0
Характеристика героев сказки «Журавль и цапля», вид сказки, о чем сказка?
1 ответ:
2
0
Главные герои сказки Журавль и Цапля. Долговязый Журавль устал от одиночества и решил жениться на Цапле. Цапля оскорбила Журавля и потом пожалела о грубости. В ответ уже Журавль не смог молча пропустить обиду и отказал Цапле.
Характер у Журавля спокойный, он ведь не накричал не Цаплю, а развернулся и ушел, но Журавль обидчивый, мог бы поговорить, а он сразу ушел.
Цапля по характеру получается грубая и жадноватая, раз ей простой Журавль не понравился сразу.
Но в характере главных героев сказки «Журавль и Цапля» есть общее, они настойчивые, все ходят и ходят друг к другу.
Сказка относится к волшебным сказкам о животных.
Читайте также
Замечательная и очень поучительная абсолютно для всех возрастов русская народная сказка «Жадный вельможа».
Главных героев в ней, по сути, двое.
Первый — это солдат, нашедший царский именной перстень и как честный человек, решивший отнести его хозяину, тем более царь обещал щедро вознаградить того, кто найдёт и вернёт пропажу.
Охарактеризовать его можно как смелого, находчивого, смекалистого чел.- ка.
**
Второй — это вельможа, который захотел награду получить сам и не пропускал служивого к царю, но солдат оказался не из робкого десятка, перстень никак не отдавал и вельможа потребовал половину дара себе. В конечном итоге получил 1000 ударов палкой.
Характеристика придворного — это жадный, ненасытный, бессовестный чел., к тому же лживый (ведь только благодаря расписке, данной солдату, была доказана вина вельможи, то есть то, что он требовал разделить награду пополам, хотя и отпирался).
<hr />
Дополнительную информацию о произведении можете посмотреть, пройдя по ссылкам (нажмите на фразу, обозначенную синим цветом):
- что писать читательский дневник?
- пословицы
- чему учит сказка
- отзыв о прочитанном
- основная тема
- план для пересказа
По сути в этом рассказе Толстого только несколько главных героев. Это семейная пара, где муж рыбак, а жена домохозяйка и так сказать хранительница домашнего очага.
Сначала дам характеристику Жанны — она очень добрая женщина, любит своего мужа и детей. Не ропщет на судьбу несмотря на то что им приходится жить бедно. Муж у нее ушел в море, на дворе непогода и она очень за супруга переживает. Так же она переживает и за больную соседку, которая была одинокая с двумя детьми. В итоге Жанна видит что соседка умерла, когда пришла ее навестить и берет ее детей к себе, хотя боится, что муж будет недоволен. Жанна слушается мужа и во всем ему помогает.
Муж Жанны — простой и работящий мужчина. По профессии — рыбак. Это единственный его доход на который он содержит все свое многочисленное семейство. Он тоже проявляет жалость к соседским детям оставшимся без матери.
В сказке «Три поросенка», написанной Сергеем Михалковым, всего четыре главных героя, причем три положительных и один — отрицательный. Три героя, которых можно назвать положительными — это розовенькие поросята, похожие внешне друг на друга. Вот только характеры у них были разные.
Ниф-Ниф — это беспечный и нерадивый поросенок, он прогулял все лето и даже осенью не думал о приближающейся зиме. И только с первыми заморозками он соорудил себе легкий соломенный домик, что говорит о том, что Ниф-Ниф был пареньком несерьезным и легкомысленным.
Нуф-Нуф — тоже поросенок ветреный и беззаботный. Он задумался о зимовке поздно, но все-таки домишко себе выстроил чуть-чуть основательнее, чем соломенный домик Нифа. Нуф-Нуф сходил в лес и притащил ветки, из которых сложил дом, и он был уверен, что жилище получилось прочным и надежным.
