Какими показаны защитники севастополя в рассказе севастопольские рассказы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

«Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Брянск-2018

Цели: совершенствовать навыки работы с художественным текстом; на материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя; выявить мастерство писателя в раскрытии «диалектики души» человека; воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

— В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправ-ляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, и Толстой подаёт прошение об отставке, но получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а когда начинается осада Севастополя, в Крым, в осаждённый город. Зачем? Как объяснить этот шаг? Позднее устами князя Андрея Болконского Толстой скажет: «…Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

11 месяцев длилась героическая оборона Севастополя. Пользуясь численным преимуществом, войска англо-французской коалиции оттеснили армию бездарного Меншикова. Отступая, она поки-нула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и 2 тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону города, под ураганным огнем выдерживая осаду 120-тысячной армии непри-ятеля.

В самом начале этой осады, 7 ноября 1854 года, Толстой прибыл в Севастополь и сражался в осаж-дённом городе 9 месяцев. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не сует-ливый, но упорный» — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой.

В июле 1855 года в журнале «Современник» стали появляться «Севастопольские рассказы» писа-теля, которые были встречены с огромным интересом. Не только поэтические достоинства рассказов Толстого привлекли к ним острое внимание читателей. Правду о патриотическом подъёме и героиз-ме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат и вместе с тем об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхуш-кой – вот что увидели и оценили читатели в «Севастопольских рассказах», о которых и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

— 7 ноября 1854 года Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу уже два месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость, писатель бродил лабиринтами батарей, беседовал с солдатами и офицерами. Всё, что он увидел и услышал, говорило ему: стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Чудное время!»

Впечатления от первого знакомства с городом и его защитниками и картины, которые Толстой наблюдал в декабре 1854 года, когда был послан в Эски-Орду со взводом солдат за орудиями, легли в основу рассказа «Севастополь в декабре месяце». Этот рассказ является своеобразным «путеводи-телем» по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега…», «…вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом». Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

Как создаёт Толстой неприукрашенный облик военных будней?

«На набережной … на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные ко́злы…. Направо улица загорожена баррикадой, на которой в амбразурах стоят какие-то маленькие пушки… Налево красивый дом с римскими цифрами на фронтоне, под которым стоят солдаты и окровавленные носилки…». «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное; странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком…»

— Какими показаны защитники Севастополя?

Это «будничные люди, спокойно занятые будничным делом»: «фурштатский солдатик… ведёт поить … тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос, что, очевидно… что он исполняет свое дело, какое бы оно ни было — поить лошадей или таскать орудия, — так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске. То же выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания…».

Защитников города рассказчик рисует, описывая госпиталь: старый исхудалый солдат, у которого нет ноги выше колена, но который и не думает жаловаться, и только из слов его жены рассказчик узнаёт, что солдат, «бывши ранен, остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на залп нашей батареи», что «он опять хочет на бастион, с тем чтобы учить молодых, ежели уже сам работать не может». Ещё один старый солдат: «лицо и тело его какого-то коричневого цвета и худы, как скелет. Руки у него совсем нет: она вылущена в плече. Он сидит бодро, он поправился; но по мертвому, тусклому взгляду, по ужасной худобе и морщинам лица вы видите, что это существо, уже выстрадавшее лучшую часть своей жизни».

— Почему Толстой приводит читателей в госпиталь?

Здесь средоточие боли, страданий людей, но Толстой показывает читателям, с каким достоин-ством ведут себя раненые, здесь тот же будничный труд людей войны, спасающих по мере своих сил всех, кого можно спасти.

— Как описан в этом рассказе 4-й бастион, самое опасное место в Севастополе? (чтение).

«… существуют два совершенно различные мнения про этот страшный бастион: тех, которые никогда на нем не были и которые убеждены, что четвертый бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, которые живут на нем … и которые, говоря про четвертый бастион, скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке и т. д.»

«…землянки в грязи, в которые, согнувшись, могут влезать только два человека, и там увидите пластунов черноморских батальонов, которые там переобуваются, едят, курят трубки, живут, и увидите опять везде ту же вонючую грязь, следы лагеря и брошенный чугун во всевозможных видах», батарея – «площадка, изрытая ямами и обставленная турами, насыпанными землей, орудиями на платформах и земляными валами. Здесь увидите вы, может быть, человек пять матросов, играющих в карты под бруствером, и морского офицера, который, заметив в вас нового человека, любопытного, с удовольствием покажет вам свое хозяйство и все, что для вас может быть интересного. Офицер этот так спокойно свертывает папиросу из желтой бумаги, сидя на орудии, так спокойно прохаживается от одной амбразуры к другой, так спокойно, без малейшей аффектации говорит с вами, что, несмотря на пули, которые чаще, чем прежде, жужжат над вами, вы сами становитесь хладнокровны и внимательно расспрашиваете и слушаете рассказы офицера. Офицер этот расскажет вам, — но только, ежели вы его расспросите, — про бомбардированье пятого числа, расскажет, как на его батарее только одно орудие могло действовать, и из всей прислуги осталось восемь человек, и как все-таки на другое утро, шестого, он палил 2 из всех орудий; расскажет вам, как пятого попала бомба в матросскую землянку и положила одиннадцать человек; покажет вам из амбразуры батареи и траншеи неприятельские, которые не дальше здесь как в тридцати — сорока саженях».

— Толстой показывает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет, в крови и страданиях, вызывая у читателей неприятие любой войны, восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. В каких словах заключена главная мысль этого рассказа?

Каждый, кто побывал в осаждённом городе, убедился «в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа», основанную на любви к родине.

— «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…» — заключает писатель в рассказе «Севастополь в декабре».

В последних числах марта 1855 года батарею Л.Н.Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города – на 4-й бастион. Переезд совпал с мартовско-апрельским штурмом Севастополя. На 4-ом бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Участвовал писатель и в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка, образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на бастионе послужили основой для второго севастопольского рассказа – «Севастополь в мае». Какова тема этого рассказа?

Поведение людей на войне.

