Какими чувствами окрашен этот рассказ станционный смотритель кратко

Ответы на вопросы учебника «Литература» 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 134-136

А. Пушкин «Станционный смотритель»

Размышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

Мы узнали, что путешественники вымещали на смотрителях всю злобу и недовольство, накопившиеся за время поездки. Они смотрели на смотрителя, как на врага.

А сам смотритель был несчастным существом, не знающим покоя ни днём, ни ночью. Они люди мирные, общительные, не слишком сребролюбивые.

Этот рассказ автора пронизан жалостью к смотрителю, желанием исправить несправедливость, к ним допускаемую.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Рассказ бедного отца был слишком эмоционален, он не смог бы рассказать историю понятно для читателя. Поэтому автор сам рассказывает её. В его изображении история получается более связанной, цельной, передающей личное отношение рассказчика, а не только чувства отца.

3. В чём художественный смысл картинок на стенах смиренной, но опрятной обители, изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

На картинках была изображена история блудного сына, который покинул родительский дом и предавался разгулу и порокам. В итоге он возвращается домой с покаянием, отец принимает и прощает его.

Между этой историей и историей Дуни есть несомненная связь. Дуня так же покинула отчий дом, погнавшись за призрачным счастьем. Она вернулась, когда отец уже умер и не мог её простить. Но в отличии от блудного сына, Дуня кажется счастливой новой судьбой. Она богата, у неё прекрасные дети.

4. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

Не остался равнодушным к беде Вырина сам рассказчик. Он долго думал о смотрителе и о бедной Дуне. А значит принял эту историю близо к сердцу.

Старался помочь Вырину его полковой товарищ: «Приятель советовал ему жаловаться».

Жалел Вырина мальчик Ванька: «Выучил меня дудочки вырезывать. Царство ему небесное!».

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

Характеристика Самсона Вырина.

Самсон Вырин был простым, честным и трудолюбивым станционным смотрителем. Он жил с дочерью Дуней и был общительным, приветливым и бодрым мужчиной лет пятидесяти. Дочь он обожал: «уж я ль не любил, я ль не лелеял», и старался удовлетворить все её прихоти.

Но внезапное горе изменило его. Самсон за несколько лет превратился в «хилого старика», поседевшего, небритого, сгорбленного. Причиной столь страшной перемены стал побег Дуни, которая отправилась с гусаром в город.

Вырин был наивным и доверчивым человеком, он не мог предполагать, что его так жестоко обманут. Привыкнув, что его всегда унижали, Вырин не осмелился настаивать на возвращении дочери. Он робко разговаривал с Минским, и хотя при виде ассигнаци на глаза старика навернулись «слёзы негодования», это стало единственным протестом, на который Вырин решился.

Он всё равно любил свою дочь и переживал о её судьбе. И сколько драматизма звучит в его словах «поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы».

Подавленный ударами судьбы, Самсон Вырин спился и умер. Так же незаметно, как и жил.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Рассказчик симпатизирует Самсону Вырину. Не зря он приехал к нему в третий раз, даже зная, что почтовая станция уже уничтожена. Рассказчик искрене переживал о Вырине, но и Дуня вызывала у него сочувствие. Поэтому он так подробно расспрашивал Ваньку о её приезде. Вот слова самого рассказчика, которые подтверждают это: «Долго не мог я забыть старого смотрителя, долго я думал о бедной Дуне».

Повесть пронизана грустным настроением. Она заставиа меня задуматься о взаимоотношениях родителей и детей, о том, что в поисках учшей жизни дети всё равно не должны забывать своих родителей. А ещё я подумала о судьбе маленького человека, беззащитного, не имеющего прав, которого легко может обидеть каждый.

Фонохрестоматия

1. Какими чувствами окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с автором?

Актёр передаёт чтением чувство горечи, сожаления.

2. Какие чувства переживает автор во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра?

Рассказчик приехал в село в состоянии негодования. Он был в низком чине и с ним не церемонились. К тому же начался дождь и рассказчик промок.

Но красота Дуни поразила рассказчика. За самоваром он беседовал с девушкой, как будто был давно знаком с ней. А уезжая, даже несколько раз поцеловал Дуню. Уезжал он в прекрасном настроении.

Если в начале голос актёра звучит раздражённо, потом он успокаивается, рассказывает с улыбкой.

