Какими я увидел жителей архангельской деревушки из сказки морожены песни ответ на вопрос

Обновлено: 09.01.2023

Торгуют в архангельской земле не только лесом, но и песнями. А научились их продавать благодаря крепким северным морозам, на которых замерзает даже вылетевшее слово.

Доступность в электронном виде:

Тиань, 10 сентября 2013 г.

Очень симпатичная сказочка. О том, как предприимчивые северяне наладились замораживать песни и продавать их. Песни замечательные у северян. Спрос на них огромный. А изготавливать такие мороженные музыкальные консервы можно между делом, занимаясь чем-нибудь другим по-хозяйству. Так что сплошная выгода и прибыль.

И ведь что интересно. Музыкальная консерва одноразовая получается. Разморозили песню, один раз прослушали — и все, растаяла. Хочешь еще раз послушать, новую консерву покупай. Мечта адептов авторского права. Если технология изготовления мороженых текстов когда-нибудь будет отработана, все наши писатели перейдут с бумаги на аудиокниги.

Еще для ругательств замороженные слова очень удобны. Наругался, наморозил, закинул обидчикам — и сбег. Когда еще они разморозят подарочек. От ответного всегда есть шанс уклониться, ведь сам ледышки наругивал, так что знаешь, когда и от кого встречного подношения ждать можно. И впрок наругать можно, опять же. Для кумушек раздолье просто. И пользуются они этой возможностью на полную катушку. Есть повод — пошли, наругали льдышек. Нет повода — наругали на всякий случай, про запас.

Детишкам хорошо, опять же. Они с замороженными ласковыми словами играются. И повредить не бояться. Ведь мамы новых наговорят быстро и в любое время. Лепота.

И людям разумным хорошо. Закинули тебе в избу мороженное ругательство, а ты его за дверь выкинул. И никакой ссоры в доме нет.

Очень мне понравился мир, где есть такие чудесные музыкально-разговорные консервы. С какой стороны не глянь, а польза от них велика есть. Жизнь такой девайс очень украшает, упрощает и разнообразит. И доходно, к тому же.

Единственное, что не понравилось — это стилизация текста под деревенскую речь. Сильно режет слух. И, как мне кажется, неправильная она. Не так говорят в северной глубинке. Если бы не это лингвистическое извращение, сказка заслуживала бы самой высокой оценки. А так, средненько. Хотя и улыбающе, то есть хорошо.

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по сказке С.Г.Писахова «Морожены песни».

Вложение Размер
zdes_russkiy_dukh.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Продолжить знакомить 5-классников с авторской сказкой, прикоснуться к удивительному творческому миру С.Г.Писахова.
  2. Формирование понятия о традициях устного народного творчества в литературе.
  3. Воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку, формирование понимания: язык – наше богатство, если мы хорошо владеем им.
  4. Определение идеи произведения с целью воспитания бережного отношения к культуре нашей страны.
  5. Формирование умений исследования материала урока для создания письменных работ.

Слово учителя о С.Г.Писахове. Чтение статьи о писателе, помещенной в учебнике.

К какому жанру относится прочитанное вами произведение?

Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?

Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.

Чем же известен этот сказочный край?

Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.

Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах?

Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.

Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?

Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.

Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.

Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?

В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.

Чему удивился заморский купец?

Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.

Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение которых заезжему гостю было не по силам.

Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?

Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.

Работа с текстом

Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?

С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились в Иванов, не помнящих своего родства.

Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?

Цель: презентация творчества веселого сказочника С.Г.Писахова; расширение читательского кругозора учащихся.

Форма урока: презентация творчества писателя

Оборудование: тесты сказок С.Г.Писахова; мультимедийная презентация.

Учитель. Прослушайте текст и определите жанр данного произведения.

– Почему вы решили, что это сказка? (Ответы детей.)

– Это произведение принадлежит Степану Григорьевичу Писахову, а он действительно назвал его сказкой.

Кто читал другие сказки этого писателя? (Ответы детей.)

