Каким песням дали вторую жизнь сочинения чайковского и грига

К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые  народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы  давали им вторую жизнь, по-своему интерпретируя ранее созданные мелодии.

     Так, Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) в  «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни-пляски «Камаринская», а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев.  Послушайте, как красиво и стройно звучит «Покаянная молитва о  Руси» П.И.Чайковского в исполнении хора.

А это русская народная плясовая песня «Камаринская» в исполнени народных инструментов (оригинал).     В «Детском альбоме»  мелодия «Камаринской» звучит по-детски непосредственно, игриво и легко. Но главное, композитор сохранил задор плясового наигрыша. А  повторяющиеся ритмические фигурации напоминают бряцание балалайки.

Теперь послушайте украинскую народную веснянку «Выйди, выйди, Иванку». Обратите внимание на её напевность, неторопливость, мягкость звучания.  Совсем по-другому эта мелодия предстаёт перед слушателями в финале (последней части) концерта для фортепиано с оркестром №1. Здесь тема веснянки звучит ритмично, отрывисто, бойко. И мы как будто  погружаемся в водоворот звона капели, журчания ручьёв, слышим гомон птиц и ощущаем тёплое дуновение весеннего ветра. Так композитор окутывает нас радостью по поводу прихода весны.

Вспомним, что концерт – это  3-х или 4-х-частное произведение для солирующего инструмента  и симфонического оркестра.

Романс «Жаворонок» — один из самых известных романсов Глинки.

Это «задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью». Она неразрывно связана с традицией русской песенности; в ней отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей. Перед вступлением певца в фортепьянном сопровождении слышатся трели жаворонка.

М.И.Глинка. Романс «Жаворонок»                                             

ЖАВОРОНОК               муз.М.Глинки,  сл.Н.Кукольника

Между небом  и землёй  песня раздаётся.

Неисходною струёй громче, громче льётся.

Не видать певца полей, где поёт так громко

                Над подруженькой своей жаворонок звонкий.

Ветер песенку несёт, а кому — не знает.

Та, кому,  она  поймёт, от кого – узнает.

Лейся песенка моя,  песнь надежды  сладкой.

Кто-то вспомнит про меня  и вздохнёт украдкой.

    Композитор Милий Алексеевич Балакирев  по-своему  прочёл романс М.И.Глинки «Жаворонок»,  сочинив  на  его мелодию свою фантазию для фортепиано «Жаворонок»О Милии Алексеевиче Балакиреве вспоминают, прежде всего, как об основателе и идейном вдохновителе «Могучей кучки». Но весьма интересной частью российской музыкальной жизни второй половины XIX столетия стала исполнительская деятельность Балакирева-пианиста. 

Балакирев не особенно часто выступал как пианист, но каждое его выступление имело успех. Современники сравнивали его манеру игры с речью «умного оратора, которому есть что сказать». 

В Фантазии Балакирева музыка Глинки превратилась в настоящую пьесу-картинку, в которой не только  слышна песня жаворонка, но и явственно представляется, как он взмывает в небо и парит над полем, как вьётся и кружит в светлом голубом пространстве, радуясь весне и жизни. 

Вопросы и задания:

1. Что значит «вторая жизнь песни»?

2. Почему композиторы используют в своём творчестве ранее созданные народные или авторские мелодии?

3. Приведи примеры таких сочинений, где  обработаны кем-то ранее созданные мелодии.

4. Выполни в тетради описание пьесы  Балакирева «Жаворонок» (сколько раз повторяется главная мелодия;  как звучала в начале; что изменилось  во втором  проведении; какие новые краски появились в заключительном разделе; что в целом изобразил композитор)

Народная
песня — основа композиторской музыки

1. Вторая жизнь песни

Живительный родник
творчества

В начале, мне хотелось бы задать тебе вопрос: «Как ты
понимаешь смысл  выражения «Живительный родник творчества».

Свои размышления напиши в Задании№1.

Ты знаком с музыкальным народным творчеством, с
различными  жанрами. А как композиторы создают музыку? Что является
фундаментом, основой их произведений? Согласись, народная музыка появилась
раньше композиторской.

В XVIII
в. впервые стали изучать и записывать народную пес­ню, появились первые
сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к
народной песне как к источнику русской поэзии, русского литературного язы­ка.
Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в
опере, симфонии, концерте.

