Какое горе случилось в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
  • 3 Вопросы «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

В одном царстве жили старик со старухой и трое их сыновей. Пошел слух, что идет туда чудо-юдо поганое. Два брата собираются «родную землю защищать», а младшему велят сидеть дома со стариками. Но Иванушка едет с ними. По совету прохожего дедушки они берут в пещере булатные мечи. Проехали через разоренную чудом-юдом деревню, где выжила одна бабушка. Заночевали в избушке у реки Смородины и калинового моста. Старший брат был в дозоре – да всхрапнул под ракитовым кусточком. А Иванушка с мечом тут как тут.

Шестиголовое чудо-юдо чует, что смерть ему от руки Ивана – крестьянского сына, но храбрится. Отсек Иван ему головы. И утром молчок про все. Средний брат тоже разоспался в дозоре, и Иван за него убил девятиголовое чудо-юдо. Утром он показал пристыженным братьям отрубленные головы чудищ. И велел на третью ночь по сигналу отпустить его коня и самим ехать на подмогу. Ночью вышло к нему двенадцатиголовое чудо-юдо. Головы ему срубать бесполезно: проведет «огненным пальцем» по срезу – и обратно прирастит к шеям. Загнал змей Ивана по плечи в землю. Лишь на третий раз, по броску шапки, братья очухались и примчались. Но конь Ивана явился раньше, потеснил чудо-юдо. Иван успел выбраться, срубить чудищу огненный палец, а дальше и все головы одну за другой.

И снова не спится бойцу. Идет он к дому чудищ, подслушивает козни их жен и матери. По пути домой он, изрубив змеих, превратившихся в колодец, яблоню, ковер, спас братьев от смерти. Напоследок выскочила в виде зубастой свиньи мать чудищ. Братья разошлись в разные стороны, а Иван поднял ее и шмякнул о землю. Не стало в тех краях чудищ. А братья опять взялись пахать землю.

Читательский дневник по сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Сюжет

Не хотели два старших брата брать с собой на битву с чудом-юдом младшего Иванушку, но он все равно поехал. Пока братья спали на реке Смородине в дозоре, Иван отсек головы у шестиголового и девятиголового чуда-юда. А потом, сказав братьям ждать его зова, ушел на битву с двенадцатиголовым змеем. А тот проведет пальцем по шее – и голова вмиг опять прирастает.
Звал Иван братьев на подмогу, но первым прискакал его верный конь, напал на чудище. Иван изловчился, срубил ему тот палец, а потом и все головы. Затем вызнал план мести жен и матери чудищ. И убил их, обернувшихся ковром, колодцем, яблоней и свиньей, спасая братьев от смерти. В освобожденном родном краю братья вернулись к пахоте, на радость стариков-родителей.

Отзыв

Сказка о крестьянском парне, народном герое, спасшем родную землю от чудищ. Много таких Иванов на Руси. Ведь сила – в народе, крестьянстве. Младший брат, в которого не верили старшие, спасает всех. Сказка учит самоотверженно защищать Родину, семью, дом. Учит отваге, смекалке, находчивости, осторожности, дальновидности.

План «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

  1. Старик со старухой и три их сына-пахаря.
  2. Весть о нападении чуда-юда.
  3. Братья идут на бой.
  4. Мечи из пещеры.
  5. Два боя Иванушки вместо спящих братьев.
  6. Сражение Иванушки с 12-головым змеем.
  7. Месть жен и матери чудищ.
  8. Гибель змеих от руки Иванушки.
  9. Возвращение домой.

Вопросы «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

  1. Сколько сыновей было у старика и старухи? (трое).
  2. Чем занимались браться в мирное время? (пахали землю).
  3. Кто хотел напасть на царство-государство? (чудо-юдо).
  4. Почему братья оставляли Иванушку дома? (он слишком молод).
  5. На какое оружие братья сменили дубины? (на мечи).
  6. На какой реке герои поджидали чудо-юдо? (на Смородине).
  7. Под каким кустом задремал старший брат? (под кустом ракиты).
  8. Сколько голов было у третьего чуда-юда? (12).
  9. Кто убил чудовищ и все их семейство? (Иванушка).
  10. Что посеяли на поле братья, вернувшись домой? (пшеницу).

­Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

В названии сказки мы видим противоборствующие стороны: Ивана-крестьянского сына и чудо-юдо. Против чуда-юда собрались выступить три брата, но на самом деле сражался только младший Иван.  Чудо-юдо в названии дано в единственном числе (обобщенное зло), хотя на самом деле были три разных чудовища.

Чем занимались старик и старуха – родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Старик и старуха были крестьянами, занимались земледелием. Когда пришло известие, что скоро появится на их земле чудо-юдо и погубит всех людей, старики опечалились, и старшие сыновья приняли решение уехать из дома и сразиться с врагом. Младший Иван не захотел оставаться в стороне от общей беды и поехал вместе с братьями, родители не посмели отговаривать сына в такой страшный час, когда опасность нависла над всеми.

Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чу­дом-юдом сразиться»?

Доехали братья до деревни, которая была разорена, только одна избушка и осталась, а кругом ни души, все порушено и выжжено. В доме нашли они старуху, которая рассказала о чуде-юде, которое уничтожило все вокруг, но ее пока не тронуло, видимо, она из-за старости своей не годилась чудищу в пищу. Бабушка похвалила молодцев за правильное решение ехать к калинову мосту и сразиться с чудом-юдом, чтобы спасти землю от гибели.

Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?

