Каким песням дали вторую жизнь эти сочинения

К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые  народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы  давали им вторую жизнь, по-своему интерпретируя ранее созданные мелодии.

     Так, Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) в  «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни-пляски «Камаринская», а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев.  Послушайте, как красиво и стройно звучит «Покаянная молитва о  Руси» П.И.Чайковского в исполнении хора.

А это русская народная плясовая песня «Камаринская» в исполнени народных инструментов (оригинал).     В «Детском альбоме»  мелодия «Камаринской» звучит по-детски непосредственно, игриво и легко. Но главное, композитор сохранил задор плясового наигрыша. А  повторяющиеся ритмические фигурации напоминают бряцание балалайки.

Теперь послушайте украинскую народную веснянку «Выйди, выйди, Иванку». Обратите внимание на её напевность, неторопливость, мягкость звучания.  Совсем по-другому эта мелодия предстаёт перед слушателями в финале (последней части) концерта для фортепиано с оркестром №1. Здесь тема веснянки звучит ритмично, отрывисто, бойко. И мы как будто  погружаемся в водоворот звона капели, журчания ручьёв, слышим гомон птиц и ощущаем тёплое дуновение весеннего ветра. Так композитор окутывает нас радостью по поводу прихода весны.

Вспомним, что концерт – это  3-х или 4-х-частное произведение для солирующего инструмента  и симфонического оркестра.

Романс «Жаворонок» — один из самых известных романсов Глинки.

Это «задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью». Она неразрывно связана с традицией русской песенности; в ней отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей. Перед вступлением певца в фортепьянном сопровождении слышатся трели жаворонка.

М.И.Глинка. Романс «Жаворонок»                                             

ЖАВОРОНОК               муз.М.Глинки,  сл.Н.Кукольника

Между небом  и землёй  песня раздаётся.

Неисходною струёй громче, громче льётся.

Не видать певца полей, где поёт так громко

                Над подруженькой своей жаворонок звонкий.

Ветер песенку несёт, а кому — не знает.

Та, кому,  она  поймёт, от кого – узнает.

Лейся песенка моя,  песнь надежды  сладкой.

Кто-то вспомнит про меня  и вздохнёт украдкой.

    Композитор Милий Алексеевич Балакирев  по-своему  прочёл романс М.И.Глинки «Жаворонок»,  сочинив  на  его мелодию свою фантазию для фортепиано «Жаворонок»О Милии Алексеевиче Балакиреве вспоминают, прежде всего, как об основателе и идейном вдохновителе «Могучей кучки». Но весьма интересной частью российской музыкальной жизни второй половины XIX столетия стала исполнительская деятельность Балакирева-пианиста. 

Балакирев не особенно часто выступал как пианист, но каждое его выступление имело успех. Современники сравнивали его манеру игры с речью «умного оратора, которому есть что сказать». 

В Фантазии Балакирева музыка Глинки превратилась в настоящую пьесу-картинку, в которой не только  слышна песня жаворонка, но и явственно представляется, как он взмывает в небо и парит над полем, как вьётся и кружит в светлом голубом пространстве, радуясь весне и жизни. 

Вопросы и задания:

1. Что значит «вторая жизнь песни»?

2. Почему композиторы используют в своём творчестве ранее созданные народные или авторские мелодии?

3. Приведи примеры таких сочинений, где  обработаны кем-то ранее созданные мелодии.

4. Выполни в тетради описание пьесы  Балакирева «Жаворонок» (сколько раз повторяется главная мелодия;  как звучала в начале; что изменилось  во втором  проведении; какие новые краски появились в заключительном разделе; что в целом изобразил композитор)

Ну что, ребятишки, сейчас ваш папка расскажет, под какую песню он впервые поцеловал вашу мамку

1. «Sweet Dreams»

Исполнитель оригинала: Eurythmics, 1983

Кавер-версия: Marilyn Manson, 1995

Заглавная песня второго студийного альбома британского синти-поп-дуэта, вышедшая в 1983 году, моментально становится хитом как на родине, так и в США, во многом благодаря весьма авангардному для своего времени клипу, где Энни Леннокс появляется с коротко стриженными оражевыми волосами.

«Sweet Dreams» множество раз перепевали и ремикшировали различные музыканты, но самый известный кавер выпускает в 1995 году великий и ужасный Мэрилин Мэнсон. Разумеется, даже по сравнению с весьма нестандартным клипом-оригиналом, видео Мэнсона выглядит на порядок более провокационно.

Eurythmics, Annie Lennox, Dave Stewart — Sweet Dreams (Are Made Of This) (Official Video)
Marilyn Manson — Sweet Dreams (Are Made Of This) (Alt. Version)

2. «Running Up That Hill»

Исполнитель оригинала: Kate Bush, 1985

Кавер-версия: Placebo, 2007

Изначально Кейт Буш планировала назвать песню по другой строчке из текста: «A Deal with God» («Сделка с Богом»), но лейбл посчитал такое название чересчур эпатажным. Вышедшая на пятом студийном альбоме певицы композиция стала одним из самых больших хитов в ее карьере.

В 2007 году Placebo включают песню в сборник «Covers», ставший частью специального американского издания их альбома «Sleeping With Ghosts».

Одновременно с этим Placebo объявяляет конкурс для своих фанатов, которые присылают свои видео для включения в официальный клип «Running Up That Hill». Именно из нарезок «хоум-видео» поклонников Placebo в итоге и состоит видео на их версию песни.

Kate Bush — Running Up That Hill — Official Music Video
Placebo — Running Up That Hill (Official Music Video)

3. «Here Comes The Rain Again»

Исполнитель оригинала: Eurythmics, 1984

Кавер-версия: Hypnogaja, 2005.

И вновь Eurythmics. Песня «Here Comes The Rain Again» — сингл с третьего студийного альбома «Touch». Песня стала второй песней Eurythmics, попавшей в десятку лучших песен США, достигнув в чарте Billboard Hot 100 четвёртого места.

Hypnogaja — рокеры из Лос-Анджелеса, получившие популярность благодаря платформе MySpace в начале двухтысячных. В 2005 году Hypnogaja выпускают свой четвертый, самый успешный албьом «Below Sunset» и перепевка Eurythmics становится мегахитом, едва ли не затмившим по популярности оригинал.

Eurythmics, Annie Lennox, Dave Stewart — Here Comes The Rain Again (Remastered)
Hypnogaja — Here Comes The Rain Again

Хочется отметить еще один кавер на «Here Comes The Rain Again», пусть и не столь популярный, но субъективно очень красивый. Если Hypnogaja сделали тяжелую версию песни, то отечественные пост-панки из Human Tetris переосмыслили песню как инди-балладу.

Human Tetris — Here Comes the Rain Again

4. «Shout»

Исполнитель оригинала: Tears For Fears, 1984

Кавер-версия: Disturbed, 2000

Еще один синти-поп дуэт с Британских островов в рейтинге. Забавно, что название коллектива было взято из книги психоаналитика Артура Янова «Первобытный крик» («shout» также переводится с английского как «крик»).

Однако самым известным ( в том числе и по имени перепевшего ее коллектива) является версия «Shout 2000» от нью-металистов Disturbed, которые включили кавер на песню в свой дебютный студийный альбом.

ears For Fears — Shout (Official Music Video)
Shout 2000

5. «Big in Japan»

Исполнитель оригинала: Alphaville, 1984

Кавер-версия: Guano Apes, 2000

Термин «big in Japan» возник в английском языке в 70-х и стал применяться к группам-феноменам, которые не могли похвастаться большими успехами у себя на родине (в США или Великобритании), но при этом были безумно популярны в Японии. В разное время выражение применялось по отношению к группе Scorpions или, например, более ранним The Ventures.

Для немцев Alphaville «Big in Japan» стал дебютным синлом, принесшим коллективу славу. По иронии судьбы, спустя 15 лет эта песня станет важным этапом в карьере еще одного немецкого коллектива, Guano Apes. Песня станет главным хитом второй студийной пластинки Guano Apes, встав в один ряд с прославившими их ранее «Open Your Eyes» и «Lords of the Boards».