Вот что говорил о значении народного
творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие 
народного песенного
материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах стра­ны
объединены разные народы. У них различные языки и раз­личные песни… У меня
создалось убеждение, что в тех стра­нах, которые особенно богаты народными
песнями, естествен­но развивается великая музыка».

Действительно, связи между русской композиторской му­зыкой
и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу
русского народа за свободу, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни.

К песне как к живительному роднику творчества, новых
идей и вдохновения обра­щались композиторы разных поколений. Включая любимые
народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, ком­позиторы давали
им вторую жизнь.

Так, Петр Ильич Чайковский (1840— 1893) в
«Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народ­ной
песни-пляски «Камаринская» Слушать ЗДЕСЬ, а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный на­пев Послушай ЗДЕСЬ.
В финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром композитор мастерски обрабо­тал
мелодию украинской песенки-веснянки.   

Н.А Римский-Корсаков в
сцену «Проводы Масленицы» из оперы-сказки «Снегуроч­ка» включил народные
мелодии.
 
  

Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.
Рахманинова построена на интонациях колокольных звонов.

Многочисленные жанры
песенного фоль­клора, инструментальные народные наи­грыши, а также церковные
песнопения, ко­локольные звоны давали повод многим композиторам для создания
новых, ориги­нальных по замыслу и необычных по форме произведений.

Бетховен   

Зарубежные
композиторы также часто 
обращались к фольклорным мелодиям.
Л. Бетховен цити­
ровал в своих произведениях мелодии немецких,  шот­ландских
и русских песен.

 Музыка Ф. Шопена пронизана интонациями и
ритмами польской народной музыки. 

В сочинениях Э. Грига
слышны напевы норвежского и швед­ского
музыкального фольклора. 

 2.Задание 1

 Как ты понимаешь смысл  выражения «Живительный
родник творчества».

Напиши небольшое сочинение -эссе.

3. Взаимосвязь русской композиторской
музыки, духовной  и народной  музыки

А теперь подробно поговорим о том, как 
проявляются связи между русской композиторской му­зыкой и народным музыкальным
искусством.

1.В «цитировании» композиторами
отдельных народных мелодий; 
это означает, что
композиторы используют фрагменты народной музыки в классических произведениях.
Вспомни русскую народную песню «Во поле берёза стояла…»  Слушать ЗДЕСЬ.     А теперь послушай ЗДЕСЬ финалСимфонии № 4  П. И. Чайковского.

Ты услышал русскую
народную песню «Во поле берёза стояла…» в исполнении симфонического оркестра.

 П.И.Чайковский
её преобразовал, «украсил» различными звуковыми тембрами инструментов
симфонического оркестра, изменил мелодию, каждый раз  народная песня
звучала по-новому, придавая новое музыкальное содержание, новый музыкальный
образ. Интонационное развитие музыки помогает понять замысел композитора.

Связи между русской композиторской му­зыкой
и народным музыкальным искусством  проявляются:

2.В
создании своих собственных мелодий, по музыкаль­ным образам и по
интонационно-мелодическому складу близ­ких к народным;

Послушай ЗДЕСЬ «Камаринскую» П.И.Чайковского из «Детского альбома»

Связи между русской
композиторской му­зыкой и народным музыкальным искусством проявляются:

3.В воспроизведении
в оперной и в программной симфо­нической музыке различных жанров народной
песни в их не­разрывной связи с картинами народного быта, народных об­рядовых
действ, праздников, игрищ или же с определенной исторической обстановкой;

Посмотри 

Сцену «Проводы Маслени­цы»
из оперы-сказки «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

Обрати
внимание, как народная песня
помогла почувствовать и понять 
картину народного праздника, как помогла
создать к
артину народного праздника.

Связи между русской композиторской му­зыкой
и народным музыкальным искусством проявляются:

4.В использовании
композиторами выразительных свойств народной песенной речи: ее интонаций,
ритмического склада, особенностей мелодического развертывания,
приемов народ­ного подголосочного многоголосия в произведениях непесен­ного
склада (в оперных сценах, ариях, симфониях);

Послушай ЗДЕСЬ и вместе с записью  спой  украинскую народную песню«Веснянка»

Теперь послушай ЗДЕСЬ финал Концерта № 1 для фортепианос оркестром П И. Чайковского.

