Какое место литература 18 века занимает в развитии литературной эпохи недоросль сочинение

Обновлено: 09.01.2023

В начале восемнадцатого века в Российской империи издали указ о том, чтобы каждый дворянин имел образование. Если предписание царя не будет исполнено, то недоучки не могут вступать в брак. Именно этот документ и положил начало легендарной комедии Фонвизина.

Именно эти персонажи имеют те черты характера, которые так ценил Фонвизин. Через их уста автор выражал идеи, которые летают среди образованного и интеллигентного общества. Простковы и Скотины, в свою очередь, являются полным воплощением самого ужасного и скверного. Мать Митрофана настолько любит сына, что это, парой, становиться невыносимо терпеть. Митрофан не может и шагу ступить без ведома матушки. Естественно, это быстро надоедает. Забота – это безусловно отлично, но ее бывает чересчур. В принципе, как было в ситуации с Митрофаном и его матерью.

Речь у всех героев тоже отличительно различалась. Это тоже служило особой характеристикой каждого персонажа. К примеру, Митрофан не блистал красноречием, был молчалив. Правдин же, наоборот, поражал всех своим словарным запасом. Речь Софи была изящна, как и она сама. Простакова часто использовала довольно грубые выражения, которые присущи крестьянам. У каждого из них были свои особенности.

Фонвизину довольно неприятно все это общество грубых, невоспитанных, необразованных людей. Которые просто забыли, что такое дворянское и человеческое достоинство. К сожалению, для данного сословия того времени стало нормально полное отсутствие культуры, множество фальши, грубых слов. Они перестали заботиться об образовании, довольствуясь тем, что есть. Не задумываясь о том, что их ждет в будущем.

2 вариант

И конечно же всеми известная фраза Митрофанушки: «не хочу учиться, хочу жениться». Он считал, что «к наукам он не способен». И даже в этом вопросе мать его поддерживала. Но стоит отметить, хоть и воспитание у неё было неправильным, она очень его любила. Даже когда он объедался, она говорила ему, чтобы он покушал ещё. А когда его кто-либо обижал, мать всегда вставала на защиту сына, не позволяла никому плохо с ним обращаться, рассчитывая на то, что он ответит таким же отношением в дальнейшем. Однако, несмотря на её ожидание, Митрофанушка к матери относился пренебрежительно, он постоянно отворачивался от неё, отталкивал в ситуациях, когда она хотела ему помочь, не хотел, чтобы она присутствовала рядом с ним, и также считал себя крайне умным.

И вообще к окружающим Митрофанушка не питал приятных чувств, например, к своему дядюшке Тарасу по фамилии Скотинин, он также относился пренебрежительно и грубо, постоянно огрызаясь на него и советуя ему убираться. Воспитанием же сына занималась за низкую плату добрая женщина Еремеевна, которая очень хотела научить его чему-то хорошему. Однако другие учителя крайне часто серчали на него. Митрофанушка при этом всём был человеком достаточно высокомерным и считал, что все люди прямо должны отчаянно ему помогать. Автор хотел нам изобразить, что в каждом из нас есть как бы частица такого персонажа как этот Митрофан, и когда мы ленимся, мы частично и становимся на него похожими. К таким людям как он, относиться или хорошо, или плохо очень трудно, ведь они очень неоднозначные, они недалёкие, невоспитанные, и с ними общаться нет никакого желания. Единственная надежда на исправление у такого человека, если он сам этого захочет.

Сочинение 3

Митрофанушка является избалованным барчонком, которого с самого детства холит и лелеет его матушка госпожа Простакова. День ото дня Митрофан только и делает, как объедается без всякой меры. Остальное время он любит проводить в своей голубятне. Он необычайно ленив и глуп и в этих науках ему помогает немец-учитель Вральман, усердно оправдывая его лень, за что чуть было и не получает по голове. В итоге, за два года изучения арифметики, едва способен досчитать до трех, читать же научился только по слогам.

Злонравие свойственно его матери не с меньшим успехом перешло и к сыну, в основном показывая вид на тех, кто не может ему ответить или дать сдачи. Особенно он любит лаяться со своими учителями и всячески оскорблять свою няню, кормилицу, которая воспитала его с рождения и практически заменила ему мать. Но и к родной матери он расположен не более, ежели к кому другому, ясно демонстрируя это грубым с ней обращением, а главное обидными для, под конец потерявшей слишком многое, госпожи Простаковой словами: «да отвяжись матушка, как навязалась».

Трусость, которая нередко присуща особенно глупым людям обнаруживается, когда Скотинин пытается побить его за откровенное желание жениться и он, вместо того, чтобы защищаться, выдвигает вперед свою няню, прикрываясь ей от возможных ударов.

Вариант 4

Сюжет комедии развивается в деревне, где командует крепостница по фамилии Простакова. Она играет в комедии главную отрицательную роль. Жестокая и властная госпожа Простакова презирает всех вокруг: свою свиту, крестьян и в том числе собственного законного супруга. Если ко всем этим качествам приплюсовать ещё и её абсолютную безграмотность – то перед нами будет типичный пример одной из представительниц дворянства, против которого и выступает автор в своей комедии. Простакова не любит никого, за исключением своего сына Митрофана.

Митрофан – кошмарная копия своей матери. Он целиком и полностью унаследовал ее невыносимое поведение и ужасный характер. Целыми днями он предается лени, обжорству и тирании домашних. К отцу он относится презрительно и вообще не воспринимает его как человека. Безграмотность, к слову сказать, тоже полностью заслуга его матери. Так как теперь дворяне имели право выбора – служить ли не служить, Митрофан пребывал при матери. Учиться всё же было обязательно, Простакова закон исполняет, но не слишком то его одобряет. Недоросль только делает вид, что учится, учителей всячески третирует и критикует. На самом деле мечта Митрофана – стать единоличным хозяином всего имения и распоряжаться в нём по своему усмотрению, так как пожелает его бестолковая сущность. Поэтому он только и делает, что ждёт кончины своих родителей.

В деревне Простаковой крепостной строй продержался бы ещё не один век, если бы в один прекрасный момент Митрофанушка не бросил в сторону матери решающую реплику, что мол, отвяжись ты от меня, вот навязалась. Вот именно здесь произошло крушение всех устоев Простаковой, основанных на жестоком обращении и банальном невежестве.