Alphaville — Big In Japan (Official Music Video)
Guano Apes — Big In Japan (Official Video)

6. «Forever Young»

Исполнитель оригинала: Alphaville, 1984

Кавер-версия: Jay-Z, 2009

Вторая главная песня в жизни группы Alphaville, заглавный сингл с их дебютного альбома. «Forever Young» — первое название коллектива, в котором выступали основатели Alphaville, Мартенс, Ллойд и Голд.

В течение следующих двадцати лет песня будет перепета множеством исполнителей разных жанров. Лора Брэниган, большая поп-звезда 80-х, начнет закрывать Forever Young каждый свой концерт, а советская группа группа Электроклуб с Виктором Салтыковым во главе напишет песню «Схожу с ума», явно спизж… вдохновленную песней «Forever Young».

Самой известной переделкой песни является версия, выпущенная в 2010-м бойз-бендом One Direction (просто в силу популярности поп-коллектива). Самой удачной с музыкальной точки зрения — использование припева и сэмпла из песни рэпером Jay-Z: трек «Young Forever» вошел в его альбом 2009 года «The Blueprint 3».

Alphaville — Forever Young ~Official Video
JAY-Z — Young Forever ft. Mr Hudson

7. «Wicked Game»

Исполнитель оригинала: Chris Isaak, 1989

Кавер-версия: HIM, 1997

Главная песня в карьере Криса Айзека, которого в 90-е на родине успели прозвать «современным Элвисом«.

«Wicked Game» вошла в альбом Айзека «Heart Shaped World», а всемирно известной стала год спустя, когда Дэвид Линч использовал ее в с своей мелодраме «Дикие сердцем» с Николосом Кейджем. Линч также поучаствует в создании черно-белого клипа на композицию, в котором снимется датская супермодель Хелена Кристенсен.

Хелена Кристенсен

Песня является едва ли не рекордсменом по количеству громких имен, которые ее перепевали: Stone Sour, Three Days Grace, Theory of a Deadman, A Perfect Circle, отечественные Элизиум и Therr Maitz. Но самым известым, безусловно, получился кавер от финских готов HIM, вышедший на их дебютном альбоме «Greatest Lovesongs Vol. 666» в 1997-м. HIM впервые исполнили эту песню несколькими годами ранее, когда ее в качестве демки услышали представители Sony, а сам коллектив еще не успел сократить свое название до аббревиатуры «HIM» из более мрачного и провокационного His Infernal MajestyЕго Адское Величество«), сохранившегося из времен, когда группа активно заигрывала с сатанизмом.

Wicked Game — Single Edit — Official Music Video
HIM Wicked Game Official Video

8. «Stripped»

Исполнитель оригинала: Depeche Mode, 1986

Кавер-версия: Rammstein, 1998

Сингл с пятого студийника «депешей» «Black Celebration» и шестой подряд, попадавший в официальный хит-парад Великобритании UK Top 20. Помимо прочего, песня стала известной благодаря инновационным приёмам сэмплирования, которые использовались при записи.

В клипе, к слову, присутствуют автомобили «Волга» ГАЗ-24 и «Жигули» ВАЗ-2102, который участники группы разбивают кувалдами.

Через 12 лет после появления оригинала, немцы Rammstein перепоют «Stripped» (песня станет первой композицией, исполненной Rammstein на английском языке) и выпустят на нее клип, который вызовет шквал критики и большой скандал: в видеоряде используются кадры из документалки Лени Рифеншталь «Олимпия», рассказывающей про Олимпиаду’36 в Берлине и содержащей пропаганду национал-социализма.

Depeche Mode — Stripped (Official Video)
Rammstein — Stripped (Official Video)

9. «Smooth Criminal»

Исполнитель оригинала: Michael Jackson, 1988

Кавер-версия: Alien Ant Farm, 2001

Являясь изначально синглом с альбома «Bad», «Smooth Criminal» в итоге разрослась до целого кино. Спустя год после появления песни, повествующей об убийстве молодой девушки Энни, выходит фильм «Лунная походка», музыкальная антология, состоящая из нескольких короткометражных эпизодов, снятых разными режиссерами. Укороченная версия короткометражки стала видеоклипом на песню, и именно в нем Джексон продемонстрировал свой знаменитый «антигравитационный наклон».

Американцы Alien Ant Farm перепоют «Ловкого преступника» в 2001-м, во многом благодаря любви своего барабанщика Майка Косгрува к творчеству «короля поп-музыки». Кавер на Джексона так и останется самой большой музыкальной удачей Alien Ant Farm, ставших для многих обывателей и вовсе «группой одного хита«.

Michael Jackson — Smooth Criminal (Official Video)
Alien Ant Farm — Smooth Criminal (Official Music Video)

10. «Раньше в твоих глазах отражались костры»

Исполнитель оригинала: Виктор Цой, 1986

Кавер-версия: Вадяра Блюз, 2012

Несправедливо было бы обойти вниманием отечественную музыкальную сцену, но тут такое разнообразие вариантов, что хотелось бы пойти не совсем обычным путем и рассказать о не самой известной песне и не самой известной ее переделке. Впрочем, менее любопытным от этого история не становится.

В отечественной рок-музыке едва ли не каждая большая группа уже удостаивалась полноценного трибьюта, а положил начало этой традиции двойной альбом «КиноПробы», выпущенный в 2000-м году, на котором практически все заметные персонажи «Нашего радио» того времени исполняли свои версии песен Виктора Цоя.

Однако Цоя перепевали не только тогда и не только рокеры.

Например, еще в 1999-м рэп-группа Легальный Бизне$$ выпустила свою версию песни «Пачка сигарет».

Легальный Бизне$$ — Пачка Сигарет

Вадяра Блюз — рэпер куда менее известный, чем легендарный дуэт Лигалайза и N’Pans_а, но и он в 2012-м покусился на творчество Виктора Робертовича, использовав в треке «Новый день» сэмпл из песни «Раньше в твоих глазах отражались костры».

Эта композиция — одна из самых популярных песен Цоя, не вошедшая ни в один официальный альбом. Впервые она прозвучала в короткометражке «Конец каникул», дипломной работе режиссера Сергея Лысенко, снятой в 1986 году спустя всего несколько недель после трагедии Чернобыля в опустевшем Киеве, когда многие жители покинули город, опасаясь радиоактивного загрязнения.

Фильм состоит из четырёх клипов «Кино», связанных между собой сюжетной линией, в одном из эпизодов и звучит песня «Раньше в твоих глазах отражались костры».

Сам Цой считал свою работу в этом фильме крайне неудачной, а режиссер Сергей Лысенко в итоге не смог защитить диплом. По словам одного из актёров, во время защиты ректор института назвал участников «Кино» фашистами и отказался принимать фильм. Плёнку с картиной планировали уничтожить, но Лысенко в последнюю минуту смог ее украсть.

Остальные песни, звучащие в «Конце каникул» («Дальше действовать будем мы», «Попробуй спеть вместе со мной» и «Закрой за мной дверь, я ухожу») впоследствие в несколько иных аранжировках попадут на альбом «Группа крови». И лишь «Раньше в твоих глазах отражались костры» так и не будет включена ни в один номерной альбом «Кино».

Вадяра Блюз, музыкант, которого многие называют «русским Эверластом» использует сэмпл из песни и строчку оттуда в качестве припева в своем треке «Новый день» про непростое расставание с любимым человеком. Ощущение тоски и безнадеги не хуже, чем в оригинале.

В. Цой «Раньше в твоих глазах отражались костры»
Вадяра Блюз — Новый день

Вне рейтинга

Две композиции, оригинал которых был выпущен еще в 70-е, но яркие настолько, что о них неизбежно вспоминаешь в первую очередь, когда речь заходит о рокерах, перепевающих хиты прошлых лет, так что давайте немного залезем и в предыдущее десятилетие.