Проследи  за её преобразованиями и 
значением в финале Концерта № 1 для фортепиано с
оркестром П.И.Чайковского.

 Связи между русской композиторской му­зыкой и народным музыкальным
искусством проявляются:

 5. В претворении
народно-поэтических сюжетов и образов, использовании характерных приемов
развития музыкального содержания в симфонической и оперной музыке.

4.
Задание 2.

Ответь на вопросы:

 1.Вспомни и напиши
знакомые  музыкальные произведе­ния, в которых звучат народные или
церковные мелодии.

2.Вспомни  и
напиши музыкальные сочинения разных композиторов, в основу которых положены интонации
народных песен и напевов.

5. «Создаёт музыку
народ, а мы, художники, только ее аранжируем». 
МИ.Глинка

Тебе открылся смысл замечательно­го высказывания М. И.
Глинки:

 «Создаёт музыку народ, а мы, художники,
только её аранжируем». 

Что значит аранжируем?

Попробуем вместе ответить и на этот вопрос.

Вторая жизнь песни — это своеобразная интерпретация,
заключающаяся в трактовке классического сочинения или в обработке какой-либо
мелодии народной песни.

Слово «интерпретация» (от
латинского слова) означает толкование, разъяснение, раскрытие смысла
чего-либо, а 
как музыкальный термин используется в связи с
искусством исполнения. Нотные знаки печатных изданий 
музыкальных произведений одинаковы для всех, а
музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый 
музыкант вкладывает в нее свое понимание, свои
чувства, имея собственную творческую концепцию воплощения  
художественного замысла. Это  и есть исполнительская  интерпретация,
или, как еще говорят, 
трактовкапроизведения.

В
том виде, как музыкальное сочинение написано для опреде­лённого
исполнительского состава, оно называется
 
оригиналом.
Но  у музыкантов часто возникает желание исполнить какое-либо сочи­нение
в ином варианте: 
например,
простую народную песню развить, преподнести в более красочном виде,
исполнив ее как
 
инструментальные
вариации на гитаре или оркестром народных инструментов.

Послушай знакомую тебе «Песню Сольвейг»  из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига в ОРИГИНАЛЕ.  

А теперь Послушай в  ис­полнении ДЖАЗ-ОРКЕСТРА «Песню Сольвейг» Э.Грига.

Задание:

Сравни
джазовую трактовку «Песни Сольвейг» со звучанием оригинала в исполнении
симфонического оркестра.

Можно ли,
основываясь на характере мелодии и не видя героини, зрительно представить ее
облик? 

В мелодии переданы
чувства, связанны­е с душевным состоянием Сольвейг (нежность, доброта, сер­дечность, 
глубина переживаний,
ожидание).

Вопрос, благода­ря
чему ты почувствовал это?

Всё-таки, мы вновь
обращаемся  к ин­тонационной выразительности музыки, неторопливому
 развитию
напевной, 
сердечной мелодии,
которую ведут струнные инструменты симфонического оркестра, поддержи­ваемой
мягким  
аккомпанементом.

Контрастное
сопоставление 1-й и 2-й части «Песни Сольвейг» раскрывает новые грани образа.

 Конечно,
ты услышал  смену темпа, лада (минор-мажор), мелодического ри­сунка,
который придает музыке
 
характер
танцевальности, жизнеутверждения. Так, контраст, являясь важнейшим приемом
искусства, помогает нам 
острее
почувствовать вырази­тельность как композиции картины, так и музыкальной формы
произведения и 
открыть
для себя многогранность художе­ственного образа, художественных переживаний.

Что меняется в
«Песне Сольвейг» в джазовой интерпретации?

Надеюсь,
ты  почувствовал, что в музыке в связи с изменением стиля, манеры испол­нения,
тембров инструментов произошла трансформация образа.  

Ты услышал
 звучание саксофона,  
характерного
для джаза 

 инструмента,
который обладает удивительно теплым, похожим на чело­веческий голос 
тембром.
Это звучание заполняет собою всё  про­странство благодаря сочетанию в устройстве 
саксофона
силы и мощи медных инструментов с гибкостью и индивидуальностью тем­бра 

 деревянных
духовых инструментов. Особенность игры на нём с применением сурдины 
придает
 художественному образу иной харак­тер: более очевидными становятся интонации  
жалобы,
плача.

