Какое чувство толкает царицу на преступление сказка пушкина

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Царица. Зворыкин

Царица. Зворыкин

Царица. Куркин

Царица. Куркин

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие.
Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие.
Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи.
Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление?
Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление.
Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной?
Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра,
никого не обижала и готова была каждому помочь.
Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны.
Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

А теперь приглядимся получше к царице-мачехе. Найдите её характеристику в сказке и выделите в ней ключевые слова.

Горда, ломлива, своенравна, ревнива.

Что значит ломлива? Чтобы дать правильно ответ, определите, от какого слова образовано данное слово.

Чаще всего ребята называют глагол ломать, слово ломаться в значении кривляться, красоваться, капризничать многим неизвестно. Общими усилиями мы находим и иные значения эпитета ломлива (горделива, самолюбива, своенравна).

Выясняем значение других эпитетов: своенравна (со странным нравом, капризна,взбалмошна, свои желания для неё превыше всего), ревнива (в данном случае завистлива, мстительна). Так мы расширяем словарь нравственных понятий и представления детей о проявлениях характера человека.

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов/ Да сто сорок теремов»)?

Царица считала, что главное в ней — красота, .она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверное, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя…

Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорит о нём?

Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.

Чем стало для неё это зеркальце? Почему?

Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была / Добродушна, весела, / С ним приветливо шутила…» Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова…

Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?

Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.

Может ли предмет (даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер, заменить живых людей?

Разумеется, нет: ведь всего лишь предмет, без души и сердца…

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?

Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость.

О горделивых людях русский народ сложил пословицу: в убогой гордости дьяволу утеха. Почему гордость названа убогой?

Убогим называют калеку, несчастного человека, обделённого здоровьем или чем-то другим, очень важным. Гордость делает человека убогим, то есть ущербным, потому что он ничего и никого, кроме себя, не видит и не хочет знать. Всё, что есть хорошего в человеке, поглощает гордыня, становясь сутью этого человека. А дьявол, конечно, радуется этому, потому что в его полку прибыло: появился тот, кто пополнит ряды грешников, забывших о Божьих заповедях.

Можно эту пословицу применить к царице? Обоснуйте.

Безусловно, можно. Ведь любование собой стало содержанием её жизни, она чувствует себя выше всех и не хочет даже слышать о том, что кто-то может быть лучше.

Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?

Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие. Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной…

Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее…» вызвало такую бурю гнева у мачехи.

Художник Михаил Курдюмов

Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление?

Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление.

Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной?

Художник Маврина Татьяна Алексеевна

Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра, никого не обижала и готова была каждому помочь. А кто доброе творит, того зло не вредит, — гласит народная пословица. Поэтому даже смерть царевны была только временной…

Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны.

Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы…

Горевал ли кто-то о смерти царицы-мачехи? Почему?

Нет, никто не горевал:

Лишь её похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира…

Никто не жалел о смерти красивой царицы. А почему?

Никому она не подарила тепла и радости, только с зеркальцем «была добродушна, весела», да и то в конце концов разбила вдребезги.

Русская пословица говорит: гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. Можно ли через эту пословицу раскрыть смысл пушкинской сказки?

Конечно, можно. Ведь именно так и случилось в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». Гордая царица наказала сама себя: умерла от зависти и злобы. А кроткая нравом царевна обрела счастье.

А кто ещё заслужил благодать в сказке?

Царевна вознаграждена за свою кротость. Вспомним значение слова кротость. Можно ли сказать, что королевич, как и царевна, «нраву кроткого», то есть тихий, скромный, смиренный, любящий, терпеливый, негневливый?

Да, у королевича есть все эти качества. Он любящий жених, не отказался от своей невесты после её исчезновения, а отправился на поиски и нашёл в конце концов. Как ни смеются над ним («Кто в глаза смеётся,/ Кто скорее отвернётся…»), он со смирением всё принимает и упорно продолжает поиски. Для такого долгого странствия нужны были и любовь, и терпение, и смирение, и настойчивость.

Королевич добр и обходителен с окружающими, и, наверное, неспроста ему идут навстречу такие могучие силы природы, как солнце, месяц и ветер. Вспомним, как он обращался к ним. (С почтением: «Свет наш солнышко!», «Месяц, месяц, мой дружок, /Позолоченный рожок…», «Ветер, ветер, ты могуч, / Ты гоняешь стаи туч...».)