Подъехали братья к реке Смородине и решили держать дозор у калинова моста, чтобы не пустить в свои земли чудо-юдо. Только не устояли старший и средний братья перед сном, проявили беззаботность, и пришлось Ивану сражаться с двумя чудами-юдами о шести и девяти головах. А в третью ночь, в свой дозор, сразился Иван – крестьянский сын с самым большим чудом-юдом о двенадцати головах с огненным пальцем. И опять безответственные братья чуть не погубили Ивана и всех людей из-за своего крепкого сна. Каждый бой Ивана был труднее прежнего – таковы цена и испытание за свободу и счастье родной земли.  

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

В начале сказки младшего брата называют ласково Иванушкой, потом Иваном, Иваном – крестьянским сыном его называют чуда-юда (видимо, было предсказано им, что только Иван – крестьянский сын сможет справиться с ними, потому что окружение чуда-юда  (конь, ворон и пес) чувствовало опасность при приближении к Ивану.

И не напрасно – все три боя выдержал только Иван и победил, и в конце сказки его величают Иваном – крестьянским сыном (это как взрослого уважаемого человека по имени отчеству).

На обратном пути помощь братьям оказали кузнецы, спрятав их в кузнице от матери-змеихи.

Какие черты характера Ивана – крестьянского сына раскры­ваются перед боем, во время боя и после него?

Иван – крестьянский сын очень ответственно относится к делу, он осознает, что враг хитер и силен, а потому бдительность необходима. После двух боев Иван понимает, что это еще не победа, что впереди самый страшный бой и призывает братьев помочь ему. Иван очень смел, он один на один выходит на битву с врагом, не боится прямо отвечать чуду-юду. Иван – защитник семьи и родной земли, он очень внимателен, потому ему удается узнать замыслы змеевых жен и матери-змеихи и спасти братьев от неминуемой гибели. Он не гордится и не хвастается своей силой и победами, он, младший, но по делам и уму оказывается единственным спасителем людей.

Подготовьте рассказ об Иване – крестьянском сыне.

Иван — крестьянский сын – младший в семье. Его все называли Иванушкой. Родители были крестьянами, пахали землю, сеяли зерно, без дела не сидели ни дня. Но пришла беда: разнесся слух, что чудо-юдо подбирается к их землям, а соседние уже разорил и людей уничтожил. Иван вместе с братьями собрался на защиту земли, хотя те и не хотели брать младшенького с собой – хотели, чтобы он остался на утешение родителям. Но мать и отец благословили всех троих сыновей на ратный подвиг.

И именно Иван оказался настоящим воином, смелым, находчивым, сильным, сумевшим в одиночку убить трехглавого и шестиглавого змей. И только в третьем бою братья ему помогли, но лишь тем, что выпустили на подмогу Ивану его верного коня.

На обратном пути Иван трижды спас братьев от смерти, и опять благодаря тому, что не спал, а подслушал разговор жен и матери змеев.

Мне думается, что в образе Ивана сказитель-автор отразил лучшие качества русского народа, которые проявлялись в минуты опасности и помогали защищать родную землю.


Подготовьте сказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:

– Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали…

– Затужили старик со старухой, загоревали…

– В некотором царстве, в некотором государстве…

– И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали. И вот прокатился слух о грозящей беде: будто в соседних землях появилось чудо-юдо, которое людей убивает, землю разоряет, а города и села огнем сжигает.

Затужили старик со старухой, загоревали от такого известия, а старшие сыновья стали их успокаивать:

– Не печальтесь, батюшка и матушка! Мы поедем, найдем чудо-юдо и будем с ним биться насмерть, но в родную землю не пустим. А чтоб веселее вам было, пусть Иванушка с вами остается. Но не согласился со старшими младший брат Иванушка:

– Не смогу я спокойно дома сидеть да вас ждать – тоже поеду с чудом-юдом сражаться.

Не стали отговаривать Ивана отец с матерью, собрали в дорогу трех сыновей. А те сели на коней добрых, взяли с собой мечи булатные да котомки с хлебом-солью и отправились в путь.

Приехали в какую-то деревеньку, от которой и остался-то один дом. Зашли в него и увидели старуху на печи. Рассказала она братьям, что землю разорил и людей убил чудо-юдо. А когда узнала старушка, что братья его и ищут, чтобы сразиться с ним, похвалила добрых молодцев за решение правильное.

Приехали братья к калинову мосту на реке Смородине. Решили ночами дозор держать, чтобы не пропустить чуда-юдо на свои земли. В первую ночь дежурил старший брат, да уснул он и не слышал, как младший Иван сражался с чудом-юдом трехголовым. На следующую ночь средний брат пошел в дозор, но и он уснул. И опять бой принял Иван. Сражался он уже с чудом-юдом о шести головах.

Перед третьей ночью повел Иван своих братьев к мосту и показал им головы змеевы, предупредил, что нынче ночью будет самый страшный бой, а потому должны братья помочь ему, а не спать. Объяснил Иван, что должны сделать братья.

         Ночью появилось на мосту чудо-юдо о двенадцати головах. Ворон на его плече встрепенулся, конь под ним споткнулся, а пес сзади ощетинился.

– Что ты, конь мой, споткнулся? Отчего ты, ворон, встрепенулся? Почему, пес, ты ощетинился? Уж не Ивана ли крестьянского сына вы почуяли? Так он еще не родился, а и родился, то на бой не сгодился. Как дуну – так от него ничего и не останется.

         Вышел тут Иван перед врагом:

– Зря похваляешься, как бы не опозориться!

– А так это ты, Иван – крестьянский сын, и есть! Зачем пришел?

– На тебя посмотреть да с тобой сразиться.

