Каким показан петербург в романе преступление и наказание сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

Сочинение Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

В мировой истории литературы Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит одно из важных мест. Его самое знаменитое произведение — роман «Преступление и наказание», созданный во второй половине XIX века. В это время Петербург был одним из богатейших и красивейших городов Европы.

Петербург в романе «Преступление и наказание» выступает в качестве одного из действующих лиц. Его образ мы встречаем на каждой странице произведения. Петербург – это город контрастов. Здесь, среди чрезмерного блеска и крайней нищеты, уживаются разные слои общества: богачи-аристократы, ростовщики, бедняки, студенты. Для каждого из них существует свое видение города: для одних он праздничен, блистателен и весел, для других – сер и безысходен. Главным героям романа ближе вторая столица – дома, похожие на гробы, сдавленное пространство, черные лестницы, серые мостовые, темные подворотни.

Описание Петербурга Достоевский использует для того, чтобы как можно ярче показать душевное состояние героев. Постоянно повторяются отдельные детали: «вонь», «духота», «грязь», «пыль», «затхлый воздух». Они отражают ситуацию в преддверии страшной трагедии. В романе Петербург – это город убийца, подталкивающий людей на совершение нравственных преступлений.

Главные цвета в произведение: желтый, красный и белый. Но среди них доминирует именно желтый, грязно-желтый и уныло-желтый. Эти цвета многократно усиливают чувства внутренней  подавленности, угнетения и психологической неустойчивости. Автор словно сопоставляет слова: «желчный» и «желтый», которые не единожды употребляются в повествовании.

Неотъемлемой частью произведения является пейзаж Петербурга, имеющий социально-психологический характер. Город контрастов, с уникальными дворцами и соборами, с пыльными, грязными мостовыми, с громадными, теснящими душу, домами, давит на людей, угнетает, убивает все душевные порывы. Люди одиноки в толпе, унижены своей нищетой, которую они не могут даже скрыть.  Великое мастерство Достоевского помогает нам представить Петербург именно таким, каким он представляется «маленьким людям».

И только в такой атмосфере, отражающей жестокую действительность, протест человека может вылиться в антигуманную теорию, которая повлечет за собой цепь жестоких преступлений.

Вариант 2

Величественный образ Петербурга в произведении под названием «Преступление и наказание» — это не просто описательный образ, это один из действующих героев в романе. Автор представляет его как город мечты, в нем сливается все – прошлое, настоящее и будущее огромного государства.

Великолепными дворцами восхищались и другие авторы, и поэты, прозаики, которые хотели представить их на страницах своих произведений. Только Федор Михайлович Достоевский передает его образ совершенно по-другому, он пользуется маленькими деталями столицы, чтобы передать переживания героев, показать, как столица сказывается на жизни людей.

Начало произведения показывает, как душная атмосфера вонючего и пыльного города, сказывается на Раскольникова. Он живет в достаточно бедном квартале, несчастный и бедный студент, который не может найти вдохновения для творческого порыва.

Все маленькие улочки наполнены людьми, которые очень похожи на главного героя, их обличье очень бедное, но никто не удивляется подобному виду. Все трагические моменты будут ассоциироваться именно с узкими и грязными улицами, которые все время переплетаются между собой.

Именно город подталкивает Раскольникова на преступление, он буквально толкает его на угрызения совести, говорит ему, что он виноват в совершенном.

Мужчина бродит по пустым улицам, стараясь полностью забыться и отказаться от своих отрицательных мыслей, только вот вся атмосфера еще больше наталкивается его на отрицательные мысли.

Он пытается отыскать в нищем квартале хоть что-то, что могло радовать его глаз, все наводит его на изнурение. Приют Раскольникова тоже является небольшой каморкой, которая просто давит на него изнутри. В его пространство помещается только стол, небольшой старый диван, на котором он спал, и шкаф, где частично хранятся его вещи.

Комната похожа на гроб, где молодой человек старается собраться с мыслями, но постепенно превращает его из здорового мужчины в настоящего маниакального злодея.

