Роман-эпопея «Война и мир» — шедевр русской литературы. В произведении писатель поднимает множество важных тем. На первый план выходит вечная и важнейшая тема любви. Л.Н. Толстой раскрывает эту проблему, рисуя образы героев, описывая их жизни, судьбы и мысли. Для толстовских героев любовь имела большое значение. В любви они рождались, в любви жили, в любви развивались. Весь жизненный путь был завязан на этом светлом чувстве.
Примечателен образ Наташи Ростовой. Девушка символизирует любовь и является настоящим идеалом русской женщины. Наташа с ранних лет обладала красотой тела и души, она жила тем, что любила. Любила жизнь, людей, ее окружающих, природу, творчество, все прекрасное. Пожалуй, можно сказать даже, что любовь и была самой жизнью Наташи Ростовой, любовь являлась для девушки синонимом слова жизнь. Именно самым прекрасным и светлым чувством руководствуются поступки Наташи. Она любит своих родных и близких и помогает им в трудную минуту, любит и Андрея Болконского, возвышая его стремления в жизни, воодушевляя и вселяя в князя новый смысл жизни. Наташа любит и Пьера, одаривая его заботой, лаской и теплом на долгие годы совместной жизни, рожая ему любимых детей.
Не только Наташа, но и вся семья Ростовых рождена и воспитана в атмосфере любви. Все семейство, каждый из членов дома Ростовых любит и живет любовью к близким. Из любви Николай Ростов признается отцу в проигрыше крупной суммы денег. И из любви тот прощает сына, обещая помочь, несмотря на непростое финансовое положение семьи в этот момент. В семье Ростовых царит забота друг о друге. Любовь — самое главное в их жизни.
В судьбах и других героев романа любовь занимает важное место. Так, например, Андрей Болконский страдал, живя без любви. Стоило ему встретить Наташу Ростову и познать прелесть любовных чувств, душа князя Болконского запела и расцвела. Ему захотелось жить заново, чувствовать, любить, творить, совершать подвиги, искать новые смыслы и цели в жизни.
Таким образом, любовь в жизни толстовских героев занимает важное место. Без нее существование кажется бессмысленным, серым, тусклым и несчастливым. Но с любовью оживает жизнь, раскрываются сердца, теплеют души, и само существование обретает смысл.
Любовь — это замечательное чувство. Глубокая привязанность и стремление к другому человеку, чувство сильной симпатии. Оно усиливает духовное и эмоциональное состояние. Оно может исцелить или ранить… Любовь заставляет воспринимать окружающий мир по-другому, восхищаться тем, кого любишь, совершать подвиги. Но самое главное в любви – это преданность.
В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» любовь занимает главное место в гамме нравственной проблематики. Но на это высокое и глубокое чувство способны только люди, которые богаты внутренне и щедры душой. Это Андрей Болконский, Наташа Ростова, княжна Марья и Пьер Безухов. Эгоистичные люди, такие как Элен и Анатоль Курагины, неспособны любить. Ведь любовь — это самопожертвование, а им это не присуще. Герои Льва Николаевича Толстого проходят через разочарование, любовные испытания, они делают ошибки, но это чувство снова заставляет их душу «взлететь».
Впервые в салоне Анны Павловны Шерер мы можем увидеть Андрея Болконского, он разочарован и испытывает лишь неприязнь к беременной жене Лизе. Пьеру Безухову, своему другу, он говорит: «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину <…> А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам…». Но в день сражения под Аустерлицем, когда князь Андрей лежал раненый и видел перед собой высокое небо, он думал: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его.» Болконский разочаровывается в своём кумире Наполеоне, начинает ценить не подвиги и славу, к которым стремился, а то, что действительно важно в жизни. Его жена умирает на родах и он чувствует вину перед ней. Без любви его жизнь утрачивает смысл. Он встречает на балу Наташу Ростову. Её простота, естественность, искренность, свежесть, чистота, «вино её прелести» очаровывают его. Он влюбляется в Наташу и признаётся Пьеру: «Весь мир разделён для меня на две половины: одна – она и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…». Однако любовь к Наташе позже заставляет его страдать. Она не получает «счастливого конца»…
Пьер Безухов, принимая за любовь ошибочное чувство влечения, женится на Элен Курагиной, которая видит в парне только богатого наследника. Позже Пьер понимает, что его жена — пустая, корыстолюбивая и развратная женщина. Ей надоедает нелюбимый муж и она ему изменяет. Но это не отравляет душу Пьера. Он радуется тому, что его друг, Андрей Болконский, полюбил Наташу, но в тоже время сам испытывает чувства к этой девушке.
