Каким является полное название рассказа левша

I вариант.

1. Рассказ Лескова «Левша» был написан в:
а) 1872 г.
б) 1881 г. +
в) 1878 г.

2. Полное название рассказа «Левша»:
а) Умелый тульский мастер левша
б) Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе +
в) Сказ о тульском левше

3. От чьего лица идет повествование практически во всех главах рассказа:
а) от лица цехового мастера +
б) от лица донского атамана Платова
в) от лица Левши

4. Кто из героев считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных:
а) Министр Чернышев
б) Атаман Платов +
в) Царь Александр Павлович

5. Что император купил за миллион у англичан:
а) механического кузнечика
б) заводного жука
в) механическую блоху +

6. Кто поручил Платову поехать к русским мастерам за тем, чтобы они превзошли английских мастеров:
а) Министр Чернышев
б) Царь Николай Павлович +
в) Царь Александр Павлович

7. О ком из героев идет речь в цитате: «На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»:
а) о Чернышеве
б) о Платове
в) о Левше +

8. Куда отправились тульские мастера, чтобы просить совета у иконы Николая Чудотворца:
а) в Орловскую губернию +
б) в Самарскую губернию
в) в Воронежскую губернию

9. Что сделал Левша, чем заслужил уважение у англичан:
а) сделал по телу механической блохи гравировку
б) усовершенствовал механизм заводной блохи
в) подковал механическую блоху +

10. Мастером какого профиля был Левша:
а) замочником
б) оружейником +
в) гравировщиком

11. Что Левше подарили на прощание англичане:
а) золотые часы +
б) механического кузнечика
в) серебряную табакерку

12. Какие слова Левша пытался донести до государя перед смертью:
а) поделиться своими впечатлениями о поездке
б) что у англичан не чистят ружья кирпичом +
в) рассказать секреты оружейного дела англичан

13. Имя и фамилия донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе:
а) Матвей Платов +
б) Еремей Плугов
в) Александр Плоткин

14. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора:
а) завод
б) тюрьма
в) музей, собрание редких вещей +

15. На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»:
а) на пистоле +
б) на мече
в) на шпаге

16. Какого сахара не оказалось у англичан:
а) мирно
б) молво +
в) сладко

17. Из какого материала выковали англичане блоху:
а) из меди
б) из золота
в) из стали +

18. Что умела делать блоха:
а) петь и шагать
б) танцевать и прыгать +
в) прыгать и петь

19. Из чего был сделан футляр:
а) из натуральной кожи
б) из золотой пластинки
в) из цельного бриллиантового ореха +

20. Сколько заплатил император за блоху:
а) миллион мелкими ассигнациями
б) миллион серебряными пятачками +
в) нисколько, блоху ему подарили

II вариант.

1. От военных дел у государя сделалась меланхолия, что он решил:
а) исповедаться у попа Федота +
б) поехать в другую страну
в) получше рассмотреть блоху

2. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу:
а) чтобы тульские мастера научились делать такую же блоху
б) чтобы тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное +
в) чтобы Платов подарил тульским мастерам эту блоху

3. Куда отправились мастера:
а) в Орел за инструментами
б) в Киев за советом
в) в Мценск отслужить молебен +

4. Как долго работали мастера:
а) 2 года
б) 2 недели +
в) 2 месяца

5. Что придумали мастера:
а) сшили блохе платье
б) сделали еще одну блоху
в) подковали блоху +

6. Куда повезли левшу:
а) в Париж
б) в Лондон +
в) в Киев

7. Чему более всего удивился левша в Англии:
а) в каком виде состоят старые ружья +
б) как делают новые ружья
в) угощению и гостеприимству

8. Чего не было среди подарков, данных Левше на прощанье:
а) золотые часы
б) байковое пальто
в) хромовые сапожки +

9. По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию:
а) по Азовскому
б) по Средиземному +
в) по Черному

10. О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»:
а) о Левше +
б) о казаке Платове
в) о графе Чернышеве

11.Что было внутри у Александра Павловича при виде заграничных чудес?
а) чувство зависти
б) удивление
в) обида за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи+

12. Платов взял у англичан:
а) «мелкоскоп» +
б) карету «двухсестную»
в) «буреметр» морской
г) Мортимерово ружьё

13. Почему Платов гневался на тульских оружейников?
а) ничего не придумали нового +
б) сломали блоху
в) потеряли блоху

14. По какой причине Левша не говорил о том, над чем работает?
а) не смог ничего придумать
б) боялся царского гнева
в) не хотел раньше времени раскрыть секрет+

15. Для чего Платов привёз Левшу к государю?
а) наградить Левшу
б) похвалиться хорошим мастером
в) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой+
г) наказать за то, что оружейники сломали блоху

16. Из-за чего царь решил, что блоха испорчена?
а) она не танцевала +
б) она рассыпалась на части
в) у неё не было ног
г) сломался ключик

17. Левша сказал, что надо положить под микроскоп ______, чтобы увидеть работу тульских мастеров?
а) ножку +
б) брюшко
в) ключик
г) футляр

18. Дальнейшая судьба подкованной блохи?
а) государь заставлял её постоянно танцевать
б) государь отправил ее в музей
в) государь оставил себе для забавы
г) государь послал англичанам+

19.При каком условии Левша уступил и согласился погостить у англичан?
а) если ему дадут право на жительство в Англии
б) если найдут невесту
в) если разрешат посетить оружейные заводы+

20. Как на родине приняли Левшу?
а) поместили в хорошую больницу
б) бросили умирать в больнице для бедных+
в) срочно оказали медицинскую помощь


1

Каким является полное название рассказа «Левша»?

  • Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе;
  • Умелый тульский мастер Левша;
  • Сказ о воронежском Левше и о медной блохе;
  • Сказ о тульском Левше.

2 ответа:



1



0

Полное название повести (или рассказа) «Левша» Николая Семеновчиа Лескова автор обозначил под заголовком. Оно звучит так: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Вообще произведение считается повестью, написанной в жанре сказа.



0



0

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

Читайте также

Когда Левша вернулся в Россию из Англии, его ждала вовсе не слава государственного масштаба, как было бы логично предположить. Поскольку у Левши не было при себе документов, к тому же он был мертвецки пьян, да ещё и болел, полицейские обошлись с ним как с последним пропойцей, не человеком. Его обобрали, ударили головой о парапет и отправили помирать в Обухвинскую больницу для бедных. Вот так от бездушия полицейских властей погиб талантливый мастер.

