Какое чувство двигало матерями моряков в рассказе ивана панькина откуда у моряков взялась сила

О готовности матери пожертвовать всем, что у нее есть, ради счастья детей написано в литературе немало. Одним из лучших произведений на эту тему по праву можно назвать небольшой по объему рассказ «Легенда о матерях» детского писателя второй половины XX века Ивана Панькина. Вот уже полвека он представляет собой образец бескорыстной материнской любви и самоотверженности, на котором воспитано не одно поколение. А вышедший в 1965 году сборник с таким же названием сразу полюбился маленьким читателям.

Кратко об авторе

Можно сказать, что рассказ в какой-то мере стал результатом личных переживаний И. Панькина.

легенда о матери

Он родился в 1921 году в крестьянской семье, в раннем детстве стал сиротой. Его путь к мечте – стать моряком – был непростым, но в годы ВОВ он уже сражался в морской пехоте. Затем появилось еще одно желание – писать. Уже в зрелом возрасте Иван Федорович закончил Литературный институт, а литературное творчество превратилось для него в основной род деятельности. Многие произведения И. Панькин («Легенда о матерях» в их числе) посвятил детям. Они учат добру и справедливости, воспитывают чувство уважения и сострадания к окружающим, затрагивают проблемы, которые всегда будут относиться к разряду вечных.

Жанровое своеобразие

«Легенда о матерях»… Панькин сам определил жанр своего произведения, вынеся его название в заголовок. Традиционно основу легенды, народной или авторской, составляет рассказ о каком-нибудь героическом или историческом событии, имевшем место в действительности, но изложенном в сказочной форме. Действительно, у Ивана Федоровича реальное (в данном случае желания юношей стать моряками, а также самопожертвование и бескорыстие их матерей) сочетается с фантастическими элементами. Во-первых, наряду с обычными людьми героями становятся Нептун и его дочери. А сила, красота и зоркость матерей необычным образом передаются их сыновьям и спасают последних от гнева морского владыки.

легенда о матерях текст

Форма повествования

Произведение адресовано детям. Это во многом объясняет форму, в которой написана «Легенда о матерях». Текст начинается и заканчивается прямыми обращениями: «мой дорогой мальчик», «мой друг». Они не раз повторяются и по ходу повествования, что сближает автора с читателем, помогает установлению между ними доверительных отношений. Этому же способствует вопросно-ответная форма небольших рассуждений, содержащих комментарий к рассказу. Оживляют повествование обилие диалогов и разговорная лексика. Подводя итог, можно отметить, что произведение в большей мере напоминает обычную сказку, которую рассказывают ребенку перед сном.

И. Панькин «Легенда о матерях»: завязка

Вопрос автора «… знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила?» сразу же привлекает внимание маленьких читателей к сюжету.

Юноши одного из племен, в давние времена живших у Черного моря, ежегодно во время празднования окончания полевых работ метали стрелы счастья. Так они определяли свою дальнейшую судьбу. Очень долго никто не решался пустить стрелу в сторону моря, что очень радовало Нептуна, постоянно наблюдавшего за играми. Он смеялся и с гордостью говорил, что его боятся все и никогда не найдется смельчак, решившийся искать счастья в море.

панькин легенда о матерях

Но однажды юноши, все до одного, выстрелили в сторону моря. Это вызвало ярость страшного владыки. Он взревел и пригрозил всех похоронить в морской пучине.

Легенда о матери и ее самоотверженной любви к детям

Гордостью этого племени всегда считались женщины — «сильные, красивые, никогда не стареющие». Услышав угрозы Нептуна, матери задумались о том, как помочь своим сыновьям выжить в море. Их решение — отдать детям свою силу – стало выходом из ситуации, но в один миг сделало женщин слабыми. Юноши же устояли против могучей волны и не отказались от своего желания посвятить себя морю.