— Именно «Севастополь в мае» — начало «срывания всех и всяческих масок», первый мощный удар толстовской критики по официальной идеологии, политике, государству. Восторгаясь героизмом

солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократичес-кого офицерства и высших сфер военного руководства. Что такое война для таких, как Калугин, Гальцин, Праскухин и других «аристократов»?

Возможность получить награды, чины, репутацию храбреца.

— В этих офицерах нет и в помине тех положительных качеств, которыми восхищался Толстой в простых солдатах. Однако князь Гальцин говорит: «Вот этого я не понимаю, и, признаюсь, не могу верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры». При этом сам Гальцин наблюдает военные действия из окна своей квартиры.

В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и простых защитников Севастополя?

Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они защищают свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократичес-кого происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду.

— Все ли офицеры такие, как «аристократы» и приближенные к ним? Вспомните эпизод из главы 9-й, где Калугин демонстрирует свою «храбрость» капитану, который «уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей»

«Морской офицер в штабс-офицерской шинели…и Георгием» вошёл в блиндаж, чтобы просить «генерала дать ему рабочих, чтобы исправить на его батарее две амбразуры, которые были засыпаны». Калугин, которому «хотелось опасности, чтобы снова испытать себя», стал его просить отправиться на батарею, чтобы посмотреть, «могут ли наши орудия стрелять по траншее картечью». Капитан, простоявший на батарее всю ночь, отказался это сделать: он хотел отдохнуть хоть немного, и Калугин удивился, что капитан «между моряками имел репутацию храбрости».

— Вот она, разница между истинным и ложным героизмом! Вспомните, как менялось поведение самого капитана в течение тех 6 месяцев, что он командовал батареей?

«Сначала он тщеславился, храбрился, рисковал, надеялся на награды и репутацию и даже приобрел их, но теперь уже все эти побудительные средства потеряли для него силу, и он смотрел на дело иначе: исполнял в точности свою обязанность» и не рисковал жизнью «без строгой необходи-мости».

— Наверное, и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защит-ников города. Близость к народу — это и есть близость к правде.

Писатель рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль. Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушов, этот «маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья». Так в «Севастопольских рассказах» впервые в творчестве Толстого возникает «наполеоновская тема».

Чтобы показать противоестественность войны, Толстой рассказывает о том, что происходит, когда объявлено перемирие сторон. Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний мальчик собирает цветы… «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».

В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестан-но громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.

В последние дни боёв Л.Н.Толстой снова был переведён на городские позиции и огнём своей бата-реи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону. Он оставил Севастополь одним из последних. Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, писатель выразил в рассказе «Севасто-поль в августе 1855 года». Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Однако в этом рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью.

С какими новыми героями знакомит нас писатель? Расскажите об их судьбах.

Толстой рассказывает о братьях Козельцовых. Старший, поручик Михаил Козельцов, после ране-ния возвращается в полк. Недалеко от Севастополя, в Дуванкой, на станции, он встречается с младшим братом, прапорщиком Владимиром Козельцовым, которому «совестно жить в Петербур-ге, когда здесь умирают за Отечество», и они вместе отправляются в Севастополь.

Михаил — человек, живущий без порывов и без особых душевных тревог, «из чести служит», его любят солдаты и офицеры. Это натура простая и цельная, это тот человек, которым, в представ-лении Толстого, становится всякий приехавший на войну честный офицер. В силу своего «опыта» Михаил утерял патриотическую наивность, поэтому ночь после приезда проводит в кутеже и пьянстве, спускает в карты даже тот неприкосновенный запас, который он утаил от брата при первой встрече, так как ни при каких обстоятельствах не хотел его тратить. Однако когда наут-ро объявили тревогу, «мысль, что его могут принять за труса» заставила его «во весь дух» мчать-ся к роте, а затем вести её вперёд. «Козельцов был уверен, что его убьют; это-то и придавало ему храбрости». Умирая, Михаил с «отрадным чувством» думает, что «хорошо исполнил свой долг… и ни в чем не может упрекнуть себя».

Володя – 17-летний восторженный, романтически настроенный юноша-мечтатель, живущий благородным порывом патриотизма. Он мечтает о подвиге, о героической смерти, поэтому болезненно переживает впечатления, связанные с обратной, «прозаической» стороной войны. Ночь перед штурмом он проводит в мучительном поиске ответов на вопросы: кто он и зачем он тут. И обретает веру в то, что его судьба, жизнь — есть следование чему-то высшему — Богу, Отечеству, чести. Он успокаивается и в дальнейшем, забывая о смерти, просто выполняет свое артиллерист-ское дело. Володя погибает, а не бежит с поля боя, как это делает трусливый Вланга.

— Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?

Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

4.Итоги.

— Подведём итог всему тому, что мы говорили на уроке о «Севастопольских рассказах». Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи?

Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам.

— Что такое война в понимании Л.Н.Толстого? В чём проявляется новаторство писателя в изображении войны?

Война, по мнению писателя, «есть сумасшествие», она ожесточает человека, убивает в нем лю-бовь к людям, без чего немыслима жизнь, лишает способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как человек сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Война извращает моральные представления людей, поэтому если «люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать». Толстой изображает войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем», а «в насто-ящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Изображение войны как тяжкого буднич-ного труда, изображение русского солдата как скромного труженика, истинного героя, который и не подозревает, что он герой – вот в чём состояло новаторство Толстого.

— «Севастопольские рассказы» называют «первой траншеей» к «Войне и миру». С Сапун-горы, отку-да Толстой смотрел на горящий Севастополь, он увидел огненную Москву 1812 года.

Использованная литература 

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016

«Севастопольские рассказы» читательский дневник

«Севастопольские рассказы» читательский дневник

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 851.

Обновлено 8 Августа, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 851.

Обновлено 8 Августа, 2021

«Севастопольские рассказы» – цикл, состоящий из трёх рассказов, центральной темой которых стало историческое событие – оборона Севастополя русскими войсками в 1854–1855 годах.