Наташа Ростова — одна из самых любимых героинь Льва Николаевича Толстого. В её душе живёт любовь к родным, окружающим. Она умеет переживать и сострадать. «…да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее…». Она начинает испытывать чувства к Андрею Болконскому, но всё перечёркивает её измена. Она жаждет любви и быть любой…
Княжна Марья – сестра Андрея Болконского. Она некрасива, но очень светла и добра. Девушка страдает от неразделенной любви. Но всё же судьба дарит девушке вторую половинку.
Любовь в романе «Война и мир» показана как лучшее чувство. Оно заставляет воспринимать мир по-другому, окрыляет и преображает!
Главная>Сочинения по произведению Война и мир
Какое место в жизни героев занимает любовь
42 предложения/ 526 слов
По мнению Льва Николаевича Толстого, любовь — это смысл жизни и высшее предназначение человека. Такое же отношение к любви сопровождает его роман-эпопею «Война и мир». Вся жизнь его героев основана на любви – любви к родным, любви к ближнему, любви к народу и своей родине. Толстой, как писатель, высоко уважаем и почитаем в мире именно за то, что он создал собственную философскую школу и новый взгляд на мир и людей. В человеке главным он считает красоту души, что и отразилось в его романе.
Главная героиня Наташа Ростова – воплощение всех лучших нравственных черт. Её выдает именно внутренняя красота и чувство всеобъемлющей любви к окружающим. В ней столько счастья, что его хватило бы на целый полк. Своим душевным теплом она способна согреть всех близких и родных. Не менее совершенна в физическом, нравственном и психологическом смысле княжна Марья Болконская. Она живет в бессознательном ожидании любви и семейного счастья. И тем, и другим автор наделяет своих героинь за духовную красоту. Что же такое любовь в произведении Л. Н. Толстого?
Это, в первую очередь, чувство, достигнув которого, главные герои заметно преображаются. С одной стороны, это очень простое понятие, а с другой – загадочное и непонятное. Мы видим, как автор четко разграничивает в своем произведении несколько разновидностей любви: любовь к семье, легкая влюбленность вроде самовнушения, любовь по расчету, и, наконец, любовь настоящая.
Последняя озарила путь Наташи и Андрея Болконского, но они не смогли ее удержать, не прошли испытание расстоянием и временем. Свадьба молодых по настоянию отца Андрея была отложена на год для проверки чувств. Старый Болконский сомневался в способности Наташи стать достойной женой для Андрея и матерью для осиротевшего Николая. В одном он оказался прав, свободу и жизнелюбие Наташи нельзя было заколотить в рамки условностей. Но жестоко он ошибся в другом. Из этой героини впоследствии получилась прекрасная жена и мать четверых детей.
В романе «Война и мир» тема любви занимает основополагающее место. Несмотря на то, что за окнами война с Наполеоном, действующие лица переживают самые искренние чувства, обретают любовь через страдания, строят свою личную жизнь. Наташа Ростова и Андрей Болконский, несомненно, занимают ключевое место в сетке героев романа. Их история любви затмевает все остальные. Возможно, это связано с неординарностью характеров главных героев.
У Андрея сложный типаж, который не всякому человеку дано понять. Наташе удается уловить его грусть и отчаяние. Она умело возвращает его к жизни, поселяет в душе надежду на лучшее, но Андрей так до конца и остается для нее загадкой. Перед смертью он прощает Наташе ее мимолетную влюбленность в Анатоля Курагина. Он понимает, что все также любит Наташу, а она его. Любовь к Андрею главная героиня пронесла через всю жизнь. Пьер все понимал и не осуждал ее за это.
Тернистым был путь к счастью и у Марьи Болконской, пожертвовавшей своей молодостью, чтобы ухаживать за больным отцом. В конце романа она обретает свое счастье в лице брата Наташи – Николая Ростова, который становится ее мужем. По мнению писателя, только абсолютно цельные в нравственном и духовном плане люди заслуживали любовь. Таких персонажей, как Элен Курагина (Безухова) или Анатоль Курагин, он не наделил семейным счастьем. Любовь у Толстого показана с самых разных сторон. Это и встречи, и знакомства, испытания, измены, предательства. И только пройдя такой тернистый путь, можно познать, что такое настоящее счастье.
см. также:
Другие сочинения по произведению Война и мир, Толстой
Характеристики главных героев произведения Война и мир, Толстой
Краткое содержание Война и мир, Толстой
Краткая биография Льва Толстого
Тема любви в романе «Война и мир»
Введение
Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из первых мест. К ней обращались великие поэты и писатели во все времена. Любовь к Родине, к матери, к женщине, к земле, к семье, – проявление этого чувства очень различно, оно зависит от людей и обстоятельств. Очень ярко показано, какая бывает любовь и что это такое, в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Ведь именно любовь в романе «Война и мир» является основной движущей силой в жизни героев. Они любят и страдают, ненавидят и проявляют заботу, презирают, открывают истины, надеются и ждут, – и все это любовь.