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

Рассказчик был поражён произошедшей переменой. Смотритель сильно пострел, сгорбился, повсюду царили «ветхость и небрежение».

В голосе актёра отчетливо слышатся удивление и недоумение.

4. Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца?

Автор продолжает рассказ сам, чтобы показать не только чувства Вырина, но и своё отношение, чтобы сделать рассказ более связанным, удобным для восприятия.

Актёр голосом передаёт переживания отца: его голос прерывается, дрожит, он полон обиды и непонимания.

5. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Жена пивовара мне показалась обычной деревенской женщиной, немного усталой, немного равнодушной, но не отказывающейся помочь незнакомцу.

Ванька — живой и добрый деревенский мальчишка, озорной, но иногда не по годам серьёзный. Он эмоциональный, непоседливый, всё ему интересно.

6. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя прекрасной барыней? Только ли из-за её серебряного пятака?

Из-за серебряного пятака Ванька назвал Дуню «славная барыня», а «прекрасной» она была когда мальчик описывал её приезд и слёзы, когда Дуня узнала о смерти отца. Он считал, что жалость и раскаяние делает барыню прекрасной.

Страница 20 из 29

«Станционный смотритель». Пушкин

Творческое задание (с. 110)

Прочитайте повесть А.  С.  Пушкина «Станционный смотритель». Подтверждаются ли наблюдения А.  Л.  Слонимского вашими личными впечатлениями от повести, её языка, размышлениями о поступках героев?

Да, наблюдения А.Л. Слонимского подтверждаются моими впечатлениями. Язык Пушкина прост, точен, он не вдается в подробное объяснение поступков героев.
раз. о проч.

Размышляем о прочитанном (с. 122)

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

В начале повести рассказчик сообщает о жизни станционных смотрителей следующее: они имеют низший чин, что не застраховывает их от ругани и даже побоев. Должность станционных смотрителей, по мнению рассказчика, настоящая каторга: во всех бедах проезжающие винят именно их. Короче говоря, не весела судьба станционного смотрителя, героя пушкинской повести.
Во время первой встречи рассказчик увидел Дуню девочкой лет четырнадцати, он отметил её удивительную красоту, разумность, умение вести беседу; сам смотритель был человек лет пятидесяти, «свежий и бодрый».
Через несколько лет рассказчик вновь оказывается в том месте, но смотритель из бодрого мужчины превратился в хилого старика. Смотритель рассказал проезжающему историю Дуни: девушка влюбилась в офицера и сбежала с ним. Самсон Вырин очень горевал о судьбе дочери, он даже предположить не мог, что она может быть счастлива. Он придерживался общепринятого мнения о том, что гусар натешится и бросит Дуню. Его предположения не сбылись: судьба Дуни сложилась благополучно, она превратилась в «славную барыню».

2.  Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Рассказ ведется от лица автора – повествователя для того, чтобы передать отношение автора к Самсону, посмотреть на эти события со стороны.

3. В чем художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни?  Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Библейская история о блудном сыне может быть перенесена на историю Самсона Вырина и его дочери. Но история о блудном сыне — это повествование иносказательное, об обретении человеком Бога в своей душе, а бытовая история Самсона Вырина — это история о маленьком человеке, который из-за своих представлений о жизни стал несчастным.
Сочувствие в повести вызывает Самсон Вырин, он главный герой повести, поэтому она и называется «Станционный смотритель». Но, сочувствуя печальной судьбе героя, мы понимаем, что он сам виновен в том, что вообразил судьбу дочери трагичной, его собственные убеждения во многом предрешили его судьбу.

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, рассказы которых он передает, отличаются отзывчивостью и чуткостью. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

Рассказчик не остается равнодушным к истории Самсона Вырина, он говорит о том, что долго не мог забыть старого смотрителя, долго думал и о Дуне. Он но доброй воле «решился посетить знакомую сторону». Когда рассказчик узнал о том, что прекрасная барыня приезжала на могилу смотрителя, он перестал жалеть о потраченных на поездку деньгах.
Также участие в жизни смотрителя принимал его приятель («приятель его советовал ему жаловаться»), но смотритель не внял его совету.
При сочувствии со стороны других людей Самсон Вырин не может справиться со своими проблемами, спивается и умирает.

