Какое было море в сказке о рыбаке и рыбке

Образ моря в сказках Пушкина

В своем творчестве Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к природным стихиям. Сказки не стали исключением, и на страницах этих произведений читатель часто встречается с морем.

В некоторых сказках оно выступает фоном действия, оттеняющим чувства и эмоции героев, а в некоторых — полноценным героем, влияющим на сюжет.

Особую роль море играет в «Сказке о рыбаке и рыбке». Оно является одновременно и местом действия, и индикатором развития сюжета.

Золотая рыбка в обмен на свободу предлагает старику исполнить его желание, рыбак отказывается и отпускает её просто так.

Когда он снова приходит к морю, чтобы попросить новое корыто, то видит, что оно немного разыгралось:

«Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось».
Второй раз рыбак идет с просьбой о новой избе:
«Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море)».

В третий раз отправился он к морю, чтобы стала его старуха дворянкой:

«Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море)».

Желание старухи стать морской владычицей вызывает гнев рыбки:

«Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».

Море здесь является отражением состояния золотой рыбки. Гнев её растет по мере того, как желания старухи становятся более безумными, водная гладь чернеет, мутнеет и погружается в неистовый шторм.

В «Сказке о попе и работнике его Балде» море – место обитания сказочных созданий, чертей:

«Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
— Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить».

В «Сказке о царе Салтане» море — добрый помощник. Мать и сын, запертые в бочке, просят у него помощи:

«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько».

Так же это место обитания невероятных чудес. Царевна-лебедь, 33 богатыря выходят из его глубин.

Море – прекрасная и справедливая стихия. Оно откликается на просьбу Гвидона, благосклонно относится к старому рыбаку. Но беспощадно к старухе, утратившей всякую совесть и доброту.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Почему постепенно менялся цвет моря в Сказке о рыбаке и рыбке?

Задание по литературе для 2 класса Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море чёрная буря. Почему так происходило?

4 ответа:



5



0

В «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина цвет моря менялся неспроста. Этим показывалось, как нагнеталась вся атмосфера в сказке целиком, как росло недовольство Золотой Рыбки в море. Рыбка, конечно, обещала Старику выполнить его желание взамен на его доброту, за то , что он отпустил ее в море, но кому понравится, что ее Старуха решила воспользоваться ситуацией и начала просить от Рыбки все больше и больше. Желания Старухи становились все наглее и наглее. Цвет моря тоже менялся оттого, как росло потихоньку недовольство Рыбки жадностью Старухи и безвольностью Старика. Золотая Рыбка продолжала выполнять желания Старухи только из уважения к Старику, но в конце концов и ее терпение лопнуло, когда Старуха захотела быть Владычицей Морскою, и чтобы Золотая Рыбка была у нее на посылках. Тут уже недовольство Золотой Рыбки стало огромным, даже уважение к Старику пропало у нее из-за того, что он осмелился просить такое у нее, не отказался, не устыдился. Это и показывает цвет моря, ставший черным и черная буря поднялась на море.



3



0

В «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина цвет моря менятся и ветер на море усиливается по мере того, как растут желания старухи.

Хотела корыто-море слегка разыгралось.

Хотела избу-море помутилось.

Хотела быть дворянкой-море стало неспокойно.

Хотела быть царицей-море почернело

Хотела быть владычицей морскою — на море поднялась чёрная буря, ходят и воют волны.

Таким образом Пушкин как-бы предупреждает старуху о том, что она слишком стала жадной и корыстной.Ведь она хочет всё больше и больше.

Состояние и цвет моря передают напряжение в сказке, чем больше хочет старуха, тем больше волнуется море и меняет цвет.



1



0

В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин не просто так обращает наше внимание на постоянно меняющийся цвет моря и его поведение. В самом начале, при первой просьбе старика море показано как слегка разыгравшееся, но синее. Золотая рыбка просто веселиться, потому что искренне хочет помочь старику, отблагодарить его.

