К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь, по-своему интерпретируя ранее созданные мелодии.
Так, Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни-пляски «Камаринская», а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев. Послушайте, как красиво и стройно звучит «Покаянная молитва о Руси» П.И.Чайковского в исполнении хора.
А это русская народная плясовая песня «Камаринская» в исполнени народных инструментов (оригинал). В «Детском альбоме» мелодия «Камаринской» звучит по-детски непосредственно, игриво и легко. Но главное, композитор сохранил задор плясового наигрыша. А повторяющиеся ритмические фигурации напоминают бряцание балалайки.
Теперь послушайте украинскую народную веснянку «Выйди, выйди, Иванку». Обратите внимание на её напевность, неторопливость, мягкость звучания. Совсем по-другому эта мелодия предстаёт перед слушателями в финале (последней части) концерта для фортепиано с оркестром №1. Здесь тема веснянки звучит ритмично, отрывисто, бойко. И мы как будто погружаемся в водоворот звона капели, журчания ручьёв, слышим гомон птиц и ощущаем тёплое дуновение весеннего ветра. Так композитор окутывает нас радостью по поводу прихода весны.
Вспомним, что концерт – это 3-х или 4-х-частное произведение для солирующего инструмента и симфонического оркестра.
Романс «Жаворонок» — один из самых известных романсов Глинки.
Это «задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью». Она неразрывно связана с традицией русской песенности; в ней отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей. Перед вступлением певца в фортепьянном сопровождении слышатся трели жаворонка.
М.И.Глинка. Романс «Жаворонок»
ЖАВОРОНОК муз.М.Глинки, сл.Н.Кукольника
Между небом и землёй песня раздаётся.
Неисходною струёй громче, громче льётся.
Не видать певца полей, где поёт так громко
Над подруженькой своей жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт, а кому — не знает.
Та, кому, она поймёт, от кого – узнает.
Лейся песенка моя, песнь надежды сладкой.
Кто-то вспомнит про меня и вздохнёт украдкой.
Композитор Милий Алексеевич Балакирев по-своему прочёл романс М.И.Глинки «Жаворонок», сочинив на его мелодию свою фантазию для фортепиано «Жаворонок». О Милии Алексеевиче Балакиреве вспоминают, прежде всего, как об основателе и идейном вдохновителе «Могучей кучки». Но весьма интересной частью российской музыкальной жизни второй половины XIX столетия стала исполнительская деятельность Балакирева-пианиста.
Балакирев не особенно часто выступал как пианист, но каждое его выступление имело успех. Современники сравнивали его манеру игры с речью «умного оратора, которому есть что сказать».
В Фантазии Балакирева музыка Глинки превратилась в настоящую пьесу-картинку, в которой не только слышна песня жаворонка, но и явственно представляется, как он взмывает в небо и парит над полем, как вьётся и кружит в светлом голубом пространстве, радуясь весне и жизни.
Вопросы и задания:
1. Что значит «вторая жизнь песни»?
2. Почему композиторы используют в своём творчестве ранее созданные народные или авторские мелодии?
3. Приведи примеры таких сочинений, где обработаны кем-то ранее созданные мелодии.
4. Выполни в тетради описание пьесы Балакирева «Жаворонок» (сколько раз повторяется главная мелодия; как звучала в начале; что изменилось во втором проведении; какие новые краски появились в заключительном разделе; что в целом изобразил композитор)
Народная
песня — основа композиторской музыки
1. Вторая жизнь песни
Живительный родник
творчества
В начале, мне хотелось бы задать тебе вопрос: «Как ты
понимаешь смысл выражения «Живительный родник творчества».
Свои размышления напиши в Задании№1.
Ты знаком с музыкальным народным творчеством, с
различными жанрами. А как композиторы создают музыку? Что является
фундаментом, основой их произведений? Согласись, народная музыка появилась
раньше композиторской.
В XVIII
в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые
сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к
народной песне как к источнику русской поэзии, русского литературного языка.
Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в
опере, симфонии, концерте.
Вот что говорил о значении народного
творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного
материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны
объединены разные народы. У них различные языки и различные песни… У меня
создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными
песнями, естественно развивается великая музыка».
Действительно, связи между русской композиторской музыкой
и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу
русского народа за свободу, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни.
К песне как к живительному роднику творчества, новых
идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые
народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали
им вторую жизнь.
Так, Петр Ильич Чайковский (1840— 1893) в
«Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной
песни-пляски «Камаринская» Слушать ЗДЕСЬ, а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев Послушай ЗДЕСЬ.
В финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром композитор мастерски обработал
мелодию украинской песенки-веснянки.
Н.А Римский-Корсаков в
сцену «Проводы Масленицы» из оперы-сказки «Снегурочка» включил народные
мелодии.
Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.
Рахманинова построена на интонациях колокольных звонов.
Многочисленные жанры
песенного фольклора, инструментальные народные наигрыши, а также церковные
песнопения, колокольные звоны давали повод многим композиторам для создания
новых, оригинальных по замыслу и необычных по форме произведений.
Бетховен
Зарубежные
композиторы также часто обращались к фольклорным мелодиям.
Л. Бетховен цитировал в своих произведениях мелодии немецких, шотландских
и русских песен.
Музыка Ф. Шопена пронизана интонациями и
ритмами польской народной музыки.
В сочинениях Э. Грига
слышны напевы норвежского и шведского
музыкального фольклора.
2.Задание 1
Как ты понимаешь смысл выражения «Живительный
родник творчества».
Напиши небольшое сочинение -эссе.
3. Взаимосвязь русской композиторской
музыки, духовной и народной музыки
А теперь подробно поговорим о том, как
проявляются связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным
искусством.
1.В «цитировании» композиторами
отдельных народных мелодий; это означает, что
композиторы используют фрагменты народной музыки в классических произведениях.
Вспомни русскую народную песню «Во поле берёза стояла…» Слушать ЗДЕСЬ. А теперь послушай ЗДЕСЬ финалСимфонии № 4 П. И. Чайковского.
Ты услышал русскую
народную песню «Во поле берёза стояла…» в исполнении симфонического оркестра.
П.И.Чайковский
её преобразовал, «украсил» различными звуковыми тембрами инструментов
симфонического оркестра, изменил мелодию, каждый раз народная песня
звучала по-новому, придавая новое музыкальное содержание, новый музыкальный
образ. Интонационное развитие музыки помогает понять замысел композитора.
Связи между русской композиторской музыкой
и народным музыкальным искусством проявляются:
2.В
создании своих собственных мелодий, по музыкальным образам и по
интонационно-мелодическому складу близких к народным;
Послушай ЗДЕСЬ «Камаринскую» П.И.Чайковского из «Детского альбома»
Связи между русской
композиторской музыкой и народным музыкальным искусством проявляются:
3.В воспроизведении
в оперной и в программной симфонической музыке различных жанров народной
песни в их неразрывной связи с картинами народного быта, народных обрядовых
действ, праздников, игрищ или же с определенной исторической обстановкой;
Посмотри
Сцену «Проводы Масленицы»
из оперы-сказки «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.
Обрати
внимание, как народная песня помогла почувствовать и понять картину народного праздника, как помогла
создать картину народного праздника.
Связи между русской композиторской музыкой
и народным музыкальным искусством проявляются:
4.В использовании
композиторами выразительных свойств народной песенной речи: ее интонаций,
ритмического склада, особенностей мелодического развертывания,
приемов народного подголосочного многоголосия в произведениях непесенного
склада (в оперных сценах, ариях, симфониях);
Послушай ЗДЕСЬ и вместе с записью спой украинскую народную песню«Веснянка»
Теперь послушай ЗДЕСЬ финал Концерта № 1 для фортепианос оркестром П И. Чайковского.
Проследи за её преобразованиями и
значением в финале Концерта № 1 для фортепиано с
оркестром П.И.Чайковского.
Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным
искусством проявляются:
5. В претворении
народно-поэтических сюжетов и образов, использовании характерных приемов
развития музыкального содержания в симфонической и оперной музыке.
4.
Задание 2.
Ответь на вопросы:
1.Вспомни и напиши
знакомые музыкальные произведения, в которых звучат народные или
церковные мелодии.
2.Вспомни и
напиши музыкальные сочинения разных композиторов, в основу которых положены интонации
народных песен и напевов.
5. «Создаёт музыку
народ, а мы, художники, только ее аранжируем».
МИ.Глинка
Тебе открылся смысл замечательного высказывания М. И.
Глинки:
«Создаёт музыку народ, а мы, художники,
только её аранжируем».
Что значит аранжируем?
Попробуем вместе ответить и на этот вопрос.
Вторая жизнь песни — это своеобразная интерпретация,
заключающаяся в трактовке классического сочинения или в обработке какой-либо
мелодии народной песни.
Слово «интерпретация» (от
латинского слова) означает толкование, разъяснение, раскрытие смысла
чего-либо, а как музыкальный термин используется в связи с
искусством исполнения. Нотные знаки печатных изданий музыкальных произведений одинаковы для всех, а
музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в нее свое понимание, свои
чувства, имея собственную творческую концепцию воплощения художественного замысла. Это и есть исполнительская интерпретация,
или, как еще говорят, трактовка, произведения.
В
том виде, как музыкальное сочинение написано для определённого
исполнительского состава, оно называется оригиналом.
Но у музыкантов часто возникает желание исполнить какое-либо сочинение
в ином варианте: например,
простую народную песню развить, преподнести в более красочном виде,
исполнив ее как инструментальные
вариации на гитаре или оркестром народных инструментов.
Послушай знакомую тебе «Песню Сольвейг» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига в ОРИГИНАЛЕ.
А теперь Послушай в исполнении ДЖАЗ-ОРКЕСТРА «Песню Сольвейг» Э.Грига.
Задание:
Сравни
джазовую трактовку «Песни Сольвейг» со звучанием оригинала в исполнении
симфонического оркестра.
Можно ли,
основываясь на характере мелодии и не видя героини, зрительно представить ее
облик?
В мелодии переданы
чувства, связанные с душевным состоянием Сольвейг (нежность, доброта, сердечность, глубина переживаний,
ожидание).
Вопрос, благодаря
чему ты почувствовал это?
Всё-таки, мы вновь
обращаемся к интонационной выразительности музыки, неторопливому развитию
напевной, сердечной мелодии,
которую ведут струнные инструменты симфонического оркестра, поддерживаемой
мягким аккомпанементом.
Контрастное
сопоставление 1-й и 2-й части «Песни Сольвейг» раскрывает новые грани образа.
Конечно,
ты услышал смену темпа, лада (минор-мажор), мелодического рисунка,
который придает музыке характер
танцевальности, жизнеутверждения. Так, контраст, являясь важнейшим приемом
искусства, помогает нам острее
почувствовать выразительность как композиции картины, так и музыкальной формы
произведения и открыть
для себя многогранность художественного образа, художественных переживаний.
Что меняется в
«Песне Сольвейг» в джазовой интерпретации?
Надеюсь,
ты почувствовал, что в музыке в связи с изменением стиля, манеры исполнения,
тембров инструментов произошла трансформация образа.
Ты услышал
звучание саксофона, характерного
для джаза
инструмента,
который обладает удивительно теплым, похожим на человеческий голос тембром.
Это звучание заполняет собою всё пространство благодаря сочетанию в устройстве саксофона
силы и мощи медных инструментов с гибкостью и индивидуальностью тембра
деревянных
духовых инструментов. Особенность игры на нём с применением сурдины придает
художественному образу иной характер: более очевидными становятся интонации жалобы,
плача.