Герои романа-эпопеи Л.Н.Толстого живут полной жизнью, их судьбы переплетаются. Наташа Ростова, Андрей Болконский, Элен Курагина, Пьер Безухов, Марья Болконская, Николай Ростов, Анатоль, Долохов и другие, – все они в большей или меньшей степени испытали чувство любви и прошли путь духовного возрождения или нравственного падения. Поэтому сегодня тема любви в романе «Война и мир» Толстого остается актуальной. Перед нами проносятся целые жизни людей, разных по своему статусу, характеру, смыслу жизни и убеждениям.
Любовь и герои романа
Элен Курагина
Светская красавица Элен имела «несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту». Но вся эта красота присутствовала лишь в её облике. Душа Элен была пуста и безобразна. Для неё любовь – это деньги, богатство и признание в обществе. Элен пользовалась большим успехом у мужчин. Выйдя замуж за Пьера Безухова, она продолжала кокетничать с каждым, кто привлекал её внимание. Статус замужней женщины нисколько не смущал её, она пользовалась добротой Пьера и обманывала его.
Такое же отношение в любви проявляли все члены семьи Курагиных. Князь Василий называл своих детей «дураками» и говорил: «Мои дети – обуза моего существования». Он рассчитывал женить своего «младшего блудного сына» Анатоля на дочери старого графа Болконского – Марье. Вся жизнь их строилась на выгодном расчете, а человеческие отношения были им чужды. Пошлость, подлость, светские развлечения и утехи – вот жизненный идеал семьи Курагиных.
Но не поддерживает такую любовь в «Войне и мире» и автор романа. Л.Н.Толстой показывает нам совсем другую любовь – настоящую, верную, всепрощающую. Любовь, которая прошла испытание временем, испытание войной. Переродившаяся, обновленная, светлая любовь – любовь души.
Андрей Болконский
Этот герой прошел трудный нравственный путь к своей истинной любви, к пониманию собственного предназначения. Женивший на Лизе, он не имел семейного счастья. Общество его не интересовало, сам он говорил: «…эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Андрей собирался на войну, несмотря на то, что жена его была беременна. А в разговоре с Безуховым он сказал: «…чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» Потом война, небо Аустерлица, разочарование в своем кумире, смерть жены и старый дуб… «наша жизнь кончена!» Возрождение его души произойдет после встречи с Наташей Ростовой – «…вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…» Умирая, он простил ей и то, что она отказалась от любви к нему, когда была очарована Анатолем Курагиным. Но именно Наташа заботилась об умирающем Болконском, именно она сидела у его изголовья, именно она приняла его последний взгляд. Не в этом ли было счастье Андрея?
Он умер на руках любимой женщины, и душа его обрела покой. Уже перед кончиною он сказал Наташе: «…я слишком люблю вас. Больше всего на свете». Андрей простил Курагина перед смертью: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях».
Наташа Ростова
Наташа Ростова встречает нас в романе тринадцатилетней девочкой, которая любит всех вокруг. Вообще, семейство Ростовых отличалось особым радушием, искренней заботой друг к другу. В этой семье царили любовь и гармония, поэтому Наташа и не могла быть иной. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, который обещал ждать её четыре года, искренняя радость и доброе отношение к Денисову, который сделал ей предложение, говорят о чувственности натуры героини. Ее главная потребность жизни – любить. Когда только Наташа увидела Андрея Болконского, чувство любви охватило её полностью. Но Болконский, сделав Наташе предложение, уехал на год. Увлеченность Анатолем Курагиным в отсутствие Андрея дала Наташе сомнение в своей любви. Она даже задумала побег, но раскрывшийся обман Анатоля остановил ее. Душевная пустота, оставшаяся у Наташи после отношений с Курагиным, породила новое чувство к Пьеру Безухову – чувство благодарности, нежности и доброты. Пока Наташа не знала, что это будет любовь.
Она чувствовала вину перед Болконским. Ухаживая за раненым Андреем, она знала, что он скоро умрет. Ее забота нужна была ему и ей самой. Для нее это важно было, чтобы именно она была рядом, когда он закроет глаза.
Отчаяние Наташи после всех произошедших событий – бегства из Москвы, смерти Болконского, гибели Пети принял Пьер Безухов. После окончания войны Наташа вышла за него замуж и обрела истинное семейное счастье. «Наташе нужен был муж… И муж дал ей семью…все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье…»
Пьер Безухов
Пьер пришел в роман незаконнорожденным сыном графа Безухова. Его отношение к Элен Курагиной строилось на доверии и любви, но спустя время он понял, что его просто водят за нос: «Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Начался сложный путь жизненных исканий Пьера Безухова. Он бережно, с нежными чувствами относился к Наташе Ростовой. Но даже в отсутствие Болконского не посмел себе ничего лишнего. Он знал, что Андрей любит её, и Наташа ждет его возвращения. Пьер старался исправить положение Ростовой, когда та увлеклась Курагиным, он истинно верил, что Наташа не такая. И он не ошибся. Его любовь пережила все ожидания и разлуку и обрела счастье. Создав семью с Наташей Ростовой, Пьер был по-человечески счастлив: «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что не дурной человек, и чувствовал это потому, что был отражен в своей жене».
