Какими слотами представлен фрейм семья в рассказе и бабеля письмо

  • Сочинения
  • Литература
  • Разное

Анализ рассказа Бабеля Письмо

Исаак Бабель обладает потрясающей манерой письма, он не рассказывает о герое, а показывает его через, казалось бы, обычные эпизоды из жизни. Так раскрывается герой рассказа «Письмо», Василий Курдюков.

Рассказ почти полностью состоит из «переданного дословно» фронтового письма подростка, обращенного к «любезной маме». В словах мальчика причудливо переплетается наивность, уважение к матери, жестокость и равнодушие. Видно, что он привязан к матери и их хозяйству. Полные заботы строки о коне Степе это доказывают: «Засекается он еще или перестал, а также насчет чесотки в передних ногах, подковали его или нет». Но детские вопросы о судьбе коня и рассказы о жизни местных крестьян жестко прерываются описанием ужасной судьбы брата Фёдора Тимофеича Курдюкова. Василий обстоятельно и подробно без эмоций описывает как «папаша Федю резали». Поражает, что рассказывает мальчик об этой трагедии лишь «во вторых строках письма». Для него важнее его благополучие сейчас, состояние коня и, соответственно, хозяйства в будущем.

Далее он рассказывает, как сам попал в руки отца и принял от него страданий «как спаситель Иисус Христос». Интересно это наивное сравнение, оно показывает, что свою боль мальчик ставит куда выше страданий кого-либо ещё. Автор не дает оценок действиям героев, но внимательный читатель непременно задумается над словами отца Василия, обещающего за правду извести своё семя. Справедлива ли революция, толкающая на убийство своих родных?

Понимает ли Вася Курдюков весь ужас происходящего, описывая чуть позже, как его брат собирается убить отца? Едва ли. В этих строках слышится даже некое сожаление о том, что он не может описать матери «как кончали папашу», потому что брат отослал его со двора. Добивает его радость по поводу полученных Степаном за расправу благ: «двух коней, справную одежду, телегу для барахла и отдельно орден Красного Знамени». Здесь снова четко прослеживается беспокойство подростка прежде всего о материальном благополучии.

Примечательно, что мальчик Курдюков верит в Бога, что четко прослеживается в тексте письма: «благодаря господа», «бог вас не оставит», «как спаситель Иисус Христос». Однако одновременно он восхищается братом-убийцей, который, если какой сосед мать «начнёт забижать», вполне сможет зарезать его. По этой мысли можно отследить, как сильно искажены у мальчика нормы морали.

Чему учит рассказ «Письмо»? Гуманности, любви к родным, какие бы разногласия не раздирали семью. Расколотая фотокарточка, которую показывает Василий Курдюков иллюстрирует, как размолола, расколола эту крестьянскую семью революция. Бабель кричит о том, что родные люди не должны быть друг для друга мучителями.

Анализ рассказа Бабеля Письмо

Анализ рассказа Бабеля Письмо

Несколько интересных тем

  • Василиса Премудрая в сказке Царевна лягушка

    Ни для кого не секрет, что все дети любят сказки. Одна из самых интересных, таинственных, волшебных сказок, это сказка о Царевне-лягушке. Сюжет сказки очень поучительный и интересный.

  • Поленов

    Художник Василий Дмитриевич Поленов в истории русской пейзажной живописи сыграл одну из важнейших ролей. В его творчестве сложно акцентировать внимание на что-то одно, определяющее суть поленовского искусства

  • Лесные дали

    Красива и удивительна природа России. Есть на ее территории не только березовые рощи, но и красавица тайга. Вот как раз уральская тайга и изображена на картине художника И.И. Шишкина «Лесные дали».

  • В голубом просторе

    В советском искусстве был известный художник Аркадий Александрович Рылов. Парень проходил обучение у известного мастера Куинджи. Основной темой его полотен был пейзаж.

  • Анализ произведения Мещанин во дворянстве Мольера

    В истории создания комедии «Мещанин во дворянстве» не малую роль играет Людовик XIV. В 1669 году королю Франции предстояло принять турецких послов. Он хотел, чтобы послы были удивлены

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ рассказа Письмо Бабеля

Анализ рассказа Письмо Бабеля

Задаваясь вопросом о том, как повлияла революция на разум человека, в памяти всплывает творчество писателей, которые нередко находились по разные стороны в этой ситуации.

