Каким словом можно назвать героев цикла рассказов лескова рикивепнад

I. Введение.

Как много в жизни удивительного! В каждом
цветке, в каждой травинке – целая Вселенная. Но прекрасней и сложнее
человеческой судьбы нет ничего: как странно она иногда складывается, как
внезапно она может измениться!

Гоголь писал: «Возвеличь в торжественном гимне
незаметного труженика!»

В буднях затрапезной русской жизни Лесков
открывает мир «незаметных тружеников», принадлежащих к низшему, простому
сословию нации, создающие образ России как земли неисчерпаемых сил и
возможностей.

«Лесков писатель будущего, и его жизнь в
литературе глубоко поучительна», — утверждал Лев Толстой. С этим трудно не
согласиться. так как произведения Лескова привлекают внимание читателей и
сегодня. Именно в Лескове Горький видел  талант бескомпромиссного изображения жизни:
« Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями ее древнего быта, любил
затрепанный чиновниками, полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне
считал его «способным ко всем добродетелям»…»

  В этом году мы отмечаем 180-летие со дня рождения
Николая Семёновича Лескова.

 1. Краткий обзор жизни и творчества Н.С.Лескова.

Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) родился
в Орловской губернии. После смерти отца, небогатого судейского служащего, в
1848 году писатель переехал в Киев, работал в казённой палате и в свободное
время посещал лекции в университете.

В 1869 году появились его первые статьи:
«Полицейские врачи в России», «О рабочем классе», «Несколько слов об ищущих
коммерческих мест  в России». В 1861 году Лесков переехал в Петербург и начал
сотрудничать с крупными журналами и газетами.

С 1861 по 1863 год Лесков
напечатал массу статей, очерков и повестей, выпустил свой первый роман
«Некуда». Роман не был принят революционным лагерем, и Лесков стал писать для
консервативных журналов «Русский вестник» и «Русский мир». В этот период
появляются многие его произведения: «На ножах», «Штопальщик», «Сказ о тульском
косом Левше и о стальной блохе», «Соборяне».

 В 70-80-х годах возникает
разноликая серия его рассказов о праведниках. Центральным направлением
художественного творчества Н.С. Лескова становится поиск положительного идеала,
получивший наиболее яркое свое воплощение в знаменитом цикле «Праведники»
(1876-1887).

            Самоотверженность свойственна
героям всех рассказов цикла

                                                        -1-

«Праведники», но реализуется данное понятие в
основном через сложное

синтаксическое целое: в нашем случае – через
вставные очерки о поступках праведных персонажей. Большой скандал разыгрался
вокруг издания собрания сочинений Лескова. Шестой том издания был арестован
цензурой как «антицерковный», часть произведений была вырезана, но издание
удалось спасти.

Собрание сочинений имело громкий
успех, но было уже поздно – узнав об аресте книги, Лесков сильно заболел;
приступы астмы, мучавшие его последние 5 лет, участились, и 5 марта 1895 года
он умер.

После кончины Лескова в его столе
нашли письмо, где есть такие слова: «Прошу затем прощения у всех, кого я
оскорбил, огорчил или кому был неприятен».

2. Цели, задачи
и методы исследования.

Эта тема заинтересовала меня тем, что писатели
мало пишут на эту тему, многие вообще не затрагивают её. Тема «русского праведника»
остается как бы в стороне. Не каждый писатель берется за тему праведников,
потому что жизнь праведника, жизнь по божьим законам, с одной стороны слишком
проста и однообразна, а с другой стороны так насыщена и наполнена каждодневным
служением людям и богу, что понимание праведника трудно донести до читателя.

В данной работе я ставлю цели и задачи:

1.    
Исследовать проблему
праведничества в творчестве Н.С.Лескова.

2.    
Проанализировать образы
«праведников» в рассказах: «Человек на часах», «Очарованный странник»,
«Несмертельный Голован» и «Шерамур».

3.    
Определить, какими
нравственными качествами обладают «праведники» в творчестве Н.С.Лескова.

Методы, используемые в работе:

           анализ текстов, исследование, наблюдение, сопоставление.

                                                  -2-

I I. Основная часть.

1.Кто такие «праведники?»

Обычный человек, услышав слово «праведник»,
представляет себе образ человека глубоко духовного, никогда не совершающего
грехов,
живущего согласно заповедям, моральным
предписаниям какой-либо религии. Для Лескова же значение этого слова имело
более глубокий смысл.

Богатая одарённость русского человека, глубина и цельность его натуры
были для Лескова залогом лучшего будущего страны. В поисках положительных начал
русской жизни он обращался, прежде всего, к этому источнику – к положительным
типам русских людей.

Редкая особенность писательского дарования Лескова заключалась в том,
что положительные типы удавались ему лучше отрицательных. По словам М.
Горького, Лесков «как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь» и
начал «создавать для России иконостас её святых и праведников». Его
«праведники», эти, по выражению Горького, «маленькие великие люди» не только
несут в мир добро, но и показывают, каким может быть человек не в отдалённом
будущем, а уже прямо сейчас, в настоящем.

 Писатель ищет и находит «праведников» в самых различных «слоях»
русского общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства. Все
они смело вступают в борьбу со злом и руководствуются в своих поступках только
голосом совести, демонстрируя нравственную независимость от окружающей их
среды.

Целый «слой» людей, незаметно, но постоянно творящих подвиг
человеколюбия, — это и есть те, кем стоит и держится русская земля. «Я пошёл, —
говорил Лесков, — искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не
найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых «несть граду
стояние…»

Праведник устремляет взгляд внутрь
себя и требователен прежде всего к себе – от себя же и добивается следования
евангельскому нравственному идеалу, понимаемому писателем как «почвенная»
идеология трудового класса, в исключительных случаях усваемая «отщепенцами»
класса дворянского.

Лесковский праведник самоотвержен
и великодушен
во всех своих ипостасях, выведенных в цикле, поэтому указание
на данное качество закреплено в структуре концепта «праведный». Его праведники
словно пришли из того старого библейского времени, чтобы напомнить истинные
христианские идеалы и показать пример настоящей христианской веры.
Праведники Лескова исповедуют собственную религию
«добра, правды и мира», даже не посещая православные приходы.

   В первую очередь в ядро определения слова «праведный»
у Лескова входят слова-репрезентанты, в семантике которых присутствует указание
на нравственный аспект человеческой жизни: в этом значении

                                   -3-               

лексема «праведный» сопрягается со словами честный, трудолюбивый,
добрый (и его синонимы), самоотверженный (и его синоним великодушный),
одаренный.

 В языковом сознании писателя реализация
концепта «праведный» идет также через употребление таких слов, как: добрый,
жалостливый, гуманный, сердобольный. Соответственно, слово «праведник» означает
человека, обладающего всеми качествами, приведёнными выше.

Иногда Лескова сравнивают с Диккенсом. И
действительно, есть одно, что очень сильно их сближает: это чудаки-праведники.
Чем не лесковский праведник мистер Дик в «Давиде Коперфильде», чьё любимое
занятие было запускать змеев, и который на все вопросы находил правильный и
добрый ответ? И чем не диккенсовский чудак Несмертельный Голован, который делал
добро втайне, сам даже не замечая, что он совершает добро?

Чудак не только хранит тайну своей доброты, но он ещё и сам по себе
составляет литературную загадку, интригующую читателя. Выведение чудаков  в
произведениях, по крайней мере, у Лескова, — это тоже один из приёмов
литературной интриги. Чудак всегда несёт в себе загадку.

2.Анализ рассказов
Н.С.Лескова.

«Человек на
часах».

Наиболее известен рассказ Лескова из цикла о
«праведниках» «Человек на часах», тоже относящийся к николаевской эпохе и
основанный на реальных событиях, к тому же встреченный одобрением и читателей,
и критики. Это редкое единодушие объяснялось и блестящим мастерством писателя,
и той редкой иронией, с которой он повествовал о рядовом Постникове — простом
русском герое,
«сердобольном и
нервном», получившим наказание «на теле» потому, что спас утопающего в Неве.

Фантасмагория «замундированной империи»
Николая Первого раскрывалась в проступке часового, покинувшего свой пост у
Зимнего дворца ради спасения человека. Все озабочены больше всего тем, чтобы
наградить за спасение утопающего случайного офицера, проезжавшего в тот момент
по набережной, и скрыть действительного «виновника» происшедшего. И каждый
получает свое: офицер — орден, а рядовой Постников двести розог.

 Даже сам владыка, в котором читатели узнали
Филарета — автора манифеста об освобождении крестьян, ничего не мог возразить
против этого — наоборот, выразил полное согласие с решением подполковника
Свиньина, приказавшего выпороть рядового, хотя батальонный командир чувствовал
некоторое смущение от неожиданного конца всего дела. Ведь

                                                          -4-

рядовой Постников «понимал, что, спасая жизнь другому человеку, он
губит самого себя.… Это высокое, святое чувство!»
,- говорит Свиньин,
воспитанный в христианской вере митрополиту.

