Какое из определений соответствует термину литературная сказка

75 месяцев назад

героям которой по той или иной причине приходится временно отлучиться из дома и пройти через трудные испытания; б сказка, повествующая об обыденной жизни, повседневном народном быте; в сказка, в которой животные — главные персонажи, главные участники событий; г сказка, написанная автором. А2.Сколько всего сказок написано А. С. Пушкиным? а 4; б 5; в 6; г 7. А3.Как звали главную героиню сказки А. С. Пушкина «Жених»? а Глаша; б Наташа; в Маша; г Катюша. А4.Кем был отец главной героини сказки А. С. Пушкина «Жених»? а стрельцом; б купцом; в мудрецом; г продавцом. А5.Какого задания Балда (главный герой «Сказки о попе и о работнике его Балде») не давал чёрту? а выстрелить из лука; б обогнать зайца; в бросить как можно дальше палку; г поднять кобылу. А6. С какой целью в «Сказке о медведихе» медведиха со своими медвежатами вышла на прогулку? а поесть ягоды; б погулять, посмотреть, себя показать; в встретиться с медведем; г посмотреть на охотника. А7. Куда уехал царь Салтан (герой «Сказки о царе Салтане…»), попрощавшись с женой? а в другое царство; б на охоту; в на войну; г на царский пир. А8.Какую птицу подстрелил царевич в «Сказке о царе Салтане…»? а коршуна; б ястреба; в сокола; г орла. А9.В кого не превращался князь Гвидон, герой «Сказки о царе Салтане…»? а в осу; б в комара; в в муху; г в шмеля. А10.Когда родилась дочь у царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? а в Сочельник; б в Новый год; в в Крещение; г в Пасху. А11.О ком в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин пишет: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. а о первой царице; б о второй царице; в о царевне; г о Чернавке. А12.Как звали жениха царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? а царь Салтан; б князь Гвидон; в королевич Елисей; г Руслан. А13.Под каким деревом царица велела Чернавке оставить царевну? а под осиной; б под сосной; в под берёзой; г под дубом. А14.Как звали собаку семи богатырей? а Волчок; б Муму; в Соколко; г Дружок. А15.К кому королевич Елисей не обращался с вопросом «Не видал(о) ль где на свете // Ты царевны молодой?» а к солнцу; б к месяцу; в к ветру; г к дождю. А16.Кто ответил на вопрос королевича Елисея? а солнце; б месяц; в ветер; г дождь. А17. Что попросил мудрец у царя Дадона, героя «Сказки о золотом петушке»? а боярский чин; б коня с царской конюшни; в полцарства Дадона; г шамаханскую царицу. А18. В какой сказке А. С. Пушкина есть приведённые ниже слова? Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. а в «Сказке о попе и о работнике его Балде»; б в «Сказке о царе Салтане…»; в в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»; г в «Сказке о золотом петушке». А19.В «Сказке о попе и о работнике его Балде» есть слова: Балда говорит: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай варёную полбу». Что означает слово «полба»? а тыква; б свёкла; в один из видов пшеницы; г один из видов риса. А20. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует А. С. Пушкин в приведённых ниже строках из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? …Вбежав, Пёс на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился, Проглотил его, свалился И издох. а градация; б эпитет; в многосоюзие; г сравнение.

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      rolandoneal816

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    24 секунд назад

    Помогите!!!
    Задание 2 (40 баллов)

  • geometriya
    Геометрия

    27 секунд назад

    Математика помогите решить домашнее задание

  • geometriya
    Геометрия

    35 секунд назад

    В координатной системе дана точка А (7;5;3) Определи расстояния точки от координатных осей ОХ, OY и OZ

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    1 минута назад

    Помогите пж!!!!!!!!!!!!!!!!