Одним из таких авторов произведений и является Исаак Бабель.

Его отличительной чертой является не только манера написания, но и взгляд на мир. Бабель в своих рассказах говорит о людях не поверхностно, а раскрывая их изнутри, показывая человеческую натуру в подробностях и деталях.

Одним из таких героев и стал мальчик Василий Курдюков в новелле «Письмо», написанной в конце 20 -начале 30 гг. 20 века.В основе содержания лежит письмо, которое продиктовал юный парень работающему в Политотделе 1-ой конной армии.

Это непростое, тяжелое письмо, в котором полностью оголяется драма семьи Курдюковых и показан характер мальчишки. Он совсем еще юный, но ему присущи очень противоречивые черты характера: с одной стороны это привязанность к родным людям и забота о хозяйстве, но с другой стороны жестокое равнодушие к отцу, которого до смерти забил родной сын.

По отношению к матери Василий уважителен. В письмах к ней он проявляет заботу, старается ее успокоить, ведь у женщины на войне супруг и дети, оказавшиеся на противоположных фронтах. Мальчишка ей сообщает, что он попал на службу в отдел к куму Никону Васильевичу и занимается тем, что доставляет прессу и книги по позициям. Также в письме он обращается к ней с просьбой выслать ему посылку с продуктами. И интересуется конем Степаном, уточняя, не забывают ли за ним ухаживать и все ли необходимое для него делают.

Но сам автор не в восторге от происходящего, так как в письме сообщение о смерти отца и брата Василий пишет, как что-то второстепенное, не столь важное, на первом месте у него другие проблемы конь и провизия. Такой склад письма говорит об отношении Василия к отцу, вернее его полном отсутствии.

А произошла там действительно жестокая, немыслимая ситуация, ведь сначала отец зарезал сына Федора за то, что тот воевал на стороне красных, Василию тогда удалось сбежать и спастись, а потом брат Семен отомстил отцу за Федю, убив его. Момент убийства Василий не видел, о чем сожалеет и считает Семена героем.

Автор не выражает собственное мнение о произошедшей ситуации, как бы оставляя это на суд читателя. И как следствие, возникает вполне логичный вопрос: действительно ли революция стоит того, чтоб брат шел на брата, а сын на отца?

Бабелю в произведении присущи точность и лаконичность. В главном персонаже Василии он сочетает несовместимые, казалось бы на первый взгляд, черты характера. Его манера повествования построена так, что в словах героя переданы не только мысли, но и характер, а также интересующие его темы и склонности.

Основной мыслью новеллы является желание донести до читателя воздействие войны на человека, на его ценности и глубоко раскрыть тему взаимоотношений в семье.

Анализ рассказа Письмо Бабеля

Анализ рассказа Письмо Бабеля

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Моя старшая сестра

    В нашей семье двое детей: я и моя сестра. Она старше меня на два года. Мы с ней очень близки, несмотря на то, что у нас разный характер и интересы.

  • Сочинение Отношение автора к Чичикову

    Чичиков Павел Иванович является одним из самых противоречивых персонажей русской литературы. С одной стороны, он предстаёт перед читателями, как человек новой эпохи. В то же время, с иной

  • Образ и характеристика Веры Алмазовой в рассказе Куст сирени Куприна

    Одним из основных персонажей произведения является Вера Алмазова, представленная писателем в образе супруги главного героя рассказа небогатого офицера Николая Алмазова.

  • Сочинение Нравственные уроки Лидии Михайловны 6 класс

    Главный герой автобиографического произведения «Уроки французского», Валентин Григорьевич Распутин в возрасте пятиклассника, посещает Лидию Михайловну, учителя, преподающего в его школе французский язык

  • Анализ повести Железникова Чучело

    Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.

