Какими художественными средствами раскрывается идея рассказа чехова пересолил

Ранние рассказы А. П. Чехова отличаются легкостью и непринуждённостью. Но за простым сюжетом всегда скрывается глубокий смысл и подтекст. Автор зачастую затрагивает проблему рабства, так как это чувство живет в каждом человеке. Эта тема доминирует в рассказе «Пересолил».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление 
  • 3 Смысл названия 
  • 4 Суть: о чем рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея 
  • 9 Чему учит?
  • 10 Художественные особенности 

История создания

Рассказ «Пересолил» относится к раннему творчеству Чехова и написан в 1885 году. В том же году произведение опубликовали в журнале «Осколки». Для молодого Чехова характерны яркие герои, неожиданная развязка, ироничность и точные детали.

Автор в то время работал заведующим провинциальной больницей. Рутина медицинской практики сильно отличалась от возвышенных мечтаний университета. Он скучал и отражал впечатления от жизни в юмористических произведениях. Это помогало ему не деградировать на однообразной службе.

К 1885 году он состоялся в литературе, стал мастером малой прозы, но его талант только начал свое развитие. Поэтому в те годы критики сетовали на излишнюю продуктивность молодого писателя, который лишь растрачивает свои силы на маленькие произведения и не оставляет сил на более масштабные творения.

Жанр, направление 

Произведение «Пересолил» создано в рамках реалистического направления, так как автор был представителем реализма. Это заметно по его многочисленным сюжетам, за основу которых Чехов берет бытовые зарисовки и анекдотические случаи. 

Жанр «Пересолил» – юмористический рассказ. Это именно рассказ, а не анекдот, так как он строго выражен по форме. Композиция, главные герои, яркая характеристика персонажей — все говорит о жанровой принадлежности.. 

Смысл названия 

Название рассказа «Пересолил» говорит само за себя. Пересолить – это то же самое, что и приукрасить. Рассказать про себя неправдивую историю, чтобы выглядеть лучше, сильнее и опаснее. Но ложь настолько была чрезмерной, что возымела неожиданный эффект.

Герой перестарался и напугал возницу, оставшись один на один с лесом и ночью.

Суть: о чем рассказ?

Главный герой – землемер Глеб Гаврилович Смирнов. Он приезжает на станцию «Гнилушки» в поиске почтовых лошадей. Смирнову необходимо добраться до следующего села под названием «Девкино». Жандарм отправляет его за станцию, так как там иногда мужики могут подобрать попутчика в дорогу. 

Землемер находит Клима – здоровенный, угрюмый мужик. В пути Глебу стало страшно от тихого леса и темной чащи. Стал он запугивать Клима своими способностями. Якобы у него с собой три револьвера, а за ними сейчас едут четыре огромных товарища. В итоге, Клим от страха убежал вглубь зарослей. Землемер понял, что сидеть всю ночь один в повозке он не хочет. Начал звать мужика обратно. Через два часа Климушка все же выходит обратно, и они безопасно продолжают свой путь.

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Пересолил» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

Глеб Гаврилович Смирнов землемер. Автор не дает характеристику по внешности героя, но по поступкам читатель ясно может понять: кто этот персонаж. Жалкий, трусливый землемер, который ради сохранения своей жизни начинает разыгрывать перед мужиком спектакль. Он испугался внешности Клима, не зная, какой этот крестьянин на самом деле. Благодаря его искусному вранью можно догадаться, каким образом он сколотил себе состояние. Считает себя виртуозным лгуном и хитрецом, не призирает обман и отлично этим пользуется. Умело запудривает сознание, и ловко внушает ложь.
Клим крестьянский парень. Необразованный мужик, выходец из обычного народа. Он зарабатывает на том, что возит попутчиков в определенную точку. Внешность автор дает ему сразу: огромный мужик, хмурый, неприветливый. Создается впечатление, что он сильный и может постоять за себя. Но на деле трусливый и эмоциональный. Его легко запугать всякими байками. Он спокойно бросает все свое имущество в лесу и убегает от «бандита», который меньше его в два раза. Ему не нужны деньги, лишь бы спасти свою шкуру. Клим наивный, с чистой душой, никогда бы и мухи не обидел. А самое главное, не стал мстить землемеру за его обман.