Квартира Сони Мармеладовой тоже уродливой формы, она вынуждена жить в небольшой квартирке, которая заставляет ее искать внимания и любви на стороне. Она готова поддерживать и сострадать Раскольникову.

Сочинение 3

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» носит символичный характер. Он является местом, где разворачиваются основные события произведения. Город очень точно характеризует всех жителей и помогает лучше проникнуться судьбой каждого отдельного героя.

Петербург представляется читателю мрачным, не гостеприимным, чуждым. Грязные улицы переполнены нищими чиновниками и ремесленниками, для которых основным смыслом жизни стал пивной кабак, где каждый второй заглушает своё горе. Дворы автор сравнивает с бездонными колодцами, создающие угнетающую и давящую на людей атмосферу, из которой выбраться бедным жителям уже невозможно.

Этот серый пейзаж придаёт роману особый мрачный оттенок. В городе господствует пьянство, проституция, преступность, ростовщичество. От безысходности жители постоянно кончают жизнь самоубийством, чахнут от болезней присущих низким слоям общества и просто гибнут от душевных страданий.

Для большинства жителей их существование больше напоминает кошмарный сон, который никак не может закончиться. Почти все, кто относится к низшему слою населения Петербурга, живут в коммуналках, а из-за огромных долгов своим хозяевам они нередко остаются без пропитания. Обстановка в их комнатах такая жуткая, как и на улицах. Маленькие комнатки, больше напоминающие гробы, заставлены старой потрепанной мебелью; грязные жёлтые стены выражают уныние, вонь и полная разруха равняют такое жилище с сараем.

Петербург собрал в себе все пороки человечества: злость, лицемерие, жадность, подлость, жестокость. Кругом можно видеть только безмерное людские горе и их изувеченные судьбы.

Бедной Соне Мармеладовой приходится заниматься унизительной для девушки деятельностью, чтобы прокормить свою большую семью , при этом терпеть унижения от людей. Родион Раскольников решается на убийство старухи и ее сестры Лизаветы, а Аркадия Свидригайлова подозревают в убийстве жены и причастности к многочисленным самоубийствам. Каждый из героев имеет на душе какой-то грех.

В их мире смешались реальность с бредом, кошмар с явью. Даже Аркадий Иванович назвал его «городом полусумасшедших» и предсказал скорое наступление наводнения.

В показанном Достоевским образе Петербурга, воплотилось авторское противоречие существующему злу и порочности, а также ненормальному устройству современного ему общества.

Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение В чем социальная опасность хлестаковщины

    Понятия хлестаковщины непременно связаны с тем, что данный герой представлял данное направление, будучи человеком, живущим по соответствующим принципам. Стоит сказать, что плутовской герой, к которому привыкли читатели

  • Сочинение Опишите какую-нибудь вещь (игрушку, предмет обихода) 5 класс

    Несмотря на то, что моя комната очень просторна, она выглядит красиво и со вкусом. Моим любимым предметом мебели является мой рабочий стол. Его мы приобрели относительно недавно

  • Герои произведения Бесприданница Островского

    Драма Островского – «Бесприданница» рассказывает о трагической судьбе девушки из небогатой дворянской семьи. Лариса Дмитриевна – молодая привлекательная девушка

  • Сочинение Два брата две судьбы по повести Тарас бульба

    В произведении «Тарас Бульба» одними из главных героев являются братья. Росли Остап и Андрий в одинаковых условиях, однако имели разные характеры. Младший брат Андрий был близок к матери, а Остап старался во всем быть похожим на своего отца.

  • Анализ произведения Неизвестный цветок Платонова

    У одного их самых трогательных, на мой взгляд, произведений Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» нет определенного жанра, сам автор определил жанр своего произведения как «сказка-быль», это связано с тем

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Петербург в романе Преступление и наказание

Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга. Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка(девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство. Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму: «Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой». Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах. Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

2 вариант

Образ Петербурга в романе играет одну из самых важных ролей. Однако, в отличие от большинства писателей, описывающих его как величественный и красивый город, Фёдор Михайлович даёт ему совершенно другую характеристику.