Марья Болконская
О княжне Марье Болконской Толстой пишет: «…княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная». В доме отца жить было трудно, князь Болконский держал дочь в строгости. Нельзя сказать, что он не любил ее, только для него любовь эта выражалась в деятельности и разуме. Марья любила отца по-своему, она все понимала и говорила: «Мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования». Она была наивна и чиста и видела во всех доброе и хорошее. Даже Анатоля Курагина, который решил жениться на ней для выгодного положения, она считала добрым человеком. Но счастье свое Марья нашла с Николаем Ростовым, для которого путь к любви оказался тернист и запутан. Так соединились семьи Болконских и Ростовых. Николай и Марья сделали то, чего не смогли сделать Наташа и Андрей.
Любовь к родине
Судьбы героев, их соприкосновение неотделимы от судьбы страны. Тема любви к родине красной нитью проходит через жизнь каждого персонажа. Нравственные искания Андрея Болконского привели его к мысли, что русский народ победить нельзя. Пьер Безухов прошел путь от «молодого человека, не умеющего жить» до настоящего мужчины, который посмел посмотреть в глаза Наполеону, спасти девочку в пожаре, выдержать плен, жертвовать собой ради других. Наташа Ростова, отдавшая повозки раненым солдатам, умела ждать и верить в силу русского народа. Петя Ростов, погибший в пятнадцать лет за «правое дело», испытывал истинный патриотизм. Платон Каратаев, партизан-крестьянин, голыми руками боровшийся за победу, сумел объяснить простую истину жизни Безухову. Кутузов, отдавший всего себя «за землю русскую», верил до конца в силы и дух русских солдат. Л.Н.Толстой в романе показал мощь русского народа в единстве, вере и непоколебимости России.
Любовь к родителям
Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных не случайно представлены в романе Толстым с подробным описанием жизни почти всех членов семей. Они противопоставлены друг другу по принципам воспитания, нравственности, внутренних отношений. Почитание семейных традиций, любовь к родителям, забота и участие – вот основа семьи Ростовых. Уважение, справедливость и непрекословие своему отцу – принцип жизни семьи Болконских. Курагины же живут во власти денег и пошлости. Ни Ипполит, ни Анатоль, ни Элен не испытывают к родителям благодарных чувств. В их семье возникла проблема любви. Они обманывают других и обманываются сами, думая, что в богатстве и есть счастье человеческое. На самом же деле их праздность, легкомыслие, распущенность не приносит счастья никому их них. Изначально в этой семье не было воспитано чувство любви, доброты, доверия. Каждый живет сам за себя, не печалясь о ближнем.
Толстой дает этот контраст семей для полной картины жизни. Мы видим любовь во всех ее проявлениях – разрушающую и всепрощающую. Мы понимаем, чей идеал нам близок. У нас есть возможность увидеть, какой путь нужно пройти, чтобы достичь счастья.
Характеристика отношений главных героев и описание их любовных переживаний помогут ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Тема любви в романе «Война и мир» Льва Толстого».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина-Львовна Фрол
21/31
-
Яна Гулько
21/31
-
Асыл Марат
29/31
-
Марина Ставрогина
31/31
-
Александр Матвеев
24/31
-
Елена Наволокина
27/31
-
Екатерина Славская
13/31
-
Татьяна Габова
21/31
-
Катя Иванова
30/31
-
Михаил Палагин
23/31
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Тема любви в романе Война и мир
Тема любви в романе Война и мир Толстого
Огромное внимание в романе-эпопее «Война и мир» уделяется Л.Н.Толстым чувству любви. Оно проиллюстрировано автором в самых разнообразных оттенках: от разрушающей до возвышенной, всепрощающей любви.
Любовь героев действительно проявляется в самых разных моментах их жизни, и в первую очередь это, конечно, романтические отношения между молодыми людьми. В то время как младшее поколение семьи Курагиных не знает, что такое любовь и проживает жизнь в погоне за денежным достатком и признанием в свете, такие герои как Наташа Ростова, Андрей Болконский и Пьер Безухов нравственно растут, на глазах обретая способность к высоким чувствам. Так, юная и неопытная Наташа, совершившая ошибку, полюбив Анатоля Курагина и отказав Андрею Болконскому, со временем перерастает в мудрую женщину, знающую цену истинной любви. Андрей Болконский под конец жизни научается прощать, понимая, что счастье возможно лишь тогда, когда человек готов принять возлюбленного любым, отпустив из воспоминаний все его ошибки. Пьер Безухов, пройдя долгий путь нравственных исканий, наконец приходит к тому, что обретает смелость и внутреннюю силу, которую целиком направляет на помощь и любовь к ближнему.