Но владыка с этим не согласился: «Святое
известно богу, наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не
противоречит ни обычаю народов, ни духу Писания. Лозу гораздо легче перенесть
на грубом теле, чем такое страдание в духе».

И «добрый и участливый» Миллер, человек с «гуманным» направлением», начальник
караула, где был Постников, и «христианолюбивый» Свиньин, приказавший выпороть
Постникова, и обер-полицмейстер Кокошин — все понимали, что он совершил
героический поступок, но в николаевское время он мог обернутся большой
неприятностью для всех невольных участников этого дела.

К общему удовольствию, находчивый обер-полицмейстер
«повернул» дело так, хвастуна офицера наградили, и Постников отделался легко —
экзекуцией при строе «как следует».

«Очарованный
странник».

«Очарованный странник» был написан Лесковым в
1872. В этом же году Лесков предпринимает поездку по Ладожскому озеру, давшую
ему фон для рассказа. Полученный материал Лесков использовал дважды. Он создал
целую серию очерков « Монашеские острова на Ладожском озере», а затем обратился
к художественному произведению.

Как всегда, форма повествования была такой,
какая свойственна только Лескову. Она предполагала идеального рассказчика и
идеальных слушателей. Лесков сознательно использует такие литературные приемы,
которые уже давно разрабатывались до него и в западной литературе, и в русской.
Рассказ Ивана Флягина о своих приключениях напоминает и просветительский роман
18 века с его формой жизнеописания одного лица, и романы — приключения, столь
популярные в русской литературе 30-х годов 19 века.

Писатель искал свою форму повествования,
откликаясь не только на литературные образы. Герой повести — бывший крепостной.
В сущности,

«очарованный
странник» Иван Флягин — это народ, ищущий правды и справедливости на самых
неизведанных дорогах. Для писателя он имел непосредственную связь с другим
любимым персонажем — «Несмертельным

Голованом», который в
самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает своих односельчан от
жестокой напасти. Оба они — и Иван Флягин, и

Несмертельный Голован
— из Орловской губернии, где прошло детство писателя.

Лесков, как всегда, опирается на какие-то
личные впечатления и воспоминания об уездной русской глуши, в которой попадались
люди,

                                                  
-5-

подобные Ивану Флягину.

«Очарованный странник» больше напоминает
былинный эпос, герой которого «всю жизнь свою … погибал, и никак не мог
погибнуть».

Лесков не стремился запечатлеть эту провинциальную
жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных
сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам
народный инстинкт, дух народа – «жизнестроителя». Таким и был Иван Флягин, сын
кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии — жестокого крепостника,
упоминаемого и в других произведениях Лескова. На жизненном пути Ивана
встречаются тяжелые испытания, но, несмотря на них, остается жив.

Иван Северьянович — натура незаурядная,
страстная. Его поступки сродни человеку экспансивному, несмотря на мужицкое
обличье и простонародное одеяние. Еще в юности он спасает княжескую чету,
остановив шестерку взбесившихся коней на краю пропасти, но в благодарность
получает жестокую порку, «обидев» любимую барышней кошку. И так будет
складываться вся его дальнейшая жизнь. Потерпев незаслуженную обиду, он бежит
на юг страны, куда уходили многие крепостные; затем проходит через новые
испытания, пробуя себя в самых разных «профессиях»: он на своем месте в любом
положении — может быть и нянькой при больном ребенке, и опытным ремонтером по
лошадиной части, и лекарем.

 Лесков нисколько не идеализирует своего
героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не
понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и
остается неизменным в своей цели — быть в полном согласии с совестью и
долгом.

Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего
не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную
жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и
бытовое в герое отходит на задний план. Действительно, мы видим сколько
страданий перенес Иван, он рассказывает о своих негативных поступках, но
впечатление о нем складывается положительное. В конце повести образ русского
странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз
героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе
народа.

«Несмертельный
Голован».

Об этом лесковском праведнике
сказано,  как об одном из «героев великодушия, людей бесстрашных и
самоотверженных». Орловский священник отец Павел говорит о Головане: «Его
совесть снега белей», из

                                                             
-6-

чего можно сделать вывод, что это человек
праведный, несмотря на то, что Голован постоянно подозревается в
«неправославности», так как на вопрос: «Какого он прихода?», герой отвечал: «Я из
прихода Творца-Вседержителя», – а такого храма во всем Орле не было».

Голован в повести Лескова назван «молоканом»,
то есть человеком, принадлежащим к одной из сект распространенных на юге
России. По духу он — свободный христианин, то есть еретик. Этот духовный тип
русского мыслителя очень привлекал писателя.

По мысли автора, Голован далек от церковной
обрядности, и его добрая, народная вера напоминала вредные, с официальной точки
зрения, фантазии. Действительно, Голован готов пройти через все испытания лишь
бы спасти свою деревню; даже в самую лютую чуму сознательно и добровольно
спасает он своих односельчан от жестокой напасти.

Он действительно был праведником, и хотя он
был далек от церкви, он был  «народным» праведником, то есть праведником его
считала не церковь, а люди, народ.

Лесков верит в силу народа. Его герой
«праведник» не потому, что способен на «чудо», не потому, что возвышается над
людьми, отгородившись от них, а потому, что вместе с ними в трудную минуту. Он
и гибнет, спасая ближних во время пожара. По мнению народа, это и есть высшее
проявление праведности в человеке.

 «Шерамур».

Среди произведений Лескова 70-х годов рассказ
«Шерамур» также примыкает к циклу рассказов о праведниках, хотя сам писатель
вначале печатал его в книге отдельно и даже назвал свой сборник так: «Три
праведника и один Шерамур» (1880).

«Шерамур»- рассказ о русском нигилисте 70-х
годов, ничем не напоминавшем своего отдаленного дворянского предшественника —
тургеневского Рудина, которого Лесков не случайно упоминает в своем
произведении. Проводя между ними параллель, Лесков пишет: «Это даже жалостно и
жутко сравнивать. Там у всех есть вид и содержание, и свой нравственный облик,
а это… именно что-то цыганами одобренное; какая-то затерть, потерявшая признаки
чекана. Какая-то бедная, жалкая изморина…».

Писатель дает портрет русского нигилиста,
попавшего в политическую историю, а затем уехавшего за границу. Бросается в
глаза его сходство с «овцебыком» Василием Богословским — героем раннего
рассказа Лескова, «агитатором» середины 50-х годов, ушедшим в народ в поисках
правды. Как и он, Шерамур испытывает множество искушений, жизнь бросает его,
как ненужную ветошь, из одной пропасти в другую, причем «жратва была пункт его
помешательства: он о ней думал сытый и голодный, во всякое время — во дни и
нощи». Отец его — дворянин, мать –

                                                
-7-

из крепостных, но он никого не знает.

Шерамур становится студентом Технологического
института, давшего большое число народников 70-х годов, но, попав в «историю»,
бросает его. Затем, подобно герою романа Тургенева «Новь» Нежданову, едет в
провинцию учителем, попадает в аристократическую семью, находившуюся под
влиянием проповеди уже известного лорда Редстока, уходит из нее пешком в
Москву, а от туда – в «Женевку», к русским эмигрантам.

«Шерамур, —  пишет Лесков, — герой брюха; его
девиз — жрать, его идеал — кормить других». Эта странная характеристика
героя имело свое основание, ибо на своем жизненном пути он видел только голод и
холод.

Будучи студентом, он научился подражать вою
волков: техноложцы так пугали хозяйку, если она не давала хлеба и дров. В Париже
Шерамур берется за любую работу, ради кормежки и остается таким же по-русски
беспечным: для него жизнь копейка, как для Ахиллы Десницына.

III.
Заключение.

Среди праведников Лескова есть две категории
людей. Одни живут «элементарными» инстинктами сострадания и доброты. Другие
ищут и находят своему трудному пути защиту добра некое обоснование, создавая
правила практического гуманизма. Лесковские «праведники» –  учителя жизни,
которых писатель ставит в образец.

В ходе анализа рассказов Лескова я пришла к
следующим
выводам:

1) «праведник» в понимании писателя является
человеком «
требовательным, прежде
всего, к себе», «самоотверженным и великодушным во всех своих ипостасях», а не
только глубоко верующим;

2) «истинность» веры как компонент
праведничества в прозе Лескова не является основной чертой «праведников»;

3) стремление к самопожертвованию для
«праведников» является важным;

4) прототипами большинства «праведников»
явились реально существующие люди, а не вымышленные персонажи;

5) народные герои-праведники выступили как
единственные прямые наследники и хранители высших гуманистических начал;

6) чудаковатость, странность типов русских
праведников и их образа мыслей отражали сложность русской жизни;

7) «праведники» стремились к нравственному
идеалу.