Темы

Тематика рассказа «Пересолил» представлена ниже:

  1. Недопонимание между разными слоями общества — основная тема. Это история ничем не примечательна на первый взгляд. Но стоит углубиться и понять, какую тему вложил автор. Клим не сомневался в том, что у землемера есть револьвер, потому что так формировались умы поколениями: барин может сделать все что угодно. У крестьянина и в мыслях не было ограбить горожанина, так как не отошел ум от рабства. А Смирнов подумал иначе: здоровенный мужик, когда-то был рабом, может отомстить. 
  2. Влияние крепостного права на поведение простых мужиков. Чехов понимал, что отмена крепостного права не принесла быстрой переустановки в головах людей. Нужно время, чтобы у малоимущих людей появилось чувство собственного достоинства и осознанность. 
  3. Социальное расслоение. История разворачивается, как между тонким и толстым, только здесь разные слои населения. Не может произойти дружеская беседа между городским и деревенским, барином и рабочим. Это сидит в умах и мешает двигаться дальше. В таких головах людей не провожают по уму, только встречают по одежке. Такое мнение с обеих сторон вредит и тому, и другому.

Проблемы

Чехов в своем рассказе «Пересолил» выделяет четыре проблемы, которые попутно вытекают из тематики: 

  1. Недоверие. Первая встреча двух незнакомых людей – сразу возникает чувство настороженности. Это происходит из-за незнания фактов о человеке и инстинктивного страха. 
  2. Ложь. Герой прибегает к обману, но не может рассчитать меру. Он врет, чтобы хоть как-то спастись. Хотя спасаться то не от чего. Это все заложено в головах людей. Вымышленная картинка, которая мешает разглядеть человека полностью, вынуждает нас на крайние меры.
  3. Стереотипность. Проблема, от которой люди не избавились до сих пор. Все мыслят шаблонным мышлением, видя перед собой только картинку. Никто не задумывается, какой человек на самом деле. Это мешает сконцентрироваться и понять сущность. Из-за чего проистекают безрассудное мышление, страх и трусость. Человек мыслит по одежке и внешности. Автор показывает, как часто мы ошибаемся, если не заглядываем внутрь.
  4. Трусость. Проблема находится на поверхности, раскрыта лучше всего. Землемер начинает врать от страха. Боится, что его могут завести в лес и ограбить. В итоге, испугался Клим, которого Смирнов устрашал байками и вымышленными рассказами о револьверах и друзьях. Автор показал, как люди борются с проблемой. Глеб начинает врать, а Клим просто убегает.

Основная идея 

Люди не умеют доверять друг другу — вот о чем заставляет задуматься автор. Главная мысль рассказа «Пересолил» – смотреть не на внешность, а на внутренние качества. Чехов показывает, что крупный угрюмый мужик – не такой уж храбрый и сильный, а скорее трусливый крестьянин. Внешность обманчива, а люди привыкли встречать по одежке и делать далеко идущие выводы.
Клим видит городского человека, да еще и с оружием в карманах. На вид он хлюпенький, но никто в этом разбираться не будет. Нужно понимать, что сильный человек – это не тот, кто так выглядит. Не надо судить человека по тому, из какого он рода и какой у него статус. Хорошие и плохие люди есть везде, а не только в определенной социальной группе. 

В юмористическом рассказе скрывается вековая проблема: наши предрассудки и мысли управляют нами быстрее, чем мы успеваем думать в другом направлении. Мозг воспринимает только внешнюю картинку. Принято считать, что деревенские мужики – воры, которые постоянно хотят ограбить городских жителей. Вот и Глеб не стал вникать, а просто пошел за толпой. А Клим испугался горожанина, потому что подумал, что его за что-то накажут. Это привычка заложена поколениями. Таков смысл рассказа «Пересолил».

Чему учит?