Ещё с первых страниц романа читатель оказывается в наполненном узкими грязными улицами бедном квартале. Образ города дополнят и жилища героев произведения: маленькая каморка Родиона Раскольникова, похожая больше на «гроб», чем на комнату, квартира «уродливой формы» Сони Мармеладовой, напоминающая сарай, комната семьи Мармеладовых, наполненная табачным дымом и бесцеремонными гостями. Ф.М. Достоевский таким образом показывает, как выглядят бедность и нищета, которыми наполнен Петербург. Такое изображение города способно вызвать лишь тоску, уныние и безысходность, вытеснить из сердца счастье и любовь. Иными словами, мрачный и серый как пепел город поглощает души его жителей, превращая их в ничтожные и жалкие существа, пытающихся выжить в этом мире.

Все события и трагический сюжет раскрываются благодаря именно такому описанию, вызывающему отвращение у читателей. Перед глазами человека предстаёт не великий и могучий Петербург, а скверный, ужасный, неприятный и мерзкий городишко. Его улицы полны унылыми людьми, серыми домами, вывесками и питейными заведениями. Большинству жителей только остаётся надеяться на хорошее будущее, забываясь со стаканом в руке.

Чего хотел добиться Фёдор Михайлович Достоевский, описывая город далеко не с лучшей стороны? Скорей всего этим автор хотел донести до каждого, что за красивой «маской», вызывающей восхищение, может скрываться ужасное зрелище. Великий Петербург таит в себе все пороки человечества: жадность, злость, зависть, трусость, лицемерие, подлость, жестокость, предательство. Почему так случилось? Что стало причиной упадка? На это автор не даёт ответа, хотя для многих он будет очевиден. Такова природа человека — он способен не только созидать, но и разрушать.

В заключение следует отметить, что автор в романе «Преступление и наказание» смог в полной мере показать читателю, как выглядят безысходность и потеря надежды благодаря образам Петербурга, наполненными грустью и печалью.

Сочинение Образ Петербурга (Преступление и наказание)

Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.

Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты. Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.

Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши. Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.

Также читают:

Картинка к сочинению Петербург в романе Преступление и наказание

Петербург в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Смертельно раненый Верещагина

    На картине Смертельно раненый показана военная битва. Смотря на картину, можно заметить, что война является бессмысленной, потому что она уносит за собой множество жизней

  • Характеристика и образ Карандышева в пьесе Островского Бесприданница сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Юлий Капитоныч Карандышев, официальный жених главной героини пьесы Ларисы Дмитриевны Огудаловой.

  • Сочинение Осенние каникулы и как я их провожу

    Время каникул – прекрасная пора. Все дети любят каникулы, и совсем не потому, что в этот период не нужно ходить в школу, спешить на занятия и делать домашнее задание, а просто потому, что можно получать удовольствие

  • Отзыв о произведении Прощание с Матёрой Распутина

    Проблема «отцов и детей» нашла свое отражение на страницах множества произведений, не только у Ивана Сергеевича Тургенева в одноименном романе. В основном различные авторы выступали с точки зрения того,

  • Сочинение на тему Интернет зависимость эссе

    Всемирная сеть Интернет в настоящее время является для всех возможностью приобрести полезные знания, знакомства, навыки, умения, которыми человек не обладает на данном этапе своей жизни

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Образ Петербурга в «Преступление и наказание» Достоевского

Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Содержание

  1. Краткое описание образа
  2. Образ Петербурга в «Преступление и наказание»
  3. Сочинение про Петербург Достоевского
  4. Петербург в романе Достоевского

Краткое описание образа

Описание Петербурга в романе Ф.М. Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём.

Однако город представлен не таким красивым и роскошным, как, например, у А.С.Пушкина в романе “Евгений Онегин”. “Полнощных стран краса и диво” — так А.С.Пушкин назвал Петербург. Но в романе Ф.М.Достоевского всё иначе:

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…” 

Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.

У Достоевского Петербург — грязный, пыльный, повсюду нищета и пьянство:

“...вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.”

Этот город враждебен человеку. Разумеется, всё это привело к появлению теории и подтолкнуло Родиона Раскольникова к совершению преступления.