Но на этом легенда о матери и ее жертвенности не заканчивается. Разъяренный Нептун пригрозил женщинам, что порвет их сыновьям жилы, когда те выйдут в море. Узнавшие об этом дочери владыки, такие же некрасивые, как отец, сами обратились к матерям. Они пообещали достать со дна манильскую траву, которая поможет юношам обрести такую же силу в руках, как у Нептуна. Взамен они просили у женщин их красоту. Поистине неисчерпаема любовь к детям – к такой мысли подводит легенда о матери. Каждая из женщин, не раздумывая, согласилась отдать свою красоту. Вот только Нептун узнал обо всем и жестоко наказал своих дочерей. Он превратил их в чаек, теперь они стонут над водой, привлекая внимание моряков.

легенда о матерях иван панькин

Вскоре молодые люди отправились в путь. Долго ждали матери их возвращения домой, пока не узнали от Нептуна, что дети блуждают в море. Тогда женщины отдали свет глаз своих далеким звездам, и те осветили кораблю путь к родному берегу. Так все попытки морского царя остановить юношей оказались неудачными, а моряки с тех пор превратились в сильных и непобедимых мужчин. Ведь матери отдали им все лучшее, что имели. Об этом повествует легенда о матери и ее безграничной любви к детям.

Идея произведения

Поступок женщин и впрямь достоин называться героическим. Они отдали здоровье ради спасения жизни любимых детей. Потому именно так назвал свой рассказ — «Легенда о матерях» — Иван Панькин. Всегда любящей, оберегающей от жизненных неприятностей, готовой на любые пожертвования ради счастья и благополучия своего ребенка является мать.

рассказ легенда о матерях

Как правило, взамен она ничего не требует от детей. Однако И. Панькин не раз призывает маленьких читателей быть внимательными по отношению к живущим рядом с ними женщинам. Только так можно отблагодарить их за великий жизненный подвиг, который они совершают каждый день. Ведь если они слабы, значит их сила теперь принадлежит детям. Не отличаются красотой – значит, пожертвовали ею ради сыновей и дочерей.

Легенда о матери или от куда у моряков взялась сила?

Презентации

По произведению И.Ф.Панькина. Легенда о жертвенности и материнской любви к сыновьям.

  Вам также может понравиться:

Литературная викторина, посвященная 85-летию со дня рождения Э.Успенского «В ГОСТИ К ЭДУАРДУ УСПЕНСКОМУ»


Викторины

Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

-192

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества к Дню заповедников и национальных парков «ЗАПОВЕДНИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ – ГОРДОСТЬ РОССИИ»


Конкурсы

7 работ


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в
социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


  • Планирование по литературному чтению для «Статья «Методика и организация театрализованной деятельности в средней группе детского сада»»
    Литературное чтение


  • Разное по литературному чтению для дошкольников ««Что такое театр»»
    Литературное чтение


  • Разное по литературному чтению для дошкольников «Формирование нравственных качеств средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста»
    Литературное чтение


  • Разное по литературному чтению для «Методические рекомендации по работе с репродукциями произведений живописи в начальной школе»
    Литературное чтение


  • Уроки по литературному чтению для 4 класса «Конспект урока «Жизнь дана на добрые дела»»
    Литературное чтение

Цель урока:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам.

Задачи урока:

  • работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы.
  • роль иллюстрации в тексте, связь с другими видами искусств.
  • вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.
  • учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Оборудование и оформление доски:

  1. Литературное чтение (учебная хрестоматия Л. А. Ефросинина. — М:Вентана-Граф) у каждого ученика
  2. Толковый словарь Ожегова
  3. Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему)
  4. Фотографии на доске формата А-4 с изображением моря, маяка, ночного неба со звёздами и т. п., репродукцию картины «Девятый вал» Айвазовского
  5. Пословицы о матерях
  6. Табличка «Легенда- это…»
  7. Таблички с названием качеств настоящего мужчины.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока. Проблема. Целеполагание.