– Да ты муха передо мной. Куда тебе силу мою пробовать!

         Отвечал тогда Иван чуду-юду:

– Я пришел не сказки тебе рассказывать и не твои сказки слушать, а сражаться с тобой на смерть!

         И начался тут бой. У этого чуда-юда был огненный палец, с помощью которого отрубленные головы у него вырастали вновь. Змей пытался хитрить, просил передышки, но Иван понимал, что это для него погибель. Пришла пора звать подмогу. Насилу разбудил Иван опять крепко спящих братьев. Те отвязали жеребца, который пришел на помощь хозяину. Как только удалось срубить огненный палец, сразу и дело у Ивана пошло. Победил он змея о двенадцати головах!

         После отдыха пошел Иван к каменным палатам, где жили чуда-юда со своими женами и матерью, подслушал их планы. Это помогло Ивану спасти братьев и себя на пути домой.

         А когда вернулись к родителям на родную землю, то стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…    


Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представля­ете бои, которые вёл Иван – крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

В учебнике помещены две иллюстрации к сказке художника В. Бельтюкова. На первой мы видим встречу на калиновом мосту Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом девятиголовым. С плеч змея взлетает ворон, конь под ним как бы в испуге приостановился, а сзади к земле прижался пес. Сам змей тремя головами дышит огнем. Иван же преградил путь чудищу и готов с ним сразиться. На другой иллюстрации мы видим момент боя Ивана с двенадцатиголовым чудом-юдом. Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.

Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.

Персонажи русской народной сказки

  1. Иван – младший сын простого русского крестьянина. Недолго думая, парень идет на битву с чудовищем. Он проявляет недюжинную смекалку и выносливость. Иван не привык рассчитывать на помощь братьев, поэтому берет в свои руки инициативу и подкарауливает монстров. В битве проявляется его богатырская сила и выносливость.

  2. Братья Ивана – персонажи нейтральные. У них нет ярко выраженных отрицательных или положительных черт. Они пассивны и безответственны, помогают Ивану только тогда, когда он их заставляет.

  3. Чудо-юдо – собирательный образ злодея, который покушается на русскую землю. На своем пути все рушит и уничтожает.

  4. Три жены и мать чуда-юда – героини, которые пытаются отомстить Ивану, но тот благодаря смекалке их уничтожает.

Краткий пересказ «Чудо-юдо»

Повествование ведется в типичной для русских сказок манере: используются устаревшие слова, трехкратные повторы, традиционные эпитеты. Краткое содержание произведения «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» поможет понять своеобразие композиции.

Спокойную жизнь крестьянской семьи нарушает весть о том, что на государство хочет напасть чудо-юдо, чтобы погубить его жителей и уничтожить селения.

На битву с чудовищем собрались старшие сыновья, но самый младший, Иван, захотел пойти с ними. Родители не стали ему препятствовать.

Приехали братья в разоренную деревню. В единственной уцелевшей избушке встретили они старушку, у которой переночевали. Рассказала им чудом выжившая жительница, что монстр все соседние территории разграбил.

Приехали молодцы к реке Смородине, берега которой были усеяны костями. Решили мужчины переночевать в избушке на берегу реки. Иван предложил по очереди сторожить мост, по которому чудо-юдо могло через реку перебраться.

Чудо-юдо пересказ

В первую ночь на карауле стоял старший из братьев. Его сморил сон, поэтому вступить в бой с чудовищем пришлось Ивану. Снес богатырь злодею все шесть голов, закопал под мост и вернулся в дом. Утром пришел старший брат и поведал, что ночь прошла спокойно.

Назавтра история повторилась. Средний брат, стороживший переезд, заснул под кустом, а Иван сошелся в схватке с чудом-юдом, у которого было девять голов. Насилу одолел он монстра. Когда ночь закончилась, показал богатырь своим братьям спрятанные головы и попросил следующей ночью не смыкать глаз, чтобы прийти на помощь.

Ночью появилось чудо-юдо с двенадцатью головами. Пробовал их Иван срубить, но злодей горящим пальцем обратно их приживлял. Братья в это время крепко спали, насилу их парень разбудил. Отсек он чуду-юду волшебный палец и срубил все головы.

Утром после битвы перебрался богатырь через реку и прокрался к палатам, где жили три жены чуда-юда и его старая мать. Подслушал Иван их разговор и узнал, как они мстить собираются. Первая жена задумала обернуться колодцем с отравленной водой, вторая – яблоней со смертельными плодами, третья – ковром, на котором заживо сгореть можно.

По пути домой Иван все препятствия распознал и уничтожил. Вскоре небо заволокло тучами, завыл ветер. Оказалось, что их преследует старая змеиха – мать чуда-юда. Укрылись молодцы от нее в кузнице с двенадцатью железными дверями. Змеиха уничтожила одиннадцать дверей и села передохнуть. Выскочил Иван и убил злодейку.

С тех пор исчезли все чудовища. Иван с братьями вернулся к родителям.

Мораль сказки

Многие произведения, созданные русским народом, проникнуты идеей защиты родной земли. Простые люди, в обыденной жизни занимающиеся крестьянским трудом, готовы в минуту опасности не раздумывая встать на защиту Родины. Образ Ивана воплотил в себе лучшие черты героя-богатыря. Он смел, силен и ловок, способен постоять за себя и близких.

Сказки нашего великого русского народа отличаются яркостью, национальной колоритностью, особой значимостью во все эпохи. Знакомые с детства герои, увлекательные, захватывающие сюжеты, волшебство – это все заложено в русском фольклоре. Сайт Литерагуру тоже любит фольклористику, все ее разновидности, и сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», представленная в сокращенном варианте, – тому подтверждение. В этом варианте переданы все важные события произведения, он может использоваться при подготовке к занятиям и творческим работам.

