Каким показан петр 1 в рассказе петр на сухоне

Обновлено: 09.01.2023

Петр Великий любил наглядно изучить потенциал своей державы. Не обошел он вниманием и Тотьму: побывал в ней три раза, на пути в Архангельск — в 1693, в 1694 и в 1702 годах. Благодарные тотьмичи сохранили память о царе-путешественнике.

Лось-камень и Гром-камень

Петру Алексеевичу город на Сухоне так понравился, что в первый визит он задержался на четыре дня. 17 июля царь посетил Спасо-Суморин монастырь и возложил к иконе святого угодника Божия Феодосия янтарное Распятие.

Петра заинтересовали соляные варницы. Он с интересом изучал их конструкцию — в Тотьме соль добывали так: выкачивали соленую воду из подземных источников, глубиной до 90 метров, и выпаривали. Царь собственноручно вытащил бадью из трубного колодца, а потом потребовал плату и получил медную монету. Уже позже, и в московских кузницах, и на голландских верфях, Петр Алексеевич всегда будет получать плату за физический труд, неважно, неквалифицированный или мастерский.

Во время других визитов царя привлекали и корабельные рощи, где по его указу были посажены сосны для флота, и верфи, на которых строились речные суда. Первый российский император интересовался не только продукцией местных корабельных плотников, но и их квалификацией — заранее искал кадры для верфей Санкт-Петербурга.

В Тотьме сохранились несколько легенд, связанных с путешествиями царя-реформатора по Русскому Северу. На северной стороне города находится Государев луг — здесь Петр расставил путевой шатер.

А ниже по течению Сухоны — Лось-камень, также называющийся Царёв стол. Это розово-серый гранит, выступающий над водой на два метра, чем-то напоминающий Гром-камень, на котором в Санкт-Петербурге стоит Медный всадник. По легенде Петр однажды пообедал прямо на камне — отсюда и Царёв стол. В нынешнем виде камень не очень подходит для трапезы, но с петровских времен он значительно уменьшился и изменил форму.

Лось-камень

Кроме Петра, в Тотьме бывали и его родственники, но не по своей воле. В 1697 году воеводой служил отправленный в почетную ссылку Федор Абрамович Лопухин, отец первой жены Петра — Евдокии. Сама Евдокия Федоровна до прибытия в Суздальско-Покровский монастырь некоторое время жила в Тотемском Богородицком монастыре. В память об этом событии она, освободившись из монастырского заточения, в 1729 году прислала в Троицкую церковь Дедовской пустыни под Тотьмой икону Покрова Пресвятой Богородицы.

Петровский шанс для Тотьмы

В 1899 году в Тотьме было открыто ремесленное училище, названное Петровским. В 1904 году Петровское училище обосновалось в построенном для него трехэтажном каменном здании, на тот момент самом высоком в Тотьме. Школа, построенная на средства промышленника Николая Токарева, оказалась не только самым высоким, но и современным зданием — электричество, водопровод, обогрев калорифером — горячим воздухом. Увидеть училище, в котором сейчас располагается средняя школа, можно по адресу набережная Кускова, 14.

Петровская ремесленная школа

С одной стороны, тотьмичи, как и жители некоторых других городов Русского Севера, могли бы обижаться на Петра Великого. После постройки Санкт-Петербурга торговые пути переместились, и города, обслуживавшие древний транспортный коридор Архангельск — Москва, пришли в упадок.

Но благодаря Петру российское кораблестроение и российское мореплавание вышли на новый уровень и стали возможны межконтинентальные путешествия российских купцов. Русский Север внес большой вклад в историю Русской Америки, и роль Тотьмы в этом была уникальна. Это уже отдельная история.

Читайте также:

      

  • Затерявшаяся гора майн рид краткое содержание
  •   

  • Декамерон пазолини краткое содержание
  •   

  • Один дома 5 краткое содержание
  •   

  • Анжелика краткое содержание всех книг
  •   

  • Школа 17 одинцово кружки

Петр Великий как человек и государь

1. Жажда знания.
Одной из особенностей ума и характера
Петра В. была его ненасытная жажда
зна­ния. Он все хочет схватить, все
обнять. На свете су­ществует немало
людей любознательных, живо всем
интересующихся, отзывчивых; но редко
кто из них, по тогдашнему выражению, «в
версту» Петру. Мас­штаб его желаний
такой же гигантский, как и рост его
самого: без двух вершков сажень.
Энциклопе­дизм царя прямо поразителен,
и если в иных облас­тях знания он
остался простым дилетантом, зато дру­гие
он усвоил основательно и всесторонне.