  • matematika
    Математика

    1 минута назад

    Түске дейін мұражайға 27оқушы

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    15 минут назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    45 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

В последнее время на фоне все более
возрастающего внимания к проблемам русской
национальной культуры наблюдается усиление
интереса к одному из основных и любимых жанров
устного народного творчества — к сказке.
Литературная сказка по своей природе является
жанром индивидуального, а не коллективного
творчества. Ее изучению посвящено множество
исследовательских работ. Прослеживая историю
становления жанра, нетрудно заметить, что сказки,
в том числе и литературные, часто служили
наглядным материалом для решения педагогических
задач. По «Литературному энциклопедическому
словарю» дадим определения таких понятий, как
«сказка», «литературная сказка».

«Сказка — это повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил» [5].

«Литературная сказка — это повествовательный
жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с
персонажами реальными и (или) вымышленными, с
действительностью реальной и (или) сказочной, в
которой по воле автора поднимаются эстетические,
моральные, социальные проблемы всех времен и
народов» [5].

Несмотря на то, что в словарях уже есть
конкретные определения, необходимо рассмотреть
основные этапы становления литературной сказки.

Ситуация с трактовкой понятия «литературная
сказка» может быть кратко представлена так:
сказки бывают разные, «но в науке : до сих пор не
создано единой классификации» [8]. Существует
большое количество определений литературной
сказки как жанра, условно их принято делить на
два типа.

Первый тип определений представляет собой
перечисление отдельных характеристик, которые
обычно присущи литературной сказке: это
авторское, художественное или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных
источниках, либо придуманное самим писателем, но
в любом случае подчиненное его воле [3]. В
конкретных произведениях данные характеристики
могут частично отсутствовать, такого рода
определения довольно громоздки и неприменимы ко
всем литературным сказкам.

Второй тип — это попытка
универсального определения. Литературная сказка
— такой жанр литературного произведения, в
котором в волшебно-фантастическом или
аллегорическом развитии событий, и, как правило,
в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах
или драматургии решаются морально-поэтические
или эстетические проблемы [3].

Наиболее часто цитируемым является
определение, принадлежащее известной
исследовательнице скандинавской литературы Л.Ю.
Брауде. В своей статье «К истории понятия
«литературная сказка»» она пишет:
«Литературная сказка — авторское,
художественное, прозаическое или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных
источниках, либо сугубо оригинальное;
произведение преимущественно фантастическое,
волшебное, рисующее чудесные приключения
вымышленных или традиционных сказочных героев и,
в некоторых случаях, ориентированное на детей;
произведение, в котором волшебство, чудо играет
роль сюжетообразующего фактора, служит
отправной точкой характеристики персонажа» [3].

О специфике жанра литературной сказки пишет в
своей монографии Л.В. Овчинникова:
«Литературная сказка — многожанровый вид
литературы, реализуемый в бесконечном
многообразии произведений разных авторов. В
каждом из жанровых типов литературной сказки
своя доминанта. Поэтика многожанрового
явления — авторской сказки в целом определена
как поэтика литературно-фольклорная,
«диалогическая», условно-символическая» [9].

Зачастую при определении жанра литературной
сказки ее почти полностью отождествляют с
фольклорной: «При жанровой дифференциации,
которая свойственна в одинаковой мере фольклору
и литературе, есть некоторые жанры, общие для той
и другой разновидности поэтического искусства.
Различие зафиксировано терминологически лишь
добавлением слова «литературная»» [2].

Известно, что литературная сказка — жанр,
впитавший в себя черты народного фольклора и
элементы литературных жанров. Действительно,
сказка как самостоятельный жанр существует и в
фольклоре, и в литературе, в ней слились поэзия
народа и его мудрость. Однако возраст
литературной и фольклорной сказки не одинаков.

Происхождение последней теряется в глубокой
древности, в то время как в литературе сказка —
один из самых молодых жанров. Существуют
различные мнения о времени возникновения жанра
русской литературной сказки: одни исследователи
(М.Н. Липовецкий, Л.В. Овчинникова,
И.П. Лупанова, Р.В. Иезуитова, Т.Г. Леонова)
называют XIX век, другие (Э.В. Померанцева, Н.В.
Новиков) — XVIII век. Будем считать XIX век периодом
становления классической литературной сказки.