Славу Первой Конной армии создали два человека: полководец Семён Будённый и писатель (он же очевидец и непосредственный участник описываемых событий) Исаак Бабель. Будённому «Конармия» не понравилась: произведение нарушало привычные ему каноны героико-эпического повествования (хотя к тому времени давно уже существовали, скажем, «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого), о чём он открыто высказался в статье, посвящённой «бабизму Бабеля». Отповедь маршалу дал Горький, заявив, что героики у Бабеля вполне достаточно, и своим приговором внёс «Конармию» в анналы нарождающейся советской литературы.

«Письмо» – третья по счёту новелла, входящая в состав этого цикла. Внутри рамочной композиции расположено адресованное матери письмо мальчика, затесавшегося в ряды конноармейцев. Стилизованная речь ребёнка, который желает соблюсти законы «взрослого» эпистолярного жанра (этикетное начало, уведомление о собственном благополучии, «перечисление родственников, крёстных, кумовьёв», опущенное самим автором-рассказчиком, разбивка письма на пункты и т.д.), но время от времени сбивается на более свойственную своему возрасту искренность и простоту интонации, – не такая уж редкость в русской литературе: достаточно вспомнить письмо чеховского Ваньки Жукова «на деревню дедушке».

В обоих случаях маленький мальчик вынужден быть свидетелем жестокости окружающего мира, но есть как минимум две важных особенности, выделяющие бабелевское «Письмо».

Во-первых, несопоставимы масштабы того, что выпало на долю двух героев, Ваньки Жукова и Васи Курдюкова: попадание в затхлую и неприютную среду с целью профессиональной подготовки в одном случае и участие в военных событиях, принимающих поистине мифологический размах, – в другом.

Во-вторых, бабелевский Курдюков – лицо не только пассивно наблюдающее, но и активно причастное происходящему («… мы… треплем шляхту почём зря…»). Он не рвётся с чужбины домой, как его литературный предшественник, а, напротив, доволен выпавшей ему участью.

В содержательной («неэтикетной») части письма выделяются три чередующихся тематических компонента:

  • объективно-нейтральное описание перемещений по линии фронта, сопровождаемое «политически грамотными» разъяснениями;
  • обращённые к матери просьбы, в том числе попечительство об оставшемся дома коне;
  • рассказ о взаимном истреблении членов семьи Курдюковых. Именно последний сюжетный узел является композиционным центром новеллы в целом.

Для того, чтобы понять смысл этого эпизода, нужно учитывать два фактора. Прежде всего, его отношение к реалиям Гражданской войны, когда рушились вековые этические устои и социальные институты, а на смену им пришли интересы двух враждующих сил – «красных» и «белых», и каждый должен был занять ту или иную сторону.

Крайней формой общественного раскола стал раскол семьи, когда «сын пошёл на отца, а брат на брата». В рассказе воспроизведена именно такая ситуация, поражающая нас своей чудовищностью. Но, кроме этого, за историей семьи Курдюковых скрывается вполне определённый литературно-мифологический пласт. Начиная с обработанного древнегреческим драматургом Софоклом мифа об Эдипе, тема отцеубийства становится одним из наиболее острых литературных мотивов. В рассказе Бабеля она сочетается и с другим, не менее жутким мотивом, – мотивом сыноубийства. Нельзя не увидеть здесь отсылку к истории Андрия и Тараса из хрестоматийно известной повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Помимо общего тематического сходства мотивов, на связь двух произведений указывают некоторые текстуальные совпадения:

а) дважды упомянутую Василием «подлую шляхту» (шляхтой в польско-литовских землях называли помещиков – светских феодалов) можно рассматривать как аллюзию на гоголевских «ляхов» – поляков, главных врагов православной веры;

б) то, что Фёдор, зверски убитый собственным отцом, «лежит без креста», отсылает нас к тому месту из главы IX «Тараса Бульбы», где Тарас отказывается захоронить Андрия (« – Погребут его и без нас! – сказал Тарас, – будут у него плакальщицы и утешницы!»);

в) неприязнь к евреям – характерная черта как запорожцев, так и юного автора письма («…повсюду измена и полно жидов, как при старом режиме»);

г) и Тарас, и старший Курдюков изменяют внешность, причём оба с этой целью перекрашиваются (у Гоголя: «В минуту оделся он: вычернил усы, брови, надел на темя маленькую тёмную шапочку, – и никто бы из самых близких к нему казаков не мог узнать его»; у Бабеля: «…[папаша] нахально покрасил себе бороду с рыжей на вороную и находился в городе Майкопе, в вольной одёже, так что никто из жителей не знали, что он есть самый что ни на есть стражник при старом режиме»); и др.

