Анализ «Челкаш» Горький
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 702.
Обновлено 16 Июля, 2021
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 702.
Обновлено 16 Июля, 2021
Из рассказа М. Горького «Челкаш» читатель узнаёт «о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами, в нём поднимается тема свободы и независимости. Произведение основано на антитезе: в центре сюжета — вор-контрабандист и его товарищ, простой деревенский парень. Изучают рассказ в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Челкаш.
Год написания – 1894 г.
История создания – В основе произведения – история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился рассказ «Челкаш».
Тема – В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека – и узкие – преступление, столкновение людей с разными взглядами на жизнь.
Композиция – Формально рассказ состоит из трёх глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения «Челкаш» берёт начало в 1891 году, когда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В.Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».
Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, М. Горького высоко оценили в литературных кругах.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
В произведении отразились мотивы, достаточно распространённые в литературе, однако автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.
В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности. Система образов неразветвлённая, поэтому внимание читателя сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.
Начинается рассказ картиной утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для понимания идеи.
В такой обстановке знакомимся с Гришкой Челкашом – пьяницей и вором. Его фамилией назван рассказ: автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дело и ищет помощника. Герой замечает крестьянина, знакомится с ним, узнаёт, что Гаврила – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, завести хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.
Гаврила сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус лёгких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврила – раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем его подельник. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.
Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, служил гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень герой любит свободу.
Понаблюдав за Челкашом и Гаврилой, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты. Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – столкновение героев с разными жизненными ценностями.
Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых ситуаций.
Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.
Композиция
Формально рассказ состоит из трёх глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется авторская идея.
Особенность композиции произведения «Челкаш» – рамочная (обрамление): рассказ начинается и заканчивается картиной моря – свободной стихии, которая сродни главному герою.
Жанр
Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Литературное направление, к которому можно отнести рассказ «Челкаш», – реализм, есть элементы романтизма.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алексей Розщин
9/11
-
Макар Савенко
8/11
-
Вадим Семенцов
10/11
-
Кирилл Бурцев
11/11
-
Jay Jill
11/11
-
Максим Ваганов
11/11
-
Наталья Ивановская
11/11
-
Маша Рашидова
10/11
-
Вероника Казачкова
11/11
-
Женя Гаврилов
7/11
Рейтинг анализа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 702.
А какую оценку поставите вы?
История создания
На написание рассказа Максима Горького сподвигли случай из жизни и разговоры знакомого. В 1891 г. Алексей Пешков (настоящее имя писателя) отправился в пешее путешествие по Руси.
Остановившись в небольшом селе Николаевской области, в Малороссии, Алексей увидел дикую картину – толпа напала на женщину, изменившую мужу. Пешков заступился за даму, за что был избит и вывезен за пределы села.
Алексея подобрал проезжий – мужчина помог писателю выбраться из грязи и отвез в больницу. Спустя 3 года известный публицист Владимир Короленко, впечатлившись ораторскими способностями Алексея Пешкова, предложил изложить рассказ на бумаге.
Максим Горький описал случай всего за несколько дней. Рукописи были прочитаны Владимиром Короленко, после чего опубликованы (при его поддержке) в 1895 г. в журнале.
Тема и смысл названия
Рассказ Максима Горького «Челкаш» – это история о пьянице, воре и жулике. Автор неспроста выбрал необычную «кличку» для персонажа. Толковать слово «челкаш» можно как горячий, быстрый, короткий, что и символизирует характер главного героя.
Анализируя произведение «Челкаш», можно определить основные темы:
Тема |
В ком (чем) выражена |
Пояснения |
Природа |
Пейзаж |
Автор выражает свободу через состояние природы. Пейзажи придают рассказу особое настроение, усиливая впечатления читателя. Природа подчеркивает характер героя, но не позволяет «заглушить» себя. Горький показывает природу как что-то мощное, непобедимое. |
Свобода |
Челкаш и Гаврила |
Тема свободы является основной. Рассказ Максима Горького подчеркивает разностью людей – для Челкаша важно быть независимым, не заботиться о завтрашнем дне. Гаврила – это герой, которому важна финансовая сторона. В результате оба персонажа получили желаемое. Каждый из героев оказывается «в условиях своей свободы». |
Судьба |
Главные герои |
Максим Горький подчеркивает разность персонажей, играя с их судьбами. Челкаш – это человек, живущий одним днем. История не рассказывает о том, как сложилась его дальнейшая судьба. Учитывая образ жизни героя, предугадать дальнейшие действия невозможно. Гаврила – противоположный персонаж. Возможно, мужчина вернулся в деревню и воссоединился с семьей. |
Проблематика рассказа «Челкаш» насыщена. Автор поднимает вопросы алчности и рабства, а также желает узнать в чем настоящее счастье.