До тонкости
изучив технику военного дела, Петр не
хуже записного богослова толкует
послания апос­тола Павла и может
приводить их на память; не до­вольствуясь
посланиями, он усвоил в подробностях
Евангелие и Деяния апостолов. В Кенигсберге
он с успехом держит экзамен по курсу
артиллерии, а в Польше удивляет своими
познаниями по географии, рисованию и
черчению. Специалист по постройке
кораблей, он и на поле брани, по отзыву
военных ис­ториков, оказался далеко
не дюжинным стратегом и полководцем.

Дело, однако, не
в том, всегда ли оказывался Петр
специалистом в той области, где работал
и ис­кал ответа на запросы своего
неспокойного, вечно тревожного ума, а
в том, что не было, кажется, обла­сти,
куда не заглянул бы он, которую прошел
бы ми­мо. Полководец и корабельный
мастер, богослов и артиллерист, он
самостоятельно вырабатывает мно­гие
законодательные меры по управлению,
торговле, промышленности; намечает,
какие книги из области правоведения и
общественных наук перевести с ино­странных
языков на русский; редактирует первую
русскую газету, принимает непосредственное
участие в составлении «Гистории Свейской
войны»; знает 14 ремесел и то прокатывает
полосу железа, то вытачи­вает деревянное
паникадило, то вырезывает гравюру, то
берется за топор. Он и обедню поет на
клиросе, и зу­бы вырывает, с увлечением
сидит за приготовлением фейерверков,
слушает лекции по анатомии.

Дело не в том,
основательно или поверхностно знал он
каждое дело, за которое брался, а в той
от­зывчивости душевной, в том
непотухающем огне, который, продолжая
гореть 52 года в его груди, даже и в
последние минуты жизни, казалось, не
хотел по­кинуть его. И если что увлекало,
покоряло сердца, вызывало восхищение
и преклонение перед Петром, то именно
этот священный огонь, эта благородная
жажда знания, которая так резко выделяла
царя из окружающей его среды.

2.Пытливость
ума
. «Духовной жаждою томим», Пётр
однако не довольствовался тем, что всей
грудью припал к источнику живой воды и
жадно вбирал в се­бя его живительную
влагу — он хотел допытаться, что это за
источник? что это за вода? Он не только
брал знание, но и хотел понять его,
сделать себе яс­ным. Ничего на веру,
но все переработав или, по крайней мере,
ко всему отнесясь самостоятельно,
продуманно. Этот дух пытливого ума, эта
вечно ра­ботающая мысль кладет на
личность Петра новый отпечаток
замечательной жизненности, от нее веет
поистине чем-то бодрым, свежим и
заразительным.

3.Неустанный
труженик
. Подобный энциклопе­дизм
и умственная пытливость немыслимы без
изве­стной затраты труда. Вот почему
через всю жизнь Петра красной нитью
проходит труд — упорный, по­стоянный,
не знавший ни устали, ни расчета, — труд
до самозабвения, до излишества, ставший
в некото­ром роде основой всего его
духовного существова­ния. Петр работал,
что называется, не покладая рук, всю
жизнь. «Сынишка твой в работе пребываю­щий»,
— так назовет он себя в одном из самых
ранних своих писем — в письме к матери
с Переяслав­ского озера, где у него
кипит работа над постройкой кораблей
(1689), и эта фраза, точно камертон, раз
на­всегда определит ту ноту, которая
будет звучать на всем пространстве его
жизненного поприща, господ­ствуя и
заглушая все остальные. «На троне вечный
был работник», — картинно и метко
определил его великий Пушкин. Русский
царь с гордостью показы­вал на свои
грубые мозолистые руки: «Видишь, бра­тец,
я и царь, да у меня на руках мозоли; а все
от то­го: показать вам пример и хотя
бы под старость ви­деть мне достойных
помощников и слуг отечест­ву», —
говорил он Неплюеву. Записные книжки
Пет­ра, испещренные заметками;
корректуры правленых им изданий; наброски
и планы, где в первоначаль­ной форме
отражалась блеснувшая мысль; проекты
уставов и законодательных актов; его
чертежи, схе­мы, выкладки — вообще та
работа, которую мы при­менительно к
современным терминам зовем работой в
комиссиях в заседаниях или в тиши
кабинета, — все это длинной вереницей
проходит в жизни Петра и составляет ее
содержание.