На фоне этих сходств очевиднее становятся различия в трактовке образа сыноубийцы у двух авторов: Тарасом Бульбой и Тимофеем Курдюковым движут совершенно разные мотивы. Оба они военачальники («…папаша был в то время у Деникина за командира роты»), сыновья обоих оказываются в противоположном лагере, но Тарас – герой, носитель определённого нравственного идеала, убийство Андрия для него – результат тяжёлого морального выбора; Тимофей же – человек, утративший нравственное ядро, попросту забывший о ценностях не сиюминутных, а вечных (посмотрите, как снижается чеканная формула Тараса «Я тебя породил, я тебя и убью» у Бабеля: «…я вашу матку брюхатил и буду брюхатить, моя жизнь погибшая, изведу я за правду своё семя…»).

Вполне вероятно, что Бабель сознательно снизил образ гоголевского героя: таким образом он полемизировал с мэтром русской литературы, полагая, что некоторым поступкам нет оправдания, какими бы высокими помыслами они ни были вдохновлены.

Это предположение подтверждается ещё одной межтекстовой перекличкой, а именно сценой поимки и последующего убийства Тимофея Курдюкова, которой у Гоголя соответствует казнь Бульбы. В этой перспективе формальное сходство мотива перемены внешности получает прямо противоположное функционально-смысловое наполнение: Тарас перекрашивается, чтобы, попав в стан врага, спасти второго сына – Остапа, и, узнав о его смерти, мстит за него врагам; Тимофей же таким образом пытается скрыться от Семёна – сына-мстителя.

Героическая гибель Тараса на костре и его патетическая речь жестоко пародируется в лишённой всякого просветления смерти Тимофея от руки собственного сына:

«А думали вы, папаша, что и вам худо будет?
Нет, – сказал папаша, – не думал я, что мне худо будет».

Зло возвращается к тому, кто его совершил, и, более того, оно порождает новое зло, не менее страшное. Совершенно очевидно, что автор-рассказчик не симпатизирует ни той, ни другой стороне. Вот как он описывает увиденных им на фотографии сыновей Тимофея: «А у стены… высились два парня – чудовищно огромные, тупые, широколицые, лупоглазые, застывшие, как на ученье, два брата Курдюковых – Фёдор и Семён».

Этим чертам соответствуют «бесцветные и бессмысленные» глаза их отца. Несмотря на то, что отец и его сыновья оказались политическими врагами, сходства между ними более существенны, чем отличия. «Нет белых и красных, есть добро и зло»: так, сильно упрощая авторскую мысль, можно сформулировать основную идею новеллы.

«Утробная речь простонародья» передана писателем с поражающей силой и «варварской простотой». Не менее существенно, что в прямом авторском слове отсутствует нравственная оценка описанных событий; на неё намекают только эпитеты вроде «бессмысленные глаза», «тупые, лупоглазые, застывшие…два брата Курдюковых».

Тема гражданской войны в творчестве И.Э. Бабеля.
Рассказ «Письмо”

Цели урока:

*Расширить представление учащихся о литературе 20-х годов; помочь
осмыслить идейно – художественную позицию И.Э. Бабеля в освещении гражданской
войны;

*Развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, поступки, речь
персонажей;

*Воспитывать умение отстаивать свою точку зрение, толерантное отношение
к мнению собеседника.

Оборудование: портрет И.Э. Бабеля, музыкальные фрагменты (Я.
Френкель «Погоня» и А. Александров «Там, дали, за рекой»).

                                 Ход урока:

I.                 
Организационный
момент. Постановка целей.

Знакомство с творчеством И.Э. Бабеля даёт
возможность представить гражданскую войну не только как «победно –
романтическое триумфальное шествие советской власти», но и заставляет нас
переосмыслить некоторые события, задуматься над многими проблемами
и сегодняшнего дня.

II.              
Творческое
задание:

Сегодня на уроке мы будем говорить о гражданской
войне. Тема  эта нашла своё отражение не только в художественной литературе, но
и в музыке. Послушайте 2 музыкальных фрагмента (Я. Френкель «Погоня» и А.
Александров «Там, вдали, за рекой»). В конце урока вы выберете то, которое, на
ваш взгляд, наиболее точно подошло бы к этому произведению, отразило
настроение.

   III.      Реализация индивидуального домашнего
задания.

             — Сообщение о    литературной и человеческой судьбе
И.Э. Бабеля

   IV.      Слово учителя.

                «Я не умею выдумывать. Я должен знать всё до
последней прожилки, иначе ничего я не смогу написать. На моём щите вырезан
девиз: «Подлинность»»! Эти слова принадлежат И.Э. Бабелю – автору «Конармии».
Некоторые литературоведы считают, что «Конармия» – это роман в новеллах.

Новелла — рассказ с необычным и строгим сюжетом, с ясной
композицией, отличающимся особым драматизмом сюжета.

— Обратите внимание на последнюю фразу. Итак, рассказ «Письмо». Мы
будем анализировать его «вслед за автором».

    1.Бабель переписывает для нас, читателей, письмо мальчика – бойца,
так как оно «не заслуживает забвения». Почему? (Очевидно, Бабель считает это
письмо чем-то важным, достойным самого серьёзного и вдумчивого прочтения).

    2.Мальчик Курдюков очень внимательный и заботливый сын, любящий
свою мать. Вы согласны с этим? Обоснуйте своё мнение.

    3.Гражданская война развела по враждующим лагерям членов одной
семьи. В одном лагере — отец, в другом – братья: Василий, Фёдор, Семён, кум
(крёстный отец!) Никон Васильевич. За что, почему отец убивает Фёдора, причём
делает это изощрённо?

      4.Обратите внимание: кто обнаруживает отца в Майкопе и сообщает
об этом Семёну? (Согласно православным традициям, крёстные обязаны взять на
себя заботу о крестниках, если те лишились родителей).

      5.Сын убивает отца, отомстив, таким образом, за смерть своего брата.
В этом заключается трагедия братоубийства, такая страшная в своей
неправедности. Сам Василий Курдюков постоянно поминает Бога.

      -Он богобоязненный человек?

      -Сколько и какие библейские заповеди нарушаются в этом рассказе?
(Возлюби ближнего своего, почитай отца своего и мать, не убий.)

      6.Обратим внимание на деталь: сломанная семейная фотография. О
чём это говорит? (Изломанная фотография – изломанная войной семья. Нарушена
внутренняя целостность изображённого на фотографии, и это символ времени.)

      7.Ещё одна деталь: на фотографии изображён Тимофей Курдюков, отец
семейства, «со сверкающим взглядом бесцветных и бессмысленных глаз».    А
сыновья на фотографии – «чудовищно огромные, тупые, лупоглазые»

Как известно, глаза – зеркало души. Прокомментируйте.

     8.Вернёмся к началу урока. Так почему же письмо Василия Курдюкова
«не заслуживает забвения»? (Нельзя забывать историю, ибо она может
повториться.
)

Вывод: Человек и война несовместимы. И Бабель отвергает гражданскую войну,
как самое страшное зло, совершаемое человеком.

V.   Реализация творческого задания.

     — Итак, какая музыкальная тема подходит к данному рассказу? Ответ
мотивируйте.

 (Музыка Я. Френкеля стремительная, бесшабашная, азартная. Она
передаёт бешеный темп того времени. Главное-действие, нет времени остановиться
и задуматься.

 Музыка А.Александрова лиричная, грустная, как и сам
рассказ. Хочется остановиться, поразмышлять.  К чему исподволь и подводит автор
произведения.)

VI.Домашнее задание:

-Изобразить в цвете рассказ «Письмо», приготовить
защиту своей работы.

штудии

Лариса ТОРОПЧИНА,

школа № 172

“ПИСЬМО” ИЗ ПРОШЛОГО — ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ НАСТОЯЩЕМУ?