Автор заставляет читателя задуматься, насколько нелепо и смешно выглядит вся эта ситуация: персонажи боятся друг друга так сильно, что готовы подвернусь себя реальной опасности, стремясь избавиться от вымышленной. Но при этом он серьезно затрагивает проблемы недоверия и стереотипов. 

Мораль рассказа «Пересолил» такова: нужно ко всем людям относится объективно, не смотреть с высока и не полагаться на типичные стереотипы о человеке. 

Художественные особенности 

Что высмеивает Чехов в рассказе «Пересолил»? Он осуждает трусость, стереотипное мышление и ложь. Он исходят из обыкновенной глупости человека. Люди, оказываясь в непривычной обстановке, становятся беспомощными, потому что страх парализует логическое мышление.
Язык автора изобилует просторечными фразами и словами. Именно в этот период они были в частом обиходе у людей. У каждого героя своя манера общения, чтобы читатель еще лучше мог провести линию между богатым и бедным. По говору и словам можно понять, какой уровень образования у каждого, и к какому сословию они относятся. 

Лаконичный слог, яркие реплики, художественные детали – все это придает шарм незамысловатому сюжету и создает комизм в рассказе «Пересолил».

Для создания юмористического рассказа автор использует: 

  • Контраст между Смирновым и Климом: милый землемер с револьверами и угрюмый крестьянин с трусливым бегством. 
  • Многоточие – особенность произведения. Автор употреблял их в речи Смирнова, когда тот придумывал на ходу страшные факты о себе. 
  • Несоответствие. Это попадаются на протяжении всего рассказа. Чехов крупному мужику приписал тоненькую лошадку с порванным ухом. Богатырское телосложение Клима не соответствует его характеру – трусливому и беспомощному. 

Автор: Полина Цимкина

Антон Чехов написал множество юмористических рассказов, где затрагивал актуальные вопросы современности. Например, в своей творческой работе «Пересолил» автор сделал интересное наблюдение. Люди его круга зачастую презирали выходцев из народа и открыто помыкали ими. Так же они боялись доверить им хоть немного власти, так как руководствовались своими предубеждениями, а не справедливыми рассуждениями. Из-за такого отношения многие рабочие и крестьяне хотели революции, чтобы сравнять счеты и поквитаться за унижение. Писатель хотел разорвать этот порочный круг ненависти и злобы, поэтому написал произведение о том, как смешно и нелепо выглядят такие гордецы.

Жанр

«Пересолил» — это юмористический рассказ. Он лаконичен и строг по форме, каждое предложение предельно конкретно. Есть ясный сюжет, есть вполне понятные герои, описание которых, тем не менее, ограничено рамками формата. Их характеры раскрыты лишь с одной из сторон, поэтому произведение Чехова не претендует на жанр повести или новеллы.

Тема в этой истории изначально смешная, если вдуматься: герой настолько боится другого человека, одетого и говорившего не так, как он, что сам напугал его до смерти. Когда читатель понимает, насколько у страха глаза велики, его смешат незадачливый обманщик и пугливый возница. Оба они не удосужились подумать, насколько справедливы их опасения, поэтому и пережили волнение. Забавно то, что человеку проще едва не умереть от напрасного страха, чем взять себя в руки и пораскинуть мозгами. В этом комизм ситуации, воссозданной Чеховым в рассказе «Пересолил».

О чем книга?

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов нанимает «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти» Клима с лошадью, чтобы доехать до нужного имения. Землемеру стало страшно от пустынной и темной равнины, и он решил немного запугать возницу: якобы с собой у него три револьвера, «за кустиками урядники да сотские понатыканы», о четырех товарищах, которые едут за ними. В итоге возница испугался и убежал, оставив и телегу, и лошадь. Землемер «от мысли, что всю ночь придется просидеть в темном лесу на холоде и слышать только волков» стал звать «Климушку», который все-таки выходит из леса. Герои продолжают путь и теперь: «Дорога и Клим ему уже не казались опасными».