Спасительная сила любви заключается также в романе-эпопее в семейных ценностях. Счастливейшей из семей представлена семья Ростовых, именно та, где царит любовь, взаимопонимание и взаимовыручка — то, без чего невозможна сплочённая и дружная семья. Может быть, именно отсутствие искренней любви отразилось на детях в семье Курагиных таким пагубным образом, что они стали взрослыми людьми, которые так и не научились любить и ценить нечто большее, чем материальный достаток.
Обратимся и к патриотизму, ведь это — тоже любовь. Глубокие чувства к родине, проявляющиеся тем или иным образом, чувствует каждый герой произведения. Это и Болконский, и Безухов, и братья Ростовы, и Долохов, и многие другие. Восторженно полюбившие родину молодые люди не щадили жизней для её спасения. Вспомним Петю Ростова, погибшего на войне в пятнадцать лет. Представители народа не отставали от дворянства: Тихон Щербатый, например, ежедневно прилагал усилия для того, чтобы принести мало-мальскую пользу родине.
Таким образом, любовь — основополагающее чувство в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». В этом произведении всё строится на любви и идее того, что без этого чувства человеческая жизнь была бы скудна, скучна и сера. Читая этот роман-эпопею, мы научаемся искренне любить, понимая, что без этого невозможно счастье.
2 вариант
Любовь, пожалуй, бесспорно одна из самых часто встречающихся направлений в литературе. Причем любовь абсолютно разного характера: к семье, родной земле, любимому человеку. Роман великого русского писателя Льва Толстого под названием «Война и мир» не стал исключением.
Все герои романа-эпопеи испытывают чувство любви в разной ее степени.
Элен Курагина – аристократическая, светская львица с победительной красотой. Однако, внутри буйствовала пустота и безобразие. В ее понимании любовь заключается в безмерном богатстве и статуса в обществе. Став супругой Пьера Безухова Элен с большим удовольствием кокетничала с мужчинами, зная, что привлекает их. Человеческие отношения были далеки от этой семьи, Курагины вдоволь наслаждались пошлостью, подлостью и утехами.
Андрей Болконский – герой, прошедший тяжелый путь к достижению своей любви и к познанию своего существования. Взяв себе в жены Лизы он не постиг того истинного семейного счастья. Его никогда не заботило общество. Лиза, будучи беременной, не стала убедительной причиной того, чтобы Андрей отказался от похода на войну. Однако, его душа воскреснет после знакомства с Наташей Ростовой. Наташа стала тем человеком, который лицезрел последний взгляд Андрея.
Наташа Ростова – девочка, а затем и девушка, которая питает любовь ко всему вокруг. Семья Ростовых в романе была символом радушия, искренности и заботы. Наташа росла в семье, где процветали гармония и любовь, собственно, таким человеком она и стала по жизни. Потребностью, необходимой ей для жизни и была любовь.
Пьер Безухов – человек доверчивый и любящий, однако, выбор его суженной был неверным, он не сразу понял, что его водили за нос, и, что некогда любящий, как ему казалось человек, пробудил в нем чувство гадкого отвращения. После чего он без памяти влюбился в Наташу Ростову, которая по началу не отвечала ему взаимностью, но он ждал, и в итоге он обрел истинную, бескорыстную любовь.
Марья Болконская – княжна считала, что ее призванием было стать счастливой другим счастьем – счастьем любви, нежели полагал ее отец, который считал, что его строгость сполна выражала любовь, а также, на его взгляд, любовь проявлялась в деятельности и разуме. Марья наивная и чистая особа, видящая в людях лишь хорошее. Однако, чувство искренней любви она постигла не сразу, после неудачного брака с Анатолем Курагиным, целью которого была корыстная сторона медали, Марья обрела то, что искала с Николаем Ростовым, чей путь к любви был также тернист и запутан, как и ее собственный.
Сочинение Любовь в произведении Война и мир Толстого
Любовь — одна из главных движущих сил в романе «Война и мир». Перед нами предстают непростые судьбы разных героев.
Одна из них – высокомерная светская красавица Элен. Она хороша собой, но душа её пуста. Главная для Элен ценность — богатство, высокое положение в обществе. Свои отношения светская красавица строит на выгодном расчёте. Она не любит своего мужа Пьера, заводит на стороне романы с другими мужчинами. После развода с Пьером Элен продолжает вести непорядочный образ жизни.
У её брата – Анатолия Курагина, такое же отношение к жизни. Всё своё время он проводит в кутежах, развлечениях, разврате.