Как принимает королевич известие о пропаже царевны?

Он немедленно отправляется на поиски:

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.

Что нам рассказывают о характере героя его решение и действия?

Он не падает духом, не оставляет надежды найти невесту, потому что очень её любит. В странствие он отправляется, «помолясь усердно Богу». Почему перед дорогой он молится? Как вы думаете, о чём он мог просить Бога?

Художник Маврина Татьяна Алексеевна

Королевич понимает, что найти невесту будет непросто и без Божьей помощи ему не обойтись. На такое трудное дело нельзя отправляться без благословения — вот он и просит его у Бога. А ещё Елисей наверняка молит Господа, чтобы Он сохранил невесте жизнь, помог ей в возможных испытаниях и трудностях, послал ей на помощь добрых людей.

И ведь так и вышло! Царевну не растерзали в лесу дикие звери, и Господь привёл её к терему богатырей, обойдя который она сразу увидела, «что тут люди добрые живут;/ Знать, не будет ей обидно»… Из чего же она это заключила?

Царевна увидела в доме красный угол с иконами: «Под святыми стол дубовый…» Значит, в доме живут люди, чтущие Бога, и, значит, её не выгонят и не обидят.

Как повела себя девушка в незнакомом доме?

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Ещё не видя хозяев, она постаралась отблагодарить их за приют — «всё порядком убрала», «затопила жарко печку». А ещё «засветила Богу свечку», а значит, помолилась. Как вы думаете, с чем она обратилась к Богу?

Наверное, прежде всего поблагодарила за то, что осталась жива, что Господь вывел её к дому добрых людей. Она могла попросить Бога и о том, чтобы Он хранил от бед её жениха, чтобы помогал ему во всём, чтобы Господь утешил её батюшку в печали о пропавшей дочери… Чтобы и дом пока незнакомых ей, но добрых людей был под покровительством Бога.

Чем же похожи жених и невеста, оказавшиеся в разлуке, перед неизвестностью, перед неожиданными поворотами судьбы?

Они не ропщут, не жалуются, никого не винят, но надеются на Божью помощь и милость. Герои разделены судьбой, ни она, ни он ничего не знают друг о друге, но остаются верны своей любви. Чем это можно доказать?

Богатыри, у которых жила царевна, «милую сестрицу полюбили» и пришли к ней свататься, но она отказала им, потому что любила Елисея:

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, —

Им царевна говорит, —

Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей».

Художник Маврина Татьяна Алексеевна

И Елисей не оставлял надежды найти любимую. Много ли времени прошло со дня пропажи царевны? Что произошло за это время?

Да, времени прошло, вероятно, немало: «День за днём идёт, мелькая…»; царица «долго дулась и сердилась» на зеркальце, строила свои козни, наконец дождалась исполнения своего чёрного замысла; богатыри в горе похоронили царевну; а королевич Елисей всё скакал и скакал по свету…

Художник Маврина Татьяна Алексеевна

Почему на помощь ему приходят даже силы природы?

Потому что покорены силой его чувства, упорством и неутомимостью.

Найти пропавшую невесту сложно, но, если очень постараться, можно. А вот можно ли вернуть её к жизни? Какие для этого есть волшебные средства в сказках?

В сказках умерших героев обычно воскрешают с помощью живой и мёртвой воды. Ни того ни другого у королевича Елисея не было… И всё-таки ему удалось вернуть невесту к жизни. Что же помогло этому чуду произойти?

Елисей не волшебник, нет у него чудодейственной силы, чтобы оживлять людей, это может быть только Господь Бог, но королевич живёт с Богом в душе, а потому его удар о гроб приобретает животворящую силу любви:

Королевич зарыдал

И пошёл к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть ещё хоть раз.

Вот идёт; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг неё страна пустая;

Под горою тёмный вход.

Он туда скорей идёт.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила.

И Елисей, и царевна вознаграждены за терпение, любовь и верность.

Как вы думаете, какой будет их любовь после перенесённых испытаний? 