Однако с каждой новой просьбой старухи, которую старик доносит до Золотой рыбки настроение Рыбки меняется, она все больше негодует и злиться, а море откликается на перемену настроения своей владычицы — оно неспокойное, чернеет, наконец бушует.

Про настроение рыбки ничего не говорит автор, но мы легко о нем догадываемся по изображению моря.



0



0

В сказке «О рыбаке и рыбке» море не случайно меняет свой цвет. Таким образом Пушкин подчеркивает, что Золотая рыбка все больше начинает гневаться на ненасытную старуху и вместо благодарности уже начинает испытывать желание сделать что-то плохое. И когда чаша ее терпения лопается, море накрывает буря, она становится совсем черным, старухе возвращают ее корыто. Благодарность рыбки уже исчерпана, остается наказать жадность.

Читайте также

Зиму в разных литературных произведениях авторы сравнивали с живым существом, наделяли ее чертами характера, заставляли совершать поступки, свойственные не силам природы, а людям. Вот и Пушкин в своем замечательном описании зимы щедро использует литературный прием под названием олицетворение.

Разберем на конкретных примерах в чем он здесь выражается.

Красочные эпитеты, которые используют поэт, больше подходят для живого существа. Мы не скажем про нечто мертвое что она Волшебница или Матушка. Сами эти слова женского рода и являются одушевленными существительными.

Зима в описании Пушкина Идет, Пришла, Легла, Сравняла. Все эти действия более присущи живому существу и поэтому мы называем их олицетворением.

Еще одно замечательное слово — Проказы. Так поэт характеризует все поступки зимы. Но совершать проказы может лишь живое существо.

Итак, в описании Пушкина Зима действительно изображена как живое существо.

Выражение блеснула молния совершенно точно описывает поведение этого явления природы. Молния сверкает, блестит, это сравнения, которые допустимы для описания электрического разряда.

В выражении Ударил мороз мы сталкиваемся с олицетворением, мороз получает возможность бить, как человек. Это образное выражение, значение которого в переносном смысле — сильный мороз, стало очень холодно. Мороз словно ударяет по земле.

Но и Пушкин использует похожее выражение: Блестит мороз. В морозную погоду как известно ярко светит солнце, небо чистое, поэтому все, что покрыто снегом отражает солнечные лучи, или свет луны, блестит под лучами. Найденное Пушкиным слово очень точно характеризует морозную погоду.

Рисуем устно картину «Маленький шалун радуется зиме»

На переднем плане розовощекий мальчик, в тулупчике и шапке-ушанке. Он в валенках, но почему-то без рукавиц.

Мальчик смеется и наклонившись вперед тянет за собой салазки на которых сидит совершенно ошалевшая дворняжка. Одна нога мальчика приподнята и полусогнута, он изображает из себя лошадь.

Повсюду лежит белый снег. Снег на крыше крестьянской избы, на заваливающемся плетне, снег на деревьях и на полях, которые видны на заднем плане.

Вдали видна кибитка, за которой тянется снежный вихрь — показывая нам скорость ее движения.

На синем небе ослепительно светит солнце — стоит прекрасная зимняя погода.

Что мы говорим, когда выходим зимой на берег реки? Обычно самые банальные фразы: река покрыта льдом, замерзшая река, скованная льдом вода, застывшая река. В этих фразах конечно мы используем эпитеты, прилагательные которые показывают наше отношение к увиденному, но эти прилагательные слабые и малоэмоциональные.

Поэт при виде той же реки скажет иначе. он найдет красивый образ, заставит читателя восхититься и представить описываемую картину.

Пушкин например использовал слова Брега с недвижною рекой. Мы сразу видим берега, которые охватывают как тисками реку, ставшую неподвижной. Поэт делает акцент именно на берегах, а не на скованной льдом реке. Меняет наше восприятие, заставляет увидеть картину с необычного ракурса. Это полет творческой фантазии, это вдохновение и талант.

