Какими должны быть отношения в семье сочинение островский

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Семейный и социальный конфликт в драме Гроза

Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.

Социальный и семейный конфликты в пьесе состоят в борьбе между «старым» и «новым» миром, людьми, которые видят жизнь абсолютно по-разному, которые, в большинстве своем, не готовы идти на компромисс.  Вечное столкновение «отцов» и «детей» ярко показано на примерах отношений между Кабановой и Тихоном, а наиболее яркое противостояние старого и нового порядка — это отношения между Кабановой и Катериной. Сколь жестоко и непреклонно защищает Кабанова свой привычный мир, и это неудивительно, в её мире  правит жестокость и ненависть, в ее мире мнение незнакомых людей куда важнее мнения собственного и мнения своих близких, Кабанова попросту не умеет жить иначе и со всей яростью накидывается на веяния нового мира. Однако именно последнее добавляет её образу некоторую трагичность — такой человек попросту не выживет при порядках, которые проповедуют Варвара с Кудряшом, хотя и скрывают это ото всех. Этим Кабанова отличается от Дикого, трагичности в котором мы не замечаем, он – типичный самодур, который не желает слышать других и абсолютно уверен, что его картина мира верна.

Семейный конфликт ярко показан также не только между матерью и сыном (Кабановой и Тихоном) , но и на примере взаимоотношений  между мужем и женой (Тихоном и Катериной), внутренний конфликт, что Тихона, что Катерины показывает нам то, что их мировоззрение находится на границе между старым и новым порядком. Тихон привык слушаться матушку, но внутри понимает, что она не права, однако противостоять ей он не в силах, Катерина же хочет жить «правильно», однако чувства к Борису разрывают её душу на части и в итоге приводит к печальному концу.

В пьесе «Гроза»  данные конфликты занимают лидирующее положение, на них выстроено всё повествование произведения, крайне неоднозначно можно ответить на вопрос, а разрешились ли эти конфликты. С одной стороны протест Катерины, от которого она не отказалась, показывает её как сильную личность, которая в силу убеждений просто неспособна жить при старых порядках и решает, что ей лучше не жить совсем. Тихон понимает весь диссонанс ситуации, однако он будет продолжать жить в старом мире, Варвара и Кудряш всё также будут вести двойную игру. Выходит, конфликт разрешился лишь у центрального персонажа пьесы.

2 вариант

А.Н. Островский вывел в центр своей пьесы «Гроза» несколько основных конфликтов. Первый из них – традиционное семейное противостояние «отцов и детей». Когда существующие веками законы и заветы предков оказываются неактуальными для молодого поколения.

Катерина, выйдя замуж, попадает в семью, где всем заправляет Кабаниха. Несмотря на то, что эта женщина сама является сильной и властной, она твердо уверена, что в семье женщине отведено низшее место, она обязана беспрекословно подчиняться мужу, а он иногда ее избивать. Такое положение вещей не устраивает Катерину. Она внутренне не может смириться с таким порядком вещей. Но, оказавшись вдали от семьи, без существенной поддержки, женщина не может ничего противопоставить бескомпромиссной свекрови. Причем, если Катерина, видит, что порядки уже устарели и их пора менять, то Тихон согласен просто жить как говорят, лишь бы избегать конфликтов с матерью.

Молодежь в пьесе «Гроза» имеет схожие взгляды, но по-разному борется за свою свободу. Борис выбирает путь пассивного ожидания. Он молча терпит капризы и самодурство Дикого, ожидая, что после его смерти обретет свободу. Варвара тайно от матери ходит гулять и встречается с молодыми людьми. Ей нет дела до того, что кто-то может узнать об этом. Катерине становится сложнее. С одной стороны, она мечтает о свободе, с другой – боится открыто выступить против общества. В конечном итоге, именно общество со своим лицемерным консерватизмом и доводит Катерину до самоубийства. Это ее личная форма протеста – отказ жить в несправедливом мире.