Анализ рассказа И.Бабеля «Письмо»

Размышляя о влиянии революции на душу и сознание человека, мы обращаемся
к творчеству писателей, стоящих на разных, порой резко противоположных
друг другу позициях: от И.Бунина до В.Маяковского. Исаак Бабель занимает
среди них своё, особое, место.

От других авторов его отличает не только своеобразная писательская манера,
но именно Бабелю свойственное восприятие мира. Воспитанный на литературе
французских гуманистов, писатель стремится не рассказывать о человеке,
а п о к а з ы в а т ь его, раскрывая перед читателем отдельные страницы
жизни своих героев, обнажающих их сущность. Среди таких персонажей “мальчик
Курдюков” из новеллы «Письмо» («Конармия»).

Содержание рассказа почти целиком составляет письмо, продиктованное
Лютову, работнику Политотдела Первой конной армии, подростком Василием
Курдюковым и переданное читателю “дословно, в согласии с истиной”.

Перед нами наивное и одновременно жестокое послание сына к матери, раскрывающее
как семейную трагедию Курдюковых, так и характер мальчика, ещё почти ребёнка,
причудливо сочетающего в себе привязанность к близким, по-крестьянски основательную
заботу об оставленном хозяйстве и равнодушно-безжалостное отношение к отцу,
замученному до смерти собственными сыновьями.

Василий Курдюков, кстати, человек верующий и неоднократно упоминающий
в письме Бога, пишет матери с уважением, называя её “любезной мамой”, “нижайше
кланяясь от бела лица до сырой земли” и желая ей, “родственникам, крёстным
и кумовьям” здоровья и благополучия. Спеша успокоить женщину, чьи дети
и муж оказались на фронте, причём, как говорится, по разные стороны баррикад,
подросток уведомляет, что “красный герой… кум Никон Васильич” взял его
к себе, в экспедицию Политотдела, для того, чтобы развозить на позиции
“литературу и газеты”, и что живёт он “при Никон Васильиче очень великолепно”.
Но тут же у него по-детски непосредственно вырывается просьба: “Пришлите,
чего можете от вашей силы-возможности. Просю вас заколоть рябого кабанчика
и сделать мне посылку…” И уж почти как у чеховского Ваньки Жукова звучит:
“Каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и безо всякой одежды, так что дюже
холодно”.

А какой трогательной выглядит забота мальчика об оставленном дома коне,
беспокойство о том, не страдает ли его Стёпа чесоткой, подковали ли его,
обмывают ли передние ноги с мылом.

Однако автор, надо полагать, далёк от умиления, воспроизводя эту часть
письма своего героя, потому что следом за вопросами о хозяйстве и рассказом
о бедной жизни здешних мужиков, которые, по словам Василия, “со своими
конями хоронятся от… красных орлов по лесам” (вот она, свойственная Бабелю
манера п о к а з ы в а т ь жизнь такой, какая есть, и предоставлять читателю
возможность самому делать выводы), идёт описание гибели старшего брата
Фёдора и отца семейства Курдюковых. Рассказывает мальчик об этом подробно,
неспешно, с крестьянской обстоятельностью, “во вторых строках письма”.
Почему же во вторых, а не в первых? Видимо, забота о хлебе насущном (в
буквальном смысле этого слова) и о коне, так необходимом в будущем хозяйстве,
перевешивает родственные чувства к человеку, давшему Василию жизнь.

Достаточно подробно излагая, как “папаша порубали брата Фёдора Тимофеича
Курдюкова тому назад с год времени”, потому что сын воевал в “красной бригаде
товарища Павличенки”, а отец был “в тое время у Деникина за командира роты”,
мальчик не выражает своего отношения к злодейскому поступку родителя, а
только сообщает матери, что “папаша начали Федю резать… и резали до темноты,
пока брат Фёдор Тимофеич не кончился”.

