Русская народная сказка «Гуси-лебеди» рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.
По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.
Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.
Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.
В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.
Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.
Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 53.
УКМ «Школа России»
1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?
Герои сказки «Гуси-лебеди»:
- Девочка. Мне она очень понравилась, потому что смогла исправиться. Сперва она показана легкомысленной и чванливой. Но потом стала доброй и отзывчивой. И она проявила настоящую храбрость.
- Мальчик. Про него сказано очень мало. Это просто беспомощный малыш.
- Родители. Оставили маленьких детей одних.
- Гуси-лебеди. Злые и недобрые. Похищали детей.
- Баба-Яга. Коварная, злая, жестокая. Хотела съесть девочку. Это отрицательный персонаж.
- Мышка. Добрая. Подсказала, что делать девочке. Мне нравится мышка, за её сострадание.
- Печка, Яблоня, Речка. Волшебные. Помогли девочке, когда та выполнила их просьбы.
2. Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец». Обоснуй свой ответ.
Мне кажется, что эта пословица подходит к этой сказке. Ведь начинается сказка плохо: девочка не уследила за братом, его похитили, она была заносчивой и гордой. Но кончается сказка хорошо. Девочка спасает брата и исправляет свои недостатки.
Вот и получается, что конец сказки важнее начала. Ведь в конце мы видим совсем другую девочку, ту которой она стала, а не ту, которой она была. Эту новую девочку можно похвалить.
3. Можно ли содержание сказки соотнести с выражением «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?
Любую сказку можно соотнести с этим выражением.
В этой сказке много намёков, из которых можно вынести важные уроки.
Уроки сказки «Гуси-лебеди»:
- Нельзя оставлять маленьких детей без присмотра.
- Нельзя забывать о своих обязанностях.
- Сделанные ошибки нужно исправлять.
- Нужно быть вежливыми и отзывчивыми, помогать другим, чтобы помогли тебе.
4. Подготовься к пересказу. Вспомни последовательность событий, раздели текст на части, определи главную мысль каждой части.
Последовательность событий сказки: дети остаются одни; гуси-лебеди похищают брата; девочка бежит за ними, но отказывается от угощений печки, яблони и реки; девочка оказывается у бабы-Яги; мышка советует ей бежать; девочка хватает брата и убегает; ей помогают печка, речка и яблоня; девочка возвращается домой.
Разделим текст сказки на смысловые части:
- Наказ родителей.
- Похищение брата.
- Печка, яблоня и речка.
- Избушка бабы-Яги.
- Погоня и помощь
- Возвращение.
Определим главные мысли этих частей:
- Маленьких детей одних оставлять нельзя.
- Свои обязанности нужно выполнять, а ошибки исправлять.
- Нужно быть отзывчивыми и вежливыми.
- Нужно уметь проявлять решительность и помогать попавшим в беду.
- Нужно быть вежливыми и отзывчивыми.
- Все хорошо, что хорошо кончается.
Пересказ сказки «Гуси-лебеди» по плану для 2 класса
У родителей было двое детей, девочка и совсем маленький мальчик. Родители ушли, велев девочке следить за братом.
Девочка заигралась и забыла про брата. Оглянулась, а его уже нет. И только тени гусей мелькнули у леса. Они унесли малыша.
Девочка бросилась в погоню. Она увидела печку, но отказалась есть ржаной пирог. Она увидела яблоню, но отказалась от лесного яблочка. Она увидела речку, но отказалась пить кисель и молоко.
Девочка пришла к бабе-Яге и та хотела сварить её. Мышка подсказала девочке, что нужно бежать. Девочка схватила брата и бросилась прочь.
Баба-Яга отправила в погоню гусей-лебедей. Но теперь девочка не стала чваниться. Она попила молока и речка укрыла её под берегом. Она съела яблочко и яблоня укрыла её ветвями. Она съела пирог и печка спрятала её внутри.
Гуси-лебеди улетели, не найдя девочку. А девочка с братом вернулись домой. Тут и родители пришли.
5. Составь рассказ о девочке, используя вопросы из рабочей тетради.
Рассказ о девочке из сказки «Гуси-лебеди» по вопросам рабочей тетради.