Наверно, любовь их станет ещё крепче, потому что пронесли они её через все невзгоды, испытания, преодолели даже смерть…

Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать… 

Автор статьи Соловей Татьяна Григорьевна

ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СТАТЬИ  И СКАЗКИ

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи…

Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво…

Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой И с молитвою святой С лавки подняли, одели…

БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ И осталась бедная девочка в большом лесу одна-одинёшенька, и стало ей так страшно, что все листочки на деревьях оглядела она, не зная, как быть ей дальше, как горю помочь. Пустилась она бежать, и бежала по острым камням, через колючие заросли, и прыгали около нее дикие звери, но ее не трогали…

О  СКАЗКАХ  ПУШКИНА У каждого
возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей это сказки. Для десятилетних —
«Руслан». В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза,
«Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы — «Онегин» и лирика… Но пусть
сказки будут в каждой нашей семье наготове…

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ «СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» А.С.ПУШКИНА О происхождении этой сказки существует обширная литература. А
между тем, по-видимому, никто до сих пор не изучал единственной
черновой рукописи этой сказки (ПД, № 961)…
Так приходится думать
потому, что еще не опубликован очень любопытный эпизод этого черновика…

Характеристика главных героев

Царевна

Царевна является воплощением доброты, скромности и красоты. Причем красота у царевны не только внешняя, но и внутренняя. Читая сказку, я очень переживала за милую царевну. Ее кротость и трудолюбие, красота и душевная теплота восхищают меня. Пушкин так сумел представить образ царевны, что с первых страниц читатель очарован качествами девушки. В ней нет гордыни и высокомерия, несмотря на то, что она царская дочь.

Царевна отличается вежливостью и трудолюбием. Она не может сидеть без работы. Очень хорошо это видно, когда царевна попадает в дом семи братьев-богатырей. Девушка подмела светлицу, прибрала все. О ее трудолюбии говорит и то, что она умеет прясть. По всему заметно, что царевна неизбалованна. Ей чужды такие качества, как лень, горделивость, надменность. Она проста. Ее главным украшением являются вежливость, доброта, трудолюбие.

Еще одно не менее важное качество царевны – ее преданность. Она всей душой любит королевича Елисея. Царевна отвергает предложение семи богатырей. Делает она это очень тактично, мягко, так, чтобы не обидеть своих новых друзей. То есть царевна еще и очень тактичная.

Царица

В сказке образу царевны противопоставлена злая красавица-царица, которая озабочена лишь своей внешностью. Царица, мачеха царевны, красива, но очень спесива, высокомерна и своенравна. Она не может простить прекрасной царевне, что та милее и краше нее. Черная зависть, овладевшая царицей, толкает ее на жестокий и страшный поступок. Она решает убить царевну.

Не щадит царица и свое любимое зеркальце, которое не умеет лгать. Услышав от него нежеланный ответ, царица бросает зеркало под лавку как ненужный предмет. Ею овладевает желание отомстить царевне за ее превосходство над мачехой.

Такие люди, как царица, страшны как сами по себе, так и тем, что приобщают к достижению своих корыстных, грязных целей других людей. Так, царица требует от Чернавки полного повиновения. Она приказывает ей отвести царевну в дремучий лес и бросить ее там связанную на съедение хищникам.

Чернавка

Девушка-прислуга оказалась очень доброй. Она сжалилась над попавшей в беду царевной. Чернавка не стала убивать прекрасную царевну, а отпустила ее. Этот эпизод подтверждает мысль о том, что добрых людей вокруг нас намного больше.

Семеро богатырей

Братья живут в тереме, который стоит в лесу. Они очень дружны, хороши собой. Радушно приняли царевну, хотя и не знали, что это царская дочь. Братья честные и добрые люди.Влюбившись в прекрасную невесту, они приходят к ней, чтобы разрешить свой спор. Получив отказ, не сердятся на девушку, с уважением относятся к ее выбору.

Королевич Елисей

Королевич Елисей очень любит свою невесту. Услышав о ее исчезновении, тут же отправляется на поиски царевны.Только его любовь и помогла оживить отравленную царевну.

Зеркальце

Оно правдивое, не умеющее лгать и льстить. Для зеркальца правда превыше всего.

Итог

Противостояние добра и зла заканчивается в сказке Пушкина победой добрых сил.