5. Подготовьте Характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

                                        Характеристика Самсона Вырина

Самсон Вырин — главный герой повести A.C. Пушкина «Станционный смотритель».
Вначале рассказчик повествует нам о печальной участи всех станционных смотрителей, а эпиграф, где есть слово «диктатор», звучит иронически, говорит об авторском отношении к герою.
Каков же герой произведения и почему его судьба привлекла A.C. Пушкина?
В начале повести Самсон Вырин — крепкий мужчина лет 50-ти, живущий на станции со своей дочерью Дуней, это простодушный человек, устроивший себе и Дуне незатейливый быт и порядок.
Интересно описание жилища смотрителя, где украшением служат картинки, изображающие историю блудного сына. Эта библейская история показана как бы не по-настояще- му. Читатель еще не знает о том, что случится дальше, по параллель Дуня — блудный сын уже сложилась в его сознании. Читателя поражает перемена, произошедшая со смотрителем в течение нескольких лет (далее уточняется — трех-четырех): из бодрого мужчины он превратился в хилого старика.
Наше сочувствие опять наталкивается на иронию рассказчика: «Я надеялся, что пунш развяжет язык моего старого знакомца».
Самсон Вырин рассказывает историю о побеге Дуни с гусаром Минским. Смотритель направился на её поиски, нашел Дуню и убедился, что ей хорошо, но выводы сделал такие: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да в бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкой».
Самсон Вырин — это «маленький человек», литературный образ, которому уделяли внимание писатели пушкинской эпохи. В повести «Станционный смотритель» автор анализирует психологию героя и делает выводы о том, что «маленький человек» — это не только социальное положение, но это еще и состояние души, которое характерно для таких людей.
Всё это делает жизнь «маленьких людей» часто невыносимой или приводит к драматическому финалу.
Так и случилось с Самсоном Выриным: он умер и покоится на кладбище, печальнее которого сложно найти.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Сострадание к герою — определяющий мотив в организации всего повествования. Именно в этом ключе описана встреча рассказчика с Выриным, именно это определяет эмоционально-сочувственную окраску текста.
Но сочувствие к герою сочетается с ироничным отношением к нему. Автор сопровождает описание смотрителя эпитетом «бедный», но это слово многозначно. «Бедный» — это и социальное положение, и отношение к жизни, и духовное развитие. Таким настроением и пронизана повесть.
Повесть заставила задуматься о том, что человек сам ответственен за свою судьбу, о том, что, как бы так ни было, нельзя предполагать плохое будущее, нельзя ждать от жизни неприятностей, потому что тогда они обязательно будут.

Литература и изобразительное искусство

Повесть «Станционный смотритель» проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Какие из них кажутся вам ближе к пушкинскому тексту? Каким вы представляли себе внешний облик героев? Чем отличается настроение, передаваемое художниками?

Ближе к тексту Пушкина рисунки М. Добужинского. Самсона я изначально представляла, как крепкого и бодрого мужчину, но во второй части он предстает перед читателем в облике дряхлого старика. Дуня представляется молодой красавицей с голубыми глазами. Минский представляется, как крепкий молодой мужчина.

Проект

Подготовьте сценарий вечера, посвящённого произведениям Пушкина: составьте программу конкурса чтецов, определите условия проведения конкурса иллюстраций, отберите отрывки из произведений для инсценирования, составьте перечень вопросов для литературной викторины, подберите музыкальное сопровождение для инсценировок.

План вечера
1. Конкурс чтецов.
2. Инсценировка отрывков из произведений «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге».
3. Викторина по произведениям Пушкина
4. Выставка рисунков. Подведение итогов и награждение победителей.

Фонохрестоматия (с. 123)

1.  Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими интонациями окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с рассказчиком?

Актёр окрашивает чтение первых страниц сочувствием и иронией.

2.  Что переживает рассказчик во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение и как это отражается в чтении актёра?

Изначально автор приезжает на станцию раздраженный и промокший до нитки. Его настроение улучшается после того, как он отдохнул, согрелся и познакомился со смотрителем и его дочерью. Эти изменения в настроении автора актёр передает с помощью тона и интонации.

3.  Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

На рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения произвела удручающее впечатление. Актёр говорит об этом с пренебрежением и сожалением.

4.  Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Прослушав их разговор, я представляю жену пивовара грузной женщиной, немного уставшей. Ванька представляется бойким и смешным.

5.  Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «пре-красной барыней»? Только ли из-за её серебряной монеты?

Ванька назвал дочь станционного смотрителя «прекрасной барыней» так как она не была похожа на деревенских женщин: красиво одета, изящная, стройная.

Читаем самостоятельно

Прочитайте повесть «Барышня-крестьянка» из этого же цикла повестей и попробуйте ответить на вопросы:

1.  Насколько серьёзны разногласия и споры между Берестовым и Муромским?

Они были в ссоре из-за того, что один был помешан на всём английском (английский сад и т.д…), а другому, наоборот, нравилось всё русское. Это совершенно несерьёзная почва для разногласий, но герои к этому относились серьёзно.

2.  Что в характерах и в поведении Лизы Муромской и Алексея Берестова естественно, а что надуманно и ложно?

Алексей – добрый молодой человек, он хорошо воспитан и умен. Ему не нравятся чопорные и самовлюбленные барышни светского общества. Сам он жизнерадостный и веселый, любит посмеяться и порезвиться, поэтому он часто шутит и играет с дворовыми крестьянскими девушками. Они нравятся ему своим крепким здоровьем, ярким румянцем и веселостью. Алексей ведет активный образ жизни, часто ездит на лошади, любит охотиться. Он отказывается быть чиновником, ему не нравится скучная однообразная жизнь, Алексей не хочет корпеть над бумагами. Искренний и честный молодой человек влюбился в простую девушку, так как он ценит настоящие человеческие качества.

Лиза — барышня 17-ти лет. Она рано осиротела и воспитывалась отцом, богатым помещиком. Муромский баловал свою единственную дочь, даже нанял для ее воспитания и образования чопорную англичанку мисс Жаксон. Лиза, как и все уездные барышни, была романтична, но отличалась сообразительностью и развитой смекалкой. Когда она узнала, что в деревню приехал сын соседнего помещика Ивана Петровича Берестова, тут же решила сама с ним познакомиться.

Лиза знала, что отец давно враждует с соседом, но, прослышав про обаяние молодого Алексея, все же увлеклась мыслями о нем. Для этого она попросила свою горничную и поверенную в тайных делах Настю понаблюдать в Тугилове за молодым барином. Когда Настя рассказала, насколько тот хорош и воспитан, Лиза сразу же придумала, как с ним познакомиться. Переодевшись в крестьянку, она отправилась гулять в соседние владения. Там на нее напала хозяйская собака, а Алексей вовремя подоспел на помощь бедной девушке. Так они и познакомились. Лиза представилась дочерью кузнеца — Акулиной. С этого дня они встречались каждый день и гуляли в роще, но ничего большего девушка не позволяла и просила в деревне ее не искать.

Когда отец вздумал однажды пригласить Берестовых на ужин, Лиза страшно испугалась, но придумала новый план. Она нарядилась на английский манер, при этом изрядно набелила себе лицо, так что Алексей даже не узнал её. Правда раскрылась лишь тогда, когда Муромский решил выдать за Алексея свою дочь. Тогда Алексей пришел объяснить, что любит другую, то есть кузнецову дочь Акулину, и поэтому жениться на Лизе не намерен. Каково же было его удивление, когда он узнал, что Лиза и есть та самая Акулина.

3.  Как вы думаете, почему повесть заканчивается весело и счастливо?

Повесть заканчивается счастливо, потому что ее герои- хорошие люди, и автор отнесся снисходительно к ним и с юмором к распрям между их родителями.