Наф-Наф — поросенок разумный и предусмотрительный. В отличие от своих братцев, он рано приступил к работе, а в качестве строительного материала использовал камни. Наф старательно возводил свой дом, закрепляя кладку глиной. И дом, действительно, получился на славу! Именно в этом надежном доме все братья-поросята смогли спастись от волка. Нужно сказать, что Наф-Наф был сметливым и находчивым, он сбросил крышку с котла и волк угодил в него.
Волк — отрицательный персонаж, он силен, но глуповат, поэтому поросятам удалось одержать победу. Хищник мечтал съесть поросят, но его план потерпел фиаско, и волк еле-еле ноги унес из домика Наф-Нафа.
Главные герои в рассказе Пантелеева «Честное слово» автор и мальчик. Рассказ начинается с описания мальчика лет семи-восьми, она плакал. Когда автор подошел к мальчику поближе, его поразила беззащитность мальчика и вместе с тем очень взрослое выражение глаз. Ему было страшно уже темнело и в саду никого не было, но мальчик для себя принял решение, он не покинет пост, ему ему повершили старшие ребята.
Я представляю мальчика воспитанным, который уважает взрослых и прислушивается к их мнению, мальчик доверяет взрослым, потому что его родители никогда не обманывали. Автор добавляет несколько штрихов к портрету мальчика, на лице сияют веснушки, а штаны на лямках. мне кажется, он озорной, любит играть и в этот день случайно далеко ушел из дома в городской сад.
Герой рассказа «Честное слово» маленький мальчик сдержал свое слово, потому что у него был характер и сила духа.
Басня Крылова «Чиж и Голубь» довольно короткая. Собственно и героев басни только двое — две птицы, голубь и чиж.
Суть в том, что чиж попался в силки, а голубь начал над ним насмехаться и утверждать, что сам бы в расставленные сети никогда не угодил. Но тут же и голубя поймали.
Подробную характеристику героев сложно дать, ведь мало событий в басне:
Чиж — обыкновенный, не очень внимательный (раз попался), пугливый, отчаявшийся, совершенно не хитрый (не искал как освободиться, не стал подговаривать голубя), видимо добрый и не злорадный — не стал в ответ насмехаться над голубем, он даже в начале в ответ на реплики голубя не отвечал.
Голубь — самоуверенный, чванливый, даже самовлюбленный, считает себя лучше других, не имеет сострадания и не умеет сочувствовать тем, кто попал в беду, наоборот — жестокий, старается больнее обидеть словом. Это притом что голубь явно крупнее, он мог попробовать помочь чижу. Тогда бы не только тот освободился, но и сам голубь не угодил бы в сети.
Басня учит состраданию, сочувствию, готовности прийти на помощь тому, кто в беде. А также тому, что высокое самомнение всегда будет наказано. Как говорится «Не зарекайся»!
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 40-42
Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Размышляем о своеобразии сказок о животных
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
В начале этой сказки есть присказка про сову. Потом идёт традиционный зачин «Жили-были». Есть в сказке и концовка «Вот так-то и ходят они…»
В сказке есть событие, которое повторяется: журавль ходит к цапле, цапля ходит к журавлю.
В ней есть постоянные эпитеты: ноги долги, платье коротко.
В сказке имеются народные выражения: несолоно похлебав, заплакала от стыда.
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
Отличия от волшебной сказки: нет героя человека, нет борьбы добра со злом, нет волшебных предметов, помощников, превращений.
Сходства с волшебной сказкой: есть присказка, зачин, концовка, повторы, эпитеты, народные выражения, животные говорят и ведут себя как люди.
Фонохрестоматия
1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
Сказка начинается с присказки. Она настраивает слушателя на весёлый лад, вызывает интерес к сказке.
2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
Сказительница посмеивается над героями. Эта ирония сохраняется на протяжении всего чтения. Отказ каждого она читает с капризной интонацией, а последующие раздумья — с сожалением.
3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?
Музыкальное сопровождение помогает представить подпрыгивающую походку жителей болота, их длинные ноги.
В музыкальном сопровождении я услышала аккордеон, ксилофон и какой-то духовой инструмент с пронзительным, жалобным звуком. Это может быть жалейка.