Комедия не потеряла своей актуальности и в наши дни. Люди все также делятся на бедных и богатых, богатые считают себя хозяевами жизни, они позволяют вести себя с бедными жестоко и бесчеловечно, в то время как бедный человек довольно часто оказывается гораздо образованнее, честнее и мудрее многих богатеев.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Недоросль

Популярные сегодня темы

Произведение Абрамова рассказывает о тяжелой жизни лошадей. Вначале автор трогательно описывает свои детские воспоминания о деревенской природе и о прогулках на луг, где паслись животные.

В этом мире существуют разные проявления любви. Иногда чувство проявляется как нечто возвышенное и бескорыстное, иногда как просто инстинкт, который может взять власть над человеком.

У мальчика была собака, которую звали Бум. Как-то они вдвоем баловались в столовой. Мальчик, сидя за столом, качался на стуле. Бум играл под столом. Вдруг стул сильно качнулся, и, чтобы не упасть, мальчик ухватился за край скатерти

Перечитав блестящую комедию русского литератора екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», я в очередной раз испытал истинное
удовольствие от прочитанного. Каждый герой этого произведения интересен и уникален. Каждому из героев присуща своя неповторимая изюминка, энергия. В
комедии автор условно делит героев на 2 мира: доброго в лице Стародума, его племянницы Софьи, Правдина, Милона и злого в лице семьи Простаковых и
Скотинина. Кроме того, в комедии присутствуют и другие персонажи, которые дополняют произведение. Я не буду подробно описывать о том, что данное
произведение является новаторским и вершиной русской драматургии 18 века. Для этого, его достаточно прочесть, хотя бы один раз. В своем сочинении я хотел бы
поподробнее поговорить о каждом из героев, описанных в комедии. Итак, начну.

А начну, пожалуй, с семьи Простаковых. Первым делом хотел бы обратиться к образу госпожи Простаковой. В комедии автор показал ее полновластной хозяйкой в
своем имении. Вопрос и решение виновности или правоты крестьян, зависит только от нее. При этом, она является неграмотной, привыкшей жить безнаказанности
особой. Под себя, выражаясь мягко, она прогнула собственного мужа, без улыбки про которого читать, лично мне не удавалось, Софью — добрую, милую, умную и
воспитанную племянницу Стародума, а также брата Скотинина. Простакова — бесхребетная личность, рабыня, лишенная столь важного чувства собственного
достоинства. Пресмыкаться перед сильнейшим обществом для нее закон. Не зря Фонвизин прозвал ее «презрелой фурией». Безусловно, в ней, все-таки,
прослеживаются качества любящей матери. Она переживает за любимого сына Митрофана, стремится женить его на Софье, после того как узнает, что у нее
имеется наследство. Увы и ах, своими поступками и поведением госпожа Простакова сама вырыла себя могилу и конец комедии стал тому явным подтверждением. И
главным ударом для нее стало поведение родного сына.

Следующим, к кому бы я хотел перейти, будет муж Простаковой. Немного ранее я написал, что без улыбки на этого героя смотреть, лично я не могу. Постараюсь
объяснить. Не секрет, что чаще всего в роли главы семейства выступает супруг. Фонвизин, конечно обозначил это вскользь в комедии, но на деле. На деле все не
так. Простаков является «маленьким», «слабым», и пожалуй, еще более бесхребетным, нежели его супруга персонажем. Не умеет читать, боится своей супруги, но
любит своего сына. Если честно, то у меня язык даже не поворачивается назвать его «подкаблучником». Простаков, он и есть Простаков.

Интересной и своеобразной фигурой комедии является, несомненно, сын Митрофан. 16 летний юноша, безграмотный, живущий без цели. Может быть и любящий, но
не уважающий собственную мать. Несмотря на то, что вся власть в семье принадлежала его матери, ему все-таки удавалось манипулировать ей. До чего же здорово
автор в комедии высмеял Митрофана в сцене про «существительное-прилагательное». Для меня, пожалуй, это одно из сильных мест в произведении. Конечно, не
буду лукавить, если скажу, что в реальной жизни мне такие люди не очень благоволят. Я стараюсь избегать общения с ними. Хотя, надеюсь, что учеба, резкие
перемены в жизни поспособствуют их кардинальному изменению.

Еще к негативным героям можно отнести Скотинина, брата Простаковой. «Скотская», «животная», «низменная» фигура. Пожалуй, еще, жестче и хуже
собственной
сестры. Главным своим интересом называет разведение свиней, при чем, которыми никогда не занимался. Скотинин хитер. Ради материальной выгоды собирался
жениться на Софье, при этом, ведя соперничество с собственным племянником в лице Митрофана. Фонвизину прекрасно удалось показать Скотинина — полностью
нравственно и морально деградировавшую личность, лишенного какого-либо воспитания.

Что касается Софьи, еще одной положительной героини, то по сюжету она является племянницей Стародума. Мудрая, добрая, умная, красивая, в отсутствии
родного дяди по сути является сиротой, которой управляют Простаковы. К тому же, когда Простаковы узнают о ее приданном, они начинают борьбу за ее руку и
состояние. Безусловно, среди главных достоинств Софьи можно выделить порядочность и верность. Героиня имеет возлюбленного в лице Милона, которому
остается верной до самого конца. В конце комедии автору удалось окончательно показать Софью человеком высокого класса, порядка и чести (момент когда она
прощает Простакову за все содеянное в ее адрес зло).

Среди положительных героев пару слов нужно сказать и о Правдине. На мой взгляд, не будь данного героя в комедии, «Недоросль», вряд ли бы состоялось как
ярчайшее литературное произведение. Но, это лишь мое субъективное мнение.

Правдин является чиновником в наместничестве, которое создано для наблюдения за выполнением правительственных указов. Говоря простым языком, герой «бдит
»
за помещиками. Узнав о том, что Простакова ведет столь ужасные бесчинства, Правдин от имени правительства берет ее имение под опеку, тем самым, лишив
Простакову права распоряжения крестьянами. Правдин — вершитель закона. Примечательно то, что автор наделил данного героя именно такой фамилией.