В то же время полшкипера, который был в таком же состоянии, как и левша, на родине в Англии встретили тепло, лечили и заботились о нём в лучшем виде.

Когда Платов привёз блоху тульским оружейникам, они сразу ничего не сказали, что сделают с ней. Нужно было подумать над этим и божье благословение получить.

Когда Платов приехал забрать работу, оружейники опять ничего не сказали, что с ней сделали. Платов разозлился и взял с собой одного из мастеров, левшу, чтобы держать ответ перед императором. Когда стали пробовать блоху у императора, блоха перестала прыгать. Тут Платов пришёл в ярость, думал, что мастера блоху сломали.

Получается, здесь подходит два ответа. Сначала гнев Платова можно объяснить тем, что тульские оружейники якобы не придумали ничего нового, а потом — тем, что они сломали блоху.

Повесть «Левша» является известным произведением Николая Семеновича Лескова. Она была написана и опубликована в мае 1881 года, а именно в газете «Русь». Николай Семёнович Лесков также включил данную повесть в сборник «Праведники».

Знаменитая блоха, которую изготовили англичане, умела танцевать дансе, совершать верояции в стороны. А выкована она была «из чистой из аглицкой стали». Поэтому выбираем в качестве верного третий вариант ответа.

Интересно, а из чего тульские мастера сделали аглицкой блохе подковинки?

Работой Левшы были восхищены и государь и двор.Для того,чтобы продемонстрировать умение русских мастеров,Левшу отправили в Англию.Ну а в Англии мастеру предложили жениться на местной девушке и остаться жить в Европе.

От предложения такого мастер отказался,уж очень по Родине тосковал.Домой Левша возвращался по Средиземному морю.

Тест «Левша»

Тест «Левша»

17 человек проходят прямо сейчас.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был написан рассказ Лескова «Левша»?

    • 1869

    • 1872

    • 1881

    • 1890

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 66%
    ответили правильно

    66% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Рассказ Николая Лескова «Левша» был написан и опубликован в 1881 году.

  2. Вопрос 2 из 12

    Каким является полное название рассказа «Левша»?

    • Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе;

    • Умелый тульский мастер Левша;

    • Сказ о воронежском Левше и о медной блохе;

    • Сказ о тульском Левше.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 87%
    ответили правильно

    87% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Полное название произведения — «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».

  3. Вопрос 3 из 12

    От чьего лица идет повествование практически во всех главах рассказа?

    • От лица Левши;

    • От лица доктора Мартына-Сокольского;

    • От лица цехового мастера;

    • От лица донского атамана Платова.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы ответили лучше
    51% участников

    49% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. На это указывает его простая, часто неграмотная речь, а также хорошее знание оружейного дела. В первом издании «Левши» было предисловие, в котором Лесков указал, что «…записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого…»

  4. Вопрос 4 из 12

    Кто из героев считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных?

    • Царь Александр Павлович;

    • Министр Чернышев;

    • Атаман Платов.

    • Английский моряк Полшкипер

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 67%
    ответили правильно

    67% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут — всё могут сделать, но только им полезного ученья нет…»

  5. Вопрос 5 из 12

    Что император купил за миллион у англичан?

    • Механического кузнечика;

    • Механическую блоху;

    • Заводную стрекозу;

    • Заводного жука.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 99%
    ответили правильно

    99% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина…»«…Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами…»

  6. Вопрос 6 из 12

    Кто поручил Платову поехать к русским мастерам за тем, чтобы они превзошли английских мастеров?

    • Царь Николай Павлович;

    • Царь Александр Павлович;

    • Министр Чернышев;

    • Доктор Мартын-Сокольский.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 73%
    ответили правильно

    73% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, он и ответил Платову:
    — Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить…»

  7. Вопрос 7 из 12

    О ком из героев идет речь в цитате: «На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны».

    • О Мартыне-Сокольском;

    • О Платове;

    • О Чернышеве;

    • О Левше.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 86%
    ответили правильно

    86% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…»

  8. Вопрос 8 из 12

    Куда отправились тульские мастера, чтобы просить совета у иконы Николая Чудотворца?

    • В Орловскую губернию;

    • В Воронежскую губернию;

    • В Самарскую губернию;

    • В Московскую губернию.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 69%
    ответили правильно

    69% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Они шли вовсе не в Киев, а к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесеченная» икона св. Николая…»

  9. Вопрос 9 из 12

    Что сделал Левша, чем заслужил уважение у англичан?

    • Усовершенствовал механизм заводной блохи;

    • Подковал механическую блоху;

    • Сделал по телу механической блохи гравировку;

    • Создал новую заводную блоху, еще лучше, чем у англичан.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 77%
    ответили правильно

    77% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!..»

  10. Вопрос 10 из 12

    Мастером какого профиля был Левша?

    • Часовщиком;

    • Гравировщиком;

    • Оружейником;

    • Замочником.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 76%
    ответили правильно

    76% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…оружейники три человека, самые искусные из них, один косой Левша…»

  11. Вопрос 11 из 12

    Что Левше подарили на прощание англичане?

    • Золотые часы;

    • Серебряную табакерку;

    • Орден почета;

    • Механического кузнечика.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 51%
    ответили правильно

    51% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Его силом не удерживали: напитали, деньгами наградили, подарили ему на память золотые часы с трепетиром…»

  12. Вопрос 12 из 12

    Какие слова Левша пытался донести до государя перед смертью?

    • Поделиться своими впечатлениями о поездке;

    • Что англичане больше уделяют внимания технике;

    • Что у англичан не чистят ружья кирпичом.

    • Что в Англии тяжело работать из-за тумана

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 65%
    ответили правильно

    65% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся…»

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Нахида Кусанали

    11/12

  • Яромир Корнишков

    11/12

  • Ковалев Иван

    12/12

  • Варвара Смородина

    12/12

  • Ольга Моргунова

    11/12

  • Джерри-И-Багира Казаковы

    10/12

  • Ярик Шапилов

    12/12

  • Vlad Vaha

    12/12

  • Аминат Курбанова

    12/12

  • Надежда Набокова

    10/12

ТОП-5 тестов

которые проходят вместе с этим

Топ

Многогранное и интересное творчество Николая Семёновича Лескова изучается в соответствии с образовательной программой на уроках литературы в 6 классе. Среди прочих произведений этого писателя к изучению учащихся предлагается рассказ «Левша». Для проверки того, насколько хорошо усвоен текст рассказа, можно использовать тест по литературе «Левша» (6 класс). Подобный вид работы стимулирует у учащихся внимательность при чтении произведений художественной литературы. Приучает обращать внимание на важные детали.