Главные герои

  1. Землемер Смирнов – человек жалкий, эгоистичный и мнительный. Больше всего он опасался за судьбу своих материальных благ, поэтому ради их сохранности был готов даже уронить свое достоинство и разыграть комедию перед крестьянином. Считает себя хитрым и увертливым типом, не брезгует обманом и подлыми трюками, так что не остается сомнений в том, каким путем он нажил благосостояние. У него хорошо язык подвешен, и хвастовство дается ему легко, но умом герой не блещет и в людях не разбирается.
  2. Возница Клим – дубиноголовый крестьянский парень, выходец из простого народа. Решил подработать на извозе, что выдает в нем любителя комфорта: тяжкий труд в деревне ему не по нутру. Трусливый и импульсивный, он и по расчетливости не походит на жителя села, ведь бросает телегу и лошаденку (все свое достояние) на большой дороге, спасая свою жизнь от бандита, который был вдвое меньше его. Он наивен и чистосердечен, хитростью на хитрость не ответил.

Характеристика героев рассказа «Пересолил» — это то же противопоставление толстого и тонкого: один побогаче, другой победнее, поэтому они не могут быть в ладу между собой. Их разделяет пропасть, вырытая еще крепостным правом и социальным неравенством. Разделение на опасных холопов и хитрых господ еще коренится в умах и мешает размеренной жизни, где провожают все-таки по уму, а не только встречают по одежке. По мнению каждого из них, в другом сословии не может быть нормальных людей, все либо воры, либо налетчики. Такое отношение вредит обеим сторонам, но они ни за что не раскаются в своей неправоте, так как оба они, по сути, являются стадными, ведомыми людьми, которым сегодня внушают то, что они будут думать завтра.

Язык рассказов Чехова изобилует просторечными выражениями того периода, которые были в ходу в тех социальных группах, которые он описывает. Герои говорят по-разному, у каждого из них вырисовывается свой языковой характер. Из пары реплик мы уже можем понять, какой уровень образования, какова сословная принадлежность, и каков характер персонажа.

Главная мысль

Она лежит на поверхности: это остроумная юмористическая зарисовка о том, как шаблонно и стереотипно мыслят и судят люди. Чтобы подчеркнуть комичность ситуации, автор называет предвзятое поведение Смирнова глаголом «пересолил». Герои изначально не доверяют друг другу. Землемер мыслит штампами, он боится деревенского здоровейшего мужика, а Клим видит перед собой городского человека, чужака, да еще и вооруженного, то есть опасного. Основная мысль в рассказе «Пересолил» — это жизненная суть, что часто внешность бывает обманчива, а виной тому невнимательное отношение людей друг к другу.

Не надо судить человека по тому, какого он сословия и происхождения. Хорошие и плохие есть везде, не стоит икать их только в одной социальной группе. Такие ложные убеждения только разжигают вражду и препятствуют установлению нормальных взаимоотношений. Так что, в юмористическом рассказе «Пересолил» смысл скрывается весьма серьезный: вековые предрассудки, управляющие нашими поступками и мыслями, уничтожают в нас самостоятельных личностей. Мы не думаем, а доверяем сложившемуся суеверию или предубеждению. Принято считать, например, что деревенские увальни только спят и видят, как бы обокрасть горожанина. Смирнов не стал задумываться, а просто пошел на поводу у мнения толпы и ошибся. Клим, хоть его и не за что было арестовывать, испугался россказней попутчика по привычке, заложенной поколениями: сторонись господ, чего доброго, проведут на мякине. Так незнакомые люди уже изначально друг друга не переносят на дух.

Вывод

Автор высмеивает человеческую трусость, которая берет свое начало от глупости. Смирнов сначала делает, а потом, вспоминая дурные байки и площадные домыслы,  думает, причем, взводит на человека напраслину, заранее обвиняя во всех грехах. Чехов смеется над теми, кто всегда судит по одежке, поверхностно, не вникая в суть. Такие всегда стремятся навешивать ярлыки и выносить приговоры, не видя и не понимая происходящего.