У драматурга прослеживается собственный ироничный взгляд на закостеневшее консервативное общество, в котором живут его герои. К примеру, характер Кабанихи доведен им практически до абсурда. Автор дает читателям возможность посмотреть, как излишняя приверженность к устаревшим традициям выглядит на самом деле. Когда Кабаниха, изо всех сил кричащая о том, что женщина должна быть покорной и смиренной, не стесняется поднимать руку на сына и невестку.

В маленьком городе, где все друг друга знают, социальный конфликт напрямую вытекает из семейного. Нельзя говорить о каком-либо прогрессе, то тех пор, пока семьи живут по «Домострою» и заветам предков, кичась на показ своей добродетелью. А внутри семьи в итоге процветает рукоприкладство, оскорбления и унижения.

Для того, чтобы в обществе были возможны какие-то перемены, их надо начинать внутри семьи. С просвещения людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Семейный и социальный конфликт в драме Гроза

Семейный и социальный конфликт в драме Гроза

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина

    Герои встречаются на базаре и поп предлагает Балде работу у него в доме плотником, конюхом, поваром. Поскольку поп отличается жадностью и скупостью он обещает

  • Сочинение Что такое бегство от реальности? (итоговое)

    В жизни у каждого человека есть и хорошие, и плохие моменты. Мы все замечаем, что они, похоже, чередуются. В несчастье человек склонен к жалости к себе. Хуже всего то, что чувства и настроения ставят отпечатки на наше мировоззрение

  • Герои Городка в табакерке Одоевского (характеристика персонажей)

    Миша. В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.

  • Сочинение Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Ворон-челобитчик

    Сказка «Ворон-челобитчик» была написана в 1886 году. Тема этого произведения – тяжелое положение крестьян в России. Прошло 25 лет после отмены крепостного права, но жизнь людей оставалась по-прежнему трудной.

  • Проблема ума в комедии Горе от ума Грибоедова

    Основную мысль произведения Грибоедов отобразил с помощью названия. Он пытался показать роль в обществе человека образованного, здравого, небезразличного к жизни других. В произведении таким героем выступает Чацкий

Обновлено: 09.01.2023

История создания

Идеи своих произведений Александр Николаевич Островский черпал из судебных дел — в 1843 году по желанию отца он устроился писцом в Московский совестный суд. Затем ему на некоторое время пришлось быть в роли мирового судьи Кинешемского уезда. Наблюдая за различными судебными разбирательствами, Александр Николаевич вдохновлялся самыми острыми бытовыми и социальными конфликтами.

Жанр, направление, конфликт

Единственной причиной, из-за которой Ларисе пришлось страдать и, впоследствии, погибнуть, было то, что она — бесприданница. Общество восхищалось ей, но в то же время отталкивало от себя. Никто не хотел брать в жены бесприданницу. В те времена женщины не работали, а только могли вести хозяйство, следовательно, они не могли финансово помочь своей будущей семье.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

Основная идея

Обстоятельства вынуждают Ларису выйти замуж за смешного, жалкого Карандышева, который не замечает своей комичности. Это заставляет Ларису чувствовать себя еще более униженной, она не может смириться с ролью материальной вещи. В финале пьесы отчаянная Лариса соглашается быть куклой, жить ради материальных благ, развлекать своей личностью высшее общество. Несчастный случай избавляет ее от такой жизни — она благодарна Карандышеву, что он, в порыве ревности, стреляет в Огудалову. Лариса умирает счастливой, она чувствует избавление от гнета обстоятельств, от унижения и фальши. Главная мысль финала – радость избавления от унизительной сделки, на которую девушку вынуждали сильные мира сего.

Критика

Автор: Маргарита Старкина

Автор: Самый Зелёный · Published 09.12.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 28.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 13.11.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.

Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.

Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире. Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли. Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.

Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев. Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает. Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.

Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь. Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений. Драматурга, несомненно, ближе образ главной героини, которую он наделил живым восприятием реальности, артистичной натурой (для контраста поставив рядом ее прагматичную мать).

2 вариант

Лариса Огудалова представляется девушкой чуткой, даже ранимой. Ее впечатлительная натура страдает в продажном мире, где все разговоры лишь о деньгах и собственной выгоде. Многие люди готовы покупать или продаваться. Это очень тяготит героиню.