Композиция произведения
На основе анализа рассказа М. Горького «Челкаш» можно получить простую композицию. Произведение состоит из 5 частей:
-
вступление – автор «встречает» гостей на фоне гудящего и гремящего порта;
-
первая часть – знакомство главных героев;
-
вторая часть – рассказ о внутреннем мире Челкаша. Автор окунает читателя в морскую атмосферу;
-
кульминация – Гаврила думает об убийстве Челкаша;
-
развязка – с помощью антитезы автор возвышает Челкаша и рассказывает об алчной душе Гаврилы.
Завершение истории является «поучительным» пиком от автора – проблем алчности и вопрос счастья становится наиболее актуальным.
Главные герои
Сюжет небольшого рассказа Максима Горького построен вокруг двух персонажей:
-
Челкаш. Мужчина среднего возраста, пьяница, вор. Женат, но более 10 лет бродяжничает. Мужчина имеет свои принципы – ему важна свобода, возможность жить здесь и сейчас. Он презирает алчных и жадных людей. Челкаш – любитель природы. Мужчине нравится наблюдать за морем, так как оно символизирует бескрайнюю свободу;
-
Гаврила. Неоднозначный персонаж, который совмещает несколько «образов». С одной стороны, Гаврила простой бедный крестьянин, – добродушный и отзывчивый. В рассказе раскрывается темная сторона Гаврилы – его алчность и жадность. Парню нужны деньги, чтобы обеспечить престарелую мать.
Несмотря на противостояние двух личностей, рассказ завершается на позитивной ноте. Каждый из героев произведения получает желаемое: Челкаш – свободу, а Гаврила – деньги.
Жанровые особенности
К особенностям жанра «рассказ» можно отнести:
-
небольшой объем произведения;
-
события развиваются на протяжении небольшого отрезка времени;
-
небольшое количество героев;
-
соответствие сюжета реальности.
Отличительной чертой является отсутствие в рассказе нравоучения.
«Челкаш» – это небольшая история из жизни вора и простого крестьянина. По книге Максима Горького сняли одноименный короткометражный фильм с Андреем Поповым в главной роли.
Скачать обзор:
Рассказ Максима Горького «Челкаш» увидел свет в 1895 году. Описывая события живым, образным и ярким языком, Горький на страницах своего рассказа поднимает социальные и философские проблемы.
Ниже представлен краткий пересказ и анализ рассказа. Материалы можно использовать при изучении произведения в школьном курсе литературы за 8 класс.
Место и время действия
Горький писал о людях своего времени, о той эпохе и среде, которая его окружала. Время действия рассказа соотносится с концом XIX века. Сюжет охватывает непродолжительный период времени – больше суток.
Место действия не привязано к конкретной географической локации. Понятно, что события разворачиваются в некоем южном портовом городе. Можно предположить, что дело происходит на Черном море. Создавая образы и фон событий рассказа, автор, скорее всего, вдохновлялся колоритом прибрежных территорий современной Украины. Конкретное место расположения, название поселения и водоёма значения не имеют, так как история, рассказанная в «Челкаше», универсальна.
Очень краткий пересказ
Повествование начинается с описания морской гавани и расположенного в ней порта. В разгар обеда в порту появляется вор Григорий, по прозвищу Челкаш. Он ищет своего подельника Мишку, чтобы вместе с ним провернуть очередное дельце и «срубить» деньжат. От портового сторожа Семеныча Челкаш узнает, что его приятель сломал ногу и теперь находится в больнице. Гришке придется обойтись без него и искать нового подельника.
На улице он знакомится с деревенским парнем Гаврилой, представляется ему рыбаком. Гаврила очень нуждается в деньгах и ищет работу. Гришка предлагает простодушному деревенскому пареньку подработать, выдавая предстоящее криминальное мероприятие за поездку на рыбалку.
Гавриил не слишком доверяет случайному встречному: больно подозрительно он выглядит, не походит на добропорядочного работягу, но всё же соглашается на его предложение. Вместе герои отправляются в трактир, где Гаврила напивается.