                                                  
-8-

    IV.   Список используемой литературы:

1.    
Аннинский Л. Лесковское
ожерелье. – М., 1986.

2.    
Библиотека на все времена.
В 30 т. – Т. 15. Н.Лесков. Избранные повести. 2006г.

3.    
Горелов А.А. Н.С.Лесков и
народная культура. – Л., 1988.

4.    
Горький М. Собр. Соч.: В
30 т. – Т. 24. – С.231.

5.    
Даль В.И. – М.: Толковый
словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. П / Русский язык – Медиа,
2006. – С. 555

6.    
Дыханова Б.С. «Запечатлённый
ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова. – М., 1980.

7.    
Лесков А.Н. Жизнь Николая
Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. Тула, 1981,
с.141.

8.    
Лесков Н.С. Повести и
рассказы. Дет. лит., 1989, с. 297 – 299, 301 – 303.

9.    
Лесков Н.С. Собр. соч. В 12 т. Т. 2 Праведники / Н.С.
Лесков – М.: Правда, 1989. С.415.

10.
.Писарев Д.И. Соч. в 4-х т. М., 1956, с.263.

11.
Русские писатели.
Библиографический словарь. В 2-х т. – Т.1 – С.420 – 1990
г. – Москва.

12.
Столярова И.В. В поисках
идеала: Творчество Н.С.Лескова. – Л., 1978.

13.
 Интернет-ресурсы.

                                     -9-

Содержание работы:

I.                
Введение.

  1. Краткий обзор
    жизни и творчества Н.С.Лескова
    .
  2. Цели, задачи и
    методы исследования
    .

II.           
Основная часть.

1.    
Кто такие «праведники»?

2.    
 Анализ рассказов
Н.С.Лескова:

      «Человек на часах»;

      «Очарованный странник»;

      «Несмертельный Голован»;

      «Шерамур».

III.      
Заключение.

       Выводы.

IV. Список используемой литературы.

Приложения

  1. Образы «праведников» в произведениях Лескова.

Рассказы Лескова
о праведниках
.
У Лескова есть целый цикл повестей и
рассказов на тему праведничества.
Понятие народ Л. интерпретировал широко,
и у него праведниками оказывались и
крестьяне, и купцы, и чиновники ,и
священники(«Однодум», «Соборяне»).
Праведники наделены милосердием по
отношению к больным, угнетенным, бедным.
Все они обладают общечеловеческими
категориями добра. Ценность этих
добродетелей увеличивается от испытанных
на себе гонений и преследований как со
стороны властей, так и со стороны людей,
живущих жестокой и корыстолюбивой
жизнью. В каком- то смысле все праведники
сливались в широко понимаемой народной
правде и оказывались оппозиционной
силой по отношению к существующему
строю, несли в себе некоторый элемент
соц. обличения. Протоирей Туберозов
(«Соборяне»), чел., живший во внешнем
благополучии, вырос бунтарем, восстал
против лжи священнической жизни,
привилегий, зависимости от высших чинов.
Все его мысли за 30 лет службы записаны
в его «Демикотоновой книге». Он жаждет
всенародного обличения чина священника
на соборе. Туберозов отказывается от
покаяния и умирает в своей правоте.
Многие праведники кажутся чудаками,
людьми со сдвинутой психологией,
странностями. Всем им свойственна
некоторая одержимость. «Праведничество»
оказывается своеобразным мнением
народным, которое складывается и живет
стихийно, его нельзя обуздать никакими
циркулярами власти. Решительно всегда
«праведничесво» не получало должной
оценки со стороны властей. В принципе
«праведник» по соц. оценки «маленький»
чел., все имущество которого нередко в
небольшом заплечном мешке, а духовно
он вырастает в сознании читателя в
гигантскую легендарную былинную фигуру.
Таков
богатырь Иван Северьяныч Флягин
(«Очарованный странник»), напоминающий
Илью Муромца. Вывод из его жизни
напрашивался такой: «Русский человек
со всем справится». Он
многое видел и многое испытал:«Всю жизнь
свою я погибал и никак не мог погибнуть».
Наиболее яркое произведение о праведниках
– «Сказ о тульском косом Левше и о
стальной блохе». «Праведники» несут
людям очарование, но и сами они действуют
словно зачарованные. Дай им вторую
жизнь, они проживут ее точно также. В
подвигах Левши и его друзей, тульских
мастеров, много виртуозной удачливости,
доже эксцентрического чудачества. А
между тем жизнь их весьма скверная и
большей частью бессмысленная, и народные
таланты чахнут и гибнут при царском
строе. Итог рассказа горек: бессмыслен
подневольный труд, хотя Левша и показал
русскую удаль. И все-таки Л. не теряет
оптимизма. Несмотря на жестокость
обстоятельств и полное забвение, которое
ожидает Левшу, герой сумел сохранить
«душу человечкину». Л. был убежден, что
простые люди с их чистыми сердцами и
помыслами, стоя в стороне от главных
событий, «сильнее других делают историю».

На
написание этой темы Лескова побудил
разрыв с церковью. Разрыв с церковностью
означал для Лескова не только критику
тех или иных догматов казенного
христианства. Он означал полный разрыв
с официальным миром, с казенной службой
во всех ее видах и формах. Отныне он
довольно придирчиво отзывается о людях,
так или иначе связанных с государством-
хотя бы по долгу службы. Он чувствует
себя протестантом, ревниво оберегающим
независимость своих суждений и поступков.
И здесь, как и во многих других вопросах,
примером для него был Лев Толстой.
Галерею
лесковских праведников открывает образ
Савелия Трубозорова. Пройдет всего
несколько лет, и Лесков разочаруется
в своих надеждах на «истинную веру».
Люди-
типа старгородского протопопа- будут
казаться ему столь же «далекой и милой
сказкой», как наивные плодомасовские
или простодушный силач Ахилла Десницын.
«Очарованный странник» был написан
Лесковым в 1872. В этом же году Лесков
предпринимает поездку по Ладожскому
озеру, давшую ему
фон для рассказа. Полученный
материал Лесков использовал дважды.
Он создал целую серию очерков «
Монашеские острова на Ладожском озере»,
а затем обратился к художественному
произведению. Как всегда, форма
повествования была такой, какая
свойственна только Лескову. Она
предполагала идеального рассказчика
и идеальных слушателей. Лесков
сознательно использует такие
литературные приемы, которые уже давно
разрабатывались до него и в западной
литературе, и в русской. Рассказ Ивана
Флягина о своих приключениях напоминает
и просветительский роман 18 века с его
формой жизнеописания одного лица, и
романы — приключения, столь популярные
в русской литературе 30-х годов 19 века.
Писатель
искал свою форму повествования,
откликаясь не только на литературные
образы. Герой
повести- бывший крепостной. В
сущности, «очарованный странник» Иван
Флягин- это народ, ищущий правды
и справедливости на самых неизведанных
дорогах. Для
писателя он имел непосредственную
связь с другим любимым персонажем-
«Несмертельным Голованом», который в
самую лютую чуму сознательно и
добровольно спасает своих односельчан
от жестокой напасти. Оба
они- и Иван Флягин, и Несмертельный
Голован- из Орловской губернии, где
прошло детство писателя. Лесков, как
всегда, опирается на какие-то личные
впечатления и воспоминания об уездной
русской глуши, в которой попадались
люди, подобные Ивану Флягину. Если
своего «Левшу» писатель сделал под
русский лубок, столь популярный в
простонародье, то «Очарованный
странник» больше напоминает былинный
эпос, герой которого «всю жизнь свою …
погибал,
и никак не мог погибнуть». Лесков
не стремился запечатлеть эту провинциальную
жизнь как сплошное царство мрака и
беззакония. Не умалчивая о тягостных
сторонах этого быта, он выводил на
сцену героев, в которых отражался сам
народный инстинкт, дух народа-
жизнестроителя. Таким и был Иван Флягин,
сын кучера из дворовых графа Каменского
Орловской губернии- жестокого крепостника,
упоминаемого и в других произведениях
Лескова. На жизненном пути Ивана
встречаются тяжелые испытания, но
несмотря на них, остается жив. Иван
Северьянович- натура незаурядная,
страстная. Его поступки сродни человеку
экспансивному, несмотря на мужицкое
обличье и простонародное одеяние.
Еще в юности он спасает княжескую
чету, остановив шестерку взбесившихся
коней на краю пропасти, но в благодарность
получает жестокую порку, «обидев»
любимую барышней кошку. И так будет
складываться вся его дальнейшая жизнь.
Потерпев незаслуженную обиду, он бежит
на юг страны, куда уходили многие
крепостные; затем проходит через новые
испытания, пробуя себя в самых разных
«профессиях»: он на своем месте в
любом положении- может быть и нянькой
при больном ребенке, и опытным ремонтером
по лошадиной части, и лекарем. Лесков
нисколько не идеализирует своего героя.
Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев,
среди которых живет, не понимает
смысла некоторых своих поступков, но
всегда выбирает трудную дорогу и
остается неизменным в своей цели- быть
в полном согласии с совестью и долгом.
Праведник Лескова рассказывает о себе,
ничего не скрывая ,- «развязку» с цыганкой
Грушей, и трактирные похождения, и
тягостную жизнь в десятилетнем плену
у татар. Но с ходом повествования все
мелкое и бытовое в герое отходит на
задний план. Действительно, мы видим
сколько страданий перенес Иван, он
рассказывает о своих негативных
поступках, но впечатление о нем
складывается положительное. В конце
повести образ русского странника
вырастает в монументальную фигуру.
Лескову дорого в ней как раз героическое
начало, оно обещало какие-то неизведанные
горизонты в самой судьбе народа. Пройдет
немало десятилетий, и Горький скажет о
произведениях писателя этого цикла:
«… он писал не о мужике, не о нигилисте,
не о помещике, а всегда о русском
человеке, о человеке этой страны. Каждый
его герой- звено в цепи людей, в цепи
поколений, и в каждом рассказе Лескова
вы чувствуете, что его основная дума-
дума не о судьбе лица, а о судьбе России».
Обращение Лескова к новому для русской
литературы герою имело большое
принципиальное значение. Здесь писатель
скоро почувствовал свое расхождение
с людьми, когда-то особенно близкими
ему. Среди них- А. Ф. Писемский, которому
молодой Лесков был обязан поддержкой
в трудные дни. Но теперь он находит
свою дорогу ,и не может не сказать об
этом прямо. Лесков верит в силу народа.
Его герой «праведник» не потому, что
способен на «чудо», не потому, что
возвышается над людьми, отгородившись
от них, а потому, что вместе с ними в
трудную минуту. Он и гибнет, спасая
ближних во время пожара. Голован- в
повести Лескова- назван молоканом,
принадлежащим к одной из сект
распространенных на юге России. По духу
он- свободный христианин, то есть
еретик. Этот духовный тип русского
мыслителя очень привлекал писателя.
По мысли автора, Голован далек от
церковной обрядности, и его добрая,
народная вера напоминала вредные, с
официальной точки зрения, фантазии.
Действительно Голован готов пройти
через все испытания лишь бы спасти
свою деревню. Он действительно был
праведником, но он был далек от церкви
, он был как бы «народным» праведником.
Сам Лесков очень ценил своих
положительных героев и даже противопоставлял
их обличительным картинам русской
жизни, созданным в это время, едва ли не
приуменьшая значение последних. Создавая
свои произведения «о праведниках»,
относящиеся к недавнему прошлому,
Лесков использует приемы документальной
прозы. Как правило, герои его- реальные
люди, жившие в то время, которое очень
интересовало писателя. Но он не следовал
формулярному списку, когда рассказывал
об их жизни, его интересовали типические
черты эпохи, характерные события и
явления, дающие красочное представление
о ней. Рассказы Лескова о праведниках,
живущих в самую глухую пору, и были
такими «живыми впечатлениями» от
ушедшего времени.