Муж Элен Пьер Безухов – богатый наследник, добрый и порядочный человек. Элен привлекла его кукольной красотой. После женитьбы на ней, Пьера ждёт полное разочарование. Элен окажется пустой, глупой, развратной женщиной. Он разрывает с ней семейные отношения. При встрече с Наташей Ростовой, Пьер покорен её чистой и непосредственностью. Он понимает Наташу и поддерживает в непростой для неё период жизни. Пройдя через боль, потери и страдания, Безухов снова встретится с Ростовой, чтобы уже не расставаться.
Андрей Болконский проходит сложный путь, чтобы понять смысл жизни и познать настоящую любовь. Он рано женился, но семья не принесла ему счастья. Князю там было тесно и скучно. Не интересует Болконского и пустая светская жизнь, где всё фальшиво и наигранно. Душевные искания приводят его на войну, но и там Болконский не находит ответа на свои вопросы. И только встреча с Наташей Ростовой смогла возродить в нем жизнь, изменить его взгляды на жизнь. Позже он не сможет понять увлечение невесты Курагиным и расстанется с ней. И только на пороге своей смерти Болконский простит Наташу и уйдёт из жизни счастливым, в объятиях любимой женщины.
Наташа Ростова в начале романа предстаёт в образе очаровательной девочки, которая растёт в большой и дружной семье, в атмосфере доброты и любви. Такое же отношение у юной барышни к окружающим людям. Потребность любить постоянно живет в её сердце. Повзрослев, Наташа влюбляется в Андрея Болконского. Во время разлуки с ним по легкомыслию увлекается Анатолием Курагиным. Позже понимая, что совершила ошибку, Наташа глубоко раскаивается. К Пьеру Безухову, поддержавшему её в трудное время, испытывает чувство благодарности, перешедшее позже в любовь. Перед Андреем Болконским Наташа чувствует себя очень виноватой. Она получает от князя прощение в последние минуты его жизни. После всех печальных событий девушка отдаёт всю свою любовь такому же доброму человеку, как и она сама – Пьеру Безухову. Он становится её мужем, и Наташа обретает счастье и покой в семье.
Княжна Марья Болконская живет со строгим прямолинейным отцом, который ограничивает её свободу. Он, конечно, любит свою дочь, но таким образом проявляет заботу о ней, пытаясь оградить от жестокости внешнего мира. Девушка не отличается красотой, но в ней много других положительных качеств. Княжна умная, добрая, скромная. К людям относится с любовью и доверием. Марья Болконская мечтает о любви и семейном счастье и находит его в лице Николая Ростова. Благодаря этим молодым людям семьи Болконских и Ростовых породнились.
Таким образом, через роман Толстой показывает настоящую любовь, которая прошла все испытания.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема любви в романе Война и мир
Популярные сегодня темы
- Сочинение Как произведения искусства становятся бессмертными
Произведения искусства могут стать бессмертными, если они оказывают огромное влияние на жизнь людей в разных странах. Это касается разных областях искусства: живописи, музыки, театра, балета, архитектуры и многих других.
- Анализ произведения Затеси Астафьева
Произведение является сборником литературных миниатюр в виде лирических зарисовок, представляющих собой философские размышления писателя о жизненном смысле, человеческих отношений, о добре и зле, собранных в восьми хронологических тетрадях.
- Сочинение Образ Толстого в романе Война и мир (Образ автора)
Невозможно переоценить роль Толстого в произведении «Война и Мир», ведь он не просто искусно пишет об исторических событиях, а показывает свое отношение к ним. Его образ отражен в поступках героев
- Образ и характеристика Васютки из рассказа Васюткино озеро Астафьева 5 класс сочинение
Главным героем произведения является мальчик по имени Васютка, тринадцати лет, родившийся в семье начальника рыболовецкой бригады.
- Сочинение Евгений Онегин мой любимый герой Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель. За всю свою жизнь он написал множество великолепных произведений. Самое известное это «Евгений Онегин».
Пример сочинения 1
Любовь в жизни князя Андрея Болконского»
В романе «Война и мир» Андрей Болконский является человеком, который живет и мыслит неординарно. Он постоянно ищет ответы на главные вопросы — о предназначении каждого индивида, смысле существования, поиске жизненных ценностей.
Любовь для Андрея Болконского на каждом этапе его пути была то разочарованием, то спасением. В двадцать лет в нем впервые вспыхнуло непреодолимое влечение, жгучая страсть к внешне красивой Лизе. Он принял юную влюбленность за настоящую, неподдельную и сильную любовь, немедленно связав себя узами брака с очаровавшей его девушкой.
Однако через какое-то время наступило печальное прозрение. Розовая пелена ушла с его глаз, обнажив ужасную действительность. Под маской красоты пряталось пустое и глупое создание. Правда оказалась настолько невыносимой, что Андрей начал тяготиться супругой, презирать в ней полнейшее отсутствие ума и души. Он мечтал вернуть все назад, но, увы, обратной дороги не было. Это причиняло молодому человеку мучения и сильную боль.