Образ Петербурга в «Преступление и наказание»

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи.

За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь».

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа.

Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея.

Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома.

Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство.

Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.

Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе.

Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Сочинение про Петербург Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга.

Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка (девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство.

Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму:

 «Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах.

Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

Петербург в романе Достоевского

Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.

Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты.

Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.

Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши.

Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.

Читайте также: Старуха-процентщица – характеристика героя из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

В целом можно сказать, что каждый писатель представляет Петербург по-своему. Это зависит и от сюжета произведения, и от характера писателя, и от того, что он хотел выразить. Судя по другим произведениям Ф.М. Достоевского, автор желает выразить сочувствие “маленькому человеку”, ему искренне жаль таких людей.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Парадный Петербург

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание». Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».

Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Алексеевна

    16/16

  • Диана Гоба

    13/16

  • Юлия Субботина

    16/16

  • Алиса Миллионова

    16/16

  • Ilya Ryabinin

    15/16

  • Дарья Сметанина

    12/16

  • Бешто Телиев

    15/16

  • Алексей Шабалин

    13/16

  • Assol Martynenkova

    15/16

  • Лариса Подоплелова

    13/16

(716 слов) Санкт-Петербург — город мечты для многих жителей планеты. Он всегда ассоциируется с чем-то прекрасным и волшебным. Знаменитыми дворцами Петербурга восхищаются не только жители города, но и туристы. Однако Фёдор Михайлович Достоевский в своём известном романе «Преступление и наказание» показал величественный Санкт-Петербург совсем с другой стороны.

Петербург в произведении Достоевского представляет собой мрачный и душный город, но и в то же время прекрасный в своем угнетающем и подавляющем величии. Дворцы и парки читатель почти не видит, зато полуподвальная жизнь столицы, ее изнанка видна нам очень хорошо. Писатель описал в свойственной ему манере бедный квартал, где живёт бедный и несчастный студент. Автор изобразил узкие грязные улочки, гул пьяных криков и брани, грязные желтые стены домов, пыль и духоту городского лета, наполненного смрадом. Герой буквально задыхается от жары. Как только читатель знакомится с произведением, он сразу же чувствует атмосферу «пыльного города» и тяжесть в груди. Главный герой романа Раскольников просто изнывает от зноя:

 «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому…»

Весьма обычным выглядит появление Раскольникова на улицах города в нищенской одежде. Никто из прохожих не удивляется внешнему виду главного героя. Ведь это для жителей уже привычно. Красивые и богатые в это время года пребывают на даче. Все остальные блуждают унылыми тенями или издают пьяные крики. В нищих и грязных кварталах, описанных автором, нет ничего привлекательного, что бы могло порадовать глаз обычного горожанина или туриста.

Санкт-Петербург в представлении Фёдора Достоевского — город, с которым связаны самые трагические события в жизни его героя. Писатель показывает, как герой, измученный такой унылой жизнью, всей душой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, растениях и даже о глотке свежего и чистого воздуха. Нет ничего удивительного, что Родион впал в мрачное расположение духа и увлекся человеконенавистническими теориями. Именно в таких нечеловеческих условиях у Раскольникова в голове рождается его теория, основанная на делении людей на «высших» и «низших». По мнению главного героя, лишь «высшие» имеют право преступить через законы нравственности. А предназначение «низших» состоит лишь в воспроизводстве себе подобных. Только эта идея позволяет герою отделить себя от бедности, которая так его угнетает.

В Петербурге, с которым знакомится читатель на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание», нет места для дружбы, любви, взаимопонимания и взаимопомощи. Каждый житель города, выйдя из своей квартиры, сразу же видит мрачные серые стены домов, разбитую мостовую и постоянные унылые лица прохожих. Именно такая обстановка, кажется, и толкает людей на убийства, пьянство и предательства. Ведь здесь никто не может быть счастлив по-настоящему. Санкт-Петербург Достоевского является полной противоположностью привычного города для людей. Описывая Петербург, писатель хотел показать сущность социального неравенства людей. На страницах романа автор вдруг вспоминает о пышных садах, чтобы отметить бедность, нищету, зависть и страдания простых жителей Петербурга, которым недоступны его богатства. 

Очень убого выглядят и интерьеры домов героев произведения. Описывая квартиры, писатель использует преимущественно серый, черный и жёлтый цвета, чтобы подчеркнуть всю боль, грусть и тоску их обитателей. Квартира Раскольникова представляет собой маленькую каморку, похожую на гроб, где с трудом находится место для стола, дивана и шкафа. 

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…», — так выглядит место, где живёт главный герой. 

Под воздействием такой обстановки Раскольников превращается из обычного горожанина в злодея и убийцу. 

Не менее убого и ничтожно выглядит квартира Сони Мармеладовой: «Походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое».  Девушке приходится снимать жилье уродливой формы, где нет даже необходимой для жизни мебели. 

Но особенно ужасно выглядит убранство квартиры бедной семьи Мармеладова. Его супруга, Катерина Ивановна, которая болеет тяжёлой болезнью — чахоткой, и маленькие дети вынуждены жить в холодной комнате, которая является проходной. Они уже привыкли от безысходности к табачному дыму и пьяным соседям. Раскольников, придя к ним в гости, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной».

Все квартиры и помещения похожи друг на друга своим убогим видом, нищетой. Они наводят страх и плохие мысли на всех обитателей столицы. В таком городе безысходность заставляет человека пойти в распивочную, напиться за копейки, чтобы хоть на какое-то мгновение отвлечься от всего и излить душу. 

Можно утверждать, что Санкт-Петербург является не только фоном повествования событий в романе, а полноценным героем произведения. Петербург в знаменитом романе Фёдора Михайловича Достоевского предстаёт в виде губящей и разрушительной человеческие души силы. Однако нельзя сказать однозначно, что Петербург в романе является только отрицательным героем. Ведь писатель изобразил город довольно разнообразным и противоречивым. 

Автор: Виктория Комарова

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании

Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании сочинение

Каким представлен Санкт-Петербург в романе Ф.М. Достоевсккого «Преступление и наказание»?Перед прочтением романа я слышал, что в этом произведении Достоевский, так сказать, шикарно описал образ Петербурга. Я уже думал, что сейчас моим глазам представится описание видов в сотни страниц. Но все оказалось наоборот. Достоевский показал этот великий город нашей страны особенно, можно сказать, даже лучше всех.

С первых же страниц я очень удивился. Ведь когда бедный и худощавый студент отправился выстраивать план убийства старухи, Федор Михайлович показывает, что на улице кругом стояла пыль, в нос била особенная вонь лета, а добавок еще все толкались. Но стоит понимать, что целый социально-философский роман он создал не для описания образа Петербурга. Я имею ввиду, что Федор Михайлович Достоевский далеко не самый обычный писатель, поэтому в своем произведении он скрыл множество подтекста.

В самом начале прослеживается, что описание внешнего вида Петербурга одновременно и показывает состояние главного героя — Радиона Раскольникова, ведь в голове в данный момент у него тоже творился полнейший хаос. Я заметил, что Достоевский никогда не называет этот город «Санкт-Петербург», потому что приставка «Санкт» означает святость города, а Ф.М. Достоевский показывает все с другой стороны.Более того, роман построен так, что Петербург, так сказать, управляет героями.

Это не просто какой-то исторический город, здесь он может представится отдельным героем, от которого зависит дальнейшая жизнь персонажей. В основном в его описании преобладают желтые цвета, так как этот цвет означает уныние, усталость, бедность…В заключение я хочу сказать, что на протяжении всего произведения описание Петербурга создает определенную атмосферу, причем настолько необыкновенную, что это нельзя вообразить самому.

Вариант №2

Произведение  «Преступление и наказание» является самым гениальным  произведением  литературы 19 века.

Сюжет разворачивается   в Петербурге. Автор город изобразил в виде душной клоаки, каменного мешка, мертвого и безликого. На протяжении всего романа не увидишь ни одной яркой краски, характерной для данного времени года. Везде господствуют  смрад, грязища, спертый воздух. Можно заметить, что мать Раскольникова, прибывшая  к сыну, тотчас определила взаимодействие между психическим состоянием юноши и окружающей  обстановкой. Однако, ужасающе выглядят  не только улочки  с переулками. Не лучше выглядят  те комнатки, в которых располагаются действующие  персонажи. Здесь они голодают и страдают от невыносимых условий, совершая преступные действия. Позже Раскольников признается в том, что его страшная комнатка подвигла его к совершению убийства. В таком городе люди чувствуют себя в полном одиночестве. Они представляют в этом месте толпу, которая ничего не слышит и не соображает. Особенно это показано  в случае, где погибает Мармеладов.

 Совершить преступление — считается простым делом. Так, Лебезятников с жестокостью наносит удар за ударом  Катерине Ивановне ,а Лужин, выступает с клеветой против Сони, обвиняя ее в краже. Когда писатель описывает Петербург и его жителей , то применяет  большей частью желтый цвет, олицетворяющий  бедность и болезни. Он  используется также  в описании внешнего вида Раскольникова, Мармеладова и Порфирия Петровича. Но еще самое главное желтизна указывает не только на физическое заболевание  человека, но и на то, что он находится в психических  неладах  с собой. Порой кажется, что в Петербурге живут   люди с расстроенным рассудком и нарушенной  психикой.  

Какое спасение существует для  несчастных страдальцев в этом городе? Достоевский дает ответ  на этот вопрос с помощью Сонечки Мармеладовой. Человеку  необходимы простые человеческие чувства, такие как  сострадание и любовь. Площадь Петербурга, которую наш главный герой целует, становится символическим моментом того, как человек раскаялся в  содеянном и готов начать новую жизнь.

Сочинение рассуждение Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании

Петербург в романе «Преступление и наказание» является одним из главных образов. Он встречается на каждой странице и представлен городом контрастов. Для каждого жителя внутренняя картина Петербурга своя, для нищих студентов и угнетенных жизнью — это серый, душный, покрытый пылью город. Для богачей и ростовщиков — это напыщенный город праздник, сияющий в огнях. Достоевский больше показывает Петербург таким, каким его видят «маленькие люди».

Только приступая к чтению романа, мы тут же погружаемся в удушливую среду вонючего Петербурга, каким его видит Раскольников. Серый, нищий квартал, с облупленными домами, в котором обитает угнетенный студент ничем не может радовать взгляд. На едва проходимых улочках прохожие не удивляются завидев изможденный, нищенский образ главного героя, потому что они сами одеты так же. Ужасная теория Родиона рождается в пивной за грязным столиком. Кругом стоит смрад, грязь, такая обстановка буквально толкает Раскольникова совершить злодеяние. А после убийства тусклая атмосфера города еще больше давит на героя. Нельзя скрыться даже в своём собственном жилье, которое у Раскольникова представляет собой обшарпанную коморку размером в несколько шагов.

В произведении преобладают оттенки серого и жёлтого цвета. Это даёт ассоциацию с унынием и безысходностью. У жителей этого города нет достойного представления о любви, красоте и счастье. Все, кто населяет бедный квартал, выходя каждое утро из своих коморок, видит мрачные лица прохожих, невзрачные обшарпанные дома и множество плакатов призывающих посетить распивочные, в которых за незначительную сумму можно долгое время засиживаться над рюмкой.

Произведение Достоевского знакомит нас с Петербургом глазами униженных нищетой людей. Автор с сердечной грустью изображает среду, в которой влачат своё существование миллионы тех, кому некуда идти. Эти люди загнаны обстоятельством в жёсткие рамки условий, которые толкают их на совершение разного рода преступлений.

Образ Петербурга изображенный в романе вынуждает задуматься о социальной разобщенности, правящей в современном Достоевскому обществе.

