Какими должны быть взаимоотношения в семье сочинение гроза островский

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Семейный и социальный конфликт в драме Гроза

Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.

Социальный и семейный конфликты в пьесе состоят в борьбе между «старым» и «новым» миром, людьми, которые видят жизнь абсолютно по-разному, которые, в большинстве своем, не готовы идти на компромисс.  Вечное столкновение «отцов» и «детей» ярко показано на примерах отношений между Кабановой и Тихоном, а наиболее яркое противостояние старого и нового порядка — это отношения между Кабановой и Катериной. Сколь жестоко и непреклонно защищает Кабанова свой привычный мир, и это неудивительно, в её мире  правит жестокость и ненависть, в ее мире мнение незнакомых людей куда важнее мнения собственного и мнения своих близких, Кабанова попросту не умеет жить иначе и со всей яростью накидывается на веяния нового мира. Однако именно последнее добавляет её образу некоторую трагичность — такой человек попросту не выживет при порядках, которые проповедуют Варвара с Кудряшом, хотя и скрывают это ото всех. Этим Кабанова отличается от Дикого, трагичности в котором мы не замечаем, он – типичный самодур, который не желает слышать других и абсолютно уверен, что его картина мира верна.

Семейный конфликт ярко показан также не только между матерью и сыном (Кабановой и Тихоном) , но и на примере взаимоотношений  между мужем и женой (Тихоном и Катериной), внутренний конфликт, что Тихона, что Катерины показывает нам то, что их мировоззрение находится на границе между старым и новым порядком. Тихон привык слушаться матушку, но внутри понимает, что она не права, однако противостоять ей он не в силах, Катерина же хочет жить «правильно», однако чувства к Борису разрывают её душу на части и в итоге приводит к печальному концу.

В пьесе «Гроза»  данные конфликты занимают лидирующее положение, на них выстроено всё повествование произведения, крайне неоднозначно можно ответить на вопрос, а разрешились ли эти конфликты. С одной стороны протест Катерины, от которого она не отказалась, показывает её как сильную личность, которая в силу убеждений просто неспособна жить при старых порядках и решает, что ей лучше не жить совсем. Тихон понимает весь диссонанс ситуации, однако он будет продолжать жить в старом мире, Варвара и Кудряш всё также будут вести двойную игру. Выходит, конфликт разрешился лишь у центрального персонажа пьесы.

2 вариант

А.Н. Островский вывел в центр своей пьесы «Гроза» несколько основных конфликтов. Первый из них – традиционное семейное противостояние «отцов и детей». Когда существующие веками законы и заветы предков оказываются неактуальными для молодого поколения.

Катерина, выйдя замуж, попадает в семью, где всем заправляет Кабаниха. Несмотря на то, что эта женщина сама является сильной и властной, она твердо уверена, что в семье женщине отведено низшее место, она обязана беспрекословно подчиняться мужу, а он иногда ее избивать. Такое положение вещей не устраивает Катерину. Она внутренне не может смириться с таким порядком вещей. Но, оказавшись вдали от семьи, без существенной поддержки, женщина не может ничего противопоставить бескомпромиссной свекрови. Причем, если Катерина, видит, что порядки уже устарели и их пора менять, то Тихон согласен просто жить как говорят, лишь бы избегать конфликтов с матерью.

Молодежь в пьесе «Гроза» имеет схожие взгляды, но по-разному борется за свою свободу. Борис выбирает путь пассивного ожидания. Он молча терпит капризы и самодурство Дикого, ожидая, что после его смерти обретет свободу. Варвара тайно от матери ходит гулять и встречается с молодыми людьми. Ей нет дела до того, что кто-то может узнать об этом. Катерине становится сложнее. С одной стороны, она мечтает о свободе, с другой – боится открыто выступить против общества. В конечном итоге, именно общество со своим лицемерным консерватизмом и доводит Катерину до самоубийства. Это ее личная форма протеста – отказ жить в несправедливом мире.