(книги у детей закрыты, о теме данного урока они не знали)

— Недавно все отмечали День Матери: делали поделки, рисовали рисунки, писали письма, сочиняли стихи, оформляли газеты, приглашали мам и показывали для них концерт, дома старались им помочь по хозяйству…

— А ради чего всё это делалось ? (выслушать мнение детей)

— А всё ли вы знаете о жизни своих мам?

Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях»

— А что такое легенда? (пока учитель выслушивает мнение учеников, один ученик находит объяснение в толковом словаре).

Зачитывается статья из словаря и на доске появляется запись «Легенда-это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа»

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Может иллюстрации и фотографии вам подскажут? (выслушиваются предположения детей)

— Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

3. Знакомство с новым произведением

(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)

Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Задание — работа с карандашом для всех учащихся

— подчеркнуть откуда у моряков сила.

Читает УЧИТЕЛЬ

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел — стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом — стрелял в сторону стада, а если пахарем — в сторону поля.

Читает УЧЕНИК

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная — из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

— Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.

В какую ярость пришёл Нептун!

– Я всех вас похороню в пучине морской! — взревел он.

Читает УЧИТЕЛЬ

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины — сильные, красивые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Читает УЧЕНИК

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

— Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

— Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Читает УЧИТЕЛЬ

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Читает УЧЕНИК

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут — пождут матери — не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

— Не дождаться вам теперь сыновей! — хохотал Нептун. — Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Читает УЧИТЕЛЬ

Тогда женщины воскликнули:

— Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

4. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

— Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

— Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

— Подтвердились ли ваши предположения?

5. Анализ произведения

выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).

— Что сказано о жизни людей?

— Что узнали о стрелах счастья?

— Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.

— Что узнали о чайках?

— Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)

— Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?

— Можно ли поступок матерей считать героическим?

— Как же надо относиться к нашим мамам?

— Какова главная мысль произведения?

6. Работа с пословицами. (соединить начало пословицы с её окончанием)

На свете всё найдёшь,  кроме отца и матери.
Без отца – полсироты,  а без матери и вся сирота.
Нет такого дружка,  как родная матушка.
При солнышке тепло,  при матери добро.
Птица радуется весне,  а младенец матери.
Материнская молитва      со дна моря достаёт.

— Какая пословица непосредственно подходит к произведению?

7. Работа с иллюстрацией в книге и фотографиями на доске

— К какому эпизоду соответствует данные картины?

8. Отработка выразительного чтения в парах (последнего смыслового отрывка)

— Кого похвалил сосед за выразительное чтение?

9. Выбор качеств настоящего мужчины.

— Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым…. (все перечисленные качества можно вынести на доску и оставить на стенде в классе)

10. Итог урока, рефлексия, домашнее задание

— Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

А любить и во всём помогать своей мамочке?

Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.

Молодцы! Желаю всем терпения, взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.

Информация для учителя

Иван Федорович Панькин (1921-1998) родился в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области. В 1956 году, вспоминая трудное и богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1961 года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом веселом и остроумном тульском оружейнике — мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Федорович Панькин — член Союза писателей СССР с 1958 года. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел – стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом – стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

– Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.

В какую ярость пришёл Нептун!

– Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

– Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери – не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

– Не дождаться вам теперь сыновей! – хохотал Нептун. – Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Тогда женщины воскликнули:

– Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

Читайте также:

Притчи о матери

Обновлено: 09.01.2023

цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

— Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них

ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать

своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря

и все, как один, пустили стрелы туда.

В какую ярость пришёл Нептун!

— Я всех вас похороню в пучине морской! — взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской

действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины

— сильные, красивые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.

Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не

подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли,

не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь

встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали

таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он

дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

— Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но

в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у

него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.

Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

— Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна

моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей,

и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину,

не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он,

выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся

домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому

что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец

вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери — не

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся.

От его смеха даже волны заходили по морю.