Одним из «отправных пунктов» детской
литературы является устная словесность как
неотъемлемая часть народной культуры,
переданная сказителями и певцами. Слово
«сказка» часто встречается в качестве термина,
обозначающего те виды устной прозы, для которых в
первую очередь характерен поэтический вымысел, в
ней видели «одну забаву», достойную низших
слоев общества или детей.

«Литературная сказка восприняла народную в
совокупности, во всех ее жанровых
разновидностях» [2]. Тезис дал основание
некоторым исследователям отождествлять два
различных жанра: можно привести пример,
сформулированный М.Н. Липовецким:
«Литературная сказка — это в принципе то же
самое, что фольклорная сказка, но в отличие от
народной литературная сказка создана писателем
и поэтому несет на себе печать неповторимой
творческой индивидуальности автора» [4].

Однако, по мнению И.П. Лупановой, литературная
сказка как авторское произведение имеет ряд
структурных отличительных особенностей, не
свойственных фольклору, несет индивидуальную
смысловую и поэтическую нагрузку. И.П. Лупанова
выявила, что авторскую сказку в основном
характеризует «не только и не столько
разработка распространенных в русском фольклоре
сюжетов и мотивов, сколько стремление к
овладению системой типичных для народной сказки
образов, ее языком и поэтикой» [6].

«Одна из самых специфических черт современной
литературной сказки — атмосфера «сказочной
реальности», то есть растворенности «чуда», его
нормативности при полной ирреальности,
поддерживаемой художественными приемами,
создающими «иллюзию достоверности»» [6].

Основываясь на работах И.П. Лупановой, М.Н.
Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Е.М. Неелова, Т.А.
Чернышевой, В.А. Бахтиной, Л.Ю. Брауде, Ю.Ф.
Ярмиш, и др., выделим основные черты жанра
литературной сказки:

  • литературная сказка отражает мировоззрение и
    эстетику своего времени в их специфически
    народном проявлении;
  • для нее характерно:
  • использование типичных для народной сказки
    образов, особенностей поэтики и языка;
  • свободное сочетание элементов
    действительности и вымысла;
  • наличие гротескного мира;
  • наличие игрового начала в той или иной мере;
  • по-разному осуществляемое стремление к
    психологизации образов;
  • явно выраженная позиция автора, рассказчика
    (иногда — в одном лице);
  • сохранение — как и в народной сказке —
    социальной оценки изображаемого;

Следует заметить, что под литературной сказкой
принято подразумевать произведения трех типов
конструкций: прозаическая сказка, стихотворная
сказка, драматическая сказка.

С точки зрения родовой принадлежности все
литературные сказки могут быть разделены на
эпические, лирические и драматические.

«Авторская сказка — жанр пограничный, она
обнаруживает закономерности, свойственный и
фольклору, и литературе» [7], и «самое
существенное этого жанра обусловлено тем, что
литературная сказка выросла на основе
фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки,
развивая и трансформируя их» [1]. Здесь можно
говорить о жанровой эволюции. Несомненно,
фольклорная традиция — тот самый фактор, который
изначально формирует зарождение нового жанра в
литературе, а впоследствии его жанрово-видовых
модификаций.

Со временем разрушались каноны традиционной
фольклорной сказки, трансформируясь в новые
жанровые формы литературной сказки. Недаром
сегодня бытуют уже разнообразные формы
последней: сказки, предназначенные специально
для детей, сказки, аккумулирующие информацию об
обрядовых и фольклорных традициях прошлого,
сказки универсальные для детей и взрослых и т.д.
Кроме того, литературная сказка может не только
бытовать в форме отдельного произведения, но и
интегрироваться в структуру текста другого
жанра. Литературная сказка всегда сказка своего
времени, и даже у одного и того же автора ее
структура может значительно различаться.