Девочка жила с мамой и папой. У неё был маленький брат, за которым она должна была присматривать.
Но девочка не уследила за братом и того унесли гуси-лебеди.
Девочка побежала следом и встретила печку, яблоню и речку. Она не стала есть ржаной пирог, кислые лесные яблоки и простой кисель, потому что дома её кормили лучше.
Девочка пришла к бабе-Яге и та хотела её зажарить. Но девочке помогла мышка, которая посоветовала ей бежать.
За девочкой и братом гнались гуси-лебеди, но речка, яблоня и печка спрятали детей, потому что девочка скушала их угощения.
Девочка стала доброй и отзывчивой, и поэтому все охотно ей помогали.
«Гуси лебеди» — анализ русской сказки
«Гуси лебеди» — анализ русской сказки
Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку.
Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
Герои «Гуси-лебеди»:
1.Братец
2.Сестрица
3.Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
4.Баба Яга
5.Гуси-Лебеди
Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»
Начало сказки традиционное:
Зачин (Жили – были….) Экспозиция (наказ родителей)
Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)
Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.
Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.
Читать сказку Гуси-лебеди
Читать другие русские народные сказки
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Кто помог брату и сестре убежать от Бабы — Яги в сказке гуси-лебеди?
10 ответов:
6
0
Сестра, которую в этой известнейшей сказке звали Аленушка, обнаружила своего пропавшего брата в избушке Бабы — Яги. Им удалось сбежать от нее, при этом, помощь им оказала Мышка, которая пряла в избушке пряжу. А потом им помогали речка, яблоня и печка, скрывая от искавших их повсюду гусей-лебедей.
5
0
Прочитала эту малюсенькую сказку, такое ощущение, что впервые. Не поняла, почему именно ее изучают сегодня в школе, за какие такие морально-эстетически<wbr />е заслуги. Сказка маленькая, если к ней применять терминологию современного киноискусства — экшен — именно так можно было бы определить ее жанр. Девочка, загулявшись, заигравшись, позабыла наставления родителей следить за братцем, и братца утащили гуси-лебеди, у которых и до этого случая была дурная слава. Девочка бросилась за братцем и стала просить помощи у всех, кто ей попадался по пути, но вела себя довольно странно, на предложения поесть ржаного пирожка, лесного яблочка и простого киселика с молоком, она отвечала, что она такое не ест, что ее в ее семье кормят гораздо лучшей едой. Ну и, как следовало ожидать после таких ответов, печка, яблонька и молочная речка не помогли девочке, а помог только ежик. А вот когда девочка бежала обратно с братцем, она уже вела себя правильно и ела все, что ей говорили, поэтому ей помогли и речка, и яблоня и печка.
Ответ: ежик помог найти избушку Бабы-Яги, а печка, речка и яблонька помогли убежать девочке с братцем от Бабы-Яги. В некоторых версиях сказки (их несколько) помогала еще и мышка.
2
0
Речь в вопросе идет о сказке «Гуси-лебеди», рассказывающей о похищении брата Аленушки. Девочка отправилась искать братца, но вряд ли бы она его нашла самостоятельно, если бы ей не повстречались добрые помощники.
Аленушка попала в избу Бабы-Яги, где и находился её братишка. Маленькая смышленая мышка помогла девочке и добрым советом, и поддержкой во время бегства. Она всячески отвлекала Ягу, а в это время занималась прядением. Вот так отплатила добром мышка доброй и щедрой девочке, которая накормила её кашей.
А дальше героям помогали и другие волшебные помощники, такие как печка, яблоня и река-кисельные берега.
2
0
Для начала нужно сказать, что сказка «Гуси лебеди» достаточно поучительная. Сказка показывает, что если делаешь добро кому то, то и тебе кто-то поможет.
В данной сказке Баба-Яга похитила братца, а сестрица пошла выручать своего брата. На мой взгляд сестрицы в спасении братца больше всего помогла мышка, которая помогала отвлечь Бабу-Ягу, а также давала правильные советы. Но стоит также сказать, что до этого сестрица тоже помогла мышке, накормив ее кашей.
Помимо мышке спасть братца помогала яблонька, печка, а также кисельные берега.
Но стоит также сказать, что существует несколько вариаций данной сказки.