  1. Поэтика
    Лескова: жанры, стиль; проблема сказа.
    (+ см. билет 14)

На
начальном этапе своего тв-ва одновременно
с рассказами из крестьянского быта он
создает произведения, посвященные
родовитому русскому дворянству («Старые
годы в селе Плодомасове», 1869; «Захудалый
род», 1874) и провинциальному духовенству
(«Соборяне», 1872). Отвергая узкое
«направленство», Лесков стремится
убедить современников в высокой ценности
исторического опыта каждого сословия,
каждого рода, каждой семьи, пренебрежение
которым, по его мысли, не может не
отозваться обмелением нравственного
уровня русской жизни, опасной нивелировкой
характеров, утратой богатства человеческих
взаимосвязей.

Полемические по
своей идейной концепции, эти произведения
выделяются на фоне современной им
литературы и оригинальностью своей
жанровой формы. Художественные искания
Лескова в этой области отличались
большой степенью теоретической
осознанности. Будучи писателем ярко
выраженного гражданского темперамента,
принимая близко к сердцу боли и скорби
своего времени, он, подобно Щедрину, с
самого начала своей литературной работы
высказывает крайне скептическое
отношение к жанру семейного романа с
любовной интригой, не отвечающего, по
его убеждению, изменившемуся содержанию
русской жизни, в которой общественные
интересы значительно потеснили интересы
частные, личные. Размышляя об этом жанре,
Лесков нередко насмешливо пародирует
его сюжетную формулу, передавая ее
присловьем: «влюбился да женился, или
влюбился да застрелился». Отталкиваясь
от канонического образца, писатель
разрабатывает оригинальный жанр
романа-хроники, в основе которого
оказываются иные — социально-этические
— коллизии.

Защищая в одном из
писем свою излюбленную жанровую форму,
Лесков замечает, что она «живее, или
лучше сказать, истовее рисовки сценами,
в группировке которых и у таких больших
мастеров, как Вальтер Скотт, бывает
видна натяжка, или то, что люди простые
называют: „случается точно, как в
романе“» (10, 452). Именно жанр хроники
позволяет писателю изображать жизнь
человека так, как она идет, — «лентою»,
«развивающейся хартией», не заботясь
о закругленности фабулы и о сосредоточенности
повествования около главного центра.

Позднее, следуя тому
же стремлению изгнать из своих
произведений, сколь это возможно,
литературную условность, еще более
освободиться от влияния книжности,
максимально приблизить повествование
к естественному течению и говору самой
народной жизни, Лесков создает такие
оригинальные жанровые формы, близкие
хронике, как «пейзаж и жанр»,
«рассказ-полубыль», «рассказ-обозрение»,
«рапсодию», обогатившие современную
ему литературу и в значительной степени
подготовившие расцвет свободных жанров
в русской литературе XX в.

Лескова
характеризует то, что он идет от жизненного
факта. «У меня есть наблюдательность,
но у меня мало фантазии и поэтому я
всегда нуждался в живых лицах», — пишет
Лесков в письме. Он очень гордился тем,
что знает народ изнутри, потому что он
много общался с ним, торговал, ловил
рыбу. У него огромный материал жизни, н
насобирал огромное количество фактов.
Огромный задел, и он берет необработанную
жизнь во всей ее простоте, не прилагая
к ней какой-либо систем и теоретических
обоснований. Он иногда опирается на
мелочь, на деталь, на анекдот. Он
подчеркивает достоверность, истинность
описываемого. Во всех произведениях
фигурируют настоящие исторические
лица. Придает рассказам вид воспоминаний,
мемуаров, документального свидетельствования.
«Левша» вся выдумана.

Вводит
в литературу новые типы героев. Упирает
всегда на что-то неожиданное в людях.
Его герои раскрываются в какие-то
привычках и странностях поведения. Люди
в основном берутся из мещан, простых
мужиков, духовенства, сектантов,
ремесленников городских, чудаков, то
есть тех, которые до него не описывали
подробно. «Глубочайшая суть человека
там, где его лучшие симпатии», — говорит
Лесков. Считает, что в человеке есть
четкие ориентиры, которым они не изменяют,
нет на самом деле внутренней двойственности.
Не изменяет человек натуре. Героям
Лескова всегда чужд самоанализ.
Свойственна стихийная вера, загадочность
поступков, они мечтательны, иногда
одержимы идеей, но, в отличие от героев
Достоевского, кроме мечтаний, обладают
активной жизненной позицией, то есть
действительно пытаются изменить что-то,
а не сидеть сложа руки. У Достоевского
есть этюд о картине «Морской созерцатель»
в «Братьях Карамазовых». Эти
созерцания он копит, а потом возможно,
что-то деятельное сделает. В этом образе
удивительно Достоевский и Лесков
сходятся. Чудаков, очарованных миром,
не мыслящих рационально, очень много у
Лескова. Они даже предстают в виде
символических обобщений (герои мифов,
легенд будто бы). Героям свойственна
романтизация как героям не от мира сего.
Они не перестают удивляться миру, они
в антитезе с миром, хотя их открытость
мирозданию сближают их с ним. Для Лескова
сказка и легенда — это мировоззрение,
средство познания мира. Это действительность
пронизана легендой. То, что происходит
в легенде, принадлежит вечности.