Ночью выходят на дело. Гаврила испытывает страх, он понимает, что они поехали далеко не на рыбалку, и дело связано с криминалом. Дав слабину, Гаврила просит Челкаша отпустить его, тот грубит, призывает не ныть, забирает у парня сумку с паспортом. Когда лодка подплыла к стене гавани, Челкаш исчезает, а вскоре в лодку сваливаются тюки с контрабандным товаром. Подельники преодолевают кордоны, оставшись незамеченными, они пристают к судну, смуглые люди встречают их, принимают товар. Дело увенчалось успехом. Герои остаются на ночлег.
Наутро Гаврила осмелел, он готов и дальше работать с Челкашом, так как это хороший способ обогатиться. По возвращению на берег Челкаш рассчитывается с подельником, выделяя ему обещанную скромную долю. Большую часть оставляет себе.
В Гавриле пробудилась жадность, он просит вора отдать ему все деньги. В глазах Челкаша Гаврила выглядит жалко, герой отдает ему всё.
Гаврила признается, что его посещала мысль убить Челкаша, чтобы завладеть награбленным. Эти слова разозлили вора. Между Гришкой и Гаврилой начинается драка. Завалив подельника, Гришка уходит с деньгами. Гаврила бросает ему в след камень и думает, что убил. Он не на шутку перепугался, хотел сбежать, но совесть вынудила его вернуться. Гаврила рад, что Челкаш жив. Он просит прощения у напарника. Челкаш отдает ему вырученные ночью деньги, оставив себе лишь одну купюру.
Характеристики персонажей рассказа «Челкаш»
На страницах рассказа перед читателями предстают яркие образы, автор снабжает текст красочными описаниями, уделяя внимание не только центральным персонажам, но и второстепенным.
Челкаш
Гришка Челкаш — босяк, матерый вор, выпивоха и плут, «травленный волк», гордый, болезненно самолюбивый. У него малопривлекательная, даже отталкивающая внешность: высокий, костлявый и сутулый, с угловатым лицом, холодными глазами, всклокоченным волосами с проседью. Описывая манеры, походку героя, Горький сравнивает его с ястребом:
«Он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал»
Это противоречивый персонаж. С одной стороны, Челкаш — преступник, властный, самолюбивый, грубый, но, с другой, — он хоть и вор, но выполняет свои обязательства перед напарником, не пытается его обмануть. Герой за время босяцкой жизни не утратил способности к проявлению человечности, жалости, имеет понятия о справедливости и морали.
Челкаш — пример героя, находящегося «вне системы», он не хочет и не умеет жить в соответствии с принятым порядком вещей, больше всего герой жаждет свободы. Он происходит из семьи зажиточных крестьян, но выбрал для себя другой путь. Воровская жизнь наполнена приключениями: можно разбогатеть за одно ночное предприятие и спустить всё за один день. Герой, однако, не обрёл счастья в этой жизни. Он раздражителен, зол на мир. Разговор с Гаврилой о деревне вызвал у него тоскливое чувство.
Свободолюбие и авантюризм в характере персонажа проявляется в любви к морю, «дух» морской стихии соответствует мировосприятию Челкаша. Горький умышленно создает нетипичный, далекий от реальности образ вора, он наделяет его чертами романтического героя.
«Челкаш романтизирован, возвеличен, а не развенчан», — указывает писатель Варлам Шаламов.
Гаврила
Гаврила — молодой крестьянин, подавшийся на заработки в город, чтобы не жить в зятьях, стать самостоятельным хозяином. Волей случая он становится подельником Челкаша, его рабом. На столкновении характеров этих двух персонажей и строится конфликт произведения. Гаврила предстает перед читателем широкоплечим, коренастым, добродушным парнем с голубыми, детски чистыми глазами.
Герой наивен, ограничен, нерешителен и труслив. Челкаш вызывает у него сомнения, он боится, что тот втягивает его в дела, пагубные для души, но идет на сотрудничество с ним, починяясь сильной личности и желая заработать. Гаврила перетрусил во время ночного предприятия, богобоязненно молился. Благополучный исход дела и сорванный куш подействовали на эту слабую личность искушающе: возникло намерение убить своего «господина» и завладеть всей добычей.
Получив свою долю, Гаврила, снова одержимый этой мыслью, нападает на Челкаша. Содеянное беспокоит его совесть, он кается, просит о прощении. Когда «ненужный человек» отдал ему почти все купюры, он быстро успокаивается, прячет деньги и твёрдыми шагами уходит к своей хозяйственной мечте.