Для нашего серного края Писахов является тем же, чем Бажов для Урала. В ШКАТУЛКЕ Писахова, хоть она и не малахитовая, тоже хранятся драгоценные клады – легенды и сказки поморского Севера. (Слайд 3)

Урок сегодня я бы хотела провести в форме презентации творчества этого интересного писателя-сказочника, нашего земляка, северянина. (Слайд 4).

Родился С.Г.Писахов в Архангельске 25.10.1879 г. На Поморской улице, в доме, который принадлежал его отцу, ювелирных дел мастеру, а через 80 лет в этом же доме и умер. (Слайд 5)

Писахов любил повторять, что всю жизнь он прожил в той же комнате, где родился, в ней же намерен и помереть. Так оно и случилось.

И тогда Писахов отправляется путешествовать. Греция, Италия, Франция, Ближний Восток – далеко не полный перечень стран, в которых он побывал.

Именно там, на чужбине, в жарких солнечных странах, понял Писахов, что не может он жить без севера, тихого, скромного, но такого родного и уютного. И он возвращается домой. Он так истосковался по русской зиме, что едва переступив порог родного дома (а это было летом), тут же мчится на Мурман – искать уцелевший снег. А потом, как одержимый, рисует родные северные пейзажи.

Друзья, которым он как-то показал свои картины, пришли в восторг и устроили ему выставку сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве. Публика заговорила о таланте Писахова – художника, а критики даже назвали его певцом северной природы. (Слайды 6–8 с картинами Писахова).

Однако тяга к путешествиям звала художника в дорогу за новыми впечатлениями. Но душа не хотела расставаться с родным севером. И тогда Писахов отправляется путешествовать по северу. За несколько лет он исколесил всю Арктику: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Баренцево море, Карское море… Ну и конечно, северные реки: Печора, Пинега, Онега, Мезень. Всюду, где бывал, Писахов старательно изучал быт и культуру, традиции и обряды, легенды и сказки.

В середине ХХ века С.Г.Писахов был в Архангельске самым популярным человеком. Не было в этом городе жителя, который бы не знал писателя в лицо. (Слайд 9)

Сказки Писахова – уникальное явление русской северной культуры. В них всегда точно названо место действия – деревня Уйма. (Слайд 11) Главный герой его сказок – народ, поморы. А истории, которые происходили в поморской деревне Уйма, расположенной на берегу Белого моря, рассказывает местный житель балагур и весельчак Сеня Малина. (Слайд 12) У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все видел.

Похож писаховский сказитель на настоящего Сеню Малину? (Слайд 13)

Что из моего рассказа вы узнали о творчестве С.Г.Писахова? (Слайд 14)

(Создавал сказки о поморской жизни; главный герой – обычный крестьянин; попы и чиновники – отрицательные герои; сказитель – весельчак и балагур Сеня Малина)

Наша задача – познакомившись поближе со сказками этого удивительного сказочника, определить, в чем же их своеобразие и оригинальность, и чем они связаны с народными традициями.

Чем же похожа эта сказка Писахова на бытовую русскую народную? (Герои и идея сказки очень близки к народным)

Чем еще эта литературная сказка отличается от народной?

Вывод:
– Чем необычна сказка? (Языком и сюжетом.)
– Чем необычен язык? (Насыщен диалектизмами, усеченными словами, пословицами, поговорками, просторечиями и разговорной лексикой.)

– Итак, речь Сени Малины своеобразна и очаровательна. Она подчеркивает особенность сказки, ее самобытность. Этот художественный прием помогает автору создать оригинальное произведение. Писахов свои произведения назвал сказками, но сказки должны иметь традиционную сказочную композицию.

На чем строится сюжет в этой сказке? (На небылицах.)

Вывод: В чем своеобразие этой сказки? (Слайд 26)

Самостоятельно ознакомьтесь с их содержанием и сделайте вывод:

I вариант. В чем связь этих сказок Писахова с народными традициями.
II вариант. В чем своеобразие этих сказок Писахова.