4. Работоспособность.
Работоспособность Петра прямо небывалая;
напряжение умственной энер­гии —
одно из самых редкостных. Поглощенный
приготовлениями к Прутскому походу, он
в один день составил и написал 32
собственноручных указа в сенат по
разнообразным предметам государствен­ного
управления. Работая, он весь уходил в
свое де­ло. По словам современника,
он в один час делал то, что другой не
сделал бы и в четыре. Наше время не знает
ничего подобного, и уж если с кем
сравнивать Петра, то с Наполеоном I,
который, по собственно­му свидетельству,
работал и за обедом, и в театре, и даже
ночью, пробуждаясь от сна, — короче
говоря: всегда и повсюду.

5.Энергия.
Это был человек громадной воли, не­обычной
энергии; его не могли сломить никакие
препятствия: ни поражение под Нарвой,
ни измена Мазепы, ни открытый бунт в
Астрахани или на Дону. Казалось, неудачи
или затруднения лишь придавали ему
новые силы. Петра не смутили ни глухая
борьба, какую вели с ним «бородачи», ни
проклятия, сыпав­шиеся со стороны
противников реформы, ни загово­ры на
жизнь. Петр никогда не падал духом, и
вырвать у него веру в правоту своего
дела не могли ни казак Булавин, ни изувер
Левин с его исступленным вы­криком:
«Антихрист, антихрист сидит на престоле!»,
ни даже тяжелая драма, какую ему пришлось
пере­жить, найдя в родном сыне
противоборника и врага самым заветным
его мыслям и чаяниям.

6.Общественные
навыки
. Эта ненасытная жажда знания,
дух пытливого ума, постоянное пребывание
в труде при редкой работоспособности
и неиссякае­мой энергии, готовой
ломать все препятствия, пита­лись
главным образом сознанием духовного
родства с тем обществом, в котором жил
и действовал Петр. Русский царь мыслил
себя неотъемлемой частью русского
народа, плотью от его плоти. В Петре ярко
выделяется та особенность, которую
некогда Арис­тотель определил словами
— существо с обществен­ными инстинктами:
заботливая мысль о благе России и
грядущих поколений подсказана ему не
только его положением государя,
ответственного за судьбы своего народа,
но и сознанием тех общественных уз,
какие связывают его с окружающим миром.

7.Царь-гражданин.
Из его чувства общественно­сти выросло
в Петре и другое чувство — сознание
своих гражданских обязанностей. В этом
отношении Петр был первым русским царе
м-граждан и ном. От­тенок гражданственности
наложил на Петра, в его положении
самодержавного владыки необъятной
империи, отпечаток возвышенного и
благородного, действовал воспитательно,
служил образцом как для современников,
так и для потомства. Петр собствен­ным
примером поучал, в чем состоят обязанности
гражданина. И если теперь мы сознаем
себя гражда­нами, призванными к
совместному труду, если ви­дим в себе
известное целое, такую коллективную
единицу, у которой и могут, и должны быть
общие интересы, общие заботы и работа
— то этим в значи­тельной степени мы
обязаны Петру.

8.Обязанности
государя
. Одним из наиболее яр­ких
свойств и особенностей Петра В. было
его созна­ние своих обязанностей как
государя перед страной, править которой
он был призван. Государство, благо
народное — вот его культ, тот алтарь,
на который без малейшего колебания
приносит он в жертву свои энергию и ум,
свои силы, помыслы и мечты. Идея служения
государству не была чужда и Московской
Руси, но только Петр впервые ярко
подчеркнул ее, отделил государя от
государства, резко обособил ин­тересы
государственные от частных, «партикуляр­ных»,
и провозгласил неотъемлемое первенство
пер­вых над вторыми. С первых же шагов
своей государ­ственной деятельности
целью ее он ставит благо го­сударства
и работает под этим знаменем в течение
всей своей жизни. «Все то, что вред и
убыток госу­дарству приключить может
— суть преступления», — говорит он в
одном из своих указов. В манифесте 1702
г. о вызове иностранцев он исходит из
«попече­ния о всеобщем благе» своих
подданных; по взятии Нарвы он обращается
с такими словами к 14-летне­му сыну
Алексею: «Ты должен любить все, что
слу­жит к благу и чести отечества,
должен любить верных советников и слуг,
будут ли они чужие или свои, и не щадить
трудов для общего блага»; празднуя
Ништадтский мир, пользуется случаем
заявить, что це­лью его было «трудиться
о пользе и прибытке об­щем». Ведется
ли война со шведами, заводится ли флот,
приступают ли к преобразованиям
админист­ративным, посылают ли русских
учиться за границу, вводят ли подушную
подать, составляется ли проект учреждения
Академии Наук — весь этот труд, вся эта
подчас непосильная тягота, возлагаемая
на плечи русского народа — все это во
имя государства, блага народного.