Краткое содержание «Севастопольские рассказы» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Севастопольские рассказы

Число страниц: 146. Толстой Лев Николаевич. Издательство «Азбука». 2014 год

Жанр: рассказы

Год написания: 1855 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

События в рассказах происходят в Севастополе, блокада которого стала кульминацией в Крымской войне. Повествование берёт начало в декабре 1854 года, и заканчивается в августе 1855 года, когда город оказался во власти французов.

Главные герои

Автор – рассказчик, побывавший в осаждённом городе и описавший свои размышления о войне.

Защитники Севастополя – простые люди, отважные, решительные, твёрдо верящие в победу русской армии.

Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, тщеславный, амбициозный мужчина.

Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.

Владимир Козельцов – младший брат Михаила, юный патриот, максималист.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

«Севастополь в декабре месяце»

В городе царит спокойствие, люди заняты повседневными делами. Сложно представить, что совсем неподалеку идут ожесточенные сражения и люди умирают в больших количествах. Тем не менее, защитники Севастополя не сомневаются в победе русской армии.

Автор описывает всю драматичность и жестокую бессмысленность войны: люди гибнут один за другим, в то время как представители власти никак не могут договориться между собой, отправляя на верную смерть лучших сыновей своих стран.

Временная больница переполнена ранеными солдатами, у многих из которых ампутированы конечности. Их нечеловеческие страдания заставляют вздрогнуть даже самого стойкого человека.

Узнав о существовании четвёртого бастиона, о котором с таким трепетом рассказывали друг другу фантастические истории офицеры и солдаты, автор решает посетить его. Он находит командира и беседует с ним буквально в нескольких метрах от позиций противника.

«Севастополь в мае»

По прошествии шести месяцев город по-прежнему находится в осаде. Русские воины всё так же погибают, и нет конца раненым и умирающим. Теперь Севастополь выглядит иначе: он истерзан бесконечными штурмами, и в городе становится всё меньше горожан.

Не достигнув успехов в переговорах, власть демонстрирует всё свое бессилие. А между тем русские солдаты продолжают погибать на полях сражений. Война с французами до невозможного бессмысленна: повинуясь своим командирам, солдаты воюют друг с другом, а в моменты перемирия общаются между собой как ни в чём не бывало. Ведь все они просто обычные люди, которые не понимают, ради чего их собрали на поле брани.

В отличие от простых солдат, военная аристократия пыжится и всячески бахвалится друг перед другом своими победами. Не является исключением и штабс-капитан Михайлов, страстно мечтающий о наградах, деньгах и славе. Даже получив небольшое ранение в голову, он из тщеславия остаётся на поле брани: отличный повод получить награду.

«Севастополь в августе 1855 года»

Ареной для сражений становится уже сам город. Кратковременные перемирия происходят всё реже. В город прибывают два брата: старший, Михаил Козельцов, вернувшийся после госпиталя, и младший, Володя, юный, восторженный патриот. Бывалые воины никак не могут взять в толк, как можно добровольно оставить спокойную мирную жизнь ради этой войны. Оба брата погибают в сражении. Первый находит свою смерть при ведении атаки на французов, а второй погибает во время засады. Русские вынуждены отступать, и вскоре Севастополь оказывается во власти французов.

Вывод и своё мнение

В своих произведениях автор рассуждает на тему бесчеловечности и бесмысленности войны как таковой. Автор уверен, что куда честнее было поставить на поле сражения по одному солдату с каждой стороны. Так можно было бы избежать никому не нужной гибели многих тысяч людей. По мнению писателя, война представляет собой некое сумасшествие и является признаком неразумности человеческого общества.

Главная мысль

Демонстрация бессмысленности и жестокости войны.

Авторские афоризмы

«…А вопрос, не решённый дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью…»

«…Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать…»

«…Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда…»

Толкование непонятных слов

Казарма – здание или помещение, в котором размещается личный состав воинских частей.

Траншея – узкий, глубокий ров, соединяющий в одну линию все огневые точки оборонительных позиций.

Батарея – укрепление, служащее позицией для нескольких орудий.

Новые слова

Бастион – пятиугольная вооруженная башня, пристроенная к стене города или крепости для защиты.

Дипломат – официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства.

Парадокс – ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Тест по рассказам

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Dungeon Master

    9/10

  • Дарья Мостовая

    5/10

  • Александра Куценко

    10/10

  • Светлана Андреева

    10/10

  • Саня Белов

    10/10

  • Тимур Куртсеидов

    10/10

  • Арина Преображенская

    10/10

  • Даниил Патрон

    10/10

  • Инна Кокушина

    8/10

  • Ольга Матяшова

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 851.


А какую оценку поставите вы?

Отношение
Толстого к войне окончательно сложилось
и оформилось в военном Севастополе.
26-летний писатель едет в Крым, в действующую
армию. Он болезненно переживает
севастопольские события, сам хочет
защищать город. Война становится для
него не «зрелищем», а страшной
действительностью. В ноябре 1854 года
Толстой приезжает в Севастополь. Восторг
и гордость русским войском вскоре
сменяются у Толстого возмущением и
негодованием. В начале апреля 1855 года
Толстой попадает на самый опасный
участок обороны Севастополя — 4-й
бастион. Здесь он вновь испытывает
небывалый подъем, чувство гордости и
единения с защитниками города.

«Севастополь
в декабре месяце»

первая
попытка Толстого художественно осмыслить
Крымскую войну. Сюжет очерка складывается
из непосредственных наблюдений
рассказчика, идущего по улицам осажденного
Севастополя. В его поле зрения попадают
не только военные эпизоды, но и сцены,
не имеющие, казалось бы, непосредственного
отношения к войне: он видит, как на
набережной «бабы продают булки», русские
мужики с самоварами кричат: «Сбитень
горячий», как «сидит матрос, покуривая
трубочку»… Изображение
будничного драматизма жизни военного
города составляет главную особенность
«Севастополя в декабре месяце»,
где
Толстой пытается «захватить все», дать
полную панораму войны.

В
первом севастопольском рассказе автор
создает
обобщающий образ народа-героя. Защитники
Севастополя— главный объект наблюдения
рассказчика.
Среди
них нет главных и неглавных героев, нет
даже поименно названных лиц: это просто
«старый исхудалый солдат» и «белокурый,
с пухлым и бледным лицом человек» в
госпитале, морской офицер и матросы на
4-м бастионе.

Впервые
в рассказе появляется понятие «дух
защитников Севастополя».

Толстой
обнажает подлинную основу их героизма:

«Из-за креста, из-за названия, из угрозы
не могут принять люди эти ужасные
условия: должна быть другая, высокая
побудительная причина. И эта причина
есть чувство, редко проявляющееся,
стыдливое в русском, но лежащее в глубине
души каждого, — любовь
к родине».

В
«Севастополе в декабре месяце» заметно
усиливается объективное начало

повествования, делая
читателя непосредственным свидетелем
и невольным участником происходящего:

«вы отчалили от берега», «вы входите в
большую залу Собрания», «вам предстоит
разочарование» и т. п.

«Севастополь
в мае»

написан в несколько дней: Толстой
высказал здесь самое наболевшее, важное,
давно мучившее его. Мир человеческий,
мир природы сталкивается со страшным
бедствием, привнесенным извне, явлением,
чуждым миру и жизни.

Мы
видим, как юнкер барон Пест заколол
француза, как маленькая девочка,
десятилетняя дочь матроски, вышла «на
крылечко посмотреть на канонаду», как
умирает офицер Праскухин, как «на другой
день вечером… офицеры, юнкера, солдаты
и молодые женщины празднично гуляли
около павильона и по нижним аллеям из
цветущих душистых белых акаций», видим,
как солдаты убирают трупы в «росистой
цветущей долине» и как «все так же, как
и в прежние дни, обещая радость, любовь
и счастье всему ожившему миру, выплыло
могучее, прекрасное светило».

«Севастополь
в мае» был первым художественным
произведением Толстого, в котором столь
отчетливо проявилось обличительное
начало.
Разные
пути привели в осажденный Севастополь
адъютанта Калугина и подполковника
Нефердова, князя Гальцина и ротмистра
Праскухина, барона Песта и поручика
Непшитшетского, но все
они движимы одной «гнусной страстишкой»—
тщеславием.

«Тщеславие! Должно быть, оно есть
характеристическая черта и особенная
болезнь нашего века»,— размышляет
автор. Тщеславие офицеров-аристократов
несовместимо с истинной храбростью, и
Толстой со злой иронией говорит о князе
Гальцине, считающем себя храбрецом, так
как он был на четвертом бастионе и видел
«от себя в двадцати шагах лопнувшую
бомбу», о юнкере бароне Песте, «который
был особенно горд и самонадеян со
вчерашней ночи, которую он в первый раз
провел в блиндаже пятого бастиона, и
считал себя вследствие этого героем».
Толстой раскрывает подлинную сущность
офицеров-аристократов, комментируя их
высказывания, или показывая их поведение,
когда они остаются одни, без свидетелей,
или обнажая самые сокровенные их мысли
и чувства. Впервые
в «Севастополе в мае» для раскрытия
психологии персонажа Толстой использует
«внутренний монолог»

(на-пример, предсмертные думы Праскухина,
мысли Михайлова в момент ранения).

Во
втором севастопольском рассказе впервые
в творчестве писателя нравственная
ценность человека определяется его
отношением к народу:

потому не вызывает неприязни штабс-капитан
Михайлов и таким отвратительным кажется
поручик Непшитшетский, давший волю
своему «патриотизму» в сцене с ранеными.

Обличительная
направленность «Севастополя в мае»
утверждала один из важнейших эстетических
принципов Толстого — принцип правдивого
изображения действительности.

В
августе 1855 года пал Севастополь. Толстому
поручают составить подробное донесение
о последней бомбардировке города.
Возникает замысел нового рассказа о
Севастополе. Последние часы обороны
города даны в восприятии живых людей —
защитников Севастополя.

Понятие
«мир» рассматривается здесь в нравственном
аспекте: мир человека в столкновении с
войной.
В
«Севастополе
в августе…»

процесс становления героя происходит
на глазах читателя: война формирует
духовный мир человека, разрушая
романтические иллюзии суровой правдой
действительности.

В
основе сюжета «Севастополя в августе…»—
судьба братьев Козельцовых, защищающих
Севастополь и погибающих в день штурма.
История
впервые входит в частную жизнь героев
Толстого:

они становятся участниками большого
исторического события, они в рядах
защитников Севастополя решают судьбу
России.

Толстой
максимально приближает своих героев к
народной массе. Отношение солдат к
Козельцовым основывается не на вынужденном
повиновении, а на искреннем уважении к
личности командира, добровольном
подчинении его авторитету. Михаила
Козельцова

любят в роте, его «солдатики» разговаривают
с ним «весело и дружелюбно».

У
Козельцова-младшего
иначе строятся отношения с солдатами.
Мечтая о великих героических подвигах,
прямо из корпуса едет он в Севастополь.
Отчаянный страх и одиночество испытывает
17-летний Володя,
столкнувшись с действительной картиной
войны. Общение с защитниками Севастополя,
с простыми солдатами, рождает у героя
новый взгляд на происходящее, помогает
обрести стойкость и мужество. Володя
очень доволен «тем уважением, которое
ему оказывали» солдаты. «Солдатики
тоже, заметив, что барин простый»,
ведут себя с ним спокойно и непринужденно.
Во взаимоотношениях с солдатами
раскрывается характер Козельцова-младшего,
определяется его нравственная ценность.

В
третьем севастопольском рассказе нет
рассказчика: повествование более
объективно. Точка зрения автора на
происходящее становится точкой зрения
его «любимых» героев: Михаила и Володи
Козельцовых. Через их восприятие передает
Толстой многие события и эпизоды военной
жизни Севастополя. Описание войны с
позиций неопытного солдата помогает
достигнуть эффекта
остранения

— особого свойства повествования,
открытого В.Б.Шкловским в процессе
изучения прозы Л.Толстого. Остранение
— это описание предмета как совер­шенно
незнакомого, отвлечение от всех привычных,
свя­занных с ним ассоциаций, эффект
нового, неожиданно­го взгляда.

«Севастополь
в августе…» венчает собой цикл рассказов,
посвященных обороне Севастополя. Работая
над рассказами, Толстой не строил планов
написать «цикл» произведений: каждый
рассказ создавался как независимый и
самостоятельный. И, тем не менее,
севастопольские рассказы составляют
неразрывное целое.

Рассказы
о Севастополе стали школой эпического
мастерства Толстого. Героический образ
русского народа у Толстого становится
мерилом Нравственной ценности человеческой
личности, эталоном храбрости и мужества,
мудрости и гуманности.

«Описание»
войны, задуманное Толстым, становится
в рассказе осуждением
войны. Страшны законы этого «внешнего»
мира, по которым люди убивают друг друга,
разрушают гармонию непосредственного,
цельного внутреннего мира человека и
мира природы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

Уссурийское суворовское военное училище

                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                                     Начальник учебного отдела

  П/полковник _______ Шляхтов М.А.

«____» ___________ 2011 г.

Методическое пособие  по предмету литература

для  преподавателей

по теме: «Проблема массового героизма в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого».

Составил преподаватель Муравьев О.А.

Рассмотрено на заседании преподавателей

отдельной дисциплины (русский язык и литература)

«____» __________   20_____г. протокол №_____

г. Уссурийск

2011 г.

Содержание.

  1. Методическое обоснование                3        стр.
  2. Введение                4        стр.
  3. Глава I. Массовый героизм в «Севастополе в декабре

месяце» Л.Н. Толстого                7        стр.

4.        Глава II. Проблема истинного и ложного героизма в

рассказе Л.Н. Толстого «Севастополь в мае»                11        стр.

5.        Глава III. Проблема индивидуального и массового
героизма в рассказе Л.Н. Толстого «Севастополь в

августе»                14        стр.

  1. Заключение                16        стр.
  2. Список используемой литературы                18        стр.

 Методическое обоснование.

Методическая цель: Разработка методов и приёмов работы с художественным текстом, формирующих познавательную деятельность и развивающих творческих способности суворовцев; обобщение опыта с целью обмена среди преподавателей ПМК.

Данная методическая разработка адресована преподавателям 2 курса Уссурийского суворовского военного училища, которым предстоит раскрыть суворовцам непреходящую ценность великого классического литературного наследия 19 века. В ней обобщены наработки современной методической науки, а также личный опыт в подготовке суворовцев к восприятию прозаического текста, творческого осмысления, отбора необходимых для достижения цели эпизодов, с целью его дальнейшего идейно-художественного анализа. В разработке преподаватели могут найти практические советы, как овладеть логической операцией выявления проблемы массового героизма в «Севастопольских рассказах».

Думаю, что представленный в работе материал поможет преподавателям литературы в работе над развитием творческих способностей суворовцев, в формировании думающего читателя.

 Введение.

Проблема массового героизма в русской литературе XIX века была намечена ещё до Толстого — в пушкинской «Полтаве» и лермонтовском «Бородино»: Но нужен был гений другого склада — эпического, способный изнутри героических событий, участником которых он бы стал, живописать о несгибаемой воле и мужестве русских солдат и офицеров. Таким гением стал Лев Николаевич Толстой.

Эпическим произведением, отобразившим героический дух русского народа, стали «Севастопольские рассказы» — «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года».

В первом из них писатель сосредоточил внимание на «побудительных причинах», заставлявших матросов, солдат-пехотинцев, артиллеристов с четвёртого бастиона, строевых командиров, врачей и сестёр из военного госпиталя, жителей не пожелавших покинуть осаждённый город, совершить чудеса храбрости и героизма.

На страницах севастопольского триптиха, описывая три периода борьбы за город, обозначенные декабрём, маем и августом, Толстой, как никто до него, стремился запечатлеть образ народа, сражающегося за русскую землю и не признавшего себя побеждённым, когда враги захватили город. Завершая рассказ «Севастополь в августе», писатель свидетельствует: «Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». 1

Нельзя сказать, что проблема массового героизма в «Севастопольских рассказах» была поставлена и решена Толстым. Её поставил и решил сам народ — участник севастопольских баталий. Толстой был  прежде  всего  художник,  писатель-документалист,  который  сумел

1 Толстой Л.Н. «Повести и рассказы». М, Художеств, лит-ра, 1986 г. — с. 15.

схватить и правдиво запечатлеть в своём творчестве трагическую картину военной действительности.

Толстой оказался очевидцем таких событий, которые могут в мгновение перевернуть всю душу, обессмыслить существование человека или наполнить его новым смыслом.

Произведения Толстого воспринимались современниками как прямые репортажи, «переданные одним из участников героической обороны славной русской черноморской крепости». И это был действительно репортаж, но не из тех, которые в изобилии поставлялись в редакцию газет и журналов корреспондентами, что называется, не нюхавшим пороха, а репортаж самой «высокой пробы», ибо автором его был офицер действующей армии, своими глазами увидевший войну «в настоящем её выражении — в крови, в страданиях, в смерти». И кроме того узревший войну — в беспримерной доблести солдатских масс, в героизме офицеров, в духе самоотверженья гражданских защитников города.

В основу работы легли не только примеры из текстов Толстого, но и те личные впечатления автора от Севастополя, известные нам по литературоведческим источникам биографического плана, в частности, по книге Н.Н. Гусева «Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год» (Москва, Издат-во АН СССР, 1954 г.) и монографии К. Ломунова «Жизнь Льва Толстого» (М., 1984 г.). Кроме этого, использованы обращения к монографии В.Н. Куприяновой «Эстетика Л.Н. Толстого» (М.-Л., Наука, 1966 г.), сборнику статей отечественных литературоведов «В мире Толстого» (М., 1978 г.), книге знатока Толстого В.Б. Шкловского «Художественная проза. Размышления и разборы» (М., 1959 г.) и ряду других изданий.

Цель настоящей работы — показать на примере творчество Л.Н. Толстого («Севастопольских рассказов») то, как рядовой участник и, в то

2 Ломунов К. «Толстой — рассказчик и повествователь», из книги — Толстой Л.Н. «Повести и рассказы». М., Художественная литература, 1986 г. — с. 8.

же время, великий художник отображал и оценивал проявления массового героизма защитников Севастополя.

Проблема массового героизма в «Севастопольских рассказах» открывает перед нами и первостепенные задачи: рассмотреть проблему индивидуального и массового в героике рассказов, показать личное отношение Толстого к войне и героике, раскрыть проблему истинного и ложного героизма. Цель работы не будет достигнута без решения этих задач.

Глава I.

Массовый героизм в «Севастополе в декабре месяце» JLH. Толстого.

«Толстой приехал в осаждённый Севастополь в ноябре 1854 года», -отмечает литературовед К.Н. Ломунов, — «и был там до конца осады города. Долгое время он провёл на четвёртом бастионе, одним из самых опасных участников обороны Севастополя, где командовал батареей. Принимал участие в борьбе, писатель проявил истинное мужество. Он был награждён орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалью «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1858 гг.».

В рассказах севастопольского цикла изображается событие исторического значения: героическая оборона города — русской морской крепости. О простых людях — подлинных героях войны — автор рассказывает не только сочувственно, но и восторженно.

В рассказе «Севастополь в декабре месяце» Толстой воссоздаёт героический образ сражающегося народа. И старые матросы на переправе, и фурштатский солдат, который ведёт лошадей, и матрос, курящий на баррикаде, и санитары с носилками у ворот госпиталя, и раненные, с которыми автор рассказа беседует в госпитале, и белобрысенький офицер, встреченный автором в трактире, и, особенно, солдаты и матросы на четвёртом бастионе — все они охвачены единым порывом, живут одной заботой, и это сплачивает их в единую и несокрушимую силу.

«Севастополь в декабре месяце» был закончен 25 апреля 1855 года и вскоре отослан Некрасову для напечатания. В основу рассказа (очерка) положены личные впечатления Толстого от первых его посещений Севастополя в ноябре и декабре 1854 года. Рассказ с большой силой выражает патриотическое настроение народа и самого Толстого и его твёрдую уверенность в непоколебимой ни при каких обстоятельствах моральной силе русского народа. Н.Н. Гусев пишет: «Рассказ написан с

 3 Ломунов К. «Жизнь Льва Толстого». М.? Художественная литература, 1981 г. — с. 30.

 целью раскрыть перед читателем все необъятные размеры этой силы. Избрав форму как бы некого путевого очерка, Толстой проводит своего читателя по различным местам Севастополя, ни на минуту не упуская из вида своей основной задачи — показать мужество и героизм защитников Севастополя».

Основной патриотический тон всего очерка даётся на первых же его страницах. «Не может быть», — уверенно заявляет автор, — чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости, и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах».3

Этот основной патриотический тон строго выдерживается автором с начал до самого конца очерка при изображении как «солдатиков», так и матросов и офицеров.

Сразу же разрешая установившиеся романтические каноны изображения войны, Толстой развёртывает перед глазами своего воображаемого пунктика, прибывшего в Севастополь, разнообразные, но всё реальные картины. Дорогой перед глазами путника. развёртываются разнообразные картины осаждённого города. Он видит людей, спокойно занятых своим будничным делом. Вот обозный солдат ведёт поить тройку лошадей, и делает это дело «так же спокойно, самоуверенно т равнодушно, как бы всё это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске». То же выражение спокойствия заметно на лицах у всех встречающихся на пути офицеров, рабочих, местных жителей.

Но вот автор подводит своего воображаемого путника к военному госпиталю. Первый раненый, к которому подводит Толстой своего путника, это матрос с отрезанной выше колена ногой. В ответ на вопросы матрос рассказывает, где и когда он был ранен, и говорит, что он чувствует себя теперь, как и чувствовал раньше, «ничего».

4 Гесув Н.Н. «Лев Николаевич Толстой. Материалы у биографии с 1828 по 55 гг.».

5 Толстой.Л. Н. «Повести и рассказы». М., Художественная литература, 1986 г. — с. 15.

Рассказ матроса прост и краток. Но тут подходит женщина в простом сереньком платье и досказывает про всё то, о чём умолчал муж: про его тяжёлые страдания, про то, как будучи ранен, он остановил носилки, чтобы посмотреть на залп нашей батареи, как он сказал великим князьям, что хочет опять на бастион,  чтобы учить молодых, если сам работать не сможет.

Из таких толстовских зарисовок индивидуальных защитников города складывается единая целостная картина массового героизма, и эта картина показывается Толстым не через парад и блеск, а через кровь, страдания и смерть.

Толстой показывает и ужасы операционной; из госпиталя ведёт автор своего путника в центральную часть города и через неё на четвёртый бастион.

Спокойствие морского офицера, разрывы бомб, воодушевление русских солдат, «восторг» сражения — вот, что видит путник на бастионе.

Показывая массовый героизм русских солдат, сражающихся на бастионе, Толстой отмечает черты русского характера: «Здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства».6

Следует заключительная часть рассказа, подводящая итог всему виденному и слышанному путником, и, выражающая мнение самого автора о значении севастопольской обороны, о массовом героизме его защитников: «Главное отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, — эту невозможность видели вы не в этом множестве траверсов, брустверов, хитросплетённых траншей, мин и орудий, одних на других, из которых вы

6 Гусев Н.Н. «Лев Николаевич Толстой». М., 1954 г. — с. 541.

 ничего не поняли, но видели её в глазах, речах, приёмах, в том, что называется духом защитников Севастополя».

Литературовед МБ. Храпченко отмечает кульминационный момент толстовского рассказа: «Кульминационным пунктом в размышлениях повествователя об ужасном и героическом является его суждения о побудительных причинах мужества защитников Севастополя, их славном подвиге». 8

Толстой в завершении рассказа пишет: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…».9

Герой «Севастополя в декабре месяце» — народ, матросская, солдатская и офицерская масса, героически отстаивающая город и правдиво запёчатлённая молодым офицером и начинающим писателем Львом Николаевичем Толстым.

7        Толстой Л.Н. «Повести и рассказы», М., Художественная литература, 1986 г. — с. 25,

8        Толстой Л.Н. «Повести и рассказы», М., Художественная литература, 1986 г.

9        Толстой Л.Н. «Повести и рассказы», М., Художественная литература, 1986 г.

Глава II.

Проблема истинного и ложного героизма в рассказе Л.Н. Толстого

«Севастополь в мае».

Проблема массового героизма находит своё разрешение в связи с постановкой такой проблемы как истинный и ложный героизм. Нам думается, что без постановки и решения второй проблемы не будет полного охвата первой.

Внутренняя тема второго рассказа — «Севастополь в мае» -существенно отличается от темы первого рассказа. М.Б. Храпченко отмечает, что «Севастополь в мае» рисует поведение на войне офицеров -аристократов, их духовный мир. Не любовь к Родине, не патриотическое чувство определяет действия этих героев, а тщеславие, соображения карьеры». 10   Какой уж тут героизм, особенно, массовый.

Если в первом рассказе севастопольского цикла за обычным заурядным вырисовывается мужество, высокий строй души, то в рассказе «Севастополь в мае» за благородной позой героев, их словесным патриотизмом открываются низменные чувства и стремления. Всё это можно назвать ложным, показным героизмом, не имеющим ничего общего с истинным героизмом, героизмом народных масс, жертвующих собой. М.Б. Храпечнко пишет: «Толстой здесь впервые овладевает художественными средствами того глубокого и острого обличения «избранного» общества, которое занимает столь важное место в его последующих произведениях. «Севастополь в мае» знаменует собой новый момент в освоении социальной тематике и в то же время является важным

10 Храпченко М.Б. «Лев Толстой как художник». М., Художественная литература, 1978 г. — с. 34.

звеном в обогащении и углублении способов раскрытия внутреннего мира человека». 11

В кругу основных действующих лиц «Севастополя в мае», в кругу офицеров-аристократов, есть желающие быть храбрыми и те, кто в душе совершенно не испытывает этой потребности, но в то же время хочет казаться бесстрашным героем. Военные события «проясняют» каждого из действующих лиц рассказа. Калугин «был самолюбив и одарён деревянными нервами, то, что называют храбр, одним словом». Побуждённый надеждами на награды и отличия, Калугин на виду у других сдерживает свой страх, но как только он остаётся один, чувство ужаса охватывает его, а таким трудом усвоенная поза мгновенно исчезает. Пример Калугина — пример ложного героизма.

Князя Гальцина, самозабвенно рассуждающего о храбрости, бросает в дрожь при одной мысли, что он должен пойти на передовую линию огня. Хвастовство, желание блеснуть и полное отсутствие внутреннего мужества здесь оказывается двумя сторонами одной и той же медали. И сколь тщательно скрывается последнее обстоятельство, столь же настойчиво и упорно подчёркиваются внешние приметы геройства.

Отсутствие мужества не мешает аристократам высокомерно третировать подлинных героев, с нескрываемым презрением относиться к «низшим» — рядовым офицерам, солдатам, самоотверженно несущим на себе тяжесть обороны осаждённого города и являющим пример массового героизма

«Вот этого я не понимаю и признаюсь не могу верить, — сказал Гальцин, — чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры». 12

1111Храпченко М.Б. «Лев Толстой как художник». М., Художественная литература,
1978 г. — с. 35.

12        Толстой Л.Н. «Повести и рассказы». М, Художественная   литература,    1986 г.   —

с. 37.

Столкновение реально-героического с геройско-показным и фальшивым выявляется в рассказах аристократов о своих геройских подвигах, в обрисовке лицемерной их скорби по поводу страданий людей, огромных жертв, приносимых войне. «Калугин, князь Гальцин и какой-то полковник ходили под руки около павильона и говорили о вчерашнем деле… Лица и звук голосов их имели серьёзное, почти печальное выражение, как будто потери вчерашнего дела сильно трогали и огорчали каждого, но, сказать по правде, так как никто из них не потерял очень близкого человека… это выражение печали было выражение официальное, которое они только считали обязанностью выказывать. Напротив, Калугин и полковник были бы готовы каждый день видеть такое дело, с тем, чтобы только каждый раз получать золотую саблю и генерал — майора…». 13

В «Севастополе в мае» явно и сильно звучат антивоенные ноты. Толстой восхищается мужеством солдат и офицеров, обороняющих Севастополь, но он же с глубочайшей горечью пишет о кровавой вражде людей, о бесчисленных жертвах войны. Противопоставляя подлинный героизм мнимому геройству, Толстой даёт нам понять, что истинный героизм — это героизм народных масс, простых солдат, проливающих на поле брани «честную, невинную кровь». Таково решение проблемы массового героизма сквозь призму истинного и ложного начала в рассказе Толстого «Севастополь в мае».

13 Толстой Л.Н. «Повести и рассказы».    М., Художественная  литература,    1986 г.

с. 57.

Глава III

Проблема индивидуального и массового героизма в рассказе

Л.Н. Толстого «Севастополь в августе».

Развенчание ложной военной романтики, воссоздание трезвой правды о войне составляет содержание рассказа «Севастополь в августе 1855 г.». В центре рассказа — две индивидуальности. Это образ двух братьев, офицеров Козельцовых. Младший из них — Володя Козельцов, стремящийся сразу же после окончания кадетского корпуса попасть в Севастополь, преисполнен романтических представлений о жизни, он «с эстетическим наслаждением и героическим чувством самодовольства» воспринимает своё предстоящее участие в военных событиях. Старший брат — Михаил Козельцов — прошёл суровую военную школу: раненный в Севастополе, он многое видел, много испытал и свободен от иллюзий.