Краткое изложение

В начале сказки описывается жизнь и быт обычного крестьянского семейства, трудолюбивого и дружного. Это родители и их дети – 3 сына, самый младший – Иван.

По государству разнеслась весть, что скоро на их землю нападет страшный враг – чудо-юдо.  Старший и средний братья решили идти биться с чудовищем, а Ивану дали наказ не оставлять пожилых родителей, так как он еще очень юн, чтобы сражаться с чудищем. Иван же не соглашался остаться дома, и тогда братья все втроем оседлали своих преданных скакунов, сели на них и тронулись со двора.

По пути они повстречали пожилого человека, он сказал отважным юношам, что вместо дубинок лучше взять с собой булатные мечи. Старик поведал бойцам, что надо добраться до горы с пещерой, ее вход прикрывает камень, в ней и спрятаны мечи. Молодые люди послушались совета незнакомого старика, разыскали пещеру с различным оружием, которое там было в большом количестве, и вооружились мечами. Их путь лежал далее. Через некоторое время братья подъехали к сожженной деревушке, с одной уцелевшей избой, в которой лежала на печи старушка. Бабушка спросила о цели их визита и сказала, что ее деревня была уничтожена чудом-юдом. Переночевав у пожилой женщины, утром братья продолжи ли свой путь.

Выйдя к реке Смородине, на ее берегу удальцы  нашли переломанное оружие и останки людей. Они подыскали незанятое жилье и приняли решение остановиться в нем, чтобы не пропустить чудище через калинов мост.

Первым вышел в ночной дозор охранять мост брат старший. Вокруг было тихо, он не обнаружил ничего подозрительного и лег спать. Но младшему брату спать не хотелось. Иван, прихватив с собой оружие, отправился на берег реки. И тут в реке стала шуметь вода, а птицы принялись кричать: появилось чудо-юдо о шести головах, которое, сидя на коне, в сопровождении пса и ворона направилось к калиновому мосту. Прислужники выразили тревогу, но чудовище успокоило их, сказав, что причин для беспокойства нет, потому что крестьянского сына Ивана еще нет на свете, а ежели и есть, то сражаться он еще не годен. Тут Иван обнаружил себя и вызвал на поединок чудо-юдо. Взмахнув мечом один раз, он срубил чудищу сразу половину голов, а когда оно попросило передохнуть, смельчак не уступил. Он дал согласие сделать передышку, когда у них у каждого будет только одна голова и продолжил поединок. Иван срубил чудищу и оставшиеся 3 головы. Его тело он рассек на части и бросил в воды реки Смородины, а все 6 голов спрятал под мостом.

Поутру брат, вернувшийся с дозора, поинтересовался о проведенной ночи, Иванушка сказал, что ничего он не видел.

Следующей ночью отправился в дозор брат средний. Он тоже, оглядев все вокруг и не заметив ничего странного и подозрительного, вскоре захотел спать и уснул. А Иванушка опять пошел к воде и притаился в ракитовых кустах. И снова все повторилось, как в ту ночь. Но в этот раз у чуда-юда голов уже было девять и вести бой с ним было труднее. Срубил Иван 3 головы, а чудище нанесло ответный удар. Но Иван был не только храбрым, а еще и смышленым, он схитрил, бросив чуду-юду в глаза горсть песка, а затем его уничтожил. С девятью головами и телом чудовища крестьянский сын поступил так же, как и в тот раз. А утром младший брат повел своих братьев под мост, показал им головы чудовищ и пристыдил юношей за легкомыслие и безответственность.

На третью ночь пришел черед Ивана отправляться в дозор, дежурить у моста. Братьям он дал наказ, чтобы они не спали, а услышав его первый свист, выпустили его верного скакуна и отравлялись на помощь.

С вечера все было тихо, но вот наступила полночь, и спустя некоторое время показалось чудище. У него было 12 голов. Иванушка вступил с чудом-юдом в схватку. В бою он снес дракону сразу 3 головы, а тот чиркнул своим огненным пальцем и тут же водрузил их на место. Так повторялось несколько раз. Тут Иван подустал, почувствовал, что теряет силы, решил, что пора просить подмогу у братьев, и издал громкий свист. Но молодцы к тому времени крепко уснули и помочь ничем не смогли. Силы были неравные, и чудо-юдо в итоге вогнало Ивана в землю по самые его плечи. Он бросил шапку в избушку, та зашаталась. Тут только братья пробудились, выпустили скакуна Ивана, который тревожно метался в стойле, и побежали вслед за ним на помощь. Верный конь принялся осыпать ударами копыт чудо-юдо, а Иван тем временем выбрал удобный момент и отсек дракону огненный палец. Потом он срубил чудищу все его 12 голов и спрятал под мостом.

Утром следующего дня младший брат сказал, что пойдет, поищет у реки кушак, который потерял. А сам отправился на противоположный берег, к месту, где жили чуда-юда. Там он заметил мать чудищ и их жен. Они думали и обменивались мнениями, как отомстить Иванушке. Одна супруга сказала, что она превратится в колодец, а Иван с братьями, чтобы утолить жажду, из него напьются и отравятся. Другая – обернется яблонькой, братья попробуют ее яблоки, и их разнесет в клочья. Третья – превратится в ковер и подушки. Иван с братьями сгорят, если лягут отдыхать на них. А мать чудищ одобрила планы невесток относительно мести крестьянскому сыну и сказала, что превратится в свинью и, если их способы не прокатят, то тогда она сама проглотит Ивана с братьями.