По степени «удаленности» от образца устной
словесности литературная сказка, по мнению
Л.В. Овчинниковой, проходит следующие этапы:

  • запись народных сказок;
  • обработка фольклорных записей сказок;
  • авторский пересказ;
  • авторская сказка (в ней создана своя
    собственная внутренняя форма, фольклорное
    используется с иной, художественно-оригинальной
    семантикой);
  • стилизация и пародия (это путь от литературной
    реальности навстречу фольклорному образцу с
    разной художественно-педагогической задачей);
  • собственно литературная сказка, она не содержит
    даже намека на известные фольклорные сюжеты, на
    устойчивые образы, чужда ее
    интонационно-речевому строю [9].

Список литературы.

  1. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции
    современной литературной сказки//Проблемы
    детской литературы. — Петрозаводск, 1971.
  2. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном
    осмыслении последнего двадцатилетия. — Уфа, 1979.
  3. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка.
    — М., 1979.
  4. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. —
    Свердловск, 1992.
  5. Литературный энциклопедический словарь. // Под
    общ. ред. В.М.  Кожевникова и П.А. Николаева. —
    М., 1996.
  6. Лупанова И.П. Русская народная сказка в
    творчестве писателей 1-ой половины 19 в. —
    Петрозаводск, 1959.
  7. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и
    ее критики//Проблемы детской литературы. —
    Петрозаводск, 1981.
  8. Неелов Е.Н. Переступая возрастные границы.
    Заметки о «взрослом» содержании сказок К.
    Чуковского.//ПДЛ. — Петрозаводск, 1976.
  9. Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной
    сказки. — М., 2001.

Тест 9

А.С. Пушкин.

Сказки

  1. Какое из определений соответствует термину «литературная сказка»: а) сказка, героям которой по той или иной причине приходится временно отлучиться из дома и пройти через трудные испытания; б) сказка, повествующая об обыденной жизни, повседневном народном быте; в) сказка, в которой животные – главные персонажи, главные участники событий.

  2. Сколько всего сказок написано А.С. Пушкиным: а) 4; б) 5; в) 6; г) 7.

  3. Как звали главную героиню сказки А.С. Пушкина «Жених»: а) Глаша; б) Наташа; в) Маша; г) Катюша.

  4. Кем был отец главной героини сказки А.С. Пушкина «Жених»: а) стрельцом; б) купцом; в) мудрецом; г) продавцом.

  5. Какого задания Балда (главный герой «Сказки о попе и о работнике его Балде») не давал чёрту: а) выстрелить из лука; б) обогнать зайца; в) бросить как можно дальше палку; г) поднять кобылу.

  6. С какой целью в «Сказке о медведихе» медведиха со своими медвежатами вышла на прогулку: а) поесть ягоды; б) погулять, посмотреть, себя показать; в) встретиться с медведем; г) посмотреть на охотника.

  7. Куда ехал царь Салтан (герой «Сказки о царе Салтане…»), попрощавшись с женой: а) в другое царство; б) на охоту; в) на войну; г) на царский пир.

  8. Какую птицу подстрелил царевич в «Сказке о царе Салтане…»: а) коршуна; б) ястреба; в) сокола; г) орла.

  9. В кого не превращался князь Гвидон, герой «Сказки о царе Салтане…»: а) в осу; б) в комара; в) в муху; г) в шмеля.

  10. Когда родилась дочь у царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»: а) в Сочельник; б) в Новый год; в) в Крещение; г) в Пасху.

  11. О ком в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин пишет:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива:

а) о первой царице; б) о второй царице; в) о царевне; г) о Чернавке.

  1. Как звали жениха царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»: а) царь Салтан; б) князь Гвидон; в) королевич Елисей; г) Руслан.

  2. Под каким деревом царица велела Чернавке оставить царевну: а) под осиной; б) под сосной; в) под берёзой; г) под дубом.

  3. Как звали собаку семи богатырей: а) Волчок; б) Муму; в) Соколко; г) Дружок.

  4. К кому королевич Елисей не обращался с вопросом «Не видал(о) ль где на свете//Ты царевны молодой»: а) к солнцу; б) к месяцу; в) к ветру; г) к дождю.

  5. Кто ответил на вопрос королевича Елисея: а) солнце; б) месяц; в) ветер; г) дождь.