Идея сказки сводится к мысли о том, что дерево ценится по плодам, а человек – по делам. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог гордиться своими поступками и мыслями.

Что может сравниться со сказками! Наверное, нет в мире ни одного человека, который бы не любил их. Сказки прочно входят в нашу жизнь еще в раннем детстве. Их дарит нам нежный голос мамы. Повзрослев, мы уже сами читаем их, переживая за судьбу героев, радуясь их успехам, огорчаясь их неудачам.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

АНАЛИЗ «СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» ПУШКИНА

3.6

(31)

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось? Почему? Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему? В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло. Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра? Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер. А кто воплощаёт силы зла? Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха. Кто же помогал ей творить зло? Чернавка. Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей злой воли? Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но … Чёрт ли сладит С бабой гневной? Спорить нечего … Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути. Откуда же в царице ненависть к царевне? Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно. Вспомните: когда у царевны появилась мачеха? Через год после смерти родной матери: Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой. Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери? Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе. Когда же мачеха вспомнила о падчерице? Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ: Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее. Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова. Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны? От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера. Отчего умерла царица? От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка: Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Можете ли вы назвать дату рождения царевны? Да — 6 января, накануне Рождества. С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им. Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности. Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она … взмолилась: «Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я, Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя». и Чернавка пожалела бедную девушку: Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой». Богатыри, пленившись её скромностью и красотой, приютили в своём доме: и царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зелёного вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс: Ей навстречу пёс, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пёс бежит за ней, ласкаясь … А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)? Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя … Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём? Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем. Чем стало для неё это зеркальце? Почему? Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова … Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»? Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало. Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер, заменить живых людей? Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице? Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой. Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Царица. Зворыкин

Царица. Куркин

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие. Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему? Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие. Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи. Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление? Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление. Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной? Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра, никого не обижала и готова была каждому помочь. Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны. Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

3.6 / 5. 31

.

Описание сюжета

Царь женился на молодой красивой женщине с завистливым характером. Она сразу невзлюбила свою падчерицу, дочь мужа от первого брака. Женщину волновала только собственная внешность. Своей красотой она каждый день любовалась в волшебное зеркало. Оно могло разговаривать и всегда подтверждало царице, что она является самой красивой на свете. Но так было до того момента, пока не подросла юная принцесса.

Злость мачехи

Красотой она превосходила свою мачеху. Но характер имела добрый и покладистый. Её сосватали за царевича Елисея, и в скором времени, должна была состояться свадьба. Но злая царица не могла допустить, чтобы кто-то на белом свете превосходил её по красоте. Она велела Чернавке, своей девушке-прислужнице отвести молодую принцессу в лес, привязать к дереву и оставить на съедение диким зверям.

Однако Чернавка пожалела царевну, и привязывать её не стала. Дочь царя долго бродила по лесу и, наконец, вышла на резной терем. Хозяев дома не было, тогда она решила:

  • прибраться в доме;
  • истопить печь;
  • приготовить еду.

Оказалось, что терем принадлежал семи братьям богатырям. Они вернулись со службы и были очень удивлены порядку в доме. Похвалили девушку и оставили у себя жить.

Отравленное яблоко

А в это время царица через своё волшебное зеркало узнала, что царевна жива. Отругала она свою Чернавку и велела закончить задуманное. Та притворилась старухой-нищенкой и пришла к терему богатырей.

Её очень не хотел подпускать к царевне верный пёс Соколко. Он лаял и бросался на нищенку. Но добрая принцесса всё же смогла кинуть бабушке хлеб, за что в благодарность получила от старушки яблоко. Оно было отравлено, но девушка об этом не знала. Она откусила кусочек и упала замертво.

Вернувшиеся с похода богатыри нашли её бездыханное тело. Они долго горевали. Даже не стали хоронить названую сестру в землю, потому что казалось, та просто уснула. На третий день юноши положили царевну в хрустальный гроб и приковали его цепями к столбам в пещере. Там и осталась спать мёртвым сном юная принцесса.

Поиски невесты

Тем временем царевич Елисей разыскивал свою возлюбленную. Он обращался с вопросом о ней ко всем прохожим, но никто ничего не знал. Отчаявшись, он спросил о царевне у Солнца, Месяца и Ветра. Последний рассказал ему про хрустальный гроб в пещере, и царевич отправился взглянуть на тело любимой в последний раз.