2
0
В русской народной сказке «Гуси-лебеди» сестра Алёнушка пошла на помощь братцу. Она бы не справилась и не смогла убежать от гусей, если бы ей не помогли.
На помощь ей пришли, как мы помним печка с пирожками, яблонька, река с кисельными берегами и ёжик.
Алёнушка каждому из них помогла, оказала помощь, в результате её благодарили в ответ и прятали от гусей-лебедей.
1
0
Сказка «Гуси-лебеди» рассказывает нам о брате и сестре. Брата унесли гуси-лебеди, а сестра ищет его, находит у Бабы-Яги и спасает.
Теперь вспомним, кто именно помог убежать брату и сестре от бабы-Яги. Хочу сразу сказать, что версий русской народной сказки несколько, в одной из них, как раз имеется персонаж мышка, поэтому ее могу не написать про нее. Но во многих версиях нет никакой мышки, поэтому, если Вы про нее не скажете, тоже будет верно:
1) Мышка, которой девочка дала каши, а мышка за это пряла кудель, да за девочку отвечала Баба-Яге, что прядет.
Далее брат с сестрой убегали от гусей-лебедей, но тоже считается, что от Бабы Яги.
2) Речка-матушка посадила под бережок, за то, что девочка съела киселька.
3) Яблоня-матушка укрыла ветвями, за то, что девочка съела яблочко.
4) Сударыня печка спрятала в печке, за то, что девочка съела пирожок.
0
0
Гуси-лебеди. В этой русской народной сказке, Алёнушка просила помочь найти своего братца, которого унесли гуси-лебеди. Сначала она обратилась к печке, потом к яблоне, потом к молочной речке с кисельными берегами, потом к ёжику.
Все перечисленные персонажи, помогли Алёнушке и прятали беглецов только на обратном пути, когда она выполнила их просьбы.
0
0
Вот про яблоню, которая помогала Аленушке, да про печку с пирожками и речку с берегами разных видов — кисельными и молочными помнится хорошо, а вот кто ещё оказал помощь, приходится вспоминать дольше.
А ведь была ещё и мышка.
Она первая пришла на помощь, ещё в избушке Бабы Ежки, когда попросила кашки у Аленушки. И предложила убегать, а сама села, стала кудель прясть и на вопросы бабки отвечать, пока та печь в бане топила и за окошком спрашивала, чем Аленушка занимается.
0
0
Русская народная сказка»Гуси лебеди»в обработке А.Н.Толстого. Брату и сестре помогли убежать :мышка,молочная речка кисельные берега, яблонька и печка.
Из сборника А.Н.Афанасьева в сказке «Гуси лебеди». Брату и сестре помогли убежать:мудрый ежик показал куда улетели гуси, молочная речка кисельные берега,яблонька и печка.
0
0
Мне очень нравится эта сказка, сестричке и братику помогали многие:
Яблонька, которая спрятала брата с сестрой от гусей-лебедей, она ответила добром на добро, яблонька оценила помощь Аленушки.
Печка — она тоже спрятала Аленушку с Иванушкой, помня, как Аленушка ей помогла.
Молочная река с кисельными берегами — еще одна помощница братика и сестрички.
Еще помощь оказала маленькая мышка, которая помогала Аленушке.
Читайте также
Сегодняшний выпуск телеигры Поле Чудес прошел без суперигры, а это значит, что было задано всего четыре вопроса, три в каждом туре и один финальный. Вот эти вопросы:
ответ:
Разбавление.
ответ:
Трезвость.
ответ:
Инфекция.
ответ:
Клизма.
В игре «Загадки детства» точно такой же вопрос был задан: «Как царевна определила своего любимого в сказке Сивка-бурка?». Варианты ответа точно такие же — синяк, шрам, тату, шапка, печать, лента. А вот и отрывок из сказки Сивка-бурка, рассказывающий об этом таинственном действии:
Вот какая была царевна умная, отметила суженого печатью, поставила метку для себя, чтобы не ошибиться. И действительно, нажав на кнопку «печать» я выиграла этот раунд. Так что правильный ответ: ПЕЧАТЬ.
Повышенная утомляемость( как-то быстро от всего устаешь, вроде ничего не далая) и сонливость — как сейчас помню, вот слово утомляемость и подходит.