«The Man Who Sold The World»

Исполнитель оригинала: David Bowie, 1970

Кавер-версия: Nirvana, 1993

Заглавная песня одноименного альбома Дэвида Боуи, при обсуждении которого часто упоминаются мистические мотивы произведений Лавкрафта. Первая известная перепевка «Человека, который продал мир» появилась уже в 1974-м, когда шотландка Лулу спела ее в кабаре-стиле.

Ну а в 1993-м Курт Кобейн живьем исполнил песню в рамках MTV Unplugged и «The Man Who Sold The World» для целого поколения стала песней группы Nirvana. Доходило до того, что к Дэвиду Боуи после концерта подходили люди со словами: «Это так круто, что вы исполняете песню Нирваны».

David Bowie — Klaus Nomi — Man Who Sold the World
Nirvana — The Man Who Sold The World (MTV Unplugged)

Behind Blue Eyes»

Исполнитель оригинала: The Who, 1971
Кавер-версия: Limp Bizkit, 2003

Одна из самых известных песен великих The Who, едва ли не главной рок-группы 70-х. Изначально «Behind Blue Eyes» должна была стать частью рок-оперы «Lifehouse» и исполняться от лица основного злодея Джамбо, который постоянно зол и полон тревог из-за искушений окружающего мира.

Песня с таким посылом идельно попала в настроение мрачного триллера «Готика» с Халле Берри в главной роли, саундтреком к которому и становится ее кавер-версия в исполнении Фреда Дёрста, солиста Limp Bizkit.

The Who — Behind Blue Eyes (Kilburn 1977)
Limp Bizkit — Behind Blue Eyes

Делитесь в комментариях своими любимыми каверами известных песен, вне зависимости от жанра и настроения, вдруг кто-то из нас найдет себе что-то новенькое по душе.

Спасибо, что прочитали.

Вторая жизнь песни. Живительный
родник творчества

Автор: Билалова Ольга Вячеславовна

Организация: ГКОУКО «Калужская школа-интернат № 5 им. Ф.А. Рау»

Населенный пункт: г.Калуга

Конспект урока

Тема урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Класс: 5

Цель урока: сформировать представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи:

1. Расширить знания и повысить интерес учащихся о народной музыки.

2. Обобщить и систематизировать знания о русских композиторах.

3. Воспитывать чувства прекрасного, уважения к культуре своего народа.

4. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся.

Тип урока: расширение и усвоение новых знаний.

Планируемые результаты изучения: понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация.

Музыкальный материал: русская народная песня «Во поле береза стояла», «Во саду ли в огороде»; «Камаринская», рус. нар. пляска; «Детский альбом» «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония № 4»; П. И. Чайковский, «Концерт для фортепиано с оркестром №1»; фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»)

Ход урока

  1. Организация урока. Приветствие. Мотивация. Целеполагание

Здравствуйте, очень рада вас сегодня видеть на нашем музыкальном уроке.

Проверка знаний пройденного материала:

Прежде чем мы выясним, какова тема урока, мы должны ответить на несколько вопросов. Это будет небольшая викторина, в ходе которой вспомним понятия, музыкальные термины вокальной музыки, которые будут встречаться уроке.

Правила викторины: кто первый поднимет руку и ответит на большее количество вопросов, тот и победит. За каждый правильный ответ, один балл.

Прослушайте музыкальный фрагмент и ответьте на вопросы:

  • Какой прозвучал жанр музыки? (Песня)
  • Какая это песня? (русская народная или композиторская) Почему?
  • О чём эта песня?
  • Почему она звучит необычно?
  • Что изображено на экране? (человек поет)
  • Как называется пение? (вокальное пение)
  • От какого слова оно образовано? (вокал)
  • Здесь что изображено? (играет на инструменте)
  • Как называется это направление в музыке? (инструментальное)
  • Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня)
  • Из чего состоит песня? (мелодия и слова)
  • Какие виды искусства присутствуют в этом жанре?

Молодцы, отлично справились с заданием

2. Актуализация знаний. Формулирование темы

Наш сегодняшний урок будет связан с вокальной музыкой, с песнями, авторами которых является русский народ. Вам уже известно, что народная музыка, как и народные сказки, былины, пословицы, долгое время передавались устно, «из уст в уста». Что это обозначает? (ответы учащихся).

Только в 18 веке впервые стали изучать и записывать народные песни, появились сборники народных песен. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке.

Как вы думаете, какова продолжительность жизни песни? Может ли песня прожить несколько жизней? У всех ли песен жизнь одинакова? От чего это зависит?

(Размышления учащихся)

Назовите песни, которые прожили долгую жизнь? (Народные песни)

Подумайте, что этому способствовало?

В какой форме они дошли до нас?

Слышим ли мы народные песни только в форме вокальной музыки?

Как вы понимаете смысл выражения «Живительный родник творчества». Могут ли композиторы использовать народную музыку в своём творчестве?

«Родник» — это народные песни. В нашей жизни народные песни живут и как вокальная, и как инструментальная музыка.

Да, композиторы с вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает темы и сюжеты. Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того, сохранена она как вокальное сочинение или изложена для какого–либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные виды обработки. Вспомните, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями? Вариация –видоизменение мелодии или ее сопровождения.

Тема нашего урока – «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».

Сегодня мы:

  • познакомитесь с творчеством русских композиторов, в основе которого использованы мотивы народных песен;
  • узнаете, какие народные песни использовали в своих произведениях П. Чайковский, М.И. Глинка, Н. Римский-Корсаков;
  • изучите такие новые музыкальные понятия как вариация, аранжировка, обработка.
    1. Работа над новым материалом

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.

Что изображено на экране? Русская народная пляска? А можно танцевать и петь? Можно-это жанр называется плясовая. Сегодня мы послушаем р.н.п. «Камаринская».

Слово камаринская образовано от словосочетания «Камаринский мужик», «Камаричи» — название одного из районов Орловской губернии. Давайте ее послушаем?

Как прозвучала песня? Было ли что-то необычное? Мелодия изменялась? Изменение мелодии или ее сопровождения, называется – вариация.

Кто изображен на фотографии? (русский композитор М.И. Глинка). Что Вы знаете об этом композиторе? Настя, подготовила небольшое сообщение о М.И. Глинке.

Как вы понимаете выражение М.И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы ее только аранжируем».

Что значит аранжируем? Аранжировка — исполнение произведения другим способом.

Композиторы часто по-своему обрабатывали народную музыку.

Для чего композиторы аранжируют музыку? (Ответы детей)

Глинка считал, что главная композиторская роль принадлежит народу. Многие русские композиторы обращались в своём творчестве к народным мотивам, героям, образам. И сегодня мы узнаем, каким же образом композиторы использовали русское народное музыкальное творчество.

4. Посмотрите на фотографию, кто это? (М.И. Глинка), Какие интересные факты из его жизни Вы знаете? (подготовленное мини-сообщение о композиторе). М.И. Глинка написал симфоническую фантазию «Камаринская», основанная на русской народной песне «Камаринская». Что это за жанр симфоническая фантазия? Почему так она называется? Кто исполняет? (Ответы учащихся). Давайте послушаем фрагмент произведения и когда вы услышите мелодию «Камаринской» поднимите руку.

Звучит фрагмент симфонической фантазии М.И. Глинки «Камаринская».

Какая по характеру прозвучала мелодия русской народной песни «Камаринская»? (ответы).

Посмотрите на это фото, кто на нем изображен? П.И. Чайковский. Что вы знаете о творчестве П.И. Чайковского? (мини-сообщение). Тему русской народной песни «Камаринская» использовал и П.И. Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним (ответы учащихся).

Слушание П.И. Чайковский «Камаринская» в исполнении оркестра.

Какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни? Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?

Это «Концерт №1» П. Чайковский (ответы), украинская народная песня «Веснянка». Сейчас будет музыкальная загадка, прозвучит очень знакомая песня в «Симфония №4. Финал» П.И. Чайковского. Узнайте эту песню. Звучит русская народная песня «Во поле березка стояла» (ответы уч-ся).

Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке? Что изменилось в звучании произведения? (ответы детей). Способ использования песни, называется ОБРАБОТКА, т.е. композитор обрабатывает мелодию, изменяя её, но при этом она остаётся узнаваемой. Какой вывод можно сделать? Песням композитор дал вторую жизнь.

Давайте запишем в тетрадь, что такое обработка. (запись в тетрадь: обработка – изменение музыки с целью её усовершенствования). Переложение и обработка музыки, это способы её аранжировки.

5. Вокальная работа.

Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла». При исполнении обратить внимание на фразы, правильно брать дыхание, четко произносить слова и окончания6 слушать друг друга. Какие необычные слова встречаются в песне? Почему мы сейчас так не говорим?

6. Какие народные песни вы еще знаете? «Калинка-малинка», «Ах, вы сени», «Во кузнице» и др. Есть замечательная песня «Во саду ли в огороде». И как вы понимаете, ее тоже видоизменили и вставили большое вокальное произведение – опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Три чуда». Какие чудеса есть в сказке А.С. Пушкина. «Белочка», «Тридцать три богатыря», «Царевна Лебедь».

7. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего урока. Какие новые слова вы сегодня узнали?

Каким русским народным песням дали вторую жизнь композиторы?

Как вы считаете, нужно ли использовать народную музыку для появления новых музыкальных произведений?

Кто исполнял инструментальные произведения? (симфонический оркестр)

Давайте, определим последовательность в применении песни в композиторской музыке. Вам даны слова: обработка, композиторское творчество, народная песня.

Вопрос: вторая жизнь песни состоит из- народная песни – обработка, аранжировка- композиторское творчество.

Что на уроке вам больше всего понравилось?

(ответы детей)

Тест (в google форме по теме «Вторая жизнь песни».

8. Выставление оценок.

Оценки за активную работу на уроке получают….

9. Домашнее задание

Учебник стр. 28-29 прочитать. Выписать определения в тетрадь, запомнить их значение.

Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,6 КБ

Опубликовано: 24.11.2022

Обновлено: 09.01.2023

К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь, по-своему интерпретируя ранее созданные мелодии.

Вот как звучит «Камаринская» в исполнени народных инструментов (оригинал). В «Детском альбоме» эта мелодия звучит по-детски непосредственно, игриво и легко. Но главное, композитор сохранил задор плясового наигрыша. А повторяющиеся ритмические фигурации напоминают бряцание балалайки.

Теперь послушайте украинскую народную веснянку «Выйди, выйди, Иванку». Обратите внимание на её напевность, неторопливость, мягкость звучания. Совсем по-другому эта мелодия предстаёт перед слушателями в финале (последней части) концерта для фортепиано с оркестром №1. Здесь тема веснянки звучит ритмично, отрывисто, бойко. И мы как будто погружаемся в водоворот звона капели, журчания ручьёв, слышим гомон птиц и ощущаем тёплое дуновение весеннего ветра. Так композитор окутывает нас радостью по поводу прихода весны.

Вспомним, что концерт – это 3-х или 4-х-частное произведение для солирующего инструмента и симфонического оркестра.

Романс «Жаворонок» — один из самых известных романсов Глинки.

ЖАВОРОНОК муз.М.Глинки, сл.Н.Кукольника

Между небом и землёй песня раздаётся.

Неисходною струёй громче, громче льётся.

Не видать певца полей, где поёт так громко

Над подруженькой своей жаворонок звонкий.

Ветер песенку несёт, а кому — не знает.

Та, кому, она поймёт, от кого – узнает.

Лейся песенка моя, песнь надежды сладкой.

Кто-то вспомнит про меня и вздохнёт украдкой.

В Фантазии Балакирева музыка Глинки превратилась в настоящую пьесу-картинку, в которой не только слышна песня жаворонка, но и явственно представляется, как он взмывает в небо и парит над полем, как вьётся и кружит в светлом голубом пространстве, радуясь весне и жизни.

Вопросы и задания:

1. Что значит «вторая жизнь песни»?

2. Почему композиторы используют в своём творчестве ранее созданные народные или авторские мелодии?

3. Приведи примеры таких сочинений, где обработаны кем-то ранее созданные мелодии.

4. Выполни в тетради описание пьесы Балакирева «Жаворонок» (сколько раз повторяется главная мелодия; как звучала в начале; что изменилось во втором проведении; какие новые краски появились в заключительном разделе; что в целом изобразил композитор)

Цель : Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи урока:

· Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

· Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;

· Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

· Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Вложение Размер
tekst_5_urok_5_klass.doc 53.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Цель : Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

  • Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
  • Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
  • Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
  • Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Планируемые результаты изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, аккордеон.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,

Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола — песня на воде.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.

А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?

Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?

Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.

2. Формулирование темы урока.

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

— Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.

— Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.

— А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

  • Послушать произведения П. Чайковского;
  • Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях;

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.

Задание 1, 2. Послушать произведения П. Чайковского.

— А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни?

— Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?

Охарактеризуйте это произведение.

Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?

— Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?

— Какой вывод можно сделать?

— Песням композитор дал вторую жизнь.

Беседа по характеру.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 5 классе, в котором углубляются знания учащихся об использовании русского фольклора в творчестве русских композиторов.

Конспект урока музыки в 5 классе

Цель урока: углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной музыки.

Задачи: 1. Расширить знания учащихся об использовании народной музыки в творчестве композиторов.

2. Способствовать развитию активизации образного мышления.

3. Воспитывать чувства прекрасного, уважения к культуре своего народа.

4. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Понятия: аранжировка, обработка, переложение.

Приветствие учащихся.

-Здравствуйте ребята. Садитесь.

Проверка знаний пройденного материала

(викторина в программе Learning Apps)

— Давайте начнём наш урок с викторины, в ходе которой вспомним некоторые понятия, музыкальные термины вокальной музыки.

Вступительная беседа (подведение к изучению нового материала)

— Наш сегодняшний урок тоже будет связан с вокальной музыкой и в частности с песнями. Песнями, авторами которых является русский народ.

4. Формулирование темы урока.

— Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (ответы детей)

(дети записывают тему в тетрадь)

— Определите цель урока (ответы детей)

— Углубить ваши знания о музыке, основанной на использовании народной музыки.

5. Актуализация знаний.

— Как вы думаете, что подразумевал Глинка, говоря такие слова? (ответы детей)

— Да, Глинка считал, что главная композиторская роль принадлежит народу.

— Многие русские композиторы, такие как Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов и другие обращались в своём творчестве к народным мотивам, героям, образам. И сегодня мы узнаем, каким же образом композиторы использовали русское народное музыкальное творчество в своих произведениях.

— Ребята, скажите мне, в данном произведении слышен русский народный колорит? (ответы детей)

— Ребята, что изменилось в звучании произведения? (ответы детей)

— Правильно. Изменился исполнитель. Когда композитор сочиняет произведение для определённого исполнителя, а потом это же произведение хотят исполнить другие, тогда делается ПЕРЕЛОЖЕНИЕ произведения.

Переложение может делать как сам автор, так и другой композитор или исполнитель. Итак, давайте запишем в тетрадь, что такое переложение.

(запись в тетрадь – Переложение – обработка музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей.)

— Сейчас мы послушаем фрагмент финала симфонии №4 П.И.Чайковского. В данной симфонии композитор использовал мотив русской народной песни, немного её изменив.

(Слушание – П.И.Чайковский Симфония №4 финал, фрагмент-6 минут)

— Мотив какой народной песни вы услышали? (ответы детей)

— Вот такой способ использования песни называется ОБРАБОТКА, т.е. композитор обрабатывает мелодию, изменяя её, но при этом она остаётся узнаваемой.

— Давайте запишем в тетрадь, что такое обработка.

(запись в тетрадь: обработка – изменение музыки с целью её усовершенствования )

6. Вокальная работа.

— Какая эта песня по характеру? Какое настроение она вам подарила? (ответы детей)

7. Рефлексия.

— Давайте подведём итог нашего урока. Какие новые слова вы сегодня узнали?

— Как вы считаете, нужно ли использовать народную музыку для появления новых музыкальных произведений?

— Что на уроке вам больше всего понравилось?

8. Выставление оценок.

— Оценки за активную работу на уроке получают….

9. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Композитор – поэт – художник; родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств.

Музыкальный материал урока:

П. И. Чайковский Симфония № 4, финал (аудио и видеозапись)

Дополнительный материал урока:

Словарь эмоциональных характеристик.

Словарь музыкальных терминов.

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки, познакомить с новыми музыкальными терминами: композиторская интерпретация, аранжировка.

Урок усвоения новых знаний.

Задачи урока

Углубить знания учащихся о творчестве П.И.Чайковского, Э. Грига.

Способствовать развитию интереса к русской музыке

Познакомить с терминами аранжировка, интерпретация

Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.

Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.

Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями.

Планируемые результаты (предметные)

Знать понятия композиторская интерпретация, аранжировка.

Знать характерные черты, основные жанры русской музыки.

Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный).

Высказывать свое мнение о значении литературы для музыки.

Расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Развитие эмоционального восприятия произведения.

Познавательные:

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Учатся выделять специальную информацию из нотного текста.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в коллективной испол­нительской деятельности.

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Основные понятия

Песня, симфония, композиторская интерпретация, аранжировка.

Виды музыкальной деятельности используемые на уроке

Восприятие музыки с последующим анализом:

П.И.Чайковский фрагмент финала Симфонии №4,

Методы музыкального образования используемые на уроке.

метод размышления о музыке;

перспективы и ретроспективы;

метод эмоциональной драматургии;

метод создания художественного контекста;

метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки;

метод интонационно-стилевого постижения музыки.

Формы работы

Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение, работа с учебником, со словарем музыкальных терминов, эмоциональным словарем.

Организация пространства

Работа фронтальная, групповая.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.

Учитель настраивает учащихся на позитивный лад.

Выполняют требование учителя

Видеоряд, содержащий в себе информационное начало. Готовит учащихся к обсуждению увиденного и услышанного. (музыкальное сопровождение видеоряда на выбор учителя)

Создает определенный эмоциональный настрой. Пробуждает любопытство.

Включение учащихся в активную деятельность.

Актуализация опорных знаний учащихся по предмету

Проанализируйте, звуковой видеоряд:

А какой из этих жанров самый простой? (Песня.)

Что мы уже с вами знаем о песне?

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение,) и познавательных процессов(внимание, память).

Коллективное обсуждение видеоряда

Вспоминают и перечисляют музыкальные жанры связанные с литературой, (т.е.вокальные жанры)

Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал).

Введение в тему урока

А как вы думаете может ли песня прожить несколько жизней? А каким образом?

Сформулируйте тему нашего урока

Существует ли вторая жизнь песни в музыкальных произведениях?

Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими знаниями.

Формулирует вопрос, на который в процессе урока дети получают ответ.

Организует беседу, выявляющую знания учащихся.

Определяют тему урока под руководством учителя.

Совместно с педагогом формулируют вопрос.

высказывают свое мнение.

В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте.

Предоставляет краткую информацию о связи народной и композиторской музыки

Выявление связей народной и композиторской музыки

Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаянья, глубоки и многосторонни.

Зачитывают высказывание С.В. Рахманинова.

Сегодня на уроке мы еще раз окунёмся в мир музыки замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского, и на примере его музыкальных произведений попытаемся убедиться действительно ли существует связь между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством?

Давайте вспомним, что мы знаем об этом композиторе?

Великий русский композитор;

Его музыку слушают во всем мире;

Он писал много музыки для детей и о природе.

А также писал оперы, симфонии, балеты.

Активизация знаний о композиторе

Высказывают свое мнение.

Определяют специфику деятельности композитора.

Получают новую познавательную информацию о композиторе Чайковском.

Определяют характерные черты му­зыкального творчества композитора.

А что такое симфония?

Где можно услышать симфонию?

Кто исполняет симфонию?

Активизация знаний о симфонии.

Выделять существенную информацию о понятии, затем сравнивают с информацией представленной учителем на слайде

Открытие нового знания

Давайте послушаем небольшой фрагмент финала Симфонии №4 П.И.Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра.

И ответим, какая песня дала жизнь этой симфонии?

Организует прослушивание аудиозаписи.

Слушают фрагмент финала Симфонии №4.

Отвечают на поставленный вопрос.

Итак, какая песня дала жизнь симфонии?

Давайте вспомним её пропоем первый куплет, в характере хороводной песни.

Организует работу с учебником.

Перечисляют жанры народной песни.

Вспоминают какой жанр в каком характере исполняется (опираясь на ранее изученный материал).

Знакомятся с материалом учебника, на странице 29.

Участвуют в совместном исполнении песни.

Претворение народной мелодии в композиторском творчестве

Работать по щелчку!

С помощью средств музыкальной выразительности охарактеризуйте песню, которую мы пропели: (дети дают характеристику)

Русская народная песня

Динамика: звучит негромко

А теперь выявите особенности развития этой песни в симфонии П.И.Чайковского.

Динамика: звучит громко

Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями.

Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде.

Анализируют средства музыкальной выразительности каждого музыкального фрагмента и сравнивают их между собой. выявляют полную противоположность образов.

Напевают мелодию финала. Участвуют в коллективной испол­нительской деятельности.

Применяют словарь эмоций для характеристики звучащей музыки.

Итак, композитор взял русскую народную песню, изменил её первоначальный художественный замысел и использовал уже в измененном виде в симфонии, т.е. вложил в эту песню свое композиторское понимание.

Из лирического образа песня перешла в драматический, напряженный образ. Такой прием в музыке называется сложным словом ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

ВАЖНО. Подчеркнуть полную противоположность образов.

Получают информацию о новом музыкальном термине.

Работа с учебником. Словарем.

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ

Гипер-ссылка на портрете Чайковс-кого видео-фрагмент

Давайте послушаем финал еще раз и попытаемся дать ответ на вопрос: почему П.И.Чайковский использовал русскую песню в своем творчестве?

Организует повторное прослушивание.

Задает проблемный вопрос.

Повторное слушание, с прогнозированием правильного ответа

Делают вывод: П.И.Чайковский дал этой скромной песне вторую жизнь, благодаря которой, она звучит сейчас не только на своей родине – России, но и во всём мире.

Физкультминутка

с гипер-ссылкой

А теперь мы обратимся к репродукции картины художника К. Васильева на странице 29.

Какой образ вы видите? (образ девушки)

Какое чувство преобладает во взгляде? (Напряженность, тревога, волнение, надежда).

Какой контраст мы видим в картине? (Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота пространства вокруг образа).

Какие интонации, песенные или танцевальные, звучат в этой картине? (песенные)

Как бы вы назвали эту картину? (Ожидание).

С помощью вопросов помогает детям вспомнить сюжетную канву драмы Г.Ибсена.

Работа с учебником, с репродукцией картины.

Выделять существенную информацию из названия картины, выдвигают свои предположения.

Гипер-ссылка на портрете Грига

Кто напомнит нам, о чем эта пьеса?

Какие чувства помогли спастись Перу Гюнту? (Вера, надежда, любовь Сольвейг).

Организует просмотр видеофрагмента.

Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера.

Находят жанровые параллели меж­ду музыкой и другими видами искус­ства.

Работа с учебником.

Пение с ориентацией на нотную запись.

Участковую в коллективной испол­нительской деятельности

Какие интонации звучат в мелодии? (Напевные, печальные).

Какой мы видим Сольвейг в этой песне? (Нежной, доброй, сердечной).

Сколько частей в музыке?

Как изменилась вторая часть? (Мажорный лад, темп быстрее, ритм танцевальный, размер ¾).

С чем связан контраст в этой музыке? (С надеждой Сольвейг на встречу с любимым).

Как и в картине Васильева, так и в музыке Грига имеет большое значение для раскрытия образа роль контраста.

Задает вопросы для обсуждения.

Подводит итог обсуждения.

Анализируют репродукцию художника., выявляют сходство и различие образов: художественного, литературного и музыкального (опираясь на ранее изученный материал).

Работать по щелчку до фото

Итак, с помощью средств музыкальной выразительности охарактеризуйте песню Сольвейг:

Динамика: не громкая

Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде.

Анализируют средства музыкальной выразительности.

Гипер-ссылка на фото Кругото

А теперь услышим иное исполнение фрагмента этого произведения. Нашего современника Игоря Крутого.

Организует прослушивание фрагмента. Подчеркнуть связь с современностью.

Что изменилось в музыке? (состав музыкальных инструментов)

Какой инструмент солирует? (фортепиано)

Вокальная музыка изменилась на инструментальную

Динамика: не громкая

Вопросы для обсуждения

Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде.

Анализируют средства музыкальной выразительности музыкального фрагмента и сравнивают их между собой. Выявляют сходство образов.

Итак, композитор сохранил все средства выразительности Песни Сольвейг, но написал её для другого состава инструментов. Такой прием в музыке называется АРАНЖИРОВКА.

ВАЖНО. Подчеркнуть, что образ остался без изменений.

Получают информацию о новом музыкальном термене.

Какая музыка больше понравилась вам?

Передают свои музыкальные впечатления в устной форме.

На примере двух произведений:

Финала симфонии №4

Современное исполнение Песни Сольвейг

Мы увидели как эти произведения дали вторую жизнь песням.

Познакомились с новыми понятиями.

АРАНЖИРОВКА – переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – изменение художественного замысла произведения.

Анализируют информацию на слайде.

Нотные знаки печатных изданий музыкальных произведений одинаковы для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в неё своё понимание, свои чувства.

Проявляют эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музыкальному произведению при исполнении.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.

Что их объединяет? (Связь с литературой).

Народное творчество – на протяжении многих веков остается для музыкантов живительным родником творчества. Они учились искать вдохновение в народной поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, порой недоступные словесному выражению.

Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом.

Оценивает деятельность учащихся на уроке.

Учащиеся называют цели и задачи, которые они совместно с педагогом формулировали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока.

Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

Какие песни других народов и в каких произведениях получили вторую жизнь?

Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Просвещение 2013г.

Читайте также:

      

  • Газпромбанк история банка кратко
  •   

  • Каковы отношения ниловны с интеллигентами наташей софьей сашенькой николаем ивановичем кратко
  •   

  • Зачем нужны апории зенона ответ кратко
  •   

  • Евдокс книдский биография кратко
  •   

  • Духовная и материальная культура древней руси кратко

5 класс

ЧЕТВЕРТЬ

Урок 1. Вторая жизнь песни

Задачи урока:

— углубление представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни;

— осмысление народных истоков профессиональной музыки (фрагменты симфонии, концерта, оперы, симфонии-действа, кантаты);

— знакомство с современными интерпретациями классической музыки, формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства, анализ, классификация их жанровой принадлежности, умение строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Приветствие. Мотивация

— Наш урок мы начнём с новой песни. Послушайте её и ответьте на вопросы:

  • О чём эта песня?

  • Как с помощью средств музыкальных выразительности композитор выразил образ, созданный автором текста?

1) Просмотр видеофрагмента. Обсуждение.

Покачивающийся, синкопированный ритм, спокойный, неторопливый темп, прозрачные интонации.

— Верно, своеобразный ритмический рисунок песни, построенный на синкопах, создаёт ощущение мягкого покачивания. А выразительное инструментальное сопровождение – вступление, проигрыш, заключение песни — создают живописную музыкальную картину.

2) Разучивание «Снег идёт». Музыка М. Славкина. Вокально-хоровая работа

А) Работа над интонированием широких интервалов, исполнением высоких и низких звуков в единой певческой позиции

Б) Выразительная исполнительская трактовка: обратить внимание учащихся на текст песни и приём его произнесения шёпотом.

2. Актуализация знаний. Формулирование темы. Целеполагание

– Как вы думаете, какова продолжительность жизни песни? У всех ли песен она одинакова? От чего это зависит?

Размышления учащихся.

— Назовите песни, которые прожили долгую жизнь?

— Народные песни.

— Подумайте, что этому способствовало? В какой форме они дошли до нас? Слышим ли мы народные песни только в форме вокальной музыки?

— А как вы понимаете смысл выражения «Живительный родник творчества» (Учебник, с. 28)? Могут ли композиторы использовать народную музыку в своём творчестве?

— «Родник» — это и есть народные песни. В нашей жизни народные песни живут и как вокальная, и как инструментальная музыка.

— Да, композиторы с вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает темы и сюжеты. Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того, сохранена она как вокальное сочинение или изложена для какого–либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные виды обработки. Вспомните, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?

— Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариациями.

— Итак, тема нашего урока – «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».

Сегодня вы:

  • познакомитесь с творчеством русских композиторов, в мелодической основе которого использованы мотивы народных песен;

  • узнаете, какие народные песни использовали в своих произведениях П. Чайковский, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков;

  • исследуете преобразования народных мелодий в жанровом богатстве классического музыкального искусства;

  • изучите такие новые музыкальные понятия как интерпретация, обработка, трактовка.

3. Основной этап

  1. Осмысливание новой информации

— Вторая жизнь песни – это своеобразная интерпретация, заключающаяся в трактовке классического сочинения или в обработке какой-либо мелодии народной песни.

К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновений обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь.

Только в XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.

Вот что говорил о значении народного творчества С.В. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни… У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни.

Проявляются эти связи различным образом:

  • в цитировании композиторами отдельных народных мелодий;

  • в создании своих собственных мелодий, по музыкальным образам и по интонационно-мелодическому складу близких к подлинно народным;

  • в воспроизведении в оперной и программной симфонической музыке различных жанров народной песни в их неразрывной связи с картинами народного быта, народных обрядовых действ, праздников, игрищ или же с определённой исторической обстановкой;

  • в использовании композиторами выразительных средств народной песенной речи: её интонаций, ритмического склада, особенностей мелодического развёртывания, приёмов народного подголосочного многоголосия в произведениях непесенного склада (в оперных сценах, ариях, симфониях);

  • в претворении народно-поэтических сюжетов и образов, использовании характерных приёмов развития музыкального содержания в симфонической и оперной музыке.

Давайте вспомним, назовём знакомые произведения, в которых звучат народные или церковные мелодии.

— Пьесы «Камаринская», «В церкви» П. Чайковского, опера «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

— Совершенно верно, Пётр Ильич Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни-пляски «Камаринская», а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев.

Предлагаю исполнить эти пьесы П. Чайковского.

  • Игра на музыкальных инструментах при звучании «Камаринской» из «Детского альбома» П.И. Чайковского

  • Пение мелодии оригинального церковного песнопения, лежащего в основе пьесы «В церкви»

Оригинальный текст песни:

Господи мой, Боже!

Душу возношу к Тебе.

Святый, научи меня, дай мне понять, что есть Любовь.

Господи мой, Боже!

Научи меня любить.

Уповаю на Тебя.

Не покидай меня, Господь!

Не покидай меня…

Не оставляй меня…

(Господь, спаси и помилуй меня.)

Даруй, Господь, Веру и Любовь…

— Какие чувства выражает музыка пьесы «В церкви»? Охарактеризуйте её.

— Торжественная, религиозная. Мелодия звучит величаво, строго и скорбно. Характер задумчивый, фактура с элементами полифонии.

— Во второй части пьесы слышится скорбный звон церковных колоколов. Музыка будто призывает искать свою «дорогу к храму».

В финале Концерта №1 для фортепиано с оркестром Чайковский мастерски обработал мелодию украинской песенки-веснянки:

Выйди, выйди, Иванку,

Спой, Иванку, веснянку.

Зимовали – не спевали, —

Весны дожидали.

Споём «Веснянку» вместе.

  • Исполнение украинской народной песни «Веснянка».

Проследим за преобразованиями простой песенки-веснянки и их ролью в финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.

  • Прослушивание финала Концерта № 1 Чайковского.

Охарактеризуйте «веснянку» Чайковского. Какие изменения она претерпела?

Теперь споём хором мелодию из сцены «Проводы Масленицы» из оперы-сказки «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова:

Раным-рано петухи у нас пропели,

Про весну-красну возвестили.

Прощай, прощай,

Прощай, Масленица.