У драматурга прослеживается собственный ироничный взгляд на закостеневшее консервативное общество, в котором живут его герои. К примеру, характер Кабанихи доведен им практически до абсурда. Автор дает читателям возможность посмотреть, как излишняя приверженность к устаревшим традициям выглядит на самом деле. Когда Кабаниха, изо всех сил кричащая о том, что женщина должна быть покорной и смиренной, не стесняется поднимать руку на сына и невестку.

В маленьком городе, где все друг друга знают, социальный конфликт напрямую вытекает из семейного. Нельзя говорить о каком-либо прогрессе, то тех пор, пока семьи живут по «Домострою» и заветам предков, кичась на показ своей добродетелью. А внутри семьи в итоге процветает рукоприкладство, оскорбления и унижения.

Для того, чтобы в обществе были возможны какие-то перемены, их надо начинать внутри семьи. С просвещения людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Семейный и социальный конфликт в драме Гроза

Семейный и социальный конфликт в драме Гроза

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина

    Герои встречаются на базаре и поп предлагает Балде работу у него в доме плотником, конюхом, поваром. Поскольку поп отличается жадностью и скупостью он обещает

  • Сочинение Что такое бегство от реальности? (итоговое)

    В жизни у каждого человека есть и хорошие, и плохие моменты. Мы все замечаем, что они, похоже, чередуются. В несчастье человек склонен к жалости к себе. Хуже всего то, что чувства и настроения ставят отпечатки на наше мировоззрение

  • Герои Городка в табакерке Одоевского (характеристика персонажей)

    Миша. В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.

  • Сочинение Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Ворон-челобитчик

    Сказка «Ворон-челобитчик» была написана в 1886 году. Тема этого произведения – тяжелое положение крестьян в России. Прошло 25 лет после отмены крепостного права, но жизнь людей оставалась по-прежнему трудной.

  • Проблема ума в комедии Горе от ума Грибоедова

    Основную мысль произведения Грибоедов отобразил с помощью названия. Он пытался показать роль в обществе человека образованного, здравого, небезразличного к жизни других. В произведении таким героем выступает Чацкий

Какими должны быть отношения в семье

Самые близкие люди для каждого человека – это члены его семьи, который окажут поддержку в любой жизненной ситуации. В некоторых семьях уделяют недостаточно внимания воспитанию детей, родители ссорятся и ругаются. Но в большинстве случаях отношения между членами семьи основываются на любви, честности, взаимоуважении.  

Примером положительной семьи является дворянская  семья Веры Николаевны и Василия Львовича Шлейн в  рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Герои поженились по любви, но со времени их страсти утихли, и любовь «перешла в чувство прочной , верной, истинной дружбы». Княгиня Вера Николаевна всеми силами пытается помочь своему мужу, который должен соответствовать статусу предводителя дворянства, «удержаться от полного разорения». Между супругами сложились доверительные отношения, поэтому Вера  рассказала своему мужу,  что получает письма от влюбленного в неё господина Г.С.Ж. Когда на день рожденья она получила от тайного поклонника в подарок гранатовый браслет, то тоже не стала скрывать этот факт. Князь Василий, как настоящий мужчина и супруг, встал на защиту честь и достоинство своей жены и семьи. Он разыскал незнакомца, вернул браслет и попросил больше не преследовать его семью.

Отрицательным примером семейных отношений служит семья Кабановых из произведения Островского «Гроза». Молодая девушка Катерина попадает в семью мужа, в которой правила устанавливает его грубая и деспотичная мать. Кабаниха оскорбляет и унижает невестку, ее муж даже не пытается ее защитить, а идет на поводу своей матери. Отсутствие взаимопонимания в семье толкает Катерину к измене, а затем – к самоубийству. Этот пример показывает, какую важную роль играют семейные взаимоотношения в жизни человека.