У меня кроме менопаузы ничего и не было при двух беременностях, но это у всех индивидуально конечно же.
Несомненно, правильным ответом на этот вопрос будет слово — ЛЮТЕРАНСТВО (11 букв). Ведь, это одно из наиболее популярных направлений в христианстве, возникшее в результате реформационного движения в Германии в XVI веке.
На самом деле, сортов красного вина, состоящих из семи букв, достаточно много.
В качестве ответов к заданному вопросу могут подойти:
- Каберне;
- Барбера;
- Мальбек;
- Ахашени.
Официально правильным ответом к заданию является сорт красного вина — АХАШЕНИ. Об этом свидетельствует следующий скрин:
Урок литературного
чтения во 2 классе
Учитель – Горшкова
Е.А.
Тема: Нравственные проблемы в сказке.
( на примере русской
народной сказке « Гуси лебеди»)
Цели:
-раскрыть
нравственное содержание сказки;
-развивать умение
осмысливать художественную идею произведения;
-формировать навыка
выразительного чтения;
— воспитывать
внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим,
-послушания,
приветливости, дружелюбия.
Оборудование:
1.учебник Л.Ф.
Климанова, В. Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская « Литературное
чтение» 2 класс, в двух частях. М., Просвещение,2011 г.Москва.
2. Карточки со
словами: Добрый день, добрый вечер, доброе утро, здравствуйте, приветствую Вас,
участливость, доброта, теплота, доброжелательность, приветливость,
благодарность.
3. Иллюстрации к
сказкам: « Колобок», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Волк и семеро
козлят», « У страха глаза велики», « Каша из топора».
4. Дерево и у каждого
по 3 яблока зеленое, красное, желтое.
5. Картинки для раскрашивания
к сказке « Гуси-лебеди».
Ход урока
- Организационный
момент.
— Ребята. К нам сегодня пришли гости, встанем и поприветствуем дорогих
гостей.
Здравствуйте, какое замечательное слово. Что мы желаем человеку, когда
произносим его?
Какими еще добрыми словами мы приветствуем друг друга?
На доске прикрепляем слова «Добрый день, добрый вечер, доброе утро,
здравствуйте, приветствую Вас»
Читает учитель.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер»
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье « В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье (человека.)- договаривают дети.
Приветливость украшает человека
Приятно
общаться и дружить с приветливым.
2. Актуализация
знаний
-Мы совершим путешествие
в сказку.
-В какой сказке приветливость
и доброе дело помогли спасти брата от беды. Отгадайте.
Не послушала отца,
Убежала со двора.
Налетели гуси тут,
Быстро братца
унесут.
Ищет Ваню, не
найдет.( Гуси-лебеди)
На доске иллюстрации
к сказкам: « Колобок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и
семеро козлят», « У страха глаза велики», « Каша из топора».
-Узнай и назови
сказку по иллюстрации.
-На какие группы
можно разделить все иллюстрации к сказкам? (Сказки о животных, волшебные,
бытовые).
-Как вы думаете,
какая сказка « Гуси- лебеди»?(Волшебная)
3. Работа над
новым материалом.
Предварительное
знакомство со сказкой было домашним заданием.
3.Работа над новым
материалом
— Найди и прочитай,
что сказали отец с матерью, когда уходили?
— Почему с детьми
приключилась беда?
(Не послушала
девочка своих маму и папу, и произошла беда)
-Непослушание
девочки привело к беде. Как мы должны относиться к просьбам родителей? (
Вспоминаем 5 Заповедь Бога).
-Куда побежала
девочка? Найдите и зачитайте.
-Почему печка не
помогла девочке? Зачитайте, как она отвечала. А как бы ответили вы?
-Почему яблонька не
помогла девочке? Зачитайте, как она отвечала. А как бы ответили вы?
— Почему речка не
помогла девочке? Зачитайте, как она отвечала. А как бы ответили вы?
-Почему девочка не
сразу нашла лебедей? (Была невежливой и никто не хотел ей помогать)
-Кто первый ей помог
найти ей братца? (Мышка)
-Мышка проявила
теплоту, участливость, за её доброе дело.