Можно сказать, что герой самоутверждается за счет ее любви. К слову, это можно заметить по тому, что он позвал на прием всех ее бывших фаворитов.

Героиня стремится уйти от повседневности. Ее душа богата и трепетна.

Как и Борис для Катерины, для Ларисы Паратов представляется идеалом мужчины, настоящим спасителем. Однако результат один и тот же. Девушка ошибается, а все недостатки избранника становятся видны невооруженным глазом.

Лариса устает от того, что никто не видит в ней личность, что ее чувствами пользуются, расценивают ее только лишь как вещь, и ее терпению наступает конец.

Можно сказать, что в пьесе раскрывается трагизм женщин с незаурядной натурой, отвергнувшей несправедливость мира. Смерть в данном случае служит освобождением от неволи и разного рода мытарств. Лариса не только безропотно принимает ее. Но, кажется, она ждала кончины. Ведь это средство облегчения.

К слову, многие из вопросов и проблем, которые поднимает автор, остаются актуальными и спустя столетия, что, безусловно, делает творение гениальным.

Сочинение 3

Ларисе не комфортно в этом мире продажных людей, готовых променять настоящие жизненные ценности на материальные блага. Мать девушки заботиться лишь о том, как бы выгоднее отдать замуж дочерей. Но Лариса не хочет себе такой судьбы. Будучи наивной и искренней девушкой, она верит во взаимность Сергея Паратова, уважаемого и богатого человека в городе. Однако все его чувство было наполнено ложью и корыстными расчетами.

Также читают:

Картинка к сочинению По пьесе Бесприданница

Популярные сегодня темы

Известнейший роман-эпопея Льва Николаевича Толстого славится не только огромным количеством актуальных и просто интересных для прочтения тем, но и колоритными образами персонажей.

На переднем плане картины зафиксирована сцена между мальчиком одетым в специальную военную одежду и его дедушкой. Сразу видно он учится в Суворовском училище.

Коммуникации в современном обществе существуют в самых разных формах, но самая главная из них – это социальные общение. Иметь возможность обмениваться информацией, делиться опытом, давать советы или же просто

Обычно семью описывают как маленькую социальную группу, члены в которой связаны кровным родством или браком, ведут общий быт, имеют общий бюджет и несут ответственность друг за друга.

Самые близкие люди для каждого человека – это члены его семьи, который окажут поддержку в любой жизненной ситуации. В некоторых семьях уделяют недостаточно внимания воспитанию детей, родители ссорятся и ругаются. Но в большинстве случаях отношения между членами семьи основываются на любви, честности, взаимоуважении.

Для создания счастливой семьи нужно, чтобы отношения в ней строились на любви, уважении друг к другу, взаимопонимании и поддержке. Это касается не только супругов, но и отношений между родителями и детьми. Все должны проявлять заботу и терпение друг к другу. Ведь семейные ценности – самый важные в жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какими должны быть пятиклассники? Критерии готовности к обучению в средней школе

Для родителей , воспитателей, классных руководителей, учителей предметников пятиклассников.

Консультация. Какой должна быть речь взрослых?

Консультация для родителей. Какой должна быть речь взрослых? Расказывается о том как должны говорить родители, чтобы речь ребенок развивалася нормально.

Исследовательская работа «Каким должно быть портфолио ученика»

Работа раскрывает значение портфолио и подробно описывает виды и схему составления портфолио ученика.

Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизн.

Презентация » Какими должны быть пятиклассники?»

Презентация составлена к педсовету по адаптации пятиклассников к предметному обучению в средней школе.

Выступление на родительском собрании на тему :»Какими могут быть отношения дочери с отчимом?»