Прибыв на место, он действительно увидел свою невесту в хрустальном гробу. Боль его была столь велика, что он разбил крышку. И тут случилось чудо. Царевна будто очнулась от долгого сна, открыла глаза и села в гробу.

Молодые люди обрадовались встрече и отправились в обратную дорогу. Тем временем весть о возвращении царевны разнеслась по округе. Злая царица как увидела падчерицу, так, тотчас умерла. А влюблённые сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Персонажи сказки

Действующих лиц в сказке не очень много. Для читательского дневника их можно оформить в таблицу или сделать список персонажей «Мёртвой царевны» с характеристикой и небольшим описанием:

  • Царица — она же злая мачеха, отправившая юную принцессу на верную смерть в лес.
  • Царевна — дочь царя и падчерица царицы. Очень красивая девушка с добрым характером.
  • Елисей — царевич, жених принцессы. Отважный молодой человек.
  • Семь богатырей — братья, ведущее отшельнический образ жизни в лесном тереме.
  • Чернавка — служанка злой царицы. Девушка с добрым сердцем, но трусливым характером.
  • Соколко — верный пёс, который пытался спасти царевну от отравления.
  • Волшебное зеркало — приданое злой царицы, которое всегда говорило правду.
  • Солнце, Месяц, Ветер — одушевлённые силы природы, которые указали путь Елисею к хрустальному гробу.

В сказке также присутствуют персонажи, которые влияют на сюжет только косвенно. Например, царь. В тексте про него почти не упоминается, только то, что он женился на злой царице и горевал по потерянной дочери.

В самом начале произведения автор описывает царицу — мать принцессы. Но о ней известно лишь то, что она год прождала мужа из похода, сидя у окна, родила дочь в день его возвращения и умерла.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

Главные герои сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Характеристика главных героев

Безусловно, роль каждого из персонажей рассказа важна для общей атмосферы сюжета. Однако главных героев, вокруг которых происходит всё повествование истории можно выделить всего 3.

Злая царица

Вторая жена царя, мачеха юной принцессы. Её образ прописан очень ярко и подробно. Используя цитатный пример, женщину можно описать так:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Она привыкла выглядеть лучше всех, поэтому честность волшебного зеркала её очень злила. Поведение царицы можно описать как зависть, основанная на злобном характере. Красавица не могла смириться, что кто-то может в чём-то её превосходить, поэтому была готова даже убить, лишь бы оставаться первой красавицей на всё белом свете.

Судя по тому, как царицу боялась её девушка-служанка Чернавка, можно представить, каким характером обладала красавица мачеха. Несчастной подневольной даже пришлось пойти на убийство, так она опасалась гнева своей хозяйки.

В этой сказочной истории царица яркий отрицательный персонаж. Все её действия направлены только в угоду себе и во зло другим людям.

Мёртвая царевна

Дочь царя от первого брака. Красивая и добрая девушка. Весь её образ прописан как сопоставительный злой царице. Например, обе они были красивы, но одна была злая, другая добрая. И мачеха, и падчерица — царских кровей. Но одна всё время проводит перед зеркалом, а вторая с лёгкостью занимается обычной людской работой.

Об этом можно судить из фрагмента сказки, когда девушка оказалась в тереме у семи богатырей:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку…

По всей видимости, девушка была обучена простой работе по дому, что говорит о её трудолюбии и уме. О добром характере можно судить по поступку с нищенкой. Несмотря на то что умный пёс чуял в старухе неладное, принцесса всё же смогла передать голодной женщине хлеб.

Скромность и честность также были отличительной чертой царской дочери. Она могла бы выбрать себе в мужья одного из братьев богатырей, но честно призналась им, что уже помолвлена с другим. При этом сделав это таким образом, чтобы не обидеть никого из юношей.

Даже для учеников 5 класса сравнительная характеристика царевны и царицы проста и понятна. Дочь царя — яркий положительный персонаж в этой истории, чего нельзя сказать о её мачехе.

Царевич Елисей

Характеристика Елисея из «Сказки о мёртвой царевне» также проста для понимания. Это положительный со всех сторон персонаж. Он не пустил на самотёк пропажу своей невесты, а сам поехал на её поиски, что говорит об упорстве и смелости молодого человека.