Изображая люмпена Челкаша в романтическом ключе, Горький намеренно показал его нравственное превосходство над крестьянином — мелким собственником. Известное презрение вора к деньгам здесь выглядит достойнее, чем жадность «хозяина», обернувшаяся подлостью.
Другие персонажи
Семеныч — таможенный сторож, работает в порту, «пыльный и таинственно-прямой» с «добродушно-хитрым» лицом. Рабочий человек, ответственно выполняет свои обязанности. Он, как и подобает ему по должности, стремится выпроводить «неблагонадежного» вора из порта, не пустить его в гавань, но при этом жмет ему руку, так как Челкаш пользуется авторитетом, и в порту его хорошо знают. Пытается казаться грозным и сердитым, олицетворяет «функцию» правопорядка, но за этой функцией всё-таки просматривается человек.
Грузчик — эпизодический персонаж, один из множества портовых работников, босяк, чей образ был выхвачен из общей массы и обрисован в начале рассказа для иллюстрации «портового люда», занимающегося непростым и неблагодарным трудом. «Коренастый малый с глупым в багровых пятнах лицом и поцарапанной шеей», — так описывает Горький работника, с которым Челкаш беседует, появившись в порту. Предположительно, он был избит.
Мишка — друг и частый подельник Челкаша, рыжеволосый, только упоминается в тексте. По причине повреждения ноги не смог составить компанию своему приятелю-вору и выбыл из повествования.
Посетители кабака — несколько ярких фоновых образов в эпизоде, где Гришка и Гаврила посещают кабак. Перед взором Гаврилы предстает «пьяный рыжий человек в матросском костюме», очевидно, не русский, урчащий, икающий, пытающийся напевать песню себе под нос. Здесь же мимолетно замечены две черноволосые молдаванки, «скрипящие» песню пьяными голосами. Описание разношерстного и своеобразного контингента прибрежной забегаловки важно для представления читателя о мире, который окружает героев.
Пересказ произведения «Челкаш» по главам
Рассказ начинается с небольшого вступления, содержащего красочное описание морской гавани и жизни порта, который под пером Горького представляется промышленной громадой.
«Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — все дышит мощными звуками».
Шумный и огромный порт — творение рук человеческих, но он как будто «поглощает» человека, на его фоне суетящиеся люди смотрятся «жалкими», среди шума, в череде множества разных звуков человеческие голоса едва слышны.
Стоял жаркий день. Зной «пек изнури». Атмосфера напряжена так, что кажется, что вот-вот «разразится катастрофа», взрыв, после которого будет дышаться легко, наступит спокойствие и умиротворение.
Двадцать мерных ударов в колокол — специальный сигнал, известивший о начале обеденного перерыва, в порту всё на время затихает, голоса людей становятся слышней.
I глава
Грузчики «рассыпались по гавани», ринулись шумными группами к торговкам, покупать у них разную снедь и приступили к трапезе. Во время обеда в порту появляется хорошо известный здешнему люду матерый вор Гришка Челкаш. Своим обликом он разительно выделялся на фоне портового контингента.
Челкаш явился сюда, чтобы найти своего друга и подельника по имени Мишка. Он поравнялся с группой рабочих, в их числе был «коренастый малый» со следами побоев. Гришка беседует с ним, справляется о Мишке, но парень ничем не может ему помочь: «Давно не видал!» — крикнул тот, уходя к своим товарищам.
Далее Челкаш встречается с портовым сторожем Семенычем. Исполняя свои обязанности по обеспечению безопасности, Семеныч стремится выпроводить Челкаша с территории порта. В ответ на его расспросы делает вид, что не знает никакого Мишки. Челкаш продолжает диалог с ним, заговаривает зубы сторожу, и ему удается выведать информацию о приятеле. Оказывается, Мишка сломал ногу и угодил в больницу.
Двое солдат выпроваживают Челкаша с территории порта. В голове вора созрел очередной незаконный план обогащения. Он собирается идти на дело, но для этого ему нужен напарник. Сноровки у Челкаша достаточно, но одному ему всё равно не справиться. Мишка сейчас был бы очень кстати, но коль он покалечился, нужно искать ему замену.
На улице возле кабака Челкаш встретил молодого паренька, разговорился с ним. Молодой человек родом из деревни, старушка-мать болеет, отец давно умер. Он сильно нуждается в деньгах, рассказывает Челкашу о своих бедствиях, сетует на жизнь. Полторы сотни рублей ему бы хватило, чтобы встать на ноги.
