Авторы: Мокрогузов Николай Петрович, Мокрогузова Наталья Ивановна.
МБОУ «Новоалександровская СОШ»,
Ровеньский р-н, Белгородская обл.
Технологическая карта урока по музыке во 2 классе
Тема: Великий колокольный звон. Звучащие картины
Цель урока |
Способствовать ознакомлению с духовной музыкой, голосами-тембрами колоколов, с разнообразием колокольных звонов, с композиторами, включавшими звоны колоколов в свои произведения; создать условия для развития умения определять, какая музыка звучит на картинах художников; содействовать расширению слухового опыта учащихся, воспитанию любви к Родине, ее истории |
Тип урока |
Изучение и закрепление новых знаний и способов действий. |
Проблема урока |
Как звучит «Великий колокольный звон»? Почему звонят колокола? |
Планируемые результаты (предметные) |
Узнают: названия колокольных звонов, понятия музыкальный пейзаж, звучащие картины, голоса-тембры. Научатся: определять голоса-тембры колоколов, сравнивать их на примере музыки М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский», «Праздничного трезвона»; передавать в пластике движений и в игре на музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов; сопоставлять средства музыкальной выразительности музыки и живописи. |
Личностные результаты |
Сохраняют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; воспринимают музыкальное произведение на основе эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства сопричастности к истории своей Родины и народа |
Метапредметные УУД |
Регулятивные: выражают в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: выделяют необходимую для решения познавательной задачи информацию; рассматривают живописные полотна и определяют, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник выразил музыкальное звучание; объясняют, почему некоторые картины называют звучащими; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Образовательные ресурсы |
Учебник, с. 38–41; фотографии храмов, церквей и колоколен России, репродукция картины Левитана «Вечерний звон», фото «Катание на тройке», колокольчики, портрет М. П. Мусоргского |
Музыкальный материал |
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Новороссийские куранты, Праздничный трезвон, Красный Лаврский трезвон |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент |
Звонок в колокольчик Динь дон, динь дон! Слышим колокольный звон. Он приветственно звенит, «Здравствуйте» всем говорит. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Подготовка «О России петь – что стремиться в храм» |
Предлагает рассмотреть разворот учебника Начинает разговор о том, какая музыка звучит в храме (молитвы, церковные напевы) |
Рассматривают на развороте учебника величественный Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и фрагмент картины М. Нестерова «Северная идиллия». Делятся своими впечатлениями |
Познавательные: ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в иллюстрациях. Личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны |
III. Постановка учебной |
Эпиграф: Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить… (Дм. Белухин «Колокола») – Сегодня мы продолжим говорить о Родине. – Как называется наша Родина? – Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки. Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит? Предлагает прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу |
Знакомятся с эпиграфом. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Предлагают формулировки учебной задачи |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Личностные: осуществляют формирование основ гражданской идентичности личности |
IV. Усвоение Колокольные звоны России. Репродукция картины Левитана «Вечерний звон» |
Рассказывает о колокольных звонах (см. Приложение). – А знаете ли вы, где живут колокола? – А в каком конкретном месте в церкви располагаются колокола? – Да, эти башни называются колокольнями, или звонницами. Их возводили обязательно выше остальных домов. Предлагает рассмотреть репродукции и фото церквей и храмов, картину «Вечерний звон» И. Левитана. – А как вы думаете, почему так высоко располагают колокола? |
Слушают рассказ учителя. – В храмах, церквях… – Наверху, в башнях… Рассматривают репродукции и фото церквей и храмов, картину «Вечерний звон». – Чтобы звон разносился далеко по округе |
Познавательные: рассматривают живописные полотна и определяют, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник выразил музыкальное звучание; объясняют, почему некоторые картины называют звучащими. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон. М. П. Мусоргский «Борис Годунов» |
– Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить, о чем они нас оповещают, о каких событиях – хороших или плохих? Организует прослушивание музыки: Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон. – Это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный. Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви. – А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Какой характер у этого звона? Организует прослушивание музыки. – А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера? – Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают. – А сейчас я еще раз поставлю вам по небольшому отрывку из обоих прослушанных нами колокольных звонов, а вы попробуйте ответить на непростой вопрос: у этих звонов, кроме разницы в характерах есть еще разница в исполнении. В чем она? Организует работу с нотной записью в учебнике, с. 38–39. – В 1-м отрывке нам представлена запись звучания настоящих церковных колоколов и никаких других инструментов там нет. А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. – А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики. И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовет первоклашек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьезную жизнь |
Слушают музыку: Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон. Отмечают радостный, размеренный, призывный, светлый характер; может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости… Слушают музыку: Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент). Отмечают величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный характер. – Предупреждает об опасности, о чем-то плохом. Слушают рассказ учителя. Прослушивают колокольные звоны, сравнивают. – У трезвона только колокола, а у Великого колокольного звона есть еще музыка, инструменты… Работают с нотной записью. Рассматривают колокольчики, слушают звучание. Слушают рассказ учителя |
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные: овладевают навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы; используют знаково-символические средства. Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки; приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих на-правлений в соответствии с задачами коммуникации. Личностные: воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками |
Музыкальный пейзаж |
Организует работу с учебником, с. 40–41. – Какую музыку вы слышите, глядя на эти картины? – Какими знакомыми музыкальными сочинениями можно озвучить эти картины? – Какая из картин созвучна праздничному трезвону? |
Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы |
Познавательные: ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в иллюстрациях. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию |
V. Закрепление знаний и способов действий |
– Чему был посвящен урок? – С какими музыкальными произведениями познакомились? – Перечислите названия колокольных звонов. – Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке? – Колокольный звон для русских людей – это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России. …Колокола родной страны, Где быт иной, иные цели. Как хорошо, что вы слышны, Как хорошо, что уцелели! В. Фролов |
Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение |
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают его влияние на настроение человека. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию. Личностные: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции |
VI. Рефлексия учебной деятельности |
– Какая задача стояла перед нами? – Удалось ли ее решить? – Кто справился с задачей? – Кто испытывал затруднения? Почему? |
Отвечают на вопросы учителя |
Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VII. Домашнее задание |
– Изобразите колокольный звон. |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
-
Какими знакомыми тебе музыкальными произведениями русских композиторов можно озвучить этот фрагмент из книги и картину Стога И.Левитан?
-
Предмет:
Музыка
-
Автор:
boenglish948
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык2 минуты назад
Что такое утверждение?
-
Физика2 минуты назад
ПОМОГИТЕ пожалуйста скиньте работу по физике 7 класс Астахова тетрадь для лабораторных работ
-
Алгебра2 минуты назад
Помогите решить пример по алгебре!!
-
География2 минуты назад
8 класс, География России
-
Математика20 минут назад
Вычислете: а) 7/13+1/13 б) 3/10+1/7 в) 9/25+2/5 г) 1/25+3/35 д) 5/7-2/7л) 5/7+4/5-23/35
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
RE: Какими знакомыми тебе музыкальными произведениями русских композиторов можно озвучить этот фрагм…
-
- 0
-
Какими знакомыми тебе музыкальными произведениями русских композиторов можно озвучить этот фрагмент из книги и картину Стога И.Левитан?
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
«Тихая моя родина, ты <…> врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» — словно дует кто-то коротко и ритмично… И вновь трепетно нарастает березовый шелест.
Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков… Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы..»
П. И. Чайковский. Симфония №4, часть II
М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина». «Рассвет на Москве-реке».
Г. Свиридов. «Весна и осень».
С. В. Рахманинов. Элегия №1 (Оp. 3).
П. И. Чайковский. Времена года. Октябрь. Осенняя песнь.
-
Комментариев (0)