Сегодня музыканты активно обращаются к популярным
класси­ческим произведениям и исполняют их самыми 
различными соста­вами инструментов, начиная с
джаз-оркестра и кончая современ­ным электронным 
инструментарием. Все эти изменения, приспособ­ления
оригинальных произведений для других составов 
называются обработками. В качестве синонимов
употребляются термины 

пере­ложение,
транскрипция, 
аранжировка.

6. Задание
3

Послушай ещё раз
«Песню Сольвейг».

 
 1. Сравни джазовую трактовку «Песни Сольвейг» со звучанием оригинала в
исполнении симфонического оркестра. 

Ответь
на вопросы:

 
 1. Можно ли, основываясь на характере мелодии и не видя героини,
зрительно представить её облик?

     
   2.Что меняется в «Песне Сольвейг» в джазовой интерпретации?

 
      3. Как ты понимаешь музыкальные термины: обрабатка,
трактовка, аранжировка, оригинал.

7. Интерпретация
в музыке и живописи

Посмотри фрагмент картины Б. Кустодиева «Мороз­ный день».    

репродукцию картины К. Василь­ева
«Ожидание»

Это
тоже своеобразная
 интерпретация.

Обрати  внимание на красо­ту женского облика в
картине К.Васильева «Ожидание» и в то же время на 
напряженность, тревогу, которая чувствуется в ее
взгляде. Может быть, на картине изображен момент, свя­занный с 
обрядом крещенского гадания («…раз в крещенский
вечерок девушки гадали…» — В. Жуковский), с ожиданием 
девушкой своей судьбы, своего суженого.

Подумай и ответь на вопросы: 

1.Что могло быть до момента, который мы видим?

 2.Что мо­жет произойти после него?

  3. Есть ли контраст в картине?

Да, контраст обнаруживается между теплым колоритом
выступа­ющего из темноты и освещенного огнем свечи лица 
девушки и его обрамлением холодным цветом зимнего
узора на окне.

4. С каким
музыкальным сочинением, прозвучавшим на этом уроке, ты  можешь соотнести
эту картину?

Теперь
будет интересно сравнить внешний облик действу­ющих лиц музыки и живописи.
 Сольвейг очень красива, 
но каждый
видит эту красоту по-своему. Опи­сывая внешность героини картины «Ожидание», ты
идёшь от видимого внешнего изображения к внутреннему состоянию, а в музыке — от
внутреннего состояния героини к возможно­му внешнему его проявлению. Иначе
говоря, и за звуками, и за красками лежит единое, главное — душевное состояние
человека. Тема красоты, ожидания, желания заглянуть в буду­щее звучит и в
живописном полотне, и в музыке.

Путём сравнений различных интерпретаций мы можем
постичь музыкальное произведение — происхо­дит анализ
 
музыки музыкой, анализ образа образом. Ты учишься
 слышать в сходном различное, а в различном общее, единое. 

Надеюсь, у тебя возрастает интерес к музыке, так как
возникает возможность выбора: какое из исполнений тебе 
ближе? Ты стал понимать музыку, умеешь анализировать
музыкальные произведения, интонировать – а это и есть 
главная задача наших уроков музыки.

8. Задание 4

Напиши

Как мы можем понять и постичь музыкальное
произведение и произведение изобразительного искусства? 
 

9.Посмотри презентацию «Народная, духовная и
композиторская музыка»

Сравни, что общего и в чём различие жанров
композиторской, духовной и народной музыки?

Вторая жизнь песни Урок музыки в 5 классе

Вторая жизнь песни Урок музыки в 5 классе

Вторая жизнь песни

Урок музыки в 5 классе

ПЕСНЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР ВОКАЛЬНЫЙ

ПЕСНЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР ВОКАЛЬНЫЙ

ПЕСНЯ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР

ВОКАЛЬНЫЙ ЖАНР

Что меняется в жизни песни? ПРОБЛЕМА

Что меняется в жизни песни? ПРОБЛЕМА

Что меняется
в жизни песни?

ПРОБЛЕМА УРОКА:

ТЕМА УРОКА: Цель урока теоретическая ( интерпретация, трактовка, обработка) практическая

ТЕМА УРОКА: Цель урока теоретическая ( интерпретация, трактовка, обработка) практическая

ТЕМА УРОКА:

Цель урока теоретическая

(интерпретация,
трактовка, обработка)
практическая

План работы Анализ воспринятого материала

План работы Анализ воспринятого материала

План работы

Анализ воспринятого материала
Восприятие
Сравнение воспринятого материала
Воспроизведение
( средствами какого искусства?)