Сегодня музыканты активно обращаются к популярным
классическим произведениям и исполняют их самыми различными составами инструментов, начиная с
джаз-оркестра и кончая современным электронным инструментарием. Все эти изменения, приспособления
оригинальных произведений для других составов называются обработками. В качестве синонимов
употребляются термины
переложение,
транскрипция, аранжировка.
6. Задание
3
Послушай ещё раз
«Песню Сольвейг».
1. Сравни джазовую трактовку «Песни Сольвейг» со звучанием оригинала в
исполнении симфонического оркестра.
Ответь
на вопросы:
1. Можно ли, основываясь на характере мелодии и не видя героини,
зрительно представить её облик?
2.Что меняется в «Песне Сольвейг» в джазовой интерпретации?
3. Как ты понимаешь музыкальные термины: обрабатка,
трактовка, аранжировка, оригинал.
7. Интерпретация
в музыке и живописи
Посмотри фрагмент картины Б. Кустодиева «Морозный день».
репродукцию картины К. Васильева
«Ожидание»
Это
тоже своеобразная интерпретация.
Обрати внимание на красоту женского облика в
картине К.Васильева «Ожидание» и в то же время на напряженность, тревогу, которая чувствуется в ее
взгляде. Может быть, на картине изображен момент, связанный с обрядом крещенского гадания («…раз в крещенский
вечерок девушки гадали…» — В. Жуковский), с ожиданием девушкой своей судьбы, своего суженого.
Подумай и ответь на вопросы:
1.Что могло быть до момента, который мы видим?
2.Что может произойти после него?
3. Есть ли контраст в картине?
Да, контраст обнаруживается между теплым колоритом
выступающего из темноты и освещенного огнем свечи лица девушки и его обрамлением холодным цветом зимнего
узора на окне.
4. С каким
музыкальным сочинением, прозвучавшим на этом уроке, ты можешь соотнести
эту картину?
Теперь
будет интересно сравнить внешний облик действующих лиц музыки и живописи.
Сольвейг очень красива, но каждый
видит эту красоту по-своему. Описывая внешность героини картины «Ожидание», ты
идёшь от видимого внешнего изображения к внутреннему состоянию, а в музыке — от
внутреннего состояния героини к возможному внешнему его проявлению. Иначе
говоря, и за звуками, и за красками лежит единое, главное — душевное состояние
человека. Тема красоты, ожидания, желания заглянуть в будущее звучит и в
живописном полотне, и в музыке.
Путём сравнений различных интерпретаций мы можем
постичь музыкальное произведение — происходит анализ музыки музыкой, анализ образа образом. Ты учишься
слышать в сходном различное, а в различном общее, единое.
Надеюсь, у тебя возрастает интерес к музыке, так как
возникает возможность выбора: какое из исполнений тебе ближе? Ты стал понимать музыку, умеешь анализировать
музыкальные произведения, интонировать – а это и есть главная задача наших уроков музыки.
8. Задание 4
Напиши
Как мы можем понять и постичь музыкальное
произведение и произведение изобразительного искусства?
9.Посмотри презентацию «Народная, духовная и
композиторская музыка»
Сравни, что общего и в чём различие жанров
композиторской, духовной и народной музыки?
Вторая жизнь песни Урок музыки в 5 классе
Вторая жизнь песни
Урок музыки в 5 классе
ПЕСНЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР ВОКАЛЬНЫЙ
ПЕСНЯ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР
ВОКАЛЬНЫЙ ЖАНР
Что меняется в жизни песни? ПРОБЛЕМА
Что меняется
в жизни песни?
ПРОБЛЕМА УРОКА:
ТЕМА УРОКА: Цель урока теоретическая ( интерпретация, трактовка, обработка) практическая
ТЕМА УРОКА:
(интерпретация,
трактовка, обработка)
практическая
План работы Анализ воспринятого материала
План работы
Анализ воспринятого материала
Восприятие
Сравнение воспринятого материала
Воспроизведение
( средствами какого искусства?)
Пётр Ильич Чайковский
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
Эдвард Григ
Скандинавские напевы
ФОЛЬКЛОР ?