Для создания счастливой семьи нужно, чтобы отношения в ней строились на любви, уважении друг к другу, взаимопонимании и поддержке. Это касается не только супругов, но и отношений между родителями и детьми. Все должны проявлять заботу и терпение друг к другу. Ведь семейные ценности – самый важные в жизни.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Как раскрывается тема семьи в пьесе Островского «Гроза»

Как раскрывается тема семьи в пьесе Островского «Гроза»

    Тема семьи в пьесе Островского играют большую роль в раскрытии характеров, показывает настоящие ценности героев, да и вообще, семья- главное в жизни человека, от нее зависит воспитание, характер, отношение к жизни, она ставит приоритеты, зачастую помогает понять человеку, что в этой жизни есть еще кое-кто, кто нуждается во внимании заботе и любви; каков статус семьи, таков и статус члена этой семьи, в общем, эта общественно социальная единица формирует в человеке личность способную на многое в этой жизни…

    Тема семьи расскрывается непосредствено во взаимоотношениях между матерью, сыном, его женой и его сестрой. Обратим внимание на отношение Кабановой к своим детям: для нее не важно семейное счастье её же сына, намного приоритетней те законы, в которых она живет; какие-то законы становятся выше чувств родных людей. Кабанова не скрывая завидует совей невестке, жену ведь сын больше любит, чем мать, это и послужило причиной тирании снохи. Марфа Игнатьевна видеть и слышать не хочет Катерину, постоянно ругая, оскорбляя и унижая её. Так например, когда Тихон уезжает в дрогу, Кабанова не просто говорит невестке через сына, что нужно делать в отсутствие мужа, она буквально поливает ее грязью, одновременно обвиняя её и жалуясь сыну на якобы непочитание, грубиянство к свекрови со стороны Екатерины, обвиняет ее в лени, и в том, что она засматривается на парней. Последнее обвинение настолько смутило самого Кабонова, что он уж начал спорить с матерью, но все-таки не нашел сил устоять перед ней, и сам того не хотя в своем лице обвинил в этом жену, породив в какой-то степени ссору между супругами. Катерина настолько ошарашена этой выходкой, что потом стоит в оцепенении. Ладно бы еще Марфа Игнатьевна была убеждена в том, что невестка любит ее сына, но как бы не так, Кабанова считает чувства Катерины ненастоящими, что она только на словах ее сына любит; по ее мнению любое чувство должно сопровождаться соответствующими, показными действиями, как то плач после отъезда мужа. Невестка хочет возразить, что это лишнее, соседям на потеху, но для Марфы Игнатьевны это все пустые слова; все что она говорит — то правильно, никакие оправдания не принимаются, и Кабанова вновь упрекает и унижает свою сноху.

     Марфа Игнатьвна настолько убеждена в неспособности своих детей «правильно» жить, что вмешивается во все отношения между супругами, Катерине даже спокойно обнять мужа нельзя без упреков: “Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься!… В ноги кланяйся!” даже удивительным становится то, что она разрешает поговорить молодым перед отъездом Тихона. Сам Кабанов признается в том, что готов сбежать от любимой жены, ведь ему, мужчине, свободы мать не дает. Он даже не хочет взять Катерину с собой, уехать от матери и жить как настоящая любящая семья, хорош мужик, как говориться, воля железная!

     Интересно и одновременно грустно то, что Кабанова не хочет видеть своих детей и внуков в, по ее мнению обреченном, будущем, которое стоять не сможет: “Ничего-то не знают, никокого порядку. … Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.”. Раз посадить гостей не умеют — так все прахом пойдет.

     Варвара, дочь Кабановой, сама не в восторге от своей матери с братом, она совершенно свободна от Марфы Игнатьевны и делает все, как сама считает нужным, как сердце прикажет: гуляет с любимым по ночам, да и Катерину с Борисом сводит. Она не уважает мать, потому что не видит за что. Хоть Кабанова и говорит об уважении к матери, но сама не делает ничего что бы могло заставить проявить к ней требуемое почетание.

     Единственное, чему душа радуется, так это сестренские отношения между Катей и Варей. Они доверяют друг другу, делятся тайнами, Варвара полностью понимает ее сложившиеся отношения с мужем, принимает сторону невестки, сочувствая и сопереживая ей, помогает ненадолго, но вырваться из четырех стен, хоть на мгновение, но дает возможность Катерине почувствовать себя счастливой и свободной.