В реалиях конца XIX века, когда Горький писал свой рассказ, 150 рублей считались приличной суммой
Дабы исправить своё бедственное положение, парень даже подумывал «пойти в зятья», то есть жениться на дочери зажиточного человека. Челкаш смекнул, что эту встречу можно обернуть в свою пользу и решает нанять паренька, не посвящая в курс дела. На вопрос собеседника о своей деятельности, Челкаш отвечает, что он рыбак.
«Рыбу ловить поедем. Грести будешь», — так Челкаш в общих чертах описывает суть предлагаемой работы.
Парень не особо-то верит, что встреченный им субъект зарабатывает на жизнь честным трудом.
«Не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист… темен ты», — выражает он сомнения в честности нанимателя.
И, тем не менее, он соглашается работать на Челкаша. Новоявленные подельники наконец-то познакомились. Парень представился Гаврилой.
Вместе Гаврила и Челкаш отправляются в трактир. Вор ведет себя в заведении по-свойски, фамильярно. Он заказывает водки, щей, мяса и чаю, но расплачиваться не собирается, и просит буфетчика записать всё в долг. Эта ситуация побуждает Гавриилу думать, что несмотря на жуликоватый вид, его новый знакомый пользуется авторитетом, его уважают. Недоверие Гаврилы к Челкашу постепенно рассеивается.
Челкаш ненадолго оставляет своего нового напарника. Гаврила оглядывается по сторонам. Описывается обстановка и посетители грязного трактира, в котором оказались герои. Заведение размещалось в подвале, где было темно и сыро.
В ходе трапезы Гаврила с подачи Челкаша «наклюкался». Вор чувствует себя хозяином, имеющим власть над своим новым напарником. В какой-то степени ему становится даже жалко паренька, чья жизнь оказалась в его цепких «волчьих лапах».
II глава
Гришка и Гаврила отправляются на дело, выходят в море на лодке. Челкаш очень любит море, оно привлекало вора своей мощью и ощущением свободы. А вот Гавриле в лодке было немного не по себе, парень вел себя боязливо.
Страх спутника забавлял Челкаша. Гаврилу всё ещё терзали сомнения и в добросовестности мероприятия. На рыбалку ли они едут? Он спрашивает у Челкаша, где же снасти? Вор отговорился, что снасти на корме. Ему стало неудобно лгать этому наивному парню. Челкаш грубо осек собеседника. Мол, не твоё дело, тебя наняли чтобы грести, вот и греби.
Раздались крики. Это охрана. Челкаш требует у спутника грести быстрее и говорит, что если бы их догнали, им бы пришел конец. Гаврила окончательно удостоверился в том, что ввязался в темное дело и пожалел о том. Никаких денег Гавриле было уже не надо. Он просит нанимателя отпустить его, но Гришка не внемлет его просьбе, Гаврила тихо всхлипывает. Челкаш велит ему «не ныть» и молчать, коли он «жив быть хочет».
Тем временем подельники подплывают к молу, где возвышалась гранитная стена. Гаврила по указке Челкаша ведет лодку вдоль стены. Челкаш велит остановиться, перехватывает весла и забирает у Гаврилы котомку, в которой у парня лежал паспорт, чтобы боязливый напарник не сбежал. Челкаш исчез из виду, проник через стену, в лодку посыпались тюки с награбленным товаром. Теперь напарникам оставалось «проплыть у чертей меж глаз» и дело будет сделано.
Гавриилу не оставляет страх, он выполняет все приказы Челкаша, желая поскорее завершить дело и никогда больше не видеть Гришку, забыть всё как страшный сон. Парень гребет что есть мочи.
Лодка беззвучно подплывает к кордонам. Гаврила собирается звать на помощь, но не успевает открыть рот, как перед его взором предстает «огромный огненно-голубой меч». Перепугавшись, Гаврила ложится на дно лодки. Челкаш бранится на него, шипит, поднимая напарника. То, что увидел Гаврила, — всего лишь свет корабельного фонаря. Подельникам удалось остаться незамеченными.
Гришка Челкаш рассказывает Гавриле, что им за ночь удалось срубить немалый куш — целых 500 рублей. Гаврила вспомнил о своей деревенской жизни и стал мечтать о том, какое доброе хозяйство можно справить на вырученные деньги. Подельники начинают беседу о сельской жизни. Гаврила по-другому стал смотреть на своего хозяина, увидел в нём не вора, а такого же крестьянина, как он.