КОМПОЗИТОРСКОЕТВОРЧЕСТВО ?
ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)
ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
(1840-1893)
СИМФОНИЯ № 4 Финал
Русская народная песня
«Во поле берёза стояла»
Как композитор работает с музыкальным материалом?
ВАРИАЦИЯ
Поиграем! ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА
Поиграем!
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
РАСТЕНИЕ
ГЛАГОЛ
ЭДВАРД ГРИГ (1843-1907) Песня Сольвейг
ЭДВАРД ГРИГ
(1843-1907)
Песня Сольвейг
Как композитор работает с музыкальным материалом?
ВАРИАЦИЯ
Скандинавские напевы
СРАВНЕНИЕ -Каким песням дали вторую жизнь композиторы? -Какой приём развития использован в обоих случаях? -Какие новые черты появились у этих песен? -Кто исполнял воспринятые произведения?
СРАВНЕНИЕ
-Каким песням дали вторую жизнь композиторы?
-Какой приём развития использован в обоих случаях?
-Какие новые черты появились у этих песен?
-Кто исполнял воспринятые произведения?
РЕМИКС
РЕМИКС
Оцени свою работу Я работал в полную силу
Оцени свою работу
Я работал в полную силу
Я достиг цели урока
Я решил проблему урока
Об этом уроке я расскажу родным и друзьям, потому что…
Урок помог мне узнать себя с новой стороны
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (Д.З.) Воспроизведи средствами одного из искусств (ИЗО, литература, музыка-другая интерпретация) свои чувства по отношению к воспринятому произведению (на выбор)
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (Д.З.)
Воспроизведи средствами одного из искусств (ИЗО, литература, музыка-другая интерпретация)
свои чувства по отношению к воспринятому произведению (на выбор)
СПАСИБО ЗА УРОК!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email
5 класс. (I четверть)
Тема урока: «Вторая жизнь песни».
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Цель: показать связь композиторской музыки с народной; роль композиторов прошлого и настоящего в популяризации народной музыки и музыки, написанной в отдаленное время.
Задачи:
— углубление представления школьников о музыке, основанной на использовании народной песни;
— осмысление народных истоков профессиональной музыки;
— знакомство с современными интерпретациями классической музыки;
— формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства, анализ, классификация их жанровой принадлежности;
— умение строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей;
— узнают понятия интерпретация, обработка, трактовка;
— об истории изучения и записи народных песен композиторами;
— о связи между музыкой народной и композиторской; выстраивать сюжет по картине;
— сравнивать внешний облик действующих лиц музыки и картины;
-сравнивать различные интерпретации;
— слышать в сходном различное, а в различном общее;
-выразительно, эмоционально воспринимать и исполнять музыку.
Формирование УУД:
личностные — понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры России, мира, участия в исследовательских проектах;
познавательные — стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; усвоение терминов и понятий музыкального языка;
регулятивные — самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинения) в процессе восприятия и исполнения музыки; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства; саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, в самообразовании; приобретение навыков работы с сервисом Интернета; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);
коммуникативные — решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки; совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий); самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки;
информационные — владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача; применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий: аудиозапись, Интернет.
Методы и приемы: интонационно-стилевого постижения музыки; эмоциональной драматургии урока; концентричности организации музыкального материала; забегания вперед и возвращения к пройденному; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуаций.
Метапредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство.
Музыкальный материал:
«Камаринская» из «Детского альбома» П. Чайковского.
Хор из сцены «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
Финал Симфонии № 4 П. Чайковского.
Фрагмент «Песни Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига и ее джазовая интерпретация.
Дидактический материал: учебник «Музыка. 5 класс». (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская); творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская). Музыкальные инструменты6 бубен, деревянные ложки, трещотки.
ИКТ: ПК, проектор, МД, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Вход в класс. Звучит песня «Добрый день». Проверка готовности школьников к уроку.
II. Проверка домашнего задания (слайд 1).
III. Введение в тему урока (слайд 2).
Литературный эпиграф: «Живительный родник творчества».