О чем же пишет Писахов? Какие темы он затрагивает? К какому виду сказок вы бы отнесли его произведения? (Нельзя отнести ни к одному из имеющихся видов сказок. Сказки Писахова и бытовые, и волшебные, и сатирические, и о животных. И все это одновременно. В них есть всё, кроме нечистой силы.)

Можем ли мы, северяне, утверждать, что все, о чем говорит Сеня Малина неправда? Значит, это правда? (В них преувеличение, т. е. гипербола.)

Что же прославляют и воспевают сказки Писахова? (Север, его красоту, трудолюбие и смекалку северных людей, которые умудрились даже белых медведей обучить работать.)

Можем мы утверждать, что Север – это еще один главный герой всех произведений С.Г.Писахова?

Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно. Наверное, именно поэтому Сеня Малина так часто прибегает к словотворчеству, использует в своей речи многозначные слова и метафоры.

Писахов соединяет в речи Сени Малины народную, разговорную речь с литературной. У него получилось дополнительное средство художественной выразительности. Именно оно и придает сказкам Писахова ту яркость, необычность и очарование, которые и пленяют читателя.

Вывод. Своеобразие сказок Писахова. (Слайд 28)

  1. Сюжет оригинален, строится на небылицах;
  2. Отсутствует волшебство;
  3. Gоложительные герои – поморские крестьяне деревни Уйма;
  4. Отрицательные герои – попы и чиновники;
  5. Cказитель (Сеня Малина) врун и балагур; врет для веселости;
  6. Зачин и концовка, авторские, самобытные;
  7. В языке соединяется литературная речь (метафоры, сравнения) и разговорная, народная (диалектизмы, просторечия, пословицы, поговорки, усеченные формы слов);
  8. Применяет гиперболу и олицетворение.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Слово учителя о С.Г.Писахове. Презентация.

-К какому жанру относится прочитанное нами произведение?

-Вспомните, пожалуйста, особенности жанра. В чем отличие авторской сказки от народной?

-А чем наша сказка похожа на народную? Попробуем разобраться.

-Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?

Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.

-Чем же примечателен этот сказочный край?

Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.

-Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах? (Зачитать).

Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.

-Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?

Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.

-Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры. (Есть у кого- нибудь рисунки с этими словами?)

Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.

Чтение отрывка.

Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?

В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.

— Чем отличаются эти песни?

-Обратимся к вашим рисункам….

Подведем итог конкурса рисунков.

Только добрые слова рождают красивые снежинки, а колючие льдинки придают песне остроту.

Как мороженые песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?

Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.

Работа с текстом

Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?

С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились в Иванов, не помнящих своего родства.

Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?

Мы-то ведь тоже живем в России, давайте все вместе представим, как будет выглядеть русская детская песня о зиме……

Попробуем нарисовать… 2 команды, время 5 минут ,

Презентация детьми выполненной работы.

Ходил по улицам Архангельска в середине прошлого века маленький старичок с огромной головой, с лохматыми бровями и обвислыми усами, в старомодной шляпе, из-под которой свешивались длинные седые волосы, в руках — чёрная кошёлка и палка. Прохожие удивлённо оглядывались.И он тоже оглянется, бывало, да иногда еще и палкой погрозит.

25 октября 2014 года исполняется 135 лет со дня его рождения.

«И без художников люди проживут»?

Степан Писахов родился 25 октября 1879 года в Архангельске и прожил всю свою жизнь здесь, на Поморской улице. “Привязало же меня к Поморской улице этой”, — любил говорить он.

Мать писателя, Ирина Ивановна

А отец писателя, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии.

С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал сына.

Он написал около 300 картин и рисунков. Лучшие свои работы художник старался хранить в своей мастерской: Степан Писахов разговаривал с картинами, как с друзьями.

А охоту к перемене мест С.Г. Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Изучал быт и культуру Русского Севера, узнавал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.

Самые известные его картины: “Сосна, пережившая бури” , “Серебристый день” , “Берег Белого моря” , “Прибрежные сосны”, «Осень в Белом море».

С.Г. Писахов. Осень в Белом море

Картины художник называл необычно — “пейзажи души”. Каждый из них отражает определенное состояние: покой, одиночество, стойкое сопротивление, тихое упрямство.

“Красные цветы на Новой Земле” — картина-символ.

Это самая большая по размеру работа художника. Цветы на камнях — правда, удивительно? Красные цветы называются камнеломки. Для Писахова эти цветы стали символом сильного поморского характера, его стойкости.

С.Г. Писахов. Красные цветы на Новой Земле

Четверть века Степан Григорьевич Писахов работал в школе, где преподавал рисование.

Не любо — не слушай!

Писахов-художник менее известен, чем Писахов-сказочник.

Сеня Малина, крестьянин из архангельской деревни Уйма, — главный герой и рассказчик в сказках Писахова. Сеня Малина, судя по его рассказам, — человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и даже на кирпичном заводе работал, Москву и Питер видал, против французов и турок воевал, по морям путешествовал.

Имя героя сказок не выдумано. В деревне Уйма под Архангельском действительно жил веселый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина. Его заразительными бывальщинами и небывальщинами заслушивалась вся деревня.

Из рассказов Сени Малины мы узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, а детей у них “семеро на лавке, пять на печи”.

В сказках идёт разговор о делах житейских, будничных: об охоте, о рыбном промысле, как новую шубу себе сшить. Вот тут и начинаются сказки. Быль переплетается с небылью, обычные факты с удивительными вымыслами. Читатель, только успевай удивляться: выдумки — одна за другой! Кто бы мог подумать, что на Севере такие чудеса!

Сеня Малина — северный Мюнхгаузен. От его лица С.Г. Писахов врал самозабвенно. Первое правило: «в сказках не надо сдерживать себя — врать надо вовсю». Поэтому у него в сказках чего только не случается: на звёздном дожде варят пиво, за рыбой ходят, не выходя из бани, на самоваре на Луну летают.

Как рождаются сказки?

Сказочник Писахов не делал из этого секрета: «Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик. Я сказал: с 1879 года.

– Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?


Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ:

— Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-Р-Х-А-Н-Г-Е-Л-Ь-С-К..

Народ ютился вокруг столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались.

  • Словом перекидываться;
  • Утресь маменька меня будит, а я сплю – тороплюсь;
  • Кислых слов наговорила;
  • Выторапливались из всех сил;
  • Прискучила работа.

Слушай, замри – не дыши

С.Г. Писахов

Сколько чудес всевозможных!.
Брал эти сказки художник
В короб открытой души.

Ладил одно: пригодится
Людям их добрый привет.
Тихо листаю страницы,
С каждой страницы струится
Северных сполохов свет.

Волны сшибаются лбами,
Волны ведут хоровод
В море на собственной бане
Сеня Малина идет…

Сеня прослыл повсеместно
Дюже лихим трепачом!
Схватит в пригоршню бородку –
Байка за байкой течет.

Память

Он ушёл из жизни 3 мая 1960 года. Писатель похоронен на кладбище Свято-Ильинского кафедрального собора в Архангельске.

В начале 1970-х годов дом Писаховых снесли. Но в 2005 году, к юбилею писателя, в старинном здании на Поморской,10, мимо которого он часто ходил, открылся музей.

В музее Степана Писахова (до реконструкции). 2010 год

В экспозиции музея — живописные работы, личные вещи, документы и книги. Здесь восемь залов, которые отражают этапы жизни и творчества Степана Григорьевича.

Архангельский художник Сергей Сюхин давно уже иллюстрирует сказки С.Г. Писахова. В музее представлены его рисунки. Художник настолько увлечён творчеством северного сказочника, что сам пишет продолжение писаховских сказок и перемещает своих героев в современность.

Иллюстрация Сергея Сюхина к сказке «Архангельска богатейка»

Большой интерес вызывает выставка “Небывальщина в глине”. Автор работ — Людмила Никифоровна Морева, жительница деревни Уйма. Мастерица создала глиняные работы по сказкам С.Г. Писахова. Все герои легко узнаваемы.

Небывальщина в глине

В самой деревне Уйма в краеведческом музее 24 октября 2005 года открылась гостиная “У Сени Малины”, которая собрала на юбилей 25 родственников писаховского героя.

С. Сюхин признался, что о возможности пожать руку Степану Писахову мечтал ещё будучи студентом, а теперь поздороваться с северным сказочником может каждый желающий.

В одном из постов «ЧУМотеки» рассказывается грустная история, связанная с памятником: «Бронзовая скульптура Писахова как бы протягивает руку прохожим для приветствия. В авоське у Писахова — рыба, а на шляпе сказочника — чайка, прилетевшая на запах рыбы. Хотя чайки ЧУМработница так и не увидела: трижды ее срывали со шляпы Писахова и после очередной, третьей, кражи было принято решение чайку не восстанавливать».

Сейчас памятник выглядит так:

А что Степан Писахов нам сморозил,
Слагая сказочки на звёздном языке,
Останется небесно в русской прозе
Сиять, как праздник, на жестоком сквозняке,

Где гаснут откровенья поколений,
Слагающих цитатный пантеон,
Но свеж, как небо, нецитатный гений –
Степан Писахов, он – из ряда вон!

Читайте также:

      

  • Сочинение на благо родины
  •   

  • Сочинение на тему как я работаю на уроке математики
  •   

  • Что такое гармония сочинение в формате егэ
  •   

  • Сочинение если бы не было металлов
  •   

  • Тенденции русского языка сочинение

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 28.02.2019 04:10

.(По вопросам! 6 класс! по произведению расмус бродяга! 1.когда и в связи с чем расмус хотел сказать фрекен хёк: «я занимаюсь тем, что приобретаю защитную окраску»? 2.»теперь его счастье было таким полным, что он должен был с
кем-нибудь поделиться» чем было вызвано счастье расмуса? когда он его испытал? и ещё много 141 вопросов! если вы мне ,я напишу их в следующем сообщении!).

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 02.03.2019 07:20

Положительные и отрицательные герои в романе а. с. пушкина «дубровский».

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 05:10

Яучусь в техникуме — актт. напишите что-нибудь о нем.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 10:00

Нужно сочинение на тему»как люди жили на запорожской сечи»умоляю !

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 23:40

Сочинение на тему детство не большое

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 03:10

Написать монолог от лица двери не большой

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 06:00

Примеры неточно заданных вопросов и непродуманных ответов(с комическим эффектом) 2 примера ))

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 07:20

Короленко «парадокс»: почему отец позвал сыновей на представление? в чём суть урока, который преподнесла детям жизнь? как этот урок понимает писатель?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 06.03.2019 23:20

Напишите план рассказа по пунктам «о любви » а п чехов

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 07.03.2019 17:00

Что привлекло вас в рассказе «макар чудра»?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 15:20

Мой вопрос: покажите, как воспитание (или его отсутствие) повлияло на формирование личьности евгения онегина. только ли его воспитание стало причиной личьной драмы главного героя романа а. с.пушкина “евгений
онегин”? план i. вступление. евгения онегина- гл. герой романа пушкинаю ii. основная часть. 1) евгений онегин в деревне 2) знакомство с владимиром ленским и всем семейством лариных (татьяна, ольга). 3) разговор онегина и
ленского о девушках. рассказ о влюблённой татьяне (“пора пришла она влюбилась”). письмо татьяны к онегину. песня девушек и татьяна ждёт ответ. татьяна и онегин в самом конце встретились. iii. заключение.
доказательство того что воспитание евгения онегина навредило его жизни.

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 16:20

Почему «и грянул гром» рея гредбери- это фантастический рассказ? ?