— Не дождаться вам теперь сыновей! — хохотал Нептун. — Они ведь

блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Тогда женщины воскликнули:

— Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй

ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали

звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им

всё лучшее, что имели.

Тема: Иван Панькин.

Легенда о матерях.

Цель: 1. Расширить представление о таком жанре как легенда, познакомить детей с новой легендой, обучить умелому использованию пословиц.

2. Продолжить работу над осмыслением особенностей текста, формировать умение читать выразительно, целыми словами, развивать умение формулировать свои мысли.

3. Воспитывать любовь и уважение к женщине-матери.

Оборудование: название центров, аудиокассета, декорации, пословицы, задания для центров, листы белой бумаги.

  1. Проверка домашнего задания. А. Глебов. Легенда о камне.

Диф. Зад. 1). Рисунок к легенде и рассказ к нему.

2). Подробный пересказ легенды.

3). Краткий пересказ.

4). Ты скульптор и создаёшь монумент из камня. Каким он тебе видится ?

Доп. Вопросы: — К чему привели само мнение и гордыня орла?

  1. Почему это произведение называют легендой, а не рассказом или сказкой?

— Главная мысль легенды

Нет милее дружка,

Как родимая матушка .

  1. Чтение пословицы всем классом (объяснение её смысла).
  2. Как вы думаете, ребята, кому будет посвящено произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке?
  1. Объяснение темы и задач урока.

— Сегодня на уроке мы расширим представление о таком жанре как легенда, будем учиться умелому использованию пословиц, а также умению выразительно читать и правильно формулировать свои мысли.

IV. Знакомство с новой легендой.

а) Словарь: Нептун – царь морей и океанов.

по словарю Ожегова

пучина – электр. словарь ( компьютер)

б) Чтение подготовленными учениками с элементами театрализации. (под музыку моря и крики чаек)

  1. какой необходимый приём использует автор, чтобы расположить к себе читателя?

V. Работа по смысловому содержанию.

  1. Какие люди жили на побережье Чёрного моря?
  2. Чем занимались они? Найдите в тексте и прочитайте.
  3. Соответствует ли внешнее описание Нептуна его внутреннему миру? (зачитать описание: злобный, жестокий отец, насмешливый, ненавистный).
  4. Почему вы так думаете? Докажите.
  5. Работаем над выразительностью.
  6. Найдите в легенде описание женщин – матерей. Какие они?
  7. Как автор передаёт их безграничную любовь к своим детям?
  8. Чем и почему пожертвовали матери ради своих сыновей?
  9. К чему призывает автор мальчика? Найдите и прочитайте.

VII. Работа в центрах.

Центр творчества: — Сочинить небольшой рассказ или стихотворение о своей маме.

Центр русского языка: — Выписать определения из текста, которые относятся к женщинам – матерям.

  1. Перечислить личностные качества, которыми они обладали:
  1. Самопожертвование;
  2. любовь к свои детям;
  3. силы духа;
  4. находчивость;
  5. терпение;
  6. ум (смогли воспитать достойных сыновей).

Центр чтения: — Подобрать пословицы к тексту, объяснить их смысл:

  1. Не место красит человека, а человек место.
  2. Смелость города берёт.
  3. Дитя плачет, а у матери сердце болит.
  4. При солнышке тепло – при матери добро.
  5. По одежде встречают, по уму провожают.

Научный центр: — Назвать что такое легенда (справка – электр. Словарь Ожегова).

  1. Сформулировать главную мысль этой легенды, которую хотел донести автор читателю.
  2. Придумать и записать свой вывод от имени центра.

VII. Презентация работ в центрах.

  1. Центр русского языка.
  2. Центр творчества.
  3. Центр чтения.
  4. Научный центр.

IX. Подведение итогов. X. Домашнее задание.

  1. Пересказ легенды от имени женщин – матерей. Инсценировка отрывка по выбору.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс В.Осеева «Сыновья». Дополнительное чтенние И.Панькин «Легенда о матерях».

Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе «Начальная школа XXI века».

Литературное чтение 2 класс В.Осеева «Сыновья». Дополнительное чтенние И.Панькин «Легенда о матерях».

Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе «Начальная школа XXI века».

И.Панькин» Легенды о матерях»

Читаем книги о мамах. И.Панькин «Легенды о матерях».1 класс.Внеклассное чтение.

Кроссворд по литературному чтению. И. Панькин «Легенда о матерях»

Кроссворд по литературному чтению. И. Панькин «Легенда о матерях» УМК Школа 21 века.

План-конспект урока литературного чтения 2 класса И.Ф.Панькин «Легенда о матерях»

Урок литературного чтения во 2 классе И.Панькин «Легенды о матерях»

Открытый урок литературного чтения по УМК «Начальная школа 21 века» составлен в соответствии с требованиями ФГОС, был проведён в рамках школьного метод.объединения. Использована проектная де.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел – стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом – стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

– Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.

В какую ярость пришёл Нептун!

– Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

– Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери – не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

– Не дождаться вам теперь сыновей! – хохотал Нептун. – Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Тогда женщины воскликнули:

– Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

Кратко об авторе

Можно сказать, что рассказ в какой-то мере стал результатом личных переживаний И. Панькина.

легенда о матери

Жанровое своеобразие

легенда о матерях текст

Форма повествования

Юноши одного из племен, в давние времена живших у Черного моря, ежегодно во время празднования окончания полевых работ метали стрелы счастья. Так они определяли свою дальнейшую судьбу. Очень долго никто не решался пустить стрелу в сторону моря, что очень радовало Нептуна, постоянно наблюдавшего за играми. Он смеялся и с гордостью говорил, что его боятся все и никогда не найдется смельчак, решившийся искать счастья в море.

панькин легенда о матерях

Но однажды юноши, все до одного, выстрелили в сторону моря. Это вызвало ярость страшного владыки. Он взревел и пригрозил всех похоронить в морской пучине.

Легенда о матери и ее самоотверженной любви к детям

Но на этом легенда о матери и ее жертвенности не заканчивается. Разъяренный Нептун пригрозил женщинам, что порвет их сыновьям жилы, когда те выйдут в море. Узнавшие об этом дочери владыки, такие же некрасивые, как отец, сами обратились к матерям. Они пообещали достать со дна манильскую траву, которая поможет юношам обрести такую же силу в руках, как у Нептуна. Взамен они просили у женщин их красоту. Поистине неисчерпаема любовь к детям – к такой мысли подводит легенда о матери. Каждая из женщин, не раздумывая, согласилась отдать свою красоту. Вот только Нептун узнал обо всем и жестоко наказал своих дочерей. Он превратил их в чаек, теперь они стонут над водой, привлекая внимание моряков.

легенда о матерях иван панькин

Вскоре молодые люди отправились в путь. Долго ждали матери их возвращения домой, пока не узнали от Нептуна, что дети блуждают в море. Тогда женщины отдали свет глаз своих далеким звездам, и те осветили кораблю путь к родному берегу. Так все попытки морского царя остановить юношей оказались неудачными, а моряки с тех пор превратились в сильных и непобедимых мужчин. Ведь матери отдали им все лучшее, что имели. Об этом повествует легенда о матери и ее безграничной любви к детям.

Идея произведения

рассказ легенда о матерях

Как правило, взамен она ничего не требует от детей. Однако И. Панькин не раз призывает маленьких читателей быть внимательными по отношению к живущим рядом с ними женщинам. Только так можно отблагодарить их за великий жизненный подвиг, который они совершают каждый день. Ведь если они слабы, значит их сила теперь принадлежит детям. Не отличаются красотой – значит, пожертвовали ею ради сыновей и дочерей.