Учитель: — Как вы понимаете смысл выражения «Живительный родник творчества»? (Ответы обучающихся.)
Учитель: — Предположите, пожалуйста, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Ответы обучающихся.)
1V. Сообщение темы урока. Запись ее школьниками в свои тетради.
Учитель: — Что, по-вашему, значит название темы урока? (Варианты ответов обучающихся.)
V. Работа по теме урока.
1.Примеры использования композиторами подлинных народных мелодий.
Учитель: — Только в XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.
Учитель: — Вспомните знакомые вам произведения, в которых звучат народные или церковные мелодии. (Ответы обучающихся. В случае затруднения учитель сам называет «Камаринскую» П. Чайковского из «Детского альбома» П. Чайковского.)
Учитель: – Давайте исполним «Камаринскую» Чайковского, придавая ей еще более народный колорит, аккомпанируя на русских народных инструментах. (Учитель раздает деревянные ложки, бубен, трещотки, объясняя правила исполнения музыки.) (Слайд 3.)
Учитель: — Вспомните, как русский композитор Н. Римский-Корсаков использует мелодию народной Масленичной песни в опере-сказке «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы». (Звучит музыка.) (Слайд 4.)
Учитель: — Как вы думаете, почему композитор в этой сцене использовал подлинно народную песню? (Для создания реальной народной сцены; приблизить оперу к народной жизни…)
2. Осмысление понятий аранжировка, интерпретация, обработка, трактовка.
Учитель: — Русский композитор М. Глинка сказал: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Что значит аранжируем? (Ответы обучающихся.) (Слайд 5.)
Учитель: — Предлагаю вам послушать фрагмент финала Симфонии № 4 П. Чайковского, назвать песню, которой дала вторую жизнь эта симфония, назвать те изменения, которые произошли с мелодией этой песни. (Звучит музыка.) (Ответы обучающихся.)
Учитель: — Какие приемы музыкального развития использовал композитор: повтор, контраст, вариационность? (Контраст, вариационность.)
Разминка (интерпретация в танце).
3. «Песня Сольвейг» Э. Грига и ее джазовая трактовка (слайд 7).
Учитель: — Хочется сразу же обратить ваше внимание на слова, размещенные на стр. 29 вашего учебника: интерпретация, обработка, трактовка. Это все слова синонимы, обозначающие изменение. Одно и то же произведение может быть исполнено различными исполнителями по-разному (каждый вкладывает свое понимание, свои чувства в произведение; у кого-то возникает желание переложить вокальное произведение на инструментальную музыку).
Сегодня музыканты активно обращаются к популярным классическим произведениям и перекладывают их для самых различных составов инструментов. Давайте послушаем фрагмент «Песни Сольвейг» из сюиты норвежского композитора Э. Грига «Пер Гюнт» (Сольвейг многие годы ждет Пера Гюнта), а затем вы услышите ее джазовую интерпретацию. Сравните музыку. Изменится ли образ Сольвейг? (Звучат музыкальные фрагменты.)
Учитель: — Что меняется в «Песне Сольвейг» в джазовой интерпретации? (Стиль, манера исполнения, тембры инструментов, сам образ Сольвейг; усилилась интонация плача.)
4. Работа с учебником (стр. 29). Восприятие картины «Ожидание» К. Васильева и фрагмента картины Б. Кустодиева «Морозный день» (слайд 8).
Учитель: — Посмотрите внимательно на репродукцию картины К. Васильева «Ожидание» и фрагмент картины Б. Кустодиева «Морозный день». Это тоже своеобразная интерпретация, на тему, о которой я прошу вас пофантазировать.
Учитель: — Какой момент изображен на картине «Ожидание»? Что могло быть до момента, который мы видим? Что может произойти после него? (Ответы обучающихся.)
Учитель: — Есть ли в картине контраст? (Да: свет-тьма, холод-тепло.)