Слова « УЧАСТЛИВОСТЬ
,ДОБРОТА, ТЕПЛОТА» на доску.
-Доброжелательность
Мышки помогла Аленушке, Слово ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ на доску.
-Кто помог девочке
спрятать братца?
Пересказ по ролям.
Сценка.
-Почему на этот раз
печка, яблонька, речка помогли девочке?
-Что помогло Аленушке
найти братика? Зачитайте слова благодарности.
Слова «приветливость,
благодарность» на доску.
4. Физкульт –
минутка.
Гуси белые летели
На полянку тихо сели
Головою повертели
Встали сели
Встали сели
И за парты улетели
— Кто из героев
сказки тебе понравился и почему?
-Какой девочка была
вначале сказки?
-Какой девочка стала
в конце сказки?
-Какие качества
помогли ей стать лучше и спасти брата.
-Как и в любой
волшебной сказке , в гусях лебедях есть добрые помощники, выручающие из беды.
Это печка, яблоня, речка. Они приходят на помощь тогда, когда девочка выполняет
их просьбу, становится приветливой и уважительной.
5. Вывод.
-Чему нас учит эта
сказка? Определи основную мысль сказки. Тебе помогут пословицы.
Дети выходят тремя
группами и из слов собирают пословицу.
(На доске слова, дети
составляют пословицу)
Ласковое слово
лучше сладкого пирога.
Добрые слова
дороже богатства.
НЕ одежда красит
человека, а его добрые дела.
Хочешь, чтоб к
тебе хорошо относились, умей сам уважать других.
Посмотрите на доску –
все слова имеют близкий смысл. Это слова- синонимы.
На доске слова
Благожелательность,
доброжелательность, человеколюбие, вежливость, тактичность, радушие, теплота к
человеку, участливость, доброта.
-Как вы понимаете
такие качества человека, как доброжелательность, человеколюбие.
Доброжелательность-
это открытость характера, готовность поделиться и духовным, и материальным.( из
словаря по общественным наукам)
Человеколюбивый,
доброжелательный человек – всегда внимательный ко всем окружающим людям,
готовый помочь, даже принести себя в жертву.
6.Притча.
Преподобный Авраамий
жил среди язычников. Они ругали его и вынуждали уйти. Но Авраамий делился с
ними тем, что получал от православных, обходился с ними ласково. И через это
освобождался от ругательных мучений. И чем же все кончилось? Язычники,
пораженные человеколюбием преподобного построили христианскую церковь и
сами стали православными.( Так кротость, любовь, незлобие победили ненависть
и умножили стадо Христово)
7.Обобщение.
-Что нового вы
открыли для себя на уроке?
-Какой вывод вы
сделали для себя?
8.Рефлексия.
-В сказке встретилась
яблонька с её наливными яблочками. На нашем уроке выросла такая яблонька.
Наклеим на неё яблочки. У каждого есть 3 яблока ( красное, желтое, зеленое).
— Если урок прошёл
для вас интересно, вы хорошо поработали- прикрепите красное яблоко.
— Если не всё
удалось, что-то не получилось — жёлтое.
— Если было сложно, и
работал плохо — зелёное.
9.Домашнее
задание.
Нарисуй иллюстрацию
или раскрась готовый рисунок. Прочитай сказку « Морозко».
Литература:
1.Журнал « Начальная
школа» №4 1986г
2..Учебник. Л.Ф.
Климанова, В. Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкова.
Литературное чтение. 2 класс,в двух частях. М., Просвещение,2011 г.
3. Л.Ф. Климанова, В.
Г.Горецкий, М.В. Голованова. Уроки литературного чтения.
Методическое пособие
к учебнику « Родная речь». М., Просвещение,2009 г.
4. О.В. Узорова,
Е.А. Нефедова Тесты по литературному чтению. К учебнику
Л.Ф. Климановой, В.
Г.Горецкого, М.В. Головановой. « Родная речь».АСТ. Астрель.
Москва. 2007.