Вместо того, что бы поговорить и узнать человека лучше, герой верит на слово своим предрассудкам, и такова черта не только Смирнова, а целого сословия. Обеспеченные люди, как правило, до сих пор брезгливо и боязливо относятся к менее обеспеченным, как горожанин к деревенскому жителю или коренной житель к приезжему. Хотя все знают, что не место и не деньги красят человека, а наоборот, предубеждения многих людей не рассеиваются. Писатель говорит об этом нелепом обстоятельстве серьезно, заставляя читателя понять, как смешно это выглядит, на самом деле. Юмор направлен на то, чтобы высмеять порок и устранить его. Мораль в рассказе Чехова «Пересолил» учит тому, что надо относиться к людям объективно, без предрассудков и предубеждений.

Автор: Анжелика Дятленко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

метки: Рассказ, Пересолить, Художественный, Деталь, Смирнов, Землемер, Смысл, Ситуация

1. История создания произведения.

Рассказ «Пересолил» написан Чеховым в 1885 году и в том же году опубликован в журнале «Осколки».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

По жанру «Пересолил» — рассказ, характер которого — юмористический. Ему свойственны краткость и строгость формы, одна сюжетная линия, всего два героя в одной жизненной ситуации.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Пересолил» можно было бы заменить названием «Переборщил», то есть смысл его — «сильно преувеличил». Враньё главного героя было чрезмерным и возымело неожиданный эффект.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование от третьего лица избавляет автора от необходимости давать видимую оценку персонажей, они раскрывают свои характеры самостоятельно.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: «У страха глаза велики» (неоправданный страх на основе глупости).

Идея: Необоснованный страх побуждает к неумеренной лжи, последствия которой непредсказуемы.

Проблематика: Отсутствие общего языка между людьми из разных социальных пластов, недоверие друг к другу.

Смирнов — чиновник из города, Клим — крестьянин. Они оба воспринимают друг друга как нечто чуждое, не совсем понятное, поэтому легко могут подумать друг о друге невесть что.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Землемер Смирнов вызван в усадьбу генерала Хохотова для межевания. От станции «Гнилушки», куда он прибыл, ему надо ещё тридцать верст ехать на лошади. Почтовых на станции не оказалось, и Смирнов нанял здоровенного мужика Клима, угрюмого, в сермяге и лаптях. В дороге, посреди пустынной местности, в вечернем сумраке, у Смирнова появились страхи. Клим с его внушительной наружностью стал казаться тщедушному землемеру разбойником.

Для собственной безопасности Смирнов известил Клима о наличии у него трёх револьверов, потом добавил вскользь о своей недюжинной физической силе. Расходившийся землемер поведал вознице о своей любви драться с разбойниками, устрашил его урядниками за кустами и четырьмя его товарищами с револьверами, которые едут за ним следом. Безудержное враньё Смирнова привело к тому, что доведённый до ужаса Клим бросил лошадёнку, телегу и скрылся в темноте. Землемер испугался уже того, что остался один ночью в лесу и стал жалобно звать «Климушку». Тот долго не выходил из леса, но всё же вышел. Герои следуют дальше, Смирнов уже не видит опасности ни в дороге, ни в Климе.

64 стр., 31765 слов

Чтение художественных произведений в начальной школе

… благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, … О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе. … произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу …

7. Система образов произведения.

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов трусоват и не блещет умом, так как на пустом месте (темнота, пустынность и здоровенный возница) строит опасения, боится быть ограбленным. Со страху готов наврать с три короба, причём ложь его очевидна, глупа, поверит ему только ещё больший глупец.

Клим — простоватый мужик, поверивший небылицам Смирнова. Храбростью тоже не отличается. При своих внушительных габаритах он ринулся в кусты, напуганный хилым землемером.

Оба героя едут и боятся друг друга, оба смешны.

8. Композиция произведения.

Экспозиция рассказа — появление землемера на станции. Завязка — поиск лошади, уговор с возницей. Дальнейшее развитие действия —отъезд, дорога в сумерках, страх Смирнова перед Климом, его россказни. Кульминационный момент — бегство Клима, переживание Смирновым своего одиночества. Развязка — возвращение Клима и продолжение пути.

Финал рассказа оборачивается к началу путешествия: повторяется описание того, как телега трогалась с места. Но повтор основан на контрасте. Если в начале рассказа процесс троганья телеги вызывал у Смирнова тревогу, то в финале реакция землемера на ту же тряску и черепашью езду иная: у него уже нет опасений.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Для создания комического эффекта автор использует приём контраста: тщедушность Смирнова и раздувание мнимой силы и воинственности; трусливое бегство Клима при внушительных физических данных.

В рассказе очень много многоточий. Они показывают, как землемер делает паузы в речи, придумывая на ходу, чем бы запугать Клима, или передают его страх: «здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь», «Я, брат, тово… брат…».

Комический эффект в рассказе создают и несоответствия. Так, у здоровенного Клима —тощая лошадёнка. Сам он при своём богатырском сложении не отличается достоинством и смелостью, на четвереньках убегает в лес, убоявшись выдумок землемера, с воплями: «Караул!».

Несоответствие лежит и в основе сюжета рассказа: рядовая поездка землемера по должностной обязанности обернулась приключением из-за того, что герой дал неправильную оценку ситуации.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ гениален и в построении, и в художественных средствах, он вызывает смех у читателя, потому что Чехов сам добродушно смеётся над своими героями. И всё же читателю не только смешно, но и обидно за несовершенство человека. Чехов говорил, что человек тогда станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. С этой целью он и высмеивал несовершенства человеческой натуры.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Чтение

Тема урока: «Пересолил».

Приёмы создания комического эффекта в рассказе А.П.Чехова»

Цели:

— продолжить знакомство с творчеством писателя А. П. Чехова, познакомить с рассказом «Пересолил», показать мастерство писателя в изображении характеров героев, выявить идейное и художественное своеобразие текста, научить видеть авторские приемы создания комического в рассказе;

— развивать устойчивое внимание, память, мышление, связную речь, умение формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение, умение выделять главное, расширять словарный запас, развивать ориентировку в малом пространстве (в учебнике);

-воспитывать уважение к окружающим.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник по чтению, художественная литература с рассказами А.П.Чехова.

Ход урока

I. Организация класса.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Предлагаю пожелать друг другу успешной работы на уроке. Улыбнуться!

II. Актуализация изученных знаний.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом А.П. Чехова «Смерть чиновника».

— Почему автор назвал именно так этот рассказ? Почему именно Смерть чиновника, а не смерть Червякова, например?

— Это рассказ комический или трагический?

— Над чем смеется Чехов?

— Зачем писатель использует в своих произведениях говорящие имена? (Чтобы можно было сразу увидеть характер человека, его сущность)

— Объясните значения говорящих имён в этом рассказе.(Червяков и Бризжалов)

— Что автор хотел показать нам своим произведением? Писателю в конце 19 века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь. Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то время нравы, в первую очередь — принцип господства и подчинения. 

Может ли общество, в котором главное — чин, иметь будущее? Нет будущего у такого общества.

III. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы рассмотрим еще одно интересное произведение А.П. Чехова «Пересолил», попробуем его проанализировать и увидеть приёмы создания комического эффекта в этом рассказе.

IV. Создание проблемной ситуации.

Ребята, мы с вами уже прочитали два произведения А.П. Чехова и вы уже, наверное, поняли, в чем заключается идея его произведений, что автор хочет донести до читателя своими рассказами.

— Ребята, для чего блюдо солят? (для вкуса) А если соли слишком много – это хорошо? (соль – уже вредно)

Прежде чем начать читать рассказ, на что вы обращаете внимание? (заглавие)

Как называется рассказ, который мы будем сегодня читать? «Пересолил»

Как вы думаете, о чём, может идти речь в рассказе под названием «Пересолил»? (выслушиваются ответы детей.)

  1. Изучение нового материала.

1. Беседа по теме.

— Рассказ «Пересолил», был написан в 1885 году и опубликован в журнале «Осколки».

— Давайте с вами посчитаем, сколько лет прошло с того времени? (136 лет)

Слова, которыми пользовался А.П. Чехов при написании своих рассказов, уже устарели и для вас являются неизвестными и непонятными. Давайте разберем их.

2. Словарная работа.

Слайд с определением слова)

Землемер –(устар.) специалист по межеванию и землеустройству.

Межевание (межевать) — проводить межи, границы земельных участков.

Возница- тот, кто правит лошадьми в упряжке.

Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.

Жандарм – человек, служащий в жандармерии (полиции).

4. Знакомство с рассказом А.П.Чехова «Пересолил».

Первичное чтение учителем.

5. Проверка первичного восприятия.

— Соответствует ли название «Пересолил» содержанию рассказа?

— Подумайте, почему писатель использует именно этот глагол, а не иной? Почему не наврал, не солгал, не обманул, а именно пересолил? (Уже с самого начала Чехов вводит нас в заблуждение. Любой не читавший этот рассказ подумал бы, что речь пойдет о приготовлении пищи, или о поваре, или просто о житейской ситуации, но у Чехова не так всё просто).

-Как содержание рассказа связано с его названием?

-Что показалось смешным?

-Можем ли мы сказать, что рассказ юмористический? Докажите.

-Какие детали рассказа вы заметили?

-Как они помогают раскрыть содержание рассказа?

VI. Закрепление изученного материала.

1. Чтение текста про себя.

2. Анализ произведения.

— Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества.

-Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. -Прочитайте. (Землемер – Глеб Гаврилович Смирнов; Клим)

-Куда держал путь Смирнов? (В Девкино к генералу Хохотову)

-Кто его вызвался довезти?

-Мог ли рассказ закончиться в тот момент, когда Смирнов сел в возницу и приехал в Девкино? Было бы ли это в стиле Чехова?

1) Композиция произведения.

— Давайте вспомним, из каких элементов состоит сюжет? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка)

Экспозиция.

-Давайте определим, где экспозиция. Как начинается рассказ?

Завязка.

-Где в рассказе завязка? (Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение).

Развитие действия.

Развитие действия? ( Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать).

-Почему развитие действия – ложь? (именно ложь движет рассказом)

Кульминация.

Кульминация? (Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает).

Как бы вы одним словом обозначили композицию? (Пересолил)

Развитие действия? (Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться)

Развязка.

Развязка? (Землемер и возница продолжают путь)

Чеховским рассказам свойственна кольцевая композиция. (Кольцевая композиция-это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала).

— Соблюдается ли она здесь? Докажите.

Мы с вами разобрались с композицией – эта работа нам упростила дальнейший ход действий. Теперь мы целостно представляем себе содержание текста.

2)Комизм в рассказе Чехова.

Комизм в рассказах Чехова создается на основе несоответствий. Давайте постараемся найти такие несоответствия в рассказе «Пересолил».

Смирнов – Хохотов

Гнилушки – Девкино

Возница: у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.

Лошадь молодая – но выглядит как старая

Богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!”

— На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Какой вывод мы можем сделать на основе нашей работы?

Вывод: писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

3)Роль пейзажа в рассказе.

Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его, выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера.

Давайте проведем языковой эксперимент и заменим пейзаж на прямо противоположный. Что получится? “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”.

— Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? (Возможно, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.)

4)Форма речи.

— На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? (Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице.)

— Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается
Физкультминутка.

— Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.

2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой (вращательные движения руками).

3. Землемер говорит о пистолетах — Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.

5)Особенность построения.

Особенностями чехов­ских новелл являются двойная развязка и кольцевая композиция.

— Характерны ли такие приёмы для рассказа «Пересолил»?

— Где можно было бы закончить рассказ? (Можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по-другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.

Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места.

— Как каждый раз реагирует на это действие землемер? (Первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чув­ство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”.)

3. Чтение текста по цепочке.

— А сейчас давайте прочитаем рассказ по цепочке.

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с рассказом Чехова «Пересолил». Выявили приемы, за счет которых создается комизм в рассказе. Какие это приемы?

— Вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?
-Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?
-Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?
— Подумайте, это просто смех или смех сквозь слёзы? А в чём их отличие?

— Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?

— Чему учит рассказ Чехова?

Чехов – мастер юмористических рассказов. Для него было главным, обличить ложь и трусость, ведь это качества, присущие большинству людей в мире.

VIII. Домашнее задание. Придумать небольшой юмористический рассказ. За основу взять какую-либо ситуацию, свидетелем или участником которой вы были.

logo

  • найти художественные приёмы в рассказе Чехова ,,Пересолил»

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      caydenshort801

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    8 минут назад

    Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    3/6 Килограмма это сколько граммов?

  • algebra
    Алгебра

    13 минут назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    18 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    38 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Это дорога как по жизни .ее читаешь и идешь дальше много из нее узнаешь  нового и нового.

Вот посмотри!Мне такое же задали.Просто лень было всё расписывать

Сходство в этих произведениях в том что в произведений Л. Толстого «Лев и Собачка» сначала всё хорошо и лев дружится с собачкой но потом идёт уже грустная часть собачка умирает и лев тоже потом умирает и в произведений А. Куприна в начале тоже всё хорошо и барбос с жулькой любили друг друга но потом жулька умерла от того что ударила бешенную собаку и это уже грустная часть.
Аразличия в том что во 1. Герой были разные. Во 2 в произведений Л. Толстого оба героя вскоре умирают а в произведений Куприна умирает только жулька.
<span>Надеюсь помог чем мог. Удачи!</span>

Голова большая а ума нету✔

Главные герои:

Кеша- попугай.

Вовка- хозяин Кеши.

Кот- вредный рыжий кот.

Ворона Клара- обычная ворона, всегда говорит «Прелестно!».

Воробей- маленький воробей.

_____________________________

<em> </em><em> </em><em> </em><em>Попугаю</em><em> </em><em>Кеше</em><em> </em><em>надо</em><em>ело</em><em> </em><em>ж</em><em>ить</em><em> </em><em>у</em><em> </em><em>Вовки</em><em>,</em><em> </em><em>он</em><em> </em><em>хочет</em><em> </em><em>поех</em><em>ать</em><em> </em><em>на</em><em> </em><em>Таити</em><em>.</em><em> </em><em> </em><em>В</em><em> </em><em>ит</em><em>оге</em><em> </em><em>он</em><em> </em><em>попа</em><em>дает</em><em> </em><em>в</em><em> </em><em>большие</em><em> </em><em>неприятности</em><em>.</em><em> </em>

<em> </em><em> </em><em> </em><em> </em><em>Он</em><em> </em><em>спрашивал</em><em> </em><em>у</em><em> </em><em>всех</em><em>:</em>

<em> </em><em>»</em><em> </em><em>Вы</em><em> </em><em>не</em><em> </em><em>были</em><em> </em><em>на</em><em> </em><em>Таити</em><em>?</em><em>»</em><em>.</em>

<em>Надоел</em><em> </em><em>он</em><em> </em><em>всем</em><em>.</em>

<em> </em><em> </em><em>П</em><em>р</em><em>и</em><em>ш</em><em>л</em><em>а</em><em> </em><em>зима</em><em>,</em><em> </em><em>попугай</em><em> </em><em>Кеша</em><em> </em><em>сидел</em><em> </em><em>на</em><em> </em><em>одной </em><em>ветке</em><em> </em><em>с</em><em> </em><em>воробьями</em><em>.</em><em> </em><em>Вернулся</em><em> </em><em>попугай </em><em>Ке</em><em>ша</em><em> </em><em>к</em><em> </em><em>Вовке</em><em>.</em><em> </em>

<em> </em><em> </em><em> </em><em>Так</em><em> </em><em>продолжалось</em><em> </em><em>много</em><em> </em><em>раз</em><em>,</em><em> </em><em>каждый</em><em> </em><em>раз</em><em> </em><em>Кеша</em><em> </em><em>возвращался</em><em> </em><em>к</em><em> </em><em>Вовке</em><em>.</em><em> </em>

  • Какими умениями должны обладать дети чтобы написать сочинение
  • Какими способами воспитатель может вводить сказку в контекст детской жизни поясните
  • Какими способами взрослый может вводить сказку в контекст детской жизни
  • Какими сочинениями прокофьев встретил окончание войны 1945 год
  • Какими слотами представлен фрейм семья в рассказе и бабеля письмо