Удивителен
язык Лескова. Языком по тонкости его
разработки встает рядом с Буниным,
Тургеневым. Он одинаково вживается в
язык легенды, в язык Гофмана, в язык
документальной хроники, каждый персонаж
говорит у него своим языком. Это не
значит, чт персонаж его индивидуализирован:
язык — отражение среды у писателя.
Воссоздает язык народного рассказа в
первых произведениях. Они построены
как живой рассказ женщины из народа.
Можно просто заслушаться, а не зачитаться
этими словами. Потом он начал с языком
экспериментировать, и «Левша»
написана языком, которым никто никогда
не говорил. Он стилизует под народные
слова фразы. Сочиняет новые слова,
которые никогда не существовали в
народе. В позднем своем творчестве,
например, в «Полуночниках» язык
необыкновенный.

Эксперименты
Лескова с жанром. Старается не повториться
всякий раз. Он называет их так: авторское
признание, биографический очерк,
фантастический рассказ, общественная
заметка, семейная хроника, легендарный
случай, заметки о родовых прозвищах,
краткая трилогия в просонке, отрывки
из юношеских воспоминаниях, рапсодия,
буколическая повесть. Он старается уйти
от классических принципов в литературе.
«Чертовы куклы» — стилизация под
Гофмана. Кроме того, очень разрабатывает
жанр жития («Житие одной бабы»). Его
часто ставят в один рад с Писемским как
знатока провинциальной жизни. Очень
поздно начал свой писательский путь.
Долго являлся журналистом, зарабатывая
написанием заметками о происшествиях.
Написал статью о петербургских пожарах
и очень оплошал в этом. В пожарах обвиняли
студентов-нигилистов. Лесков написал
заметку, в которой трудно найти какую-либо
крамолу, однако, ее восприняли как
клевету на студентов, ведь так или иначе
он первым этот слух озвучил. Тогда
обвинили, что он политический доносчик.
Тогда н разозлился и написал свой роман
«Некуда». В первой очерковой части
он пишет о теории заговоров, передает
свои впечатления от случившегося.
Главным героем оказывается Розанов.
Роман антинигилистический. Потом
появляется роман «На ножах». Злые
нигилисты молятся ножу. Там распространяются
листовки о топорах. Роман вышел очень
удачным, решил больше не писать романов.

Писал
у Каткова в журнале. С ним были полемики.
Несколько позже после скандала с пожаром
стал писать хроники. «Захудалый род»
послужил разрыву с Катковым. Пишет
очерки «Овцебык», «Воительница»,
«Разбойник», в них обращает особое
внимание на национальный русский
характер. Спорит с теми, кто видит в
народе только пьяниц и дураков. Утверждает,
что русский народ очень талантлив,
самобытен. В каждом есть свой особый
талант.

Рассказ Лескова
«Левша», который обычно воспринимается
как явно патриотический, как воспевающий
труд и умение тульских рабочих, далеко
не прост в своей тенденции. Он патриотичен,
но не только… Лесков по каким-то
соображениям снял авторское предисловие,
где указывается, что автора нельзя
отождествлять с рассказчиком. И вопрос
остается без ответа: почему же все умение
тульских кузнецов привело только к тому
результату, что блоха перестала «дансы
танцевать» и «вариации делать»? Ответ,
очевидно, в том, что все искусство
тульских кузнецов поставлено на службу
капризам господ. Это не воспевание
труда, а изображение трагического
положения русских умельцев.

Обратим внимание
еще на один чрезвычайно характерный
прием художественной прозы Лескова —
его пристрастие к особым словечкам-искажениям
в духе народной этимологии и к созданию
загадочных терминов для разных явлений.
Прием этот известен главным образом по
самой популярной повести Лескова «Левша»
и неоднократно исследовался как явление
языкового стиля. Но прием этот никак не
может быть сведен только к стилю — к
балагурству, желанию рассмешить читателя.
Это и прием литературной интриги,
существенный элемент сюжетного построения
его произведений. «Словечки» и «термины»,
искусственно создаваемые в языке
произведений Лескова самыми различными
способами (здесь не только народная
этимология, но и использование местных
выражений, иногда прозвищ и пр.), также
ставят перед читателем загадки, которые
интригуют читателя на промежуточных
этапах развития сюжета. Лесков сообщает
читателю свои термины и загадочные
определения, странные прозвища и пр.
раньше, чем дает читателю материал,
чтобы понять их значение, и именно этим
он придает дополнительный интерес
главной интриге.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тест по творчеству Н.С.Лескова. 10 класс

1.В каком городе учился Н.С.Лесков?

1) Орел 2) Москва 3) Киев

2. Отец Лескова выходец из…

1) духовной среды 2) купеческой среды 3) дворянской среды

3.Из гимназии Лесков был отчислен…

1) из-за рев-ной деятельности 2) из-за неуспеваемости 3) из-за переезда

4.В каком городе Н. С. Лесков служил чиновником казенной палаты?

1) Москва 2) Санкт-Петербург 3) Киев

5.Начал печататься как…

1) писатель 2) журналист 3) поэт

6.Постоянным сотрудником какой газеты стал Лесков?

1) «Отечественные записки» 2) «Современник» 3) «Северная пчела»

7. Какой жанр был более всего любим Лесковы?

1) Роман 2) Сказ 3) Поэма 4) Сказка

8.В какой части повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» повествование ведется от лица Ивана Флягина?

1)вступление 2) основная часть 3) заключение

9.Как назывался цикл произведений, в который Н.С.Лесков включил повесть «Очарованный странник»?

1) «Святочные рассказы» 2) «Заметки неизвестного» 3) «Праведники»

10. Кто являлся главному героя повести «Очарованный странник» в пророческих снах и видениях?

1)мать; 2)Иван Предтеча; 3)Старый монах

11.Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Лишний ответ зачеркните.

  1. Иван Северьянович Флягин

  2. Отец Измаил

  3. Илья Муромец

  4. Голован

  5. Петр Сердюков

12.С каким былинным героем сравниваеи Лесков главного героя?

1) Добрыня Никитич 2) Алеша Попович 3) Илья Муромец

13. Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести? Лишний ответ зачеркните.

  1. лекарь

  2. форейтор

  3. крепостной

  4. рясофор (послушник)

  5. землепашец

  6. нянька

  7. солдат

  8. пленник

  9. конокрад

  10. арестант

  11. нищий

  12. актер

  13. конэсер

14. Какие черты Лесков считал свойственными простому русскому человеку и воплотил в характере главного героя Иване Флягине? Зачеркните лишнее.

    1. расчетливость

    2. страстность натуры

    3. чувство чести

    4. тяга к хвастовству

    5. Наивная искренность

    6. Точное следование церковным порядкам и правилам

    7. Патриотизм

    8. Храбрость

    9. пассивная терпеливость

    10. фатализм – вера в судьбу

    11. «добродушная» жестокость

    12. Склонность к пьянству

    13. Совестливость, честность

    14. Трудолюбие

    15. Народная религиозность, которой не свойственно полное осуждение и отвержение грешников

    16. Необразованность

    17. Бескорыстие

15.Выходы Ивана Флягина – это…

1) вечерние прогулки 2) пьяные загулы 3) выход в театр

16. «Подщетинить» в повести Лескова – это значит…

1) Побрить налысо 2) напихать рубленой гривы в разрезанные пятки 3) спалить растительность на теле

17. Всех некрещеных в православной вере детей Флягина звали…

1) Пашка 2) Сашка 3) Колька 4) Миколка

18. Всех жен-татарок Ивана Северьяныча звали…

1) Машка 2) Наташка 3) Дашка 4) Парашка

19. Кони «тюбенькуют» — это…

1) добыча корма в зимнее время 2) выгул коней на пстбище 3) лягаются

20. Взаимоотношения каких персонажей наиболее напоминают отношения между князем, Грушей и главным героем?

    1. Печорин, Бэла, Максим Максимыч (

    2. Онегин, Ольга, Ленский

    3. Обломов, Ольга, Штольц

    4. Гринев, Маша Миронова, Швабрин

    5. Чацкий, Софья, Молчалин.

21. Цыганку, в которую влюбился Иван Флягин, звали…

1) Глаша 2) Груша 3) Саша 4) Наташа

22. Уходя на Кавказскую войну вместо единственного сына крестьян, Иван взял имя и фамилию…

1) Павел Петров 2) Иван Предтеча 3) Петр Сердюков

23. Как Иван Флягин убил свою возлюбленную?

1) Зарезал 2) Спихнул с обрыва 3) Задушил

24. Героя Ивана Флягина литературные критики назвали…

1) грешник 2) правдоруб 3) праведник

25. Кому отрубил хвост Иван Голован, когда был молод и служил на конюшне?

1) Собака 2) Лошадь 3) Кошка 4) Корова

26.В каком географическом пункте НЕ разворачивается действие повести?

  1. Ладожское озеро на пути к Соловкам – северная окраина Российского государства

  2. Степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина

  3. Петербург – центр западного влияния в России

  4. Кавказ – южная окраина России

  5. Персия – экзотическая страна Востока.