Тайно прослушав их разговор, герой возвратился назад в жилище, и братья поехали домой, к родителям. Было очень жарко, тут они увидели на пути колодец, и старшие братья захотели испить водицы. Но младший брат их от этого отговорил, а сам принялся рубить колодец, и тогда жара спала. Потом смельчакам на пути повстречалась яблоня, а младший брат снова предостерег братьев, стал рубить ее, и яблоня закричала. А немного позже, на пути молодцы увидели ковер, на котором лежали подушки. Братья изрядно подустали, старшие хотели прилечь, но и тут Иван принялся их отговаривать от этого. А те стали сердиться, возмущаться. В ответ на это младший кинул на ковер кушак, и  он тут же полыхнул огнем.

Молодцы направились далее, но тут погода неожиданно ухудшилась, они оглянулись и заметили большую свинью, которая их нагоняла. Парни вынули из своей котомки соль и кинули ей в разинутую пасть. Свинья сначала посчитала, что есть всех братьев, а вскоре поняла, что ее обманули, и бросилась в погоню за юношами. Но братья сразу разделились и быстро поехали в разных направлениях. Пока животное соображало, за каким братом лучше побежать, младший бросил его оземь, оно и рассыпалось в прах.

А Иванушка с братьями возвратились домой. Больше чуда-юда на их земле не появлялись.

Отзыв

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» мне хорошо запомнилась и понравилась. Она имеет огромный воспитательный смысл и затрагивает важные темы и проблемы, которые существуют в обществе любой эпохи. Основная мысль этого произведения, как и большинства других фольклорных творений – патриотическая. Сказка учит тому, что нужно идти на защиту своей Родины, биться за ее свободу и процветание, не сдаваться и не опускать руки, как бы трудно не было. Даже, когда кажется, что выхода нет, он всегда находится, если не сдаваться.

После всех трудностей и опасных испытаний, которые выпали на долю самого младшего крестьянского сына Ивана, конец сказки, как и у всех сказок, счастливый. Хотя этого от него не ожидали, а он показал себя с самой лучшей стороны: был ответственным, храбрым, настойчивым, смекалистым, искусным бойцом и надежным братом в отличие от старших, которые, наоборот, должны были его защищать и подавать ему пример смелости и надежности. Такое несоответствие в этой сказке характерно для некоторых других русских народных произведений. Оно говорит нам о том, что не всегда можно определить сразу, с первого взгляда, насколько смел или силен человек. Бывает так, что эти важные качества скрыты и для их проявления нужны время и подходящая ситуация. Если бы младший сын не пошел на битву с чудищем, хоть старшие его брать и не хотели, то можно только догадываться, каким страшным мог бы оказаться финал этой сказки, совсем не сказочным.

Впечатление на меня эта сказка произвела хорошее, но все же я считаю, что в ней есть много отрицательных моментов. Мне не понравилось, что братья Ивана, хоть и были старше, но полагаться на них ни в чем нельзя, они вели себя безответственно, легкомысленно, не по-взрослому, много раз подводили Ивана. Даже когда он им показал головы чудищ и пристыдил, они все равно уснули и вовремя не выпустили его коня и ему на помощь не пришли. Такое их ко всему отношение могло навредить им, Ивану и всему населению  страны. Младшему брату такое их поведение едва не стоило жизни, но он тоже поступает опрометчиво. Несмотря на то, что братья спали в дозоре, Иван их только пристыдил, а потом положился на них, отправляясь в последний бой. Такой поступок характеризует младшего брата, как человека доброго, милосердного, великодушного.

Несмотря на эти моменты, в целом сказка, конечно же, положительная. В ней много патриотического посыла, это повествование о смелости и о намерении защитить свою Родину, свой край. В книге присутствуют элементы волшебства, интересно разворачивается сюжетная линия. Кроме всего прочего, в тексте мы наблюдаем, как динамично развиваются действия, в нем живой и самобытный язык, ярко и захватывающе описываются сражения Ивана с чудом-юдом. Все эти нюансы помогают читателям почувствовать собственную причастность к истории и жизни государства. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» учит многому. Важной ее мыслью является то, что человек должен обладать отвагой, смекалкой, добротой, милосердием, чего очень не хватает в нашем нынешнем обществе. В этом произведении добро победило зло, что очень радует. Так я отношусь к сказке об Иване – крестьянском сыне и чуде-юде.

Читательский дневник по русской народной сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»

Автор: народ.

Название произведения: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Число страниц: 38.

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Иван — младший сын, Чудо-юдо.

Второстепенные герои: братья Ивана, три жены Чуда-юда, мать-змеиха.

Характеристика главных героев:

Иван — Отважный, сильный и находчивый.

Сообразительный.

Один справился со всеми чудищами.

Чудо-юдо — три змея.

С разным числом голов.

Хвастливые, жестокие.

Характеристика второстепенных героев:

Братья — ленивые и сонливые. Доверчивые.

Старая змеиха — коварная, находчивая и ловкая.

Мать змеев.

Жёны змеев — злые, отвратительные.

Краткое содержание сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Повадилось летать на русскую землю Чудо-юдо.

Решили братья пойти на бой с ним и защитить родную землю.

Добрались они до деревни разрушенной, а там только старушка выжила.

Благословила она братьев на подвиг.

Остановились братья у моста через реку Смородину.

Решили по очереди караулить.

Но уснули старшие братья и караулил один Иван.