Пётр Ильич Чайковский
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
Эдвард Григ
Скандинавские напевы

ФОЛЬКЛОР ?

КОМПОЗИТОРСКОЕТВОРЧЕСТВО ?

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
(1840-1893)
СИМФОНИЯ № 4 Финал

Русская народная песня
«Во поле берёза стояла»

Как композитор работает с музыкальным материалом?

ВАРИАЦИЯ

Поиграем! ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА

Поиграем! ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА

Поиграем!

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

РАСТЕНИЕ

ГЛАГОЛ

ЭДВАРД ГРИГ (1843-1907) Песня Сольвейг

ЭДВАРД ГРИГ (1843-1907) Песня Сольвейг

ЭДВАРД ГРИГ
(1843-1907)
Песня Сольвейг

Как композитор работает с музыкальным материалом?

ВАРИАЦИЯ

Скандинавские напевы

СРАВНЕНИЕ -Каким песням дали вторую жизнь композиторы? -Какой приём развития использован в обоих случаях? -Какие новые черты появились у этих песен? -Кто исполнял воспринятые произведения?

СРАВНЕНИЕ -Каким песням дали вторую жизнь композиторы? -Какой приём развития использован в обоих случаях? -Какие новые черты появились у этих песен? -Кто исполнял воспринятые произведения?

СРАВНЕНИЕ

-Каким песням дали вторую жизнь композиторы?
-Какой приём развития использован в обоих случаях?
-Какие новые черты появились у этих песен?
-Кто исполнял воспринятые произведения?

РЕМИКС

РЕМИКС

РЕМИКС

Оцени свою работу Я работал в полную силу

Оцени свою работу Я работал в полную силу

Оцени свою работу

Я работал в полную силу
Я достиг цели урока
Я решил проблему урока
Об этом уроке я расскажу родным и друзьям, потому что…
Урок помог мне узнать себя с новой стороны

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (Д.З.) Воспроизведи средствами одного из искусств (ИЗО, литература, музыка-другая интерпретация) свои чувства по отношению к воспринятому произведению (на выбор)

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (Д.З.) Воспроизведи средствами одного из искусств (ИЗО, литература, музыка-другая интерпретация) свои чувства по отношению к воспринятому произведению (на выбор)

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (Д.З.)

Воспроизведи средствами одного из искусств (ИЗО, литература, музыка-другая интерпретация)
свои чувства по отношению к воспринятому произведению (на выбор)

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

5 класс. (I четверть)

Тема урока: «Вторая жизнь песни».

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель: показать связь композиторской музыки с народной; роль композиторов прошлого и настоящего в популяризации народной музыки и музыки, написанной в отдаленное время.

Задачи:

— углубление представления школьников о музыке, основанной на использовании народной песни;

— осмысление народных истоков профессиональной музыки;

— знакомство с современными интерпретациями классической музыки;

— формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства, анализ, классификация их жанровой принадлежности;

— умение строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей;

узнают понятия интерпретация, обработка, трактовка;

— об истории изучения и записи народных песен композиторами;

— о связи между музыкой народной и композиторской; выстраивать сюжет по картине;

— сравнивать внешний облик действующих лиц музыки и картины;

-сравнивать различные интерпретации;

— слышать в сходном различное, а в различном общее;

-выразительно, эмоционально воспринимать и исполнять музыку.

Формирование УУД:

личностные — понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры России, мира, участия в исследовательских проектах;

познавательные — стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; усвоение терминов и понятий музыкального языка;

регулятивные — самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинения) в процессе восприятия и исполнения музыки; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства; саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, в самообразовании; приобретение навыков работы с сервисом Интернета; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);

коммуникативные — решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки; совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий); самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки;

информационные — владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача; применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий: аудиозапись, Интернет.

Методы и приемы: интонационно-стилевого постижения музыки; эмоциональной драматургии урока; концентричности организации музыкального материала; забегания вперед и возвращения к пройденному; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуаций.

Метапредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство.

Музыкальный материал:

«Камаринская» из «Детского альбома» П. Чайковского.

Хор из сцены «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

Финал Симфонии № 4 П. Чайковского.

Фрагмент «Песни Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига и ее джазовая интерпретация.