Сказка-складка, а песня-быль
(рус. народ. пословица)
Детская сказка Гуси-Лебеди доступным языком учит ребёнка исправлять свои ошибки и принимать мужественные решения — сестрица заигралась и ей пришлось отправиться за своим похищенным братом в тёмный лес. На пути её ждут различные испытания. Сказка Гуси–лебеди своего рода работа над ошибками – девочка сначала ведет себя крайне легкомысленно, но осознав свою оплошность, преодолевает все трудности на пути и вызволяет брата. Сказка Гуси-лебеди дает почувствовать ребенку, что значит ответственность и социальная значимость старшего по отношению к младшему (родителей к Машеньке, сестричке к братцу).
«Осознав свою вину, кинулась девочка спасать братика от злых гусей – лебедей.»
цитата, сказка гуси-лебеди.
Ребенок, возможно впервые, получает образы взаимопомощи и взаимовыручки: поможешь ты – выручат и тебя. Эта тема прослеживается на протяжении всей сказки: Машенька и печка, и яблонька, и реченька.
Сказка Гуси-Лебеди.Композиция
:
Зачин – универсальное время (слияние прошлого и настоящего) « …»
Завязка – Гуси-Лебеди похищают мальчика
Кульминация – побег от Бабы-Яги из тёмного леса.
Концовка – Возвращение домой.
Пространственно-временные характеристики
Пространство: . Путь-дорога – хронотоп (хронотоп-время и пространство в художественном произведении) испытания героя.
Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»
«Гуси лебеди» анализ сказки
Тема
: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея
: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.
Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
Герои «Гуси-лебеди»:
- Братец
- Сестрица
- Печка, речка и яблонька
— чудесные помощники - Баба Яга
. - Гуси-Лебеди
Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:
- Начало сказки
традиционное
: Зачин (Жили – были….)
- Экспозиция (наказ родителей)
- Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
- Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
- Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)
Сказка очень динамичная
, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться
: «Налетели, подхватили, унесли, пропали»
они передают всю остроту ситуации.
В сказке
используется прием олицетворение неодушевленного мира
: Печка сказала
; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала
.
Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.
Ольга Базаря
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Литературно-художественный анализ русской народной сказки
«Гуси- лебеди
»
1. «Гуси-лебеди
»
русская народная сказка – волшебная
.
2. Тема
: В сказке рассказывается о том
, как Гуси
— лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
3. Идея
: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
4. Характеристика главных героев
:
В этой сказке
есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.
Сестрица
: Любит своего брата
:
Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.
Стала плакать, да слезами горю не поможешь.
Храбрая
: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси
-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси
-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.
Баба-Яга
: Злая
В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;
Кликнула она Гусей-лебедей
: — скорей гуси – лебеди
, летите в погоню!
5. Художественное своеобразие произведения
:
Особенности композиции
:
o Традиционное начало сказки
: Зачин (Жили – были….)
o Экспозиция (наказ родителей)
o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)
o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)
o Сказка
заканчивается традиционно
: Развязка (побег из избушки и возращение домой)
. -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Сказка очень динамичная
, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться
: «Налетели, подхватили, унесли, пропали»
они передают всю остроту ситуации.
В сказке
используется прием олицетворение неодушевленного мира
:
Печка сказала
; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала
.
В сказке
используются закон троекратного повторения
: три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка
: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например
: Гуси
-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели
?»
Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
6. Выводы
:
Сказка
учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.
Публикации по теме:
«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.
Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.
Игра–драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» — филиала.
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди».
ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.
Конспект — сценарий русской народной сказки «Гуси — лебеди» средняя группа
Конспект – сценарий русской народной сказки «Гуси – лебеди» средняя группа Программное содержание: Развивающие задачи: — Развивать навыки.
Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.
Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель. Познакомить детей со сказкой «гуси- лебеди», вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.
НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе
НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.
Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.
План-конспект
Сказка «Гуси-лебеди» —
одна из любимых многими детьми и сегодня. Эта сказка, как и многие другие, учит нас быть добрее, мудрее и никогда не забывать о своих родных и близких. Итак, давайте-ка разберемся с тем, чему же конкретно учит нас эта замечательная сказка. Во-первых, сказка «Гуси-лебеди»
учит детей любить своих братьев и сестер, ценить их и никогда не оставлять в беде. Во-вторых, сказка учит малышей творить добрые дела.
Важно хотя бы вспомнить ситуацию, когда яблонька попросила девочку скушать яблочко или печь съесть пирожок. Девочка не убежала, несмотря на то, что спешила, а помогла им и в ответ на доброе дело получила подсказки о том, где может находиться ее братик. Если Вы знаете еще какие-то поучительные уроки из сказки или просто хотите рассказать о своих впечатлениях о сказке «Гуси-лебеди»
, пишите в комментариях.
Гуси-лебеди
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Практическое задание-анализ поэтических произведений 19 века
Анализ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина А.С.
Сказка Пушкина, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, свойственную всему творчеству поэта, является глубокой по смыслу и сложной по психологической насыщенности. Юной царевне автор противопоставляет злую мачеху.
Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
Совсем иной предстает перед нами царица-мачеха. Она тоже красавица, но «гневлива», и ревнива, и завистлива.
Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красты внутренней, пронизывает всю сказку. Молодую царевну многие любили. Возникает вопрос, почему же они не спасли ее. Да потому, что только королевич Елисей любил ее по-настоящему, искренне и преданно.
Действительно, обратимся к сказке. Правдивое зеркальце невольно выдавало царевну. Один раз пожалевшая девушку Чернавка тоже оказалась способной на предательство. А доброта и сердечность лесных братьев были лишены настоящей глубины.
Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая ее от вечного сна.
Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение.
Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. Поэтому и в зеркальце она нуждается постоянно. Умирает цари-ца-мачеха от зависти и тоски. Так Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.
Анализ произведения устного народного творчества
Литературно-художественный анализ русской народной сказки
«Гуси- лебеди»
1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.
2. Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
3. Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
4. Характеристика главных героев:
В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.
Сестрица: Любит своего брата:
Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.
Стала плакать, да слезами горю не поможешь.
Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.
Баба-Яга: Злая
В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;
Кликнула она Гусей-лебедей: — скорей гуси – лебеди, летите в погоню!
5. Художественное своеобразие произведения:
Особенности композиции:
o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были… .)
o Экспозиция (наказ родителей)
o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)
o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)
o Сказка заканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира:
Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.
В сказке используются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели? » Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
6. Выводы:
Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.
3. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
1) Дата написания и публикация.
Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.
2) Художественный метод.
Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.
3) Выбор жанра традиции.
Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.
4) Основная тема.
Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.
5) Смысл названия.
Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.
6) Лирический сюжет и его движение. : Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.
7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!»
Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…»
А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…»;
«Вся комната янтарным блеском
Озарена…».
Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:
«Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?»
Основные настроения. Тональность стихотворения.
Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.
9) Ритм, размер.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
10) Рифмовка, характер рифмы.
Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.
11) Лексика. Языковые средства выразительности.
Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».
Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».
Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.
Метафора: «луна желтела».
Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».
Сравнение: «Луна, как бледное пятно».
12) Поэтический синтаксис.
«И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит».
Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»
Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».
13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).
14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.
Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.
4. Анализ циклов Б. Житкова: Рассказы о животных, морские истории, о смелых людях, рассказы о технике» (ПО ВЫБОРУ)
Рассказы о животных-
это цикл коротких историй отношений человека, где автор описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными,их преданности,крепкой и не менее крепкой привязанности. Тонкая наблюдательность,знание повадок представителей животного мира,умение рассказать о сложном простым и понятным языком – отличают рассказы Житкова. «Рассказы о животных» ярко отражают весь богатый и искренний внутренний мир автора, его принципы и моральные идеалы, будь то уважение к чужому труду в рассказе « про слона» или сила и меткость русского языка в рассказе «Мангуста».
5. Чтение-рассматривание книги Б.С.Житкова «Что я видел».
Рассказы Житкова из цикла «Что я видел» — сборник коротких житейских историй для детей дошкольного возраста. Рассказы дают ответы на многие детские вопросы, направлены на любознательных «почемучек». Дети узнают всё о том, как работает железная дорога, метро и аэропорт, сходят в зоосад и познакомятся со многими животными и их повадками, научатся общаться со сверстниками. Что я видел — настоящая энциклопедия жизни для малышей.
6.Анализ произведений поэтов 20-30-х г.г. XX века
(В.В.Маяковского,С.Я.Маршака,).
Взяла Маршака «Глупый мышонок»
«Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» Маршак.