Читайте также:

      

  • Не сотвори токарева краткое содержание
  •   

  • Алкей лирика краткое содержание
  •   

  • Тим пауэрс на странных берегах краткое содержание
  •   

  • Школьный футбольный клуб положение
  •   

  • Ромео и джульетта сценка для школы на английском

Когда-то очень давно люди выходили на берег моря и устраивали веселые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел — стрел счастья.Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом — стрелял в сторону стада, а если пахарем — в сторону поля.Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун, смеясь, говорил:— Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них еще не решился пустить стрелу в сторону моих владений.Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда. В какую ярость пришел Нептун!— Я всех вас похороню в пучине морской! — взревел он.Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море, и решили отдать всю свою силу сыновьям. Тогда Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжелого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам: “Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!”Женщины опять задумались. Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.Вышли дочери Нептуна и сказали, что они совьют из манильской травы жилы для рук их сыновей. Но взамен матери должны отдать им свою красоту.Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец, вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери — не возвращаются сыновья.— Не дождаться вам теперь сыновей! — хохотал Нептун. — Они ведь блуждают. Вы позабыли, что на море нет дорог и тропинок.Тогда женщины воскликнули: “Пусть будет в наших глазах меньше света, и пусть над нашей землей еще ярче загорятся звезды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам”.Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звезды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.Вот почему моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.

I этап:

Организационный момент – мотивация к деятельности

Настраивает на урок.

Ребята, что вы видите на экране?

Вы готовы совершить маленькое открытие? Тогда в путь!

Настраиваются на работу.

-Слова.

Да

фронтальная

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

1 мин

II этап:

основная часть.

1. Постановки темы урока

Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

2.Моделирование обложки. Цель: включение каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирование специальных читательских умений.

3. Словарная работа.

Цель: подготовка к восприятию произведения.

3.Постановка проблемы.

Цель: активизация мыслительной деятельности.

4.Первичное восприятие текста.

Цель: создать условия для более точного понимания прочитанного и эмоциональной отзывчивости учащихся.

5. Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности и снять эмоциональное напряжение

6. Моделирование обложки.

Цель: ввести понятие легенда и новый символ, обозначающий заменитель жанра.

7. Выборочное чтение.

Цель: конкретизировать понимание текста.

8. Работа в группах.

Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

9. Проверка выполненной работы. Цель: составление схематического плана произведения.

Работа с деформированной пословицей.

Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение.

 Кто из вас может доказать, что это предложение?

А можете ли вы определить жанр этого предложения?

А какое ключевое слово есть в пословице?

 А какие ассоциации возникают у вас со словом «матушка»?

Ребята, подумайте, а на какую тему будет произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке?

Сегодня, действительно, мы будем работать с произведением И.Панькина «Легенда о матерях».

— Попробуем составить модель обложки, возьмите на своих столах наборы для составления модели обложки.

— Что на данный момент мы можем разместить на модели обложки?

— Где будет расположено название произведения?

— Назовите название нашего произведения.  

—  А что еще мы можем сейчас разместить на модели обложки?

   — Где на модели обложки размещается имя автора   произведения?

— Назовите автора произведения «Легенда о матерях».

Иван Федорович Панькин (1921-2000) –

писатель-фольклорист, является практически нашим земляком. Он родился в крестьянской семье, в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области.  В раннем детстве стал сиротой.

   Был моряком, во время войн сражался в морской пехоте. В зрелом возрасте закончил Литературный институт. После войны, став профессиональным писателем, жил в Туле. Писал он всегда о том, что знал и видел сам, не понаслышке. И всегда своеобразно, жизнерадостно, неожиданно.

    Книги Панькина изданы на многих языках общим тиражом более 3 млн. экземпляров.

Ребята, как вы понимаете значение слова фольклорист?

 — Ребята, в произведении встретятся слова, значение которых вам может быть непонятно.

Как вы понимаете значение слов? ПОБЕРЕ́ЖЬЕ, ПУЧИ́НА МОРСКА́Я, Непту́н

ВАЛ .

  МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ — водоросли,  морская трава. Она  имеет длинные и упругие стебли длиной около 2 метров. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы очень прочны, красивы. Применяются при изготовлении мебели.

Ребята, а сейчас внимательно послушайте произведение И. Панькина «Легенда о матерях». И в конце урока вы должны будете ответить на вопрос «Откуда у моряков взялась сила?»

— Возьмите на своих столах учебные хрестоматии по литературному чтению и откройте их на странице 146.

Читает произведение.

-Понравилось ли вам это произведение?

— Какие чувства вы испытали, слушая легенду?

Показывает электронную физминутку.

Возвратимся к модели обложки.

— Что мы уже указали на ней?  

— А, что осталось определить?

 — Как вы думаете, в какой форме представлено это  произведение?  

  — Что изобразим в середине модели обложки?         )

  — Прочитайте название произведения.  

-Какое слово в названии произведения вызывает у вас затруднение?

   — Прочитайте значение слова «легенда» в хрестоматии на с.152?

      — Укажем, в середине круга, букву Л. Итак, мы ввели новый символ:          —

круг с изображением буквы Л, при помощи которого мы будем изображать жанр – легенда.

  — А что сказочного в этом произведении?

 — А что является реальным?

— Каким цветом раскрасим круг?  

 — Почему именно синим цветом?  

-Ребята, а теперь откройте рабочие тетради на с.41-42. Выполним упражнение №1. Прочитайте начало текста и подчеркните ответ на вопрос, когда и где происходили описанные в легенде события.

  — Ребята, скажите, сколько раз Нептун угрожал женщинам?              

— Сейчас  я вам предлагаю продолжить работу в группах, заполнить таблицу. У каждой группы на столах лежат 3 конверта с карточками (угроза Нептуна, решение женщин и действия сыновей). I группа найдёт в тексте и прочитает «про себя» описание 1 угрозы Нептуна, выберет необходимые карточки и прикрепит их к таблице, II группа прочитает описание 2 угрозы Нептуна и выберет нужные карточки, III группа поработает с 3 угрозой Нептуна и прикрепит соответствующие карточки. И каждая группа заполняет свою часть таблицы в тетради (задание №2)

Прослушаем ответы I группы.

— Какова была первая угроза Нептуна?  

— Какое решение приняли женщины?

— Расскажите о действиях сыновей.

Прослушаем ответы II группы.

 — Чем теперь угрожал Нептун?

— Какое решение приняли женщины?

— Почему матери отдали свою красоту дочерям Нептуна? 

— Каковы были действия сыновей?

Прослушаем ответы III группы.

— Какова же последняя угроза Нептуна?

 — Какое решение приняли матери?

Как вы понимаете выражение, отдать свет своих глаз?

— Каковы были действия сыновей?                  

Нет такого дружка как родимая матушка.

Данное высказывание имеет законченную мысль. Первое слово предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

Пословица. Один из жанров УНТ.

Называют ключевое слово («Матушка»)

Матушка – мама, близкий, родной, самый любимый человек.

Это произведение о маме.)

Составляют модель обложки.

Название произведения.

Внизу

(«Легенда о матерях».)

Кладут на  белый лист на парте, заменяющий модель обложки, прямоугольник, обозначающий название                        произведения.

Фамилию, имя автора.

Вверху.

Иван Панькин

Размещают еще один прямоугольник сверху, он обозначает имя автора.

Слушают рассказ учителя.

Изучал произведения народного творчества, писал произведения, схожие с произведениями устного народного творчества.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения

Слушают учителя.

Слушают учителя.

отвечают на вопрос.

Выполняют упражнения, имитируя движения животных.

(Имя автора и название.)

(Жанр произведения)

(В форме сказки.)

Дети обращаются к памятке.

(«Легенда о матерях»)

(легенда)      

          (Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.)

Волшебство и троекратное повторение.

(Морской царь – Нептун превращал своих дочерей в чаек, женщины отдавали силу, красоту, свет своих глаз.)