     Не смотря на все, Катерина в начале пьесы изо всех сил старается сохранить любовь к мужу, даже после его слов, в которых он хочет бежать на волю, и оставить ее одну; после всех унижений свекрови, которая даже не пытается как-то смягчить пребывание в новой для Катерины семьи. И как у одного из немногих людей в этой семье, у которого есть совесть и душа, она кается в содеянном. Но как судья, которому нужно только подтверждение своей правоты, нужен предлог для страшной казни, Кабанова заставляет своего сына бить ее, начинает еще сильней тиранить ее, и заканчивается это все всем известным и печальным событием.

     Таким образом, Александр Николаевич хотел показать сильные противоречия между отцами и детьми, между новым укладом и старым. Раскрывает ширму “примерной семьи”, высмеивает её и плачет.

Добавил: Liz0538

55126 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Как раскрывается тема семьи в пьесе Островского «Гроза»

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Тема семьи проходит через пьесу красной нитью. Семья, по мнению автора, влияет на поведение человека, на его мировосприятие.

В центре изображения купеческая семья Кабановых, состоящая из матери, сына, дочери и снохи. Глава семьи Марфа Игнатьевна живет двойной жизнью. При людях она старается соблюдать все правила домостроя, за глухим забором она изводит домашних своими придирками, нравоучениями. Ее сын Тихон во всем старается подчиняться матери, но с радостью уезжает из дома по делам: хоть какое-то время грозы над ним не будет. Мать не дает сыну жить самостоятельно, она следит за каждым его шагом. Дочь привыкла не обращать внимания на материны наставления. Она делает вид, что слушает мать, а сама делает, что ей заблагорассудится. Ее девиз: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито-крыто было». Тайком от матери она гуляет по ночам с возлюбленным Кудряшом. Она и сноху учит этому. Во многом ее заботами Катерина сближается с Борисом и изменяет мужу. Кудряш говорит о Кабановых, что Тихон – дурак, а Кабаниха «больно люта». Кабаниха по-своему любит детей, но ее собственное благополучие, положение в обществе для нее важнее. Поэтому старается она их держать в повиновении. Она ревнует сына к снохе и вымещает на ней свое раздражение.

В продолжении всей драмы Катерина сравнивает семью мужа со своей собственной. «Такая ли я была!», – восклицает она. У родной маменьки она жила, точно птичка на воле. В доме Кабановых все из-под неволи. Катерина чувствует обман и фальшь, она не может так жить, не может обманывать. Когда Кабаниха обвиняет ее, что она при людях хорошей хочет казаться, Катерина говорит, что она всегда одинаковая. Она искренне старается полюбить мужа, но видит, что он даже слово замолвить не может за нее перед матерью. Это разрушает их отношения.

В начале пьесы Кулигин дает характеристику городским порядкам: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Он рассказывает Борису, почему у всех тут заборы высокие. Люди не от воров загородились, а чтобы никто не видел, как они домашних поедом едят, сколько слез льется за этими заборами. «Семья, говорит, дело тайное, секретное!» – так считают в городе. Только всем известны эти секреты: «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели. Вот и весь секрет».

Финал пьесы примечателен тем, что самоубийство Катерины выглядит не только ее неспособностью выдержать предательство, нежеланием вернуться в дом Кабанихи, это протест против городских жестоких нравов. Она освободилась от тирании. Ее поступок повлиял на всю семью. Сбегает Варвара. Бессловесный Тихон в отчаянии обвиняет мать в смерти Катерины. Вряд ли он сможет по-прежнему быть покорным сыном. Устои кабановского дома пошатнулись.

Опубликовано 19 ноября, 2018

  • Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны сочинение вывод
  • Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны итоговое сочинение
  • Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны аргументы к сочинению
  • Какими были старшие братья в сказке летучий корабль как они поступили со старичком
  • Какими были горошины из сказки х к андерсен пятеро из одного стручка