  • Пение мелодии «Прощай, Масленица»

Н. Римский-Корсаков в сцену «Проводы Масленицы» в своей опере включил несколько народных мелодий. Прослушайте, просмотрите фрагмент этой сцены, постарайтесь почувствовать и понять, как народная песня помогла создать картину народного праздника.

  • Просмотр видеосюжета «Проводы Масленицы» Римского-Корсакова

Обсуждение.

А сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.В. Рахманинова построена на интонациях колокольных звонов. Композитор использовал приём звукоподражания. В Сюите мы слышим также и мелодию оригинального пасхального песнопения. Прослушайте музыку, расскажите о характере, настроении музыки.

  • Слушание сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» С. Рахманинова

Обсуждение.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Прочитайте замечательное высказывание М.И. Глинки, попробуйте расшифровать его смысл: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем». Что значит аранжируем?

— Композиторы часто по-своему обрабатывали народную музыку.

— Верно. Многочисленные жанры песенного фольклора, инструментальные народные наигрыши, а также церковные песнопения, колокольные звоны давали повод многим композиторам для создания новых, оригинальных по замыслу и необычных по форме произведений. Возникли интерпретации и обработки народной музыки.

Интерпретация (от лат. interpretatio) — толкование, разъяснение, раскрытие смысла чего-либо. Как музыкальный термин также используется не только при создании музыкального сочинения, но и в связи с искусством исполнения. Нотные знаки печатных изданий музыкальных произведений одинаковы для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в неё своё понимание, свои чувства, имея собственную творческую концепцию воплощения художественного замысла. Это и есть исполнительская интерпретация, или, как ещё говорят, трактовка произведения.

Музыкальное сочинение в том виде, в котором оно написано для определённого исполнительского состава, называется оригиналом. Но в жизни принято весьма свободное обращение с оригинальными материалами. У музыкантов часто возникает желание исполнить какое-либо сочинение в ином варианте: например, простую народную песню развить, преподнести в более красочном виде, исполнив её как инструментальные вариации на гитаре или оркестром народных инструментов; романс исполнить без сопровождения или же хором. И тогда появляются переложения вокальной партии и сопровождения на хоровую партитуру.

Сегодня музыканты активно обращаются к популярным классическим произведениям и перекладывают их для самых различных составов инструментов, начиная с джаз-оркестра и кончая современным электронным инструментарием. Все эти изменения, приспособления оригинальных произведений для других составов называются обработками. В качестве синонимов употребляются термины переложение, транскрипция, аранжировка. Одно и то же произведение может подвергаться множеству музыкальных обработок, в каждой из которых обнаруживаются, раскрываются новые, незнакомые черты этого произведения.

Назовите современные обработки классической музыки, приведите такие примеры. Где мы их чаще слышим?

Ответы учащихся.

4. Рефлексия. Итог

— Настало время подвести итог урока.

Откройте тетради. Вспомните, запишите в тетрадь имена композиторов, названия их произведений и новые термины, которые сегодня звучали на уроке.

— Всё ли вам было понятно на уроке? Есть ли какие вопросы?

— С каким настроением вы уйдёте с урока?

— Проанализируйте работу на уроке и поставьте объективную оценку за работу на уроке самим себе, учителю и самому уроку.

Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Народная
песня — основа композиторской музыки

1. Вторая жизнь песни

Живительный родник
творчества

В начале, мне хотелось бы задать тебе вопрос: «Как ты
понимаешь смысл  выражения «Живительный родник творчества».

Свои размышления напиши в Задании№1.

Ты знаком с музыкальным народным творчеством, с
различными  жанрами. А как композиторы создают музыку? Что является
фундаментом, основой их произведений? Согласись, народная музыка появилась
раньше композиторской.

В XVIII
в. впервые стали изучать и записывать народную пес­ню, появились первые
сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к
народной песне как к источнику русской поэзии, русского литературного язы­ка.
Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в
опере, симфонии, концерте.

Вот что говорил о значении народного
творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие 
народного песенного
материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах стра­ны
объединены разные народы. У них различные языки и раз­личные песни… У меня
создалось убеждение, что в тех стра­нах, которые особенно богаты народными
песнями, естествен­но развивается великая музыка».

Действительно, связи между русской композиторской му­зыкой
и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу
русского народа за свободу, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни.

К песне как к живительному роднику творчества, новых
идей и вдохновения обра­щались композиторы разных поколений. Включая любимые
народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, ком­позиторы давали
им вторую жизнь.

Так, Петр Ильич Чайковский (1840— 1893) в
«Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народ­ной
песни-пляски «Камаринская» Слушать ЗДЕСЬ, а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный на­пев Послушай ЗДЕСЬ.
В финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром композитор мастерски обрабо­тал
мелодию украинской песенки-веснянки.   

Н.А Римский-Корсаков в
сцену «Проводы Масленицы» из оперы-сказки «Снегуроч­ка» включил народные
мелодии.
 
  

Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.
Рахманинова построена на интонациях колокольных звонов.

Многочисленные жанры
песенного фоль­клора, инструментальные народные наи­грыши, а также церковные
песнопения, ко­локольные звоны давали повод многим композиторам для создания
новых, ориги­нальных по замыслу и необычных по форме произведений.

Бетховен   

Зарубежные
композиторы также часто 
обращались к фольклорным мелодиям.
Л. Бетховен цити­
ровал в своих произведениях мелодии немецких,  шот­ландских
и русских песен.

 Музыка Ф. Шопена пронизана интонациями и
ритмами польской народной музыки. 

В сочинениях Э. Грига
слышны напевы норвежского и швед­ского
музыкального фольклора. 

 2.Задание 1

 Как ты понимаешь смысл  выражения «Живительный
родник творчества».

Напиши небольшое сочинение -эссе.

3. Взаимосвязь русской композиторской
музыки, духовной  и народной  музыки

А теперь подробно поговорим о том, как 
проявляются связи между русской композиторской му­зыкой и народным музыкальным
искусством.

1.В «цитировании» композиторами
отдельных народных мелодий; 
это означает, что
композиторы используют фрагменты народной музыки в классических произведениях.
Вспомни русскую народную песню «Во поле берёза стояла…»  Слушать ЗДЕСЬ.     А теперь послушай ЗДЕСЬ финалСимфонии № 4  П. И. Чайковского.

Ты услышал русскую
народную песню «Во поле берёза стояла…» в исполнении симфонического оркестра.

 П.И.Чайковский
её преобразовал, «украсил» различными звуковыми тембрами инструментов
симфонического оркестра, изменил мелодию, каждый раз  народная песня
звучала по-новому, придавая новое музыкальное содержание, новый музыкальный
образ. Интонационное развитие музыки помогает понять замысел композитора.

Связи между русской композиторской му­зыкой
и народным музыкальным искусством  проявляются:

2.В
создании своих собственных мелодий, по музыкаль­ным образам и по
интонационно-мелодическому складу близ­ких к народным;

Послушай ЗДЕСЬ «Камаринскую» П.И.Чайковского из «Детского альбома»

Связи между русской
композиторской му­зыкой и народным музыкальным искусством проявляются:

3.В воспроизведении
в оперной и в программной симфо­нической музыке различных жанров народной
песни в их не­разрывной связи с картинами народного быта, народных об­рядовых
действ, праздников, игрищ или же с определенной исторической обстановкой;

Посмотри 

Сцену «Проводы Маслени­цы»
из оперы-сказки «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

Обрати
внимание, как народная песня
помогла почувствовать и понять 
картину народного праздника, как помогла
создать к
артину народного праздника.

Связи между русской композиторской му­зыкой
и народным музыкальным искусством проявляются:

4.В использовании
композиторами выразительных свойств народной песенной речи: ее интонаций,
ритмического склада, особенностей мелодического развертывания,
приемов народ­ного подголосочного многоголосия в произведениях непесен­ного
склада (в оперных сценах, ариях, симфониях);

Послушай ЗДЕСЬ и вместе с записью  спой  украинскую народную песню«Веснянка»

Теперь послушай ЗДЕСЬ финал Концерта № 1 для фортепианос оркестром П И. Чайковского.