Говоря о Милоне, возлюбленном Софьи и еще об одном положительном герое, то он является офицером. Молодой, красивый он уже принял участие в ряде военных
действиях. Неустрашимый по характеру, противопоставляется автором, лишенному каких-либо гражданских чувств Митрофану.
Несомненно, всю сладость комедии произведению придают образы Кутейкина, Цифиркина, Вральмана и Тришки.

Подводя итог, хочу сказать, что я безумно рад, что в своей жизни мне удалось познакомиться с данным литературным произведением. Противопоставление разных
классов, показ личностей, стремящихся всеми возможными путями проложить «место под солнцем», наряду с личностями добрыми, честными и порядочными — все это
прекрасно удалось показать Фонвизину в комедии.

Похожие сочинения

Денис Иванович Фонвизин — один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще его гимназические учителя. С течением времени углублялись просветительские взгляды. смотреть целиком

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблема воспитания в комедии «Недоросль».

1) Какое место литература 18 века занимает в развитии литературной эпохи?

2) Фамилии каких авторов относятся к 18 веку?

3) Затрагивает ли Фонвизин вопросы, характерные для того времени?

4) Какие проблемы затрагивает автор в комедии?

2. Основная часть.

1) Какие подходы воспитания были характерны для того времени?

2) Почему Простакова отдает своего сына учиться?

3) Как относились учителя к знаниям Митрофанушки?

4) Зачем нужен образ Вральмана в комедии?

5) Как относился сам Митрофанушка к знаниям?

6) Кто противопоставлен Простаковым в комедии?

7) Зачем автор рассказывает о жизни Стародума?

8) Как Стародум относился к образованию?

Почему автор именно эту проблему затронул в своей комедии?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 503 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.08.2016 21658
  • DOCX 12.1 кбайт
  • 63 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кокшина Мария Львовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Перечитав блестящую комедию русского литератора екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», я в очередной раз испытал истинное
удовольствие от прочитанного. Каждый герой этого произведения интересен и уникален. Каждому из героев присуща своя неповторимая изюминка, энергия. В
комедии автор условно делит героев на 2 мира: доброго в лице Стародума, его племянницы Софьи, Правдина, Милона и злого в лице семьи Простаковых и
Скотинина. Кроме того, в комедии присутствуют и другие персонажи, которые дополняют произведение. Я не буду подробно описывать о том, что данное
произведение является новаторским и вершиной русской драматургии 18 века. Для этого, его достаточно прочесть, хотя бы один раз. В своем сочинении я хотел бы
поподробнее поговорить о каждом из героев, описанных в комедии. Итак, начну.

А начну, пожалуй, с семьи Простаковых. Первым делом хотел бы обратиться к образу госпожи Простаковой. В комедии автор показал ее полновластной хозяйкой в
своем имении. Вопрос и решение виновности или правоты крестьян, зависит только от нее. При этом, она является неграмотной, привыкшей жить безнаказанности
особой. Под себя, выражаясь мягко, она прогнула собственного мужа, без улыбки про которого читать, лично мне не удавалось, Софью — добрую, милую, умную и
воспитанную племянницу Стародума, а также брата Скотинина. Простакова — бесхребетная личность, рабыня, лишенная столь важного чувства собственного
достоинства. Пресмыкаться перед сильнейшим обществом для нее закон. Не зря Фонвизин прозвал ее «презрелой фурией». Безусловно, в ней, все-таки,
прослеживаются качества любящей матери. Она переживает за любимого сына Митрофана, стремится женить его на Софье, после того как узнает, что у нее
имеется наследство. Увы и ах, своими поступками и поведением госпожа Простакова сама вырыла себя могилу и конец комедии стал тому явным подтверждением. И
главным ударом для нее стало поведение родного сына.

Следующим, к кому бы я хотел перейти, будет муж Простаковой. Немного ранее я написал, что без улыбки на этого героя смотреть, лично я не могу. Постараюсь
объяснить. Не секрет, что чаще всего в роли главы семейства выступает супруг. Фонвизин, конечно обозначил это вскользь в комедии, но на деле. На деле все не
так. Простаков является «маленьким», «слабым», и пожалуй, еще более бесхребетным, нежели его супруга персонажем. Не умеет читать, боится своей супруги, но
любит своего сына. Если честно, то у меня язык даже не поворачивается назвать его «подкаблучником». Простаков, он и есть Простаков.

Интересной и своеобразной фигурой комедии является, несомненно, сын Митрофан. 16 летний юноша, безграмотный, живущий без цели. Может быть и любящий, но
не уважающий собственную мать. Несмотря на то, что вся власть в семье принадлежала его матери, ему все-таки удавалось манипулировать ей. До чего же здорово
автор в комедии высмеял Митрофана в сцене про «существительное-прилагательное». Для меня, пожалуй, это одно из сильных мест в произведении. Конечно, не
буду лукавить, если скажу, что в реальной жизни мне такие люди не очень благоволят. Я стараюсь избегать общения с ними. Хотя, надеюсь, что учеба, резкие
перемены в жизни поспособствуют их кардинальному изменению.

Еще к негативным героям можно отнести Скотинина, брата Простаковой. «Скотская», «животная», «низменная» фигура. Пожалуй, еще, жестче и хуже
собственной
сестры. Главным своим интересом называет разведение свиней, при чем, которыми никогда не занимался. Скотинин хитер. Ради материальной выгоды собирался
жениться на Софье, при этом, ведя соперничество с собственным племянником в лице Митрофана. Фонвизину прекрасно удалось показать Скотинина — полностью
нравственно и морально деградировавшую личность, лишенного какого-либо воспитания.

Что касается Софьи, еще одной положительной героини, то по сюжету она является племянницей Стародума. Мудрая, добрая, умная, красивая, в отсутствии
родного дяди по сути является сиротой, которой управляют Простаковы. К тому же, когда Простаковы узнают о ее приданном, они начинают борьбу за ее руку и
состояние. Безусловно, среди главных достоинств Софьи можно выделить порядочность и верность. Героиня имеет возлюбленного в лице Милона, которому
остается верной до самого конца. В конце комедии автору удалось окончательно показать Софью человеком высокого класса, порядка и чести (момент когда она
прощает Простакову за все содеянное в ее адрес зло).

Среди положительных героев пару слов нужно сказать и о Правдине. На мой взгляд, не будь данного героя в комедии, «Недоросль», вряд ли бы состоялось как
ярчайшее литературное произведение. Но, это лишь мое субъективное мнение.

Правдин является чиновником в наместничестве, которое создано для наблюдения за выполнением правительственных указов. Говоря простым языком, герой «бдит
»
за помещиками. Узнав о том, что Простакова ведет столь ужасные бесчинства, Правдин от имени правительства берет ее имение под опеку, тем самым, лишив
Простакову права распоряжения крестьянами. Правдин — вершитель закона. Примечательно то, что автор наделил данного героя именно такой фамилией.

Говоря о Милоне, возлюбленном Софьи и еще об одном положительном герое, то он является офицером. Молодой, красивый он уже принял участие в ряде военных
действиях. Неустрашимый по характеру, противопоставляется автором, лишенному каких-либо гражданских чувств Митрофану.
Несомненно, всю сладость комедии произведению придают образы Кутейкина, Цифиркина, Вральмана и Тришки.

Подводя итог, хочу сказать, что я безумно рад, что в своей жизни мне удалось познакомиться с данным литературным произведением. Противопоставление разных
классов, показ личностей, стремящихся всеми возможными путями проложить «место под солнцем», наряду с личностями добрыми, честными и порядочными — все это
прекрасно удалось показать Фонвизину в комедии.

Читайте также:

      

  • Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли сочинение
  •   

  • Сочинение смысл символов права
  •   

  • Сочинение по тексту бражина старая поговорка гласит
  •   

  • Сочинение костюнин земное притяжение сочинение
  •   

  • Сочинение приключение оливера твиста

Перечитав блестящую комедию русского литератора екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», я в очередной раз испытал истинное
удовольствие от прочитанного. Каждый герой этого произведения интересен и уникален. Каждому из героев присуща своя неповторимая изюминка, энергия. В
комедии автор условно делит героев на 2 мира: доброго в лице Стародума, его племянницы Софьи, Правдина, Милона и злого в лице семьи Простаковых и
Скотинина. Кроме того, в комедии присутствуют и другие персонажи, которые дополняют произведение. Я не буду подробно описывать о том, что данное
произведение является новаторским и вершиной русской драматургии 18 века. Для этого, его достаточно прочесть, хотя бы один раз. В своем сочинении я хотел бы
поподробнее поговорить о каждом из героев, описанных в комедии. Итак, начну.

А начну, пожалуй, с семьи Простаковых. Первым делом хотел бы обратиться к образу госпожи Простаковой. В комедии автор показал ее полновластной хозяйкой в
своем имении. Вопрос и решение виновности или правоты крестьян, зависит только от нее. При этом, она является неграмотной, привыкшей жить безнаказанности
особой. Под себя, выражаясь мягко, она прогнула собственного мужа, без улыбки про которого читать, лично мне не удавалось, Софью — добрую, милую, умную и
воспитанную племянницу Стародума, а также брата Скотинина. Простакова — бесхребетная личность, рабыня, лишенная столь важного чувства собственного
достоинства. Пресмыкаться перед сильнейшим обществом для нее закон. Не зря Фонвизин прозвал ее «презрелой фурией». Безусловно, в ней, все-таки,
прослеживаются качества любящей матери. Она переживает за любимого сына Митрофана, стремится женить его на Софье, после того как узнает, что у нее
имеется наследство. Увы и ах, своими поступками и поведением госпожа Простакова сама вырыла себя могилу и конец комедии стал тому явным подтверждением. И
главным ударом для нее стало поведение родного сына.

Следующим, к кому бы я хотел перейти, будет муж Простаковой. Немного ранее я написал, что без улыбки на этого героя смотреть, лично я не могу. Постараюсь
объяснить. Не секрет, что чаще всего в роли главы семейства выступает супруг. Фонвизин, конечно обозначил это вскользь в комедии, но на деле… На деле все не
так. Простаков является «маленьким», «слабым», и пожалуй, еще более бесхребетным, нежели его супруга персонажем. Не умеет читать, боится своей супруги, но
любит своего сына. Если честно, то у меня язык даже не поворачивается назвать его «подкаблучником». Простаков, он и есть Простаков.

Интересной и своеобразной фигурой комедии является, несомненно, сын Митрофан. 16 летний юноша, безграмотный, живущий без цели. Может быть и любящий, но
не уважающий собственную мать. Несмотря на то, что вся власть в семье принадлежала его матери, ему все-таки удавалось манипулировать ей. До чего же здорово
автор в комедии высмеял Митрофана в сцене про «существительное-прилагательное». Для меня, пожалуй, это одно из сильных мест в произведении. Конечно, не
буду лукавить, если скажу, что в реальной жизни мне такие люди не очень благоволят. Я стараюсь избегать общения с ними. Хотя, надеюсь, что учеба, резкие
перемены в жизни поспособствуют их кардинальному изменению.

Еще к негативным героям можно отнести Скотинина, брата Простаковой. «Скотская», «животная», «низменная» фигура. Пожалуй, еще, жестче и хуже
собственной
сестры. Главным своим интересом называет разведение свиней, при чем, которыми никогда не занимался. Скотинин хитер. Ради материальной выгоды собирался
жениться на Софье, при этом, ведя соперничество с собственным племянником в лице Митрофана. Фонвизину прекрасно удалось показать Скотинина — полностью
нравственно и морально деградировавшую личность, лишенного какого-либо воспитания.

От представителей злого мира я постепенно перехожу к персонажам доброго мира. Начать я бы хотел со Стародума, человека просвещенного и передового.
Стародум, несомненно, символ глубокой мысли, высоких нравов. Являясь представителем дворянства, он выступает ярым защитником просвещения и человечности,
осуждает дикость помещичьего класса. Ради своей племянницы нажил состояние («Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность
жениха достойного»). Стоит отметить, что современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, лица, выражающего взгляды
автора, и жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.

Что касается Софьи, еще одной положительной героини, то по сюжету она является племянницей Стародума. Мудрая, добрая, умная, красивая, в отсутствии
родного дяди по сути является сиротой, которой управляют Простаковы. К тому же, когда Простаковы узнают о ее приданном, они начинают борьбу за ее руку и
состояние. Безусловно, среди главных достоинств Софьи можно выделить порядочность и верность. Героиня имеет возлюбленного в лице Милона, которому
остается верной до самого конца. В конце комедии автору удалось окончательно показать Софью человеком высокого класса, порядка и чести (момент когда она
прощает Простакову за все содеянное в ее адрес зло).

Среди положительных героев пару слов нужно сказать и о Правдине. На мой взгляд, не будь данного героя в комедии, «Недоросль», вряд ли бы состоялось как
ярчайшее литературное произведение. Но, это лишь мое субъективное мнение.

Правдин является чиновником в наместничестве, которое создано для наблюдения за выполнением правительственных указов. Говоря простым языком, герой «бдит
»
за помещиками. Узнав о том, что Простакова ведет столь ужасные бесчинства, Правдин от имени правительства берет ее имение под опеку, тем самым, лишив
Простакову права распоряжения крестьянами. Правдин — вершитель закона. Примечательно то, что автор наделил данного героя именно такой фамилией.

Говоря о Милоне, возлюбленном Софьи и еще об одном положительном герое, то он является офицером. Молодой, красивый он уже принял участие в ряде военных
действиях. Неустрашимый по характеру, противопоставляется автором, лишенному каких-либо гражданских чувств Митрофану.
Несомненно, всю сладость комедии произведению придают образы Кутейкина, Цифиркина, Вральмана и Тришки.

Подводя итог, хочу сказать, что я безумно рад, что в своей жизни мне удалось познакомиться с данным литературным произведением. Противопоставление разных
классов, показ личностей, стремящихся всеми возможными путями проложить «место под солнцем», наряду с личностями добрыми, честными и порядочными — все это
прекрасно удалось показать Фонвизину в комедии.

­Анализ произведения «Недоросль» — 1 вариант

Мысли о написании пьесы «Недоросль», ставшей весьма популярной, зародились у Фонвизина во время его нахождения во Франции. Вдохновившись французскими комедийными пьесами, которые он имел удовольствие видеть в театрах Франции, автор берется за создание произведения. На создание этой пьесы ушло три года, но хочется отметить, что они стоили того, пьеса стала культовым показателем классицизма, ее изучают в школах. А фразы из пьесы стали крылатыми.

Жанр пьесы, определенно носит характер комедии, с очень выраженными нотами сатиры, Фонвизин резко высмеял в пьесе все недостатки общества своего времени. Однако юмор в произведении разбавлен безрадостными моментами, когда помещица ведет себя грубо в отношении крепостных. И все же жанр пьесы определяется как комедия, в которой действие разворачивается в одном и том же месте и времени, а герои явно делятся на отрицательных и положительных, это говорит о том, что произведению присуще классицистическое направление.

Главным отрицательным персонажем пьесы является госпожа Простакова – грубая, невежественная женщина, сумевшая, однако подавить своего слабохарактерного супруга. Любит власть, однако не понимает ценности образования. Не имеющая положительных черт, Простакова любит лишь своего сына, однако ее любовь равняется балованию Митрофанушки и губительна для него

Господин Простаков — муж госпожи Простаковой. Человек абсолютно бесхарактерный и безвольный. Не имеет собственного мнения ровно ни в чем.

Митрофанушка — отпрыск Простаковых, ни к чему не приспособленный юноша, любящий только себя одного. Жестокий, чванливый молодой человек. Ленивый, признает лишь праздные удовольствия.

Скотинин-брат матери семейства Простаковых. Мало чем отличается от остальных членов семьи. Такой же эгоистичный и жадный грубиян, как и его сестра и племянник. Очень любит свиней.

Софья — положительная героиня пьесы. Отзывчивая, чуткая, справедливая юная девушка, любящая развиваться и получать новые знания.

Стародум — является опекуном Софьи. Рассудительный, справедливый человек, также отличается мудростью. Любит саркастически подшучивать над Простаковыми.

Милон — этого героя автор наделил качествами настоящего мужчины. Жених Софьи. Смелый и отважный. Решителен и в словах и действии.

Сюжет пьесы показывает деревню Простаковых. Именно она служит декорацией всего произведения. Скотинин желает жениться умнице Софье, только так он сможет заполучить наследство девушки. О том же мыслит и Простакова, задумав женить Митрофанушку на красавице Софии.

Однако девушка, встречает влюбленного в нее офицера Милона, и связывать судьбу с алчным семейством не собирается.

Главной мыслью пьесы является проблема образования и нравственного воспитания в дворянских кругах. Фонвизин высоко ценил необходимость правильного воспитания и достойного образования и, глядя на таких вот Простаковых и Скотининых переживал за будущее своей страны. Что будет, если кругом станут править такие как Митрофанушка? Разбудить в человеке желания развиваться и совершенствоваться, вот чего хотел автор, высмеивая глупых. Жадных помещиков.


Анализ произведения «Недоросль» — 2 вариант

Комедия ” Недоросль ” Фонвизина является шедевром русской литературы 18 века. Произведение вошло в фонд классической литературы, затрагивая ряд “вечных проблем” и привлекая современных читателей красотой высокого слога. Название пьесы связано с указом Петра I, в котором правителем было указано, что молодым дворянам-“недорослям” без образования запрещается жениться и поступать на службу.

Замысел комедии появился у писателя еще в 1778 году. А в 1782 она уже была написана и представлена публике. Анализ “Недоросль” Фонвизина был бы не полным без краткого освещения времени создания пьесы. Автор написал ее в эпоху правления Екатерины II.