Выступление на родительское собрание на тему :»Какими могут быть отношения дочери с отчимом?».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Тема семьи в пьесе Островского играют большую роль в раскрытии характеров, показывает настоящие ценности героев, да и вообще, семья- главное в жизни человека, от нее зависит воспитание, характер, отношение к жизни, она ставит приоритеты, зачастую помогает понять человеку, что в этой жизни есть еще кое-кто, кто нуждается во внимании заботе и любви; каков статус семьи, таков и статус члена этой семьи, в общем, эта общественно социальная единица формирует в человеке личность способную на многое в этой жизни…

Тема семьи расскрывается непосредствено во взаимоотношениях между матерью, сыном, его женой и его сестрой. Обратим внимание на отношение Кабановой к своим детям: для нее не важно семейное счастье её же сына, намного приоритетней те законы, в которых она живет; какие-то законы становятся выше чувств родных людей. Кабанова не скрывая завидует совей невестке, жену ведь сын больше любит, чем мать, это и послужило причиной тирании снохи. Марфа Игнатьевна видеть и слышать не хочет Катерину, постоянно ругая, оскорбляя и унижая её. Так например, когда Тихон уезжает в дрогу, Кабанова не просто говорит невестке через сына, что нужно делать в отсутствие мужа, она буквально поливает ее грязью, одновременно обвиняя её и жалуясь сыну на якобы непочитание, грубиянство к свекрови со стороны Екатерины, обвиняет ее в лени, и в том, что она засматривается на парней. Последнее обвинение настолько смутило самого Кабонова, что он уж начал спорить с матерью, но все-таки не нашел сил устоять перед ней, и сам того не хотя в своем лице обвинил в этом жену, породив в какой-то степени ссору между супругами. Катерина настолько ошарашена этой выходкой, что потом стоит в оцепенении. Ладно бы еще Марфа Игнатьевна была убеждена в том, что невестка любит ее сына, но как бы не так, Кабанова считает чувства Катерины ненастоящими, что она только на словах ее сына любит; по ее мнению любое чувство должно сопровождаться соответствующими, показными действиями, как то плач после отъезда мужа. Невестка хочет возразить, что это лишнее, соседям на потеху, но для Марфы Игнатьевны это все пустые слова; все что она говорит — то правильно, никакие оправдания не принимаются, и Кабанова вновь упрекает и унижает свою сноху.

Интересно и одновременно грустно то, что Кабанова не хочет видеть своих детей и внуков в, по ее мнению обреченном, будущем, которое стоять не сможет: “Ничего-то не знают, никокого порядку. … Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.”. Раз посадить гостей не умеют — так все прахом пойдет.

Варвара, дочь Кабановой, сама не в восторге от своей матери с братом, она совершенно свободна от Марфы Игнатьевны и делает все, как сама считает нужным, как сердце прикажет: гуляет с любимым по ночам, да и Катерину с Борисом сводит. Она не уважает мать, потому что не видит за что. Хоть Кабанова и говорит об уважении к матери, но сама не делает ничего что бы могло заставить проявить к ней требуемое почетание.

Единственное, чему душа радуется, так это сестренские отношения между Катей и Варей. Они доверяют друг другу, делятся тайнами, Варвара полностью понимает ее сложившиеся отношения с мужем, принимает сторону невестки, сочувствая и сопереживая ей, помогает ненадолго, но вырваться из четырех стен, хоть на мгновение, но дает возможность Катерине почувствовать себя счастливой и свободной.

Не смотря на все, Катерина в начале пьесы изо всех сил старается сохранить любовь к мужу, даже после его слов, в которых он хочет бежать на волю, и оставить ее одну; после всех унижений свекрови, которая даже не пытается как-то смягчить пребывание в новой для Катерины семьи. И как у одного из немногих людей в этой семье, у которого есть совесть и душа, она кается в содеянном. Но как судья, которому нужно только подтверждение своей правоты, нужен предлог для страшной казни, Кабанова заставляет своего сына бить ее, начинает еще сильней тиранить ее, и заканчивается это все всем известным и печальным событием.

Таким образом, Александр Николаевич хотел показать сильные противоречия между отцами и детьми, между новым укладом и старым. Раскрывает ширму “примерной семьи”, высмеивает её и плачет.

Читайте также:

      

  • Трудно ли быть писателем сочинение
  •   

  • Ненастоящий город короленко сочинение
  •   

  • Describe your ideal planet you would like to live on сочинение
  •   

  • Мой любимый город барселона сочинение
  •   

  • Сочинение как я нашел щенка

Какими должны быть отношения в семье

Самые близкие люди для каждого человека – это члены его семьи, который окажут поддержку в любой жизненной ситуации. В некоторых семьях уделяют недостаточно внимания воспитанию детей, родители ссорятся и ругаются. Но в большинстве случаях отношения между членами семьи основываются на любви, честности, взаимоуважении.  