(Женщины- матери  готовы отдать все лучшее, что у них есть: силу, красоту, здоровье, свет своих глаз ради счастья, жизни своих детей.)

(Синим.)

Произведение о волшебстве и приключениях.)

Читает вслух один ученик, остальные следят. Подчёркивают ответ на вопрос (очень давно на побережье Чёрного моря)

(3 раза)

Работают в группах. Находят в тексте нужный отрывок, ищут необходимую карточку и прикрепляют.

1 ученик защищает проект.

Нептун собирался похоронить в пучине моря юношей.

Отдать силу сыновьям.

Сыновья подошли к морю, Нептун бросил им навстречу громадный вал, но юноши устояли и не побежали домой.

1 ученик защищает проект.

Порвать руки юношам.

Отдали свою красоту дочерям Нептуна.

Дочери Нептуна обещали матерям юношей достать со дна моря манильских трав и свить из них жилы для их сыновей.

Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.

1 ученик защищает проект.

Сыновья потеряются в морской пучине и будут там блуждать вечно.

Отдали свет своих глаз звездам для того, чтобы они ярче светили и помогали их детям вернуться домой.

Ослепнуть.

Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Групповая

групповая

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

выделять необходимую информацию

Познавательные: развивать умение строить алгоритм решения проблемы.

Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова; способствовать нравственно-этической ориентации учащихся,

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, строить алгоритм решения проблемы.

3мин

5 мин

3 мин

1 мин

5 мин

2 мин

3 мин

2 мин

5 мин

5 мин

III. Подведение итога. Рефлексия.

Домашнее задание

Выставление оценок

— Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

— Откуда у моряков взялась сила?

— Найдите в тексте и прочитайте главную мысль нашего произведения.

Выполним в тетрадях задание №3.

Почему стали сильными?

Почему моряки любуются чайками?

— А почему И.Панькин назвал свое произведение «легендой»?

— Можно ли поступок матерей назвать героическим?

 — Как вы думаете, что ваша мама отдает для каждого из вас?

 — Как мы должны относиться к маме?

— Очень скоро женщины во всём мире будут отмечать замечательный праздник – 8 марта — международный женский день. Не забудьте поздравить своих мам, подарите им свою заботу, ласку, внимание, оказывайте посильную помощь. Будьте достойны своих мам, цените, любите, берегите их, хорошо учитесь и примерно ведите себя в школе, чтобы ваши мамы могли вами гордиться.                        

                      Любите мать!

                        Любите как святыню!

                        Любите крепче самого себя!

                        Она нам жизнь дала и воспитала.

                        ЛЮБИТЕ МАТЬ, ОНА У НАС ОДНА!!!

Перечитать произведение и выполнить задание  №2 в тетради на с.42

Моряки постоянно получали помощь своих матерей

(Последний абзац в произведении. Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.)

Матери отдали сыновьям все лучшее, что имели.

Чайки носят красоту их матерей.

Сказочная форма и рассказывается о героическом событии.

Да, матери совершили героический поступок, они ценой собственного здоровья смогли спасти жизни своих детей.)

Все самое лучшее, что есть у мамы (силу, здоровье, любовь, ласку, внимание)  они отдают своим детям. Мамы безгранично посвящают всю себя своим детям.

Мы должны  с особым уважением, трепетом, любовью относиться к маме, заботиться о ней,  быть чуткими и внимательными по отношению к ней. Ценить и беречь маму, стараться дарить ей как можно больше приятных мгновений, радовать своими успехами и достижениями.

Проводят анализ своей работы на уроке.

Записывают домашнее задание

Индивидуально-групповая

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

2 мин

  • Какое число встречается в сказках чаще всего
  • Какое художественное средство характерно для сказок м е салтыкова щедрина
  • Какое худо всех хуже в сказке горшеня
  • Какое сочинение принадлежит перу эразма роттердамского
  • Какое сочинение пишут в 11 классе зимой