Дидактический материал: учебник «Музыка. 5 класс». (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская); творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская). Музыкальные инструменты6 бубен, деревянные ложки, трещотки.

ИКТ: ПК, проектор, МД, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Вход в класс. Звучит песня «Добрый день». Проверка готовности школьников к уроку.

II. Проверка домашнего задания (слайд 1).

III. Введение в тему урока (слайд 2).

Литературный эпиграф: «Живительный родник творчества».

Учитель: — Как вы понимаете смысл выражения «Живительный родник творчества»? (Ответы обучающихся.)

Учитель: — Предположите, пожалуйста, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Ответы обучающихся.)

1V. Сообщение темы урока. Запись ее школьниками в свои тетради.

Учитель: — Что, по-вашему, значит название темы урока? (Варианты ответов обучающихся.)

V. Работа по теме урока.

1.Примеры использования композиторами подлинных народных мелодий.

Учитель: — Только в XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.

Учитель: — Вспомните знакомые вам произведения, в которых звучат народные или церковные мелодии. (Ответы обучающихся. В случае затруднения учитель сам называет «Камаринскую» П. Чайковского из «Детского альбома» П. Чайковского.)

Учитель: – Давайте исполним «Камаринскую» Чайковского, придавая ей еще более народный колорит, аккомпанируя на русских народных инструментах. (Учитель раздает деревянные ложки, бубен, трещотки, объясняя правила исполнения музыки.) (Слайд 3.)

Учитель: — Вспомните, как русский композитор Н. Римский-Корсаков использует мелодию народной Масленичной песни в опере-сказке «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы». (Звучит музыка.) (Слайд 4.)

Учитель: — Как вы думаете, почему композитор в этой сцене использовал подлинно народную песню? (Для создания реальной народной сцены; приблизить оперу к народной жизни…)

2. Осмысление понятий аранжировка, интерпретация, обработка, трактовка.

Учитель: — Русский композитор М. Глинка сказал: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Что значит аранжируем? (Ответы обучающихся.) (Слайд 5.)

Учитель: — Предлагаю вам послушать фрагмент финала Симфонии № 4 П. Чайковского, назвать песню, которой дала вторую жизнь эта симфония, назвать те изменения, которые произошли с мелодией этой песни. (Звучит музыка.) (Ответы обучающихся.)

Учитель: — Какие приемы музыкального развития использовал композитор: повтор, контраст, вариационность? (Контраст, вариационность.)

Разминка (интерпретация в танце).

3. «Песня Сольвейг» Э. Грига и ее джазовая трактовка (слайд 7).

Учитель: — Хочется сразу же обратить ваше внимание на слова, размещенные на стр. 29 вашего учебника: интерпретация, обработка, трактовка. Это все слова синонимы, обозначающие изменение. Одно и то же произведение может быть исполнено различными исполнителями по-разному (каждый вкладывает свое понимание, свои чувства в произведение; у кого-то возникает желание переложить вокальное произведение на инструментальную музыку).

Сегодня музыканты активно обращаются к популярным классическим произведениям и перекладывают их для самых различных составов инструментов. Давайте послушаем фрагмент «Песни Сольвейг» из сюиты норвежского композитора Э. Грига «Пер Гюнт» (Сольвейг многие годы ждет Пера Гюнта), а затем вы услышите ее джазовую интерпретацию. Сравните музыку. Изменится ли образ Сольвейг? (Звучат музыкальные фрагменты.)

Учитель: — Что меняется в «Песне Сольвейг» в джазовой интерпретации? (Стиль, манера исполнения, тембры инструментов, сам образ Сольвейг; усилилась интонация плача.)

4. Работа с учебником (стр. 29). Восприятие картины «Ожидание» К. Васильева и фрагмента картины Б. Кустодиева «Морозный день» (слайд 8).

Учитель: — Посмотрите внимательно на репродукцию картины К. Васильева «Ожидание» и фрагмент картины Б. Кустодиева «Морозный день». Это тоже своеобразная интерпретация, на тему, о которой я прошу вас пофантазировать.

Учитель: — Какой момент изображен на картине «Ожидание»? Что могло быть до момента, который мы видим? Что может произойти после него? (Ответы обучающихся.)

Учитель: — Есть ли в картине контраст? (Да: свет-тьма, холод-тепло.)