1)Станционные смотрители-это «маленькие люди» в большой стране,честно выполняющие свой долг,на которых держится страна,но судьбы их очень похожи на печальную жизнь Самсона Вырина.Судьба миллионов «маленьких людей»,брошенных и никому ненужных-это судьба Самсона Вырина.Сочувствие  «маленьким людям»,разбросанным по всем уголкам  России,которые днём и ночью, в дождь и снег несут нелёгкую службу,подвергаясь унижениям,оскорблениям и которые беспомощны и бесправны перед начальством,чиновниками и любыми людьми,приезжающими на станции,а самое страшное-они беспомощны  и одиноки даже перед собственным горем,не находя сочувствия и понимания у окружающих-поэтому они «маленькие люди».Пушкин сочувствует Варину,поднимет вопрос «маленького человека «,беспомощного и униженного всеми,а такие люди заслуживают уважения по мнению автора,для маленьких людей-честь превыше всего,а вместо понимания они получают безразличие окружающих,которым чуждо сострадание.Пушкин очень тепло,с состраданием и любовью ,немного с жалостью относится к своему ‘маленькому герою’,переживает за его горькую судьбу.
2) Рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя чтобы читатель почувствовал позицию автора,его отношение к поднятым проблемам.Через восприятие рассказчика ,акцентируется внимание на главной проблеме «маленького человека»,передаётся равнодушие окружающих ,отношение общества к чужим бедам,отсутствие сочувствия и понимания у людей.
3) На стене весели картинки истории о блудном сыне.Притча становится пророческой в судьбе Дуни,она предала отца,покинув отчий дом,как на первой картинке.Окружила себя ложными друзьями,как на второй картинке.Это не принесло ей счастья и радости,только настоящее раскаяние искупает грехи,приносит прощение любящих родителей,третья картинка из притчи. Дуня нарушила пятую заповедь «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».Предав отца,ради своего счастья,она сделала себя несчастной.Почитать и уважать родителей это обязанности каждого человека,Дуна отреклась от отца.  Судьба Дуни заставляют задуматься об ответственности за свои действия,перед близкими людьми.Она переступила через приличия,уважение к отцу и сбежала.Отец умирает от горя,а Дуня так и не успела попросить у него прощения.Она раскаивается,но уже слишком поздно,отца не вернуть.

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      aylawilkerson754

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    8 минут назад

    Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    3/6 Килограмма это сколько граммов?

  • algebra
    Алгебра

    13 минут назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    18 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    38 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Светило науки — 9527 ответов — 440041 помощь

1)Станционные смотрители-это «маленькие люди» в большой стране,честно выполняющие свой долг,на которых держится страна,но судьбы их очень похожи на печальную жизнь Самсона Вырина.Судьба миллионов «маленьких людей»,брошенных и никому ненужных-это судьба Самсона Вырина.Сочувствие  «маленьким людям»,разбросанным по всем уголкам  России,которые днём и ночью, в дождь и снег несут нелёгкую службу,подвергаясь унижениям,оскорблениям и которые беспомощны и бесправны перед начальством,чиновниками и любыми людьми,приезжающими на станции,а самое страшное-они беспомощны  и одиноки даже перед собственным горем,не находя сочувствия и понимания у окружающих-поэтому они «маленькие люди».Пушкин сочувствует Варину,поднимет вопрос «маленького человека «,беспомощного и униженного всеми,а такие люди заслуживают уважения по мнению автора,для маленьких людей-честь превыше всего,а вместо понимания они получают безразличие окружающих,которым чуждо сострадание.Пушкин очень тепло,с состраданием и любовью ,немного с жалостью относится к своему ‘маленькому герою’,переживает за его горькую судьбу.
2) Рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя чтобы читатель почувствовал позицию автора,его отношение к поднятым проблемам.Через восприятие рассказчика ,акцентируется внимание на главной проблеме «маленького человека»,передаётся равнодушие окружающих ,отношение общества к чужим бедам,отсутствие сочувствия и понимания у людей.
3) На стене весели картинки истории о блудном сыне.Притча становится пророческой в судьбе Дуни,она предала отца,покинув отчий дом,как на первой картинке.Окружила себя ложными друзьями,как на второй картинке.Это не принесло ей счастья и радости,только настоящее раскаяние искупает грехи,приносит прощение любящих родителей,третья картинка из притчи. Дуня нарушила пятую заповедь «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».Предав отца,ради своего счастья,она сделала себя несчастной.Почитать и уважать родителей это обязанности каждого человека,Дуна отреклась от отца.  Судьба Дуни заставляют задуматься об ответственности за свои действия,перед близкими людьми.Она переступила через приличия,уважение к отцу и сбежала.Отец умирает от горя,а Дуня так и не успела попросить у него прощения.Она раскаивается,но уже слишком поздно,отца не вернуть.

«Станционный смотритель»

Тема повести

Делая анализ «Станционного смотрителя», стоит указать, что в повести тесно переплетаются 2 основных темы или посыла: любовь и положение в обществе. Автор показывает читателю 2 вида любви: родительскую и романтическую. Отдельного слова достойно то, каков смысл понятия «станционный смотритель». В период жизни Пушкина оно имело примерно тот же оттенок, что имеют сегодня слова «вахтер» или «кондуктор».

Взаимоотношения между отцом и дочерью

В тексте наглядно демонстрируются взаимоотношения между отцом и дочерью. Узы родительской любви и заботы ничто не в силах сломить и поколебать. Ради детей родители готовы на все. Несмотря на трудности и недопонимания, отец всегда приходит на помощь своей дочери, спасает и защищает дитя от любых невзгод. В родителях просыпается смелость, целеустремленность и бесстрашие, когда речь идет о благополучии их детей. Именно такая бескорыстная отеческая любовь показана в повести.

В произведении уделяется внимание и романтическим связям. Случайная встреча и страсть между молодыми людьми заканчивается брачным союзом. Настоящая любовь — основной посыл этой истории, причина всех бед и несчастий и спасение в трудный час. Немало внимания уделяется вопросу положения в обществе. Поднимается тема «маленького человека» и на что он способен или что в силах сделать для спасения своего «мира». В произведении подробно описывается, как он ведет себя с врагами и недругами. Автор показывает читателю сильного духом мужчину. Несмотря на свое положение в обществе, он:

  • добродушен;
  • кроток;
  • миролюбив.

Грубое и жестокое отношение окружающих не обозлили этого человека. Его сердце по-прежнему мягкое. Создатель повести стремился донести одну ценную мысль — человек в любой ситуации должен оставаться человеком.

Если говорить про историю создания, повесть была написана в 1830 году. Это случилось в Болдинскую осень — наиболее плодотворный период в творчестве Пушкина.

Главные герои произведения

Пристального внимания заслуживают и главные персонажи повести. Из анализа становится ясно, что их двое: отец и дочь. В роли отца выступает Самсон Вырин. Перед читателем предстает добрый 50-летний мужчина. Главная радость Вырина — его дочь Дуня. Он в ней, как говорят, души не чает. Его ключевые характеристики:

Главная радость Вырина — его дочь Дуня

  1. Всегда обращается с дочерью ласково и доброжелательно.
  2. Мужчина выручает ее в трудную минуту. Он готов спасать ее при любых ситуациях, защищая от ругани приезжих и побоев.
  3. Мужчина по складу характера — отзывчивый и миролюбивый, довольствуется малым. Ему не нужно богатства, славы или роскоши. Все чего он желает и о чем мечтает — чтобы его любимая дочь всегда была счастлива.

Самсон является станционным смотрителем. Читателю показан образ «маленького» человека со своим непростым внутренним миром и переживаниями. Он не умный, не сильный и не крепкий физически, но душевный человек с большим и открытым сердцем. Однако такой человек мало интересен окружающим, ведь таких, как он, сотни.

Добродушного старика подкашивает и травмирует выходка дочери. Любимая девочка убегает из дома. Не в силах что-то изменить, Вырин находит утешение в бутылке. Самсон умеет быть сильным духом, однако только тогда, когда дочь на его стороне, когда он ей нужен.

 Девушку влечет сильное чувство

Главная героиня повести — молодая девушка Дуня. Юная особа живет в мечтах. Она любит отца по-своему, однако слепо верит окружающим. Дуня полностью доверяется одному мужчине. Девушку влечет сильное чувство. Дуня сбегает из дома ради «большой» любви, которая становится для нее целым миром. Она забывает обо всем на свете, даже о своем отце. Дуня пробуждается лишь в конце повести, когда ее отец умирает. Девушке становится стыдно за свои поступки и поведение. Однако назад дороги нет и исправить ничего уже не получится.

Спустя годы она по-прежнему сожалеет о содеянном. Повзрослев, Дуня остается такой же милой, доброй и прелестной девушкой.

Отец отдал себя всего девушке, посвятил ей свою жизнь, но так и не успел увидеть внуков. Он не увидел, как исполнилась его мечта о счастье дочери. В памяти отца Дуня навсегда осталось юной девчонкой, которую нужно беречь, лелеять и защищать.

Жанр и композиция

Александр Пушкин

Автор называет свое трагическое произведение «повестью».Это — одна из частей цикла «Повести Белкина». Пушкин не видел особой разницы между этими двумя жанрами, но все же свое творение он решил назвать именно так. Выбор Пушкина объясняли объемы произведения. Так он подчеркнул, что его история небольшая по размеру и ее легко читать. Повесть «Станционный смотритель» построена на реализме.

Перед читателями предстает вполне реальный, обыденный герой. Такой человек мог жить в те времена. Проблемы, затронутые в произведении, вполне реальны. Во все века между родителями и детьми возникали недопонимания, старшие переживали и боролись за жизнь своих потомков. Всегда человек шел на большие жертвы ради и во имя любви.

