Какими были горошины из сказки х к андерсен пятеро из одного стручка

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 46. 

УКМ «Перспектива»

Ганс-Христиан Андерсен «Пятеро из одного стручка»

1. Кого мы можем назвать героем сказки? Только ли девочку и её мать? Объясните своё мнение.

Героями сказки можно назвать и горошины, ведь они описаны как люди. Они думают, говорят, совершают поступки. На их примере автор выводит мораль сказки.

2. Проследите судьбу каждой горошины. Какие горошины, по мнению Андерсена, были самыми замечательными? А как считаете вы? Обоснуйте своё мнение.

Первая горошина летела, куда хотела, и залетела в желоб. Там она и осталась.

Вторая хотела улететь на солнце и оказалась в канаве. Там она разбухла и считала себя лучше всех.

Третья и четвёртая горошины были ленивыми, хотели заснуть, но их съели голуби.

Пятая попала в щель под окошком и проросла. Она расцвела.

Замечательными, по мнению Андерсена, были ленивые горошины, потому что они принесли пользу голубям, и горошина на окне, которая подарила радость больной девочке, и способствовала её выздоровлению. Он называет замечательной и разбухшую горошину, но это ирония.

Я считаю, что последняя горошина была лучше всех. Она принесла пользу, помогла человеку. А значит прожила свою жизнь не зря.

3. Обсудите с другом, в чём смысл сказки. Посмотрите на людей вокруг и попробуйте применить смысл сказки к ним: жить как придётся; жить для себя, в своё удовольствие; жить, даря людям добро, улыбку, радость.

Смысл сказки в том, что жить нужно так, чтобы приносить пользу другим людям. Не для себя, а для других. И если кого-то ты сделаешь счастливым, то и сам будешь счастлив.

Вот, например, сосед Вася. Он живёт как придётся, ни о чем не беспокоится, ничего не делает. Он подобен первой горошине, о которой никто не знает, и которая лежит в темноте.

Или сосед Игорь. Он живёт в своё удовольствие, а как живут другие его не волнует. Он никогда никому не помог. И никто не поможет ему.

А вот тётя Марина человек очень добрый, отзывчивый. Она врач. Она всем улыбается и люди улыбаются ей в ответ. Она несёт людям счастье и здоровье. Её жизнь прожита не зря.

4. Определите героев, опишите их характеры и судьбы. Для этого вам необходимо держать в памяти последовательность событий. Определите авторский текст. Как, с какой интонацией вы будете его читать?

Герои сказки: 

Пять горошин. Одна легкомысленная, вторая тщеславная, две ленивых и одна добрая, отзывчивая.

Девочка. Больная и слабая. Добрая. Радуется ростку на окне. Выздоравливает.

Её мама. Бедная женщина. Усталая, добрая, заботливая. Радуется выздоровлению дочки.

Диалоги героев будет перемежать авторский текст. Поскольку это сказка, то авторский текст следует читать спокойно, доверительно, негромко, убедительно, как это делали сказители. Используется повествовательная интонация.

5. Попробуйте с друзьями сделать пьесу по этой сказке. Не забудьте использовать мимику, жесты и интонацию.

Сценарий сказки «Пятеро из одного стручка» для 4 класса

Сцена первая

Посреди сцены лежит огромный зелёный стручок, сквозь его стенку видно пять голов-горошин. Они поворачиваются, оглядываются.

Автор: Сидели в стручке пять зелёных горошин, которые думали, что мир вокруг зелёный. Солнце согревало стручок, дождик его поливал, а горошины сидели в стручке и думали, что пора что-то предпринять.

1 горошина (нетерпеливо): Век нам тут сидеть что ли?

2 горошина (озабоченно): Как бы не засохнуть от такого сидения!

3 и 4 горошины (вместе, таинственно): Нам кажется, что есть что-то и вне нашего стручка!

5 горошина (задумчиво): И у меня есть такое предчувствие.

Автор: Прошло несколько недель. Стручок пожелтел и горошины стали думать, что пожелтел весь мир.

Стручок начинает трястись и раскачиваться.

1 горошина (нетерпеливо): Ну вот, скоро нас выпустят на волю!

5 горошина (с интересом): Хотелось бы мне знать, кто из нас пойдёт дальше всех! Впрочем, скоро увидим!

1 горошина (со значением): Скоро увидим!

Стручок лопается и горошины разлетаются, разбегаются по сцене.

1 горошина (радостно, машет руками): Лечу, куда хочу! Лови, кто может!

Падает в трубу и там затихает.

2 горошина (важно): А я полечу на солнце!

Падает в канаву и начинает толстеть, разбухать.

3 и 4 горошины (спокойно с достоинством): А мы куда придём, там и заснём!

Подбегают к краю сцены. Из-за занавеса выпрыгивают два голубя и съедают горошины.

5 горошина (спокойно): Будь что будет!

Подбегает к окну и застывает у подоконника.

Занавес.

Сцена вторая

Маленькая комната на чердаке. У большого окна стоит кровать, в которой лежит очень бледная девочка. В другом конце комнаты возится с веником её мать.

Мать (бормочет словно про себя): Уйдёт она к сестрёнке! У меня ведь две их было! Тяжко было кормить двоих, вот Господь и взял одну к себе! Другую мне хотелось бы сохранить, но видно не хочет он разлучать сестёр. Заберёт и эту!

За окном появляется маленький зелёный росток. Он раскачивается, словно от ветра. Девочка приподнимается и показывает на него рукой.

Девочка (недоверчиво): Что там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!

Мать подходит к окну и открывает его.

Мать (удивлённо): Ишь, ты! Да это горошина пустила ростки! Будет у тебя теперь свой садик!

Девочка радостно любуется ростком, она улыбается.

Девочка (с радостью): Мама, я думаю, что скоро поправлюсь! Солнышко так славно пригрело меня. Горошина тоже пригревается солнцем и растёт. Значит я поправлюсь и скоро начну вставать!

Мать (озабоченно качает головой): Дай-то Бог!

Она берет веревочку и подвязывает росток. Росток быстро растёт, вытягивается из-за окна.

Мать (удивлённо): Смотри-ка, да он скоро зацветёт!

Девочка счастливо смеётся. Мать гладит её по головке. На ростке появляется большой бело-розовый цветок. Девочка встаёт с постели, подходит к окну и целует цветок.

Мать (радостно): Господь сам посадил этот цветок, чтобы порадовать тебя, милое дитя! Да и меня тоже!

Мать и дочь обнимаются. Девочка молитвенно складывает руки.

Автор: Первая горошина попала в водосточный желоб и осталась лежать там, как Иона в чреве кита. Вторая упала в канаву и разбухла от воды. Она считала себя самой замечательной из пяти. Третья и четвёртая были съедены голубями и значит принесли пользу. А у окна стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая. Она благодарила Бога за цветок гороха.

Занавес.

Сказка «Пятеро из одного стручка»

Краткое содержание

Жили-были 5 горошин, они сидели в зелёном стручке, росли и думали, что весь мир тоже зелёный. Их поливал дождик, день сменял ночь, им было хорошо и уютно, но со временем они начали думать, что пора бы как-то выбираться на волю.

Жили-были 5 горошин

Скоро стручок пожелтел, как и они сами. Однажды его сорвала человеческая рука и положила в карман к остальным. Горошины стали думать, когда же их выпустят на свободу, а самая маленькая из них задумалась, кто в этой жизни пойдёт дальше всех.

Наконец, стручок лопнул. Они выкатились на ладонь мальчика, который сказал, что они отлично подойдут для стрельбы из бузинной трубочки. Он запустил их по очереди. Первая закричала: «Лечу, куда хочу!», вторая сказала, что полетит прямо на солнце. Третья и четвёртая крикнули, что куда придут, там и заснут, но всё же до чего-нибудь докатятся и дальше всех пойдут. Пятая же просто говорила: «Будь, что будет». Она попала на старую крышу и закатилась в щель чердачного окна.

В каморке на чердаке жили бедная женщина, выполнявшая поденную работу, и её тяжелобольная дочь-подросток. Девочка болела, но и не умирала, а мать думала, что рано или поздно та уйдёт вслед за своей умершей сестрёнкой.

Однажды девочка заметила, что из щели под окошком пробивается зелёный росток. Мама придвинула кровать дочки поближе к окну, чтобы она могла любоваться своим маленьким садиком, а росток подперла палочкой и подвязала верёвочкой к крыше и оконной раме, чтобы его не сломал ветер. Побеги могли цепляться за эту верёвку.

Девочка сидела у окна, любуясь растущими побегами

Скоро девочка приободрилась. Когда начинался рабочий день и мама уходила из дома, она сидела у окна, любуясь растущими побегами, чаще улыбалась, а скоро совсем поправилась. Она встала с постели, чтобы посидеть на солнышке и поцеловать лепестки распустившегося бело-розового цветка. Мама тоже была счастлива и смотрела на цветок, как на ангела небесного.

Иначе сложилась судьба остальных горошин. Первая попала в водосточный жёлоб, а оттуда — в голубиный зоб, другие 2 были склёваны голубями, а самая большая, которая хотела полететь прямо на солнце, упала в затхлую воду в канаве и разбухла. Она решила, что, если уж она так подобрела, то самая замечательная из всех. Только канава могла дать ей ответ на это и соглашалась с ней.

План для пересказа

Это довольно короткий рассказ, в котором заложен глубокий смысл. Для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа, презентации или конспекта истории «Пятеро из одного стручка»:

План для пересказа

  1. Где жили горошинки.
  2. На свободу.
  3. Бузинная трубочка.
  4. Полёт.
  5. Щель в окне каморки на чердаке.
  6. Бедная женщина и её больная дочь.
  7. Первые ростки.
  8. Счастливое выздоровление.
  9. Судьба остальных четырёх горошин.

Устный пересказ поможет лучше понять идею произведения и выполнять задания по нему.

Главные персонажи

Персонажи произведения — 5 горошин. Несмотря на то что они родились и росли в одном стручке, все они очень разные. Их описание и характеристика:

  1. Первая, кричавшая: «Лечу, куда хочу!» полагала, что всё зависит от неё самой, но угодила в водосточную канаву, а оттуда — в голубиный зоб, и лежала там, как Иона во чреве кита.
  2. Вторая хотела полететь прямо на солнце, но угодила в канаву, где разбухла и стала считать себя самой лучшей. Хвастливая, самовлюблённая, нарциссичная, с большими амбициями.
  3. Третья и четвёртая кричали, что куда придут, там и заснут, но всё же до чего-то докатятся. Ленивые, сонные, привыкшие плыть по течению и надеяться, что всё получится само собой.
  4. Пятая — самая маленькая и скромная. Она не кричала и не хвасталась, а просто говорила: «Будь что будет!», покорно принимая свою судьбу. Ещё находясь в стручке, она задумывалась, кто из них пойдёт дальше всех, была мечтательной. В итоге именно она попала в щель окна на чердаке, помогла вылечиться маленькой девочке и принесла пользу.

В сказке есть и герои-люди. Это мама и дочь. Их характеристика:

Мама и дочка

  1. Мама — обычная бедная женщина, трудолюбивая, работящая. Чтобы заработать денег, ходила на подённую работу: чистила печи, пилила дрова, бралась за любой труд, какой ей подвернётся. Хоть у неё было достаточно сил и желания работать, выбраться из бедности она всё никак не могла. Она любящая, добрая, мягкая и заботливая по отношению к своей дочери. У неё была ещё одна, но умерла от болезни. Женщине было тяжело прокормить двух дочерей, поэтому она решила, что одну из них забрал бог, чтобы ей было полегче. Теперь она боялась, что вторая её дочь отправится к сестрёнке. Когда девочка пошла на поправку, мама была благодарна богу и ростку гороха за эту помощь.
  2. Дочка — девочка-подросток, худенькая и тщедушная, уже целый год не встававшая с постели из-за болезни. Искренняя, чистая душой, умеет восхищаться даже незначительными красотами природы.

Ещё один герой произведения — мальчик, который запустил горошины из бузинной трубочки.

Идея и основная мысль

Проводя анализ произведения, можно выделить главную мысль: жизнь нужно прожить так, чтобы принести кому-нибудь пользу. Необходимо совершать добрые дела и помогать людям. Эта сказка — наглядная иллюстрация, что иногда достаточно даже незначительной мелочи, чтобы вселить в человека надежду и веру в лучшее.

Однако сказки Андерсена многогранны: они являются целым сборником нравственных и этических сторон жизни человека и не ограничиваются только одной мыслью. В каждом их абзаце удаётся уловить что-то интересное и глубокое.

Читают сказку «Пятеро из одного стручка»

Таким образом, можно выделить несколько идей:

Мальчик запустил горошину

  1. Мир огромен и не ограничивается рамками. Горошины, сидящие внутри стручка, долго думали, что весь мир зеленеет или желтеет, но только выбравшись на волю, увидели цельную картинку вокруг них.
  2. В жизни всегда даётся шанс, но далеко не каждый может им воспользоваться. Мальчик запустил из бузинной палочки 5 горошин, но только одна из них по-настоящему добилась чего-то.
  3. Равные условия не залог того, что у всех будет одинаковая судьба. Все 5 горошин росли в одном стручке и были запущены из бузинной палочки, но их дальнейшие судьбы сложились абсолютно по-разному.
  4. Громкие притязания и амбиции не всегда приводят к успеху. Все 4 горошины были достаточно тщеславны, одна из них и вовсе хотела улететь прямо на солнце. Но их ожидал печальный конец. Пятая же была кроткой и не говорила громких слов, но именно она смогла стать важной и значимой.
  5. Благодарность и добро возвращаются сторицей. Крыша дома бедной женщины и её дочери стала пристанищем для горошинки, а вскоре мать сделала для ростка подпорку и укрепила его верёвкой. Горошина в ответ на такую заботу дарила тепло и энергию жизни, что помогло больной девочке выздороветь.
  6. Никогда не стоит опускать руки, даже в самой безвыходной ситуации всегда остаётся место для надежды. Мать почти потеряла веру, что девочка поправится, и думала, что она умрёт так же, как и её первая дочь, однако произошло настоящее чудо.

Андерсен никогда не позиционировал себя как детский писатель. Эту сказку будет интересно перечитывать не только детям, но и взрослым, чтобы не забывать о важных вещах в жизни.

Отзывы для читательского дневника

Сегодня на уроке мы читали в классе замечательную сказку «Пятеро из 1 стручка». Написал её великий датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен. В его сказках главными героями часто становятся самые разные неодушевлённые предметы — штопальная игла или копилка. В этой истории он обращает своё внимание на обычные горошины в стручке. Изначально у них равные условия, но в дальнейшем их судьбы складываются очень причудливо.

Конечно, во многом маленькой горошинке помог случай, везение. Но судьба не слепа: она наградила счастливым шансом самую добрую и скромную героиню, а её заносчивые, хвастливые и ленивые сестрицы были наказаны. Так очень часто происходит и в жизни среди людей.

Мне очень понравилось произведение, потому что в нём заложен глубокий философский смысл: горошина сумела помочь бедной девочке вылечиться и сделала её счастливой. Из этого можно вынести урок, что каждый должен стремиться приносить пользу обществу или даже всего одному человеку, нуждающемуся в помощи. Тогда мир станет добрее и лучше. Остальные же просто сгинули, о них никто не вспомнит. При этом большая разбухшая горошина, попавшая в затхлую воду в канаве, может сколько угодно считать себя лучшей: со стороны всё равно видно, кто принёс пользу и сделал доброе дело, а кто только бросался громкими словами.

Иван

Это очень интересная, поучительная, добрая и светлая сказка, из которой можно извлечь много хороших мыслей и записать их в тетрадь. Каждая из горошин обладала особым характером, на основе которого у читателя создаётся о ней впечатление. Больше всех мне понравилась самая маленькая, добившаяся многого. Мне кажется, здесь её история немного перекликается с другой сказкой Андерсена, «Гадкий утёнок». Маленькая невзрачная горошина выросла в прекрасный цветок, вызывающий восхищение. Его красота и чудесные лепестки, которые прогревало солнце, дали надежду слабой больной девочке.

Мне хочется нарисовать к произведению «Пятеро из одного стручка» рисунок, на котором изобразить счастливую улыбку выздоровевшей девочки, радовавшейся распустившемуся цветку.

Света


11

1 ответ:



0



0

В сказке Г. К. Андерсена о пяти горошинах поведана история о разной судьбе сестёр из одного стручка. Горошины были зелёные, и стручок был зелёный. Вот они и решили, что весь мир зелёный. Когда же стручок стал желтеть, пожелтели и горошины. И тогда они решили: «Весь мир желтеет!» Андерсен с иронией говорит об этих маленьких существах, высмеивая в них людские пороки. Неважная доля выпала той горошине, которая мечтала подняться выше всех и взлететь к солнцу, и двум тем, которые мечтали о сладком сне, и той, которой всё было безразлично. Пятая же горошина, угодившая на подоконник бедной каморки, превратилась в прекрасный светло-розовый цветок. Он радовал своей красотой больную девочку и тем помог ей выздороветь.

Главная мысль этой сказки — счастье в том, чтобы дарить людям радость и надежду.

Читайте также

1 Дзики закон
.

2 Пятро завозить бацьку у лес
.

3 Пятро забирае бацьку з лесу
.

4 Кара ураджаяу
.

5 напад суседзяу
.

6 Парада Пятра
.

7 Гигант.

8 Великан пагиб
.

9 Прызнане Пятра
.

10 Дзикага закона больш няма.

Гоголь в повести шинель защищает маленького человека

Мені здається, що — так. Старий Сантьяго був одинак. В нього був лише хлопчик (з яким він раніше працював) та море. Так само як і старий, люди ХХІ століття знаходять друзів у  природі, книгах, фільмах і т.д.  Більшість людей у наш час піклується про свій добуток, а не про почуття інших. Все менше кріпкого кохання, як в наших бабусь та дідусів. Зараз, у більшості, аби почати спілкуватися з людиною потрібно бути крутим, інакше на тебе й уваги не звернуть. Як наприклад, у повісті-притчі Хемінгуея. Доки Сантьяго повертався з риболовлі без нічого або з малесенькою рибиною — з нього усі глумилися, та коли він повернувся з, нехай й кістяком, та все ж дуже великої рибини, яку він спіймав сам — усі кинулись дивитися, що ж там таке старий виловив. Та, помітьте, ніхто з рибалок чи мешканців не пійшов до змореного старого, хочаб просто запитатися як він себе почуває, що йому потрібно. Так само й сучасні люди — їм не цікаво як ти, що тобі потрібно, їм цікаво, що ти можешь їм дати. 

В рассказе Валентина Распутина учительница французского языка совершила необычный поступок по отношению к своему ученику, который жил далеко от дома.Учительнице пришлось пожертвовать работой ради мальчика, его могли бы выгнать из школы или наказать на линейке перед всей школой за то, что он играет в «чику» на деньги.Для мальчика было бы большим позором, если бы его выгнали из школы.Он не смог бы выучиться, хотя учился на отлично.Мальчику надо было заниматься французским: у него хромало произношение. И учительница пригласила его к себе домой на дополнительные занятия. Вскоре она предложила поиграть с ней в «замеряшки». Мальчик не понимал, как учительница с ним может играть на деньги, но согласился.Учительница объяснила правила, и они стали играть.
Благодаря этому доброму поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании.Я считаю, что Валентина Распутин в рассказе «Уроки Французского» хотел показать то, как чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.

Ослы в сказках все ленивые и настоящие спорщики любители спорить с более известным или пользоприносящими животными 

Читательский дневник по сказке «Пятеро из одного стручка» Ганса Христиана Андерсена

Автор: Ганс Христиан Андерсен

Название: «Пятеро из одного стручка»

Число страниц: 32.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: Пятая горошина, больная девочка, её мама.

Второстепенные герои: остальные четыре горошины.

Характеристика главных героев:

Пятая горошина — умная, добрая и отзывчивая.

Выросла на окне и радовала девочку.

Девочка — слабая и болезненная.

Растила горошинку и поправлялась.

Заботливая и радостная.

Мама девочки — усталая, заботливая, добрая.

Характеристика второстепенных героев:

Горошины — глупые и наивные.

Легкомысленные.

Краткое содержание сказки «Пятеро из одного стручка»

Жил на свете стручок, в котором обитали пять сестриц — горошин.

Однажды стручок сорвал мальчик и достал горошины, чтобы стрелять ими из трубочки.

Горошины разлетелись в разные места.

Одна из них попала на водосток и проросла.

На чердаке возле водостока жила больная девочка, которая не вставала с постели.

Её мама поставила палочку, чтобы горох мог расти, и девочка следила, как зеленеют листики.

Чем выше становился горох, тем лучше было девочке.

А когда горох зацвёл, девочка встала с постели.

Она поцеловала нежные листочки.

Остальные же горошины пропали.

План сказки:

  1. Жизнь в стручке.
  2. Мальчик с трубочкой.
  3. Мечты горошин.
  4. На водостоке.
  5. Больная девочка.
  6. Горох растёт.
  7. Цветение и выздоровление.
  8. Судьба остальных горошин.

Основная мысль сказки «Пятеро из одного стручка»

Главная мысль сказки в том что, живя для других, мы наполняем нашу жизнь смыслом.

Основная идея сказки заключается в том, что каждый должен приносить кому-то пользу, а не думать только о себе.

В этом заключается настоящее счастье и смысл жизни.

Чему учит произведение

Сказка учит не быть эгоистами и думать о других.

Учит помогать тем, кто попал в трудную ситуацию.

Учит бескорыстию и состраданию.

Учит верить в лучшее и никогда не терять надежды.

Краткий отзыв о сказке «Пятеро из одного стручка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я поняла, что жизнь полна неожиданностей и сюрпризов.

Иногда они плохие, но чаще всё-таки хорошие.

И даже когда кажется, что хуже уже некуда, не надо терять надежды.

Обязательно произойдёт улучшение ситуации.

Горошины по-разному представляли себе жизнь после полёта.

И те из них, кто думал лишь о себе, ничего не добились.

Они пропали.

Зато пятая помогла выздороветь девочке и была вознаграждена.

Девочка полюбила её.

Это интересная и поучительная сказка.

Автору удалось придумать удивительную историю, героинями которой были горошины.

Они были одинаковые внешне, но разные внутри.

Они мечтали о разном.

И сказочник показал, как стала счастливой та горошина, что хотела быть полезной.

И как пропали без следа остальные, думавшие лишь о себе.

Я всем советую прочитать эту сказку, и подумать над тем, что полезного мы делаем для своих близких.

Есть ли смысл в нашей жизни.

И если его нет, то надо постараться этот смысл обрести.

Пословицы к произведению:

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • На добрый привет добрый и ответ.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
  • Помощь дорога вовремя.

Словарь неизвестных слов:

  • Приноравливались — приспосабливались.
  • Подённая — разовая.
  • Тщедушная — слабая, болезненная.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!

Мать подошла к окну и приотворила его.

— Ишь ты! — сказала она.

— Да это горошинка пустила ростки!

И как она попала сюда в щель?

Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!

Ещё читательские дневники по произведениям Ганса Христиана Андерсена:

  • «Стойкий оловянный солдатик»
  • «Русалочка»
  • «Принцесса на горошине»
  • «Дюймовочка»
  • «Огниво»
  • «Снежная Королева»
  • «Свинопас»
  • «Дикие лебеди»
  • «Чайник»
  • «Гадкий утёнок»
  • «Оле Лукойе»
  • «Штопальная игла»
  • «Новое платье короля»
  • Краткая биография Ганса Христиана Андерсена и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

  • Какими были герои сказки дрозд еремеевич дрозд
  • Какими бывают сказки и особенности сказок
  • Какими бывают сказки 3 класс
  • Какими бывают народные сказки
  • Какими бы они не были как пишется