В основе сказки лежит бытовой факт, хорошо знакомый ребенку – мыши бояться кошек – но перевернутый: мышонок выбирает в няньки именно своего природного, исконного врага. То, что этот факт элементарный, бытовой – очень важно, ведь, как отмечал К. Чуковский, для восприятия подобных «игровых стихов», стихов-перевертышей, «ребенку необходимо твердое знание истинного положения вещей». Поэтому «фантастика сказок Маршака – преимущественно в гиперболе бытовых положений», и поэтому трехлетнему даже не читателю, а еще слушателю легко догадаться какова истинная судьба мышонка, о котором сказано в заключительной строфе сказки. Именно бытовая, сама собой разумеющаяся основа этой коллизии и вызывает ее однозначное, самое распространенное толкование: выразительное многоточие скрывает в себе гибель глупого героя в зубастой пасти хитрой кошки.
Поэт в данном произведении использовал традиции фольклорной сказки о животных. Действительно, характеры героев, совершенная кумулятивная композиция, юмор — все это в сказке Маршака прямо перекликается с народной сказкой о животных, которая, можно кстати вспомнить, давно уже стала специфической детской.
Недоговоренность финала в «Сказке о глупом мышонке» — не ребус, который должен разгадать маленький читатель, а проявление интуиции поэта, почувствовавшего невозможность прямо сказать о смерти героя, потому что он умереть не может. А это значит, что сказка еще не окончена. Маршак окончил ее почти тридцать лет спустя. Очевидно, в сознании поэта все эти годы жило нечто, что заставило его вернуться к одному из своих ранних произведений и договорить все до конца, вывести на поверхность то, что ранее уже имелось, но лежало в глубине текста и порой оказывалось в сознании читателей (и критики) оставленным без внимания. В 1955 году появилась «Сказка об умном мышонке» («Юность», 1955, № 2). Она-прямое продолжение «Сказки о глупом мышонке» и начинается там, где кончается эта последняя:
Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Мышонок соглашается, обыгрывает кошку и убегает от нее. Далее следует целая серия встреч с животными, но уже не домашними, а опасными, лесными-хорьком, ежом, совой-и все они предлагают мышонку игру, ставкой в которой служит его жизнь. И от всех умный мышонок умудряется убежать.
Безусловно, эта сказка, хоть и являет собой законченное целое, не самостоятельна: она продолжает первую, развивает то, что было уже задано в характере кошки из «Сказки о глупом мышонке». То, что ранее было задано, теперь подробно показывается: герой попадает в мир веселой опасности, опасной игры, населенный «двойниками» кошки — лесными животными, и выходит из встречи с ним победителем.
Вот теперь сказка окончилась:
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать.
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
Анализируя эти две сказки, можно прийти к выводу о том, что в них прослеживается композиция волшебной народной сказки, идет аналогия с ней. «Глупый», а затем «умный» мышонок проявляется постепенно перед читателями в этих качествах примерно так же, как и типичный герой волшебной сказки-Иван-дурак. (Речь может идти именно о постепенном проявлении образа-герой, так сказать, медленно «снимает маску»,-но не о его развитии). Содержание этих образов, безусловно, различно, но принцип проявления тот же самый. Ведь в первой части («Сказке о глупом мышонке») показывается, что мышонок глупый, то во второй части поэмы Маршака характеристика героя как умного очевидна и не случайно вынесена в заглавие второй части. Точно так же в волшебной сказке герой-Иван-дурак-сначала кажется глупым, хотя он меньше всего может быть так назван, а в конце сказки ум, доброта и благородство его всем очевидны.
Маршак в своей сказке формирует программу, точнее, даже программу программы первичных, элементарных нравственных и предсоциальных реакций (выборов) маленького читателя, программу того, что можно назвать этическим (эстетическим в данном случае) отношением к действительности. Эта программа и создает ту первичную сетку образов-представлений и мысленных «выборов» у читателя, которая в дальнейшем может сколь угодно много и долго усложняться и конкретизироваться. За маленьким сказочным миром Маршака стоит большой реальный мир, ибо, как говорил сам поэт, «у сказки есть счастливая возможность… сочетать самые крупные вещи с самыми маленькими, преодолевая непреодолимые препятствия».