  6. Что попросил мудрец у царя Дадона, героя «Сказки о золотом петушке»: а) боярский чин; б) коня с царской конюшни; в) полцарства Дадона; г) шамаханскую царицу.

  7. В какой сказке А.С. Пушкина есть приведённые ниже слова: «Сказка – ложь, да в ней намёк!//Добрым молодцам урок»: а) в «Сказке о попе и о работнике его Балде»; б) в «Сказке о царе Салтане…»; в) в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»; г) в «Сказке о золотом петушке».

  8. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» есть слова:

Балда говорит:

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу».

Что означает слово «полба»: а) тыква; б) свёкла; в) один из видов пшеницы; г) один из видов риса.

  1. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует А.С. Пушкин в приведённых ниже строках из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

Вбежав,

Пёс на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох:

а) градация; б) эпитет; в) многосоюзие; г) сравнение.

сказка литературная

сказка литературная

— эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см. сказка фольклорная), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Некоторых писатели перерабатывали фольклорные сюжеты (сказки Ш. Перро , братьев В. и Я. Гримм, «Конек-горбунок» П.П. Ершова, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и др.), другие создавали оригинальные произведения в жанре С. л. (О. Уайльд «Рики-тики-тави», сказки для детей К.И. Чуковского, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и т. д.).

Словарь литературоведческих терминов.
.
2005.

Смотреть что такое «сказка литературная» в других словарях:

  • Сказка — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка (значения). Мальчик с пальчик и Великан. Иллюстрация 1865 года. Сказка жанр литерат …   Википедия

  • Сказка — I.Понятие II.С. как жанр 1. Происхождение С. 2. Виды С. 3. Сказочные мотивы и сюжеты 4. Сказочные образы 5. Композиция С. 6. Бытование С. III.Литературная С. Библиография …   Литературная энциклопедия

  • литературная сказка — сказка, созданная писателем профессионалом. Рубрика: роды и жанры литературы Род: эпические жанры Вид: политическая сказка, философская сказка Прочие ассоциативные связи …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Сказка о Мальчише-Кибальчише (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о Мальчише Кибальчише. Сказка о Мальчише Кибальчише …   Википедия

  • сказка — один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаический художественный рассказ волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на фантастический вымысел. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: авантюрная… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Волшебная сказка — Сказка: 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор …   Википедия

  • Красная Шапочка (сказка) — Иллюстрация Густава Доре. Красная Шапочка  народная сказка, известная во Франции и Италии, с сюжетом о маленькой девочке, повстречавшей волка. Литературно обработана Шарлем Перро. Содержание 1 Сюжет 2 Литературная о …   Википедия

  • Красная шапочка (сказка) — Иллюстрация Густава Доре. Красная Шапочка  народная сказка, известная во Франции и Италии, с сюжетом о маленькой девочке, повстречавшей волка. Литературно обработана Шарлем Перро. Содержание 1 Сюжет 2 Литературная о …   Википедия

  • Двенадцать месяцев (сказка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать месяцев. Двенадцать месяцев драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942 43 годах для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в… …   Википедия

  • политическая сказка — см. литературная сказка …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

1.
Определение жанра литературной сказки.
Отличие литературной сказки от народной,
научной фантастики и фэнтэзи.

2.
Основные мотивы литературных сказок.

3.
Краткий обзор западноевропейской
литературной сказки: Ш. Перро, братья
Я. и В. Гримм

4.
Художественное своеобразие сказок
Г.Х. Андерсена

Литература
основная

1.
Арзамасцева И., Николаева С. Детская
литература. – М., 2000. – С . 85-122, 29-435.

2.
Зарубежная литература для детей и
юношества / Под ред. Н. Мещеряковой, И.
Чернявской. – М., 1989. – Часть 1. – С.
155-156, 184-190.

1. Понятие о литературной сказке.

Литературная
сказка как отдельное литературное
явление выделилась еще в Х1Х веке и давно
стала полноправным литературным жанром.