27.Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев?

1) балалайка 2) сафьяновые сапоги 3) гармонь

28. Чем объясняет главный герой свою удачу во время войны на Кавказе (он под непрерывным огнем переплыл реку Койсу с канатом для наведения моста)?

    1. личной храбростью

    2. божьим благословением

    3. своей греховностью, из-за которой его не принимает ни вода, ни земля

29. Кто, по мнению главного героя, гнался за ним после убийства Грушеньки? «Ужасно какой большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова маленькая, как луновочка, а сам весь обростенький, в волосах, и я догадался, что это…»

    1. леший

    2. бес

    3. разбойник-цыган

30. Почему герой попал в степь к татарам?

    1. Из-за кражи коня

    2. Взят в плен за убийство Савакирея

    3. Чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея

31. В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами.

  1. Поединок с Савакиреем и уход в степь (4)

  2. Наказание, порка и бегство от графа (2)

  3. Солдатская служба (7)

  4. Спасение Флягиным семьи графа К. (1)

  5. Служба в няньках и бегство с матерью ребенка и её любовником (3)

  6. Жизнь в монастыре (9)

  7. Скитания и приход в монастырь (8)

  8. Служба при князе, история с Грушенькой (6)

  9. Возвращение в Россию (5)

Тест «Очарованный странник» позволяет не только вспомнить прочитанное произведение, но и закрепить детали, которые могли быть подзабыты. Готовы проверить свои познания повести Лескова? Вперед!

1 вопрос

Год создания повести «Очарованный странник»:

Варианты ответов:

  • 1872 – 1873
  • 1873 – 1874
  • 1871 – 1874
  • 1874 – 1875

2 вопрос

В какой цикл произведений автора вошло произведение «Очарованный странник»?

Варианты ответов:

  • В цикл русских баллад об известных русских
  • В цикл легенд о русских праведниках
  • В цикл легенд о русских странниках
  • В цикл легенд о русских конюхах

3 вопрос

В каком стиле написана основная часть повести «Очарованный странник»?

Варианты ответов:

  • В стиле сентиментальной повести
  • В стиле исторической повести
  • В стиле былины
  • В стиле жития

4 вопрос

От чьего лица в произведении рассказывается история жизни Флягина?

Варианты ответов:

  • От лица конюха Северьяна
  • От лица князя
  • От лица Грушеньки
  • От лица самого Флягина

5 вопрос

Какими являются ведущие темы повести «Очарованный странник»?

Варианты ответов:

  • Темы покаяния и странничества
  • Темы любви и очарования
  • Темы раскаяния и любви к богу
  • Темы очарования и странничества

6 вопрос

Кто из героев называет Флягина «премного малозначащим» и «полупочтеннейшим»?

Варианты ответов:

  • Заседатель
  • Князь
  • Граф К.
  • Директор театра

7 вопрос

Почему Флягина прозвали Голованом?

Варианты ответов:

  • Такой была фамилия родного отца героя
  • Флягин имел самую большую голову в деревне
  • Иван Северьяныч мог головой разбивать камни и доски
  • Иван Северьяныч родился с большой головой

8 вопрос

Сколько лет Иван Северьянович Флягин проводит в плену у татар?

Варианты ответов:

  • 13 лет
  • 15 лет
  • 10 лет
  • 7 лет

9 вопрос

Где Иван Флягин служит в армии в течение 15 лет?

Варианты ответов:

  • В Петербурге
  • В Москве
  • На Кавказе
  • На Урале

10 вопрос

Почему Грушенька хотела покончить жизнь самоубийством?

Варианты ответов:

  • Девушка слишком сильно любила князя и не могла вынести скорой женитьбы возлюбленного
  • Грушенька не хотела выходить замуж за Ивана Северьяныча и решила, что лучше умереть
  • Цыганке нагадали злого мужа, и она хотела обмануть судьбу
  • Девушка сошла с ума, когда узнала о скорой женитьбе князя

11 вопрос

Кто из героев повести привиделся Флягину и пересказал герою божье «знамение»?

Варианты ответов:

  • Грушенька
  • Убитый Флягиным монашек
  • Мать Ивана
  • Отец Ивана

12 вопрос

Чем занимался Иван Северьяныч, когда жил в степи с татарами?

Варианты ответов:

  • Проповедовал христианскую веру
  • Дрессировал лошадей
  • Нянчил татарских детей
  • Лечил людей и животных

13 вопрос

Кто ночью приводит Флягина к дому, где поет цыганка Груша?

Варианты ответов:

  • Доктор
  • Знакомый кучер
  • Князь
  • Магнетизер

14 вопрос

Куда князь увозит Грушу, чтобы избавиться от нее?

Варианты ответов:

  • В лес
  • В монастырь
  • В другой город
  • На остров

15 вопрос

Чем Иван Флягин запугивает татар, чтобы сбежать из плена?

Варианты ответов:

  • Воздушными змеями
  • Воздушными шарами
  • Электрической лампочкой
  • Фейерверками

16 вопрос

Награда, которую попросил главный герой за спасение графской семьи:

Варианты ответов:

  • Деньги
  • Освобождение от крепостной зависимости
  • Коня
  • Гармонь

17 вопрос

Причина, по которой главного героя в монастыре посадили в яму:

Варианты ответов:

  • Пророчествование
  • Воспитание силы воли
  • Собственное желание
  • Предсказание войны

18 вопрос

Причина отказа Ивана Флягина от пострига:

Варианты ответов:

  • Стремление защищать народ в предстоящей войне
  • Неприятие устоев монашеской жизни
  • Состояние здоровья
  • Разочарование в религии

19 вопрос

Как Флягин попал в рекруты?

Варианты ответов:

  • Флягина забрали в рекруты за то, что он украл у князя коня
  • Иван Северьяныч сам напросился, чтобы его взяли в армию
  • Головину нужно было отслужить в армии, как и остальным мужчинам
  • Иван пожалел малознакомую семью и пошел в армию вместо их сына

20 вопрос

Как Флягину удалось заставить татар принять христианскую веру?

Варианты ответов:

  • Флягин выдал себя за огненного бога Талафу
  • Татар воодушевили его проповеднические речи, и они сами захотели стать христианами
  • Флягин убил хана, стал править племенами и устанавливать свои порядки
  • Иван Северьяныч вместе с другими русскими заставили татар принять христианство насильно

Идет подсчет результатов

10

Нашли ошибку или нарушение?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»

Конференция старшеклассников

«Наука в руках молодых – 2012»

«Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова»

Исследовательская работа

Выполнила: ученица  11Б класса  МБОУ ОЭБЛ

Лочехина Марина Борисовна

Руководитель:  учитель русского языка и литературы МБОУ ОЭБЛ

Чегодаева Н.П.

г.Архангельск, 2012 г.

Оглавление:                                                                                        

    Введение………………………………..…………………………………………………3

  1. Основная часть:
  1. Общая характеристика цикла Н.С. Лескова «Праведники»……………………………..……5
  2. Образы  праведников……………………………………………………………………………………….6
  3. Восприятие образов праведников современными школьниками…….…………………..…..8
  1. Заключение……………………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………………….…..11

Приложения……………………………………………………………………………………..12

Приложение А.     Результаты опроса….……………………………………………………..13

Приложение Б. Изучение произведений Н.С.Лескова в школе…………………………….15

Приложение В. Художественное осмысление праведничества современными школьниками……………………………………………………………………………………16

Введение

Николай Семёнович Лесков — «очень русский» писатель, как несколько позже скажет о себе И.А.Бунин.  

В огромном творческом наследии Николая Семеновича особое место занимает цикл «Праведники», которому сам писатель «придаёт большое значение»[1,стр.39], ставя евангельские вопросы в центр своих произведений.

Данная работа: «Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова» — актуальна, так как произведения писателя – это страницы истории духовной жизни русского народа, имеющие  воспитательное значение для молодого поколения. Русская земля — православная земля, где истоком нравственности и духовности является праведничество — бескорыстное служение людям, Богу, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов. Обращение к теме праведничества актуально в наши дни, когда дурные поступки и нарушение нравственных законов не воспринимаются как грех и порок. Жить в своё удовольствие, игнорируя при этом интересы и желания других людей, стало, к нашему сожалению, нормой для современного общества.

Н.С.Лесков стремится найти истину, что-то бесспорное и абсолютное. Для него праведничество – это «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастно врага» [1,стр. 42], но писатель  не ограничивает это понятие рамками «церковно-канонизированной святости» [1,стр.42].

«Лесков был самым читаемым автором средней русской интеллигенции конца XIX и первой четверти XX веков» [6,стр. 411]. Поднятые им проблемы продолжают беспокоить читателя и сегодня.  Несмотря на это, его творчество остаётся малоизученным. Только во второй половине XX века появляются литературоведческие труды.

