      (1028)

      Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на…

      Подробнее…

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека
      (676)

      Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей,…

      Подробнее…

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга
      (883)

      Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между…

      Подробнее…

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества
      (892)

      Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки…

      Подробнее…

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности
      (734)

      Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он…

      Подробнее…

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма
      (937)

      Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он…

      Подробнее…

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия
      (689)

      Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по…

      Подробнее…

    • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы
      (628)

      Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад».

      В момент схватки с…

      Подробнее…

    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания
      (700)

      Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными……

      Подробнее…

Цели. Расширить и углубить представление учащихся об А.И. Куприне — мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара высокой любви, величие пережитого простым человеком; показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека; помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе; формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства — литературу, музыку.

Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары её, ни счастья — выше наслаждения служить ей. В.Шекспир

Ход урока

I. Вступление

Под звуки музыки Георгия Свиридова учитель читает наизусть сонет (130-й) Вильяма Шекспира.

Её глаза на звёзды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И чёрной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щёк. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдёшь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле.

И всё ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.

Учитель.

Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.

Любовь, любовь — загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всём старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждёт? С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?

Любовь — одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. «Любить, — писал Л.Н. Толстой, — значит жить жизнью того, кого любишь”. А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

II. Беседа по содержанию рассказа

— О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека”, телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события. Да и гранаты в браслете с их дрожащими внутри «кровавыми огнями” — символ любви и трагедии в судьбе героя.)

— Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость — старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа — княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)

— Как автор выявляет это душевное состояние Веры?

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)

— Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?

(Автор показывает, что душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. Манеры её отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием.)

— Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от «сердечной недостаточности”?

(Нельзя сказать, что княгиня бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу — «прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.)

Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.

— Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

(Учащиеся отыскивают в тексте «характеристики” гостей: и «толстого, безобразно огромного” профессора Свешникова; и с «гнилыми зубами на лице черепа” мужа Анны, глупого человека, который «ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении”; и штабного полковника Пономарёва, «преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой”.)

— Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?

(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное — мудрого. Его Куприн наделил «русскими, мужицкими чертами”: «добродушно-весёлым взглядом на жизнь”, «бесхитростной, наивной верой”… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: «Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”. Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость”.)

— Что же «счастливо-чудесное” произошло в день именин княгини Веры?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

— Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?

(Мы можем относиться к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдёт подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.)

— Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: «…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”)

— Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности — «громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.)

III. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»

— Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?

(В обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца.)

— Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? («Что это: любовь или сумасшествие?”.)

(Князь Шеин: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим”.)

— Но почему Желтков кончает жизнь самоубийством?

(Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее «маленького человека”. Он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.)

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: «В комнате пахло ладаном…”

— Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона.)

— Случайна ли эта деталь? Каким предстаёт перед нами Желтков?

(Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.)

Отметим: история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова, которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, «маленьким человеком”, и ею — непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.

— Почему Куприн по-иному осмыслил «курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?

(Трагический финал производит большое впечатление, придаёт необычайную силу и весомость чувству Желткова.)

— Как вы думаете, какой момент рассказа является кульминационным?

(Эпизод с пианисткой: «…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”)

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

(Звучит соната № 2 Бетховена.)

— Почему Желтков «заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

(Слова как бы исходят от Желткова. Они действительно совпадают с музыкой, действительно «это были как будто куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»”.)

— Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Ответное чувство состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

— В чём, по-вашему, состоит сила любви?

(В преображении души.)

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.

— Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?

(Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.)

— Давайте найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.

(Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены «заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”.)

— Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже какая-то приниженная «Желтков” и преувеличенно громкая, тройная «Мирза-Булат-Тугановский”. Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?

(Изысканная записная книжечка, украшенная «филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.)

— Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

(Смысл рассказа — показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. «Маленький человек” возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)

IV. Заключение

К.Паустовский говорил, что «Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”. Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.

V. Домашнее задание

(
ответить письменно
)

Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”

  • Каким образом человек может достичь своих жизненных целей сочинение пришвин
  • Каким образом образовано слово рассказ
  • Каким образом образовалась шайка разбойников из рассказа дубровский
  • Каким образом можно улучшить общество сочинение на дне
  • Каким образом можно улучшить общество итоговое сочинение аргументы из литературы