Какое положение занимают герои рассказа подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Какое положение занимают герои рассказа Подвиг отрока-киевлянина и?

Задания по литературе для 5 класса 1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?

2 ответа:



2



0

Сперва разберемся, кто же там герои в этом рассказе «Подвиг отрока-киевлянина».

Понятно, что главный герой — это сам отрок. Отрок в старину — это молодой дружинник, почти мальчик, которому только доверили носить оружие. То есть это дружинник.

Второй герой воевода Претич, чья хитрость помогла снять осаду. Его чин воевода, следовательно он командует дружиной. Судя по этому рассказу под началом Претича была совсем небольшая дружина, потому что самостоятельно справиться с печенегами он не мог.

Упоминается в рассказе Ольга и княжичи — это княгиня и ее дети, главное лицо в Киеве в отсутствии князя.

Князь Святослав, который потом отомстил печенегам — великий князь Киевский, командующий ратью и вообще первое лицо в государстве.



0



0

В сказании «О подвиге отрока киевлянина» не так много действующих лиц. Сразу назовем главного героя — это безымянный отрок, который переплыл Днепр. Его положение — младший чин в княжеской дружине, скорее всего недавний подросток.

Княгиня Ольга — жена князя и второе лицо в городе

Князь Святослав — первое лицо в городе, глава княжества

Княжичи — их дети

киевский люд — свободные киевляне, торговцы, ремесленники и прочие

Воевода Претич — начальник небольшой дружины.

Читайте также

«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.

Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.

Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.

Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.

Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.

Кем был отрок в былине «Подвиг отрока киевлянина»? Просто очень молодым человеком, юношей, ведь именно так мы понимаем слово отрок в настоящее время? Скорее всего нет, иначе на него обязательно обратили внимание печенеги, когда отрок пробегал бы по их лагерю.

Скорее здесь задействовано старинное значение слова Отрок — младший дружинник, слуга, молодой воин. Тогда понятно, почему он мог искать своего коня, потрясая уздечкой и на него особо не обращали внимание враги.

Отрок стоял по правую руку князя с мечом в руке.

Тогда синонимами слова Отрок будут — молодой воин, курсант, оруженосец.

Осада — окружение, обложение, блокада

Дружина — рать, войско, воинство, отряд.

В сказке «Иван Крестьянский сын и чудо юдо» мы можем найти много интересных поучительных мыслей, и определить какая из них главная подчас сложно.

На первый взгляд — сказка о любви к родине, о том, как по первому зову простые люди поднимаются на защиту своей родной земли.

Далее можно найти мысль о том, что даже один в поле воин, если это не просто богатырь, а человек с умом и хитростью, предусмотрительный и осторожный. Ведь если бы Иван не подслушал разговор жен Чуда Юда, то погиб бы и он и его братья.

Наконец, самая главная мысль этой сказки, на мой взгляд в том, что как бы не было страшно зло, не следует его бояться, только с храбрым сердцем можно победить.

Можно просто заучить сказку «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» наизусть, ведь в ней есть все эти элементы, но тогда это будет не сказывание.

Поскольку сказка достаточно большая, попробую сделать небольшое сказывание с использованием нужных элементов народного фольклора:

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-да был старик и жила с ним старуха. Было у них три сына и младший — Иванушка. Но повадилось на землю ихнюю чюдо-юдо поганое, вот и решили сыновья биться с ним насмерть.

Отправились братья в путь-дорожку, да добрались до речки смородины. Там начали братья в дозор ходить, сперва старший пошел, да уснул, а младший Иван вышел вместо него и сразил чудо-юдо шестиголовое, на следующую ночью все повторилось, только девять голов было у чудо-юдо. Наконец в третью ночь Иван бился с 12 головами и только конь его верный помог Ивану одолеть чудо юдо поганое.

Замыслили жены чудо-юдо извести братьев, но и тут выкрутился Иван и спас и себя и братьев.

И вернулись братья домой, да стали жить-поживать, да добро проживать.

Сказывание можно разбавить диалогами:

iVH80wKS44K4JFkxpUpydJMzVQX.png

Вспомним немного содержание =сказки «Журавль и цапля».

Две птицы, соседи по болоту, построили себе дома и решили, что делать дальше. Логичный вывод — жениться пришел первым в голову журавлю и он отправился с предложением к цапле. Цапля сперва отказала, но потом передумала и бросилась догонять жениха, но теперь уже журавль встал в позу.

Так и ходили они друг за другом, а договориться никак не могли.

Какую же основную мысль можно выделить в этой сказке?

Мне кажется главное здесь в том, что любое решение следует принимать взвешенно, хорошенько его обдумав, потому что проще всего сразу сказать нет, а потому мучиться сомнениями в верности своего выбора.

­Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок-киевлянин по сути спас Киев, рискуя своей жизнью, он вовремя передал на другой берег Днепра весть о том, что киевляне готовы сдаться печенегам, так как страдают от голода и жажды. У воеводы Претича не было другого выхода, как попытаться спасти княгиню Ольгу с внуками, и он для этого пошел на хитрость, запугав печенегов, что князь Святослав со своими несметными полками рядом, а здесь только передовой отряд.

Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?

«И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и сто­яли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали…», «И сказал один отрок…», «И ответили ему…», «А тот ответил ему…», «А ты не князь ли?».

Повторяющиеся союзы придают тексту напевность, былинность, торжественность. Они придают тексту ритм и являются средством выразительности.

Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается миром, потому что Святослав, узнав о произошедшем, тут же поспешил домой, собрал войско и выгнал печенегов с родной земли. Для автора мир – это самая дорогая ценность, которую надо беречь и защищать. Именно за то, что Святослав оставил Киев с жителями, матерью и детьми без защиты, а сам уехал куда-то воевать, автор осуждает князя. Мы это читаем в словах: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней забо­тишься, а свою покинул».

Хитрость Претича автор понимает, ведь ложь воеводы спасла жителей Киева. Подвиг отрока-киевлянина автор описывает сдержанно, но в действиях мальчика отражается героизм, потому что пойти на верную смерть может не каждый человек.

Какое положение занимают герои прочитанного вами лето­писного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость во­еводы Претича»?

Все основные герои, названные в произведении по имени, занимают высокое положение: Святослав – князь киевский, Ольга – его мать, Претича – воевода. А вот человек, совершивший настоящий подвиг, отрок-киевлянин – простой горожанин.

Как вы понимаете слова учёного, исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси»? За что мы должны быть благодарными и как это мо­жет проявляться (в каких делах, поступках)?

Мы должны быть благодарными людям Древней Руси, потому что они сохранили для нас нашу страну. О них писались летописи, повести и жития, потому что они были людьми необыкновенными, совершавшими духовные и ратные подвиги ради людей и Руси.

Наша благодарность будет не на словах, а на деле, когда мы будем жить и всегда поступать, осознавая, что мы дети России, что мы должны быть вместе и жить не только для себя, но и для всех людей.

Лихачёв говорит, что литература Древней Руси повество­вала только о том, что было, существовало в прошлом, и что «прошлое должно служить современности». Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока-киевлянина «слу­жить современности»?

Повествование о подвиге отрока-киевлянина является примером самоотверженности и мужественности, тех качеств, которые необходимы людям во все времена. На примере таких подвигов воспитываются и закаляются души молодых людей.

Вспомните, какими словами начинается повествование о под­виге отрока-киевлянина.

Повествование начинается с даты события: «В лето 6476 (968)».

О чём говорят первые слова этого повествования?

Первые слова нам говорят, что летоисчисление на Руси велось от сотворения мира. Далее мы узнаем, что в этот год печенеги впервые пришли на Русь, а князь Святослав в это время находился далеко от Киева.

Прочитайте диалоги с отроком. Что для них более характерно (краткость, напевность и т. д.)? Какие ещё особенности по­вествования вы заметили?

Диалоги с отроком очень краткие. Повествование по стилю очень похоже на евангельский текст. Здесь нет описаний, характеристик, переживаний – даются только действия. Строгость повествования как бы говорит о достоверности, непредвзятости.

Как вы понимаете слово «отрок»? Составьте предложение с этим словом.

Слово «отрок» можно назвать синонимом слова «подросток». В любом случае это очень молодой человек. В Древней Руси отроками называли и самых молодых членов дружины князя.

Учитель истории был сегодня в хорошем настроении: «Ну что, отроки, готовы к уроку? Кто пойдет к доске?»

Подберите синонимы к словам: отрок, осада, дружина.

Отрок – подросток, тинейджер, юнец, мальчик, парнишка

Осада – блокада, окружение, сидение

Дружина – отряд, рать, войско


Рассмотрите репродукцию картины А. Иванова «Подвиг мо­лодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя.

Картина А. Иванова написана не позднее 1810 года, в то время в живописи еще очень часто художники следовали традициям классицизма, которые основывались на античных сюжетах и отражали гражданственность и патриотизм людей. Вот и здесь мы видим героя картины, который более похож на греческого или римского юношу, чем на киевского отрока. Художник не придерживается исторической точности в изображении деталей, для него главное – передать переживания мальчика и враждебность ситуации, в которой он оказался.

Какие краски использовал художник? Какие особенности си­туации и характера героя ими передаются?

Художник использовал два основных цвета: оттеки черного и красный. На картине мы видим момент, когда отрок пробегает через стан врагов с уздечкой в руке (ведь он всех спрашивает о пропавшем коне). Юноша пробегает мимо русского воина, умирающего от ран: одна стрела торчит из груди, вторую витязь держит в руке. Русич с надеждой смотрит на отрока. И красный цвет, символизирующий здесь и кровь, и правоту, и подвиг, мы видим только у воина, отрока (красная накидка) и вечерней зари над русской землей. Все остальное во мраке. Молодой киевлянин торопится, его накидка развевается, он сосредоточен, встревожен, но страха на его лице нет. Даже если он и боится, то не за свою жизнь, а за весь Киев.


Вы прослушали рассказ о тревожных военных событиях, угрожавших городу Киеву разорением, жителям погибелью.
Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, читающий текст, не дают волю чувствам. Как вы думаете почему?

Летопись – это фиксирование исторических фактов. Летописец должен быть беспристрастным, поэтому в тексте нет никаких описаний, а лишь действия и слова людей, поэтому читать с интонацией текст, написанный нейтрально, просто невозможно.

Но в одном месте спокойно-торжественное повествование всё же прерывается призывно-взволнованным обращением к князю Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул…» Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Лишь один раз во всем тексте автор позволяет себе написать эмоционально: когда посланные из Киева люди обращаются к Святославу. В их словах слышится упрек, боль и обида, поэтому актер и читает эти строки с эмоциональным накалом, который заключен в самом тексте.

Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Основная мысль произведения заключена в последних словах, главным из которых является «мир». Но мир хрупок, его нужно оберегать. Если бы не отрок и воевода, Киев был бы разорен, а княгиня Ольга с внуками оказались в плену. Автор как бы в наставление всем князьям, упрекая Святослава в самоуверенности и желании расширить границы княжества, говорит о необходимость нести ответственность за людей и служить людям, за которых отвечаешь перед Богом, тем более что среди них есть такие, как отрок, готовые отдать жизнь за спасение многих.

Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о под­виге отрока-киевлянина.

         – Мне не дает покоя один вопрос: откуда мальчик мог знать печенежский язык? Может, все это выдумка?

         – Даже если это и выдумка, то только в том, что мальчик мог говорить по-печенежски. Остальное – правда. И история тому свидетель.  За все последующие века разве мало было таких мальчишек, которые спасали людей, жертвовали своими жизнями ради других?! Особенно в военное время. Разве ты не слышал о пионерах-героях, погибших на Великой Отечественной войне, совершая подвиги?

         – Убедил! Меня смутила фраза в самом начале, что печенеги впервые пришли на Русь. А сейчас я подумал, что это ведь они с войной первый раз пришли, а так, может, торговля какая была, может, кто-то из печенегов даже в Киеве жил, поэтому отрок и мог знать печенежский язык.

Опубликовано 3 года назад по предмету
Литература
от света1113

какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича

  1. Ответ

    Ответ дан
    loller42

    Не занимает высочайшее положение только отрок, но его можно по справедливости именовать выдающимся храбрецом

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      alisavalenzuela924

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    48 секунд назад

    Помогите!!!
    Задание 2 (40 баллов)

  • geometriya
    Геометрия

    51 секунд назад

    Математика помогите решить домашнее задание

  • geometriya
    Геометрия

    59 секунд назад

    В координатной системе дана точка А (7;5;3) Определи расстояния точки от координатных осей ОХ, OY и OZ

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    1 минута назад

    Помогите пж!!!!!!!!!!!!!!!!

  • matematika
    Математика

    1 минута назад

    Түске дейін мұражайға 27оқушы

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    16 минут назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    46 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа подвиг отрока киевлянина
  • Какое наказание было определено герою рассказа м горького старуха изергиль ларра
  • Какое название первоначально носил рассказ один день ивана денисовича
  • Какое поле бывает в сказках
  • Какое название носит спектакль а гоголь сюита б ревизская сказка в великий насмешник россии