Сочинение рассуждение 10 класс, кратко ЕГЭ. По литературе

Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании

Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании
Сейчас читают:

  • История создания Тараса Бульбы сочинение

    Николай Васильевич Гоголь, автор повести «Тарас Бульба» — великий русский писатель, автор известных на весь мир произведений. Его жизненный путь и судьба до сих пор окутаны тайнами и загадками, которые пытаются разгадать и в наши дни.

  • Сочинения 7 класс
  • Смысл названия поэмы Мёртвые души Гоголя сочинение

    Гоголь в название произведения вложил всю идею поэмы. Если прочесть текст, то можно понять смысл названия, т.е. Чичиков, покупал души. Но на самом деле, автор вложил в название совсем другую идею. Существует даже мнение, что автор хотел создать

  • Тема и суть романа Дубровский Пушкина 5, 6 класс Сочинение

    В романе «Дубровский» нашли свое отражение многие сферы человеческой жизни, которыми был заинтересован автор и современники его времени. Среди них можно выделить: безнаказанность помещиков, общественное положение крепостных, беспредел в царском суде

  • Характеристика и образ Левши из рассказа Лескова 6 класс сочинение

    Левша из рассказа Лескова – тульский мастер. Он был одним из троих умельцев, которым выпала честь показать свое мастерство и превосходство над иностранцами. На то был приказ императора, верившего в свой народ. После выполненной работы, Левша,

  • Образ и Характеристика Веры в романе Герой нашего времени сочинение

    Главным героем повести является женщина, которой имя Вера. Ранее она была во взаимоотношениях с Печориным. Что касается характера, мы можем узнать из слов доктора Вернера, который очень хорошо отзывался о ней, но только она была больна.

На чтение 5 мин Просмотров 3.2к.
Обновлено 22 июня, 2020

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский использует не только как фон, на котором разворачиваются основные события. Это самостоятельное действующее лицо, влияние которого порождает многие мысли и поступки героев романа. Действие в романе происходит в годы обострения социальных противоречий в обществе.

Петербург… Колыбель искусства, город мечты, творение выдающихся архитекторов. Его воспевают поэты, о нём слагают легенды, им восхищаются. Но в «Преступлении и наказании» читатель видит его совершенно с другой стороны. С первых страниц город поражает своей мрачностью, грязными улицами и нищетой. Автор изображает ту часть столицы, где нет великолепных фонтанов и дворцов. Он открывает другой, неизвестный читателю Петербург. Вместо широких проспектов здесь узкие и грязные улочки, люди ютятся в маленьких «клетушках», а досуг проводят в распивочных и забегаловках, в которых они пропивают последние гроши. Это нищета и безысходность подталкивают людей к пьянству и распутству. Затуманенное сознание и отсутствие надежды на то, что жизнь когда-нибудь изменится, заставляют людей убивать и грабить. Здесь люди равнодушны друг к другу. Они живут в каморках, но и на улице не лучше: «вонючий», душный и «пыльный» город давит на человека, не даёт ему дышать. Иногда только проскакивают мимо богато украшенные коляски, запряжённые упитанными, сытыми лошадьми, словно намёк на то, что где-то всё-таки люди живут, а не существуют.

Когда Раскольников идёт по одной из таких улиц, он ничем не выделяется в толпе прохожих. Он одет в такие же лохмотья, как и они. На бедного студента мало кто обращает внимание, а сам он в ужасе от того, что видит. Люди душевно и физически нездоровы, многие пьяны, в том числе и девушки, скитаются бездомные дети. Герой мечтает о глотке свежего воздуха, но тщетно он пытается увидеть хотя бы клочок зелени. Вокруг только невыносимый зной и зловоние от сточных канав. Нехватка воздуха в романе – это не просто деталь, а ключевая мысль. Люди задыхаются не только от вони и жары, но и от неестественной, нечеловеческой жизни и собственного бессилия что-либо изменить.

Такая панорама совсем не располагает к покою и благополучию. Это царство пьянства и грехопадения, бесправия и безнадёжной нищеты. Петербург Достоевского порождает безнравственность и жестокость. Нет в нём места для счастья, любви или творчества. Люди очерствели, у них злые лица. Равнодушие давно вытеснило сострадание и сочувствие. Жизнь человека в этом обществе не имеет никакой ценности. В таких условиях у человека пропадает способность мечтать, творить. Мечты умирают, вместо них появляются страшные мысли, от которых некуда деться. Внутренний мир героев опустошается и начинает соответствовать той ужасной картине, которую они видят изо дня в день.