Потом Болконский отправился на поля сражения, желая снискать славу и почести. Но и здесь его постигла неудача — он был серьезно ранен. Данное событие стало очередным переломным моментом в судьбе. Андрей осознал, что его стремления фальшивы, что жить нужно для семьи и себя самого. Он забыл о лживых героях, перестал видеть счастье в подвигах.
Дома изменившийся князь не успел реализовать новые взгляды и радужные мечты. Его жена умерла при родах. Пусть особой привязанности у него к ней и не было, смерть женщины стала серьезным испытанием. Он понял, что безгранично виноват перед супругой, что не имел права забывать об обязанностях мужа. Лиза хоть и не отличалась умом, но была очень милой и доброй.
Душевную рану Болконского смогла излечить очередная любовь — Наташа Ростова. Ее позитив, умение быть счастливой всегда, радоваться простым вещам, заглушили переживания и терзания мужчины, окрылили его. В жизни Андрея после знакомства с Наташей начался новый виток, полный надежд и светлых стремлений.
Однако через год князь разочаровался и в Ростовой, ведь она легкомысленно увлеклась другим человеком. Хоть девушка и была ему дорога, Болконский не смог перебороть гордость и высокомерность, ощущая себя слишком совершенным, чтобы прощать. Он опять возвращается на Отечественную войну.
Затем последовало второе ранение. И оно вновь заставило Андрея переосмыслить действительность. В нем родилась любовь ко всем окружающим. Он больше не чувствовал обиды, ненависти к людям. Даже начал сочувствовать заклятому врагу, Анатолию, с которым ему изменила Наташа. Увы, именно в этот счастливый момент, когда мужчина только пришел к осознанию истинных жизненных идеалов, конец неотвратимо приближался к Болконскому.
Рана была смертельной.
Примечательно то, что в последние минуты князя рядом с ним вновь оказалась Ростова. Девушка тоже сильно изменилась. Андрей был рад их встрече, хоть и при таких скорбных обстоятельствах. Он не сетовал на судьбу, не жалел о случившемся горе, а чувствовал несказанное счастье от того, что видел любимую, говорил с ней.
Жизнь и смерть князя Болконского не прошли бесследно. Они отразились на людях, с которыми он был знаком. Многие тепло вспоминали о нем, и эти думы побуждали их к философскому мышлению, к желанию творить добро и справедливость на земле.
Пример сочинения 2
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой выделял и считал самой значимой «мысль народную». Наиболее ярко и многогранно эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении «мира» преобладает «мысль семейная», играющая в романе очень важную роль.
Испытанию любви подвергаются практически все герои «Войны и мира». К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу.
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным «внешней красотой», женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как «жестоко и непоправимо» он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: «Никогда, никогда не женись… до тех пор, пока ты не сделал все, что мог… Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!»
Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с «придворным лакеем и идиотом».
Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами» и «не хотел подчиняться обаянию весны». «Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд» поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый «шатром сочной, темной зелени», так что «ни болячек, ни старого недоверия, ни горя — ничего не было видно».
Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он «казался и был совсем другим, новым человеком», и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе «измены». Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде», — сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же, как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается «кукольной» красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него «наукой», Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней — душевной.
Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она «была страшно близка ему», ее прекрасное и «мраморное» тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это «нехорошо почему-то», он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой «развратной женщиной», и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда «загадочность» Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.
Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Курагиным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и «еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера». И любовь вошла в его «расцветшую к новой жизни душу». Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с Элен, «с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды». После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильно изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг «пахнуло и обдало давно забытым счастьем», и забили «силы жизни», и овладело ими «радостное сумасшествие».
«Проснулась любовь, проснулась и жизнь». Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой «любовь к матери показала ей, что сущность ее — любовь — еще жива в ней». Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.
Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.
В эпилоге романа «Война и мир» Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала — Ростовых и Болконских.
«Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».
Пример сочинения 3
Первая встреча с Наташей Ростовой на страницах романа оставляет у читателя впечатление свежей молодости, неукротимого движения. Юная Наташа, эта «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», мечтает стать танцовщицей и так поет, что у слушателей «дух захватывает от восхищения».
Толстого привлекает и открытость Наташи, ее чувство в мир природы. Героиня несет в себе удивительную свежесть чувств, родниковую чистоту детского взгляда на вещи. Для нее действительно «все впервые». Она беспрерывно открывает для себя очарование и прелесть мира.
Многое напоминает в Наташе Татьяну А. С. Пушкина. Именно «русская душа» сближает этих героинь. Мы видим, как Наташа танцует в гостях у дядюшки, а святки вместе с Соней переносят Наташу в романтический мир народных обычаев.