Ответов: 4

Вопросы по другим предметам:

Категория

Русский язык, 29.07.2019 18:20

Категория

Литература, 29.07.2019 18:20

Категория

Математика, 29.07.2019 18:20

Категория

Русский язык, 29.07.2019 18:20

Категория

Математика, 29.07.2019 18:20

Категория

Окружающий мир, 29.07.2019 18:20

Категория

Литература, 29.07.2019 18:20

Категория

Категория

Русский язык, 29.07.2019 18:20

Категория

Алгебра, 29.07.2019 18:20

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Урок по сказке С. Г. Писахова «Морожены песни»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомить 5-классников с авторской сказкой, прикоснуться к удивительному творческому миру С.Г.Писахова.
  2. Формирование понятия о традициях устного народного творчества в литературе.
  3.  Воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку, формирование понимания: язык – наше богатство, если мы хорошо владеем им.
  4. Определение идеи произведения с целью воспитания бережного отношения к культуре нашей страны.
  5. Формирование умений исследования материала урока для создания письменных работ.

Ход урока

Слово учителя о С.Г.Писахове. Чтение статьи о писателе, помещенной в учебнике.

К какому жанру относится прочитанное вами произведение?

Вспомните, пожалуйста, композиционные особенности жанра. В чем отличие авторской сказки от народной? Докажите, что уже зачин сближает авторскую сказку «Морожены песни» с народной.

В произведении «Морожены песни»  действие происходит в безымянном месте — деревне, нет указания на время действия, что сближает авторскую сказку с народной.

Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?

Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.

Чем же известен этот сказочный край?

                 Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.

Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах?

                       Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.

Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?

                           Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.

Живое общение много значит  в жизни каждого человека. Каким образом можно было узнать все новости в деревне? Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры.

                            Обычно в разговоре с детьми матери используют определения «хороший, ненаглядный, любимый…»

Не одно общение помогает выжить в трудных условиях холодного края. Песня, по словам рассказчика, «всему подмога». Приведите примеры известных вам песен, которые «на работе —  подмога».

                                           «Эх, дубинушка…»

Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.

                                             Чтение отрывка.

Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?

                           В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.

Чему удивился заморский купец?

                            Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.

Объясните значение выражения «отломил кусок от песни». Какие «пустяки» насобирал купец? Найдите в тексте пример такого «пустяка». Объясните значение выражения «посыпались пустяки кому в бровь, кому в глаз»

                     Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение  которых заезжему гостю было не по силам.

Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?

               Жители архангельской деревни всю зиму «плели» новые песни». Запели все: и мужики, и бабы, и дети.

Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.

                                            Работа с текстом

Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?

          С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении  к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились  в Иванов, не помнящих своего родства.

Песни, исполняемые жителями деревни, волновали слушателей, не оставили они равнодушными и «заморских хозяев». Что «поняли» король и королева, когда слушали голоса певцов?

                                             Король и королева смогли почувствовать в мелодии то, что было дорого каждому жителю этого сказочного края. Услышали «заморские хозяева» в песнях и шум ветра, и журчание ручья, и шепот листьев – все то, что позволило рассказчику назвать этот край волшебным.  

Этот суровый край с неброскими красками завораживает читателя, и возникает вопрос: «Откуда рассказчику так хорошо известна эта сторона?»

                 Можно предположить, что сам он житель этой деревни, потому что знает обычаи этого края, знакомы ему и «забористые пустяки», если он посмеивается над простодушным купцом, насобиравшим их и не понявшим значения выражений.

Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?

           В России есть такие места, где звучат необыкновенно красивые песни, где из уст людей слышатся меткие русские слова, где живут талантливые мастера, которым по плечу и блоху подковать, где можно встретить отзывчивых, с широкой душой людей, бережно относящихся к культурному наследию нашей страны, — места, о которых с уверенностью можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Домашнее задание: дать развернутый ответ на вопрос: «Какими я увидел жителей архангельской деревушки?»

  • Какими я увидел жителей архангельской деревушки в сказке с г писахова морожены песни
  • Какими я вижу жителей деревни архангельское из сказки мороженные песни
  • Какими чувствами пронизаны поступки главных героев в рассказе повесть о петре и февронии муромских
  • Какими чувствами пронизан рассказ станционный смотритель
  • Какими чувствами окрашен этот рассказ станционный смотритель кратко