В первую ночь победил он трёхголового змея.

Во вторую ночь убил змея с шестью головами.

Перед третье ночью предупредил братьев, чтобы не спали те, а на помощь шли.

Но уснули братья.

Тяжело пришлось Ивану в битве.

Кидал он рукавицы и шапку в избушку и разбудил братьев.

Выпустили те коня Ивана и победил богатырь змея с двенадцатью головами.

Но отправился Иван за реку на разведку.

И подслушал планы змеихи-матери и её невесток.

По дороге к дому разрубил Иван колодец, яблоню и ковёр, в которых жёны змеев превратились.

Спас тем самым братьев.

Но мать змеев превратилась в свинью, и за братьями бросилась.

Пока она решала, за кем из братьев кинуться, Иван на свинью запрыгнул и убил её.

С почётом и славой вернулись братья домой.

План сказки:

  1. Зло на русской земле.
  2. Братья едут в поход.
  3. Спалённая деревня.
  4. Мост.
  5. Первая ночь.
  6. Вторая ночь.
  7. Предупреждение Ивана.
  8. Решительная битва.
  9. Подслушанный заговор.
  10. Колодец, яблоня и ковёр.
  11. Битва со свиньёй.
  12. Возвращение.

Основная мысль сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Главная мысль сказки заключается в том, что не только сила и храбрость нужны для того, чтоб одержать победу над врагом, но и изобретательность и хитрость.

Основная идея сказки в том, что много на Руси богатырей и всегда найдётся кому защитить её от врагов.

Чему учит сказка

Сказка учит рассчитывать только на себя и не бояться встретиться лицом к лицу с врагом.

Учит думать о дальнейшем и предугадывать действия соперника.

Учит любить свою Родину и защищать её от нападок лиходеев.

Учит быть храбрыми, отважными, мудрыми и дальновидными.

Краткий отзыв о сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была поражена мудростью обычного деревенского паренька, который сумел не просто порубить трёх змеев, но раскрыть коварные замыслы их родни.

Иван показал себя настоящим былинным богатырём, готовым грудью встать на защиту рубежей Родины.

Он был сильным, смелым, решительным. Проявил хитрость и смекалку.

Это очень интересная сказка, в которой действуют волшебные существа, есть превращения.

Поэтому она относится к жанру волшебных сказок.

Больше всего в ней мне понравился главный герой, младший брат.

Его братья были добрыми молодцами, честными и смелыми, но Иван оказался решительнее и дальновиднее.

И он не позволил сну сморить себя.

Только благодаря его усилиям удалось победить огромных змеев.

Я всем советую прочитать эту сказку, и научиться честно выполнять свои обязанности, не лениться и не перекладывать их на чужие плечи.

Пословицы к произведению:

  • Противник силён, пока не повален.
  • Не всякие глаза видят врага.
  • Где смекнёт боец, там врагу конец.
  • Врага убил — свою жизнь продлил.
  • Чья храбрость, того и победа.

Словарь неизвестных слов:

  • Пашня — вспаханное поле.
  • Котомки — дорожный мешок с лямками.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Подошёл он к ковру и давай мечом ковёр да подушки на мелкие лоскутки рубить.

Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

— Напрасно вы, братцы, ворчали на меня!

Ведь и колодец, и яблонька, и ковёр этот — все чудо-юдовы жёны были.

Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Иван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки (5 класс)

Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» относится к волшебным сказкам: в ней изображаются необыкновенные, волшебные события, превращения, присутствуют фантастические существа. Она необычна тем, что сюжет ее не связан с любовью, женитьбой, дальними и долгими странствиями героя в поисках любимой. Тема произведения – защита родной земли от грозного и ужасного врага.

Уже в названии сказки подчеркивается происхождение героя — «крестьянский сын». Люди, живущие и трудящиеся на земле, готовы при необходимости и встать на ее защиту. Обратим внимание и на то, что на борьбу с врагом отправляются три брата, но только одного из них, младшего, древний сказитель сказки называет по имени. Он младше других, но подходит к походу со всей ответственностью: не спит в дозоре, проявляет предусмотрительность, смекалку и осторожность в тех случаях, когда остальные беспечны.

В бою с сильным и страшным чудищем он ловок, смел и мужествен. В его речи звучат пословицы, выражающие его спокойное достоинство, жизненную мудрость. В важные моменты боя он проявляет хитрость и смекалку: успевает бросить в глаза противнику горсть песка, вовремя понимает, что необходимо отрубить чудищу огненный палец.

В сказке используется традиционный прием – троекратный повтор: Ивану предстоит выдержать не одну, а три битвы с чудищем, каждая следующая при этом труднее и тяжелее предыдущей. Это усиливает значимость его победы, подчеркивает его выносливость, готовность стоять до конца. Ведь герой понимает, за что он бьется: за добро и правду, за простых русских людей.

В описании чуда-юда древний сказитель тоже использует традиционные сказочные приемы и символику: при его приближении замирает вся природа, его спутниками являются черный ворон и пес. Ворон издавна воспринимается как предвестник чего-то дурного, возможно, смерти. Ведь вороны кружат над полем боя, стремясь поживиться мертвечиной. Черный цвет в этих описаниях также служит страшным предзнаменованием.

Тем более славную победу одерживает герой сказки над противником. Важно, что в начале и конце произведения изображается крестьянский труд, мирная работа землепашца. Древний сказитель таким образом хочет подчеркнуть отсутствие всяческих воинственных намерений у героев: они исключительно мирные люди, и только опасность, грозящая родной земле, заставляет их браться за оружие.