Несмотря на свой статус царевича, Елисей отличался вежливостью. Иначе не смог бы получить помощь от сил природы в поиске своей возлюбленной. Он обращается к ним с почтительностью и благодарностью.

Физической силой, молодой жених, по-видимому, тоже не был обижен. Он с лёгкостью разбивает крышку гроба, в котором лежала царевна, а ведь тот был изготовлен богатырями. В целом образ королевича Елисея вырисовывается довольно ярко — красивый и умный молодой человек с упорным характером и добрым сердцем.

АНАЛИЗ «СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» ПУШКИНА

3.3

(24)

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось? Почему? Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему? В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло. Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра? Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер. А кто воплощаёт силы зла? Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха. Кто же помогал ей творить зло? Чернавка. Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей злой воли? Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но … Чёрт ли сладит С бабой гневной? Спорить нечего … Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути. Откуда же в царице ненависть к царевне? Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно. Вспомните: когда у царевны появилась мачеха? Через год после смерти родной матери: Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой. Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери? Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе. Когда же мачеха вспомнила о падчерице? Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ: Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее. Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова. Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны? От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера. Отчего умерла царица? От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка: Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Можете ли вы назвать дату рождения царевны? Да — 6 января, накануне Рождества. С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им. Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности. Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она … взмолилась: «Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я, Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя». и Чернавка пожалела бедную девушку: Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой». Богатыри, пленившись её скромностью и красотой, приютили в своём доме: и царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зелёного вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс: Ей навстречу пёс, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пёс бежит за ней, ласкаясь … А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)? Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя … Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём? Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем. Чем стало для неё это зеркальце? Почему? Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова … Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»? Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало. Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер, заменить живых людей? Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице? Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой. Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Царица. Зворыкин Царица. Куркин

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие. Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему? Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие. Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи. Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление? Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление. Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной? Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра, никого не обижала и готова была каждому помочь. Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны. Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

3.3 / 5. 24

.

Краткий анализ

Характеристика героев сказки поможет составить представление о мире персонажей и его атмосфере, а краткий анализ произведения понять его главную мысль. Для читательского дневника в 5 классе упрощённый разбор сказки будет выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1833.
  • Полное название — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  • Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
  • Жанр — стихотворная сказка.
  • Тема — любовь бессмертна.
  • Основная мысль — доброта, любовь и взаимовыручка может противостоять любому злу, даже смерти.

Есть версии, что в основе этого произведения лежат фольклорные мотивы и даже некоторые сказки зарубежных авторов. Однако все критики сходятся во мнении, что сказка — полноценное авторское произведение, написанное в особой Пушкинской манере.

В основе текста цепная композиция с троекратными повторами. Этот метод написания намного облегчает восприятие сюжета даже для самых юных читателей. К тому же система образов, основанная на их противостоянии, чётко квалифицирует каждого из персонажей.

В сказке сразу понятно, кто положительный герой, а кто отрицательный. Причём первых гораздо больше, что делает историю доброй и позитивной.

Произведение учит детей добру и взаимовыручке. Всегда помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Оставаться честным с собой и окружающими, какие бы трудности ни преподносила жизнь.

Персонажи

Главные герои

  • Варвара Краса — Длинная Коса

    Екатерина Гороховская
  • Василиса — Царевна Лягушка

    Юлия Рудина
  • Дарья — Царевна Несмеяна

    Наталья Терешкова
  • Царевна Елена Прекрасная

    Елизавета Захарьева
  • Спящая Царевна Соня

    Алёна Кононова

Второй план

  • Кощей Бессмертный

    Станислав Концевич
  • Кот

    Сергей Мардарь
  • Марлен

    Мария Цветкова
  • Сова

    Светлана Кузнецова
  • Баба Яга

    Сергей Дьячков
  • Улыбка кладовой

    Галина Чигинская
  • Закадровый голос

    Михаил Черняк

  • Какое чувство двигало матерями моряков в рассказе ивана панькина откуда у моряков взялась сила
  • Какое чувство вызывает рассказ совушка
  • Какое число встречается в сказках чаще всего
  • Какое художественное средство характерно для сказок м е салтыкова щедрина
  • Какое худо всех хуже в сказке горшеня