На общую пользу
должны работать все, и госу­дарь во
главе всех. Предвосхищая выражение
прус­ского короля Фридриха II («государь
есть первый слуга своего государства»),
Петр все свои силы по­святил на служение
России. Не личный интерес, не себялюбивое
Я стоит у него на первом плане: вся его
сознательная жизнь, начиная с первого
Азовского похода и вплоть до спасения
погибающих на Лахте, отдана государству;
и ему невольно веришь, когда, готовясь
к полтавскому бою, он говорит своим
сол­датам: «А о Петре ведайте, что
жизнь ему недорога, жила бы Россия в
блаженстве и славе».

В этом отношении
Петр далеко опередил своего современника
Людовика XIV. Культ монархической власти
привел во Франции к идолопоклонству:
лич­ность короля заслонила собою
государство. «Не бы­ло более речи о
благе государства, об интересе
госу­дарства, о чести государства —
речь шла о благе ко­роля, об интересе
короля, о чести короля» (Записки
Сен-Симона); забыто было завещание
кардинала Ришелье, хотя и сторонника
абсолютной власти, но видевшего в ней
лишь средство, отнюдь не цель саму по
себе («tout pour
le peuple, rien
par le peuple»).

Русский царь
избег этой ошибки. Перед нами выступает
Петр как слуга государства, как
усердней­ший выразитель интересов
общественных. Мысль, что не только
личность отдельных граждан, но и лич­ность
самого государя должны стушеваться
перед идеей общественной пользы, проходит
красною ни­тью через все его действия
и распоряжения. Идея законности. Петр
не только призывал служить государству,
благу общественному, — он ука­зывал
также и пути, какими, по его мнению,
следует достигать этого блага. Особенно
выдвинул он идею законности. Всю жизнь
неустанно борется он с про­изволом;
во всех своих поступках стоит на почве
за­кона, им одним руководится, его
один исполняет. К закону он старается
вселить уважение, равносильное
религиозному чувству, воспитать своих
подданных в духе беспрекословного
повиновения ему и только ему одному.
Учреждая сенат, он хотел создать из него
хранилище закона, высший правительственный
ор­ган законной власти. «Всяк будет
послушен ему, как мне самому», — говорит
он в одном из своих указов.

9.Идея законности.
Петр не только призывал служить
государству, благу общественному, — он
ука­зывал также и пути, какими, по его
мнению, следует достигать этого блага.
Особенно выдвинул он идею законности.
Всю жизнь неустанно борется он с
про­изволом; во всех своих поступках
стоит на почве за­кона, им одним
руководится, его один исполняет. К закону
он старается вселить уважение, равносильное
религиозному чувству, воспитать своих
подданных в духе беспрекословного
повиновения ему и только ему одному.
Учреждая сенат, он хотел создать из него
хранилище закона, высший правительственный
ор­ган законной власти. «Всяк будет
послушен ему, как мне самому», — говорит
он в одном из своих указов.

Если в Пруссии
Фридрих Великий подчинился решению
суда и уступил своему подданному в споре
из-за пресловутой мельницы в Сан-Суси,
то и у нас в России Петр не затормозил
той челобитной, где один посадский
человек жаловался на государя: царь
сде­лал все, чтобы обеспечить обиженному
возможность получить по суду то, чего
тот искал на ответчике-го- сударе. Сам
будучи открытой душой, не выносившей
лжи, Петр и от окружающих требовал той
же спра­ведливости и искренности. Он
охотно выслушивает жестокую правду
князя Долгорукого и такими слова­ми
характеризует последнего: «Князь Яков
в сенате прямой помощник: он судит дельно
и мне не потака­ет, без краснобайства
режет прямо правду, не смотря на лицо».

10.Человеческое
в Петре-государе
. Вот почему в Петре
так много человеческого. Он не только
госу­дарь, но и человек, самый
обыкновенный смертный, что Петр особенно
любил подчеркнуть и поставить на вид:
как у человека, его силы имеют пределы;
как человек, он может легко ошибаться.
«Возможно ль одному человеку, — говорит
он, — за так многими де­лами усмотреть?»
«Сие не осмотря учинено», — от­кровенно
сознается он по поводу одного неудачного
своего распоряжения. «Аз бо есмь в чину
учимых и учащих мя требую» — таков девиз
выбирает он себе, едучи в первый раз за
границу. Как человек, никогда не возомнит
он о себе высоко; никогда, в противопо­ложность
своему современнику на французском
пре­столе, не провозгласит себя
единственным источни­ком всего
живущего, «королем-солнцем»; никогда
не скажет, как тот: «II n’y
a de grand
chez moi que
celui б qui je
parle, et pendant
que je parle».