Челкаш вспоминает о своей прошлой жизни. Он повествует о детстве, о родителях. Оказывается, Челкаш сам из крестьян, отец его был первым богатеем на селе. Когда-то у него была красавица жена, он служил в армии гвардейцем, отец был горд за него. Гаврила жалеет своего спутника, который «добровольно отлучился от земли» и понес за эту отлучку наказание. Самолюбие Гришки было задето, он почувствовал раздражение, поскольку ни во что не ставил своего напарника и любил ощущать превосходство. Воспоминания о прошлом, о деревне вызвали в нём чувство одиночества, оторванности от той жизни, с которой он был связан своими корнями.
Шлюпка причалила к судну, где подельников уже ждали. Их радушно приняли на судне, забрали товар и уложили спать.
III глава
Наступило утро. Пока Гаврила спал, Челкаш переоделся в другую одежду, «немного потертую», но крепкую. Она преобразила вора, так что напарник едва узнал его. Страх Гаврилы пропал, он понимает, что работать с Челкашом — дело прибыльное, и готов ещё быть его пособником. Вместе они на лодке возвращаются на берег.
Напарники делят добытое ночью, Челкаш честно «отстёгивает» Гавриле оговоренную долю. Ему причиталось 40 рублей. Парень с жадностью распихивает деньги по карманам. Обладание деньгами «одурманило» Гаврилу, ему хочется иметь больше, чем он получил, к тому же значительную часть «заработка» Челкаш оставил себе.
Гаврила стал слезно просить Челкаша отдать все деньги ему, так как простому крестьянину они нужнее, чем вору. Он сможет на них наладить хозяйство. Гришка был удивлен тем, насколько жаден оказался этот «безобидный» на первый взгляд паренек. Со злобой он достает деньги из кармана и бросает в Гаврилу бумажки.
— На! Жри… — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.
Челкаш отметил, что и сам хотел дать Гавриле больше, так как он его разжалобил. Гаврила не мог нарадоваться исходу — он теперь богат. На радостях парень признается, что подумывал избавиться от Челкаша, ударить его веслом и утопить в море, а всю прибыль забрать себе.
Услышав это, Челкаш требует у Гаврилы вернуть деньги. Тот хотел вырваться и убежать. Между ними завязывается ожесточенная драка. Вор отобрал у Гаврилы награбленное и двинулся прочь. Гаврила бросил ему вслед увесистый камень, угодив прямо в голову.
Поняв, что он мог погубить Челкаша, Гаврила перепугался и решил удрать с места преступления. Пошел дождь, смывая оставшиеся на песке следы драки. Раскаянье охватило Гаврилу, он вернулся. Слава богу, Челкаш жив. Парень стал просить у вора прощения. Челкаш сжалился над ним, отдав ему все вырученные деньги, оставив у себя лишь одну радужную бумажку.
На сем герои разошлись в разные стороны. Каждый пошел своей дорогой. На пустынном берегу не осталось ничего, что бы напоминало о «маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми».
Анализ произведения
Как появился рассказ Горького «Челкаш», какие темы он поднимает, и каковы литературные особенности. Ниже представлена информация по истории создания и краткий анализ рассказа.
История создания
Сюжет рассказа взят Горьким из реальной жизни. В его основу положена история, которую рассказал ему одессит, лежавший с ним в одной палате в больнице города Николаева.
Николаев – город на территории современной Украины, стоит на реке Южный Буг, недалеко от Черноморского побережья. Во времена, когда Горький писал свой рассказ, входил в состав Российской империи.
На больничную койку Горький угодил после того, как вступился за девушку, был избит и чуть не погиб. Его посчитали мертвым и спрятали в кустах. На счастье, он был случайно обнаружен проезжающими. Этот драматичный эпизод найдет отражение в творчестве Горького в другом его рассказе «Вывод». Однако на атмосферу и содержание «Челкаша» эта история тоже могла оказать некоторое влияние.
О своём соседе по палате Алексей Максимович вспоминал:
«…Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».
Об этой истории автор вспоминал спустя три года, в 1894 году, когда он проживал в Нижнем Новгороде. Рассказ обрел законченную форму всего за 2 дня, так как Горькому, в раннем возрасте ушедшему «в люди» и жившему в бедности, было понятно и близко то, о чем он писал.
Считается, что воплотить на бумаге историю, «привезенную с Юга», Горького побудил его приятель и коллега — известный писатель В. Г. Короленко. Он высоко оценил произведение Алексея Максимовича и способствовал тому, чтобы оно вышло в печати. В некотором смысле Короленко можно считать «крёстным отцом» «Челкаша». Публикация состоялась на страницах журнала «Русское богатство» в номере 6 за 1895 год.