4. Согласны ли вы с той характеристикой, которую даёт сказительница персонажам сказки и всей сказочной ситуации?
Я согласна, что сказочная ситуация глупая и комичная. Герои сами виноваты в своих бедах. Они капризны и легкомысленны.
Мораль сказки журавль и цапля чему учит. Анализ сказки журавль и цапля. Один герой говорит о другом герое
Сказка Журавль и Цапля известны нам с детства. Еще бабушки и родители любили нам на ночь читать народные сказки, среди которых была Журавль и Цапля. Теперь и мы читаем своим детям русскую сказку, которая является поучительной и раскрывает человеческие негативные качества.
Чтобы познакомиться со сказкой Журавль и Цапля, предлагаем ее краткое содержание.
Народная сказка Журавль и Цапля
Итак, сказка про Журавля и Цаплю начинается тем, что построили эти две гордые птицы дома на болоте, вот только не рядом. Строили в разных концах, вот только скучно и одиноко стало жить. Решился Журавль на сложный шаг в своей жизни и пошел делать предложение Цапле выйти за него замуж. Пришел к Цапле и давай свататься, а та ему и давай отворот поворот, якобы не достойный он ее, не такого она мужа себе видит. Обиженный вернулся Журавль домой, а Цапля в это время передумала, ведь все-таки не так скучно будет жить вдвоем и пошла теперь она звать Журавля жениться на ней. Пришла к нему и давай предлагать свою персону в качестве жены, а тот обиженный, да взял и отказал. Расстроенная Цапля, вернулась домой, а Журавль вдогонку за ней. Видите ли, передумал, теперь он согласен. Вот только не согласна теперь Цапля выходить замуж.
Вот так и ходят они до сих пор друг к другу, да все никак не женятся.
Журавль и Цапля главные герои
Главными героями сказки являются две болотные птицы. Эти две птицы наделены такими человеческими характерами, как гордость, эгоизм, неумение найти общий язык. По этим причинам у сказки нет завершения, ведь птицы, из-за своего упрямства, из-за неумения вовремя ответить на чувства другого, до сих пор блуждают по озеру, сватаясь друг к другу.
Журавль и Цапля главная мысль
Какая у сказки Журавль и Цапля главная мысль? Как по мне, то любые нерешительность и сомнения приведут в тупик, а значит, нужно обдуманно решать любой вопрос, не спеша давать ответ. Уж лучше взвешенно давать ответ на любой вопрос и тогда жизнь удастся, а счастье будет не за горами.
Журавль и Цапля слушать
Учебный предмет:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Раздел программы: «
Сказки о животных
»
Тема урока:
Русская народная сказка
«Журавль и цапля»
2 класc
Разработала Головешкина Светлана Алексеевна
Тема урока:
«Журавль и цапля», русская народная сказка.
Задачи урока:
формирование представления о жанровых признаках различных
видов народных сказок;
формирование представления о композиции сказки;
развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать
обобщение;
развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с
новыми словами;
формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения
формирование действий контроля и оценки;
формирование межличностных отношений учащихся в групповой
воспитание познавательной активности.
Оборудование: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение.2 класс», схемы к обложке
сказок, карточки для групповой работы, цветные карандаши.
ХОД УРОКА.
I
Вводная беседа.
Назовите как можно больше произведений, соответствующих любой из этих моделей.
Чем похожи эти модели? (по жанру – сказка, есть название)
На какие группы можно еще разделить сказки? (народные и авторские)
Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)
вид сказки |
Сказки о животных |
Волшебные сказки |
Бытовые сказки |
Кто являются главными героями сказки? |
животные |
человек и несуществующие герои |
человек и животное (человек и человек) |
Какие события происходят в сказке? |
из реальной жизни |
фантастические |
реальные |
Какова задача сказки? |
высмеять поведение героев |
показать, что добро побеждает зло |
высмеять недостатки героев |
II
Формулирование детьми темы и цели урока.
Откройте учебник на странице 21.
С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? (русская сказка «Журавль и цапля»)
(Учитель тему урока записывает на доске)
Попробуйте определить жанр и тему произведения. (по жанру это произведение- сказка; тема произведения- сказка о животных)
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.
ЦЕЛЬ: *ПОВТОРИТЬ О ………
*УЧИТЬСЯ …………….
*РАЗВИВАТЬ ………….
Цель урока: повторить изученное о сказках (признаки видов сказок, построение сказки); учиться анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать речь.
III
Физкультминутка.
IV
Работа с новым произведением.
Чтение учителем сказки вслух.
Беседа после первичного восприятия произведения.
Какие непонятные слова встретились в тексте? (ответы детей)
Определим значение этих слов.
Что вы заметили необычного в этой сказке? (начинается по-другому)
Прочитайте первые три абзаца. Что мы прочитали? (присказку)
Вторичное чтение учащимися произведения.
Анализ произведения.
Кто является главными героями этой сказки? (журавль и цапля)
А теперь нам предстоит поработать с текстом и найти описание журавля и цапли. Я предлагаю разделиться на группы для выполнения задания.
Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. В результате работы заполняется таблица.
Главные герои |
журавль |
цапля |
Описание поведения героя |
Стало скучно жить одному, и задумал он жениться. Тяп-тяп!- семь верст болото месил. Пошел журавль домой несолоно хлебавши. «Нет, цапля, мне тебя не надо!..» журавль задумался: «Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно» |
«Нет, журавль,не выйду за тебя замуж…Ступай прочь!» Цапля после раздумалась: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Заплакала со стыда и воротилась домой. Тут цапля задумалась. |
Один герой говорит о другом герое |
Цапля о журавлеНоги у тебя долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то тебе меня нечем… долговязый! |
Журавль о цаплеНет, цапля, мне тебя не надо! Напрасно не взял за себя цаплю. |
Вывод Герои очень похожи друг на друга. |
Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым. Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом. |
Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой. Она отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом |
Как вы думаете, ребята, могла ли эта история приключиться с людьми? (да, могла)
Значит, в этой сказке комическая ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. Журавль и цапля глупо и смешно выглядят со стороны. Под их обличием спрятаны люди, которые тоже часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.
Чему учит нас эта сказка? (сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки)
А сейчас мы с вами исследуем сказку с точки зрения основного сюжетного мотива. На доске записаны вопросы, которые помогут нам.
Как построена сказка?
На какие части ее можно поделить?
О чем мы узнаем из каждой части?
На доске в ходе работы вычерчивается схема.
кульминация
развитие продолжение
события события
присказка
зачин экспозиция
С чего начинается сказка? Что такое присказка. Найдем ответ на вопрос на странице 22 учебника.
Зачем нам нужна присказка? (привлекает внимание) (Работа в тетради, №1)
Присказка богата звукописью. Она читается по-особому: скороговоркой. Какие слова повторяются в присказке? (ответы детей)
Как называется следующая часть сюжета? (завязка)
Найдите в тексте момент, где начинается завязка событий. (Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться)
Исполнилось ли его желание? Почему? (ответы детей)
Сколько раз «сватался» журавль к цапле? (2 раза)
Отметьте кульминационный момент. (не могут договориться, отказывают друг другу)
Есть ли в этой сказке развязка? Почему? Докажите словами текста. (Нет. «Вот так –то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.)
V
Физкультминутка.
Что ж, теперь мы отдыхаем.
На уроке поиграем.
Вот она, игра-наука.
Покажите жестом, звуком.
(Дети показывают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд – сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.)
– Давайте среди этих героев выберем главных.
Цапля и журавль.
VI
Творческая работа.
(Упражнения в выразительном чтении. Инсценирование сказки.)
Где в сказке мы слышим интонацию сожаления? обиды? (ответы детей)
Представьте себе образ героя сказки, выбранного вами, и, читая его слова, попробуйте передать его характер, поступки при помощи интонации.
Прочитаем сказку по ролям. (Дети работают в группах по 3 человека)
Кто хочет принять участие в инсценировании сказки? (Группа, изъявившая желание, работает над постановкой сказки)
VII
Обобщение
С каким произведением мы познакомились на уроке?
Назовите жанр произведения.
Определите вид сказки.
Покажите на своих моделях, с каким произведением вы познакомились.
У каждого ребенка на столе лист бумаги и цветные карандаши.
Сравните свою модель с моделью на доске. Кто выполнил все верно? Молодцы!
V
Ш Домашнее задание
1 группа – чтение по ролям сказки
2 группа – инсценирование сказки
3 группа – расскажи сказку от лица одного из героев
Полный текст можно посмотреть
Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого
Главные герои сказки «Журавль и цапля» и их характеристика
- Журавль. Парень хоту куда, жених завидный, одинокий, но злопамятный и обидчивый.
- Цапля, легкомысленная невеста, часто меняет свое мнение, торопливая и поспешная в решениях.
План пересказа сказки «Журавль и цапля»
- Болото, где живут Журавль и Цапля
- Журавль сватается
- Отказ Цапли
- Цапля передумала
- Отказ Журавля
- Повторение
Кратчайшее содержание сказки «Журавль и цапля» для читательского дневника в 6 предложений
- Жили на болоте Журавль и Цапля.
- Журавль посватался к Цапле, а Цапля ему отказала
- Цапля передумала и просится замуж.
- Журавль отказывает Цапле, но раскаивается
- Журавль снова просит Цаплю выйти за него замуж.
- Так и ходят они друг за другом бесконечно.
Главная мысль сказки «Журавль и цапля»
Поспешность в принятии решений приносит только вред.
Чему учит сказка «Журавль и цапля»
Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.
Отзыв на сказку «Журавль и цапля»
Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.
Пословицы к сказке «Журавль и цапля»
Лад и согласие — первое счастье.
Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.
Спрос не грех, отказ не беда.
Задумал, так не передумывай.
Не спехом дело спорится, а толком.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Журавль и цапля»
На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота.
И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.
А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених — и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.
Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. «Нет, — отвечает, — теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла».
Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться.
Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: «Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!» И бегом за Журавлем.
Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Журавль и цапля»
Цели урока:
- Формировать навыки анализа художественного
произведения: учащиеся должны знать
художественные особенности сказки как
фольклорного произведения; уметь выявлять
основную нравственную проблему в произведении,
опираясь на текст. - Формировать представления о нравственных
ценностях: согласии, терпимости,
благожелательности. - Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь
выстраивать связный развёрнутый ответ на
поставленный вопрос, использовать аргументы,
цитаты в своих ответах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в
каждой из них? (Приложение 2).
Сказка складом, песня ладом красна.- Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
- Согласие питает, раздор объедает.
Опираясь на пословицы, продумайте: какие три
цели мы ставим сегодня на уроке?
(На уроке мы будем изучать художественные
особенности сказок, подумаем, чему учит нас
сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о
том, что мешает нам достигать согласия и как мы
можем его достичь).
II. Работа с текстом. Особенности слова в
художественном произведении.
1. Знакомство с текстом.
Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем
сказку “Цапля и журавль”.
2. Особенности русских народных сказок.
Повторение.
Какой жанр литературы перед нами, докажите.
(Ученики вспоминают особенности русских
народных сказок: виды сказок, структура, средства
выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).
3. Научный и художественный текст:
сравнительный анализ.
Поговорим об особенностях сказочного слова,
как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем
неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека.
Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).
Прочитайте описание серого журавля из научной
статьи:
Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их
высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150-240 см,
а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но
имеющих очень отдалённое родство цапель, в
полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с
острым прямым клювом. На голове у большинства
видов участки неоперенной и ярко окрашенной
кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев
слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и
пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще
всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами
тело изящнее, ноги длиннее, а клюв
пропорционально меньше.
Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём,
каким был журавль. Какую черту во внешнем облике
журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи
упоминается именно об этой черте.