11.Широта
взгляда
. Просвещение. Человек
гро­мадного ума, Петр проявил в
государственных во­просах ту широту
взгляда, благодаря которой работа
данного царствования обыкновенно
переживает ее творца, оставляя по себе
глубокий след в потомстве. «Благо России»
Петр видел не в одном внешнем мо­гуществе
ее, но и в развитии ее духовных сил.
Исто­рические условия сложились для
России крайне не­благоприятно: в
дальнем углу Европы, в вечной бли­зости
от азиатского Востока, надолго отторгнутая
двух с половиной вековым гнетом
монгольским от культурного мира, Россия
неизбежно «отстала» от своих западных
соседей и политически, и экономи­чески,
и духовно. Петру это ясно, и он сознает,
что для того, чтобы не стать жалкой
колонией Европы, бессильным объектом
предприимчивых эксплуата- торов-промышленников
и торговцев, России необ­ходимо
возможно скорее подняться до того же
уров­ня, на каком стоит Запад, усвоить
его технические и образовательные
средства.

Вот почему в его
программе стояла не только школа, но и
просвещение. Учреждая школы: навига­ционную,
цифирные и при архиерейских домах;
ши­роко практикуя посылку недорослей
из дворян и приказных за границу и
вызывая из Европы техни­ков разного
рода, Петр одновременно заводит и газе­ту
(1703), хлопочет об устройстве театра,
сносится с Лейбницем, беседует с
английскими богословами, с французскими
учеными, основывает Академию На­ук
(1724, 28 января), поручает составить карты
Азов­ского и Каспийского морей,
посылает немца Мессершмидта в Сибирь
для изучения ее географии, природы и
населения (1720); тяжко больной, за три
недели до смерти, он составляет инструкцию
капи­тану Берингу, отправляет его в
далекое плавание с целью выяснения
вопроса о соединении Азии с Аме­рикой
— вообще, кладет начало тем научным
экспе­дициям, которые в течение XVIII
в. внесли богатый запас новых факторов
из области естествознания и этнографии
Сибири. Петр знает, что колыбелью всех
наук была Древняя Греция, что знания
перешли по­том в Италию, а из Италии
во Францию, в Англию и Германию, и полон
светлой надежды, что настанет время,
когда наука утвердится и в России, «и
мы при­стыдим другие образованные
страны и вознесем рус­ское имя на
высшую степень славы».

Никогда еще в
России до Петра В. задачи госу­дарственной
деятельности не ставились так широко,
с таким размахом и настойчивостью.
Правда, это не была выработанная
программа, но она стала ею дня последующих
поколений, и в этом отношении Петр В.
настоящий учитель своего народа. Недаром
совре­менники под впечатлением
благодарного чувства от­зывались о
нем: «На что в России ни взгляни, все его
началом имеет, и что бы впредь ни делалось,
от сего источника черпать будут»
(Неплюев).

12. Excelsior!
В старой Московской Руси колесо жизни
поворачивалось крайне медленно, даже
чересчур тихо; там более смотрели назад,
тревожно относясь к мысли хоть чуточку
быстрее пустить паро­воз, тащивший
по дороге громоздкий поезд-Россию.
Девизом Московской Руси были слова:
«Будьте осто­рожны; заботьтесь, как
бы не потерять из вчерашне­го то
хорошее, что в нем есть». На знамени
Петра на­чертано было совсем иное:
«Вперед! не бойтесь пере­мен, старайтесь
о том, чтобы завтрашний день был лучшим,
чем день настоящий». Правда, в реформах
своих он пользовался старым материалом:
его сенат, губернии, коллегии не так уж
далеки от прежних приказов и боярских
дум; но в них есть, несомненно, одно
существенное отличие: в них веет духом
нового, слышится влияние бодрой, свежей
мысли.

Смелость, с какой
русский царь посмотрел от­жившему
прямо в глаза, — его призыв к новой
жиз­ни, — неутомимая подвижность и
деятельность, — постоянная готовность
совершенствоваться, идти вперед, — этот
огонь, горевший в его глазах, — убеж­дение
и вера в то, что там, в этом еще неизведанном
будущем, мы найдем небывалый источник
счас­тья, — все это явилось могучей
воспитательной стру­ей, которая
освежила умы русских людей, встряхну­ла
их от прежней неподвижности, вдохнула
им бод­рость, веру в себя и жажду новой
жизни.