При работе с произведением Н.С. Лескова «Левша» тест с ответами поможет учащимся в подготовке к занятиям по литературе. Так как тестовые задания предполагают наличие различных вариантов ответов к каждому вопросу, подобная работа развивает в учащихся способности к размышлению над рассказом. Поиск правильного ответа помогает лучше запомнить содержание текста. А проведение тестирования в режиме онлайн, благодаря быстрому результату работы, позволяет просмотреть свои ошибки (если таковые имеются) и сравнить их с верными ответами, данными в ключе к тесту.

Тест по произведению Н.С. Лескова «Левша» отлично помогает закрепить знание текста рассказа.

Рейтинг теста

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 56197.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Вопросы по сказку «Левша».
Литература 6 класс.

1. В
каком году был написан сказ «Левша»?

А)
1869                       б)1872            в)1881            г)1890

2.
Каким является полное название рассказа «Левша»?

А)
Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе                  Б) Умелый
Тульский мастер – Левша.

В)
Сказ о воронежском Левше и о медной блохе                        г) Сказ о
Тульском Левше.

3. 
От чьего лица идёт повествование практически во всех главах рассказа?

А) 
От лица Левши                б) От лица доктора Мартына-Сокольского                      

в)
От лица цехового мастера                      г) От лица донского атамана
Платова.

4. 
Кто из героев считал, что русские мастера ничуть  не хуже иностранных?

А)
Царь Александр Павлович                     б) Министр Чернышев                    в)
Атаман

Платов                        Г)
Английский моря Полшкипер

5. 
Что император купил за миллион у англичан?

А)
Механического кузнечика                     б) Механическую блоху                  в)
Заводную

Стрекозу
                               Г) Заводного жука.

6.  Кто
поручил Платову поехать к русским мастерам за тем, чтобы они превзошли
английских мастеров?

А)
Царь Николай Павлович             б) Царь Александр Павлович                     в)
Министр

Чернышев
                 Г) Доктор Мартын-Сокольский.

7. 
О ком из героев идёт речь в цитате: «На щеке пятно родимое, а на висках
волосья при ученье выдраны
»?

А) 
О Мартыне-Сокольском             б) О Платове              в) О Чернышеве        г)
о Левше

8.
Куда отправились тульские мастера, чтобы просить совета у иконы Николая
Чудотворца?

А) В
Орловскую губернию               б) В Воронежскую губернию                      в)
В

Самарскую
губернию                      г) В Московскую губернию.

9. 
Что сделал Левша, чем заслужил уважение у англичан?

А)
Усовершенствовал механизм заводной блохи                       б) Подковал
механическую блоху

В)
Сделал по телу механической блохи гравировку                   

г) Создал новую заводную блоху, ещё  лучше,
чем у англичан.

10.
Мастером какого профиля был Левша?

А)
Часовщиком                     б) Гравировщиком         в) Оружейником             г)
Замочником

11. 
Что Левше подарили на прощание англичане?

А)
Золотые часы                   б) Серебрянную табакерку             в) Орден
почёта                   

г)
Механического кузнечика.

12. Какие слова Левша пытался
донести до государя перед смертью?

А)Поделиться своими
впечатлениями о поездке;           б)Что англичане больше

уделяют внимания технике;           в)
Что у англичан не чистят ружья кирпичом.

г) Что в Англии тяжело работать из-за тумана

ОТВЕТЫ:

8.а
9.б
10.в
11.а
12.в
1. в

2.а

3.в

4.в

5.б

6.а

7.г

У этого термина существуют и другие значения, см. Левша (значения).

Левша
Жанр:

сказ

Автор:

Николай Лесков

Язык оригинала:

русский

Год написания:

май 1881 года

Публикация:

1881 год, «Русь»

Wikisource-logo.svg Текст произведения в Викитеке

«Левша» (полное название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») — повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году. Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники».[1]

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Краткое содержание
  • 3 Основные персонажи
  • 4 Художественные особенности
  • 5 Экранизации
  • 6 Интересные факты
  • 7 Ссылки
  • 8 Примечания

История создания

Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году.[2]

При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.

Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды[3].

Краткое содержание

В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.

События повести начинаются приблизительно в 1815 году[4]. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов,[5] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по кличке «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезду в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение, и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Основные персонажи

  • Левша — талантливый русский мастеровой, оружейник.
  • Атаман Платов — казачий атаман, генерал от кавалерии.
  • Александр I — российский император.
  • Николай I — российский император.

Художественные особенности

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им:

Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого[6] года, и левша есть лицо мною выдуманное.[7]

Повесть «Левша» — это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др.[8]

Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».[9]

Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.

Экранизации

  • «Левша» — фильм режиссёра Сергея Овчарова (1986)
  • «Левша» — мультипликационный фильм режиссёра Ивана Иванова-Вано (1964)

Интересные факты

  • Атаман Платов скончался в 1818 году. Поэтому он не мог поехать на Дон в царствование Николая I , который взошёл на престол в 1825 году.
  • В 2007 года история освещалась в журнале «Nature Physics».[10]
  • После начала развития нанотехнологий в России в 2000-е годы любопытна следующая оценка:

«Блоха, подкованная Левшой, являет собой яркий пример российских нанотехнологий: ничего не видно и блоха прыгать перестала»[11]

Ссылки

  • Текст повести Лескова

Примечания

  1. Биография Н. С. Лескова.  (Проверено 7 июня 2009)
  2. Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 7. Предисловие Бухштаб Б. Я.  (Проверено 7 июня 2009)
  3. http://www.rvb.ru/leskov/02comm/039.htm Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 7. Предисловие Бухштаб Б. Я.]
  4. В тексте повести упомянуто «когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть» то есть около 1815 года.
  5. В реальной истории Николай I вступил на престол в 1825 году, а Платов скончался в 1818.
  6. 1881 год в литературе
  7. Письмо, Н. С. Лесков. 10 июня 1882 г. С.-Петербург. Собрание сочинений в 11 томах.  (Проверено 7 июня 2009)
  8. Бухштаб Б. Я. «Сказы о народных праведниках»  (Проверено 7 июня 2009)
  9. П.Громов, Б.Эйхенбаум. «Н. С. Лесков. Очерк творчества»  (Проверено 7 июня 2009)
  10. Liesbeth Venema, The dancing flea, Nature Physics 3, 70 (2007). doi:10.1038/nphys487.
  11. Цитаты про нанотехнологии
 Просмотр этого шаблона Произведения Николая Семёновича Лескова
Романы Захудалый род • На ножах • Некуда • Обойдённые • Островитяне • Соборяне • Чёртовы куклы
Повести Воительница • Детские годы • Житие одной бабы • Загадочный человек • Запечатленный ангел • Заячий ремиз • Леди Макбет Мценского уезда • На краю света • Некрещёный поп • Оскорблённая Нетэта • Очарованный странник • Печерские антики • Полунощники • Смех и Горе • Старые годы в селе Плодомасове
Рассказы Административная грация • Антука • Белый орел • Бесстыдник • Вдохновенные бродяги • Владычный суд • Грабеж • Дама и фефёла • Дурачок • Дух госпожи Жанлис • Железная воля • Жемчужное ожерелье • Жидовская кувырколлегия • Загон • Заметки неизвестного • Зверь • Зимний день • Импровизаторы • Инженеры бессребреники • Кадетский монастырь • Колыванский муж • Котин доилец и Платонида • Маленькая ошибка • Неоцененные услуги • Неразменный рубль • Несмертельный Голован • Обман • Овцебык • Однодум • Отборное зерно • Павлин • Пигмей • Пламенная патриотка • Повесть о богоугодном дровоколе • Под Рождество обидели • Привидения в Инженерном замке • Продукт природы • Пугало • Пустоплясы • Путешествие с нигилистом • Разбойник • Ракушанский меламед • Русский демократ в Польше • Русское тайнобрачие • Сибирские картинки 18 века • Синодальный философ • Сошествие в ад • Справедливый человек • Старый гений • Томленье духа • Тупейный художник • Фигура • Человек на часах • Чертогон • Шерамур • Штопальщик • Юдоль • Язвительный
Сказания
и легенды
Аскалонский злодей • Брамадата и Радован • Гора • Лев старца Герасима • Левша • Легенды о совестном Даниле • Леон дворецкий сын • Маланья — голова баранья • Невинный Пруденций • Прекрасная Аза • Сказание о Фёдоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине • Скоморох Памфалон • Христос в гостях у мужика • Час воли Божией
Публицистика Архиерейские объезды • Еврей в России • Епархиальный суд • Карикатурный идеал • Легендарные характеры • Мелочи архиерейской жизни • О русской иконописи • Русские общественные заметки • Сеничкин яд
Драматургия Расточитель

Тест по произведению В.СЛескова «Левша». Ф.И._______________ Вариант 1.

Укажите жанр произведения «Левша».

1) сказка 2) рассказ 3) новелла 4) сказ

С какой целью Платов привёз Левшу к государю?

1) наградить Левшу за хорошую работу

2) наказать за то, что оружейники сломали блоху

3) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой

4) выдать за него свою дочь за хорошую работу

Как звали донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе?
1)Матвей Платов 2)Николай Платонов
3)Александр Плоткин 4)Еремей Плугов
Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора?
1)тюрьма 2)завод
3)склад 4)музей, собрание редких вещей
На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»?
1)на мече 2)на щите
3)на пистоле 4)на шпаге
Из чего выковали англичане блоху?
1)из золота 2)из меди
3)из стали 4)из олова
Что умеет делать блоха?
1)танцевать и прыгать 2)петь и шагать
3)шагать и усами водить 4)прыгать и петь
Из чего был сделан футляр?
1)из натуральной кожи 2)из цельного бриллиантового ореха
3)из золотой пластинки 4)из деревянной коробочки
Сколько заплатил император за блоху?
1)нисколько, блоху ему подарили 2)миллион серебряными пятачками
3)миллион мелкими ассигнациями 4) один золотой
От военных дел у государя сделалась меланхолия и он решил:
1)отдохнуть в своем номере 2)поехать в другую страну
3)исповедаться у попа Федота 4)получше рассмотреть блоху
Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?
1)чтоб тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное
2) чтоб тульские мастера научились делать такую же блоху
3) чтоб тульские мастера исследовали блоху
4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху
Куда отправились мастера перед работой?
1)в Киев за советом 2)в Москву за прошением
3)в Мценск отслужить молебен 4)в Орел за инструментами

Как долго работали мастера?
1) 2 недели 2) 2 дня
3) 2 месяца 4) 2 года
Что придумали мастера?
1)сшили блохе платье 2)подковали блоху
3)сделали блохе домик 4)сделали еще одну блоху
Почему мастер левша на подковинке свое имя не выставил?
1)он гвоздики выковывал 2)ему подковинки не хватило
3)он не очень умелый мастер 4)потому что он левша
Куда повезли левшу?
1)в Киев 2)домой
3)в Париж 4)в Лондон
Чему более всего удивился левша в Англии?
1)содержанию рабочего 2)как делают новые ружья
3)как, в каком виде состоят старые ружья 4)угощению и гостеприимству
Чего не было среди подарков, данных левше на прощанье?
1)золотые часы 2)байковое пальто
3)ветряная нахлобучка 4)хромовые сапожки
По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию?
1)по Черному 2)Средиземному
3)Азовскому 4)Красному
Что успел сказать левша перед смертью?
1)готовиться к войне 2)найти английскую блоху

3)похоронить его на родине 4)ружье кирпичом не чистить
О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?
1)об императоре 2)о левше
3)о графе Чернышеве 4)о казаке Платове

Где лежала блоха у Александра Павловича?

1) в шкатулке под рыбьей костью 2) в шкатулке с перстнем императора

3) на подушечке у трона 3) на подушечке в спальне у портрета императрицы

Какой «приём» оказали больному левше на родине?

1) поместили в хорошую больницу 2) бросили умирать в больнице для бедных

3) оказали лучшую медицинскую помощь 4) убили из зависти к умельцу

Каким является полное название рассказа «Левша»?