В
литературоведении до сих пор нет единого
определения жанра литературной сказки,
не создано и единой классификации.
Существует большое количество определений
литературной сказки, которые условно
можно разделить на два типа. Первый тип
определений представляет собой
перечисление отдельных характеристик,
которые обычно присущи литературной
сказке, но в конкретных произведениях
данные характеристики могут и
отсутствовать. Пример – определение
Л. Брауде:

Литературная
сказка – это авторское художественное
прозаическое или поэтическое произведение.
Основанное либо на фольклорных источниках,
либо придуманное самим писателем, но в
любом случае подчиненное его воле;
произведение преимущественно
фантастическое, рисующее чудесные
приключения вымышленных или традиционных
сказочных героев и в некоторых случаях
ориентированное на детей; произведение,
в котором волшебство, чудо играют роль
сюжетообразующего фактора, помогает
охарактеризовать персонажей. (Л. Брауде).

Второй тип
определений – это попытка обобщенного
универсального определения. Например:

Литературная
сказка – такой жанр литературного
произведения, в котором в
волшебно-фантастическом или аллегорическом
развитии событий и, как правило, в
оригинальных сюжетах и образах в прозе,
стихах и драматургии решаются
морально-этические или эстетические
проблемы. (Ярмыш Ю.Ф.)

Но такой формулировки,
которая устроила бы всех, пока еще нет.
Данные определения лишь частично
отражают специфические черты жанра
литературной сказки. «Фольклорные
источники» или изобретение автора,
«преимущественная» фантастичность,
вымышленные или традиционные герои
могут встречаться и в научной фантастике,
и в фэнтези, и в некоторых пограничных
жанрах. Аллегория является отличительной
чертой скорее басни, чем сказки. А какие
литературные произведения не отражают
морально-этические или эстетические
проблемы?

В литературной
сказке переплетаются элементы сказок
о животных, бытовой и волшебной сказки,
приключенческой и детективной повести,
научной фантастики и пародийной
литературы.

Связь с
фольклорной сказкой и отличие от нее.

Фундаментом
литературной сказки послужила сказка
народная, ставшая известной благодаря
записям ученых-фольклористов.

Из фольклорных
источников литературной сказки главным
образом преобладает народная волшебная
сказка. Авторскую сказку в основном
характеризует не только и не столько
разработка распространенных в русском
фольклоре сюжетов и мотивов, сколько
стремление к овладению системой типичных
для народной сказки образов, ее языком
и поэтикой. Как известно, фольклорная
сказка, особенно волшебная, имеет
строгую форму. Герой ее схематичен,
отсутствуют психологические рассуждения
и подробное описание деталей, природа
отображается только для развития
действия и, главным образом в виде
традиционных формул (темный лес,
море-окиян и т.д.), она обращена в
неопределенное прошлое время, события
ее разворачиваются в тридевятом царстве,
наличествует четкий антагонизм добра
и зла. Авторская сказка весьма свободна
в выборе материала и в выборе формы.
Таким образом, литературная сказка –
жанр пограничный, он обнаруживает черты,
свойственные и фольклору, и литературе.
Литературная сказка выросла на основе
фольклорной, унаследовав ее жанровые
признаки, развивая и трансформируя их.

Литературная
сказка всегда связана с социально-историческими
событиями и литературно-эстетическими
направлениями. В литературной сказке
отражается социальная среда, а также
мировоззрение и литературно-эстетические
воззрения ее автора. Литературная сказка
– целое направление в литературе,
универсальный жанр, охватывающий все
явления окружающей жизни и природы,
достижения науки и техники.

Литературная
сказка и фантастика

Из самого названия
жанра научная фантастика видно, что в
нем реализуется принцип научности, то
есть научного обоснования всего
фантастического. Очень часто «научное
обоснование» является всего лишь
литературным приемом, с помощью которого
авторы хотят убедить читателя, что такое
явление происходили или будут происходить.