Учитель: — С каким музыкальным произведением, звучавшим на уроке, созвучна эта картина? (С «Песней Сольвейг».)

Учитель: – В чем вы видите сходство? (Чувства, момент ожидания.)

Обобщение: тема красоты, ожидания, звучит и в живописи, и в музыке.

V. Обобщение темы урока (слайд 9).

Учитель: — Какова роль композитора в музыкальном искусстве? (Создает произведения, использует в своем творчестве мелодии народных песен, делает аранжировки, переложения, интерпретации народной и композиторской музыки, давая им вторую жизнь.)

VI. Рефлексия.

Учитель: — Понравился ли урок? Какие чувства вы сегодня пережили вместе с произведениями искусства? (Ответы обучающихся.)

Учитель: — Оцените свою работу на уроке.

VII. Итог урока.

Домашнее задание: создать и оформить CD-ROM «Народная музыка в современной обработке» или «Классическая музыка в современной обработке» (слайд 10).

Объявление оценок.

Выход из класса.


10

Послушай произведения одно из них сочинил п чайковский другой григ первые прозвучит так как его задумал компазитор второе втракт

овке джасовых музыкантов. каким песням дали втрую жизнь эти соченения? помогите срочна!!!!!
дам многа баллов

1 ответ:



0



0

Стоит помнить, что классика бессмертна! Её невозможно забыть. Именно на произведениях Чайковского,Грига стоят все музыканты.
Переделывать произведения можно, если указывать автора оригинала.
Вторая жизнь у музыки трактованной будет такой, что её будет слушать большее количество людей,чем просто чистую классику,т.к. истинных ценителей музыки мало.
например,известная музыка из кинофильма «Сумерки» «River flows in you».
Можно отнести к более современной классике, но есть в эта мелодия переделанная на стиль рока. 
Таких произведений со «второй жизнью» много.
На самом эту жизнь,даём мы,когда её не забываем и о ней говорим!

Читайте также

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец — француз. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. К 6 лет он начал заниматься игрой на фортепиано. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. В 1832 году Шопен начал триумфальные концертные выступления в Париже. Первый концерт он дал в 22 года. Здесь произошли встречи с крупнейшими деятелями литературы и искусства Франции и других стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа). В 1834-35г.г. Шопен совершает поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном, в 1835г. знакомится в Лейпциге с Р. Шуманом. В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ болезни легких. В 1848 году он гастролирует по Великобритании. Это было его последнее путешествие. Умер Шопен 17 октября 1849 года в Париже, где и находится его могила.

Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В.Кикты состоит из 9 частей:

1. Орнамент №1

2. Зверь нападает на всадника

3. Орнамент №2

4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5. Михайловский придел

6. Борьба ряженых

7. Музыкант

8. Скоморохи

9. Орнамент№3

Объяснение:

Слово вокализ происходит от латинского vocalis — звучащий, поющий.. .Вокализ — это песня без слов, или распевка для певца — просто поется мелодия с помощью какой-то гласной буквы.
«Вокализ» Рахманинова — довольно известное произведение — больше в обработке для оркестра. Рахманинов посвятил этот свое произведение Антонине Неждановой (1873-1950) — известной в то время русской советской оперной певице (лирико-колоратурное сопрано) :
Скачать/прослушать можно по ссылке «Вокализ» Рахманинова<span />

Ответ:

Мажор натурльный

соль ля си до ре ми фа# соль

Мажор гармонический

соль ля си до ре миь фа# соль

Мажор мелодический

соль ля си до ре миь фа(бекар) соль

Минор натуральный

ре ми фа соль ля сиь до ре

Минор гармонический

ре ми фа соль ля сиь до# ре

Минор мелодический

ре ми фа соль ля си(бекар) до# ре

Объяснение:

Если не будет музыки то и литературе конец. Пропадут пьесы, спектакли, драмы великих поэтов и писателей. Музыка требует от литературы стихов,

чтобы сделать её лучше. Ведь стих без своей музыки не останется полным стихом.

Литература без музыки — это мёртвая литература.

  • Каким образом человек может достичь своих жизненных целей сочинение пришвин
  • Каким образом образовано слово рассказ
  • Каким образом образовалась шайка разбойников из рассказа дубровский
  • Каким образом можно улучшить общество сочинение на дне
  • Каким образом можно улучшить общество итоговое сочинение аргументы из литературы