История стала первой в литературе повестью, где так широко обсуждается тема «маленького человека». В произведении не просто говорится о жизни такого человека, в нем показана эта жизнь. Читатель лично может проникнуться и оценить обстановку того времени, понять, почему герои являются именно такими людьми, какими их создал автор, посмотреть на выдуманную историю глазами рассказчика.

Композиция состоит из нескольких основных частей. В начале истории автор делает некое лирическое отступление. Пушкин рассуждает с читателями о нелегком труде станционного смотрителя. Говорит о том, насколько это трудная и неблагодарная профессия.

Смотрители не были почитаемы среди общества. Именно на таких малопочетных должностях формируются, появляются на свет эти «маленькие» люди.

Основная часть и заключение

В основной части произведения рассказчик, то есть автор повести беседует с главным героем. Между ними случается несколько интересных разговоров. Два человека сталкиваются случайно на станции. При первой встрече рассказчик знакомится с Самсоном Выриным. Он лучше и ближе узнает этого человека, его прошлое и текущее положение дел. Во время второго визита происходят главные события, поворот сюжета.

Дуня была обманом похищена молодым гусаром

Случайный гость узнает, что Дуня — любимая дочь Вырина была обманом похищена молодым гусаром и увезена в Санкт-Петербург. Выясняется, что юная особа познакомилась с этим человеком здесь же, на станции, и согласилась за ним ухаживать, когда тот занемог. Как оказалось, позже, гусар выдумал болезнь, чтобы соблазнить девушку и увезти с собой. Отец долго искал Дуню и все-таки нашел. Родитель умолял гусара вернуть ему дочь, но тот отказал ему в просьбе и попросту выгнал прочь. Отец увидел и дочь. Она была роскошно одета. Это была их последняя встреча. Гость замечает, в каком тяжелом положении оказывается смотритель станции.

В заключительной части происходит кульминация. Во время третьего визита рассказчик узнает о смерти Самсона Вырина. В доме смотрителятеперь живут другие люди, семья пивоваров. Они показывают гостю могилу старика. В ходе разговора новые жильцы упоминают о недавнем визите женщины с детьми. Это Дуня навещала отца. Барыня долго плакала на могиле и сожалела о ранее содеянных поступках.

Вывод и основные мысли

После прочтения повести читатель может сделать для себя несколько поучительных и важных выводов. Это мысли, что, к примеру, ко всем людям следует относиться уважительно и почтительно, вне зависимости от социального статуса и положения. Пушкин оголил и высмеял:

  • нравы того времени;
  • взгляды общества, которые противоречили законам любви и добра;
  • стремление поставить на первое место сиюминутные желания.

Еще одно важное заключение — беречь и любить своих близких и родных, не бросать их и ни в коем случае не отказываться от них. Он обратил внимание, что следует быть внимательным к чувствам и потребностям окружающих и никогда не относиться к людям предвзято, мерить их по чину и званию. Таков смысл повести и его основная идея, показанная через соответствующие эпизоды.

Ученики читают «Станционный смотритель»

Если говорить, какими чувствами окрашен «Станционный смотритель», то он наполнен разочарованием от поступка дочери, которое испытывает отец. Также во второй половине произведения чувствуется раскаяние со стороны Дуни, понявшей, наконец, что она натворила.

Этой повестью автор хотел показать людям, что самое главное в жизни — это семья. Важно беречь и жалеть друг друга. Нельзя обижать и бросать престарелых родителей. Как показывает повесть, важно быть благодарными и подражать им в любви и милосердии. Произведение демонстрирует, что на все есть свое время и совершенные ошибки трудно и практически невозможно исправить. В любви и понимании нуждаются и родители, и дети. Все люди заслуживают счастья, однако счастье отдельного человека не должно стать горем или бременем для других.

Так кратко можно охарактеризовать основную проблематику и идею произведения. Школьники проходят его в 7 классе, когда в их умах уже закладывается понимание, что такое ответственность перед близкими и родными людьми, и почему нельзя действовать по отношению к ним эгоистично.

  • Какими чувствами окрашен рассказ станционный смотритель пушкина
  • Какими чертами характера наделены положительные персонажи в сказке о мертвой царевне
  • Какими чертами наделены герои рассказов горького
  • Какими человеческими качествами обладал иванушка в сказке сивка бурка
  • Какими художественными средствами раскрывается идея рассказа чехова пересолил