Цель данной работы:

-выявить художественное своеобразие образов праведников в произведениях Н.С. Лескова.

Задачи:

-на основе научно-исследовательской литературы охарактеризовать понятие праведничества в русской культурно-религиозной традиции;

-на основе анализа рассказов цикла выявить особенности образов праведников.

Автор работы ознакомилась с таким доступным материалом, как статья Д.С.Лихачёва «Раздумья о России», статья Н.Н. Старыгина «Лесков в воспоминаниях современников», с книгой Л.Аннинского «Лесковское ожерелье», с трудами сына писателя Андрея Лескова.

Особое внимание циклу, его структуре уделено в статье А.А.Горелова «Праведники и праведнический цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова».

Основой работы стали рассказы цикла «Праведники» Н.С.Лескова: «Однодум», «Несмертельный Голован».

Данная исследовательская работа представляет анализ образов героев праведников и показывает уровень знаний, а также понимание произведений Н.С.Лескова старшеклассниками МБОУОЭБЛ.

1. Общая характеристика цикла Н.С. Лескова «Праведники»

Часто свои произведения Н.С.Лесков объединял в циклы.  Например, «Мелочи архиерейской жизни», «Рассказы кстати». Одним из наиболее значимых становится цикл «Праведники».

Николай Семёнович Лесков, стремясь «служить родине словом правды и истины» [4,стр.3], потратил «все свои силы, всю жизнь … на то, чтобы создать «положительный тип русского человека»[4,стр.30]. Создание ярких национальных характеров, изображение людей, «замечательных своей душевной чистотой и всечеловеческим обаянием, было едва ли не главным в лесковском творчестве» [4,стр.29].

Рассказы Н.С. Лескова вырастают из жизненных мелочей, казусов, анекдотичных историй. Через нелепые, порой абсурдные вещи он идет к обобщению, открывая нам русскую жизнь в её многообразии и своеобразии.

За 10 лет (1879-1889гг) писателем был написан цикл «Праведники», состоящий из 10 рассказов. Мысль о написании цикла приходит к писателю под действием общественных изменений – кризиса церкви. Н.С. Лесков говорит о том, что церковь не отличается жизнедеятельностью, что в обществе пали идеалы и оно «погружается в меркантилизм и становится глухо… ко всяким высшим вопросам» [1,стр.41].  Но Николай Семёнович верит в то, что ещё не всё пропало, что есть ещё люди, которые совершают чудеса.

Цикл открывается историей, повествующей о смерти писателя, который «ничего, кроме мерзости, не видел» [5,стр.4].  Все последующие рассказы – доказательство существования на Русской земле добра, ума, нравственности.

         В центре рассказов из цикла «Праведники» стоит положительный тип русского человека. Как правило, его герои Н.С.Лескова не вымышленные, а реальные люди. Так под своим именем выведен в рассказе «Однодум»  солигалический квартальный Александр Афанасьевич Рыжов. Герои-праведники  неразрывно связаны с Россией.  Писатель нашел праведников «в сферах самых обыкновенных, где, кажется, ничего особенного ожидать невозможно»[1,стр.37]. Это чиновники, военные, простолюдины, представители русской интеллигенции и духовенства, которые изображены в самых невероятных жизненных ситуациях. Праведники Н.С. Лескова обладают «обострённым чувством чести, высоким сознанием своего долга»[5,стр.30], они «непримиримы ко лжи и лукавству»[5,стр.30].

        Рассказы не похожи друг на друга, но, тем не менее, они «объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины»[5,стр.30].

2. Образы  праведников

Образы героев-праведников своеобразны и не похожи один на другой. Большую роль в характеристике персонажа играет имя. Н.С.Лесков даёт прозвища героям: Однодум, Несмертельный Голован, — которые  становятся названиями рассказов. Александр Афанасьевич Рыжов получил прозвище Однодум по названию книг «больших тетрадей, подшитых в одну обложку» [5,стр.4]. Записи оказались невероятно точны.  Всё, что в  них было отмечено, сбылось. Прозвище герою дано и за особую «устремлённость личности, исповедующей живой дух веры» [3,стр.31]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля можно найти такое трактование слова «однодумно» – «заодно, одной думой, решительно и верно» [2,стр.653]. Прозвище Несмертельного Голована Н.С. Лесков объясняет  бесстрашием героя, которого «смерть не брала» [5,стр.95]. Оно заменяет и имя, и фамилию, которых в рассказе нет.

Нельзя не  сказать о социальном положении героев. Несмертельный Голован, «простой человек» [5,стр.95], занимался «поставкой на дворянский клуб сливок и молока» [5,стр.98]. Он «кипел в работе с утра до поздней ночи»[6,стр.100], являясь и пастухом, и поставщиком, и сыроваром. Однодум – солигалический квартальный — был «досуж и трудолюбив» [5,стр.6], позже «исправлял должность городничего» [5,стр.19]. К работе герои подходили рьяно,  ответственно исполняли то дело, которое совершали. Несмотря на «престижность» службы, они оставались простыми людьми. Они никогда не брали чужого. Их жизненное кредо отражено в словах Однодума: «Царь жалует, а мзду брать Бог запрещает» [5,стр.12] и «В поте лица ешь хлеб твой» [5,стр.12].

Внешний вид является значимым элементом образа героя.  «Он выдает пол, возраст, профессию, общественное положение, вкус, мировоззрение» [7,стр.183], говорит о социальном статусе, индивидуальных чертах. Александр Афанасьевич (Однодум) носит полосатый тиковый бешмет с крючками (просаленный и перештопанный), желтые нанковые штаны и простую крестьянскую шапку, а зимой овчинный нагольный тулуп. Не случайно автор обращает внимание на внешний вид героя: человеку, практически занимающему третье место в стране (после императора и губернатора), не подобает ходить в столь неопрятном и поношенном виде. Всё дело в том, что взяток Александр Афанасьевич не брал, как это делали его предшественники, а на те деньги, что получал герой,  новый тулуп купить было невозможно. Да и «в щегольстве он пользы не находил» [5,стр.18].

        Несмертельный Голован – человек с «чрезвычайно крупными чертами лица» [5,стр.95]. Автор даёт подробное описание внешности героя, его телосложения. «В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое, сухое и мускулистое; он был смугл, круглолиц, с голубыми глазами, очень крупным носом и толстыми губами. Волосы на голове и подстриженной бороде Голована были очень густые, цвета соли с перцем. Голова была всегда коротко острижена, борода и усы тоже стриженые» [5,стр.96]. Очень важным элементом является улыбка, раскрывающая душу героев.  Она «не оставляла Голована ни на минуту: светилась в каждой черте, но преимущественно играла на устах и в глазах, умных и добрых» [5,стр.96].

Добро, излучаемое этими людьми, и их любовь передаются окружающим. Герои призваны помогать человеку в том, в чём тот нуждается. Их поступки — доказательство бескорыстного служения людям. Например, Однодум отдаёт лучшее место на базаре женщинам, «поместя свою мать не на лучшее место» [5,стр.11].

Хочется отметить, что Н.С.Лесков представил два разных типа праведников. Они бескорыстны и бесстрашны, действуют в соответствии со своими убеждениями. Так Однодуму пришлось проявить решительность и силу характера в определённой ситуации. Он сделал в храме замечание губернатору, касающееся благоговейного отношения к святыням. Он бесстрашно отвечал на вопросы Ланского о своём образе мыслей, отношении к  властям («ленивы, алчны и пред престолом криводушны» [5,стр.31]). Такое отношение к высокопоставленному чиновнику непозволительно, но  нравственные принципы Однодума, которым он всегда следовал, заставили его это сделать. Александр Афанасьевич многое знал из Библии, имеющей огромное  влияние на его мировоззрение. Знания, которые дала ему эта книга, стали основой его жизни. Например,  он был всегда «умерен во всём» [5,стр.18], «нимало не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и особо не угождал никому» [5,стр.18].

Несмертельный Голован представляет второй тип праведника.  Он, как и Однодум, следует своим нравственным убеждениям.  Люди, приходя к нему за помощью, всегда находили её.  Рассказывая священные истории, Голован помогал им найти  верное решение в сложившейся ситуации.  Несмертельный Голован — человек поступка, он спасал других, подвергая себя опасностям. Он подносил  воду больным, которые могли заразить его страшной болезнью, и погиб на пожаре, спасая «чью-то жизнь» [5,стр.95].

«Праведник» и «дурачок» – издавна на Руси близкие понятия. Но Н.С.Лесков изображает не недалёких людей, наоборот, герои-праведники — духовно высокообразованные люди. Их часто не понимают окружающие. К Однодуму они обращаются: «такой – некий – этакой» [5,стр.18]. Живя в стороне от социальных битв, герои-праведники, по словам Н.С.Лескова, делают историю. Образы героев стали поистине народными. Они и были народными, поэтому Голован – «почти миф, а история его легенда» [5,стр.94]. В рассказах цикла «Праведники» есть элементы житийного жанра, например: рождение героя от благочестивых родителей, аскетический образ жизни, поиски духовной опоры в Святом Писании, а главное — бескорыстное служение людям.