Учитель: — С каким музыкальным произведением, звучавшим на уроке, созвучна эта картина? (С «Песней Сольвейг».)
Учитель: – В чем вы видите сходство? (Чувства, момент ожидания.)
Обобщение: тема красоты, ожидания, звучит и в живописи, и в музыке.
V. Обобщение темы урока (слайд 9).
Учитель: — Какова роль композитора в музыкальном искусстве? (Создает произведения, использует в своем творчестве мелодии народных песен, делает аранжировки, переложения, интерпретации народной и композиторской музыки, давая им вторую жизнь.)
VI. Рефлексия.
Учитель: — Понравился ли урок? Какие чувства вы сегодня пережили вместе с произведениями искусства? (Ответы обучающихся.)
Учитель: — Оцените свою работу на уроке.
VII. Итог урока.
Домашнее задание: создать и оформить CD-ROM «Народная музыка в современной обработке» или «Классическая музыка в современной обработке» (слайд 10).
Объявление оценок.
Выход из класса.
10
Послушай произведения одно из них сочинил п чайковский другой григ первые прозвучит так как его задумал компазитор второе втракт
овке джасовых музыкантов. каким песням дали втрую жизнь эти соченения? помогите срочна!!!!!
дам многа баллов
1 ответ:
0
0
Стоит помнить, что классика бессмертна! Её невозможно забыть. Именно на произведениях Чайковского,Грига стоят все музыканты.
Переделывать произведения можно, если указывать автора оригинала.
Вторая жизнь у музыки трактованной будет такой, что её будет слушать большее количество людей,чем просто чистую классику,т.к. истинных ценителей музыки мало.
например,известная музыка из кинофильма «Сумерки» «River flows in you».
Можно отнести к более современной классике, но есть в эта мелодия переделанная на стиль рока.
Таких произведений со «второй жизнью» много.
На самом эту жизнь,даём мы,когда её не забываем и о ней говорим!
Читайте также
Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец — француз. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. К 6 лет он начал заниматься игрой на фортепиано. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. В 1832 году Шопен начал триумфальные концертные выступления в Париже. Первый концерт он дал в 22 года. Здесь произошли встречи с крупнейшими деятелями литературы и искусства Франции и других стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа). В 1834-35г.г. Шопен совершает поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном, в 1835г. знакомится в Лейпциге с Р. Шуманом. В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ болезни легких. В 1848 году он гастролирует по Великобритании. Это было его последнее путешествие. Умер Шопен 17 октября 1849 года в Париже, где и находится его могила.
Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В.Кикты состоит из 9 частей:
1. Орнамент №1
2. Зверь нападает на всадника
3. Орнамент №2
4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого
5. Михайловский придел
6. Борьба ряженых
7. Музыкант
8. Скоморохи
9. Орнамент№3
Объяснение:
Слово вокализ происходит от латинского vocalis — звучащий, поющий.. .Вокализ — это песня без слов, или распевка для певца — просто поется мелодия с помощью какой-то гласной буквы.
«Вокализ» Рахманинова — довольно известное произведение — больше в обработке для оркестра. Рахманинов посвятил этот свое произведение Антонине Неждановой (1873-1950) — известной в то время русской советской оперной певице (лирико-колоратурное сопрано) :
Скачать/прослушать можно по ссылке «Вокализ» Рахманинова<span />
Ответ:
Мажор натурльный
соль ля си до ре ми фа# соль
Мажор гармонический
соль ля си до ре миь фа# соль
Мажор мелодический
соль ля си до ре миь фа(бекар) соль
Минор натуральный
ре ми фа соль ля сиь до ре
Минор гармонический
ре ми фа соль ля сиь до# ре
Минор мелодический
ре ми фа соль ля си(бекар) до# ре
Объяснение:
Если не будет музыки то и литературе конец. Пропадут пьесы, спектакли, драмы великих поэтов и писателей. Музыка требует от литературы стихов,
чтобы сделать её лучше. Ведь стих без своей музыки не останется полным стихом.
Литература без музыки — это мёртвая литература.