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо - анализ сказки

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Дарья Мелехова — героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она не входит в число главных героев произведения, но тем не менее, образ Дарьи очень интересен.

  • Сочинение на тему Мой любимый уголок природы

    Все люди любят отдыхать на природе. Одни едут в свой выходной день в лес, другие отправляются на дачу, а кто-то с удовольствием гуляет в ближайшем парке.

  • Анализ рассказа Астафьева Конь с розовой гривой 6 класс

    Прекрасный детский автор В. Астафьев писал произведения автобиографического направления, где рассказывал о своей деревенской жизни. Рассказ Конь с розовой гривой как раз относится к этим сочинениям

  • Сочинение Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского

    В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» два главных героя мужского плана. Пьер Безухов и Андрей Болконский. Андрею 27 лет, а Пьеру 20. Они друзья. Но очень разные.

  • Сочинение Описание усадьбы Коробочки (и деревни)

    Настасья Петровна Коробочка — небогатая помещица, одна из центральных героинь поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Овдовевшая женщина живет одна, самостоятельно ведет хозяйство в имении


0

«Иван-крестьянский сын и чудо юдо», о чём сказка, какие события описаны?

5 ответов:



5



0

В сказке «Иван крестьянский сын и чудо юдо» описывается, как и в большинствн русских сказок, борьба и победа Ивана (как обычно, младшего брата в семье) с нечитой силой, чудищем Чудо Юдо.

Перед тем как идти в поход братья взяли провизию, в дорге им помогли люди и сказали, где взять оружие.

Сама битва, как водится, происходила на Калиновом мосту через реку Смородина.

Последовательно три ночи подряд Иван одолел сначало 6-ти головое чудище, потом 9-ти головое, потом 12-ти головое. Причём ему пришлось, сражаясь с 12-ти головым чудищем ещё отрубить ему огненный палец. Стоит заметить, что братья все битвы проспали.

Потом ещё Ивана хотели погубить жёны чудищ, но у них ничего не вышло.

Затем Иван вернулся домой и занялся обычным крестьянским трудом, то есть сеял и пахал.



3



0

Русская народная сказка «Иван-крестьянс­кий сын и Чудо-Юдо» известна пожалуй каждому второму с самого детства, ведь данная сказка очень добрая, поучительная и интересная.

В данной сказке рассказывается о трёх братьях, которые пошли сражаться с чудовищем, напавшим на родину не испугавшись Чудо-Юдо.

Они долгое время выжидали врага,

но когда дело дошло до главной битвы, в бой пошёл лишь один, самый смелый и самый храбрый Иван, потому что его братья крепко спали.

Он сражался трижды, где в первой битве победил шестиголовое чудище, потом девятиголовое и в финале он встретился один на один с двенадцатиголовым чудищем. Иван не испугался и не отступил, а как герой бился до последнего.

После победы над Чудом-Юдом Иван вернулся на родину и не потеряв чести и достоинства и не загордившись, приступил к своим обыденным делам.



1



0

О чем сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»:

Эта сказка о трех братьях, которые встали на защиту родины против поганого змея, чуда-юда. Сказка о патриотизме и борьбе со злом. Сказка о победе и предусмотрительности главного героя.

Какие события описаны в сказке:

Сказка начинается с описания мирной жизни крестьян. Но приходит черная весть о нападении чуда-юда. Братья все как один отправляются бороться со змеем. Они встречают поддержку и благословение простого народа — старика в лесу и старухи в разграбленной деревне.

Они караулят границу на реке смородине, но только Иван исполняет свои обязанности со всей ответственностью. Поэтому он и убивает чудо-юдо, которых оказывается сразу три.

Потом Иван раскрывает планы мести, лелеемые матерью и женами убитых чудищ и срывает их. И все заканчивается возвращением братьев в отчий дом.



1



0

Краткое содержание сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» для читательского дневника:

Три брата жили с матерью и отцом, все было хорошо. Прошла весть о том, что скоро на них нападет чудо-юдо, все села сожжет, всех погубит. Братья пошли на битву. Встретился им старичок, подсказал, как достать мечи булатные. Подошли браться к реке Смородине и увидели сожженные села и погибших воинов. Стали поджидать чудо-юдо. Первую и вторую ночи братья проспали, а Иван сражался с чудо-юдо, рубил ему головы и скидывал в реку Смородину. Третья ночь была самая сложная — девять голов было у чудо-юдо, Иван их срубал, они вновь отрастали. Трижды звал Иван на помощь братьев, лишь на третий раз они проснулись и вместе зарубили чудо-юдо. Иван подслушал разговор жен чудо-юда и его матери, как хотят они отомстить братьям: колодец, яблоня, ковер и свинья. Всех победили братья и с победой вернулись домой.



1



0

Во времена древней и средневековой Руси неспокойной была жизнь людей. Многочисленные враги нападали на русские земли, разоряли их, людей уводили в плен, во множестве убивали.Об это фактически говорится во многих русских сказках. Описываются именно эти события. Поганый Змей в этой сказке- собирательный образ таких врагов, в частности, это монголо-татары. А Три брата, в т.ч. Иван — образ русского народа, который встал на защиту своей земли.

Читайте также

Самый красивый дождь идет, когда ярко светит солнце, поэтому он такой тёплый, и от него совсем не хочется спрятаться. Сквозь солнечные лучи, его мелкие капельки, струятся сверху как будто серебряные нити. Такой дождь называют в народе «слепым». Он идет совсем недолго, но дарит всем людям хорошее настроение!

Рассказ нужно начать с того, что эти милые пушистые животные очень похожи внешне.