Жанр и направление
«Челкаш» — небольшое по объему прозаическое произведение с одной сюжетной линией и малым количеством центральных персонажей, его жанр определяется как рассказ.
Ранее творчество Максима Горького являет собой пример сочетания романтизма и реализма в русской литературе конца XIX столетия. В рассказе «Челкаш» присутствуют черты обоих литературных направлений. Сюжет описывает эпизод реальной жизни, важное место в контексте повествования занимают социальные аспекты. Подобно писателям-реалистам, Горький описывает действительность без прикрас. В то же время в рассказе присутствуют романтические мотивы: образ моря, играющий важную роль в повествовании, приключенческая составляющая в сюжете, колоритная атмосфера южного края, представленная в ярких и образных описаниях.
Композиция
Рассказ написан в соответствии с канонами традиционной композиции. В структуре повествования выделяются следующие элементы:
- Экспозиция — вводная часть, предшествующее первой главе – описание морского пейзажа, порта и побережья гавани.
- Завязка — появление Челкаша в порту, знакомство главных героев, Гришки и Гаврилы, их договоренность о совместном предприятии.
- Развитие событий, по ходу которых раскрываются образы и характеры героев, описываются во второй главе
- Кульминация — дележка добычи и драка героев
- Развязка — Челкаш бросает Гавриле деньги, герои расходятся.
- Концовка – описание морских волн, смывших следы «маленькой драмы», конфликта, разыгравшегося между героями.
Особенность композиции рассказа — обрамление. В начале и в конце повествования описание морской стихии.
Тематика
Жизнь городских низов
«Босяки», то есть обездоленные, нищие, оказавшиеся по тем или иным причинам на дне жизни, — частые герои произведений Максима Горького. Эта тема очень волновала автора, она была актуальна для того времени и того общества, в котором жил и творил Горький, не утратила она свой актуальности и в наши дни. Тема жизни городских низов занимает важное место в творчестве писателя и является одной из центральных в рассказе «Челкаш».
Судьба человека
Отталкиваясь от «босяцкой тематики», на примере одного крошечного эпизода Горький затрагивает такую глобальную, общефилософскую тему, как судьба человека. Как известно, пути Господни неисповедимы, но многое в жизни зависит и от самого человека. Почему тот или иной персонаж оказывается на дне жизни? Был ли это его осознанный выбор или необходимость? — над этими вопросами задумываешься, читая рассказ Горького.
Человек-функция Семеныч, крепкий парень грузчик, чью повседневность составляет адский труд и портовые драки, свободолюбивый «честный вор» Челкаш и жадный, безвольный и жалкий крестьянин Гаврила — за каждым образом просматривается непростая судьба, и у каждого из героев своё отношение к тому положению, которое он занимает в обществе. О дальнейшей судьбе центральных персонажей — Гришки и Гаврилы — читатель может только догадываться. Горький не дает ответов, а дает лишь почву для размышлений.
Проблематика
Рассказ Горького охватывает обширное проблемное поле, сквозь повествование автор поднимает как вечные, так и злободневные проблемы.
Свобода и рабство
Проблема свободы — одна из основных в мировой литературе, к ней нередко обращались писатели-романтики. В произведении «Челкаш» она занимает центральное место, что сближает этот рассказ с романтизмом.
Что такое свобода и несвобода — эти вопросы поднимает Горький в своем рассказе. Он противопоставляет стремление к свободе Челкаша и рабскую психологию Гаврилы.
Гаврила — свободный человек, но он не способен сам построить свою жизнь, вырваться из нищеты. Возможным выходом из бедственного материального положения ему видится удачная женитьба, он говорит о том, что ему придется «пойти в зятья». Сама эта формулировка очень четко расставляет акценты и приоритеты персонажа. Женитьба представляется не как жизнь с любимой женщиной, а как опека богатого родственника, то есть зависимость от тестя. Согласившись работать на Челкаша, Гаврила оказывается в состоянии раба, что подчеркивается в тексте рассказа.
Сам Челкаш выходец из крестьянской среды. Он вспоминает, что отец его на селе был первым богатеем, послужил Гришка в гвардии, успел жениться на красавице Анфисе. Глядя на согнутого работой отца, Челкаш не захотел повторить его жизнь. Он оставил старых родителей, жену, рванул к морю в босяцкую жизнь за волей и приключениями.