Петр весь был
жизнь: про него нельзя сказать, чтобы
он когда-нибудь остановился в своем
разви­тии. Он всегда совершенствовался,
и его горизонты, понимание государственных
нужд всегда росли, ум­ственно мужали.
Это совершенствование, эту жажду
духовного роста он хотел вдохнуть и в
ту Россию, ко­торой так беззаветно
отдал свои силы.

Оценка
Петра Великого.

Суд
истории.

1. Противоречие
в отзывах
. Деятельность Петра В. и ее
результаты долгое время оценивались
на раз­ный лад: одни видели в них
громадное благо, другие, наоборот,
громадное зло для России; но и для тех,
и для других это был резкий разрыв с
прошлым, насто­ящий революционный
переворот. Поклонники Пет­ра уподобляли
его божеству (Ломоносов), а против­ники
видели в нем антихриста (раскольники);
по мнению одних, русский народ «принял
от Петра свой ум, свою нравственную силу
и свои руки» (Никитенко), другие же
обвиняли Петра в том, что он создал
раздвоение между высшими и низшими
слоя­ми народонаселения, «переломил»
весь строп русской жизни, и утверждали,
что «у него не было пред­шественников
в древней Руси» (К. Аксаков). Те и Другие
сходились в одном: фигура Петра «застила
со­бою всю древнюю русскую историю»
(Погодин).

В наше время,
благодаря более обстоятельному изучению
XVII века, установился иной взгляд на
Петра: как ни громаден был вызванный им
сдвиг рус­ской жизни, как ни ярок,
индивидуален отпечаток, наложенный на
русскую жизнь личностью Петра, все же
пути, которыми шел Преобразователь, и
сами цели были, в главных линиях, намечены
еще в преж­ние царствования. Слов
Погодина теперь мы не по­вторим: Петр
более не «застит» старую Московскую
Русь; он сам весь вышел из нее; но он
оставил Мос­ковскую Русь позади и нас
увел от нее далеко-далеко. С Петра В.
возврат к ней стал уже невозможен.

2.Соловьев.
«Великий человек есть всегда и вез­де
представитель своего народа», деятельность
Петра была приготовлена всей
предшествовавшей истори­ей, необходимо
вытекала из нее. «Во второй полови­не
XVII века русский народ явственно тронулся
на новый путь; после многовекового
движения на Вос­ток он начал поворачивать
на Запад», что неизбежно вызвало страшный
переворот, болезненный перелом в жизни
народной: сближение с народами
цивилизо­ванными означало поступление
к ним в школу и подражание. Само сближение
было делом народ­ным, и Петр явился
вождем в этом деле. Свой гений он выразил
в том, что ясно сознал свое положение и
свою обязанность: вывести посредством
цивилиза­ции слабую, бедную, почти
неизвестную миру Рос­сию из той
отчужденности и невежества, в каком она
находилась до сей поры. Приходится
изумляться пе­ред нравственными и
физическими силами Преоб­разователя.
«Родившись с умом необыкновенно
воз­бужденным, чутким ко всему, Петр
изощрил эту чут­кость до высшей
степени, с малолетства прислуши­ваясь
и приглядываясь сам ко всему». Его никто
не направлял, никто не ограничивал;
возбуждение ему давало общество, уже
стоявшее на повороте и коле­бавшееся
между двумя направлениями.

Реформы проведены
были круто. Хотя «бури очищают воздух,
но опустошения, которые они по себе
оставляют, показывают, что это очищение
куп­лено дорогою ценою». Сильные
болезни требуют и сильных лекарств,
допетровская же Россия болезней накопила
в себе много; но «сильные средства
обык­новенно оставляют по себе и
неблагоприятные для организма последствия.
Эпоха преобразования не представляет
в этом случае исключения».

3.Кавелин.
«Петр Великий, с головы до ног,
ве­ликорусская натура, великорусская
душа. Удивитель­ная живость, подвижность,
сметливость; склад ума практический,
без всякой тени мечтательности,
ре­зонерства, отвлеченности и фразы;
находчивость в беде; рядом с тем —
неразборчивость в средствах, для
достижения практических целей;
безграничный раз­гул, отсутствие во
всем меры — и в труде, и в страс­тях,
и в печали. Кто не узнает в этих чертах
близкую и родную нам природу великорусса?
Но в каких гро­мадных, ужасающих
размерах она в нем высказалась! Несмотря
ни на какие свидетельства, все как-то
не верится и до сих пор, чтоб в самом
деле мог жить на свете такой человек!
Раз почуявши свое дело, свое призвание,
— а до этого он дошел не через книгу или
раздумье, а практикой, опытом — Петр
отдался ему всей душой, всем помыслом,
без колебаний и оглядки, на всю жизнь.
Труженик, в благороднейшем смысле слова,
он не знал устали и только перед смер­тью
догадался, «сколь слабое творение
есть человек». Невозможного для него
не было; все казалось ему возможным,
чего он хотел, а хотел он, ни больше ни
меньше, как пересоздать московское
царство в евро­пейскую монархию, с
европейским государственным устройством,
администрацией, науками, искусства­ми,
промышленностью, ремеслами, торговлей,
сухо­путными и морскими силами, даже
с европейской общественностью, нравами
и формами, — и рассчи­тывал выполнение
плана не на сотни лет, а на свой век,
желал сам насладиться плодами своего
«насаж­дения».

С этой стороны
Петр В. есть полнейший пред­ставитель
своей эпохи и ее преобразовательных
стремлений. Формы, в которых они
осуществились, принадлежат безраздельно
времени, в котором он жил; Петру принадлежит
необычайная сила, энер­гия, с которой
велось дело, страстность, если можно
так выразиться, темперамент реформы».

4. Ключевский.
«Реформа, совершенная Петром Великим,
не имела своей прямой целью перестраи­вать
ни политического, ни общественного, ни
нрав­ственного порядка, установившегося
в этом государ­стве, не направлялась
задачей поставить русскую жизнь на
непривычные ей западно-европейские
ос­новы, ввести в нее новые заимствованные
начала, ограничивалась стремлением
вооружить Русское го­сударство и
народ готовыми западноевропейскими
средствами, умственными и материальными,
и тем поставить государство в уровень
с завоеванным им положением в Европе,
поднять труд народа до уров­ня
проявленных им сил. Но все это приходилось
де­лать среди упорной и опасной внешней
войны, спешно и принудительно, и при
этом бороться с народной апатией и
косностью, воспитанной хищным . приказным
чиновничеством и грубым землевладель­ческим
дворянством, бороться с предрассудками
и страхами, внушенными невежественным
духовенством. Поэтому реформа, скромная
и офаниченная по своему первоначальному
замыслу, направленная к перестройке
военных сил и к расширению финансовых
средств государства, постепенно
превратилась в s упорную
внутреннюю борьбу, взбаламутила всю
застоявшуюся плесень русской жизни,
взволновала все классы общества. Начатая
и веденная верховной вла­стью, привычной
руководительницей народа, она ус­воила
характер и приемы насильственного
переворо­та, своего рода революции».

«Противоречия,
в какие Петр поставил свое де­ло,
ошибки и колебания, подчас сменявшиеся
малообдуманной решимостью, слабость
гражданского чувства, бесчеловечные
жестокости, от которых он не умел
воздержаться, и рядом с этим беззаветная
любовь к отечеству, непоколебимая
преданность своему делу, широкий и
светлый взгляд на свои зада­чи, смелые
планы, задуманные с творческой чуткос­тью
и проведенные с беспримерной энергией,
нако­нец, успехи, достигнутые
неимоверными жертвами народа и великими
усилиями Преобразователя — столь
разнородные черты трудно укладываются
в цельный образ. Реформа Петра была
борьбой деспотизма с народом, с его
косностью. Он надеялся грозой власти
вызвать самодеятельность в порабощенном
обществе и через рабовладельческое
дворянство водворить в России европейскую
науку, народное просвещение, как
необходимое условие общественной
самодеятельности, хотел, чтобы раб,
оставаясь рабом, действовал сознательно
и свободно. Вера в чудодейственную силу
образования, которой проникнут был
Петр, его благоговейный культ науки
на­сильственно зажег в его рабьих
умах искру просве­щения, постепенно
разгоравшуюся в осмысленное стремление
к правде, т.е. к свободе. Самовластие
са­мо по себе противно, как политический
принцип. Его никогда не признает
гражданская совесть. Но можно мириться
с лицом, в котором эта противоес­тественная
сила соединяется с самопожертвованием,
когда самовластен, не жалея себя, идет
напролом во имя общего блага, рискуя
разбиться о неодолимые препятствия —
и даже о собственное дело. Так ми­рятся
с бурной весенней грозой, которая, ломая
ве­ковые деревья, освежает воздух и
своим ливнем по­могает всходам нового
посева».