3. Восприятие образов праведников современными школьниками

        В центре исследовательской работы стоит изучение явления праведничества. Был проведён опрос с целью: выявить уровень понимания феномена праведничества современными школьниками.                

В анкетировании приняло участие 120 человек – учащиеся 9-11классов МБОУОЭБЛ. Респондентам было предложено ответить на 5 вопросов и попытаться в художественной форме выразить своё отношение явлению праведничества.         Понятие праведничества уже само по себе предполагает что-то необычное, выходящее за установленные рамки. Первый вопрос: «Как Вы относитесь к необычным ситуациям и людям?» — разделил учащихся на несколько групп. 75% опрошенных ответили, что такие ситуации  должны случаться, так как они делают нашу жизнь разнообразной. 10% считает, что иногда проявление странного  хорошо, а иногда плохо. 10% нейтрально относится к необычному, 5% не представляет, что такое странная ситуация. Необычность респондентами воспринимается на повседневно бытовом уровне (предсказуемо – непредсказуемо). Никто не отметил религиозно-метафизического аспекта данного вопроса, не было упомянуто о чудесах (см. прил. №1).

При ответе на второй вопрос: «Кто такой праведник? Дайте определение» — варианты ответов были самые разнообразные. Более глубокое понимание этого феномена показали  65%  опрошенных. Объединив  ответы, можно составить определение: праведник – это честный, мудрый, совестливый человек, совершающий добрые дела, живущий по нравственным законам и заповедям. 3% опрошенных ответили, что праведников не существует. Большинство учащихся девятых классов затруднялись при ответе на этот вопрос, так как им не было знакомо это понятие (см. прил.№1).

Респондентам в качестве третьего вопроса был предложен для анализа эпизод из рассказа «Несмертельный Голован».  Он заключался в том, что герой отрубил себе косой икру ноги. Разгадка проста – нога была заражена болезнью, только такая мера могла спасти герою жизнь. Учащимся предложили представить себя очевидцем произошедшего. Предложенный вопрос звучал так: «Поясните ситуацию. Какие эмоции она у вас вызвала?» Большинство опрошенных не поняли ситуации и смогли объяснить поступок Голована. Эпизод  вызвал у учащихся отвращение. Лишь немногие предложили бы помощь герою. Только один человек написал о том, что у героя болела нога.

Четвёртым вопросом послужила история Алескандра Афанасьевича Рыжова, произошедшая в храме между Однодумом и губернатором Ланским. Рыжов нагнул спину надменного губернатора, не оказавшего должного почтения при входе в церковь. Учащиеся должны были оценить ситуацию и принять сторону одного из героев. Оценка данного происшествия была однозначной: перед Богом все равны, человек в церкви – раб Божий, люди должны почтенно относиться к святыням, социальный статус не играет роли в храме.

Последний вопрос: «Может ли понимание праведничества повлиять на ваши поступки?» — оказался самым сложным для осмысления учащимися. Большинство затруднились ответить. Праведничество помогает быть человеком, принять сложившуюся ситуацию. Ребята, понимающие понятие праведничества, отвечали, что оно помогает сделать правильный выбор. Сравнивая себя с праведником, выбираешь правильный путь.  Часть опрошенных связывает явление праведничества с верой. Законы нравственности, контролирующие жизнь, берут начало в религии. Вера в Бога помогает сделать  верный выбор, поступать по совести.

Проведённый опрос заставил учащихся задуматься над темой праведничества и вызвал интерес. Некоторые ребята попросили сказать названия произведений для того, чтобы потом их прочесть. К сожалению, творчество Н.С. Лескова в школьной программе представлено изучением двух основных произведений: «Левша», «Очарованный странник».  Они относятся к циклу «Праведники», но в тоже время являются особенными, своеобразными. К классическим праведникам можно отнести Однодума и Голована.  Проанализировав школьные программы некоторых авторов (см. прил. №2), хочется отметить программу Меркина Г.С., которая к основным произведениям предлагает наиболее объемный перечень  рассказов для самостоятельного чтения. Результаты опроса показывают, что учащиеся 9 и 10 классов нуждаются в дополнительном изучении данного материала. В качестве произведений для внеклассного чтения можно бы было рассмотреть рассказы цикла «Праведники» «Однодум» и «несмертельный Голован».

Учащимся было предложено создать синквейны в качестве художественного осмысления понятия праведничества (см. прил. №2). Ход работы: охарактеризовать понятие, 2-3 определения, глаголы описывающие тему синквейна, передать свои чувства. Время данное на работу 6-8 минут.

Заключение

Эпиграфом к рассказу «Несмертельный Голован» служат слова  Иоанна Богослова: «Совершенная любовь изгоняет страх». Лесковский праведник всегда бесстрашен, у него нет предмета, который  мог бы  вызвать страх, а всё от того, что герои знают – над ними воля Божья. Они принимают мир таким, какой он есть, и в то же время, как деятельные натуры, вмешиваются в жизнь, противостоя несправедливостям. Их главная цель — жить для других.

Герои Лескова – грешные люди, но любовь, которую они излучают, характеризует их как истинных праведников.

Николай Семёнович стремится «воспитать душу человека, пробудить сострадание к людям, вызвать стремление к правде и добру» [4,стр.39]. Ведь праведники Н.С. Лескова носят в своём сердце Христову любовь.

Особое внимание в воспитании молодежи сейчас уделяется духовно-нравственному аспекту.  Произведения классиков, таких как Н.С.Лесков, формируют у подрастающего поколения взгляд на окружающий мир, прививают духовность, учат осознанному чтению литературы.

Список литературы

  1. Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н.С.Лескова/ Лесков и русская литература.- М.:Наука,1988.-с.39-59
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.2/ В.И. Даль. — М.:Медиа, 2007. – 779с.
  3. Карсалова Е.В. Какие дороги ведут к храму/ Е.В.Карсалова//Литература в школе. — 2005. — № 10.-с.28-33
  4. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т.1/Н.С.Лесков.-М.: Правда, 1989. – 479с.
  5. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т.2/Н.С.Лесков.-М.: Правда, 1989. – 415с.
  6. Лихачев Д.С. Раздумья о России/Д.С.Лихачев.- СПб.: LOGOS, 1999.-411-413с.
  7. Фарино Ежи.  Введение в литературоведение/ Ежи Фарино. – СПб.:  Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 639 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

                Результаты опроса.

Результаты ответов на первый вопрос:

«Как Вы относитесь к необычным ситуациям и людям?»

Результаты ответов на второй вопрос:

«Кто такой праведник? Дайте определение».

Приложение Б

Изучение произведений Н.С.Лескова в школе.

Автор программы

класс

изучаемые произведения

Кутузов А.Г.

7

«Левша»

10

«Очарованный странник»

Меркин Г.С.

7

«Левша»

10

«Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел»)

Коровина В.Я.

6

«Левша» (Для самостоятельного чтения: «Человек на часах»)

8

«Старый гений»

10

«Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Тупейный художник»).

Обернихина Г.А.

10

«Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Левша»)

Приложение В

Художественное осмысление праведничества

современными школьниками.

Праведник – это состояние души. Это смирение и покаяние.

Праведники делают жизнь нравственнее и безумнее.

Вызывают чувство уважения и желания на них равняться.

Праведник – олицетворение чистоты. Светлый, чуткий, самоотверженный. Праведник любит, верит, не теряет надежды и дает ее. Самые успокаивающие цвета, чувство душевного удовлетворения и сострадания к людям вызывает праведник. Все мы близки к Богу, но праведник ближе всех.

Праведник — человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье.  Светлый и чистый образ его. Ходит, ищет в жизни истинное счастье, и находит. Цель — служение Богу и людям. Запах ладана, чувство спокойствия и умиротворения  и цвет неба – символ  высоты и бесконечности.

Праведник  – помощник в поисках истины. Честный, волевой, бесстрашный. Направляет на путь истинный, помогает найти  правду. К нему испытываешь доверие и рядом с ним чувствуешь свою душевную силу и внутренний подъем.

Праведник  чистый, светлый, добрый. Он помогает, совершает  добрые дела. В его  сердце нет жестокости.  Его душа чиста.

  • Каким показан петербург в романе преступление и наказание сочинение
  • Каким песням дали вторую жизнь эти сочинения
  • Каким песням дали вторую жизнь сочинения чайковского и грига
  • Каким пейзажем начинается рассказ гранатовый браслет какова его роль
  • Каким оказался тетерев в сказке лиса и тетерев