Примером положительной семьи является дворянская  семья Веры Николаевны и Василия Львовича Шлейн в  рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Герои поженились по любви, но со времени их страсти утихли, и любовь «перешла в чувство прочной , верной, истинной дружбы». Княгиня Вера Николаевна всеми силами пытается помочь своему мужу, который должен соответствовать статусу предводителя дворянства, «удержаться от полного разорения». Между супругами сложились доверительные отношения, поэтому Вера  рассказала своему мужу,  что получает письма от влюбленного в неё господина Г.С.Ж. Когда на день рожденья она получила от тайного поклонника в подарок гранатовый браслет, то тоже не стала скрывать этот факт. Князь Василий, как настоящий мужчина и супруг, встал на защиту честь и достоинство своей жены и семьи. Он разыскал незнакомца, вернул браслет и попросил больше не преследовать его семью.

Отрицательным примером семейных отношений служит семья Кабановых из произведения Островского «Гроза». Молодая девушка Катерина попадает в семью мужа, в которой правила устанавливает его грубая и деспотичная мать. Кабаниха оскорбляет и унижает невестку, ее муж даже не пытается ее защитить, а идет на поводу своей матери. Отсутствие взаимопонимания в семье толкает Катерину к измене, а затем – к самоубийству. Этот пример показывает, какую важную роль играют семейные взаимоотношения в жизни человека.

Для создания счастливой семьи нужно, чтобы отношения в ней строились на любви, уважении друг к другу, взаимопонимании и поддержке. Это касается не только супругов, но и отношений между родителями и детьми. Все должны проявлять заботу и терпение друг к другу. Ведь семейные ценности – самый важные в жизни.

Семья в творчестве Островского и место женщины в ней

Семья в творчестве
Островского и место женщины в ней

Общественное положение женщины имеет прямое непосредственное
отношение к её роли в семье. Семья – это маленькая ячейка общества и отношение,
взгляды, пристрастия, заблуждения людей в обществе закономерно отражается на
атмосферу в семье. Хоть между «Грозой» и «Бесприданницей» не очень большой
временно провал, Островский показывает стремительное изменение отношений между
матерью и дочерью, мужчиной и женщиной.

Изображение Островским двух миров героини.