В небольшом рассказе «Осенне утро» Михаил Пришвин с восхищением описывает падающие листики, то как они по разному кружатся и как их уносит ветер. Автора восхищает листопад, который он считает одним из чудес природы.

В стихотворении Ивана Бунина «Листопад», отрывок из которого дан в учебнике, точно также автор описывает это явление природы, этот осенний карнавал листьев.

Поэтому можно сказать, что два писателя по своему описывают одну и ту же картину осени. Но и мы тогда можем нарисовать в качестве иллюстрации к двум произведениям одну картину — падающие разноцветные листья, гонимые ветром, устилающие дорожки и падающие на руки.

МБОУ гимназия имени А.С. Пушкина

Роль образов Моря и Рыбки

в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Выполнено ученицей 6 А класса

Скульской Елизаветой Михайловной

Учитель:

Масалова Ирина Юрьевна

Нижний Новгород

2013 г.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…

Обычным сказочным зачином начинает А.С. Пушкин свою «Сказку о рыбаке и рыбке». Уже в первой строчке обозначает он героев: старика и старуху. А во второй строке упоминается «синее море». И я подумала, не может ли море тоже стать героем сказки? И вообще, какую роль оно играет в этой истории? Мне захотелось рассмотреть его не только как место действия сказки и обстоятельство жизни героев, но как особую силу, определяющую развитие событий.

…Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Так описана жизнь старика и старухи к моменту начала сказки. Итак, они жили в своей землянке, бедно, но от голода не умирали, поскольку старик «ловил неводом рыбу» – море их кормило. То, что добывал муж, давало им пропитание, а работа жены – одежду. Жизнь очень скудная, в ней нет ни лишних вещей, ни лишних проблем. Нравилась ли она им обоим? Об этом мы тоже сможем поговорить.

В самых первых строках звучит сакральное число 33 – столько лет они прожили в своей землянке у моря. Это много? Если сказку читает ребенок или даже подросток – то да, это целая вечность. Возможно, по внутреннему ощущению Пушкина, которому самому тогда было немногим более тридцати (и которому не суждено было узнать юбилеев семейной жизни), они и являлись настоящими стариками, раз прожили в браке так долго… Но давайте посмотрим на это число не как на сакральное, а как на самое обычное число. Мы можем предположить возраст стариков. Если  они поженились в 17-20 лет, то в это время им должно быть 50-53. По старинным меркам — это старость. Но не дряхлость, когда уже все мысли направлены только к предстоящему уходу в мир иной. Скорее, это тот возраст, когда еще можно вдруг задуматься о своей жизни и захотеть что-то в ней изменить.

И вот, на числе 33 заканчивается их обыденная жизнь и начинается время чудес. Море перестает быть только кормильцем. Оно начинает со стариком свою игру.

…Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод…

Первая попытка, вторая попытка… Почему они ничем не заканчиваются? Почему рыбка поймается только на третий раз? То ли Море играет по правилам сказки, где главное всегда происходит в третий раз, то ли  оно знает, что именно сегодня Рыбка должна появиться старику, но почему-то не хочет этого. И, пытаясь отодвинуть их встречу, оно подбрасывает старику сначала тину, потом водоросли.

Как же соотносятся между собой Море и Рыбка? На первый взгляд, рыбка – дитя моря, а море – помощник или слуга Рыбки. Пока что это непонятно.

… Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.»

Вот так вдруг неожиданно появившаяся Рыбка предлагает старику изменить его рутинный быт за спасение её жизни. Но что это – просто дар в качестве выкупа или… испытание?

…Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила….

Почему он решил ее отпустить? Просто испугался? Растерялся? Вряд ли – он ответил Рыбке ласково и почтительно, когда отпускал ее. Скорее, это было сознательное решение – он не хотел никакого выкупа, потому что это было бы что-то материальное, не вписывающееся в его скудную, но привычную жизнь. Кроме того, бескорыстно отпустив Рыбку, старик мог обрести с Морем особую дружбу, быть им признанным. Мне кажется, он воспринял ситуацию именно как испытание, искушение, и не захотел променять чудо на имущество.

И как о «великом чуде» рассказывает он об этом происшествии своей жене: «Не посмел я взять с нее выкуп». Однако старуха видит в случившемся только упущенную возможность изменить к лучшему материальную сторону их жизни, и требует, чтобы старик вернулся к рыбке и потребовал то, что ему причитается. Но как? Если старик, рыбачивший тридцать лет и три года, не встречал говорящих рыб, то почему старуха предполагает, что он может пойти, найти рыбку и изменить свой договор с ней? Очень просто. Старуха тоже понимает, что наступило время чуда. Но для нее важно не доверие Моря, не особые отношения с ним и с Рыбкой, а какие-то насущные материальные вещи.

Что она просит вначале? – Корыто. Детям, когда они слушают эту сказку, старуха с самого этого корыта начинает казаться глупой, жадной и несимпатичной. А что сказали бы мы с вами, если бы нам пришлось стирать в тазике, и этот несчастный тазик вдруг пришел бы в полную негодность? – Мы бы, наверное, тоже попросили новый. Но старуха этой просьбой, самой скромной, вообще-то, нарушает некое важное правило, которое старику было понятно с самого начала: Море и Рыбку нельзя просить ни о чем лишнем, даже о самой малости. Вопрос не в цене предмета, а в нарушенном слове. И неслучайно впоследствии старуха теряет разум и начинает отвергать раз за разом все дары Рыбки, требуя все большего и большего. Обратим внимание, что она отвергает и старика, потому что понимает, что с момента первой ее просьбы они находятся по разные стороны этого Чуда.

Каждый раз, когда старик приходит к морю, то видит, что оно ждет его и встречает так, будто знает, с чем он пришел. И каждый раз настроение моря становится все менее дружелюбным. Сначала «море слегка разыгралось», потом — «неспокойно синее море», «почернело синее море», и наконец — «на море черная буря». Рыбка всякий раз задает вопрос, чтобы узнать, чего хочет старик, а Море понимает его прежде, чем он что-то скажет. Понимает и не одобряет. Старик потерял расположение моря, когда нарушил договоренность с Рыбкой. И назад уже ничего не вернуть.

Итак, мы видим, что в этой сказке не только Рыбка является волшебным персонажем, само Море – это тоже отдельный волшебный персонаж, хотя оно и не говорит – по крайней мере, не говорит словами. Именно Море каждый раз пыталось предостеречь старика от новой просьбы. Оно послало Рыбку старикам, но только один из них понял, что это встреча с чудом, которое дороже обогащения, а другой начал требовать материальных даров и в результате все потерял.

Кто знает, возможно, если б старуха не попросила ни о чем, их жизнь вскоре изменилась бы как-то иначе… Но тогда и сказка была бы совсем другой…

Примечания

Священное Число напоминает нам о том, что Древние Небесные Боги — Рамхат, Сварог и Перун — дали нам по тридцать три Мудрые Заповеди свои; по истечении тридцати трёх лет у каждого Белого человека наступает время духовного Совершенствования

Во всех древних традициях огромное значение придавали символике чисел. Пифагор считал, что все есть число и это число божественно. Каждое число обладает индивидуальностью. Но некоторые числа считаются сакральными, несущими особый смысл. К таким числам относится и цифра три.

В магии многие ритуалы нужно было выполнять три раза, также как и три раза произносить заклятия и заклинания.

  • Какое было детство у горького сочинение
  • Какое бывает телосложение у девушек для сочинения
  • Какое бывает небо рассказ
  • Какое бывает впечатление от рассказа
  • Какое будущее у поколения z итоговое сочинение