Данный этап в развитии России связан с господством передовых на то время идей просвещенной монархии, заимствованных у французских просветителей. Их распространению и популярности среди образованного дворянства и мещанства во многом способствовала сама императрица, которая состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д’Аламбером, открывала школы и библиотеки, всячески поддерживала развитие культуры и искусства в России.
Фонвизин, как представитель своего времени, несомненно разделял господствующие в дворянском обществе идеи. Их он и постарался отразить в своем произведении, обнажив перед зрителями и читателями не только их положительные моменты, но и осмеяв недочеты и заблуждения.
Анализ комедии “Недоросль” требует рассмотрения пьесы как части литературной традиции и культурной эпохи, во время которой она была написана. Произведение является одним из лучших примеров классицизма. В “Недоросле” наблюдается единство действия (нет второстепенных сюжетных линий, только борьба за руку и имущество Софьи), места (герои не перемещаются на большие расстояния, события происходят либо в доме Простаковых, либо около их дома), и времени (все события не занимают более суток).

Кроме того, Фонвизин использовал традиционные для классицистической пьесы “говорящие” фамилии и четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Положительные Правдин, Милон, Стародум, Софья противопоставляются отрицательным Простаковым, Скотинину, Митрофану. При этом сами имена героев дают понять читателю о том, какие черты превалируют в образе данного персонажа – например, Правдин является олицетворением правды и морали в пьесе.

На момент своего создания, “Недоросль” стала важным шагом в развитии русской литературы, в частности, русской драматургии. Фонвизин создает новый жанр социально-политической комедии, гармонично совместившей в себе ряд реалистичных сцен, изображенных с иронией, сарказмом, смехом, из жизни заурядных представителей дворянства с просветительскими проповедями о добродетели, морали, необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств. При этом поучительные монологи не отягощают восприятия пьесы, а дополняют произведение, делая его более глубоким.

“Недоросль” поделена на 5 действий. В первом читатель знакомится с Простаковыми, Софьей, Правдиным, Скотининым Митрофаном. Сразу вырисовываются и характеры персонажей, читателю становится ясно, что Простаковы и Скотинин отрицательные герои, а Правдин и Софья положительные.

Первое действие включает экспозицию и завязку произведения. Экспозиция – читатель знакомится с героями, узнает, что Софья живет на попечении у Простаковых и ее собираются отдать замуж за Скотинина. Завязка пьесы – прочтение письма от Стародума – Софья теперь богатая наследница, а ее дядя возвращается со дня на день забрать ее к себе.

Второе, третье и четвертое действие – развитие событий произведения. Читатель знакомится с Милоном и Стародумом. Скотинин и Простакова стараются понравиться Стародуму, однако их фальшивость, лесть, чрезмерная жажда наживы и необразованность только отталкивает, выглядит смешно и глупо.

Самой смешной сценой пьесы является опрос Митрофана о том, что он знает, где обнажается не только глупость юноши, но и его матери.

Пятое действие – кульминация и развязка действия. Мнения исследователей по поводу того, какой момент пьесы является кульминацией пьесы, разнятся. Так, существует три наиболее распространенных версии: первая – похищение Софьи Простаковой; вторая – прочтение Правдиным письма о том, что имение Простаковой полностью переходит под его опеку; третье – ярость Простаковой, когда она осознает свое бессилие и хочет “отыграться” на слугах.

Каждая из версий справедлива, так как рассматривается с разных точек прочтения произведения. Первая – с точки зрения сюжетной линии женитьбы Софьи, вторая – с социально-политической, как момент торжества справедливости в данном поместье, третья – с исторической, Простакова олицетворяет в этот момент обессилевшие, ушедшие в прошлое, но все еще “не верящие в свое поражение” идеалы и принципы старого дворянства, основанного на необразованности, непросвещенности, низких моральных устоях. Развязка пьесы – все бросают Простакову, у которой ничего не осталось.

Стародум же, указывая на нее, говорит: “Вот злонравия достойные плоды!”.

Говоря о главных персонажах пьесы, то, как уже указывалось выше, они четко делятся на положительных и отрицательных. Отрицательные – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Простакова – властная, грубая, необразованная, ищущая везде наживы женщина, которая умеет льстить для получения выгоды, но любящая своего сына.

Простаков предстает “тенью” своей жены, безвольным персонажем, слово которого мало что значит. Скотинин – брат Простаковой, такой же глупый и необразованный, достаточно жестокий, падкий на деньги, как и его сестра, для которого нет ничего лучше прогулки на скотный двор к свиньям. Митрофан – сын своей матери, избалованный 16-летний юноша, который от свое дяди унаследовал любовь к свиньям. Вообще в пьесе важное место занимает вопрос наследственности и родственных связей.

Так, Простакова только замужем за Простаковым (действительно “простым” человеком, нежелающим многого), на самом деле она Скотинина, под стать своему брату. Митрофан же вобрал в себя качества обоих родителей – глупость и “животные” качества Скотининых (“не хочу учиться, хочу жениться”, приоритеты – поесть, а не почитать книгу), и безвольность своего отца (за него сначала решала мать, а затем решил Правдин).

Аналогичные родственные связи прослеживаются между Стародумом и Софьей. Оба образованы, добродетельны, честны. Девушка внимательно слушает дядю, “впитывая” его науку, уважает его.

Положительные и отрицательные персонажи создают дуальные пары противоположностей. “Дети” – глупый, избалованный Митрофан и умная, кроткая Софья. “Родители” – оба любят детей, но по-разному подходят к воспитанию – Стародуб ведет беседы на темы морали, чести, правды, тогда как Простакова балует Митрофана и утверждает, что образование ему не пригодится. “Женихов” – любящий, видящий в Софье свой идеал и друга Милон и подсчитывающий деньги, которые получит после женитьбы Скотинин (при этом девушка не интересна ему как человек, он даже не планирует обустроить ей удобное жилье). Правдин и Простаков на самом деле оба являются “голосом правды”, некими “ревизорами”, однако если в лице чиновника выражена активная сила, реальное действие и помощь, то Простаков – пассивный персонаж, который единственное, что смог сказать – это упрекнуть Митрофана в конце пьесы.

Анализируя “Недоросль” Фонвизина становится понятно, что в каждой из этих пар персонажей поднимается и отдельная проблема, раскрываемая в произведении – проблема образования (дополняется еще и примером учителей-недоучек вроде Кутейкина и самозванцев, как Вральман), проблема отцов и детей, воспитания, проблема семейной жизни, отношений мужа и жены, остросоциальная проблема отношения дворян к их слугам. Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото “злонравия”, глупости, уподобляя их животным.

Как показал анализ произведения “Недоросль”, центральные тема и идея произведения – это необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями просвещения, основы которых актуальны и сегодня.


Анализ произведения «Недоросль» — 3 вариант

Желание написать «Недоросля» у Фонвизина возникло в 1778 году после его пребывания во Франции. Театральное искусство того времени именно там привлекало внимание его любителей, так как находилось на самом высоком уровне в отличие от других стран. Особенно вдохновили классика комедии, высмеивавшие идеи Вольтера и пороки отдельных французских аристократов и мещан.

Фонвизин как дворянин видел недостатки правящего класса в России и намеревался благодаря своему произведению открыть глаза помещикам путем осуждения их действий, направив их на верные ориентиры — патриотизм и честность.

Правительство Екатерины, напуганное смелым п

Девушка внимательно слушает дядю, “впитывая” его науку, уважает его.

Положительные и отрицательные персонажи создают дуальные пары противоположностей. “Дети” – глупый, избалованный Митрофан и умная, кроткая Софья. “Родители” – оба любят детей, но по-разному подходят к воспитанию – Стародуб ведет беседы на темы морали, чести, правды, тогда как Простакова балует Митрофана и утверждает, что образование ему не пригодится. “Женихов” – любящий, видящий в Софье свой идеал и друга Милон и подсчитывающий деньги, которые получит после женитьбы Скотинин (при этом девушка не интересна ему как человек, он даже не планирует обустроить ей удобное жилье). Правдин и Простаков на самом деле оба являются “голосом правды”, некими “ревизорами”, однако если в лице чиновника выражена активная сила, реальное действие и помощь, то Простаков – пассивный персонаж, который единственное, что смог сказать – это упрекнуть Митрофана в конце пьесы.

Анализируя “Недоросль” Фонвизина становится понятно, что в каждой из этих пар персонажей поднимается и отдельная проблема, раскрываемая в произведении – проблема образования (дополняется еще и примером учителей-недоучек вроде Кутейкина и самозванцев, как Вральман), проблема отцов и детей, воспитания, проблема семейной жизни, отношений мужа и жены, остросоциальная проблема отношения дворян к их слугам. Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото “злонравия”, глупости, уподобляя их животным.

Как показал анализ произведения “Недоросль”, центральные тема и идея произведения – это необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями просвещения, основы которых актуальны и сегодня.


Анализ произведения «Недоросль» — 3 вариант

Желание написать «Недоросля» у Фонвизина возникло в 1778 году после его пребывания во Франции. Театральное искусство того времени именно там привлекало внимание его любителей, так как находилось на самом высоком уровне в отличие от других стран. Особенно вдохновили классика комедии, высмеивавшие идеи Вольтера и пороки отдельных французских аристократов и мещан.

Фонвизин как дворянин видел недостатки правящего класса в России и намеревался благодаря своему произведению открыть глаза помещикам путем осуждения их действий, направив их на верные ориентиры — патриотизм и честность.

Правительство Екатерины, напуганное смелым произведением русского драматурга, противилось постановке этой комедии, однако при помощи друга и покровителя Н. И. Панина после хвалебных слов о Фонвизине наследнику престола, будущему Павлу I, в 1782 году комедию все же удалось поставить и разыграть в театре на Царицыном лугу. После чего отношение правящего круга к писателю сильно изменилось: с той поры всю свою жизнь автор «Недоросля» чувствовал себя опальным и гонимым писателем.

Исходя из этого, анализ комедии «Недоросль» должен состоять не только из жанра, литературного стиля, характеристики персонажей, разбора действий и метода написания, но и раскрывать замысел и значение произведения, ведь в первую очередь именно это автор старался передать зрителям.

Тема произведения

В период написания комедии автором предполагалась тематика образования и воспитания нового поколения, однако после включения в «Недоросль» социально-политических проблем, касающихся непосредственно указа Петра I о запрещении необразованным дворянам жениться и служить на службе, главной темой произведения становится «злонравие» и порочное воспитание дворянства в самодержавной и крепостнической России, причиной чего является установленный государственный строй того времени.

Воспитание людей и жизненный, а также политический уклад государства неразрывно связаны между собой в комедии Фонвизина.

Идейный писатель считал, что ограниченные умом, невежественные люди могут воспитать только себе подобных, что доказывается характерными чертами семьи Простаковых, имеющих недоросля Митрофанушку. На первом месте у дворян Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие. Материальное благополучие для них имеет большее значение, нежели образование, они не приемлют нового и ко всему прогрессивному относятся неохотно; крепостное право позволяет на них работать, а жадность и власть закрывают глаза на будущее сына.

Фонвизин считал, что первоначально семья воспитывает личность, и на примере образа жизни Простаковых доказывал подобное воспитание в Митрофанушке, который не выказывал должного почтения деспотичной матери.

По внутрисемейному конфликту Простаковых можно сделать вывод, что залог честности и порядочности — в воспитании и образовании.

Раскрывая проблемы и причины безнравственности и осуждая поведение антигероев, Фонвизин подтверждает в своей комедии необходимость образования, учит воспитанию и уважению людей, делая акцент на поведении господ высшего сословия, призывая их учиться быть воспитанными, чтобы своим благоразумием подавать окружающим достойный пример.

Основная идея

«Недоросль» демонстрирует консервативность помещичьего дворянства, их пороки и предрассудки, которые представляются автором поистине омерзительными и в то же время жалкими и доживающими свой век.

Простаковых со временем сменяют Стародумы и Правдины, высоконравственные качества которых побеждают подлость и невежество.

Именно на это автор акцентирует внимание читателя, подчеркивая главную мысль произведения и общественный смысл, который он вложил в пьесу. Его убеждение в том, что нравственность начинается с государя (достойного абсолютного монарха, раздающего титулы, места и богатства только порядочным людям), актуальны и сегодня.

Жанр и творческий метод

Пьеса Фонвизина долгое время привлекает внимание критиков и считается одним из самых популярных произведений русских классиков, так как имеет непосредственную связь с жизнью.

Комедия создавалась в период классицизма и отличалась реалистичностью. Исследователь творчества Фонвизина Гуковский Г. А. считал, что в «Недоросле» борются между собой несколько литературных стилей, причем классицизм и вовсе оказывается побежденным. По его мнению, Фонвизин нарушил классические правила, воспользовавшись примерами новой буржуазной драматургии Запада, и смешал печальные, веселые и серьезные мотивы, оставив такие черты классицизма, как говорящие фамилии персонажей и единство места и времени.

Гуковский Г. А. называет «Недоросль» полукомедией и полудрамой и считает, что писатель создал новый тип реалистической комедии с жизненно достоверными персонажами и драматической составляющей социального бытия России.

Пафосное содержания «Недоросля» имеет два мощных источника, которые всецело отражаются в структуре драматического действия. Это публицистика и уничтожающая безнравственность сатира, которая наполняет все сцены комедии и изображает жизненный уклад семьи Простаковых.

В заключительной реплике Стародума, завершающей «Недоросль», пьеса особенно сильно задевает неугодную правду и будто требует изменений: «Вот злонравия достойные плоды!».

Характеристика героев

Шесть главных героев произведения разделены автором на два типа: отрицательных и положительных персонажей.

Кратко о каждом из них:

Митрофан Простаков представляется в пьесе грубым и невежественным юношей, безынициативным эгоистом, которого ничего не волнует, кроме довольства и комфорта. Находясь под постоянной опекой матери, он не имеет понятия, как бороться даже за то, что ему важно больше всего. В конце пьесы его устраивают на службу.

Госпожа Простакова — грубая, жестокая и неграмотная помещица, мать Митрофана, отличается тираническим характером, безраздельно управляет и крепостными, и мужем. Она не ценит жизни людей и не знает их мнения, без причин оскорбляет и бьет крестьян, при этом безумно любит своего сына, которого своим примером поведения и воспитанием превращает в образец безнравственности.

Тарас Скотинин — дядя Митрофана и брат главной помещицы в семье Простаковых, ведет себя как самодур, необразован, обесценивает человеческую жизнь, но всей душой любит свиней. Он хочет жениться на Софье, но терпит неудачу. Его характер от других отрицательных персонажей отличается трусостью, жалкостью и комичностью всех его действий.

Софья — умная, честная, добрая, образованная девушка, сирота, воспитывается в доме Простаковых и является жертвой самодурства помещицы, но, несмотря на это, вырастает скромной и покорной барышней. Когда Софья становится наследницей своего дяди, ее хотят силой выдать замуж за нерадивого Митрофана. В конце пьесы она становится женой своего возлюбленного — Милона.

Стародум — дядя Софьи, старый дворянин, от которого долгое время не было вестей. Он много лет провел в Сибири, честно работал и сделал племянницу наследницей всего его имущества. Он справедлив, мудр, умен и добр, с почтением относится к старым дворянским обычаям, пропагандирует благородство, скромность и патриотизм.

Правдин — честный инспектор, чиновник, свидетель несправедливости, царившей в доме Простаковых. Он прикладывает немало усилий, чтобы спасти Софью и избавить крестьян от тирании, не поддается на подкупы, во всем соглашается со Стародумом. В конце пьесы он отбирает крепостных у жестокой помещицы в пользу государства, а Митрофана оформляет на службу.
Прямолинейность характеров и простота созданных образов объясняют действительную их натуру, подтверждающую воспитанность или ее отсутствие.

Сюжет и композиция

Комедия «Недоросль» написана в пяти действиях. Автор знакомит зрителей с героями картины в самом начале комедии. Экспозиция строится на объяснении характеров персонажей, также объясняется место и время. Завязка сюжета происходит в конце первого действия, когда в пьесе появляются Софья и Правдин.

В произведении прослеживается интрига — приданое Софьи, из-за которого за руку девушки идет борьба.

Во втором и третьем действиях растет напряженность в эпизодах, пик которой наступает в четвёртом действии, когда Простакова ловит себя на мысли похитить Софью и выдать замуж за своего сына Митрофана.

Развязка начинается в пятом действии и плавно приводит к кульминации: тайна неудачного похищения девушки раскрывается, Правдин выдвигает обвинение Простаковым в их злых намерениях и грозит наказанием, помещики получают бумагу об аресте имущества, Софья и ее возлюбленный Милон хотят уехать, а Митрофанушка вынужден пойти в солдаты.

Конфликт и значение произведения

Конфликт в пьесе Фонвизина «Недоросль» строится на столкновении двух воинствующих между собой взглядов, претендующих на роль дворянства в российском обществе. К ним относятся:

Мнение госпожи Простаковой и ее заявление о том, что указ Петра I «О дворянской вольности», освобождающий дворян от обязательной службы, в первую очередь является «вольным» по отношению к крепостным, в силу чего этими словами освобожден от любых обременений относительно дворян, следовательно, и от их нравственных обязанностей перед всем обществом.

Отношение Стародума к обязанностям дворянина, которое противопоставлено безнравственности эпохи Екатерины и по человеческим и политическим идеалам близко Петровскому взгляду.

В конфликте принимают участие все герои пьесы. Автор как бы вынес проблему из дома помещика, и она приобрела социально-политический характер, подчеркивающий произвол помещиков и бесправие дворян, который поддерживался властью.

Главными путеводителями Фонвизина при написании «Недоросля» считаются сатира и реализм.

Их использование помогло в полной мере раскрыть замысел произведения и рассказать о судьбах людей в России, склоняя общество к благородству и справедливости, что, можно сказать, удалось автору, так как пьеса оказала огромное воздействие на развитие национальной драматургии в стране, благодаря которой зритель, сталкиваясь с действительностью происходящего посредством искусства, задумывается о значении жизни и в наши дни.

  • Какое значение имеет сказка пугачева об орле и как отреагировал гринев в чем смысл этого
  • Какое место в описании жизни сергия радонежского занимают рассказы о чудесах и знамениях
  • Какое значение имеет сказка пугачева об орле и вороне как отреагировал на нее гринев почему
  • Какое место в жизни героев романа война и мир занимает любовь сочинение
  • Какое значение имеет рассказ барышня крестьянка для нашей жизни