58

Петр Великий любил наглядно изучить потенциал своей державы. Не обошел он вниманием и Тотьму: побывал в ней три раза, на пути в Архангельск — в 1693, в 1694 и в 1702 годах. Благодарные тотьмичи сохранили память о царе-путешественнике.

1

Лось-камень и Гром-камень

Петру Алексеевичу город на Сухоне так понравился, что в первый визит он задержался на четыре дня. 17 июля царь посетил Спасо-Суморин монастырь и возложил к иконе святого угодника Божия Феодосия янтарное Распятие.

Петра заинтересовали соляные варницы. Он с интересом изучал их конструкцию — в Тотьме соль добывали так: выкачивали соленую воду из подземных источников, глубиной до 90 метров, и выпаривали. Царь собственноручно вытащил бадью из трубного колодца, а потом потребовал плату и получил медную монету. Уже позже, и в московских кузницах, и на голландских верфях, Петр Алексеевич всегда будет получать плату за физический труд, неважно, неквалифицированный или мастерский.

Во время других визитов царя привлекали и корабельные рощи, где по его указу были посажены сосны для флота, и верфи, на которых строились речные суда. Первый российский император интересовался не только продукцией местных корабельных плотников, но и их квалификацией — заранее искал кадры для верфей Санкт-Петербурга.

В Тотьме сохранились несколько легенд, связанных с путешествиями царя-реформатора по Русскому Северу. На северной стороне города находится Государев луг — здесь Петр расставил путевой шатер.

А ниже по течению Сухоны — Лось-камень, также называющийся Царёв стол. Это розово-серый гранит, выступающий над водой на два метра, чем-то напоминающий Гром-камень, на котором в Санкт-Петербурге стоит Медный всадник. По легенде Петр однажды пообедал прямо на камне — отсюда и Царёв стол. В нынешнем виде камень не очень подходит для трапезы, но с петровских времен он значительно уменьшился и изменил форму.

Лось-камень

Кроме Петра, в Тотьме бывали и его родственники, но не по своей воле. В 1697 году воеводой служил отправленный в почетную ссылку Федор Абрамович Лопухин, отец первой жены Петра — Евдокии. Сама Евдокия Федоровна до прибытия в Суздальско-Покровский монастырь некоторое время жила в Тотемском Богородицком монастыре. В память об этом событии она, освободившись из монастырского заточения, в 1729 году прислала в Троицкую церковь Дедовской пустыни под Тотьмой икону Покрова Пресвятой Богородицы.

2

Петровский шанс для Тотьмы

Существует шутливая этимология объяснение имени Тотьмы — Петр Великий, увидев город, произнес: «То — тьма». Это такой же исторический анекдот, как и происхождение питерского района Охта от такого же царского междометия, когда карета застряла в непролазной грязи на правом берегу Невы.

Конечно же, Петр Тотьму любил, уважал и обозвать ее «тьмой» у него не было никакого повода. Тотьмичи тоже уважают царя и хранят память о его пребывании на берегах Сухоны. В местном краеведческом музее можно увидеть серебряный позолоченный ковш, подаренный Петром Первым подьячему Павлу Тарутину.

В 1899 году в Тотьме было открыто ремесленное училище, названное Петровским. В 1904 году Петровское училище обосновалось в построенном для него трехэтажном каменном здании, на тот момент самом высоком в Тотьме. Школа, построенная на средства промышленника Николая Токарева, оказалась не только самым высоким, но и современным зданием — электричество, водопровод, обогрев калорифером — горячим воздухом. Увидеть училище, в котором сейчас располагается средняя школа, можно по адресу набережная Кускова, 14.

Петровская ремесленная школа

С одной стороны, тотьмичи, как и жители некоторых других городов Русского Севера, могли бы обижаться на Петра Великого. После постройки Санкт-Петербурга торговые пути переместились, и города, обслуживавшие древний транспортный коридор Архангельск — Москва, пришли в упадок.

Но благодаря Петру российское кораблестроение и российское мореплавание вышли на новый уровень и стали возможны межконтинентальные путешествия российских купцов. Русский Север внес большой вклад в историю Русской Америки, и роль Тотьмы в этом была уникальна. Это уже отдельная история.

  • Каким показан петербург в романе преступление и наказание сочинение
  • Каким песням дали вторую жизнь эти сочинения
  • Каким песням дали вторую жизнь сочинения чайковского и грига
  • Каким пейзажем начинается рассказ гранатовый браслет какова его роль
  • Каким оказался тетерев в сказке лиса и тетерев