Только заяц дикое животное, а кролик – домашнее, так считают многие из нас.

Но это не так. И те, и другие могут быть дикими.

И все же мы привыкли считать кролика домашним животным.

axpN9q3vncATGZzsIZNBppko7n5RwG.png

Они действительно схожи по внешнему виду, физическому строению и вкусовым пристрастиям.

Как тот, так и другой любят морковочку, капустку и яблоки, траву, кору деревьев и тонкие веточки.

А вот различий между ними больше.

Начнем с внешнего вида. Вроде бы очень похожи, но различия имеются.

v7G41PEjobLabSrM0SuXUZvUuQAfxpUz.png

Ушки у кролика короче, ведь он всю свою жизнь находится в ограниченном пространстве.

И лапы у кролика также короче и не такие крепкие, ведь ему не приходится убегать от хищников.

Заяц меняет свой цвет в зависимости от сезона, а кролик нет.

Ведь зайцы живут на природе, и потому им приходится приспосабливаться к окружающей среде. Вот они и меняют шубку с серой на белую.

Кролики, в отличии от зайцев, есть грибы и ягоды не будут.

У зайца нет определенной норки, он может жить и под кустом. А вот кролики, если их выпустить на волю, сразу же начнут рыть себе норки.

Зайцы одиночки. Зайчиха бросает своих детенышей, а кролика – нет.

wovdGxYfz0KYa3bgdrWbeSc0kceTtHB.png

И самое главное отличие. Кролики прирученные. Они могут есть из рук, дают себя погладить. Зайца сколько не пытайся приручить, не удастся.

Главных героев, действующих лиц, не так уж и много: это Рике, принцесса глуповатая и фея.

  • Принц, прозванный Рике с хохолком (другой перевод названия — «Хохлик») из-за того, что родился с пучком волос на голове. Очень уродлив: огромный нос красного цвета, глаза косые, хромота и горб. Уродство компенсировано редким умом и волшебным даром наделят любимую интеллектом. Показан настойчивым и терпеливым юношей. Целый год ждал своей свадьбы, потом не дал поумневшей принцессе возможности увернуться от исполнения обещания. Подготовку к свадебному пиру начал ещё до разговора с невестой, настолько был уверен в своём даре убеждать. Никакого превращения в конце сказки не дождался, не он стал красивым, а девушка полюбила Рике неказистым умницей. Известно, что на 7-8 лет старше своей невесты.
  • Принцесса глупая от рождения, прекрасная внешне. Внешность не описывал автор, просто сообщил, что родилась красавицей и с каждым днём всё больше радовала глаз. Но говорила глупости, била по неловкости посуду, разливала воду. Будучи дурочкой, не умела вести бесед светских, завидовала умной дурнушке-сестре, слушала ругань мамы. Сама мучилась от недостатка ума так, что согласилась в обмен на интеллект выйти замуж за страшненького незнакомца. Получив дар, попробовала уговорить Рике отказаться от сделки. Доводы были хитроумны: даже дурочка не пошла тут же под венец с принцем, не решилась, значит от умной женщины таких глупостей требовать зазорно, не отвечает поумневшая девушка за былые ошибки.
  • Фея, которая наделила детей возможностью одарять своих супругов красотой или умом. Присутствует при рождении Рике и девочек-двойняшек. Королеву, страдающую из-за рождения некрасивого ребёнка утешает. Радостную роженицу спускает с небес на землю новостью о слабоумии ребёнка. Именно эта волшебница делает уродца и дурочку зависимыми от желаний друг друга, можно сказать сводит этих людей.

В сказке есть персонажи второстепенные, которые — фон для сюжета:

  • Сестра-двойняшка возлюбленной Рике — некрасивая, но умная принцесса. Именно к ней бежали все придворные после 15 минут идиотизма. После того как сестра-дурочка поумнела, потеряла своё преимущество,свой круг общения. Счастье сестры принесло ей неприятности.
  • Королевы — мать Рике и мать девочек. Беспокоятся о своих детях, ведут разговор об их будущем с феей.
  • Король — отец девочек. Дал принцессе, когда она стала умной, право выбора мужа и возможность участвовать в управлении государством.
  • Принц — соперник Рике, который появился в жизни принцессы тогда, когда ей пришлось возвращать должок:красивый, могущественный, богатый и обходительный.
  • Придворные, которые разбегались от глупости одной дочки королевской, а потом убежали от уродства другой. Вот такие нетерпимые к недостаткам люди.
  • Слуги Рике, от которых принцесса узнала, что принц скоро женится.

Вместо линз в 3D очках вставлены светофильтры, с помощью которых ваша нервная система четко интерпретирует цветное стереоизображение. Таким образом вы получаете объемную картинку. Однако, уже через полминуты цветовая гамма изменяется. Есть и множество противопоказаний для применения таких очков. Поскольку 3D изображение оказывает давление на глаза, глазные мышцы и нерв напрягаются, это может привести до снижения зрения, сильных головных болей. Так что не переусердствуйте с применением 3D очков.

Метатеги устанавливается в коде страницы.

<head>

<title>Названние сайта </title>

<meta name=»description» content=»Описаение сайта»>

< meta name=»keywords» content=»Перечень ключевых слов»>

</head>

<body>

  • Какое выражение из сказки о золотой рыбке часто употребляется
  • Какое выделенное слово является наречием крыша дома был дома уборка в доме рассказ о доме
  • Какое время года описывается в рассказе мальчики
  • Какое время года описывается в рассказе когда григ встретил девочку
  • Какое время года описано в рассказе мальчики чехов