Проследи  за её преобразованиями и 
значением в финале Концерта № 1 для фортепиано с
оркестром П.И.Чайковского.

 Связи между русской композиторской му­зыкой и народным музыкальным
искусством проявляются:

 5. В претворении
народно-поэтических сюжетов и образов, использовании характерных приемов
развития музыкального содержания в симфонической и оперной музыке.

4.
Задание 2.

Ответь на вопросы:

 1.Вспомни и напиши
знакомые  музыкальные произведе­ния, в которых звучат народные или
церковные мелодии.

2.Вспомни  и
напиши музыкальные сочинения разных композиторов, в основу которых положены интонации
народных песен и напевов.

5. «Создаёт музыку
народ, а мы, художники, только ее аранжируем». 
МИ.Глинка

Тебе открылся смысл замечательно­го высказывания М. И.
Глинки:

 «Создаёт музыку народ, а мы, художники,
только её аранжируем». 

Что значит аранжируем?

Попробуем вместе ответить и на этот вопрос.

Вторая жизнь песни — это своеобразная интерпретация,
заключающаяся в трактовке классического сочинения или в обработке какой-либо
мелодии народной песни.

Слово «интерпретация» (от
латинского слова) означает толкование, разъяснение, раскрытие смысла
чего-либо, а 
как музыкальный термин используется в связи с
искусством исполнения. Нотные знаки печатных изданий 
музыкальных произведений одинаковы для всех, а
музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый 
музыкант вкладывает в нее свое понимание, свои
чувства, имея собственную творческую концепцию воплощения  
художественного замысла. Это  и есть исполнительская  интерпретация,
или, как еще говорят, 
трактовкапроизведения.

В
том виде, как музыкальное сочинение написано для опреде­лённого
исполнительского состава, оно называется
 
оригиналом.
Но  у музыкантов часто возникает желание исполнить какое-либо сочи­нение
в ином варианте: 
например,
простую народную песню развить, преподнести в более красочном виде,
исполнив ее как
 
инструментальные
вариации на гитаре или оркестром народных инструментов.

Послушай знакомую тебе «Песню Сольвейг»  из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига в ОРИГИНАЛЕ.  

А теперь Послушай в  ис­полнении ДЖАЗ-ОРКЕСТРА «Песню Сольвейг» Э.Грига.

Задание:

Сравни
джазовую трактовку «Песни Сольвейг» со звучанием оригинала в исполнении
симфонического оркестра.

Можно ли,
основываясь на характере мелодии и не видя героини, зрительно представить ее
облик? 

В мелодии переданы
чувства, связанны­е с душевным состоянием Сольвейг (нежность, доброта, сер­дечность, 
глубина переживаний,
ожидание).

Вопрос, благода­ря
чему ты почувствовал это?

Всё-таки, мы вновь
обращаемся  к ин­тонационной выразительности музыки, неторопливому
 развитию
напевной, 
сердечной мелодии,
которую ведут струнные инструменты симфонического оркестра, поддержи­ваемой
мягким  
аккомпанементом.

Контрастное
сопоставление 1-й и 2-й части «Песни Сольвейг» раскрывает новые грани образа.

 Конечно,
ты услышал  смену темпа, лада (минор-мажор), мелодического ри­сунка,
который придает музыке
 
характер
танцевальности, жизнеутверждения. Так, контраст, являясь важнейшим приемом
искусства, помогает нам 
острее
почувствовать вырази­тельность как композиции картины, так и музыкальной формы
произведения и 
открыть
для себя многогранность художе­ственного образа, художественных переживаний.

Что меняется в
«Песне Сольвейг» в джазовой интерпретации?

Надеюсь,
ты  почувствовал, что в музыке в связи с изменением стиля, манеры испол­нения,
тембров инструментов произошла трансформация образа.  

Ты услышал
 звучание саксофона,  
характерного
для джаза 

 инструмента,
который обладает удивительно теплым, похожим на чело­веческий голос 
тембром.
Это звучание заполняет собою всё  про­странство благодаря сочетанию в устройстве 
саксофона
силы и мощи медных инструментов с гибкостью и индивидуальностью тем­бра 

 деревянных
духовых инструментов. Особенность игры на нём с применением сурдины 
придает
 художественному образу иной харак­тер: более очевидными становятся интонации  
жалобы,
плача.

Сегодня музыканты активно обращаются к популярным
класси­ческим произведениям и исполняют их самыми 
различными соста­вами инструментов, начиная с
джаз-оркестра и кончая современ­ным электронным 
инструментарием. Все эти изменения, приспособ­ления
оригинальных произведений для других составов 
называются обработками. В качестве синонимов
употребляются термины 

пере­ложение,
транскрипция, 
аранжировка.

6. Задание
3

Послушай ещё раз
«Песню Сольвейг».

 
 1. Сравни джазовую трактовку «Песни Сольвейг» со звучанием оригинала в
исполнении симфонического оркестра. 

Ответь
на вопросы:

 
 1. Можно ли, основываясь на характере мелодии и не видя героини,
зрительно представить её облик?

     
   2.Что меняется в «Песне Сольвейг» в джазовой интерпретации?

 
      3. Как ты понимаешь музыкальные термины: обрабатка,
трактовка, аранжировка, оригинал.

7. Интерпретация
в музыке и живописи

Посмотри фрагмент картины Б. Кустодиева «Мороз­ный день».    

репродукцию картины К. Василь­ева
«Ожидание»

Это
тоже своеобразная
 интерпретация.

Обрати  внимание на красо­ту женского облика в
картине К.Васильева «Ожидание» и в то же время на 
напряженность, тревогу, которая чувствуется в ее
взгляде. Может быть, на картине изображен момент, свя­занный с 
обрядом крещенского гадания («…раз в крещенский
вечерок девушки гадали…» — В. Жуковский), с ожиданием 
девушкой своей судьбы, своего суженого.

Подумай и ответь на вопросы: 

1.Что могло быть до момента, который мы видим?

 2.Что мо­жет произойти после него?

  3. Есть ли контраст в картине?

Да, контраст обнаруживается между теплым колоритом
выступа­ющего из темноты и освещенного огнем свечи лица 
девушки и его обрамлением холодным цветом зимнего
узора на окне.

4. С каким
музыкальным сочинением, прозвучавшим на этом уроке, ты  можешь соотнести
эту картину?

Теперь
будет интересно сравнить внешний облик действу­ющих лиц музыки и живописи.
 Сольвейг очень красива, 
но каждый
видит эту красоту по-своему. Опи­сывая внешность героини картины «Ожидание», ты
идёшь от видимого внешнего изображения к внутреннему состоянию, а в музыке — от
внутреннего состояния героини к возможно­му внешнему его проявлению. Иначе
говоря, и за звуками, и за красками лежит единое, главное — душевное состояние
человека. Тема красоты, ожидания, желания заглянуть в буду­щее звучит и в
живописном полотне, и в музыке.

Путём сравнений различных интерпретаций мы можем
постичь музыкальное произведение — происхо­дит анализ
 
музыки музыкой, анализ образа образом. Ты учишься
 слышать в сходном различное, а в различном общее, единое. 

Надеюсь, у тебя возрастает интерес к музыке, так как
возникает возможность выбора: какое из исполнений тебе 
ближе? Ты стал понимать музыку, умеешь анализировать
музыкальные произведения, интонировать – а это и есть 
главная задача наших уроков музыки.

8. Задание 4

Напиши

Как мы можем понять и постичь музыкальное
произведение и произведение изобразительного искусства? 
 

9.Посмотри презентацию «Народная, духовная и
композиторская музыка»

Сравни, что общего и в чём различие жанров
композиторской, духовной и народной музыки?

  • Каким песням дали вторую жизнь сочинения чайковского и грига
  • Каким пейзажем начинается рассказ гранатовый браслет какова его роль
  • Каким оказался тетерев в сказке лиса и тетерев
  • Каким образом человек может достичь своих жизненных целей сочинение пришвин
  • Каким образом образовано слово рассказ