(В сказке обращается внимание только на длинные
ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом
упоминается три раза: “это крупные, длинноногие
… птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)
Посмотрим, как создаётся описание в русской
народной сказке. Выпишите из текста слова,
которые помогают создать внешний облик журавля.
Сравните описание научное и художественное:
чем они отличаются? Можем ли мы предположить
“характер”, особенности какого-нибудь
конкретного журавля, читая научный текст? Как
относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?
(Отношения автора научной статьи мы не видим. А
вот автор сказки посмеивается над журавлём, он
выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а
“долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” —
“тяп, тяп”).
Чем описание художественное отличается от
научного?
(1) Художественное описание не только даёт
представление о внешности, но и даёт возможность
представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение
других героев к персонажу.
2) Художественное описание не обязательно
является единым отрывком текста, оно может
создаваться из разрозненных фрагментов).
Каким предстаёт перед нами журавль в сказке?
Можем ли мы предположить его внешность, характер.
Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля:
опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из
известных вам актёров. Объясните свой выбор.
А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней?
Рассмотрите иллюстрации.
(Приложение 2).
Опишите, какой представлял
себе цаплю каждый художник, какие черты он
отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем
отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.
III. Работа с текстом. Содержание
художественного произведения.
1. Первичное восприятие текста.
Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в
сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II).
Ответьте на
вопросы:
1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко
друг от друга. Выпишите выражение, которое
помогает вам это понять;
2) Почему журавль решил жениться на цапле?
Выберите ответ, и рядом выпишите выражение,
которое помогло вам это понять;
3) почему цапля отправилась свататься к журавлю?
Запишите ответ и выпишите слово, которое
помогает вам это понять;
4) почему цапля заплакала после отказа журавля?
Запишите ответ и выпишите выражение, которое
помогло вам это понять.
(Журавль и цапля живут далеко друг от друга:
журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело,
одиноко стало журавлю: “показалось скучно
показалось жить одному” — вот он и решил
посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в
сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало
стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть,
и обидно).
2. Углубление представлений о содержании
сказки.
Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же
тогда они так и не выполнили задуманного, что им
помешало?
(Хорошо, если учащиеся приведут несколько
ответов: дело не только в неумении договориться,
но и в обидчивости, и в неумении определиться в
своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется
каждому из них жениться).
Вспомните другие произведения русской
литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.
(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)
Перечитаем концовку сказки.
Как вы думаете, что могут сделать журавль и
цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они
ведь до сих пор ходят друг к другу)?
Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или
придумайте) похожие ситуации из жизни и
расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.
Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что
высмеивает русский человек, над чем
задумывается? Какие выводы вы сделали для себя,
прочитав эту сказку.
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы их? Прокомментируйте.
Выберите одну из цитат и напишите небольшое
сочинение-рассуждение, используя выбранную
цитату как тему. В качестве одного из примеров в
вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и
цапля”:
- “Есть согласие – есть и счастье”.
(Пословица)
- “Согласие к хорошему приводит, а спор
противников находит”. (Пословица).
- “Когда в товарищах согласья нет, На лад их
дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только
мука”. (И. А. Крылов)
- “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
- “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же
они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).
Год написания:
неизвестно
Жанр произведения:
сказка
Главные герои:
Журавль
и Цапля
— птицы
Сюжет
Журавль и цапля жили в разных концах болота. Однажды, журавль решил жениться. Целых семь верст довелось идти свататься. Тогда предложил цапле выйти за него замуж. Ее лишь рассмешило такое предложение. Сказала, что не нравятся его длинные ноги и короткая одежда. И жену нечем прокормить. Но цапля пожалела о своих словах. Подумала, что все равно вдвоем лучше, чем одной. И пошла мириться. Журавль категорично отказал, он был в обиде. Но потом подумал, что зря отказал, скучно одному. Вот и обратно пошел. Получил отказ. А цапля вновь хотела все вернуть. Вот так и ходят до сих пор друг к дружке. Пожениться не удалось.
Вывод (мое мнение)
Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.