В отличие от научной
фантастики в литературной сказке нет
попытки предугадать будущее на научной
основе, прогнозировать развитие науки
и техники или объяснять суть событий и
процессов, происходящих в прошлом. В
общем и целом авторская сказка не связана
с социальными или научными теориями
развития общества.

В ХХ веке сформировался
и жанр фэнтези, которые позволяет
читателям уйти от действительности в
воображаемый мир. Появление этого жанра
можно объяснить разочарованием в
техническом прогрессе, ностальгией по
феодальному и даже дохристианскому
миру, не тронутому цинизмом мира
финансовых отношений. Необходимым
составляющим фэнтези является некий
второй мир, в который автор уводит
читателя. Мир фэнтези – это пропущенные
через современное сознание и ожившие
по воле автора древние мифы, легенды,
сказания; это альтернативные или забытые
периоды истории человечества; летописи
почти сказочных королевств, это комедия
условного средневековья: это трагедия
мира, навсегда покидаемого эльфами,
гномами и т.д.

Отличие литературной
сказки от фэнтези. Во-первых, сами причины
появления этих жанров различны: фэнтези
изначально направлено на побег от
реальной жизни путем создания мира
переосмысленных мифов, легенд и преданий,
в то время как литературная сказка ( в
частности в России) активнее всего
проявляется именно в моменты больших
потрясений в обществе и способствует
осмыслению жизни с помощью сказочных
образов и мотивов. Во-вторых, произведения
жанра фэнтези целостны и не могут стать
частью текстов других жанров, жанровыми
вкраплениями.

Итак, проведя
сравнение литературной сказки с
родственными ей жанрами, можно сделать
следующее определение: Литературная
сказка – это жанр авторского фантастического
литературного произведения, берущий
начало в народной сказке, заимствующий
у нее концепцию «сказочной реальности»
в качестве жанрообразующего фактора и
не носящий научного характера.

Литературная
сказка наряду с народной составляет
большую часть детского чтения. Благодаря
сказкам у ребенка вырабатывается
способность сопереживать, сострадать
и сорадоваться, без которой человека –
не человек. Ибо цель сказочников
–«Воспитывать в ребенке человечность
– эту дивную способность человека
волноваться чужими несчастиями,
радоваться радости другого, переживать
чужую судьбу, как свою» (К. Чуковский).

Классификация
литературных сказок

Таким образом,
можно заключить, что по степени
удаленности» от образца устной словесности
литературная сказка проходит сле­дующие
этапы:

1. Запись народных
сказок.

2. Обработка,
адаптации фольклорных записей сказок
(сказки ка­зака Луганского — B. И. Даля;
сказки братьев B. и Я. Гpимм).

3. Авторский пересказ
(примером тому пересказы Л. H. Толстого,
A. H. Толстого).

4. Авторская сказка
(в ней создана своя собственная внутренняя
форма, фольклорное используется с иной,
художесгвенно-ориги­нальной семантикой,
как сказке B. Ф. Одоевского «Мороз
Иванович»).

5. Стилизация и
пародии (это путь от литературной
реальности навстречу фольклорному
образцу с разной художественно-педаго­гической
задачей), например, «Снегурочка» A. H.
Островского (пре­восходная стилизация),
сказка Кира Булычева «Королева пиратов
на планете Сказок» (содержит ярко
выраженный пародийный ком­понент).

6. Собственно
литературная сказка (она не содержит
даже на­мека на известные фольклорные
сюжеты, на устойчивые образы, чужда ее
интонационно-речевому строю, однако в
ней, как и в фольк­лорной, наличествуют
прежде в фольклоре не употреблявшиеся
структурные элементы: волшебный помощник,
волшебное средст­во и др.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    04.08.20191.32 Mб24.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Какое значение имеет слово конопатить в отрывке из рассказа м шолохова судьба человека
  • Какое место литература 18 века занимает в развитии литературной эпохи недоросль сочинение
  • Какое значение имеет сказка пугачева об орле и как отреагировал гринев кратко
  • Какое место занимает человек в природе сочинение
  • Какое значение имеет сказка пугачева об орле и как отреагировал гринев в чем смысл этого