1)»Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
2) «Умелый тульский мастер левша»

3) «Сказ о воронежском левше и о медной блохе»

4) «Сказ о тульском левше».
Какой царь велел «модернизировать» блоху?

1) Александр Павлович 2) Петр I

2) Николай Павлович 3) Александр Николаевич

Тест по произведению В.СЛескова «Левша». Ф.И._______________ Вариант 3.

Сколько заплатил император за блоху?
1)нисколько, блоху ему подарили 2)миллион серебряными пятачками
3)миллион мелкими ассигнациями 4) один золотой
Каким является полное название рассказа «Левша»?

1)»Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
2) «Умелый тульский мастер левша»

3) «Сказ о воронежском левше и о медной блохе»

4) «Сказ о тульском левше».
С какой целью Платов привёз Левшу к государю?

1) наградить Левшу за хорошую работу

2) наказать за то, что оружейники сломали блоху

3) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой

4) выдать за него свою дочь за хорошую работу

Как звали донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе?
1)Матвей Платов 2)Николай Платонов
3)Александр Плоткин 4)Еремей Плугов
Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора?
1)тюрьма 2)завод
3)склад 4)музей, собрание редких вещей
На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»?
1)на мече 2)на щите
3)на пистоле 4)на шпаге
О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?
1)об императоре 2)о левше
3)о графе Чернышеве 4)о казаке Платове

Где лежала блоха у Александра Павловича?

1) в шкатулке под рыбьей костью 2) в шкатулке с перстнем императора

3) на подушечке у трона 3) на подушечке в спальне у портрета императрицы

Какой «приём» оказали больному левше на родине?

1) поместили в хорошую больницу 2) бросили умирать в больнице для бедных

3) оказали лучшую медицинскую помощь 4) убили из зависти к умельцу

Что умеет делать блоха?
1)танцевать и прыгать 2)петь и шагать
3)шагать и усами водить 4)прыгать и петь
Из чего был сделан футляр?
1)из натуральной кожи 2)из цельного бриллиантового ореха
3)из золотой пластинки 4)из деревянной коробочки
От военных дел у государя сделалась меланхолия и он решил:
1)отдохнуть в своем номере 2)поехать в другую страну
3)исповедаться у попа Федота 4)получше рассмотреть блоху
Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?
1)чтоб тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное
2) чтоб тульские мастера научились делать такую же блоху
3) чтоб тульские мастера исследовали блоху
4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху
Куда отправились мастера перед работой?
1)в Киев за советом 2)в Москву за прошением
3)в Мценск отслужить молебен 4)в Орел за инструментами
Что придумали мастера?
1)сшили блохе платье 2)подковали блоху
3)сделали блохе домик 4)сделали еще одну блоху
Из чего выковали англичане блоху?
1)из золота 2)из меди
3)из стали 4)из олова
Как долго работали мастера?
1) 2 недели 2) 2 дня
3) 2 месяца 4) 2 года
Какой царь велел «модернизировать» блоху?

1) Александр Павлович 2) Петр I

2) Николай Павлович 3) Александр Николаевич

Почему мастер левша на подковинке свое имя не выставил?
1)он гвоздики выковывал 2)ему подковинки не хватило
3)он не очень умелый мастер 4)потому что он левша
Куда повезли левшу?
1)в Киев 2)домой
3)в Париж 4)в Лондон
Чему более всего удивился левша в Англии?
1)содержанию рабочего 2)как делают новые ружья
3)как, в каком виде состоят старые ружья 4)угощению и гостеприимству
Чего не было среди подарков, данных левше на прощанье?
1)золотые часы 2)байковое пальто
3)ветряная нахлобучка 4)хромовые сапожки
По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию?
1)по Черному 2)Средиземному
3)Азовскому 4)Красному
Укажите жанр произведения «Левша».

1) сказка 2) рассказ 3) новелла 4) сказ

Что успел сказать левша перед смертью?
1)готовиться к войне 2)найти английскую блоху

3)похоронить его на родине 4)ружье кирпичом не чистить

Тест по произведению В.СЛескова «Левша». Ф.И._______________ Вариант 3.

Каким является полное название рассказа «Левша»?

1)»Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
2) «Умелый тульский мастер левша»

3) «Сказ о воронежском левше и о медной блохе»

4) «Сказ о тульском левше».
Сколько заплатил император за блоху?
1)нисколько, блоху ему подарили 2)миллион серебряными пятачками
3)миллион мелкими ассигнациями 4) один золотой
С какой целью Платов привёз Левшу к государю?

1) наградить Левшу за хорошую работу

2) наказать за то, что оружейники сломали блоху

3) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой

4) выдать за него свою дочь за хорошую работу

Как звали донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе?
1)Матвей Платов 2)Николай Платонов
3)Александр Плоткин 4)Еремей Плугов
Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора?
1)тюрьма 2)завод
3)склад 4)музей, собрание редких вещей
Куда отправились мастера перед работой?
1)в Киев за советом 2)в Москву за прошением
3)в Мценск отслужить молебен 4)в Орел за инструментами
Что придумали мастера?
1)сшили блохе платье 2)подковали блоху
3)сделали блохе домик 4)сделали еще одну блоху
Из чего выковали англичане блоху?
1)из золота 2)из меди
3)из стали 4)из олова
Как долго работали мастера?
1) 2 недели 2) 2 дня
3) 2 месяца 4) 2 года
Какой царь велел «модернизировать» блоху?

1) Александр Павлович 2) Петр I

2) Николай Павлович 3) Александр Николаевич

На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»?
1)на мече 2)на щите
3)на пистоле 4)на шпаге
Где лежала блоха у Александра Павловича?

1) в шкатулке под рыбьей костью 2) в шкатулке с перстнем императора

3) на подушечке у трона 3) на подушечке в спальне у портрета императрицы

От военных дел у государя сделалась меланхолия и он решил:
1)отдохнуть в своем номере 2)поехать в другую страну
3)исповедаться у попа Федота 4)получше рассмотреть блоху
Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?
1)чтоб тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное
2) чтоб тульские мастера научились делать такую же блоху
3) чтоб тульские мастера исследовали блоху
4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху
Почему мастер левша на подковинке свое имя не выставил?
1)он гвоздики выковывал 2)ему подковинки не хватило
3)он не очень умелый мастер 4)потому что он левша
Куда повезли левшу?
1)в Киев 2)домой
3)в Париж 4)в Лондон
Чему более всего удивился левша в Англии?
1)содержанию рабочего 2)как делают новые ружья
3)как, в каком виде состоят старые ружья 4)угощению и гостеприимству
Что умеет делать блоха?
1)танцевать и прыгать 2)петь и шагать
3)шагать и усами водить 4)прыгать и петь
Из чего был сделан футляр?
1)из натуральной кожи 2)из цельного бриллиантового ореха
3)из золотой пластинки 4)из деревянной коробочки
Чего не было среди подарков, данных левше на прощанье?
1)золотые часы 2)байковое пальто
3)ветряная нахлобучка 4)хромовые сапожки
По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию?
1)по Черному 2)Средиземному
3)Азовскому 4)Красному
Укажите жанр произведения «Левша».