Сущность жизни Ростовой – любовь. Наташа всех любит: и Соню, и мать-графиню, и отца, и Петю, и Бориса Друбецкого, которому клялась в вечной преданности. Она так очаровательна, что не только благородный Денисов, но и карьерист Борис Друбецкой всерьез увлечен ею, хотя «женитьба на ней – девушке почти без состояния – была бы гибелью его карьеры».
Первый бал Наташи Ростовой… Мы чувствуем трепетную «готовность героини на величайшую радость и на величайшее горе», страстное желание быть приглашенной на танец. Именно своей молодостью, естественностью привлекает Наташа и Андрея Болконского. С нею он «…почувствовал себя ожившим и помолодевшим». А Наташа оказалась «на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош».
Именно образ Наташи является ключом к пониманию философской стороны романа. История с Анатолем Курагиным особенно поучительна. Проблема человеческой свободы, главная в романе, выходит здесь на первый план. Как совместить человеческую свободу и законы человеческого общежития, здравого смысла, морали? Этот вопрос неотступно преследует Толстого, и он пытается дать на него свой ответ.
Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Примирение князя Андрея с Наташей вполне соответствует мыслям о «любви к ближнему». Смерть Болконского лишает жизнь Наташи главного смысла – любви, но известие о гибели Пети заставляет героиню Толстого преодолеть собственное горе, чтобы удержать мать от безумного отчаяния. После замужества Наташа отказывается от светской жизни, «от всех своих очарований».
Она далека от интеллектуальных исканий Пьера. Взаимопонимание супругов основано не на разуме, а на способности «с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем, противным всем правилам логики». Таков идеал семейного счастья, при котором отсутствует ложь и отчужденность между людьми. Таков толстовский идеал «мира».
Дети, как и Пьер, составляют главный смысл жизни Наташи, которая «пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непреста
Юная Наташа, эта «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», мечтает стать танцовщицей и так поет, что у слушателей «дух захватывает от восхищения».
Толстого привлекает и открытость Наташи, ее чувство в мир природы. Героиня несет в себе удивительную свежесть чувств, родниковую чистоту детского взгляда на вещи. Для нее действительно «все впервые». Она беспрерывно открывает для себя очарование и прелесть мира.
Многое напоминает в Наташе Татьяну А. С. Пушкина. Именно «русская душа» сближает этих героинь. Мы видим, как Наташа танцует в гостях у дядюшки, а святки вместе с Соней переносят Наташу в романтический мир народных обычаев.
Сущность жизни Ростовой – любовь. Наташа всех любит: и Соню, и мать-графиню, и отца, и Петю, и Бориса Друбецкого, которому клялась в вечной преданности. Она так очаровательна, что не только благородный Денисов, но и карьерист Борис Друбецкой всерьез увлечен ею, хотя «женитьба на ней – девушке почти без состояния – была бы гибелью его карьеры».
Первый бал Наташи Ростовой… Мы чувствуем трепетную «готовность героини на величайшую радость и на величайшее горе», страстное желание быть приглашенной на танец. Именно своей молодостью, естественностью привлекает Наташа и Андрея Болконского. С нею он «…почувствовал себя ожившим и помолодевшим». А Наташа оказалась «на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош».
Именно образ Наташи является ключом к пониманию философской стороны романа. История с Анатолем Курагиным особенно поучительна. Проблема человеческой свободы, главная в романе, выходит здесь на первый план. Как совместить человеческую свободу и законы человеческого общежития, здравого смысла, морали? Этот вопрос неотступно преследует Толстого, и он пытается дать на него свой ответ.
Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Примирение князя Андрея с Наташей вполне соответствует мыслям о «любви к ближнему». Смерть Болконского лишает жизнь Наташи главного смысла – любви, но известие о гибели Пети заставляет героиню Толстого преодолеть собственное горе, чтобы удержать мать от безумного отчаяния. После замужества Наташа отказывается от светской жизни, «от всех своих очарований».
Она далека от интеллектуальных исканий Пьера. Взаимопонимание супругов основано не на разуме, а на способности «с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем, противным всем правилам логики». Таков идеал семейного счастья, при котором отсутствует ложь и отчужденность между людьми. Таков толстовский идеал «мира».
Дети, как и Пьер, составляют главный смысл жизни Наташи, которая «пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанного горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно.
Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка». Таков художественный ответ писателя на требования женской эмансипации. Эмансипация, по мысли автора, конечно, возможна – достаточно эмансипированы Анна Павловна Шерер, Элен Курагина – но счастливой женщину она не сделает никогда.
Представления Льва Толстого о «женщине в собственном смысле» могут быть, разумеется, оспорены, но именно в наше сложное время, время распада семьи и утраты многих нравственных ориентиров, к мнению великого художника стоит внимательно прислушаться. Ведь любовь к близким, к природе, к роине есть смысл жизни Наташи.