В «Грозе» семейная сторона быта XIX века выражалась в том, что все люди
жили по законам Домостроя. В семье существовала жесткая иерархия, то есть
младшие подчинялись старшим. Обязанность старших — наставлять и поучать,
обязанность младших — слушать наставления и беспрекословно подчиняться. Сразу
замечается одна примечательная вещь — сын должен любить больше мать, чем жену.
Обязательно соблюдение всяческих многовековых обрядов, пускай даже смешно
выглядящих. Например, Катерина должна была устроить “плач”, когда Тихон уезжал
по своим делам. Так же хотелось бы отметить бесправие жены в доме. Девушка до
свадьбы могла гулять с кем угодно, как Варвара, но после свадьбы она
принадлежала целиком и полностью только мужу, как Катерина. Измена была
исключена, после нее к жене относились очень сурово, и она теряла вообще все
права. В пьесе Островский словами Катерины сравнивает две семьи как две жизни
Катерины. В детстве она росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно,
радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит: «Я  жила, ни об чем не тужила, точно птичка на
воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Воспитываясь в хорошей семье, она
приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая,
открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу», — говорит она Варваре. А жить в семье мужа, не умея притворяться,
невозможно. Основной конфликт у Катерины- со свекровью Кабанихой, которая всех
в доме держит в страхе. Философия Кабанихи- пугать и унижать. Дочь ее Варвара и
сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но
отводили душу на стороне – лишь бы «шито да крыто было» (Варвара — гуляя по
ночам, а Тихон — напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома).
Неспособность больше выносить гнет свекрови безразличие мужа, толкает Катерина
в объятья другого. По сути дела «Гроза» – двойная трагедия: сначала героиня,
нарушая моральный закон ради личного чувства, признает высшую силу закона. И
подчиняется ей, но, призывая закон супружеской верности, она вновь нарушает
его, но уже не для того, чтобы соединиться с любимым, а для того, чтобы обрести
свободу, заплатив за неё жизнью. Таким образом, автор переносит конфликт в
сферу семьи. С одной стороны- властная деспотичная свекровь, с другой- молодая
невестка, мечтающая о любви и счастье, которые неотделимы о свободе. Героиня
драмы оказывается среди двух противоположных чувств: религиозный долг, боязнь
согрешить, то есть изменить мужу и невозможность продолжения прежний жизни,
любовь к Борису. Катерина следует за своим чувством. Но обман открывается, так
как она, из-за своей все же чистоты и открытости, не способна сдерживать такой
груз на своей душе. Впоследствии Островский подводит её к совершению еще более
страшного, смертного греха. Нежная и хрупкая девушка просто не способна вынести
такого всеобщего презрения. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в
могилу- все равно. … В могиле лучше. … Так тихо! Так хорошо. Мне как будто
легче! А об жизни и думать не хочется. … И люди мне противны, и дом мне мой
противен, и стены противны! … Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне
это? Ах, как темно стало! … Умереть бы теперь…»- рассуждает Катерина в своем
последнем монологе. В поисках умиротворения она решается на самоубийства.
Добролюбов в своей статье луч света в темном царстве скажет: «Она рвется к
новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве… Возмужалое из глубины
всего организма возникающее требование права и простора жизни».             

Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини.                                

В отличие от “Грозы”, где преобладают народные мотивы,
“Бесприданница” уже немного европеизирована. Но также Островский рисует нам
картину жизни девушки до замужества. Это картина является полной
противоположностью девичьей жизни Катерины, в которой «маменька души не чаяла».
Отношение Хариты Игнатьевны совершенно другое: «Ведь выдала же она двух. …
Огудалова разочла не глупо: состояние небольшое, давать приданое не из чего,
так она живет, открыто, всех принимает… всегда полон дом холостых…». «Выдать-то
выдала» мать своих дочерей, а за кого, что с ними потом сделается, даже и не
тревожится: «Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. Женился и уехал,
да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже
за какого-то иностранца вышла, а он оказался совсем не иностранец, а шулер».
Так и Ларису она хочет поскорее выдать за того, кто за «бесприданницу»
посватается первым, «разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандашева, кабы
лучше были». В доме звучат романсы, Лариса играет на гитаре. Творческое начало
героини направлено не на удовлетворение своих личных потребностей (утешиться,
успокоиться, исполняя песню), а, наоборот, для удовольствия окружающих. Вообще,
дом Огудаловых на фоне общего консерватизма выделяется более свободной формой
общения в нем с людьми, в особенности появляются особенные отношения между
мужчиной и женщиной. То есть знакомства, встречи у себя дома с мужчинами не
было постыдным. Уже появляются танцы в доме Огудаловых, только это выглядит
очень и очень пошло. Меняются и нравственные нормы человека. Можно просить
денег на подарок у незнакомого человека, при этом впоследствии не отдавая долг.
Жена может изменить мужу, и при этом ее не будет мучить совесть. В доме
Карандашева Катерина, забыв все обещания и обязательства, бежит за Паратовым:
(Паратов)«Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве
вместе с моею жизнью… Мы едем кататься по Волге – поедемте! – (Катерина)«Ах! А
здесь?… Едемте … Куда вам угодно». Таким образом, несомненно, огромное, а может
и главное, отличие быта и нравов “Бесприданницы” проявляется в том, что в
обществе появляется раскрепощенность.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru

  • Какими должны быть отношения в семье итоговое сочинение гроза
  • Какими должны быть жизненные цели сочинение
  • Какими должны быть взаимоотношения между родителями и детьми сочинение
  • Какими должны быть взаимоотношения в семье сочинение гроза островский
  • Какими должны быть взаимоотношения в семье итоговое сочинение гроза