1) сказка 2) рассказ 3) новелла 4) сказ

Что успел сказать левша перед смертью?
1)готовиться к войне 2)найти английскую блоху

3)похоронить его на родине 4)ружье кирпичом не чистить
Какой «приём» оказали больному левше на родине?

1) поместили в хорошую больницу 2) бросили умирать в больнице для бедных

3) оказали лучшую медицинскую помощь 4) убили из зависти к умельцу

О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?
1)об императоре 2)о левше
3)о графе Чернышеве 4)о казаке Платове

Тест по произведению В.СЛескова «Левша». Ф.И._______________ Вариант 4.

На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»?
1)на мече 2)на щите
3)на пистоле 4)на шпаге
Где лежала блоха у Александра Павловича?

1) в шкатулке под рыбьей костью 2) в шкатулке с перстнем императора

3) на подушечке у трона 3) на подушечке в спальне у портрета Сколько заплатил император за блоху?
1)нисколько, блоху ему подарили 2)миллион серебряными пятачками
3)миллион мелкими ассигнациями 4) один золотой
Каким является полное название рассказа «Левша»?

1)»Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
2) «Умелый тульский мастер левша»

3) «Сказ о воронежском левше и о медной блохе»

4) «Сказ о тульском левше».
По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию?
1)по Черному 2)Средиземному
3)Азовскому 4)Красному
Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?
1)чтоб тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное
2) чтоб тульские мастера научились делать такую же блоху
3) чтоб тульские мастера исследовали блоху
4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху
Как звали донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе?
1)Матвей Платов 2)Николай Платонов
3)Александр Плоткин 4)Еремей Плугов
Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора?
1)тюрьма 2)завод
3)склад 4)музей, собрание редких вещей
Куда отправились мастера перед работой?
1)в Киев за советом 2)в Москву за прошением
3)в Мценск отслужить молебен 4)в Орел за инструментами
Из чего был сделан футляр?
1)из натуральной кожи 2)из цельного бриллиантового ореха
3)из золотой пластинки 4)из деревянной коробочки
Чего не было среди подарков, данных левше на прощанье?
1)золотые часы 2)байковое пальто
3)ветряная нахлобучка 4)хромовые сапожки
Что придумали мастера?
1)сшили блохе платье 2)подковали блоху
3)сделали блохе домик 4)сделали еще одну блоху

Из чего выковали англичане блоху?
1)из золота 2)из меди
3)из стали 4)из олова
Как долго работали мастера?
1) 2 недели 2) 2 дня
3) 2 месяца 4) 2 года
Какой царь велел «модернизировать» блоху?

1) Александр Павлович 2) Петр I

2) Николай Павлович 3) Александр Николаевич

императрицы

С какой целью Платов привёз Левшу к государю?

1) наградить Левшу за хорошую работу

2) наказать за то, что оружейники сломали блоху

3) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой

4) выдать за него свою дочь за хорошую работу

Какой «приём» оказали больному левше на родине?

1) поместили в хорошую больницу 2) бросили умирать в больнице для бедных

3) оказали лучшую медицинскую помощь 4) убили из зависти к умельцу

От военных дел у государя сделалась меланхолия и он решил:
1)отдохнуть в своем номере 2)поехать в другую страну
3)исповедаться у попа Федота 4)получше рассмотреть блоху
Почему мастер левша на подковинке свое имя не выставил?
1)он гвоздики выковывал 2)ему подковинки не хватило
3)он не очень умелый мастер 4)потому что он левша
Куда повезли левшу?
1)в Киев 2)домой
3)в Париж 4)в Лондон
О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?
1)об императоре 2)о левше
3)о графе Чернышеве 4)о казаке Платове

Чему более всего удивился левша в Англии?
1)содержанию рабочего 2)как делают новые ружья
3)как, в каком виде состоят старые ружья 4)угощению и гостеприимству
Что умеет делать блоха?
1)танцевать и прыгать 2)петь и шагать
3)шагать и усами водить 4)прыгать и петь
Укажите жанр произведения «Левша».

1) сказка 2) рассказ 3) новелла 4) сказ

Что успел сказать левша перед смертью?
1)готовиться к войне 2)найти английскую блоху

3)похоронить его на родине 4)ружье кирпичом не чистить

Анализ повести «Левша»: суть, смысл и идея произведения

­­Пример сочинения 1

История создания

Произведение «Левша» Николая Семенович Лескова было опубликовано в 1881 году в журнале «Русь» и в том же году включена в сборник « Праведники» самим автором. Сказка имела также и второе название «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе.

Жанр, направление

Автор всегда относил свое произведение к жанру сказа, но, тем не менее, среди читателей бытует мнения, что «Левша» относится и к повести, и к реализму.

Суть

 Данная книга заставляет читателя прочувствовать и задуматься над важным вопросом, ценятся ли талантливые люди в нашей стране? Основной сюжет картины показывает, в какой степени бывают, слепы люди у власти. Александр I прибывает в Англию, где видит уникальную работу здешних мастеров – блоху, но не простую, а металлическую и танцующую. Он привозит блоху в Россию, но про нее быстро все забывают, пока император Николай I вновь не вспоминает про нее и отправляет генерала Платова к тульским оружейникам. В Туле Платов требует от мастеров сделать что-то более интересное и искусное чем зарубежное изделие. Мастера берутся за работу с благодарностью за оказанное доверие.

Платов возвращается в Тулу через две недели, и даже не разобравшись с тем, что именно сделали мастера, забирает Левшу и везет к царю. Перед царем Левша показывает, какую именно работу провели тульские оружейники, оказывается, что они подковали ту самую блоху. Николай Павлович доволен работой мастеров.

Подкованную блоху, вместе с Левшой отправляют обратно в Англию, чтобы показать мастерство наших умельцев. Англичанам очень понравилась работа тульских мастеров, и они предлагают Левше остаться с ними, но Левша отказывается, он очень любит свою страну и хочет вернуться, англичане не могут его держать и отправляют домой.

По пути домой, на корабле, Левша заводит новое знакомство и напивается. Уже на родине его нового знакомого отправляют в специальный госпиталь для иностранцев, а самого Левшу в «холодный квартал», там его обкрадывают. Его находят и привозят в больницу, но он же очень слаб и умирает. Перед смертью Левша пытается донести до царя важную информацию, но до него она так и не доходит.

Главная мысль “Левши”

  Главная мысль Лескова «Левши» состоит в том, что в России есть великие и творческие люди, готовые идти за свою Родину до конца, однако такие люди оказываются незащищенными в собственной стране.  
 
Мастерство

В своем произведении Н. С. Лесков показывает, что русская земля владеет мастерами своего дела. Эти по-настоящему талантливые люди являются лицом всей страны. Именно Левша едет в Лондон представлять всю Россию. Его способности ценятся за рубежом, англичане просят Левшу остаться.

Писатель показывает, что главная мысль «Левши» заключена в том, что в России есть мастера, которые не только наравне с талантливыми людьми других стран, но и превосходят их по профессионализму.

Патриотизм

Центральный персонаж является носителем черт всего русского народа. Основная из них – любовь к собственной Родине. Судьба страны была для Левши важнее всего. Герой всегда заботился о благе своего Отечества, даже перед смертью он думает только о своем народе, поэтому Левша дает совет – как правильно чистить ружья.

Власть и народ

Н. С. Лесков в рассказе отмечает наличие великих людей в России, писатель действительно гордится ими. Однако он подмечает и другую мысль: к таким талантливым людям за рубежом относятся намного лучше, чем в собственной стране. Для автора это глубокое потрясение, на которое он хочет обратить внимание читателей и властей.


Пример сочинения 2

История создания

Читатели журнала «Русь» стали первыми, кто в 1881 году познакомился с опубликованным в издании «Сказом о тульском Левше и о стальной блохе». В дальнейшем Николай Лесков включил свое произведение в сборник «Праведники».

Повесть «Левша» уникальна, прежде всего, тем, что в ней гармонично переплетена реальность и вымышленные события. Писатель сделал это столь искусно, что воссоздается полная уверенность в реальности описанной истории.

В основу произведения легли правдивые события, а также исторические персонажи. Так, российский император Александр I в сопровождении верного казака Матвея Платова и в самом деле посещал Англию, где ему были оказаны высокие почести. По распоряжению императора в Англию отправились и два тульских оружейника, Леонтьев и Сурнин, чтобы перенять навыки и секреты заморских мастеров. И если Леонтьев пренебрег оказанным ему доверием, пустившись во все тяжкие, то Сурнин более ответственно подошел к поставленной задаче. В течение семи лет он обучался премудростям английских оружейников, после чего вернулся на родину. Благодаря приобретенным знаниям Сурнин смог внести весомый вклад в развитие оружейного производства в России. Считается, что именно Сурнин и стал прототипом тульского умельца по прозвищу Левша.

Жанр, направление

Жанровая принадлежность «Левши» всегда вызывала споры среди литературоведов. Так, одни считали, что произведение обладает типичными чертами повести, а другие были уверены, что это сказ в чистом его виде. Сам же Николай Лесков настаивал на том, чтобы его детище определялось как сказ. Кроме того, данное произведение зачастую относят к так называемой «цеховой» ли «оружейной» легенде, сложившейся в узких кругах людей этой профессии.

Лесков не скрывал, что к написанию «Левши» его подтолкнула история-басня, услышанная им от некоего оружейника из Сестрорецка. Писатель был настолько впечатлен услышанным, что вскоре принялся за написание повести. В ней он высказал свою искреннюю любовь к простому трудовому народу, восхищение его талантами, необычайной смекалкой, скромностью и любовью к отчизне. Лесков щедро сдобрил произведение фольклором, крылатыми фразами, элементами волшебства, благодаря чему оно вошло в золотой фонд русской литературы.

Суть

В своей книге Николай Семенович поднял много важных тем, среди которых особенно выделяется одна – способность России оценить свои таланты по достоинству. Автор с сожалением констатирует тот факт, что ни власть, ни простой люд не способны видеть всю удивительную мощь и уникальность самородков – истинных мастеров своего дела.

Император Александр I, большой любитель и поклонник всего западного, решил посетить Англию. В европейской державе он с удовольствием знакомился с техническими новинками, восхищаясь талантом заграничных мастеров. Там же он приобрел уникальную вещицу – крошечную стальную блоху, способную танцевать. По возвращении на родину государь позабыл об этой игрушке, но спустя время она попалась на глаза императору Николаю I. Подивившись необычайно искусной работе, он отправил генерала Платова в Тулу на поиски талантов. Император мечтал утереть нос англичанам, и доказать, что русские мастера способны превзойти их в столь тонком деле.

Платову удалось отыскать трех искусных оружейников, которым он передал приказ императора – придумать и сделать нечто необыкновенное, чтобы по сравнению с ним стальная блоха казалась бы грубой поделкой. Поблагодарив за высочайшее доверие, оружейники приступили к работе.

Спустя несколько недель Платов появился у оружейников и, узнав, что работа готова, взял с собой Левшу и отправился в императорский дворец. Левша продемонстрировал изумленному Николаю I свою работу – на каждой лапке английской блохи красовались крошечные подковки, которые можно было разглядеть только под микроскопом.

Император был несказанно рад такой победе, и сразу же отправил подкованную блоху в Англию, а вместе с ней и Левшу. Англичане были также поражены мастерством тульских оружейников. Они предложили Левше навсегда остаться в Англии, чтобы совершенствовать свой редчайший талант, однако мастер отказался от заманчивого предложения и вернулся на родину.

Во время морского путешествия Левша познакомился с полшкипером, с которым изрядно напился. В Петербурге иностранного моряка отправили в госпиталь, а бедолагу Левшу – в «холодный квартал», где его обобрали до нитки. Затем умирающего мастера перевезли в больницу для бедных. Перед смертью он пытался передать государю важную информацию через доктора Мартын-Сольского, однако граф Чернышев не собирался связываться с оружейником, который в скорости умер в полной безвестности.


Пример сочинения 3

В своих произведениях Н. С. Лесков нередко брался за изображение русского народа и стремился наиболее точно и ярко отразить его особенности. Так, в сказе «Левша» писатель рассказывает о судьбе талантливого русского умельца, которая разбивается о безразличие и жестокость власти.

История создания

Н. С. Лесков написал «Левшу» в 1881 году и сразу опубликовал свое произведение в журнале «Русь». К первому отдельному изданию писатель написал предисловие, в котором объяснил происхождение сюжета. Легенда о блохе и подковавшем ее мастере якобы была записана по сказу старого тульского оружейника, с которым Н. С. Лесков познакомился в Сестрорецке.

Позднее автор отказался от публикации этого предисловия и на обвинения критиков в использовании народного сюжета заявлял, что его сказ – литературный вымысел, основанный на известной прибаутке об английской стальной блохе, которую тульские мастера подковали и отправили обратно.

Н.С. Лесков был очень патриотичным писателем и прославлял традиционные ценности. Многие его произведения направлены на раскрытие феномена русского духа. Богатство русской души, самобытности исторического пути России, духовность отечественной культуры — вот главные темы творчества Лескова.

Жанр, направление

Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам нашей литературы. Сам Н. С. Лесков назвал свое произведение «сказом». Для этого литературного жанра характерно подражание фольклорному стилю, а повествование обычно ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, веселой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.

Направление творчества Н.С. Лескова — реализм. Однако в данном произведении прослеживаются черты романтизма:

  • Автор идеализирует прошлое и обращается к преданиям старины глубокой;
  • Образ Левши явно приукрашен и противопоставлен окружающему его миру и обществу;
  • Писатель сталкивает порочную городскую среду и тихий деревенский мир, где люди живут в гармонии друг с другом.

Смысл названия «Левша»

Полное название произведения звучит как «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Таким названием Н. С. Лесков сразу задает жанр, настраивает читателя на восприятие полусказочной-полуреальной истории о народном герое и выпавших на его долю приключениях.

Вынесение в заглавие текста самого Левши неслучайно. Левша – не имя персонажа, а его отличительная особенность, сам герой остается безымянным мастером. Даже на выкованных крохотных гвоздиках для подков блохи не остается места для его имени. Это позволяет писателю сделать героя собирательным образом всех неизвестных русских умельцев, преданных своему дела и своей родине, но не оцененных по достоинству.

Суть произведения:

Движущей силой повествования становится своеобразное соревнование между английскими и русскими мастерами. Во время путешествия по Англии император Александр I восхищается изобретениями местных умельцев и не жалеет огромных денег за заморскую диковинку – механическую танцующую блоху. О блохе быстро забывают, пока она не оказывается у Николая I. Одержимый идеей превосходства над другими странами, новый император отправляет генерала Платова к тульским мастерам, чтобы те смогли показать свое искусство и сделать что-то более интересное. Трое лучших мастеров задумывают подковать маленькие лапки блохи крохотными подковами, а самый искусный из них – косой левша – выковывает для этих подков гвоздики.

Император и генерал довольны тем, что удалось превзойти иностранных мастеров, и даже отправляют Левшу с делегацией в Англию, чтобы те продемонстрировали свое превосходство. В Англии Левшу ожидает много открытий: там не только используют более передовые техники, например, чистки ружей, но и совсем иначе о

Богатство русской души, самобытности исторического пути России, духовность отечественной культуры — вот главные темы творчества Лескова.

Жанр, направление

Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам нашей литературы. Сам Н. С. Лесков назвал свое произведение «сказом». Для этого литературного жанра характерно подражание фольклорному стилю, а повествование обычно ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, веселой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.

Направление творчества Н.С. Лескова — реализм. Однако в данном произведении прослеживаются черты романтизма:

  • Автор идеализирует прошлое и обращается к преданиям старины глубокой;
  • Образ Левши явно приукрашен и противопоставлен окружающему его миру и обществу;
  • Писатель сталкивает порочную городскую среду и тихий деревенский мир, где люди живут в гармонии друг с другом.

Смысл названия «Левша»

Полное название произведения звучит как «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Таким названием Н. С. Лесков сразу задает жанр, настраивает читателя на восприятие полусказочной-полуреальной истории о народном герое и выпавших на его долю приключениях.

Вынесение в заглавие текста самого Левши неслучайно. Левша – не имя персонажа, а его отличительная особенность, сам герой остается безымянным мастером. Даже на выкованных крохотных гвоздиках для подков блохи не остается места для его имени. Это позволяет писателю сделать героя собирательным образом всех неизвестных русских умельцев, преданных своему дела и своей родине, но не оцененных по достоинству.

Суть произведения:

Движущей силой повествования становится своеобразное соревнование между английскими и русскими мастерами. Во время путешествия по Англии император Александр I восхищается изобретениями местных умельцев и не жалеет огромных денег за заморскую диковинку – механическую танцующую блоху. О блохе быстро забывают, пока она не оказывается у Николая I. Одержимый идеей превосходства над другими странами, новый император отправляет генерала Платова к тульским мастерам, чтобы те смогли показать свое искусство и сделать что-то более интересное. Трое лучших мастеров задумывают подковать маленькие лапки блохи крохотными подковами, а самый искусный из них – косой левша – выковывает для этих подков гвоздики.

Император и генерал довольны тем, что удалось превзойти иностранных мастеров, и даже отправляют Левшу с делегацией в Англию, чтобы те продемонстрировали свое превосходство. В Англии Левшу ожидает много открытий: там не только используют более передовые техники, например, чистки ружей, но и совсем иначе относятся к грамотным мастерам своего дела: с почтением и уважением. Несмотря на все уговоры, герой отказывается остаться в чужой стране, он стремится больше узнать и привезти полученный опыт на родную землю, но вскоре после прибытия Левша трагически умирает, а его умения и знания оказываются никому не нужны.

  • Каким является ведущий конфликт рассказа бирюк
  • Каким я увидел стародума сочинение
  • Каким я увидел митрофанушку сочинение по литературе
  • Каким я увидел митрофана простакова сочинение
  • Каким я увидел митрофана в комедии фонвизина недоросль сочинение с цитатами