Юного романтика Володю Козельцова Толстой последовательно проводит через разные ступени будней войны. С мечтами о невиданных личных подвигах, мечтали в духе дешёвых батальных повествований, Володя Козельцов приближается к Севастополю. Но уже в ближнем тылу, на подступах к фронту молодой офицер замечает, что реальная действительность далека от того, о чём он думал, что надеялся увидеть.

Глубокое впечатление производят на Володю Козельцова первые часы его пребывания на передовой линии огня. В трудной борьбе с самим собой Володя Козельцов постепенно начинает приобретать самообладание и мужество.

Володе Козельцову не удалось совершить тех подвигов, о которых он мечтал. Боевая схватка, в которой он погибает, ничем не напоминала картин войны, рисовавшихся его воображению прежде. Володя Козельцов — обыкновенный молодой русский офицер. Сколько трагических судеб молодых офицеров погубила война! Толстой даёт нам понять, что гибель одного человека, гибель надежд, незавершённых поисков мужества — всё

это влилось одной струёй в неудержимый поток народного мужества, массового героизма, самопожертвования.

Если Володя Козельцов «спускается» с романтических высот к Суворовым будням, то старший брат его Михаил становится выше повседневного, проявляя высокую моральную силу, силу стойкости и героизма.

Находясь в строю после ранения, когда раздаётся боевая тревога и начинается вражеский штурм бастиона, Козельцов не только вовремя появляется на своём боевом посту, но и показывает пример мужества. Преодолевая растерянность, смятение, он увлекает за собой солдат и добивается успеха, который однако, не мог изменить общего развития событий. Смертельно раненный, Козельцов думает о том, что «он хорошо исполнил свой долг».

Так тема преодоления иллюзий сплетается в рассказе с темой мужества, развенчание ложной романтики — с показом подлинного героизма, а индивидуальный героизм Михаила Козельцова не отделим от «общего дела».

Индивидуальный героизм в «Севастопольских рассказах», в частности в рассказе «Севастополь в августе», никак нельзя отделить от массового. Массовый героизм складывается из индивидуальных проявлений стойкости и мужества.

Заключение

Рассмотрение проблемы массового героизма в «Севастопольских рассказах» дано в её едином и вертикальном срезе.14 Показаны персонажи, представляющие «низы» и «верхи». В «Севастопольских рассказах» нами были рассмотрены проблемы индивидуального и массового, истинного и ложного героизма.

Сам Толстой глубоко осуждал войну, хотя и восторгался героическим духом русских войск. Писатель передал всю боль и страдание народа — героя, передал открыто и чётко.

Литературовед В. Днепров в статье «Изобразительная сила толстовской прозы» отмечал: «Один из важных элементов толстовской изобразительности, — особая, присущая его искусству форма целостности, структура целостности».15

Нужно сказать, что массовый героизм в показе Толстого носит целостный характер: здесь рядовой и его подвиг не отделимы от подвигов офицеров, истинно героическое находит место рядом с фальшивым, ложным героизмом.

Массовый героизм у Толстого определяло и так называемое «военное вдохновение», «восторг» боя. В.Б. Шкловский по этому поводу пишет: «Если взять у Толстого ощущение военного вдохновения, то это состояние, когда люди думают, что именно сейчас надо выступить, ударить на врага и он побежит».16 Таковы многие герои «Севастопольских рассказов».

В «Севастопольских рассказах» концепция массового героизма глубока, как и концепция самой войны. Т.Л. Мотылёва пишет: «Война

14        Купреянова В.Н. «Эстетика Л.Н. Толстого». М. — Л., Наука, 1966 г. — с. 300.

15        «В мире Толстого». Сборник статей. М., Советский писатель, 1978 г.

16        Шкловский В.Б. «Художественная проза. Размышления и разборы». М., Советский
писатель, 1959 г. — с. 453.

сама по себе бесчеловечная и ужасна. Художник не хочет скрывать своего трагического недоумения по поводу того, что «христиане», исповедующие один великий закон любви и самоотвержения», убивают друг друга. Но война в защиту родной страны, на которую напал неприятель, как бы то ни было, есть дело необходимое и благородное». 17

Толстой в «Севастопольских рассказах» стремился разобраться в природе воинского героизма. Иной раз Толстой, развенчивая официально-шаблонные или наивно-романтические представления о воинском героизме, нарочно, полемически акцентирует предрасположенность своих персонажей не только к добрым, но и к дурным поступкам. А в то же время и такого склада люди могут в определённых условиях стать участниками великих дел, приобщиться к коллективному подвигу народа -воина.

«Севастопольские рассказы» подсказали проницательному русскому читателю-современнику Толстого, что такое настоящий массовый героизм сражающегося народа.

17 «История всемирной литературы». Т. 7. М, Наука, 1991 г., с. 133.

 Список используемой литературы

  1. «В мире Толстого». Сборник статей. М., Советский писатель, 1978 г.
  2. Гусев Н.Н. «Лев Николаевич Толстой». М., 1954 г.
  3. «История всемирной литературы», Т. 7. М., Наука, 1991 г.
  4. Купреянова В.Н. «Эстетика Л.Н. Толстого». М. — Л., Наука, 1966 г.
  5. Ломунов К.Н. «Жизнь Льва Толстого». М., Художественная литература, 1981 г.
  6. Ломунов К.Н. «Толстой — рассказчик и повествователь», — из книги — Толстой Л.Н. «Повести и рассказы», М., Художественная литература, 1986 г.
  7. Толстой Л.Н. «Повести и рассказы». М., Художественная литература, 1986 г.
  8. Храпченко М.Б. «Лев Толстой как художник». М., Художественная литература, 1978 г.
  9. Шкловский В.Б. «Художественная проза. Размышления и разборы». М., Советский писатель, 1959 г.

  • Какими повествовательными приемами в рассказе постоянно нагнетается напряжение морские сигналы
  • Какими персонажами были наделены сказки гоголя
  • Какими ориентирами пользовался митраша из рассказа кладовая солнца
  • Какими нибудь как пишется
  • Какими мы должны быть чтобы меньше было в мире обид сочинение