И в этой жизни свобода была относительна. Одинокий, озлобленный Челкаш в диалоге с Гаврилой вдруг с увлечением говорит о преимуществе крестьянской жизни: свобода — на своём клочке земли крестьянин король. Так говорит он о жизни, утраченной им безвозвратно. Какой свободы он хотел? Свободы от нелёгкого крестьянского труда? От обязательств перед семьёй? В этом мире у человека есть только свобода выбора. Гордец и лодырь, искатель лёгких денег, Челкаш сделал свой выбор.
За романтическим флёром воровской жизни героя скрывается пустота, бесцельность существования, отсутствие близких людей, грязь, нечистоплотность.
Уже в самом начале рассказа автор задаёт тон повествованию, поднимает проблему несвободы, изображая, насколько ничтожно смотрится рабочий люд на фоне шумного побережья и величественного морского пейзажа, тем самым показывая людей как «рабов собственной жизни».
«Буревестник революции» писал этот полуромантический рассказ в ключе отрицания действительности, где одни сыты, другие тяжело и безрадостно работают. В окружающей жизни автор видит готовность «разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом». Он полагает, что после этой катастрофы воздух освежится, и станет кругом «тихо, ясно, славно».
Проблема человеческого характера
«Человеческая душа — потемки», — гласит известная пословица. За внешним обликом и ярлыками, которые навешивает общество, может скрываться совсем не тот человек, каким он кажется на первый взгляд. Именно в этих постулатах заключается основная мысль произведения Горького, раскрытая на контрасте образов Челкаша и Гаврилы.
Нередко в жизни бывает так, что считающийся порядочным человек оказывается подлецом, а заклеймённый обществом негодяй в определенный момент совершает благородный поступок. Горький не случайно уделяет большое внимание внешности фоновых персонажей. Описывая тех или иных героев, выхватывая их из толпы, он позволяет читателю догадываться о том, что скрывается за этим внешним описанием, каковы эти люди на самом деле.
В рассказе встретились два разных, противоположных характера: сильный, хищный Челкаш и добродушный, слабохарактерный Гаврила. Между ними установились отношения господина и раба.
Слабохарактерность опасна тем, что человек легко поддаётся искушению. В данном случае деревенский увалень с детскими голубыми глазами Гаврила не устоял перед соблазном ухватить весь куш и чуть не убил прожжённого вора. Он способен унижаться, в нём нет достоинства. Не злодей, но человек неприятный. «Гнус», — называет его Челкаш.
На фоне Гаврилы этот разбойник привлекателен. У Челкаша свои принципы, он смел, любит риск, полон достоинства, точнее — гордости, которой и повреждён. Герою нравится испытывать чувство превосходства над другими. Он отдаёт Гавриле все деньги не по доброте — делает широкий жест и тем утверждается в собственных глазах.
Нравственная проблематика
Высвечивая сложность человеческого характера, Горький поднимает нравственные вопросы, обличая такие человеческие качества как алчность, жадность и эгоизм. Носителем этих пороков выступает Гаврила. Сумев относительно легко заработать денег, он проявляет свои худшие черты, представляется в негативном свете даже на фоне вора-контрабандиста.
Челкаш тоже не образец нравственности. Он эгоцентрист и одержим гордыней, он никого не любит, ни к кому не привязан, живёт только для себя. В его босячестве никто, кроме него, не виноват. Есть ли у вора нравственный стержень? Он легко берёт чужое, может и убить недрогнувшей рукой.
Роль пейзажа
Рассказ Горького изобилует красочными описаниями: образный язык — одна из ярчайших художественных особенностей произведения. Автор уделяет немало внимания пейзажу, что играет роль в смысловой нагрузке произведения. Пейзажные описания, с которых начинается и которыми заканчивается рассказ, дополняют и раскрывают одну из центральных проблем рассказа — проблему свободы. Любовь к морю подчеркивает свободолюбие героя. Природа, в данном случае морская стихия, — часть окружающего нас мира, она красива.
Экранизации
По мотивам рассказа Горького было снято несколько короткометражных фильмов.
В Советском Союзе на киностудии «Мосфильм» в 1956 году 46-минутную картину снял Федор Филиппов. Текст Горького переработал под киносценарий Алексей Симуков.
Недавно рассказом Горького как первоисточником для фильма вдохновились сербы. Короткометражка вышла в 2019 году, режиссером выступил Ружица Тадич.
Скачать обзор: