Какими человеческими качествами обладал иванушка в сказке сивка бурка

«Сивка-бурка» главные герои (характеристика героев)

На чтение 3 мин Обновлено 20 сентября, 2021

Главные герои русской народной сказки «Сивка-бурка» были добрыми и умными. Благодаря дружбе и скромности они помогли друг другу и много достигли. Характеристика и описание Иванушки-дурачка и Сивки-бурки поможет раскрыть их образы.

Содержание

  1. «Сивка-бурка» главные герои
  2. «Сивка-бурка» характеристика героев
  3. Характеристика Иванушки-дурачка из сказки «Сивка-бурка»
  4. Описание Сивки-Бурки

«Сивка-бурка» главные герои

  • Иван дурак — этот герой был далеко не глупым. Он сообразительный, умный и настойчивый.
  • Братья Ивана — считали себя умнее. Они были слишком высокого о себе мнения
  • Царь — отец царевны
  • Царевна — добрая и красивая девушка. Она умная и справедливая.
  • Сивка-бурка — волшебный конь, верный друг Ивана.

«Сивка-бурка» характеристика героев

Характеристика Иванушки-дурачка из сказки «Сивка-бурка»

Иван — сын зажиточного крестьянина; младший из трёх братьев, которого все считают дураком, но оказывается не всё так просто. Что у парня большое доброе сердце, и он далеко не робкого десятка — это видно уже в самом начале произведения (с почтением относится к отцу и выполняет его поручение). Благодаря его доброте и дальновидности он стал товарищем коня, который помогал ему во всем.

Иванушка не смог на коне с первого раза допрыгнуть до царевны, но не отказался от мысли на ней жениться. Молодой человек проявил упорство, целеустремленность и смелость — и получил перстень царевны.

Получив от царевны драгоценный подарок, Иванушка предпочитает прятать залог любви, он не хвастается перстнем перед близкими, не пытается унизить их, показать, кто в семье дурачки, а кто — будущий самодержец. Иванушка дурачок из этой сказки является воплощением социальных идеалов — добрый, скромный, великодушный, смелый и настойчивый, ценящий родственные узы и уважающий честное слово человек.

Иванушке удалось жениться на царевне и стать владельцем половины царства, причем не только благодаря Сивке-Бурке, но и благодаря своим личным качествам.

Описание Сивки-Бурки

сивка бурка читательский дневникСивка-бурка — волшебный помощник Иванушки. Когда Иван присмирил лихого коня, топтавшего пшеницу, то Сивка-Бурка после признания поражения стал верой и правдой служить своему хозяину. Он сдержал обещание и стал верным и преданным другом, и именно с его помощью простодушному Ивану удалось приобрести расположение прекрасной Царевны.

Внешность Сивки-Бурки была необычной — это был огромный конь, который когда бежал, то тряслась земля, а из ноздрей коня вырывался огонь. При этом одна шерстинка у коня была золотой, а другая серебряной.

В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает.

Сивка-Бурка умел разговаривать, что также говорит о том, что конь волшебный. Но самое главное, когда Иванушка проходило через уши Сивки-Бурки, то становился красавцем.

Сивка-Бурка помог Иванушке допрыгнуть до оконца, где сидела Елена Прекрасная и стать царевичем.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Как охарактеризовать Иванушку дурачка из сказки «Сивка-бурка»?

4 ответа:



5



0

Иванушка скромный и доверчивый паренек. Именно за эти качества его и прозвали дурачком — крестьянский труд суров и отец с братьями не могли понять, как этот чудак мог отпустить на волю такую ценную в быту скотину, как коня. Как многие люди, которые не находят понимания в семье, Иванушка находит утешение в мечтах. Он — романтик, именно поэтому без сомнений он берется продемонстрировать чудеса верховой езды перед прекрасной царевной. Получив от нее драгоценный подарок, Иванушка предпочитает прятать залог любви, он не хвастается перстнем перед близкими, не пытается унизить их, показать, кто в семье дурачки, а кто — будущий самодержец. Иванушка дурачок из этой сказки является воплощением социальных идеалов — добрый, скромный, великодушный, смелый и настойчивый, ценящий родственные узы и уважающий честное слово человек.



3



0

Героя сказки «Сивка-бурка» младшего брата Иванушку сложно называть дурачком, хотя именно так его и звали старшие, вроде бы более умные и хитрые братья. Скорее Иванушка был себе на уме, а ума и хитрости ему было не занимать.

Когда его просили что-то сделать обещая вознаграждение, он это охотно делал. Просили его посидеть на могиле отца три дня — посидел, получил за это замечательного коня, Сивку-бурку. Очень легко притворится дураком и сидеть на печи или ходить в свое удовольствие за грибами. Так и спросу меньше и жить спокойней.

Но когда настала пора целовать царевну, Иван это сумел сделать с третьего раза, да еще и подшучивал над братьями из-за печи — не я, мол, там был?

Так что Иванушка-дурачок в этой сказке совсем даже не дурачок, а хитрый и умный мужичок, который точно знал что ему требуется и в итоге получил царевну в жены.



2



0

В сказке «Сивка-бурка» Иванушка был самым младшим из братьев и все считали его дурачком. Но Иванушка был очень ловким, сильным и довольно таки умным пареньком, так как смог обхитрить и поймать жар-птицу.

Так же Иванушка отличался от старших братьев скромностью, он не похвалялся своими достижениями, даже скрыл от всех то, что это именно он добыл кольцо царевны. Иванушка был также очень предприимчивым человеком. В награду за свои хорошие качества Иванушка получил в жёны красавицу царевну.



2



0

Давайте напишем характеристику Иванушки-дурачка из сказки «Сивка-бурка»:

Хотя все Иванушку и считали дурачком, но это далеко не так. Он нас самом деле вовсе неглупый, он скромный, не хвастался перед своими братьями, хотя и похвастаться было чем.

Иванушка исполнительный, если его попросят о чем-то, то он это сделает.

Иванушка довольно смелый, ведь не каждый рискнет запрыгивать на лошади к прекрасной царевне, а только по-настоящему мужественный и храбрый человек.

Иванушка добрый человек, он никому не желает зла, также его можно назвать мечтателем.

В целом, Иванушка-дурачок положительный герой, у которого масса достоинств.

Читайте также

<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>

Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.

Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.

И у меня была пластинка «Кошкин дом»,

и до сих пор я помню: в доме том

У кисы гости жарили колбаску,

потом пожар случился жуткий в сказке.

Пролив слезиночки на пепелище,

богачка в прошлом безуспешно ищет

пристанища в домах своих гостей,

но гонят все они ее взашей.

А приютили кошку-тетку

ее племянники-сиротки.

Эта маленькая сказка очень поучительная и учит детей еще с детства понимать цену дружбе. Учит тому, что в трудную минуту всегда нужно прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, подставить своему товарищу плечо.

Здесь же все произошло совсем наоборот — когда путь Пузырю, Соломинке и Лаптю, идущими в лес дрова рубить

, преградила река, эта первая трудность показала, что они не по дружески относятся и не помогают к друг другу. Если бы Лапоть перевез Соломинку и Пузыря на другой берег, то ничего бы и не случилось с ними. А так и закончилась быстро эта сказка, потому, что Лапоть упал в воду, добрая Соломинка переломилась, а глупый Пузырь лопнул.

Так и случается с такими, кто не ценит настоящей дружбы. Разве настоящие друзья так поступают?

Достаточно просто, если есть фантазия. Как и в любой сказке в ней обязательно должно быть волшебство, желательно чтобы были как положительные так и отрицательные герои, что бы ребёнок мог сравнивать, делать выводы.

Исходя из того, что сказка детская нужно ориентироваться на интересы вашего ребёнка, на его предпочтения. Ну и желательно, чтобы ваша собственная сказка содержала какой-то поучительный момент.

Я часто импровизирую, моим дочкам нравится. Они задают вопросы и наши сказки обрастают новыми интересными подробностями.

Литературное чтение. 3 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.
Стр. 54, задание 12.
[вообще-то в рабочую тетрадь нужно записать упр. 11, но я по ошибке на черновик сделал упр. 12. Сделал и немного офигел)))]

Задание 12. Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. [Выделение жирным в учебнике — А.В.]. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?
[Сказки: 1) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 2) «Иван-царевич и Серый волк», 3) «Сивка-бурка»].


(Виктор Васнецов. «Сивка-бурка»)
Начну разбор с последней сказки. «Сивка-бурка».
В сказке «Сивка-бурка» главный герой Иванушка-дурачок ответственный, так как не забил на дежурство и не завалился дрыхнуть на сеновале, как сделали его братья, а ответственно бдил всю ночь. Также Иванушка-дурачок ловкий и сильный, так как ему удаётся заарканить коня, волшебного коня! И не только заарканить, но и не дать себя сбросить, то есть по сути укротить. Можно также сказать, что Иванушка-дурачок доверчивый, так как отпустил волшебного коня (Сивку-бурку) под честное слово. Получается, что Иванушка-дурачок любит животных (если волшебного коня, который говорит человеческим голосом и вытворяет чёрт знает что, можно причислить к животным…).
Ловкость, смелость и упорство помогают Иванушке-дурачку выиграть состязание: допрыгнуть, не свалившись с коня, до окна терема, поцеловать в прыжке Елену Прекрасную и снять с её пальца перстень. Однако Иванушке-дурачку приходится применить хитрость (по сути обман), чтобы пройти испытание и до поры до времени не быть узнанным, ну и потом чтобы утаить перстень от своих братьев [в этой связи смотри далее разбор следующей сказки — ЧТО братья сделали с Иваном-царевичем, когда тот возвращался с добычей]. Итого: Иванушка-дурачок одерживает победу, так как он ловкий, сильный, смелый, упорный и хитрый, ну и, естественно, ему помогает волшебная сила в лице коня Сивки-бурки. В общем довольно хорошая, сказка. Никто никого не мочит (не убивает).


(Виктор Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке»)
В сказке «Иван-царевич и Серый волк» Иван-царевич (как и Иванушка-дурачок) ответственный, так как не спал во время дежурства и увидел Жар-птицу. Как и Иванушка-дурачок Иван-царевич ловкий, так как схватил Жар-птицу за хвост, но или не такой ловкий, или не такой везучий, так как Жар-птица вырвалась, оставив в руках Ивана-царевича лишь одно перо.
Однако Иван-царевич прошляпил в походе своего коня, которого съел Серый волк, значит всё таки Иван-царевич не вполне ответственный или хитрый (как не прошляпить в одиночном походе коня, кто знает???)
Из положительных качеств Ивана-царевича можно ещё предположить то, что он любит животных, так как он хорошо ладит с Серым волком, правда, Серый волк всё время Ивану-царевичу помогает… Других хороших черт у Ивана-царевича не заметно!
Он алчный, так как не может удержаться от того, чтобы не попробовать взять клетку, а затем и уздечку, на счёт которых он предупреждён, что их нельзя трогать ни в коем случае! Хотя это можно предположительно списать на колдовство — мол де золотая клетка и драгоценная уздечка настолько хороши, что прям таки завораживают, но про колдовскую силу этих предметов в сказке как раз таки прямо не сказано, а напротив создаётся нехорошее впечатление об Иване-царевиче.
Иван-царевич с лёгкостью и совершенно сознательно идёт на обман царей Кусмана и Афрона (заворожен красотой златогривого коня и Елены Прекрасной, аха…).
Под конец сказки идёт вообще голимая чернуха и мокруха — возвращающегося с добычей Ивана-царевича гасят (обнуляют) его родные братья от чёрной зависти и с целью банального грабежа. Потом Серый волк берёт в заложники воронёнка, чтобы его отец (ворон) быстро-быстро метнулся за живой и мёртвой водой для оживления Ивана-царевича. Затем по принципу талиона («хвост за хвост») Серый волк двухсотит (обнуляет) незадачливых братьев Ивана-царевича прямо в присутствии самого Ивана-царевича. (Попутно не только восстановлена справедливость, но и решена проблема престолонаследия, так как в живых остался только лишь один младший Иван-царевич). Короче, полый алес… Итого: Иван-царевич одерживает победу, так как ему помогает могучая волшебная сила в лице Серого волка. Без него Иван-царевич практически ноль без палочки. Какая мораль у сказки мне так и осталось не ясным. Может быть детям девяти лет виднее?..


(Иван Билибин. Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
И последняя сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». По-видимому в ней два главных героя — Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка в образе козлёночка. Какие черты характера у Алёнушки? Очевидно, что Алёнушка добрая и преданная, так как она не бросила попавшего в беду братца. Между тем она не достаточно строгая и бдительная — не уберегла своего братца от беды в самом начале сказки.
Алёнушка расчётливая, так как стала женой купца, предварительно подумав, взвесив что и как.
Однако Алёнушка доверчивая, так как поддалась на уговоры ведьмы идти купаться (хотя может быть ведьма её немножко околдовала, но про это прямо не написано).
В общем Алёнушка и козлёночек, то есть братец Иванушка, одерживают победу, так как они вместе, они дружны, они работают командой. Видимо в этом мораль сказки — подчёркивается преданность и взаимовыручка. В общем довольно хорошая, сказка, несмотря на то, что ведьма фактически убивает (топит в реке) Алёнушку и планирует сварить и съесть козлёночка.

В общем что имею сказать… По моим смутным ощущениям в русских народных сказках дополна жестокости, обмана, насилия и смертей. Даже после соответствующей литературной обработки. Эти три сказки, выбранные для изучения в курсе предмета «Литературное чтение» в 3-м классе общеобразовательной средней школы, ещё более-менее «травоядные». В одной сказке из трёх обошлось без смертей («Сивка-бурка»), хотя хитрость и обман присутствуют во всех трёх сказках. В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обманывает других только антигерой (злодей) — ведьма. В сказке «Сивка-бурка» главный герой Иванушка-дурачок немного обманывает других, что в общем не имеет фатального характера и не сильно умаляет положительные качества этого героя. В сказке «Иван-царевич и Серый волк» Иван-царевич вообще ведёт себя как… Иван-царевич. Видимо такое было отношение простого народа, который и сочинял эти сказки, к правителям. Утащить у царя Далмата его дочь (Елену Прекрасную) — это доблесть. Обмануть царей Кусмана и Афрона — доблесть. Непочтительно как-то… Хотя Далмат, Кусман и Афрон — это чужие цари! Их обмануть не зазорно, а почётно! А к своему отцу (царю Берендею) Иван-царевич относится с уважением. Про убийство Серым волком братьев Ивана-царевича в отместку за убийство самого Ивана-царевича я уже писал выше.

Иванушка и Елена Прекрасная, "Сивка-Бурка" (ГДЗ)

­По каким признакам можно определить, что это произведение —сказка. 

Произведение “Сивка-бурка” является сказкой по следующим присущим им признакам:

  • традиционный зачин “жил-был”;
  • наличие волшебных существ, таких как необычный конь;
  • чудеса и перевоплощения: конь, обладающий чудесными свойствами, Иванушка из дурачка превращается в доброго молодца;
  • троекратное повторение: три брата, три сторожевых ночи, три попытки овладеть перстнем;
  • сказочные слова и выражения, такие как: добрый молодец, “ни в сказке сказать, ни пером описать”;
  • традиционное окончание: “Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”.

Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?

Испытанием для Иванушки стала добыча заветного кольца. Он достигает цели не сразу, а только с третьей попытки. Помог ему в этом волшебный конь Сивка-бурка.

Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?

Необычным в коне является его внешний вид: шкура Сивки-бурки наполовину золотая, наполовину серебряная, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет и бежит он так, что земля под ним дрожит, а также необычные свойства, которыми он обладал: Сивка-бурка мог мгновенно появляться, разговаривать, быстро бегать и очень высоко прыгать.  

Сивка-бурка помог Иванушке добиться желаемого: достать заветный перстень и сделаться мужем Елены Прекрасной.  

Чудеса же, происходящие в сказке таковы: Иванушка-дурачок мог залезть коню в одно ухо и вылезти из другого, став прекрасным юношей, то есть совсем другим человеком. Вообще, все, что связано с конем можно назвать чудесным.

Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображен в сказке?

Иванушка не так прост, как об этом говорится в начале сказки. Он ловок, смел, хитер, находчив, предприимчив и отличается от своих братьев тем, что добросовестно относится к выполнению порученного ему дела, вместо того чтобы лениться и потом лгать. Герой изображен в сказке проворным и умным парнем в противовес ленивым и глупым братьям.

Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? 

  • доброта;
  • жестокость;
  • смелость;
  • жадность;
  • упорство;
  • умение исполнять порученное дело;
  • находчивость.

Почему ты так думаешь? Приведи примеры.

Елена Прекрасная досталась именно Иванушке потому, что только он смог выполнить поставленное царем условие и, допрыгнув до окошка высокого терема, снять с пальца царской дочери перстень.

Счастье же Иванушке помогли обрести такие человеческие качества, как доброта, смелость, упорство, умение исполнять порученное дело, находчивость.  

Я так думаю, потому что доброта Иванушки помогла обрести ему хорошего друга и верного помощника в виде коня, так как Иванушка, поймав его, отпустил Сивку-бурку по его просьбе на волю. Смелость позволила Иванушке не испугаться грозного вида коня, а броситься на его поимку. Упорство помогло не бросить начатое дело после первой неудачи и в конце концов достигнуть своей цели — жениться на Елене Прекрасной. Умение добросовестно исполнять порученное дело дало начало всей этой чудесной истории, а находчивость помогла благополучно ей завершиться.

Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.

Интонация будет зависеть от выбранного эпизода сказки. Она может быть загадочной, насмешливой, напряженной, радостной.

Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки ее можно отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.

Иллюстрация художника В. Васнецова относится к эпизоду, когда Иванушка наконец смог допрыгнуть на коне до окошка, где сидела Елена Прекрасная и поцеловать ее.  

Иванушка и конь представлялись мне именно такими, как их изобразил художник, а Елена Прекрасная мне показалась немного не такой. По моему представлению она должна была бы быть не такой бледной и печальной, без огромной царской короны, так как она не царица, а всего лишь царская дочь, и с длинной косой, как в то время было принято ходить девушкам.

“И в третий раз взвился конь и прыгнул так, что оказался Иванушка лицом к лицу с Еленой Прекрасной. Не растерялся Иванушка и поцеловал царевну в уста сахарные, затем снял с ее пальца заветный перстень и был таков. Видели люди, как он прискакал, да не видели, в какую сторону ускакал”.

Придумай вопросы по содержанию сказки.

  • Какая причина побудила отца отправить сыновей сторожить посевы?
  • Кто из братьев смог справиться с задачей?
  • Кто оказался “вором”? Как он выглядел?
  • Почему Иванушка отпустил Коня?
  • Какие слова должен был сказать Иванушка, чтобы вызвать коня?
  • Что послужило причиной попытаться достать заветный перстень?
  • С какой попытки цель была достигнута?
  • Почему Иванушка не говорил братьям о своем участии в конкурсе женихов?
  • Чем закончилась сказка?

Читательский дневник по русской народной сказке «Сивка-Бурка»

Автор: народ

Название произведения: «Сивка-Бурка»

Число страниц: 3

Жанр: сказка

Главные герои: Иван, Сивка-бурка.

Второстепенные герои: братья Ивана, царь, царевна.

Характеристика главных героев:

Иван — младший брат.

Простой и смелый.

Получил награду от коня за своё отношение.

Ловкий и находчивый.

Сивка — добрый конь, могучий, верный, всё может.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья — ленивые и наивные.

Считали себя умнее и лучше младшего брата.

Эгоисты.

Царь — властный, справедливый.

Царевна — придирчивая, но верная.

Справедливая.

Краткое содержание сказки «Сивка-Бурка»

Иванушку, младшего брата, старшие не принимали всерьёз.

Но именно он поймал великолепного коня, который топтал пшеницу.

Сивка стал служить Ивану, а братья всё ещё считали его дураком.

Когда царь объявил о скорой свадьбе, братья поехали в город.

Иван превратился в молодца и прискакал к терему на Сивке.

Он чуть-чуть не допрыгнул до царевны, но отхлестал братьев.

На второй раз Иван ещё ближе подобрался к царевне.

А на третий поцеловал её и сорвал перстень.

Царь устроил пир, на который пригласили всех.

Царевна лично обходила гостей и искала того, кто её поцеловал.

Она заметила перевязанную кисть у Ивана и потребовала показать пальцы.

Иван показал перстень, и царевна вышла за него замуж.

План сказки:

  1. Старик и трое сыновей.
  2. Поручение отца.
  3. Сторожи пшеницы.
  4. Договор с Сивкой-буркой.
  5. Царевна в тереме.
  6. Три попытки Ивана.
  7. Добыча перстня.
  8. Царский пир.
  9. Иван-царевич.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по русской народной сказке «Сивка-Бурка»

Основная мысль сказки «Сивка-Бурка»

Главная мысль сказки в том, что успех приходит к ответственным и сообразительным людям.

Основная идея сказки в том, что животных нужно любить, чтобы они помогали человеку.

Чему учит сказка

Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.

Учит скромности.

Учит не хвалиться и не считать себя лучше других.

Учит быть старательными и обязательными, никогда не лениться.

Краткий отзыв по сказке «Сивка-бурка»

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди часто недооценивают других и от этого возникает путаница и недопонимание.

Братья считали Ивана дураком, но тот был себе на уме.

Он честно трудился, не отлынивал, не спал, когда надо было сторожить.

И за это получил награду — стал зятем царю.

Это очень интересная сказка, которую я отношу к жанру волшебных.

В ней есть сказочное существо и волшебные превращения.

Мне очень понравился Иван своей хитростью и умению притворяться.

Он много лет делал вид, что дурак, но на самом деле просто не хотел лишней ответственности.

Многие мои знакомые поступают точно также и сейчас.

Но никто из них никогда не станет царевичем или царевной.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что не важно, что о тебе думают другие.

Важно то, кем ты являешься на самом деле.

И помнить о том, что неожиданность — половина успеха.

Пословицы к сказке:

  • Кому счастье, а кому и нет ничего.
  • Встречают по одёжке, а провожают по уму.
  • Добившись удач, об этом не судачь.
  • Смелость города берёт.

Словарь неизвестных слов:

  • Толочь — топтать.
  • Иззяб — замёрз.
  • Аркан — петля для ловли зверя.
  • Бирючи — глашатаи.
  • Лукошко — корзинка.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Были хороши молодцы, а один лучше всех — с разлёту на коне царевну в уста поцеловал.

Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.

Иван сидит за трубой и говорит:

— Да не я ли это был?

Братья на него рассердились:

— Дурак — дурацкое и орёт! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист — Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Сивка-Бурка» (русская народная сказка — волшебного вида)

Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.

Характеристика главных героев:

Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)

Елена Прекрасная: добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)

Художественные особенности сказки:

Сказка начинается не традиционным зачином («Жил-был старик, и было у него три сына…», волшебный помощник: Сивка-Бурка — помогает достижению цели

(«—Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

Атрибут для русской народной сказки «Репка». Уважаемые пользователи сайта «Maam.py»,хочется поделиться с вами идеей: как сделать репку для русской народной сказки-своими руками.

Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.

Драматизация русской народной сказки «Теремок» Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Сивка — Бурка» Цель: — Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; — Преобразовывать ход повествования, развивать воображение и мышление;.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

Мастер-класс «Сивка-бурка из ткани» В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.

Мини-музей «Сивка-бурка» в детском саду Совместно с родителями в нашей группе открылся мини-музей одного образа «Сивка-бурка», в который вошли познавательные и интересные экспозиции:.

НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Возрастная категория : 6 – 7 лет (подготовительная группа). Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Чтение художественной.

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Тема: Русская народная сказка: «Маша и медведь» Образовательная область: речевое развитие Интеграция: физическое развитие Интегративные.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка» Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст). Сказка «Сивка – бурка» Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Сивка-бурка» и их характеристика

  1. Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями
  2. Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения
  3. Отец братьев, старый крестьянин
  4. Царь, просто царь
  5. Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана
  6. Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.

План пересказа сказки «Сивка-бурка»

  1. Старик и три его сына
  2. Пшеница
  3. Старшие братья в карауле
  4. Иван в дозоре
  5. Сивка-бурка
  6. Глашатаи царя
  7. Первая попытка Ивана
  8. Два венца
  9. Перстень и поцелуй
  10. Перстень под тряпочкой
  11. Царский пир
  12. Царевна и Иван.

Кратчайшее содержание сказки «Сивка-бурка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик посылает сыновей сторожить пшеницу, но старшие спят, а Иван ловит Сивку-бурку
  2. Царь объявляет что кто до царевны допрыгнет, за того ее замуж отдаст
  3. Старшие братья уехали, а Иван позвал Сивку-бурку и три венца не допрыгнул
  4. На второй раз два венца Иван не допрыгнул
  5. На третий раз допрыгнул Иван до царевны, снял перстень, под тряпочкой его спрятал
  6. Созвал царь пир, узнала царевна Ивана и свадьбу сыграли.

Главная мысль сказки «Сивка-бурка»
Не тот дурак, кто дураком прикидывается, а тот дурак, кто слишком много о себе воображает.

Чему учит сказка «Сивка-бурка»
Эта сказка учит нас не судить о человеке по его внешнему виду, не поддаваться стереотипам, иметь свою голову на плечах. Учит честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит не хвалится раньше времени своими достижениями. Учит делать сюрпризы.

Отзыв на сказку «Сивка-бурка»
Эта сказка мне очень нравится, ее главный герой Иванушка несправедливо назывался дураком, хотя был много умнее и хитрее своих братьев. Вот только он свою хитрость на показ не выставлял. За то и царевна досталась ему, и конь верный, волшебный, да и сам Иван оказывается был красавцем. Читать эту сказу интересно и занимательно.

Признаки волшебной сказки в сказке «Сивка-бурка»

  1. Волшебные существа — конь Сивка-бурка
  2. Волшебные превращения — иван превращался в доброго молодца
  3. Троекратные повторы — три венца, три попытки, три брата, три ночи, три дня.

Пословицы к сказке «Сивка-бурка»
Не по виду суди, а по делам гляди.
Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Сивка-бурка»
Было у одного старика три сына и младший сын был дурак-дураком.
Повадился как-то кто-то пшеницу топтать, и послал старик сыновей караулить поле, вора ловить.
Старший сын пришел, лег спать и всю ночь проспал. Также сделал и средний сын. А младший пришел, сел на камень и стал сторожить.
Прискакал тут конь разношерстный и начал пшеницу есть и топтать. Закинул на него Иван аркан и поймал коня. А конь молит его отпустить, обещает помочь и волшебные слова говорит.
Отпустил Иван и пшеницу с тех пор никто не топтал.
Тут царь клич бросил, кто допрыгнет до терема царевны и сорвет у царевны перстень с руки, быть тому мужем царевны.
Поехали старшие братья в город, а Ивана не взяли. Иван пошел за грибами, выбросил лукошко и Сивку-Бурку позвал. Залез водно ухо, из другого вылез, и молодцом стал. Поехал Иван в город. Хлестнул коня, конь три венца до царевны не допрыгнул. Иван хлестнул братьев и ускакал.
Братья вернулись домой, про молодца рассказывают, а Иван лежит на печи, посмеивается.
На второй день два венца не допрыгнул Иван, а братьев снова хлестнул.
Ну а а третий день допрыгнул конь, поцеловал Иван царевну и перстень с руки снял. Домой вернулся, руку тряпочкой обмотал, вроде на сучок наткнулся.
Лежит на печи перстнем любуется, а братья на него ругаются, чтобы с огнем не играл.
Через три дня царь всех собирает на пир. Поехал и старик с сыновьями. На пиру царевна всех гостей медом обносит, суженного ищет. Увидела тряпочку у Ивана, сняла его, а там перстень сияет.
Признала царевна Ивана. Отмыли Ивана и стал он молодцом-красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

Анализ сказки Сивка-бурка 3, 4, 5 класс

Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.

Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение.

Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».

Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.

Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.

Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку. Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.

Используются типичные для сказок художественные приемы, такие, как начало «жил-был», троекратное повторение (3 ночи, 3 брата), антропоморфизм, волшебные слова, кумулятивность, описание и концовка.

Язык изложения – просторечный, эмоциональный, разговорный, устаревший. Встречаются гиперболы.

На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.

Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте.

Картинка к сочинению Анализ сказки Сивка-бурка

Интересно, что с главным героем романа мы знакомимся только в 11 главе. Умный, образованный человек, бывший историк – это и есть Мастер

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, жизненный путь которого описывается писателем в повести, рассказывающей о его бесконечных странствиях.

Сила духа – это движущая сила, которая помогает преодолевать любые трудности, не сгибаться под их тяжестью и стремиться к своим целям, при этом помогая другим.

Местная больница. Врач, ответственный за больницу, уехал на собственную свадьбу. Все больные остались на местного фельдшера по фамилии Курятин. Человек большой и имеющий хорошее положение

Ещё в далёкие 30-е годы прошлого века Хемингуэй написал очерк «На голубой воде». Он написан про реальные события, о которых Хемингуэю рассказал рыбак с острова Свободы. Он и лёг в основу будущей повести

Отзыв о сказке «Сивка-бурка»

Главный герой сказки «Сивка-бурка» — простой парень Иван. Живет он в крестьянской семье. Из трех братьев Иван – самый младший, и его почему-то все считают глупым, а вот двух старших братьев умными называют. И случилась так, что кто-то повадился пшеницу по ночам с поля таскать. Глава семейства приказал братьям по очереди ходить на поле и стеречь пшеницу.

Старшие братья, хоть и умными считались, да оказались лентяями. Оба ночь проспали и сказали, что вора не видели. А Иванушка честно стал поле ночью стеречь и поймал вора. За пшеницей приходил по ночам необычный конь, шерсть у которого двух цветов была. Конь этот непростой был, человеческим языком разговаривал. Попросил он Иванушку отпустить его на волю и обещал пшеницу больше не портить. Еще конь обещал являться по первому зову Иванушки и служить ему. А чтобы вызывать его можно было, заветные слова Иванушке сказал.

Утром Иван домой вернулся и все честно рассказал, как он коня поймал. А домашние ему не поверили и посмеялись над ним. Но пшеницу больше никто не воровал по ночам.

Спустя какое-то время царь призвал всех молодцев на состязание: кто на коне до высокого терема допрыгнет, и кольцо с руки царевны снимет, тому ее замуж царь и отдаст.

Иванушка тоже решил ехать на состязание. Он вышел в поле и позвал волшебного коня заветными словами. Потом влез коню в одно ухо, а вылез из другого и стал красавцем. Прискакал Иван к царскому дворцу и прыгнул на коне к окну, где царевна сидела. Но не достал три венца всего. Развернул коня и ускакал домой.

На следующий день все повторилось. На этот раз Иван только два венца до царевны не допрыгнул. А вот на третий день все получилось у него – конь прыгнул высоко, Иванушка снял кольцо с руки царевны и с ним ускакал.

Дома он замотал руку с кольцом тряпкой, а всем сказал, что поранился. Тем временем царь, чтобы отыскать удальца, снявшего кольцо с руки его дочери, велел всем жителям царства явиться к нему на пир. А на пиру царевна обратила внимание на руку Иванушки, замотанную в тряпку и попросила развязать тряпицу. Тут-то все и увидели, кто у царевны кольцо снял. А когда царские слуги Иванушку отмыли и переодели, то он без всякого волшебства стал молодцем-красавцем. Тут же свадьбу и сыграли и стал Иванушка Иваном-царевичем.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Сивка-бурка» состоит в том, что успех приходит к людям обязательным и сообразительным. Братья Иванушки свое счастье проспали на сеновале, а Иван честно пшеничное поле стерег и счастье свое поймал.

Сказка «Сивка-бурка» учит нас быть скромными и не хвастать достижениями. Иванушка никому не стал рассказывать, что сумел добыть кольцо царевны, и только на царском пиру правда открылась.

В сказке мне понравился главный герой, Иванушка, который оказался вовсе не дурачком, каким его считали в семье, а очень скромным, но, при этом, сообразительным и предприимчивым человеком.

Какие пословицы подходят к сказке «Сивка-бурка»?

Кому счастье, а кому и нет ничего.
Добившись удач, об этом не судачь.
Наше счастье в наших руках.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Сказка Сивка-бурка. Русская народная сказка

Сказка Сивка-бурка о герое, который из Иванушки-дурачка превратился в Ивана-царевича. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Известная русская народная сказка Сивка-бурка представлена в двух вариантах: в обработке фольклориста М.А. Булатова и в пересказе собирателя русских народных сказок А.Н. Афанасьева.

Краткое содержание сказки

Умирая, велел отец сыновьям три ночи по очереди к нему на могилу приходить и хлебушком его кормить. Только и в первую, и во вторую, и в третью ночь пришлось младшему сыну самому на отцову могилу ходить. За послушание подарил отец Иванушке волшебного коня. Да такого, что только свистни, заветные слова промолви – примчится, нужно ему в одно ухо влезть, в другое вылезть – станешь писаным красавцем, и помчит тебя конь хоть на край света. В то время выдавал царь замуж дочь-красавицу. Сидела она в высоком тереме.

Кто на лошади допрыгнет до окна царевны и ее поцелует, тот ее мужем станет. Братья поехали счастья попытать. Иван-дурак погодя на своем чудесном коне добрым молодцем на царский двор явился. Никто не смог до середины терема допрыгнуть. Только один молодец на волшебном коне долетел до окна, поцеловал царевну, успела она на лбу героя царским кольцом отметину поставить.

Скрылся из виду молодец, превратился снова в Ивана-дурака. Созывает царь на пир вельмож, бояр, простой народ из всего царства, чтобы жениха царевны найти. Потчует царевна всех молодцев медом и смотрит, у кого на лбу ее отметина. К Ивану подошла и узнала в дураке своего суженого. Сделался Иван красавцем писаным. Получил он царевну и полцарства в придачу. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Сивка-бурка

В одном из самых распространенных сюжетов русского фольклора показано, как послушание родительской воле, ответственность, доброта помогают герою достичь успеха. За свои добрые дела Иванушка получает вознаграждение. А его старшие братья свое счастье проспали. Сказка Сивка-бурка способствует формированию нравственных ценностей.

Мораль сказки Сивка-бурка

Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Счастье в воздухе не вьется, оно усердием достается.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Нажмите кнопку, чтобы случайным образом показалась 1 сказка

Анализ русской сказки Сивка-бурка

Каждый интеллектуально развитый человек любит читать. Ведь чтение увеличивает наш словарный запас, помогает развиваться и узнавать что-то новое. Любовь к литературе у людей появляется еще в детском возрасте, когда родители читают нам сказки. У каждой сказки есть мораль. Она нас чему-то учит. Сказки развивают воображение, учат добру, заботе и любви к людям и животным. Почти каждая сказка показывает, что добро всегда сильнее всего злого. Поэтому зло не может противостоять добру.

Наверное, всем известна русская народная сказка «Сивка-бурка». Если сделать анализ этого литературно-художественного произведения, то можно сделать много выводов. Суть сказки заключается в том, что главный герой произведения, над которым все время подшучивают его братья, поймал коня, который ему и исполнял все его желания. В конце сказки Иван женился на царевне.

Сказка учит читателя трудолюбию. Прочитав это произведение, можно сделать вывод, что не нужно быть ленивым, а такие качества, как терпение и доброта в жизни всегда вознаграждаются. Также сказка учит читателя относиться к родителям с уважением и быть добрым человеком. Ведь у добрых людей много друзей, у них всегда все получается, и они могут добиться в жизни многого.

Охарактеризовать Ивана можно, как терпеливого, покорного и скромного парня. Также в сказке можно заметить, что главный герой храбрый, ловкий и имеет доброе сердце. Елену Прекрасную можно охарактеризовать, как добрую, справедливую и порядочную девушку. В произведении описана ее невероятная красота. Коня можно описать как верного и преданного друга для своего хозяина, который помогает ему в трудных ситуациях. Благодаря ему, Иван смог показать окружающим свои лучшие качества.

В сказке используются интересные выражения и сравнения, которые украшают произведение. Сказка написана очень красочно и понятно для читателя любого возраста.

Русская народная сказка » Сивка-бурка» очень понравится вашему малышу! А если вы не помните, в какой она книжке находится, вы без особого труда сможете найти текст этой сказки в интернете на специализированном сайте и прочитать его ребенку.

Лексико-фразеологический анализ русской народной сказки Сивка-бурка

Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

I . Вопросы на общее понимание текста:

а) О ком идет речь в отрывке? (Об Иванушке)

б) Как вы догадались? ( Так как отрывок начинается с образа Иванушки)

в) А о ком ещё? (О Сивке-Бурке)

II . Толкование неизвестных слов:

а) обнаружение неизвестных слов: чистое поле; раздолье; лукошко; гаркнул; «стань передо мной, как лист перед травой»; Сивка-бурка, вещий каурка; « как вкопанный».

чистое поле – поле, в котором нет построек и деревьев (демонстрация картинки)

раздолье – простор, широкое пространство (замена слова синонимом)

лукошко – ручная корзина из лыка или прутьев (демонстрация картинки)

гаркнул – закричал (замена слова синонимом)

Сивка-бурка, вещий каурка – это волшебный конь очень сложной масти (породы), который даёт советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять его вид и одежду (этимологический словарь)

«стань передо мной, как лист перед травой» — мгновенно, чуть ли не «по стойке смирно»

« как вкопанный» — неподвижно, замерев на месте

IV . Тематическая группировка:

Выпишите слова на тему «Какие явления наблюдал Иванушка, когда произносил «волшебные слова»?» (Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет, встаёт перед ним как вкопанный). Обратите внимание, что именно этими словами автор показывает, как Сивка-бурка спешит на помощь своему хозяину.

V . Обратите внимание , что автор употребил именно слово «гаркнул» богатырским покриком, а не крикнул богатырским покриком, как вы думаете почему?

(так как крикнуть можно и от беспомощности, а богатыри сильные, смелые, такой же и Иван)

VI . Подведение итогов урока:

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова : «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

Понравился ли вам отрывок? (Да)

Что нового вы узнали? («лукошко», «раздолье» и т.д.)

С какими устойчивыми выражениями познакомились ? ( «чистое поле»; «стань передо мной, как лист перед травой; « как вкопанный»; «бежит, земля дрожит»; «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Составьте 4-5 предложений с использованием новых слов и фразеологизмов.

Открытый урок по теме: «Сивка Бурка»

Анализ русской народной сказки «Сивка-бурка».

Календарно- тематическое планирование

Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путем правильно организованного текста. Воспитать у учащихся такие качества как честность, доброту, отзывчивость, сопереживание, стремление прийти на помощь в трудную минуту.

Ученик, владеющий знаниями, умеет анализировать художественное произведение: определять тему и идею. Умение давать оценочные суждения о характере героев об их
поступках.

В процессе обучения учащиеся развивают навыки работы с текстом, умело вести диалог, беседу, находить зачин и сравнить
содержание двух зачинов.

Объяснительный, метод беседа, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности

Опережающее задание, работа в группе, индивидуально

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать.

Класс делится на 2 группы по цвету. На столах лежат геометрические фигуры: квадраты красные и зеленые.

Учащиеся выбирают геометрические фигуры и садятся в ту группу, где находится, та или иная фигура.

— Ребята, с каким жанром УНТ мы познакомились на прошлом уроке?

— А что же такое сказка?

диалог с классом

— Какие виды сказок вы знаете?

-Волшебные сказки, бытовые, о животных

— Какие сказки относятся к «бытовым»? Приведите примеры.

— Какие сказки относятся к сказкам о животных?

— Какие сказки относятся к «волшебным»?

— Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

Сказка «Сивка – бурка»

— К какому виду сказок её можно отнести? Почему?

Обратить внимание на то, какие эмоции на «лицах» смайликов

Должны прийти к выводу

— Ребята, скажите какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: «Чему учит нас эта сказка?».

— Анализ русской народной сказки «Сивка – бурка».

Вступительное слово учителя.

-Сказка «Сивка – бурка» — одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за, внешним неприглядным, видом дурочка.

Актуализация знаний о сказках.

Учитель читает наизусть отрывок из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок».

«…Зачинается рассказ, Прямо к солнцу поднимался»

От Ивановых проказ, Лес стоячий под ногой,
И от Сивка, и от бурка, Сбоку облак громовой;
И от вещего каурка. Ходит облак и сверкает,
Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает.

Горы лесом поросли; Это присказка: пожди,
Конь с златой узды сорвался. Сказка будет впереди».

-Что такое зачин?

-Зачин-это начало сказки. В нем указывается место действия, которое всегда неопределенное, перечисляются главные герои и

Дается формула завязки.

-Чтение»зачина» из сказки

-Ученик читает отрывок наизусть.

-Сравните содержание этих

двух «зачинов». Что вы заметили?

Анализ содержания сказки.

-Определение главных черт характера героев.

-И вот в трудной работе – «поймать злого вора» — раскрываются характерные черты каждого из трёх братьев.

— Как поступили старшие братья?

— Что можно сказать об их характере?

— Лживые, трусливые, хитрые.

— Как поступил Иванушка?

— Как относились к Иванушке его братья и их жены? Найдите подтверждение этому в тексте.

-Чтение по книге

— Кого поймал Иванушка?

-Найдите описание Сивки-бурки в тексте.

— Почему братья не поверили Иванушке, что он поймал коня?

— Потому что они Иванушку считали дураком.

— Как они относились к младшему брату? Найдите подтверждение в тексте.

-«…Куда тебе, дурню? Людей смешить?»

Отношение братьев и их жен к Иванушке.

Выборочное чтение.(Чтение отрывка из сказки.)

Отношение к Иванушке Елены Прекрасной.

— Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?

-Добрая, внимательная, отзывчивая .

Найдите подтверждение в тексте.

-Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине?

— Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?

-За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.

— Чем заканчивается сказка?

1.Назовите черты характера,

Работа с кластером, групповая с делегированием.

2.Какими отрицательными качествами обладает

-Какие проблемы возникли

при выполнении задания?

-Оцените уровень успеха соседней группы.

Учащиеся оценивают выступления групп, оценку показывают на кластере.

— Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»?

-Добро торжествует над злом, правда над ложью.

Назовите черты характеров присущие положительным героям?

-Добрый, честный, скромный, отзывчивый, целеустремленный

— Какими качествами обладают отрицательные герои?

-Хитрые, жадные, ленивые-

— Кто из героев сказки вам понравился больше?

Посмотрите, ребята, как построена эта сказка? Какие части в ней встречаются?

(присказка, зачин, повторы, концовка)

— Можно ли считать эту сказку народной?

-Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «. сказка — ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!»

— Чему научила вас эта сказка?

— Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми?

Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными.

-Что особенно вам понравилось на уроке?

Учащиеся высказывают, по желанию, свое мнение об уроке.

-Какие цели были достигнуты?

1.Перечитать сказку П.Ершова «Конек-горбунок.»

Что понравилось на уроке?

Какие цели были достигнуты вами?

Учащиеся высказывают, по желанию, своё мнение об уроке.

  • Какими умениями должны обладать дети чтобы написать сочинение
  • Какими способами воспитатель может вводить сказку в контекст детской жизни поясните
  • Какими способами взрослый может вводить сказку в контекст детской жизни
  • Какими сочинениями прокофьев встретил окончание войны 1945 год
  • Какими слотами представлен фрейм семья в рассказе и бабеля письмо