Вероятно, собственные мучения, которые подросток, попавший в руки к
отцу вместе со старшим братом, “принимал… как спаситель Иисус Христос”,
пока не сумел сбежать и прибиться вновь к своей части, кажутся ему более
значительными. Не случайно он сравнивает их со страданиями Сына Божия,
забывая, однако, что сравнение неуместно: Всевышний послал на мучительную
гибель единственного Сына, чтобы тот искупил людские грехи, а “мальчик
Курдюков” испытывает на себе жестокость родителя только лишь потому, что
воюет на стороне “красных”. Ни мальчик, ни автор не дают оценки действиям
отца, грозящегося извести “за правду своё семя”, но, читая рассказ «Письмо»
и другие новеллы из цикла «Конармия» (например, «Смерть Долгушова», «Мой
первый гусь», «Прищепа»), мы так часто сталкиваемся с повседневной жестокостью,
с хладнокровным убийством не только врагов, но и своих же товарищей, с
кровавой местью за гибель близких, что невольно задаём себе вопрос: можно
ли назвать справедливой революцию, которая утверждает высокие идеи равенства,
свободы и братства, поощряя при этом насилие, братоубийство, кровопролитие.

Для подростка Курдюкова, пока не успевшего до конца очерстветь душой,
совершение медленного, изощрённого по жестокости убийства, которое проделывают
его отец Тимофей Родионыч и брат Семён Тимофеич, мстивший отцу за смерть
Фёдора, ещё невозможно. Брат, “кончая папашу”, даже усылает Василия со
двора, чтобы тот не видел гибели родителя.

Последнее обстоятельство, похоже, несколько огорчает мальчика, с сожалением
сообщающего матери о том, что описать, “как кончали папашу”, он не может,
так как “был усланный со двора”. И хотя сам герой рассказа “резать” пока
не готов, ему, несомненно, нравится “отчаянность” брата Семёна, с которой
тот рубит головы направо и налево. Нравится это качество красного бойца
и всему полку, желающему Семёна Тимофеича “иметь за командира”.

Более того, сам “товарищ Будённый” выделяет за это новому командиру
“двух коней, справную одежду, телегу для барахла и отдельно орден Красного
Знамени”, о чём Василий пишет с искренним восхищением, опять-таки — вот
она, хозяйственная жилка, — на первое место ставя материальные блага, полученные
братом.

Значительность брата-головореза в глазах подростка и в том, что если
какой-либо сосед мать “начнёт забижать, то Семён Тимофеич может его вполне
зарезать”. Вот так просто, без суда и следствия, без соблюдения “революционной
законности”, руководствуясь лишь собственными желаниями и стремлениями,
как это делает, например, герой новеллы «Прищепа», “молодой кубанец, неутомимый
хам, будущий барахольщик”, который за разграбленное соседями имущество
его убитых “белыми” родителей ходит от одного соседа к другому, оставляя
“подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные помётом”,
и за которым “тянется следом кровавая печать его подошв”.

Заканчивая письмо, “мальчик Курдюков” вновь напоминает матери о том,
чтобы та “доглядала за Стёпкой”, суля ей за это Божью милость и оставаясь
“любезным сыном”. Когда Лютов, который сам ходит в бой с незаряженным пистолетом,
потому что никак не может вымолить “у судьбы простейшее из умений — уменье
убить человека” (новелла «После боя»), начинает расспрашивать подростка
о его родителях, тот протягивает ему сломанную семейную фотографию (и опять
читателю предоставляется возможность задуматься: сломана, изувечена, как
и фотография, судьба людей, их жизнь, — и не революция ли, разделившая
всех на “белых” и “красных”, тому причиной?), где поражают взгляд “тупые,
широкие, лупоглазые” физиономии “чудовищно огромных мужчин”, и только у
матери, “крохотной крестьянки”, “светлые и застенчивые черты лица”. Глядя
на этот кусочек картона, невольно задаёшь вопрос, который задал Лютову
один из героев рассказа «Смерть Долгушова»: “Зачем бабы трудаются? Зачем
сватанья, венчанья..?”, если даже близкие люди способны не просто убивать
друг друга, а ещё и получать при этом какое-то садистское наслаждение.

Может быть, и сегодня, читая рассказы Бабеля, нам следует задуматься
над горькой мудростью этого вопроса, вечного, как сама жизнь?

  • Какими словами подвести итог в сочинении
  • Какими словами начинаются сказки у страха глаза велики петушок и бобовое зернышко
  • Какими словами начинается сказка морской царь и василиса премудрая
  • Какими словами начинаются русские народные сказки
  • Какими словами начинается сказка аленький цветочек аксакова