Петербург Достоевского болен. Чтобы создать нездоровые образы города и его жителей писатель использует жёлтый цвет. Комната старухи-процентщицы обставлена жёлтой мебелью и оклеена обоями того же оттенка. Этот же цвет встречается в убранстве комнат Сони и Порфирия Петровича. У вечно пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы желтоватые лица. Желтизна раздражает, вызывает тревогу, отражает напряжённость жизненной ситуации героев. Это цвет безысходности, нищеты и болезни.

Свидригайлов называет Петербург «городом полусумасшедших». Атмосфера города действительно негативно сказывается на душевном состоянии его жителей. Процветают пессимизм и неверие, появляются недобрые замыслы, теряется смысл жизни и умирают надежды. Город становится катализатором для преступлений, он раскрывает худшие стороны людей.

Все наиболее значимые события в романе происходят на фоне изображения безрадостных петербургских пейзажей или таких же унылых помещений. Безумную и бесчеловечную теорию Раскольников придумал в грязной распивочной, где его окружали пьяные, злые лица. Долгими ночами он мучительно думал об этом в тесной, заставленной рухлядью комнатке, больше похожей на гроб. В этой каморке с жёлтенькими обоями молодой человек из обычного студента превратился в жестокого преступника, вынашивающего план убийства. Выходя на улицу в поисках спасительного чистого воздуха, он не раз становился свидетелем безграничного человеческого горя. Всё, что он видел, подталкивало его к преступлению, которое, как подсказывал ему воспалённый мозг, могло изменить положение многих людей.

Символично описание комнаты Сони Мармеладовой: низкий потолок, окна, выходящие на сточную канаву. Автор сравнивает эту каморку с сараем. Она олицетворяет несчастную судьбу своей хозяйки. Девушка оказалась в невыносимых жизненных условиях. В этом городе для неё был только один выход, омерзительный, страшный, но единственный. И Соня ступает на этот путь ради семьи.

В изображении жилищ других героев тоже нет ничего обнадёживающего. Автор в основном описывает съёмные квартиры для небогатых людей. Они плохо освещены, в них грязно и неуютно. Убранство комнат отражает душевное состояние самих жильцов. В таких домах не живут здоровые и бодрые люди, уверенные в завтрашнем дне и довольные сегодняшним. В них вынуждены обитать отчаявшиеся, униженные бедностью петербуржцы.

Петербург в изображении Фёдора Михайловича Достоевского не становится для его жителей родным городом, семейным очагом. Они не чувствуют себя в нём защищёнными, не видят для себя будущего. У них нет никаких прав, они раздавлены безработицей.  Талантливые студенты здесь прозябают в неизвестности и нищете, девушки вынуждены продавать себя, а здоровые и трудоспособные мужчины спиваются. Автор с болью описывает судьбы миллионов людей, покалеченные произволом власть имущих. Он показывает, что люди, доведённые до отчаяния, могут пойти на всё. Эти пьяницы, убийцы, жулики и нищие не всегда были такими. Их довели нечеловеческие условия существования. Здесь только избранным живётся хорошо, а простые люди выживают, они на дне.

Петербург в романе «Преступление и наказание» становится не просто свидетелем убийств и других злодеяний, совершённых героями. Он их соучастник. Этот город выступает олицетворением несправедливости, социального неравенства, неправильного устройства общества. Произведение Достоевского – это протест автора против унижения людей, которые, по его мнению, достойны лучшего отношения к ним и лучшей жизни.

  • Каким песням дали вторую жизнь сочинения чайковского и грига
  • Каким пейзажем начинается рассказ гранатовый браслет какова его роль
  • Каким оказался тетерев в сказке лиса и тетерев
  • Каким образом человек может достичь своих жизненных целей сочинение пришвин
  • Каким образом образовано слово рассказ